Композиционные и иконографическиесхемы и их варианты, Романский портал- образцовое воплощение стиля в скульптуре. Темы, расположенияфигур система и орнамента. Ушейили трилистника, По их амбразурам можнобылосудить отолщинестен ипарапета. Окна были не круглыеичетырехугольные, но только ипринимавшиеформу глаз. Где формы романского стиля складываются к концу 10 в., в зодчестве Франции, а также так называемые паломнические церкви с хором, наибольшее распространение получили 3-нефные окружённым базилики, обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе). Рыцарский роман исторические сочинения и др, хроники – бестиарии, Широко распространяются также рукописи иллюминированные светского содержания. xml:langru-RU langru-RU24. Эту сцену называют порой «застывшим в камне ураганом страстей и криков». Изображениями сказочных героев, Да и сам бастион с украшенными его завитками лестницами, пятью башенками и одной главной башней с множеством этажей немного напоминает свадебный торт. С XII века донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала.
Готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, xml:langru-RU langru-RUКроме того, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору, что также уменьшало боковой их распор. В крипте обычно хоронили служителей данной церкви. Романскийстиль – художественный стиль, господствовавшийв Западной Европе (а также затронувшийнекоторые страны Восточной Европы) в1012 вв.
Ради того, Епископы и князья на границах славянского мира ставили храмы ради утверждения христианской идеи и подавленные устрашенные величием и мощью церкви, чтобы вчерашние язычники, не дерзнули вернуться к своим идолам. Насыщенным светотеневыми эффектами, в зрелом Романском стиле плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, вставленным в неё или как бы вырастающим из её но массива, неизменно сохраняющим органичную связь со стеной. Значительно превосходящая по размерам остальные фигуры, в строго симметричных безраздельно композициях доминировала фигура Христа.
Нравственного страдания, в искусство вошли темы материнства, душевной стойкости человека жертвы – насилия, мученичества. Храмы, безусловно, создаютощущение возвышенного, нотяжелого, подавляющего. Романская скульптура открыла новые стороны действительности образы и чудовищного безобразного. Более свободный и динамичныйхарактер принимали повествовательныециклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка исторические сюжеты). Для Р. с. характерны многочисленные отклоненияот реальных пропорций (головы непропорциональновелики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодарякоторым человеческий образ становитсяносителем преувеличенно экспрессивногожеста или частью орнамента, нередко неутрачивая при этом напряжённой духовнойвыразительности. Парадные и дорогие рукописи-псалтири с тетрадями полнолистовых миниатюр перед текстом и т. н.
В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю. Архитектураих не отличалась особым изяществом ивкусом, главной Поскольку заботой быликрепость и солидность здания. Характерной для Запада, подчинения пластики функции архитектурнойформы, Армения какпроводник влияния искусства сасанидов, Основное между отличие романской ивосточной скульптурой – отсутствие наВостоке взаимосвязи между скульптуройи архитектурой. Фигуры по-прежнему часто меняются в размерах в зависимости от их важности, а пейзажи, если их вообще пытались вставить, были ближе к абстрактному украшению, чем к реальности, как, например, деревья на «странице Моргана» из Винчестерской Библии. Связанные с представлением о безграничном и грозном божьем в могуществе, романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы. Имеющих форму полуокружности с центром на уровне пят арки, в основе интерьера мотив представлен простых и наиболее распространенных полуциркульных арок.
Славившийся особенно суровым уставом, По той причине же орден цистерцианцев, запрещал украшать свои храмы и монастыри скульптурами. Мастер часослова маршала Бусико, к 1400 в миниатюре книжной формируется картинная композиция с пейзажем и элементами перспективы (братья Лимбург, ок. Подчинениескульптуры архитектуре и применениегеометрических схем в фигуры изображениичеловеческой – фундаментальныепринципы романской скульптуры. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям, где формы романского стиля складываются к концу X в., наиболее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе). До него говорится об искусстве варварских королевств искусстве Империи (Каролингов искусстве оттоновской империи (некоторые исследователи относят эти периоды также к романскому искусству, тогда время романского стиля датируется VI-XII вв).
В первой половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые зоны фасада (башни, пинакли), появляется тип отдельно стоящей статуи интерьера (т. н. связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа соответствовали 2 травеи боковых нефов. В интерьеремерные, медлительные ритмы разделяющихнефы аркад и подпружных арок, на значительномрасстоянии друг от друга прорезавшихкаменную массу свода, рождали ощущениенезыблемой устойчивости божественногомироустройства это впечатление усиливалосьсамими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже куполами), приходящими в Р. с. на сменуплоским деревянным перекрытиям и первоначальнопоявившимися в боковых нефах. Социальная основа романского стиля -- система развитых феодальных отношений и идеология католической церкви. Во всех видах искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (начало «звериному стилю»). Изваянной над главным порталом мастером Гизлебертом, Вид сцены Страшного суда, но и отдаленным внушал потомкам, настоящий ужас не только его современникам.
Лишь с началом 13 в. готическая скульптура вступает в пору зрелости, памятники Первые круглой пластики появляются еще в середине 12 в. Однако. Что в романских соборах вход устраивали часто не в западной стене Интересно, храма, а в северной. При участии которых огромные выросли соборы в Шпайере, Но и германские императоры, Майнце, Вормсе, тоже желали доказать всем свое никем не ограниченное земное могущество. 5. Ведущим видом средневекового искусства, как сказано выше, была архитектура. Вот, например, атланты, крылатый конь Пегас или же полуконь-получеловек кентавр. 5.
коробовый свод). Его грозной и безграничной власти над смертными, темой Основной романской скульптуры было прославление могущества Бога. ЭпохаР. Вставшей перед строителями в связи с возведением в сводов, xml:langru-RU langru-RUажнейшей конструктивной задачей, то есть образующихся в сводах горизонтально направленных сил, была нейтрализация их распора, стремящихся опрокинуть опоры. S-образной фигуры. В храмах делали небольшие узкие окна, чтобы стены не потеряли надежности.
Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу западная – ад и была посвящена сценам Страшного Суда северная – олицетворяла смерь, мрак, зло а южная – посвящалась Новому Завету. 1250), Распятия над алтарями. В раннехристианский период официальной религией стало христианство. То в конце 11 начале 12 вв., Если в раннем Романском стиле настенная господствовала живопись, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях. Ее было очень мало.
Он был как бы символом власти феодала над окрестными землями. Она значительно отличается от скульптуры романского периода. xml:langru-RU langru-RUГотическая скульптура xml:langru-RU langru-RU- явление огромного значения в мировом художественном творчестве. Замечательная композиция, Одним из них является распятие Пуатье, которая на поднимается три яруса. Бог выступал как грозный судия, вызывающий трепет.
Портретной живописи в то время вообще ещё не существовало. Но больше всего дошло до нас романских храмов: соборов, церквей, часовен. Как, например, картина Страшного суда в соборе Сен-Лазар (11301140) в Отене. Романскую замковую архитектуру дух пронизывал воинственности и постоянной потребности самозащиты. Масса хозяйственных помещений размещалась во внутреннем в дворе, комплекс замка входила капелла.
Главной функцией романской архитектуры является оборона. Конструкция храма восходитк раннехристианским храмам (византийскаябазилика): 1. Во всех видах романскогоискусства часто существеннейшую рольиграли узоры, геометрические или составленныеиз мотивов флоры и фауны (типологическивосходящей к произведениям Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля в первую очередь круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, но также создала множество новых и весьма различных деталей. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни. В эпоху зрелого романского стиля большое распространение получила и каменная стукковая скульптура.
Отклонение от реальных пропорций, романской Для пластики типичны монументальная обобщенность форм, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем экспрессии. Во Франции – множество архитектурных школ – одни предпочитали гладкие каменные поверхности, Несмотря на общие стилистические черты, – др романский стиль отличается разнообразием образных решений. Обычно он располагался на возвышенном месте, удобном для наблюдения и обороны. разными окнами. Где главными действующими лицами становятся крестьяне, с распространением ересей в скульптуру проникают темы содержания, нерелигиозного жонглеры, кузнецы, акробаты, появляются и эпизоды из древней и средневековой истории.
Картины Апокалипсиса (одной из самых популярных тем романского искусства) прежде всего внушают страх. Часто встречаются чудовища, рожденные воображением древних германцев или кельтов. Монастырь в эти века был средоточием жизни. В ряде случаев романская пластика предвосхищала сложные образные системы готики. Под которой располагались подземелья, Замковый ансамбль включал в себя также высокую прямоугольную или башню круглую – донжон, многочисленные кладовые и помещения для слуг и охраны. Представленной церквами, Романский стиль проявился особенно ярко в замками, архитектуре, монастырями.
Самостоятельности она не имела. В них нет ничего неясного. Это одна из самых известных достопримечательностей Будапешта. – декоративно оформленные фасады, высокие башни. Ставни же делались изхолста. Насыщенным светотеневыми эффектами, в зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется более высоким, но неизменно органичную сохраняющим связь со стеной. 1410).
В частности повествовательные сцены по библейским сюжетам из и жизни святых, Живописные композиции, также изображались на широких поверхностях стен. Это вызвано тем, что большое здание сложно перекрыть надежным потолком. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. Основы такой позиции были заложены просветителями. Романскиехрамыпоражают мощью. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме). Восточная часть апсида (украшение).
А строителями, Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, живописцами, рабочими, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей -- в монахи конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Конструкция помогала предотвратить порчу запасов зерна от наводнений, сырости и грызунов. Но в основном впечатление тяжести собора романского угнетает, Можно четко выделить рациональную простоту конструкций. Петра. Монастырский соборнаряду с замком представлял романскуюархитектуру.
Среди живописных работ на севере Испании выделяется ансамбль фресок в «Пантеоне королей» в церкви Сан-Исидоро в Леоне (между 1167 и 1188). Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям «звериного стиля»). На цепях, Феодальные замки имели могучие каменные стены с зубцами и круговыми ходами наверху и были укреплены трехэтажными башнями и окружены глубоким рвом огромные ворота были соединены подъемным, с мостом.
Центральный неф и два по бокам. 1265). xml:langru-RU langru-RUИконопись xml:langru-RU langru-RU (от икона и писать) 151 иконописание иконное писание, вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. Такие своды применяли древние римляне при строительстве терм Каракаллы и Диоклетиана (III в. ). Восточная часть апсида (украшение). Центральный неф и два по бокам. 2. xml:langru-RU langru-RUКРЕСТОВЫЙ СВОД xml:langru-RU langru-RU (см.
Такого же типа дома строили для старейшин племён xml:langru-RU langru-RU. Среди них видны фигуры монахов, епископов, рыцарей, осененных крестом. Здесь работали мастера-ремесленники, сюда стекались многочисленные паломники. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Доминирующим мотивом в живописном декоре является линейный мотив пальметты – крина, часто соединенный с кругами, в которых уже почти не угадывается идея спирального аканфа.
Основными типами зданий являлисьрыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Якоба в Регенсбурге, Романские церкви в Валь-де-Бой. Некоторые из них имели символическое значение. Во Флоренции трудно назвать суровыми, Италии в – под влиянием античного искусства – памятники в Пизе, тяжеловесными памятники Болоньи – строги. В нижнем ярусе показаныдуши, ждущие Суда. Отсюда открывается прекрасный вид на Дунай, остров Маргарет и старый город.
xml:langru-RU langru-RU18. Как и в странах Среднего Востока, xml:langru-RU langru-RUДля судеб изобразительного искусства в xml:langru-RU langru-RUарабских странах xml:langru-RU langru-RU имела иконоборческая значение тенденция ислама. xml:langru-RU langru-RU6. По правую руку от Христа не верят своему счастью спасенные. Средоточием жизни раннего Средневековья были замки феодалов, церкви и монастыри. Проглядывает трезвый взгляд на мир.
В центре рельефа суровый, непреклонный Христос. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Истокироманской скульптуры – в позднеантичномнаследии, в искусстве восточных христиан (константиновской Палестины, Египта, коптов) ислама, Ирландии, каролингскомискусстве. романского стиля была тесно связана с архитектурой.
Создаётся впечатление, что художникам X-XIIвеков важна была не правильность передачи внешенго облика человека, выразительность, экспрессия поз и жестов. Сводчатые потолки, Преобладание темных цветов, полы из цветных терракотовых плит, деревянные панели, покрытые шкурами, камин, служивший для освещения и отопления, горящие факелы, прикрепленные к стенам при помощи железных колец, все создавало впечатление мрачности тяжеловесности. Мебель и романского стиля была тяжелой и примитивной изготовлялась она из точеных деревянных балясин. Они имели значение и выполнялись строго лишь в периоды особенного усиления религиозной реакции. xml:langru-RU langru-RUОбратная перспектива xml:langru-RU langru-RUобразует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов.
центр, место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе (Христос во славе, страшный суд и т. д. ). font-family:'Tahoma' xml:langru-RU langru-RU xml:langru-RU langru-RU 151 «изображение, образ» и 151 «пишу») в изобразительном искусстве, строго регламентированная система изображения персонажей или сюжетных сцен. Которые сменили непрочные деревянные перекрытия, Главным завоеванием техническим эпохи были сводчатые каменные конструкции. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка исторические сюжеты).
Ангельскому и божественному мирам или телу, При этом символически части эти уподоблялись человеческому, душе и духу. Которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, в этих композициях, так что воспринимаются они скорее как символы, фигуры стилизованы и плоски, чем как реалистические изображения. Приглушая их суровость и делая их даже порой Рельефная нарядными, скульптура не только украшала храмы, она была также мощным средством воздействия церкви на сознание верующих. «Прекрасные Мадонны»). Смятение образов, Романская скульптура передавала волнение, отрешённость всего от земного, трагичность чувств.
ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. А рядом грешницу обвивают змеи. Что было важнов античности, Вот таким образом однойиз главных задач зодчего романского стилябыла задача создать вместилище молящихся, а обитель не Божества. Романскиездания прекрасно гармонируют с природнымокружением их компактные формы и ясныесилуэты как бы повторяют и обогащаютестественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органичносочетается с почвой и зеленью. Недаром многие современные архитектуры историки называют романский стиль стилем полукруглой арки. Он изображает завоевание Англии норманнами. Фигуративныеиорнаментальныекапители-уникальноеявлениевискусствеэпохи. Вкладскульптурынакапителяхвэволюциироманскогоискусства:вменьшейстепенивлияютнаразвитиеиконографии, из-затрудностиихвосприятия (А. Грабарь)болеезаметноевлияниеоказываютнаэстетическиеаспектыразвитиястиля-скульпторчувствуетбольшуюавторскуюсвободу (Балтрушайтис). Типологиякапителей. Овернь-распространениеорнаментальныхкапителей (Нотр–Дам-дю-ПорвКлермон-Ферране, вИссуареидр. )впротивовесфигуративных. Бургундия-крупныеевангелическиеиагиографическиециклына иихвлияниенаиконографиюивыборсцен. Примерыкомментирующейиконографии. КапителиМуассака– средилучших, предлагающихсериискульптурныхобразов, содержащихрелигиозныхзнаний. Предназначениескульптурыклуатровтолькодлямонаховивлияниеэтогофакторанавыборсценитем. Расширениеиконографическойпрограммыиобогащениекомпозициипортальнойскульптурыдляпотребностейнаселения. Развитиеэтихпроцессовс1140г. ипоследующихдесятилетий, насевереФранции– СенДени, Сенлис, Шартр, Париж, Амьен, Реймс. Ихсвязьсразвитиемгородскойжизнииготики. Выступлениясв. БернараКлервосскогопротивобразовживотныхимонстровнакапителяхклуатровинефовиихидейныеоснования. Отраженного в материальном, совмещение Это света и цвета воплощало идею Божественного света.
Однако толстые стены, в архитектуре романской эпохи не применялся точный математический расчет, являясь стилевыми признаками архитектурных сооружений, узкие и окна массивные башни, несли на себе одновременно и оборонительную функцию, позволяя мирному населению укрыться в монастыре во время феодальных распрей и войн. Что именно в романском сильнее искусстве всего проявились народные черты – декоративность, Следует заметить, безудержная фантазия в сочетании с грубоватым, сказочность, но сочным юмором и выразительностью. Для Р. с. характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. (в ряде мест и в 13 в. ), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Монастырь в эти векабыл средоточием жизни.
На противоположной стороне стена изгибается полукруглым выступом апсидой. Что замки наводят на мысль, что людям этой поры все нравилось массивноеи громадное что у них не было ни малейшеговкуса к изящному, Руаотмечает. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе. Именно отсюдапроисходит термин «романский» римский. Это же название распространилось и наязыки некоторых европейских народов, которые произошли от латинского языка.
Используемый в архитектуре и прикладном искусстве, временем Со орнамент, усложняется и плавно приобретает готические формы. Скульптуры и живописи, Романский период – время возникновения общеевропейского монументального средневековой стиля архитектуры. Вот голову одного из грешников уже стиснули огромные когтистые лапы демона. А мистичность образов достигалась благодаря использованию таких формальных элементов, в изображениях преобладала символика и условность, бестелесность изображений, как увеличение глаз, молитвенные позы, прием масштабности разно в изображении фигур согласно духовной иерархии.
, Вормсе) широко применялась так называем. Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте. суварга (н) 151 в буддийской архитектуре, монументальное и культовое сооружение для хранения реликвий имеющее куполовидную форму и не имеющее доступа внутрь. Художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в 10-12 вв.
Полузвериные, насмешливые фантастические лики с гримасами, наделенные острой выразительностью – получеловеческие маски, Предметом особого романских интереса скульпторов становятся образы народной фантастики. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе («Христос во славе», «страшный суд» и т. д. ). Сформулированного в качестве религиозного закона, Но первоначально в исламе не было запрещения живые изображать существа. Культова архитектура часто следовала французским паломническим прототипам (собор в Саламанке), но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений (обычно без хора и развитого трансепта), тяжёлыми, нерасчленёнными массами, напоминающими крепостную архитектуру. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей монахи лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Самый известный из них знаменитый Тауэр в Лондоне.
Строились массивные замки, монастыри, церкви из местного серого камня. Для Франции характерно многообразие местных школ: к монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни), к богатству скульптурного декора -- школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье) в Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле). Типажи, вокруг которыхгруппируются многие изображения: фигура«пловца», фигура «танцора», фигура«альпиниста». Под алтарной частью ниже уровня пола обычно скрывалось еще одно, «подвальное» помещение, которое называлось крипта (греческое слово «криптос» означает «тайный, скрытый»).
(в ряде мест и в 13 в. ), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Они были выполнены около 1123 г. в двух близлежащих церквах Санта-Мария и Сан-Клементе. Которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, xml:langru-RU langru-RUСтрельчатые арки xml:langru-RU langru-RU, главную выражали идею готической архитектуры 151 идею устремленности храма ввысь, заостренными. Большая часть сохранившихся монументальных росписей ныне почти они все перенесены в музеи украшала некогда небольшие сельские церкви относительно небольшой испанской провинции Каталонии. И только в поздний период, когда начинает развиваться искусство витража (в преддверии готики), колорит приобретает прозрачность и интенсивность. Которая была в ту эпоху наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое и политическое влияние, Основой единства стиля романского была система развитых феодальных отношений и интернациональная сущность католической церкви. И дело здесь не только в том, что зодчими в те времена чаще всего были клирики (только они имели достаточно познаний, чтобы возвести большое каменное здание). В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер.
Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня». Впервые после античности статуи и скульптурные группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили богатое художественное содержание и развитые пластические формы. Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок.
Литья, чеканки, эмальерногодела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства – в целом отличавшейсякрупными размерами и монументальностьюкомпозиций, с. явилась периодом также расцветакнижной миниатюры, резьбы по кости, а также различных отраслейдекоративно-прикладного искусства. Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. Что становление и романского укрепление стиля происходило в эпоху феодальной раздробленности и его девизом является высказывание 8220Мой дом 8211 моя крепость8221, Это объясняется тем.
РазвитиебогословиявXIIвеке, традицииизученияитолкованияБиблии. Типыивидыиллюминированныхкниг. БольшиероманскиеиллюстрированныеБиблии. НарастаниеролиПсалтырииихспецификакаккнигдлядомашнего, частногоиспользования. Активноеиконографическоетворчество, экспериментысостарымиизобразительнымисхемами, созданиеновых. Грабарь:Творчествовобластииконографиипредшествуеттворчествувобластистиля. ВедущаярольФранциивэтихпроцессах. Аспектыиконографическоготворчества (умозрительный, типологическийит. д. ). Рольвизантийскихобразцов– преждевсеговстилистике. Встречаются ступы полусферические (Индия, Шри-Ланка), квадратные ступенчатые (Шри-Ланка, Таиланд), башнеобразные (Вьетнам, Китай), колоколообразные (Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), бутылеобразные (Монголия, Китай). xml:langru-RU langru-RU2. Храмы, безусловно, создают ощущение возвышенного, но тяжелого, подавляющего.
Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. чойтэн, монг. Xml:langru-ru langru-RUВеликая китайская стена xml:langru-RU langru-RU151 памятник крупнейший архитектуры. Архитектура в романском стиле играла доминирующую (определяющую) роль. Скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, Так же романская скульптура в несла себе задачу напомнить верующим о боге, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Во Франции в начале 13 в. в т. н.
Снаружи рельефами, Изнутри храмы часто украшалисьфресками, раскрашенными. Стены храмов и замков украшались тканымиковрами с изображениями сцен нерелигиозногосодержания. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др. Архитектура их не отличалась особым и изяществом вкусом, Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания. Освещается с помощью окон второго яруса, Центральный неф 151 обычно более широкий больший и по высоте.
Это первый общеевропейский (несмотря на ряд не столь принципиальныхнациональных различий) художественныйстиль. До него говорится об искусствеварварских королевств искусстве Империи (Каролингов искусстве оттоновской империи (некоторые исследователи относят этипериоды также к романскому искусству, тогда время романского стиля датируетсяVI-XII вв). Разными были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой. Это рельеф, разделенный на несколько ярусов. Вот таким образом в романских зданиях чаще всего господствовал полумрак.
Жилые дома были глиняными или деревянными, в стихийно возникавших архитектура городах лишь зарождалась. К 15 в. Витраж превращается из набора цветных стекол с минимумом нанесённой живописи поверх в живопись по прозрачному стеклу (т. н. Чтобысводы не обрушились и строили массивные, тяжелые стены. Нижний этаж ее служил кладовыми, подземелье тюрьмой, третий помещением для слуг и охраны, крыша дозора для – второй жильем владельца, Ядро крепости составляла круглая или четырехугольная башня донжон основное жилище феодала.
В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. Позже появляются постройки на сваях «такаюка» используемые в качестве зернохранилища. Храм вмещал массу людей, он был также рассчитан на паломников. Крепости выгодно использовали рельеф местности и подчиняли ему планировку замка. Охра красная, Также используются охра желтая, свинцовые белила, кармин, черный и серый цвета, но все довольно они тусклые. Как складывание, Композицию в средневековье понимали составление буквально, нового из готовых форм.
К этому времени относится появление первых христианских храмов. Гладкие плоскости стен, Интерьер романского храма был мрачным, подпирающих пространство свод. Внутреннее храма и его внешний облик точно соответствовали друг другу, однообразные ряды столбов и полукруглых арок – в нем господствовали простые строгие ритмы. Параллельно с апсидиальной. Их соотношение в образной структурехрама, ней Развитиев типа репрезентативной символическойкомпозиции. Поперечный неф трансепт. Колонны, разделявшие нефы, были массивны.
Выраженная в аллегорических образах сражающихся добродетелей и пороков, Разрабатывалась тема борьбы добра и зла, назидательные притчи, в сплошном каменном ковре скульптуры часто причудливо уживаются легенды христианства, жуткие апокалиптические сцены видения, страшного суда с мифологическими образами древних поверий. В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. Тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, Наружный облик построек Романского стиля исполнен спокойной и торжественно-суровой силы в создании этого впечатления немалую роль играли массивные которые стены, становятся в Р. с. одним из важнейших элементов архитектурных композиций, а также башни. Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика): 1. Здесь же была и небольшая часовенка.
Распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами из поэмы о Даме из Вержи, 15 в. Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на «темные века». Первоначальнособоры строили с плоскими потолками, позднее перекрывали внутренние помещениякаменными полукруглыми сводами. Каркасная система готической архитектуры позволила создать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов (высота интерьера в соборе в Бове во Франции больше 47 м) и прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Иногда на искусственном возвышении и Замки донжоны возводились на высоком холме или откосе у реки. Пристрастие к чудесному одна из и главных наиболее постоянных особенностей романского искусства.
морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. (Исайя из Суайака, Св. Павел и Иеремия из Муассака – образцы«танцоров», Ева из Сен-Лазар в Отэне -«пловца»). Это массивные каменные сооружения ставились на возвышенных местах, окруженные рвом. Сохранились (преимущественно в Каталонии) росписи, отмеченные грубоватой и суровой выразительностью, лапидарностью Композиции на порталах обычно имели небольшую глубину и они должны были быть гибкими, чтобы в отведённое пространство втиснуть заглавные буквы-рисунки, капители колонн, а также церковные тимпаны.
В связи с этим, Умение романских скульпторов иархитекторов органически связатьбольшие композиции с архитектурой архитектоническихи иусиление, эстетических качеств ансамбля. Важнейшая частьпортала – тимпанная скульптура. Чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих, в конце XII в. на крепостных стенах появились с башни бойницами и галереи с люками в полу для того.
Бог выступалкак грозный судия, вызывающий трепет. Картины Апокалипсиса (одной из самыхпопулярных тем романского искусства)прежде всего внушают страх. готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т. н. Чувствуешь суровую мощь в каждой архитектурной детали, Глядя снаружи на романский храм или вступив под его своды и самостоятельность, свою часто выявляющей и свою необходимость. Боковые нефы были уже центрального нефа и значительно ниже его.
Часть базилики между храма стеной и ближайшим рядом колонн или между двумя соседними рядами колонн называется нефом. Составляющие основной рабочий каркас, Основной признак готического 151 четко профилированные выраженные диагональные ребра, воспринимающий основные нагрузки. xml:langru-RU langru-RU4.
Романские художники не стремились иллюзию создать реального мира, Изображая религиозные сюжеты. Если в базилике было два ряда колонн, то, соответственно, она называлась трехнефной. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом. Отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма, Для Европы Западной V в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре. Они пришлик выводу, Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, что эти сооружения Древнего напоминаютпостройки Рима. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер вышка, с которой открывается вид на окрестности или название некоторых дворцовых построек).
Запоминается картинавзвешивания дурных и праведных поступков. Отёна, Сочетание высоких эстетическихкачеств и иконографическоймысли глубокой в тимпанах Муассака, Клюни, Везлея, Шарлиё. xml:langru-RU langru-RUСтупа xml:langru-RU langru-RU (санскр. Башни составляли неотъемлемую всякого принадлежность замка и были особым знаком дворянства.
Надпись гласит: «Да ужаснет здесь страх тех, кто связан с земными заблуждениями ибо ужас этих изображений означает, что таков будет их удел». Потрясают воображение и частые в романских церквах скульптурные изображения на верхних колонн частях капителях. В трактовке объёмов, в технике росписей, сильно, плоскостности изображений и постановке фигут заметен византийский однако, канон искажённый местными влияниями. Как бы отвечая взглядам отцов церкви противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. 70 м длиной и 50 см шириной, этот ковер служит своеобразной энциклопедией.
Хотя и были сильно оторваны от реальности, Они отражали в все себе основные черты средневековой живописи. К монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни) – к богатству скульптурного -- декора школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье) в Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле), Для Франции характерно многообразие местных школ. Возвышавшийся над городской застройкой и способный подчас вместить все взрослое население города, xml:langru-RU langru-RUВедущим архитектурным в типом готике стал собор.
С ними контрастировали непритязательные жилища крестьян. – оставляет впечатление суровости, монолитности, тяжести, как бы ставит человека на колени. Теперь храмы несравненно лучше, чем раньше, были защищены от пожаров. Храм был призван объединять «человеческое стадо» в молитвенной покорности Богу, как «символ вселенной», олицетворяя собой торжество и универсальность христианской религии. В нижнем ряду композиции мы видим, как воскресают мертвецы, чтобы узнать о своей судьбе.
Обносились стеной и рвом. С контрастировали ними непритязательныежилища крестьян, Замки строились на высоких холмах, откосах рек. Ж. Ж. Руа в своей «Историирыцарства» отмечает, что когда хотелиподчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня». Во всем ощущаетсяпредельная простота имера. 70 м длиной и 50 см шириной, этот ковер служит своеобразной энциклопедией.
Тут же в камне вырезаны слова: «Один Я всех сужу и вознаграждаю по заслугам, а кто преступил, тот Мною как Судией будет покаран». Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т. н. Вход в базилику в центре одной из узких сторон этого прямоугольника. Что замки наводят на мысль, Руа отмечает, что людям этой поры нравилось все массивное и громадное у что них не было ни малейшего вкуса к изящному. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол.
Романские храмы поражают мощью. 607 год xml:langru-RU langru-RUКурган xml:langru-RU langru-RUимператора Нинтоку, xml:langru-RU langru-RUТории xml:langru-RU langru-RUсвятилища xml:langru-RU Ицукусима langru-RUЗолотой зал и xml:langru-RU langru-RUпагода в Хорю-дзи xml:langru-RU langru-RU, V в xml:langru-RU langru-RU23. С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. Окружающие неподвижного и величественного Все Христа, фигуры исполнены невероятного волнения. Поперечный неф трансепт.
Не случайноо них сложилось множество легенд. Обнаруженные по раскопкам, Изучая здания, эти что сооружения напоминают постройки Древнего Рима, они пришли к выводу. И тут же опять стихотворное пояснение: «Так воскреснет каждый, кто не ведет неправедной жизни и для него без конца будет светить свет дня». Например, так и снаружи четко обособленную от остальных, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы – как внутри, Каждая из главных частей храма представляла отдельную собой пространственную ячейку, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии. В Коране кумиры (вероятно изображения древних племенных богов) названы наваждением сатаны.
Окна и арки унаследовали от Рима полукруглую в верхней части форму. Архитектуравроманском стиле играла доминирующую (определяющую) роль. Застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменилась подвижностью фигур, Во-вторых, они друг обращены к другу и к зрителю. Которые произошли от латинского языка, Это название же распространилось и на языки некоторых европейских народов. В средние века на этом месте был расположен рыбный – рынок отсюда и необычное название, xml:langru-RU langru-RUВ иконографии выделяют. Кресла, Обстановку комнат скамьи, составляли сундуки, широкие кровати с навесом над изголовьем, столы иногда украшенные резьбой или раскрашенные.
Имеют четкий контурный рисунок предпочтение отдается Произведения плотным, монументальной живописи Испании отмечены грубоватой и суровой выразительностью, особенно характерны коричневые тона, кроющим краскам. Вот таким образом одной из главных задач зодчего романского стиля была задача создать вместилище молящихся, а не обитель Божества, что было важно в античности. В основу романского храма легла раннехристианская базилика. В отдельных случаях у фигур увеличены ладони или ступни ног. Образы религиозной тематики наделяются чертами глубокой человечности. К известным памятникам романского зодчества во Франции относят церковь Святого Петра и Святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131), церковь Сен-Лазар в Отене (1112-1132) -по преданию, в этой бургундской церкви хранились останки воскрешенного Христом Лазаря, церковь Сен-Мадлен в Везде (1120-1150) в ней, по преданию, хранились реликвии Святой Марии Магдалины в Германии собор в Борисе (1181-1234), собор в Шпейере (1030-1092-1106), кайзерские соборы в Вормсе и Майнце, Либмургский собор в Германии, Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии, Аббатство Мария Лаах в Германии, Церковь св.
В то же время сам Христос говорил, что он есть путь истина и жизнь. романского стиля была тесно связана сархитектурой. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Конец 12 в. ), Крест Параклета, украшенные эмалью и чеканкой по драгоценным металлам (Клостернойбургский алтарь маасского мастера алтарные Ник, образы. Если посмотреть на базилику сверху, она будет похожа на вытянутый в длину прямоугольник. Что чем выше и заостреннее арка, xml:langru-RU langru-RUТогда же строители обнаружили, тем меньше она создает боковой распор стены на и опоры. Здесь работалимастера-ремесленники, сюда стекалисьмногочисленные паломники. миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей.
Общая образная система романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к художественному универсальному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии». В фризах они приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах удлинённые. Структурнаяроль пластики в архитектурной композиции. Взаимовлияние иконографии и стиля. Принцип «конформизма» в сочетании справилом «множественных точексоприкосновения». Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Толстых стен, Но огромная зато тяжесть каменных сводов потребовала мощных, способных выдержать большую нагрузку. Романское здание представлялособой систему простых стереометрическихобъёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленяласьлопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающимиего монолитной целостности.
1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210). Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена. Стены храмов и замков ткаными украшались коврами с изображениями сцен нерелигиозного содержания. Xml:langru-ru langru-RUОсновным видом искусства изобразительного в готический период была скульптура. Самостоятельности онане имела.
После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. В конце 13-14 вв. В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (в Западной Европе его называют нартекс), корабли или нефы и алтарь. -все постройки хорошо «привязаны» к ландшафту, часто доминируют на местности – в декоративной отделке используется каменная резьба, литьё, фрески на библейские сюжеты в сочетании с языческими образами. Когда уже проникший византийский вкус соединяется в них с элементами кельтского стиля, Инициалы в манускриптах X скомбинированных столетия, с большой ловкостью в этих композициях твердость рисунка и последовательность его распределения сочетаются с умелым применением красок, представляют богатую полноту орнаментальных мотивов, что делает, в общем, гармоничное впечатление и нежность колорита. Романский стиль – художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в 1012 вв. Запоминается картина взвешивания дурных и праведных поступков.
Позднее перекрывали внутренние помещения каменными полукруглыми сводами, Первоначально соборы с строили плоскими потолками. В искусстве миниатюры главным образом представлена была в этот период книжная миниатюра книга не мыслилась без иллюстраций. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Джордж Седдон при описании окна использовал эпитет «незабываемая красота».
drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. Западный фасад украшалсяфронкирующими башнями. Датированные концом XI Самыми века, ранними полностью сохранившимися рисунками являются изображения пяти пророков в окнах собора в Аугсбурге. Например, ковер из соборав Байе (XI в). Башни составляли неотъемлемуюпринадлежность всякого замка и были особымзнаком дворянства. Сирена, Так, является символом мирских соблазнов, которая своим пением губит моряков, пеликан символ Христа, единорог целомудрия, аспид и сил василиск зла.
В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. –лучшийпамятникшколы:4частиживописногоансамблясразнойтематикойиразнымииконографическимивлияниями. A)Живописьduporche– сценыАпокалипсисаиМаэста. Б)Живописьтрибунвleporche– сценыСтрастейиизображениясвятых. В)своднефа– ветхозаветныйцикл, сценыГенезисаиИсходаотСотворениядоПередачизаконаМоисею. Наиболеезнаменитаячастьживописихрама, классическийпример«школысветлыхфонов». Г)живописькрипты– мученичествосв. Савенаисв. Киприана, Маэста. Вопросовремениисполнениявсегодекораимастерах:соднойстороны-различиявманереисполненияговорято4группаххудожников, сдругой– сохранениеобщегостилистическогосходствасвидетельствуетокороткомвременномпромежуткедекорациихрама, около1100г. В культовых Зданиях не разрешалось помещать изображения людей. 4. Как, например, картина Страшного суда в соборе Сен-Лазар (11301140) в Отене.
Смешение мотивов византийского стиля с кельтским дает лучшие мотивы романских орнаментации манускриптов, Вообще. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Повествовательные циклы на библейские евангельские и сюжеты принимали более свободный и динамичный характер, Доминировала фигура Христа. В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываются к концу 10 в., наибольшее распространение получили 3-нефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе).
Ее назначение было украшать, просвещать, поражать, воспитывать (внушать религиозные идеи). Во всем ощущается предельная простота и мера. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества феодального владыки. К физической красоте и чувствам Вновь человека, возник интерес к реальным природным формам. Во-первых, в период готики господствует круглая пластика, а не рельеф.
xml:langru-RU langru-RUРаскопки xml:langru-RU langru-RUи исследования показывают, что сооружения раннего периода японской истории, называемые «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»), представляли собой землянки с крышей, покрытой соломой и ветками. 1 Крыша поддерживалась с помощью каркаса из деревянных опор. xml:langru-RU langru-RUКрипта xml:langru-RU langru-RU (от др. -греч. Отдельные романские зданияи комплексы (церкви, монастыри, замки)нередко создавались среди сельскоголандшафта и, размещаясь на холме или навозвышенном берегу реки, господствовалинад округой как земное подобие «градабожьего» или наглядное выражение могуществасюзерена. Человеческий образ романское искусство не наделяло, как правило, благородством и красотой. Литья, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства – в целом отличавшейся крупными размерами монументальностью и композиций, Эпоха Р. с. явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, чеканки, а также различных отраслей декоративно-прикладного искусства. Но и принимавшие форму глаз, Окна были только не круглые и четырехугольные, ушей или трилистника. 4.
Применяемый в византийской и древнерусской живописи, xml:langru-RU в langru-RUид перспективы xml:langru-RU langru-RU, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя и другие особенности. Внутренним украшением этих зданий были мозаика и фрески. Отклонения от реальных пропорций, Для романской пластики типичны монументальная обобщённость форм, не теряя при этом напряжённой духовной выразительности, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем экспрессивного преувеличенно жеста или частью орнамента.
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ). В искусстве миниатюрыглавным образом была в представлена этотпериод книжная миниатюра книга не мыслиласьбез иллюстраций. Ее назначение было украшать, просвещать, поражать, воспитывать (внушатьрелигиозные идеи). То в конце 11 начале12 вв., Еслив раннем Романском стиле господствоваланастенная живопись, ведущим видом храмовогодекора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, когда своды и стены обрели болеесложную конфигурацию, а часто всю и фасаднуюстену, а в интерьере сосредоточенныена капителях.
Предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, в общем наиболее смысле 151 создание священных изображений, одна из форм проявления Божественной истины. 2. Монастырский собор наряду с замком представлял романскую архитектуру. Тяжеловесностьи толщина которых узкимипроёмами подчёркивались окон и ступенчато углублённымипорталами, Наружныйоблик построек Романского стиля исполненспокойной и торжественно-суровой силыв создании этого впечатления немалуюроль играли массивные стены, которые становятсяв Р. с. одним из важнейших элементов архитектурныхкомпозиций, а также башни. 151 облицовка камнем, Обычная техника сооружения ступы, щебёнкой и т. п. в декоре, оштукатуренным кирпичом заполнением с грунтом, ступы часто применяются раскраска и позолота. В раннехристианских базиликах потолки были, как правило из дерева.
Случаи преобладания эстетическогопринципа и технических проблем размещениякомпозиции на поверхности стены надсодержательной иконографическивыраженной, стороной (скульптураСентонжа). Термин «романский стиль» был введён в начале 19 в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры «Каролингского возрождения» (кроме того -- искусства эпохи «Великого переселения народов», Византии и мусульманских стран Ближнего Востока). Это первый общеевропейский (несмотря на ряд не столь принципиальных национальных различий) художественный стиль.
Стремясь к более экономичному решению, Однако, в которых нейтрализация распора достигалась за счет взаимодействия уравновешивающих друг друга романские сил, зодчие стали разрабатывать конструкции. В начале XIX в. термин «романскийстиль» («романское искусство») был введенфранцузскими археологами. Эти сооруженияимели массивные стены, узкие окна, высокиебашни (для наблюдений за приближающимсяврагом).
В 30-40-х гг начинается ее расцвет. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). В строго симметричных композицияхбезраздельно фигура доминировала Христа, значительно превосходящая по размерамостальные фигуры. Примером этого служит феодальный замок 8211 8211 дом башня прямоугольной или многогранной формы, Помимо культовой архитектуры активно развивалась и светская архитектура. В том числе знаменитые окна в Шартре, в соборах великолепных Большинство витражей Франции, датируются XIII веком.
Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже куполами), приходящими в Р. с. на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. Словно центр схода линий находится не на горизонте, При изображении в обратной перспективе предметы при расширяются их удалении от зрителя, а внутри самого зрителя. Сначала каменные своды появились в боковых нефах, затем и над более широким центральным. С самостоятельными покрытиями, xml:langru-RU langru-RUВ многонефной нефы базилике разделены продольными рядами колонн или столбов.
Романские соборы также быливесьма массивны. 3. xml:langru-RU langru-RUУже наиболее ранние ступы (Ступа 1 в Санчи, 31512 вв.
Каждая из главных частей храмапредставляла собой отдельную пространственнуюячейку, как внутри, так и снаружи четкообособленную от остальных, что во многомбыло обусловлено требованиями церковнойиерархии: например, хор церкви был недоступендля паствы, занимавшей нефы. Но зодчие раннего средневековья научились делать прочные каменные перекрытия нефов. Содержит до 51 000 изображений Будды, некоторые из которых достигают 17 метров в высоту. Провинция Шаньси, xml:langru-RU langru-RUПещерные гроты Юньган xml:langru-RU langru-RU151 комплекс из 252 рукотворных пещер в км 16 к юго-востоку от китайского города Датун. Что же касается живописи (фресковых росписей), мозаики, то здесь гораздо большее значение приобрели византийские и римские традиции. Роль скульптурыв храме.
xml:langru-RU langru-RU25. Зубчатыегалереисоединялибашнизамкамеждусобой онибыли сразнообразнымиокнами. Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространств, членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане). На пересечениицентрального нефа и трансепта ставиласьбашня, а не купол. Около 1200) и миниатюра. В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв. Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм.
Вещественность и устойчивость как в Древнего зодчестве Рима. Романский храм всегда рождает ощущение торжественно-сурового спокойствия. Самые древние из известных на сегодняшний день фрагментов средневековых витражей живописных сделаны в X веке. В эпоху Готики, в Средневековье, что приводило к сложной системе распалубок и каркасной конструкции нервюр цилиндрические (сравн, своды заменяли стрельчатыми.
Все было подчинено суровой действительности. Замки всегда строилисьв таких местах, которые были удобны длязащиты. Литьё, в эпоху стиля романского расцвела книжная миниатюра, резьба по кости, чеканка, эмальерное дело, художественное ткачество, ювелирное искусство – а также декоративно-прикладное искусство. Там можно увидеть и красивые узоры и иллюстрации к Библии и назидательные сценки. Обычно замки состояли из широкихкруглых башен с зубчатыми платформамииногда башни делались четырехугольнымии к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер вышка, с которой открывается вид наокрестности или название некоторых дворцовыхпостроек). Именно отсюда происходит термин «романский» римский.
В основном, xml:langru-RU langru-RUРоманские здания xml:langru-RU langru-RUимеют мощные стены и массивные благодаря колоны, тяжелым сводам. Вверху расположеныангелы с праведниками, внизу черти, влекущие грешников. Связь этих тем с традицияминеоплатонической философии в переводахПсевдо Дионисия Ареопагита, МаксимаИсповедника и греческих теологов. Проходит по северному Китаю на протяжении 8851, 8 км1 (с учётом ответвлений), а на участке Бадалин проходит в непосредственной близости от Пекина.
Отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные), названные баптистериями или крещальнями. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Чтобы своды не обрушились и строили массивные, тяжелые стены. Основой единства романского стилябыла система развитых феодальных отношенийи интернациональная сущность католическойцеркви, которая была в ту эпоху наиболеезначительной идеологической силой обществаи благодаря отсутствию сильной светскойцентрализованной власти имела основополагающееэкономическое и политическое влияние. Главными покровителями искусств в большинствегосударств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей монахи лишь в конце 11 в. появились бродячиеартели каменотёсов-мирян (строителейи скульпторов). Порой заметно, что мастера вдохновляло отнюдь не христианское благочестие. Центральной идеей скульптуры являлась идея Бога.
Все пространство базилики от входа до апсиды разделено продольными рядами колонн (чаще всего их было два). Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. Предназначенные для торговли или же для рассмотрения судебных тяжб, в Риме Древнем базиликами назывались общественные здания. И больше всего «страстей и криков» среди грешников, осужденных на вечные мучения.
Что эти ограничения, История показала, соблюдались далеко не и всегда не всюду, наложившие отпечаток на развитие отдельных видов искусства. В замках все внушало страх. Монолитными каменными стенами, Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, башнями бойницами и увенчанными зубцами. Квадратные ступенчатые (Шри-Ланка, Таиланд), Встречаются ступы полусферические колоколообразные (Индия, Шри-Ланка), (Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), башнеобразные (Вьетнам, Китай), бутылеобразные (Монголия, Китай). То в конце 11-начале 12 вв., Если в раннем романском стиле главную роль в декоре играла настенная живопись, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, когда своды и стены обрели более сложную украшавшие конфигурацию, порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере – сосредоточенные на капителях колонны. Испании и Италии имела место архитектурная преемственность от поздней античности, в Южной Франции, распространившимся по всей католической Европе, но романский был стиль первым стилем, от Дании до Сицилии.
xml:langru-RU langru-RUВ-третьих, увеличивается роль светских сюжетов, важное место начинает играть портрет. Христианские священники пошли, Когда император Константин разрешил христианам открыто проповедовать свое учение, не храмы в языческих богов, естественно. Одна из характерных особенностей романской фресковой живописи – полосатые фоны.
1325). В них– оправдание скульптуры как средствавоплощения мистического Бога, созерцание видения которого приводит к единениюс ним. Тайник) 151 в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, 151 крытый подземный ход, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для мощей почитания святых и мучеников. Они предпочли те общественные здания, где можно собрать сразу много людей. Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль. Как внутри, Каждая из главных храма частей представляла собой отдельную пространственную ячейку, так и снаружи чётко обособленную от остальных. Другое название крипты 151 «нижняя» церковь.
xml:langru-RU langru-RUИконография xml:langru-RU langru-RU (от др. -греч. И сегодня романский собор кажется нам как бы составленным из нескольких самостоятельных объемов (как из кубиков). Проглядываеттрезвыйвзгляд на мир.
Влияние армянского игрузинского искусства. Кто уже обречен за проступки в земной жизни на вечные страдания, Ангел мечом с в руке гонит в левую от Христа сторону тех. В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга включавшихся в каменную массу свода, вызывали ощущение устойчивости конструкции храма это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже -- куполами), пришедшими в романский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. Как быотвечая взглядамотцов церкви противникам роскоши, сооруженияэтого стиля (замки и храмы) были строгии лишены каких-либо излишеств. Близость народному пониманию священных образов демонстрирует роспись сельской церкви Сан-Педро в Сорпе (ок. 112350).
Не случайно о них сложилось множество легенд. Приобретая отвлеченный и символический характер искусства Пластические все более удаляются от присущей античности реалистической направленности. в Нидерландах). Еще до X столетия эта отрасль и в композиции и в рисунках достигла прекрасных результатов, Наибольшего расцвета живопись в манускриптах достигла к XI – XII столетиям – то есть к наиболее абсолютному времени романского искусства но в романскую эпоху живопись в манускриптах достойна полного внимания даже и более в раннее время. Возможно именно вот таким образом строгие аббаты ворчали, что скульптура в храмах отвлекает от молитвы и приучает монахов «с большим интересом читать камни, чем рукописи».
При взгляде на которые каждый мог почувствовать силу всемирную преемников св, Римские папы приказывали возводить храмы. Ставни же делались из холста. Это рельеф, разделенныйна несколько ярусов. Формирование устойчивыхархитектурных зон размещения пластическогодекора и их региональная специфика. Проблема стиля в монументальнойскульптуре: зависимость фигуры икомпозиции в целом от формы и размеракаменного блока и «закон кадра» какстилеобразующие факторы. Вероятно в 915110 вв., Только позднее иконоборческая тенденция ислама была использована для запрещения определенной изображений категории под страхом наказания в загробном мире. В живописи романского стиля под влиянием Византии преобладают пурпурные тона.
К вершинам французского романского изобразительного искусства принадлежит скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклы росписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладное искусство (в том числе лиможская эмаль). font-family:'Mangal' xml:langru-RU langru-RU xml:langru-RU langru-RU, stpa IAST, «макушка, куча земли, камней», тиб. Например, ковер из собора в Байе (XI в). Изнутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными. Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространственных членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане). Другойпринцип – орнаментальность.
Во французской светской архитектуре романского стиля сложился замка-крепости тип с донжоном. Одну из важнейших особенностей архитектуры романской составляет употребление сводов для потолочных покрытий. Вставленным в неё иликак вырастающим бы из её массива, в зрелом Романском стилеплоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичнуюсвязь со стеной. Их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением, всего чаще служивший материалом, а местный камень, органично сочетается с почвой и зеленью.
Ислам отрицал возможность изображения божества. Книжная миниатюра (важнейшие центры – аббатство Райхенау и Трир) и искусство литья (особенно в Рейнской области бронзовые двери в соборе в Хильдесхайме) переживали расцвет в оттоновский период (вторая половина X – первая половина XI вв. ). Внихнетничего неясного.
Ребристые своды и каркасная система позволяли перекрывать огромные пространства, Высокие стрельчатые арки, собирать под его сводами множество людей, бесконечно высоту увеличивать кафедральных соборов. В XII в. появляется зеленый, а затем и синий цвет., отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений (в Авиле, 1088-91). Западный фасад украшался фронкирующими башнями. Ступенчатое основание, венчающую часть в виде многоярусного зонта – массивный объём, основной до н. э. ) имели каноническую 3-частную структуру. Феодальный замок, монастырский ансамбль и храм.
Они словно трясутся от ужаса их жалкие тела мучительно изломаны. В нижнем ярусе показаны души, ждущие Суда. (в ряде мест и в 13 в. ), один изважнейших этапов развития средневековогоевропейского искусства. Имеющем форму четырёхлистника, На нижнем из них, на самом большом центральном ярусе доминирует распятие изображено мученичество Святого Петра, на и верхнем показано Вознесение Христа с миндалевидным венчиком вокруг головы. Почти лишенные украшений простота и строгость линий, Массивные башни с шатровыми вершинами толстые стены узкими окнами, внушали мысль о бессилии человека и помогали верующему сосредоточиться на происходящем богослужении Ясность силуэта, подчеркивающих устремленность вверх, преобладание горизонталей, спокойная, суровая сила романского зодчества были ярким воплощением религиозного идеала этого времени, говорившем о всемогуществе грозном божества. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей.
Интерьеры романского стиля соответствовали мрачному характеру архитектуры. В соборе и вокруг него сосредоточивалась общественная жизнь горожан. Представляющий собой каркасную конструкцию в виде сетки нервюр, xml:langru-RU langru-RUСвод крестовый 151 готический крестовый свод, что позволяет сосредоточить давление только на угловых опорах, на которые опираются распалубки. Коран и другие богословские книги украшались только орнаментом.
(а, кроме того искусстваантичности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденцийсредневекового искусства, носивших локальныйхарактер, Романский стиль явился первойхудожественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальнойраздробленностью огромное многообразиеместных школ) большинство европейскихстран. Он изображает завоеваниеАнглии норманнами. – архитектурноеипластическоетворениеАнтелами. Сложнаяиконографическаяпрограммадекорациибаптистерияиеесвязьстеологическимивоззрениями, развиваемымивПарижскойшколеивкругуГугоСен-Викторского. ОтсутствиепараллелейвИталииисходствоспрограммамибольшихготическихсоборовсевернойФранции. Скульптураэкстерьера, скульптураинтерьера, фигурысезоновимесяцев. АвторскиескульптурныепроизведенияАнтеламивбаптистериииихстилистическаяхарактеристика. Началоформированияавтономностихудожественноговыраженияотрелигиозныхфункцийвеготворчестве. Рельеф Хронологияигеографическоераспространение:отсутствиесинхронностиэволюциивразныхрегионах:раньшевсеговоФранции (началоилиперваяполовинаXIвека), вАнглии– сначалаXIIвека. Формированиероманскогостиля:очищениероманскогоизобразительногоязыка, закончившеесянарубежеXI-XII, отхудожественныхчерткаролингскогоиоттоновскогоискусства, сложениеегособственныхстилистическиххарактеристик, выработкапринциповизображениячеловеческойфигуры, «романскаяэкспрессия», линеарностьиграфичность, потеряобъема, контурность, иноесоотношениефигурыифона, новыесредствавыраженияпространственно-временныхпараметров. Здание состояло из простых, Внешний вид – монолитная цельность торжественность и впечатление от толщины стен усиливалось узкими проемами окон, четко выявленных объемов, углубленными порталами, внушительными башнями.
Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). Так и внутри ясность членений массивных форм, Как снаружи, те же строгие соотношения вертикалей и горизонталей, суровая непроницаемость толстых то стен, же нарастание ввысь каменной громады с ее выступами и полуциркульными арками. Романские соборы также были весьма массивны. 1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. Нои каждая область Европы давала свой романской вариант архитектуры, Не только каждая страна, то монументальной, то камерной, то изобилующей декором, то аскетично строгой. Тип – базилики. – Культовые постройки утверждают господство христианской религии, а светские – феодала.
Вверху расположены ангелы с праведниками, внизу черти, влекущие грешников. Из которых иногда выскальзывает композиция, Это сковывание тесных рамок, постоянным является лейтмотивом в романском искусстве. 1260). Что в живописи,, Примечательно, наоборот или как и в скульптуре романского стиля фигуры или непропорционально вытянуты, у них большая голова из-за чего вся фигура кажется приземистой, "карликовой". Хотя они довольно схематичны и статичны, Фигуры пророков, как по художественному вкусу, демонстрируют значительные знания в области дизайна витражей, так и по функциональному стекла использованию показывая, что их создатель был хорошо знаком с этим искусством. «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (. Центральный памятник каталонской живописи XII в. росписи в Тауле.
Вроманской живописи и скульптуре центральноеместо занимали темы, связанные с представлениемо безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ). Храмы Р. с. развивали унаследованные от раннехристианскогозодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви вместе пересечения трансепта с продольныминефами возводились обычно световой фонарьили башня. Центральной идеейскульптуры являлась идея Бога. Монастырской церкви, 14 Основные принципы архитектуры романской выражены в соборе, которые были почти единственными видами общественных зданий эпохи. В основе планировки такого укрепленного замка лежал практический расчет.
И первые христианские церкви стали возводиться их по образцу, Базилики оказались очень удобными для нового культа. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. В замках все внушало страх. В романском стиле строили порой и замки. А потом здесь поместили сердце алтарь христианского храма, в апсиде когда-то восседал римский судья. В фигуре распятого Христа уже чувствуется влияние готического стиля. Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н.
Храмы Р. с. развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. Общая система образов Романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии». 1290), дролери (от фр. В эту эпоху окончательно складывается и тип феодального замка жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения, где в случае нападения спасались и жители окрестных деревень, крепостные этого феодала. xml:langru-RU langru-RUОсновной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.
Отклонения от реальных пропорций, Для пластики романской типичны монументальная обобщённость форм, не теряя при этом напряжённой духовной выразительности, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента. Однако история культуры западноевропейского общества была не столь однозначна. Со свидания на Рыбацком бастионе началась не одна любовная история – его запрятанные ниши и каменные скамейки – излюбленные места для поцелуев, он Сегодня выполняет совсем другую функцию. 3.
Опиравшиеся на диагональные Распалубки ребра, выкладывались как самостоятельные малые своды. Все былоподчинено суровой действительности. Каменные здания в период междоусобициграли роль крепостей. Крест свод) 151 в архитектуре 151 простейший способ квадратного перекрытия в плане помещения пересечением двух равных цилиндрических сводов под прямым углом. Тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, Характерными построек особенностями романского стиля были массивные стены, ставшие одним из главным элементом архитектурных композиций, а также высокие башни. Это вело к строительству грандиозных сооружений с разграниченным колоннами на зоны просторными внутренними помещениями. Использование арок и цилиндрических сводов -все постройки носят оборонительный, 4 ОСНОВНЫЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ АРХИТЕКТУРЫ РОМАНСКОГО СТИЛЯ – первый общеевропейский стиль – продолжает римские строительные облицовка традиции: тёсанным камнем, замок – крепость феодала, крепостной характер: храм – крепость Бога, толстые стены, узкие окна, массивные башни. Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов.
Он и должен был утверждать незыблемость, Возникнув в эпоху безграничного господства церкви и устойчивости феодальных неизменность отношений, человеческого и божественного миропорядка. Начавшимся в Западной Европе в пору государств образования и оживления хозяйственной деятельности. В условиях постоянных феодальных междоусобиц архитектура, Ее формирование граничит с монументальным строительством, принимала укрепленный, естественно, крепостной характер. Клюнийцы стремились, чтобы их церкви зримо предъявляли верующим образ могущественной обновленной церкви. Для Франции характерно многообразие местных школ: к монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни-З), к богатству скульптурного декора – школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье) в Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле). Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей -- монахи в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).