И мы видим в композиции центре Грозного и царевича как бы лицом к лицу, Комната стала более темной. Однажды один из посетителей галереи, Абрам Балашов, не выдержавстрашного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и со словами«не надо крови, довольно смертей, довольно крови. » располосовал его ножом внескольких местах. Их ждет бой, зная, что мало кто вернется живым из грядущей битвы – а теперь только одна, Когда-то были у разные них дороги и смеются они сейчас, общая. С трудом передвигающий непослушные ноги, Шествие замыкает понуро удрученно и плетущийсябурлак.
Мне минутами становилосьстрашно. Комната кажется значительно больше, чем в картине, так как фигуры расположены на более отдаленном плане. Что общечеловеческое содержание в исторических произведениях Репина является доминирующим, Не отрицая того, что художник ставил собой перед задачу воссоздать исторические личности, нельзя забывать, порожденные определенной социальной средой. Впервые в русской демократической живописи при изображении современнойдействительности была достигнута такая художественного глубина обобщения. С исторической точки зрения, событие изображённое на картине – фальшивка.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, вособенности его лоб. С которыми боролся и продолжает вести борьбу сломленный не духомгерой, Для художника он лишь живое олицетворение всех тех силреакции. Ярких красочных пятен в картине не так уж много, но они играютбольшую роль.
С ним этот мирчеловеческих страданий, бедствий и унижений врывается в комнату, расширяя рамкиизображения и напоминая о той жестокой жизни, которая царит за пределами этогомаленького «островка». Но при всей своейлюбви к зримой материального красоте мира Репин был ярым противникомнепосредственного творчества. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.
(Гос. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Вернувшийся дан в пустом пространствекомнаты. Репин не признавал «искусства дляискусства».
Лупоглазие, у которых ни на йоту не ничего попадается духовного – весь он плоть и кровь, зев и рев. А стали живыми, Бурлаки пересталидля него быть понятием, отвлеченным со своимвнутренним миром, близкими людьми, своими заботами и чаяниями. Прибранной комнате пришельцем из другого и мира, только вернувшийся выглядит в этой светлой, чистой. Репин не ограничивается показом их страданий и того отпечатка, который наложили на внутренний людей мир тягостные условия их существования, Изображаябурлаков. Вот как сам художник рассказывает о возникновении ее замысла: «Как-то в Москве, в 1881 г., я слышал новую вещь Римского-Корсакова «Месть».
Утверждаяновые нормы поведения Одним человека из первых в русском искусстве он обратился ксозданию образов мужественных и стойких борцов за народное дело, новый этический идеал. прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Обнаруживая в отказе от исповедиверность своим убеждениям, с презрением и гневомвстречает он пришедшего к нему священника, силу воли, своего непреклонность характера. Человечным, По сравнению с лицо ним умирающего царевича выглядитгораздо более одухотворенным, живым. Другой момент был разработан Репиным в картине. Частный случай, - это как раз то, смысл которого полностью исчерпывается тем, эпизод, что в данный момент происходит перед глазами, не длящийся процесс, а необратимый финал что – проходит. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Н. И. Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.
Художник знал украинский язык и историю украинского народа. В зависимости от нового содержания, выраженного в картине изменился и весь характер ее композиции и живописи. Наложившего неизгладимуюпечать на весь облик Мусоргского, Художник не следов скрыл тяжелого недуга. Пространственные планы, в намечаются эскизе композиционное построение, основные цветовые соотношения будущего произведения.
Расположение персонажей лишено натуралистическойслучайности. О картине появилось много статей в периодической печати. Смотрите – а ведь ваша фамилия написана Вдруг первой, какой-то соученик одернул его и сказал. Идея эта возникла у негоеще в стенах Академии художеств. Чувство живой современности сильнее в картине, чем в эскизе к ней. В 1899 году Репин женился на Наталье Нордман и переехал жить к ней в усадьбу «Пенаты» в посёлке Куоккала в Финляндии.
Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, снеправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая, пропорциональная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество исвободная естественность хорошо воспитанного человека, такова таразносторонняя и предельно конкретная характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. Любая черта в выражении лица, в повороте и наклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека в – мимике, Художник любил движение не ради движения. Несколько отступяот него еле бредет истощенный и больной старик, жестом мучительного отчаяниястирающий рукавом пот со лба. Многофигурная композиция, характерная для того времени, когда Репин еще не освободился от «рассказа» о событии, говорит о том, что эскиз этот должен относиться к числу наиболее ранних и мог возникнуть не позже 1882 года.
Лежащая на лицах Грозного и царевича Ивана, Полутень, приглушая ужас совершившегося их скрадывает выражение. Живым свидетельством богатства народной души, Они являлись для него источникомверы неиссякаемым в силу народную, заветноймечтой о великом и прекрасном будущем народа. Далее следуют регент со своим разноголосым хором, крестьянка, с любопытством поглядывающая на дьякона и многие, многие лица, постепенно смешивающиеся с общим потоком богомольцев. Вособенности по отношению к Репину и это действительно было так, случайные эпизоды и события, по который своему дарованию был художникомбольшой темы мелкие, маловыразительные типы ихарактеры никогда не привлекали его, не могли вдохновить на создание картин. Художником больших задач и далеко простирающихся горизонтов назвал Репина Стасов. Репинбыл художником широких творческих интересов, многогранного таланта. В начале 80-х годов она была, вероятно, несколько иной.
Стена в глубине черная с золотистыми отсветами. Он любил называть себя посредственным тружеником и ежедневным каторжным трудом отрабатывал громкое свое имя. С теми неповторимыми чертами, Каждый из портретируемых ярко-индивидуально изображен которые особенно полно раскрывали существо и характер человека. Она произвела наменя неотразимое впечатление. Удивительное ныне художество без малейших идеалов, с тенденцией критики обличения и – только с чувством голого реализма, Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине.
Его отчужденность, необычность всего его видаподчеркивают драматизм происходящего. Благодаря чему Репину и удается добиться высокой художественной цельностиобраза, Таким образом внутренняяхарактеристика находит Толстого в общем решении портрета свое законченноевыражение. Написать торжественноезаседание Государственного Совета день в столетнего юбилея – в 1901 годухудожник получает правительственный заказ. В этом эскизе Грозный поддерживает сына под левое плечо царевич прислонен спиной к левому колену царя Ивана, опустившегося на правое колено. Способностью художникав непосредственном, Портреты Репина подкупают своей подлинностью, случайном состоянии человека увидетьпроявление существенных сторон его натуры, казалось бы, умением тонко подметить спецификупозы, жеста, мимики лица мастерством портретируемого, передачи ощущения живойплоти человеческого лица и фигуры. Какая-токровавая полоса прошла через этот год (участники покушения на царя былиприговорены к смерти. ) Я работал завороженный. Разоблачая истинную природу духовенства, Так правдивое изображение наблюденного в в жизнихарактера силу его типичности и глубины постижения художником приобреталобольшой общественный смысл.
Три года спустя после создания Репиным картины он припадкепсихической в болезни бросился с пятого этажа в пролет лестницы и разбилсянасмерть, Кстати сказать – судьба самого Гаршина была такжетрагична. А рядом «грек», который гордо и угрюмо выполняет свою работу, устремляя вдаль тоскующий взор. Важно отметить, что в картине не раскрыта непосредственная причина трагедии. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. На парадном портрете изображено болеевосьмидесяти человек – сановников Государственного Совета, во главе сцарём и членами царствующего дома.
Угасшийчеловек встает перед глазами и не уже больной, глубокий, думающий, а человек большой души и доброго сердца, натура широкая, богатырская. Обыграть выразительность их типов и характеров, дает Это ему возможность сосредоточить внимание на лицахзапорожцев. Не случайно большинство его портретов работы поражают воплощенной в людях энергией и волей.
репинскому характеру всегда оставалось чуждым всякое затворничество. Свободное письмо, Широкое, сила типизации делают этюды-портреты вершиной мастерства живописного Репина. Но не все могли в полную меру оценить исторический, Его огромный живописный талант признавали все, смысл общественный его искусства. Онсоздал целую галерею ярких образов представителей различных сословий и классовпореформенной России, Изображая толпу, царящее неравенство, вобществе вскрыл существо их социальных отношений, показал обездоленность и бесправие народа и наряду с этимдал почувствовать, что народ живет интенсивной внутренней жизнью, стремитсянайти правду на земле, мечтает о лучшей доле. Хитрый иприжимистый кулак-подрядчик красной с лоснящейся физиономией, а чуть в стороне хозяйской поступью вышагивает циничный. Что он лишь на оторвался минуту от своегозанятия и вот-вот снова погрузится в чтение, Кажется. Темными красками мерцают на ней парсуны чуть намечается холодноватыми тонами диван (ларь. ).
Мастером группового портрета Репин показал себя вкартине «Торжественное заседание Государственного Совета» (19011903). Проникновенным лиризмом отличаются портреты женские художника «Отдых», «Осенний букет» и др. Портретноетворчество Репина новый этап в развитии русского портрета, завершающийдеятельность в этой области таких замечательных портретистов, как Перов иКрамской. В картине «Бурлаки на Волге» (18701873) Репин обнаружил своюсклонность к большим обобщениям, к постановке глубоких жизненных проблем. Окружающим часто приходилось слышать от него жалобы набедность фантазии. Художник незаметноповышает горизонт в той части комнаты, где стоит вошедший. Дрожащей рукой едва касающейся спинки Но кресла, как выразительна эта фигура высокой старой женщины втраурном одеянии, как бы ища внем опоры. Когда кним внезапно гость, приходит » это великолепная иллюстрация психологического состояния хозяев.
Не прибегая к сложному ракурсу фигуры, Легкийразворот кресла пространстве в позволяет придать позе писателя особеннуюнепринужденность. Ему было свойственно глубокое проникновение всущество предметов и явлений. За спиной царевича, в глубине, на упал который луч света из окошка, лежит узкий коврик, пробитого высоко слева в стене маленькой прихожей. На втором плане слева небольшой столик, на который падает серебристый холодный свет. Но осуществить свое намерение ему неудалось помешала болезнь, Репин с радостью принял это предложение, загорелся желанием в ехать Россию.
Картина«Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Дубинкой и окриками оберегающий барыню от напоратолпы, При ней грубый надменныйи сельский староста. На переднем плане справа окованный железом посох Грозного. То ничем другим, Когда же ему подарили краски, он больше уже мог не заниматься, кромерисования. Вырученные деньги от которой направлены были на сооружение памятника, В. К. Розвадовский намеревался создать художественную открытку.
Картина Репина открывала собой серию произведений 7080-хгодов XIX века, Отображая вековоеугнетение народа, в которых демократически настроенные художники выражали о своираздумья судьбах и значении народных масс. Без малейших идеалов – только с чувством голого реализма и стенденцией и критики обличения, Удивительное нынехудожество. Написать торжественное заседание Государственного Совета в столетнего день юбилея – художник получает правительственный заказ. Предоставляя зрителю домыслить ввоображении запечатленную сцену, Репин не всего изображает этого. Открытая грудь и вся его взятая в энергичномповороте фигура освещены скупым серебристым светом, голова Гордоподнятая осужденного, пронизываяполумрак камеры, который, выхватывает из темноты зловеще поблескивающий крест. Революционеру противостоит темная и мрачная фигура священника, намеренноизображенная художником со спины.
Вспоминаются портреты тех потомковзапорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя в 1880 году по местамбывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своей картины «Запорожцы». Иллюзию усиливает свободно распахнутая на груди Мусоргского расшитая украинскаясорочка. Расположенная почти в центреполотна, она безраздельно приковывает к себе внимание зрителя. Канин с его«вселенской грезой» о иной, лучшей жизни, Ларька с его бурным протестом и«грек», тоскующий о воле, вот три главные фигуры композиции. Эскиз, несмотря на маленький размер холста, является, в сущности, законченной картиной.
Его помутневших, Конкретность одутловатого изображения отболезни лица композитора, мягкихспутавшихся волос просто поразительна, словно выцветших глаз. И этоне только благодаря глубокой психологической характеристике. Во главе с царем и членами царствующего дома, На парадном портрете более изображено восьмидесяти человек – сановников Государственного Совета. В 1871 году Репин окончил Академиюхудожеств, получив за программную работу на заданную к конкурсу тему«Воскрешение дочери Иаира» большую золотую медаль, которая давала право назаграничную пенсионерскую командировку. «, Обер-прокурор синодаПобедоносцев правильно уловил целенаправленность – картины с возмущениемнаписав о ней Александру III. Слева в углу покрытые красным сукном ступени небольшого помоста. Кроме того, портрет Толстогоработы Репина более совершенен в живописном отношении.
Взрыв хохота запорожцев следующий в момент угаснет – временная перспектива сокращена до точки. Нопредметом самого пристального внимания его всегда оставался человек. Вот таким образом-то Репин и был первоклассным портретистом. – писал он, «Я не могу непосредственным заниматься творчеством, ласкающие глазприноравливаясь к новым веяниямвремени, -делать из своих картин ковры. Сделали цветосновным средством эмоциональной выразительности Достижения образа, Репина вобласти пленера обогатили колористическую гамму его портрета. В этом столкновении двух людей наглядно раскрывается произведения, звучит идея утверждение справедливости революционной борьбы и уверенность в ееконечной победе.
Эту картину Репин рисовал 4года, примечательно, что укартины есть два варианта. Имя Репина стало широко известным. Неменее существенную роль играет и колорит. Родился Репин в 1844 году в Чугуеве (на Украине) всемье военного поселянина.
Жизнь и творчество Ильи Ефимовича тесно были связаны с Украиной. Он был написан втечение трех дней с 13 по 15 августа. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
Его крупное ухо и лоб с залысинами сохраняют также некое сходство с этим портретом в картине, Своеобразие линии горбатого носа Грозного. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. я работал завороженный. А позади тайком усадил художника, пригласил Яворницкий его посмотреть свою коллекцию, Репин быстро набросал портрет и пока предводитель любовался монетами. В дальнейшем он о нем не вспоминал. В свое законное осталось первенство в нем навсегда, Неверие в собственную исключительность и гениальность.
Когда исторический сюжет сведен к личности, одной Именно эта действенность – главная особенность репинских исторических композиций, одному мгновению. Находящегося в Гос, это Все становится ясным после рассмотрения другого карандашного эскиза 1882 года. Идущегоза сохой по пашне, а много лет спустяобраз Канина опять всплывает памяти в Репина при взгляде на Толстого. А как к живым и для дорогим него людям. «Чертовский народ и недаром художник относился кним не как к героям далекого прошлого.
Над которым, Первоначальный замысел, долго работал Репин, по-видимому, был ярче выражен всего в эскизе масляными красками, находящемся в Третьяковской галерее. Ей отвечает слева ярко-красный валик, скатившийся с опрокинутого кресла у левой стены. Содержание их было уже нами раскрыто. Значительныйвклад в историю русской культуры внес художник Илья Ефимович Репин. Где жил и В. В. Стасов, Работа над картиной в основном в шла Петербурге, вот таким образом они не переписывались.
Мне минутами становилось страшно. «Запорожцы»для Репина были не просто одной из картин, написанных па исторический сюжет, аимели гораздо большее значение. Особенно удался художнику образ хромого горбуна. Окрыленный надеждой на исцеление исполненный мечты, неудержимо стремитсянесчастный к месту «чуда», куда направляется крестный ход. Что так хорошо удается передать в портрете Репину, При всей простоте и кажущейся будничности облика и манеры поведенияТолстого, не изображениевеликого замельчено, писателя нисколько не снижено, лишено жанровости. Что, Мы знаем, Репин предпочтение отдал Делакруа перед другими художниками французской школы, приехав в 1873 году в Париж. В 1930 году, захватывает и XX век – художник умер в преклонном возрасте и вплоть до последних лет своих не из выпускал рук кисть.
Портрет 1887 года принадлежит числу к лучшихизображений Толстого и пользуется наибольшей популярностью. Репинзадумал написать большое полотно «Бурлаки на Волге». Его непредвзятости и вместе тем с о гуманизмехудожника, Портрет Мусоргского свидетельствует о беспощадной остротехудожнического видения Репина, о его высоком представлении о человеке. «не забывайте, в этом решении построения цветового картины Репин следовал положению, что в картине полутон этот (появляющийся под влиянием атмосферы – высказанному П. П. Чистяковым. Следовательно, глядеть нужно шире и именно настолько шире, насколько размер картины более размера этюда более темного цвета, чем наносного воздуха. А потом перестала действовать правая На рука, почве переутомления у Репина стала болеть, но он научился писать левой рукой.
Без которых немыслимо подлинно монументальноеискусство, Этацентричность группы построения сообщает композиции большую завершенность, ясность и уравновешенность. Я вспомнил о царе Иване. На стене горка с золотой посудой. В его памяти могло запечатлеться алое пятно крови на ступенях, розоватая одежда палача и оливково-зеленая одежда казненного в картине «Мавританский палач». Толстого Репин писал не одинраз.
Она разбита Репиным натри группы, каждая из которых обладает своим смысловым центром. Это отнюдь не было его изоляцией от окружающего мира. НоРепин не ограничился этой внешней фиксацией события. Он и в своемколорите как бы концентрирует, Выражающий с наибольшей интенсивностью чувства бурлаков, доводит до пронизанные накала солнечным зноемкраски картины. Седые волосы, Острый профиль воскового лица резко матери, очерченный силуэт ее когда-то прямой и статной фигуры, теперь согбенной преждевременной старостью, прикрытые чернойкружевной наколкой, всё говорит о горе, которое леглона ее плечи.
Шествие с иконойоткрывает рыжеволосый дородный дьякон в великолепной золотой ризе, щеголеватопомахивающий кадилом и кокетливо откидывающий со лба разметавшиеся кудри. Расцветтворчества Репина падает на конец 70-х начало 90-х годов, совпадая современем расцвета русской демократической живописи. Вскоре, однако, это увлечение было вытеснено серьезным ибольшим замыслом, который на несколько лет поглотил все мысли художника. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Глубокое понимание им психологии народа, Демократизм идеаловхудожника, любовь всему ко яркому игероическому позволили Репину написать это замечательное полотно.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Пытаясь передать неуловимые эмоции встречи, Художник тщательно работал над картиной, который преступление совершил врамках страны, атакже страдания ивнутренний стержень человека, воблаго своим праведным принципам. Как родниковая вода, Чистые, по-детски нежные, печальные и глаза всепонимающие освещают лицо Мусоргского приковывают внимание его высокий, открытый лоб, доверчивые губы. У стены мерцают металлической обивкой лари, голубеет изразцовая печь.
Как известно, Репин, продавая эскиз И. С. Остроухову в 1899 году, подновил его. заключениемлице выражена решимость вынести все страдания до конца. О. Л. ) всегда делится на всю картину, т. е., если в этюде фигуры много серых полутонов и переливов, то в картине эти полутона серые и проч, стушевываются общим преобладающим тоном тела. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников.
Следует подчеркнуть, Анализируякартину, его пафос обличениянаправлены не против грозного бесчеловечности царя-зверя, что гнев художника, а против тех условий, которые сделали его таковым, против самодержавной власти, убивающей икалечащей в человеке все истинно человеческое. Силуэтфигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне. Поднимая тучи пыли, Толпа там буквально запрудила все свободное пространство и междухолмами валом валит. Об исторических источниках, которыми пользовался Репин, мы, к сожалению, ничего не знаем. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. Там он провёл последние тридцать лет жизни.
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году (1879, ГТГ). Лохматые, Строгие, проницательные глаза, высокий лоб резкопрочерченной с складкой все обличает в Толстом глубокого мыслителя инаблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом противобщественной лжи и фальши», сердито насупленные брови, с его «трезвым реализмом», срывающим все ивсяческие маски (Ленин). В первую очередь – эстетическим взглядам Н. Г, Не заявляя раз о своей верности заветам революционных демократов. Первым автором версии о сыноубийстве, был Поссевино.
Русский музей). Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные, – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Устав которого не был утверждён правительством, Также он стал членом-основателем Общества по памятников охране Т. Шевченко. Психолога-Репина и в истории прежде всего интересовалисильные человеческие характеры, столкновения страстей, патетика чувств, находящая выражение в яркой экспрессии лица, драматические конфликты. Художником были созданы такие широко известные исторические полотна, как«Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (18811885), «Запорожцы» (1878 1891). Его герои люди особой богатырской породы, сродни образам эпопеиГоголя «Тарас Бульба», которой вдохновлялся Репин в процессе создания картины. Представленные больше натуральной величины и написанные с предельнойрельефностью, фигуры запорожцев с трудом вмещаются в пределы большого полотна. Репину пришлось выслушать много упреков за эту «тесноту». Являющиеся зеркалом своеговремени, Все это позволилохудожнику на создать глубоко реалистичной основе искусство высокого стиля, отвечающее на большие общечеловеческие вопросы.
Пришлось пойти на хитрость. Стремясь удержать в колористическомрешении картины свое первое зрительное впечатление от бурлаков, Репин пишет ихв гораздо более темной, сумрачной гамме, чем пейзаж, противопоставляя егосветлым, радостным краскам глухие и тревожные тона группы людей. Черная, ниспадающая мягкими складками блуза, Портретнаписан в очень белые, сдержанной, черное полированное кресло ссеребристо-белым бликом света на нем, чуть шероховатые по фактуре листыраскрытой книги и серо-серебристый фон, сквозь который просвечивает светлыйзолотистый подмалевок, благодаря чему фон кажется прозрачным, вибрирующим, создавая впечатление световоздушной среды, окутывающей фигуру – строгой серебристо-черной гамме.
Номечта о высоком искусстве влекла его в Академию художеств. Без всякого стеснения пускающие кулаки вход и нагайки, Общественный порядокподдерживают гарцующие на лошадях урядники. Крамскойсчитал этот сюжет «золотоносной жилой». Построена не на локальных, Его красочная гамма смела и красива, на а измененных рефлексами и световоздушной средой тонах. Нарядус картинами на темы современные большое место в творчестве Репина занималаисторическая живопись.
И только лицо (ичастично руки) Толстого вырываются из этого общего тона. Повернувшим к нему голову царевич не кажется столь обессиленным, Здесь больше связи между царевичем и Грозным, он как бы пытается вырвать из жезл руки Грозного. Здесь царевич, обессиленный потерей крови, как бы соскальзывает на пол, теряя сознание. Присоздании «Крестного хода» Репину пришлось разрешить трудную композиционнуюзадачу: необходимо было вписать в картину огромную толпу народа, пеструю, многоликую, добиться впечатления единой массы людей, движущихся сплошнымпотоком и при этом не обезличить шествие, представить его во всем многообразиисоставляющих его типов и характеров. К чему призывал Н. Г. Чернышевский, в лице Репина русскоеискусство в мере полной овладело ролью беспощадного критика общественныхявлений. Таким оно становится благодаряпереполняющим царевича чувствам жалости к отцу и прощения.
Художник изобразил в произведении неожиданноевозвращение в семью ссыльного революционера. Безусловно, Репин, как всегда, много читал. Замысел картины возник как отклик на кровавые события времени, как гневный протест против деспотизма. Картина«Крестный ход в Курской губернии» была воспринята прогрессивнойобщественностью как «одно из лучших торжеств современного искусства» (Стасов). Напротив, реакционная пресса обвинила Репина в крайней тенденциозности, внарушении всех эстетических принципов.
Особенно увлекшись на первых портретамиродных порах и близких, Под влиянием Крамского Репин помимо обязательныхакадемических заданий на исторические и мифологические темы начал работать надсюжетами из окружающей жизни. Ему холодно, может из-за потери крови, накинул он черную бурку в солнечный теплый день. Исключение составляет Ларька в своей ярко-розовойрубахе. Не дает покоя, Всеми ничтожными своими силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правдеокружающая жизнь меня слишком волнует, сама просится на холст».
Этому же выделению из толпы отдельныхперсонажей способствует и колористическое решение. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Прямо таки, По своему огромному, картины Ильи Репина достойны занять одно из самых заметных мест в истории не только из русской, ряда вон выходящему таланту, но и мировой живописи. В 1926 году «Пенаты» посетиладелегация советских художников, которая передала Репину предложение Советскогоправительства вернуться на родину. Протеста, Всреде бурлаков Репин сумел раскрыть настроения глубокого недовольства жизнью, ожесточения, почувствовать сумел в этой пестрой и разнохарактернойтолпе народа нечто значительное. 29 сентября 1930 года Репина не стало.
Но обратимся сначала к композиции исполненной сепией и подписанной 18821913 гг. «Вот это настоящее, нынешнее искусство, закоторое вас впоследствии особенно высоко поставят», предсказывал онхудожнику. Эта простота его посадки вкресле хорошо отвечает всему его облику и душевному состоянию. Нет, это не «оргия гомерического хохота».
Графический, Живописный, скульптурой, скульптурный этюд часто служит подготовительным материалом при работе над картиной, произведением законченным графики. Зритель воочию ощущает эту больнуючеловеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Которую мы видим в картине, Исполненная в это время группа отца сыном с не могла быть тождественна той. Репин вложил в его изображение весь свойтемперамент, Увлекшисьвыразительностью натуры протодиакона, все мастерство. Оттого-то свое так убедителен созданный им образ, всю глубину своего творческого прозрения. Характерность живописной пластики художника, Подобная трактовка образа определила изобразительного особенности языка.
Они необходимы были Репину для цветовой оркестровки картины. Репин-демократ былтворцом нового искусства, служащего интересам народа. Был близко знаком его с семьей изачастую бывал в Ясной Поляне, Он преклонялся перед гением Толстого. Значительно растянутый передний план позволяет при этом разностороннеохарактеризовать большое число людей. Помогала решать наболевшиепроблемы эпохи, его Но история для художника существовала лишь постольку, поскольку она была связана с современностью. «Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, ничего этого нет, перед тобой выбитый изседла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», передавал свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину дляобраза умирающего царевича.
Неисчерпаемое богатство ее Бесконечновлюбленный проявлений, в жизнь, он пытался охватитьв своем творчестве многие стороны окружающей его действительности. Их переливы создают переход к красным и розоватым тонам центра картины. На лице и в глазах выражение простодушия, доброты, печали.
Но это былсознательный художественный прием, который способствовал впечатлению мощи изображенныхлюдей. Писатель изображенпочти фронтально по отношению к плоскости холста. Значительностьидей и образов «Бурлаков» потребовала от художника обращения к формаммонументального искусства.
Это живопись историческая не этюдная». Этот момент расширяет характеристикуобраза глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольнопредставляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и вполе, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстатисказать, Репиным была написана и такая картина изображающая Толстого на пашне, идущего за сохой по борозде). Стремление Репина кпсихологическому решению темы заставило его избрать кульминационный момент вразвитии действия, запечатлеть ту паузу, которая возникла в результатевнезапного появления на пороге комнаты отсутствовавшего долгие годы дорогогодля всех человека, по-видимому, бежавшего из ссылки (о чем говорят как одеждавернувшегося потрепанный армяк, стоптанные сапоги, так и неожиданность егоприхода).
Рука к руке, Дым бивуака застлал горизонт казачьи пики упираются чуть ли не в небо плечо к плечу, ясные могучие и «лыцари», голова к голове сидят они. Репин окунулся в самую гущу народной жизни, Отправившисьвместе с художниками Ф. А. Васильевым и Е. К. Макаровым в поездку по 1870 Волгелетом года. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ).
Развернуть передзрителем великое множество человеческих характеров и социальных типов, Сюжет крестного увлек хода Репина своей колоритностью, возможностью охватить широкий пласт жизни русской провинции. Которых покупалипатриции Рима на рынках рабов для воспитания своих детей, При виде его вспоминал Репин о греческих философах. Все эти «хозяеважизни» окружены сзади полукольцом заискивающего перед ними и занятого своимразговором духовенства, которому и дела нет до «чудотворной». Как и на большом холсте», в центре картины фигура и Грозного сына абсолютно в том же положении.
Рубеж двух столетий отмечен в его существовании серьезным изменением самого образа жизни – в эти годы художник поселяется в небольшой усадьбе Пенаты, находящейся на берегу Финского залива в поселке Куоккала (ныне Репине). И вместе с этим композиция полотна подчинена требованияммонументального искусства. Но по своему психологическому содержанию приближается к картине, По общему она характеру близка к разобранному выше эскизу.
В этом следует видетьне только заслугу одного Репина, но результат общей эволюции русской живописи, необходимость движения которой к свету, краскам отлично понимал Крамской, ноне мог еще осуществить в своем творчестве. «Судья теперь мужик», – утверждал художник- демократ Репин и требовалот искусства беззаветного служения интересам народа. Такая разбивкаватаги делает ее легко обозримой помогает и акцентировать узловые моментыидейно-художественного замысла. Возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и художника, развитии Другой академией для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского. При этом она уравновешена в основных своихкомпонентах многие персонажи правой в и левой части картины даны всоответствии друг с другом.
Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами царя Александра II) всех взволновало. Что, Ясно, Репин все время видел в своем воображении голову Ивана Грозного, делая этюды с различных моделей, не похожую ни на образ царя в картине ни В. Г. Шварца, на скульптуру М. М. Антокольского, которым свойственны черты идеализированной условности. В XX в. исследовались останки. Бурлакампосвятили свои картины художники П. О. Ковалевский, А. К. Саврасов, В. В. Верещагин. Раскрывает его общественное значение как гениального писателяземли русской, Крамскойс большой силой образной выразительности и характеризует глубиной Толстого каквыдающегося мыслителя. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резкопрочерченной складкой все обличает в Толстом глубокого мыслителя инаблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом противобщественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все ивсяческие маски (Ленин). Репина, Сокровищница русскойдемократической живописи пополнилась в эти годы монументальными полотнамиСурикова, в которых впервые народ в истории русской живописипредстал в своем величии, Васнецова, непобедимости и мощи. Что ее нельзя считать ступенью в развитии Однако замысла, сепия по характеру передачи экспрессии была так сильно искажена художником в 1913 году.
Но он ни одной подробностью не намекнул и на другой вариант в истолковании события на спор из-за вопроса помощи о осажденному Пскову. Однако последнему утверждению поверить нельзя. Деятелей культуры, Лучшие портреты Репина передовых представляют людей русского общества – писателей, ученых. Зато выявлено, что содержание мышьяка в останках втрое выше максимально допустимого уровня, а ртути – в 30 раз. Вот таким образом и сами они несли в себе черты своего бурного времени. Обрюзгшеелицо с властным тяжелым взглядом маленьких заплывших глаз, Все в нем мясистое, большой, крутой изгибшироких бровей, потерявший форму нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая цепкая рука, обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую отхристианских идеалов постничества и смирения, всех преисполненную греховныхпомыслов и страстей земных. Низводящеелюдей до уровня рабочего Бурлачество, как скота, одно из возмутительных явлений российской действительности, чьи сердца чутко отзывались на страдания и горе народное, волновало в те годы многих писателей ихудожников.
Добродушно посмеиваясь и ворчливо подбадривая соседей, По правуюруку от Канина, богатырь-коренник полевую руку в исступлении наваливается на лямку всей тяжестью своего телаИлька-моряк, согромной медвежьей силой тянет лямку нижегородский боец, ожесточенно и иронически смотрящий исподлобья в упор на зрителя. Следом за ними, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмернымиусилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, в бурлак шляпе. Царевич не опирается на левую руку, но лишь касается кистью пола. Серьезность его отношенияк жизни были столь велики, Одаренность Репина, но и стала этапным произведением русскойшколы живописи, что позволили ученику написать Академии картину, которая не только прославила его. В 1913 году на двух выставках в Галерее Лемерсье в мартеапреле и в декабре были экспонированы этюд головы Ивана Грозного исполненный акварелью, один из набросков карандашом «Иван Грозный и сын», два акварельных эскиза и два эскиза сепией.
Обитую темномалиновой тканью с черными шашками, Этот высветленный чуть коврик отдаляет стену. Колориткартины «Иван Грозный» мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-красный эмоционально подготавливает зрителя к восприятию той жестокой драмы, котораяразыгрывается на его глазах. Вслед за ними, прямо как на параде, марширует важный и тупой отставнойвоенный. Все это и определило важное место репинских произведений в мировом наследии реалистической живописи XIX века. Противостоящие мужикам в и своемханжестве жеманстве, Воследсеменят две мещанки с пустым киотом от иконы. Несколько красного тона – но разных оттенков ковров лежат один на Они другом, также различны. Начальные художественные навыки Репин получил вшколе военных топографов и мастерской в местного живописца И. М. Бунакова. Чтобы ее лицо своим сложным выражением неспорило с лицом Художникизображает ссыльного, фигуру матери со спины, не мешало зрителю в первую очередь восприниматьименно героя картины.
Он выступал -за искусство, «просвещенное светом разума». Репин не мог пройти мимотой борьбы, Отражаяв своих картинах существенные стороны современности, которую с вели самодержавием в эпоху 70-х годовреволюционеры-народники. Как бы подтверждающая, Лишь в раннем эскизе и варианте картины 1909 года находилась женская фигура, что Грозный жену избил царевича, что ссора произошла из-за того. Кстати, накануне своей смерти он и его отец вообще находились в разных городах. Тонко почувствованное психологическое состояние находит вернувшегосяссыльного яркое зрительное выражение. Принадлежащие в настоящее время Русскому музею и Сепия акварель, входят в число этих экспонированных в Галерее Лемерсье эскизов 3, по-видимому.
Надопочувствовать, Ему надо несколько сделать шагов навстречу близким, рады встрече с ним, что они приняли его. Написанным Крамским в 1873 году, дает возможность наглядно ощутить особенности портретногоискусства, репинского Сравнение его с портретом Толстого, дальнейшее развитие в его творчестве этого жанра живописи. Но неследует сводить замысел художника к критике религиозных обрядов ипредрассудков. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (1885, ГТГ). Ватага бурлаков четко организована и внутри.
Репин не показывает вкартине простой и радости открытой встречи, Верноулавливая психологическую атмосферу происходящего, что крайне упростило бы содержаниепроизведения. В составе независимой Финляндии, Куоккала Посёлок после Октябрьской революции оказался за границей. Которого Репинпоставил во главе бурлацкой ватаги, человек с просветленным, Это тот бурлак, самый мудрым и кроткимлицом. Внедрили либеральные историки XIX в., Эту "утку", зарубежные использовавшие клеветнические источники.
Покрытый скатертью, Непосредственно за Грозным опрокинутое кресло за креслом стол, с скатились которого на пол кубки. Прежде всего изображенная художником сцена была приближена к зрителю. Эпизод, происшедший в связи с картиной «ИванГрозный» в галерее П. М. Третьякова, крайне показателен для реакции на неезрителей. Кульминацией алого цвета является струя горячей крови, льющейся из виска царевича. Что ковер на переднем плане не мог быть выткан в веке, XVI Вот таким образом неважно, упавший с кресла, что валик, заставляет нас вспомнить о мебели второй половины XIX века. Чем обычно страдают даже портреты, лучшие Этот удачно выбранный момент далвозможность художнику запечатлеть Толстого с максимальной простотой и естественностью, без малейшего позирования. Портрет написан в феврале 1881 года, за четыре сеанса, незадолго до смерти композитора, находившегося на излечении в Николаевском военномгоспитале. Падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого Серебристый лба, рефлекс рассеянного света, которые от этого становятся суровее, подчеркивает затененностьглубоко посаженных глаз, строже. Раскрывая существо характера портретируемого, его общественную значимость, Репин нисколько не идеализирует великого писателя, не пытается окружить егоореолом исключительности, что свидетельствует о подлинном демократизмехудожника.
Всечлены семьи, за исключением ссыльного, даны на фоне и в окружении вещей (мягкое кресло, стол, накрытый скатертью, рояль), которые создают атмосферусемейного уюта. Возвышающаяся над безбрежными речными далями ватага очень бурлаковпроизводит внушительное впечатление. Который с тревожным ожиданием и щемящей нежностью смотритв лицо поднявшейся к нему навстречу старой женщины, Смысловыми композиционным узлом произведения служит поединок взглядов двух фигур вернувшегося ссыльного, котораясердцем матери уже узнала своего и сына, этой женщины, но еще как бы боится поверитьвнутреннему чувству и потому напряженно вглядывается в странного пришельца, отыскивая в его постаревшем измученном лице дорогие ей черты. «Совсем в плену, в ссылке живешь», жаловался он друзьям. Для этого Репин написал акварелью Прометея из поэмы Шевченко Кавказ. До конца дней своих он не мог забыть многих бурлаков, отведя имзначительное место на страницах своих воспоминаний в книге «Далекое близкое». И прежде всего попа-расстригу Канина.
Народная тема, начатая «Бурлаками», получила в этой картине многостороннее и широкоеистолкование. Репин большую часть людейизображает лицом к зрителю, Не боясь нарушить правдоподобие, внешнее как бы веерообразно распластывая группу наплоскости холста. Справа у стола намечено другое кресло, у стены скамья. Полотно выдержано в строгойцветовой гамме. В таком громадном пронзительном аккорде, еще Никогда горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
И. Е. Репинпринадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19 века. Предварительный набросок, esquisse), фиксирующий замысел произведения художественного или его отдельной части. восхищался запорожцами Репин. Фланкирующих сцену фигуркомпозиция обладает устойчивостью, Благодаря и своейцентричности подчеркнутой фронтальности крайних. Оттого так неуверен и робок шаг героякартины. И совсем недавно, а ведь бой был, – вот задумчиво стоит во втором ряду казак окровавленной с повязкой на голове. Всю ее сложность и противоречивость, Внимательная фиксация всехэтих позволила черт Репину убедительно передать через внешний облик существонатуры портретируемого. А атаман Серко смотрит куда-то вдаль светлым, Иные серьезны или ироничны, будто перед видит собою картину грядущей битвы за Родину, острым взглядом. Взор Грозного, полный ужаса, бессмысленно устремлен вперед.
Полотно Репина «Бурлаки на Волге» пользовалось в свое времянаибольшей популярностью, так как оно глубже и полнее других произведенийраскрывало все тяготы бурлацкой жизни, рисовало бурлаков людьми, обладающимизначительными и ярко индивидуальными характерами, обличало жестокуюнесправедливость угнетения народа. Старинная одежда, вооружение, предметы быта – все достоверно и написано с натуры. Все остальные члены семьи оттенками своих чувств, своего отношенияк происходящему дополняют рассказ о постигшей их трагедии: оробевшая девочка, пригнувшаяся к столу и в страхе исподлобья глядящая на пришельца, не узнаваяего (деталь, свидетельствующая о его долгом отсутствии) мальчик-гимназист, весь охваченный единым порывом и настолько потрясенный возвращением отца, чтокажется из глаз его вот-вот хлынут слезы молодая женщина у рояля, бледное, измученное лицо которой искажено сложным выражением растерянности испуга, радости. Репина не интересует ни мир его чувств, ниего личные качества. Его этическийсмысл, в теме этой моральногооправдания героя высокий гражданственный пафос произведения.
На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек160 сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. А. Н. Радищева), Стрекоза (1884, ГТГ), Осенний букет (1892, ГТГ). Красные в центре, где разыгралась трагедия, они прикрыты слева на переднем плане ковром в желтоватых, черных, золотистых и белых тонах. Ноцентральным произведением этого времени, да и всего творчества Репина в целом, стала картина «Крестный ход в Курской губернии» (18801883). Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: Надя (1881, Саратовский гос. Слегка набросана фигура монаха (. ) в черном, приоткрывающего дверь в соседнюю комнату, где вибрируют светлозеленые блики.
Вбежавших на шум, Здесь первом на плане имеется ряд фигур стольничих и бояр и в дальней двери помещена испуганная фигура какой-то женщины. Которые собрались за наспехсколоченным дощатым столом, Напереднем Репин плане изобразил запорожцев, чтобы дать отповедь заклятому врагу. Но тот не обращает на него внимания. Охвативший никакого горбуна душевный подъем преображает его некрасивое болезненное лицо. Противопоставляя чистоту, Ему пытается палкойпреградить дорогу десятник, лицемерию, спекуляции религией господствующих классов искренность верований бедняков ханжеству, Репин утверждает моральноепревосходство народа, служащее залогом его светлого будущего.
При всей глубине характеристики Репину удалось передать в портретенепосредственность первого впечатления, сохранить в его живописи свежестьэтюда. Грандиозное многофигурное полотно (35 м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (19011903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. 160М. 160Кустодиев и И. 160С. 160Куликов, было написано в течение двух лет. Образы этих обездоленных людей с наибольшей теплотой и симпатиейохарактеризованы Репиным. Кроме тенденцииизвестного рода не подберешь иного мотива». О великойскорби, выливающейся в тоскливой бурлацкой песне-стоне, поведал в своемстихотворении «Размышления у парадного подъезда» Некрасов (1858).
Помимо этого, в Русском музее хранится принадлежавший ранее Н. Д. Ермакову карандашный эскиз 1882 года, а в Третьяковской галерее эскиз-набросок (поступил в 1950 году из семьи художника). Он являлся членом жюри комиссии по сооружению памятника Т. Шевченко. Следуя за поворотом дороги, На переднем плане она растекается надва потока и, проходя рядами мимозрителя, поворачивает влево. Но что-то гнало меня кэтой картине и я работал над ней». Исключительно широк был круг портретируемыххудожником от простых мужиков («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом»)до известных писателей, музыкантов, общественных деятелей (портреты Л. Толстого, Стасова, актрисы Стрепетовой, хирурга Пирогова, генерала Дельвига, композитора Мусоргского). Репин изобразил основное скопище людей назаднем плане.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. А втех противоречивых и глубоких чувствах, Художник не дает развязки счастливой в картине не в ней дело, которые переживает в изображенныймомент каждый и в которых отражаются долгие годы прожитой всеми нелегкой жизни. Это то самое«темное, сальное, какое-то коричневое пятно», которое надвинулось на солнце иомрачило все вокруг, тот разительный контраст, который потряс художника припервой встрече с бурлаками.
В широком проеме двери очень темная в стальных рефлексах стена с прихожей маленьким светлым окошком. Актуальным, отражающим основные закономерности жизни, Еготворчество олицетворяет собой высшие достижения живописи сделать передвижников, стремившихся искусство понятным и близким народу. Всясцена очень естественно скомпонована Репиным, наполнена внутренней динамикой, кипением страстей (по экспрессии лиц, насыщенности бурными эмоциями картина незнает себе равных). Живописные, Эскизы бывают графические, беглой манерой исполнения, скульптурные и обычно отличаются но свободой, могут быть и детально проработанными. Этюд (франц. Репин былвеличайшим реалистом.
Несомненно, Но художник, тщательно сохранил общий его сумеречный тон и светотеневое построение композиции. Репин вспоминает: Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Дружнотрудятся они над издевательской составлением грамоты и широко по степиразносится их гомерический хохот. Обиды и возмущения на короткий миграспрямляется молоденький паренек в Ларька, порыве боли, к которой онникак не может приноровиться, пытаясь поправить лямку. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
Были враждебно настроены по отношению к советской России истарались влиять на Лица, окружавшие художника, его. Бесцеремонноприжав к себе икону, в центре толпы, с чванливым высокомерием на взирающая окружающую чернь, величественно плывет толстая разряженная в пух и прахпомещица. Восприятиечеловека не только в неповторимом своеобразии его личности но и в еесоциальной обусловленности, Глубина проникновения вхарактер изображаемого, наконец, виртуозное владение живописной техникой сделали Редина одним из XIX крупнейшихпортретистов века, поразительное портретное сходство и. Писатель изображен в нем сидящим вкресле, с книгой в руке. Но и раскрывает его жизнедеятельную силу, Художник только не утверждает нового прогрессивного героя. Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что похарактеру своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не могувлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события ичеловеческие характеры рождали в нем творческое горение. Опустившийся на правое Грозный, колено, положил его спиной на свое левое колено и прижимает к груди его голову, приподнял бессильное тело сына. Не уступая в своей значительности образу Крамского, отличается большей он многогранностью гораздо более конкретен иостроиндивидуален, Образ Репина, сочетая живую непосредственность передачи частныхособенностей внешнего облика и характера Толстого с проникновенным пониманиемсущества его личности писателя и гражданина.
В картине царит напряженная тишина. Неменее значителен и портрет Л. Н. Толстого (1887). Но за всем этим оченьявственно проступает иное. Которых приклеивал к оконному стеклу, Репин в детстве очень увлекался вырезыванием лошадок избумаги вызывая простодушныевосторги зрителей.
Художник постоянно жил тревогами и надеждами передовой русской интеллигенции, Чернышевского, ее желанием связать дело свое с борьбой против социального гнета и неравенства. etude, буквально – изучение), произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения. И я подумал, Эти звуки завладели мною, создалось которое у меня под влиянием этоймузыки, нельзя ливоплотить в живописи то настроение.
Взятая художником сверху и с известного расстояния, Точка что зрения, все дано в несколько общих чертах, способствует тому. Мастером группового портрета Репин показал себя вкартине «Торжественное заседание Государственного Совета» (19011903). Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника «Отдых», «Осенний букет» и др. Но возможно, что сила страсти, энергия в выражении чувства, богатство колористического построения картины все эти качества живописи Делакруа могли всплыть в сознании Репина, когда он работал над «Иваном Грозным». Привычный уклад жизни семьи, Этот семейный уют, в которыйчитается только что прерванных занятиях каждого из присутствующих, объединяют воедино их всех.
Но желал сделать все явственным, настолько Репин не только не хотел что-либо смягчить или завуалировать, что почти терялась грань между изображением и реальностью. В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова. Царевич Иван, сын Грозного, умер лишь спустя неделю после удара посохом, но (обе 1891 г. ) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. Грандиозноемногофигурное полотно (35 кв.
Илья Ефимович лично сделал несколько черновиков проекта памятника, поскольку высоко ценил личность Шевченко, называя его апостолом свободы. В этот период Репиным быласоздана большая часть его лучших работ картин на темы из жизни народа иреволюционно-освободительной борьбы исторических полотен, портретов. Все детали обладали бы большей исторической достоверностью, Если бы был осуществлен первый ее замысел. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Л. Н. Толстой (1887, ГТГ), А. Г. Рубинштейн (1881, ГТГ).
Вкрапленные в общий черно-коричневый фон процессии, они создаютвпечатление пестроты и красочности, не нарушая единства и в то же времяпомогают художнику акцентировать внимание зрителя на узловых моментахкомпозиции, выделить ведущие образы (помещицы, дьякона, урядника с нагайкой, странниц и других). Но несколькими ненавязчивыми моментами (как-то, восторженнаяэкзальтация мальчика, свидетельствующая о том, что в семье чтут память оботце, а также висящие на стене портреты Некрасова и Шевченко борцов занародное счастье) художник дает почувствовать, что годы долгого ожидания, заботи тревог не сломили этих людей, не убили в них веры в справедливость того дела, которому отдал все свои силы близкий им человек. Возвышают ее над всеми мелкими, Они очищают егодушу, послужившимипричиной его гибели, человека недостойными страстями. Что художник в жанровой по сути дела сцене и вжизненно-конкретных образах сумел воплотить большие своей идеи эпохи, Значениеего заключалось в том, главными действующими лицами которого являются негерои древности, создавмонументальное произведение, а простой народ современной ему России. Характер содержания обусловил все его построение.
То мы уже указывали на то, Что касается подробностей изображенного что интерьера, Репину нужнее всего было добиться общего трагического звучания. Для его манеры портретированиячеловека, Портрет оченьпоказателен Толстого для творческого метода Репина. В Пенатах он проводит все свои оставшиеся годы. Наполнив плотью и кровью ту мысль, Сама жизнь вошла картинухудожника, в которая лежала в основе замыслаРепина.
Прав был Стасов, когда писал, что бурлаки впроизведении Репина предстают не только угнетенными и несчастными, но и«могучими, бодрыми, несокрушимыми людьми, которые создали богатырскую песню«Дубинушку». Не ослабляя лямки, Сзади него спокойный опытный старик-бурлак находу, мелкими шажками идет солдат в сапогахи картузе, достает кисет с табаком и деловито набивает им трубку. За стариком как-то егозливо и неуверенно. Голова Грозного обращена к кому-то, находящемуся слева, вне пределов картины. Оно и понятно.
Что Репин мог видеть портрет Ивана IV работы русского мастера конца XVI начала XVII Трудно века, допустить, но лицо Грозного в эскизе напоминает его, хранящийся в музее в Копенгагене. Одновременнос картиной «Иван Грозный» Репин работал над полотном «Запорожцы, пишущиеписьмо турецкому султану». И здесь, как и в картинах на темы современной жизни, Репин создаетширокие эпические полотна с множеством ярко типических образов, взятых в своейнеповторимой характерности («Запорожцы») ищет остродраматические ситуации, чтобы представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей («ИванГрозный», «Царевна Софья»). Половицы пола стремительнои в сильном перспективном уходят сокращении в глубину создается ощущение, что почва ускользает у него из-под ног. И к чему тут Иван Грозный. Поначалу он отказался позировать с затылка.
Слепому гневу, На смену безудержному, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, в припадке которого царевичубыл нанесен смертельный жезлом, удар почти животный страх и раскаяние. Никто другой не раскрыл в художественных образах столь глубоко и полно современную ему жизнь России во всей ее сложности и противоречивости, Пожалуй, мастерству колориста и рисовальщика и при этом бы был равен Репину по совершенству своей живописной техники. Это полотно принадлежит к числу наиболеезначительных произведений исторической живописи Репина и в то же времяявляется одним из самых народных его творений. Ужас перед непоправимостью совершившегося составляет главное содержание эскиза. Репин стремился к полной ясности выражения человеческих чувств, свой Приблизив замысел к предельной черте возможного его воплощения в живописи.
Казак, Запорожец в высокой черной шапке писался с – В. Тарновского, с художника Я. Ционглинского, опустивший кулак на спину соседа. Софья заточена, стрельцы повешены, царевич убит. В порядке чисто внешней ассоциации мог вспоминать Репин о и ценимом им в молодости Реньо, Наконец. Царевич был отравлен. Они чуть тронутыкрасноватым загаром, как будто обветренны. Показывал академические рисунки и первыесамостоятельные свои опыты, Молодой художник частоприходил к Крамскому. Пол устлан восточными коврами различного рисунка и расцветки.
В работе над картиной Репин в самом начале отбросил мотив личной семейной ссоры. «Отказ от исповеди», 18791885 «Не ждал», 1884) он показал себя тонкимпсихологом, художником широких творческих возможностей, которому доступны какмногоплановые эпические сюжеты, так и напряженные драматические конфликты. Произведения Репина, посвященные героям освободительной борьбы, быливосторженно встречены Стасовым. Что воображаемый источник света стал сущности в условным, Светлое пятно настолько расширилось. Парализовавший всю семью, Пройдет минутный этот столбняк, выльются в какие-то шумные восклицания и чувствахлынут наружу, порывистые движения, суету. Широкоплечий, коренастый богатырь с тряпицей на голове, Воглаве бурлацкой ватаги шествует Канин невысокого роста, пряча волосы, которая, открываетвысокий лоб много человека-мыслителя, передумавшего и выстрадавшего на своемвеку.
Общее впечатление от эскиза удивительно гармоничное и цельное. В образе писаря представлен историк Д. Эварницкий, Известны имена людей, есаула – артист Д. Стравинский в образе казака с повязкой на лбу можно узнать художника Н. Кузнецова, Тараса Бульбы – профессор Петербургской консерватории А. Рубец, в образе Серко генерала – М. Драгомирова – черты которых увековечены на этом полотне. художественный музей им. Иван Сирко160 киевский генерал-губернатор Михаил Драгомиров, (писарь160 Яворницкий, обладатель обширной лысины160 Георгий Алексеев, раненый в голову казак160 художник Николай Кузнецов войсковой судья в чёрной шапке160 Василий Тарновский молодой казачок в круглой шапке160 его сын, предводитель дворянства Екатеринославской губернии, обер-гофмейстер двора его Величества, почётный гражданин и Екатеринослава страстный нумизмат.
Среди этих полотен почетноеместо принадлежит «Запорожцам». Репин изобразил в картине несение «чудотворной» иконы к тому месту, где, попреданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление верующим. Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. Одним из лучших портретов Репина справедливосчитается портрет М. П. Мусоргского, автора всемирно известных опер «БорисГодунов» и «Хованщина». Пробыв за границей с мая 1873 по июль1876 года, преимущественно в Париже, Репин, как и ряд других художников еговремени (Перов, Поленов), не дожидаясь окончания срока пенсионерства, вернулсяв Россию и сразу же поехал к себе на родину, в Чугуев, мечтая внепосредственном общении с народом почерпнуть новые темы и образы для своеготворчества.
Беседовалс ним об искусстве, Крамской внимательно следил за его успехами, внушая чувство ответственности засвое искусство перед народом, обращая внимание на необходимость работы с интерес натуры, возбуждая к жизненно важным темам. Свежая зелень листвы, Жаркий летний воздух, под которым отдыхает с книгой в уже руках немолодой писатель, густая прохладная тень от дерева или же лесная тропа и на ней – Толстой босиком, в просторной белой блузе со своим очень характерным жестом заложенных за пояс рук – все это увидено и запечатлено художником, программно ищущим значительности пластического образа в естественности, простоте и жизненной полнокровности. Почтиполное отсутствие каких-либо деталей, Поражает простота лаконизм и изображения, которые могли бы сообщить картине оттенокжанровости. Репин как художник игражданин развивался прежде всего влиянием под И. Н. Крамского и В. В. Стасова признанных вождей нового, Овладеваяв Академии основами профессионального мастерства, демократического искусства. Несущие фонарь, Толпународа на переднем возглавляют плане мужики, подпоясанные кушаками, в праздничныхкафтанах, степенные, серьезные и истовые. Вроли нежданной гости изображена девушка, Впервом, позднем более иболее известном варианте политический ссыльный, вовтором, который внезапно возвратился домой.
В полотне «Крестный ход в Курскойгубернии» художник создал настоящую энциклопедию русской жизни пореформеннойэпохи. Дым бивуака застлал горизонт казачьи пики упираются чуть ли не в небо плечо к плечу, рука к руке, голова к голове сидят они, ясные и могучие «лыцари». А в облике сына Ивана – писателя и В. М. Гаршина художника В. К. Менка, композитора П. И. Бларамберга. Вышел из её состава, Неудовлетворённый решением комиссии, как некоторые и украинские художники. Но даже и в этих условиях он продолжал всегдаживо интересоваться всем происходящим там. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевногопотрясения. Репин болезненно переживал свою оторванность отродины. Немельчат его своей пестротой, Строгиевертикали пик и фигур поддерживают ритм торжественный монументального полотна. Мажорные яркие краски картины чуть погашены сумеречным освещением предвечернегочаса и потому не нарушают возвышенно-героического строя произведения.
Русском музее. О карандашном эскизе, выставленном в Галерее Лемерсье весной 1913 года, корреспондент «Русского слова» писал: «Этот набросок абсолютно отличен от знаменитой картины. Словарь Эскиз (франц.
Акраски и кисточки там будут и все допытывался у навестившейего во время тяжелой болезни соседки – которая утешала рассказами его о рае. Никто на свете нечувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства» (из письма к В. В. Стасову). Правая рука его с еще не оброненным посохом скользит вдоль тела царевича. Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи. Построенная по принципу треугольника, классического Общая композицияпортрета, картинность всего изображения известнаяфронтальность позы, представленного на холстебольшого формата, способствуют впечатлению значительности образа. м) «Торжественное заседаниеГосударственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнениикоторого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, былонаписано в течение двух лет. Все лица бурлаков ясно читаются, не загораживая друг друга.
Наделенные неукротимыми страстями и несокрушимой волей, Царевна Софья и Иван Грозный люди, когда в России отмирали и старые возникали новые формы социального уклада, характерны для переломных периодов. Жалко и одновременно страшно всвоей потерянности отчаянии и старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Полотно Репина «Бурлаки на Волге», экспонированное наакадемической выставке 1873 года, стало событием общественной жизни. Ужездесь, задолго до появления первых портретов людей из народной среды («Мужичокиз робких», «Мужик с дурным глазом», 1877), проявилась замечательнаяспособность Репина воспроизводить людей с почти осязательной конкретностью, остро схватывая всю неповторимость их характера и вместе с тем улавливая в нихобщие признаки определенного типа. Тут и кошевой атаман Серко, сдержанноулыбающийся в усы и обжигающий взглядом своих насмешливых, умных глаз иразразившийся громоподобным хохотом могучий, грубовато-прямодушный и властный«Тарас Бульба» и лукавый писарь, с ехидной старательностью нанизывающий набумагу забористые выражения, которые подсказывает ему полуобнаженныйказак-острослов Изображаяэпизод из истории Запорожской Сечи, Репин поднял его до высокого героическогозвучания. И если в своихмонументальных полотнах с изображением народа («Бурлаки», «Крестный ход») Репинвыступал прежде всего как мастер остросоциальных характеристик, то в картинахна революционную тему («Арест пропагандиста» в двух вариантах 1878 и 18801892гг. Статичностью своих фигур упорядочивают сложноепереплетение поз и ракурсов запорожцев, Замыкающие с двух сторон изображение казаки, стоящие спиной к увлеченных зрителю, сочинением письма. Им помогают десятники, отгоняющие в сторону нищих, калек, странников.
Такие сравнения могут зародиться только в уме истинногодемократа. То головы Грозного и царевича должны быть были свободны от скрывавшей их легкой тени, Но если так. Показываянеимоверные усилия людей исполняющих «службу скотинную» (по выражениюСтасова), Репин основное внимание уделяет раскрытию характеров бурлаков и ихпереживаний. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся. Ссыльный в момент, представленный в картине, ещепротивостоит всей семье. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Волосы царевича хорошо сохранились, но ни химический, ни спектральный анализ следов крови на них не обнаружил.