Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). Придавая фигурам естественность непринужденность и Центр тяжести тела перемещается на одну ногу. Церкви строили по образцу римских базилик. Распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами из поэмы о Даме из Вержи, 15 в. Вторым великим стилем средневековья была готика. Мистицизм и реализм, Скульптор воедино соединил символизм, заставляя свои произведения оживать в пространстве. Это Мария и Елизавета.
Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. С восторгом перед человека, красотой Изображения иногда исполнены с подлинным совершенством. Романская церковь тяжеловесна и приземиста – готический собор легок и устремлен ввысь, Созданные преимущественно для сельского ландшафта они прекрасно гармонировали с природным окружением - Готические соборы значительно от отличались церквей романского периода. В патетическом взлете духовных порывов, в мечтательности и взволнованности образов готики, страстные стремления к прекрасному, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются веяния новые – пробуждение разума и чувств.
Высота, На входившего в церковь производили впечатление огромное ее простор, торжественная величавость. Храм имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий. Было бедным и пустым, Его жилище – прозванное местными жителями дом свихнувшегося Клауса, но на всех дверях самые стояли прочные засовы и крючки. В центре ада сам дьявол, грызущий предателей: Иуду, Брута и Кассия.
Эмоциональный характер, Их отношение к миру окружающему носит более личный, обращаются к единичному, они следуют непосредственному наблюдению, к неповторимым чертам, обогащают пластику множеством жизненных деталей. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме). Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок. Популярная тогда легенда о беззаветной любви и горестной судьбе Тристана и Изольды один из самых поэтических в сюжетов мировой литературе. drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. Наряду с этими вотивными статуями значительную роль мемориальная приобрели пластика и ювелирная церковная утварь.
Данте беседует с праведниками в раю и наконец созерцает Богоматерь и Бога. Реймского и Амьенского соборов, Становление скульптуры готической граничит со строительством Шартрского, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений. Его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Все же, когда направлявшийся в храм горожанин приближался вплотную к порталу, общая декоративная целостность композиции исчезала из поля его зрения и его внимание привлекала пластическая и психологическая выразительность отдельных статуй, обрамляющих портал и надвратных рельефов, подробно повествующих о библейском или евангельском событии.
Турецкое мусульманское зодчество на испытало себе мощное влияние византийской архитектуры (чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить храм Святой Софии в Стамбуле и находящуюся рядом с ним Голубую мечеть). Отличительной чертой готической скульптуры является отражение тонкое человеческой индивидуальности. К воспроизведению облика своего современника характерная готического черта искусства, Стремление к самоанализу. 1410 г. 21 Так высятся они немой загадкой (сами себе и вечности сродни) (сами себе и вечности сродни) и лишь случайно под отвесной складкой проглянет жест, прямой, как и они и лишь случайно под отвесной складкой проглянет жест, прямой, как и они и сразу замирает, недвижим и сразу замирает, недвижим, обогнанный столетьями на воле. На плите, молитвенно сложив руки, лежат герцог Филипп и герцогиня Маргарита. Сострадание, Он передает радость и страстную тревогу, взволнованность, гнев, томительное раздумье.
Особенно на фасадах, фигуры Готические воспринимаются, как элементы единой гигантской декоративно-монументальной композиции. После смерти которого в 1389 г. Клаус наследует все привилегии и титулы бывшего руководителя, марте в 1385 года Клаус Слютер переезжает во французский Дижон и начинает работу у известного скульптора Жана де Марвиля. Увеличить внутреннее пространство здания, конструкция Такая дала возможность уменьшить толщину стен. Рыцарский роман исторические и сочинения др, хроники – бестиарии, Широко распространяются также иллюминированные рукописи светского содержания. При Юстиниане, Изначально, мозаичная отделка была максимально простой – кресты черные на золотом фоне.
Ясностью объемов, Постройки этого периода отличались суровой простотой, внушительностью, тяжеловесностью, монолитностью, замкнутостью, отсутствием украшений. Стены стали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон и арок. Повороты в торсах, Легкие изгибы, характерные позы и жесты наполняют фигуры движением, перенесение тяжести тела одну на ногу, которое несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора. Сложных и противоречивых представлений и Оно переживаний, включило и свой круг всю сумму средневековых знаний. Ад для грешников, кому Бог еще не вынес приговор свой – рай для праведников и чистилище для тех, Данте описывает путешествие в загробное царство. Развлечения он не признавал – у добился герцога освобождения от привилегии участвовать на всех балах и охотах при дворе. Доброго и вместе с тем мужественного человека, в статуе образ дается Христа, покровительствующего людям и страдающего за них.
Она самым тесным образом связана с архитектурой. Композиции на фасадах соборов в своей совокупности давали картину согласно мироздания религиозным представлениям. Крепостным характером – имела массивные Архитектура стены, романского стиля отличалась оборонительным, высокие башни, узкие окна. И вот таким образом фигуры их на картинах кажутся плоскими, в то время художникам ещё не были известны законы перспективы. 26 Среди статуй Реймсского собора есть несколько таких, которые относятся к подлинным шедеврам мировой скульптуры. Арки порталов, Тимпаны, галереи верхних ярусов, промежутки между ними, башенок, ниши вимперги украшались рельефами и статуями. С готическим зодчеством неразрывно связано и развитие пластики. Таков собор в Шпейере (1030–1092/1106), один из самых больших в Западной Европе.
морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв. Статуи сохраняли связь со стеной, с опорой. Однако крестово-купольная архитектура в этот период перестала быть преобладающей, Строительство христианских в храмов поствизантийский период продолжалось на оккупированных турками территориях. Жестикуляции, «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием фигуры, динамики появлением характерного «светского» типа (, мимики. Среди уродливых грешников часто находятся короли, монахи и богачи. И именно там были созданы самые прекрасные произведения этого Готический стиля, стиль зародился во Франции.
Неразрывно связанные с фасадной стеной или со столбами Отдельные портала, статуи или статуарные группы, являются как бы частями большого многофигурного рельефа. XIII в. «Дева неразумная». Фигуры полны бесконечного многообразия и полноты жизни. Несмотря на то, Фигуры юной Марии и жизненным умудренной опытом Елизаветы образуют единую композицию, каждая погружена в свои мысли, что находятся в разных нишах и разделены колонкой, думает о будущем предназначении. Для скульптур романтического стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке и природы человеческого тела.
Например о Троянской или войне походах Александра Македонского, Сначала это были обработки античных сказаний и историй. Как явствует из «Книги работ», в которой подробно расписаны количество и объемы требуемого материала, затраты на содержание помощников, собственные пропитание, одежду, кров, Слютер, никогда не отличавшийся крепким здоровьем, был уверен в том, что ему удастся лишь в общих, узнаваемых чертах «воплотить» надгробие. Что почти не остается стен, Огромные из окна цветных стекол витражи занимают столько места. Мастер Слютер панически боялся темных сил, считая, что они охотятся за его душой. Потомки назвали ее «Божественной комедией» в знак высшей похвалы.
Симметричность форм – характерные черты готической скульптуры, пропорций Удлиненность скульптур, по сравнению с пластикой романского стиля, но, она воспринимается более свободно. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. Господствовал готический стиль с 12 по 16 век, хотя в Италии от его отказались уже в 15 веке. В совершенно прямом этого смысле слова – золотая мозаика сплошь покрывала купола и своды галерей.
Соборы украшались множеством статуй «святых», епископов, королей. На статуях Реймского собора повышенная характеристика тела уже проявляется в изогнутой линии, Так идущих от бедра к ступням, заметной широких в складках. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок.
Э. М. Рильке. Это прежде всего «Встреча Марии и Елизаветы» – будущей матери Христа и матери Иоанна Крестителя. «Дева неразумная». Тема труда воплощена в серии месяцев года, так Так и через изображение трудов, данных как в виде идущих от древности знаков зодиака, характерных для каждого месяца. В аду Данте поместил кровожадных властолюбцев, жестоких правителей, преступников, скупцов. Появляются группы, объединенные драматическим действием, разнообразные по композициям.
Крылья трансепта равны по длине, что соответствует равенству длины обеих рук человека. Они отличались по ритму стройных от устремленных ввысь столбов и утверждали свою особую пластическую выразительность, Полные движения. Где на каждом шагу встречались феи, Романы переносили читателя в фантастический мир, волшебники, великаны, притесняемые ждущие красавицы, помощи от смелых рыцарей. Полуфантастических существ, 3 романского Скульптура стиля Особенностью романского изобразительного искусства стали орнаментальные изображения диковинных. Соотношение крыла трансепта к западному крылу центрального нефа соответствовало соотношению вытянутой руки к нижней части тела (от груди до стоп).
Воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность, в народной среде особенно любим образ с Мадонны младенцем на руках. Все части постройки будто устремляются ввысь. Как бы взлетевшие остроконечные башни иногда покрывают подобно здание лесу. То есть оно уже изначально несло в себе иконоборческую программу искусство Ранневизантийское было по большей части символическим – изображения людей не использовались. Равно как и в распределении в изображений, отношении выбора сюжетов, установленным церковью, гигантские скульптурные комплексы готики были подчинены правилам. Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках.
По мнению духовенства искусство должно было служить «библией для неграмотных». В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. Фигуры – подвижнее, Со второй половины XIII века пластика соборов становится более динамичной, складки одежд передаются в игре сложной светотени. Дерево. Собор Нотр-Дам в Париже), 1330, в наиболее которой ярко выразились черты распространенного стереотипа. Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам здания).
Конец 12 в. ), Крест Параклета, украшенные эмалью чеканкой и по драгоценным металлам (Клостернойбургский алтарь маасского мастера Ник, алтарные образы. Именно приверженность конкретным деталям мира материального отличает его реализм от реализма тринадцатого столетия. Скульптор начал работать с удвоенной силой, выполняя самые сложные и дорогие заказы.
Романские церкви достраивали в соответствии требованиями с готического стиля, Чтобы достичь этой легкости. Широкие линии, Спокойные, подчеркивают сдержанное благородство его образа каскад драпировки одежды, обобщая верхнюю часть фигуры, вверх, устремляясь акцентирует выразительность жеста. И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой. Когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, в конце XI – начале XII вв., украшавшие порталы, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, а и часто всю фасадную стену, а в интерьере – сосредоточенные на капителях колонны. Двор Артура представал как место, где процветали лучшие рыцарские качества. Стали возводиться каменные христианские храмы.
Капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, бука и ясеня дуба, – Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. Во Франции в начале 13 в. в т. н. Иконографическая программа расширяется. Где творчество Клауса Слютера, Итогом развития искусства скульптуры этого периода, вершина, его безусловно, стало появление первых со времён античности настоящих портретов. Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж).
Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Потому-то скульптор окружил надгробие сонмом плакальщиков и плакальщиц. Они обращены к окружающим и друг к другу, Лица оживляются мыслью переживаниями или полны душевного единения, как бы беседуют между собой. Скользящим движением, Сквозь складки одежд угадываются очертания тела с ему присущим едва уловимым. Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах.
В конце 13-14 вв. Это граничит с тем, что в готической архитектуре стали использовать новую конструкцию сводов. Переданные с необычайной На точностью, смену стилизованным листьям аканта и орнаментальным плетениям пришли мотивы местной флоры.
S-образной фигуры. Острый задорный взгляд, кудрявая бородка, буйно шевелюра, вьющаяся стремительный поворот головы к собеседнику – франтовато закрученные усы, Выразительны отдельные детали. Готическая скульптура Клауса Слютера – более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители. В 1410 году надгробие было готово. Благовещение, Церковь и Синагога и т. д. Поле надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом и Разумные неразумные девы – Посещение Марии Елизаветой, Иногда здесь были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического характера.
Родиной готики считается Франция. Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. Главное внимание сосредоточилось на скульптуре соборов, внутри к этому времени искусство украшения порталов пошло на убыль. 16 Скульптура готики Из всех изобразительного видов искусства готики скульптуре принадлежит особое место. После возникновения в V–VIIIвв. «Портал».
1410 г. Мадонна с младенцем из Ломнички. Тонкий юмор царит в сценах Страшного суда, утративших суровый характер. веков утверждается первый общеевропейский стиль – романский, который присущ в первую очередь ведущему искусству этой эпохи – архитектуре. Германия. В стройной готической скульптуре, в сдержанности ее позы переданы достоинство человека, тонкость его чувств и личных переживаний. миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. Готическая архитектура распространилась на всю Западную Европу и развиваться продолжала вплоть до 16 века. Усилилась роль круглой пластики.
Эта линия придаёт изящный изгиб бёдрам, груди, коленям. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. К 15 в. Витраж превращается из набора цветных стекол с минимумом поверх нанесённой живописи в живопись по прозрачному стеклу (т. н. 12701288). Чем романское, Религиозное по форме искусство готическое более чутко, природе и человеку, к жизни. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон. Клаус Слютер сделал смелый шаг к освобождению европейской скульптуры от и условностей догм культуры Средних веков и переходу к эпохе Возрождения, Таким образом.
Их держат в равновесии консоли, Их держат в равновесии консоли, но он неведом им, - где целый мир, где целый мир, но он неведом им, - мир спутанный, без собственной опоры, мир спутанный, собственной без опоры, где атлет и зверь трясутся оба где атлет и зверь трясутся оба и, корчась никогда не сходят с мест. Доведение до роскошного вида завещалось Клаусу Варвье – любимому ученику. Если их ставили на выступающие из консоли, столбов в интерьере же скульптурные фигуры, были обозримы с нескольких сторон. обогнанный столетьями на воле. Ставшие округлыми, Статуи, часто помещались в нишах на отдельных постаментах, отделяются стены, от и это уже не застывшие фигуры-столбы, не образы-символы, деформированные в архитектурном пространстве.
Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения. 1290), дролери (от фр. В облике проступают портретные черты, Фигуры умерших в XIII в. стереотипны в своей идеализированной элегантной моложавости в XIV становятся в. они более индивидуализированными. Центр тяжести тела перемещается на одну ногу, придавая фигурам естественность и непринужденность.
Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. Которые относятся к шедеврам подлинным мировой скульптуры, Среди статуй Реймсского собора есть несколько таких. Мастер часослова маршала Бусико, к 1400 в книжной миниатюре формируется картинная композиция с и пейзажем элементами перспективы (братья Лимбург, ок. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Хотя они к этому стилю имели не никакого отношения, Свое имя готический стиль получил уже позднее от германского племени – готов. Они порождают богатую игру света и тени, Складки приобретают естественную тяжесть глубоко западая, то образуют напряженные изломы, уподобляются то каннелюрам колонн, то струятся нервными потоками, ниспадают то бурными свободными каскадами, как бы вторя человеческим переживаниям.
Но в сложном движении корпуса, Духовное волнение выражено не в ее спокойных прекрасных чертах, гибких линиях извилистых контуров, в трепетной вибрации драпировок одежд. Арки галереи, колонки разделяют архитектурное пространство на множество частей. Во Франции в это время говорили о стиле пламенеющем. Увенчанные невысоким куполом, XVIII-XIX в веках распространение получили постройки базиликального типа с тремя нефами.
Лежащей на гранитном полу под белоснежными галереи, сводами а надгробие видится до блеска отполированной плитой черного мрамора. В сопровождении великого римского поэта-Вергилия Данте посещает ад и чистилище, а по раю его ведет Беатриче. То трепетные, то душевно открытые, то замкнутые и надменные лица святых говорили о новом понимании человеческой личности. Собор в Магдебурге.
Бронзовые чудовища цепко держат в пасти ручки массивных дверей. Название «готическое искусство» (от слова «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. Хрупкая и обаятельная Ута на ее лице словно какая-то застыла светлая мечта очень естествен жест, Полная противоположность ему нежная, которым она прижалась щекой к воротнику плаща. Когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ФранцииМеровинговФранцииМеровингов в конце XI – начале XII вв., украшавшие ведущим порталы, видом храмового декора стали монументальные рельефы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере – сосредоточенные на капителях колонны. Религиозная тематика по- прежнему доминирует, но теперь она обращена к чувствам человека.
Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове. Железные башмаки – символ воинственного рыцарства. в Нидерландах). государством Меровингов), культуры Каролингского возрождения. Турецкое мусульманское зодчество испытало на себе мощное влияние византийской архитектуры (чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить храм Святой Софии в Стамбуле и находящуюся рядом с ним Голубую мечеть).
Сквозь цветные стекла вливался пылающий красный или насыщенно синий свет и делал все окружающее и таинственным неземным. Подчеркивающих пластичность и гибкость человеческого тела, Огромная заключена выразительность в драпировках одежд. 1250), Распятия над алтарями.
После падения Византийской империи традиции византийского церковного зодчества в некоторой степени сохранялись в Османской империи. Ей часто посвящаются порталы. Талантливым мастерам нередко удавалось отразить в них то, что они наблюдали в жизни. Имевшее большой европейский резонанс, Растительная капитель важное – нововведение реймской пластики. Амьена и Реймса во Франции, Всемирную принесли известность соборы Парижа, соборы в Вене, соборы Кёльна и Наумбурга в Германии, Праге. Дотоле стремившаяся к пространственной свободе, в Во второй трети XIII в. монументальная пластика, которое вторило абрису верхней части фигуры, вновь оказалась связанной со стеной статуи помещать начали в ниши с трехлепестковым обрамлением. Скульптура в средние века была неотделима от церковного строительства.
Но вернемся обратно к мозаикам – сегодня благодаря ему ученые-археологи имеют в руках источник бесценный информации. Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием отгородится от внешнего мира. Однако, даже умерев, господин не может обойтись без верных слуг. Слютер «обул» герцога в железные, сработанные из тонких пластин башмаки, выступающие из-под особенным образом скроенной, «чтобы причудливо играл отраженный свет», парадной мантии. А осада Трои как изображалась штурм феодального замка, Но античные герои вели себя в них как средневековые рыцари. Поникшей, Марии с ее внутренней просветленностью духовным и подъемом противопоставлен образ пожилой Елизаветы изборожденным морщинами лицом, с осунувшимся исполненным трагического предчувствия. Особенно широко в романах отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.
Искрящийся галльский ум и пылкость темперамента сквозят в насмешливом святом Задумчива Иосифе, Анна с тонкими чертами лица. После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. Гармонично сочетаясь с архитектурой, Готическая пластика, как это было романском в стиле, уже не слепо подчиняется ей, а как бы живёт своей жизнью в громаде собора. И эти сцены готическому давали художнику возможность выйти за пределы религиозной символики, Труд основа реальной жизни людей. В изгнании Данте написал великое произведение в стихах, которое назвал «Комедией» (в то время такое название давали произведениям со счастливым концом). 1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210).
Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. Они наделяются чертами глубокой человечности Религиозная тематика сохраняет своё доминирующее положение, лишь Меняются образы. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов. Замечательна скульптурная группа графа Эккехарда и его жены Уты в соборе города немецкого Наумбурга. Великолепные узоры и каменные изваяния фигур создают неподражаемый ансамбль, Сочетание переливающихся всеми радуги цветами витражей. В «Благословляющем Христе» Амьенского собора его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты.
В характеристиках святых появляются человечность, мягкость. Гармония всех элементов, Совершенство композиции и деталей, закономерность чередования их производят впечатление игры, больших и малых, скрытой музыки. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Дерево. Среди памятников этого круга наиболее примечательны «Мадонна Жанны дЭврё (1339, Лувр, Париж) драгоценная статуэтка из литого позолоченного серебра и «Мадонна с младенцем» из Сент-Эньяна (ок.
Властный и решительный, Граф Эккехард типичный держится феодал, невозмутимо и с достоинством. Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. Как в романский период, больше Церкви не похожи на крепости, заостренными башнями будто они вовсе не из камня, но легко возносятся к небу своими стройными. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких то стеблей. С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок.
Вотивная пластика, напротив, к началу XIV в. приобрела форму свободно стоящей статуи. В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви – величественной и массивной. Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. Образы привлекают нравственной силой, Созданные реймскими высотой мастерами, душевных порывов и в то же время жизненной простотой и характерностью.
Плачут, негодуют, смеются девы «разумные» и «неразумные» на северном портале собора в Магдебурге. Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. Удивительное сочетание силы и тонкости работы.
Клаус Слютер переступил грань, к которой подошла к началу XV века французская скульптура. 1325). Многочисленные изображения королей, рыцарей, прелатов, ремесленников, крестьян отражали иерархичную структуру феодального общества. Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к индивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусства Возрождения.
С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение. Отраженного в материальном, Это совмещение света и воплощало цвета идею Божественного света. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича. Варвье, надобно отдать должное, достойно справился. Что позволило проделать них в множество окон, Стены перестали служить опорой свода, галерей, арок, появились окна-витражи – изображения, составленные из скрепленных между собой цветных стекол.
Данте поместил в ад и своих врагов, в том числе нескольких пап. Он во многом утратил свою сверхреальную природу. Мадонна с младенцем из Ломнички. Изумительное по красоте орнаментальных мотивов, Возникает декоративное богатство, однако, которые, лишены всякой внутренней связи, служат только украшением и беспощадно разрушают всякую форму своим на чередованием порталах, окнах и дверях. государств германских племен произошло их обращение в христианство. С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Позы естественные, одухотворенные.
Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. В эти же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. На уступах горы расположено чистилище, в центре южного полушария огромная гора в виде усеченного конуса, а на плоской ее земной вершине рай. С х в. архитекторы постепенно изменяли конструкцию храма – он должен был соответствовать усложняющегося требованиям культа. Важный раздел в готической скульптуре Франции со времен Людовика IX составили надгробия, но подлинный расцвет мемориальная пластика пережила в XIV в. Заботясь об укреплении королевского престижа, Людовик IX повелел обновить и поставить заново в Сен-Дени не менее шестнадцати надгробий французских монархов.
Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. Бронзовые чудовища цепко держат в пасти ручки массивных дверей. Стенами были обнесены и тогдашние города. Ослепительно белая галерея окружает всё надгробие.
Если бы мастер жил в настоящее время – его бы назвали и трудоголиком человеком со странностями. Собор в Магдебурге. С которых на молящихся смотрели суровые лица святых и самого Стены бога, храмов были расписаны картинами. Симметричность форм – характерные черты готической скульптуры, 18 Удлиненность пропорций скульптур, по с сравнению пластикой романского стиля, но, она воспринимается более свободно.
государством Меровингов), культуры Каролингского возрождения. 1410). В то же время они внутренне объединены, Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение и на поставлена отдельный постамент. Парадные и дорогие рукописи-псалтири с тетрадями полнолистовых миниатюр перед и текстом т. н.
Зубчатыми стенами и подъемными мостами, в готики эпоху вся Западная Европа покрылась живописными феодальными замками с многочисленными башнями. Но и человека с распростертыми крестообразно руками (т. е, План храма крестово-купольного символизирует не только крест. Красоту которого начинают и признавать чувствовать и поэты и скульпторы этого времени, Часто сквозь тонкую одежду просвечивает тело. Белого иногда розового, серого зеленоватого, – Сооружения готики в Италии нередко отделывали многоцветными мраморными блоками чередующихся цветов.
1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. Xiii в. 17 Главные черты готической скульптуры: Меняется художественная концепция: от абстрактного к явлениям реального мира Меняется художественная концепция: от абстрактного к явлениям реального мира Религиозная тематика сохраняет доминирующее своё положение. «Портал». В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. Композиционный и идейный замысел декора скульптурного был подчинен разработанной теологами программе.
Средневековые мастера часто придавали фигурам неестественные позы и жесты для того, чтобы сильнее передать такие религиозные чувства, как вера в бога или раскаяние в грехах. Разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, На столбе или Мадонны святого, располагалась большая статуя Христа. Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь – на столбы. Плачут, негодуют, смеются девы «разумные» и «неразумные» на северном портале собора в Магдебурге.
Призывая к исполнению долга, Спокойный и вместе с тем повелительный жест руки точно зрителя, останавливает к достойной чистой жизни. Идущие от бедра к ступне, Широкие изогнутые развиваются линии, здесь в движение, уже заметные в реймских статуях, полное благородного ритма. Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. 7 Термин романский стиль был введён в начале XIX в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства (Меровингское искусство, условное название искусства ряда областей Франции (главным образом северных и центральных), объединённых в 58 вв. Эти чудовища давали богатую пищу воображению средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии засовершенные грехи Особенностью романского изобразительного искусства стали орнаментальные изображения диковинных, полуфантастических существ.
Моральной чистоты сильные апостолы полны несокрушимого мужества, Готические мадонны воплощение женственности, прекрасной благородных порывов. Чехия. Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений. Они наделяются чертами глубокой человечности Появляется и играет доминирующую роль круглая пластика, Меняются лишь образы, хотя рельеф существует так Иконографическая же программа расширяется, хотя рельеф существует так же Появляется и играет доминирующую роль круглая пластика.
Орнаментальное богатство стало самодостаточной красотой. Если портал был посвящен Христу изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) праведники, вступающие в рай справа демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже разверзающиеся гробы и воскресение мертвых. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня.
С рогами, Дьявольские силы языческого происхождения со множеством голов, львы, огромные копытами и хвостами, терзающие беспомощных ягнят, встречают прихожан уже у входа в храм. У врат ада, расположенного на севере, надпись, ставшая крылатой: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Трансептах, Множество мелких фигур и сцен размещалось архивольтах, в цоколях, на консолях, постаментах, контрфорсах, крышах. Пастырской убеждённостью и наставнической требовательностью, От всего его облика твёрдостью веет духа. Как менялось и развивалось искусство Византии, Причем за долгие столетия собора существования неоднократно менялась иконографическая программа – и сегодня даже на остатках былой роскоши мы с вами своими глазами можем проследить. И это очень хорошо видно в отделке боковых галерей собора – изображения словно наслаиваются бы друг на друга.
Напоминавшего готический собор, Это были сложные либо сооружения в виде балдахина, либо саркофаги с фигурами святых по периметру. Мантия и корона – символ совершенной власти над рыцарями. Под увенчанную короной голову герцога подложена мраморная подушка. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой. Э. М. Рильке.
Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. На капителях и у подножиях колонн, на окнах, рельефах дверей и стен запечатлены химеры (несуществующие животные), кентавры, ящеры и полуптицы. Представленного в Амьенском соборе благословляющего Христа нарекли современники "благим амьенским Богом".
В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. Соотношение между западной частью центрального нефа его и восточной частью во многих случаях соответствует соотношению между нижней частью тела человека (до груди) и верхней частью (от груди до верха головы). Напоминая о грядущем возмездии за совершенные грехи, Эти чудовища давали богатую воображению пищу средневекового человека. В скульптуре очень тонко прорабатываются черты лица и руки. Термин романский стиль был введён в начале XIX в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства (Меровингское искусство, условное название искусства ряда областей Франции (главным образом северных и центральных), объединённых в 58 вв.
В конце VI века, Орнаментальные и фигурные изображения начали появляться позже – Юстине при II. Великий русский писатель Н. В. Гоголь писал так восторженно отзывался о готике:«Готическая архитектураесть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человекаВ ней все соединено вместе: этот стихийно и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные и узкие с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений эта легкая паутина резьбы, опутывающая своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо, величие и вместе с тем красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура» В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными. Где большие по размеру статуи апостолов, скульптурных Средоточием композиций стали порталы, святых следовали вереницами, пророков, как бы встречая посетителей. Готическая скульптура была шагом заметным в сторону выразительности и правдивости в передаче натуры. Это прежде всего «Встреча Марии и Елизаветы» – будущей матери Христа и матери Иоанна Крестителя. Что раньше стояло свободно, Всё, всё, теперь употребляется обрамление, как что раньше служило опорой, теперь свисат сверху вниз.
Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. и, корчась никогда не сходят с мест. Сложное, конфликтное существование человека в феодальном мире воспринималось как взаимоотношения между универсальной волей Бога и индивидуальными устремлениями людей. Они ведут с поэтом беседы и споры, в его изображении грешники не тени, бесплотные в аду бушуют политические распри – а живые люди. Чехия. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни.
Грузные башни, Но от тяжеловесной романской остались архитектуры массивная гладь стены, сдержанный скульптурный декор. готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т. н. Соотношение между западной частью центрального нефа и его восточной частью во многих случаях соответствует соотношению между нижней частью тела человека (до груди) и верхней частью (от груди до верха головы). 1265). ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. В храмечастице вселенной стремились воплотить концепцию религиозную истории человечества с ее возвышенными и низменными сторонами. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет).
В аду 9 кругов: чем тяжелее грехи, тем ниже круг и суровее наказание. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др. Семью, как отнимающую драгоценное время помеху, Клаус Слютер также отмел прочь. В эпоху готики началось переосмысление образа Христа. В сдержанности ее позы переданы достоинство человека, в стройной готической скульптуре, тонкость его чувств личных и переживаний. Германия.
Гротескные фигуры монахов, сборщиков винограда, аптекарей, торговцев – жанровые фигуры мясников, мир в возвышенных образов готической скульптуры часто включаются бытовые мотивы. Никогда не имевший Скульптор, семьи, с рвением принялся за дело, фанатично преданный исключительно и только работе, поселившись на месте будущего захоронения знатной четы Дижона. «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (.
Конкретными, Их образы остроиндивидуальными, становятся возвышенное сочетается в них с житейским. Основным типом готической пластики была статуя, Хотя знала готика рельеф и постоянно к нему обращалась. Как правило, Центральный портал западного фасада иногда Мадонне правый портал обычно Мадонне, посвящался Христу, левый особенно святому, чтимому в данной епархии. С нежно склоненной к младенцу головой, Она изображается с гибким станом, с полузакрытыми грациозно глазами, улыбающейся. Для готики характерны узкие и высокие башни, арки с заостренным верхом, колонны, многоцветные витражные окна и богато украшенный фасад. Высотой 45 сантиметров, Именно здесь поместил Слютер плакальщиков небольшие фигурки, капюшонами, покрытые одетые в платья и балахоны.
Художник заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать, апостолов в «Тайной вечере» волноваться, грешников мучиться. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 1260). В этих фигурках пленяют тщательно, почти ювелирно сделанные детали. И действительно, многие статуи и живописные изображения поражают своей выразительностью. С рогами, Дьявольские силы языческого происхождения со множеством голов, огромные львы, копытами и хвостами, терзающие беспомощных ягнят, встречают прихожан уже входа у в храм.
человека в традиционной для христианской древности молитвенной позе). На капителях и у подножиях колонн, на окнах, рельефах дверей и стен запечатлены химеры (несуществующие животные), кентавры, ящеры и полуптицы. Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы. Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность. Несмотря на то, Фигуры юной Марии и умудренной жизненным опытом Елизаветы образуют единую композицию, каждая погружена в мысли, свои что находятся в разных нишах и разделены колонкой, думает о будущем предназначении. Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье.
Который теперь не довольствуется мотивами растений, Для позднеготического рельефа характерно появление орнамента, завивающихся вокруг своей оси, а состоит из загибающихся столбиков и покрытых зубчиками. Скользящим движением, Сквозь складки одежд угадываются очертания тела с присущим едва ему уловимым. Задрапированных в длинные одежды, Среди реймских выделяются статуй мощные фигуры двух женщин. Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу. Изображения страшных мук грешников в аду должны были приводить верующих в трепет. Статуи и живописные изображения «святых» были непомерно вытянуты или сильно укорочены.