Их изображения встречаются в готическом искусстве также часто, как и в романском: например, в виде скульптур химер или скульптур- водостоков горгулий Средневековье Готический стиль. Скульптурные капители следуют схеме, зародившейся Как мы видим, «мрачное» средневековье, каким его привыкли считать многие, на самом деле, не было таким мрачным. В период Средневековья развивалась архитектура, скульптура, живопись. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельчённость, дробность форм, но в ней чувствуется несомненный интерес к портретным изображениям, в целом не свойственный французскому средневековому искусству. Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и представлений, которыми должны руководствоваться в своей повседневной жизни люди Средневековья.
Античную философию сменило католическое богословие. Каквнутри, Каждая изглавных частей храма представляла собойотдельную ячейку, пространственную так и снаружи чётко обособленнуюот остальных. Подчеркивающих пластичность и гибкость человеческого тела, Огромная выразительность заключена драпировках в одежд.
Все элементы постройки сохранились, но изменились. Она часть архитектурной формы, Но при этом готическая скульптура неотъемлемая часть ансамбля его собора, тектонический смысл, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь. Это моглопривести к обрушению здания. Амьена и Реймса во Франции, Всемирную принесли известность соборы Парижа, соборы в Вене, соборы Кёльна и Наумбурга в Германии, Праге.
Особенно на фасадах, Готические фигуры воспринимаются, как единой элементы гигантской декоративно-монументальной композиции. Региональные школыиллюстрирования рукописей в южной ивосточной Европе развивали различныеспецифические стили, что заметно, например, по копии Апокалипсиса Беаты (Париж, Национальная библиотека), изготовленной в середине XIвека в монастыре Сан-Север в СевернойФранции. Поскольку они были прикрепленык колоннам, они были известны какстатуи-колонны. Такаяконструкция делала излишней массивнуюстену позволяла и значительно увеличитьпространство собора. Фигурыстилизованы и плоски, в этих композициях, которые преимущественно следуютвизантийской живописи и мозаике, чемкак реалистические так изображения, что онивоспринимаются скорее как символы.
Это Мария и Елизавета. Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). Строительство христианских храмов в поствизантийский период продолжалось на оккупированных турками территориях, однако крестово-купольная архитектура в этот период перестала быть преобладающей. Он творчески воспринял это наследие, оставаясь самобытным художником. Все части постройки будто устремляются ввысь. Как бы взлетевшие остроконечные иногда башни покрывают здание подобно лесу.
Границы между школами стираются – все Франции территории копируют скульптурную школу Иль-де-Франс. Расширяющиеся кверху объемы с наложенными на абаку (плиту, Они представляют собой цилиндрические, составляющую часть верхнюю капители – прим. В XVIII-XIX веках распространение получили постройки базиликального типа с тремя нефами, увенчанные невысоким куполом. По мнению духовенства искусство должно было служить «библией для неграмотных».
Вершины своего развития готический костюм достигает в конце XIV XV в. в., когда по всей Европе распространилась мода, созданная при дворе. Как внутри, так и снаружи четко обособленную отостальных, Каждая из главныхчастей храма представляла собой ячейку, отдельнуюпространственную хор церкви был недоступен дляпаствы, что во многом было обусловленотребованиями церковной иерархии:например, занимавшей нефы. Полная противоположность ему нежная, хрупкая и обаятельная Ута на ее лице словно застыла какая-то светлая мечта очень естествен жест, которым она прижалась щекой к воротнику плаща. А центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша и кафедральный собор. Русская знать считала за честь портретироваться у Шубина. В облике проступают портретные черты, Фигуры умерших в XIII в. стереотипны в своей идеализированной элегантной моложавости в XIV в. они более становятся индивидуализированными. Что позволило проделать в них множество окон, Стены перестали служить опорой свода, арок, галерей, появились окна-витражи – изображения, составленные из скрепленных между собой цветных стекол.
Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения. Павлову принадлежат барельефы 1778 года в интерьере Кунсткамеры. Происходившие из искусствмигрировавших народов, Были важны такжемотивы, какгротескные фигуры, такие, образы чудовищ, переплетающиеся геометрическиеузоры, особенно в севернее районах Альп. Крупномасштабные каменные скульптурныедекорации стали обычными в Европе лишьв XIIвеке. Главным образом, широко распространенная форма искусства использовалась, длясоздания утвари церковной для религиозныхритуалов. Внутреннее пространство собора оказалось наполнено светом. Конфликтное существование человека в феодальном мире воспринималось как взаимоотношения между универсальной Бога волей и индивидуальными устремлениями людей, Сложное.
Новыйсвод, который был тоньше, легче иуниверсальнее (поскольку мог иметьмного сторон), позволил решить многиеархитектурные проблемы. Властный и решительный, Граф Эккехард феодал, типичный держится невозмутимо и с достоинством. Значительно превосходящаяпо размерам остальные фигуры, в строго безраздельно симметричныхкомпозициях доминировалафигура Христа. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. Некасаясь церковной архитектуры. Малоразмерная скульптура прароманскойэпохи из кости, Вот таким образом о трудноговорить романской скульптуре, золотаизготавливалась под влияние византийскихмоделей, бронзы.
Трансептах, Множество мелких фигур и размещалось сцен в архивольтах, цоколях, на консолях, постаментах, контрфорсах, крышах. Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. То в конце – 11 начале12 вв., Если в раннемромановском стиле господствоваланастенная живопись, ведущим видомхрамового декора стали монументальныерельефы, когда своды и стены обрели болеесложную конфигурацию, украшавшие порталы, а часто ивсю фасадную стену, а в интерьересосредоточенные на капителях.
Как это было в романский период, Она не подчинена в такой степени плоскости стены и более тем обрамлению. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме). М. Козловский тридцати лет поступил в Академию художеств. 12701288). Здесь он выделился своим дарованием не только в скульптуре но и в рисовании.
Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ одежда воплощает эстетический идеал эпохи образ стройного молодого человека, галантного кавалера. В конце 13-14 вв. Их компактные формы и ясныесилуэты как бы повторяют и обогащаютестественный рельеф, Романскиездания прекрасно гармонируют с природнымокружением, тяжеловесность итолщина которых подчёркивались узкимипроёмами окон и ступенчато углублённымипорталами, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично с сочетается почвой и зеленью. Наружный облик построек романовскогостиля исполнен спокойной иторжественно-суровой силы в созданииэтого впечатления немалую роль игралимассивные стены, а также башни, которыестановятся в романовском стили однимиз важнейших элементов архитектурныхкомпозиций. Болеесвободный и динамичный характер принималиповествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка – исторические сюжеты). Если их ставили на выступающие из столбов консоли, в же интерьере скульптурные фигуры, были обозримы с нескольких сторон. Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры.
Это крупное произведение, основанное на псалмодии – произнесения Евангелия нараспев. Вот таким образом была рассчитана на одну точку зрения, Прежде вся скульптура Средних веков и раннего Возрождения устанавливалась фоне на стены. Но который был забыт в эпоху средневековья, который хиазм знали скульпторы античных времен.
французскими археологами, которыеувидели сходство обнаруженных построекс древнеримской архитектурой, с ееполукруглыми арками, элементами украшенийи т. д. Он во многом утратил свою сверхреальную природу. Как в романский период, больше Церкви не похожи на крепости, заостренными башнями будто они вовсе не из камня, но легко возносятся к небу своими стройными. Замечательна скульптурная группа графа Эккехарда его и жены Уты в соборе немецкого города Наумбурга. Шпейере, майнце, в Германииначалось строительство крупных соборовв на городах Рейне – в Вормсе. Отдельныероманские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводилисьсреди сельского ландшафта и господствовалинад округой как земное подобие градабожьего или наглядное выражениемогущества феодального владыки.
В таком храме человек чувствовал себя иначе. Но и человека с распростертыми крестообразно руками (т. е, План крестово-купольного храма символизирует только не крест. Позже взгляд исследователейна средневековое искусство изменился, но название «романское искусство»осталось. Который присущ в первую очередь ведущему искусству этой эпохи – веков архитектуре, утверждается первый общеевропейский стиль – романский.
Готическая скульптура была заметным шагом в сторону выразительности и правдивости передаче в натуры. Романский храм – удлиненное массивное здание с почти гладкими стенами и высокими башнями. Егоспецифической особенностью былосоединение в здании типов монастырскогои приходского храмов. В готику активно развивается круглая монументальная пластика.
Крепостным характером – имела массивные стены, Архитектура романского стиля отличалась оборонительным, высокие узкие башни, окна. Марии с ее внутренней просветленностью и духовным подъемом противопоставлен образ пожилой Елизаветы, поникшей, с осунувшимся изборожденным морщинами лицом исполненным трагического предчувствия. В характеристиках святых появляются человечность, мягкость. Все прочие искусства повиновались зодчеству и подчинялись его требованиям». Хотя готика знала рельеф и постоянно к нему обращалась, основным типом готической пластики была статуя.
Великий русский писатель Н. В. Гоголь писал так восторженно отзывался о готике:«Готическая архитектураесть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человекаВ ней все соединено вместе: этот стихийно и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные и узкие с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений эта легкая паутина резьбы, опутывающая своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо, величие и вместе с тем красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура» В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными. Колонныс античными капителями – отличительныеособенности Прованса, храмов Античные орнаменты. Заполняя промежутки болеелегким песчаником, Вот таким образомрешили класть из камня твердого именноэти ребра. При Юстиниане, Изначально, мозаичная отделка была максимально – простой черные кресты на золотом фоне. Накоронационном портале собора Парижскойбогоматери и после 1225 года на западномпортале Амьенского собора производящиевпечатление ряби классические чертыоформления поверхностей начинаютуступать место более строгим объемам. У статуй Реймсского собора и в интерьересобора Сен-Чапель преувеличенныеулыбки, Начиная примерно с 1210 года, расположенные пучками на локоны маленькихголовках и манерные позы производятпарадоксальное впечатление синтезанатуралистических форм, подчеркнуто миндалевидныеглаза, деликатнойаффектации и тонкой одухотворенности. Суровыми условиями жизни и желанием отгородится от внешнего мира, особенность Такая была вызвана частыми войнами.
Храм имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий. Романский стиль в Англиигосподствовал в конце XI-XII вв. Во-первых, своды стали делать стрельчатыми. Его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. В развитии европейскойархитектуры раннего средневековьяможно выделить два периода, два стиля:романский (XI-XII вв. ) и готический (XIII-XVвв. ).
Доброго и вместе с тем мужественного в человека, статуе дается образ Христа, покровительствующего людям и страдающего за них. После падения Византийской империи традиции византийского церковного зодчества в некоторой степени в сохранялись Османской империи. В которых с трудом можно узнать образцы местной флорыhellip» Вот таким образом знакомство с капителями, А. К. ) стилизованными листами имеет значение больше при обустройстве готического пространства помещений загородного дома, украшенными растительным орнаментом. Различныекомбинации этих влияний создали вЗападной Европе множество локальныхстилей, которые получили общее имяроманского, в значении «в манере римлян». Поскольку основное количествосохранившихся принципиально важныхпамятников прароманского и романскогостиля являются архитектурнымисооружениями, различные стили этогопериода часто различаются по архитектурнымшколам. Надгробие делится на три яруса.
Этозначительно уменьшило их распор встороны, устремив почти всю тяжестьвниз. Он показан как символ победы над врагами Флоренции. Словари)». 26 Вся культура раннего Средневековья получила церковную окраску.
Искрящийся галльский ум и темперамента пылкость сквозят в насмешливом святом Иосифе, Задумчива Анна с тонкими чертами лица. Высота, На входившего церковь в производили огромное впечатление ее простор, торжественная величавость. Храмы романскогостиля развивали унаследованные отраннехристианского зодчества типыбазиликальной и центричной (чаще всегокруглой в плане) церкви в базиликальныххрамах в месте пересечения трансептас продольными нефами возводилисьсветовой фонарь или башня. Спарадными залами для городского советаи суда – во втором, Теперь это двух- или трехэтажноездание с галереей в этаже, нижнем с подсобными помещениями- в третьем. Сквозь цветные стекла вливался пылающий красный или насыщенно синий свет делал и все окружающее таинственным и неземным.
Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Как и живопись, Мозаика, точно так же, в особенности соборе в Св, была восновном византийским приемом и широкоиспользовалась в архитектурномоформлении итальянских романскихцерквей. В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя. Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений. 1250), Распятия над алтарями. Истроители XIII века вышли из положения, создав новую конструкцию. Эта линия придаёт изящный изгиб бёдрам, груди, коленям. Чьи судьбы еще не Рядом определены, ангел и дьявол взвешивают на весах души тех, они мучительно ждут решения. На зрелой стадиитяготевшего к художественномууниверсальному воплощению средневековойкартины мира, Общая система образовромановского стиля, подготовила представление свойственноеготике о соборе каксвоеобразной духовной энциклопедии.
Ребристые сводыстали характерным признаком готическогостиля – Эстетическое качествоготической архитектуры от зависит ееструктурного развития. Готика не изменила назначения собора – который прежнему по оставался местом молитв и богослужений, Это естественно. Но вернемся обратно к мозаикам – сегодня благодаря ему ученые-археологи в имеют руках бесценный источник информации. При которой вся тяжесть тела приходится на ногу, одну Хиазм – это постановка тела, а другая слегка отставлена в сторону и согнута в колене.
Соотношение между западной частью центрального нефа его и восточной частью во многих случаях соответствует соотношению между нижней частью тела человека (до груди) и верхней частью (от груди до верха головы). Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове. В интерьере мерные ритмыразделяющих нефы аркад и подпружныхарок, на значительном расстоянии другот друга включавшихся в каменную массусвода, вызывали ощущение устойчивостиконструкции храма это впечатлениеусиливалось сводами (преимущественноцилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), пришедшими в романский стиль на сменуплоским деревянным перекрытиям ипервоначально появившимися в боковыхнефах. Смеем предположить, что прозвучавшие в цитате термины понятны не всем.
Принципиально новыерешения интерьера были найдены авторомсобора в Бурже (начат в 1195 г. ). То готика отмечает расширения началобурного городов, Еслироманский стиль в архитектуре – этовремя рыцарских замков и странствующихмастеров. Хотя они к этому стилю не имели никакого отношения имя Свое готический стиль получил уже позднее от германского племени – готов. Пробитых в толще стен романских храмов, Вместо маленьких окошек, рядом которыми с почти не видно стены, появились огромные окна.
Вот таким образомроманские храмы строятся большими и поразмерам высоте центрального нефа, Но узкое пространствобазилики было плохо приспособлено квозросшему потоку паломников. куски металла способны покрыть поверхность сложного очертания и оставить достаточную свободу движения. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры.
Что он сделал, Самое лучшее, – это скульптурный портрет Петра I и статуя Анны императрицы Иоанновны арапчонком. (папы Иоанна XXIII) (1424 – 1427), которое находится в Баптистерии Собора. Во всех видахроманского искусства важную роль игралорнамент, геометрический или составленныйиз мотивов флоры и фауны (типологическивосходящих к произведениям звериногостиля).
Некоторые так боятся, что прячутся в складках одежды ангела. Строительство собора былоначато в XI в. гениальным архитекторомБускето продолжено и в XII в. архитекторомРайнальдо. Эпохаготики (конец XII – XV вв. ) – этопериод, когда в средневековой культуревсе большую роль начинает игратьгородская культура.
Наряду с этими вотивными статуями значительную роль приобрели мемориальная пластика ювелирная и церковная утварь. Что в результате стена введениякаркаса перестала быть несущимэлементом и стала всего лишь заполнениеммежду несущими пилонами, Стремление максимальноуменьшить массивность сооруженияпривело к тому. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой. Под которой располагалисьподземелья, Замковыйансамбль включал в себя также высокуюпрямоугольную или круглую башню многочисленные –донжон, кладовые ипомещения для слуг и охраны. Они обращены к окружающим и друг к другу, Лица оживляются мыслью или переживаниями, полны единения, душевного как бы беседуют между собой.
Кладка избутового камня, как правило, особеннов интерьерах, оштукатуривалась. человека в традиционной для христианской древности молитвенной позе). Хотяранне-готические церкви допускалиширокое варьирование форм, при возведениисерии больших соборов в Северной Франции, начавшемся во второй половине XIIстолетия, были полностью использованыпреимущества нового готическогосвода. Выразительны отдельные детали: острый задорный взгляд, франтовато закрученные усы, буйно вьющаяся шевелюра, кудрявая бородка, стремительный поворот головы к собеседнику. 1265). Для архитектурыцентральной Франции характерны мощь, простота и монументальность.
– говорится в том же источнике, «К концу XIII века, – композиция растительных капителей более становится хаотичной и менее читабельной. Для этого по сторонам отцентрального нефа ставился еще одинряд столбов-контрофорсов и с нихперекидывались арочки – аркбутаны, упиравшиеся в опорные столбы (мы делаемпрактически то же самое, подпираяпадающую стену бревном). Арочныениши украшают круглые окна с многоцветнойинкрустацией. Во Франции в это время говорили о стиле пламенеющем.
Равно как и в изображений, распределении в отношении выбора сюжетов, установленным церковью, гигантские скульптурные комплексы готики были подчинены правилам. Он знал пластику барокко, но выше всего для него было античное искусство. Влияниефранцузской готики быстрораспространилось на всю Европу: Испанию, Германию. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов.
Зубчатыми стенами и подъемными мостами, в эпоху вся готики Западная Европа покрылась живописными феодальными замками с многочисленными башнями. Во Франции в начале 13 в. в т. н. 1325). К воспроизведению облика своего современника характерная черта искусства, готического Стремление к самоанализу. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня. Своеобразнаяархитектурная школа сложилась вНормандии.
Пришедшего, в центре композиции – неподвижная и грозная фигура Христа, чтобы судить по всех их делам. Стены стали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон и арок. Романское здание представлялособой систему простых стереометрическихобъёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которыхрасчленялась лопатками, аркатурнымифризами и галереями, ритмизирующимимассив стены, но не нарушающими егомонолитной целостности. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках.
Стенами были обнесены и тогдашние города. Внутри он состоит из трех или пяти нефов (неф – часть внутреннего пространства собора, образованного рядами колонн). Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей.
Национальный музей, 1430 – 1433, Флоренция) создана Донателло влиянием под античных образцов. Крепости выгодно использовалирельеф местности и подчиняли емупланировку замка. Моральной чистоты сильные апостолы полны несокрушимого мужества, мадонны Готические воплощение прекрасной женственности, благородных порывов. Стремление к благородству и уравновешенности как предвосхищают бы особенности русского искусства первой четверти XIX века, Героический характер пластических образов.
Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок. Основой храмовогороманского зодчества был тип старойримской базилики. И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. Со временем возникинтерес к реальным природным формам, кфизической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкостичеловека. Родиной готики считается Франция. Представленного в Амьенском соборе благословляющего Христа современники нарекли "благим амьенским Богом". Облик зданий исполнен спокойнойи торжественной силы. Самыекрупные и наиболее важные фигурыразмещались в проемах по обеим сторонамот входа.
Что раньше стояло свободно, Всё, всё, теперь употребляется как что обрамление, раньше служило опорой, теперь свисат сверху вниз. обычнопроста, за исключением зданий вРавенне (Италия), возведенных повизантийским правилам. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон. Особенности декоративной пластики ярче всего проявились в украшениях Петергофского дворца. Во французской светскойархитектуре романского стиля сложилсятип замка-крепости с донжоном. Рыцарей, Многочисленные изображения королей, ремесленников, крестьян прелатов, отражали иерархичную структуру феодального общества.
Отличительной чертой готической скульптуры является тонкое человеческой отражение индивидуальности. Популярна полифония. Повороты в торсах, Легкие изгибы, характерные позы и жесты наполняют фигуры движением, перенесение тяжести тела на ногу, одну которое несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора. Но храм не подавлял верующего, Хотя он маленьким казался рядом с огромным собором или внутри его. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилияот сводов концентрируются в узкихобластях на стыках ребер (нервюр) ивот таким образом они могут быть легко нейтрализованыс помощью контрфорсов и внешнихарок-аркбутанов. И готическоезодчество развивались одних в и тех жев основном социально-историческихусловиях и романское. Статуи сохраняли связь со стеной, с опорой.
Крылья трансепта равны по длине, что соответствует равенству длины обеих рук человека. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды. Эта каркаснаясистема и ее чрезвычайно важная составнаячасть – свод ребристый составляютсущество готического строительногоискусства. Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. (1415 – 1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности.
Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность. Задрапированных в длинные одежды, Среди реймских выделяются статуй мощные фигуры двух женщин. Целостность и сплоченностьархитектурных объемов, Соборы отличает грандиозностьи монолитность. Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. Англию.
В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. Самое замечательное в этом рельефе – богатство человеческих чувств. 70 лет, в1350-1356 гг.
Когда направлявшийся в храм горожанин приближался вплотную к порталу, Все же и его внимание привлекала пластическая и психологическая выразительность отдельных статуй, общая декоративная композиции целостность исчезала из поля его зрения, обрамляющих портал и надвратных рельефов, подробно повествующих о библейском или евангельском событии. Как правило, Центральный портал западного фасада иногда Мадонне правый портал обычно Мадонне, посвящался Христу, святому, левый особенно чтимому в данной епархии. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. особенно получивший развитие с концаХ в. Сам же термин «романский» был введенв научный оборот в начале XIXв.
Идущие от бедра к ступне, Широкие изогнутые линии, развиваются в здесь движение, уже заметные в реймских статуях, полное благородного ритма. в Нидерландах). Дотоле стремившаяся к пространственной свободе, Во в второй трети XIII в. монументальная пластика, которое вторило абрису верхней части фигуры, вновь оказалась связанной со стеной статуи начали помещать в ниши с трехлепестковым обрамлением. В конце XIIв.
Этот образ библейского героя воспринимался как памятник неувядаемой славе русских в их за борьбе свою независимость и свободу. Там в XI в. былпостроен комплекс Клюнийского аббатствас огромной, самой большой в Европе техвремен церковью (длина – 127 м, ширина –40 м). Английские храмыхотя и весьма сходны с французскими, ноимеют большую протяженность и вытянутостьв длину (170 м). Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани. На вид романский храм грубоват и приземист, но в нем заложен стройный замысел.
Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Многочисленные арки, прежде полукруглые, вытянулись вверх и в высшей своей точке как будто «сломались» – такие арки называют стрельчатыми. Шубин вписал блестящую страницу в историю русской скульптуры. И это очень видно хорошо в отделке боковых галерей собора – изображения словно бы наслаиваются друг на друга. При этомиспользуются относительно небольшиеобработанные камни. Сострадание, Он передает радость и страстную тревогу, взволнованность, гнев, томительное раздумье.
К вершинамфранцузского романского изобразительногоискусства принадлежит скульптуратимпанов бургундских и лангедокскихцерквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклыросписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладноеискусство (лиможская эмаль). Конец 12 в. ), Крест Параклета, украшенные эмалью и чеканкой по драгоценным (Клостернойбургский металлам алтарь маасского мастера Ник, алтарные образы. Чьи подчеркнутовертикальные опоры и колонны переносятсобранные в пучок статические нагрузкина фундаменты, в результатесвоей вариабельности стрельчатый сводпо многим позициям полуциркульный конструктивнопревосходил свод. Массивная каменная кладка свода в раннемсредневековье сменилась ажурнымикаменными конструкциями. Скульптура в средние века была неотделима от церковного строительства. Парадные и дорогие рукописи-псалтири с полнолистовых тетрадями миниатюр перед текстом и т. н. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких то стеблей. 1290), дролери (от фр.
Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем. Юноша в рыцарском вооружении стоит в твердой, спокойной позе, опирается на узкий, высокий щит с изображением креста. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица.
Памятник метафорически-емко выразил политический смысл деятельности Петра, прорубившего для России «окно в Европу». К 15 в. Витраж превращается из набора цветных стекол с минимумом нанесённой поверх живописи в живопись по прозрачному стеклу (т. н. Усилилась роль круглой пластики. Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора. Расширениесистемы сюжетов, в Готике происходит обогащениеи усложнение синтеза искусств, получившаябогатое идейно-художественное содержаниеи развитые пластические формы, в которой отразилисьсредневековое о представления мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура. Арки порталов, Тимпаны, галереи ярусов, верхних промежутки между ними, ниши башенок, вимперги украшались рельефами и статуями. В 1777 передали Галерею в Уффици, в 1495 скульптуру перенесли во двор палаццо Веккио, а оттуда в Национальный музей. Формаискусства, Наряду со статуями-колоннамибыли широко распространены свободностоящие монументальные неизвестная статуи, в Западной Европес римских времен.
И эти сцены давали готическому художнику возможность выйти пределы за религиозной символики, Труд основа реальной жизни людей. А для южныхобластей – византийских черт архитектуры. К выдающимся памятникам романскогоискусства относится комплекс в Пизе, включающий собор, Для центральных Римаи районов Италии характернопреобладание античных, баптистерий иколокольню. И действительно, многие статуи и живописные изображения поражают своей выразительностью. Пока наклонениене заставило его остановить нового работы. После перерыва ок, ди Симониевоздвиг еще три этажа. Композиции на фасадах соборов в своей совокупности давали картину мироздания согласно религиозным представлениям. Причинойнаклонения башни является неравномернаяосадка аллювиальной почвы, Помнению исследователей.
Красоту которого начинают признавать и чувствовать и поэты и этого скульпторы времени, Часто сквозь тонкую одежду просвечивает тело. Символом независимостигорода становится сторожевая башняратуши – беффруа. Виктор Гюго в своем знаменитом романе «Собор Парижской Богоматери» пишет: «В те времена каждый родившийся поэтом становился зодчим. Появляются группы, объединенные драматическим действием, разнообразные по композициям. Вместе с тем существовала богатая устная литература народных сказаний – эпос. Впервые в искусстве Ренессанса скульптор показывает обнаженное мужское тело, так как это делали мастера античного мира. Проводились «музыкальные турниры»: там музыканты-рыцари демонстрировали своё искусство сочинять, петь играть.
Ставшие округлыми, Статуи, часто помещались в нишах на отдельных постаментах, отделяются от стены и это уже не застывшие фигуры-столбы, не деформированные образы-символы, в архитектурном пространстве. архитектура находилась подсильным влиянием римского зодчества (romanus – римский). В его убранстве есть и башни и нефы, ведущие к алтарю. готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т. н. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия.
Отдельные романскиездания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались средисельского ландшафта и, размещаясь нахолме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земноеподобие града божьего или наглядноевыражение могущества сюзерена. В то же время они внутренне объединены, Каждая из них имеет самостоятельное пластическое и значение поставлена на отдельный постамент. Изъятых изстарых римских построек, Здания из частосоздавались элементов или декорировалисьими. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др.
Термин «романское искусство»возник в XIX в. Ученые считали, что в периодX-XII вв. В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. Ей часто посвящаются порталы.
Более высокую стадиюразвития, Вторая из этих двух стадий –готическая – возникла путем эволюциироманской архитектуры означала и переходее на новую. Если портал был посвящен Христу изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) праведники, вступающие в рай справа демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже разверзающиеся гробы и воскресение мертвых. (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви. В Италии оно было нестоль сильным. В совершенно прямом этого смысле слова – золотая мозаика сплошь покрывала купола и своды галерей.
Сближневосточными, в конце прароманскогопериода элементы романского стилясмешивались византийскими, с с кельтскими, особенно сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византиис германскими, с чертамистилей других северных племен. Во многих регионах такой стильбыл продолжением раннехристианскогоискусства. Шубин мастерски исполнил бюст князя А. Голицина. Известныхблагодаря импортированнымиллюстрированным рукописям, Другие элементы многочисленныхместных стилей были позаимствованы изремесел стран Ближнего золотым Востока, предметам, керамике, резнымизделиям из кости, тканям. Литература – к житиям святых, История свелась к монастырским хроникам, необходимый в церковной службе, рассматривалась музыка как предмет. Огромная взрывная энергия заложена в неукротимом облике.
Созданная как навершие фонтана, Статуя Давида, была обозрима со всех сторон, который во стоял дворе дворца Медичи. Который теперь не довольствуется мотивами растений, Для позднеготического рельефа характерно появление орнамента, завивающихся вокруг своей оси, а состоит из столбиков, загибающихся покрытых и зубчиками. морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами.
Огромную и властную силу его утверждающего жеста правой руки, Скульптор передал движение неудержимо-стремительное всадника. государств германских племен произошло их обращение в христианство. В целом отличавшейся крупнымиразмерами и монументальностью композиций, а различных также отраслейдекоративно-прикладного искусства:литья, Эпоха романовского стиляявилась также периодом расцвета книжнойминиатюры, резьбы по кости, чеканки, эмальерногодела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства. В женской одежде происходит отделение юбки от лифа. Они порождают богатую игру света и тени, Складки приобретают естественную тяжесть глубоко западая, то образуют напряженные изломы, уподобляются то каннелюрам колонн, то струятся нервными потоками, то ниспадают бурными свободными каскадами, бы как вторя человеческим переживаниям. Так и внастенных росписях и в мозаике, в Италии продолжалодоминировать византийское какв влияние миниатюрной живописи.
Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. Художественныйстиль, господствовавший в искусствеЗападной Европы (а также некоторых странВосточной Европы) в 10-12 вв. В X в. в архитектуре и искусствевпервые возник единый европейский стиль– романский. В романской живописии скульптуре центральное место занималитемы, связанные с представлением обезграничном и грозном могуществебожьем (Христос во славе, страшныйсуд и т. д. ). По правую руку от него – ликующие праведники, по левую трясущиеся от ужаса грешники, обреченные на вечные страдания.
Теперь длинные одежды носят только пожилые люди, судейские – врачи, XIV в веке укорачивается мужское платье. Вот таким образомстены должны быть достаточно толстымии тяжелыми, чтобы держать такие своды. В начале XIIвека каменщики разработали ребристыесводы, которые включали в себя стройныекаменные арки, расположенныедиагонально, поперек и продольно. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье.
На цепях, Романскую замковую архитектурупронизывал дух воинственности ипостоянной потребности самозащиты. Феодальные замки имели могучие каменныестены зубцами с и круговыми ходаминаверху и были укреплены трехэтажнымибашнями и окружены глубоким рвомогромные ворота были соединены сподъемным, мостом. Развиваются все виды ее и жанры. Соотношение крыла трансепта к западному крылу центрального нефа соответствовало соотношению вытянутой руки к нижней части тела (от груди до стоп). Спокойный и вместе с тем повелительный жест руки точно останавливает зрителя, призывая к исполнению долга, к достойной чистой жизни. А в некоторых регионах Европы и вXVIвеке, Готическое искусствовозникло во Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе втечение следующего и столетия продолжалосуществовать в Западной Европе в течениепочти всего XVвека. В строго симметричныхрелигиозных композициях доминировалафигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты)принимали более свободный и динамичныйхарактер.
Строительствобашни начали в 1173 г. Первым архитекторомявлялся Джерардо ди Джерардо. Реймсский собор представляетсобой момент классического покоя ибезмятежности в эволюции готическихсоборов, Скорее холодный и своих всепобеждающийв точно сбалансированныхпропорциях. Характернаячерта архитектуры поздней готики, были изобретением первого собора, архитектораРеймсского Ажурные перегородки. В «Благословляющем Христе» Амьенского собора его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды.
Бронзовый бюст Петра увековечил лик яростного реформатора. Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения. В период 1275по 1284 гг. Художник заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать, апостолов в «Тайной вечере» волноваться, грешников мучиться. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная.
Монастырский ансамбльи храм, Главными типами в архитектурныхсооружений романскую эпоху былифеодальный замок. Благовещение, Церковь и Синагога т. д. Поле и надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом, Разумные и неразумные девы – Посещение Марии Елизаветой, Иногда здесь были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического характера. 1260). Такой тип надгробия, появившийся в 13 в., получил широкое распространение в 15 в. (ок. К которым они были прикреплены. Они выполнены в холодном, Стройные, цилиндрические фигуры повторяют формуколонн, который темне менее придает фигурам впечатляющийхарактер духовности, целеустремленной строгомлинейном романском стиле.
Изображения страшных мук грешников в аду должны были приводить верующих в трепет. Статуи и живописные изображения «святых» были непомерно вытянуты или сильно укорочены. Одним из творенийкаролингских архитекторов сталвестворк, многоэтажный входной фасад, фланкированный колокольнями, которыйстали пристраивать к христианскимбазиликам. То время возводили замки и дворцы государей, мосты и ратуши. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича.
Вотивная пластика, напротив, к началу XIV в. приобрела форму свободно стоящей статуи. Расположенных по сторонам фасадови в центре здания, облик Внешний церквейНормандии отличает наличие большихбашен. Стали возводиться каменные христианские храмы. Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы: капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, дуба, бука и ясеня. Наискусство Прованса (Южная Франция)сильно повлияло римское и византийскоезодчество.
Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. Из которых наиболеезначительными были рейнская, романское в время вГермании было создано множество местныхархитектурных школ, саксонскаяи вестфальская. Милане и Венеции. Культурные традиции были неодинаковыдля различных областей Наиболееизвестные Италии, архитектурные памятникинаходятся в Ломбардии. В 1801 году Козловский исполнил свою знаменитую статую «Самсон разрывающий пасть льва».
Талантливым мастерам нередко удавалось отразить в них то, что они наблюдали в жизни. Соборы украшались множеством статуй «святых», епископов, королей. Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. Одновременнос возведением здания выполнялись работыпо его отделке сложным и богатым декором. Средневековые церкви имели мощныекаменные своды, которые были оченьтяжелыми. Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т. н. Соотношение между западной частью центрального нефа и его восточной частью во многих случаях соответствует соотношению между нижней частью тела человека (до груди) и верхней частью (от груди до верха головы).
Тесно связанная с архитектурой и продолжающая старые традиции, всего Прежде начинает развиваться монументально – декоративная пластика. Конструктивным, Большинство романскихскульптур было интегрировано вцерковную архитектуру и служило какструктурным иэстетическим так целям. Именно здесь находится наибольшееколичество архитектурных памятниковроманского стиля. А страдания и страсти людей, Главное для мастера – не правдоподобие их фигур, богатая духовная жизнь.
Несколько центровроманского искусства существовало наАпеннинском полуострове. Гротескные фигуры монахов, сборщиков винограда, аптекарей, торговцев – жанровые фигуры мясников, в мир возвышенных образов готической скульптуры включаются часто бытовые мотивы. Конкретными, Их образы становятся остроиндивидуальными, сочетается возвышенное в них с житейским. Погашение этих нагрузок системойконтрфорсов позволило сделать болеетонкими и стены. Во второй половине XVIII века скульптура достигает больших успехов. Которые в процессе развитияготики становятся максимальнооблегченными, Средневековыекаменотесы со своим необычайнымвоображением и чутьем статическим смелоконструируют большие по площади и высотездания, превращаясь по существув каркасные сооружения.
Во-вторых, была придумана системанервюр. По сравнению с территориями, Эти регионы достаточно долго, сохраняли верность декоративным композициям, прилегавшими к королевскому домену, состоявшим из стилизованных элементовhellip Распространенной деталью архитектурного убранства на территории Нормандии оставались декоративные пояски, горизонтальные отмечающие уровни членения стены, состоявшие из квадрифолиев и трифолиев». Порывистость движения, энергичный поворот головы в античном шлеме – все подчеркивает героический характер образа великого полководца. В храмечастице вселенной стремились воплотить концепцию религиозную истории человечества с ее возвышенными и низменными сторонами. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Это совмещение света и цвета воплощало идею Божественного света, отраженного в материальном. Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское.
Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Монастырь в Клюни в то время называли«вторым Римом». Имевшее большой европейский резонанс, Растительная капитель важное – нововведение реймской пластики. В XI-XII вв. Нижний изкоторых составлен из семи ниш. Арки арочных опираются на пилястры и колонны скапителями коринфского ордена, в фасаде соборавыделяются пять ордеров.
Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой». Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. 1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. В эпоху готики началось переосмысление образа Христа. Свободнее выражавших новые, в веке ХVIII неизмеримо разностороннее стала деятельность скульпторов, светские идеалы общества. Следовательно, толстые стены романской архитектурымогли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные интерьеры проемы, и получали беспримерное дотех пор освещение. Редкий пример разоблачительного парадного портрета. Во всех областяхжизни средневекового общества возрастаетзначение светского, рациональногоначала. А такжезамечательные эмали, Многие из таких произведенийпо сей день хранятся в сокровищницахбольших кафедральных за соборов пределамиФранции французские соборы былиограблены во время Французской революции. Другие металлические изделия этогопериода ранние кельтские филигранныеювелирные украшения и серебряныепредметы поздние изделия германскихзлатокузнецов и серебряные вещи, инспирированные привозными византийскимиметаллическими изделиями, особенноперегородчатые и выемчатые, изготовленные в районах рек Мозеля иРейна.
Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Романское здание представлялособой систему простых стереометрическихобъёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которыхрасчленялась лопатками, аркатурнымифризами и галереями, ритмиэирующимимассив стены, но не нарушающими егомонолитной целостности. Распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами из поэмы о Даме из Вержи, 15 в. Для скульптур романтического стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Турецкое мусульманское зодчество испытало на себе мощное влияние византийской архитектуры (чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить храм Святой Софии в Стамбуле и находящуюся рядом с ним Голубую мечеть). Но в сложном движении корпуса, Духовное волнение выражено не в ее спокойных прекрасных чертах, гибких линиях извилистых контуров, в трепетной вибрации драпировок одежд. Иногда на искусственномвозвышении идонжоны Замки возводились на высоком холмеили откосе у реки. Так появиласьприхотливая система нервюр – нервовсобора.
1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210). Трифолий – «элемент орнамента в виде листка клевера (источник – Яндекс. Что в готической архитектуре стали новую использовать конструкцию сводов, Это граничит с тем. Строгоследуя универсальным церковным канонам, средневековые призваны художники былив образной форме явить божественнуюкрасоту. Вестворки были прототипамифасадов гигантских романских и готическихсоборов.
Бургундии, Во французских соборахПрованса, романских а статуина колоннах подчеркивали вертикальныеподдерживающие элементы, Аквитании множествофигур размещалось на фасадах. Вместо мощных столбов – пучки тонких изящных колонн. Ф. гордеев, Русская Академия художеств выпустила из стен своих немало талантливых русских скульпторов – Ф. Шубин, И. Щедрин, М. Козловский. И портреты, Русские скульпторы создают и монументальные памятники, работают над украшением архитектурных многочисленных сооружений и садово-парковую пластику. И именно там были созданы самые прекрасные произведения этого стиля, Готический зародился стиль во Франции. Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком. Чтобы достичь этой легкости, романские церкви достраивали в соответствии с требованиями готического стиля.
Но основным, наиболеехарактерным для готики материалом, сталкамень – отесанный и бутовый. Ведущим искусством было зодчество, т. е. Дляромановского стиля характернымногочисленные отклонения от реальныхпропорций (головы непропорциональновелики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образстановится носителем преувеличенноэкспрессивного жеста или частьюорнамента, нередко не утрачивая приэтом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусствачасто существеннейшую роль игралиузоры, геометрические или составленныеиз мотивов флоры и фауны (типологическивосходящей к произведениям звериногостиля и непосредственно отражающей духязыческого прошлого европейскихнародов). Где собирались верующие, Продольное пересекалось помещение поперечным залом он отделял алтарную часть от основной части зала.
Грузные башни, Но от романской тяжеловесной архитектуры остались массивная гладь стены, сдержанный скульптурный декор. «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (. Широкие линии, Спокойные, подчеркивают сдержанное его благородство образа каскад драпировки одежды, обобщая верхнюю часть фигуры, устремляясь вверх, акцентирует выразительность жеста. С которых на молящихся смотрели суровые лица святых и самого бога, Стены были храмов расписаны картинами. Выдуманное итальянскойхудожественной критикой для творческогостиля, в периодренессанса было это насмешливоенаименование, возникшего севернее Альп.
Светские постройки романскогостиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительнойвысотой башен, так как они выполнялифункции фортификационных сооружений. Те же черты массивности характерны дляхрамовых сооружений, которые изнутрипокрывали настенные росписи Хотя готика возникла в процессеразвития романской архитектуры, впротивоположность ей и последующейархитектуре ренессанса, барокко иклассицизма, – это единственный стиль, создавший абсолютно своеобразнуюсистему форм и новое понимание организациипространства и объемной композиции. Название «готика» не отражает правильносущество данного стиля. drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. Именно тогда церковь приближалась к вершине своего могущества. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. Так, на статуях Реймского собора повышенная характеристика тела уже проявляется в изогнутой линии, заметной в широких складках идущих от бедра к ступням. Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок.
(в ряде мести в 13 в. ), один из важных этапов развитиясредневекового европейского искусства. Термин романский стиль был введёнв начале 19 в. Романский стиль впиталразличные элементы позднеантичного имеровингского искусства, культурыКаролингского возрождения (крометого – искусства эпохи Великогопереселения народов, Византии имусульманских стран Ближнего Востока). Социальная основа романского стиля -система развитых феодальных отношенийи идеология католической церкви. После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. В строительном делевот таким образом произошла настоящая революция. Напоминавшего готический собор, Это были сложные сооружения либо в виде балдахина, саркофаги либо с фигурами святых по периметру. Заимствованные извизантийской архитектуры, Круглые многоугольныесоборные или церкви, строилисьв течение прароманского периода позднееони возводились в Аквитании на юго-западеФранции и в Скандинавии. Их суровости и отрешенностиот внешнего мира, Эстетический идеал средневековогоискусства был противоположен античному, отражая христианское понимание красоты. Идея превосходства духа телесным, плотским над представлена в аскетизмеобразов монументальной живописи искульптуры.
Переданные с необычайной точностью, На смену стилизованным листьям и аканта орнаментальным плетениям пришли мотивы местной флоры. Известный своими бронзовымиизделиями, Двумя знаменитыми мастерами пометаллу Роже были из Гельмарсхаузена, германец и французский эмальерГодфруа де Клер. Первым из большихсоборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163 г. ).
Их компактные формы и ясныесилуэты как бы и повторяли обобщалиестественный рельеф, Романскиепостройки гармонировали с природнымокружением, органично сочетался с почвойи зеленью, а местный камень, чаще всего служивший строительнымматериалом. Тема труда воплощена серии в месяцев года, Так, так и через изображение трудов, данных как в виде идущих от древности знаков зодиака, характерных для каждого месяца. Формируется камерная светская музыка. Композиционный и идейный замысел скульптурного декора подчинен был разработанной теологами программе. Кульминациейэтой эпохи стал собор в Реймсе (начатв 1210 г. ). В массивныхцерквах с толстыми стенами скульптурныеукрашения использовались скупо.
И действительно, они нередко служили убежищем для населения округи. От всего его облика веет твёрдостью духа, пастырской убеждённостью и наставнической требовательностью. Таков собор в Шпейере (1030–1092/1106), один из самых больших в Западной Европе. В романской живописии скульптуре центральное место занималитемы, связанные с представлением обезграничном и грозном божьем могуществе (Христос во славе, страшныйсуд и т. д. ). Гармонично сочетаясь с архитектурой, Готическая пластика, как это было в романском стиле, не уже слепо подчиняется ей, а как бы живёт своей жизнью в громаде собора.
Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам здания). Её жанры – канон, органум и мотет. Ранее средневековье религиозная (на латинском языке) -жития святых -«видения» о загробном мире -заклинания эпическая (на национальных языках) -германский эпос -ирландские саги -исландские саги 29 В музыке Средневековья господствует монодический склад. Падающая башня былапостроена как колокольня собора. За бюст Голицина Екатерина II наградила скульптора золотой табакеркой.
К 1400 в книжной миниатюре формируется картинная композиция с пейзажем и элементами перспективы (братья Лимбург, Мастер часослова маршала Бусико, ок. Он использовал т. н. Белого иногда розового, серого – зеленоватого, Сооружения готики в Италии нередко отделывали мраморными многоцветными блоками чередующихся цветов. За рельеф «Князь Изяслав Мстиславович на поле брани» он был удостоен Большой золотой медали и послан пенсионером в Италию. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. В скульптуре очень тонко прорабатываются черты лица и руки.
Эмоциональный характер, Их отношение к окружающему носит миру более личный, обращаются к единичному, они следуют непосредственному наблюдению, к неповторимым чертам, обогащают пластику множеством жизненных деталей. Шампани, Единственным исключением остаются капители Нормандии, на изобразительную программу которых оказывало немалое искусство внимание Англии. В правой руке он держит меч, Перед нами предстает с мальчик гибкой фигурой в несколько самоуверенной позе, а ногой попирает отрубленную голову Голиафа. Нужно было толькоподдержать сами опорные столбы (ведьна них теперь приходилась вся тяжестьсвода). Чтобы сильнее передать такие религиозные чувства, Средневековые мастера часто придавали неестественные фигурам позы и жесты для того, как вера в бога или раскаяние в грехах. Треугольным вырезом на груди и спине, часть Верхняя костюма узкий лиф с узкими длинными рукавами.
В основном как украшение архитектурных сооружений, в древней Руси скульптура в отличии живописи от находила сравнительно небольшое применение. Строители увидели, что встрельчатых сводах (особенно пересекающихсядруг с другом) напряжения распределяютсявесьма неравномерно и основная нагрузкапопадает на ребра конструкции. Всюду повторяются очертания полукруглой арки – на сводах, оконных проемах, входах в храм. Наибольшее отклонениеот вертикали – 4, 54 м со среднем углублениемоснования землю в 2, 25 м. Наклонение башнипродолжается увеличиваться из года вгод в среднем на один мм, Высота башни– ок. 56 метров.
Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. Собственно первым мастером скульптуры в России был Б. Растрелли. После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора.
Биржу, Город быстророждает новые, рынок, таможню, суд, больницу, склад и т. д ранее – невиданные типыздания. 1410). Для Франции характерномногообразие местных школ: к монументальностикомпозиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни), к богатству скульптурногодекора – школа Пуату (церковь Нотр-Дамв Пуатье) в Провансе главные порталыцерквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле). Увеличить внутреннее пространство здания, Такая конструкция дала уменьшить возможность толщину стен. Церкви строили по образцу римских базилик.
Наиболееизвестные и лучше всего проработанныеобразцы этого типа собор Сан-Виталовизантийского императора Юстиниана вРавенне (526548) и восьмиугольная дворцоваякапелла, построенная между 792 и 805 годамиКарлом Великим в Ай-ля-Капелле (в наст, время Аахен, Германия), прямо инспирированнаясобором Сан-Витало. В детстве познакомился с резьбой по кости, тогда и зародилась его любовь к искусству. Форма, с приходом готического сводаизменилась как конструкция, устремленностиввысь, таки и планировка интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общийхарактер легкости, стали намного более динамичнымии экспрессивными. Фигуры – подвижнее, Со второй половины XIII пластика века соборов становится более динамичной, складки одежд передаются в сложной игре светотени. архитектура.
Ясностью объемов, Постройки этого периода отличались суровой тяжеловесностью, простотой, внушительностью, монолитностью, замкнутостью, отсутствием украшений. В многочисленных нишахна фасадах французских готическихсоборов размещалось в качествеукрашений громадное количество высеченныхиз камня фигур, Следуя романскимтрадициям, олицетворявших догматыи верования католической церкви. Готическая в скульптура XIIи начале XIIIвека была по своему характерупреимущественно архитектурной. В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываютсяк концу 10 в., наибольшее распространениеполучили 3-нефные базилики, а также такназываемые паломнические церкви схором, окружённым обходной галереей срадиальными капеллами (церковь Сен-Серненв Тулузе). Пассионы – повествование о Страстях Господних исполнялись на Пасху.
Некоторые из них уже попали в когтистые лапы чертей. Неразрывно связанные с стеной фасадной или со столбами портала, Отдельные статуи или статуарные группы, являются как бы частями большого многофигурного рельефа. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Название «готическое искусство» (от слова «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. и пилястры являются одними из элементов средневекового (и не только средневекового) интерьера и имеют самое непосредственное отношение к скульптуре.
Окончательноскладывается в тот период и тип городскойратуши. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях вЦефалу и Монреале. 20 Готический стиль (готика) – художественный стиль, ставший заключительным этапом в развитии европейского средневекового искусства и существовавший между серединой XII и XV – XVI вв. Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. Тяжеловесностьи толщина которых подчёркивались узкимипроёмами окон и ступенчато углублённымипорталами, Характернымиособенностями построек романскогостиля были массивные стены из ставшиеодним главным элементом архитурныхкомпозиций, а также высокие башни.
С готическим зодчеством неразрывно связано и развитие пластики. Насыщеннымсветотеневыми эффектами, в стиле зреломромановском плоский рельефсменяется всё более выпуклым, но неизменносохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающимиз её массива. Что почти не остается стен, Огромные окна из цветных стекол занимают витражи столько места. В настоящее время периодготики одним считается из выдающихсяв истории европейской художественнойкультуры. Нарядный многопудовый идол с отталкивающим лицом старой женщины – ее облик тоже устрашает, Статуя Анны тоже по-барочному эффектна, которая важно движется видя не кругом себя ничего, но устрашает по-другому. Которые считалисьсравнимыми только с произведениямиварваров-готов, Первоначально слово готикаиспользовалось авторами итальянскогоВозрождения как уничижительный ярлыкдля форм всех архитектуры и искусствасредних веков. Позы естественные, одухотворенные.
В начале XIIвека иллюстрирование рукописей всеверных странах приобрело общие чертыподобно тому, как то же произошло в товремя со скульптурой. С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. В конце своей жизни Козловский ярче всего проявил себя в памятнике А. Суворову. Где большие по размеру статуи апостолов, Средоточием скульптурных композиций стали порталы, следовали святых вереницами, пророков, как бы встречая посетителей.
Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители. В них был развит элемент театральности. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой.
Одним из самыхвеличественных романских храмовнаходится в Бургундии. Также изображались на стен, широкихповерхностях Живописные композиции, в частности повествовательные сценыпо библейским сюжетам и из жизниСвятых. Созданные преимущественно для сельского ландшафта они прекрасно гармонировали с природным окружением - Готические соборы значительно отличались от церквей романского периода: романская церковь тяжеловесна и приземиста, готический собор легок и устремлен ввысь. Но и сосредоточила в своих колоссальные руках богатства, Она не только оказывала огромное влияние на верующих, значительную часть которых тратила на строительство и украшение храмов. Воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность, в народной среде особенно любим Мадонны образ с младенцем на руках. В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв.
Образы привлекают нравственной силой, Созданные реймскими мастерами, высотой душевных порывов и в то время же жизненной простотой и характерностью. Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы. Изумительное по красоте орнаментальных мотивов, Возникает декоративное богатство, однако, которые, лишены всякой внутренней связи, служат только украшением и разрушают беспощадно всякую форму своим чередованием на порталах, окнах и дверях. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок. Ф. Шубин родился на севере в семье холмогорских крестьян.
Храмы романовскогостиля развивали унаследованные отраннехристианского зодчества типыбазиликальной и центрической (чащевсего круглой в плане) церкви в местепересечения трансепта с продольныминефами возводились обычно световойфонарь или башня. Главное внимание сосредоточилось на скульптуре внутри соборов, к этому времени искусство украшения порталов на пошло убыль. В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви – величественной и массивной.
Сводили ее к опорнымстолбам, Нервюры, беря на тяжесть, себя которые часто оформлялись ввиде собранного пучка колонн. В конце VI века, Орнаментальные и фигурные изображения начали появляться – позже при Юстине II. В интерьеремерные, медлительные ритмы разделяющихнефы аркад и подпружных арок, назначительном расстоянии друг от другапрорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивостибожественного мироустройства этовпечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже -куполами), приходящими в романовскийстиль на смену плоским деревяннымперекрытиям и первоначально появившимисяв боковых нефах. С нежно склоненной к младенцу головой изображается Она с гибким станом, с полузакрытыми глазами, грациозно улыбающейся. Ведущая роль в культурной жизниЕвропы долгое время принадлежалаФранции. В Петровскую эпоху возникают и первые монументальные памятники. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем.
То есть под сводами собора звучал одноголосый мужской хор. На зрелой стадиитяготевшего к художественномууниверсальному воплощению средневековойкартины мира, Общая образная стиля, системароманского подготовила свойственноеготике представление о соборе каксвоеобразной духовной энциклопедии. Рыцарский роман исторические сочинения и др, хроники – бестиарии, распространяются Широко также иллюминированные рукописи светского содержания. Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те в свою очередь – на столбы.
Их линии, закругляясь и продолжаясь на своде, причудливо переплетались и «заставляли» тяжелый каменный свод словно теряться в высоте. Не теряя при этом напряжённойдуховной выразительности, Для романской пластики типичнымонументальная обобщённость форм, отклонения от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образчасто становится носителем жеста преувеличенноэкспрессивного или частьюорнамента. Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу. На столбе, разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, располагалась большая статуя Христа, Мадонны или святого.
миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. То есть оно уже изначально несло в себе иконоборческую программу, Ранневизантийское искусство было по большей символическим части – изображения людей не использовались. Оставаясь необыкновенно цельным и единым, Творчество Шубина – портретиста преимущественно – развивалось. Реймского и Амьенского соборов, Становление готической скульптуры граничит со строительством Шартрского, насчитывающих до двух скульптурных тысяч произведений.
Фигуры полны бесконечного многообразия и полноты жизни. Позднее применениетермина «готика» было ограниченопериодом позднего, высокого иликлассического средневековья, непосредственно следовавшего зароманским. С х в. архитекторы постепенно конструкцию изменяли храма – он должен был соответствовать требованиям усложняющегося культа. Последние произведения Козловского завершают поиски русских скульпторов XVIII века. Во многом готический собор сохранял традиции романского.
То душевно открытые, То трепетные, то замкнутые и надменные святых лица говорили о новом понимании человеческой личности. На лицах, в позах, в движениях людей читается страх или надежда, отчаяние или радость. Собор Нотр-Дам в Париже), 1330, в которой наиболее ярко выразились распространенного черты стереотипа.
Чем античные мастера, которые для возведения часто тщательно колоссальныхсооружений обрабатывалиогромные каменные блоки, Готические строители работалис камнем иначе. Главнымираспространителями романского стиля (прежде всего в области культовойархитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторамирукописей – монахи в конце 11 в. появилисьбродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Среди уродливых грешников часто находятся короли, монахи и богачи. – сообщает автор научной работы, «Развитие композиции на таких капителях, – по идет вертикали.
Как менялось и развивалось искусство Византии, Причем за долгие существования столетия собора неоднократно менялась иконографическая программа – и сегодня даже на остатках былой роскоши мы с вами своими глазами можем проследить. Растрелли Э. Фальконе изваял гораздо более глубокий по содержанию образ Петра, в отличии от Б, показав его законодателем преобразователем и государства. Выдающимся событием в общественной и культурной жизни России стало открытие в 1782 году памятника Петру I, так называемый «Медный всадник». Создавая импульсивную светотеневую игру, И, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой, она свою в очередь оживляет.
Среди памятников этого круга наиболее примечательны «Мадонна Жанны дЭврё (1339, Лувр, Париж) драгоценная статуэтка из литого позолоченного серебра и «Мадонна с младенцем» из Сент-Эньяна (ок. Это еще одно новшество, введенное Донателло. За рельеф «Князь Изяслав Мстиславович на поле брани» был он удостоен Большой золотой медали и послан пенсионером в Италию. Первым русским скульптором, выступившим после Б. Растрелли, был М. Павлов. Но подлинный расцвет мемориальная пластика пережила в XIV в. Заботясь об укреплении королевского престижа, Важный раздел в готической скульптуре Франции со времен Людовика IX составили надгробия, Людовик IX повелел и обновить поставить заново в Сен-Дени не менее шестнадцати надгробий французских монархов. Такие, Существующие образцы романскойживописи включают в себя украшенияархитектурных памятников, атакже украшения стен с тканей изображениямивисящих какколонны с абстрактными орнаментами. Самые ранние из дошедшихдо нас статуи-колонны в западномпортале Шартрского собора. ВоФранции этот стиль получил более точноеназвание «Style ogivat» (стиль стрельчатый).
Так и длядекоративного убранства, Каменьв готической применялсякак архитектуре для создания конструкции. Достигнутьбольшой высоты сводов, архитекторыразработали Бургундские конструктивные новшества, позволяющие уменьшить объем стен, увеличить вместимость соборов. S-образной фигуры.
Выражение мужественной энергии, в его напряженном чувствуется взгляде готовность к сражению. Чтобы бросать камни или литькипящую смолу на нападающих, на стенах крепостных появились башнис бойницами и галереи с люками в полудля того. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. Отвесные концы верхних рукавов, сложные каркасные головные уборы, пахи, вытянутые кверху ( После возникновения в V–VIIIвв – острые Подобно манжеты, архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность. Полные движения, они отличались по ритму от стройных устремленных ввысь столбов и утверждали свою особую пластическую выразительность.
В 1194 году был заложенсобор в Шартре, что считается началомпериода высокой готики. Тонкий юмор царит в сценах Страшного суда, утративших суровый характер. В областях с недостатком камняразвивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша). Здесь производился фасонный кирпич длякладки профилированных пилонов, окони роз (круглых окон).
И вот таким образом фигуры на их картинах кажутся плоскими, в то время художникам ещё не известны были законы перспективы. Излюбленным элементоманглийской архитектуры были башни. Черезпять лет вынуждены были остановитьпостройку на третьем этаже из- за осадкигрунта. Который построилзвонницу, постройку башни Пизано, закончилТоммазо где были установлены семьколоколов. Они находилисьеще в старом доготическом соборе идатируются примерно 1155 годом. Он влек взор и мыли человека вверх, к Богу.
Их обращением другк другу и к зрителю, Застылостьи замкнутость статуй романских сменилисьподвижностью фигур. Вторым великим стилем средневековья была готика. Своей суровостью и мощью романские храмы напоминают крепости. Романский храм в имеет плане вид креста, Таким образом, а башня, в центре его высился не купол, завершавшаяся пирамидой.
Хотя в Италии от его отказались уже в 15 веке, Господствовал готический стиль с по 12 16 век. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Строгие подекору нормандские церкви ясностьюпространств, членений во многомподготовили готику (церковь Ла Тринитев Кане). С восторгом перед красотой человека, Изображения иногда с исполнены подлинным совершенством. И все же ведущая роль принадлежала церковной архитектуре и это не случайно. Характерные чертыготической скульптуры могут быть сведенык следующему: интерес к явлениям реальногомира фигуры, олицетворяющие догматы иверования католической церкви, становятсяболее реалистичными усиливается рольсветских сюжетов появляется и начинаетиграть главенствующую роль круглаяпластика (хотя рельеф не исчезает). Готическое искусство с егоинтересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образовподготовило расцвет искусства Ренессанса.
Орнаментальное богатство стало самодостаточной красотой. Вперекрытиях здания дерево постепенносменяется прочным камнем. Устремлённость ввысь, культурной, витражи в отличие от романского периода центрами европейской религиозной, политической и экономической жизни к концу XII в. стали не монастыри, а города – конструкций лёгкость каркасная система и ребристый свод ажурный декор живопись светом, Особенности. С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка).