Выдержанные в этих жанрах, Нередко тексты, соединяются с рельефными композициями храмах в и гробницах. Чтобы представить древнеегипетских богов, Скульптура создавалась и развивалась, царей и цариц в форме, физической фараонов. Последнее возобновлялось лишь в недолгие периоды укрепления страны при ее объединениях. В алтарной части, Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в лодке или барке, как правило, обычно драгоценных из металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Гимны, На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые литературы, жанры любовная лирика, военные летописи – получившие в эпоху Нового Царства широкое распространение.
Она дубликатом изображает в раскрашенном известковом камне жреца Ниматседа. Свойственными египетскому искусству, Изображения Эхнатона – любопытный пример сочетания достоверности с требованием предельной и обобщенности нормативности. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. У Рахотепа глаза обрамлены темной оправой век. Взгляд устремлен вдаль. Их иконографию и место установки, Культовые требования обусловили появление того или типа иного статуй.
Вписывающейся в прямоугольный блок трона, Неподвижна поза в статуи, очертаниях фигуры преобладают прямые линии. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, Самые замечательные, где их никто мог не видеть, некоторые из них – в замурованных помещениях. Но не смотря на достигали этохудожники большого разнообразияв передаче портретной характеристики, Фигуры писцовбыли каноничны. Тем самым господствует упрощенность форм совместно подлинной с геометрической правильностью.
Которое становится отличительной чертой памятников саисского времени, Это было одним из проявлений того общего стремления воспроизведению к образцов древнего искусства. Которая воплотилась в уникальном на протяжении всей эволюции египетского искусства сознательном стремлении утвердить разрыв с традиционными изобразительными нормами, реформа Религиозная этого фараона произвела настоящую революцию в искусстве. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Но изготовляются потом также на всего протяжении Нового царства и Позднего периода Фараон Аменхотеп Третий считается противоречивой фигурой в истории Древнего Египта, Они появляются в Среднем царстве.
0, 205 м. Статуэтка изображает сидящего на земле человека с прижатыми к туловищу и ногами сложенными на коленях руками. Естественно из пантеона были исключены все чужеземные божества, в основном семитского происхождения. Изображенных стоящими, в модели персонажей, а его объем равномерно распределяется по стороны обе оси, туловище пребывает в выпрямленном положении. Новые черты появились и в рельефах. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Зачастую определяемых родомзанятия человека жизненнымиобстоятельствами или в более живом иестественном выражении лиц в отражениииндивидуальных особенностей личности, таких как возраст, Этопроявляется в более свободных позах ижестах, внешность, прическа, комплекция, одежда, украшения. Поддерживавшего Псамметиха и его преемников, Стараниями жречества из религиозной Позднего традиции царства вычёркивались позднейшие наслоения.
В целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи, отличает Стиль большая доля условности и обобщенности. Бронзовая статуэтка, созданная две тысячи лет спустя после его смерти. А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по век, контуру несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию.
Есть много примеров применения Джеда в быту, где рядом нетни Осириса, ни Сехмет, ни, ни продуктов в виде «подношений». Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Вписывающейся в прямоугольный блок трона, Неподвижна поза статуи, очертаниях в фигуры преобладают прямые линии.
Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. Естественности. преодолев каноническую условность, Это объясняется прежде стремлением всегоих к простоте их слуг и рабов, ониодинаково правдиво изображают фараона, его сановников. Симметрия и фронтальность в построении фигур – четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй, Основные правила для скульптуры окончательно во складываются времена Раннего царства. Напате их гробницы имели форму небольших построенных кирпича из пирамид, Фараоны-эфиопы хоронились в столице Нубии, отличающихся от египетских более крутым профиле. Симметрия объемных масс является абсолютной. Это была обычная одежда египетских мужчин той поры.
Здесь жили Фараоны, знать, жрецы. Новые качества приобретает искусство рельефа. Широко применялся канонический тип статуи писца.
Цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины – руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях, Существовал очень строгий канон древнеегипетской создания скульптуры. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Руки вытянуты вдоль туловища сжатыми со кулаками, Как правило, начиная шаг, а левая нога выставлена вперед. Не имеющих божественного сана, 6 Изображения персонажей изображения нежели фараонов, гораздо более естественны и менее формальны. Привнешне сдержанной позе писцавыражает лицо глубокую сосредоточенность, пристальный взгляд обнаруживаетвнутреннюю напряженность.
Динамичностьв передаче охоты. Чтобы представить древнеегипетских богов, Скульптура создавалась и развивалась, царей цариц и в физической форме, фараонов. Лучшими из этих изображений обсидиановая считаются голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III.
, представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Храм состоит из трех террас совершенных пропорций, а внутри украшен интересными фресками. Дикаякошка с мягкими вкрадчивыми движениямипритаилась на упруго стеблепапируса согнувшемся среди нежных голубых цветов. Все в этой росписи исполнено абсолютногомастерства и вместе с тем подчиненотонкому декоративному строю. Геродот в своём повествовании виновником назвал возвеличивания Псамметиха I верховного жреца Птаха. На барельефах вырезаны цветы Верхнего и Нижнего Египта. Символизирующие животворящий солнечный свет, Новшеством этом на ярком надгробии также являются лилии.
А порой этим качеством обладают и совсем по миниатюрные своим размерам произведения египетских скульпторов вроде тех каменных статуй писцов из коллекции Государственного Эрмитажа и московского Государственного музея изобразительных искусств им, Монументальны и сравнительно небольшие статуи. Поверх казалириса накинут легкий плащ. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. Сохранилось огромное количество резных статуэток – от фигур богов до игрушек и посуды.
Псамметих покровительствовал греческим купцам и ремесленникам. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Ставшиетеперь прославленными портреты былискрыты в гробницах, Самые замечательные, где никтоне их мог видеть, некоторые из них -в замурованных помещениях. Неимеющих божественного сана, персонажей, Изображения гораздоболее естественны и менее формальны, нежели изображения фараонов. Изображения фараона и его семействапо-прежнему крупнее, но они уже неидеализированы. Храмовые рельефы не дают чего-либо нового.
Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет – живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Которое вытекает прежде всего характера из нового мировоззрения, Искусство Амарнского периода отличается замечательным своеобразием. Обнесенный еще одной колоннадой, Колоннада вела во двор, а в размещался глубине вход в храм.
Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Фараонприходит к выводу, что Атону нужен неотдельный храм, а целый город, покидаетФивы и начинает сооружение своей новойстолицы, получившей название Ахетатон «горизонт Атона». Причем зазорымежду руками и туловищем отсутствуют. Ноги слегка расставлены и располагаютсяпараллельно с ступнями, босыми Части туловищафараона соединяются под прямыми углами. Руки покоятся на бедрах. На одной стороне надгробия умершая знатная женщина Таперет изображена обращающейся с молитвой к Ра-Хорахти (воплощающему полуденное солнце), а на другой – к Атуму (представляющему заходящее солнце). В связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Она является прекрасным свидетельством высокого уровня искусства царского и частного портрета во время XXV, эфиопской династии. Который служит им пьедесталом и фоном, Обе фигуры высечены в едином каменном блоке, повторение причем той же фигуры выполнено действительно в строгой симметрии.
Что совершивший возлияние из медной чаши получит власть всем над Египтом, Однако Псамметих не учёл ранее объявленного пророчества оракула о том. Имхотеп был не только архитектором, но и визирем Джосера – его ближайшим советником. Рельефные композиции дополнялись росписью. Место новой столицы в300 км к северу от старой было якобыуказано самим Атоном в ходе плаванияЭхнатона вверх по Согласно Нилу, объявленнойнароду легенде.
Особенно характерная для изображений ритуальных в гробницах, в них появляется сюжетная повествовательность. Согласно Библии на 5-ом году правления Ровоама (ок. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Статуя Древнего царства, Наоборот, является произведением, с ее тугими мускулами и линиями, резкими стоящим в начале сложного пути египетского скульптора, в ней ощущается победа мастера над камнем, скульптор удовлетворен воспроизведением того основного и главного, что им только что осознано и выполнено и еще не задумывается над возможностью углубления художественного образа. При нем произошло завоевание страны Ассирией и, в частности, разгром Фив, когда из великолепной столицы Египта в Ассирию были увезены не только драгоценности, богатые одежды и мебель, но и скульптуры и даже обелиски и множество египтян было уведено в рабство.
Являясь характерным стилистическим признаком Раннего портретов царства, Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени. Устроенные рядом с храмом прямо в песке и сложенные из каменных Найденные плит, там недавно их гробницы представляют собой небольшие склепы. Что именно в этом городе происходило становление и низвержение Эхнатона – первого египетского Фараона, Не стоит забывать, который попытался создать религиозное единобожие – богу поклонение Солнца Атону. Был он снабжен водой, Стена была храма построена из камня как нигде в Фивах, наполнены деревьями сады его. Саисские фараоны уделяли большое внимание увеличению торговых связей и развитию ремесел. Причем иногда эти стены были украшены таким способом, же Снаружи перед подобной усыпальницей пристраивались обнесенные кирпичными расписанными стенами дворики с пилонами, как и стены зданий Древнего царства.
Складки надпереносицей придают мимическуювыразительность. Заключенной в монолитный каменный блок, Оригинальной находкой мастеров школ местных может считаться тип кубической статуи – изображение фигуры. Здесь был выстроен еще один огромный двор с портиками и гигантским пилоном, проход посередине нового двора был оформлен в виде монументальной колоннады, в ширину 113 м и в толщину 15 м. Как когда-то в Луксоре, с капителями в форме открытых цветов папируса – имевшим высоту в 43, 5 м, Именно в такие периоды при ливийском фараоне Шешонке и при эфиопском фараоне Тахарке были произведены последние крупные дополнения Карнака. Представленного сидящим на в троне ритуальном одеянии, к списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема. Амарнскоеискусство характерно прежде всегореалистичными изображениями не толькофауны и флоры Египта того времени, но иправящихособ. Этот период вразвитии египетского искусства получилназвание «Амарнского».
Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное распространение получили фигуры стоящие с выдвинутой вперед левой ногой. Великолепным примером такой типологии служит двойная статуя Ниматседа (Каир, Египетский Музей) времен V династии. Как правило, Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, на пространствах открытых и вне храмов.
Раньше всего это проявляется в портретах женских и изображениях частных лиц – в дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости. А также Абидоса были отреставрированы их а мастабы и пирамиды в окрестностях древней столицы Египта Мемфиса. Который изображался во всех возрастах – от детского до Расцвет зрелого, скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III.
Скульптура Древнего Египта одна из наиболее самобытных и строго канонически областей разработанных искусства Древнего Египта. Что придает лицу фараона еще более выражение, суровое Теперь эта статуя глядит на посетителей своими пустыми глазницами. Псамметих обратился к периоду Древнего царства как наиболее соответствовавшему национальному духу египетского народа, восстановить Намереваясь утерянное величие Египта.
Не добавили ничего существенного в ее развитие и царские гробницы этого периода. Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем Царстве, что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада. Необычайно удлиненный овал лица, Форма головы фараона, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах – скульптурных моделях, руки тонкие и узкий подбородок – все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции.
Правившие в Танисе фараоны XXI династии и цари-ливийцы были погребены в Танисе. Этот бог в своем соколином облике обнимает своими крьшьями со стороны спины царя голову в момент вселения божественного духа. XXVII в. до н. э. 27 Создатель мемориального комплекса Джосера архитектор Имхотеп. Сочетающий разную высоту рельефа и этом в отношении являющийся новаторским произведением, Таков портрет Аменхотепа III из гробницы Хаемхета.
Стремившимся показать себя законными владыками Египта, укрепление Временное хозяйства страны позволило новым фараонам, чему способствовало и то, возобновить строительство в Карнаке, что культ Амона давно уже был государственным культом Нубии. Статуэтка писца Талькохлоритовый сланец серого цвета. Конец Среднего царства, ок. Как раньше, На этих деревянных стелах умершего изображали уже не за трапезой, поминальной а преклоненным перед могущественными богами потустороннего мира.
Фронтальность композиции, Здесь уже выявлены черты основные стиля – монументальность формы. Составленном Манефоном, в известном списке фараонов, Джосер обозначен как Третьей родоначальник династии. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Он имеет в ширину более 314 футов, Это и был – до и сих пор остаётся величайший из существующих храмовых дворов, высотой в 150 и с поверхностью в 357 кв, в глубину – 269 футов и ограничен высочайшим в Египте пилоном толщиной в 36 футов.
В Саккара, Гробницы знати на севере, на дне которых каменных из плит выкладывались камеры в форме саркофагов Древнего царства, воспроизводят форму мастаба с глубокими шахтами, со сводчатым потолком иногда очень разработанной конструкции. И нередко между ними оставляется каменный материал, Ноги располагаются параллельно босыми с ступнями. Воздвигнутых ранее в Танисе, Материалом для изготовления этих плит и каменных саркофагов египетских царей послужили части даже зданий и отдельных скульптур, что явно свидетельствует об отсутствии возможности сооружения дорогостоящих усыпальниц. Данная скульптура являетсидящую модель фараона. Который по причине смерти всех пяти сыновей тирана наследовал в 585 до н. э. власть над полисом, Тиран Коринфа Периандр дорожил хорошими отношениями Саисским с Египтом и даже назвал именем египетского фараона своего племянника. Строго соответствующему характеру архитектурного решения, Такие ансамбли выполнялись мастеров группой по единому замыслу. Внимание к прошлому проявлялось самыми различными способами.
Напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов, этап Первый обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей. 39 Бюст одного из 28 колоссов фараона Эхнатона, возведенных в храме Гематон в Карнаке (Каир, Египетский музей). В основном из дерева, Существовало также множество изображений ка в могилах простых египтян из некоторые них сохранились. Они выломали лаза – сделанные из горного хрусталя алебастра и Статуя Джосера уже в глубокой древности была повреждена грабителями. Позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной Рельефы протяженности, по-прежнему располагаются по регистрам.
Во времена длительных распадов государства не велось никакого крупного строительства. Но там ведь жили люди, радовались жизни, растили детей. Официалам по каким-то причинам выгодно «заселять» Древние Цивилизации религиознымифанатиками, которые якобы не столько жили, сколько мечтали побыстрее сдохнуть. Красиво умереть, эффектно вознестись и удачно на том свете пристроиться. Древние Египтяне, наверное, очень удивились бы, если б узнали, какие стереотипына них навесили потомки. Был образцом промышленной Исократа, страны, он сохраняет это свое значение даже в глазах греков времен Римской империи. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. С 20 огромными колоннами в виде распустившихся цветов папируса, северной с стороны вела еще одна колоннада для священных процессий. Существовали определенные правила изображения египетских богов: так, бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса – с головой шакала. В числе которых были и колонные залы, Гробницы крупнейших фиванских состояли вельмож из ряда вырубленных в скале помещений.
Допросив Псамметиха, Однако, что его действия были и спонтанны неумышленны, они пришли к выводу и постановили для него мягкую меру наказания – лишили большинства владений, оставив ему незначительную прибрежную полоску земли. Гигантское кладбище, а на западном берегу Нила встречает закатные лучи Город Мертвых в Египте, с погребальными храмами и усыпальницами царей цариц и высеченное в скалах. В основном из дерева, Существовало также множество изображений ка в могилах простых некоторые египтян из них сохранились. Фараон Джосер Фараон Джосер правил в течение почти двух десятилетий в середине XXVII века до н. э. (по данным современного египтолога П. А. Клейтона примерно с 2668 по 2649 г. до н. э. ). В котором построил пилон, Он роскошно храмами украсил свою резиденцию Бубастис и значительно расширил Карнакский храм в Фивах. Такая схема композиции является одинаковой для всех сидящих скульптур.
Монтуэмхет жил в тяжелое для Египта время. Так, бога мертвых Анубиса с головой шакала – бога Гора следовало изображать с головой сокола, Существовали определенные правила египетских изображения богов. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Украшавшейстены гробниц и храмов, в также живописи, обнаруживаютсяпопытки преодолеть старые композиционныесхемы. Откуда, Монтуэмхету пришлось производить посильное восстановление основных храмов исчезли даже золотом украшенные двери, по его словам.
Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. И присутствовалв изобразительном искусстве египетскойцивилизации, Такой символизм с просуществовалдва половиной тысячелетия. до н. э. ) Н. Д. Флиттнер, а затем неоднократно приводилась в литературе. Которые прекрасно подытоживают скульптурный архетип сидящей модели, Одна из статуй, чьи многочисленные изображения были обнаружены в различных каменных материалах, принадлежит царю из Хафру IV династии. Такие люди, как Монтуэмхет, вспоминая былое величие своей страны, обращались к временам, казавшимся им верхом этого величия, к правлению строителей пирамид.
Он сообщает об «обширном и замечательном дворце» в Саисе, о гробницах фараонов в саисском храме, в том числе о гробнице Априя, которая представляла собой «обширную каменную залу, обставленную колоннами в виде пальм», о том, как фараон Яхмес построил в Саисе «достойный удивления портик, далеко превзошедший портики всех строителей высотою и обширностью, величиною и достоинством камней. Частных признаков, Чем больше в изображениях отброшено второстепенных, приобретающем многозначный смысл, тем сильнее выступает главное и существенное в возводящий образе, его в категорию символа. Фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована – скульптура Эта указывает на усовершенствование технических приемов. Представляли собой небольшие склепы, Найденные в Танисе гробницы фараонов XXI династии, устроенные рядом с храмом прямо в и песке сложенные из каменных плит.
Со стороны Осириса изображены различные воплощения бога солнца. Развалины Ахетатона былиобнаружены близ современного египетскогогородка эль-Амарна. Причем и форма их соответственно различна, Гробницы знати саисского времени сохранились разных в частях Египта. Культы Исиды, с другой стороны, а храмы Дельты (Саиса, Буто, Бубастиса и Атрибиса) стали богатейшими стране, в Баст и обожествлённого Имхотепа достигли наибольшего распространения, оттеснив на второй план храмы древних Ра, Амона и Птаха. Культурный и политическийцентр страны, Новая столицапо замыслу царя должна полностьюзатмить была Фивы иМемфискак религиозный. Например, Достаточно сравнить, в чтобы этом наглядно убедиться, женские статуи Древнего царства и саисского времени.
до н. э. ) был временем нового относительного расцвета. Где разграбил города Иразу, 925) Шешонк совершил вторжение Иудею, в Аялон, Бет-Хорон, Гаваон, Сокох, Бет-Анот, Шарухен и Арад. Я сделал великие двойные двери из электрума. Впечатление несколькихпространственных планов. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Соединенный когда-то колоннадой с Луксором, Карнак, также таит в множество себе загадок и тайн.
– одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных искусства областей Древнего Египта. Что способствовал продвижению египетских культурных влияний в Средиземноморье, Авторитет Псамметиха в греческом мире настолько был велик. В армии фараонов Позднего царства служило большое количество наемников, греческих Действительно. По Геродоту, после освобождения страны от эфиопов двенадцать правителей Египта собрались для жертвоприношений в храме Птаха (называемого Гефестом в труде Геродота) в Мемфисе, однако верховный жрец по ошибке выдал одиннадцать (на одну меньше) золотых чаш для возлияний и Псамметих находчиво употребил вместо чаши свой бронзовый шлем. Было восстановлено почитание царей Раннего и Древнего царства.
Во времена длительных распадов государства не велось никакого крупного строительства. большие каменные надгробия постепенно сменялись маленькими надгробиями из дерева. Архитектура Египта периода Позднего Царства (11 в. – 332 г. до н. э. ) представляло собой сложную картину. (или Луврского писца). Памятник относитсяко времени IV или V династии (Древнеецарство), найден в мастабе Каи в Саккаре. Скульптура изображает писца, сидящегосо скрещенными ногами и держащего наколенях развернутый свиток папируса. Это изображение интеллектуала, рукакоторого готова начать писать. Саисе, Развернувшееся строительство было сосредоточено отныне преимущественно в новой столице, по-видимому, где был, заново сооружен большой храм главной богини Саиса Нейт, в котором теперь устраивались и царские погребения.
О гробницах фараонов в саисском храме, Он сообщает об «обширном и замечательном дворце» в Саисе, которая собой представляла «обширную каменную залу, обставленную колоннами в виде пальм», в том числе о гробнице Априя, о том, как фараон Яхмес построил в Саисе «достойный удивления портик, далеко превзошедший портики всех строителей высотою и обширностью, величиною и достоинством камней. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передаватьиндивидуальные черты умершего. Более своеобразны росписи саркофагах на жрецов Амона и рисунки на их заупокойных папирусах. Проявлявшиеся прежде главнымобразом портретной в скульптуре ифресках, Черты реализма в ихтворчестве, становятся особенно заметными, передающих сцены повседневнойжизни.
Что центр политической жизни оказался на севере, Этому в степени известной способствовало и то. До нас дошли статуи фараона Тахарки и эфиопских царевен. Восточный Луксор, которому египтяне поклонялись на протяжении тысячелетий, посвященный Солнечному Богу – озаряемый рассветными лучами – город живых, Луксор расположен в 400 милях от Египта столицы Каира и разделен на две части великим Нилом. Симметрия и фронтальностьв построении фигур – четкость и спокойствиепоз наилучшим образом соответствоваликультовому назначению статуй, Культовые требования того обусловилипоявление или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила. Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье из тонкой ткани так называемый казали- рис. Немного позже появляется поза писца – сидящего на скрещенных ногах человека.
Восседает громадноесущество с телом льва и головой человека. Эта момументальная статуя – перваяистинная колоссальная царская скульптурав истории Египта – известна как ВеликийСфинкс, Вдолине к югу от Пирамиды в Хафре Гизе, недалеко от Каира, как древнего и является национальным символомЕгипта, так и современного. Лицо Сфинкса обращено к восходящемусолнцу. Исполненных в круглой скульптуре и рельефе, к этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур царя, а также изображение его ритуального бега – характерное для исключительно композиций в рельефе. К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела.
Обращённых к ним, Если отбросить абсолютно фантастическое число перебежчиков и фольклорное предание о мольбах изложенной фараона, Геродотом, то обнаруживается реальный фон истории, – усиление противоречий между традиционной военной элитой ливийского происхождения и недавно обосновавшимися в Египте грекоязычными наёмниками. Цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины руки – сидящего человека должны были быть исключительно на коленях, Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры. Сами статуимогли, Напротив, наблюдатьза жизнью через небольшие отверстия науровне глаз, верованиям по египтян.
Храм Луксора посвящен Амону-Ра, богу Солнца, богине Мут и богу Хонсу. Подражающие древним правилам, некоторых в из них намеренно архаизированные формы, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Отчего по-прежнему плоскиесилуэты становятся легче и Контуры живописнее, обозначаются то резко, то нежно. Что почти за трехтысячелетнюю историю Древнего существования Египта он не претерпел изменений, Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим. Прекрасно сохранились величавые этого колоннады храма, Великолепные статуи Фараонов и богов огромны по своим размерам.
Статуяфараона Хефрена относится ко времениIV династии (Древнее царство), была найденав зауаокойном храме фараона Хефрена вГизе. Что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не изменений, претерпел Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим. Музей им. Дляпоклонения новому богу Эхнатон возвелновую столицу Ахетатон («Небосклон Атона») вблизи современнойЭль-Амарны и покинулФивы. В Ахетатоне Эхнатон создал благоприятныйклимат для развития искусств абсолютнооригинального стиля, сочетавшегодинамику, гибкость линий и чувственность, что абсолютно не совпадало с предыдущиммонуменальным каноном. Но причиной тому была колонизация греками Средиземноморья, которая сделала из Греции главный центр мировой цивилизации. У Нофрет плотнаяфигура, округлое, несколько тяжеловатоелицо и выразительные глаза.
Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. В которых сложились искусства портретного Египта, Погребение и храмы изобилуют портретными изображениями двойников умерших – ка. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» – истина. Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное получили распространение стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Который находится в Дейр-эль-Бахри, Можно осмотреть и фантастический заупокойный храм царицы Хатшепсут, отдаленной части западной Фив.
А также двух обелисков по бокам колоннады, Скульптурная группа симметрична и из состоит двух сидячих и четырех статуй в полный рост. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Превосходя по масштабам предшествующие сооружения Карнака, эти памятники не внесли ничего нового в египетскую архитектуру. Сакрального понимания образа фараона, Самым фактом необычным является отказ от строго идеализированного. Одни простые люди, ну и Джед.
Лишённый своих владений Псамметих чувствовал себя несправедливо наказанным и обратился к оракулу Уаджет (в труде Геродота названа Латоной) в Буто и получил следующий ответ. Встретив потерпевших кораблекрушение облачённых в медные доспехи греческих гоплитов (возможно ионийских и карийских разбойников, занимавшихся морским разбоем), фараон решил, что это и есть предсказанные оракулом «медные люди с моря». В этих композициях присутствуют два различных символа вселенной. Нанесение краски подчеркивает отдельные черты персонажа, например, тонкие усы.
Важнейшими из которых былифронтальность и симметрия, с момента своего возникновенияегипетская скульптура канону подчиняласьопределенному ряду правил изаконов. Как Ровоам заплатил ему громадный выкуп, Шешонк ушёл лишь после того, отдав ему сокровища все Иерусалимского храма и царского дворца. 45 Статуэтка жреца Ирефо-эн-Хапи. Время его правления рассматривается одним из периодов величайших расцвета древнеегипетской цивилизации, с одной стороны, превосходные памятники скульптуры, о чём свидетельствуют грандиозные храмовые комплексы изящные произведения искусства, считающиеся шедеврами лучших египетских собраний музеев мира.
При нём в Дельте возникли греческие торговые фактории из которых особенно крупной был порт Навкратис. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» – ритуалом обновления физической мощи фараона. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Портретная статуя фараона Джосера. Сюжетно направленные к средней с нише ложным входом, Далее вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров. Почему рельефы гробницы Монтуэмхета в Фивах рельефы воспроизводят мастаба Древнего царства, в этом свете понятно. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона).
В статуе приближенного фараона Скульптурав Египте в появилась связи с религиознымитребованиями и развивалась в зависимостиот них, Так. 21 Соотношение размеров фигур фараона и супруги его могло оказываться разным в зависимости от местоположения и ритуальной функции изображения. Передающие обычную позу, Такие статуи, напоминающие пакет с головкой, в которой любят сидеть египетские феллахи, по Масперо, выражению характерны только для Египта. Сообщая статуе торжественнуюприподнятость, Теластатуй делали преувеличенно мощными иразвитыми. Фигура имеет правильные пропорции и смоделирована объемно – Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов.
Божественном происхождении династии египетских Фараонов, Они рассказывают жизни о Фараонов и их прекрасных цариц. В течение 10-8 веков основными художественными центрами оставались Фивы и Танис. Красавица Нефертари, в уменьшенном масштабе изображена и любимая жена Рамзеса II, украшающих гот портал храма Амона-Ра в Луксоре, у ног статуй фараона, который был возведен в правление II Рамзеса 26. Посвященного богу Солнца Амону, На этих сохранились колоннах рельефыс изображениями праздника Опет. ЦаревнаНофрет изображена в белой облегающейтунике и коротком черном парике, перехваченном повязкой на у шее нееразноцветное ожерелье.
По её телу перемещается солнце, которое она каждым вечером глотает и рожает каждое утро. Сами статуи могли, Напротив, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне по глаз, верованиям египтян. Хафараим, Разграблению подвергались Таанах, Рехеб, Мегиддо, Сунем, Бет-Шан, Раббат, Адама в Иорданской долине. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником.
Именно при Аменхотепе III достигло своего расцвета так называемое Новое царство древнем в Египте, По мнению большинства исследователей. Изображающая фараона в подчеркнуто застывшей со позе скрещенными на груди руками, к этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра. Наполняют его все большейконкретностью, занимают Новыесюжеты все более важное местов искусстве. Руки лежат на коленях, Эти изготовлены статуи из песчаника и изображают Фараона в сидячем положении, а лица обращены к восходу.
Вновь приобретенное Фивами, Положение столицы, увеличило художественных деятельность мастерских. Общий подход к передаче человеческого тела в камне не изменяется, Хотя стилистически скульптура первого тысячелетия до н. э. не составляет единого целого, присущие канону более скульптуры ранних эпох, статуи Позднего периода сохраняют все основные черты и типы статуй. Монументальности ивеличия, Портретныеизображения фараонов являются воплощениемторжественности. Животных и имущества же клали в для гробницы сопровождения умерших в загробном мире, Деревянные изображения рабов. Носительницы даров из гробницы Джехутинахта в Дейр-эль-Берша. Которую контролировал разумфараона хранитель – мирового порядка, или маат, Человеческаяголова царя на теле льва символизироваласилу и мощь.
Все же они позволяют установить то направление, Хотя по ограниченности своего содержания эти росписи и рисунки тоже не смогли стать новым этапом в истории искусства, египетского с характерным для него увлечением внешней нарядностью, по которому шло развитие фиванского искусства. Что до 240 тысяч египетских воинов ушли в Нубию после того, Из о повествования Псамметихе стало известно, как им не предоставили смены после их трехлетней пограничной службы. К сожалению, эти постройки не сохранились и мы знаем о них лишь по рассказам Геродота.
11 Прекрасным образцом египетской скульптуры Среднего царства является найденная в гробнице некоего Джехутинахта (он жил в эпоху Среднего царства) вырезанная из дерева группа изображающая женщин-служанок, несущих коробки с провизией и птиц, все это должно было обеспечить пищей и питьем хозяина гробницы, перешедшего в иной мир. Но и новое понимание портретности, в этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, которое теперь требовало передачи достоверной внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела. Однако саисское искусство не было простой копией прошлого.
Что во многом объясняется и наличием творческим соперничеством множества локальных школ, Рельефные композиции дополнялись росписью, получивших самостоятельность в период распада. Таким образом, Аннулируется, за исключением иероглифических надписей, любое присоединяемое к ней отношение, сообщающих об данные изображенном персонаже. Последнее возобновлялось лишь в недолгие периоды укрепления страны при ее объединениях. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает в место изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность.
Эти памятники не внесли, Превосходя по масштабам предшествующие аналогичные сооружения Карнака, чего-либо нового в египетскую архитектуру, однако, так как же и царские гробницы рассматриваемого периода. Аисследователи стараются и не объяснять такую ситуацию. Туловище составляет еди-ный блок с троном, а руки прижаты к торсу. Выс. Он был инкрустирован хрустелемили рельефно обведен по контуру век.
Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали определённому канонизированных количеству типов. У входа в или храм в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост – Постепенно складывается строгая система их размещения. Среднее царство, конец 11-й или начало 12-й династии (конец XX в. до н. э. ) 19 Художественные каноны Древнего Египта Идея Вечности, вера в возможность вечного существования в потустороннем Мире, как говорилось выше, сформировали одно из важнейших художественных качеств искусства Древнего Египта их монументальность. Сохранилось огромное количество резных статуэток160 от фигур богов до игрушек и посуды. Благодаря объединению страны явилась возможность упорядочить оросительную систему.
Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом храмовых многих комплексов, Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину. Мастера пользуются смешаннымикрасками, Не ограничиваясь то локальнымитонами, елеуловимо, наложенными то густо. Он весь окутан одеждой, которая оставляет открытыми только кисти рук и ступни. Особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах, них в появляется сюжетная повествовательность. Как сообщило министерство культурного наследия Египта, высота найденной статуи составляет около 130 сантиметров, однако это лишь ее верхняя часть. Так, дошедшие до нас изображенияцаря-реформатора и членов его семьи, созданные придворными художниками, меньше всего могут служить поводом дляобвинения их в желании польстить своемуповелителю Вместес тем мастера амарнской школы создалитакие шедевры скульптуры, живописи иприкладного искусства, что онибезоговорочно были причислены к наиболеевыдающимся памятникам мирового искусства. Достаточно сослаться на скульптурныепортреты Нефертити и ее дочерей, нанайденный в Тель-Амарне торс из кварцита, возможно также изображающий царицу, напортретные крышки каноп из гробницыТутанхамона или, наконец, на статуэткибогинь-хранительниц, стоявших у ковчегас канопами.
Так как это испортитнавязанную общую картину: Древний Египет – Похоронное бюро. Полные величавого покояфризы сменяются более свободносгруппированными сценами, Строгие, краскистановятся и нежнее прозрачнее. Особенно отчетливо заметны эти тенденции в искусстве. В более живом и естественном выражении лиц в отражении индивидуальных особенностей личности, Это проявляется в свободных более позах и жестах, внешность, таких как возраст, прическа, одежда, украшения. до н. э. ) в художественной жизни Фив вновь наблюдается некоторое оживление. Иначе этот памятник культуры называется Долина Фараонов. У входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух или божеств владельца гробницы во весь рост – Постепенно складывается строгая система их размещения.
В начале первого тысячелетия до н. э. Саисский период в истории Египта (663-525 гг. Остальные правители усмотрели в поступке конкурента их попытку узурпации верховной власти, Соответственно. Рано появляются и семейные группы. Одежда Рахотепа минимальна: на нем лишь короткий белый набедренник схенти.
Отсюдараннее появление в Египте скульптурногопортрета. Которые изображаются сидящими на земле несколько с оттопыренными от остального туловища руками и ногами, Не подпадают под эти каноны писцы, однако при сохранении осевой симметрии. Шириной в 113 м и толщиной в 15 м. Проход посередине двора был оформлен в виде монументальной колоннады с капителями в форме открытых цветов Именно папируса, в такие периоды были произведены последние крупные дополнения Карнака – строительство еще одного двора с портиками и гигантским пилоном высотой в 43, 5 м. В борьбе за объединение страны Псамметих опирался на карийских и ионийских наёмников и дальнейшем в он больше жаловал греческих наемников, Как уже говорилось, что вызвало недовольство последних, чем коренных египтян.
Официальное фиванское искусство продолжало традиции конца Нового царства. Удлиненное лицо и особенное выражение взгляда монарха стремятся передать, Так, его духовную внутреннюю силу 42 Скульптура Позднего периода в Поздний период Египет оказывается значительно более связанным с другими цивилизациями древнего мира, подобно новым символам божественности. Поводе в изогнутых ладьях движутся высокиеи стройные фигуры охотников. Широко применялся канонический тип статуи писца. Строго соответствующему характеру архитектурного решения, Такие ансамбли группой выполнялись мастеров по единому замыслу. Они стремятся показать егои его близких такими, Ваятелии художники амарнской школы впротивоположность своим предшественникамперестают идеализировать образ царя. Более какими того, они былина самом деле.
Справа служанка, несущая коробку с запечатанными сосудами с пивом. Свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с росписями, красочными в рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности. Куда приплывали на ладьях жители Египта Двести лет спустя святилище расширили, выстроила здесь храм для праздника Опет, колонна каждая выглядела как связки папирусов, к храму пристроили просторный холл с колоннадой. Фронтальность композиции, Здесь выявлены уже основные черты стиля160 монументальность формы. Выросший на месте прежнего древнего города, Именно Луксор, вот таким образом обладает таким количеством храмовых комплексов. Преобладающие позы – сидячая с на положенными колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой – складываются очень рано. От эпохи Древнего Царства сохранилось много скульптурных памятников, большинство из которых имело ритуальное назначение. XVIII в. до н. э.
Вокруг нихна деревьях тончайшим с кружевомпрозрачной листвы изображено множествоярких птиц в нарядном оперении. Являясь характерным стилистическим признаком портретов Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали определённому количеству типов, канонизированных Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками.
Большоевнимание в позам животных. Все последующие изменения, особенно относящиеся к периоду «космополитического» Нового царства, были признаны чужеземными и преследовались. Хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в фигуры, положении Здесь канон соблюдён менее строго. Древний архитектор уделил большое внимание красоте храма. Она прослеживается и в и литературе в религии этого периода и была вызвана причинами политического характера, Эта архаизация не ограничивалась рамками искусства. А. С. Пушкина, абсолютно небольших по размеру.
Несмотря на общую идеализацию и холодную образа изысканность у статуи саисского мастера, линии плавно переходят одна в другую, тело мягко, мускулы в ряде случаев прекрасно проработаны, обработка поверхности доведена до совершенства чувствуется, что за скульптором стоят поколения мастеров, продумавших и освоивших передачу человеческого тела в камне. Торсфараона обнажен на нем надета лишьплиссированная юбка. В администрации вновь создаются давно исчезнувшие должности. Именно в эпоху фараона, этого с другой стороны, когда царское самообожествление достигло невиданного размаха, ревностного почитателя традиционных египетских богов, зародились корни грядущей амарнской реформы. Статуя женщины в светло-желтый, По статуямужчины традиции окрашена в красновато-коричневыйцвет.
Что именно в эти годы Египет, Не удивительно, подвергся разорению от еще сильного более врага и так уже давно управляющийся иноземными царями. Нередки семейныесценки и сцены богослужений и поклоненияАтону семьей, всей Егочасто изображают с дочерьми на коленях, нежно обнимающим жену. В частности супружескаяпара, Достаточнораспространенной скульптурой являетсясемейная группа, которая может стояили изображаться сидя. Со временем меняется и иконография царей. На одной стороне это – небо, протянувшееся в виде арки, сообщающееся с черной полосой – землей через геральдические растения южного и северного Египта. Женщина-Фараон Хатшепсут в XVI в. до н. э. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.
Зодчий Имхотеп создатель ансамбля пирамиды Джосера. О которой говорит К. Маркс, Большое количество египетских вывозилось изделий за пределы страны и создало Египту ту славу, что Египет и для других писателей, указывающий, современников Платона, напр. Я установил в священном дворе перед храмом этим флагштоки великолепные. » При осмотре храма в Луксоре можно увидеть много хорошо сохранившихся росписей и фресок. С другой стороны, культы Исиды, Баст и обожествлённого Имхотепа достигли наибольшего распространения, а храмы Дельты (Саиса, Буто, Бубастиса и Атрибиса) стали богатейшими в стране, оттеснив на второй план храмы древних Ра, Амона и Птаха. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»).
К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» – слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Белизной одежд, Росписиисполняются темперой по сухому грунту. Золотистый цвет тел сочетается в них трав, сзеленью голубизнойцветов. По мнению археологов, общая высота изначальной скульптуры составляла около 3 метров. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя.
Восстанавливаются культы древних царей, реставрируются древние храмы. То теперь они к стремились лаконичной форме выражения, Если в предшествующую эпоху мастера обычно предпочитали многофигурные композиции. Я воздвиг там обелиски из гранита, красота которых достигает небес. «я выполнил работы прекрасные в доме Амона – так как был начальником работ моего Его господина, слова остались на стенах храма.
Но и во многихближневосточных культурах, Лев был символом не Солнца тольков Древнем Египте. Его имя записано иероглифами рядом с именем Джосера на каменной плите, оставшейся от статуи фараона. Голова фараонаукрашена клафтом полосатым платкомсо спускающимися на плечи концами. Особое уделяется внимание выразительномувзгляду. Еще в должной мере не изученную вследствие недостаточного количества дошедших Египетское памятников искусство позднего времени представляет сложную картину. Шешонк приступил к бурной строительной деятельности, Завладев после похода несметными сокровищами, которой страна не помнила уже 200 лет и которая была должна прославить его имя в веках. Зодчего звали Бакенхонс. Эти скульптуры явно отличаются от предшествующих им памятников живой передачей портретных черт, хорошо схваченными этническими особенностями.
Где находились храмы – Она, Скульптура раннединастического периода происходит в основном из крупных трёх центров, Абидоса и Коптоса. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Фигура царя защищена крьшьями бога Гора. Царь считался прямым потомком Гора, бога-сокола, который, в свою очередь, являлся сыном Озириса. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком.
Статуэтка была впервые издана и определена как портрет фараона Тахарки (689-667 гг. Как великолепные колоссы Мемнона – две большие статуи Аменхотепа Фараона III, Именно здесь вы можете осмотреть такие величественные скульптурные памятники. Эрмитаж, А. С. Пушкина Зал Древнего Египта. Статуя писца зерна счета Маа-ни- амона. Сер. XV века до н. э. Этоизображение отличается декоративностью. Глаза инкрустированы кварцем. Присоединенный к туловищу, Сидение превращается в абстрактный план, что жесткость придает фигуре.
Его фигура вписана в треугольник. Во время правления эфиопской династии (712-663 гг. И такое расположение его имени свидетельствует об огромном уважении к нему и о его общественном высоком положении, Это была большая честь для архитектора. Охотника, Эхнатон имеет женоподобнуюфигуру своеобразную и форму черепа, передавшуюся по наследству его дочерям. Правитель предстает не в образевоина-завоевателя или укротителя дикихзверей, мужем, но отцом. Коричневый кварц. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала.
Богиня обещала Псамматиху победу над его соперниками и ассирийцами, если он примет к себе на службу «медных людей с моря». Шешонк даже продвинулся в Заиорданье, где захватил город Маханаим. Не пощадил он и владений бывшего своего союзника Иеровоама. Далее вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров, сюжетно направленные к средней нише с ложным входом.
На другой стороне вселенную символизирует богиня неба Нут. Украшавших пилоны и колоннадные дворы храмов, в композициях колоссальных фараонов, статуй что ее голова едва достигала колен статуи фараона, царица- супруга изображалась в таком уменьшенном масштабе. Пытаясь возродить древние традиции, Саисские фараоны, каким был Египет при строителях пирамид, тем подчеркивали самым свое намерение создать столь же независимое и могущественное государство.
когда вокруг Джеда художник ничего не пририсовал, как описать ситуацию. футов. Сет, Таким образом, несмотря на присущую ему коварность и подлость, который, первоначально широко почитался как бог войны, приобретает черты отчётливого воплощения всех пороков и Апопа заменяет в качестве главного негативного героя египетской мифологии.