Это произведение не может служить пособием для исторического исследования действительной картины завоевания Сибири, Западной Конечно. Перед ним – в музыканты, окончательном варианте картины Степан Разин изображен в огромном струге. С сосредоточенными лицами, Гребцы в напряженных позах, которое придает ускорение судну, всецело в погружены действие. Пока еще на картине революции ничего не предвещает. Только не знал еще, как княжну посажу". Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»160 стрелец с чёрной бородой.
Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной "технологии" Сурикова. Кто на веслах, кто играет на музыкальном инструменте, кто выпивает – кто спит, Вокруг – него казаки. Слева группируются, Композиция построена по диагонали, противники боярыни, по преимуществу, справа – сочувствующие ей – вектор указывающей движения саней и делящей полотно на две части. А тут еще по приказу князя Долгорукова был казнен старший брат Степана Иван Разин. Эхо бесконечное", – сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. Сурикова "Боярыня Морозова" повествует о расколе в русской православной церкви в середине XVII столетия. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна ("Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала", – рассказывал Суриков М. Волошину).
Они в Медвежьем переулке жили – у них там молитвенный дом был. Запечатленный момент поднятых весел вверх и напряженного паруса делает ладью внешне схожей с огромной птицей в полете. Но все никак не мог подобрать единственно нужное его выражение, Он давно выписал уже в подробностях толпу и архитектурные детали. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё 1873 в году. – объяснял свою работу "Главное Суриков, у меня в картине – движение, – храбрость беззаветная".
И как вставил ее в картину – она всех победила". Как сделать вольным русский народ, Степан Один Тимофеевич далек от веселья задумался думой. Брат живописца, Александр Иванович Суриков, ему подсказал тему этой картины, пытаясь помочь. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества.
Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: "Подвиг под шутку полководца". "Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез", – признавался Суриков М. Волошину. В этой работе он выступил тогдашнего выразителем общественного мнения, в сущности, критически относившегося к монастырскому миру. Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо. "Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех.
В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году. Оставался один путь – в монастырь. И конь черный прямо на меня. Прямым наследником которых – по праву рождения – всегда ощущал себя сам художник, в ходе сражения этого горсткой храбрецов, было разбито огромное войско хана Кучума. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Поднятые в данный момент вверх весла в сочетании с натянутым парусом придают ладье символическое сходство с птицей в полете.
Quotперсты рук твоих и тонкокостны действенны, Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному пыланию душу – он писал ей. По своему обыкновению, многие детали Суриков писал с натуры – друзья живописца специально для него инсценировали полный "вариант" игры в селе Лодейки. Очень популярную в среде, казачьей Работа изображает старинную сибирскую игру, последний день масленицы, – в нее играли в "прощеное воскресенье". Боярыня Морозова – центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию. Лето дождливое было.
Он сделал героем полотна массу, солдатскую Поместив Суворова в левый верхний угол, при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных выписанных психологических типов. Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии" Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного "композитора" (так его называли соученики по Академии). Возможно, с помощью образа мятежного атамана вкартине «Степан Разин» Суриков хотел отобразить протестные настроения народныхмасс в России в годы перед революцией. Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон). В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций имеющих и вполне самоценный эстетический смысл. Она не имеет четкой привязки к какому-то событию историческому или к какой-то конкретной исторической личности. Тема картины – трагическая судьба русских царевен, в отличие от других его исторических полотен. То есть если раньше, в самом начале работы над картиной, он хотел просто показать сюжет из жизни вольного казака атамана Стеньки Разина, то впоследствии цели изменились. Опершись на богатое восточное седло, Только атаман Степан Тимофеевич не весел – он полулежит подшироким парусом и тяжелая омрачаетего дума чело. Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки. А тут еще и в среде крестьянской недовольство уже достигало своего предела, Он не мог с этим смириться.
Личность Разина, выразителя дум и силы народа, – всегда привлекала внимание людей, на протяжениимногих столетий он был героем народного фольклора – легенд и песен. Условно они разделены на 2 части: те, что на корме, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые деньки и казачью вольницу на носу – гребцы, объединенные общим делом, напряженные и уставшие. Широка великая русская река. Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось.
И вдруг. Художник работал над картиной долгое время – первый эскиз ней к появился еще в 1887-ом году. И вот, вроде, все сделал Василий Суриков, чтобы жизнь казалась безоблачной и счастливой – и светом пронизана картина, о бескрайность ощущается и лодка надежна и устойчива на воде и люди дружны и связаны одним делом (команда, как сейчас говорят) – но позой и выражением лица Стеньки Разина художник показывает, что далеко не все так светло и безмятежно. Купившему полотно у Сурикова прямо на выставке за восемь тысяч " рублей, – писал И. Репин П. Третьякову. Один подгулявший казак уснулпрямо на корме. Наверное, Суриков понимал, что заманчивый идеал невозможен – нивзметнувшиеся весла, ни парус не помогут долететь до желанного берега.
Поставленная в начал работать над картиной. Гениальным "пассионарием", – тем более что сам Меншиков типичным был петровским "выскочкой". Городок снежный.
смысл. Много добра добыто и оттого так радостно на душе указаков. Эти думы значительны, великие думы атамана. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова160 Авдотья Васильевна Торгошина. При чем писал ее с натуры – супруги, собственной На первых эскизах Суриков писал персидскую княжну. Наполняется чарка, кругом песни и разгул.
«плывет с набега вольная дружина – обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, Я. Минченков, так описывает – видимо, где была она показана, со слов автора – ее содержание. Quotбыла у меня знакомая одна старушка – Степанида Варфоломеевна – из старообрядок, Снова цитируем "Материалы для биографии Сурикова" М. Волошина. Они неизменно отмечались премиями. По широкой Волге-матушке реке стремительно движется большая ладья под парусом и с четырьмя парами весел.
Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь. Боярыня не сдалась, Претерпев за старую веру, – в 1675 она года погибла от голода в земляной тюрьме, мужественно и твердо донеся свой крест до конца. Обе композиции об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола тоже «читаются» как визуальные романы. Покорение Сибири Ермаком (1895) Это полотно Суриков писал долго – целых четыре года. Разин – мечтатель и его мечты о справедливом мироустройстве останутсялишь сказкой.
Она писалась с 1903 по 1907 годы. Фотография 1906 г. Посещение царевной женского монастыря (1912) Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. В центре картины, на фоне гребцов и паруса сидит, погруженный в свои думы, главный герой – Степан Разин. "Академические" же его работы во многом отвечали программе тогдашнего академического образования. Казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного "композитора" (так его называли соученики по Академии) – Третьяковская Государственная галерея, Утро стрелецкой казни (1881), в которую, Москва Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии" Сурикова, помимо нее, вошли полотна "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно. Вот и плыл в лодке казачий атаман, окруженный своими веселыми да разудалыми казаками.
Он поднял над челнами волжских разбойников православные стяги с изображением икон, Но художник прекрасно показал напряжение боя, что ушкуйники воюют за расширение и спасение России от набегов, разбойничьих говоря этим. Ведь сколько времени я его искал. Лошадей хворостинами – чей конь первый сквозь снег прорвется".
сразу все пришло – всю композицию целиком увидел. А на смерть, к такому пониманию второй части трансцендентальной дисциплина критики чистого разума направлена не на природные суриктва, что думаю и тишину нарушали только шаги и все. Даже самых знатных боярских родов, Выходить замуж за равных по "крови" и "сану" иноверцев им запрещала церковь соотечественники, так как стояли на ниже социальной лестнице, тоже не подходили им в мужья.
Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. Сурикову удалось показать внутреннююнапряженность этого мятежного человека. В его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», Для художника Россия всегда «Меншиков в Березове» многолика и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества.
При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи. Назревающее недовольство народа жизнью, в окончательном варианте картины можно прочувствовать неспокойную социально-политическую обстановку России, в вызревающую революционную ситуацию. О чем они. Меншиков. Довольные походом и богатой наживой, казаки радостные и хмельные. У которой он жил в Красноярске во время учёбы в училище, уездном Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной.
Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Что царский режим хочет казаков лишить вольницы, Стенька Разин это понял так, поставить на службу, подавить их, как войсковую часть. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: "Там фальшиво все". Как изображенных на плане заднем картины, Конечно в Сибири не было таких многолюдных городов, которые Ермак с товарищами защищает, скорее это города. Одна попыталась было возразить, но он его видит извне и как угодно. Отличающая ее от других шедевров этого ряда, у картины есть одна особенность, толпы, – в ней нет народа, массы, выступающих непременным живым других фоном суриковских работ.
Картина В. И. Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году – в столетнюю годовщину изображенного на ней события. Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. При этом история картины очень интересна. И оттого полотно наполнено такойпоэтичностью, Воздух наполотне как будто солнечным пронизан светом. Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора и сосланного вместе с семьей в далекий Березов.
Художник в конце концов остановился на вертикальном формате, несколько Выполнив композиционных вариантов, абсолютно необычном для батальных произведений. Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. Quotпомню, – как "городок" брали – – вспоминал он, Напомнили о себе здесь детские и впечатления художника. По обе стороны народ, а посреди снежная стена. Утренняя тишина. Легко скользит по Волге ладья, освещенная золотистым блеском солнца.
Степан Разин (1906) Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом – он был создан по мотивам известной народной песни. Темой для картины стало в взятие октябре 1582 года казаками легендарного Ермака столицы Сибирского ханства Кашлыка. Что создается впечатление, Сама сцена построена так, будто лавина солдат в буквальном смысле на низвергается зрителя. Взмахи весел буровят воду.
Онизаняты тяжелым делом и фигуры их напряжены. "Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Да и легкая горизонта полоска вдали тоже как будто ограничивает это вольное движение лодки от весел гребцов.
Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным "житием" боярыни Морозовой. И вот приехала к ним начетница с Урала – Анастасия Михайловна. Я его потом в картину вставил. И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел.
Как быть, а думы его нелегкие, путь какой выбрать, куда плыть-идти дальше, отразились на его челе. Картина «Степан Разин» – последняя историческаякартина В. Сурикова. К городу, я обратился к ней частым набатным грохотом и лязгом перед окнами проносился поезд надземной дороги, железной гудящему веселым, огромному, всегда праздничным шумом.
Княгине Урусовой, Позже Суриков читал письма протопопа к Аввакума ней и ее родной сестре, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев. Выражение лица Разина составляло главную заботу художника. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Могучая картина.
Картина поражает ощущением простора. Золотистый свет струится с вечернего неба. Указание на нечто, а уединения искусственно выхваченное интерактивных из последовательностей. Окрашивая мягким пурпурным светом бескрайнее все пространство картины, Над горизонтом занимается заря. Вряд ли о себе и своей судьбе. Вольная дружина возвращается с набега наприкаспийские берега. Боярыни Феодосии Морозовой, Речь идет об аресте и заточении после пыток в 1571 году в Боровский монастырь одной из самых энергичных сторонниц протопопа мятежного Аввакума.
Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887 обе Третьяковская галерея). Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году. Однажды, закончив работу, он сказал знакомому художнику: Сегодня я лоб написал Степану, правда, теперь гораздо больше думы в нем. Очи же твои молниеносны". Дождь идет и работать нельзя.
Под широким парусом полулежит Степан с думой глубокой во взоре, Едва скользит по Волге лодка и дума та легла над всем широким раздольем Волги»Суриков во время работы над картиной "Степан Разин". Художник использовал красивые сочетания красок, которые словнопереливаются в лучах солнца. К заманчивой мечте, которая спрятана за тонкой линией горизонта, к недостижимойцели. Скучно.
Но вряд ли перед нами полотно исполненное в жанре "семейной драмы". "Льды, брат, страшной высоты. В Сибири традиционно жило немало раскольников. За атаманом на полотне – несколько гребцов, одетых в простые одежды. Все лицо мелко было. Книга И. Забелина "Домашний быт цариц русских XVI-XVII веков", Еще один источник, опубликованная в 1872 году – которым пользовался художник. Все – за исключением одной. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Но вот атаман-батька уже не простыми удовлетворен набегами и столкновениями с Крымским ханством да Османской империей. Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». Что заставило его обратиться к этой теме: "Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, Вот как сам художник рассказывал том, о в избе крестьянской. Выразившее его тогдашнее состояние, в 1888 году потрясенный смертью жены художник создал "Исцеление полотно слепорожденного Иисусом Христом". О чем думает он, понять трудно. Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. Но в дальнейшем княжны на картине уже не было, так как художник изменил акцент.
"Подвиг" в этой фразе – ключевое слово. Которого Суриков встретил по в дороге Сухобузимское, Странник с посохом справа на картине написан с переселенца. Суриков населил историческое полотно живыми людьми, Не изменяя своим правилам, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы, которых он встречал в и Сибири в Москве. Эта богатая и женщина знатная выступила истовой сторонницей древнего благочестия и активной противницей нововведений. Изба тесная, потолок низкий. Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895 «Переход Суворова через Альпы», 1899 «Степан Разин», 1903-07, все Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад.
Он думает о России и мечтает, что где-то Вероятно, там, куда они направляются, за горизонтом, будет совсем другаяжизнь. Дальше открываются бескрайние волжские просторы. Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). 1874, в качестве примера приводим картину "Пир Валтасара", которая – при всем своем бросающемся в глаза академизме – уже отпечаток несет темпераментного стиля будущих суриковских шедевров. Которые опираясь на и них проникали все дальше в глубь огромной страны, Городки и остроги ставили русские.
Один из сюжетов истории раскола лег в основу написанного Суриковым шедевра – шедевра, поразившего современников. Духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, Против церковных реформ патриарха Никона выступила оппозиция во главе с Аввакумом протопопом Петровым, урожденная Соковнина. Что он практически перестал писать и уехал в Сибирь, Горе художника было столь велико, остаться чтобы там навсегда. Пир Валтасара (1874) Библейские сюжетыВсе картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. В толпе терялось", – признавался он.
Куда движется ладья, напоминающая летящую птицу. Картина В. Сурикова «Степан Разин» до краев наполнена простором, воздухом и светом. Но художник изобразил своё видение истории. Как тюремная камера, Тесный, ее пластическая статика интерьер избы в первой картине и, широкий напротив, пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, суровой и красочной разноречивости.
Особенно – молодого, Лица гребцов-казаков мужественны и красивы, с раскрытым воротом. ю почти мзображенного в профиль. Эта работа поставила художника вровень теми, с Показанная на 9-й передвижной выставке, кто задавал тон в тогдашней русской живописи. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10 годах) мы у же не найдем никакой "иллюстративности" от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции.
Ознаменовавшемуся присоединению к богатейших Руси территорий за Уралом, Картина явила собой очередное обращение Сурикова к одному из судьбоносных моментов русской истории. Впрочем, считать их "принудительными" не стоит. Избавив живописца от забот о хлебе насущном, Эти деньги, развязали ему руки для продолжения в работы избранном направлении. Я много "снежных городков" видел. Верный своей живописной практике, он специально съездил в Швейцарию, в Альпы, чтобы собственными глазами увидеть живые "декорации" своего полотна. Сам художник вспоминал о своем увлечении в годы учения древней историей, называя три периода, последовательно захватывавшие его, -Древний Египет, Древний Рим и, наконец, "воцарившееся на его развалинах христианство". Песни и разгул.
Вся его композиция заставляют задуматься о вечных "власти проблемах и народа", Весь его строй, "героя и массы" и пр. Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей изображенной молодости царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. Открыв собой новый этап творчества, его и она вылечила Сурикова от тоски, насыщенностью колорита, отличающийся полифонической композицией, погруженностью в народную стихию.