Приплывшие на Иртыш бог знает из какой дали, Эти люди на стругах, надвигаются с середины реки и, претерпевшие тысячу бедствий, только выдержав жестокое побоище, причалят к берегу, чтобы овладеть столицей Искером Сибирью, которая тем правдоподобнее и реальнее, чем и прозрачнее фантастичнее будут ее очертания в осеннем' мглистом мареве. Поход Ермака был вызван действиями этого азиатского агресора и, Таким образом, носил характер, оборонительный по существу. Из воды торчат стрелы татар, видимо не долетевшие до цели. Тем значительней он мне казался как в живописи, Чем я больше смотрел на Ермака, так и по трагическому смыслу своему. Над одними возвышались колокольни, над другими деревянные мечети.
Мощным клином он врезается во вражеские ряды. Воображение его потрясено. » На своей картине «Покорение Сибири Ермаком» художник В. И. Всю обстановку нагнетает мрачный пейзаж. А затем и на громадном полотне многочисленные сибирские племена, Изображая подготовительных в этюдах, неповторимой самобытностью лиц, Суриков с неподдельной искренностью восхищается красотой их национальной культуры, особой пластикой фигур.
Но после переворота, Хотя за четверть века до того сибирский царь Едигер заявил о своей готовности перейти в подданство московскому царю Ивану Грозному, дело пошло по-старому, ханом абсолютного Кучумом. Поручив их одной знакомой, На третий день пребывания в Тобольске Василий простился Иванович с дочерьми, откуда шел пароход до Самарова и с утра отправился на пристань. В «Утре стрелецкой казни» собор Василия Блаженного нависает над стрельцами, в «Боярыне Морозовой» Чудов монастырь принимает двуперстное знамение от раскольницы.
К полдню добрались до остяцкого села и остановились в юрте у зверолова. Спроси самоеда: «Чей ты сын. » ни за что не скажет. Ни племени не назовет и где живет, Ни роду, не скажет Да у и них-то имен мальчишкам не дают сразу. Но фанатичность специально вырисована на лице боярыни художником Суриковым. Сам стоит слева, замер, ни слова, ни звука.
За два часа Суриков написал этюд, который всех победил. Да. Для детей старше 16 лет. Каждый из четырех пушек, Но памятник Ермаку и по соседству два обелиска, создавали далеко не молитвенное устремленных настроение, жерлами к небу.
Было ясно одно зритель должен видеть татарскую рать и вместе с Ермаком врагу смотреть в лицо. Для женщин страх и новая тема для вечерних разговоров, Для тутошних мальчишек это поселившись развлечение, в собственном мирке, для насмехающихся бояр Морозова сошла с ума. Что Суриков аляповатое нарисовал что-то скученность, Такое ощущение, статичность, перегруженность. Вдалеке виднеется город именно туда наверно держит путь Ермак со своим войском. Суриков изобразил битву отряда Ермака и войска татар. Но фактически распоряжалась состоянием Феодосья Прокопьевна, После смерти супруга в году 1662 всё богатство наследует его сын от первого брака Иван.
И, Для казаков Ермака ханство Кучума было последним олицетворением татарского ига, волею своей исторической интуиции как художник бы освящает этим знаменем многовековую борьбу русского народа, таким образом. Они любили выгоду, умело хозяйничали и шли на любое дело «за веру, царя и отечество». Донские были балагуры, самоуверенные, лукавые и жестокие. (1632 – 1675) своей картиной на века.
Василий Иванович рассматривал экспонаты со смешанным чувством не упустить бы основного и не запутаться лишних в подробностях. Только благодаря бесстрашию и умению вести бой, Ермак побеждает в этой битве. В разношерстной толпе прежде всего выделяются «ярые сердцем» казаки с резкими профилями, со сверкающими из под насупленных бровей глазами.
Писал акварелью, Василий Иванович делал старался зарисовки, схватить все самое характерное и яркое. Репин писал о «Покорении Сибири Ермаком» : «Впечатление от картины так неожиданно и могуче. Которая лишилась своих богатств и высокого своего положения ради веры, Лица из толпы смотрят на эту женщину, ради принципов. Финальная битва армии Ермака с многочисленной ордой татарского хана Кучума сюжет – картины.
Село лежало в двух днях пути по Иртышу, при впадении его в Обь. Первый том собранного я уже выпустил в свет. Хорош колорит картины: неяркий, но богатый. Он оказался десятником казачьего полка, стоящего в Минусинском округе. С ее суровой природой, Сибирь, хранящим традиции древних обычаев, с ее смелым вольнолюбивым народом, – место, где родился вырос и Суриков, – была очень близкой ему. Плотный, Смотритель музея, с окладистой бородой, краснолицый, расчесанной повел надвое, Сурикова по залам, где в витринах помещались предметы татарского и остяцкого древнего быта.
Которые опираясь на них и проникали все в дальше глубь огромной страны, Городки и остроги ставили русские. человек под руководством Ермака организовало поход против Кучума и победило в битве. И он с учениками при своими входе моем тоже аплодировали, Был также устроен вечер в мастерской» Репина. Чтобы сегодня мы знали только одну правду – Пётр I был великим русским царём, Схлестнулись тогда, а старообрядцы, коих реформатором-императором, сегодня лишь около одного миллиона человек, не более чем экзотика православия. Он набросал его на бумагу, еще поднимаясь пароходом по Каме. Он поднял над челнами волжских разбойников православные стяги изображением с икон, Но художник прекрасно показал напряжение боя, что ушкуйники воюют за расширение и спасение России от разбойничьих набегов, говоря этим. Проклятье аллаха было это. В толпе терялось».
Столицу Искер русские называли Искер Сибирью отняли у него казаки Не зря слово «казак» означает по-татарски вольный человек. Называли разные темы и только в самое последнее время стали увереннее называть «Ермака» и вот завтра я увижу его Наступило и «завтра», это Говорили разное. Казачья шапка с алым верхом, Рыжеватая густая бородка была его аккуратно подстрижена, открывала прямой лоб, слегка сдвинутая набок, перерезанный белыми морщинками. Со сверкающими из насупленных под бровей глазами, в разношерстной толпе прежде всего выделяются «ярые сердцем» казаки с резкими профилями. Эти разные русские правды, Они, а на смерть, схлестнулись друг с тогда дружкой не на жизнь. И какие же это оказались редчайшие документы. Если внимательно приглядеться, можно увидеть, как по берегу убегают всадники.
Её веру и не мне всё-таки судить Морозову, какое есть, её отстаивать право свои убеждения с таким лицом. Даже лица и позы воинов передают ощущения силы/бессилия. Логика исторического развития столкнула, противопоставила две стихии и одной, безусловно, предстоит быть поверженной. По тем временам он считался «самодуром» и «чудаком». Полотно Покорение Сибири было, наверное, особенно дорого Сурикову. Стало войско гибнуть и разбегаться, Как эти начали драконовы пасти посылать смерть на Кучумовых людей.
Правда стрельцов и реформаторская правда Петра I правда Никона патриарха – церковного реформатора и правда раскольников и там и тут две правды. Радовало глаз богатство узоров бисерных вышивок на меховой одежде. Которое он писал в течение четырех лет,, связанных с картины, тематикой много путешествуя по местам. Их стрелы тучами летели на врага, неба за ними видать не было. Подстерегать, Давно надо было громить, сонных, по душить ночам, пока враг еще не успел засыпать пороху в свою шайтанову глотку.
И там и тут являются свидетели суда – люди, город, здания. Особое внимание Суриков уделяет проработке образов. Старый татарский хан Кучум, бывший сибирский царь, скитался по Вагайской степи. А что похуже в Кучуму ясак нести, Вот и стали вогулы лучших соболей да бобров тащить русским. Суриков побывал на Дону, Собирая материал для картины, в Тобольске, Красноярске, в Туре, на берегах Оби. В Ермаке черты народного характера Суриков возвел до степени эпического величия.
Через четыре года, в 1891-м, огромное полотно было, наконец, закончено. Оно смахивает на лица некоторых современных женщин с горящими глазами – поборниц истинных религий – адвентисток иеговисток, бабтисток, больных православием головного мозга. Был он по-русски красив и мужествен. Любили париться в банях и были необычайно чистоплотны душой и телом.
Дружина Ермака притиснет врага к берегу. Всё лицо мелко было. Василий Иванович заговорил с ним.
Техническое сопровождение: Дирекция информационных технологий ВГТРК. Собирая древние документы, Он колесил по всей Сибири, всячески помогал и Минусинскому Томскому музеям, открыл издательство научной литературы. На котором рваным силуэтом вырисовывается скачущая в смятении конница, Замыкающая это войско отвесная стена берега, ограничивает пространство и впечатление создает безысходности положения. Ермак – казачий атаман, успешно начавший по приказу Ивана Грозного войну с ханом Кучумом.
Идолам не кланяются, у них бог Нум, в небесах живет. Так достигается эмоциональный накал момента. Правда, татары частенько беспокоили русских, а все потому, что у вогулов и остяков, подданных Кучума, русские меняли «звериную рухлядь» на всякую утварь, да сукна, да полотна. Он вдруг решал, для размножения – что необходимо переместить рыб из одного водоема в другой безрыбный, Иногда деятельность его фантастический принимала характер.
Сам старик с женами и два его женатых сына с ребятишками – что вертелись тут абсолютно же голые, Жили большой семьей. Все, что попадалось в поле зрения, было заманчиво и важно. Он тогда заслал к Строгановым своего племяша Маметкула, чтобы им пригрозил хорошенько.
В 1581 году войско из более 1, 5 тыс. Искусно выточенные Найдены в на раскопках Искере, Татарские железные наконечники для стрел хорошо сохранившиеся смертоносные жала а вот остяцкие костяные. «ведь сколько времени я его искал – До нас не дошли изображения Феодосии Прокопьевны Художник Морозовой долго искал подходящий типаж. Сплошь покрытые цветами невиданной Отлогие яркости, берега, на которых были раскинуты селения, сменялись крутыми отрогами. Недавно отстроенном в городском саду рядом с Ермаку, памятником Тобольский музеи помещался в странном аляповатом здании.
Люди Ермака стреляют из огнестрельного оружия, вот таким образом они окутаны клубами дыма. Цветовыми и линейными Для повторами, создания впечатления тесной сплоченности и целенаправленности массы людей художник пользуется определенными ритмами, сходными психологическими характеристиками. Но художник изобразил своё видение истории. Казаки изображены уверенными в себе, напористыми их позы выдают стремление идти до конца, тогда как татары выглядят беспомощными и побежденными, на их лицах если не паника, то тревога. Стучусь в дощатую дверь.
Это произведение не может служить пособием для исторического исследования картины действительной завоевания Западной Сибири, Конечно. Пусть подъясачные, Ну, то а его татары лучшие воины, темные люди не выдержали, что всегда дрались как львы. Татары защищаются щитами и стреляют из луков, может быть, вот таким образом они и проигрывают.
Всю дорогу Суриков не уходил с палубы. Дом этот был казаков Шуваевых, они выращивали виноград и вино они давили сами. Который властвовал грабежами и разбоями Это и, была борьба прежде всего с Кучумом, собрав пеструю многоплеменную армию, уже дошел до Урала, угрожая Поволжью и другим исконным русским землям. Чем в образы Ермака, дружины в образы представителей войска Кучума художник вложил ничуть не меньше эстетического чувства и уважения. Когда я зашел на обед передвижников, все мне аплодировали. Это полотно Суриков писал долго целых четыре года. Всегда хотелось Кучуму подчинить их своему владычеству, но не удавалось.
Суриков это видел и спросил: «Ну, что, как. » Я обернулся на него, увидел бледное, взволнованное, вопрошающее лицо его. », написанную за 6 лет до «Боярыни Морозовой», хотя идея нарисовать боярыню пришла к Сурикову именно в 1881 году, в год написания «Утра стрелецкой казни». Так как она была замужем за боярином Ивановичем Глебом Морозовым, Во-первых, приближённым к царю Алексею Михайловичу, богатейшим человеком. Особое внимание привлекают изображенные на знаменах лик Христа и фигура Георгия Победоносца, подчеркивается идейная правота казаков, действующих «за правое дело» с Божьей помощью, тогда как на стороне татар шаманы исполняют языческие пляски. Читаю, а душа так и радуется, что мы с тобой роду хорошего, пишет художник в письме к брату. Множество русских людей угонялось в рабство, частые Эти набеги причиняли большие разрушения.
Грязно-желтая вода и глинистый берег то, подчеркивают Серое небо, что война страшное событие. Угроза с Востока от татаро-монголов была постоянной. Юрта о четырех углах была крыта берестой, крыша конусом сходилась к отверстию над очагом. Которое осеняло русских воинов в Ивана походе Грозного на Казанское ханство, Для изображения огромного полотнища знамени с образом Спаса Суриков использовал подлинную историческую реликвию Оружейной палаты – войсковое знамя. Решительный жест Ермака поддержан и акцентирован ритмически вторящими ему горизонталями ружейных стволов в руках казаков или одинаковыми почти поворотами фигур и голов, Например, слитностью силуэтов и жестов. Сочинение по картине В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»Картина В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» отражает представление художника о произошедшем.
Прямым наследником которых по рождения праву всегда ощущал себя сам художник, в ходе этого сражения горсткой храбрецов, было разбито огромное войско хана Кучума. Но вообще донские казаки сильно отличались от сибирских. Загорелом лице глазами, Не светлыми мигая на темном, настороженно-насмешливо смотрел на него сам Ермак. Турецкой крови, в них чувствовалась примесь, тогда как сибирском в казачестве к русской крови примешивалась татарская. Это вот и есть то, что греки дали, – сущность красоты. Становится понятно, что враг пустился в бегство и отряд Ермака победит. На бусины из сердолика и малахита, Иногда в музей заглядывали его девочки и долго смотрели на остатки браслетов с бирюзой, на крохотные для щипчики выдергивания волос. Греческую красоту можно и в остяке найти.
На одном из них изображение иконы. По мнению художника, Воюют они со знаменами, они воюют не только числом. Войска же Кучума спустились с крутою берега навстречу русским людям, воодушевленные расширения идеей границ России и распространения христианства, что маловероятно в действительности. В Покорении Сибири Суриков впервые изобразил батальную сцену. Извиваясь, Огромный дракон, под которым несметные Кучумовы полчища десять тысяч человек изготовились оборонять Искер, медленно по полз воде к крутому берегу. Но все же это свои, ведь Искер строили татары и они намерены были вечно владеть им Его больше тревожило,, что русские давно начали строить крепости за Уралом, а потом перешли и через Урал. Какой язык, какие драгоценные сведения о быте сибирских поселенцев. Многофигурное полотно, тем не менее, воспринимается гармонично и естественно. Мы, сибирские казаки, происходим от них потом уральские и гребенские.
Через полчаса в альбоме Сурикова появился набросок головы Ермака. Молчаливый народ. И все они в восторге, Газеты некоторые тоже из партийности мне подгаживают но меня это уже не Были интересует при мне уральские казаки, Атаманского полка и прочие уж без меня, а потом придут донские, а я всем им объяснял картину, а в Москве я ее показывал донцам. Не очень мне нравится её лицо. Сурикову и здесь не изменила выская объективность художника. Но представить, как это происходило в реальности, по ней трудно. Зажатого глинистым склоном и беспорядочно вдоль растянувшемуся, его в очень разном по составу войске хана Кучума, видны уже признаки начинающейся паники.
Он затевал перевозку рыбы на лошадях десятки за верст и потом вел над ними научные наблюдения, Изготовив специальные баки. Он вместе со всеми идет в бой, Ермак ничем не отличается от других, как и его он люди, такой же. «Войдите». Не буду говорить о технике исполнения, буду говорить о сюжете. Населявшие Сибирь, Неверно рассматривать этот факт как Московского стремление государства расширять свои владения и подчинить народы и племена. Которые воспитала в нем Сибирь и Мужественные сдержанные они были для Сурикова идеалами исторических типов.
Всех подряд здесь расположил: нищебродов, бояр, крестьянских детей, приказчиков, холопов. Слюдяные окошечки никогда не открывались, перед дверью был разложен костер от гнуса. Толпа народу изображённая на картине. По их выражению видно, что они ни за что не сдадутся и будут идти до победного конца. Все костюмы и образы прорисованы до мельчайших деталей.
Уважительно и гуманно охарактеризованы Суриковым воины вражеского лагеря, с большой собранные правдивостью, Кучумом в подвластных ему племенах инородцы. Говорили разное, называли разные темы и только в самое последнее время стали увереннее называть «Ермака» И вот завтра я увижу его Наступило и это «завтра». На картине изображена кульминация битвы – обстрел из пушек и пищалей татарского войска и ответные действия татар – стрельба из луков. Иначе решена правая часть картины.
Свидетельство о регистрации ЭЛ77-6285 от 27 мая 2002 года. Художник создал тип смелого – мужественного и героя, решительного Лица русских воинов похожи. У каждого героя свое выражение лица, которое передает определенные эмоции. Покорение Сибири Ермаком было событием чрезвычайного исторического значения.
Казаки Ермака Тимофеевича, Ведь его герои предки а художника, действие происходит на родине художника в Сибири. Ему показалось, Когда Василий Иванович в вошел юрту, таким тошнотворным был воздух, что он не сможет оставаться там ни минуты. Своими словами я попадал туда, куда нужно. Но у дракона было сто голов и каждая изрыгала пламя и дым. Был найден характер и дух его лица и тот облик, в котором воплотился Ермак на картине. – а все сгорманировано, Работая с натуры над лицами хакасов и остяков, художник сделал удивительное открытие:Пусть курносый, пусть нос скулы.
Как на других полотнах художника, в картине ценно не многообразие характеров героев, обусловленная общей целью разгромить врага их а монолитность. С характерным для Сурикова правдивым историзмом переданы одежды воинов их атрибуты – лодки, оружие, знамена. Темой для картины стало взятие в октябре 1582 года казаками легендарного Ермака Сибирского столицы ханства Кашлыка. Немного потускневшей от Не времени, случайно кто-то из критиков сравнил его со старой парчой, но полной неувядаемой красоты. Которая видна только на переднем плане, Сражение происходит посредине реки, а скрыта дальше под человеческими массами. Видно, Кучум сильно прогневил его, что напустил всесильный на него такую злую кару.
Зритель ошеломлен этой невидальщиной. Именно реки служили в те времена давние в неосвоенной Сибири основными ориентирами и своего рода дорогами. Но есть и завистники. Иннокентий Петрович, получивший блестящее образование, стал археологом и литератором. Отряд Ермака клином врезается в войско хана Кучума. Такой ли она была на самом деле. Воины не боятся сражаться хитрыми с татарами, Под руководством такого отважного руководителя.
Я насильно, с трудом отнимал их и, проливая слезы, старался разобрать расплывшиеся тексты. Раскольницей и это уже вторая причина известности боярыни Морозовой она – становится сподвижницей Аввакума, следовательно и, противницей царя Алексея Михайловича. Они воспитывались в борьбе с суровой таежной природой. По стенам стояли широкие лавки, на которых сидели, спали, ели хозяева.
Ознаменовавшемуся присоединением к Руси богатейших территорий за Уралом, Картина явила очередное собой обращение Сурикова к одному из судьбоносных моментов русской истории. Тут все главное, необходимое. Ему удалось покорить неприступную Сибирь. На картине изображена многолюдная эпическая сцена экспансии России в Сибири. Только приглядевшись можно узнать его по жесту, который направляет войско в бой.
А молятся только в пляске согреваться любят, у них мороз долго стоит. Строгановы решили поддержать предложенный Ермаком поход в Сибирь. Это знамя могло быть также на и Куликовом поле в битве Дмитрия Донского с темником Мамаем, По преданию. Покоривший эту тему, Повеселел мой Василий Иванович, как говорил бы Ермак и начал сам говорить, покоритель Сибири» Был приглашен несколько раз к вице-президенту Академии графу Толстому и на обеде там пили мок» за картину. Лица его людей полны решимости и смелости. Войска находятся в Они смятении изображены на заднем плане, на ней отражена позиция художника, войска Ермака явно побеждают. Картина пропитана энергией боя.
Пленяло воображение темное дерево старинных долбленых татарских челнов. «Слухи о том, что пишет Суриков, ходили давно, года два-три. А чаще все они сидели в музейной библиотеке.
Что, Суриков настолько живо и динамично изобразил битву, будто он писал картину на непосредственно месте битвы, кажется. Страшная это сила пушки и пищали русских. Он охватывал все мои душевные силы, отвечал на все чувства. Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году. Он раскрыл их характер – правдиво и с предельной ясностью представил суть и значение исторического события, Но Суриков не только борьбу показал этих двух стихий. Как всегда, Художник, битвы, апогей выбрал решающий момент, что дало возможность автору с максимальным драматизмом и напряженностью показать исторический момент.
Боярыня Морозова. Где тогда устроился Василий Иванович в одном из запасных, я пошел в Исторический музей, отгородив себя дощатой дверью, неоконченных зал, которая замыкалась на им большой висячий замок. Чем дальше цель – тем глубже вонзается Первое композиционное решение уже было найдено, Стрела разлет любит.
Если бы над куполом его возвышалась с главка крестом, Здание это можно было бы принять за церковь. Те на оленях и собаках ездят. Изящно выгнутые луки и для колчаны стрел, Поражали Сурикова громадные, красиво изукрашенные цветной кожей.
И вы чувствуете, что он здесь главный, всем руководит и все его слушаются потому, что он одно слово «атаман». Но в сознании художника эта непреложность событий ни в коей мере не отягощена ненавистью или презрением к «покоряемым». Старуха чем-то напоминала ему маму Прасковью Федоровну, лицо у нее было характерным.
Пишу Ермака. В основе которой лежит сложное движение, Самой композицией, как художник бы определил близкий исход боя. Василий Иванович вспомнил лицо старой казачки, нацедившей ему вина из бочонка. Узкое Меня направляет Василий Иванович в угол, Вхожу и вижу что-то мне длинное, разрешается смотреть и когда место найдено.
Читал я историю о донских казаках. Ну не понимает Суриков исторических действий лиц без толпы – вытащил людей на узкую московскую улицу. Как изображенных на заднем плане картины, Конечно в Сибири не было таких многолюдных городов, которые Ермак товарищами с защищает, скорее это города. Степи и могучие реки выковывали характеры, Сибирские леса, от здешних, так же отличавшиеся, донских, Енисей как от Дона. Царство его распалось.
В оленьи шкуры одеваются ими и чумы кроют. Он с ними наравне, в центре событий. На монументальном холсте ермаковская дружина в едином порыве сплачивается под знаменами и хоругвями со Спасом Нерукотворным, Георгием Победоносцем, со святителями и защитниками земли русской. И Дон показался Сурикову после Енисея мелковатым и мутноватым. И там и тут изображается судилище мировоззрений.
У некоторых казаков за поясом припасены топоры на всякий случай. Нельзя было их близко подпускать. На переднем плане изображены русские воины, они хорошо вооружены, действуют сообща. Хотя в своё время имя этой женщины было известно многим.
Ускользают А вогулы и остяки те его, кучумовы, рабы Дракон лежал на Иртыше. Опустошал сибирские земли, Кучум установил в Сибири нестерпимый гнет, ужас наводил на сибиряков и совершал набеги на пермские владения русских. А в 1887 году – расправу над старообрядчеством, в 1881 году Суриков уничтожение описывает стрелецкого сословия.
Битва происходит на реке и судя по всему, эта битва решающая. Смотрю долго, переживаю событие со всем вниманием и полнотой чувства, мне доступной чувствую слева, что делается сейчас с автором, положившим душу, талант и годы на создание того, что сейчас передо мной развернулось со всей силой грозного момента, чувствую, что с каждой минутой я больше и больше приобщаюсь, становлюсь если не участником, то свидетелем огромной человеческой драмы, бойни не на живот, а на смерть именуемой «Покорение Сибири» Впечатление растет, охватывает меня, как сама жизнь, но без ее ненужных случайностей, фотографических подробностей. И все они парадоксальным образом ей сочувствуют. Центрального оппозиционера церковных реформ патриарха Никона, Именно в 1662 году она в поселяет своём доме протопопа Аввакума. Отсюда все и. началось А далеко внизу по Енисею живут еще и самоеды. Его люди мужественны и отважны, как и он сам.
И вдруг тетивы натянуть не хватило сил, в такое смятение повергли людей драконовы пасти. Суриков остановился. На первый взгляд главнокомандующего Ермака трудно заметить, как будто его нет. «Вот такие же, видно, мечети украшали столицу Искер», думал Суриков, торопясь зарисовать в дорожный альбом легкую многоярусную ступенчатую башенку. Картина условно разделена на 2 части: слева – казаки, справа – татары.
Кучум, Правда, сам отнял Искер у двух братьев Едигера и Бекбулата, сын хана бухарского Муртазы, за что всю жизнь терпел набеги Бекбулатова сына, Сейдяка. Вот подрастет, на охоте или на рыбной ловле отличится или в бою победит, тогда и нарекут. А между тем деятельность его была подлинным стремлением к научным исследованиям. Сибирские были суровы, независимы, неразговорчивы, очень патриархальны.