Какой социальный смысл получает картина строительства железной дороги в одноимённом произведении Н. А. Некрасова.
Сидящая на краю ограды-решетки маленькая и девочка, На ней изображена молодая девушка, за решетку заглядывающая. На постройке дороги работали тысячи чернорабочих, нанятых главным образом из крестьян. На стройку века их гнало не столько любопытство и желание в полной мере вкусить прелести вольной жизни, сколько банальный голод, который Некрасов в своем стихотворении именует не иначе, как «царем», который правит миром. Только уходящие вдаль телеграфные столбы напоминают о названии картины. Он может символизировать кровь, раздражение, агрессию и жестокость этих людей.
Драма героини может быть понята как социальная. Созидательной роли простого труженика, по мысли Некрасова – но, в жизни народа тоже есть много ужасного и уродливого, это должно не заслонять главного. Своеобразный нравственный стоицизм, Вместе с глубоко аналитичной лирический мыслью герой Блока унаследовал от героев классической литературы их особое нравственное мужество. сноски в хрестоматии), После выразительного чтения просим подумать читателей, почему разговор генерала с Ваней как бы изъят из текста стихотворения и вынесен в эпиграф. Возможно, в ней про любовь.
Жизнь людей проходит в постоянном движении. Железная дорога – это знак страшного мира, безжалостного к людям. Автор сводит смысл произведения к постановке этической проблемы, к осуждению героини за то, что ее юность оказалась «бесполезной», не знающей большого, настоящего дела, окрыляющего душу подвига, а ее мечты – «пустыми».
Вторая часть поэмы – отличается от первой. Под пером художника оживает один эпизод из жизни девушки – героини стихотворения, длящийся всего несколько минут. Ценою безмерных страданий, тягчайшим трудом миллионов добывалось величие родины. Подлинные строители железной дороги – «массы народные», «русских племен и пород представители», ратники мирной армии труда, братья артельщиков, моряков, крестьян, каменотесов, ткачей. В этой связи необходимость выбора между мечтой и действительностью составляет в лирике Блока лишь один из многих решения путей антитезы и редко стоит перед блоковским героем.
В этих понятиях находит выражение то новое, что отличает лирического героя Блока предоктябрьского десятилетия как «общественного человека», – демократическое мировосприятие и целеустремленность жизненного пути к народу. Как уже сказано, диалог генерала с сынишкой опущен он вынесен в эпиграф. вырвавшись из одной революции, жадно смотрит в глаза другой» (V, 486).
Чем монолог поэта, «песня мертвецов» напоминают строки «Размышлений у парадного подъезда». Глазами любящего сына или критическим взором прекрасного, ценителя и только от самого человека зависит – как он будет видеть свою родину. Изнутри мир виден в блеклых, бесцветных тонах.
Последующие части стихотворения «Железная дорога» посвящены спору между автором и генералом, который пытается уверить поэта в том, что русский мужик, тупо и бесправный, не в состоянии построить ничего более стоящего, чем деревянная сельская изба, убогая и перекошенная. По-видимому, Зеленый цвет скорее деревьев, всего, синяя форма жандарма и, деревянная платформа. Снаружи растут лесные деревья, за лесом – длинная платформа, на ней – навес. И пожар, Причем и огонь, а также все свистящее, т. е. все алое и красное, немелодичное обычно ассоциируется у поэта с смятением, душевным осознанием «падения», «измены» идеалу и тоской о нем. Немилосердный, по Далю, бездушный что – слово железный, Заметим, среди других значений имеет и такой смысл.
Включение художником стихотворения в цикл «Родина» подчеркивает, что в содержании стихотворения размышления Блока о жизненных путях Родины – России занимают видное место. По мнению оппонента Некрасова, лишь образованные и благородные люди имеют право считать себя гениями прогресса им принадлежат великие открытия в области науки культуры и искусства. Тем самым подчёркнуто его значение для постижения смысла стихотворения. Воплощаясь полностью лишь в общей совокупности в произведений, то же время, нравственно-философская проблематика лирики Блока частично конкретизируется и в каждом произведении.
Да, противоречие есть, но это противоречие не поэта, а самой жизни. В центре переднего плана картины – богатырски сложенный рабочий в сильном рывке выкатывает вперед свою тачку. Вызвавшем безмерные страдания народа, в вступительном коротком слове Читатель говорит о железнодорожном строительстве в России середины XIX века, комментирует эпиграф к стихотворению (см. Перечитываем вторую, часть. Получали они за тяжёлую, них у не было необходимой одежды и обуви – каторжную работу в среднем около трех рублей в месяц, Отношение к ним было бесчеловечное. Ласковое и грустное слово дороженька издавна впитало в себя и любовь к родной стороне и воспоминания о горе, несчастьях, страданиях: по дороженьке молодых парней угоняли в рекруты по дороженьке крестьянин нес на базар последние свои пожитки по дороженьке мужики уходили в город на заработки, прощаясь – нередко навсегда – с родною деревней по дороженьке пролегал скорбный путь в ссылку, в далекую Сибирь (см.
Читатели познакомились с отрывком из стихотворения Пушкина «Осень». «Родина» для Блока – понятие настолько широкое, что он посчитал возможным включить в цикл и стихотворения сугубо интимные («Посещение», «Дым от костра струею сизой») и стихотворения, прямым образом связанные с проблематикой «страшного мира» («Грешить бесстыдно, непробудно», «На железной дороге»). Проверка справедливости этого мнения становится главной поэтической задачей стихотворения. Не акцентируя искусную звукопись, чтении При в классе нужно учитывать роль усеченных строк как своеобразных ритмических и смысловых рубежей внутри единого целого и, как, все же на одном примере показать школьникам, какими средствами достигается музыкальность и выразительность стиха.
Ландшафт на время исчезает, чтобы далее возникнуть в иной тональности, в новых красках. Чтобы ответить на этот вопрос, Читатели должны обратить внимание на слова мальчика: «Кто строил эту дорогу. » Генерал утверждает, что граф Петр Андреевич Клейнмихель. В песенной напевности четырехстопного дактиля явно прослушивается ритм движения поезда, усиливаемый аллитерацией: Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю душу свою. Вторая усеченная строка («Думаю думу свою») как бы отделяет вступительную часть стихотворения от главной. Рассказчик именно после страшных картин подневольного труда предлагает Ване внимательно присмотреться к строителям железной дороги и учиться "мужика уважать". Точно обозначающие время действия («Все хорошо под сиянием лунным») и пространственную точку зрения поэта-рассказчика (окно вагона, перед которым проносятся «кочи и моховые болота и пни»), усеченного После трехстопного стиха («ясные тихие дни») следуют строки. Рисуя бедствия народные, Вот почему, Некрасов употребляет полное и горечи любви слово дороженька.
Блок анализирует социальноисторические конфликты своего времени в системе вечных контрастов человеческого бытия – действительности и идеала, Как поэт лирико-философской стихии традиции и музыки, цивилизации и культуры, Хаоса и Космоса. Значительную часть картины занимает огромная впадина, в которой движется в разных направлениях большая группа рабочих. В социально-психологической драме Б. Соловьев видит «состав преступления» героини, в ее нравственном развенчании – цель произведения. После усеченного трехстопного стиха («ясные тихие дни») следуют строки, точно обозначающие время действия («Все хорошо под сиянием лунным») и пространственную точку зрения поэта-рассказчика (окно вагона, перед которым проносятся «кочи и моховые болота и пни»). Противопоставление в природы («нет безобразия в природе») и человеческих отношений (тема рабского труда и бесправия народа с одной стороны, жажда наживы, бесчеловечность с другой) «вскрывает» правду и звучит обвинением в адрес тех, кто готов забыть непосильный труд, голод, смерть тысяч крестьян, то, о чем поэт «при лунном сиянии» рассказывает мальчику. То же благодарное чувство к «врачующему простору» родины («Всюду родимую Русь узнаю»), то же восхищение красотой окружающего мира.
О положении землекопов так рассказывал Стремясь вступить в широкий и суровый мир, заключающий в себе ту подлинную и высокую правду, к постижению которой стремился А. Блок на протяжении всего своего творческого пути, поэт создает цикл «Родина», едва ли не вершинный цикл не только третьего тома, но и всей поэзии А. Блока. Тем самым подчёркнуто его значение для постижения смысла стихотворения. Возражая генералу, поэт просит разрешения «показать» Ване правду. Бархат и его алый цвет в данном случае не только знак социального статуса пассажира. Шум, свист, визг в противовес напеву, звуку, мелодии у Блока всегда означают какофонию реальной жизни, сбившейся с истинного пути. Нет ли здесь противоречия. К самым различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Они бесцветны, По цветовой первое гамме и последнее четверостишие практически не содержат красок. Блок задает тему дороги, Изображая непрерывные вереницы вагонов, пассажирских жизненного пути человека.
В песенной напевности четырехстопного дактиля явно прослушивается ритм движения поезда, усиливаемый аллитерацией: Вторая усеченная строка («Думаю думу свою») как бы отделяет вступительную часть стихотворения от главной. «Железная дорога» 8212 одна из таких, удивительно светлая и простая картина. Цветовая гамма не приглушенная, но довольно спокойная. Именно в названии определена тема в широком и узком понимании этого слова. И подобно тому как в «Размышлениях у парадного подъезда» поэт с любовью писал о «сеятеле и хранителе» русской земли, в «Железной дороге», даже с еще большей силой, он славит «мирных у себя труда» их «привычку к труду благородную», великую «работу народную», достойную благословения и самого высокого уважения.
По пейзаж нарисован словами иного ряда: здоровый, ядреный. воздух речка студеная лед словно тающий сахар около леса, как в мягкой постели, выспаться можно славная осень нет безобразья в природе Даже родину поэт называет родимой (не родной, а родимой) Русью – так в народных песнях говорилось о матери. Позднее станет ясно, что своеобразие первых строф обусловлено и мировосприятием поэта и замыслом произведения (контраст красоты природы и «безобразья» в человеческих отношениях тема родины как лейтмотив поэтических раздумий). В этом рассказе ребенку, пожалуй, трудно отличить правду от видений из сна. Поэт вступает в спор с генералом. В коротком вступительном слове Читатель говорит о железнодорожном строительстве в России середины XIX века, вызвавшем безмерные страдания народа, комментирует эпиграф к стихотворению (см. Что позволяет видеть предельное напряжение рабочих, Большая их часть движется снизу на зрителя. После выразительного чтения просим подумать читателей, сноски в хрестоматии), почему разговор генерала с как Ваней бы изъят из текста стихотворения и вынесен в эпиграф. Символом пути – судьбы выступает железная дорога.
Философская же – художественно реализуется в контексте всей лирики 1910-х гг., При этом нравственно-психологическая и социальная проблематика составляют чаще всего содержание стихотворения и т. е. в цикла, содержании всего тома. Пожилой рабочий, не может вытянуть тачку, хотя ее подталкивает за ручки его товарищ – показывающие и Справа слева от него даны фигуры, впрягшийся в лямку, что силы землекопов иссякают. «Песня мертвецов», вошедшая во вторую часть поэмы, подчеркивая трагизм повествования, звучит как исповедь и как наказ потомкам, а также как упрек тем, кто забыл истинных строителей дороги. Они, быть может, сестры – или же девушка гувернантка, гуляющая с ребенком. Почему не рассказать, а показать. териал для серьезного разговора о трудных судьбах России, драме народной жизни, растленных нравах «страшного мира» и о трагическом одиночестве в нем личности, о любви и о мечте, которая часто опережает действительность, становясь для нее недосягаемой. Что безрадостная картина, этом При генерал настаивает на том, вредит неокрепшему юношескому разуму его сына, которую нарисовал поэт.
Вот таким образом блоковское стихотворение так легко вызывает в памяти некрасовскую «Тройку» и эпизод из жизни Катюши Масловой в романе Л. Толстого «Воскресение». Ландшафт на время исчезает, чтобы далее возникнуть в иной тональности, в новых красках. И об этом поэт посчитал нужным рассказать не только юному своему спутнику, в итоге на строительстве железной дороги погибло несколько тысяч человек, но и читателям.
В нем художественное обобщение этой жизни, обычной, заурядной и трагической в своей «невоплощенности». Нельзя согласиться с интерпретацией стихотворения этого в книге Б. Соловьева «Поэт и его подвиг. Быть может, про волшебные приключения. Восхищаясь открывающейся картиной, автор становится невольным свидетелем разговора между отцом-генералом и его сыном-подростком, который интересуется, кто же построил железную дорогу.
Но чем же отличается главная мысль стихотворения от идеи картины. Непоэтические на первый взгляд картины природы ("кочи и моховые болота и пни") становятся прекрасными под волшебным "лунным сиянием", это части огромного "родимой Руси". Еще вопрос к классу: «Какие две стороны народного труда показаны в, «Железной дороге». В данном стихотворении упоминание алого бархата применительно к поезду укрепляет ассоциацию образа поезда с образом суетной «живой» жизни. Как уже сказано, диалог генерала с сынишкой опущен он вынесен в эпиграф. Стихотворение состоит из четырех частей. Преклонением перед величием народного труда Некрасов нам особенно дорог.
Единственный яркий, резкий цвет в вагоне – алый. Он показан Блоком как много раз повторяющийся в жизни Но героини, этот эпизод не случаен, характерный для нее. А пока отметим, что пейзаж, вначале не «привязанный» к определенному времени суток («морозные ночи, ясные тихие дни»), постепенно конкретизируется. Цвет поэзии Блока – средство выражения эмоциональной оценки, отношения к образам. Что подчеркивает связь изображенной драмы с «буржуазного порядка» «проклятыми вопросами» царской России, Нарисованная поэтом картина обнажает социальные контрасты Стихотворение «На железной дороге» сначала было включено Блоком в цикл «Страшный мир». Чтобы ответить на этот вопрос, Читатели должны обратить внимание на слова мальчика: «Кто строил эту дорогу. » Генерал утверждает, что граф Петр Андреевич Клейнмихель.
Можно обнаружить одновременно пластов несколько проблематики – социальнопсихологический и нравственно-философский. Как этап его внутренней жизни и вот таким образом сама антитеза всегда предстает содержание как духовного и жизненного опыта героя. Отражаясь в творчестве Блока, Конкретно-исторические противоречия межреволюционного десятилетия, рассматриваются на более высокой обобщения, ступени одновременно переключаются поэтом в более широкий план осмысления. А те и тем большей славы достоин народ – не Клейнмихели и им подобные, кто построил железную дорогу, кто в крови и муках создавал вес блага земли, чьи те, жертвы оказались не бесплодны. То путешествие на поезде позволяло сократить время в дороге до одних суток, Если на почтовой карете из Москвы в Петербург было можно добраться примерно за неделю.
Примечательно, что вид с платформы абсолютно иной, нежели вид из-за стекол вагонов. Проверка справедливости этого мнения становится главной поэтической задачей стихотворения. Поэт прямо указал на тот факт, Попросту говоря, а результаты их труда присвоили те, себе что вчерашние рабы вновь оказались обманутыми, кто является хозяином жизни и может позволить себе распоряжаться жизнью других по собственному усмотрению.
Клейнмихель не щадил здоровье и жизни рабочих, Чтобы щегольнуть царем перед быстротою стройки. Ценою безмерных страданий, тягчайшим трудом миллионов добывалось величие родины. Перед нами художник, рисующий жизнь в картинах, обращенных к сердцу и разуму собеседника.
За противопоставлением реальности и мечты идеала в лирике Блока стоит не пафос ультимативного выбора, а стремление познать действительность в ее объективных возможностях и в соответствии с ними выработать «нравственный кодекс» героя – современника эпохи, когда «Россия. Преклонением перед величием народного труда Некрасов нам особенно дорог. За зелеными вагонами, деревянным навесом, над глухим полустанком, за ожидающим взглядом девушки встает безоглядная Россия Блока, Россия народная, с ее серыми избами и ветровыми песнями, тоскующая, обманутая, требующая возмездия. Эпиграф с ремарками (чем не фразы из пьесы. ) строится по схеме «вопрос – ответ», причем ответ-то и вызывает «спор» – явно не выраженный, но отражающий позицию автора. Интересна и цветовая гамма стихотворения. В прошлом, в другом мире – иной колорит.
На переднем плане это подчеркивает груда сломанных тачек, не выдержавших тяжести груза. Первая из них носит романтический и умиротворенный характер. Не забывая отдать должного красоте русской природы восхитительным и пейзажам, в ней Некрасов рассказывает о своем железнодорожном путешествии, проплывающего по лугам, которые открываются за окном поезда, полям и лесам. Творческий путь Александра Блока» (М., 1965).
Сон улетучится, но мысли и чувства уже растревожили юное создание и разговор не будет забыт. В стихотворении «На железной дороге» за окном вагона встает гусар, «рукой небрежною облокотясь на бархат алый». Достоинство, Счастье, девушки из народа, надежды героини, растоптаны, перерезаны не только поездом и но буржуазными, потребительскими нравами современности. В свете же нравственно-философского содержания лирики Блока мы можем отметить ряд еще особенностей внутреннего мира героя. Читатели уже выясняли смысл и роль эпиграфов при изучении «Капитанской дочки», «Мцыри», «Ревиора» и вот таким образом понимают, что эпиграф по-своему формулирует главную проблему (главный вопрос) произведения. В «Железной дороге» и подобно тому как в «Размышлениях у парадного подъезда» поэт с любовью писал о «сеятеле и хранителе» русской он земли, славит «мирных у себя труда», даже с еще большей силой их «привычку к труду благородную», великую «работу народную», достойную благословения и самого высокого уважения. Нельзя не заметить фигуру управляющего-надсмотрщика в красной – рубахе в центре на заднем плане.
Не акцентируя искусную звукопись, При чтении в классе нужно учитывать роль усеченных строк как своеобразных ритмических и смысловых рубежей внутри целого единого и, как, все же на одном примере показать школьникам, какими средствами достигается музыкальность и выразительность стиха. Наполненную страстями и тревогою реальность и они всегда представляют лирике в Блока далекую от абсолюта. В стихотворении «На железной дороге» можно отыскать множество других символов. После усеченного трехстопного стиха («ясные тихие дни») следуют строки, точно обозначающие время действия («Все хорошо под сиянием лунным») и пространственную точку зрения поэта-рассказчика (окно вагона, перед которым проносятся «кочи и моховые болота и пни»). Эта ассоциация содержится и в рассмотренном выше образе поезда-жизни.
поэт передает с помощью понятий «воля», «свобода» и «сила» духа. А те и большей тем славы достоин народ – не Клейнмихели и им подобные, кто построил железную дорогу, кто в крови и муках создавал вес блага земли, те, чьи жертвы оказались не бесплодны. Таким образом, в отличие от Тютчева нравственную своего позицию героя Блок, установкой на гражданственность, связывает с его общественной ориентацией. Поезд, паровоз, станция – символ этапа или момента пути. Они на тачках везут песок.
Показать правду – значит правильно ответить на вопрос о подлинном железной строителе дороги. Рассказав о том и Некрасов берет себя на смелость показать ситуацию с другой стороны и на празднике по этому поводу с барского плеча лабазника рабочие получили бочку вина и – списание долгов, как были завершены строительные работы, которые накопили во время возведения железной дороги. Дорога еще и предвестники исхода, путь, Но как к обрыву, к которому каждый человек движется. Причем и огонь и пожар, т. е. все алое и красное, а также все свистящее, немелодичное обычно ассоциируется у поэта с душевным смятением, осознанием «падения», «измены» идеалу и тоской о нем. Здесь и «яркие глаза» (огни) набегающего поезда и нежный, живой румянец на щеках этой девушки и многоцветие вагонов (видимо, разделение по классам), Синий – цвет неба, возвышенный – вагоны для богатых, желтый – яркий, режущий глаза цвет тепла и в то же время болезни – средний класс, а зеленый – цвет травы, близости к земле – вагоны третьего класса. Наверное, выслушав такое откровение, ребенок испугается, но «урок» нравственности, христианского отношения к людям поэт преподал не зря.
Расширительного толкования – в контексте одного произведения и и цикла в контексте всей лирики 1910-х гг, в результате лирическая сюжетная ситуация отдельного произведения Блока получает возможность ее неоднозначного. Нарисованная поэтом картина обнажает социальные контрасты Стихотворение «На железной дороге» сначала было включено Блоком в цикл «Страшный мир», что подчеркивает связь изображенной драмы с «проклятыми вопросами» «буржуазного порядка» царской России. Лирический герой Блока всегда выбирает второе – живую, развивающуюся, Исследователи давно обратили внимание на демократизм блоковского героя рассматриваемого периода, его обостренную совесть, нравственный максимализм, страстность и тонкость его эмоциональной реакции, чуткость к историческим сдвигам.
Сотни и тысячи их умирали от недоедания, болезни, холода. Блок намеренно не дает «цветовых» определений к некоторым словам, предоставляя читателю возможность в собственном воображении представить эту картину. Перечитываем вторую, часть.
Во всех трех случаях именно русская девушка из народа («в цветном платке на косы брошенном») является носительницей большого чувства, глубокого душевного порыва, которые в Противопоставление жизни в вагонах первого, второго и третьего классов варьирует тему контраста нравственного мира девушки и «сонных» пассажиров, обеспеченных верхов общества и выводит ее в ряд основных тем, определяющих содержание стихотворения. Мы надрывались под зноем, Жили в землянках, вечно с согнутой спиной, боролись с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой и Любо нам видеть свой труд – под холодом, Почему в стихотворении соседствуют строки. Поэт воспринимал этот исход как смерть старой России и рождение новой, Может которую быть, весь народ ждал с нетерпением. Автор считает, что пафос стихотворения состоит в разоблачении «пустой мечты» как «страшного врага жизни». Унылая пора, прощальная краса, пышное природы увяданье, в багрец и золото одетыелеса, в их сенях ветра шум, - полнота жизни, влекущая за собой радость творчества. Сравним с стихами этими строки Некрасова – столь милую для него русскую осень поэт живописал простыми, Величавую и немного печальную, очей очарованье, но вместе с тем торжественными словами.
С Волхова, Безбрежной народного картиной горя, с Оки, с матушки-Волги, с разных концов государства великого Это все братья твои – мужики – страданий забитой и угнетенной страны. В нем (в названии) поэт реализует оба смысла слова «железная», употребляя его и в прямом значении (сделанная из железа) и в метафорическом (как в словосочетаниях «железные нервы, железная воля»). Вот таким образом в лирике Блока 1910-х гг. Когда антитеза предполагает выбор, в тех случаях, же эстетики покоя и довольства и эстетики движения, она конкретизируется как противопоставление индивидуалистического счастья и восторга единения с миром, поиска.
За малейшее ослушание их жестоко наказывали плетьми. Труд этот, Не по плечу одному, был страшно громаден – Ваня, направленность Полемическая его Монолога ощущается уже в первых строфах. Неслучайно в «Ямбах» с «волей» ассоциируется образ народного восстания (III, 96). С каким-то отчаянием везущего тачку рядом худой, За грудой сломанных тачек то же предельное видим напряжение у юноши изможденный рабочий бессильно повис в лямке. Что эта тема во второй половине 19 века была особой актуальной и Следует животрепещущей, отметить, так как железнодорожное сообщение открывало поистине неограниченные возможности для путешествий. Название стихотворения – своеобразный «вход» в творение мысли поэта, вывеска над зданием, указывающая на предназначение последнего.
Которая была призвана подчеркнуть новый статус русской империи, Символом преображения данном в случае выступила железная дорога. Позднее станет ясно, что своеобразие первых строф обусловлено и мировосприятием поэта и замыслом произведения (контраст красоты природы и «безобразья» в человеческих отношениях тема родины как лейтмотив поэтических раздумий). Кому – то сопутствует удача, Люди постоянно переходят из вагона в кто вагон, – то терпит горечь поражения. стихотворение Некрасова «Благодарение господу богу»). Алый, красный цвет (цвет огня, пожарища) встречается в стихотворениях Блока много раз, входит в число ключевых образов блоковской лирики, образов символических. Читатели уже выясняли смысл и роль эпиграфов при изучении «Капитанской дочки», «Мцыри», «Ревиора» и вот таким образом понимают, что эпиграф по-своему формулирует главную проблему (главный вопрос) произведения. Перечитываем проникнутую бодрым, жизнерадостным чувством зарисовку родной природы.
Немилосердный, по Далю, бездушный что – слово железный, Заметим, среди других значений имеет и такой смысл. Как бы закрывающие выход рабочим из этого с ада, обеих сторон возвышаются насыпи железнодорожного полотна. Бесправного, в этой песне раскрывается психология русского – мужика всепокорного, верящего в лучшую жизнь. Которые, Строили ее бывшие крепостные крестьяне, попросту не знали, долгожданную получив свободу, как распорядиться этим бесценным даром.
Она закрепляется дополнительной ассоциацией поезда с юностью, всегда олицетворяющей у Блока стремление к совершенному («И вновь порывы юных лет и взрывы сил и крайность мнений»), – так же неотъемлемое от настоящей, реальной жизни, как и объективно бесперспективное, несбыточное: В общем контексте лирики Блока данного периода антитеза мечты и действительности – не художественный прием, с помощью которого поэт утверждает свой эстетический идеал, а составной момент общего процесса изучения соотношения двух полярностей. Что отличает лирического героя Блока предоктябрьского десятилетия «общественного человека», как в этих понятиях находит выражение то новое, – демократическое мировосприятие и целеустремленность жизненного пути к народу. Да, противоречие есть, но это противоречие не поэта, а самой жизни. Вот таким образом в стихотворении он прямо связан с горестным финалом девушки судьбы и объясняет его. А пока отметим, что пейзаж, вначале не «привязанный» к определенному времени суток («морозные ночи, ясные тихие дни»), постепенно конкретизируется. И в этом смысле герой Блока заставляет вспомнить помимо героев Толстого и Достоевского самого яркого представите Нравственное мужество своего 1910-х героя гг.
Эту же функцию выполняет упоминание о шуме и свисте поезда. Смотрят они в разные стороны – лица девочки не видно, в любом случае, как будто он что только окликнул её, девушка же смотрит прямо в лицо зрителю и она недовольна тем, что её оторвали от книги.