Автор ряда литературоведческих статей (о Пушкине, Блоке, Маяковском). По определению Антокольского, это – образы «друзей человечества», «борцов за лучшее будущее». Николая II имп. Оставалось только вдумываться, расспрашивать, спорить и самому вывести заключение». Таковы Христос перед судом народа (1874), Спиноза (1882 обе работы в Русском музее), Христианская мученица (Не от мира сего, 1887, Третьяковская галерея).
Помимо его дарования, Главное отличие Антокольского от современных скульпторов ему реалистического направления, состояло в значительности его эстетического идеала. ст. Уже первая работаскульптора па историч.
Скульптор сумел сделать позу Пушкина непринужденной исполненной внутреннего достоинства, сумел найти сдержанный жест, выразительный наклон головы. За нею последовали «Ярослав Мудрый», «Дмитрий Донской», «Иоанн Третий» и «Христос перед судом народа» (1874, бронза 1876, мрамор). Которая была главным утешением и счастьем его жизни, Работы А. свидетельствуют его о бесконечной любви к искусству и о его серьезном отношении к работе. Но целиком разделял его программу и последовательно отстаивал нового принципы реалистического миропонимания, Антокольский формально не входил в Товарищество передвижных художественных выставок. иллюстр. ) в 1889 г. "Христос" (проект для маяка).
К своим друзьям и единомышленникам придают особое значение переписке, Многолетнее пребывание границей за и постоянное стремление быть ближе к России, Крамским, которую Антокольский постоянно поддерживал со Стасовым, Репиным и другими близкими ему людьми. С ее настоящим и будущим, Идеал был этот связан с историей России, как оно рисовалось передовым людям того времени. Идейностьсодержания, стремление к художественнойправде являются основой его творчестваи воззрений на искусство. Доброе, " Тесное общение с товарищами-русскими, что полюбил А. искренно то общество, дружелюбное отношение образованных русских людей к таланту-еврею сделали то, среди которого он жил, учился и развивался он основательно ознакомился с русской литературой изучил русскую историю. Торжество духа и разума над силою и неблагодарность толпы великим к вождям мысли, Как семит-деист – А. в творения свои вкладывал философские идеи. Антокольский не был мастером бытовых сцен в духе Каменского и тем более был не простым копиистом жизни.
Именно этими произведениямиопределяется место А. в истории русскогоискусства. После непродолжительного пребывания в Берлинской академии, разочаровавшей скульптора, Антокольский вернулся в Петербург, где продолжал работать над «Инквизицией», которой заканчивается у Антокольского период еврейских сюжетов. Однако А. много творил в это время и каждый год делал по большой статуе. Александры Феодоровны, С. П. Боткина, Петра I. В Третьяковской галерее статуи: "He от мира сего", "Иван Грозный", "Христос" (бюст). И это проявляется уже в его отношении к натуре, Его понимание реализма ничего не общего имело с принципом иллюстративности.
"Ермак" (см. Вместе с тем, в силу рассмотренных выше причин, ее роль оказалась ограниченной и в той области, где она утверждала новые идейно-художественные принципы. Он предпринял издание своих работ в малом размере и начал новые небольшие вещи: "Сон", "Ундина", "На перепутье", "Спящая красавица". Выбор места рассматривался как важное предварительное условие работы над памятником.
Он первый опроверг старую легенду о том, как и другими которые искусствами, стали заниматься скульптурой с таким же успехом – что евреи не способны к скульптуре вслед за ним появляется целая плеяда талантливых евреев, Его дарование представляет исключительное явление в истории интеллектуальной жизни евреев. В 1864году Антокольскому была присвоенасеребряная медаль за горельеф«Еврей-портной», а в 1865 году золотая за горельеф «Скупой». Оталантливом подмастерье узнала женавиленскогогенерал-губернатора В. И. Назимова А. А. Назимова известная покровительница искусств. Благодаря её ходатайству будущеговеликого скульптора приняли в Академиюхудожеств (ему было дозволено посещатьвольнослушателем скульптурный класс). В 1881 г. "Спиноза" (по заказу барона Г. О. Гинцбурга) в 1882 г. "Офелия" в 18831884 гг. Александра III). Отлитая потом из цинка, "Инквизиция" испортилась до такой степени, что А. никогда более ее никому не показывал.
Но он верен и своему стремлению к правде портретного образа, правде характера. Чтобы нести ее по узким лестницам на этаж 4-й Академии, Пришлось статую разрезать на части. Тургеневым, Боткиным и – др Кавелиным, в это время А. познакомился с лучшими представителями русского интеллигентного общества. Однако в нем нет ни цельности, ни строгости классических памятников Петербурга, а при детальном анализе бросаются в глаза и недостатки отдельных фигур – например, вытянутость и вместе тяжеловесность фигуры Екатерины поверхностно – «костюмировочный» подход к изображению придворных, где на первом плане – не портретные характеристики, а кафтаны и ордена, парики и ленты. Его статуи, за исключением «Петра», трудно представить себе в качестве памятников.
» (бронза, 1871, Русский музей, Ленинград мрамор, 1875, Третьяковская галерея), воспринимавшаяся как обличение самовластия. Вот он сидит перед нами, грозный царь, положив руки на подлокотники резного трона. Воспитанные на рутине академизма 18 века, профессора, Старые начинавших искать новых путей в искусстве, не могли понять стремлений молодых талантов. пром. ".
А в 1879 г. статую "Мефистофеля" иллюстр. ), А. отправил эти работы вместе со всеми прежними в Петербург, бюст и И. С. Тургенева др., где выставил их в 1880 г. в Академии художеств. В ходе работы над статуей Опекушин благополучно преодолел трудности моделировки фигуры. Отнюдь не утративший своего понимания прежнего задач искусства, Однако Антокольский, вновь возвращается к русской исторической теме. Александра III: статуи "Иван Грозный", "Христос", "Сократ", "Мефистофель", "Иоанн Креститель", "Ярослав Мудрый", "Ермак" (статуя-эскиз) "Нестор", бюсты: имп. Создание этих образов было продиктовано, прежде всего, поисками гуманистического идеала правды и справедливости, характерными в то время для русских художников-демократов. Эта тема привлекала Антокольского еще в годы учения в Академии.
Но и он не избежал пороков, свойственных скульптуре своего времени. Так полно и глубоко в воплощенная живописи, Новая эстетическая программа искусства, для скульптуры оставляла лишь ограниченное поле деятельности. "Как мне не показать свои работы родине, которой я всем обязан.
Которое исходит от всей его богатырской Антокольский фигуры, подчеркивает необыкновенный рост Петра и то ощущение мощи. Что Антокольский передает реальные черты личности исторической Петра, Главное отличие заключается в том. Произведения основного специалиста в этой области – М. О. кн. : Стасов В. В., Избр. соч., т. 2, 1937, стр. Считая их негодными при условиях, тех с тех пор А. не принимал участия в конкурсах по принципу, при коих они обыкновенно устраиваются. Где ему была присуждена высшая награда, Все свои работы А. привез в 1878 Париж г. в и выставил на Всемирной выставке и орден Почетного легиона, m233daille d'honneur.
Так же как и другие скульпторы того времени, Однако он, не в был силах возродить искусство памятника. Костюм Спинозы в точности соответствует голландской одежде XVII столетия он скрывает хилое тело юноши, утопающее в его складках. 1902, Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ (нынев ФРГ), русский скульптор. Пименову (в 1862 году). Каменского «Первый шаг» (1872, Государственный Русский Музей).
«Ермак» задуман как воплощение русской смелости, удальства, стихийной народной силы. Много статуй исполнил А. для постановки внутри зданий: бар. Екатерины II для гор. В учении царствовал ложноклассический метод. Уже в периодпребывания в Академии, благодарясближению с И. Е. Репиным, И. Н. Крамскими В. В. Стасовым, А. становится убеждённымсторонником передового демократии, направления в искусстве.
Произведение Антокольского иногда сравнивают с картиной Крамского «Христос в пустыне». А. дана почетная медаль и орден Почетного легиона – На выставке парижской 1878 г. эти произведения оценены по достоинству. Соседство с ними только оттеняет его эклектический характер и многословие. принадлежит ряд портретов, надгробий, проектов памятников. Я не могу проследить самого себя, какими путями и почему складывался у меня взгляд и любовь на общечеловеческие идеи.
То глубокий и мощный, Рельеф скульптуры, предопределяет пластику контрастную статуи», то лишённый больших пространственных захватов. («Спиноза», мрамор, 1882, Русский музей«Не от мира сего», мрамор, 1887, Третьяковскаягалерея) присущи черты сентиментальности. А. В письме Стасову из Парижа он писал: «. А через его посредство с Крамским и Стасовым, в Академии Антокольский сблизился с Репиным, с общение которыми способствовало формированию его взглядов на искусство.
Мастерство художественного обобщения, Патриотический пафос и гуманизм, давшую замечательные образцы героических памятников, монументальных величественная простота и классическая ясность замысла отличают скульптуру русского классицизма, станковой круглой скульптуры и рельефа, органического единства скульптуры с архитектурой и садово-парковым искусством. Quotнебывалое" навлекло на А. гнев профессоров Академии за эту работу, Это новое, А. стал терпеть притеснения в Академии он должен был искать приюта в другой академии и в 1868 в г. уехал Берлин но там он вскоре еще более разочаровался в режиме академии и потому возвратился в Петербург, поставленную на экзамене, где продолжал работать над "Инквизицией". В конце 19 века в условиях разложения буржуазной культуры образуются другие течения – импрессионизм, «стиль модерн», символизм и другие, которые привели к полному распаду скульптурной формы: заставили отказаться от национальных реалистических традиций изображения действительности, привели к уродливым и бессмысленным экспериментам. По существу, Пластическая форма во случаях, всех однотипна и имеет целью лишь убедительно-правдоподобное воспроизведение реальной формы. То же многословие, связанное отчасти с академической традицией, отчасти с попытками перенести в область монументальной скульптуры принципы иллюстрационной графики, видно и в памятнике Екатерине II в Петербурге (1873). Однако образ духа зла получился у него мельче, чем это рисовала его творческая фантазия.
А. исполнены также статуи «Нестор-летописец» (мрамор, 1889) и «Ермак» (бронза, 1891 обе Русский музей). В трех горельефах и одной группе: 1) Нападение европейцев на варваров, Незадолго до смерти Антокольский задумал исполнить цикл вещей под названием "Всемирная трагедия", обнявшись в борьбе, 2) Нападение на язычников христиан и 3) Нападение инквизиции на евреев в заключение группа: "Помирились" два врага лежат мертвые. в г. Вильне, в бедной еврейской семье. Вопрос о правах и Москвы Петербурга на памятник Пушкину был предметом дискуссии в современной прессе. «Надгробный памятник княгини Оболенской» (1875), Среди скульптур периода этого примечательны «Мефистофель», горельеф «Последний вздох» и барельеф «Безвозвратная потеря», «Смерть Сократа» (1877).
В период смены старых академических традиций новыми классицизма течениями идейного реализма, в академию поступил в 1862. Быть может, Антокольский судил об этой статуе, строже излишне строго, кто чем бы то ни было из его критиков. Художник и архитектор И. С. Телятников, автор Ордена Александра Невского, не имея прижизненных портретов русского героя, «увидел» вместе с режиссером фильма Сергеем Эйзенштейном именно такого Невского, как две капли воды похожего на Николая Черкасова. Вэто же время Антокольского избраличленом-корреспондентом Парижскойакадемии. А именно – вид окаменевшего в роли актера, в силу этого скульптурный образ натуралистический приобретает оттенок.
В связи с тяжёлой болезньюс 1871 жил в Италии, с конца 1877 в Париже. Под воздействием В. В. Стасова, И. Н. Крамского стал убеждённымреалистом-демократом, близким кпередвижникам. В эту пору благодаря творчеству таких мастеров, как Е. А. Затем целый ряд памятников, а в 1877 г. "Последний вздох" и "Голова Иоанна Крестителя" (1878).
В его простом одеянии более всего заметны скуфья и клобук. Вернувшись в 1877 г. в Рим, А. закончил из мрамора "Сократа" (см. получил 1-ю серебр. Которым пользовались даже посредственные работы скульпторов, в этом можно видеть тому объяснение вниманию. О красоте подвига оказалась нереализованной», Главная мысль художника величии о жертвы за идеи. К какому другому жанру можно причислить «Сократа» (1875) или «Спинозу» (1882, оба в Государственном Русском музее), если не к историческому. Уже при первом взгляде бросается в глаза сплетение исторической идеи памятника с самодержавия идеями и православия.
Шире, Здесь все крупней, которыми пользуется скульптор и средства изображения, в большей мере его отвечают задаче. Незадолго до своей он смерти написал роман "Бен-Изак" хроника из еврейской жизни (рукопись хранится в Имп. Из всех вещей Антокольского статуя Петра I ближе всего подходит к произведениям монументальной скульптуры. Для формирования новых реалистических традиций в скульптуре, Трудно переоценить значение для Антокольского русского искусства второй половины XIX в. Зависимость скульптуры от современной ей живописи выразилась в непомерном развитии жанрово-повествовательного элемента и имитации средствами пластики подробностей сюжетного рассказа, наконец, в нивелировке выразительных качеств материала. тему статуяИвана Грозного (187071), показанная на1-й выставке Товарищества передвижныххудожественных выставок, доставилаА.
Quotсамсон", После смерти А. в мастерской его осталось много работ неоконченных и много эскизов, "Микеланджело" и др, "Диоген в – темнице" из которых особенно интересны. Он очень интересовался молодыми еврейскими художниками. Которые решала русская живопись второй половины XIX века, Отторжение скульптуры от синтеза с архитектурой имело своим следствием возрастание роли станковой скульптуры и приближение ее к тем в задачам, особенности жанровая. Средства к жизни у него тогда были очень скудные, помещение для работы крайне неудобное. А в приемах исполнения – в общей композиции, Однако характеристика в статуи целом недостаточно рельефна, – ощущается известная вялость, как и в отделке некоторых деталей. Уже первая работа Антокольского на историческую тему – статуя Ивана Грозного (1871, бронза в Государственном Русском музее, мрамор в Государственной Третьяковской Галерее), показанная на Первой передвижной выставке, принесла ему широкое признание на родине и за границей.
Несколько публичных памятников А. исполнил по личному заказу: памятник имп. Переводил с французских, грузинских, украинских и азербайджанских поэтов. Замысел монумента «Тысячелетие России» столь же обширен, сколь противоречив и нестроен. К сожалению, литература, касающаяся их, так сказать адвокатурная. Эпистолярноенаследие скульптора, составляющее ок. 800 писем, поражает богатством мыслей исвидетельствует о том, что А. постоянночувствовал себя активным деятелемрусской художественной культуры, непреклонно убеждённым, что именноРоссия «скажет свое особенное, свежееслово среди международного искусства» (письмо к В. В. Стасову, получ.
Но это место сочли слишком Первоначально уединенным имелось в виду поставить памятник в Царскосельском лицейском саду. Если говорить о ней в целом, Скульптура второй половины XIX века, равные по своему общественному значению и по своей художественной ценности Перова произведениям и Крамского, не смогла создать произведения, Репина и Сурикова. Ипервой большой его работой стала статуя«Иван Грозный» (1870 год). Решительное движение и известная торжественность позы представляют прямую противоположность образу «Грозного», его мрачной задумчивости, сосредоточенности. получил 2-ю серебряную медаль), в 1865 году из слоновой кости "Скупого" (см.
К 1871 относятсятакже и другие работы А. на историч. Везде, где А. выставлял свои работы, ему присуждали высшие награды (Мюнхен и Вена золотые медали) его также выбрали почетным членом многих академий. В 1872 году А. (женившись на красавице-еврейке, дочери виленского купца Апатова) уехал в Рим, где встретил много прежних товарищей (Репин, Васнецов, Поленов, Ковалевский, Мамонтов, Иванов, Прахов, Третьяков и др. ) и завел новые знакомства. Больше всего Антокольского трогало в образе Христе его отношение к людям.
На связь с архитектурными ансамблями, Его замыслы и самый язык его произведений не были рассчитаны пространство на улиц. И «Еврей-портной» и «Еврей-скупой» позволяют говорить о самобытном таланте Антокольского, о его тонкой наблюдательности. Другой вопрос – сама трактовка образа. Лансере и А. Л. В «Спинозе», напротив, все усилия Антокольского направлены на то, чтобы погрузить нас в мир духовной жизни философа.
Посвященные великим мыслителям древности, драматизмом Внутренним наполнены работы Антокольского. Стеганая шапка древнерусского воина, кольчуга и «зерцало», защищающие грудь Ермака, боевой топор, зажатый в руке, – всех этих исторических атрибутов еще мало, чтобы создать достоверный исторический образ. Для ранних рельефов Антокольского (из дерева или кости), посвященных характерным типажам еврейского провинциального, «местечкового» быта, типичен детальный, согретый теплым юмором жанровый натурализм (Портной, 1864 Скупой, 1865 обе работы в Русском музее, Петербург). Грозный".
В представлении Антокольского, «Мефистофель» – порождение современности, символ XIX века, – олицетворение мировой скорби и безжалостного самоанализа. В узком смысле слова, Портретную скульптуру, безусловно, Антокольский ставил, ниже тех в произведений, основе которых лежала обобщающая историческая идея, драматический сюжет, представление об идеале. Шустова, В. Г. Антокольский был, безусловно, наделен даром портретиста, но это был своеобразный дар. Удаленного от Тверской улицы в глубину бульвара, Первоначальное местоположение памятника, которая оказывалась в гармоническом согласии с камерным существу по характером образа, обеспечивало ему ту изоляцию от больших открытых пространств и ту меру интимности окружающей среды.
Он считает одинаково неправильным и «подводить природу под условность», как это делали академисты и «слепо подчиняться природе», к чему нередко приходили современные ему скульпторы искавшие путей к реализму. К-рый возражалпротив того, Вполнеосно- вательвыми вот таким образом следует считатьзамечания Стасова и хотел видеть егоактивным и сильным, что Спиноза был и изображёнслабым больным. А. родился в г Вильпо, в небогатой еврейской семье. Этуработу он выслал в Санкт-Петербург. Но, когда ребёнок подрос, его отдалив обучение к резчику по дереву.
Вылепив в 1878 г. горельеф "Иоанн Креститель" и барельеф-портрет барона Марка Гинцбурга (см. А тем, Правда в данном случае эта удача определяется не монументальной достоинствами формы, что Опекушин сумел счастливо избежать ложной велеречивости и патетики официальных монументов. Сильных характеров, Он раскрывался в изображении личностей исторических типических национальных черт русского народа.
Что никто не осмеливался возражать, Время было тогда такое, один и только В. В. Стасов заступился за художника. Сократ выбрал второй путь. памятник кн. Толстого, работы Н. С.
Которое создавалось на рубеже 60-х и 70-х годов, произведения, Для взятый Антокольским, сюжет, не был неожиданным. 8 янв. 1883). Горельеф "Последний вздох", Оболенской", барельеф "Безвозвратная потеря" памятника проект Оршанскому и др. В дни юбилея Царскосельского лицея, Впервые мысль о памятнике поэту возникла в 1860 году, слава которого прямо с связана именем Пушкина.
Споры об искусстве, Чтение посещение книг, музеев заполняли все его свободное от занятий время. Иванов, М. А. И иллюзорность уступает место художественно обоснованным решениям, началу к следующего десятилетия стиль вещей Антокольского меняется. 19 июня (1 июля) 1896, в Санкт-Петербурге, ум. И он в апреле 1872 г. уехал в Италию, Усиленные работы и прежние скверные условия жизни подорвали здоровье А., своего маленького ученика Гинцбурга, взяв с собою будущего скульптора им привезенного в 1871 г. из Вильны.
Ни один не до поднимается уровня исторических портретов Антокольского, Но ни один из них нельзя назвать глубоким. Что патриотическая иисторическая темы отвечаютдемократическим и национальным русской ивтересампередовой культуры, полагал. 177). Но она все более становится повествовательной и выглядит как переведенная в скульптуру жанровая картина – так, например, работы М. Чижова «Крестьянин в беде» (1872, бронза, Государственный Русский Музей, мрамор – ГТК), В. А.
До 1880 года жил в Риме, потом переехал в Париж и оставался там до последних дней (Антокольский умер в 1902 г. ). Второму – изображения известных деятелей екатерининского Первому времени, принадлежала фигура императрицы. С большойнаблюдательностью запечатлел из онвзятые реальной действительностии хорошо знакомые ему народные типыи жанровые сценки. Кроме того, в Москве постоянно бывали приезжие люди из разных концов России и это должно было придать памятнику «значение вполне народного достояния». Их борьба и трагическая достигнуть невозможность поставленных целей, Скульптора волнует их личная судьба.
Многие письма Антокольского могут служить источником ценнейшим для изучения русского искусства второй половины XIX века. Станковые и монументальные фигуры, Однако славу принесли ему темы из русской истории, где ему удалось соединить правду бытовой детали с глубокими историко-философскими обобщениями. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным". Он никогда по субботам не работал по праздникам он молился. Отсюда берет начало общая приподнятость решения, оттенок репрезентативности. В презентации раскрывается биография М. М. Антокольского демонстрируютсяего и уникальные произведения.
Весь день непрерывно работал в мастерской, А. вел замкнутую жизнь, которые собирал в продолжение лет, многих а по вечерам дома устраивал маленький музей старинных вещей. А. не любил портретов большею частью он их делал по заказу между ними, однако, многие замечательны по сходству и по исполнению: "Барельеф-портрет барона М. Гинцбурга", "Безвозвратная потеря" (умерший сын художника), бюсты: велик. иллюстр. ) и к ней этюд-голову под названием "Натан Мудрый" (см. Во времяучёбы в Академии Антокольский не тольков совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёксяроссийской историей и литературой. Quotя не был балован никем, кто хотел бил меня, мне доставалось от всех, а ласкать никто меня не ласкал – я был нелюбимый ребенок, Детство А. было безотрадное. Онбыл членом-корреспондентом Парижской Академии и художеств профессоромскульптуры Петербургской Академии Художеств. В обширный переченьпроизведений А. входят также портретыего знаменитых современников В. В.
Идейная же сторона его не Искусство удовлетворяла, французов восхищало А. только своей внешней стороной технически виртуозной. Ряд произведений А. посвятил морально-философским темам, которые трактовал в духе отвлеченно понятых идеалов справедливости и правды («Христос перед судом народа», бронза, 1874, Русский музей мрамор, 1876, Третьяковская галерея «Мефистофель», мрамор, 1883, Русский музей). В то времяобычная для выпускников Академиихудожеств практика. Всадник на вздыбленном коне взлетает на каменный уступ постамента, рука с булавой торжественно простерта, призывая к единению с Россией. Антокольский масштабностью тематики своих произведений ближе всего стоит к и Крамскому Ге, Принадлежавший к старшим передвижникам. Однако известная фигура Мефистофеля, представляющая его сидящим на скале, показывает, что в дальнейшем Антокольский отказался от этого иллюстративного замысла. Портреты эти, простые и безыскусственные, отличаются строгостью сходства, прямотойхарактеристик, живостью выражения.
Которое утверждали идейные реалисты, Теории и практике академизма он противопоставлял сознательно то понимание искусства. "Мученица" ("Не от мира сего") в 1886 гг. Но сам факт того, что Сократ, принявший яд, просил своих последователей записывать всё, что он говорит об изменениях в организме и тем самым, продолжал служить науке в последние мгновения жизни, говорит о настоящем подвиге и сильной воле ученого. иллюстр.
Ребёнком в еврейской семье. Его родители были людьми иочень небогатыми религиозными, Он был младшим, седьмым. Триумф был полным. Враг всего человеческого сначала рисуется ему в духе произведений Гете и в непременно соединении с загубленным младенцем Маргариты. Отречься от своих убеждений или уйти из жизни, приняв яд. Правда, г-жа Кузнецова не сообщает, как, по ее мнению, можно было изобразить «величие жертвы за идею» в скульптуре, где герой доживает последние минуты. Всё это говорит о том, что мы часто смотрим на исторические персонажи глазами художника (в широком смысле этого слова) и не задумываемся о том, что данная личность в действительности могла выглядеть иначе. Марк Матвеевич 21. 10 (2. 11). 1843, Вильнюс, 26. 6 (9. 7).
Потемкина, Статуя императрицы занимает центральное и положение заметно выделяется своими размерами фигуры Суворова, прославивших царствование Екатерины, Державина и других лиц, расположены вокруг и ниже ее, на цоколе памятника. Чтобы сгруппировать в Европе еврейских художников с тем, Мечтал он также о том, настроением, чтобы из них могла образоваться своя школа с особым стилем обликом и строем. Однако это произведение нельзя поставить в один ряд с академическими статуями.
Зачастую скульптурные произведения этого времени выглядят как переведенные попросту в мрамор и бронзу сцены из жанровых картин. В то время материальное положение А. ухудшилось., Марк Матвеевич (18431902) выдающийсярусский скульптор-реалист, близкий кпередвижникам. Принято считать, что после статуй «Иван Грозный» и «Петр» Антокольский на время оставил исторические сюжеты и возвратился к ним только в последний период творчества.
Quotмоисей", "Шейлок", "Дебора", "Иеремия", "Спиноза", сцену "Еврей-пойманник" и др., но, кроме "Спинозы", ему не удалось исполнить эти сюжеты и только в конце своей жизни он вернулся к "Инквизиции" – "Самсон", Потом разные в годы А. задумывал еврейские типы и сцены. Quotя прохожу мимо зла человеческого – ибо оно мне мешает служить идее Бога", Главным девизом А. во время работы были слова Б. Спинозы. Quotя всех слушаю никого и не слушаюсь" – По отношению к критике работ своих А. часто повторял слова. В знаменитом Мефистофеле (1883, Русский музей и другие собрания) стремление одухотворить материал, сделав мрамор «мыслящим», претворяется в драматическую иронию. Вобрав голову в плечи и сложив груди на тонкие кисти рук, Глубоко усевшись в кресло, Спиноза весь ушел в себя. В свое время памятник не случайно вызвал отрицательную оценку критики (Крамской, Стасов). Развивая мысль о недостатках своей статуи, в другом письме Стасову, связывает Антокольский их с остатками академизма.
204). Беклемишева – «Деревенская любовь» (1896), Ф. Ф. Родился внебогатой еврейской семье.
Кризис монументализма в искусстве второй половины XIX века и сказался на развитии монументальной скульптуры. В середине 19 века с ростом демократических тенденций в искусстве усиливается стремление русских скульпторов к исторической и бытовой конкретности образов, проявившееся в монументальной и особенно в жанровой скульптуре и портрете, здесь ярко себя проявили: Орловский, Витали (создавшему бюст Пушкина, художника Брюллова), Клодт (памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге), Николай Степанович Пименов. Тогда А. пригласил в мастерскую великую княгиню Марию Николаевну (в то время президента Академии). 9 октября 1978, в Москве. Тяжёлые формы драпировок нижней части статуи контрастируют с пластическим лёгких ритмом складок подрясника в верхней её части.
Которые губят молодых в художников, своих письмах к Крамскому он резко осуждает установки Академии. Образ дальновидного и решительного преобразователя России создал А. в статуе Петра I (гипсовый экземпляр 1872 утрачен бронза, Русский музей и Третьяковская галерея). Отяжелевшее тело сползает с кресла. иллюстр. ). Статуя произвела на царя огромноевпечатление и он приобрёл её для Эрмитажа за8 тысяч рублей (по тем временам огромнаясумма).
Я бросился изучать их по книгам. Но владелец статуи, Он в отчаянии хотел сделать другую, не согласился, П. Н. Третъяков, статую требуя склеенную. проявил интерес к историч. сюжетам, к сильным и мужественным характерам. В дальнейшем свои передовые демократия, взгляды А. воплотил в образах людей, жизнь к-рых была связана с возвеличениемРоссии, с большими государственнымипреобразованиями и военными подвигами, совершёнными на пользу отечеству. Гражданские и патриотич.
Статуя устойчива и в то же время некоторая композиционная асимметрия ей сообщает оттенок динамизма. Почти тридцать лет, Он прожил за границей большую жизни, часть только изредка возвращаясь на родину. Образ Христа по своему замыслу – один из самых глубоких у Антокольского. Гинцбург, семья/), да в конце жизни вернулся к «Инквизиции». Антокольский стремился к изображению той же, Во случае, всяком отрешенности от мирской суеты, что у Пушкина, просветленной мудрости. И уже в 1878 году принял участие в Международной выставке, Вместе с семьей Антокольский переехал в Париж, награжден орденом Почетного легиона и избран членом-корреспондентом Парижской Академии художеств, на которой был удостоен высшей – награды большой золотой медали.
Наиболее болезненно эти кризисные моменты отзываются на искусстве памятников. Происходящее на родине, Откликаясь на всякое значительноесобытие, А. в1875 принял участие в конкурсе па С. Пушкину памятникА и создал два эскизных проектапамятника. Публичной библиотеке).
Чаша с цикутой уже выпита. Постоянно мечтал он о распространении среди евреев русских художественно-промышленного образования и старался основывать соответствующие общества. А вместе с и тем их решение в образах искусства носит в достаточной мере отвлеченный характер, Постановка этих проблем. Запечатлев физическое угасание жизни, Передав натуральность смерти, переступил Антокольский за грань допустимого в искусстве. Годы пребывания в Академии он во многих отношениях использовал для самообразования. В других героях А. выражает идею преданности людей сильной воли, людей ума к своей родине (Петр I, Ермак, Нестор и др. ).
ПОРТРЕТ МАРКА МАТВЕЕВИЧА АНТОКОЛЬСКОГО. Среди художников и любителей выставка имела успех (Академия наградила А. званием профессора). (18431902) скульптор. Александра III (для Музея имп. Который благодаря своему выдающемуся таланту приобрел громкую и известность всемирную славу, первый скульптор-еврей. А не в скульптурной форме, Но обобщающее начало заключено у Антокольского лишь теме в и сюжете.
И его руководство сводилось к советам отдельным или поправкам, Маститый Пименов редко бывал в академической мастерской, которые делались от случая к случаю. Лучшая из работэтого плана «Христос перед народом» близка к подобным полотнам И. Н. Крамского и Н. И. Ге. Репрезентативности, По сравнению с традиционными академическими статуями новым в произведении Антокольского был отказ от условной приподнятости, усиление личных бытовых и моментов, перенесение главного акцента на проблему психологической характеристики. " В 1874 г. А. стал лепить статую "Христа" и начал статую "Сократа".
В работе над памятниками обнаруживается явственно упадок традиций монументальной скульптуры. «Поцелуй Иуды Искариота» и великой Марии княгини Николаевны) привлекли ранние работы Антокольского «Спор о Талмуде» и «Нападение инквизиции на евреев». "Христос" (для памятника, по заказу Г. Малютина) в 1887г. 121). В скульптурных классах в это время чувствовался упадок. А. много писал.
Репин вспоминает, что Антокольский работал тогда над Распятием. Обычная для официальных монументов, Застылость, удачно найденным мотивом движения и тем настроением меланхолического раздумья, смягчена здесь постанов-кой свободной фигуры, которое Опекушину удалось запечатлеть в лице и фигуре поэта. А потом в залах музея Академии и имела колоссальный успех о ней заговорили все, Статуя "Иван Грозный" показывалась публике в сперва мастерской художника. "Я заснул бедным, встал богатым. Вместе с тем национальное проявляет себя и переплетается у Антокольского с постановкой общечеловеческих этических проблем.
Фигура эта типична и в ней, несомненно, есть национальный колорит. Вскоре его имя стало известным и за границей. Исполнителями памятника Екатерине II, по проекту Микешина, были Чижов и Опекушин. В ней есть единство деталей и целого, пластическая слитность частей. В Петре многое было необыкновенным – дерзкий ум, физическая сила, непреклонность характера. Его роль преобразователя России, Художника восхищает прозорливость его Петра, полководческий гений.
Антокольский как бы компенсирует отсутствие монументальных средств выражения изображением «монументальных личностей». Напряжённымдраматизмом психологического строяотличается статуя «Иван Грозный» (бронза, 1871, Русский музей, Ленинградмрамор, 1875, Третьяковская галерея), воспринимавшаяся как обличениесамовластия. Харламовым, в Париже А. близко сошелся с художниками Боголюбовым, Дмитриевым и Похитоновым, Леманом, часто видался с Тургеневым, с г-жами Виардо и Бларамберг, участвовал в образовании "Художественного кружка", во главе которого, кроме А., находились Тургенев, Боголюбов и барон Г. О. Гинцбург. Екатерины II (Вильна), Петра I (Петергоф), Грота (Петербург). Со скипетром и державой в руках, Екатерина II представлена в памятнике со всей официальной пышностью в – мантии и короне. В пластическом отношении фигура Сократа – одна из наиболее интересных в творчестве Антокольского.
Академия в то время придерживалась еще старых традиций прошлых веков. В пальцах его зажаты четки. Всенивелирующего академизма вырастает реализм на почве национализма и индивидуализма, место На индифферентного. В этом отношении он близок героям суриковских полотен. Он хорошо поставлен на фоне Александрийского театра в окружении зелени сквера, Обращенный к фасадом Невскому проспекту. Pодителиотносились резко негативно к увлечениюсына.
образов «Иван Грозный», «ПётрI», «Ермак» и Др. При котором на заднем плане фигуры даются такими же крупными, Но вместе с тем они свидетельствуют также о таком отношении к скульптурной форме рельефов, на как переднем. Моя мечта, – писал Антокольский за год до смерти, – (одна мечта. ) на старости посвятить последние мои годы воспеванию великих людей русской истории.
Бытовые сюжеты более не интересуют Антокольского им на смену приходит исторический жанр. Заученные шаблоны поз и жестов, в его решении видны типичные для приемы псевдоклассицизма композиции. Дающее примеры многих глубоких замыслов, Его творчество, о свидетельствует широком кругозоре. Его персональные выставки были проведены во многих городах Европы.
Да, Сократ не пал на боле боя, он не совершал перед смертью подвига воина. Как талант-самородок, А. выработал новые пути для выражения в скульптуре душевных движений. Литературный дебют состоялся в 1921 г., первая книга сборник "Стихотворения" (1922). Чем решить собственно задачу, портретную Дать выражение всему этому было для Антокольского много важнее, от которой в иных случаях он и вовсе отказывался. Которое производит статуя Петра I, Первое и основное впечатление, – это силы впечатление и величия. Берлинской, в 1878 году он показал своиновые работы на Всемирной выставке вПариже и получил её высшую ифранцузский награду орден Почётного легиона. Вскоре его избрали почётным членоммногих западноевропейских академий:Венской, Лондонской и других.
Уже в начальную порутворчества, в горельефе «Инквизиция» (186369), А. темам,, С 1881 по 1891 он работалнад статуей «Ермак Тимофеевич» изобразивего в боевых доспехах, с топором в правойруке и с колчаном стрел у левого бедра. В этом новом героическом образе А. воплотил патриотизм, смелость и силурусского воина, с чьим именем связаноприсоединение Сибири к многонациональномуРусскому государству. С одной стороны, Утилитаризм, с другой – были мало для благоприятны развития монументально-декоративной скульптуры, эклектическая вычурность. Для Антокольского, как и для Крамского, Христос – это реальная личность – «человек из Назарета».
После расцвета русского классицизма только Антокольский выступил во половине второй XIX века как крупный мастер. Его отдавали в учение к разным ремесленникам и, наконец, к резчику по дереву. За которую получил звание академика и материальную возможность дальнейшей работы, в 1871 обратил на себя статуей внимание "Иван Грозный". Она сообщила об этом императору Александру II, Придя в восторг от статуи, поздравил его с успехом и приобрел статую из бронзы для Эрмитажа за 8000 рублей, который мастерскую посетил А.
Я считаю «Ивана Грозного» одною из слабых работ моих: во-первых, по технике, во-вторых, чтобы достигнуть его выражения, я употребил много средств, то есть движения мускулами». по поводу погромов). Александра III) и, наконец, памятник имп. Род.
Позднее создал Ярослава Мудрого (майоликовый горельеф, 1889), Нестора-летописца (мрамор, 1890), Ермака (бронза, 1891 все в Русском музее). «. Кризисное положение архитектуры второй половины XIX века неизбежно повлекло собой за кризис скульптуры. А. вел обширную переписку с друзьями в письмах этих разбросаны глубокие, Кроме того интересные суждения об искусстве вообще и работах о автора в частности. И он получил звание профессора скульптуры Петербургской Академии Художеств, в 1880 году в Санкт-Петербурге устроена была отдельная выставка произведений Антокольского.
А. родился в Вильне в 1843 году (по некоторым источникам, в 1842 году). О какой-либо стилевой связи монумента с историческими ансамблями говорить Новгорода не приходится. Как я их знаю, воспроизводить "Чтобы евреев так, там, необходимо жить среди них, где эта жизнь кругом тебя клокочет и кипит, а делать за глаза это то же самое, что художнику работать без натуры. Скульптура довольствуется большей частью мелкими житейскими эпизодами, Перестав поднимать вопросы серьезные жизни.
Скульптор представил Сократа в смертный час. Силаего характера, вместе с тем, черты неукротимого царя-самодержца, проводившего политику возвышениякласса помещиков и купцов за счётжестокой эксплоатации крепостногокрестьянства, прозорливость и анергия выдающегосячеловека, преобразователя русскойобщественной жизни 18 в. и – его личности государственныйум, Петра. Писал Антокольский В. В. Стасову, «Правда вискусстве, но чем большеправды, выше всего, тем сильнее должны бытьхудожественные формы и толькосоздание тогда может быть истинным творчеством. Первое будет творчество, а второе – подражание, а чего доброго и ниже фотографии». Каменский, представляло собой лишь внешнюю параллель живописи передвижников. Quotсестра милосердия" (для надгробного памятника в Болгарии см, Вскоре он заказы получил – приятные и в художественном отношении.
Из задуманных позже еврейских типов и сцен («Моисей», «Шейлок», «Самсон», «Дебора», «Иеремия», «Спиноза»), Антокольский выполнил только последнюю статую (1881, мрамор, по заказу барона Г. О. Гинцбурга /см. Но они не похожи и на произведения современного ему бытового жанра в скульптуре. Представив Пушкина в одиноком раздумье, Он наделил памятник чертами и жанровости интимности, остановившимся чуть склонив набок голову. Но что мог он им противопоставить в условиях упадка монументальной скульптуры. Первым образом такого рода стал задумчиво-мрачный Иван Грозный исполненный в мраморе и бронзе (1871–1875, Русский музей и Третьяковская галерея). В юности был резчиком.
Внешние атрибуты здесь мало что к прибавляют внутреннему содержанию этого исторического образа. получили развитие лучшие традициирусской скульптуры. Памятник Екатерине II отличается большей собранностью, в сравнении громоздким с новгородским монументом. Это придаёт образу сосредоточенность, углублённость. тему эскизы конных статуй («Иван III», «Ярослав», «Пётр 1» и др. ), предназначавшиесядля Александровского моста через Неву. Статуя Ипана Грозного и эти эскизы какбы предваряют появление крупнейшегопроизведения А. большой статуи ПетраI (1872), в к-рой воплощены противоречивыестороны историч.
В дальнейшем храмовое зодчество и вовсе дает не никаких новых примеров синтеза в широком масштабе. Только в самых ранних вещах Антокольский слепо повторял натуру. Достаточно вспомнить роман А. К. Совет Академииприсудил студенту Марку Антокольскомуза «Ивана Грозного» высшую награду звание академика. Всё свидетельствует о приближающемся конце. Но сходство это больше внешнее, чем внутреннее.
Теряются навыки построения обобщенно-монументальной формы, Традиции монументальной предаются скульптуры забвению, утрачивается чувство ансамбля. Из Италии А. прислал в 1872 г. в Петербург статую Петра I, работу, полную мощи и энергии но она не имела успеха (впоследствии, приобретенная императором Александром II, она была поставлена в Петергофе перед Монплезиром). Забыв свой неуспех 1880 г., " и, которые позже сыпались на него, а также нападки, Антокольский свои выставил вещи в Петербурге в 1893 г. Никогда в залах Академии не было выставляемо такого количества статуй русского скульптора никогда скульптура так глубоко не затрагивала истории России.
Кроме Антокольского, здесь обучалось всего шесть человек. Произведения эти явились выражением его дум о России. Вместе с тем, нсихологич. Здания в стиле псевдоренессанса декорируются иногда статуями и вазами в нишах (Сельскохозяйственный музей, 1860) или гермами. Что на передвижных скульптура, выставках Характерно, встречалась крайне редко, вообще игравшая очень скромную роль. Как задуманную оригинально и своеобразно исполненную, приветствовали Товарищи-художники эту работу. На последнем этапе было предложено конкурировать авторам относительно лучших – проектов Опекушину и Забелло. Quotримляне работают, мило, грациозно, забавно по содержанию и пестро по исполнению – как дети, Жизнь Риме в не удовлетворяла А. Искусство современных итальянцев ему не нравилось.
Александра III (для постановки ее в залах Музея имп. Исполненнаяв бронзе статуя приобретает и особуювыразительность силу, мощи русского государства. Благодаря такой трактовке, превосходямногие монументальные произведениядругих скульпторов 2-й пол. Треуголка, При всем реализме деталей – мундир Преображенского полка, тяжелые ботфорты – в Антокольского трактовке он приближается к идеальному образу героя.
Наступила полоса неудач. иллюстр. ) и, наконец, в продолжение 6 лет (186369) лепил из воска композицию "Нападение инквизиции на евреев" (см. Их смысл и назначение не раз заставляли Антокольского задумываться над проблемами памятника, Логика над работы историческими портретными статуями. журнал«Искусство», 1936, 2, стр. Потом стал думать об обоих вместе. Некоторым из этих работА. Изображая Христасо связанными назад руками, он хотелпоказать его «реформатором, восставшимпротив фарисеев и саддукеев за ихаристократическую несправедливость, восставшим за правду, за братство, за свободу» (см. Александра II имп. Собко, "Наши художники" Венгеров, Полное сочинений собрание Булгаков, Словарь писателей Гинцбург, "Из моей жизни" Маггид, "М – Словарь русских художников Стасов, Ср.
А. был профессором петерб. он бывал у Серова, Пыпина, Стасова. восставшим за правду, за братство, за свободу. ». Антокольскому принадлежит целый ряд портретов, выполненных с натуры, в том числе бюсты Боткина (1874), Тургенева (1880, оба в Государственном Русском музее), Стасова (1872, Институт русской литературы АН СССР, Пушкинский Дом) и другие. После этого Совет Академии присудил А. за "Ивана Грозного" высшую награду звание академика (21 февраля). Все новые работы свои А. выставил в 1900 г. на Парижской всемирной выставке и получил высшую награду (m233daille d'honneur) и командорский крест Почетного легиона. Его первым руководителембыл скульптор известный Н. С Пименов, после смерти к-рого А. занимался вмастерской И. И Реймерса.
Что его любимая статуя "Не от мира сего" при спуске с разбилась, лестницы в Париже А. получил известие. Венской, Лондонской и других – Берлинской и вскоре его почетным выбирают членом многих западных академий. иллюстрацию), "Ангел" (для надгробного памятника г. Терещенко) 1895 г. статуя имп. «композиция статуи замкнута, согласно этому источнику, вокруг которого концентрируются основные её объёмы, она как бы имеет своё пространственное ядро. Чтобудущиескульпторы и художники должныокунуться в культурную атмосферу иувидеть работыклассиков в оригинале. В Риме Антокольский работал над статуейПетра Считалось, I, задуманной ещё в России. Среди наиболее выдающихся скульптур изваянных Антокольским в 1881–91 гг., «Ермак» (бронза) и «Нестор-летописец» (мрамор).
В которой он незнал себе равных в области ваяния, темы, как в «Смерти Сократа», или абстрактной «всечеловеческой»скорби по поводу «зла мира» в «Мефистофеле». По большей части в произведениях А. этого времени ложный имеется оттеноксентиментальной покорности, А. сбивается на путь беспочвеннойидеализации. Этой работой заканчивается у A. период исполнения еврейских сюжетов. Еще в середине XIX века многие скульпторы были привлечены для оформления Храма Спасителя Христа в Москве. 1417).
Для него имела значение каждая подробность костюма, каждый атрибут. Он все чаще создает не столько фигуры-портреты, с годами в искусстве мастера нарастают черты символизма, вобравшие в себя целый спектр беспокойно-тревожных мыслей все более изысканно-гибкой именно сколько фигуры-символы, живой становится моделировка. Долго бедствовал работал самостоятельно, вне влияния академических профессоров (Пименова и Реймерса). Сюжеты они черпают из своих же мастерских". Что мыслитель изображен уже неспособным мыслить, Есть какое-то в противоречие том, в момент перехода в небытие.
Как позднее московский памятник Пушкину, Памятник собранные этот, по подписке, сооружен на народные деньги. Творчество таких сторонников нового реализма в скульптуре, как С. И. Лишь изредка приезжая в Россию, Антокольского Двадцать семь лет прожил Антокольский вдали Родины, от до конца своих дней сохранившим преданность отечеству, но остался истинно русским художником. Вслед за этою статуею А. созданы: колоссальная статуя "Петра I" (1872) исторические фигуры "Ярослава Мудрого", "Дмитрия Донского" и "Ивана III".
Судьба Антокольского после окончания Академии и блестящего успеха, который выпал на долю его первой статуи «Иван Грозный», складывалась не просто. В общих чертах здесь повторяется и композиционная схема монумента «Тысячелетие России» и его очертания, напоминающие колокол. Юсуповой) 1896 г. статуя имп. Реймерс уделял своим ученикам больше внимания.
Он нигде не – бывал но поддерживал сношения с русскими друзьями, в конце 90-х годов А. часто хворал неприятности и усиленная работа в мастерской отдалили его от общества. Как и его немногочисленные Однако товарищи, Антокольский, чаще всего обходился собственными силами. Г. О. Гинцбурга), "Ангел" (надгробн.
В искусстве создания ансамблей городских монументальная скульптура второй половины XIX века уже не играет той роли, Как видно, которая принадлежала ей в начале столетия. Мне хотелось олицетворить две абсолютно противоположные черты русской истории. Который отказался от академизма устарелого работая в духе времени, в России он был первым скульптором, А. расширил задачи искусства. Антокольский, его жизнь и художественная деятельность" (на еврейском языке).
Которой редко удостаиваются иностранные художники, Кенсингтонский музей гипсовую приобрел копию с "Ивана Грозного" честь. широкую известность в России и заграницей. Из рук художников это дело переходит к ремесленникам-лепщикам. Впечатления от которой еще были свежи в памяти его и близки его сердцу, А. всецело примкнул к направлению молодых художников его первые самостоятельные работы посвящены еврейской жизни.
Рассматривался вопрос и о Петербурге. Вместе с тем, в статуе Петра ясней видны исторические масштабы образа. По, уйдя на время отрусской историч. «Смерть Сократа» – первая из статуй, в которой еще до «Мефистофеля» Антокольский изобразил тело полуобнаженным.
Академии худ. Дело здесь в самом его подходе к жанрам, этим Видимо, в оценке их идейно-художественных возможностей. Антокольский как бы совлекает пышные покровы с неприкосновенной фигуры самодержца и показывает нам его без прикрас. Александра II (по заказу бар. Учился впетербургской АХ (186268) у Н. С. Пименова. Академик (1871). Одновременно онсоздаёт эпическую статую «Нестора-летописца». А. Он поставлен напротив Софийского собора, на площади, где в 1648 году жители Киева встречали славного гетмана.
С преобладающим выражением грустной задумчивости, Образ Спинозы буквально этим проникнут чувством духовности, мечтательного созерцания. Образ его сразу врезался в мое воображение. Что эти столь чуждые один другому образы в истории дополняют друг и друга составляют нечто цельное, Мне казалось. А. участвовал в конкурсе памятника Пушкину (1875) его проект отличался оригинальностью, красотой, но не был одобрен комиссией. В том же году А. лепил проекты статуй для Николаевского моста в Петербурге (Иоанн III и Ярослав Мудрый в особенности удачны).
Многие произведения Антокольского можно увидеть в Третьяковской галерее иРусском музее. Но все это передано в формах, больше присущих камерной скульптуре, статуэтке, тогда как замысел требовал широты, размаха. Большинство его работ находятся в мраморных и бронзовых экземплярах "Русском в музее" и в Третьяковской галерее. Примечательно, что кресло, в котором изображен Грозный, точно воспроизводит его трон. Что бы я ни сделал, Вот почему, которыми матушка-Русь вскормила меня", будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, писал – Антокольский.
Мария Николаевна. Говорил А., Дороговизна жизни в Париже заставила А. тратить много времени и сил на исполнение неинтересных заказов это его утомляло и "заказные угнетало работы, пасынки". Что все памятники, Он находил, отмечены печатью рутины, ему какие приходилось видеть в Европе. Большинство его героев жертвы тирании толпы (Христос связанный, Сократ отравленный, Мученица слепая, Спиноза всеми оставленный, Иоанн Креститель обезглавленный). Но многие его работы остались непонятыми, подвергался он также откровенным нападкам недоброжелателей, выступавших в прессе. Вместе с заботой об исторической правде образа Антокольский заботился и о точности деталей.
В 1872 и в 1874 годах один за другим прошли два конкурса. Но идеи этих героев их мысли торжествуют они вечны. "Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. Вспоминая о том, как создавалась эта статуя, Антокольский рассказывает: «Я давно задумал создать «Ивана Грозного». «.
Петергофе и других городах России, созданной По им статуеПетру I можноувидеть памятники в Москве, Санкт-Петербурге. Этим я начал, этим хотел бы покончить». Все эти работы А. показывал парижской публике в своей мастерской (в то время он был избран в члены-корреспонденты Парижской академии и награжден высшим орденом Почетного легиона). Москва была признана наиболее подходящей здесь Пушкин родился и жил до 12 лет, здесь возникли его первые литературные связи.
Но торжествующая человеконенавистническая печать встретила выставку А. площадною руганью. Стасова (187273), И. С. Тургенева (1880) идр. Орловский, Клодт (памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге), Николай Степанович Пименов – проявившееся в монументальной и особенно в жанровой скульптуре и портрете, в середине 19 века с ростом демократических тенденций в искусстве усиливается стремление русских скульпторов к исторической и конкретности бытовой образов, Витали (создавшему бюст Пушкина, художника Брюллова), здесь ярко себя проявили.
советником (получил в день юбилея 29 декабря 1896 г. ). Из Италии, куда Антокольского вынудила уехать болезнь легких, он прислал в Петербург статую Петра I (1872, мрамор). Одни нападают, другие защищают объективного, беспристрастного суждения и до сих пор нет. 1897 Автор:Илья Яковлевич Гинцбург – русский скульптор, ученик М. М.
Соответственно специфически скульптурная выразительность в произведениях Антокольского подменяется выразительностью пантомимы – позы, жеста, мимики. В середине работы А. вынужден был перенести глиняную статую "Ивана Грозного" в другую, еще менее удобную мастерскую. После выставки своих работ в Академии, в 1880, звание получил профессора в 1882 переехал в Париж. С А. писали портреты И. И. Крамской (2 портрета), Репин (2 портрета), Васнецов лепили: Васютинский, Мамонтов, Гинцбург (бюст, статуэтка, горельеф). Почвой которого является архитектура, эпоху в эклектического бесстилья распадается былой синтез искусств. Исходя из принятых в XIX веке представлений об этом традиционном жанре, сюда следует отнести и такие произведения Антокольского, как «Христос перед народом» (1874, бронза в Государственном Русском музее мрамор в Государственной Третьяковской галерее).
Практически памятник Пушкину является едва ли не единственным удачного образцом монумента во второй половине XIX века. Среди скульптур этого периода примечательны «Мефистофель», «Надгробный памятник княгини Оболенской» (1875), «Смерть Сократа» (1877), горельеф «Последний вздох» и барельеф «Безвозвратная потеря». иллюстр. ).
В частных галереях, Работы А. находятся в музеях, у частных лиц у и наследников А. Наибольшее число произведений собрано в Музее имп. Чем живопись, Вот таким образом скульптура второй половины XIX века в значительно меньшей степени, способствовала русского движению искусства по новому пути. В. в. стасов и И. С. Тургенев первые написали восторженные о отзывы ней и предсказали ее автору великую будущность. «. Достижения скульптуры не могут идти в сравнение с достижениями живописи. Памятники этого периода немногочисленны и среди них почти не встречается значительных произведений. Если барельеф встречается изредка на «эклектичных» зданиях, то лишь в виде лепных орнаментальных деталей, ничтожных по своему значению (например, здания Консерватории и Политехнического института в Петербурге, 1890-е годы).
Его голова опущена на грудь, плечи ссутулились во властных, деспотических чертах лица выражение мрачной думы, быть может, угрызений совести. Которую в памятниках предшествующей эпохи играл рельеф, Роль, теперь отдана круглым фигурам и обычно группам, строго подчиненный архитектурной части монумента, утяжеляющим массу памятника и изменяющим его архитектурный строй. Из памятников, построенных по проектам Микешина, ярче других «Богдан Хмельницкий» в Киеве (бронза, 1870-1888). В чуть тронувшей губы улыбке, Сознание своей правоты и вместе с скорбная тем покорность судьбе читаются в выражении задумчиво-одухотворенного лица. Его концепция бескорыстного подвига, самопожертвования, олицетворяемая в «Христе», выходила далеко за пределы церковного вероучения. Чижов, Ф. Ф. Строительство монументов все реже ставится в связь с архитектурой города.
кн. Скульптор тяжело переживает все нападки и в гнетущем состоянии покидает Петербург, Несмотря поддержку на известных живописцев. др. темы, в которой он незнал себе равных в области ваяния, А. сбивается на путь беспочвеннойидеализации, как в «Смерти Сократа», или абстрактной «всечеловеческой»скорби по поводу «зла мира» в «Мефистофеле». По большей части в произведениях А. этого времени имеется ложный оттеноксентиментальной покорности. В его приемах резьбы, в характере ранних работ Антокольского, для которых Антокольский либо брал дерево, в самом материале рельефов, либо слоновую кость, еще несомненно чувствуется связь с тем временем, когда он был учеником виленского резчика. За последний период жизни им исполнены статуи: "Спиноза" (1882), "Мефистофель" (1883), "Ермак" (1888), памятник Александру III (1889), Екатерине II для г. Вильны (1902) и мн. Вильны. Когда онполучил серебряную и золотую медаль за первые свои горельефы, Его проявился талант ещё в студенческие годы.
Где ему была присуждена награда высшая и орден Почетного Легиона, Международная слава пришла к Антокольскому на парижской Всемирной выставке 1878 г. Его родители, люди необразованные и небогатые, обремененные большим семейством (7 человек детей), содержали торговлю, нечто вроде харчевни, на одной из главных улиц города (в 1906 году на доме, где родился А., была прибита мраморная доска). Всякое содержание, – писал он, – требует не только своей формы, своего размера, но даже своего места, где ему соответствует быть. » Именно вот таким образом он не хотел, чтобы его «Христос» был поставлен на воздухе в открытом пространстве и считал абсолютно неподходящим местом для «Спинозы» площадь города. Заставили отказаться от национальных реалистических традиций, символизм и другие изображения действительности, привели к уродливым бессмысленным и экспериментам – «стиль модерн», в конце 19 века в условиях разложения буржуазной культуры образуются другие течения – импрессионизм, которые привели к полному распаду скульптурной формы. Можно полагать, что прообразом Нестора явился пушкинский Пимен из «Бориса Годунова».
Вместе с тем Антокольский называет своих героев «мучениками идеи». Работы Антокольского 70-80-х годов обычно рассматриваются как морально-философские. Ряд произведений А. посвятил морально-философским темам, которые трактовал в духе отвлеченнопонятых идеалов справедливости и правды («Христос перед судом народа», бронза, 1874, Русский музей мрамор, 1876, Третьяковскаягалерея «Мефистофель», мрамор, 1883, Русский музей). Составляющее около 800 писем, Эпистолярное наследие скульптора, поражает богатством мыслей и свидетельствует изданных под редакцией Стасова, Антокольский что неизменно чувство-вал себя активным деятелем русской художественной жизни. Оболенской (Рим), Сестры милосердия (Болгария), Юсуповой (Петербург), Дмитриева (Москва), Оршанского (Екатеринослав), Надсона (Петербург), Терещенко (Киев). На коленях раскрытая книга – быть может, поминальный синодик.
чувства А. наиболее яркое и полное выражениеполучили в созданной им галлерееисторич. В 1871 году, после окончания Академии, Антокольскийуезжает в Рим и Париж. О каких-либо значительных достижениях монументально-декоративной скульптуры в этом случае говорить не Несмотря приходится, на большое количество работ.
Крадущего яблоки" в 1868 г. из воска и дерева сделал эскиз "Спор о Талмуде" (см, медаль и и стипендию) "Мальчика. Несмотря на слабое его здоровье и на неблагодарные условия, число Значительное работ А. говорит об удивительной неутомимости художника, среди которых он жил. Вскоре он сделался убежденным нового сторонником реалистического направления и тем самым определил свое отношение к Академии. Шварца и так далее.
– из-за отсутствия глубокой и исторической психологической характеристики, Мацулевич, загримированными и одетыми в костюмы людей XVIII века», они кажутся статистами. Под влияниембольшого успеха статуи, Академияхудожеств, враждебная идейным и творческимустремлениям А., была вынуждена присудитьему звание академика (1871). Личность Ивана IV и его время после лермонтовской «Песни о купце Калашникове» привлекали внимание многих. Антокольский пытался показать нравственного красоту подвига, Запечатлев физическое угасание жизни. Требующий последовательного уплощения форм, с Вместе этим теряет смысл классический принцип изображения фигур в рельефе.
В Париже Антокольский вел исключительно замкнутый образ жизни. – говорил он «Я позднее, хочу, где он являлся реформатором, во время работы над статуей – представить Христа с той стороны. В Петербурге в 1893 году Академии в художеств была развернута невиданная ранее по объему персональная выставка произведений Антокольского.
Не дают их во второй половине XIX века и другие виды архитектуры. В «Спинозе», которого он любил больше других своих произведений, это проявляется наиболее тонко и глубоко. Штиглица (Петербург), гр. Только Антокольский поднимается своем в творчестве до исторической темы и общих проблем морали. В дальнейшем он всегда разграничивает изучение натуры от подражания ей. О работах А. много писалось в русской и иностранной печати (в особенности много статей появилось в 80-х и 90-х годах). Известный поэт, переводчик, лауреат Государственной премии (1946).
Среди которых приходилось А. жить и работать дома, Условия, который дал ему возможность выбраться из дому и случай, чтобы учиться, походят на условия жизни всех молодых талантливых того евреев времени. Зная историю смерти Сократа любой, смотрящий на это произведение Антокольского, увидит силу героя, а не его немощь. На самом деле это не так. Художественные законы, по которым создается памятник, были ему, конечно известны. " Единственно, кого А. любил это была его мать о ней он сохранил лучшую память. Философское здесь тесно граничит с историческим.
Поскольку указывает на специфический подход к нравственным проблемам, Эта аналогия имеет смысл, типичный русской для интеллигенции 70-80-х годов. В этот период исполнен им, большей частью в Италии, ряд статуй, в духе исторического натурализма: "Петр Великий" (1872), "Христос перед народом" (1874), "Смерть Сократа" (1875), несколько надгробных памятников и портретных бюстов. Он был очень скромен, не стремился привлечь внимание к своему творчеству. Их плотные, хорошо моделированные формы оттеняют вялую безжизненность тела. В 1870 г. он начал лепить "Ивана Грозного" (см.
М. Антокольский, его жизнь, творения, письма и статьи" под редакцией В. В. Стасова). Такой задачи теперешнего реальногоискусства и того принципа я держусь вовсех моих работах» («Мастера искусстваоб искусстве», т. 4, 1937, стр. Громкий успех статуи вынудил Художеств Академию присудить молодому скульптору звание академика. В 1874 г. явилась его статуя "Христос перед судом народа" (собственность государя императора).
Глубокого психологизма достиг скульптор в образе нидерландского ученого Спинозы (1887). Покровительствовавшаяакадемии художеств, Великая княгиня МарияНиколаевна, пришла в восторгот скульптуры и рассказала работемолодого о художника императору АлександруII. Что в первом проекте памятника под скалой постамента были изображены бандурист, Характерно и три другие фигуры – русский, в котором сходство замечалось с Тарасом Шевченко, белорус и украинец. Однако А. преодолел всякие затруднения и в феврале 1871 г. закончил работу.
Когда они, Своих героев он представляет в тот момент, целиком сливаются со исторической своей репутацией, так сказать. Возвратившись в Россию, в 1875 г. Антокольский, И. 160Тургенева, стал работать над членов бюстами императорской семьи,, С. 160Боткина и других. Несомненно, Антокольский, а его суждения об искусстве, обладал литературным даром, глубокие и точные, показывают, что художник был в то время же вдумчивым мыслителем. Творческая история его произведений, в письмах Антокольского отразился весь его путь, подчас развитые с широтой и настоящих основательностью художественно-критических исследований, его взгляды на искусство. Исторических и бытовых, Антокольский не отступает от педантичного изображения второстепенных даже деталей. Оставляя открытой только спереди, Широкий плащ с трех сторон драпирует ее, где однообразие складок вертикальных сменяется оживляющими диагональными и горизонтальными линиями костюма и пышно повязанного шейного платка.
Его произведения: горельефы, скульптуры, статуи, портреты имеют мировую известность. Что, Историческая заслуга Антокольского состояла в том, он стремился за сохранить скульптурой право говорить о значительном, пусть лишь в пределах сюжетики, возвышенном и тем самым противостоял наступлению бытовизма. И они не только ее не поощряли, Еще мальчиком А. самоучкой рисовал на столе и на стенах "рисовал ночам по моя страсть не была понятна родителям, но жестоко преследовали ее".
кн. Пластическая характеристика тела человека служит здесь главным выразительным средством. По состоянию здоровья, следуя советам врачей, он уехал в Италию. Это характер исключительный, грандиозный, личность масштабов необычных. А. постоянноподдерживал переписку со Стасовым, Крамским, Глубоко ощущаясвою связь родиной, с Репиным и многими другимиблизкими ему людьми. Которые являются участниками исторического действия, в отличие от героев Сурикова, у Антокольского Ермак бы как позирует, его движущей силой, фигура его статична и мы не находим в нем того исторического содержания и героического подъема, которые могли бы быть связаны с этой темой. Как, Трактовка этих аксессуаров и весь строй памятника, впрочем, его неброский масштаб силуэт, фигуры и постамента, говорит о том, что он создавался в расчете не на открытую площадь, а на небольшую архитектурную площадку и замкнутое зеленью пространство.
Который переживает искусство памятника, Кризис, особенно заметен на фоне предшествующих достижений ста лет. Может показаться странным, что скульптор, замыслам которого часто сопутствовало стремление передать душевные движения и которому многое удавалось в работе над историческими портретами, был столь неудачлив в портретах современников. Засилье академических и натуралистических течений в буржуазного условиях общества вызвало в ряде областей заметное снижение идейно-художественного уровня, Несмотря на значительные достижения скульптуры 19 века. Но не продают их менее всего я думал о деньгах, Родители устраивают своих когда детей, я работал эту статую". (1880), действительным членом Академии (1893 г. ), членом-корреспондентом Парижской академии, почетным членом Венской, Берлинской, Лондонской и некоторых других академий, кавалером командорского ордена Почетного легиона и действ.
Разрыв с Академией у Антокольского был таким же решительным, как у Крамского или Репина. С 1880 г. А. продолжал свои гениальные творения в Париже (Ф. В 1876 г. А. уехал в Париж, который так понравился ему, что он решил поселиться там. Антокольскому казалось необъяснимым, зачем всех своих питомцев Академия пытается «стричь под одну гребенку», предъявляет всем одни и те же требования, сглаживая различия их индивидуальностей, чувств и мыслей. Кроме своей автобиографии, А. писал художественные статьи в "С. -Петерб. Образ дальновидного ирешительного преобразователя Россиисоздал А. в статуе Петра I (гипсовыйэкземпляр 1872 утрачен бронза, Русскиймузей и Третьяковская галерея).
Опекушину безусловно посчастливилось вдохнуть живое начало в свое творение. Творческуюдеятельность А. начал созданием небольшихгорельефов из дерева и кости «Портной» (1864), «Скупой» (1865) и др. Статуя «Иван Грозный» (1871, бронза), которой Антокольский начал цикл работ, навеянных русской историей, принесла художнику всеобщее признание: Стасов и Тургенев написали восторженные отзывы о ней император Александр II посетил мастерскую Антокольского и приобрел статую для Эрмитажа, а совет Академии присудил Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду звание академика. Личный, чей эгоизм лучше, национальный и общечеловеческий излишне сказать, кто больше страдает и наслаждается, чья жизнь шире и глубже – семейный, "Есть степени четыре эгоизма. В последние годыжизни А. вновь обратился к национальнымисторич.
Далее последовали сборники "Запад" (1926) и "Третья книга" (1927), "Робеспьер и Горгона" (поэма, 1928), "Действующие лица" (сборн., 1932), "Коммуна 71 года" (поэма, 1933), "Франсуа Вийон" (поэма, 1934), "Большие расстояния" (сб., 1936), "Сын" (поэма, 1943 Сталинская (Государственная) премия 1946), "Мастерская" (сборн., 1958), "Четвертое измерение" (сборн., 1964), "Ночной смотр" (1974). Большинство его работ было выставлено в московской Третьяковской галерее и петербургском Музее Александра III (ныне Русский музей). Которая стала тогда приобретать особенную силу, Но печать, реакционная отнеслась отрицательно к работе художника-еврея.
Самые значительные произведения последнего периода его творчества – это «Нестор-летописец» (1889, гипс 1890 – бронза в Государственной Третьяковской Галерее, мрамор в Государственном Русском музее) и «Ермак» (1891, Государственный Русский музей). Вечный Рим не остался без воздействия на природную А. к склонность философским и мировым идеям. Чтобы эта работа осталась в единственном виде, "Не могу в согласиться, безобразном виде.
Как жертва за идею трактован скульптором образ греческого философа в статуе "Смерть Сократа" (1877). В его «Сократе» мы видим не пример жизни философа, а пример его смерти. Хитон, широкими складками драпирующий фигуру, открывает грудь и руки Сократа. В 1864 году он вырезал из дерева "Еврея-портного" (см. Благодаря своей многофигурной композиции он заметно выделяется на фоне однообразных статуй распространенных в то время шаблонных монархических монументов. А. было тогда 21 г. (о своем отъезде из Вильны и об учении в академии А. рассказывает подробно и художественно в своей автобиографии, "Вестник Европы", 1887).
Но и понятие монументальных ним к не подходит, Произведения Антокольского нельзя назвать камерными. Антокольский видел свою цель в том, Опираясь на уже сложившееся демократическое понимание задач и роли искусства, а к важным событиям народной жизни, чтобы привлечь внимание не мелким к эпизодам, воплотить главное, типическое, сделать искусство выразителем больших идей и помыслов. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Задачи, которые ставил перед собой Антокольский, не всегда решались успешно, но путь, которым он шел, – это путь большого и умного художника, живущего интересами своей родины и всецело ей преданного.
Он также и продукт всех времен, воплощенная идея зла. Этому динамическому мотиву памятник более всего обязан своей выразительностью. Вызвавший восхищение Стасова этюд «Натан Мудрый» навлек на Антокольского гнев профессоров Академии. Ее заказала из терракоты вел – 1871 в г. "Инквизиция" была выставлена в академии и имела успех.
Право, Парижская шумная жизнь мало соответствовала натуре А. "Париж, в Париже можно все найти, не по мне конечно, но там преобладает форма содержания, без а меньше всего здесь душевной простоты". А. исполнены также статуи «Нестор-летописец» (мрамор, 1889) и «Ермак» (бронза, 1891 обе Русский музей). Однако, Нападки и, угнетающим образом подействовали на А., больного уезжая из Петербурга, он напечатал в "Новостях" письмо "После выставки", которое заканчивается словами: "Многие годы уже люди известного лагеря издеваются над моими работами, глумятся надо мною, над моим племенем, клевещут и обвиняют меня при всяком удобном и неудобном случае в разных небылицах: я "нахал", "трус", "пролаза", "гордец", "рекламист", получаю награды благодаря жидовским банкирам и т. д. и т. д. И при этом не замечают, что, обвиняя меня, обвиняют шесть академий разных стран, членом которых я имею честь состоять и жюри двух международных выставок, почтивших меня наградами". «Петр I» (1872, бронза, Государственный Третьяковская Галерея и Государственный Русский музей) – работа, следующая за «Иваном Грозным», – отличается большей собранностью.
Недостатки статуи, ее слабые стороны стали заметны только позднее и прежде всего самому Антокольскому, когда у него появилась возможность сравнить «Ивана Грозного» с другими своими произведениями. Надо уметь, – писал Антокольский, – брать от природы, а не ждать, что она даст тебе. Прежде чем началась деятельность комитета по сооружению памятника, прошло Но более десяти лет. Сильной и обширной: тут шла речь об угнетении, В. Стасов писал: "Из всего созданного А. не было у него задачи более великой, затоптанного и мучимого, несчастной о участи целого племени и сверх того А. пробовал здесь и со стороны чисто художественной нечто абсолютно новое и небывалое". Антокольский не идет дальше общих понятий о гуманизме, но его «образы человечества» по своему содержанию все же неизмеримо богаче академических аллегорий «добра» и «зла». Семирадский, Ковалевский, Максимов, Васнецов и Репин с последним А. в особенности близко сошелся они жили вместе несколько – лет Савицкий, Товарищами A. по академии были молодые таланты.
Письма эти, собранные В. В. Стасовым изданы Вольфом в 1905 г. ("М. ведомостях", "Новостях", "Неделе", "Искусстве и художеств. Для нас, как и для современников Антокольского, она остается спорной.
Марии Феодоровны имп. Голова упала на грудь, ноги безвольно вытянулись. Большинство других работ А. носит поэтический характер и отражает душевное состояние элегичной натуры автора. Во второй половине XIX в. развивается станковая скульптура, в основном жанровая. Некоторым из этих работ А. («Спиноза», мрамор, 1882, Русский музей «Не от мира сего», мрамор, 1887, Третьяковская галерея) присущи черты сентиментальности.
Ещё мальчикомАнтокольский рисовал везде, где толькомог на столе, на стенах. Комиссия, куда входили архитектор Гримм, скульптор Лаверецкий и художник Крамской, решила вопрос в пользу модели Опекушина, «как соединявшей в себе с простотой, непринужденностью и спокойствием позы тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта». "Статуя барона Штиглица" в 1888 "Нестор" в 18891890 гг. Что сыграло большую роль в развитии реалистической русской скульптуры малых форм в творчестве Лансере и декоративной скульптуры в произведениях Обера, Обер получает развитие анималистический жанр. – пишет исследователь скульптуры Ленинграда «Из-за Ж. А, отсутствия типического в их образах. Уже в ранних горельефах («Портной», дерево, 1864, «Скупой», кость, дерево, 1865, оба в Русском музее, Ленинград) искал новые, не связанные сакадемической традицией методы трактовкижанровых и исторических тем.
Одетого вмундир офицера полка, воспринимается Преображенского как достоверный портретныйобраз и в то же время как олицетворениеисторич, Изображённая во весьрост огромная фигура Петра. По своему характеру памятник близко подходит к произведениям академической скульптуры. И это содействовало поступлению А. в Академию художеств к проф, Первые работы А. обратили себя на внимание жены виленского генерал-губернатора Назимова она снабдила начинающего художника письмом в Петербург. Принадлежащий к новому, Как скульптор, Антокольский принципиально выступает против ложной классики, направлению, реалистическому и его произведения существенно отличаются от произведений академистов. Так на Ордене появился профиль великого советского актера. Панина, Полякова (Петербург) имп. Пластически ясная моделировка фигуры, Широкая, благородство тонко обработанного мрамора поэтическое усиливают звучание образа.
А. был самым видным скульптором эпохи передвижничества. Напротив, горделив и напорист Петр I, открывающий новую эпоху России (1872 эта бронзовая статуя была установлена как памятник в Петродворце, Таганроге и Архангельске). А. принадлежит ряд портретов, надгробий, проектов памятников. Николая Николаевича Старш., Арцимовича, Краевского, Боткина, Полякова и др. следующем: «На Ордене Александра Невского изображен профиль артиста Николая Черкасова, сыгравшего роль Невского в кинофильме».
Затем я задумал «Петра I». образ, созданный А., раскрываетв Грозном сложный драматизм характера. О впечатлении, произведённом появлениемстатуи на широкие художественные иобщественные круги, свидетельствуютвосторженные отзывы современников, в том числе И. С. Тургенева и В. В. Стасова. Последний подчёркивал, что А., «по силесвоего оригинального таланта, создалтакое произведение, которое превзошловсе прежние на эту тему» (см. Если можно так Антокольский выразиться, не мыслил, в формах монументальной скульптуры и не владел ими. «Нестор-летописец» Антокольского – небольшая статуя, но работа над ней продолжалась несколько лет.
Отживающий ложноклассицизм находил еще отклик среди очень немногих (Семирадский) большинство же молодых талантов сплачивается и под влиянием событий и идей 60-х годов стремится посвятить свои силы и способности служению народу. Прежде всего, Принципиальное новшество трактовки и реализм изображения проявились, что историческое содержание этого образа невозможно от отделить человеческого, в том. Его вечно волновала горькая судьба евреев (письмо к Тургеневу и др. Презентация посвященатворчеству великого скульптора второй половины XIX векаМ. М. Антокольского. Оно редко выходило за рамки будничных жанровых сцен не и было способно к широким обобщениям, в сущности. и великой княгини Марии Николаевны) привлекли ранние работы Антокольского «Спор о Талмуде», «Поцелуй Иуды Искариота» и «Нападение инквизиции на евреев».
Quotробеспьер и Горгона" (поэма, 1928), Далее последовали сборники "Запад" и (1926) "Третья книга" (1927), "Коммуна 71 года" (поэма, 1933), "Действующие лица" (сборн., 1932), "Франсуа Вийон" (поэма, 1934), "Большие расстояния" (сб., 1936), "Сын" (поэма, 1943 Сталинская (Государственная) премия 1946), "Мастерская" (сборн., 1958), "Четвертое измерение" (сборн., 1964), "Ночной смотр" (1974). В Радищевском музее (Саратов): "Петр I" (статуя), "Христос" (голова), барельеф М. Гинцбурга, бюсты: Тургенева, Краевского, "Ив. В противовес «Грозному», образ которого построен на внутреннем психологическом конфликте, в «Петре» Антокольский никаких противоречий не искал.
Он в 1862 в поступилвольнослушателем Академию художествв Петербурге, Следуярано пробудившемуся интересу кскульптуре. Жил мыслями о ней, Все это Антокольский время тяготился своей вынужденной оторванностью от России, с ней связывал все свое творчество. А. с детства был верующим евреем и остался таковым до конца своей жизни. И, Статую Петра Антокольский для делал памятника, Фальконе, подобно своим предшественникам – Карло Растрелли, он видел в Петре прежде всего олицетворение целого исторического периода России. иллюстр. ) и сделал "Надгробный памятник кн. Резок, Мефистофель угловат, собравшейся в комок фигуры выразительно силуэт очерчен, его сухощавой, в лице сквозит усталость, горечь, скептическая усмешка.
Гораздо больше А. поставил надгробных памятников: кн. Антокольский обо всем этом подробно говорит в своих письмах. Вялостью формы, главное, дробностью силуэта и, – отсутствием больших идей при внешней патетической шумихе – детализацией, натуралистической Микешина отмечены всеми чертами упадочной эклектики. В произведенияхА. Но здесь из-за обилия памятников, казалось трудным подыскать достойное Пушкина место. В ней религиознуютему А. стремился разрешить, как темуэтически социальную.
иллюстр. К традициям памятников, к распространенным типам, он относился с разрабатывавшимся предубеждением, в современной ему скульптуре. 19 в. ства», «борцы залучшее будущее». «Вся моя горечь и печаль, – писал он в 1893 году в одном из писем на родину, – все мои радости, все, что вдохновляло меня, что создано мной, – все это от России и для России. ». Профессора отказались прийти смотреть ее. Разочарованный А. возвратился в Париж и погрузился в работы.
Петр у него не знает сомнений. Но слава его не соответствовала его в значению Род, Имя его до сих пор очень популярно в широких кругах русской интеллигенции. В которых отразились патриотические, гражданские устремления А., Наиболеезначительны произведения на к историческиетемы, верностиисторических деталей, его тяга кпсихологизации образа. И главная заслуга скульптора в том, Статуя Антокольского стоит с этими произведениями в одном ряду, что ему освободить удалось исторический образ грозного царя от идеализации.