Альбом впервые с большой полнотой представляет декоративную скульптуру садов и парков Ленинграда и пригородов, созданную русскими и западноевропейскими мастерами XVIII – начала XX в. На основе архивных За три века Санкт-Петербург обогатился огромным количеством произведений монументальной и декоративной скульптуры. Главный вопрос, на который надо было дать ответ, был «Почему в Петербурге так много памятников архитектуры и скульптуры, почему, проходя по проспектам и улицам, ощущаешь себя как в музее. » В результате мозгового штурма определили тему проекта: «Созвездие культур в архитектуре и скульптурах Санкт-Петербурга». Из истории города 1020304050 Главная река города 1020304050 Архитектура Санкт- Петербурга 1020304050 Скульптура Санкт- Петербурга 1020304050 Сады и парки.
Попова Полина Игоревна "СОВРЕМЕННАЯ ЖАНРОВАЯ ГОРОДСКАЯ СКУЛЬПТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ИСТОКИ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ" Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств 192 (2012). Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств художник-pecmaepamop каменной и гипсовой скульптуры высшей квалификации Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа, преподаватель Института Искусств УНЦ Философии и Искусств Санкт-Петербургского Государственного Университета. Современная ЖАНРОВАЯ ГОРОДСКАЯ СКУЛЬПТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ИСТОКИ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Скульптура на заказ в Санкт-Петербурге.
В данной презентации содержится краткое описание и фотографии некоторых скульптур животных в Санкт-Петербурге. Утрачена правая рука, разрушен конструктивный узел на правой ноге интенсивные загрязнения и черные корки на поверхности камня Авторы статьи выражают надежду на то, что опыт реставрации монументально-декоративной скульптуры из пудостского камня изложенный в данной статье, послужит основой для последующих реставрационных, консервационных и профилактических работ с памятниками Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона. Попова Полина Игоревна СОВРЕМЕННАЯ ЖАНРОВАЯ ГОРОДСКАЯ СКУЛЬПТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ИСТОКИ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Труды СПбГУКИ. Площадка с названием «Парк современной скульптуры» находится во дворе Филологического факультета Санкт-Петербургского университета и попасть туда.
Скульптура во многом определяет неповторимость художественного облика города, она стала неотъемлемым элементом Альбом "Двери и порталы" – третий в серии "Архитектурное убранство Санкт-Петербурга". Краткий художественно-исторический очерк рассказывает о развитии монументальной скульптуры Санкт-Петербурга в XVIIIXX веках. Тарифы по доставке скульптуры до Санкт-Петербурга уточняйте у консультанта.
Доставка скульптуры в Санкт-Петербурге: транспортной компанией. С 2002 года в Санкт-Петербурге работает выставочный корпус музея городской скульптуры, где проводятся выставки современных художников и скульпторов, а также вниманию посетителей представлены экспозиции из фондов музея: уникальные коллекции скульптуры и графики.
8 «Ши-цза» по-китайски означает лев. Что наиболее удачные произведения жанрового характера, Очевидно и то, скверах и на улицах города – работы это творческие, установленные в парках, прошедшие некоторое испытание временем. Конная скульптура наиболее торжественный и величественный род изваяний. В данном случае мы имеем дело с идеей создания целого парка современной скульптуры. Проходящих здесь серьезную и всестороннюю выучку, Главная задача факультета скульптуры – подготовка и воспитание скульпторов – творцов, владеющих разнообразными и видами жанрами пластики.
Таким образом, пудостский камень широко использовался для создания архитектурных сооружений и скульптуры Санкт-Петербурга на протяжении XVIII-XIX вв. gt крупные штуки, класть оные слоями горизонтально, как были в земле, а не вертикально». Включающей расчистку поверхности, Для устранения аварийной и ситуации приведения скульптур в экспозиционный вид необходимо выполнение комплексной реставрации, структурное укрепление камня, биоцидную обработку, восполнение утрат, введение дополнительных крепежных элементов, защиту поверхности. В 2003 году на территории главной водопроводной станции на Шпалерной ул.
Одним из самых ярких образцов использования горельефов в декоре является Исаакиевский собор (1819-1858 гг., архитектор О. Монферран). Аналогичном материалу памятника, Основное требование технологии – восполнение утрат в материале, мастик и крепежных конструкций, а также применение клеев изготовленных из материалов, максимально близких по своим к свойствам пудостскому камню. Одним из обязательных элементов такого «объекта» является декоративная скульптура. Ярким примером этому может служить скульптурная композиция знаменитого петербургского художника М. К. Аникушина (1917-1997) «Танцующие девочки» («Счастливое детство»), выполненная в 1987 году и установленная в сквере недалеко от дома, где жил скульптор в 2002 году уже после смерти автора181. Необходимость проведения реставрационных работ с памятниками монументально-декоративной скульптуры Санкт-Петербурга стала особенно актуальной период в подготовки празднования трехсотлетия города. Регулирующий процесс установки работ скульптурных в городе, Все же необходим единый, орган или совет. Издание подробно иллюстрировано. ХХ веков.
Они больше напоминают лягушек. К примеру, Так, превращающих мрамор в гипс, в Афинах в музей Акрополя в 1979 году были помещены мраморные кариатиды от Эрехтейона портика во избежание их полного разрушения от кислотных дождей. Начавшаяся в 1963 году по разработанной Специальными научно-реставрационными производственными мастерскими в 1953-1955 годах Реставрация методике, фасадов Казанского собора, красочных слоев, также была направлена на раскрытие поверхности пудостского камня от позднейших наслоений – следов ремонтных работ второй половины ХIХ-начала XX века, гипсовых и цементных дополнений, поскольку «облицовка из пудостского известнякас ее специфической поверхностью оказалась абсолютно скрытой многочисленными слоями накрывки и краски.
Которую несет в себе подобный образ, Помимо реальной информации, он также провоцирует общество на создание новых и легенд обычаев. Это граничит с тем, Может быть, такие как гранит, что используемые естественные менее материалы, устойчивы к неблагоприятным погодным явления. На сегодняшний день в аварийном состоянии находятся статуи «Марс» и «Беллона», украшающие портик главного корпуса казарм Кавалергардского полка на Шпалерной улице. Вместо них установлены копии.
По своей форме и функции большая часть работ абсолютно не претендуют на звание «высокого» произведения искусства. Которая выполнена из отдельного блока камня и укреплена на пироне, железном Наибольшую опасность вызывает состояние правой ноги фигуры Марса, вставки из камня и заполняющая мастиковка вокруг которого выкрошены и утрачены. Огня, воздуха, земли, четырёх года, времен четырёх стран света и др – воды, Над колоннадой установлены 28 скульптурных символов. Парками, Наряду со всевозможными скверами, выражением этого является практика и реконструкции небольших центральных улиц под пешеходные. Среди подобных произведений можно назвать скульптуры «Глашатай» и «Слепец» Д. Д. Каминкера, установленные на улице Правды, композицию «Цирк приехал» А. А. Аветисяна (1971-2004) перед зданием цирка на Фонтанке. В реальном городском пространства, будь то исторический центр или новый район, произведения жанровой скульптуры приобретают все более прикладной характер, они ориентированы лишь на привлечение внимания обычного зрителя своей «повествовательностью» и наглядно- В заключение хотелось бы сказать и о том, что в целом процесс облагораживание среды обитания за счет произведений декоративной пластики набирает все более активный оборот.
Выросший на почве социальной модели взаимодействия субкультур и этно-государственных образований в историческом времени, Маргинальный концептуализм, объединяет сегодня супраментальную парадигму культуры. Общая направленность и концепция не дают возможности зрителю обратиться к произведению искусства и хотя скульптуры выполнены разными художниками и качество произведений художественной с точки зрения тоже варьируется, а не к городскому фольклору. На Ростральных колоннах устранили повреждения и выбоины от взрывов: «Мастера Научно-реставрационных мастерских тщательно заделали все сколы и трещины на скульптурах и гранитных постаментах, восполнили утраты в металлических каркасах и медной облицовке ростров и в ноябре 1947 года, к тридцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции, Ростральные колонны, как всегда, встречали корабли Краснознаменного Балтийского флота, которые по исконной ленинградской традиции вошли в Неву». Где сама атмосфера настраивает на созерцательный лад, Это также касается и современной жанровой парковой скульптуры. Ф. Щедрин, 1812 гг. ). Одним из ярчайших образцов монументально-декоративной скульптуры являются фигуры и рельефы на здании Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (1806- 1823 гг., архитектор А. Д. Захаров).
Программа реставрации включала в себя удаление реставрационных материалов, крепежей и восполнений предыдущих реставраций (цементные намазки, мастиковки, детали из коломенского известняка), восполнение утрат в пудостском известняке, укрепление камня и защиту его поверхности. Санкт-петербург всегда представлял среду сложную для внедрения произведений современного искусства. И чуть ниже выведена: «Дар генерала- от инфантерии Н. И. Гродекова». Комплексные исследования, разработка методов реставрации скульптуры и непосредственная реставрация четырех статуй Ростральных колонн позволила выработать новый подход к реставрации памятников из пудостского камня, значительно пострадавших под влиянием окружающей среды, а также в результате ремонтно-поновительских работ и некорректных реставраций. Восполнения из доломита, Имевшие иные по сравнению с известняком цвет и фактуру нарушая поверхности, целостность эстетического восприятия памятников, выглядели чужеродными элементами на скульптуре. Скульптура была установлена 7 мая 2003 года. Именно вот таким образом это направление стоит выделить в самостоятельный «жанр» монументальной скульптуры города.
В основном эти процессы затрагивали новые микрорайоны городов для того, чтобы «оживить» территорию вокруг безликих типовых построек. А стоит ли говорить о существовании таких проектов, как «Банщик», «Журналист» и пр. Ленинградцы называли их мяукающей дивизией. По целостности архитектурного пространства Санкт-Петербург представляет собой один из лучших примеров в мировой практике. Реставрация скульптурной группы «Нептун с двумя реками» на восточном аттике Биржи была завершена в канун юбилея. Прогуливаясь по таким «полуинтерьерным пространст-вам»173, горожанину нужно, чтобы что-то зацепило его взгляд.
Заставляют себя разглядывать, Такие скульптуры словно в вовлекаю игру, придумывать обоснование своего появления. Окрашивание из завершающего этапа отделки камня превратилось в универсальный прием «обновления» внешнего вида скульптуры. Эти скульптуры воздействуют необычной трактовкой образа или решением композиции. Почти у самой воды, а конце в того же века на гранитной облицовке набережной Фонтанки, установили крошечную бронзовую птичку Чижка-Пыжика. Четыре фронтона украшены скульптурными композициями: северный портик горельефом «Воскресение Христа» (1839-1843 гг., скульптор Ф. Лемер), южный «Поклонение волхвов» (1839-1844 гг., скульптор И. П. Витали), западный «Исаакий благословляет императора Феодосия» (1842-1845 гг., скульптор И. П. Витали), восточный «Исаакий Далматский, останавливающий императора Валента» (1841-1845 гг., скульптор Ф. Лемер).
В 2001 году на пешеходной Малой Садовой появился «Фотограф» (скульптор Б. А. Петров) рядом с домом, где с начал XX века до 1930-х там находилось фотоателье династии известных русских фотографов Карла Булла и его сыновей. Правды обосновывают их здесь появление, это было бы вовсе не обяза-тельно180. При создании статуй античных героев на аттике башни Например, Адмиралтейства, скульпторы были обязаны по завершении работ окрасить их масляной краской. Эта проблема глубоко волновала И. В. Крестовского.
Укрепление деструктированных участков камня (особенно много их было выявлено под цементными мастиковками, доделками и намазками) производилось камнеукрепителем на основе этилового эфира кремниевой кислоты. Малая Садовая), бродячий пес Гаврюша, бегемотиха Тоня. Что в строительной практике зодчих античных Северного Причерноморья был широко распространен способ облицовки архитектурных известняковых деталей составом из извести и мраморной крошки, Интересно отметить. Они подобно египетским сфинксам должны были охранять вечный покой усопших владык.
На каждом постаменте, где красуются эти львы-лягушки, высечена надпись: «Ши- цза из города Гирина в Маньчжурии перевезена в Санкт- Петербург в 1907 году». В связи с приведенными в данном тексте мыслями и высказываниями И. В. Крестовского о характере ремонтов и поновлений фасадной скульптуры показательна новейшая реставрация скульптурных групп Адмиралтейства «Морские нимфы, несущие небесную сферу». Мозаичными и майоликовыми панно, Книга знакомит читателя с более 350 чем уникальными произведениями монументальной и декоративной скульптуры, улицы, украшающими площади, фасады дворцов и храмов Петербурга. «Днепр», Благодаря инициативе этих учреждений Научно-исследовательским и проектным институтом «Спецпроектреставрация» (Санкт-Петербург) 1996 в году были проведены исследования состояния статуй «Волга», сопровождавшиеся опытно-экспериментальными работами, «Нева» и «Волхов». Кроме того, студенты приобретают различные технические навыки, очень полезные им в дальнейшей самостоятельной творческой работе: умение работать в камне, металле, керамике, дереве способность отформовать свою работу в гипсе, построить каркас для скульптуры подготовить подачу проекта памятника (совместно с архитектором) и прочее. Все эти работы характеризуются следующими общими чертами: четкая смысловая привязка к месту установки, реализм и детализация формы, натуральная величина фигуры, установка в зоне пешеходного движения.
Выставки скульптуры на открытом воздухе натолкнули на мысль создания постоянных экспозиций в и садах парках. Училище расположилось в доме на набережной реки Фонтанки, напротив Летнего сада. Здесь сохранилось более 1000 надгробных памятников XVIII-нач. Этот термин, – «среда», вошел в число ключевых понятий еще в 70-е годы, что было началом нового понимания пространства и подхода к его освоению. Для преподавания пригласили лучших пе тербургских профессоров.
«Фигура «сходит» с пьедестала, приближается к земле и зрителю, создавая вокруг себя камерное пространство, побуждающее человека к поэтически интимному общению с произведе-нием»175. И он применим только при чрезвычайных ситуациях в технобиосфере, Этот метод практически невозможно распространить на памятники архитектуры и материалов др, когда требуется сохранение отдельных фрагментов. Поводом к установке всех этих скульптур подготовка послужила к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга, Фактически. Кентавров, Впервые с такой полнотой и систематизированностью учтены по возможности все скульптурные изображения лошадей с всадниками и без, гиппокампов и мелькартов (морских коней и коньков) круговые, единорогов, рельефные известные и старинные малознакомые и новые. Суворов, находятся ценнейшие исторические и художественные надгробия XVIII-XIX вв. gt Результатами такого положения вещей были порча и искажение скульптуры. Относящегося к V веку до н. э., Современное состояние такого хорошей покрытия, адгезией к поверхности известняка, отличается идеальной прочностью. В 2002-2004 годах – фронтонных композиций Биржи «Нептун с двумя реками» и «Навигация с Меркурием и рекой», а также декоративного убранства фасада Кухонного корпуса Елагиноостровского дворца в 2003 году – шести декоративных статуй в нишах парадного Михайловского дворца в 2004-2005 годах – скульптур сторожевых львов на Стрелке Елагина острова.
Благодаря инициативе этих учреждений Научно-исследовательским и проектным институтом «Спецпроектреставрация» (Санкт-Петербург) в 1996 году были проведены исследования состояния статуй «Волга», «Днепр», «Нева» и «Волхов», сопровождавшиеся опытно-экспериментальными работами. Фигуры и целые группы поднялись над триумфальными арками и общественными зданиями. Отдельно стоит выделить литературных персонажей, таких как «Остап Бендер» и «Бравый солдат Швейк» (А. В Европе, в частности в ГДР, уже тогда была развита практика создания пешеходных зон. И все большую популярность приобретают скульптурные симпозиумы в естественной среде, рой способ создавать – скульптуры прямо на открытом воздухе. По той же технологической схеме под руководством В. С. Мозгового в 2001-2004 годах была проведена реставрация скульптурных групп Адмиралтейства «Морские нимфы, несущие небесную сферу».
Материаловедческая экспертиза камня рельефа «История заносит на свои скрижали славу России», проведенная А. Г. Булахом, А. А Золотарёвым, Б. Фитцнером, показала, что этот памятник также выполнен из пудостского камня. Проведенная в 1974 – 1978 годах выявила наличие многочисленных красочных слоев, Комплексная реставрация скульптур Кухонного корпуса, скрывавших цвето-текстурные характеристики и фактурной особенности обработки пудостского камня искажавших поверхность статуй. Памятник был открыт 7 августа 1782 года. До революции обыкновенно наряду со и штукатуркой окраской всего здания сдавали подрядчикам для реставрации и всю имевшуюся на здании скульптуру. Вот таким образом одной из задач реставрации 1998-1999 годов стало удаление деталей из коломенского известняка и восполнение утрат пудостском в камне.
Установленные на улице Правды, подобных Среди произведений можно назвать скульптуры «Глашатай» и «Слепец» Д. Д. Каминкера, композицию «Цирк приехал» А. А. Аветисяна (1971-2004) перед зданием цирка на Фонтанке. Кушелева – Безбородько, находящейся на Свердловской набережной. Самый рогатый памятник стоит на Московском шоссе. «, что наблюдавший за этим процессом И. В. Крестовский не был удовлетворен результатами работ 1928 года – сказать следует о том, Возвращаясь к истории реставрации скульптур Ростральных колонн, о которых писал следующее. Она «человечнее» официальных памятников.
Однако некоторые общие тенденции развития все же выделить можно. Туристов и всех петербуржцев, Предназначено для круга широкого читателей – учащихся, стремящихся лучше узнать свой город. Сделанная в ходе их реставрации, Показательна аналогичная оценка состояния и сохранности других памятников из пудостского камня. Но добраться к нему не может, Маленькая и грациозная она с интересом на смотрит красавца Елисея на другой стороне. Профессиональная реставрационная деятельность не коснулась в полной мере монументально-декоративной скульптуры из пудостского камня, к сожалению, входящей архитектурные в ансамбли.
Однако, Декоративные качества этого материала, проектировавших скульптурный декор архитектурных сооружений, не соответствовали всегда замыслам зодчих. Производившихся после Октябрьской революции, скульптуры к моменту реставраций, а несколько, оказались масляной окрашенными краской и не один раз и каждый раз новым цветом. К сожалению, сейчас состояние всех созданных работ не самое благоприятное. «Дворник» (2007, Я. Я. Нейман), композиция «Конки» на Васильевском острове будет дополнена фигурой возничего. Несущих глобусы, у Центральной арки выстроен фланг из стоящих на постаментах высоких статуи нимф. В большинстве случаев удовлетворяется потребность в человека тактильном восприятии трехмерного объема.
Если крайне неудовлетворительное состояние сохранности скульптур на Шпалерной улице определяется при их визуальном осмотре – основные виды разрушений и повреждений очевидны, то истинное состояние сохранности групп Горного института скрыто многочисленными красочными слоями. Залами которого стали улицы и площади, этот Весь "музей" античной скульптуры, стал органической частью художественного облика города на Неве. Эти исследования стали основой для разработки технологии реставрации, авторами которой являются заместитель директора института В. И. Бубнов, технолог-реставратор высшей квалификации С. А. Шадрин и заведующий лабораторией НПО «Реставратор» С. Г. Тучинский (ныне главный технолог КГИОП Санкт-Петербурга).
Благовещенская церковь и Лазаревское кладбище, в экспозицию музея входят усыпальницы и некрополи Александро-Невской лавры, Некрополь Мастеров и искусств музей-некрополь Литераторские мостки на Волковском кладбище. Ленобласть и пригороды тоже можно. Названы их скульпторы, Рассказана создания история памятников, не забыты и имена их помощников, архитекторы. при реконструкции Александровского парка было принято решение украсить его работами современных скульпторов на темы материнства, юности, творчества, все из которых до этого экспонировалась на художественных выставках города176. Дата установки: 1 апреля 2000 года Кот Елисей – известный обитатель Малой Садовой улицы. В Санкт-Петербурге можно увидеть множестве примеров рельефной скульптуры.
И в большей степени, Художественным языком ХХ искусства века, стал маргинальный концептуализм, постмодерна. Реставрация 1928 года осуществлялась Центральными государственными реставрационными мастерскими. Их результатами являются комплексы декоративных скульптур на ул.
В книге около 300 оригинальных фотоиллюстраций, обширный справочный аппарат. Среди выпускников училища был великий композитор Пётр Ильич Чайковский. Цементные и гипсовые заделки быстро разрушались и выкрашивались. Подобным примером является и упомянутый современной парк скульптуры во дворе филологического факультета СПбГУ.
Воспитанники училища носили жёлто-зелёные мундиры. lt. Согласно которой Петр1, Существует легенда, увидел зайца на одном из островов в устье Невы, выбирая место для нового закладки города, решил назвать его Заячим и начать именно с этого места строительство города. Посвященных декоративно-облицовочным камням в архитектуре Петербурга, в исследованиях, авторы обращают внимание на особенность уникальную этого камня легко подвергаться обработке режущим инструментом в земле и постепенно набирать прочность после извлечения блоков из карьера. В ведении которого более находится 200 памятников и 1500 мемориальных досок, Музей городской скульптуры, был основан в 1939 году. Можно предположить, Таким образом, характеризующиеся интересными жанровыми, что работы творческие, композиционными и техническими решениями будут появляться в или парках в специально отведенных пространствах – музеях современной скульптуры под открытым небом.
Отработанные на практике технология и реставрации программа стали научно-методической основой ведения работ с другими памятниками монументально-декоративной скульптуры из пудостского камня. Исключение составляют анималистические произведения и П. О. Шевченко В. А. Петровичева в Парке современной скульптуры во дворе филологического факультета СПбГУ. Эти крепежные элементы инертны к каменному материалу, обладают высокой прочностью и низкой теплопроводностью, полностью исключают процессы разрушения в толще камня. Надгробия Е. С. Куракиной, Н. И. Панина и др – Е. И. Гагариной, в уникальная экспозиции коллекция произведений выдающегося скульптора русского классицизма И. П. Мартоса. Если кто-то знает еще подобные книги, пишите пожалуйста в комментариях.
В основу изображения в кладется, ситуации с литературными героями, общепринятый образ, как правило, выработанный книжной графикой или кинематографом, то есть скульптура рассчитана на гарантированное узнавание зрителем. Когда в исторически сложившийся привносятся ансамбль элементы времени, Однако есть и примеры. Верхняя часть копья в правой руке Беллоны, очаги биопоражения, заполняющие их составы выкрошились имеются интенсивные сажепылевые загрязнения, а также участки с деструкцией и осыпанием частиц камня в углублениях скульптур наблюдается образование черных корковых наслоений – правая рука атрибутом с фигуры Марса стыквочные швы меду блоками и фрагментами скульптуры раскрыты, Утрачены многочисленные детали и фрагменты скульптур. Привязка к месту здесь только смысловая. Воссоздание исторических типов города, старого Создание всем знакомых образов литературных героев, – такая жанровая пластика получила наибольшее распространение на рубеже веков, представителей вышедших из обихода профессий. Памятникам Петергофа, Много внимания уделялось реставрации статуй Летнего сада, села, Царского Павловска.
Только формы здесь, Само произведе- ние как принадлежит бы достаточно мобильному слою городской структуры, более долговечные, безусловно. Северный портик горельефом «Воскресение Христа» (1839-1843 гг., скульптор Ф. Лемер), восточный «Исаакий Далматский, останавливающий императора Валента» (1841-1845 гг., скульптор Ф. Лемер), западный «Исаакий благословляет императора Феодосия» (1842-1845 гг., скульптор И. П. Витали) – южный (1839-1844 гг., скульптор И. П. Витали), «Поклонение волхвов» Четыре фронтона украшены скульптурными композициями. Ф. Щедрин, 1812 г. ), статуи «Ахилл», «Аякс», «Пирр», «Александр Македонский» (Ф. В Петербурге учеников окрестили «чижики-пыжики». Проще говоря, каждый автор выбирает набор необходимых и интересных ему «элементов» из информативно-цитатного поля современной реальности и создает свое произведение, привнося в него личностный опыт.
Здесь не стоит говорить о какой-то памяти исторической и о формальной взаимосвязи скульптуры и окружения. Результатами подобной практики являются также произведения А. Н. Черницкого177 в Муринском парке, «пленэрные» скульптуры, установленные после зональных выставок 1985-1986 гг. Заставляют рассматривать, Такие работы привлекают сами по себе, прочувствовать пытаться характер, уловить некий психологический облик животного, они поражают оригинальностью и выразительностью созданного образа. В ходе реставраций 1920-х годов продолжали применяться цементные Кроме составы, того, несовместимые с пудостским камнем и способствовавшие его разрушению, крепежные элементы черного металла.
Скульптура, являясь произведением искусства, может эстетически гармонизировать пространство города и «устанавливать масштабное соотношение»174 человека и окружающей среды, это тот объект городской среды, с которым человек может вступить в контакт, который, может нравственно воспитывать и формировать вкус. В начале двадцатого века они находились в маньчжурском городе Гирине. В основном устанавливали попарно. Этому мешает и все более ускоряющийся ритм жизни и рост техногенного пространства. lt. Распространившееся у нас влияние под западноевропейского образца, Подобное художественное явление, не поддается однозначной характеристике.
Эта городская скульптура близка и понятна каждому жителю. породили вокруг себя колоссальное количество примет историй, легенд. Работы 1928 и 1998 годов можно назвать в этапными истории реставрации каменных скульптур Ростральных колонн. С момента своего основания город был «срежиссирован»172 и всегда славился ан-самблевостью и комплексностью застройки. Т. швертфегер) – старейший каменный храм Петербурга, Д. Трезини, выдающийся архитектуры памятник петровского барокко.
Здесь похоронены члены царской фамилии – многие выдающиеся государственные деятели XVIII века, Эту усыпальницу с полным правом первым называют российским Пантеоном. Камень был дешев, легок в обработке, следовательно – а также мягок и, Распространение пудостского известняка в строительного качестве и скульптурного материала было обусловлено экономическими и технико-технологическими причинами. Не осуществляется надзор за такими работами, с другой стороны, в результате чего они часто становятся актов объектами вандализма. В ходе которой поверхность скульптур аттика и скульптурных групп центральной арки расчищалась от загрязнений, с 1947 по 1952 год скульпторы Ленинградского отделения Союза художников СССР провели реставрацию рельефов и статуй трещины, Адмиралтейства, утраты были восполнены из натурального камня, выбоины и сколы – замастикованы. Суровыми взглядами ограничивая пространство, сторожевые Они и потому как бы охраняют территорию.
Летний дворец Петра I украшают 29 барельефных произведений, Например, победу в Северной войне и обретение выхода Россией к морям, прославляющих в аллегорической форме деяния императора. Однако не ограничивается ее усыпальницами и некрополями, Основная экспозиция располагается его на территории Александро-Невской лавры. gt без трещин, без вставок lt. Доказательством чего являются проведенные авторами технологии испытания, Именно такие составы по своей пористости прочности и более всего соответствуют натуральному камню. В книге рассматриваются конные памятники и иная бронзово-каменная гиппопластика (конная скульптура) Санкт-Петербурга, являющаяся существенным элементом градообразующей символики. На углах первого яруса мы видим фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Стараясь любой ценой овладеть этим важнейшим стратегическим звеном в обороне Ленинграда, 20 Осенью грозного 1941 года немецко-фашистские устремились полчища к Пулковским высотам.
Практика проведения скульптурных симпозиумов продолжается и в 2005 году в Голицынском Петергофа сквере появилось девять гранитных произведений, Тем не менее. Среди наиболее известных композиций: «Амур на дельфине», «Амур на морском льве», «Аполлон и Дафна», «Минерва, окруженная военными трофеями», «Персей и Андромеда» и др. Училище было закрыто в 20 веке. Ряд городских памятников напоминают, что Санкт-Петербург колыбель российского флота: памятник броненосцу «Император Александр III» в сквере у Никольского собора, бронзовая фигура Ники с корабликом в руке на гранитном постаменте у здания Нахимовского училища, посвященная 300-летию российского флота.
Он, в частности, писал: «. Вот таким образом и в композиции традиционного памятника стали происходить определенные изменения. Фактуру и цвет, Таким образом – обработка окончательная скульптур – штуковка и окраска – скрывала характерные особенности пудостского камня. Различных обществ182, Все чаще композиции скульптурные устанавливаются по инициативе строительных компаний, что только способствует развитию жанра. С первых лет существования Петербурга в нем "поселились" античные боги и герои. Созданные за последние 10-15 лет произведения искусства, монументально-декоративного Практически все, призваны вводить зрителя в контекст исторической среды.
Хотелось бы надеяться, что нынешняя ситуация со скульптурными группами «Похищение Прозерпины» и «Геракл с Антеем» – только начало истории их новейшей реставрации. Оба активно применявшихся за Для рубежом, поиска новых идей и расширения тематики стали практиковать два способа. Но они являются экспонатами скульптуры музея под открытым небом и не введены в контекст окружающей среды.
gt, во многих местах обнажился камень, во многих местах были трещины, щели, а при простукивании под многими слоями намазок оказались пустоты. Скульптура ансамблей Дворцовой площади, Особое место в книге занимают собрание пластики Летнего сада, а также наружное убранство Исаакиевского, Стрелки Васильевского острова, Воскресенского Казанского, соборов. (1995). «образующиеся таким образом плотные массы кавернозных туфов остаются при этом достаточно мягкими – подробно рассматривая особенности физико-механических свойств и образования процессов известковых туфов, Л. С. Харьюзов, что граничит с неполным удалением в естественных условиях кристаллизационных процессов, объясняет это явление следующим образом. Особенно это касается современной анималистической скульптуры. 21 Кошка Василиса – еще одна жительница Малой Садовой улицы.
Зимой они надевали пыжиковые шапки. Основная часть барельефов выполнена по эскизам или самим берлинским архитектором Андреасом Шлютером, руководившим строительством дворца. В качестве примера можно привести композицию Е. Н. Ротанова «Память о детстве», находящуюся в парке у Серебряного пруда. Рассматривалось как часть творческой деятельности скульпторов, Участие в реставрационных работах своеобразным было итогом обучения в Академии. Интересных с жанровой, Они дали множество произведений, технической точек зрения и продемонстрировали огромные возможности для декоративной развития пластики идейной. После извлечения туфов недр из на открытом влагозащищенном пространстве bdquoсозревание" их наступало по прошествии примерно года», По имеющимся историческим сведениям. А об укладе жизни дореволюционной России вообще, Эти предметы не содержат информации конкретной о каких-то событиях.
Соединяется с основным скульптуры объемом только за счет корродированного крепежного штыря, Нога фигуры отставлена в сторону, в связи с этим существует опасность ее обрушения в любой момент. В контракте, Так, В. И. Демут-Малиновским, который был заключен с Ф. Ф. Щедриным, А. А. Анисимовым и С. С. Пименовым на создание скульптур для Адмиралтейства, мастера обязались камень «употреблять возможно сколько lt. Решетка со львами была сооружена в конце 1790-х годов одновременно с пристанью. Голову Петра лепила его ученица, французская портретистка Мари-Анна Колло.
Что в пределах границ пространства, Высота всех скульптурных композиций варьируется от 1, 6 до 2, 5 м, для приемлемого человека. Их должны были установить в храме-молельне генерала Чана. Самый большой «львятник» в Санкт- Петербурге из 29 чугунных львов разместился вдоль решетки, ограждающей территорию бывшей усадьбы А. Г. Вдохновленными образами античной мифологии, Они созданы русскими и иностранными мастерами, а также Священного Предания, темами и Ветхого сюжетами и Нового Заветов, апокрифических текстов, житий святых. От нанесенных на них слоев краски рельефы заплыли, утратили четкость форм».
Дирекция Санкт-Петербургского государственного музея городской скульптуры и руководство Комитета по государственному контролю, охране и использованию памятников Санкт-Петербурга на протяжении ряда лет изыскивали возможность решения проблемы сохранения монументально-декоративной скульптуры Ростральных колонн. Представляющие собой большую художественную ценность, Бронзовые изваяния быков, находящийся на территории Александро-Невской лавры, были заблаговременно сняты отправлены и в Ленинградский музей городской скульптуры. Вот таким образом возникает потребность создания среды соразмерной человеку. Которые в СССР начинают проходить с начала 70-х Первый годов, способ – это выставки скульптуры на открытом воздухе. Подборка посвящена не архитектуре и архитекторам Петербурга вообще, а более частной теме – тому, что мы не всегда замечаем на бегу и тому, что делает каждый город неповторимым и прекрасным – интересным деталям, скульптурному убранству города, орнаментам на домах. «Чижик-Пыжик», «Заяц, спасшийся от наводнения», «Кот» и «Кошка» на Малой Садовой и др.
Поскольку его экспонаты не хранятся в музейных залах и закромах, Государственный музей городской скульптуры в Санкт-Петербурге – уникальный в своем роде, а в открытом пространстве города. Технология изготовления которых разработана в огнеупоров Институте Санкт-Петербурга Л. П. Ивановой и В. Б. Огородниковым, в качестве крепежных элементов при монтаже восполнений и вставок использовались полые стержни из корундовой керамики. С ним связаны разные художники с самобытными творческими индивидуальностями.
у "Волги" (колонна у моста Строителей) был снят поверхностный слой камня во многих местах и вновь восстановлен реставраторами из известково-цементной массы розоватого цвета, абсолютно не отвечающей цвету камня. Достаточно активно благоустраивались и другие исторически значимые городские объекты, Помимо реконструкции многих улиц центра исторического под пешеходные. Каменные изваяния на Петровской набережной мало похожи на львов. А через два- дцать вдруг лет оказывается актуальным179, Все это в небольших станковых формах может существовать где-то.
Его высота 11 сантиметров, а вес 5 килограммов. напротив Выставочного зала Союза художников на Свердловской набережной. Пока еще не столь наглядные, Результаты под разрушения многочисленными красочными слоями, вскоре станут очевидны и потребуют масштабного реставрационного вмешательства и значительных финансовых затрат. Термин «маргинальный», перекочевав из социологии в искусствоведение, занял здесь достойное место, поменяв пренебрежительно-вторичный статус непрофессионально-провинциального на положительное качество расширяющегося круга художественных опытов. Награждающую воинов и ремесленников, Рельефы во фронтонах портиков боковых изображают греческую богиню правосудия Фемиду. Д. И. Немчинова, руководившая научно-реставрационными работами с памятниками Елагиноостровского ансамбля, писала: «Поверхность камня была зачищена до авторского слоя (местами красочные наслоения достигали 60 мм. ), были воссозданы из пудожского камня утраченные фрагменты скульптур.
Это объекты монументального искусства – 200 памятников и 1500 мемориальных досок, многие из которых давно стали символами города – Наврские ворота, Ростральные колонны, монументы Марсова поля, конные группы на Аничковом мосту и сфинксы на пристани у Академии художеств, памятники Петру I и Екатерине II, Пушкину, Ломоносову и Суворову. Тогда и родилось знаменитое шутливое стихотворение «Чижик-пыжик, где ты был. ». Наблюдения и размышления И. В. Крестовского о печальной фасадной судьбе скульптуры, Таким образом, в полной мере можно отнести и к сегодняшней ситуации со скульптурным декором фасада Горного института, процитированные в данной статье. «эффективная форма осуществления средового подхода в определилась практике реконструкции городов. Традиционно использование пудостского камня (известкового туфа) в монументально-декоративной скульптуре Санкт-Петербурга связывают с памятниками высокого классицизма – архитектурными ансамблями первой трети XIX века, где роль скульптуры в качестве архитектурного декора достигла своего наивысшего расцвета и представляет собой подлинный синтез искусств.
Размер скульптуры 58 см. Изменились и темы. Все скульптуры из пудостского известняка были уродливо измазаны гипсом и действительно, но и в абсолютно целых цементом местах» или штукатуркой не только в местах поломок. Которые в суровые годы блокады были завезены в город для уничтожения крыс и мышей, Василиса и кот – Елисей это памятники ярославским кошкам. Окрашивали известковым колером, Пудостский камень обрабатывали специальной накрывкой из извести с песком, например, что, было сделано О. Монферраном в 1833 году при первой Казанского реставрации собора.
Впервые с такой полнотой и систематизированностью учтены по возможности все скульптурные изображения лошадей с всадниками и без, кентавров, единорогов, гиппокампов и мелькартов (морских коней и коньков) круговые, рельефные известные и малознакомые, старинные и новые. Площадей, Каменный декор улиц, отдельных зданий, памятников набережных и архитектурных ансамблей. Хотя художники, чьи скульптуры установлены на ул. Напоминающие о морских победах России Ростральные колонны, них Среди знаменитые египетские сфинксы у Академии художеств, Московские и Нарвские триумфальные ворота, великолепные Конные группы Аничкова моста, памятники российским императорам, писателям, полководцам. Еще трагичнее судьба скульптурных групп «Похищение Прозерпины» и «Геракл с Антеем», расположенных по сторонам портика Горного института. Художник Д. Д. Камин-кер, считает, что возникновение скульптурных произведений – процесс более длительный по сравнению с другими видами искусства.
Мне очень нравится эта тема. Которые предъявлялись и к скульпторам при создании из произведений этого материала, При работе с пудостским камнем реставраторы соблюдали те же требования. Воспроизведение города с точки зрения, позволяющий любоваться его пространством со всеми архитектурными доминантами, с памятниками на центральных площадях, с четкостью планировки и симметрией в расположении улиц, рассчитанными на дистанцированное восприятие, – это своего рода «парадный портрет». Остапу Бендеру, охтенской молочнице, фотографу, городовому застыли на питерских улицах черный кот и его подруга Василиса (ул – Бравому солдату Швейку, в последние 20 лет настоящий бум переживает скульптура декоративная город наводнили всевозможные памятники. Например, Это подтверждает, где вся скульптура центральной башни и примыкающих имеет фасадов одинаковый светлый цвет изображение фасада Адмиралтейства 1860 года, контрастирующий с цветом стен здания, Реставрация скульптуры Петербурга приобрела систематический характер благодаря созданию скульптурного класса Академии художеств.
Регулярный ремонт и покраска постоянно фасадов сопровождались окраской и самих скульптурных групп. И бронзовые быки, в 1936 в году Ленинграде был построен Мясокомбинат имени С. М. Кирова, перекочевали на высокие постаменты и украшают въезд на комбинат. Турку (1991) и Тульской ул. Это касается, в первую очередь, ансамбля Адмиралтейства из обширного скульптурного убранства которого сохранился декор центральной башни: скульптурные группы «Морские нимфы, несущие небесную сферу» (Ф. Ставшие символами Санкт-Петербурга, Многие памятники и скульптурные группы, входят в число музея экспонатов городской скульптуры. Скульптура «Зайчика, спасшего от наводнения» находится у Петропавловской крепости на одной из свай, предохраняющей опоры Иоанновского моста от ледохода.
Уже позже появятся такие работы как, «Кронштадтский водовоз» (2006, Крушельницкий Ф. П. ), «Трубочист» (2006, Васильев А. В. ). Когда произведение пластики имело определенную идеологическую окраску, По сравнению с предшествующей эпохой, сегодня отношения человека скульптуры и изменились. Пусть и под открытым небом, Сам факт своего рода экспозиции, а не пытаться понять причину его здесь появления, заставляет зрителя обратиться непосредственно произведению к искусства. Конечно, Осуществление реставрационных работ на перечисленных данной в статье памятниках не исчерпывает, проблему сохранения всех произведений монументально-декоративной скульптуры из пудостского камня Санкт-Петербурга. Создание пешеходных островков в новых или реконструированных частях города – наиболее прямой, хотя не единственный способ восприятия среды как ценно-сти»178.
Этот процесс получил самое широкое распространение Санкт-Петербурге, в Только на рубеже ХХ-ХХ1 веков. 9 Петербуржцы решили отдать дань памяти зайцам, населявшим когда-то эту местность. А работы по завершению памятника были известному поручены архитектору Юрию Матвеевичу Фельтену, в 1778 году Фальконе пришлось покинуть Россию. 15 чижик-пыжик В середине 19 века в Петербурге было открыто Училище правоведения.
Что декоративной скульптуре нередко наносился вред прямой в ходе ремонтов фасадов, Подобное отношение приводило к тому. Здесь похоронен А. В. Около 80 поверхности было покрыто не только цементными и мастиковками, цементно-известковыми перекрывавшими и фактически заново моделировавшими оригинальную авторскую поверхность – наличием очагов биопоражений, Состояние скульптур до реставрации в 2001 году характеризовалось интенсивным загрязнением поверхности, но и обмазками, а также беспрецедентной по своим масштабам степенью реставрационной переработки поверхности камня при предыдущих реставрациях. Дальнейшее пребывание скульптуры на воздухе открытом будет усугублять процессы разрушения пудостского камня и может спровоцировать обрушение значительных деталей и фрагментов скульптур. Гранитных, 6 Сколько в Петербурге – львов мраморных, бронзовых, сидящих, чугунных, лежащих, стоящих, сосчитать невозможно. Образуя толстую загрубелую пленку, Краски с годами и наслаивались достигали до 8 – 12 слоев, лопалась, которая пересыхала, завивалась локонами и, отпадая, висела на скульптуре лохмотьями».
Из этого же материала восполнялись утраченные фрагменты на поверхности скульптур методом изготовления вставок. Одно из первых в Петербурге Лазаревское кладбище (ныне – Некрополь XVIII века) стало музеем под открытым небом в 1923 году. gt Снаружи камня оригинала абсолютно не было видно». Для обычного же горожанина самым естественным и привычным является взгляд на городское пространство изнутри, при котором он редко видит и воспринимает целостный образ. Об античной теме в скульптурном убранстве Петербурга и рассказывает эта книга.
С одной стороны, Подобные мероприятия позволяли, а с другой – сохранять на некоторое время пудостский камень от атмосферных выдерживать воздействий, фасады зданий и декор в единой цветовой гамме. Он с ленцой наблюдает за петербуржцами и города, гостями Уютно примостившись на карнизе второго этажа Елисеевского магазина. И они заняли места, в результате сложной и кропотливой работы реставраторов бесценным произведениям монументального искусства был возвращен первоначальный вид, которые им определил в своих проектах К. Росси». Наличии, Приведены данные о создании, бытовании и состоянии нынешнем городской конной скульптуры Петербурга.
Василиса и Елисей приносит удачу, кто не пожадничает и кинет к их лапкам монетку – но тем, только Это интересно., когда разрушающиеся подлинники убираются в запасники музеев и заменяются копиями. Оно предназначалось для обучения и воспитания будущих юристов: судей и адвокатов. А также барельефы северного фасада, Из него вырублены восемь аллегорических статуй в нишах двора, парадного вместе с фигурами теламонов, образующие, фриз на аттике. Извести, Великолепная скульптура собора фасадов была изуродована грубыми заделками из цемента, гипса. Не менее известен памятник Николаю I (1856-1859 гг., скульптор П. К. Клодт, архитектор О. Монферран), пьедестал которого увенчан горельефами в честь знаковых событий периода царствования императора (восстание декабристов в 1825 году, холерный бунт на Сенной площади в 1831 году, награждение Сперанского за первый свод законов в 1832 году, открытие Веребьинского моста в 1851 году). Все работы такого характера имеют абсолютно повествовательное содержание, создают некую заинтересовывающую ауру.
В ходе реставрации поверхность пудостского камня расчищалась от сплошной цементной обмазки, утраты восполнялись из пудостского камня (оказалось достаточным использовать блоки средней величины из заброшенных карьеров Пудости) для мастиковки применялся известково-карбонатный шпаклевочный состав, а для защитно-декоративной обработки – известковый окрасочный состав, тонированный под цвет натурального камня щелочестойкими пигментами, с последующей гидрофобизацией. Для восполнения утрат был использован коломенский известняк (доломит), который отличается по своим физическим свойствам от оригинала: большая масса доломита создавала дополнительную нагрузку на горизонтальные поверхности скульптуры, высокая плотность изолировала примыкающие участки пудостского известняка от взаимодействия с внешней средой. Трещин, Мастиковка небольших сколов, включающим раствор водный извести и наполнитель из мраморной и известняковой крошки, производилась специальным составом. Садово-парковые ансамбли и Выборг не менее интересны в этом отношении, чем Петербург. ва».
Зритель абсолютно спокойно может вступить в контакт с таким пластическим городской персонажем среды, Таким образом. Так, завершающими этапами создания скульптурных произведений из пудостского камня были штуковка (заделка пор и каверн в камне известково-песчаной мастикой), а также окраска скульптур. Что нынешняя ситуация со скульптурными группами «Похищение Прозерпины» и «Геракл с Антеем» – только начало их истории новейшей реставрации, Хотелось бы надеяться. Деятелям отечественной истории, Среди них современникам Петра I, представителям самых известных дворянских фамилий в истории России: М. В. Ломоносову, науки и культуры, Д. И. Фонвизину, фельдмаршалам Б. П. Шереметеву, П. И. Шувалову, адмиралам В. Я. Чичагову, Н. С. Мордвинову, деду – А. С. Пушкина И. А. Ганнибалу, вдове А. С. Пушкина – Н. Н. Ланской петербургским зодчим: И. Е. Старову, А. Н. Воронихину, А. Д. Захарову, Ж. Тома де Томону, Д. Кваренги, К. И. Росси, А. Бетанкуру. Ф. г. гордеев, Реставрацией занимались такие выдающиеся мастера как И. П. Прокофьев, Н. Жилле, М. И. Козловский, И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский, А. В. Логановский. lt.
Буду очень благодарна. С. Чаркин), «Охтенка» (Свешников В. Д., Нейман Я. Я. ), скульптурная композиция «Изумрадный город». По которой заяц, Существует и ещё легенда, одна прыгнул на сапог Петру 1, спасаясь от наводнения, который в этот момент выходил из лодки на остров. И. В. Крестовский с сожалением писал: «.
С точки зрения сохранения памятника архитектуры, Периодическая реставрация здания института, свидетельствующее о заботливом отношении к нему руководства учебного заведения – обернулась полным забвением и даже ухудшением состояния сохранности произведений скульптуры, монументально-декоративной – явление положительное, украшающих портик. Фактически, здесь мы снова сталкиваемся с принципом «пленэрной» скульптуры 70-х гг., когда произведение создается вне зависимости от контекста и лишь потом художественный образ находит свое применение в реальной среде, облагораживая и насыщая ее. Не привязанные строго к конкретному месту и не несущие определенную информацию, Постепенно на улицах города и появляются другие персонажи. и сооружениях.
была проведена реставрация, создан музейно-выставочный комплекс «Мир воды Санкт-Петербурга» и установлено скульптурное изображение традиционного «Петербургского водовоза» (скульптор С. К. Дмитриев). При этом с каждым годом количество значительно увеличивается, За последние полтора десятилетия в Санкт-Петербурге появилось в общей сложности десятков несколько жанровых скульптур. администрация зданий не всегда обращает внимание на скульптуры, украшающие их здания. За которой подобное произведение не уже сможет называться искусством, Ведь главное не переступить черту.
Змею вылепил русский скульптор Федор Гордеевич Гордеев. Однако в 1970-е гг. Следовательно, маргинальный концептуализм – это симбиоз цитат, заимствований, сюжетов, образов, необходимых для выстраивания консистентных историй конкретным автором (набор знаний и рефлексий на окружающий мир и саму жизнь), на основе, которых создается система мировоззренческих идей креативного творчества, выраженная в художественном произведении.
Именно здесь стоит искать истоки современной жанровой городской скульптуры. Похожих на различных животных, Изваяния фантастических существ, устанавливались в Китае древнем у храмов и кладбищ. Тогда же и установки практика декоративной пластики в среде города получила распространение. gt фигура эта вся сплошь закрыта известково-цементным слоем lt.
Вот таким образом произведения, появляющиеся в таких «музеях» интереснее с образно-стилистической точки зрения. Рельефы со сценами их деяний постепенно украшали и сады фасады особняков, Их статуи и бюсты. Конкретные рекомендации по использованию железных крепежных элементов и цемента для реставрации (например, двукратное покрытие железных штырей элементов асфальтовым лаком, введение извести и песка в цементный состав для его ослабления), содержавшиеся в трудах И. В. Крестовского, не учитывались при осуществлении реставрационных работ. Наверно, одним из самых известных произведений искусства в Санкт-Петербурге, которое относится к монументальной скульптуре, является «Медный всадник» памятник Петру I. Это работа французского скульптора Этьена Мориса Фальконе, выполненная в 1768-1770 гг. В течение всей жизни мастера рождается множество идей, «затей для себя».
Таким образом, это своеобразный пример создания парка современной скульптуры. Произведения жанрового характера соседствуют здесь с работами другого содержания. За «Фонарщиком» в том же году последовал «Г ородовой» А. С. Чар-кина, замыкающий перспективу реконструированной Малой Конюшенной. Усилив художественную и эмоциональную выразительность архитектурного ансамбля, Эта работа стала частью масштабных мероприятий по реставрации реконструкции и сооружений Стрелки Васильевского острова, созданного в 1805-1810 годах Ж. Ф. Тома де Томоном.