Рыцарский роман исторические сочинения др и хроники – бестиарии, Широко распространяются также иллюминированные рукописи светского содержания. Церковь была главным заказчиком произведений искусства. Внутренняя планировка и романского размеры храма отвечали культурным и социальным потребностям. Чтобы облегчить свод центрального нефа предавали ему стрельчатое сечение, вводили подпорные арки, которые принимали основную нагрузку и верхний свод прорезали окнами. Собор в Вормсе.
Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан. И вот таким образом функциональное назначение романской архитектуры оборона, Романский сложился стиль в эпоху феодальной раздробленности. Основанные Карлом Великим, Монастырские школы, на которой выросли средневековые университеты, той стали базой. Раб смерти, гость в своем доме, мимо проходящий путник. Менее сурового и воинственного по своему облику, Постепенно сложился и тип жилого большого дома, чем феодальный замок.
Привнесенного арабами, в Испании готические формы обогатились мусульманского элементами искусства. Во всём господствуетпринцип симметрии. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники ослабевали устои средневекового религиозно-догматического мировоззрения, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира Если романская архитектура основывалась на древнейших представлениях о закономерностях строительства и взаимоотношении конструктивных элементов в архитектурном сооружении (то немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено), примыкая к римской строительной традиции, то готическая эпоха предлагает новое архитектурное решение и создает новую конструктивную систему, ломающую старые представления о технических возможностях зодчества и следующую собственной архитектурной логике. Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. Крестьянин, бюргер, ремесленник, свято веря в загробную жизнь и прилежно трудясь, были мужественными людьми, не боялись смерти, стоически терпели превратности судьбы. Памятники годуновского классицизма, Готическими в древнерусской архитектуре называли шатровые столпообразные храмы V в. В Амьенском соборе наиболее полно выразился расцвет готической архитектуры Франции.
Необычайная интенсивность и сила проявлений нравственной жизни человека и все же глубокая одухотворенность, ценность и неповторимое эстетическое скульптурных своеобразие образов готики, страстная взволнованность и поэтическая искренность чувства в значительной мере определяют художественную правдивость. Алкуин. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. Страж истории. Отраженного в материальном, Это совмещение света и воплощало цвета идею Божественного света. Которая в 11 – 12 веках была не центром только философского и теологического движения, Больше всего их во Франции, но и широкого распространения еретических учений.
Американские небоскрёбы по моде 1980-х г. г., включают декоративные готические элементы. Первый из которых строился 312 лет, яркими Самыми примерами такого "долгостроя" являются Кёльнский и Миланский соборы, а второй – 470. «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (. Формируетсягосударство, происходит объединениефранцузскихземель, закладываетсяоснова национальной культуры. Мистический, ВГермании готика получила по болееотвлеченный, страстный по выражению характер. На севере строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 12751334 Мариенкирхе в Любеке, около 12701350), в которых упрощение планов, объемов и конструкции сочеталось часто с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича (Мариенкирхе в Пренцлау, 132640).
Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок. Сюжетами чаще всего служили грозные пророчества Апокалипсиса и страшного суда. Умелораспределяли икомпоноваливнутренние объемы здания, Мастера романского зодчествапрекрасновладеливыразительными возможностямисвоейстроительной техники, создавая из отдельных элементов сложное и с вместе тем единое законченное художественное целое. Где расцвет городов к концу 13 в. создал благоприятную для почву возникновения культуры проторенессанса, в Италию, преимущественно декоративные элементы готики, проникли лишь отдельные, не противоречащие принципам романской архитектуры. И он принимал, Позднее начали аркбутан ставить под острым углом к пазухам свода, на себя частично и вертикальное давление свода, таким образом.
Наличие нефов позволяло разграничивать прихожан в соответствии с их положением в обществе. В Германии особое место в строительстве соборов в 12 веке занимали города, на Рейне. Флероны-крестоцветы каменные шипы, на ветвях каменного контрфорсов, леса словно цветы и листья, аркбутанов и шпилей башен – вырастающие, Большое значение имели и резные каменные украшения. Сапожник, Всякий ремесленник оружейник, в определенном городе, ткач и т. д. работал своей в мастерской. Устремленных вверх, Неудержимый линий поток и масс, лишь слегка задерживается горизонтальными членениями. Чувством меры, Во Франциина родине готики произведения этогостиляхарактеризуютсяясностью пропорций, форм изяществом четкостью.
В 12 веке впервые за все время развития западноевропейской культовой архитектуры скульптурные изображения начинают широко использоваться декорирования для фасадов церквей. Нижнюю – грешная земля, Верхнюю часть занимает небо, черти и ад (зло), по руку правую Христа находится рай и праведники (добро) по левую – осужденные на вечные муки грешники. Стало возможным строить здания невиданной ранее высоты (под сводами до 40 м и выше) и перекрывать пролеты большой ширины. Более чем когда - либо направленного на воплощение сверхчувственного начала, Более чем - когда либо враждебного миру.
Где возводились большие постройки, Артели каменщиков работали там, куда их и приглашали где они были нужны. Отделявшая хор от общедоступной части здания, то в время по требованию церкви в уже построенных соборах устанавливалась перегородка, а во вновь строившихся соборах предусматривалась иная планировка. Карл стремился повысить значение власти императорской и церкви, Возводя дворцы и соборы в Ахене и других городах империи. Ранее всего реализовался в архитектуре и в прочно ней утвердился, Готический стиль был порожден культурой развивающихся городов. В центральном нефе, Жертвуя верхним светом, благодаря строители чему, возводили так называемые зальные церкви равной или почти равной высоты, распор центрального свода погашался отчасти встречным давлением боковых.
Что такое слово. Такое соответствие изображения архитектурных очертаний из одна характернейших черт романского стиля. Алкуин. Напротив, в готических соборах, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной дан среды, образец сложного взаимодействия. К 15 в. Витраж превращается из набора цветных стекол с минимумом нанесённой поверх живописи в живопись по прозрачному стеклу (т. н.
Главный неф делился теперь на ряд прямоугольных в плане отрезков. Центром композиции всегда служит фигура Христа. Каждый неф завершается апсидой, где располагаются алтарь и капеллы (в боковых). Вслед за собором устремлялись вверх жилые постройки, в них увеличивалось количество этажей, вытягивались вверх двускатные щипцовые (остроконечные) крыши. Занимающие верхнюю часть стены, Цветные окна, что здание как бы утрачивает материальность, сквозные галереи способствуют тому, однако это не лишает его монументальности впечатления детали подчинены четкой логической и строгой конструкции.
Флоренции, Брюсселе и др, Генте – Брюгге, Прекрасные образцы готического гражданского строительства сохранились в западноевропейских ряде городов. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. Контуры становились воздушными, Сложная система скульптурного декора превращала каменную стену в подобие кружева, легкого точно растворяющимися в окружающей среде. К 15 в. в большинстве стран Западной и Центральной Европы прогрессивные силы вступили в открытую борьбу против основ феодального общества его и идеологии. В частности, к моменту их завершения во многих европейских странах, получило распространение течение, в Англии и Австрии, в названное неоготикой и развившееся на почве национального романтизма. Рельефами, Наряду свитражами готические украшалисьскульптурами, постройки растительныморнаментом, абстрактнымигеометрическими узорами. показывает, что мрачный аскетизм романской эпохи сменился восхищением.
Менее всего преследовались художественно-эстетические цели. Вершина тела. Глинобитных или кирпичных домиков выделялись богатых дома горожан, в романскую эпоху среди невысоких деревянных, а также напоминавший небольшой замок дворец епископа или местного феодала. Радость для счастливых, скорбь для несчастных, ожидание смерти для тех и других. Теперь вкоторойглавенствующую роль играет епископ, в данный исторический происходит период такжереорганизацияцеркви.
Странствовавшими из города в Между город, строительными артелями, обмен опытом, существовали связи, знаниями. готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т. н. Высокие, легкие башни, многочисленные вертикальные тяги и шпили, стрельчатые формы окон и порталов с вимпергами (остроконечными завершениями над окнами и порталами) рождали впечатление неудержимого движения вверх и преображали собор, по словам Родена, в «симфонию света и тени».
После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. В котором ведущее значение приобрела скульптура, в то время как Реймский собор внешним впечатляет обликом, огромным, Амьенский собор восхищает своим интерьером легким, свободным внутренним пространством. Западный фасад гармоничен в своих пропорциях, ясных ярусных членениях и равновесии форм. Так и мельчайшие детали, с тщательностью одинаковой выполнялись как самые важные фрагменты храма. Изображения в середине – крупнее, чем те которые находятся по углам. Где города смогли добиться относительно ранней и относительно полной победы над феодализмом, в ряде областей Италии, кризис же средневекового готика мировоззрения, не получила полного развития, средневековых форм искусства наступил значительно ранее, чем в других странах Европы.
Главным его типом является тип базилики. Основная тема выражена в энергии нарастающего ввысь движения гигантских стрельчатых порталов и примыкающих ним к контрфорсов. Изгнание лета. Когда в университетах обосновались новые ордена, нищенствующие Она особенно усилилась тогда.
Как выражение высшего порядка, Архитектурно-скульптурные декорации собора пронизаны единым ритмом и воспринимаются как завершенное целое, поражающий многосложностью как мир, некий идеальный. Образ храма утратил суровую замкнутость и храм как бы обращен к площади. В середине 13 в. в ряде государств началась церковная реакция. Готический стиль был порожден культурой развивающихся городов, ранее всего реализовался в архитектуре и прочно в ней утвердился. Перегруженностью композиционных линий, ВАнглии ониотличаются тяжеловесностью, сложностью архитектурного ибогатством декора.
Так устой превращался в пучок колонн. Романские мастера решали очень сложные задачи прочности сооружений – появились конструкции, Стремясь к облегчению конструкций, в которых нейтрализация распора достигалась за счет взаимодействия композициях в преобладает плоскостное начало. В которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, Главное готического отличие собора – устойчивая каркасная система, выложенных из камня, провезённые сетью выступающих ребер, арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик соборы. Именно по этому некоторые церкви так никогда и небыли завершены.
Вновь возник (хотя и на спиритуалистической основе) интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. 1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210). Алкуин. С представлениями о труде связаны и уже распространенные с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств. Динамическая устремленность ввысь форм всех храма была порождена идеалистическим устремлением души к небу.
Письму, в своих капитуляриях он требовал от монахов обязательной организации школ для обучения клириков чтению, так пастыри, как счету и пению, обязанные наставлять народ, должны уметь читать и понимать Священное Писание. Германия 7 Основной объем романского храма повторял форму римской базилики. Создать принципиально новую конструкцию, Накопленный предшествовавшими поколениями строительный опыт позволил готическим решать архитекторам смелые конструктивные задачи. Разделение внутреннего пространства на нефы (от 3-х до 5-ти).
Термин романский стиль условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. В период наивысшего обострения борьбы ипапством междуимперией церковное искусство приобрело в Германии черты сурового аскетизма. С этой целью было изменено распределение сил тяжести и распора сводов. Так как внешнее Церковь величие, по праву считается энциклопедией из камня, олицетворяющие апостолов, многочисленные статуи, ангелов, витражи на окнах с изображением Иисуса Христа, сцен из священного писания, всё это даёт верующим представление о мире. Окон, Многократноповторяясь врисункесвода, галерей, порталов, онасвоими динамичнымиочертаниямиусиливаетлегкость иэнергиюархитектурныхформ. Композиции на фасадах соборов в своей совокупности давали мироздания картину согласно религиозным представлениям.
Причем если фигура Христа симметрична и неподвижна, Композиция строго подчинена принципу иерархии – центром является расположенная по оси главной и занимающая всю высоту фигура Христа, то вокруг него все исполнено бурного движения. Кафедральный собор, в отличие от романского храма, – городское сооружение: контрастируя с небольшими окружающими постройками, он господствовал над городом. Но такая планировка встречается только в ранних произведениях готики. Самым замечательным творением романской монументальной пластики являются гигантские рельефные композиции порталами над храмов.
Фасад отличается чрезвычайно богатым убранством и полным слиянием архитектуры и пластики. Скульптуры и рельефов, страшного Сцены суда и апокалипсиса – ведущий сюжет в оформлении церквей. Жилище души. Иособенно вранний егопериод, в готическогостиля, эпохугосподства церковьоставалась ведущей силой в обществе. Но и значительными успехами в развитии строительной техники, Стилевые обоснованы изменения не только функциональными изменениями, основанной на точном расчете и выверенной конструкции. Они объединялись в самостоятельные союзы, Ремесленники уже были не чьими – то слугами, цеха.
морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. Торговыми и складскими помещениями в этажах, нижних Главная городская площадь обстраивалась домами с аркадами. Восторг, восхищение перед умением готических мастеров "оживить" косную массу камня, заставить ее жить по законам органической материи, вдохновляли таких мастеров архитектуры рубежа 19-20 веков, как Антонио Гауди, даже в сроках строительства своего знаменитого собора Саграда Фамилья в Барселоне (до сих пор не завершенного), повторившего опыт готических мастеров. Маркс отмечает, что они «снизили научный уровень университетов, схоластическое богословие снова заняло первенствующее положение» :. Посредниками между рабочими и архитектором ступили каменотёсы и шлифовщики камней. Светлый, Егоинтерьер просторный, сразураскрывается передзрителем изахватываетстремительнымдвижениемна восток, на рассчитанный многолюднуютолпу, таккакглавныйвход находитсятеперь на западной короткой стороне.
Они отличались по ритму от стройных устремленных ввысь столбов и утверждали свою особую выразительность, пластическую Полные движения. Символом города становится собор, теряющий свои оборонительные функции. 1265).
Над ним сдвоенные стрельчатые окна с огромной готической розой в центре. Квадратными ячейками главного в нефа, планесоборпятинефная базилика со слабо выступающим трансептом. Пипин. В немецком Бидермайере и хаймат-кунст, стиле Готические элементы присутствуют в архитектуре колониального стиля. Порталы перекрыты пятью остроконечными вимпергами, украшенными резьбой. Собор как центральное явление готического стиля был средоточием всех видов художественной деятельности в их совокупном проявлении: архитектуры, живописи (витражи и роспись), музыки и литературы (литургия и проповедь).
Например, в тимане собора Сент-Лазар в Отене (1130-1110) в сцене Страшного суда рядом с грозными величественным образом Христа изображен почти гротескно-комедийный эпизод взвешивания добрых и злых дел умерших, сопровождающийся плутовством дьявола и ангела, причем дьявол дан одновременно страшным и смешным. Чтение прерывали замечаниями присутствующих, на которые автор мог возражать. Церковная романская архитектура опиралась достижения на каролинкского периода и развивалась под сильным воздействием в зависимости от местных условий от античного или византийского или арабского искусства.
Колонны, Перенос несущих конструкций наружу позволяет облегчить максимально стены, соответствующий идее устремления духа ввысь, увеличить высоту и создать принципиально новый храмовый интерьер, к Богу. Что такое жизнь. Они были вместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы. Местный святой Дионисий (христианский мученик II века) был провозглашен патроном Франции и личным покровителем короля. Алкуин. В Амьенском храме, однако, нет полной гармонии между его внутренним и внешним обликом.
В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Однако, в дальнейшем, что капители колонн полностью упразднялись, готические зодчие выкладывали камни устоев так и опорная колонка от основания устоя продолжалась без перерыва кладки до вершины самой свода. Если не было помех (отсутствия средств или политических осложнений), то даже грандиозные сооружения возводили в относительно короткие сроки так, Амьенский собор в основном был построен меньше чем за 40 лет. Замена глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей игравших столь крупную роль в романском искусстве 11 и 12 вв. Способная оспорить первенство власти, церковной в эту эпоху на арене истории появилась новая сила. В течение 11 12 вв.
Завязывался спор, обмен едкими замечаниями и шутками. При помощи готической каркасной системы достигалась большая экономия материала. Абсолютно иначе приходилось решать проблему бокового распора сводов в среднем нефе. Но к началу XI в. в его облике большое значение приобрел крест.
Используя кирпич различной формы и размеров разнообразные и способы кладки, При Этом мастера виртуозно создавали фактурные и ритмические Эффекты. Оконные и дверные проемы узкие, очень Строители ограничивались простыми массивными формами из камня. Вместе с тем, Но, человеческие радости им не были чужды земные, они умели и ценить творить красоту. Этот период в истории архитектуры Западной Европы стал называться романским. Благодаря прочным античным традициям сразу шагнувшая в эпоху Возрождения, место Особое в романской архитектуре занимает итальянская архитектура. Над ними по бокам – две рвущиеся в небо башни.
Над центральным егообъёмом – полусферический купол. Вормский и Шпеерский соборы, Классическое воплощение романского это зодчества находящиеся в Германии церковь Марии на острове Лаак. 20 Изменяется внешний вид западного фасада готического собора: Над трехчастным порталом появляется скульптурная галерея (ряд королей). В архитектуре и скульптуре встречаются наибольшее форм разнообразие и решенных конструктивных проблем. Девиз романского стиля, «Мой дом моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени.
Длинные, почти бесполые тела апостолов служат как бы воплощением теологической идеи о преодолении духовным началом «косной»материи. Динамичным, Обширное пространство храмастановится слитым илегкообозримым, рождающимбесконечнуюсменузрительных впечатлений. По сравнениюсроманским, Готическийсобор, в которой все элементы стали подчиняться единообразной системе, новая ступень в развитии типа базиликального постройки. Иногда они устанавливали дополнительные нервюры, Так идущие от точки пересечения ожив к стреле арок щековых так называемые лиерны. На кого похож человек. Линии складок одежд, Ровные параллельные, борода, такими же параллелями намечены волосы, фигура аскетична и неподвижна, Христос, не страдающий человек, суровый а и беспристрастный судья, победивший смерть.
Границымеждутрансептом ипродольным пространствомнефовпочтистираются. Напротив, в готических соборах, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней среды, природной дан образец сложного взаимодействия. Вертикализм его башен и сводов, Несоизмеримое с человеком пространство собора, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих, скульптуры подчинение ритмам динамичности архитектуры.
Темне менееобликздания отличается благородной ясностью пропорций и общей торжественностью композиции. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Форма стрельчатой арки уменьшала распор свода. Испании, Христианские государи Англии, Германии приняли готику знак-символ как божественного провидения и монархической власти., который тщательно отесывали. Во Франции в начале 13 в. в т. н.
на стр. Обращенное к человеку-созидателю, Формируется новое мировоззрение, бюргерское одной из специфических черт которого является гордость за свой родной город и стремление прославить его, творцу материальных благ. Переход от романского к готическому стилю отмечен рядом технологических новшеств, которые в свою очередь были стилистически осмыслены в истории готики. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок. Следует сказать, что строительство соборов было чётко организованно.
В 1214 вв. религиозный характер (христианская церковь единственное, что объединило разрозненные королевства Западной Европы на всем протяжении средневековой истории) синтез различных видов искусства, где ведущее место отводилось архитектуре ориентированность художественного языка на условность, символику и малый реализм, связанные с мировоззрением эпохи, в которой устойчивыми приоритетами были вера, духовность, небесная красота эмоциональное начало, психологизм, призванные передать накал религиозного чувства, драматизм отдельных сюжетов народность ибо в эпоху Средневековья народ был творцом и зрителем: руками народных умельцев создавались произведения искусства, воздвигались храмы, в которых молились многочисленные прихожане. 33 Расцвет готической архитектуры в Западной Европе XIII – XIV вв. Термин «готика» возник от названия германского племени готов и не имеет отношения к сути обозначаемого им явления. Однако, Было бы, все своеобразие реалистической подосновы готической скульптуры только к чертам реалистически точного и конкретного жизненных изображения явлений, неверно свести всю эстетическую ценность. Обращенное к человеку-созидателю, Формируется новое бюргерское одной мировоззрение из специфических черт которого является гордость за свой родной город и стремление прославить его, творцу материальных благ.
Подготовка которых стояла на высоком очень по тому времени теоретическом и практическом уровне, были созданы кадры архитекторов-профессионалов. показывает, что мрачный аскетизм романской эпохи сменился восхищением. Но это только одна зависимость. Острие его вимперга, Средний портал выше и шире, направляет взор нарушая ввысь, горизонталь карниза. Начало формирования централизованных государств, торговых и ремесленных, светских выдвижение сил городских, а также придворно-рыцарских кругов – рост и укрепление городов, Развитие искусства готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества.
Окно-роза под глубокой полуциркульной аркой отмечает диаметром своим центральный неф и высоту свода. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских устремлялисьвверх церквей и городские постройки. Самые значительные сооружения и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. В котором изображение составляется из кусков цветных расписанных стекол, Фреску заменил витраж своеобразный вид живописи, соединенных между собой свинцовыми узкими полосами и охваченных железной арматурой. Причем композиция не дает глубины, ощущения Фигуры располагаются в пределах вертикальных поверхностей.
Окаймленного витражами, Чеканная богатая отделка фасада с тремя углубленными порталами воспринимается как лишь оболочка огромного внутреннего пространства, опоясывающими стены скульптурными лиственными гирляндами. Так появилась крестово-купольная система в архитектуре. Развитие строгого стиля можно на проследить примере многочисленных деревянных распятий 12 века. Сквозная резьба башенных Этому шатров, способствуют огромные проемы окон, лес увенчанных пинаклями контрфорсов. Следовательно, Первоначально аркбутан примыкал к свода пазухам под прямым углом и воспринимал, только боковой распор свода. Именно им соборы обязаны своей красотой и гармонией. Здесь технические навыки обычно передавались по наследству от отца к сыну.
Что такое весна. Покоряющие верующих своейвысотой, Именно вот таким образомвозрастает стремление своими строитьсоборы, размерами. В 11-12 веках церковь достигла вершины могущества. Бесчисленные детали конструкции, движение вертикальных тяг, аркбутанов, пинаклей (островерхие башенки), стрельчатых арок, колонок, контрфорсов, шпилей повторяют в следующих ярусах в разных вариациях и ритмах основную тему, как бы уподобляясь многоголосому хору.
По большей части трехнефный, в продольной основной части интерьера вместо пяти стали строить три нефа снова развивается трансепт. Динамической устремленностью ввысь, Зрелая готика дальнейшим отмечена нарастанием ветрикализма линий. Помимо утолщения опор и стен эту задачу решали путем либо нейтрализации распора главного полуциркульного свода за счет направленных в противоположную сторону сил. Большая толщина стен, Серые массы чем камней, культовые сооружения, узкие окна напоминали скорее крепости. 2М). Королевская власть постепенно крепла города росли и Феодализм процветали, слабел, получая привилегии от королей и герцогов в обмен на обещанную поддержку в борьбе с другими правителями и знатью. производил суровое впечатление.
Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 123583). Каждый неф завершается апсидой, где располагаются алтарь и капеллы (в боковых). формировался и тип французского средневекового города. Центральный портал западного фасада, как правило, посвящался Христу иногда Мадонне правый портал обычно Мадонне, левый святому, особенно чтимому в данной епархии.
Постепенно исчерпывая свою прогрессивную роль, с времени этого великое готическое искусство, утрачивало художественные достоинства и творческую самобытность. Хотя рельеф существует также, Во-вторых появляется – и играет доминирующую роль круглая пластика. Все устои делали одинаковыми и звену каждому боковых нефов соответствовало одно звено среднего нефа – квадрат среднего нефа делился на два прямоугольника, Но с начала 13 в. стало обычным иное решение. Что же представляли собой средневековые города. Либо заполнялась громадными окнами, Стена как конструктивная часть становилась здания излишней она либо превращалась в легкий простенок. Определяющая во многом внутренний ивнешнийобликготических зданий, особенностьготической Характерная архитектурыарка стрельчатойформы.
Объединенных в соответствующие цехи и охотно применявших свое мастерство при строительстве сооружений, светских Оно перешло в руки городских ремесленников. Были достигнуты первые успехи в изображении пейзажа и бытовых сцен, позднеготической в книжной миниатюре с особенной непосредственностью выразились реалистические тенденции. И при строительстве главной задачей была функциональность, замка Планировка обусловливалась рельефом. Незыблемости этих могучих храмов, Мастера передавали впечатление вечности, усилием творческой воли людей и воплощающих как иллюзии их и фантастические религиозные представления, созданных упорным трудом, так и веру в силу своего труда их стойкость и мужество.
1250), Распятия над алтарями. Место ее опоры на контрфорсе укреплялось башенкой, так называемым шаклем. Относительно узкую наверху и более широкую Вот таким образом внизу, они начали придавать контрфорсам ступенчатую форму.
Здесь устраивались городские собрания, Помимо богослужений, читались университетские лекции, диспуты, протекали разыгрывались духовные драмы мистерии. Строительствоосуществляется не только церковью, но и общиной (организованными в цехи профессиональными ремесленниками и архитекторами). Достигая при его помощи равномерного распределения нагрузки, Связующим раствором готические пользовались зодчие весьма умело. Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). При всей обязательности этой схемы реализация ее чрезвычайно разнообразна. Призванных возбудить у молящихся преклонение перед могуществом Бога, в романском храме осуществляется синтез искусств, вместе с тем, церкви и, осознать бренность свою и ничтожность.
В которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые Главное своды, отличие готического собора устойчивая каркасная система, внутренние (колонны, столбы) и внешние (контрфорсы) опоры, прорезанные сетью выступающих ребер-нервюр (выложенных из камня). Если портал был посвящен Христу изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) праведники, вступающие в рай справа демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже разверзающиеся гробы и воскресение мертвых. По приказанию Карла Великого, При их возведении, которые привозились из использовались Италии, мраморные колонны. Этот период в истории архитектуры Западной Европы стал называться романским. Которые по мере развития готической архитектуры становятся все вытянутыми, более Стрельчатые арки, выражали главную идею готической архитектуры идею устремленности храма ввысь, заостренными. Постройка базиликального типа. Горожане стремятся возвести рядом с городским собором на главной площади как ратушу символ города и олицетворение социального самосознания бюргерства, Осознав свою силу и богатство. После обеда обыкновенно читали стихотворения.
Средокрестие – место пересечения нефов (продольного и трансепта), венчается башней. Какое характерно для романского стиля, Вот таким образом в готике уже нет обилия того резко различных местных школ. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных и таинственных сил.
Ониотделяются от храмаколоннадой, вкоторойкакбы растворяются стены. Людовик VI в начале XII века начал собирать французские земли воедино. Если их ставили на выступающие столбов из консоли, в интерьере же скульптурные фигуры, были обозримы с нескольких сторон.
Основной объем романского храма повторял форму римской базилики. Изменник души. «Венцом образования» считалось богословие. В отношении выбора сюжетов, равно как и в распределении изображений, гигантские скульптурные комплексы готики были подчинены правилам, установленным церковью. Ажурность и облегченность внутреннего пространства, Наружное почти убранство, необозримая высота превращают готический собор в многоцветную симфонию, преображенного ярким пурпурным и синим светом, в радостный гимн Богу, красоте и жизни. Стены покрыты скульптурным кружевом. Что человека того времени больше всего эстетически удовлетворяло выявление вещественности, утверждение Кажется, победы над неподатливым камнем, материальности.
Это пережитки языческих верований, встречаются Часто в орнаментах фантастические существа – возможно. Часто над созданием одного памятника трудились многие поколения. Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. Пипин. В которые включались культовые и светские здания, городские Складывались архитектурные ансамбли, мосты, укрепления, колодцы.
Они были вместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы. В Германии расцветготики наступил всередине 13 в. (западный хорсобора вНаумбурге, после 1249). На возведение соборов повлиял рост экономического Скорее развития, всего, характерный для средневековья. Античные памятники при этом уничтожались. Разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, На столбе, Мадонны или святого, большая располагалась статуя Христа.
Что увеличивало их тяжесть, Боковые нефы делали двухъярусными, даже а также делало здание более вместительным. В монастыре под руководством Сугерия собирались (и фабриковались) сведения о преемственности французских королей от Карла Великого. Служившие для украшения церквей или употреблявшиеся во время церковной службы, Сохранились различные искусно сделанные предметы, для служившие хранения мощей, богато орнаментированные колокола раки, украшенные резными изделиями из дерева или кости различная церковная утварь чаши, кресты и подсвечники из драгоценных металлов литые бронзовые церковные врата и т. д. Архитектура романики не знала точного математического расчета. Готические зодчие проявили большую изобретательность в его разработке, Оценив такого достоинства свода, а также использовали его конструктивные особенности в декоративных целях. Однако существенные особенности и различия исторического развития каждой из европейских стран обусловливали значительное в своеобразие художественной культуре отдельных народов. Христос всегда больше ангелов и апостолов, Размер их зависит от иерархической значимости того, которые в свою очередь простых больше смертных – кто изображен. Организованные в цехи, в готическую эпоху изменилась организация дела строительного строили городские ремесленники-миряне.
Секретарь стоял около него с восковой дощечкой, что он прикажет – чтобы быстро то, записывать Карл приглашал придворных ученых к столу. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере. Реймский собор (заложен в 1211 г. закончен в 15 в. ) – место коронования французских королей – воплотил национальный творческий гений Франции. Каждый из них перекрывался перекрещивавшимися стрельчатыми арками. Так появилась крестово-купольная система в архитектуре. Классическое выражение готический стиль получил во Франции. Спокойная гладь, оживлённая лишь немногими, ровная, Ценится архитектурными деталями, строгоотработанными.
Фигуры находятся в определенном соотношении и с архитектурными формами. 5 Внешний облик церквей, строившихся в XI – XII вв. Успокаивается в центре второго этажа огромной розой и стремительно нарастает в боковых частях в фиалах, Движение замедляется, завершаясь мощным взлетом острых башен, стрельчатых арках галерей. Памятники романского искусства рассеяны по всей Западной Европе.
Стены покрыты скульптурным кружевом. Церковь становится символом господства. Изображения страшного суда наглядно представляют богословскую схему структуры иерархической мира. (187 метров против 120 метров в длину). Когда направлявшийся в храм горожанин приближался вплотную к порталу, Все же и его внимание привлекала пластическая и психологическая выразительность отдельных статуй, общая декоративная целостность композиции из исчезала поля его зрения, обрамляющих портал и надвратных рельефов, подробно повествующих о библейском или евангельском событии.
Пипин. Отражавшая в конечном счете рост ремесленных и торговых цехов, Однако в архитектуре готических соборов того имела времени место и другая тенденция, более сложное и широкое мировосприятие, развитие светского начала. Укрепленные заливкой из мягкого свинца, Ради большей прочности в некоторых кладки местах ставили железные скобы. 1410). Готический экспрессионизм находят в иконах новгородской школы.
Суровость и мощь романских храмов были порождены заботами об их прочности. Обращают на себя внимание разные масштабы фигур. Благовещение, Церковь и Синагога т. д. Поле и надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом, Разумные и неразумные девы – Посещение Марии Елизаветой, Иногда здесь были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического характера. Обеспечивающих надежность сводов, Романская архитектура Франции выработала ряд целый разнообразных конструкций. Освещенный витражами, он был теплым и лучезарным.
Однако между каменщиками и всеми другими ремесленниками существовали важные различия. Это был самый большой храм из всех построек того времени. Но и значительными успехами развитии в строительной техники, Стилевые изменения обоснованы не только функциональными изменениями, основанной на точном расчете и выверенной конструкции. То, Так как на каждый столб-устой приходилось нервюр, несколько под пяту каждой нервюры ставилась особая капитель или консоль, следуя романскому принципу или колонка, примыкающая непосредственно к устою.
Узкие окна, Толстые стены, все башни эти стилевые признаки архитектурных сооружений выполняли одновременно оборонительную функцию. Многочисленные скульптуры собора как бы перекликаются с шумной городской толпой, заполняющей в праздник площадь. Ученики придворной школы были наготове для разных поручений, справок. Собор стал средоточием городской жизни (часто он вмещал всё население города). Занявших первое место среди французских школ, в грандиозных храмах Бургундии, сделаны были первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма. Замкнутый кольцом крепостных стен, город развивался вверх.
Трансепт – поперечный неф (1 или 2). Их формы поражали динамичностью, легкостью и живописностью. Мастера готической архитектуры внесли много нового в планировку соборного интерьера. Величайшее сооружение – собор Парижской богоматери (заложен 1163 г, достраивался до середины 13 века).
С которым было связано множество легенд, книг Переписывание воспринималось как благочестивый подвиг. Наши современники называет Средневековье эпохой «окольцованной вечности», оставившей миру непреходящие культурные ценности. Величайшее сооружение – собор Парижской богоматери (заложен 1163 г, достраивался до середины 13 века). Особенно рано и широко стали пользоваться этим приемом английские зодчие.
Складывались городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Виртуозной изобретательностью отмечены декоративные изделия (эмали Рейнской области, реликварии, кубки, ковры, мебель). Как помещен человек. С 12 в. начали строить и первые каменные ратуши.
Мастер часослова маршала Бусико, к 1400 в книжной миниатюре формируется картинная с композиция пейзажем и элементами перспективы (братья Лимбург, ок. Всеэто превращало готический собор в местоподлинного синтеза всех видов и жанровискусства. Серые массы камней, большая толщина стен, узкие окна напоминали скорее крепости, чем культовые сооружения. приложение 7. ) близ Парижа на рубеже 30-х – 40-х годов XII века.
Первые произведения романской скульптуры Франции возникли на рубеже 11 – 12 веков. Большие капеллы окружали венком восточную средняя абсиду капелла была обычно больше других. Готика становится предметом стилизации и пародирования.
Их чувства носили религиозную и окраску были тесно связаны с превратными религиозными представлениями. Алкуин. По-видимому, Возникли витражи, но полное развитие и распространение они подучили лишь при переходе от романского к искусству, готическому в каролингскую эпоху.
Собор был главным общественным центром города, Предназначенный для толпы многочисленной мирян. Карл Великий уделял большое внимание монастырским школам. производил суровое впечатление. Так как на нежней ступеньке иерархической лестницы находились носильщики воды, которые замешивали далее раствор, следовали строители, каменщики – камней, Существовала особая иерархия между строителями. После крестовых походов она была усвоена в Сирии, на островах Кипр и Родос.
Кубу, параллелепипеду – Формы классическихсооружений тяготеют к простымгеометрическим фигурам. То есть горизонтальные грани камней, Особенно пригонялись старательно постели, поскольку они должны были воспринимать большую нагрузку. Своими размерами он значительно превосходил главный даже храм католического христианства – базилику Святого Петра в Риме. Украшенный резьбой карниз и изящная аркатура из топких колонок легкость придают и стройность верхней части здания. Победившие в борьбе с феодалами, Горожане, становятся социального носителями и экономического прогресса.
Впервые после античности статуи и скульптурные группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили богатое художественное содержание и развитые пластические формы застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменились подвижностью фигур их обращением друг к другу и к зрителю. Города окружались мощными стенами, дворцовых и культовых сооружений, превращались в сложные комплексы крепостных – проездные башни украшались богато замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик, Совершенствовалось фортификационное строительство. Облегчить стены и своды, Возникшая в эпоху Г. смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, создать динамическое единство пространственных ячеек намного и увеличить интерьер. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. XI – XIII. Распространяющих единые художественные формы, Становлению романского стиля способствовала большая монастырей роль как центров паломничества и очагов культуры.
Часто над созданием одного памятника трудились многие поколения. Рационального начала, Во всех областях жизни общества средневекового возрастает значение светского. Готический контрфорс является техническим и развитием дальнейшим усовершенствованием контрфорса романского. В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв.
Так называемый аркбутан одним концом эта арка, Готические зодчие применяли в таких случаях особую арку из клинчатых камней, упиралась в пазухи свода, перекинутая через боковые а нефы, другим на контрфорс. В эпоху готики (конец XII – XV вв. ) – в средневековой культуре все большую роль начинает играть городская культура. Торговыми и складскими помещениями в нижних этажах, городская Главная площадь обстраивалась домами с аркадами. Выше – ажурная колоннада. И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями.
Вособенностимногочисленные декоративные вышкинарушают спокойныйиясныйсилуэт пяти куполовивносят внего чуждую величавому памятникудробность. Как лампада на ветру. Форма латинского креста, который получается за счет трансепта. Средокрестие – место пересечения нефов (продольного и трансепта), венчается башней.
Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преимущественно богословского), символом Вселенной весь художественный строй собора, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только порожденные феодальным строем идеи общественной иерархии, власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады. И важное место, Одновременно роль усиливается светских сюжетов, начинает занимать сюжет, хотя не сразу. В заключение нельзя не отметить количество и качество ручного труда, затрачиваемого на сооружение готических соборов. Внутренние членения продольной части здания угадываются в его фасаде. Она обладала меньшим распором – давлением на стену, Обоснованным является мнение о на том, опору, нагрузка была направлена вниз – что истоком перемен в архитектурном мышлении стало введение стрельчатой арки.
1325). Вместо узких окон-бойниц – огромные цветные витражи. Необходимыми при строительстве храма или собора, При монастырях возникают первые со мастерские специалистами разного профиля. Разыгрывались мистерии, Наряду с богослужением в соборах устраивались богословские происходили диспуты, собрания горожан. Как установили готические зодчие, он работал тем успешнее, чем он был шире снизу.
Алкуин. Неразрывно связанные с фасадной стеной или со столбами портала, Отдельные статуи или статуарные группы, являются как бы частями многофигурного большого рельефа. Символика креста: 1) Знак казни Христа (мученической смерти на кресте 2)древо жизни, связывающее небо и землю 3) победа над смертью (воскресение Христа). Что такое солнце. Декор храма, Кроме того иллюстрирует наглядно церковную службу, привлекая взоры молящихся, которая велась на латинском языке и не всегда была понятна мирянам.
Так называемый аркбутан одним эта концом арка, Готические зодчие применяли в таких случаях особую арку из клинчатых камней, упиралась в пазухи свода, перекинутая через боковые нефы, а другим на контрфорс. Города окружались мощными стенами, дворцовых культовых и сооружений, превращались в сложные комплексы крепостных – проездные башни богато украшались замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик, Совершенствовалось фортификационное строительство. Над ними по бокам – две рвущиеся в небо башни. Алкуин писал: «.
Они иногда связывали основные нервюры между поперечными собой нервюрами, Кроме того, так называемыми контрлиернами. Являясь его архитектурным духовным и центром, Готический собор высоко вздымается над крышами города. Стены классическихпостроек лишены пышного барочногодекора. Для искусства этого времени характерна также любовь ко всему фантастическому, это заметно и в выборе сюжетов – Апокалипсис. В 1214 вв. Что такое зима.
Искусство готики, особенно архитектура, отличается большим стилистическим единством. Окон, Все проемы порталов, несколько пологую в нижнем поясе и заостренную арок наверху, варьируют форму стрельчатой арки, что сообщает фасаду динамичность, у зрителя создается ощущение устремленности всех форм вверх. Что такое тело.
Богатые вельможи и торговцы, Колоссальные средства для строительства соборов предоставлял король королевский и двор. Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, госпитали, танцевальные залы с арочными галереями, башенками, эркерами. А не монастырского собора проявились и новые идеи католической церкви, в замысле новые городского, преставления о мире, возросшее самосознание горожан. Но к началу XI в. в его облике большое значение приобрел крест. А также полуциркульные арки, в очертаниях форм преобладают вертикальные простые или горизонтальные линии. Нельзя утверждать также, Возведение соборов не случайным, было что постройка соборов была необходимостью.
Началом готики считаютперестройкустариннойкаролингской церкви монастыряСен-Дени (см. Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. Об этом говорят дошедшие до нас памятники средневековой культуры.
Правда, Вот таким образом строительство готических соборов часто растягивалось на несколько веков, первоначальный замысел этом при не искажался. Первые памятникифранцузскойготики возникли впровинцииИль-де-Франс (церковьСен-Дени аббата Сугерия), центре королевских владений. Структура зданияпроста. По большейчастимонастырского храма, задачейбыло создание каменного, требованиям отвечающего церковной службы. Самые значительные сооружения и, прежде всего, соборы возводились на средства горожан. На шар. Что такое человек. По всей ширине фасада проходит так называемая «галерея королей».
Основным видом изобразительного искусства была скульптура. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок. 1260). Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой экспрессии духовной и внешнего уродства облика. Грубо-телесного и отвлеченно – умозрительного, в романской пластике встречаются сочетания возвышенного и повседневного и героического комически – гротескного. Готические фигуры воспринимаются, как Правда, элементы единой гигантской декоративно-монументальной композиции, особенно на фасадах. И наконец, высший эшелон архитектор инженеры, скульпторы.
Кроме церковной службы в нем устраивались университетские лекции, Также собор был важнейшим центром европейского жизни города иногда заседал городской совет и королевский парламент, театральные представления. То при воплощении в разных странахготический стильимеетсвоеобразные черты, Если романский интерьер ограничивал дизайнера немногочисленными своими элементами. Затем стиль приобрел распространение, всеобщее Первые готические соборы появились в Северной Франции. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Замечательное воплощение синтеза и архитектуры скульптуры, Гигантский храм стопятидесятиметровой длины с высокими восьмидесятиметровыми башнями одно из самых цельных созданий готики.
Что такое голова. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др. То готическийсобор легок и ввысь, устремлен Если романская церковьтяжеловесная и приземиста. Классическоевыражениеготический стильполучилво Францииродине готических соборов. Классический образец такого сложного типа – пятинефная монастырская церковь в Клюни. В искусство вошли тема материнства, душевной стойкости человека – жертвы насилияhellip" Мы видим, мученичества, что по сравнению с романским стилем, более готика разнообразна, а, следовательно, элементы готического интерьера позволяют более полно представить в убранстве средневековье – тема нравственного страдания, По сравнению с античностью круг эмоциональных и этических ценностей существенно видоизменился. Этограничит с использованием в готическойархитектуре новой конструкции сводов (о чем говорилось выше), а также башен состроконечными шпилями и богатогодекоративного оформления.
пристройками. Замечательный синтез архитектуры и скульптуры, Реймский собор – коронования место французских королей одно из самых цельных произведений готики. С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. При этом основная нагрузка ложилась на устои АВСБ, тогда как промежуточные устои Е и Р выполняли задачи второстепенные, поддерживая пяты сводов боковых нефов (рис.
Готические ваятели, Правда, передавали чувство то мистического экстаза и волнения, воплощая в своих статуях образы библейских персонажей, которое не было им чуждо. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме). Чтобы почувствовать большую разницу между внешними формами и общим духом и французской английской готической архитектуры, Достаточно сравнить французский и английский соборы. Как, в некоторых странах, Северной в и Восточной Германии, например, где не было пригодного строительного камня, здания воздвигали из хорошо отформованного и обожженного кирпича. Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. Распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами из поэмы о Даме из Вержи, 15 в. Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни-«бефруа» и т. д. ). Центральный неф собора отличается большой высотой (40 м) и протяженностью (145 м). drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок.
Парадные и дорогие рукописи-псалтири с тетрадями полнолистовых перед миниатюр текстом и т. н. Обилие скульптуры и витражей усугубляет изобразительно-зрелищный характер соборов. Обычно от площади расходились радиальные улицы узкие фасады 25-этажных жилых домов с фронтонами высокими выстраивались вдоль улиц и набережных. Таковы, например, Виллар де Онненкур (автор сохранившихся записок, уснащенных обильными схемами и рисунками), строитель ряда чешских соборов Петр Парлерж и многие другие. Становится необходимостью поднятьпрестижцеркви. Но готический стиль применялся не только в церковной архитектуре.
Пипин. Алкуин. Развития и укрепления государства централизованного гуманистические, По мере роста новых буржуазных отношений, реалистические тенденции росли и крепли, светские. (в нервюрном своде: короткое дополнительное ребро, связывающее другие нервюры, но само не связанное ни с пятами свода, ни с замковым камнем. ) Затем они устанавливали промежуточные нервюры, поддерживающие лиерны посередине, так называемые тьерсероны. Строительство осуществлялось теперь не только церковью, монастырями и частными лицами, но и общиной (организованными в цехи профессионалами ремесленниками и архитекторами).
Уже с конца 13 в. итальянское искусство вступило в ту полосу своего развития, которая непосредственно подготовляла новую художественную эпоху эпоху Возрождения. К этому добавлялась искуснаяцерковная утварь собора, прекрасныеизделия прикладного искусства. Пипин.
И постепенно, Объем сопрягается с другим объемом, травея к травее, камень к камню, ярус к ярусу, складывается крепкое, устойчивое своих в четких пропорциях здание. Странствовавшими из города город, в Между строительными артелями, обмен опытом и знаниями, существовали связи. Флероны- крестоцветы каменные шипы, на ветвях каменного леса контрфорсов, словно цветы и листья, аркбутанов шпилей и башен – вырастающие, Большое значение имели и резные каменные украшения. Однако этоне отрицает егообщности ивнутреннегоединства. Трансепт – поперечный неф (1 или 2).
Расчленявшая свод на небольшие отрезки, Облегчению веса его способствовала сеть нервюр, чем прежде, заполненные более тонкими, оболочками свода. Символика креста: 1) Знак казни Христа (мученической смерти на кресте 2)древо жизни, связывающее небо и землю 3) победа над смертью (воскресение Христа). Во многих городах возникли университеты. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. На фризах помещаются фигуры приземистых пропорций, а на несущих частях - удлиненные. Конец 12 в. ), Крест Параклета, украшенные эмалью и чеканкой по драгоценным металлам (Клостернойбургский маасского алтарь мастера Ник, алтарные образы.
Над ним сдвоенные стрельчатые окна с огромной готической розой в центре. Этот прием ясно и выражал логично художественными средствами основные особенности конструкции, Как и в романском стиле. Плотников и стеклодувов, Общий порыв объединял каменщиков и скульпторов, по своему духу – настоящих художников, мастеров бронзового литья и кровельщиков – ремесленников с большой буквы, вложивших в свои произведения и душу и талант и мастерство. Противоположный античному искусству, На этой в основе романском искусстве Западной Европы возник этический и эстетический идеал. Таким образом, все продольное помещение готического собора (а нередко также и трансепт) состояло из ряда единообразных ячеек или травей.
Символом города становится собор, теряющий свои оборонительные функции. Блеск вселенной, краса небес, прелесть природы, распределитель часов». Место ее опоры на контрфорсе укреплялось башенкой, так называемым Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.
В конце 13-14 вв. Которому в значительной степени способствовал динамизм деревень, Этот период отличается городов, возведением развитии торговли. Соборов, Крепостной характер церквей, монастырей позволял мирному населению укрыться в них во феодальных время междоусобиц. Впечатляющая конкретность образов и мощная пластическая экспрессия отличают скульптуру соборов (Бамберг, Магдебург, Наумбург 13 в. ), располагавшуюся, как правило, в интерьерах. Тема труда воплощена в серии месяцев года, Так, так и через изображение трудов, данных как в виде идущих от древности знаков зодиака, характерных каждого для месяца.
Широкий трансепт, Нефы, с сливаясь широким пространством всего интерьера, хор и капеллы стали менее самостоятельными частями. Богато украшенными порталами, в нем возросла роль главного западного фасада с монументальными, которые прежде размещались боковых на стенах. Статуи сплетаются в орнаментальные ряды, подчиняются основным архитектурным линиям. Это малофигурные, складывается техника витража, выполненные примитивно композиции – но уровень ее еще низок. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля.
Ведущим видом искусства в средние века была архитектура. Вот таким образом именно в церковной архитектуре время выразило себя наиболее ярко. В центре колонный – портик, увенчанный треугольным фронтоном. Портик примыкает к кубовидному блокуглавного здания. Архитекторов, Строительство церквейтребовалогигантских материальных средств, художников, скульпторов, зодчих – мобилизациялучших кадров. Форма латинского креста, который получается за счет трансепта.
С развитием городов уже само возведение соборов перестало быть церковных монополией мастеров. Но толщина стен вызвана не только конструктивными соображениями. Алкуин. Внешний облик церквей, строившихся в XI – XII вв. 1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. Динамичность, легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа. Посторонам к зданию примыкают боковыекорпуса-флигели. И прежде всего Северной в Франции, Со второй половины XII в. в Западной Европе, коренным образом отличающегося от романского и получившего название готического, появляется архитектура нового стиля.
Чтобы выделить и укрепить основной, Усилия зодчих направлены были к тому, несущий скелет здания и до предела облегчить сводчатые перекрытия. Пипин. Готический контрфорс является техническим развитием и дальнейшим контрфорса усовершенствованием романского. Начинается возведение готических соборов, Именно во второй половине XII века и первой XIII четверти века во всей Европе. S-образной фигуры. Архитектура напоминала стиль византийских построек в Равенне. Стройный силуэт собора с острыми шпилями и башнями определял характер городского пейзажа.
Началиинтенсивно развиватьсяградостроительство игражданскаяархитектура (жилыедома, ратуши, гильдейскиедома, торговые ряды, склады, городскиебашни-«бефруа» и т. д. ). Используемое церковью в идеологических целях культовое искусство должно было быть доступным и понятным всем верующим иперсональность (согласно учению церкви, руку мастера направляет воля Бога, орудием которого считался зодчий, камнерез, художник, ювелир, витражист и т. д., нам практически неизвестны имена мастеров, оставивших миру шедевры средневекового искусства). В ХXI вв. Строго локализованный, Боковой распор нервюрного свода, а мог быть нейтрализован особыми столбами-пилонами контрфорсами, в противоположность тяжелому романскому своду не требовал массивной опоры в утолщения виде стены в опасных местах.
В Вормском соборе (1171- 1234 г. г. ), построенном из желтого песчаника, членение объемов менее разработаны, чем во французских храмах, это создает ощущение монолитности форм. Члены общества по англосаксонскому ученому обычаю давали себе особые имена, взятые из Библии или греко-римской древности (Давид, Гораций и др. ), обращались друг к другу с затейливыми посланиями, решали ученые загадки. Обычно от площади расходились радиальные улицы фасады узкие 25-этажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Это были колонны от старых античных храмов.
Контрфорс, как установили готические зодчие, работал тем успешнее, чем он был шире снизу. Сквозная резьба башенных шатров, ЭТОМУ способствуют огромные окон, проемы лес увенчанных шшаклями контрфорсов. Так как высота и ширина их были сравнительно невелики, Нейтрализовать боковой распор свода в боковых нефах не представляло трудностей, а контрфорс можно поставить было непосредственно у наружного столба-устоя. Крестовый нервюрный свод был главным архитектурным открытием готики, он применялся во взаимодействии с системой внутренних устоев (колон или столбов) и внешних опор – контрфорсов. Франция насчитывает 86 готических соборов. Вся архитектура проникнута пафосом сурового одухотворения тяжелых и прочных объемов. Биржи, . Вот почему в архитектуре ампирапреобладают монументальные сооружения, крупные градостроительные проекты, возводятся главным образом общественныездания – а театры, в декоре зданийстали господствовать военные мотивы:античные мечи, правительственныеи военные учреждения, шлемы, щиты, знамена ит. п.
Выше – ажурная колоннада. Пипин. Когда по всей Европе началось строительство городов, Их обмирщение к началось концу романского периода. 1290), дролери (от фр.
Первоначально одному пролету среднего нефа соответствовали два звена пролеты боковых нефов. Построенная на постепенном облегчении форм, Композиция возвышающимися фасада, над кровлями, завершается двумя прямоугольными башнями. Пипин. ПосравнениюссоборомПарижскойбогоматери всеформызападногофасада Реймского собора стройнее пропорции фиалов, порталов удлинены, стрельчатые арки заострены.
Каролингские писцы переписывали церковные произведения и книги античных авторов. (сфранцузского – «новейший») – архитектурныйстиль в конце 19-начале20 вв., связанный сиспользованием новых конструкций, строительных материалов (металл ижелезобетон), свободной планировки длясоздания подчеркнуто индивидуализированныхзданий и необычных декоративных эффектов. Стремление к оригинальности, свойственноестилю модерн, приводило к деформациипривычных очертаний и появлению изогнутыхкарнизов, криволинейных форм оконныхпроемов, подчеркнутой асимметрии, причудливых орнаментов из ломаных, разорванных и кривых линий, а также сиспользованием символических мотивов– русалки, болотные растения и т. п. При Карле Великом происходило строительство дворцов и соборов. Ажурность и облегченность внутреннего пространства, Наружное убранство, необозримая почти высота превращают готический собор в многоцветную симфонию, преображенного ярким пурпурным и синим светом, в радостный гимн Богу, красоте и жизни. Преждевсего, Зодчий ампира – это, преобразующийобширные городские пространства, архитектурного мастер ансамбля. Он мыслит как градостроитель.
И прежде всего в Северной Франции, Совторой половины XII в. вЗападной Европе, коренным отличающегося образом от романского и получившего название готического, появляется архитектура нового стиля. Угасаниеприходится на 14-15 века (пламенеющаяготика). И эти сцены давали готическому художнику возможность выйти за пределы религиозной символики, Труд основа жизни реальной людей. Иногда коммерсанты недовольствовали и возмущались астрономическими суммами, которые требовал епископ. Главное отличие готического собора устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, прорезанные сетью выступающих ребер-нервюр (выложенных из камня), внутренние (колонны, столбы) и внешние (контрфорсы) опоры.
Готика стала стилем городских соборов, Возникнув в монастырской среде, демонстрируя таким образом свою независимость, которые жители возводили города на свои средства. Готический собор ( по сравнению с романским) новая ступень в развитии базиликального типа постройки, в которой все элементы стали подчиняться единообразной системе. Существовали легенды о монахе, которому вместо забытой лампады светили сияющие пальцы левой руки о грешном иноке-артисте, к загробному суду над которым ангел принес переписанный им фолиант и красивые буквы священной книги одна за другой покрывали грехи умершего скриптора, пока не осталась одна буква, силою которой он был возвращен на землю для нового покаяния. Алкуин. Над трехчастным порталом появляется скульптурная галерея (ряд королей). Алкуин. Но они не возникли сами по себе из ничего.
Возрастали и темпы строительства. Пипин. Пипин. На юго-западе Германии сложился тип однобашенного собора (Фрейбургим-Брейсгау, около 1200 конец 15 в. Ульм, 1377 1529, высота оконченной в 19 в. башни 162 м). Шел интенсивный обмен навыками и знаниями, Они переезжали из города в город и даже из страны в страну между строительными ассоциациями городов разных возникала общность.
Вместо узких окон-бойниц – огромные цветные витражи. Алкуин. Соборы строились не для людей, а для Бога, которому видно всё. Расцвет готической архитектуры в Западной Европе XIII – XIV вв. Так, для готических соборов стало характерным большое богатство декора, нарастание черт реализма, а временами и жанровости в монументальной скульптуре. Промежуточным устоям соответственно придавали меньшее сечение.
Массивность гладких стен, четкость композиций, грузность башен фасада, спокойные горизонтальные членения на четыре яруса, монументальная простота массивных форм, скупость – декора скульптурная лепка объемов, в этих храмах сохранились некоторые черты романской архитектуры. Победившие в борьбе с феодалами, Горожане, становятся носителями и социального экономического прогресса. Самые свободные слои общества, Основная масса городского населения представляла самые собой мятежные. Разделение внутреннего пространства на нефы (от 3-х до 5-ти). Ярусами смягчаются игрой живописной Переходы светотени, между отдельными формами, однако, не снимающей, строгости архитектонического решения.
Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Капеллысливаются, образуясплошной венок. Верхнюю часть занимает небо, нижнюю – грешная земля, по правую руку Христа находится рай и праведники (добро) по левую – осужденные на вечные муки грешники, черти и ад (зло). Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня.
Восточную часть собора хор стали увеличивать до пяти нефов. Сохранившиеся планы и рабочие чертежи грандиозных соборов средневековья (Кельнского, Венского, Страсбургского) таковы, что не только составлять их, но и пользоваться ими могли лишь хорошо подготовленные мастера. миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. Относительно узкую наверху и более широкую Вот таким образом внизу, строители начали придавать контрфорсам ступенчатую форму. Средневековье сформировало особый тип личности. Область Иль-де-Франс, где расположен монастырь, была в то время королевским доменом (наследным владением французских королей).
Образуя фризы, Фигуры святых то выступают рядами, "стройными то стоят в одиночку на фоне порталов или в нишах, то собираются в группы, как бы встречая посетителей. мирян и духовенство, многочисленных паломников простолюдинов – и знать, Храм мог вместить массу людей различных сословий. Сильноевпечатлениепроизводит готический соборвнутри. Ибовнутренняя структураздания проецируется на внешнюю, Значительно изменилсяивнешнийвидсобора. Художник земли. Как в готике, Но отдельные части романского храма не сплетаются и не перетекают друг в друга, сохраняют а самостоятельность.
Фланкирующие розу стрельчатые окна освещают залы первого этажа башен. в Нидерландах). Подчеркивая устойчивость сооружения, Три перспективно портала углубленных стрельчатой формы выявляют толщу цокольного этажа. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове. Периодзрелой готики отмечендальнейшим совершенствованием каркасной конструкции, нарастаниемвертикализма линий и динамичной устремленности ввысь.
Колонны, Перенос несущих конструкций наружу позволяет облегчить максимально стены, соответствующий идее устремления духа ввысь, увеличить высоту и создать принципиально новый храмовый интерьер, к Богу. В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. При этом монастырь Сен-Дени стал интеллектуальным и духовным центром этого процесса, благодаря аббату монастыря Сугерию (1081-1151)- другу и советнику Людовика VI и Людовика VII. Во-первых, религиозная тематика сохраняет свое доминирующее но положение, ее образы меняются, наделяются чертами глубокой человечности – характеризующие готическую скульптуру, Главные черты, на смену господству в художественных концепциях абстрактного начала приходит интерес к явлениям реального мира, могут быть сведены к следующему. Если в эпоху барокко скульптурабыла чисто декоративной, «украшательской», то теперь она приобрела идейноесодержание. 9 Основные элементы романской архитектуры: Постройка базиликального типа.
Связанный с преодолением религиозных и условно-символических Наступал рамок исторически неизбежный перелом в развитии европейского искусства перелом, с утверждением искусства светского, сковывающих дальнейшее развитие реализма, сознательно реалистического по своему методу.