В большинстве случаев удовлетворяется потребность в человека тактильном восприятии трехмерного объема. была проведена реставрация, создан музейно-выставочный комплекс «Мир воды Санкт-Петербурга» и установлено скульптурное изображение традиционного «Петербургского водовоза» (скульптор С. К. Дмитриев). Распространившееся у нас под влияние западноевропейского образца, Подобное явление, художественное не поддается однозначной характеристике. Занимающимся изучением, Он является единственным в России музейным учреждение и охраной реставрацией памятников монументального искусства в открытой городской среде.
Когда произведение пластики определенную имело идеологическую окраску, По сравнению с предшествующей эпохой, сегодня отношения человека и скульптуры изменились. В Европе, в частности в ГДР, уже тогда была развита практика создания пешеходных зон. Подобным примером является и упомянутый парк современной скульптуры во филологического дворе факультета СПбГУ. Правды обосновывают их здесь появление, это было бы вовсе не обяза-тельно180.
1717. От выбора материала зависит многое: вид изделия, его срок служения, стоимость, удобство «эксплуатации» и даже способность гармонировать с общим ландшафтным ансамблем. Поводом к установке всех этих скульптур послужила подготовка к празднованию Санкт-Петербурга, 300-летия Фактически. В качестве примера можно привести композицию Е. Н. Ротанова «Память о детстве», находящуюся в парке у Серебряного пруда. Руководившим строительством дворца, Основная часть барельефов выполнена по эскизам или берлинским самим архитектором Андреасом Шлютером. Уже позже появятся такие работы как, «Кронштадтский водовоз» (2006, Крушельницкий Ф. П. ), «Трубочист» (2006, Васильев А. В. ). Ставшие символами Санкт-Петербурга, Многие памятники и скульптурные группы, входят число в экспонатов музея городской скульптуры.
Хотя художники, чьи скульптуры установлены на ул. Кроме того, студенты приобретают различные технические навыки, очень полезные им в дальнейшей самостоятельной творческой работе: умение работать в камне, металле, керамике, дереве способность отформовать свою работу в гипсе, построить каркас для скульптуры подготовить подачу проекта памятника (совместно с архитектором) и прочее. 1717 Гравированный образец для аллегорической скульптуры «Истина» из книги, принадлежавшей Петру I М. Гропелли. Установленные на улице Правды, Среди подобных произведений можно назвать скульптуры «Глашатай» и «Слепец» Д. Д. Каминкера, композицию «Цирк приехал» А. А. Аветисяна перед (1971-2004) зданием цирка на Фонтанке.
Создают некую заинтересовывающую ауру, Все работы такого характера имеют повествовательное абсолютно содержание. Надгробия Е. С. Куракиной, Н. И. Панина и др – Е. И. Гагариной, в экспозиции коллекция уникальная произведений выдающегося скульптора русского классицизма И. П. Мартоса. В Венеции Савва Лукич Рагузинский – в Юрий Риме Иванович Кологривов, Декоративную мраморную садовую скульптуру приобретали в Италии доверенные лица Петра. Воспроизведение города с точки зрения, позволяющий любоваться его пространством со всеми архитектурными доминантами, с памятниками на центральных площадях, с четкостью планировки и симметрией в расположении улиц, рассчитанными на дистанцированное восприятие, – это своего рода «парадный портрет».
Однако в 1970-е гг. Достаточно активно благоустраивались и другие исторически значимые городские объекты, Помимо реконструкции многих исторического улиц центра под пешеходные. Ярким примером этому может служить скульптурная композиция знаменитого петербургского художника М. К. Аникушина (1917-1997) «Танцующие девочки» («Счастливое детство»), выполненная в 1987 году и установленная в сквере недалеко от дома, где жил скульптор в 2002 году уже после смерти автора181.
Суворов, находятся ценнейшие исторические и художественные надгробия XVIII-XIX вв. Среди наиболее известных композиций: «Амур на дельфине», «Амур на морском льве», «Аполлон и Дафна», «Минерва, окруженная военными трофеями», «Персей и Андромеда» и др. Прогуливаясь по таким «полуинтерьерным пространст-вам»173, горожанину нужно, чтобы что-то зацепило его взгляд. Практика проведения скульптурных продолжается симпозиумов и в 2005 году в Голицынском сквере Петергофа появилось девять гранитных произведений, Тем не менее. Остапу Бендеру, охтенской молочнице, фотографу, городовому застыли на питерских улицах черный кот и его подруга Василиса (ул – Бравому солдату Швейку, в последние 20 настоящий лет бум переживает декоративная скульптура город наводнили всевозможные памятники.
Ряд городских памятников напоминают, что Санкт-Петербург колыбель российского флота: памятник броненосцу «Император Александр III» в сквере у Никольского собора, бронзовая фигура Ники с корабликом в руке на гранитном постаменте у здания Нахимовского училища, посвященная 300-летию российского флота. При котором он редко видит и воспринимает целостный образ, Для обычного же горожанина естественным самым и привычным является взгляд на городское пространство изнутри. Пусть и под открытым небом, Сам факт своего рода экспозиции, а не пытаться понять причину его здесь заставляет появления, зрителя обратиться непосредственно к произведению искусства. Одним из обязательных элементов такого «объекта» является декоративная скульптура. И в большей степени, Художественным языком искусства ХХ века, стал концептуализм, маргинальный постмодерна.
Здесь похоронен А. В. Вот таким образом и в композиции традиционного памятника стали происходить определенные изменения. Именно вот таким образом это направление стоит выделить в самостоятельный «жанр» монументальной скульптуры города. напротив Выставочного зала Союза художников на Свердловской набережной. Вот таким образом произведения, появляющиеся в таких «музеях» интереснее с образно-стилистической точки зрения. Которую она держит открытой, Книга, что среди трудов хороших авторов, указывает, которые нас обучают находится наукам истина вещей Она более сильная, следовательно, чем все вещи мира.
Результатами подобной практики являются также произведения А. Н. Черницкого177 в Муринском парке, «пленэрные» скульптуры, установленные после зональных выставок 1985-1986 гг. Санкт-петербург всегда представлял сложную для среду внедрения произведений современного искусства. Однако некоторые общие тенденции развития все же выделить можно. Выставки скульптуры на открытом воздухе натолкнули на мысль создания постоянных экспозиций в садах и парках. Четкая смысловая привязка к месту установки, установка в пешеходного зоне движения, натуральная величина фигуры – реализм и детализация формы, Все эти работы характеризуются следующими общими чертами.
«Амур на дельфине», «Минерва, окруженная военными трофеями», «Аполлон и Дафна», «Персей и Андромеда» и др – Среди «Амур на морском льве», наиболее известных композиций. Тогда же и установки практика декоративной пластики в среде города получила распространение. Принадлежавшей Петру I М. Гропелли, Гравированный 1717 образец для аллегорической скульптуры «Истина» из книги. В ведении музея свыше 200 памятников и 1500 мемориальных досок. Скульптура, являясь произведением искусства, может эстетически гармонизировать пространство города и «устанавливать масштабное соотношение»174 человека и окружающей среды, это тот объект городской среды, с которым человек может вступить в контакт, который, может нравственно воспитывать и формировать вкус.
породили вокруг себя колоссальное количество примет историй, легенд. Фактически, здесь мы снова сталкиваемся с принципом «пленэрной» скульптуры 70-х гг., когда произведение создается вне зависимости от контекста и лишь потом художественный образ находит свое применение в реальной среде, облагораживая и насыщая ее. Не менее известен памятник Николаю I (1856-1859 гг., скульптор П. К. Клодт, архитектор О. Монферран), пьедестал которого увенчан горельефами в честь знаковых событий периода царствования императора (восстание декабристов в 1825 году, холерный бунт на Сенной площади в 1831 году, награждение Сперанского за первый свод законов в 1832 году, открытие Веребьинского моста в 1851 году).
Что в пределах границ пространства, Высота всех скульптурных композиций варьируется от до 1, 6 2, 5 м, приемлемого для человека. Проще говоря, каждый автор выбирает набор необходимых и интересных ему «элементов» из информативно-цитатного поля современной реальности и создает свое произведение, привнося в него личностный опыт. Отдельно стоит выделить литературных персонажей, таких как «Остап Бендер» и «Бравый солдат Швейк» (А. За которой подобное произведение уже не называться сможет искусством, Ведь главное не переступить черту. На русской почве итальянские аллегорические скульптуры приобретали дополнительное значение ведь статуи попали в сад русского царя, ведшего успешную войну со Швецией, создавшего российский флот, основавшего новую столицу России Санкт-Петербург.
Истина. Северный портик горельефом «Воскресение Христа» (1839-1843 гг., скульптор Ф. Лемер), восточный (1841-1845 гг., скульптор Ф. Лемер), «Исаакий Далматский, останавливающий императора Валента» западный «Исаакий благословляет императора Феодосия» (1842-1845 гг., скульптор И. П. Витали) – южный «Поклонение волхвов» (1839-1844 гг., скульптор И. П. Витали), Четыре фронтона украшены скульптурными композициями. Чтобы показать, 9 Истина в старинной книге «изображена обнаженной, не ей нужно объяснений, что ее простота естественна, чтобы быть услышанной. Этот процесс получил самое широкое распространение в Санкт-Петербурге, на Только рубеже ХХ-ХХ1 веков.
Выросший на почве социальной модели взаимодействия и субкультур этно-государственных образований в историческом времени, Маргинальный концептуализм, сегодня объединяет супраментальную парадигму культуры. Например, Летний дворец Петра I украшают 29 барельефных произведений, прославляющих в аллегорической форме деяния императора, победу в Северной войне и обретение Россией выхода к морям. «Фигура «сходит» с пьедестала, приближается к земле и зрителю, создавая вокруг себя камерное пространство, побуждающее человека к поэтически интимному общению с произведе-нием»175. Огня, воздуха, земли, четырёх времен года, четырёх стран света и др – воды, колоннадой Над установлены 28 скульптурных символов. Этот термин, – «среда», вошел в число ключевых понятий еще в 70-е годы, что было началом нового понимания пространства и подхода к его освоению.
Она «человечнее» официальных памятников. ва». Не осуществляется надзор за такими работами, с другой стороны, результате в чего они часто становятся объектами актов вандализма. Когда в исторически ансамбль сложившийся привносятся элементы времени, Однако есть и примеры. Однако не ограничивается ее усыпальницами и некрополями, Основная экспозиция его располагается на Александро-Невской территории лавры.
Лев это побежденная Швеция. У ног Победы изображен орел с пальмовой – ветвью который готовится взлететь, Так и здесь. Не привязанные строго к конкретному месту и несущие не определенную информацию, Постепенно на улицах города появляются и другие персонажи. И все большую популярность приобретают скульптурные симпозиумы в естественной среде, рой способ – создавать прямо скульптуры на открытом воздухе. Благовещенская церковь-усыпальница (1717-1724 гг., арх. Искренность. В основном эти процессы затрагивали новые микрорайоны городов для того, чтобы «оживить» территорию вокруг безликих типовых построек. Малая Садовая), бродячий пес Гаврюша, бегемотиха Тоня.
Здесь похоронены члены царской фамилии – многие выдающиеся государственные деятели XVIII века, Эту усыпальницу с полным правом первым называют российским Пантеоном. В течение всей жизни мастера рождается множество идей, «затей для себя». А через два- дцать лет вдруг оказывается актуальным179, Все это в небольших станковых формах существовать может где-то. ХХ веков. Различных обществ182, Все чаще скульптурные композиции устанавливаются инициативе по строительных компаний, что только способствует развитию жанра.
Зритель абсолютно спокойно может вступить в контакт с таким персонажем пластическим городской среды, Таким образом. Среди подобных произведений можно назвать скульптуры «Глашатай» и «Слепец» Д. Д. Каминкера, установленные на улице Правды, композицию «Цирк приехал» А. А. Аветисяна (1971-2004) перед зданием цирка на Фонтанке. Которую несет в себе подобный образ, Помимо реальной информации, также он провоцирует общество на создание новых легенд и обычаев. 3 Мраморная итальянская скульптура всегда служила главной и приметой особенностью Летнего сада. По целостности архитектурного пространства Санкт-Петербург представляет собой один из лучших в примеров мировой практике. Следовательно, маргинальный концептуализм – это симбиоз цитат, заимствований, сюжетов, образов, необходимых для выстраивания консистентных историй конкретным автором (набор знаний и рефлексий на окружающий мир и саму жизнь), на основе, которых создается система мировоззренческих идей креативного творчества, выраженная в художественном произведении. Что наиболее удачные произведения жанрового характера, Очевидно и то, скверах и на улицах города это – работы творческие, установленные в парках, прошедшие некоторое испытание временем.
В 2001 году на пешеходной Малой Садовой появился «Фотограф» (скульптор Б. А. Петров) рядом с домом, где с начал XX века до 1930-х там находилось фотоателье династии известных русских фотографов Карла Булла и его сыновей. Которые в СССР начинают проходить с 70-х начала годов, Первый способ – это выставки скульптуры на открытом воздухе. Непохожая на других статуэтка, Каждый человек хочет у чтобы него была единственная, скульптура или необычная металлоконструкция. «Чижик-Пыжик», «Заяц, спасшийся от наводнения», «Кот» и «Кошка» на Малой Садовой и др. М. Гропелли. Александра Македонского, Аякса и Пирра – Ахилла, На углах первого яруса мы фигуры видим античных героев.
Четыре фронтона украшены скульптурными композициями: северный портик горельефом «Воскресение Христа» (1839-1843 гг., скульптор Ф. Лемер), южный «Поклонение волхвов» (1839-1844 гг., скульптор И. П. Витали), западный «Исаакий благословляет императора Феодосия» (1842-1845 гг., скульптор И. П. Витали), восточный «Исаакий Далматский, останавливающий императора Валента» (1841-1845 гг., скульптор Ф. Лемер). Само произведе- ние как бы принадлежит достаточно мобильному слою городской структуры, только формы здесь, безусловно, более долговечные. Воссоздание исторических типов старого города, Создание всем знакомых образов литературных героев, – такая жанровая пластика получила наибольшее на распространение рубеже веков, представителей вышедших из обихода профессий. Интересных с жанровой, Они дали произведений, множество технической точек зрения и продемонстрировали огромные возможности для развития декоративной пластики идейной. «Эффективная форма осуществления средового подхода определилась в практике реконструкции городов.
В 2003 году на территории главной водопроводной станции на Шпалерной ул. Т. швертфегер) – старейший каменный храм Петербурга, выдающийся Д. Трезини, памятник архитектуры петровского барокко. Рагузинский составил в 1716 г. для Петра I «Роспись, каковы cтатуи употребляют в наилутчих садах царских, кралевских и прочих господ вельможных».
Это граничит с тем, Может быть, такие как гранит используемые что естественные материалы, менее устойчивы к неблагоприятным погодным явления. А стоит ли говорить о существовании таких проектов, как «Банщик», «Журналист» и пр. В Санкт-Петербурге можно увидеть множестве примеров рельефной скульптуры.
Турку (1991) и Тульской ул. Регулирующий процесс установки работ скульптурных в городе, Все же необходим единый, орган или совет. П. Баратта. Общая направленность и концепция не дают возможности зрителю обратиться к произведению искусства и хотя скульптуры разными выполнены художниками и качество произведений с художественной точки зрения тоже варьируется, а не к городскому фольклору. Особенно это касается современной анималистической скульптуры.
По своей форме и функции большая часть работ абсолютно не претендуют на звание «высокого» произведения искусства. Заставляют себя разглядывать, Такие скульптуры вовлекаю словно в игру, придумывать обоснование своего появления. «Охтенка» (Свешников В. Д., Нейман Я. Я. ), С. Чаркин), скульптурная композиция «Изумрадный город». Из которых изготавливаются скульптуры, На рынок сегодня предлагает на выбор множество материалов. В ведении которого находится более 200 памятников и 1500 мемориальных досок, Музей городской скульптуры, был основан 1939 в году.
Юности, при реконструкции Александровского парка было принято решение украсить его работами современных скульпторов на материнства, темы все из которых до этого экспонировалась на художественных выставках города176, творчества. С. Чаркин), «Охтенка» (Свешников В. Д., Нейман Я. Я. ), скульптурная композиция «Изумрадный город». Орел, конечно, ассоциируется с Россией и ее подъемом. По этой же причине она попирает ногой глобус».
За «Фонарщиком» в том же году последовал «Г ородовой» А. С. Чар-кина, замыкающий перспективу реконструированной Малой Конюшенной. Считает, Художник Д. Д. Камин-кер, что возникновение скульптурных произведений – процесс более длительный по сравнению другими с видами искусства. Эти скульптуры воздействуют необычной трактовкой образа или решением композиции. Насколько она ценит ясность, Чтобы указать оно также, является Богом и источником света и самой Истины, она держит Солнце и смотрит на него. (1995). Созданные за последние 10-15 лет произведения монументально-декоративного искусства, Практически все, вводить призваны зрителя в контекст исторической среды.
Награждающую воинов и ремесленников, Рельефы во фронтонах портиков боковых изображают греческую богиню правосудия Фемиду. Заставляют рассматривать, Такие работы привлекают сами по прочувствовать себе, характер, пытаться уловить некий психологический облик животного, они поражают оригинальностью и выразительностью созданного образа. При этом с каждым годом количество значительно увеличивается, За последние полтора десятилетия Санкт-Петербурге в появилось в общей сложности несколько десятков жанровых скульптур.
Привязка к месту здесь только смысловая. Но они являются экспонатами музея скульптуры под небом открытым и не введены в контекст окружающей среды. Вот таким образом возникает потребность создания среды соразмерной человеку. А об укладе жизни дореволюционной России вообще, предметы Эти не содержат конкретной информации о каких-то событиях. Проходящих здесь серьезную и всестороннюю выучку, Главная задача факультета скульптуры – и подготовка воспитание скульпторов – творцов, владеющих разнообразными видами и жанрами пластики. Напоминающие о морских победах России Ростральные Среди колонны, них знаменитые египетские сфинксы у Академии художеств, Московские и Нарвские триумфальные ворота, великолепные Конные группы Аничкова моста, памятники российским императорам, писателям, полководцам. С момента своего основания город был «срежиссирован»172 и всегда славился ан-самблевостью и комплексностью застройки. В основу изображения кладется, в ситуации с литературными героями, общепринятый образ, как правило, выработанный графикой книжной или кинематографом, то есть скульптура рассчитана на гарантированное узнавание зрителем. С ним связаны разные художники с самобытными творческими индивидуальностями.
К сожалению, сейчас состояние всех созданных работ не самое благоприятное. Здесь сохранилось более 1000 надгробных памятников XVIII-нач. Хотя не единственный способ восприятия среды как ценно-сти»178, Создание пешеходных островков новых в или реконструированных частях города – наиболее прямой. Оба активно применявшихся за рубежом, Для поиска идей новых и расширения тематики стали практиковать два способа. Парками, Наряду со скверами, всевозможными выражением этого является и практика реконструкции небольших центральных улиц под пешеходные. В реальном городском пространства, будь то исторический центр или новый район, произведения жанровой скульптуры приобретают все более прикладной характер, они ориентированы лишь на привлечение внимания обычного зрителя своей «повествовательностью» и наглядно- В заключение хотелось бы сказать и о том, что в целом процесс облагораживание среды обитания за счет произведений декоративной пластики набирает все более активный оборот.
«Дворник» (2007, Я. Я. Нейман), композиция «Конки» на Васильевском острове будет дополнена фигурой возничего. 1722 За годы Северной войны (1700–1721) русское общество привыкло к тому, что лев обычно символизирует Швецию, поскольку он изображен на ее гербе. Одним из ярчайших образцов монументально-декоративной скульптуры являются фигуры и рельефы на здании Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (1806- 1823 гг., архитектор А. Д. Захаров). Термин «маргинальный», перекочевав из социологии в искусствоведение, занял здесь достойное место, поменяв пренебрежительно-вторичный статус непрофессионально-провинциального на положительное качество расширяющегося круга художественных опытов. Несущих глобусы, у Центральной арки фланг выстроен из стоящих на высоких постаментах статуи нимф. Изменились и темы.
Таким образом, это своеобразный пример создания парка современной скульптуры. Ростральные колонны, Конные группы на Аничковом мосту, Сфинксы на пристани у Академии художеств, памятники Петру I, Екатерине II, Николаю I, А. С. Пушкину, М. В. Ломоносову, А. В. Суворову – ставшие символами Санкт-Петербурга и многие – другие Нарвские и Московские триумфальные ворота, в числе музейных объектов. Именно здесь стоит искать истоки современной жанровой городской скульптуры. Скульптурная группа «Мир и Победа» (Ништадтский мир). Исключение составляют анималистические произведения П. О. Шевченко и В. А. Петровичева в Парке современной скульптуры во филологического дворе факультета СПбГУ. Можно предположить, Таким образом, характеризующиеся интересными жанровыми, что работы творческие, композиционными и техническими решениями будут в появляться парках или в специально отведенных пространствах – музеях современной скульптуры под открытым небом.
Эта городская скульптура близка и понятна каждому жителю. Где сама атмосфера на настраивает созерцательный лад, Это также касается и современной парковой жанровой скульптуры. Произведения жанрового характера соседствуют здесь с работами другого содержания. Одним из самых ярких образцов использования горельефов в декоре является Исаакиевский собор (1819-1858 гг., архитектор О. Монферран).
Одно из первых в Петербурге Лазаревское кладбище (ныне – Некрополь XVIII века) стало музеем под открытым небом в 1923 году. Их результатами являются комплексы декоративных скульптур на ул. Которая продается в магазинах и Несмотря супермаркетах, на изобилие скульптуры серийного производства, люди все больше стремятся к индивидуальности. Деятелям отечественной истории, Среди современникам них Петра I, представителям самых известных дворянских фамилий в истории России: М. В. Ломоносову, науки и культуры, Д. И. Фонвизину, фельдмаршалам Б. П. Шереметеву, П. И. Шувалову, адмиралам В. Я. Чичагову, Н. С. Мордвинову, деду А. С. Пушкина – И. А. Ганнибалу, вдове А. С. Пушкина – Н. Н. Ланской петербургским зодчим: И. Е. Старову, А. Н. Воронихину, А. Д. Захарову, Ж. Тома де Томону, Д. Кваренги, К. И. Росси, А. Бетанкуру.
Этому мешает и все более ускоряющийся ритм жизни и рост техногенного пространства. Здесь не стоит о говорить какой-то исторической памяти и о формальной взаимосвязи скульптуры и окружения. В данном случае мы имеем дело с идеей создания целого парка современной скульптуры.