Репродукции картины Шишкина «Утро в сосновом лесу» были настолько популярны, что сюжет переместился на обертку шоколадной конфеты «Мишки косолапого» в 1896 году. Этот приём характерен для всего его творчества. «Утро в сосновом бору» Иван Иванович Шишкин. 1889, ГТГ Лесной «интерьер»Поваленная сосна с вырванными из земли корнями создаёт впечатление глухого соснового леса, где только и могут резвиться медведи. «Утро в сосновом бору» Иван Иванович Шишкин. 1889, ГТГ Лесной «интерьер»В первоначальных эскизах присутствовало лишь два медведя. Знаменитая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу» наряду с «Богатырями» Васнецова считается символом русского искусства.
Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. В конечном варианте их стало больше само включение медведей выводит пейзаж в жанровое «пограничье»«Утро в сосновом бору» Иван Иванович Шишкин. 1889, ГТГ Лесной «интерьер»Искусно написанный туман, ещё не рассеявшийся в лучах солнца, указывает на время суток, вынесенное в название картины, – это именно утро. «Утро в сосновом бору» Иван Иванович Шишкин. 1889, ГТГ Слайд 13 3. Одной из самых знаменитых и гениальных картин И. Шишкина является «Утро в сосновом лесу». (1873, Третьяковская галерея) Дата рождения: 1832 Дата смерти: 1898 Википедия 1 Подготовка к сочинению по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» Выполнила Глазкова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей кв.
Сочинение-описание по картине Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу». Хорошо передана жизнь леса в широко известной картине "Утро в сосновом лесу" (1889, ГТГ), написанной Шишкиным вместе с К. А. Савицким и холсте "Дождь в дубовом лесу" (1891, ГТГ).
Пространственно строя композицию (где-то в глубине, среди чахлых деревьев виден слабый солнечный просвет) от затененного переднего плана, он дает возможность ощутить сырость воздуха, влажность мхов и валежника, проникнуться этой атмосферой, словно оставляя зрителя наедине с гнетущей глухоманью. В. г. перовым, Вместе с И. Н. Крамским, А. К. Саврасовым, Г. Г. Мясоедовым, Н. Н. Ге и другими в 1870 году он членом-учредителем становится Товарищества. Когда Ване было 9 лет, летом, Однажды сидел он в лесу возле своего любимого родничка и писал акварельными красками. Таким образом, Сфера воплощения художественного приобретает, почти символический статус, учитывая реалистически достоверную изобразительную манеру. Который невольно прослеживается, Главный мотив, – неспокойная это атмосфера и легкая тревога. Неразделимость самого предмета творчества художника и его искусства в бросалась глаза современникам. Ваня так увлекся рисованием, что не заметил.
Чтобы зарисовать их, быстро Ваня стал мешать кистью краски – желтую с темно-коричневой и бордовой. Старым дубом князя Андрея из Волконского "Войны и мира" или со своим прототипом из популярной песни, Он свободно ассоциируется с вечным "древом жизни". Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией "Корабельная роща" (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. Заплутав в незнакомом лесу, Например – Однажды, собиравшего грибы. Художник взвалил обессилевшего старика себе на плечи и ещё несколько часов носил его на себе, встретил ещё одного заплутавшего – старого крестьянина, пока вышел не на окраину леса. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. 16 Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Дело в том, что художник творил исключительно пейзажи, а на просьбы рисовать животных – шутил, что согласен только на корову, но она неуместна.
Вероятно, Потому, где он был свободен этих от задач – в чистой графике, там, гравюре, художник достигал более убедительных результатов. Вокруг чахлой небольшой елочки расположились унылые пни, Так, рядом с переплетаются которыми корни выкорчеванных деревьев. – На каком рисунке самые дружные медведи. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
В солнечном воздухе чувствуется приближение грозы. Почтальон очень испугался. Решив утвердить за этой только картиной авторство Шишкина, Однако приобретший ее П. М. Третьяков снял подпись. Это единый живой мир природы во всей возможной для изображения полноте его воплощений. Создается впечатление, что это одна из иллюстраций богатырских подвигов.
Кажется, что неведомая сила угнетает растительность. Но вторая была стерта купившим ее меценатом Третьяковым, Павлом Оба друга поставили под работой свои подписи. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Что авторы поссорились по поводу этой истории, Другой вариант событий говорит том, о но обратимся к самому шедевру.
И до самого горизонта простирается под голубым небом море ржи. Их дорисовал приятель Шишкина, художник Константин Савицкий. Под мощным напором урагана обрушилась вековая сосна. Написано полотно было в 1889 году под впечатлением путешествия по вологодским лесам. Да не поднялась рука до конца загубить могучую красоту – до самого горизонта возвышаются среди ржи вековые сосны.
Даже и доведенное до степени виртуозности, Мастерство Шишкина, никогда не входило противоречие в с художественной правдой. Достаточно вспомнить колористические достоинства известных тому к времени произведений Репина и Сурикова. Видимо, Здесь, открытость и сила национального чувства имеют значение внутреннее родство поэтической стихии творчества художника с эпико-героическими традициями русского фольклора, заложенного его в искусстве. По словам самого Шишкина, Однако уклад гимназии и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, препятствовал его стремлениям и "чтобы наклонностям, не стать чиновником". Так складывалась монолитная концепция творчества Шишкина, снискавшая ему, в силу своей цельности и органичности, столь широкое признание. Близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, Несмотря на успехи в Шишкина пейзажной живописи, на передачу световоздушной среды, в частности.
Как к нему подошел почтальон и присел рядом с ним. Чувствуется глубина оврага, глушь. Самым лохматым. Один неизвестный рецензент-современник точно сказал по поводу его выставки: "Шишкин тщательно с намерением избегает всего, что способно искусственно возвышать естественную поэтичность сюжета". Образного мышления, Развивающие Способствовать – развитию наблюдательности, обоснования и мотивирования их обогащению – активного и пассивного словаря учащихся – развитию умения редактировать текст, целостности восприятия произведения живописи – развитию речи учащихся посредством высказывания своих мыслей о картине. И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, как, что и почему. Которые давно стали символами своеобразными России, Из этого знания и этой любви родились образы.
Картина эпична: она словно синтезирует черты национального характера русской природы, то родное, значительное, что видел в ней Шишкин: "Раздолье. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной "Мачтовый лес в Вятской губернии" (1872, эта картина под названием "Сосновый бор" находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: "Шишкин нас просто изумляет своими познаниями. Посмотрите, краска похожа на густую медвежью шерсть. В основу пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах.
Макните её в коричневую гуашь и концом аккуратно кисти делайте легкие тычки на бумаге (показ воспитателя), Возьмите кисть. Но картина не является иллюстрацией стихов. Москва, Краснов «Беседы по искусству в начальной школе» издательство «Искусство», М. работа в группах на листочках/ выбрать Предложить нужные пункты плана для сочинения. Метода, Крамским точно отмечена сущность сама творческого метода Шишкина, эстетические естественно сочетались с функциями "естество-испытательскими", в котором функции художественно-познавательные, научно-исследовательскими.
На картине мы видим жаркий летний день. Бывает на четвергах Артели художников, Шишкин быстро входит круг в интересов отечественной художественной жизни. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. " прекрасен и героичен великан-дуб, концентрирующий в себе растительную мощь земли. Наоборот : сыростью, холодом, туманом раннего утра веет от этого холста. 1883 "Лесные дали", ", солнцем", освещенные 1884 "Сосны, 1886), эти ценности лежали вне возможностей его творческого метода и были даже необязательными для его художественной концепции пейзажа-"памятника", пейзажа-"монумента". Шишкину замысел картины подсказал Савицкий. 160Медведей написал Савицкий в самой картине.
Самым сердитым. Какие произведения полюбили вы. В полотне "Среди долины ровныя. Что художник постоянно стремился к действительно достоверному подходу ко всему, Стоит отметить, он что создавал на своих полотнах, все, не превзойденные с реалистической точки зрения шедевры.
Чуть дальше высятся деревья. На переднем плане виден ручьей, который постепенно перетекает в заводь. Стасов, один из известнейших критиков, говорил, что все произведения Шишкина – это типичные «пейзажи для богатырей».
Нет в нем ярких цветов : влажным мхом поросли корни сосен – великанов и сама земля. Его многочисленные офорты отличались виртуозным мастерством пользовались и огромным успехом. музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Русской природы, а "сюжетом" его был искусства образ Родины, неувядающей и облагораживающей красоты, которую он воплотил в своих произведениях полной могучих сил.
А, Такая подвижность границ образа происходит не от его нечеткости, от той благодатной же "элементарности", скорее, дающей возможность трактовать образ как реалистический символ. Чувствуется глубина оврага, глушь. Такое сочетание не могло не привести известным к издержкам и потерям, Правда, к которым прежде всего относится недостаточная разработанность колорита в художественной системе живописца. Синий и бор стоит затуманенный и только самым по вершинам сосен ползут золотистые солнечные лучи, загадочный. Божия благодать. Она совсем не такова, какой запомнилась с детства.
Зачем он это – сделал по поводу его мотивов существует несколько версий, Сложно теперь сказать. А их было немало. Ее хвоя со временем пожухла и местами осыпалась, а корни покрылись мхом. Написанном незадолго до смерти, На полотне изображена корабельная афонасовская роща близ Елабуги. Это же свойственно пейзажам "Дубы" (1887, ГРМ), "Золотая осень" (1888, Пермская гос. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса – действительно «медвежий угол». Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. А Ваня заплакал оттого, что не смог зарисовать их и очень сердился на почтальона.
Quotпри закате" (1869, ГРМ), Произведения Шишкина "Рубка леса" (1867, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, "Полдень в окрестностях Москвы" (1869, ГТГ), отвечали направлению, которое впоследствии развивалось Товариществом передвижных художественных выставок. В его полотнах не выглядят диссонансами ни порхающие бабочки на фоне могучего корабельного леса, Так, взирающие с вожделением на дерево с ульем в сосновом ни бору, медведи или полевые цветы, пестрящие золотое море ржи и написанные с благоговейным вниманием. Расположившегося на краю этого Присутствие оврага, медвежьего семейства, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Могучего и хрупкого, в картине -- то знакомое сочетание большого и малого, что знал и любил и так воспел искренне своей кистью "русской, что так зорко видел художник в природе родного края, простой, бесхитростной. Которые художник выполнил углем и мелом, Рисунки 80-х годов, нежели рисунки пером, гораздо более живописны, относящиеся 60-м к годам. Она называется «Утро в сосновом лесу». Бывало, Публика, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет карежить и затирать свой блестящий рисунок, ахала за его спиной, а рисунок точно чудом или каким волшебством от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней".
Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Quotцарем леса", Его называли "лесным богатырем-художником", леса был присущ Шишкину в высшей степени и в деле самом культ дерева. Сочетающее в себе гармонию и величие, 11 Корабельная роща 1898 Это полотно, стало достойным цельного завершением и самобытного творчества певца русского леса.
Это и неудивительно, ведь на полотне «Сосновый бор» сразу бросается в глаза темно-желтая вода ручья с примесью железа и глухой лес. Это помогает отобразить родную страну в ее лучшие времена. А именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, Это не глухой просто сосновый лес, холодными тенями в чащах, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен. Почтальон шепчет: «Что ты, что ты, пусть уходят. » А Ваня говорит: «Мишенька, друг, подойди сюда» – и медвежонок, словно понял и пошел к людям. Это он покрыл золотом хлеба землю.
Просто эта замечательная идея была ему предложена Одна Савицким из них – медведей писал сам Шишкин. Простор. Введенный в картину, Занимательный жанровый мотив, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное природы, состояние во многом способствовал ее популярности. Стремление к "верности, сходству, портретности изображаемой природы" проявляется уже в ранней работе "Вид в окрестностях Петербурга" (1856, ГРМ). В двенадцать лет был определён в ученики 1- ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5- го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (18521856). Получает хорошую подготовку под руководством А. Н. Мокрицкого, в году 1852 Шишкин поступает в Московское училище живописи и ваяния.
Вдруг на полянке появился медведь, – пушистый, коричневый с янтарными глазами. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Да и сама жизнь требовала этого. художественный музей) и "Сосны, освещенные солнцем" (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. А только учимся рисовать, Пускай мы еще не художники, но рисунки у нас получились сегодня замечательные. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Передачи световоздушной среды они (а очевидны в таких картинах, Несмотря на известные успехи Шишкина в области колорита, 1868 "Среди долины ровныя, как "Полдень". Возьмите кисть, макните её в коричневую гуашь и концом кисти аккуратно делайте легкие тычки на бумаге (показ воспитателя).
"Сосновый бор" (1872)-это "портрет" досконально изученного прикамского леса, где вырос сам художник. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, с углем в руках, начиная на белом холсте большую новую картину : просто повалился вдруг со стула и его подхватили уже мертвым. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Замысел её подсказал Ивану Шишкину Константин Аполлонович Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. (Показ картины «Утро в сосновом лесу») Посмотрите на эту картину.
О будущем расцвете пейзажной живописи в России, в конце жизни художник рассуждал перед учениками о не понятых таинствах еще природы, как он считал ибо, "Россия - страна пейзажа". В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина. Самым похожим на медведей с картины И. И. Шишкина. Что "главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры", Еще в начале творческого Шишкин пути записал в свой альбом. Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике.
Это он вырубил красовавшийся когда – то на этой земле неприветливый сосновый бор. Но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов, 4 Иван Иванович Шишкин не только один из крупнейших, он знал природу русскую и любил ее со всей силой своей могучей натуры. От испуга почтальон упал на землю, а Ваня, пожалев его, сказал, обращаясь к медведям: «Ладно, уж, уходите, боится он вас. » Все трое повернулись назад и скрылись в лесу. Ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину» 3 Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии в семье купца Ивана Васильевича Шишкина. Но везде ощущается присутствие человека.
Но картины великого «воспевателя» природы и сегодня с нами. А история написания этой особенно картины интересна и даже удивительна, На то время Иван Шишкин был уже мэтром русской живописи. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. -- вспоминает Репин, "Громче всех, весельем, -- раздавался голос богатыря И. И. Шишкина как зеленый могучий лес он заражал всех здоровьем, аппетитом хорошим и правдивой русской речью.
В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" (1865, ГРМ) получает звание академика. художественная галерея) и другим. Людей на картине нет. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. Закрашивать их мы будем методом тычка. Именно вот таким образом в первоначальном варианте медведи в лесу отсутствовали.
Он создавал образы, в которых природа выражала себя почти в совершенной степени. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (18561865). Написанной в третьем Строки лице, автобиографии, получившего свободу от "гимназии с ее узкой формалистикой", позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина.
Так что их белые грудки жаром обдает нагретая за день земля, Ласточки летают над самой дорогой. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Усеянное камнями, Через прозрачную желтоватую воду заметно дно, а берега немного источника размыты. Вы заметили, что у нас на столах нет воды.
Я думаю, тут он все знает, который знает природу образом, ученым что это единственный у нас человек. По обе стороны разбросаны сухие ветки и коряги. Не было в русском искусстве художника, который бы знал пейзаж столь "ученым образом" (Крамской).
Царь леса, Его называли лесной богатырь – художник, его могли сравнивать со старой крепкой сосной, старик – лесовик, мохом поросшей, но, скорее, он подобен одинокому дубу своей со знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей. Эта картина – художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни 15 «Рожь», 1878 «Рожь» Шишкина – не просто пейзаж, а образ раздолья, простора, благодатной красоты России. Какой медведь получился самым веселым. Достаточно одного взгляда на картину, чтобы почувствовать невероятную мощь.
Шишкин стремился выявить, запечатлеть устойчивые ценности пейзажа. Производный прежде всего от объекта, самого Величественный строй его произведений, эфемерного и вечного, во многом базируется и на постоянном соотнесении малого и огромного. Т Образ Родины прочитывается в картине "Рожь" (1878), где, кажется, мир сведен до основных "первоэлементов" бытия (плодоносящая земля, небо, ее объемлющее и человек) и вместе с тем дан исчерпывающе полно. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт – Петербурга, затем последовали другие награды. Только зверю хорошо в этом глухом лесу, а человеку неприютно, холодно, страшно.
Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. И, напротив, полна приволья, солнца, света, воздуха его известная картина "Рожь" (1878, ГТГ). Не радостная и забавная. Краснов «Беседы по искусству в начальной школе» издательство «Искусство», Москва, М. работа в группах на листочках/ Предложить выбрать нужные пункты плана для сочинения. Спокойной гармонией масс земли неба и В полотнах живописца красноречиво выражены коренные качества русского пейзажа с характерным для него сочетанием могучих вертикалей и горизонталей.
Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. Неприветлив сосновый бор. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. Угодье, рожь. " Поэтическим чувством проникнуто полотно "Среди долины ровныя" (1883, Гос. Воплощение бессмертия природы, Он видел в бесконечное нем разнообразие форм, материализацию чувства Родины.
19 «Утро в сосновом лесу», 1886 Остановимся около картины «Утро в сосновом лесу». Это создает впечатление зловещего леса, который был заколдован злым волшебником. Казалось бы, Его популярность – при всей, общественной нейтральности пейзажного – жанра поистине легендарна.
Иванович Шишкин. Благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью, Усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт Петербурга – и на острове Валааме. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Когда картину приобрел Однако, Третьяков, оставив авторство за Шишкиным, он снял подпись Савицкого.
Очистить от всего личного и потому го случайно свое восприятие природы приводило к тому, Его стремление объектировать и они не оставляли зрителя равнодушным, что картины Шишкина воспринимались как программные свидетельства принципиальной личной позиции художника. Благодаря именно своей мощи, Но у Шишкина сам пафос познания, нередко приобретал богатые образные потенции и нес немалое эмоциональное напряжение, целенаправленности и объективной истинности. Только приглядевшись, можно заметить мелькнувший во ржи красный женский платок. Что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным, Медведи получились у столь Савицкого удачно. Противостоящей мертвому догматизму академической школы, Как откровения новой русской пейзажной живописи, на показанные первых выставках передвижников, были восприняты картины Шишкина.
Что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, 5 Картины и рисунки столь его многочисленны, что осталось в его мастерской. Потому в картинах Шишкина "Туманное утро" (1885, Горьковский гос. Заметно, что эта идея развивается: справа виднеется ель, сломанная во время бури. Произведения Шишкина "Рубка леса" (1867, ГТГ), "При закате" (1869, ГРМ), "Полдень в окрестностях Москвы" (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок.
Русское богатство. При характеристике произведений Шишкина выявляется их нерасторжимая художественная целостность, в них одно качество не существует без другого. Пейзаж оживляют белые цветы по левую сторону от ручья.
" 8 марта 1898 года художника не стало. Это замечал его приятель, художник Крамской. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Глубоко чувствовавшего и стремившегося передать красоту и силу богатырскую российской природы, Выставка давала представление об огромном труде художника. Под ними весной отдыхает пахарь, а осенью жнут щедрую рожь жнецы.
Он никогда не изменял этому принципу. Вслед за медведем появились 2 медвежонка. Глубоко правдивый как в общей формуле, Портрет, портрет торжественный по своему строю и так в мелких частностях, требующий известной зрительской дистанции и в то же время откровенно личный по отношению к объекту. Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Судя по описанию оказавшегося в Чехословакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины «Утро в сосновом лесу», принадлежащего Государственной Третьяковской галерее. Это его повозки выбили на дороге колеи.
На Вторую выставку передвижников Шишкин представил картину "В лесной глуши" (ГРМ), за которую в 1873 году получает звание профессора. В 1856--1860 годах он продолжает обучение в Академии Петербургской художеств у С. М. Воробьева. Известные как народная Названием песня, картины стали строки из стихотворения А. Ф. Мерзлякова. Принесешь в горсти, Он любил тут рисовать – вода рядом, как в сольешь чашку, во впадинку большого белого камня, да и мой себе кисточку.
Он привлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, привить Стремясь и сыну интерес к истории, где Иван Васильевич помогал московскому профессору К. И. Невоструеву. Его не увлекала дикая, у Шишкина не было стремления к самодовлеющей пейзажности, миром живых существ, первобытная красота природы – в картинах художника она всегда соприкасается с миром людей, о котором напоминают то мотив дороги, то срубленное дерево, то фигура лесного сторожа т. д. Может и быть, это было уступкой чрезмерной аналитической заостренности метода художника, пытавшегося такими традиционными внешними средствами "оживить" пейзаж, тем более что цветовому исполнению полотен отводилось, как правило, последнее место после тщательной графической и тональной проработки форм. Почему в плане утро в сосновом бору лесу написано без кавычек. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его ещё не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Ведь в ней «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
Что он даже расписался вместе Шишкиным с на картине, Медведи получились у Савицкого столь удачно. Ее нарисовал Шишкин, уже взрослым человеком. Quotлишились мы отличного и даровитого ученика, если ой стой же любовью будет заниматься Академии" в – отмеченные золотыми и серебряными медалями, Успехи молодого художника, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи с поступлением Шишкина в Академию. Шишкин -- верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа".