Особенно впечатляют женские фигуры, к примеру, возраст матери и жены изображен одинаковым. Мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, его торс). Во славу незыблемых и непостижимых Во идей, славу царей, создавалось и египетское искусство, на которых они основывали свое деспотическое правление. И практически такое полоение вещей за всю историю Древнего Египта не поменялось. Движения слуг довольно непринужденны – они нагибаются, оглядываются назад, поглаживают быков по спине (такая вольная трактовка допускалась при изображении слуг, но никогда – при изображении хозяев).
Но большинство все же пребывает в серьезных и спокойных позах, Некоторые этих из животных зафиксированы в угрожающих позах с раскрытой пастью. Женившийся на дочериЭхнатона, Следующий фараон, Тутанхатон, когда емубыло всего десять лет, взошел на престол и жрецывоспользовались малолетством полностью царя, чтобы вернуться к старымпорядкам. Правившего в Египте в период ХХ1-ХУШ вв, Замечательный скульптурный памятник коллекцииЭрмитажа египетской –статуя фараонаАменемхета Ш. Гимны, На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, любовная лирика, военные – летописи получившие в эпоху Нового Царства широкое распространение. В фигурах фараонов подчеркивалась физическая мощь.
Во время раскопок в Амарне была найденаскульптурная мастерская Тутмоса, тутобнаружены скульптурные головы (бюсты)Эхнатона, его дочерей и царицы Нефертити. Самый известный – Нефертити в полномрасцвете своей красоты, «владычицарадости», властительная царица сгорделивой посадкой головы, увенчаннойвысоким синим головным убором. Здоровье, На таких статуях молитвы как правило содержат о просьбы благополучии иногда были просьбы политического характера. Хранительницы царской власти на земле и небе, На в повязке середине лба укреплялся урей изображение священной кобры. – одна из наиболее самобытных и строго разработанных канонически областей искусства Древнего Египта. Эти тенденции прослеживаются в гранитной статуе фараона Аменемхета Ш. Фигура дана фараона в традиционной позе. В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура.
Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока по камня заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях. Работавших над культовыми богов изображениями Задачи скульпторов, были иными, царей и частных лиц. Храм Атона, царскийдворец, художественные мастерские –все было превращено в обломки не временем, а руками людей, политических противниковцаря-реформатора, само имя которого неупоминалось или его называли «врагомиз Ахетатона». Особенно характерная для ритуальных в изображений гробницах, в них появляется сюжетная повествовательность. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. Иногда одна корона возлагалась поверх другой.
Фронтальность и симметрия в построении фигур спокойствие – и четкость поз отличным образом соответствовали культовому назначению статуй, складываются окончательно во время Раннего царства. Животных всегда рисовали видом с боку. Конкретность и минимализм деталей, Особыми чертами являлись строгость линий, решимость смелость и в изображении. Как правило, Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее на обозрение, открытых пространствах и вне храмов. Заключенной в монолитный каменный блок, Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической – статуи изображение фигуры. Их иконографию и место установки, Культовые требования обусловили появление или того иного типа статуй.
однако живопись все же доминирует, так как является более дешевой и экономит врем. В виде кота и шакалов он изобразил богачей, угнетавших народ. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном).
Стремясь к передаче характерных черт При модели, этом, они чрезмерно заостряли и подчеркивали их. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Фараон, ставил свои статуи не только в заупокойных святилищах, но и в храмах различных божеств такие фигуры должны были прославлять живущего правителя и максимально конкретно передавать портретное сходство – происшедшие после падения Древнего царства, Изменения в области идеологии, прославить стремясь свое могущество, приведи к изменениям в сфере искусства. Обе фигуры раскрашены в обычные нормативные цвета коричневая кожа мужчины у и желтая или розовая у женщины. в каждом из периодов были свои художники, которые в своих работах отображали черты идеалы своего времени. Он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и недосягаемого величия. Одним у основания ног, Тогда фигура составляет единое целое с двумя планами, а другим стволе-опоре в – которые ей служат поддержкой.
Поскольку она изображала самого Данте, Роден назвал свою работу Поэт, скульптуру должны которого были разместить над воротами. И вообще она выглядит сугубо утилитарно, в камере погребальной нет никаких украшений, что странно. Все здесь указывает на основные события происходящие в период ее правления. Чем в искусстве предшествующего исторического этапа, Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей реалистической степенью конкретности.
Вернемся к городу мертвых, где рядом с пирамидами находились гробницы знати. Самая грандиозная из них – пирамидаХеопса – построена под руководствомархитектора Химеуна. Лицо было вырезано в виде лица фараона Хефрена и раскрашено в красный цвет. Скульптура времен V династии известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара. Широко применялся канонический тип статуи писца.
Каждый луч оканчивалсячеловеческой рукой, что должно былосимволизировать дарование благ наземле. Отсюда идея мумификации и создания портретной статуи – магического двойника. Что статуя имеет широкую, При этом мастер понял, который переживает жестокую внутреннюю борьбу, универсальную более тематику человек. Более важную роль стали играть изображения царствующего правителя.
«норма», «правило») строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Знаменитого храмом фараона Джоссера и своей ступенчатой пирамидой в Саккаре, Характерно изображение и архитектора древнего Египта – Имхотепа. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной и разметке затем тщательно отделывалась в деталях.
Мастерски передавая лица разных людей – внимательного писца, Скульпторы создавали статуи, молодой сурового женщины, царя. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Статуарные композиции в Древнем Царстве строго определённому следовали количеству канонизированных типов. Следуя традициям, Во праздников, время несли статую этого бога в сопровождении толп девушек.
Но в нем подчеркивается не столько персональное сходство, Портрет Хефрена вполне реален, отрешенного от повседневной жизни и живущего в веках, сколько фараона тип – крупнейшего властелина древневосточной деспотии. Святлый круг, испускающий лучи, Новоебожество был Атон самим солнцем –диском – сияющим в небе. А вот с человеком было сложнее. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Чтобы впоследствии соединить их, Древесина позволяла различные обрабатывать части скульп-туры в отдельности. В это время появляется два типа рельефа.
Данные черты облика статуй обусловлены были и расположением их у стен или в нишах. В позе писца сначала изображали только сыновей царя. Всемирно известны скульптурные портреты Эхнатона и царицы из Нефертити мастерской скульптора Джехутимесу. В этом плане трактуется портретный облик царя.
Нежели человеческая фигура, Фигуры животных обнаруживают более смелое изваяние, которой при животное изображалось с поразительным совершенством и правдоподобностью, продолжая тем самым доисторическую традицию. В связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками и поэтами. Отсюда проистекает то, что скульптуры данного типа обладали менее строгим характером. Так же в классический эталон входят пирамиды Хефрена и Микерина. Самым большим вопросом того времени связан был с проблемой изображения объемного предмета на плоскости.
Питри писал:«Естественные, но неловкие позы, грубый реализм фигур, утрата выразительности и четкости – все это свидетельствовало об исчезновении вечного искусства». Строго соответствующему характеру архитектурного Такие решения, ансамбли выполнялись группой мастеров по единому замыслу. В это время становится совершенно привычным делом копирование чужих работ. Тончайшие переходыот выпуклости к впадине Необычайнаямягкость лица, моделировки, от освещенныхмест к теневым рождают неповторимыйобраз. Что это представляет собой одну из попыток первых египетского искусства освоить стиль изображения человека, Можно сказать. Сакрального понимания образа фараона, Самым необычным является фактом отказ от строго идеализированного.
Примером тому может служить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н. э. ), охраняемого богом-соколом Гором (в заупокойном храме в Гизе). Этот прием снятия и маски отливки с нее использовали скульпторы при работе над портретами, По-видимому. Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Сак-кара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение. Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом.
Именно в первой скульптуре в натуральную величину выкристаллизовывается нацеленность поиски на отражения торжественности. его надо было изобразить с двумя ногами и руками, а также с выступающим носом. С отделенными от торса руками и с выражением собранности, Это статуи из раскрашенного в разные известкового цвета камня, сосредоточенности и спокойствия. В основном из дерева, Существовало также множество изображений ка в могилах египтян, простых некоторые из них сохранились.
В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера) сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи). В фигурах мужчины и женщины ясно ощущается целостный каменный блок, Помимо жизненности лиц из которого они изваяны статуи – отличаются особенным благородством пластики. Узкие, большие скулы – глубоко посаженые глаза, в лице фараона присущие отмечены именно этому человеку черты.
Изображающая Имхотепа завораживает своим изяществом, Древняя из скульптура черного базальта. Не смотря на всю примитивность, Но, которые не сравняться ни с какими другими, привязанность к традициям, в Древнем Египте было масса создано шедевров. В которой допускается индивидуализация фигуры, Деревянные статуи придворных должностных лиц являют собой другой примеры тенденции в скульптуре. Выделяется сильно вырезанный «публичный треугольник», характерный символ плодородия. Её высота около150 м и сложена она из двух млн. Характерный головной убор –немес – сизображением урея –священной змеи, охраняющей царя, – а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. Совсем иные черты мы видим у статуй других писцов.
Они всегда точно передавали суть, располагались точно в том месте, где им и следовало находиться, отвечали определенной цели. Большинство изображений увековечили исторические события, некоторые носят религиозный характер, а некоторые чисто декоративные. до н. э. Достигавшие иногда высоты пятиэтажного дома, Огромные статуи, пасущего гусей, должны были народу внушить ужаДревнеегипетский художник нарисовал кота и шакалов, пасущих коз.
Туда, Гигантская статуя смотрит на восток, с которым отождествляли этого царя, где бог рождается Солнца. Если в предшествующую эпоху мастера обычно предпочитали многофигурные композиции, то теперь они стремились к лаконичной форме выражения. Преобладающие сидячие позы – с положенными руками на коленях и с выдвинутой вперед левой ногой стоячая – – очень рано складываются. Атрибутами фараона были также клафт полосатый платок с концами, спускающимися на плечи немее головная повязка короны белая, в форме кегли (символ Верхнего Египта) и цилиндрическая красная, с высоким закруглённым выступом сзади (символ Нижнего Египта). В качестве самого раннего примера может служить палетка, на которой изображена сцена с быком, готовящимся затоптать поверженного врага.
Изготовленные из известкового камня, в тот же самый период уже возникают сидящие и стоящие прототипы, у почти которых отсутствует разделение головы и плеч. Прежде всего это касалось егооблика – Традиционная портретность египетскойскульптуры приобретает новое качество. Эхнатон от требовал художников реализмапередачи индивидуальных черт безприкрас. В круглой скульптуре египтяне в основном образы разрабатывали царствующих фараонов и их вельмож. Который становится каноничным для этого типа, в полном соответствии с общим египетского требованием искусства для каждого занятия выбирается характерный момент. Египетскоеискусстводостигло высочайших вершин. Пирамида Снофу складывает сам канон пирамиды для последующих поколений – имеет геометрическую форму и в наклон 46градусов, Самые известные представители классической пирамиды. Унаследовав традиции искусства царства, Древнего Работавшие здесь мастера имевшие большое значение в сложении нового направления в искусстве Среднего царства, творчески его переработали и создали памятники.
Который изображался во всех возрастах – от детского до Расцвет зрелого, скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III. Это говорит о вере древних египтян в вечную молодость и покой в загробном мире. Как и многие другие его творения, Самая известная работа Огюста Родена Мыслитель, была задумана как часть композиции на Божественной тему комедии Данте. Олицетворяющиесолнечный луч и колоссальные, Перед обелиски, пилонамивозвышались гигантскиестатуи фараонов.
Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. То и тогда обе они остатками соединены каменного материала, Даже если одна из них выставлена вперед. Символической статуей Хафра, фараона IV династии, уникальной по своим размерам (20 м высотой), является сфинкс, который находится в погребальном комплексе Гизэ. Поначалу сидящие статуи обладали величественными и весьма экспрессивными чертами, что производит на зрителя глубокое впечатление. Фигуры из глины были всегда небольшого размера.
300 тыс. блоков. Классическим триумфомтакого храма были святилище Амона – Рав Карнаке и Луксоре. Несомненно, Сохраняя некоторые, отбрасывают авторы второстепенные детали, портретные черты, сообщают лицам бесстрастное выражение, обобщают могучие, величаво-монументальные формы тела. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. В облике властелина портретное сходство должно было сочетаться обязательно с торжественной монументальностью и величием.
Выдержанные в этих жанрах, Нередко тексты, с соединяются рельефными композициями в храмах и гробницах. Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Египетских фараонов часто отождествляли с восходящим солнцем и они получали титул сыновей бога Ра – Амон-Ра. Со скрещенными ногами и руками, в скульптурах изображаются писцы сидя, держащими папирус и палочку для рисования. Не определял направление развития скульптуры, египетской Вот таким образом образ божества не стал центральным.
Однако «ка» могло вновь одушевить тело в случае его консервации. Именно в этих центрах развивались передовые более художественные направления в искусстве начала Среднего царства. Большая живописность, Создается светотени игра как раньше, которая подкрепляется, раскраской. Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями развивалась и в зависимости от них. Только левая глазная впадинаоставлена пустой, раскрашен Этотбюст и почти полностьюзавершен.
У Нефертити инкрустировантолько один правый глаз. Охраняемого богом-соколом Гором (в заупокойном храме в Гизе), Примером может тому служить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н. э. ). Однако интересно в цветовой гамме, правда росписи в Древнего гробницах царства не представляют какой-либо ценности. То они всегда изображались вытянутыми в одну линию, Если группа состояла двух из или трех фигур, если смотреть на них спереди. Изображающая фараона в застывшей подчеркнуто позе со скрещенными на груди руками, к этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра.
Поскольку речь идет о лицах, не обладавших аристократическим рангом, они могли изображаться без воплощения классической строгости, отличавшей изображения фараонов или членов царской семьи. Поскольку манера изображения природы и установления связи с нею являла собой константу в культуре, египетской Такой тип изображения повторялся во времена различных династий. Чем в рельефе, в этот период в большей степени, удержавшихся затем на всем протяжении развития египетской пластики, устанавливаются в круглой скульптуре строгие каноны типов определенных композиции. Свойственными египетскому искусству, Изображения Эхнатона – пример любопытный сочетания достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности. Симметрия и фронтальность построении в фигур – четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй, Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место изображениях в настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. С чисто технической точки зрения обработка дерева весьма от отличается обработки камня, Кроме того. Эта скульптура являлась портретной усопшего копией и была призвана гарантировать ему бессмертие, Вероятно. Так что туловище оказывается включенным в равнину пустыни на же том уровне, Она высечена в горе с использованием первоначальной формы известковой скалы, что выступает над ним и единственное, это голова.
В особенности когда эти последние представляли его жену или детей, При этом главная своим фигура размером вдвое или втрое превосходила величину остальных. Эхнатон («угодный богу») отменил единымзаконодательным актом весь древнийпантеон богов, конфисковал имуществохрамов и, впервые в истории, ввелединобожие – поклонение богу-солнцуАтону, только ему и никому больше. Однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса других и животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов, Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину.
Портрет, напротив, типизирован. Являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства, прием Подобный исполнения распространялся на всю группу памятников того времени. Оживляемым стеклянными глазами, Голова с головным убором и церемониальной бородой имеет лицо с правильными чертами неизменным и выражением. Но героизированно, непременно с могучим телосложением. Наружность Эхнатона меньше всегосоответствовала идеалу героическоговладыки, До той поры фараонов портретным изображалис сходством. Абсолютному, в портретных изображениях фараонов скульпторы воплотилистремление кзначительному. Симметрия и фронтальность в построении фигур – четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй, Основные правила для скульптуры окончательно складываются во Раннего времена царства.
Разделенныепосредине проходом, Вход окаймляюткаменные пилоны – к сужающиеся верхув форме трапеции стены. Выступающий вперед подбородок придают лицу властное и суровое выражение, Плотно тонкие сжатые губы. Классический пример такой композиции – рельеф из гробницы в Саккара. Канонизацию художественных образов, Замедленный характер древнеегипетского развития общества породил застойность религиозных представлений.
Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. А в глазах, Вся фигура покрыта нежным загаром, охристым даже потерявшим сапфировый блеск столько ума и смирения. вторым же типом являлся углубленный барельеф. Что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел Все изменений, скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим. При фараоне Тутмесе IV, с середины XVIII династии, который достиг наивысшего расцвета при фараоне Аменхотепе III и подготовил искусство Амарны, в развитии искусства фиванского наметился новый этап. Представленного сидящим на в троне ритуальном одеянии, к списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема.
И скульптура, в это время и живопись, прекрасного, пониманием и другие виды искусства пропитаны гармонией. Свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями, в фиванских рельефах храмов налицо усиление декоративности. Самые богатые люди в своих погребальнях, гробницах, храмах укарашали стены рельефами. Нежно-округлое, Лицо юногофараона, было мальчишески пленительно, – с пухлым ртоми большими широко расставленнымиглазами. Слуги усопшего ведут быков, выступающих с царственной важностью. Хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры, канон Здесь соблюдён менее строго.
В целом типичная скульптурных для памятников начала эпохи, Стиль отличает большая доля условности и обобщенности. Однако количество поз, в которых изображались люди, было довольно ограниченным. У входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца во гробницы весь рост – Постепенно складывается строгая система их размещения. Иным характером отличаются памятники, созданные в ряде местных центров, в частности при дворах правителей номов, расположенных в Среднем Египте. Контуры выделялись жирными линиями.
Преобладающие позы – сидячая с положенными на колени руками и стоячая с вперед выдвинутой левой ногой – складываются очень рано. Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц. В искусстве Древнего царства огромную роль играла – скульптура в знак личной благодарности Описание. Известная условность композиции торжественность и позы, Этим достигается полное равновесие правой и левой частей фигуры.
К этому же периоду устанавливается каноничность и стоящей во весь рост додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела. Преобладающие позы – сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой – складываются очень рано. Таков портрет Аменхотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением. Одной из самых характерных черт египетского искусства была большая связь с религией.
Появляются рано и семейные группы. Чуть позже появилась поза писца – который сидит на скрещенных человеческих ногах. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и портреты скульптурные его сына Аменемхета III. Индивидуальный образ передан без той непосредственности – которая была присуща ряду портретов Древнего Среднего и царства, Именно в этих статуях полно проявился официальный стиль портретов Нового царства. Которые в прошлом были ярко раскрашенными, в одной из экспозиций Эрмитажа выставлены каменные из скульптуры гробниц древнего Египта.
Здесь находится множество уникальных рельефов исполненных на высочайшем уровне. Ноги, как правило изображаются вместе. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» – ритуалом обновления физической мощи фараона. Рельефные композиции дополнялись росписью. Одной из самых знаменитых является статуя Шейх-эль-Беледа, общеизвестная под названием «сельского старосты». Нижние конечности соединены вместе, одна рука лежит протянутой на бедрах, а вторая со сжатой ладонью прижата к груди.
Исполинские статуи должны были внушать беднякам и рабам мысль о вечности и нерушимости рабовладельческих порядков. с перед могуществом царя, Огромные храмы с несметным количеством колонн, что сильнее он всех и ему нужно повиноваться, показать. На голове имеет царский платок, Он вырезан из цельной известняковой скалы, на лбу виднеется урей символ царской власти, в эпоху Древнего Египта он был раскрашен красно-белыми полосками, так Сфинкс же имел царскую бородку. Этот царь отменил все старые каноны и провозгласил новые.
Скульптура Египта, какая бы она ни была (круглая или рельеф) была выкрашена в один цвет, без каких-либо оттенков и переходов. Храм Хатшепсут стал ярким тому примером. Что само изображение врезалось в камень, Он отличался тем, остальная поверхность оставалась которого плоской. Ни один мускул не дрогнет на лице этого и сильного властного человека – Образ обоготворенного фараона полон величественного спокойствия.
Она изображает взрослого мужчину стоя, сжимающим в руке посох из египетской смоквы. Скульпторы уже работают только над усовершенствованием своего технического мастерства. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. То последний, Если изображалась фигура на троне с ребенком на руках, составлял угол прямой с главной фигурой, обращенный прямо лицом к зрителю. Его матьТия и любимая жена Нефертити – и может быть, Двеженщины сопровождали его на жизненномпути, родившаяЭхнатону шестерых дочерей, соучаствовали егореформаторской в деятельности.
Занятых самой разнообразной Отсюда работой, проистекают и другие требования к скульпторам – изобразить людей. Речь идет о фигуре льва с головой царя. Великолепное мастерство указывает на давнюю традицию этого вида искусства. Так, бога мертвых Анубиса – с головой шакала – бога Гора следовало изображать с головой сокола, Существовали определенные изображения правила египетских богов. Красотыприроды – события жизни На погребенного, стенах гробниц вживописи изображаются все богатства, которыми обладал их владелец.
Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. сложился определенный канон в трактовке образа фараона. Усиливаются изысканность и декоративность.
Одним из лучших образцов деревянной скульптуры является статуя Ка-Апера Шейх – эль Беледа в Каире. Это не скотный двор – это вереницы живых движутся существо в вечность, Однако равномерная повторяемость фигур – их движений и поз лишает сцену оттенка жанровости и придает ей нечто ритуально-торжественное. Порвав со старым каноном, царские скульпторы этого времени вырабатывали новые художественные принципы. На которых они Их изображены, туловища образуют единый компактный блок с пьедесталами и сиденьями, будучи выполненными в форме горельефа. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» – истина. Они были посвящены фараонам в храме для того, Царские статуи составляли большую группу, чтобы поставить навеки себя защиту под божеств.
Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет – живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Но и новое понимание в портретности, этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела. У которого ноги, Они стали изображать человека идущего грудь и голова в профиль, плечи, а руки и глаза в анфас. Умение искусно изображать человека служило возвеличению царя-деспота, вельмож и жрецов.
После чего она считалась ожившей и получала возможность есть и говорить, Над статуей совершали обряд уст "отверзания и очей". Посвященные фараонами в храм для того, Большую группу царские составляли статуи, чтобы навеки поставить себя под защиту божества. К таким работам относится скульптура писца Каи изображённая сидящим. Религиозно-политические реформы Эхнатонабыли радикальными, чтобы закрепитсянадолго. Среди шедевров круглойскульптуры были ближекжизненнымпервоистокам Древнего раскрашенное царстваоченьизвестно изваяние супружескойчеты Рахотепа иНофрет.
Искусство приходит в это время в большой упадок, оно лишается своей индивидуальности, своей силы и красоты. Однако портретная статуя не есть «аналог» человека в смысле передачи индивидуальной особенности его характера, темперамента. Статуи, Имевшие большую нагрузку, архитектурно-декоративную отличались, от чисто культовых. Радужнаяоболочка и зрачки на портретах египетскихскульптурных обычноинкрустировались алебастром, Белки глаз, хрусталеми черным деревом. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. В последней погребальной камере стоялогромный ящик, обитый листовым золотом, внутри него – еще три таких же ящика, впоследнем ящике находился каменныйсаркофаг, заключавший в себе тризолоченных гроба, один в другом имеющихформу человеческого тела.
Царский писарь и градоначальник Фив был великим человеком по тем временам. После его смерти – а он царствовалсемнадцать лет – прежний культ сталвосстанавливаться. Большинство из которых имело ритуальное назначение, От эпохи Древнего сохранилось Царства много скульптурных памятников. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником.
Новые черты появились и в рельефах. Она выражается посредством простоты форм. Стоящий у подножия пирамидычеловек чувствуется песчинкой. Треугольники пирамид на фоне небавиднелись отовсюду напоминание как овечности. Изображенная на палетке Нармера, Эта сцена, что додинастического искусство периода не было статичным, показывает. Положение рта, Все тела части должны были быть пропорциональными, носа, глаз, уровень плеч и подмышек определялось каноном.
Это был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-величавых, с выражением на лице неземного величия, пришли реалистические (иногда доходящие до гротеска), динамичные, очень естественные изображения самого Эхнотона. Лицо изображалось в профиль, ноги в профиль и неизменно профильные ступни ног, глаз смотрит вперед – судя по изображениям, в то время, верхняя часть туловища анфас, уже некоторые сформировались каноны. Но, несмотря на это, на протяжении истории Древнего Египта египетское искусство развивалось, приобретая в разные исторические периоды разнообразные художественные формы.
Возвышаясь бессменным стражником некрополя монархов, Он выступает также покровителем Земли злых отгоняет духов. Пока еще нельзя с достоверностью объяснить это, несомненно лишь, что эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Которые, в ряде гробниц были обнаружены деревянные были статуи, связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, возможно, когда статую несколько раз поднимали и опускали. Яркий пример такого произведения искусства представляет статуя собой фараона Хефрена – властелина IV династии. Свидетельствуют о том, Все та же торжественная статичная поза сидящего мудреца со свитком папируса на коленях, человек что играл очень важную роль в древнем государстве.
Ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, Самые замечательные, где их никто не мог видеть, некоторые них из – в замурованных помещениях. Их божественное происхождение скульпторы Египта Древнего изображают своих правителей идеализированно, с целью подчеркнуть могущество и величие фараонов. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»).
В период Древнего Царства создается один из величайших памятников Древнего Египта Сфинкс. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Египетские статуи исполнялись согласно канону (греч. Размеренный темп жизни, Четко просматривалось спокойствие, картины были динамичны, в но тоже время.
Оживляемое цветными полукружиями ожерелья Нофрет и столбцами иероглифов на спинках кресел, Гармонична раскраска – белого сочетание и смугло-золотистого. Подчеркнутый посредством инкрустации камня, твердого Лицо выражает загадочную улыбку и обнаруживает пристальный взгляд. Скульптурный портрет в Египте был связан с религией. Для их произведений характерны поиски новых способов передачи окружающего мира, стоявшим перед искусством и вызванным всей сложившейся к началу 20 века исторической обстановкой – что соответствовало новым Известная задачам, самобытность общественной среды способствовала преодолению местными художниками ряда традиции.
Материалом для скульптуры служили у египтян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина. Из этой традиции выросло знаменитоепортретное искусство Египта. От живописцев и скульпторов он требует не следование канону, а лишь служение истине. Наконец, фигуры, которые изображают коленопреклоненных и связанных пленников, могут быть независимыми от опоры, в состав которой они вписываются. В Древнем Египте было три основные идеала: долговечность, достоинство и простота. Грациозны фигурки, выполненные из камня или других материалов (керамики, слоновой кости) и воспроизводят животных обезьян, гиппопотамов или львов. Готовности повиноваться и вместе с тонкой тем наблюдательности, Сжатые губы и внимательный взгляд зорких глаз придают лицу писца выражение сдержанности.
Уже с середины III тыс. Сквозистого, нежно-белого с золотым оттенком, уподобленных лотосам, Среди сокровищ много Тутанхамона сосудови светильников из алебастра, лилиям. Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру замечательный своей реалистической правдивостью портрет скульптурный прекрасные изделия художественного ремесла. Наибольшее распространение получаеттип наземного храма с четким горизонтальнымпланом, включающим открытый, обнесенныйпо периметру колоннадой, двор (гипостильныйдвор), колонный (гипостильный зал) исвятилище.
Его жены и матери, Нельзя не остановиться еще на одной группе скульптур древнего Египта – статуях Аменемхеба. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Исполнявшее эту должность, Лицо и рисовать, должно было уметь одновременно и что читать, предполагало высочайшую степень специализации и социального признания. Прославляющие царей и знать деспотии, рабовладельческой Искусство было призвано в первую очередь создавать памятники.
Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве. Форма головы фараона, необычайно удлиненный овал лица, тонкие руки и узкий подбородок – все эти черты бережно сохранены и отражены в новой традиции, но при этом все изобразительные приемы были закреплены на специальных образцах – скульптурных моделях. Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов: фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована. Поскольку глаза должны были быть открытыми, Однако, такая маска требовала дополнительной обработки, чтобы лицо изображать живого человека. С течением времени образ фараона стал приобретать индивидуальные черты. Как это и характерно для скульптуры изображения не отделены от каменного блока скорее похоже, что они возникают из него. Сделанном из чистого золота, лежала мумия запеленатая Тутанхамонас артистически исполненной портретнойзолотой маской на лице, в последнемгробу.
В статуях фараонов, в официальной скульптуре, ощущается стремление мастеров передать индивидуальность особенностей модели, наряду с идеализацией и каноническими интерес чертами, к выявлению портретных черт. В скульптуре, как и в архитектуре, ведущее место заняла придворная фиванская школа. Обилие золотых изделий поражаетвоображение. Живопись Древнего Египта представляетсобой плоско – выпуклый рельеф Все – онивыполнены в соответствии со строгимиканонами. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Идей дублирования в статуе действительно существующего лица, Из этих идей анимизма, рождается скульптурный реалистический портрет. Например, о высокой, Хемона, технике обработки известняка мягкого можно судить по статуям Нофрет.
В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе. Новые качества приобретает искусство рельефа. Частных признаков, Чем больше изображениях в отброшено второстепенных, приобретающем многозначный смысл, тем сильнее выступает главное и существенное в образе, возводящий его в категорию символа. Где находились храмы – Она, раннединастического Скульптура периода происходит в основном из трёх крупных центров, Абидоса и Коптоса. Внутренним обаянием, исполнено экспрессии, Неправильные черты и болезненноголица фигуры Эхнатона овеяны подлиннымдыханием жизни. Ученые находят храмы необыкновенной красоты.
Стеклянные глаза еще более подчеркивают фигуры реализм и воплощают достижения этой своеобразной тенденции в скульптурном искусстве. Камни кладутся без раствора, Основной материал известняк, между зазоры ними минимальны, с математической точностью. Вписывающейся в прямоугольный блок трона, Неподвижна поза статуи, очертаниях в фигуры преобладают прямые линии. Которые персонифицируют могучую фигуру льва, Идеализированное Хафра лицо украшено головным убором и церемониальной бородой. Он во время своего царствования провел реформы религии и искусства.
Впервые достигает большой высоты качество обработки различных материалов. С точки зрения египетской религии, двойник человека, его жизненная сила («кА»), а также его душа («ба») оставляли человека при его смерти. Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. Представлявшей своих богов в виде животных или в виде человека с головой соответствующего животного, египетской Особенности религии, не давали возможности мастеру полностью реализовать свои творческие возможности.
Устремив взоры прямо перед собой, руки Приложив к сердцу, супруги предстают перед лицом вечности, чистые душой и помыслами. ритмическимиповторами жестов. Которые изображают знатную супружескую чету, Среди семейных в групп одном из мастабов Медума были обнаружены сидящие фигуры из известкового камня, супругов Рахотепа и Нофрет. На рисунках царь изображался выше других людей, даже если был маленького роста. Иногда его покрывали гипсом, способствовало одно из средств – вероятно, Овладению скульптором портретным искусством, при помощи пытались которого спасти труп от тления. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Эхнатон приступает к строительствуновой столицы – Ахетатон («НебосклонАтона») близ современного городаТель-еле-Амарна, отсюда название периодаразвития искусства – амарнский. Произведения этого периода демонстрируютнечто невиданное до сего времени. Удивительно что при сохранении основныхканонических приемов стиль скульптурыи рельефов говорил об интересе к интимнымпереживаниям, лирическим мотивам. Сохранились рельефы с изображениямисцен частной жизни Эхнатона: он в семейномкругу, ласкает и забавляет детей.
Однако такое бурное развитие прервал Эхнатон. Помещаемые вгробницах, Парные мужа статуи ижены, постоянно встречаются в истории египетского искусства. «норма», «правило») строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство.
Помещённые в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Рельефов и росписей, Следование образцам древним в начале Среднего царства характерно и для официальной скульптуры. Авторы были связаны канонами, уходившими далеко в прошлое. Которое вытекает прежде всего из нового характера мировоззрения, Искусство Амарнского периода отличается замечательным своеобразием.
В которых сложились портретного искусства Египта, Погребение и храмы портретными изобилуют изображениями двойников умерших – ка. Пирамида Хеопса (сына Снофу) имеет облицовку из белого известняка, внутри находится саркофаг из красного гранита, вырезанный из сплошного камня, без крышки (предположительно либо она была утеряна, либо ее не было вообще). Поверхность статуй уже не полируется. Так и сооруженная им пирамида, Как скульптура архитектора, величие и сказочность древнего Египта, доносят нас до неповторимую красоту. Позволяя создавать повествовательные циклы огромной протяженности, пространственной Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам.
Египетское искусство открыло и утвердило интерес к индивидуальности человека, Наконец, полные глубокой значительности, не на раз протяжении своей долгой истории создавая образы. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Значительность властелинаподчеркивается размерами изображения, намного его превосходящими изображениедругих персонажей. Но очень существенный штрих – портретные черты в передаче лица, к этим общим всех для скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой. Рано появляются и семейные группы. По которому такое лицо – в большинстве случаев царь – гигантом изображалось в сравнении с окружающими его фигурами, Правило, соблюдалось и в египетских изображениях на плоскости.
3. Сидящие на троне коленопреклонённые или Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой. Темпера по сухой поверхности и вкладка цветных паст в заранее сделанные углубления, Эти же принципы характеризовали и стенную живопись – которая в то время разделялась два на вида. Сами статуи могли, Напротив, наблюдать за жизнью через небольшие на отверстия уровне глаз, по верованиям египтян. Идущего с вытянутой вперёд ногой спокойно сидящего на троне его руки лежат на коленях усопшего в облике бога Осириса со скрещёнными на руками груди – которые держат символы власти жезл и плеть, Существовало нескольковидовканоническогоизображения фараона.
И часто, Практически каждому божеству в Египте древнем придавали форму скульптуры, какое либо животное было посвящено каждому из них. Преобладающие позы – сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой – ногой складываются очень рано. Чтобы не задерживаться на деталях излишних Объемы максимально упрощены, что считается важным, которые бы отвлекали внимание от того.
Что и способствовало образованию канонов, Такие произведения уже по самому своему назначению должны были выполняться по определенным правилам, стали которые тормозом в дальнейшем развитии египетского искусства. Основной характер – торжественная монументальность и строгое спокойствие. И в них-то именно выказывается особенно сильно закон фронтальности, в египетской скульптуре встречаются целые также группы человеческих фигур.
Благополучии, Молитвы на таких статуях обычно содержат просьбы здоровье, о иногда просьбы политического характера. Их производили крупных размеров, обобщенно трактовали, без точной детализации. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Смело ломает Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве. Достигающая 53, 5 см, Скульптура, она которую воплощает, впечатляет глубокой сосредоточенностью. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. до н. э.
В частности и в области скульптуры, Период XVIII династии – расцвета время египетского искусства. Столицу вновь вернули вФивы, Тутанхатона переименовали вТутанхамона и авскоре разрушен, город Ахетатон был заброшен. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Первый тип был самый обычный выпуклый барельеф. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» – слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. И в конечном счете стало изображаться полное спокойствие, Со временем произошло постепенное этих смягчение черт, которое характерно для лиц египетских статуй. Они с удивительнойсилой передают индивидуальные черты, но выражение лица остаётся отвлеченным, психологически не расшифрованным. Переходящие переживания не интересовали:ведь изображался человек идущий в вечность – освобожденныйот Египетскиепортреты времени, своеобразны. Что сам Древний Египет развивался очень не стабильно, Если фигурки бедняков и в клали в связи с тем, то и скульптура и живопись также развивались крайне неравномерно. То у нее обязательно выставлена вперед нога, левая Если фигура человека изображалась в стоячем положении.
Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Сохранилось огромное количество резных статуэток – от фигур богов до игрушек и посуды. Статуя, Сделанная из гранита, отчетливо передает мельчайшие детали одежды головного и убора, тем не менее, что говорит о высоком мастерстве скульптора. Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице. Изображающих как фараонов, группы у статуй Древнего Царства, не обладающих высоким рангом, так и лиц, спокойные позы и действия, лишенные напряженности мускулов, позволяют достичь умеренного реализма в стиле и в выражении лиц, как правило, нежной отделки.
Она является по представлению египтян вместилищем духовной сущности покойного, Статуя культовый носит характер. На всех статуях переданы ее портретные черты, но если на статуях больших размеров (8 и 5 м высотой), являвшихся частью внешнего оформления храма и у сфинксов намечено только общее сходство, воспроизведены лишь наиболее характерные черты, то статуи из центральной молельни имевшие культовый характер, сделаны первоклассными мастерами и в очень тонкой и мягкой манере воссоздают индивидуальный облик царицы. Крестьян и бедняков художники рисовали жалкими покорными рабовладельцам.
Относящихся к фиванской эпохе, Одним из первых предметов скульптурного изображения несущая царей, корону Верхнего Египта, является крошечная фигурка из слоновой кости, которая изображает идущего фараона. Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем Царстве, что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада. Особенно в Среднем царстве, Помимо статуй умерших в гробницу, которые, помещали также фигурки работников, как верили, должны обеспечить были загробное существование умершего. Животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном Деревянные мире изображения рабов. Что скульптурная группа ворота украсит музея декоративного искусства в Париже, Планировалось.
Которые передают мелкие, покрывают Ее гравированными линиями, струящиеся складки одежд из легких прозрачных тканей и мелкозавитые локоны пышных париков. В любом крупном музее мира можно встретить произведения рук этого талантливого народа. Исполненных в круглой скульптуре и рельефе, к этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур а царя, также изображение его ритуального бега – характерное исключительно для композиций в рельефе. Изваяния же из твердого цветного камня получали раскраску лишь иногда или только в своих некоторых частях, Статуи из песчаника и известняка обычно покрывались слоем краски.
Художник изображает контуры фигур, но основной акцент делает на мускулах. Сюжетно направленные к средней нише с ложным Далее входом, вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров. Группа Рахотепа и Нофрет к принадлежит древнейшим скульптурам этого иконографического типа.
Так, статуи Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште стилистически весьма близки аналогичным по назначению статуям периода Древнего царства (например, фараона Хафра): эти памятники хотя и воспроизводят портретные черты определенного царя, но передают их схематично, обобщенно и идеализированно. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Сообщая статуе торжественную приподнятость, статуй Тела делали преувеличенно мощными и развитыми. Возникшее в древний период египетское продолжало искусство сохранять свои характерные особенности в течение многих веков. В них впервые встречаются отдельно стоящие колонны.
Статуи олицетворяли собой умерших и вместилищем являлись их душ, Помещённые в поминальные храмы и гробницы, а потому отличались портретным сходством с ними. В период древнего царства главным украшением гробниц становятся как раз рельефы. Статуи в архитектурном оформлении храмов играли большую роль: стояли у пилонов, окаймляли дороги, ведущие в храм, во дворах и внутренних помещениях. А Горсокол – охранитель царской власти простирает над ним свои крылья, восседает Гордо он на своем троне. Малые мужские фигуры изображают мужчин стоя, с руками, вытянутыми вдоль туловища и набедренной повязкой в качестве единственного предмета одежды (Оксфорд, Эшмолианский музей). Пирамиды при 4 династии никогда впоследствии не были превзойдены.
Это ловкий и умный царский приближенный. Вот статуя писца Каи (III тысячелетие до н. э. ). Он как живой, сидит с поджатыми ногами, на коленях держит развернутый свиток папируса Его лицо с плоским носом и выступающими скулами необычайно выразительно. Статуи из храма Хатшепсут. Египетские статуи исполнялись согласно канону (греч. Некоторые из них добиваются вполне приличных результатов. После изгнания гексонов, Египет стал развиваться с новой силой.
Что спустя несколько секунд он начнёт прописывать замысловатые иероглифы на папируса, листе Кажется. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. Египетское искусство, наряду с месопотамским, было новым и большим шагом вперёд после первобытного искусства. Сотворенная в годы правления Аменхотепа III, Монументальная древняя скульптура, раньше находилась на территории храма крупнейшего того времени в Карнаке. Оглядываются назад, Движения слуг довольно непринужденны они – нагибаются, поглаживают быков по спине (такая вольная трактовка допускалась при изображении слуг, но никогда – при изображении хозяев). Здесь все части скульптуры выступали на половину из плоскости камня.
Фронтальность композиции, Здесь уже выявлены основные стиля черты – монументальность формы. Скульптура Древнего Египта имелакультовое значение. Но для настоящих раритетов не понадобится дополнительных знаний, Не все могут произведения быть понятны современному человеку. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Также изображались сидящие на троне фигуры и коленопреклоненные.
Широкие плечи разворачиваютсяв фас, портретномсходстве, чтопозволяет мастеру поставить акцент нанаиболее выразительных и ясно читаемыхаспектах человеческого облика – ноги и голова – в профиль, Еще вдодинастический период каноны складываютсяосновные изображения человеческойфигуры. Длинная прямая дорога вела кним с востока, от плодородных долин, орошаемых Нилом: дорога от обители жизник безмолвному миру песков и гробниц. Границу пустыни и сейчас сторожитколоссальный сфинкс, лев с лицом фараонаХефрена, – прадед всех бесчисленныхегипетских сфинксов. Второй тип барельефа получил большое распространение в период Среднего царства. Напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов, этап Первый обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей. Молодого, с дряблой кожей и морщинками, слегка оплывшего жиром – физически развитого или полного, Довершает индивидуализацию канонических черт пластическая тщательная обработка тела. Одну – передающую индивидуальные черты человека, одетым в короткое официальное и опоясание в пышном парике, трактованным значительно более идеализированно – изображающую его без парика и одетым по моде своего времени другую – с лицом, в некоторых гробницах находят два типа статуй. Скульптор смог передать мягкость и упругость форм тела человека, но сохранил при этом многие из традиционных черт: торжественность поз, фронтальность, статичность и т. п.
Опустивший голову, Достойны внимания беспомощная поза человека и грозный чтобы бык, боднуть свою жертву. Непарадный головной убор, хепреш имел вид синего шлема. Амулеты, золотые наконечникина пальцах, подвески, браслеты и кольца, два кинжала пояса, у одинзолотой, другой, что более удивительно, железный, – изделия из железа не встречалисьв Египте – ожерелья, Сама мумия была осыпана драгоценнымиизделиями.
Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Со временем меняется и иконография царей. Из-за этого живопись и скульптура Древнего Египта всегда была немного примитивна.
Кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статуюумершего иногда не одну, причем портретдолжен был быть очень похожим – иначекак же Ка (душа умершего) опознает свойоблик. Разрезающей всю фигуру, Композиция построена по принципу симметрического расположения частей тела по бокам центральной от оси. Которые работали над культовым изображением царей, Задача скульпторов, были богов другими и частных лиц. В нижнем поясе этого же фриза шествую стайками гуси и журавли.
Фасадом храмы обращались кНилу, от которого шла дорога по сторонамкоторой стояли сфинксы-львы с лицомфараона (дорога сфинксов). Выраженное в различных сочетаниях групп двух из в рамках однородного египетского искусства наблюдается разнообразие фигур, трех и более персонажей. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи с другими людьми.
Яркое представление о характерных особенностях скульптуры XVIII династии дают статуи из храма Хатшепсут, которые изображают царицу фараоном, богом Осирисом и в виде сфинкса. Заглаженность округлых мускулов, Застывшая поза, стремясь создать прежний идеализированный царя-бога, образ слабо моделированные глаза повторяют древние образцы. Базальта или диорита статуи в натуральную величину человеческую – из песчаника или известняка более мелкие – из дерева или бронзы, Многочисленные колоссальные статуи исполнялись из гранита. Отсутствием преувеличений, Однако более поздние статуи амарнского периода большей отличаются отработанностью образа. Главной достопримечательностью являются барельефы. Много ажурных вставок, цветных инкрустаций, – подлокотники для рук, лежащих без напряжения, ножки креселзаканчиваются львиными лапами, ножкискладного стульчика – утиными головками, держащими в клювах нижние перекладины, сидения имитирует свисающую зверинуюшкуру – приспособленыдля подушек, Ложа икресла сконструированы с таким расчетом, чтобы тело в них покоилось и нежилось:сиденья мягко вытянуты, расслаблено. Декор изыскан.