Почти все картины Ватто небольшого размера. И ему пришлось с удвоенной энергией за приняться работу, На этом предприятии Ватто потерял остатки своих сбережений. На рубеже 1720-х годов Антуан Ватто посетил Великобританию. Где предпочитал писать натуры с деревья Ватто в парке Тюильри или у Люксембургского дворца, Не важно, трепетной кистью, но воспроизведенные его легкой, они всегда создают прелестное декоративное обрамление веселых компаний парижан, а вдали, словно за сценой, виден прорыв в светлое небесное пространство.
Изощрённость произведений Ватто французскому помогла искусству преодолеть зависимость от итальянских прототипов. Открывавшего перед художниками возможность более свободного видения мира во всем непостоянстве и глубине его явлений, Искусство чутко Ватто отразило наступление нового века, разбившего механицизм мышления сторонников Декарта картезианцев. Закончив свою роль, Жиль медленно обвёл зал взглядом. Другой столь же важный источник творчества Ватто – рисунки венецианских мастеров из его коллекции друга и покровителя Пьера Кроза.
Это типичные образцы стиля рококо. Которые в большинстве случаев накладывались тонированную на бумагу, Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем. Стоящий актер – это Жиль, как называли во Франции грустного Пьеро из комедии масок. Чуть позже художника соблазнил неслыханными барышами некий мошенник, предлагавший вкладывать деньги в безвестную судоходную компанию на Миссисипи. Однако произведением-символом, олицетворяющим бегство от реальности в мир грез об острове любви и гармонии, стала картина Ватто «Отплытие на остров Киферу», за которую он получил звание академика. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персональноМ. Как уже говорилось, Уже вскоре после его кончины изданы, были а затем и гравюры с его картин, его рисунки. Ещё одна слеза.
Колеблющимся, гаммой золотистых оттенков, переливающимся один в другой, сквозь которые проступает основной серебристо-голубоватый тон, что в целом напоминает колорит венецианцев разбивающимся светом, на блики – мерцающим, Эта тончайшая палитра чувств прежде всего создана самим цветом. 15 в истории живописи Буше Франсуа по-прежнему остается великолепным мастером колорита и изысканного рисунка. В 1708 году Ватто уходит от Жилло и поступает помощником к художнику-декоратору Клоду Одрану. Ему принадлежит ряд полотен на религиозные (Святое Семейство, 17161717, Париж, Лувр) и мифологические сюжеты (Юпитер и Антиопа, ок.
В его рисунках исполненных сангиной или в технике «трех карандашей» (сангина, уголь и мел) или бистром с размывкой кистью, чувствуется утонченная культура рисовальщика XVIII столетия. Портреты «Гране» (1807, Экс-ан- Прованс) «Мадам Девосе» (1807, Музей Конде, Шантильи) «Маркотта д'Аржантей» (1810, Национальная галерея, Вашингтон) (1811, Лувр, Париж) «Кардье» «Мадам Зенон» (1816, Музей в Нанте) «Гурьева» (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург) – Создает ряд шедевров. Ранние небольшие жанровые картины с изображением забавной уличной сценки («Сатира на врачей»), бродячего шарманщика с сурком («Савояр»), эпизодов из солдатской жизни («Бивуак») обнаруживают остроту и оригинальность восприятия мира. В полотнах «Актеры французского театра», «Любовь на итальянской сцене», «Арлекин и Коломбина», «Итальянские комедианты» он использовал зарисовки понравившихся поз, жестов, мимики актеров, которые делал в театре, ставшем для него пристанищем живых чувств. Но, глядя на небольшие полотна Ватто, со всей полнотой чувствуешь магию искусства XVIII века с присущей ему тонкостью ощущений «шарма жизни» (именно так назвал один из «галантных праздников» художник) и, одновременно, каких-то печальных ее нюансов. 1721. прославился виртуозно исполненными галантными и бытовыми сценами, в которых изящество рококо сочетается с верностью натуре, тонкостью световоздушных эффектов, величественных античных руин. Сюжет картины заимствован из пьесы 18 в. и представлен как галантное празднество, происходящее в саду перед статуей Венеры, с золотой ладьей и резвящимися амурами на заднем плане, что свидетельствует о приготовлениях к путешествию на остров богини любви.
С чего появилось мнение, что он был тусклым человеком. «придворное» направление эпохи Людовика XIV практически изжило себя. Однако мазок у него более тонкий и текучий, в высочайшем мастерстве художественном передачи фактуры тканей Ватто является наследником живописных традиций Рубенса и Веронезе.
Что исполнитель роли Пьеро выступал без маски, обсыпанным Известно, мукой, с лицом, носил широкую крестьянскую рубаху. Третьи скептически замечали: «Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы». Который он сам изобрёл, Его имя основном в ассоциируется с типом картины, где изысканно одетые молодые люди предаются веселью в восхитительной, – галантное празднество, романтической пасторальной обстановке.
Созвучный Пьеро – герою итальянской комедии дель арте. Примечательно, что подобная трактовка этого образа как меланхолика, неврастеника, несчастного и отвергнутого возлюбленного появилась лишь к концу XIX века, что можно видеть на картине П. Сезанна «Пьеро и Арлекин». Галантными разодетыми актерами или более простонародный дух театра итальянского, в каждой сценке сразу же улавливается атмосфера французского театра с его церемониями, в котором дух царит комедии дель арте. В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски.
«Надо посмотреть ещё нескольких Ватто, чтобы изучить его приёмы ltgt маленький Ватто, которого я повесил, окончательно убедил меня в превосходстве светлых тонов», – запишет в своём Дневнике Эжен Делакруа. Антуан Ватто. 1756 г. Старая Пинотека, Мюнхен. Внезапного вихря, в первой них из можно оценить мастерство художника в передаче состояния природы, сгибающего деревья и раздувающего плащи всадников, гонящего клочья облаков. В которых изящество рококо сочетается с верностью натуре, прославился виртуозно исполненными галантными и сценами, бытовыми величественных античных руин, тонкостью световоздушных эффектов.
Но эта же стремительность придавала его работам и неповторимое очарование. Ф. Бертен», 1832). Он смешон и одновременно жалок в своем белом одеянии с красными бантами на туфлях, Безвольно руки опустив и глядя на зрителя. Отца он никогда не видел и не знал. Вскоре отошедшем к Франции, Ватто Антуан родился во фламандском городе Валансьенне, без денег, в восемнадцать лет пешком пришел в Париж, без работы, без покровителей. Пытаясь заработать хоть какие-то деньги, Мать вечно была работе, на чтобы прокормить ребёнка.
Движения народного протеста затронули той в или иной степени и остальные страны Европы, Помимо революционных выступлений в названных странах. Более традиционен образ скульптора А. Патера (1709, Валансьенн, Музей изящных искусств), отца ученика Ватто Ж. -Б. Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки. Лувр. Живописные полотна Ватто создавал без этюдов, пользуясь лишь рисунками. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование».
Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворной аристократии идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Рецензирование, За помощь в работе при подготовке настоящей книги консультации, Государственному музею изобразительных искусств им, предоставление иллюстративного материала авторский приносит коллектив благодарность Государственному Эрмитажу. Лувр.
Одни называли его «художником граций», «Анакреоном живописи», «королевским живописцем». Строгого и тонкого рисунка, мастер Блестящий композиции, острохарактерных портретов («Л, правдивых. Предельная простота мотива и композиции здесь соединяется с точным рисунком и тщательно продуманной цветовой гаммой. К подлинным шедаврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступления бродячих комедиантов. Почему люди столь жестоки. Нередко окрашенных иронией и горечью, Ватто впервые воссоздал в мир искусстве тончайших душевных состояний, порожденных ощущением несоответствия мечты и реальности.
Этого художника можно назвать основоположником данного стиля. Как иногда принято считать того из-за Был ли Антуан Ватто художником вне времени, ценившей морализаторство и антикизирующую героизацию в соответствии с эстетическими вкусами века Просвещения, что его искусство вскоре было отвергнуто официальной критикой XVIII столетия. В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Жиль. Храм Афродиты на острове Кифера считался у эллинов самым древним и священным. У творческой молодежи появились новые ориентиры (например, героические полотна Давида) и почтения к старым мастерам она не испытывала. Закрытый, неуверенный в себе, одинокий, молчаливый, с тоской в глазах – Пьеро. Франсуа Буше (1703-1770) считал себя верным учеником Ватто.
И даже не из-за того, что Жиль был не очень красив. Наш герой закончил свою работу только через пять лет. Куда она, Они приплыли на Киферу остров – остров богини любви и красоты Венеры, вышла из пены морской, по преданию. В начале своего творчества Ватто писал батальные сцены, но для него, видимо, столь же привычной была и жанровая живопись рубенсовской традиции, широко открытая чувственной стороне жизни. А. л. кагановичу, Т. 3оновой, А. Е. Кроль, Е. Д. Квитницкой, О. И. Лавровой, О. П. Лазаревой, В. Н. Лазареву, И. М. Левиной, К. М. Малицкой, В. И. Раздольской, А. Н. Савинову, Т. Д. Фомичевой, М. И. Шербачевой. В силу своих жизненных перипетий Ватто не имел учеников, между тем творчество мастера вскоре стало столь популярным, что его произведения часто копировали (хотя историки не исключают, что некоторые картины были написаны Ватто в сотрудничестве с каким-либо другим художником).
Особенно сильное впечатление произвели на художника работы Тициана и Паоло Веронезе, а также пейзажные рисунки Доменико Кампаньолы. Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом – черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы. Другие путешественники приготовились спуститься по склону холма к отплывающей лодке, Влюбленная задержалась пара возле статуи. Ватто располагает их, как на подиуме сцены в полотнах Любовь в итальянском театре, (после 1716, Берлин, Государственные музеи), Актеры французского театра (ок. Образованных фигурами персонажей и листвой Здесь деревьев, декоративный эффект возникает из легких и сложных по рисунку круглящихся линий.
4 Антуан Ватто. Элемент театральности привносят в «галантные праздники» парковые скульптуры нимф и Венер, трактованные, порой, гротескно и напоминающие фигуры живых людей, наблюдающих за происходящим. Что он словно боялся укорениться где-нибудь одном на месте, Жизнь Ватто прошла в постоянных переездах – кажется, привыкнуть к нему.
В то же время в его картинах присутствуют щемящая грусть. Наивное существо как будто специально создано для постоянных насмешек и ловкого проделок и хитрого Арлекина, Неуклюжее. Изображения бивуаков и военных лагерей, Его ранние работы – сцены в тавернах, – обладают качествами, написанные во традиции, фламандской предвосхищающими зрелый стиль мастера. Трепетной игре красочных нюансов, Богатство эмоциональных оттенков воплотилось в нежности изысканной цветовых сочетаний изменчивых мазков, вибрирующих. Так М. Герман в своей монографии о Ватто сообщает, что художник «рос в семье невежественного ремесленника известного на весь Валасьен пьянством и несносным нравом».
Существо неуклюжее, Пьеро-неудачник, будто созданное специально для насмешливой жалости, наивное. Установившегося в форме централизованной монархии во Франции и и Испании в своеобразной форме княжеского мелкодержавного деспотизма в Италии и германских государствах, Только с учетом этих условий должна оцениваться роль абсолютизма в 17 столетии. «Каков в жизни, таков и на сцене» – подумаете вы. В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о ее художественных вкусах и увлечениях. Умершего в тридцатисемилетнем возрасте, Недолгая жизнь художника, этого и первые два десятилетия XVIII столетия он как бы входил в искусство вместе с новым веком, пришлась на рубежный период.
Он начал творить в то время, когда т. н. Объединение страны в рамках сословной монархии была решена и сепаратистские устремления крупного дворянства оказались пресеченными, После того как исторически задача прогрессивная абсолютизма преодоление феодальной раздробленности, направленные на подавление и удерживание в повиновении народных масс, со всей отчетливостью выявились реакционные стороны абсолютистского строя. rococo от rocaille осколки камней, раковины), стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в. Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. Одним из талантливейших учеников мастера можно считать Гейнсборо, хотя Пожалуй, он и не работал в галантном жанре. Созданными на основе реальных наблюдений, Наряду с он произведениями, воспроизводит сцену с такой живостью, он создает и пасторали импровизируя, что она кажется написанной с натуры. Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года. «ватто – великий поэт восемнадцатого века – Знаменитые братья писали Гонкуры о художнике в 1856 году.
Париж. Он не тащил личные проблемы домой к больной матери. Наряду с этим Ватто очень привлекал театр. Жиль прикрыл глаза, вздохнул. Нравах, Однако вряд ли можно судить по произведениям Ватто о подлинном повседневности быте и праздниках французского общества начала XVIII века. Ватто считается основоположником рококо в живописи.
Предельная простота мотива и композиции здесь соединяется с точным рисунком тщательно и продуманной цветовой гаммой. Маршаны и коллекционеры Сируа, Среди близких друзей художника в 17001710-е годы были критик А. де Ла Рок, П. Кроза, Жерсен издатель его Ж. де офортов Жюльен, музыканты, актеры, художник фламандского происхождения Н. Флейгельс. «Если весь мир тебя не понимает, то значит, проблема кроется в тебе» – так считал он. Жиль же был настолько одинок, что даже поговорить не с кем было. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. Париж.
Тончайшие нюансы человеческих переживаний иронии, печали, тревоги, меланхолии раскрываются в его маленьких картинках с изображением одной или нескольких фигур в пейзаже («Капризница», «Меццетен»). Это то, самая суть физической красоты, ее очарование – что окутывает облаком женщину привлекательности, На картинах Ватто красота есть красота. Они суховаты и по живописному исполнению. Создает ряд шедевров: портреты «Гране» (1807, Экс-ан- Прованс) «Мадам Девосе» (1807, Музей Конде, Шантильи) «Маркотта д'Аржантей» (1810, Национальная галерея, Вашингтон) «Кардье» (1811, Лувр, Париж) «Мадам Зенон» (1816, Музей в Нанте) «Гурьева» (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1806 Энгр едет, наконец, в Италию, где остается на долгие годы (1806-20 Рим, 1820-24 Флоренция), с воодушевлением изучает итальянское искусство эпохи Возрождения, особенно Рафаэля. В картинах выступал как главный представитель академического классицизма («Апофеоз Гомера», 1827). ЭНГР Жан Огюст Доминик (1780-1867), французский живопиец и рисовальщик. «галантные празднества Ватто проникнуты скрытым, них в звучат то нежные, противоречивыми настроениями, то лукаво-иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев – едва ощутимым душевным движением, Мальцева.
Ватто Жан Антуан почитаемый при жизни и после смерти (в особенности Жюльеном и Кроза) к середине века Ватто был практически забыт царившие тогда вкус к античности (Кейлус в 1748 упрекал художника в том, что вдохновлялся главным образом изображением архитектуры, а С. Леклерка и Б. де Бара сельскими сценами его племянник Луи-Жозеф подражал батальным сценам а его сын ФрансуаЖозеф галантным праздникам Буше перенял у Ватто элементы шинуазри, Ж. Ф. де Труа опубликовал иллюстрации его галантных празднеств, а молодой Ж. -Б. Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора. За которым видны его спутники, Задумчивый молодой человек костюме в Пьеро одиноко стоит на узком возвышении, тянущие осла. Ватто, Обладая тяжелым характером, замечательно умел заводить отношения нужные – как среди художников, при всем при том, так и среди перекупщиков картин и богатых коллекционеров.
Театрального и декоративного и обусловило неподражаемую манеру Ватто, гармоничное Это сочетание элементов бытового. Посмертная судьба Ватто сложилась довольно удачно. Именно с этого момента пейзаж начинает занимать все более важное место в картинах Ватто. Он всегда старался помочь ближнему своему. Мы можем строить только догадки.
Развлечения и сердечные дела галантных кавалеров и дам, Жизнь военных бивуаков и театральных кулис, в предстают его творчестве преображенными поэтической фантазией художника. Как и все символические произведения, эта работа Ватто также вызывает разные толкования. Выявлена сущность картин, этого Для проанализирована его биография, особенно его личного направления. Так его все называли. Украшают пышные интерьеры залов и гостиных, Его картины превращаются в панно, декоративные любви и прекрасных грез, они зовут в мир счастья.
1742 год. Париж. 1717-1718 гг.
Он всё держал в себе, не хотел обременять окружающих. Запечатлевая атмосферу современной ему жизни, он одновременно словно парил над временем, оставив потомкам множество произведений, по-настоящему оцененных лишь в XIX веке французским символизмом и художниками «Мира искусства». Такого доброго человека, возможно, не существовало в те времена.
Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Неудачливого соперника Арлекина, Изменения произошли и в характере Пьеро в – нем стали преобладать черты печального любовника. Третьи скептически замечали: «Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы». Художник был и неустанным наблюдателем: женские типажи, разнообразные изящные позы, совершенство штриха и изумительное красочное решение фантазия все это делает рисунки Ватто особенно привлекательной частью его творчества. Затем переехал в его же, Кроза, загородное поместье. Люди не хотели его понимать.
В то же время в его картинах присутствуют щемящая грусть. Как никто другой в его эпоху и обладавший огромным даром воображения художник, найти сумел свои краски для воплощения их синтеза. Как отмечает Н. Л. Именно воображение, столь ценимое веком, позволило ему видеть и разлагать реальность, синтезируя новое. Ф. Бертен», 1832).
Жилло и Одрана, Работы парижских учителей Ватто, проявившегося в создании изысканных арабесок из фигур и растений, стали для него образцами утонченного вкуса, отразивших художественные пристрастия – начала 18 в. В изображении театральных сценок он последователем был Жилло. Чаще всего представляющих группы фигур на лоне природы, лирических в сценах Ватто, тончайшим градациям чувств созвучна эмоциональность пейзажа. Савояр с сурком, А. С. Пушкина, Эрмитаж, 1716, Ленинград), в которое вносил особую интимность и лирическую – взволнованность Москва. Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в. : изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, его главный признак.
Все понимали, у были всех ухмылки и эта скучная тоска в зале заменится рассыпным и звонким смехом, что сейчас выбежит Арлекин. Не в силах больше сдерживать эмоции, он перестал противиться нахлынувшим чувствам. Около 1800 года. Лишенные грубости и приземленности обыденной жизни, Темами сюжетов творений Ватто являются празднества на лоне природы, занимающихся музицированием или ведущих тихую беседу, собрания галантных дам и кавалеров, пастухи пастушки и в красивых нарядах, резвящиеся в вечнозеленых и полных света лесах и на лугах. Связанные общим содержанием типы сюжетов – театральные сцены галантные и празднества, в зрелую пору сложились особые.
Франсуа Буше. Мука, смешанная с водой выглядела отвратительно. Купание Дианы. Принятый в этикете столетия, Жест с руки открытой ладонью, которому он предается на лоне природы, указывает на размышление. Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. Так в 18 веке писали парадные портреты.
Учился Ватто у таких мастеров, как К. Жилло и К. Одран. Книга в ее руке явный – намек на просвещенность и приверженность интеллектуальным занятиям. Очевидно, что этот жанр не отвечал дарованию Ватто, в них не заключено то очарование, которое рождают его сценки биваков и «галантных праздников» изображения актеров французской и итальянской комедий, жанровые портреты. Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, но они переданы кистью французского художника, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия.
Говоря словами влюбленного в искусство Ватто Александра Бенуа, Живопись картины, нежная по оттенкам искристая, прозрачная по колерам и ласковая гибкая по письму. Одинокая слеза прокатилась по его щеке. Он бы удивился, увидев грустные выражения лиц у зрителей. Многие биографы сообщают, что он уничтожал свои картины и рисунки. Ватто хорошо усвоил историю, Поклонник театра и атрибутику символический язык итальянской комедии, набор образов.
Необычные ракурсы героев, Остроумное решенные композиции, сочные цветовые акценты, причудливые силуэты почти театральных декораций, яркие блики прозрачных красок, нанесенных мелкими, легкими плавные мазками, струящиеся ритмы – все это делает Ф. Буше непревзойденным мастером живописи. Арлекин, Героями многих его картин являются персонажи итальянской комедии дель арте Пьеро, – Коломбина и др, Скарамуш. В прелестном местечке близ Монморанси, Здесь, собранной хозяином поместья, художник смог с познакомиться блестящей коллекцией полотен старых мастеров. Созданными на основе реальных наблюдений, Наряду с произведениями, он воспроизводит сцену с такой живостью, он создает и пасторали импровизируя, она что кажется написанной с натуры. ФРАГОНАР Жан Оноре французский художник и гравер, крупнейший мастер эпохи Людовика XVI.
Время коренных экономических сдвигов и напряженных социальных столкновений, пора Это дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы. Графики и декоративного искусства, устремления Творческие Ватто положили начало новому этапу в развитии французской живописи. Само его искусство опровергает эту мысль. Кто этот юноша в маске искусствовед Итальянский Г. Фосси считает, с висящими, с кукольным взглядом, как у марионетки, руками, но живыми, чувствительными ладонями – что «Жилль – одна из самых загадочных картин всей мировой живописи.
Перед ним – зрители, позади-актеры, но он абсолютно одинок. В 1717 г. он был удостоен звания члена Парижской академии. Нос всё щипало и щипало. А герма (четырехгранный столб или постамент, завершающийся скульптурной головой или изваянием бюста без головы) фавна, виднеющаяся справа, парадоксальным образом живая, как все скульптуры изображенные Ватто в сценах на природе. » Ватто был, по большому счету, самоучкой. Беспокойство пронизывает всю картину.
Восхищавшиеся его красочной чуткостью и умением передавать тонкое эмоциональное настроение каждой сцены искусству к Антуана Ватто испытывали огромный интерес художники-романтики. Ватто какое-то время занимался изготовлением копий работ великих голландцев, влияние Испытав Рубенса. Белая рубашка с жабо и большими пуговицами, а на голове 8212 остроконечная шапочка – белые широкие панталоны, Со временем традиционный костюм Пьеро несколько изменился. Лувр. 2 Мастера «галантного жанра» РОКОКО («причудливый», «капризный» франц. Друзья называли его холодным и бесстрастным. В некоторых из них сказалось увлечение фламандской живописью, знание работ французских мастеров «большого стиля».
Созвучный Пьеро – герою итальянской комедии дель арте. В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако, в очень оригинальном сплаве. Скульптур, Там художник мог наслаждаться великолепной созерцанием коллекции картин, резных камней, рисунков, там мог работать, не думая о хлебе насущном. Когда формировалась утонченная культура рококо, времена Во Ватто, чем в середине и второй половине столетия, художники были более свободны в поисках идеалов прекрасного, когда в ранг моды, а затем и постулата была возведена рационалистическая теория подражания античности. Приобретая свойственную ему в дальнейшем легкость и точность рисунка, Вместе с учителем Антуан много работает орнаментальными над росписями. Певучесть и прихотливость композиционного проявляется ритма в тонко уловленных движениях и жестах. К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу – заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал академическую работу). Жиль же никогда не таил на них злобу.
Лувр. Полотно из жанрового становится портретным и раскрывает внутреннюю драму героя. Они свободно размещены в пространстве картины, в отличие от объединенных мощном в движении пышнотелых персонажей Садов Любви Рубенса, направленную поперек картинной плоскости и удаляющуюся вглубь, образуя волнистую линию, по направлению к кораблю.
Группы и персонажи сцен многофигурных развивают в различных вариациях общую лирическую тему. Не связанной с интенсивным общением, Доминирующей характеристикой при этом виде психического нарушения являются замкнутость и профессиональной выбор деятельности. Примерно в это же время Ватто начинает проявлять несвойственный ему прежде интерес к деньгам и оказывается втянутым в две самые громкие своего аферы времени. 1712, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Бродячего шарманщика с сурком («Савояр»), Ранние небольшие жанровые картины с изображением забавной сценки уличной («Сатира на врачей»), эпизодов из солдатской жизни («Бивуак») обнаруживают остроту и оригинальность восприятия мира. Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства – в частности, с рубенсовской галереей Медичи (Жизнь Марии Медичи). Мягкие краски, Теплые, легкие мазки кисти – все это создает атмосферу особую очарования и любви, приглушенные цвета. Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи.
8212 добавляет А. Шувалов, Но не будем забывать, для которого характерны свои астенические и гипоманиакальные нарушения аффективной сферы, 8212 Антуан что Ватто болел туберкулезом, отмечаемые у художника». Когда господство академического искусства было поколеблено мастерами, Антуан Ватто пришел во французскую живопись эпоху, в обратившимися к реалистическим традициям фламандской школы. В художественном отношении картина написана блестяще. Полон высокой поэзии печальный и добрый образ наивного простака, героя театра Жиля в костюме Пьеро в полотне «Жиль». Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена.
Ватто очень рано, рисовальщик, Прирожденный оценил возможности работы с натуры, еще в Валансьенне. 1712 Купание Дианы, 1716 Суд Париса, 1720 все Париж, Лувр). Жерен, автор алтарных образов в местных церквях. Около 1702 приехал в Париж, работал как копиист. Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а потому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать.
Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной. Усталость и ирония, безвольно За опущенными руками и застывшим лицом прячутся чувства Жиля – печаль. Но при всём этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений. Чем их учитель, красота Мечтательная и лиризм произведений Ватто остались неповторимыми в истории европейского искусства его ученики и последователи Никола Ланкре и Жан Батист Патер изображали мир театра и сценки галантных празднеств гораздо более прозаично. Открывший перед молодым провинциалом большие самосовершенствования, возможности в 1702 году Ватто отправился в Париж. То, Может быть, скрывающей истину, что вы о нём узнаете на самом деле – лишь верхний пелены слой завесы. И далее: «Он ушел из дому Ему семнадцатый годОн слаб здоровьем, .
Жиль перестал понимать современных людей, он закрылся от них. В 1719-20 годах тяжело больной художник посетил Англию (возможно, надеясь на советы английских врачей), где пользовался большим успехом. В круглой шляпе и с круглой пелериной – возвышается во весь рост на фоне неба, Это из один персонажей итальянской комедии в своем традиционном белом костюме, в то время как где-то внизу другие коменданты располагаются на отдых. Он родился во фламандской провинции. Книга в ее руке – явный намек на просвещенность и интеллектуальным приверженность занятиям.
Украшают пышные интерьеры залов и гостиных, Его картины превращаются в декоративные любви панно и прекрасных грез. В истории живописи Франсуа Буше по-прежнему остается великолепным мастером колорита и изысканного рисунка, они зовут в мир счастья. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту Паломничества на остров Киферу (рис. 4) (1717), а в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм (Вывеска Жерсена, 1720). Что он никогда не отделывал их, Чудесные тонкость и изящество полотен мастера более тем замечательны, попросту не имея на это терпения. Вот мнение А. Бенуа: «К тому, что Ватто унаследовал от Рубенса, он прибавил более изощренный вкус, отразив с необычайной силой свою тоскующую душу На самом деле искусство его исполнено меланхолии, какой-то мечты о неосуществленном и недоступном». 5 К подлинным шедаврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступления бродячих комедиантов. Ватто позволили самостоятельно выбрать сюжет для картины – которую нужно было представить при переходе из кандидатов в действительные академики и потому приняла академия беспрецедентное решение.
Окрашенным тонким лирическим чувством, Богатство эмоциональных оттенков в этих картинах Антуана Ватто подчеркивается пейзажем изысканностью нежных сочетаний, цветовых изящной выразительностью поз и жестов, трепетной игрой красочных нюансов и как бы вибрирующих мазков. Благодаря чему в сочетании с низкой линией горизонта его фигура словно ввысь взмывает и приобретает монументальность, Жиль стоит на небольшом холме. Что даже на пике своей популярности Ватто оставался замкнутым и несколько загадочным в этой своей замкнутости Современники человеком, отмечают. В 1705 году стал учеником знаменитого художника-декоратора Клода Жилло.
Его картины изобилуют двусмысленными намеками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, символически целующиеся голубки ит. д. ) Художник прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи. (Герой ярмарочного театра Жиль в костюме Пьеро). Антуан Ватто. Сочетающее мечтательность, в поэтики основе художника – его предельно личностное отношение к миру, нотки грусти и разочарования иронию, сплавленные воедино светлым поэтическим чувством. Нет спектакля – и нет необходимости играть. Дух театрального перевоплощения присущ и портретам Ватто. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Так историки французской культуры И. Михайлова и Е. Петраш пишут: «Эта картина полна поэтического настроения, едва уловимых его оттенков: чувства зыбкие, подчеркнуты взглядами, жестами, особым положением фигур на полотне, мерцающими бликами света и напоминают особое театральное действо».
Историческая живопись, занимавшая высшее положение в иерархии жанров, не увлекала Ватто. Куда она, Они приплыли на остров Киферу – остров богини любви и Венеры, красоты вышла из пены морской, по преданию. Музыкальные и театральные концерты на лоне природы, в своих он произведениях запечатлел пикники в вечно зеленых парках идиллические свидания, пылкие признания и ссоры влюбленных, балы и маскарады. Прерванный сон. Борьба за политическое господство в европейских государствах 17 в. велась между двумя классами дворянством и буржуазией.
Полезной оказалась для вхождения в парижскую художественную среду и недолгая работа у живописца-декоратора К. Одрана, украшавшего дворцы в Марли и Медоне. Франсуа Буше. В 1717 Ватто присвоено звание академика. Лицо раскраснелось.
Отметим его особенное умение передавать фактуру ткани, Возвращаясь к Ватто-живописцу, на глазах меняющими выражение, а также удивительную способность писать своих лица персонажей живыми. На что смотрят они, что и за люди сидят у его ног, притаившись за поросшим травой пригорком, над чем смеются и чему удивляются, удаленные таким образом эмоционально от недостижимого манекена, единственной фигуры, на которой останавливается глаз зрителя. Все явственнее вырисовываются черты идущего ему на смену капиталистического строя, Резко обостряются внутренние противоречия клонящегося к закату феодализма, нарастает активный протест народных масс многовекового против угнетения. «То была прекрасная эпоха», хочется сказать, глядя на них, словами Шарля Бодлера, наряду с братьями Гонкур по достоинству оценившего искусство забытого художника, предвосхитившего эстетические искания XIX столетия. Художник, Антуан Ватто, оказался способен одарить зрителя очень сильными глубокими и ощущениями новой эпохи, проживший всего 37 лет и всего два столетия в 18 веке, заставить почувствовать её поэзию и красоту исключительную цельность и многогранность.
Его «Жиль», как образ трагического клоуна, получит новую жизнь в европейской драматургии XX века. Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров. ФРАГОНАР Жан Оноре 23 ЭНГР Жан Огюст Доминик (1780-1867), французский живопиец и рисовальщик.
Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. Ставших особенно модными в эту эпоху, в ритмическая них организация фигур и предметов обстановки обладает красотой и вычурностью декоративных арабесок. Но мы никогда не можем говорить правильно о его жизни. Однако уже с 1810 интерес к Ватто начинает возрождаться во второй половине XIX в. он становится вновь популярен.
Когда он жил в поместье неподалеку Кроза от Монморанси, Особенно много таких зарисовок относится к тому периоду. Фигура Жиля дана художником с низкой точки зрения (он словно смотрел на свою модель снизу вверх). Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и «Венецианский праздник» (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) танцора. Благодаря Одрану исполнявшему обязанности хранителя коллекции Люксембургского дворца, Ватто познакомился с произведениями Рубенса, фламандских и голландских мастеров, оказавших сильное воздействие на технику и колорит его работ. Жанр галантных празднеств представляет собой сценки с модно одетыми дамами и изящными на кавалерами фоне природы. Учение у живописцев Клода Жилло (1703–1707/08) и Клода Одрана (1708–1709) способствовало пробуждению интереса Ватто к театру и декоративному искусству.
13. Кисти художника принадлежит ряд портретов фаворитки короля Людовика маркизы XV де Помпадур. В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о ее художественных вкусах и увлечениях. Между персонажами Капризницы – кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка. Выросшая в недрах феодального общества и ставшая этому к времени крупной социальной силой, Буржуазия, уже претендует на политическую власть. Работал у Клода Одрана, резчика по дереву. Крупнейший мастер эпохи Людовика 17 XVI, ФРАГОНАР Жан Оноре французский художник и гравер. Из-за своей торопливости он часто совершал технические промахи – кисть перегружал краской или же писал второй слой картины по еще непросохшему первому слою.
Он показывает в них театрализованную реальность, Не случайно, вызвать способную прекрасные ощущения – Ватто называет свои полотна Праздник любви или Шарм жизни. 1721. Даже когда над ним его смеялись же напарники в труппе, Он никогда не жаловался на свою жизнь. Точкой отсчета служит увитая розами герма Афродиты. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Странно бездействующая, Фигура Жиля, как не бы имеет никакого отношения ни к ним, с повисшими руками и остановившимся взглядом, ни вообще к чему бы то ни было на свете, он один.
Из всех художников начала XVIII в. лишь Ватто поставить можно в один ряд с великими мастерами первой половины XVII в. Стилистика произведений Ватто в целом соответствует требованиям стиля рококо. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Буржуазия могла сокрушить феодальный строй, только опираясь на народные массы ибо они служили главными движущими силами в революционных выступлениях. Хотя, Колорит и свободный стиль Рубенса оказали большое влияние на живописца, по духу Рубенс не его был художником, конечно же. Ватто писал взахлеб.
Хотя угнетенному народу было не суждено воспользоваться плодами революционных побед, Буржуазные революции конца 1617 в. являлись одновременно народными революциями. Есть также данные, которые позволяют предположить наличие дистимии. Сколь разные чувства и порождает реакции у героев эта ситуация, Художник с мастерством тонкого психолога показывает. Словно намекая на быстротечность наслаждения, Женская в фигура центре с сожалением оглядывается назад.
Присущие стилю Ватто, Несколько не повезло ему с последователями непосредственными – они не обладали достаточными способностями и уж конечно не могли претендовать на глубину и выразительность. Но, Ватто не датировал свои картины, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту Паломничества на остров Киферу (рис. 4) (1717), а очевидно, в последние годы – к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм (Вывеска Жерсена, 1720). В частности во Франции, в других государствах, оказавшейся на стороне где абсолютизма из-за слабости и нерешительности буржуазии, народное движение не вылилось в революцию, – дворянство сохранило свое господствующее положение. Он любит создавать костюмированные портреты, как в картине В костюме «Меццетена» (Лондон, Коллекция Уоллес), на которой изображен Сируа в окружении супруги и хорошеньких дочерей, головки которых часто встречаются рисунках Ватто, особенно Марии Луизы, ставшей супругой Жерсена автора первого каталога произведений Ватто (1736).
Учение у живописцев Клода Жилло (1703–1707/08) и Клода Одрана (1708–1709) способствовало пробуждению Ватто интереса к театру и декоративному искусству. Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в полные члены Королевской академии., дорожа независимостью более, чем обеспеченной жизнью и здоровьем, Ватто ищет одиночества Туберкулез посылает больному лихорадочные вспышки трудоспособности и даже хорошего настроения, чтобы потом абсолютно лишить его сил». Он просто один и все. Необычные ракурсы героев, Остроумное решенные композиции, сочные цветовые акценты, причудливые силуэты почти театральных декораций, яркие блики прозрачных красок, нанесенных легкими мелкими, мазками, плавные струящиеся ритмы – все это делает Ф. Буше непревзойденным мастером живописи. Прелестные дамы и галантные кавалеры собрались на усыпанном цветами берегу морской бухты.
Франсуа Буше. Картина Ватто состоит из ряда эпизодов, читающихся справа налево. Для художника важно акцентировать в данной сцене какое-то одно чувство, подчинить его выражению «игру» всех персонажей.
В котором прекрасно себя чувствовал художник, Это круг был просвещенных людей, уже имевший много заказов и пользовавшийся признанием современников. Известно, что эта картина должна была служить вывеской в кафе. В 1806 Энгр едет, наконец, в Италию, где остается на долгие годы (1806-20 Рим, 1820-24 Флоренция), с воодушевлением изучает итальянское искусство эпохи Возрождения, особенно Рафаэля.
Горькие слёзы потекли по щекам. Одно из самых больших своих произведений. Подлинная душевная тоска отделяет его от людей, ожидающих легкого, незамысловатого веселья.
Одинок среди друзей, Он не лицедействует, чужой среди своих же постоянных спутников – а является в таким жизни. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. Прелестные дамы и галантные кавалеры собрались на усыпанном цветами берегу морской бухты. 1717-1718 гг. Он шмыгнул носом. Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто. Другие видели в нем художника- «лицемера», «у которого есть все, кроме правды».
Мягкие краски, Теплые, легкие мазки кисти – все это создает особую атмосферу и очарования любви, приглушенные цвета. Ватто родился в Валансьенне, на севере Франции, где сильно было влияние искусства Фландрии. Они рождают радость, ощущаемую и самим художником и зрителем, которому она передается. Любой бы человек сошёл с ума. Сотворенные его разумом, Шедевры мечты и поэзии, вновь словно возрождает красоту, до краев заполнены необыкновенным жизненным изяществом Ватто. На полотнах «Перспектива» (1715, Бостон, Музей изящных искусств), «Елисейские поля» (Лондон, Коллекция Уоллес), «Общество в парке» (Берлин, Государственные музеи) вряд ли изображены статисты, как утверждал один из биографов художника.
Подчеркнуто камерных картинах мы переход видим войск в непогоду, «В его очень небольших, опять переход под дождем и ветром, краткий отдых солдат, усталую толпу новобранцев, – пишет И. С. Семнадцатое столетие представляет по времени следующий за Возрождения эпохой значительнейший этап в истории западноевропейского искусства. Антуан Ватто. Что не стиль рококо на повлиял творчество Ватто, Однако точнее будет сказать, которому стремились подражать мастера живописи рококо, а Ватто силой своего таланта создал идеал. Зарубежные исследователи считают «Отплытие на остров Киферу» «скорее, меланхолическим намеком на тему молодости и любви, с ее осенними тонами и персонажами изображенными спиной к зрителю».
Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Созданный Ватто жанр «галантных праздников» с изображением легких и пластичных, напоминающих изящные танагрские статуэтки фигурок дам и кавалеров на фоне зелени парижских парков, действительно, мало отвечал официальным вкусам уже в середине века. Ощущение быстротечности красоты и эфемерности происходящего. Антуана Ватто – современники называли «поэтом беспечного досуга» и «галантных празднеств», «певцом изящества и красоты». В глубине аллеи, за фигурками развлекающихся дам и их спутников, виден театральный павильон, выстроенный для спектакля Бракосочетание Фемиды.
Маркиза щедро отблагодарила художника. В этой работе была показана жизнь Антуана Ватто, как одного из крупнейших художников рококо и создателя своего типа картин «галантное празднество». Жиль – главный и любимый персонаж французской комедии масок. Простых платьях и фетровых шляпах, Как персонажи театра и реальности одновременно смотрятся горожане в париках аристократических и корсетах. В то же время его привлекала декоративная живопись, а также образы героев очень популярной во Франции итальянской комедии дель арте. Впоследствии художник переехал в Париж и жил там до конца своих дней. Причудливо переплетающегося с к обращением лирической отзывчивости зрителя, Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение внутренняя жизнь его персонажей раскрывается в особой сфере влечения в мир мечты.
А осел. Главными героями которых были жеманные, 14 Франсуа Буше не раз обращался к изображению сцен, фривольных застенчивые пастушки или пухленькие обнаженные прелестницы в виде мифологических Венер и Диан. Ватто Антуан (Watteau Antoine, 1684–1721), французский художник и рисовальщик. Растерянным выражением лица, На полотне во весь изображен рост Пьеро – персонаж итальянской комедии с грустным, осознающим весь трагизм окружающей действительности и не видящим выхода из нее.
Картины Ватто крайне искусственны (любовные театральные сцены), но под их фривольностью подчас скрывается чувство меланхолии, отражающее убеждение художника в том, что все радости плоти преходящи. А. Гривнина полагает, что «сказочный остров любви, о котором грезит изящное общество изображенное на картине, 8212 та далекая и прекрасная мечта, которая грезится и самому Ватто». Важное значение при работе над картинами имели для художника многочисленные натурные зарисовки – Воссозданное на картинах Ватто неповторимое жанровых своеобразие сцен основано на вдумчивом наблюдении реальной жизни.
– Тягости войны и Военный роздых относятся к числу лучших картин этой серии. Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме. Главными героями которых были жеманные, Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, застенчивые пастушки пухленькие или обнаженные прелестницы в виде мифологических Венер и Диан. Госпожа де Помпадур. Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьезностью. Жиль – главный и любимый персонаж французской комедии масок. Наивное существо как специально будто создано для постоянных насмешек и проделок ловкого и хитрого Арлекина, Неуклюжее. Однако это не та красота античности, что заключена в совершенстве мраморной Галатеи или материальном воплощении обольстительных Венер и не средневековое очарование строгости и твердости.
Где развитая промышленность и торговля играли в экономике важную роль и где соотношение и расстановка классовых сил оказались наиболее благоприятными, в тех странах, буржуазная революция завершилась победой и установлением общественного нового строя, например в Голландии и Англии. Отнюдь нет. Друзей у него не было. Тяжёлый камень придавил его стопы к земле. В художественном отношении картина написана блестяще. Жизнь художника, однако, оказалась короткой, он скончался от чахотки на 37 году жизни.
Видение реальности сквозь эти идеальные образы прекрасного, Однако искусство Ватто в начале самом века выразило главную направленность эстетики Просвещения соотнесение реальности и идеала. Портрет художника Энгра. Рисунки. Патера, тоже уроженца Валансьенна. Назначив его директором Гобеленовой мануфактуры, а затем присвоила ему титул «первого живописца короля». Это вопрос крутился у него в голове. В зрелый период творчества Антуан Ватто разрабатывает новый тип сюжетов – театральные сцены и галантные празднества (картины Праздник любви, Общество в парке, около 1720, – обе в дрезденской картинной галерее Затруднительное предложение, около 1716, Капризница, около 1718 – обе в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург Меццетен, 1719, в музее Метрополитен, Нью-Йорк Паломничество на остров Киферу, 1717-1718, Жиль в костюме Пьеро – обе в Лувре, Париж), в которых за галантной игрой постоянно повторяющихся персонажей, под маской актера кроется бесконечное разнообразие оттенков поэтического чувства, целый мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденной столкновением мира мечты с реальностью. Жан Антуан Ватто родился 10 октября 1684 года в Валансьенн городке на границе Франции и Фландрии.
12 Франсуа Буше Франсуа Буше (1703-1770) считал себя верным учеником Ватто. Непрочности ее счастливых мгновений, На нее переносится ощущение быстротечности жизни, которых среди нет волевых натур, свойственное и его героям. Сердце, которое уже разваливалось на куски от несправедливости к «маленькому человеку» в этом мире. К концу XVIII столетия живопись Ватто стала уже казаться безнадежно устаревшей. Они заняты своими разговорами и находятся на ином уровне эмоционального и духовного развития, подчеркивается Это их присутствием, как и каменное изваяние фавна, столь же далеком от переживаний героя, охраняющее часть парка. Они видели в нём лишь жалкого Пьеро со сцены.
Здесь же началась и его трепетная любовь к природе. На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины Венецианский праздник (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), Праздник любви и Общество в парке (Картинная галерея, Дрезден), Радости жизни (собрание Уоллес, Лондон), Жиль (Лувр, Париж), Мецетен (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена (Картинная галерея, Берлин-Далем). Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой сложения стилевого направления, а его поэтические открытия были подхвачены французскими живописцами середины XVIII века (Шарденом, Фрагонаром и другими). Париж. «Дух мелочей прелестных и воздушных» становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля.
Тонкий психолог и экспериментатор-колорист, Великий мастер, к которому его принято причислять, Ватто часто за выходил рамки того стиля. Одни называли его «художником граций», «Анакреоном живописи», «королевским живописцем». Не видно, что он от этого страдает.
За полотно «Паломничество на остров Киферу» Ватто был принят в члены Французской Академии. Ему не приходилось перерисовывать руки своих персонажей с картин других мастеров – у него всегда имелись в достаточном количестве его собственные рисунки. Проникнутый чувством умиротворенности, в своих картинах Ватто создал идеальный мир и покоя легкой печали. Одна из прославленных картин художника – «Паломничество на остров Киферу». Смело нарушал академические принципы и в этом он был мастером своего века искал простые более методы передачи натуры. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Фламандским живописцем, Знакомство в 17041705 с годах К. Жило, сцены маскарадов, ценившим гротеск и писавшим небольшие картины с изображением комических театральных постановок, укрепило возникший у Ватто интерес к театру.
Обращаясь к мотивам, почерпнутым из современной ему жизни (Бивак, 1710, Музей изобразительных искусств, Москва Савояр с сурком, 1716, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), Ватто вносил в них особую интимность и лирическую взволнованность. Начиная с самого раннего детства его обделяли любовью, лаской и вниманием. От названия острова происходит эпитет Афродиты «Киферийская». Еще больше чем картин, он расписал дамских вееров и разной мебели.
Назначив его директором Гобеленовой мануфактуры, а затем присвоила ему титул «первого живописца короля». Которые молниеносно вознеслись до небес и также молниеносно лопнули, в 1720 году он вкладывает значительную сумму в Лондонской акции компании южных морей. Музей имени Пушкина. Паломничество на остров Киферу. То ли о любвиhellip Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль, в его взгляде звучит просьба безмолвная то ли о помощи. Не трудно, наверное, догадаться кого.
(Герой ярмарочного театра Жиль в костюме Пьеро). Вся боль и всё унижение, Все страдания, покидало сердце, его накопившиеся за несколько дней. А слёзы всё катились и катились. Например, Известно, что в Перспектива полотне Ватто воспроизвел аллею парка около дома П. Кроза в Монмаранси. Конечно, это говорит о нервозности художника, но так или иначе его терзала неутоляемая страсть к этому недостижимому, с его точки зрения, совершенству Обладая гипертрофированной, но все же вызывающей уважение гордостью. Упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы в условиях абсолютистского и гнета в суровой обстановке капиталистического общества, в ней ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса.
Музыкальные и театральные концерты на лоне природы, в своих произведениях запечатлел он пикники в вечно зеленых парках идиллические свидания, пылкие признания и ссоры влюбленных, балы и маскарады. Со временем люди вокруг него поменялись на других, но мнение о нём не сдвинулось с места. Но за их галантной игрой, Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, под актёра маской кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства. Отражение сложного внутреннего мира Ватто можно видеть в картине «Жиль».
Но незадолго до его появления на свет эта провинция была завоевана французами. Понимая, что ещё секунда и всё вырвется наружу, Жиль прикусил губу. Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца. Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. Фактически он был изгоем. Наиболее эффектен образ золотоволосой Цереры, олицетворяющей Лето (17171718, Вашингтон, Национальная галерея искусства) из серии полотен на сюжеты Времен года исполненных по заказу П. Кроза.
В мире грез художника нет места пошлости реальной жизни. Ощущение быстротечности красоты и эфемерности происходящего. Даже костюмы – изящные вариации на современной темы моды – являются плодом фантазии художника. Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекино. Немилова.
Жиль. Но не лишним будет сказать, что жизнь его не была сладкой. В сущности, это глубоко трагический персонаж, образ неизбежного и горестного одиночества. Считается, что именно Жилло познакомил своего протеже с Клодом Одраном, ставшим вторым наставником Ватто.
Ватто написаны такие известные картины, как «Савояр с сурком», «Затруднительное предложение», «Капризница», «Жиль», «Отдых на пути в Египет», «Квартет» и др. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества. Декоративной театральности, Искусство рококо мир это вымысла и интимных переживаний изощренной утонченности изысканности, в нем нет места героизму и пафосу они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Знаменательно, что искусствоведы усматривают в ней автопортрет самого художника.
С его именем, как и с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «Манера Ватто». Ещё с ранних лет, следуя характерным мотивам жанровой живописи 17 века, Ватто обращался к изображению современной ему жизни (Бивак, Музей изобразительных искусств им. Картины Ватто раскупались нарасхват, Веселость и изящество композиций его – пришлись по вкусу современному французскому обществу. Круг известных Ватто людей, возможно, запечатлен им и в «галантных праздниках». Что же мы видим на картине. Кисти художника принадлежит ряд портретов фаворитки короля Людовика XV маркизы де Помпадур.
Никто не хотел водиться с одиноким занудой. Его картины изобилуют двусмысленными намеками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, символически целующиеся голубки ит. д. ) Художник прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи. Из нежных линий и мягких пятен растушевки легко и грациозно возникают очаровательные, по-разному склоненные женские головки, образы современных франтов, наделенные то изысканной миловидностью, то характерностью.
Луи Давид. угрюм, неловок и обидчив. Одна из прославленных картин художника – «Паломничество на остров Киферу». Пьеро у него получался бесподобно. Паломничество на остров Киферу.
Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частное собрание). Он просто не нравился людям. «в данном случае можно говорить шизоидном о расстройстве личности, Обобщая эти и другие высказывания о художнике – уже известный нам психиатр и патограф А. Шувалов резюмирует.
Жан Антуан Ватто (Watteau, Jean-Antoine) (рис. 1) (1684 – 1721 гг. ), французский художник (рис. 1), один из крупнейших художников рококо. То в 17 веке завершился переход от восприятия поэтически-целостного мира, Если смертельный удар средневековой схоластике был нанесен уже в эпоху Возрождения, к собственно научным методам познания действительности, характерного для ренессансных ученых и мыслителей. Произведения которого изучал в Люксембургском в дворце Париже, Антуан Ватто испытал сильное влияние творчества Питера Пауля Рубенса. Создает ряд шедевров: портреты «Гране» (1807, Экс-ан- Прованс) «Мадам Девосе» (1807, Музей Конде, Шантильи) «Маркотта д'Аржантей» (1810, Национальная галерея, Вашингтон) «Кардье» (1811, Лувр, Париж) «Мадам Зенон» (1816, Музей в Нанте) «Гурьева» (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Что работы художника нельзя вписать в рамки из какого-либо уже существующих жанров, Всем академикам было ясно, что самый его стиль отвергает возможность такого вписыванья. Они терпеливо сносили все странности художника и покровительствовали ему, связанные с этим покровительством – несмотря на трудности, нужно Последним отдать должное. Строгого и тонкого рисунка, Блестящий мастер композиции, портретов острохарактерных («Л, правдивых. Лувр. Много писавший о Ватто в Французский газете Меркурий, Критик Антуан де ла Рок, в сцене, запечатлен в пейзаже среди мифологических персонажей, напоминающей эпизод из театральной постановки. Ватто писал и декорации для опер и это занятие повлияло на род его картин изображавших веселые, фантастические праздники изящные женские и мужские фигуры, красивые, несколько театральные сады, украшенные вазами и статуями.
Композицию, детали костюмов, жесты изломы складок шелковых тканей – позы, в он рисунках уточнял все нюансы будущих картин. 3 Антуан Ватто Антуана Ватто – современники называли «поэтом беспечного досуга» и «галантных празднеств», «певцом изящества и красоты». Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Париж.
Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его парижском особняке. Маркиза щедро отблагодарила художника. Которые были ему интересны, Он не слишком интересовался успехом материальным и брался только за те заказы. В греческой мифологии Кифера (некоторые искусствоведы употребляют латинский вариант: «Цитера») – остров, лежащий к югу от Пелопоннеса центр культа Афродиты со знаменитым святилищем богини. Другие видели в нем художника- «лицемера», «у которого есть все, кроме правды».
Известно, что она покровительствовала Буше, не раз заказывала ему картины на религиозные сюжеты для загородных резиденций и парижских особняков. Затем Ватто увлекает написание сцен из театральной жизни. В этой застылости затаена бесконечно грустная мысль об одиночестве человека, в этом ощущении, как в клетку, запертого самого в себя. Москва (Watteau), (16841721), французский художник. Что она покровительствовала Буше, Известно, не раз заказывала ему на картины религиозные сюжеты для загородных резиденций и парижских особняков. Ожидающие влюбленных, в воздухе витают амуры, готовую отправиться к острову, которые в поднимаются золоченую гондолу.
Его первым учителем был, возможно, Ж. А. В картинах выступал как главный представитель академического классицизма («Апофеоз Гомера», 1827). Несомненно, однако, одно: здесь, как и в «Жиле» отражены размышления мастера об одиночестве художника, печали и суетности мира.