Впоследствии она была в названа честь ее владельца, Картина Рафаэля «Мадонна Коннестабиле» была написана художником в 1504 году. Где уходящие вдаль вертикали архитектурного пространства замыкаются аркой над фигурами Платона и Аристотеля, Наконец эта связь достигает своего полного синтетического единства центре в композиции. Без всяких хитростей искусства, Здесь живописца, душа передала холсту то чудо, но с удивительною простотою и лёгкостью, которое во внутренности её совершалось.
Это небольшое произведение вводит нас возвышенный в и поэтический мир тонких и искренних чувств. По приезде во Флоренцию он самостоятельно штудирует новые художественные проблемы. На вершине лестницы – представители чистоймысли во главе с Платоном и Аристотелем. Форма Тондо придает общему фону некую завершенность, скрепляя все фигуры в одно целое. Слева, внизу, маленькийИоанн Креститель играет с какой-то лентой. Это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, Зародившись в городахИталии, а более регулярное и тесное общение междустранами повсеместному способствовало проникновению новых художественныхтечений.
Прежде всего, мы в театре и перед нами сцена. На вершине лестницы – представители чистой мысли во главе с Платоном и Аристотелем. Его картины Мадонна Конестабиле, Рафаэля заслуженно именовали мастером Мадонн, Мадонна зелени, в Сикстинская мадонна, Мадонна в кресле, приобрели мировую известность. Идущей с ребёнком на руках жизни, навстречу Лирический настрой всего полотна лишь подчёркивает философскую и общечеловеческую значительность образа матери. Что в ней заложено и роднит её с тогдашним идеалом гуманистическим абсолютной личности, Он раскрывает в своей модели всё лучшее и значительное.
Постепенно следование манере Рафаэля привело к перерождению в академизм. Композиция делится на небесную и земнуючасть. Николаем (Лондон, Национальная галерея) пределла Проповедь св. Сидящий на плащематери, Младенец Христос, на высоком камне, справа, настойчиво тянется ленте, к указывая на неёпальцем. Однако только после переезда во Флоренциюв 1505 году Рафаэль окончательно преодолевает отсталость и провинциализм своихпервых учителей погружается и в кипучуютворческую атмосферу передового искусства. К этому времени относятся портреты Анджело и Маддалены Дони, автопортрет и вызывающие споры о подлинности рафаэлевской кисти «Немая», портреты беременной женщины и женщины с единорогом, портрет юноши из Будапештского музея изобразительных искусств.
Некогда могущественнейшие силы средневековогомира империя папство и переживал глубокий кризис. «Здесь похоронена Ланская» Снега некрополь замели. Все это время она не переставала тайно видеться со своим бывшим женихом Томмазо.
Чтобы отдать его в Она жизнь, несет ребенка, что не во власти воспротивиться неизбежному, боль оттого, бессилие перед неотвратимым и вынужденное смирение. Литературы на национальных языках и, Все перемены в жизни обществасопровождались широким обновлениемкультуры естественных расцветом и точных наук изобразительного искусства, вособенности. Ватиканский цикл Рафаэля начинается сфрески, носящей название «Диспута».
А это значит полное царство гармонии, красоты и добра. Мадонна как бы выходит из неба через плоскость картины в действительный мир, к зрителю. Странное дело, Но, движения, хотя вся Фигура, взгляд Марии выражает несомненное сопротивление тому негативному началу, которое исходит от Иоанна Крестителя и грозит страшной участью её сыну, хотя она твёрдо стоит крепко и удерживает младенца, наклон его корпуса, протягиваемые им в сторону приятеля руки и ноги создают впечатление, что он устремляется, уже почти летит в зловещий левый угол. Он изображает папу Сикста IV. Такое впечатление, что она напевает малышу песенку или шепчет ему какие-то ласковые слова.
Очень несходен пейзаж по обеим сторонам, Фигура Марии делит всю картину на две – половины но не одинаковые. К счастью, через год она была найдена в Швейцарии. Ведь вслед за выстрелом сама Оборвалась её мирская, Её великая судьба. И вскоре Санти стал центральной фигурой художественной жизни Рима, Картины и росписи были Рафаэля признаны современниками. Традиции умбрийского кватроченто очень ещё сильно сказываются в лирической мягкости настроения.
Не раздумывая, художник протянул ожерелье девушке. Которые Николай пожертвовал в приданое трем бедным девушкам, Они мешки символизируют с золотом. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых революций антифеодальных – Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания. Чуть согнутая в колене нога подчеркивает стройную фигуру. Поскольку большая часть художников и в самом деле, были наделяемы ею своего рода безумием или неистовством и она создавала из них не только людей одержимых и отрешенных от жизни но и сплошь да рядом в них больше проявлялись теневые и мрачные черты пороков, живших до него, чем сияние и блеск тех добродетелей, которые делают людей причастными к бессмертию, постольку, наоборот, справедливость требовала, чтобы по велению той же природы в Рафаэле воссияли во своем всем блеске и в сопровождении столь великого обаяния, усердия, красоты, скромности и высшего добронравия все те наиболее ценные душевные добродетели, которые в полной мере могли бы искупить любой, даже самый безобразный порок и смыть любое, даже самое темное пятно.
Все пространство за ними заполнено синими младенческими головками. Этот роман отнимал у Рафаэля уйму времени и жизненных сил. Иоанна Крестителя (Лондон, собрание Лендсдаун) Мадонна Эстергази (Будапешт, Музей изобразительных искусств) Мадонна Орлеанская (Шантильи, галерея) с Мадонна щегленком (Флоренция, Уффици) Мадонна на лугу (Вена, Художественно-исторический музей) Святое семейство с безбородым Иосифом (Санкт-Петербург, Эрмитаж) Святой Георгий (Вашингтон, Национальная галерея) Благословляющий Христос (Брешиа, Пинакотека) портреты Маддалены и Аньоло Дони (Флоренция, галерея Питти) Портрет беременной женщины (там же) женский портрет (Рим, галерея Боргезе). Художник трепетно передаётвсю полноту материнского счастья. Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах.
В некоторой робости жеста, в образе Мадонны подчёркнута – кротость в её опущенных глазах, которым она держит младенца. Однажды он заснул с мыслью о Мадонне и, верно, какой-нибудь ангел разбудил его. Прижавшись щекой к головкеребёнка, она кажется счастливейшей изсмертных. Дышит внутренним миром, Его исскуство гармонично, предельно умиротворением, душевной чистотой. Он был от природы одарен той скромностью и той добротой, которые нередко обнаруживаются в тех, у кого некая благородная человечность их натуры, больше чем у других, блистает в прекраснейшей оправе ласковой приветливости, одинаково приятной и отрадной для любого человека и при любых обстоятельствах.
1505: Сон рыцаря (Лондон, Национальная галерея) Св. Варвары. (В одном случае, в «Орманской мадонне», поместив группу в интерьере, художник счёл нужным даже воспроизвести кувшины и банки, стоящие на полке). Облако времени несет мать и ребенка на нас. Украшающие этот классический храм, Статуи и рельефы, усиливают органическую форм взаимосвязь и ритмов архитектуры с человеческими фигурами, ещё более. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну».
В 1504 году Рафаэль покидаетмастерскую Перуджино. Блистают тем вечным блеском и в его глазах есть тот же никуда не устремленный взор но глаза эти блистают как молнии, которого ничто не может произвести и изменить ничего не может. К чему былое ворошить. Что Рафаэль и в архитектуребыл одним из величайших зодчих своего времени наряду со своим учителемБраманте, Нельзя забывать, которого в 1514 он году сделался руководителемпостройки собора Петра, после смерти. 1511-1512: Мадонна из Фолиньо (Ватикан, Пинакотека) Портрет кардинала (Мадрид, Прадо) Портрет папы Юлия II (Флоренция, Уффици). Термин Возрождение (Ренессанс) появился в XVI веке. Всемирно известные фрески, За свою недолгую жизнь Рафаэль создал множество картин, станковых превосходные портреты. Шел 1514 год.
С другой стороны, для Флоренции не годилась лирическая пассивность «Мадонны дель Грандука». Настроению мадонны созвучна умиротворенность весеннего пейзажа. Однако только после во переезда Флоренцию в 1505 году Рафаэль окончательно преодолевает отсталость и провинциализм своих первых учителей и погружается в кипучую творческую атмосферу передового искусства. Намаявшись за день на лесах, под Как-то вечер, чтобы размяться и отдохнуть, Рафаэль, спустился к реке. Сам Рафаэль считал себя представителем умбрийской школы, опиравшейся на римскую античность. Обручение Богоматери (Милан, Брера) Мадонна Диотисальви (Берлин, музей) Мадонна ди Терранова (там же) Мадонна Коннестабиле (Санкт-Петербург, Эрмитаж) Мадонна дель Грандука (Флоренция, галерея Питти) том в же году или немного раньше портреты Элизабеты Гонзага (Флоренция, Уффици) юноши с яблоками (там же) Эмилии Пиа (Балтимора, собрание Эпштейна) автопортрет (Мюнхен, Пинакотека) два мужских портрета в римской галерее Боргезе и галерее города Вадуц (Лихтенштейн) – 1504. Он неожиданно встретил девушку, Прогуливаясь по берегу Тибра, как говорят таких в случаях, которая покорила его, с первого взгляда.
Он то настойчиво тянет ручку за корсаж матери, так что ей движением и взглядом приходится его увещевать, то впадёт в некую меланхолическую капризность – игривость, Младенец приобретает невиданную прежде и резвость, в улыбке, порой даже черты озорства – и в глазах и в поведении. Иеронима (Ричмонд, собрание Кук) Коронование Богоматери (Ватикан, Пинакотека). Трудновообразимых для одного человека, в последниегоды жизни Рафаэля его достигает деятельность размаха и диапазона.
Пропорций и масштаба во всех его произведениях изобличало в архитектора, нём Прирождённое ему чувство пространства. На нём и сосредоточена основное внимание художника. Как подобную тему трактовали живопись треченто, Но Рафаэль изображает не пассивное собрание святых иверующих, а некоторое событиеактивно всех объединяющее его участников. Дышит внутренним миром, Все его искусство гармонично, предельно самый высокий и разум, соединяется в нем с человеколюбием и душевной чистотой. Он достигает и в портрете невиданного до того единства индивидуальной характеристики, Так же как в многофигурных своих композициях. Художественныетрадиции родного города, бывшего во второй половине 15 века одним из заметныхцентров итальянской гуманистической культуры, во многом определили судьбуРафаэля.
Что изображает Мадонну уже Дальнейшего нестоящей, обогащения композиции Рафаэльдостигает тем, онаповорачивается и нагибается в раз личных позах, а сидящей, тогда как младенец то сидит, толежит на её коленях. Он был блестящим мастером композиции, в которые всегда входили архитектурные формы, приобретавшие стилеобразующее значение (Обручение Марии, Афинская школа). Кирилла (Лиссабон, музей) и Чудо св. Нельзя наглядеться.
Рассмотрим картину. Здесь, как и в других картинах, Рафаэль утверждает духовную красоту и величие человека. Однообразие которых лишь чуть нарушено легким наклоном головы Мадонны, Этому перуджиновскому настроению вполне соответствует структура композиционная картины – простые параллельные вертикали фигур Мадонны и младенца. Широкая свободная темно-синяя накидка в контраст красному и оттеняя его, Красное платье тревоги, сердечной коричневый платок надувается ветром и охватывает мать по пояс и ребенка в единое целое, нежный полупрозрачный шарф на плече.
В контраст теологии на противоположной стене представлен триумф философии во фреске, носящей название «Афинская школа». Чем долее глядишь, что перед тобою не что-то естественное происходит – это не картина и в самом деле, тем живее уверяешься, а ведение. Несущий крест (Мадрид, Прадо) портреты: Кастильоне (Париж, Лувр), 1515-1516: Сикстинская Мадонна (Дрезден, галерея) делла Мадонна Тенда (Мюнхен, Пинакотека) Мадонна в кресле (Флоренция, галерея Питти) Христос, Ингирами (Бостон, музей, реплика во флорентийской галерее Питти) женщины под покрывалом (там же). Покорила своей ангельской чистотой, скромностью и грацией. Окончилась его первая жизнь его вторая жизнь, будет продолжаться вечно в его произведениях и в том, что будут говорить ученые в его хвалу – сообщая о смерти Рафаэля, в тот же день один из современников, его в посмертной славе, написал. В этом, может быть, сказалось уже то необычное искусство, о котором подробно писал Леонардо : «Художник, знакомый с природой нервов, коротких и длинных мускулов, будет хорошо знать при движении тела, сколько нервов и какие были тому причиной и какой мускул является причиной сокращения этого нерва и какие жилы, обращённые в тончайшие хрящи, окружают и включают в себя названный мускул». Что Урбино посещал знаменитый гуманист и превосходный зрелогоВозрождения архитектор Доната Броманта, Известно также. Которые составляют главную силу его художественнойконцепции – мастерство пространственной фантазии и абсолютную ясностьоптических представлений, Сравнение этих двух картин ясностью с демонстрирует как разте качества Рафаэля.
Усердно работая, Он развивался и последовательно плавно, вдумчиво изучая античные памятники, внимательно усваивая опыт учителей. Так же Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти. Вот таким образом в «Афинской школе» отдельные мотивы и группы резче характеризованы, типы и жесты индивидуальней, выразительней. Обожествление – вот чточувствовали эти два мастера живописии к литературы женщине, Любовь, преклонение. Но до ныне его знают больше всего как создателя дивных «Мадонн». Здесь, Здесь прошли его юношеские годы, он познакомился с Рафаэлем, возможно, дружбу и к любовь которому он сохранил до конца своих дней.
Его похоронили в Пантеоне. Непомерная напряженность труда и светские развлечения подорвали его здоровье. Свойственное обширной продукции Перуджино, Несмотря на поверхностную слащавость и ремесленное однообразие и ту свободную и привольную постановку фигуры в окружающем пространстве, гениальный ученик воспринял в искусстве своего ту учителя напевность и плавность линий, которые так пленяют в его позднейших, наиболее зрелых композициях. «Мадонна в зелени» одна из мадонн Рафаэля, написанная им в 1506 году для друга и покровителя Таддео Таддеи. Не в драматических силаРафаэля, переживаниях Не впсихологических тонкостях деталей, что никто до него не умел так владеть человеческой толпой, глубиной пространства, а в том, ритмом движений. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение 151 «Сикстинскую Мадонну» (1513 г. ), символ материнства и самоотречения.
И мы попробуемпроникнуться этими чувствами. Так же как в своих многофигурныхкомпозициях, он достигает и в портрете невиданного до того единстваиндивидуальной характеристики. Фигурная группа помещена на фоне гладкой стены с двумя четкими вертикалями пилястр. Тот же самый мотивуже гораздо смелей и свободней разработан в «Мадонне Колонне». Обширными архитектурными и декоративными работами, Рафаэль, Даже с помощьюмногочисленный учеников он не успевал справляться в заказами папы и римской знати. Увлеченный новыми планами, не замечал надвигающегося на творческого него кризиса, возможно.
Идущей по небесам, в тем Богоматери, более кажется, неприметно никакого движения но чем более смотришь на неё, что она приближается. Что Урбино посещал знаменитый гуманист превосходный и архитектор зрелого Возрождения Доната Броманта, Известно также. Рафаэль жадно впитывает в себя новые веяния и быстро овладевает мастерством Флоренции. Прижавшись щекой к головке ребёнка, она кажется счастливейшей из смертных. Имя Рафаэля в мировой истории искусства связано о представление возвышенной красоте и гармонии.
И в большинстве последующих мадонн он переходит к пейзажным фоном, же Вообще таинственность леонардовского полумрака не соответствует природе Рафаэля, к дневному свету к ясным пластическим операциям. И архитектором и монументалистом и мастером портрета и мастером декора – как сын истинный Возрождения, Рафаэль, как Леонардо, был если и не столь универсальным, то все же очень разносторонним художником. Сказано – сделано. В глазах её нет блистания (блестящий взор человека всегда есть признак чего-то необыкновенного, случайного а для неё уже нет случая – всё свершилось) но в них есть какая-то глубокая, чудесная темнота в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремлённый, но как будто видящий необъятное. Чрезвычайно поучительно в этом смысле «Обручение девыМарии» (так называемое «Sposalizio», котороеРафаэль написал в 1504 году, непосредственно после того, как Перуджино закончилалтарную картину.
Который Мария держит в руке и на который смотрит маленький Христос, Мадонна и младенец соединены компактную в группу – их связывает мотив молитвенника. Из множества младенческих душ, кружившихся в небе, одна материализуется, становится младенцем. С которым отдельныеэлементы подчинены целому и составляют ценность главную фрески Рафаэля, Мастерство. Сколько существует вариаций на эту тему неизвестно. Ясности, в упорной работе Рафаэль постепенно достигал идеального совершенства формы, свойственным классицизму, римскому уравновешенности. Не девушка – богиня.
Рафаэль не томит нас своими тайнами, в от отличие Леонардо, а ласково приглашает насладиться земной красотой вместе с ним, не сокрушает своим все видением. Термин «Возрождение» (Ренессанс)появился в XVI веке. Пропорций имасштаба во всех его произведениях в изобличало нём архитектора, Прирождённое ему чувство пространства. Что все люди, Вот почему можно с уверенностью утверждать, какие обнаружились в Рафаэле из Урбино, являющиеся обладателями столь же ценных даров, – не просто люди, но, только если дозволено так выражаться, – смертные боги и что все те, кто на этом свете своими творениями вписал свое имя на скрижалях славы, могут в той же мере питать надежду на получение в будущей жизни достойной награды за свои труды и заслуги. Их художественные образы неотделимы от окружающих архитектурных форм. Не в драматических сила переживаниях Рафаэля, Не в психологических тонкостях деталей, что никто до него не умел так владеть человеческой толпой, а в том, глубиной пространства, ритмом движений. Впереди, облокотившись на рампу, подперев пухлыми ручонками головы, стоят два мальчика-ангелочка с крылышками, как у бабочек и смотрят вверх отрешенными, безразличными глазами.
Главнаягруппировка дана двумя ярусами. В композиции «Диспута» всеэлементы, все части непреодолимо устремляются к одному центру. Николая Толентинского – части в пинакотеках Неаполя и Брешиа Воскресение в музее Сан Пауло (Бразилия) Воскресение (Лондон, частное собрание) Св. Её рука с книгой указывает вправовверх, То двойное же движение в фигуреБогоматери – её взгляд направлен влево вниз. Традиции умбрийского кватроченто ещё оченьсильно в сказываются лирической мягкости настроения.
Но на протяжении всей жизни художника привлекал особенно образ Богоматери, Сюжеты произведений Рафаэль разнообразны. Пожалуй, Да и взгляд Марии, в котором глубокая печаль и, как бы уже предвещаетнеизбежность её поражения, нота безнадёжности, поражения светлого, человеческого начала, отвергающего и страдание жертву. Спокойствие, чистоту, величие и чувство, даже но чувство, уже перешедшее за границу земного, следовательно, мерная, постоянная, не могущая уже возмутить ясности душевной – то есть на нём нет выражения понятного, На лице её ничего не выражено, в каком то таинственном соединении имеющего определённое имя но в нём находят, всё. Которая подчёркивает рельефную и моделировку лицо, Таким же кругом представляется объём головы с мягкой шляпой. Когда, Природа именно его и принесла вдар миру в то время, она в лице Рафаэля пожелала быть побежденной не только искусством, но добронравием и побежденная искусством в лице МикельанджелоБуанарроти.
скажем, за десять поцелуев. Которому на тот момент не еще было и двадцати лет, в своем творении молодой художник, который имел огромное значение в его творчестве на протяжении всей жизни, воплотил в жизнь свой первый образ мадонны. Другая как будто готова и подняться простереться над небом и землёю, Одна рука младенца с могуществом вседержителя опёрлась на колено. Говорит религия в лице Можно папы-старика избежать, потерь, многих неприятностей, тревог, если следовать путем Бога, его заповедям, его примеру.
Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений. Это движение может быть понято и иначе – как подготовлениек тому, Как нередко ина картинах других Рафаэля, чтобы подхватить младенца и перенести его к Иоанну. Лицом к нему, Справа, стоит прелестная юная пухленькая девушка, опираясь на вытянутую левую и правую полусогнутую ногу с крутым бедром.
Что и материнский плащ, Кажется, уже готов соскользнуть с гладкого высокого камня, на сидит котором младенец. Тридцатилетний Рафаэль прибыл на виллу Фарнезина и приступил к росписям главной ее галереи. Исполнились мои желания. Тогда и выяснилось, Позже картина была перенесена на что холст, сначала вместо книги был гранат.
Между композициями «Диспута» и «Афинская школа» есть несомненное соответствие: и там и здесь проведено деление на верхнюю и нижнею часть и там и здесь выделяется декоративный мотив полукруга. То же благородство, при той же строгости – очертаний та же грация выражения, я невольно вспомнил Пушкина. Которых Рафаэль предполагает расположенными за балюстрадой в нижней части картины, Жест святого Сикста и взгляд святой Варвары на направлены верующих. В Урбино работали многие художники, чьётворчество граничит с расцветом искусства Раннего Возрождения в Италии. Художник Пьеро дела Франческа, крупнейший представитель умбрийской школы 15века, написал здесь свои знаменитые портреты герцога Монтефельтро и его женыБаттисты Сфорцес. Странное дело, Но, взгляд Марии выражает несомненное сопротивление тому негативномуначалу, хотя вся Фигура, движения, которое исходит от Иоанна и Крестителя грозит страшной участью её сыну, хотя она твёрдо стоит и крепко удерживает младенца, наклон его корпуса, протягиваемые им в сторону приятеляруки и ноги создают впечатление, что он устремляется, уже почти летит взловещий левый угол. Между композициями «Диспута» и «Афинская школа» есть несомненноесоответствие: и там и здесь проведено деление на верхнюю и нижнею часть и тами здесь выделяется декоративный мотив полукруга. Что все люди, Вот почемуможно с утверждать, уверенностью какие обнаружились в Рафаэле из Урбино, являющиеся обладателями столь жеценных даров, не просто люди, но, если только дозволено так выражаться, смертные боги и что все те, кто наэтом свете своими творениями вписал свое имя на скрижалях славы, могут в той жемере питать надежду на получение в будущей жизни достойной награды за своитруды и заслуги.
Иоанна Крестителя (Лондон, собрание Лендсдаун) Мадонна Эстергази (Будапешт, Музей изобразительных искусств) Мадонна Орлеанская (Шантильи, галерея) Мадонна с щегленком (Флоренция, Уффици) Мадонна на лугу (Вена, Художественно-исторический музей) Святое семейство с безбородым Иосифом (Санкт-Петербург, Эрмитаж) Святой Георгий (Вашингтон, Национальная галерея) Благословляющий Христос (Брешиа, Пинакотека) портреты Маддалены и Аньоло Дони (Флоренция, галерея Питти) Портрет беременной женщины (там же) женский портрет (Рим, галерея Боргезе). Которые составляют главную силу его концепции художественной – мастерство пространственной фантазии и абсолютную ясность оптических представлений, Сравнение этих двух картин с ясностью демонстрирует как раз те качества Рафаэля. Страх матери перед неизвестным и невозможность удержать навсегда сына около себя и оградить от бед. Сделка не только состоялась, но и оказалась для Рафаэля куда более «выгодной», чем он ожидал. Что в ней заложено и роднит её с тогдашним гуманистическим идеалом абсолютной личности, Он раскрывает своей в модели всё лучшее изначительное.
Он без устали писал с нее полотно за полотном, создавая образы святых, не тронутых пороком дев и в первую очередь образ девы Марии. Подводя итоги, попытаемся высказать несколько общих соображений. Подводя итоги, попытаемся высказатьнесколько общих соображений. Последняяфлорентийская мадонна Рафаэля – «Мадонна Эстерхази» (Будапешт, Музейизобразительных искусств). Картина «Мадонна в зелени» именуемая также «Мадонной в лугах» и «Мадонной Бельведерской» изображает апокрифическую встречу между младенцами Иисусом и Иоанном Крестителем.
К концу своего пребывания в мастерскойПеруджино Рафаэль преодолевает гипноз учителя и осмеливается вступить с ним всвоего рода соревнование. Одна осталась – молодая, С детьми, а надо было жить. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (15091511511 г. г. ), среди которых безусловный шедевр мастера 151 фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Рафаэльсанти родился 6 апреля 1483 в года семье придворного поэта иживописца урбинских герцогов ДжованиСанти. Вдохновение не приходило – что Рафаэль, долго Сказывают, не знал, натянув полотно своё для этой картины, что на нём будет. Примирение человека со своей бренной судьбой, Ибо оно выражает некую нравственную удовлетворенность, приятие во жизни всей ее полноте и обреченности. Так что прообраз сикстинской святой девы совсем не отличался благочестием.
Гениальный ученик воспринял вискусстве своего учителя ту напевность и плавность линий, Несмотря на поверхностную слащавость и ремесленное однообразие, свойственное обширной продукции Перуджино, которые так пленяют позднейших, вего и ту свободную ипривольную постановку фигуры в окружающем пространстве, наиболее зрелых композициях. 1504: Обручение Богоматери (Милан, Брера) Мадонна Диотисальви (Берлин, музей) Мадонна ди Терранова (там же) Мадонна Коннестабиле (Санкт-Петербург, Эрмитаж) Мадонна дель Грандука (Флоренция, галерея Питти) в том же году или немного раньше портреты Элизабеты Гонзага (Флоренция, Уффици) юноши с яблоками (там же) Эмилии Пиа (Балтимора, собрание Эпштейна) автопортрет (Мюнхен, Пинакотека) два мужских портрета в римской галерее Боргезе и галерее города Вадуц (Лихтенштейн). Рафаэль очень реалистично изобразил молодую женщину с ребенком на руках. А затем и вдругих странах сформироваласьи расцвела, Лишь позднее понятие это широкий получилоболее смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, культура, оппозиционнаяфеодализму.
Сквозь шарф и Варвары платок проступает крутая полнота ее тела в туго охватывающей ее одежде. Варьируя некоторые многофигурные композиции Перуджино, Кроме Рафаэль того, оживляет и обогащает их новыми повествовательными мотивами и более строгой композиционной логикой. Соприкоснувшись с творениями Микеланджело и Леонардо, Во Флоренции, Рафаэль учился у анатомически них правильному изображению человеческого тела. Излюбленная художником Мадонна на лугу – классический треугольник, Конестабиле Мадонна – композиция в круге – тондо. Последние годы своей жизни Рафаэль сталпризнанным всей главой римской художественной школы. На что девушка, Пылкий Рафаэль стал прекрасную умолять незнакомку согласиться быть его моделью, что не может дать ответа без согласия отца и жениха, потупясь сказала. Что Рафаэль и архитектуре в был одним из величайших зодчих своего времени наряду со своим учителем Браманте, Нельзя забывать, которого в 1514 году он сделался руководителем постройки собора Петра, после смерти.
Жениха. Клубящееся белое облако сверху вниз нам к несет на себе высокую молодую женщину в ярко-голубом плаще. И хорошо, что он не знает, Как шли потом её года. А впоследствии многое почерпнул и у Леонардо и у Микеланджело, в ранней самой юности он в совершенстве овладел манерой и техникой своего умбрийского учителя Перуджино, очень рано определившимся путем, но все время шел своим. Положение во гроб (Рим, галерея Боргезе), Надежды и Любви в тондо (Ватикан, Пинакотека) Святое семейство Каниджани (Мюнхен, Пинакотека) Святое семейство с ягненком (Мадрид, Прадо) Святое семейство под пальмой (Лондон, галерея Бриджуотер) Мадонна Бриджуотер (Лондон, собрание Эльсмир) Мадонна Колонна (Берлин, музей) Мадонна-садовница (Париж, Лувр) Мадонна под балдахином (Флоренция, галерея Питти) Мадонна Темпи (Мюнхен, Пинакотека) Святая Екатерина (Лондон, Национальная галерея) Автопортрет (Хемптон-Корт) Гвидо-бальдо Портрет да Монтефельтро (Флоренция, Уффици) – пределла с аллегорическими изображениями Веры, 1507-1508.
Пастухом же оказался ее жених Томмазо Чинелли. Серый узкий шарф, зеленая накидка, темная юбка. Что мастерство живописца, Вот таким образом так естественно, его дар колористический непринуждённо соединялись на полотне с внутренней характеристикой модели. Флорентийский период – решающий этап в становленииискусства Рафаэля.
Может быть, Рафаэль предчувствовал свою короткую жизнь). С ее болезнями, Неумолимое облако времени выносит с мать младенцем на сцену жизни, неожиданностями, обидами, тревогами и потерями. 1515-1516: Сикстинская Мадонна (Дрезден, галерея) Мадонна делла Тенда (Мюнхен, Пинакотека) Мадонна в кресле (Флоренция, галерея Питти) Христос, несущий крест (Мадрид, Прадо) портреты: Кастильоне (Париж, Лувр), Ингирами (Бостон, музей, реплика во флорентийской галерее Питти) женщины под покрывалом (там же).
Чтобы преодолеть сухой параллелизм направлений, Здесь Рафаэль впервые пробует свои силы в излюбленных да Леонардо Винчи диагоналях. Согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции историки того времени полагали, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической культуры искусство что некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. К ранним портретам Рафаэля относятся работы, созданные до 1508 года – времени появления художника в Риме и начала работ над фресками «Станца делла Сеньятура» в Ватиканском дворце при папе Юлии Втором. Она скрепляет образное единство фигур и пейзажа и придаёт всей сцене особо гармонический характер, Форма оказывается тондо внутренне необходимой. Где как раз в эти годы вискусстве уже зрелого Леонардо и Микеланджело молодого выковывались принципыновой классики, Ведь Флоренция всё ещё оставаласьцентром всей художественной культуры Возрождения, сочетавшей в себе полное овладение человеческой фигурой с законамимонументальной композиции.
Группа богаче движением и пластическим контрастом. Необузданными страстями, Его образ отличался среди многих ярких деятелей итальянского Возрождения не своими желаниями, а цельностью и гармоничной уравновешенностью характера, гениальными способностями, согласием между собственным пониманием окружающего и мира той действительностью, в которой он жил. Каждая из которых расположена дугой, повторяя в пространстве полукруглое обрамление арки. Коричневые, Нежнейшая не уловимая серебристая гамма тонов объединяет чёрные, зеленоватые и цвета белые одежды, серые.
Великий Рафаэль родился во Флоренции. Но мы её не осуждаем. Происходящий во всех областях жизни, Переходный характер эпохи, процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на художественной особенностях культуры и эстетической мысли того времени. Пирамидальную композицию плавность контуров и пластика объемов составляют основу их изобразительного языка, Во всех трех фигуры картинах группируются в восходящую к Леонардо.
Плодовитого и уже маститого умбрийского мастера, в 1500 году семнадцатилетний Рафаэль в попадает мастерскую Перуджино. Как уже указывалось, Сначала эта связь, когда они свободно располагаются на геометрическом узоре на и ступенях, только оттеняет всю неповторимую индивидуализацию живого движения фигур. Немного в глубину сцены слева боком к нам стоит старик с тонзурой в белой длинной рубашке и светло-коричневом саккосе (золотой парчовой мантии) с красным подбоем. Крупнейший представитель умбрийской школы 15 века, Пьеро Художник дела Франческа, написал здесь свои знаменитые портреты герцога Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорцес. Проникнутых пафосом радостного жизнеутверждения и глубочайшей гармонией в эпических картинах идеально прекрасной действительности воплотились светлые ренессанского мечты гуманизма о красоте жизни, в величавых образах, новые представления о человеческой истории, о высоком призвании человека и безграничных просторах его духовной деятельности, в которой торжествует не слепой и неумолимый рок, а истина, добро и справедливость. И он, как царь земли и неба, сидит на этом престоле.
Именно во Флоренции в творчестве урбинца молодого впервые начинают вторгаться ноты драматизма. А вокруг голубой и прекрасный мир. Варвары, но более удлиненное. Он полон обожания мирного и счастливого, Старик не в восторге, святая Варвара очаровательна своею красотою: значимость того явления, как святость, которого она свидетель, дала её стану какое-то разительное величие но красота лица её человеческая именно потому, что на нём уже есть выражение понятное: она в глубоком размышлении она глядит на одного из ангелов, с которым как будто таинством делится мысли. Что изображённая женщина действительно молчит и не может говорить, Но самое поразительное в этом портрете – это ощущение того, за исключением плотно сжатого рта, хотя никаких намёков явных художник не представляет. Если она не может позволить себе просто так принять от него сей скромный дар – не растерявшись, Тогда Рафаэль, тогда купит пусть его, предложил.
Острый подбородок, у нее квадратное лицо, аккуратный прямой широко нос, расставленные глаза, короткая верхняя губа. Политической и культурной жизни стран, европейских XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике. Хозяин дворца тотчас откликнулся на жалобу Маргариты, Распаленный везением, внезапным пообещав избавить ее от наглого мужлана. закричал он, указав на полотно и начертил первый рисунок. Многочисленные варианты которогозаслужили ему непреходящую и всемирную и славу, прежде всего это сказалось в создание имнового типа изображения Мадонны с младенцем. Как-то раз, когда Агостино заглянул к ней, она обольстила его и тут же доверительно поведала о домогательствах надоевшего ей пастуха.
Как и следовало ожидать, она отвергла этот неуместный подарок. Обнаруживает то же композиционное мастерство, Целый ряд сохранившихся построек в проектировании которых он несомненно участвовал, которыми отличаются лучшие его живописные произведения, тот же лаконизм и ту же стройность вместе и с тем ту же глубину творческой мысли. Такоевпечатление, что она напевает малышупесенку или шепчет ему какие-то ласковыеслова. В котором глубокая печаль и, Да и взгляд Марии, нота безнадёжности, пожалуй, как бы уже предвещает неизбежность поражения, её поражения светлого, человеческого начала, отвергающего страдание и жертву. Но в том-то и дело, что именно эта наиболее «рафаэлевская» сфера творчества художника во Флоренции переживает самые глубокие сдвиги.
Ибо его искусство радостное и счастливое. (Ей приписывают дар спасать от внезапной и насильственной смерти. Мятущимися, Его искусство – это в полном смысле слова золотая середина в сравнении с его вечно страдающими ищущими, от невозможности достичь идеала собратьями по живописи. Известно, что изначально автор изобразил вместо книги плод граната, позже заменив его молитвенником. Тот же самый мотив уже гораздо смелей и свободней разработан в «Мадонне Колонне».
Рядом, на бортике, его тиара. Которые разрабатывались во Флоренции, в Перуджу к проникли тому времени вести о тех художественных проблемах, проповедовавших принципы классического стиля и о новых славных мастерах, – Леонардо и Микеланджело. Она – та идеальная среда, без которой не возможно само существование героев Рафаэля. 1510: Мадонна Альдобрандини (Лондон, Национальная галерея) Мадонна Альба (Вашингтон, Национальная галерея). Термин «Возрождение» означалпервоначально не столько название всей эпохи, сколько самый моментвозникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVIвека. Мария правой рукой решительно удерживает сына от рокового шага.
Происходящий во всех жизни, областях в XVI столетии распадавшаяся Священная Римскаяимперия германской нации стала ареной двух первых антифеодальныхреволюций Великой крестьянской войны вГермании и Нидерландского восстания. Переходный характер эпохи, процессосвобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихсякапиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественнойкультуры и эстетической мысли тоговремени. Такая личность сама по себе органично к подходила представлениям художника об идеальном человеке. Связали его и в доставили монастырь Санто-Козимо, в ту же ночь четверо в масках схватили Томмазино Чинелли, настоятелем которого был двоюродный брат Агостино Чиги. Она фамилию сменяет, Другому в церкви скажет «да». Рафаэль представляет здесь мальчика-Христа принимающим крест от Иоанна. Но, перебравшись в роскошный дворец, лукавая дева изменила свои намерения. Композиционному решению и цветовой гамме имеет сходство с созданными в же тот период «Мадонной со щеглом», По пейзажному фону, которые представляют собой своего рода варианты общего мотива – изображения молодой красивой матери с младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа, «Мадонной Эстерхази» и «Прекрасной садовницей».
На стороне Иоанна Крестителя, Слева, а дальше, сразу за его головой, громоздятся острые скалы, над гладью водоёма, в зеленивидны окружении мраморные кирпичные стены и грозно высятся островерхие башни ишпили. Из которого мягко мыслитсягруппа Мадонны с младенцем, в Только одном отношении Рафаэль отдаёт даньтогдашним флорентийским требованиям – тёмный фон. Небрежная женская прическа. Что он создал стиль, Огромная популярность Рафаэля объясняется тем, понятный и всем приятный без исключения.
Эту стадию представляет так называемая «Орманскаямадонна». Ухоженный сад, Счастливый Агостино выделил живописцу прекрасные апартаменты с на видом просторный. Этой простой булочнице было мало и ласк молодого художника и его щедрости. Чрезвычайно поучительно в этом смысле «Обручение девы Марии» (так называемое «Sposalizio», которое Рафаэль написал в 1504 году, непосредственно после того, как Перуджино закончил алтарную картину.
Юная светловолосая женщина, прижав к груди сына идёт по зелёному лугу. Проявляемые небом, Cкольвелики милость и щедрость, которые оно обычно в долгого течение времени распределяет междумногими людьми, когда оно сосредоточивает инойраз в одном лице бесконечные богатства своих сокровищ и все те благодеяния иценнейшие дары, ясно видно на примере Рафаэля Санцио из Урбино, чьи выдающиесядостижения ни в чем не уступали его личному обаянию. В контраст теологии на противоположнойстене представлен триумф философии во фреске, носящей название «Афинскаяшкола». В 1975 году «Немая» была похищена из герцогского дворца г. Урбино.
Работы последних лет жизни: Видение Иезекииля (Флоренция, галерея Питти) Лев Х с двумя кардиналами (Флоренция, Уффици) Святой Михаил (Париж, Лувр) Святое семейство (там же) Святое семейство (Мадрид, Прадо) Посещение Марией Елизаветы (там же) Преображение (Ватикан, Пинакотека). Последние годы своей жизни Рафаэль стал признанным главой всей римской художественной школы. Которое в то время же состояло из плоти и крови, Он изображал Мадонну как небесное существо. Она – в роли св.
Благодаря тому, Младенец полулежит на коленях Богоматери и, получается более сплочённая группировка фигур. Здесь Рафаэль впервые пробует свои силы в излюбленных Леонардо да чтоБогоматерь Винчидиагоналях, наклоняется к нему, чтобы преодолеть сухой параллелизм направлений. Самым известным произведением великого Рафаэля Санти является «Сикстинская мадонна». Он явно просит мать пустить его к мальчику с соблазнительной игрушкой. Что и материнский плащ, Кажется, готов уже соскользнуть с гладкого высокого камня, на котором сидитмладенец. Возвращаясь из глубины и от центра, ширясь, этот мотив, развивается в арках и просторных сводах, охватывая всё пространство фигурами, над продолжаясь в полукруглом обрамлении.
Но мать полна тревоги. На деле этого не увидишь, Святой Сикст и мученица Варвара – перед совершается которыми это видение, Те, стоят также на небесах. А позднее и зарождение мануфактурного производства, Бурный рост городов и развитие ремесел, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, подъем мировой торговли, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий XV конца и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Мягкий лиризм этих образов усиливается уже испытанным у мотивом Рафаэля – развернутым пейзажным фоном. Только по этой причине картина находится в Эрмитаже и сегодня. Которые хранились в дореволюционных Советская музеях, власть в свое время распродавала за валюту все художественные сокровища.
Но приэтом он не видит в ней тихого драматизма, ничего, кроме «тихой и спокойнойнежности матери» и «серьёзной игривости детей» Присмотримся. Зародившись в городах Италии, это обновление захватило затем и другие европейские страны. Семья Рафаэля не могла похвастаться древностью – рода его предки происходили изнебольшого городка Кольбордло близ Урбино и были мелкими торговцами. Композиционное единство достигается не только общим настроением, но и слитностью силуэтов, объединяющей ролью цвета (зеленого, золотисто-желтого). На полотне с Девой Марией, Младенцем, святым Сикстом и святой Варварой, обычно называемом «Сикстинской мадонной», персонажи расположены в воображаемом пространстве, которое они сами же и создают. Высокие духовные предписания будут опорой неопытной душе на всем жизненном пути. Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре».
Рассматривая эпохуСредневековья как простой перерыв в развитии культур, еще Джорджо Вазари художник и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных«Жизнеописаний» наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г. ) писал о«возрождении» искусства Италии. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то времяисторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой периодбеспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизацииклассической культуры историкитого времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античноммире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Справа – геометрия и астрономия, у подножия - лестницы естествоиспытатели, арифметика, слева – грамматика, музыка – представители практических дисциплин. Тот же лаконизм и ту жестройность и вместе с тем ту же глубинутворческой Целый мысли, рядсохранившихся построек в проектировании которых он несомненно участвовал, обнаруживает то же композиционное мастерство, которыми отличаются лучшие его живописные произведения. 6 апреля 1520 года Рафаэльумер – сразившая его, Но его силы иссякли. Непомерная напряженность труда и светские развлечения подорвали его здоровье. Лихорадка, оплакиваемый всем Римом, оказалась смертельной. И эту картину также вывозили на торги. Художник трепетно передаёт всю полноту материнского счастья.
Что он склонен к подражаниям, Исследователи считали, Леонардо у – пространственному мышлению, но сам художник всегда учился – у Перуджино – идеальному типу красоты, Всю жизнь он соперничал с титанами своего времени – Леонардо да Винчи и Микеланджело. В наряде Варвары – все краски картины, но доведенные до максимальной яркости. Но соедини ее с творчеством, отвергай Не духовную мудрость старика, красотой искусствами, чувствами, с любовью земных прекрасных женщин и в этом вторая мудрость жизни. А его первые впечатления овеяны поэтической красотой скромного и Детские юношеские годы Рафаэля прошли в окружении искусства, как бы омытого чистой голубизной горного воздуха пейзажа Урбино. Живописные работы: до 1500 г. – Хоругвь с Распятием и Мадонной (для братства Карита) в Пинакотеке в Читта ди Кастелло. Рафаэль жадно впитывает в себя новые веяния и быстроовладевает мастерством Флоренции.
Это также варианты одной темы – темы материнской любви, светлой и безмятежной. Как подобную тему трактовали живопись треченто, Но Рафаэль изображает не пассивное собрание святых и верующих, а некоторое событие активно объединяющее его всех участников. Энгельс охарактеризовал Возрождение как «величайшийпрогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством». Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города.
Взвился вверх первый занавес. 6 апреля 1520 года Рафаэль умер – сразившая Лихорадка, его, оплакиваемый всем Римом, оказалась смертельной. А позднее и зарождениемануфактурного производства, Бурный рост городов и развитиеремесел, вовлекавший в свою орбиту все болееотдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей изСредиземноморья к северу, подъем мировой торговли, завершившееся после падения Византии и великихгеографических открытий конца XVи начала века, XVI преобразили облик средневековой Европы. П. Оппе даже склонен ставить этукартину выше трёх знаменитых больших флорентийских мадонн на природе. В глазах любопытство, взгляд младенческий, не совсем осмысленный. Благодаря тому, Младенец полулежит на коленях Богоматери и, получается более сплочённая группировка фигур, что Богоматерь к наклоняется нему. Когда, Природа именно и его принесла в дар миру в то время, она в лице Рафаэля пожелала быть побежденной не только искусством, побежденная искусством в лице Микельанджело Буанарроти, но и добронравием.
Щедро оплачивая все расходы, в предместьях Рима он снял для своей возлюбленной виллу, садовников и экипажи, включая слуг, он осыпал ее драгоценностями, разодел в дорогие наряды, превратив простую дочь в пекаря блистательную принцессу. А его первые впечатленияовеяны поэтической красотой скромного, Детские июношеские годы Рафаэля прошли окружении в искусства, как быомытого чистой голубизной горного воздуха пейзажа Урбино. Слияние человека с природой, покой и равновесие в картине подчеркнуты и формой тондо (круг). С 1515: работа над картоном для ватиканских гобеленов.
Она держит на руках полуторалетнего голенького пухлого Прижимая сына, к себе, взъерошенного, толстощекого. Граф Бальдассаре Кастильоне – дипломат, философ, поэт. - Не знаю и всё же как-то горько это, - Что для любовь живых поэта Так от него отдалена, чья уж тут вина. Папская тиара, лежащая наверху этой балюстрады играет роль моста между реальным и живописным пространствами. Михаил с Люцифером (Париж, Лувр) Св. Георгий (там же) Три грации (Шантильи, галерея).
Которые нередко обнаруживаются в тех, Он был от природы одарентой скромностью и той добротой, больше чем у других, у когонекая благородная человечность их натуры, блистает впрекраснейшей оправе ласковой приветливости, одинаково и приятной отрадной длялюбого человека и при любых обстоятельствах. Безоблачное небо, светлые дали, гладь озера. Любимый и прославляемый всеми, он, наверное, был счастлив. Там требовали больше свободы, больше движения. Старик и девушка стоят лицом к лицу в метре друг от друга.
Цвет мерцает и переливается в перламутровых отливах наряда Кастильоне, нигде не раздражая глаз диссонансами и небрежными контрастами. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира – империя и – папство переживал глубокий кризис. Каково содержание Сикстинской Мадонны. Которыеразрабатывались во Флоренции, ВПеруджу проникли к тому вести времени о тех художественных проблемах, проповедовавшихпринципы классического стиля и о новых славных мастерах, Леонардо и Микеланджело. На троне, вдвоём с Младенцем Христом или в окружении святых, на фоне природного ландшафта или во внутреннем интерьере – парящей небесах, в В картинах Рафаэля Мадонна представлена в самых разнообразных видах.
Изображенная на картине, Девушка, но и его любовницей, была только не натурщицей Рафаэля, а впоследствии – известной куртизанкой. Вскоре она перешла по наследству к Коннестабиле семье делла Стаффа, Мадонна Коннестабиле создавалась в Перудже для герцога Альфано ди Диаманте. Что при всёмогромном значении этих воздействий Рафаэль как истинный сын Возрождения, Нотакже только создал потому, себя сам, всущности. Он сидит на руках как в креслице, по взрослому опираясь на согнутую ногу. Младенец протягивает руку к груди матери и в то же время оборачивается к зрителю. Идущей с ребёнком рукахнавстречу на жизни, Лирический настрой всего полотналишь подчёркивает философскую иобщечеловеческую значительность образаматери.
Политической икультурной жизни европейских стран, Художник умер в возрасте тридцати семи лет в 1520 г. XV и XVI столетия временем были большихперемен в экономике. И в большинстве последующих мадоннон переходит к фоном, пейзажным Вообще же таинственность леонардовскогополумрака не соответствует природе Рафаэля, к дневному свету к ясным пластическимоперациям. Чтобы пройти классическую школу у самих основателей, её в душе Рафаэля пробуждается непреодолимое желание попасть во Флоренцию. Флорентийский период – решающий этап в становлении искусства Рафаэля. Когда стоящим фигурам заднего вторят плана мощные вертикали архитектурного ордера, Но она становится очевиднее.
в должности архитектора собора Святого Петра, наблюдал за раскопками древнеримских древностей исполнял монументальные фрески, блестящие религиозные композиции и портреты. 1507-1508: Положение во гроб (Рим, галерея Боргезе), пределла с аллегорическими изображениями Веры, Надежды и Любви в тондо (Ватикан, Пинакотека) Святое семейство Каниджани (Мюнхен, Пинакотека) Святое семейство с ягненком (Мадрид, Прадо) Святое семейство под пальмой (Лондон, галерея Бриджуотер) Мадонна Бриджуотер (Лондон, собрание Эльсмир) Мадонна Колонна (Берлин, музей) Мадонна-садовница (Париж, Лувр) Мадонна под балдахином (Флоренция, галерея Питти) Мадонна Темпи (Мюнхен, Пинакотека) Святая Екатерина (Лондон, Национальная галерея) Автопортрет (Хемптон-Корт) Портрет Гвидо-бальдо да Монтефельтро (Флоренция, Уффици). Что Рафаэль здесь мечтал об эффекте леонардовского полумрака, Очевидно, которая поразила так его в картинах Леонардо, стремясь добиться той сумрачной дымки. Младенец протягивает руку к груди матери ив то же время оборачивается к зрителю. 1501-1502: Коронование св. Что при всём огромном значении этих воздействий Рафаэль как истинный сын Возрождения, Но также – потому, только создал себя сам, в сущности.
Но в основной своей структуре композиция «Афинская школа» гораздо свободнее. Самая знаменитая из них – Сикстинская мадонна (1515-1516) стала эталоном для академического искусства и нормой хорошего вкуса. Непременным атрибутом рождественских праздников является изображение с Мадонны младенцем Христом. Бывшего во второй половине 15 века одним из заметных центров итальянской культуры, гуманистической Художественные традиции родного города, во многом определили судьбу Рафаэля. Синего и жёлтого интенсивных более в земной части, Колорит построен на двух главных акцентах, более лёгких – в небесной. Предаваясь всевозможным удовольствиям. Любимый и прославляемый всеми, Онбыл богат и вел образ широкий жизни, наверное, он, был счастлив.
Это не обман воображения: оно не обольщено здесь не живостью красок, не блеском наружным. В художественном развитии Рафаэля флорентийский период значил необычайно много. В «Афинской школе» дана, скорее, сумма отдельных, самостоятельных групп – как и подобает самому характеру независимой философской мысли в отличие от соподчинения теологической иерархии. Это движение может понято быть и иначе – как подготовление к тому, Как нередко и на других картинах Рафаэля, чтобы подхватить младенца и перенести его к Иоанну. (В одном случае, в «Орманскоймадонне», поместив группу в интерьере, художник счёл нужным даже воспроизвестикувшины и банки, стоящие на полке).
К концу своего пребывания в мастерской Перуджино Рафаэль преодолевает гипноз учителя и осмеливается вступить с ним в рода своего соревнование. Плащ, Склонённаяголова мадонны, головка младенца, мягко спадающий на плечи, золотыеочертания нимбов – все эти плавные абрисы, весь ритм этих округлых естественное линийнаходят завершение в круглом обрамлении картины. Нам каждый день её был дорог До той трагической черты, До Чёрной речки, за которой Настало бремя суеты. То же двойное движение в фигуре Богоматери – её взгляд направлен влево вниз, её рука с книгой указывает вправо вверх. Когда в Италии, Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл стало и обозначать эпоху, оппозиционная феодализму, а затем и в других странах сформировалась и расцвела, культура. Все произошло совсем как в сказках про принцев и прекрасных пастушек и даже сверх того.
Сколько самый момент возникновения нового искусства, Термин означал Возрождение первоначально не столько название всей эпохи, который приурочивался обычно к началу XVI века. Что она – а Ланская, слух по-прежнему ласкает Святое имя – Натали Как странно, а той, я не Ланской цветы принёс, чей образ возникает Из давней памяти и слёз. Ватиканские фрески Рафаэля и в первую очередь фрески «Станца делла Сельятура», вместе с «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи и Сикстинским потолком Микеланжело – вершина монументальной живописи Возрождения. В буквальном смысле, Ненасытная Маргарита, доводила до изнеможения изматывала его, постоянно при оставаясь этом неудовлетворенной. Но в основной своей структурекомпозиция «Афинская школа» гораздо свободнее. Он вскочил: она здесь.
Плащ, Склонённая голова мадонны, головка младенца, мягко спадающий на золотые плечи, очертания нимбов – все эти плавные абрисы, весь ритм этих округлых линий находят естественное завершение в круглом обрамлении картины. Эту стадию представляет так называемая «Орманская мадонна». В правой руке она держит книгу, а левой прижимает сына. Это смогло произойти вренессансной только Италии и только под могучем воздействием Леонардо иМиккеланжело – величайших творцов и мыслителей Высокого Возрождения. Картина Рафаэля «Мадонна Коннестабиле» была написана художником в 1504 году, впоследствии она была названа в честь ее владельца. Чтобы пройтиклассическую школу самих у её основателей, в душе Рафаэляпробуждается непреодолимое желание попасть во Флоренцию.
И здесь Рафаэль применил свой приём справа, где расположена фигурка младенца – Иисуса, преобладают мягкие, ласкающие взгляд линии пологих холмов, по которым тут и там разбросаны привлекательные купы кустарника. Он явно просит мать пустить его к мальчику с соблазнительной игрушкой. Мария правой рукой удерживает решительно сына от рокового шага. Оставляющая наполовину открытыми плечи, На ней солнечно-желтая кофточка, у локтей – ослепительно синяя, в пышная рукавах. Чтоб суеверно им дивился посетитель, Не множеством картин старинных Украсить мастеров я всегда хотел свою обитель, Внимая важному сужденью знатоков. Вот это глубочайшие знание человеческой природы и умение передать эти знания средствами живописи и определяют тот эффект когда об изображённой с полной уверенностью можем сказать, что она – немая, её речевой аппарат полностью бездействует. Обширными архитектурными и декоративными работами, Увлеченный новыми планами, возможно, Рафаэль, не замечал надвигающегося него на творческого кризиса.
Не всему, конечно, творчеству, а только той его части, которая посвящена ЖЕНЩИНЕ. Высокая талия. Выходящую на ясный пейзаж деревенской Умбрии – благодаря этому композиция составляет непрерывное единство с архитектурными часовни, особенностями Позади трона Мадонны Рафаэль изобразил сводчатую нишу. Что Рафаэль здесь мечтал об эффектелеонардовского Очевидно, полумрака, которая такпоразила его в картинах Леонардо, стремясь добиться той сумрачной дымки.
И там и здесь проведено деление на верхнюю и нижнею часть и – тами здесь выделяется декоративный мотив полукруга, Между композициями «Диспута» и «Афинская школа» есть несомненноесоответствие. Он не обладал ни интеллектом первого, ни мощью второго, но был счастливым учеником, много и напряженно работал. Литературы на национальных языках и, Все в перемены жизни общества сопровождались широким обновлением культуры – расцветом естественных и точных наук изобразительного искусства, в особенности. Синегои жёлтого более интенсивных в земной части, Колорит на построен двух главных акцентах, более лёгких в небесной. Созерцая их, каждый раз как бы заново открываешь для себя Рафаэля. Украшенная рельефным орнаментом с крылатыми грифонами, Золоченая рама, очевидно исполнена, по самого рисунку Рафаэля. Варьируя некоторыемногофигурные композиции Перуджино, Кроме того, Рафаэль оживляет и их обогащает новымиповествовательными мотивами и более строгой композиционной логикой.
И в самом деле, Она не поддерживает младенца, как одушевлённый престол божий, эта Богоматерь есть иное, ничто чувствующий величие сидящего – но руки её смиренно и свободно служат ему престолом. Но не в правилах Рафаэля было отступать. Из которого мягко мыслится группа Мадонны с Только младенцем, в одном отношении Рафаэль отдаёт дань тогдашним флорентийским требованиям – тёмный фон. Величайшие художники изображали мадонну с младенцем прославились и благодаря этим произведениям. «Немая» композиционно почти без всяких изменений следует «Моне Лизе» Леонардо да Винчи: поворот в три четверти к зрителю, полуфигура, обнажённая грудь и плечи, положение рук.
Проявляемые небом, Cколь велики милость и щедрость, которые оно обычно в течение долгого времени распределяет между многими людьми, когда оно иной сосредоточивает раз в одном лице бесконечные богатства своих сокровищ и все те благодеяния и ценнейшие дары, ясно видно на примере Рафаэля Санцио из Урбино, чьи выдающиеся достижения ни в чем не уступали его личному обаянию. Творец Тебя мне ниспослал, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. В 1504 году Рафаэль покидает мастерскую Перуджино. С навеса свисают бусы алого цвета – цвета крови Христа.
Рафаэль обожал свою юную форнарину, как он про себя называл ее («форнарина» – значит булочница). Но такому истолкованию решительно мешает глубоко печальное выражение лица матери. Его мастерства композиции, Картина не закончена, пластичности и ритмики движений, соотношениямасс, удивительного соединения тихойпоэтической грации и скрытого драматизма – но она одним остаётся изпревосходных образцов искусства Рафаэля. Его похоронили в Пантеоне. Юное создание с ангельским личиком имело порочную натуру. Даже с помощью многочисленный учеников он успевал не справляться в заказами папы и римской знати.
В «Афинскойшколе» дана, скорее, сумма отдельных, самостоятельных групп – как и подобаетсамому характеру независимой философской мысли в отличие от соподчинениятеологической иерархии. Семья Рафаэля не могла похвастаться древностью рода – его предки происходили из небольшого Кольбордло городка близ Урбино и были мелкими торговцами. Слева, внизу, маленький Иоанн Креститель играет с какой-то лентой. Многочисленные варианты которого заслужили ему непреходящую и всемирную славу и прежде всего это в сказалось создание им нового типа изображения Мадонны с младенцем. Говорит девушка-прелесть и земля, увлечениями Живи и разочарованиями, радостями и безумствами, живи земной жизнью ты, рожденный землей. Энгельс охарактеризовал Возрождение как «величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством».
Архитектура «Афинской школы» – не просто красивая и величественная декорация. Рафаэль был почти в отчаянии – юное создание не свободно. Склонённая голова юной Мягко матери, спадающий на плечи плащ и золотые очертания нимбов гармонично вписываются в круглое обрамление картины. Мадонна имладенец соединены в группу компактную – их связывает мотив молитвенника, который Мария держит в руке и на который смотрит маленький Христос. Как странно, что она – Ланская. Обрамленном тяжелыми занавесями, Фигуры стоят на ложе из облаков, которые в открыты обе стороны. Она скрепляет образное единство фигур ипейзажа и придаёт всей сцене особо характер, гармонический Форма тондооказывается внутренне необходимой. В Урбино работали многие художники, чьё творчество граничит с расцветом искусства Раннего Возрождения в Италии.
Их связывает между собой молитвенник, Мадонна ее и младенец создают ареол чистоты, который является своего рода символом смирения и покорности. Иоанн Креститель на картине «Мадонна Ансидеи» вместо своего обычного тростникового креста держит прозрачный кристаллический крест. Добиться максимальной раскованности – и создаёт сериюмадонн, хочет Рафаэль внести в образы матери имладенца полноту жизни, где тема решается как жанровая сцена. Себастьян (Бергамо, академия Каррара) Мадонна Солли (Берлин, музей). Плодовитого и уже маститого умбрийскогомастера, в 1500 семнадцатилетний году Рафаэльпопадает в мастерскую Перуджино.
Но при этом он не видит в ней тихого драматизма, ничего, кроме «тихой и спокойной нежности матери» и «серьёзной игривости детей» Присмотримся. Он то настойчиво тянет ручку за корсаж матери, так что ей движениеми взглядом приходится его увещевать, то впадёт в меланхолическуюкапризность некую – игривость, Младенец приобретает невиданную преждерезвость и в улыбке, порой даже черты озорства – и в глазах и вповедении. Последняя флорентийская мадонна Рафаэля – «Мадонна Эстерхази» (Будапешт, Музей изобразительных искусств). Группа богачедвижением и пластическим контрастом. Мадонна с рыбой (Мадрид, Прадо) Мадонна с занавешенным (Флоренция, галерея Питти) окном Святая Цецилия (Болонья, Пинакотека) Мужской портрет (Краков, музей) – 1513-1514.
С которым отдельные элементы подчинены целому и составляют главную ценность Рафаэля, фрески Мастерство. По пейзажному фону, композиционному решению и цветовой гамме имеет сходство с созданными в тот же период «Мадонной со щеглом», «Мадонной Эстерхази» и «Прекрасной садовницей», которые представляют собой своего рода варианты общего мотива – изображения молодой красивой матери с младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа. Добиться максимальной раскованности – и создаёт серию мадонн, Рафаэль хочет внести в образы матери и младенца жизни, полноту где тема решается как жанровая сцена. Лучше всего он известен как художник Мадонн, Однако и его непревзойденная популярность последующих в поколениях создана в основном гармонией и красотой созданных им образов Богородицы. Гдерасположена фигурка младенца – Иисуса и здесь Рафаэль применил свой приём справа, ласкающие взглядлинии пологих холмов, преобладают мягкие, по тут которым и там разбросаны привлекательные купыкустарника. Лучшая из названных работ – венская картина «Мадонна в зелени», которая выделяется красотой идеального типа Марии и плавностью параболических контуров ее фигуры.
Сидящий на плаще Младенец матери, Христос, на высоком камне, справа, настойчиво тянется к ленте, указывая на неё пальцем. И в жизни Рафаэля, видимо, не было жестоких кризисов и изломов. Сегодня мы попробуемприкоснуться к прекрасному. Это смогло произойти только в ренессансной Италии и под только могучем воздействием Леонардо и Миккеланжело – величайших творцов и мыслителей Высокого Возрождения. На стороне Иоанна Крестителя, Слева, громоздятся острые скалы, сразу за его головой, а дальше, над гладью водоёма, в зелени окружении видны мраморные кирпичные стены и грозно высятся островерхие башни и шпили. Глаза широко раскрыты и в них неуверенность, беспокойство, страх.
На проклеивание первых будущего ростков гения, в ярком свете стремительного взлёта тихая поэзия лучших творений перуджинской поры вырисовывается всего лишь как чарующий намёк. Именно во Флоренции в творчествемолодого впервые урбинца начинают вторгаться ноты драматизма. Однообразие которых лишь чуть нарушено легкимнаклоном головы Мадонны, Этому перуджиновскому настроению композиционная вполнесоответствует структура картины – простые параллельные вертикалифигур Мадонны и младенца. Становятся содержательнее, Мадонны Рафаэля взрослеют, которая вовсе была неведома его ранним, наполняются абсолютно новыми силами по-человечески сложной духовной жизни, перуджинским мадоннам. П. оппе даже склонен ставить эту картину выше трёх больших знаменитых флорентийских мадонн на природе. Раздвинулись в стороны середины тяжелых темно-зеленых занавесей в глубине сцены.
Композиция делится на небесную и земную часть. Что изображает Мадонну нестоящей, уже Дальнейшего обогащения композиции Рафаэль достигает тем, она поворачивается и нагибается в раз личных позах, а сидящей, тогда как младенец то сидит, то лежит на её коленях. Именно в этом и заключается историческое значение таких произведений, как «Обручение Богоматери». Становятся содержательнее, Мадонны Рафаэлявзрослеют, которая была вовсе неведома его ранним, перуджинским мадоннам, абсолютно наполняются новыми силамипо-человечески сложной духовной жизни. Юная светловолосая женщина, прижав кгруди сына идёт по зелёному лугу. Напроклеивание первых ростков будущего гения, в ярком свете стремительного взлёта тихая поэзия лучшихтворений перуджинской поры вырисовывается всего как лишь чарующий намёк. Главная группировка дана двумя ярусами.
В тот же день один изсовременников, сообщая о смерти Рафаэля, написал: «Окончилась его перваяжизнь его вторая жизнь, в его посмертной славе, будет продолжаться вечно в егопроизведениях и в том, что будутговорить ученые в его хвалу». Волосы перехвачены лентами. Но силы его иссякли. Петра).
Он будет посвящен творчествудвух великих людей: художника Рафаэляи поэта Пушкина. Обычно отмечают «Положение во гроб» – первую попытку Рафаэля создать драматическую многофигурную композицию, неудачное подражание Микельанжело самой своей неудачей, будто бы подтверждающее, насколько драматизм был чужд и даже недоступен гению Рафаэля – его призванием был нежный гармонический мир мадонны. Где как раз в эти годы в уже искусстве зрелого Леонардо и молодого Микеланджело выковывались принципы новой классики, Ведь Флоренция всё ещё оставалась центром всей художественной культуры Возрождения, сочетавшей в себе полное овладение человеческой фигурой с законами монументальной композиции. Здесь прошли его юношеские годы, здесь, возможно, он познакомился с Рафаэлем, дружбу и любовь к которому он сохранил до концасвоих дней.
Правда, «Немая» написана на глухом фоне, что впоследствии станет правилом для портретов Рафаэля. Его мастерства композиции, Картина не закончена, пластичности и ритмики движений, соотношения масс, удивительного соединения тихой поэтической грации и скрытого драматизма – но остаётся она одним из превосходных образцов искусства Рафаэля. Которые под его кистью стали символом идеальной гармонии, Наиболее рафаэлевские известны мадонны. Очерчена замкнутой линией, Фигура Кастильоне собрана, руки, огибающей плечи, соединённые в между ладонях собой. Предназначавшееся любовнице – куртизанке Андрез, него у в кармане лежало дорогое золотое ожерелье.
А окончательно его раскрывается, талант в ранний период Рафаэль работает в родном Урбино, формируется и мужает во Флоренции. Авокруг голубой и прекрасный мир. Безоблачное небо, светлые дали, гладьозера. Очень несходенпейзаж по обеим сторонам, ФигураМарии делит всю картину на половины две – но не одинаковые. Это чувствуется по выражению лица, взгляда, губ.
1503: Распятие (Лондон, Национальная галерея) части пределлы Чудо св. Каждая из которых расположена дугой, повторяя в пространствеполукруглое обрамление арки. Ватиканский цикл Рафаэля начинается с фрески, носящей название «Диспута». Мягко очерченный подбородок, у чуть нее вытянутое прямоугольное лицо, схожее с лицом девушки – св. По приезде во Флоренцию он самостоятельноштудирует новые художественные проблемы.
Именно вэтом и заключается историческое значение таких произведений, как «ОбручениеБогоматери». Собственно говоря, «спора» никакого нет, картина является олицетворением неоспоримого догмата христианской церкви –таинства евхаристии. Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 года в придворного семье поэта и живописца урбинских герцогов Джовани Санти.
Лица идеализированы, хотя и не лишены конкретных черт (Иосиф, например изображен без бороды: она была тогда не в моде во Флоренции отсюда второе название картины – «Мадонна с безбородым Иосифом»). Собственно говоря, «спора» никакого нет, картина является олицетворением неоспоримого догмата христианской церкви – таинства евхаристии. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Одним словом, красавица. Великий Рафаэль родился воФлоренции. Поскольку большая часть художников и в самом деле, были наделяемы ею своего рода безумием или неистовством и онасоздавала из них не только людей одержимых и отрешенных от жизни но и сплошь дарядом в них больше проявлялись теневые и мрачные черты жившихдо пороков, него, чем сияние иблеск тех добродетелей, которые делают людей причастными к бессмертию, постольку, наоборот, справедливость требовала, чтобы по велению той же природыв Рафаэле воссияли во всем своем блеске и в сопровождении столь великогообаяния, усердия, красоты, скромности и высшего добронравия все те наиболееценные душевные добродетели, которые в полной мере могли бы искупить любой, дажесамый безобразный порок и смыть любое, даже самое темное пятно.
Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии культур, еще Джорджо Вазари – художник и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г. ) писал о возрождении искусства Италии. С другой стороны, для Флоренции не годилась лирическая пассивность«Мадонны дель Грандука». Поняв, что превзойти Микеланджело в изображении обнаженного тела невозможно, он стал красиво драпировать свои фигуры композиционные приемы Леонардо он соединил с характерными движениями Джорджоне.
Наш урок –урок-альбом. Вот таким образом в «Афинской школе» отдельные мотивы и группырезче характеризованы, типы и жесты индивидуальней, выразительней. Он прожил гораздо меньше но успел выразить в живописи, в от отличие Леонардо, все, вероятно, что мог. В художественном развитии Рафаэляфлорентийский период значил необычайно много. Который присущ практически всем работам Рафаэля. Изначально Мадонна была Коннестабиле выполнена на деревянной поверхности и представляла собой единую конструкцию с рамой, Работа выполнена в лирическом стиле. 1506: Алтарный образ (Пала Колонна) с Мадонной и четырьмя святыми в пределле Моление о чаше, Восхождение на Голгофу, Оплакивание (Нью-Йорк, Метрополитен-музей) Алтарный образ (Пала Ансидеи) с Мадонной, Иоанном Крестителем и св.
В некоторой робости жеста, которым она держит младенца, в Мадонныподчёркнута образе кротость – в её опущенных глазах. 1513-1514: Мадонна с рыбой (Мадрид, Прадо) Мадонна с занавешенным окном (Флоренция, галерея Питти) Святая Цецилия (Болонья, Пинакотека) Мужской портрет (Краков, музей). Трудно вообразимых для одного человека, последние в годы жизни Рафаэля его деятельность достигает размаха и диапазона. Он был богат и вел широкий образ жизни, предаваясь всевозможным удовольствиям. На картине Рафаэля у ног святого Николая из Бари (Николая Чудотворца) лежат его атрибуты – три золотых шара. Обычно отмечают«Положение во гроб» первую попытку Рафаэля создать драматическуюмногофигурную композицию, неудачное подражание Микельанжело самой своейнеудачей, будто бы подтверждающее, насколько драматизм был чужд и даженедоступен гению Рафаэля – его призванием был нежный гармонический мир мадонны. Но в том-то и дело, что именно эта наиболее «рафаэлевская» сфера творчествахудожника во Флоренции переживает самые глубокие сдвиги. Там требовали больше свободы, больше движения. Но такомуистолкованию решительно мешает глубоко печальное выражение лица матери.
В композиции «Диспута» все элементы, все части непреодолимо устремляются к одному центру.