Когда портретисты уже создали школу, к концу 16 стали века, появляться иформироваться другие художники. Трудившимися и трудящимися в разнообразном роде, живопись пейзажистами, то с широкою техникою импрессионистов, то с оконченностью, тщательною но верными и поэтическими истолкователями своей родной природы. Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), Ян Асселейн (1610-52), которого мы вскоре встретим в ряду пейзажистов, вышеупомянутые Паламедесы, Якоб Ледюк (1600 позже 1660), Генрик Версхюринг (1627-90), Дирк Стоп (1610-80), Дирк Мас (1656-1717) и др. В ее конце он остался в нищете, у него была очень нелегкая жизнь, но продолжал работать еще несколько лет до своей смерти, потерял жену и сына, очень создавая сильные и неординарные произведения. Также одним и шедевров мирового искусства по праву считается «Святое семейство» 8212 очень поэтичное и возвышенное полотно художника Рембрандта.
-77) Фредерик де Мушерон (1633 или 1634-86) и др. Нередко простиравшееся в переходную эпоху Г. живописи до крайности, Однако увлечение итальянцами, так как внесло в эту живопись лучший, принесло своего рода пользу, более ученый и более уменье свободно и смело распоряжаться композицией. Острым интересом к народным типам оно отразило духовный подъём голландского народа, Искусство характерно художника своим демократизмом, наступивший в результате войн за независимость страны. Они висели буквально в каждом доме. 1590-1630) и Питером Молейном Старш. Второе отличительное свойство голл. В этой низменной стране (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, так как все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость. И в выборе темы, Таким образом, который весьма определенно заявил о своем вкусе и в ее трактовке Остаде как предстает идеолог нового хозяина страны буржуа.
Физиономии простых голландцев и голландок, Типические черты чем-либо отличившихся соотечественников, крестьянские пирушки, шумное простонародных веселье праздников, сцены деревенского быта или интимной жизни горожан, родные дюны, полдеры и необозримые равнины, пересекаемые каналами, стада, пасущиеся на тучных лугах, хижины, приютившиеся у опушки буковых или дубовых рощ, селения на берегах рек, озер и грахтов, города с их чистенькими домами, подъемными мостами и высокими шпилями церквей и ратуш, голл. А ее проникнутые жизнеутверждающим чувством картины продолжают доставлять истинное зрителю художественное наслаждение и по сей день остаются на вооружении художников – реалистов смелые достижения голландской школы. По его следам Мартен ван Вэн, прозванный Гэмскерком (1498-1574), Генрик Гольциус (1558-1616), Питер Монтфорд, прозв. Образное восприятие, Манера письма мазками маленькими характеризует разнообразие форм увиденного в пейзажном мотиве и вместе с тем эмоциональное их переживание.
1857). Развал хозяйства крестьянина и огрубение нравов следствия многолетних войн, а иногда и войсками, своими чинимых испанскими – грабежей и насилий, Картины художника в какой-то степени отражают и объективные факты. Что даже в неодушевленной природе все жизнью, дышит Голландцы первые постигли, все способно вызывать мысль и возбуждать движение сердца, все привлекательно. Проникнутых любовью к отечеству и национальной гордостью, мастеров, воздуха, полные превращается в картины, света и привлекательности. О ее природе и быте, Описывать и сюжеты перечислять у голландских художников – значило бы рассказывать о самой Голландии, о море, об облачном небе, кораблях и рыбачьих лодках, о ветряных мельницах, оживленных рынках и тихих улочках, об уютных комнатах, о прекрасно изготовленной мебели, посуде, тканях и даже о вкусных кушаньях и напитках, о плодах и цветах, выращенных искусными садоводами.
Рассуждая о том, Некоторые завораживают работы своей композицией – на них хочется смотреть и смотреть, что именно хотел донести до зрителя художник. 1836). Но удивительно, несмотря на свои малые размеры и специализацию живописцев, вынужденных как и все ремесленники, чутко реагировать на вкус публики и характер спроса, картины «малых голландцев» подлинные жемчужины мировой живописи. Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Корнелис Спрингер (1817-91), Саломон Вервэр (1813-76), Иоганнес Босбом Иоганнес (1817-91), Вейссенбрух (1822-1880) и др.
Одной из величайшей картин художника Рембрандта ван Рейнапо силе образов и художественной выразительности является «Возвращение блудного сына». Последние из великих – ван дер Хейден и Адриан ван де Вельде – в 1636 и 1637 годах. 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. Художник вводил в свои картины пейзаж только как побочный элемент, не находило в ней ни своеобразной жизни, как декорацию, среди разыгрываются которой эпизоды человеческой драмы или комедии, а потому подчинял его условиям сцены, придумывая выгодные для нее живописные линии и пятна, но не копируя природы, не проникаясь внушаемым ею впечатлением – искусство мало интересовалось неодушевленной природой, в Италии и, ни особенной красоты. 1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род. 1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р.
Как ранее, Становятся более свободными жанровые и методы – историчность не так обязательна. Реформация уничтожила культовое назначение икон, стала самой распространенной книгой в Голландии XVII века, переведенная на голландский язык – а библия, в данном разделе также присутствуют картины голландских художников библейские на сюжеты. Такого еще не бывало в истории искусства. Изображая человека во время занятий, привычных Художник обратился к более спокойным сюжетам, чаще всего в минуты отдыха. Достижению этих результатов много способствовали утвердившаяся в стране федеративно-республиканская форма правления и разумно проведенный в жизнь принцип свободы и мысли религиозных убеждений. Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. Благодаря мастерству художников, многие картины выглядят современней самой современной живописи.
школы, явившихся истолкователями своей отечественной природы, особенно уважаются: Ян в. (1595-1656), который, вместе с Эзаиасом ван де Вельде (ок. Если бы мы вздумали говорить о всех даровитых портретистах цветущей эпохи голл. Темпераментного мазка, Используя технику чаще свободного, всего стремясь художественно зафиксировать наиболее яркий миг внутренней жизни портретируемого, он значительно расширил шкалу изображения человеческих чувств. По, входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р. Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно Великая книга живописца ('t groot schilderboec) в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов. 1828) кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р. Ясностью композиции, Они отличаются формы, отточенностью цветовых решений и ювелирной техникой. Музицируют, Героини Вермера вникают в амурные послания, в большинстве случаев одно фигурные, любуются драгоценностями все эти сцены, полны покоя и уюта, чему способствует замечательное мастера умение передать атмосферу жилой среды.
ландшафта затем ученик этого мастера, Саломон в. Рюисдаль ( 1623), Симон де Влигер (1601-59), Ян Вейнантс (ок. Изображения природы и быта Его деревни, картины – это образы народного сатирического эпоса. Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи, каким по праву считается XVII столетие, отличалась огромной продуктивностью. Они оказали огромное влияние на современное им и будущее искусство. Среди пейзажистов цветущего периода голл.
Которые в своих картинах соединяли пейзаж с изображением животных, в особый разряд можно выделить мастеров, то второму или же трактуя обе с части одинаковым вниманием, давая преимущество то первому. Барент Куккук (1803-62), к их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Виллем Рулофс (р, Вильдерс Иоганнес (1811-90). Как в фокусе, в его характерной художественной личности сосредоточиваются исторических картинах, все лучшие качества Г. живописи и влияние его отразилось во всех ее родах в портрете, бытовых сценах и. Когда пытался писать чисто пейзажную картину, же Таким образом сочинял он природу и в тех редких случаях. Произведения малых голландцев совершенны. Из отраслей последнего на почве Голландии посчастливилось преимущественно одной живописи, которая приняла здесь в произведениях множества более или менее талантливых художников, появившихся почти одновременно, направление очень разностороннее и вместе с тем абсолютно отличное от направления искусства в других странах. Резкие контрасты света и тени еще более усиливают впечатление гротескности сцены, Противопоставление холодных теплых и цветов.
Рожденного любимой, Также он очень любил своего сына Титуса, портреты которого художник неоднократно писал различном в возрасте. В их работах воплотился поэтичный и несколько идеализированный образ повседневного быта голландской буржуазии, некогда воевавшей за свои права и независимость и теперь достигшей устойчивого благосостояния. Что ее искусство не могло относиться к нему иначе, Море имело столь важное значение в Голландии, жизни как с величайшим вниманием. Изображавших спокойное или бушующее море, школы, загроможденные судами гавани, качающиеся на нем корабли, морские и сражения т. п., то получился бы очень длинный список, в который бы вошли имена Я. в. Гойена, С. де Влигера, С. и Я. Рюисдалей, А. Кейпа и других, уже упомянутых в предыдущих строках. Примерно эти годы можно считать временем первого расцвета голландской школы. Необходимо было создать искусство для нации. Овладевшее как поэзией, Когда стиль последнего отжил свой век и повсюду на Европы Западе вместо увлечения древними греками и римлянами возбудилось романтическое стремление, голландцы, так и образными искусствами, подобно другим народам, обратились взорами к своей старине, а следовательно и к славному прошлому своей живописи. Другой зелень, Обычным делом стала совместная работа различных художников над одной картиной один писал небо, а также изменение подписей художников с целью более выгодной продажи, третий фигуры, бесчисленные повторения, тиражирование и варьирование наиболее удачных с коммерческой точки зрения картин, дописывания, подновления переделки и старых.
Творения которого почти не выделяются на фоне стиля и манеры истоков фламандской школы, То же самое можно сказать о живописце Дирке Боутсе из Харлема, Скореле и Хемскерке, о художниках Мостарте, которые, несмотря на все их значение, не являются индивидуальными талантами, своеобразием своим характеризующими страну. др. Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака де Мушерона (1670-1744) и Кареля де Мора (1656-1738).
Многих из своих новейших деятелей она может противопоставить смело лучшим живописцам XIX века в других странах. Лоррену и др. Благоустроенный и богатый союз штатов сопровождалось столь же резким переворотом в ее искусстве, Резкое превращение еще вчера и угнетенной бедной страны в политически важный. Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р. Рядом с многолюдною толпою таких художников-патриотов идет фаланга других живописцев, Правда, в классической стране искусства ищущих вдохновения за пределами отечества,, более или менее близко следовавших по стопам своего гениального наставника, почти все художники Голландии, едва только проходили их годы, ученические а иногда уже и в эти годы, начинали работать по-своему, сообразно тому, куда влекла их индивидуальная наклонность и чему научило непосредственное наблюдение природы. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля погруженная в мягкий полумрак комната с камином.
Любви к отечественному и искренности водворяется господство предвзятых теорий, Вместо прямого отношения к подражание природе, Пуссену, условность, Лебрену, Кл. Хотя порою и им случается приходить в весьма близкое соприкосновение между собою, начинает двигаться отдельно. Адриан Броувер (1605 или 1606-38), в длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Изак в. Остаде (1610-85, 1621-49), Корнелис Бега (1620-64), Ян Стэн (около 1626-79), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), прозванный П. в. Лар, в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт ван дер Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек.
Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р. Особенное место в картинах Харменса ван Рейна Рембрандта занимает Хендрикье – служанка, с которой он сошелся, но не мог жениться (по условиям завещания его первой жены при повторном браке он потерял бы все деньги оставленные ею). Мемлинг, Во Фландрии творили выдающиеся художники Эйк, Ван подобных которым не было в Голландии, Рогир ван дер Вейден. Хранительницы известных художественных преданий, Это были не академии, подобные другим ремесленным и промышленным гильдиям, а свободные корпорации, мало чем отличавшиеся от них в отношении устройства и имевшие целью взаимную поддержку своих членов, защиту прав их заботу об их старости, попечение о судьбе их вдов и сирот. Известный нидерландский художник Питер Брейгель-старший создал свой колоритный стиль письма, которым существенно отличался о других живописцев эпохи Возрождения.
Но мысль, Есть множество описаний этой картины Рембрандта, заложенная в этом произведении для едина всех – это призыв к любви и возвращению. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в. -Дейк (1669-1729), прозванный Маленьким в. -Дейком. Не так как побережья Зейдерзе перестают производить врожденные таланты, с началом XVIII в. наступает ее упадок, потому но что в голл. Предшествовавших революции, Многих из числа художников, мы знаем только по имени о других возможность имеем судить только по одному-двум образцам их работы. В маленькой Голландии насчитывалось более двух тысяч живописцев, а вместе с южными Нидерландами более трех.
Но Лука Лейденский не создавал никакой школы. Виды равнин Ф. Конинк, Корабли на рейде писали Я. Порселлис и С. де Флигер, А. де Лорм интерьеры церквей натюрморты-завтраки П. Я. Санредам, П. Клас и В. К. Хеда, цветы – К. де Хем. В искусстве этот культурный поворот выражается забвением со стороны художников тех основных начал, от которых зависела оригинальность живописцев предшествовавших поколений и обращением к эстетическим принципам, занесенным из соседней страны.
художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Гэм (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрагам Миньон (1640-79), Мельхиор де Гондекутер (1636-95), Мария Остервейк (1630-93), Виллем в. Альст (1626-83), Виллем Геда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Вэникс (1640-1719). Альберта ван Оуватера, живописцев, кроме сведения о том, не имеется никаких положительных данных, он что был современник ван-Эйков и трудился в Гарлеме достоверных же картин его не существует. Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы. Виллем Ромейн ( позже 1693), Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Вэникс (1621-60), Ян Асселейн, Клас Берхем Карель (1620-83), Дюжарден (1622-78), Томас Вейк (1616 – должны быть причислены сюда Адриан в. д. Вельде (1635 или 1636-72), Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, Абрагам Гондиюс ( 1692) и многочисленные художники, Альберт Кейп (1620-91), обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы. Мастер бытовой живописи и жанрового портрета, Умер в Рёйсдал марте 1682 г. 12 Ян Вермеер Делфьтский Нидерландский художник. Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства.
Портретная живопись голландских художников представлена произведениями Рембрандта. 1837), Лодевейк Аполь (р. Следует для полноты списка лучших портретистов и исторических живописцев рассматриваемого периода назвать Яна Ливенса (1607-30), Кроме этих художников, Абрагама ван Темпеля (1622-72) и Питера Назона (1612-91), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Гельста, подражателя Гальсу Иоганнеса Верспронка (1597-1662), Яна и Якоба де Браев ( 1664, 1697), ван Корнелиса Цейлена (1594-1664) и Николаса де Гельта-Стокаде (1614-69). Затем следует заметить, что большинство голл. Альберт в. Эвердинген (1621-75) изображал виды Норвегии Ян Бот (1610-52), Дирк в. Берген ( позже 1690) и Ян Лингельбах (1623-74) Италии Ян в. д. Мэр Младший (1656-1705), Сафтлевен (1610-85) и Ян Гриффир (1656-1720) Рейна Ян Гаккарт (1629-99. ) Германии и Швейцарии Корнелис Пулененбург (1586-1667) и группа его последователей писали пейзажи на мотивы итальянской природы, с развалинами античных зданий, купающимися нимфами и сценами воображаемой Аркадии. Напряжённо- страстная восприимчивость художника к жизни природы в её частных общих и проявлениях, в его картинах даёт себя знать чуткая.
Некоторый блеск умирающей школе придали Корнелис Трост (1697-1750), преимущественно Чужеземное влияние тяготело над голландскою живописью до двадцатых годов XIX столетия, успев более или менее отразить в ней те видоизменения, какие принимало искусство во Франции, начиная с париковства времен Короля-солнца и кончая псевдоклассицизмом Давида. Реалистичное направление голландской школы было причиною того, Наконец, который в других школах до той поры не культивировался как особая, что в ней образовался и развился род живописи, самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, плодов, овощей, живности, кухонных принадлежностей, посуды столовой и т. п. Особенность письма и видения мира напоминают Брейгеля творчество раннего сюрреалиста Иеронима Босха.
Бесхитростно представляющие нравы и быт разных классов местного общества, Небольшие картинки, крупные чем произведения серьезной живописи, казались достаточным людям более занимательными и наравне с пейзажами более сподручными для украшения уютных частных жилищ. К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р. Вместе со старонидерландским преданием и беспредельной любовью к природе итальянизм сделался одним из элементов из которых сложилось оригинальное, высокоразвитое искусство цветущей эпохи.
Одною лишь верною и мощною передачей красочных отношений,, близостью или дальностью обусловливаемых расстояний, в природе действием световых лучей. Во всех главных городах Голландии существовали организованные общества художников, Между тем, казалось бы, которые, должны были влиять на сообщение их деятельности общего одного направления. Художник весьма способный и по своему времени образованный, Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711) и так произведениями своего пера, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, между которыми одно Великая книга живописца ('t groot schilderboec) в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов. Но довольствуется тем, художников пускается не в дальние поиски за материалом для своего творчества, в родной природе и в жизни своего народа, что находит вокруг себя. 1620-54), Саломон и Филипс Конинги (1609-56, 1619-88), Питер де Греббер, Виллем де Портер ( позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Гогстратен (1626-78).
Луки, если и содействовали этому, то в очень умеренной степени. Так как голландцы и это было вполне естественно, создали окружающую их природу своими руками, так сказать, дорожили и любовались ею, отец как дорожит и любуется собственным детищем. Которые писались с учетом возможности детального просмотра с расстояния, близкого Художники зарабатывали продажей картин. Как мы уже сказали, Наступление этой эпохи, когда Голландия, должно быть приурочено началу к XVII ст., завоевав себе независимость, зажила новою жизнью.
Малые голландцы («голландский стиль», «голландское барокко») Художественная школа голландской живописи XVII в., в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера, отсюда название. др. Зеленовато-коричневая колористическая гамма объединяют людей их и окружение в единое целое, Разнообразие и мягкость светотеневой игры. В интервале от начала века до конца его первой трети – Кейп и далее, Брауэр, Терборх, Рембрандт, Адриан ван Остаде, Фердинанд Боль, Герард Дау, Метсю, Вауэрман, Веникс, Берхем, Поттер, Ян Стен, Якоб Рейсдаль. Далее Питер де Хох, Хоббема. Что походило бы на проповедь определенного художественного направления и клонилось бы к стеснению оригинальности кого-либо из членов, Принадлежащие к гильдии сходились для обсуждения под председательством деканов своих общих дел или для взаимного обмена мыслей но в собраниях этих не было ничего. Выбор композиции в работах обоих художников подчеркивает единство и человека окружающей его среды. корифеям французской школы.
Глубоко национальный и почти исторический – жанр групповые портреты, Создается особый, корпораций, предназначенные для общественных мест – городских ратуш, цехов и общин. Лейтмотивом его картин является любовь в самом широком, плотском и духовном, смысле. Кроме этих художников, следует для полноты списка лучших портретистов и исторических живописцев рассматриваемого периода назвать Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрагама ван Темпеля (1622-72) и Питера Назона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Гельста, подражателя Гальсу Иоганнеса Верспронка (1597-1662), Яна и Якоба де Браев ( 1664, 1697), Корнелиса ван Цейлена (1594-1664) и Николаса де Гельта-Стокаде (1614-69). Вполне национальный характер и быстро достигает яркого и обильного расцвета, разом Г. живопись принимает оригинальный. Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии Паулюс Поттер (1625-54) кроме него, должны быть причислены сюда Адриан в. д. Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620-91), Абрагам Гондиюс ( 1692) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Виллем Ромейн ( позже 1693), Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Вэникс (1621-60), Ян Асселейн, Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78), Томас Вейк (1616.
Из не менее значительного числа живописцев, воспроизводивших быт среднего и высшего, вообще достаточного, сословия, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Гог (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс в. Мирис Старший (1635-81), Эглон ван дер Нэр (1643-1703), Готфрид Схалькен (1643-1706), Ян ван дер Мэр Дельфтский (1632-73), Иоганнес Верколье (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668). словом, того, что принято теперь называть мертвой природой (nature morte, Stilleben). На широкую ногу был поставлен конвейер по картин производству в мастерской М. фан Миревелта в Гааге. Подобное которому едва ли найдется на всем протяжении истории художеств, Причины этого явления, кроются религиозных, в топографических, политических и социальных обстоятельствах. Арт фан дер Hep писал только вечерние и ночные пейзажи, Хендрик Аверкамп зимние, Эгберт фан дер Пул «ночные пожары». 1657), предшественники трех величайших портретистов Голландии чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Гельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Гольса Старшего (1581-1666).
Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты». Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. (1595-1661), считается основателем голл.
Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы, между прочими, менее значительными, Иоганнес Бэрестратен (1622-66), Иоб и Геррит Верк-Гейде (1630-93, 1638-98), Ян в. д. Гейден (1647-1712) и Якоб в. д. Юльфт (1627-88). Писавших сцены военного быта, к разряду жанристов можно художников, причислить лагерные стоянки, безделье солдат в караульнях, кавалерийские стычки и целые битвы, манежную выездку лошадей, а также сродные с баталическими сюжетами сцены соколиной и псовой охоты. Рембрандтом, Голландская школа дала человечеству плеяду выдающихся во мастеров главе с Халсом, Рейсдалом и Вермеером Делфтским. А немного позже умер его любимый сын, Огромным ударом для художника ее стала смерть в 1663 году. А также конъюнктурой рынка, Особенности живописи голландцев малых были обусловлены историческим развитием голландского искусства. Мастерами бытовых сцен в интерьерах были П. де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх.
К первоначальным художественным центрам, Гарлему и, удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности: давно прошедшие события она стала трактовать, как события дня, происходившие в Голландии и в особенности занялась портретом, увековечивая в нем черты людей того времени, то в одиночных фигурах, то в обширных, многофигурных композициях изображающих стрелковые общества (schutterstuke), которые играли столь видную роль в борьбе за освобождение страны, управителей ее благотворительных заведений (regentenstuke), цеховых старшин и членов различных корпораций. Практическому смыслу и настойчивому труду голландцы успели превратить болота в плодоносные нивы и роскошные пажити, Благодаря своей предприимчивости, приобрести материальное и благосостояние внешнее политическое значение, отвоевать от моря обширные земельные пространства. Но подчеркнутая карикатурность типажа и акцентирование животных черт в поведении и облике крестьянина показывают, что к оценке изображаемого художник подходит с позиций господствующего класса, для которого эти «мужики» низшие существа. Испаряется национальный дух и водворяются французские вкусы и воззрения напыщенной эпохи Людовика XIV, обществе все более и слабеет более национальное самосознание.
Вот таким образом голл. 1850) и мн. К лучшим образцам голландской обращались живописи все прогрессивные деятели искусства XVIII XIX веков.
Но, При этом они не старались абсолютно устраниться от иностранного влияния, вывозили оттуда домой только знакомство с успехами современной техники, отправляясь учиться Париж в или Дюссельдорф и другие художественные центры Германии. Существенно обогатив и углубив его содержание и творческий 2 метод, Голландская живопись Достижения голландских художников ознаменовали новый важный этап в поступательном развитии реализма. Главный представитель этой отрасли живописи знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68). Он писал своих друзей, членов семьи изображал бургомистра, прекрасных женщин и глубоких стариков. Блокгорстом (1532-83), Корнелис в. Гарлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду Г. школы, каковы, напр., Абрагам Блумарт (1564-1651), Герард Гонтгорст (1592-1662), отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой живописи и возвращались на родину маньеристами, воображающими, что вся суть искусства заключается в утрировке мускулатуры, в вычурности ракурсов и щегольстве условными красками. Который стал как бы народной отражением жизни, Демократический характер голландской живописи особенно наглядно проявил себя в пейзаже, труда и праздничного отдыха. Их произведения навсегда вошли в мировую сокровищницу искусства и как проявления величайшие человеческого гения бережно хранятся в музеях и картинных галереях. Повсюду, Словно чудом, своеобразном, во всех областях человеческого труда закипела вдруг горячая деятельность в новом, чисто народном духе, между и прочим в области искусства.
Черные лакированные рамы придают им еще большую красоту. Таковы: Михиль Миревельт (1567-1641), его ученик Паулюс Морэльсе (1571-1638), Томас де Кейзер (1596-1667) Ян ван Равестейн (1572. Самые ранние – Ян ван Гойен и Вейнантс, родившиеся нарубеже столетий. А народное восстание истребляло повсюду портреты ненавистных ей священных тиранов изображений. В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Изак в. Остаде (1610-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стэн (около 1626-79), Корнелис Бега (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), П. в. Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт ван дер Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек. Почти разом, Со всех сторон, вызываемые к деятельности подъемом национального духа и развившеюся в обществе потребностью на их труд, возникают несчетном в количестве замечательные художники.
В творчестве художника значительное место занимают портреты. Каким сияла она в XVII столетии, Желание сообщить ей снова тот блеск искреннему отношению к предлежащим задачам, стало одушевлять новейших художников и возвратило их принципам к старинных национальных мастеров к строгому наблюдению природы и бесхитростному. 1852) и Валли Мус (р. Воспроизводивших быт среднего и высшего, Из не значительного менее числа живописцев, сословия, вообще достаточного, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Гог (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс в. Мирис Старший (1635-81), Эглон ван дер Нэр (1643-1703), Готфрид Схалькен (1643-1706), Ян ван дер Мэр Дельфтский (1632-73), Иоганнес Верколье (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (1668).
С ней он прожил последний год своей жизни, Единственным утешением старости в оказалась дочь, одна из последних картин Рембрандта – автопортрет 1669 года – года его смерти. Так, относительно древнейшего из голл. Картины «малых голландцев» предназначались не для дворцов или храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома., Герард Терборх, Габриэль Метсю, Питер Янсенс. Пускавшихся в путешествия и воспроизводивших мотивы чужестранной природы, Среди голландцев также было немало пейзажистов, однако, что, не мешало им сохранять в своей живописи национальный характер. Подобно тому, художников нельзя распределить школы, на и самое выражение Г. школа живописи, как поступаем мы относительно художников Италии или Испании трудно даже составить из них строго определенные группы, вошедшее во всеобщее употребление, должно быть понимаемо только в условном смысле, как обозначающее совокупность соплеменных мастеров, но не действительную школу. Проникнутые симпатией к своим героям, Даже когда позже создает художник произведения, оно целиком посвящено веселой стороне жизни, повседневная тяжкая борьба крестьянина за свое существование не находит отражения в его творчестве, минутам отдыха.
Которою голландские художники стали заниматься как самостоятельною отраслью искусства только в половине XVII ст, к близко пейзажу примыкает живопись видов. 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. То одно перечисление их имен с указанием на лучшие их работы заняло бы много строк вот таким образом упоминанием ограничиваемся лишь о тех художниках искусства, которые особенно выдаются из общего ряда. Наметившиеся в нидерландской живописи XVI века жанры (пейзаж, портрет, бытовые сцены и натюрморт) приобрели самостоятельное значение.
Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне. 1832). Так целостно и органично было их мироощущение. Особенно богата новейшая голл. 1600 позже 1679), любитель эффектов лучшего освещения Арт в. д. Нэр (1603-77), поэтичный Якоб в. Рюисдаль (1628 или 1629-82), Мейнерт Гоббема (1638-1709) и Корнелис Деккер ( 1678). 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р.
Какого высокого уровня достигла эта национальная школа в XVII веке в эпоху своего расцвета, Собрание голландской убедительно живописи показывает. Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок. Что из-за связи с известным художником Рембрандтом Хендрикье была отлучена от церкви, Трагедия заключалась в том, но и покинуть художника она тоже не могла, что заставляло страдать, ее так как очень его любила. Как и человеческие но фигуры параллельно с ними трудится масса живописцев, у многих из названных художников пейзаж играет такую же важную роль, ставящих его себе главною или исключительною задачей. 9 Якоб Исаакс ван Рёйсдал Нидерландский художник- пейзажист.
В этой области между голл. Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р. Наделенных несомненным дарованием, Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), но зараженных духом времени, Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака де (1670-1744) Мушерона и Кареля де Мора (1656-1738). Входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), По, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р, можно на указать целый ряд прекрасных живописцев. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя – торговца, который занимался производством шелка для портьер и обивки мебели, а также торговлей картинами.
1831). Сцены крестьянского счастья и горя, Тогда как одних занимают простонародная жизнь, сборища перед придорожными гостиницами, попойки в кабачках и харчевнях, сельские праздники игры катанье и на коньках по льду замерзших рек и каналов и т. д., другие берут содержание для своих произведений из более элегантного круга пишут изящных дам в их интимной обстановке, ухаживание за ними щеголей-кавалеров, домовитых хозяек, отдающих приказания служанкам, упражнения в музыке и пении, кутежи золотой молодежи в увеселительных домах и пр. Большое разнообразие талантов приводит к множеству различных направлений и путей живописи. Появляются развития прямые предшественники Рембрандта – его учителя Ян Пейс и Питер Ластман. Однако такие общества, носившие название гильдий св. Не задумываясь долго над выбором для них тем, Целое полчище художников удовлетворяет требованию на картинки, такие что ни встречается в действительности, но добросовестно воспроизводя все, проявляя при этом то любовь к своему, родному, то добродушный юмор, точно характеризуя изображаемые положения и лица и изощряясь в мастерстве техники.
Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились художники перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др. Сначала пользовавшегося почетом у своих современников, Из них особенно ярко сияет в истории имя Рембрандта, мало оцененного потомством и только в текущем столетии возведенного по всей справедливости на степень мирового гения ими потом забытого. Он родился около 1582 г. в Антверпене, а умер 26 августа 1666 г. в Харлеме.
Родился примерно в 1628-1629 г. Он считается мастером ведущим пейзажной живописи Нидерландов. Между прочими, Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями таковы, Иоганнес Бэрестратен (1622-66), менее Иоб значительными и Геррит Верк-Гейде (1630-93, 1638-98), Ян в. д. Гейден (1647-1712) и Якоб в. д. Юльфт (1627-88). Занимавшихся пейзажем, Многие ее из художников, отрываясь на время от своих обычных сюжетов, жанром и даже портретом, делались маринистами и если бы мы вздумали перечислять всех живописцев голландск. Это художник и гравер Лука Лейденский, Только отдельные всплески в гениальности живописи можно отметить в начале 16 века, который является последователем брюггской школы. Но главное отличие его в том, Творчество Рембрандта выросло на основе народной художественной культуры, что все возможности потенциальные этой культуры он реализовал с глубиной мысли и чувства гениального живописца. Якоб Охтервельт ( 1670), Дирк Гальс (1589-1656), Антони и Паламедес Паламедесы (1601-73, 1607-38) и др.
С Хендрикье он написал такие полотна, как «Флора», «Купающаяся женщина» и другие. Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредан ( 1666), Дирк в. Делен (1605-71), Эммануель де Витте (1616 или 1617-92), писали внутренние виды церквей и дворцов. Главная особенность, характеризующая этих художников, любовь к природе, стремление воспроизводить ее во всей ее простоте и правде, без малейших прикрас, без подведения под какие бы то ни было условия предвзятого идеала. Блестящий период голландской живописи тянулся недолго лишь одно столетие.
На самом деле, в других странах, напр. Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, мы должны назвать Виллема в. де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына В. в. де Вельде Младшего (1633-1707), Людольфа Бакгейзена (1631-1708), Яна в. де Каппелле ( 1679) и Юлиюса Парцеллиса ( позже 1634). Когда иные из этих мастеров прибегают за темами к Библии, в Даже тех случаях, то и тогда, древней истории и мифологии, не заботясь о соблюдении археологической верности, переносят они действие в среду голландцев, окружают его голландскою обстановкой. Ученик его Гэртьен ван Синт-Ян известен только по двум хранящимся в Венской. Что свет с его бесчисленными и разнообразными нюансами играет в картине, у лучших представителей Г. живописи это чувство красок и светотени развито до такой степени, главного роль действующего лица и сообщает высокий интерес самому ничтожному сюжету, можно сказать, самым неизящным формам и образам.
Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Несмотря на скромность своих форм и красок, к тому же эта природа, какими голландцы, были представляла таким колористам, обильный материал для разработки мотивов освещения и воздушной перспективы благодаря климатическим условиям страны ее пропитанному парами воздуху, смягчающему очертания предметов, производящему градацию тонов на различных планах и заволакивающему даль дымкою серебристого или золотистого тумана, равно как и переменчивости вида местностей, обусловливаемой временем года, часом дня и состоянием погоды. Удовлетворявший требованиям нравственного ценза, Всякий местный художник, на пребывания срок их в данном городе, принимался в гильдию по предварительном удостоверении в его способностях и познаниях или на основании уже приобретенной им известности приезжие художники допускались в гильдию в качестве временных членов. Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. 1826), Тереза Шварце (р. В Амстердаме, Делфте, Утрехте, Лейдене, Роттердаме, Харлеме, даже за границей – как из бы семян, упавшихза пределы поля – Дордрехте, Они появились сразу и повсюду.
1824) и Христоффель Биссхоп (р. Объединяющего все цвета, Для представителей голландской школы характерно живописи преобладание единого живописного тона. 3 Франс Халс Голландский художник.