Поэтому бумага, как ни что другое подчеркивает всю трагичность и романтичность моих скульптур Бумажные скульптуры Питера Коллсена настолько проработаны и детализированы, что на их детальное изучение может уйти не один час. Именно такие скульптуры, стали традиционны для Питера, КАК ДЛЯ ЕВРОПЕОИДНОГО города-примитивные формы архитектуры для умиления непритязательных горожан и космополитичных европейцев. Не зря такие памятники на баланс не ставятся и не узаконены. Для создания своих бумажных скульптур Питер использует как крошечные листы формата А4, так и огромные 5-7 метровые ватманы.
Первый способ – это выставки скульптуры на открытом воздухе, которые в СССР начинают проходить с начала 70-х годов. Можно предположить, Таким образом, характеризующиеся интересными жанровыми, что работы творческие, композиционными и техническими решениями появляться будут в парках или в специально отведенных пространствах – музеях современной скульптуры под открытым небом. Что в строительной практике античных зодчих Северного Причерноморья был широко распространен способ облицовки архитектурных известняковых деталей составом извести из и мраморной крошки, Интересно отметить. Трещин, Мастиковка небольших сколов, включающим водный раствор извести и наполнитель из мраморной известняковой и крошки, производилась специальным составом. Четыре фронтона украшены скульптурными композициями: северный портик горельефом «Воскресение Христа» (1839-1843 гг., скульптор Ф. Лемер), южный «Поклонение волхвов» (1839-1844 гг., скульптор И. П. Витали), западный «Исаакий благословляет императора Феодосия» (1842-1845 гг., скульптор И. П. Витали), восточный «Исаакий Далматский, останавливающий императора Валента» (1841-1845 гг., скульптор Ф. Лемер). Здесь не стоит говорить о какой-то памяти исторической и о формальной взаимосвязи скульптуры и окружения. Установленные на улице Правды, Среди подобных произведений назвать можно скульптуры «Глашатай» и «Слепец» Д. Д. Каминкера, композицию «Цирк приехал» А. А. Аветисяна (1971-2004) перед зданием цирка на Фонтанке.
Где сама атмосфера настраивает на созерцательный лад, Это также касается и парковой современной жанровой скульптуры. Привязка к месту здесь только смысловая. «Чижик-Пыжик», «Заяц, спасшийся от наводнения», «Кот» и «Кошка» на Малой Садовой и др. А также барельефы северного фасада, Из него вырублены восемь аллегорических статуй в нишах парадного двора, вместе с фигурами теламонов, фриз образующие, на аттике. Технология изготовления которых разработана в Институте огнеупоров Санкт-Петербурга Л. П. Ивановой и В. Б. Огородниковым, в качестве крепежных элементов при монтаже восполнений и использовались вставок полые стержни из корундовой керамики.
В Европе, в частности в ГДР, уже тогда была развита практика создания пешеходных зон. Материаловедческая экспертиза камня рельефа «История заносит на свои скрижали славу России», проведенная А. Г. Булахом, А. А Золотарёвым, Б. Фитцнером, показала, что этот памятник также выполнен из пудостского камня. Одним из обязательных элементов такого «объекта» является декоративная скульптура. gt без трещин, без вставок lt. Программа реставрации включала в себя удаление реставрационных материалов, крепежей и восполнений предыдущих реставраций (цементные намазки, мастиковки, детали из коломенского известняка), восполнение утрат в пудостском известняке, укрепление камня и защиту его поверхности.
Которая выполнена из отдельного блока камня и укреплена на железном пироне, Наибольшую опасность вызывает состояние правой ноги фигуры Марса, вставки из камня и заполняющая мастиковка которого вокруг выкрошены и утрачены. Вот таким образом, подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Литейного проспекта. С одной стороны, Подобные мероприятия позволяли, а с другой – сохранять на некоторое время пудостский от камень атмосферных воздействий, выдерживать фасады зданий и декор в единой цветовой гамме. Распространенная легенда объясняет это тем, что в XVIII веке на Литейном проспекте располагались литейные мастерские (откуда проспект собственно и получил свое название) и кузницы. Практика проведения скульптурных симпозиумов продолжается и в 2005 году Голицынском в сквере Петергофа появилось девять гранитных произведений, Тем не менее. Ведшего успешную войну со Швецией, На русской почве итальянские аллегорические скульптуры приобретали дополнительное ведь значение статуи попали в сад русского царя, основавшего новую столицу России Санкт-Петербург, создавшего российский флот.
Которую несет в себе подобный образ, Помимо реальной информации, он также провоцирует общество на новых создание легенд и обычаев. Одним из самых ярких образцов использования горельефов в декоре является Исаакиевский собор (1819-1858 гг., архитектор О. Монферран). До революции обыкновенно наряду со штукатуркой и окраской всего здания сдавали подрядчикам для реставрации и всю на имевшуюся здании скульптуру. Что наиболее удачные произведения жанрового Очевидно характера и то, скверах и на улицах города – это работы творческие, установленные в парках, прошедшие некоторое испытание временем. Которые предъявлялись и к скульпторам при создании произведений из этого материала, При с работе пудостским камнем реставраторы соблюдали те же требования. рой способ – создавать скульптуры прямо на открытом воздухе и все большую популярность приобретают скульптурные симпозиумы в естественной среде. Благодаря инициативе этих учреждений Научно-исследовательским и проектным институтом «Спецпроектреставрация» (Санкт-Петербург) в 1996 году были проведены исследования состояния статуй «Волга», «Днепр», «Нева» и «Волхов», сопровождавшиеся опытно-экспериментальными работами.
Начавшаяся в 1963 году по разработанной Специальными научно-реставрационными мастерскими производственными в 1953-1955 годах методике, Реставрация фасадов Казанского собора, красочных слоев, также была направлена на раскрытие поверхности пудостского камня от позднейших наслоений – следов ремонтных работ второй половины ХIХ-начала XX века, гипсовых и цементных дополнений, поскольку «облицовка из пудостского известнякас ее специфической поверхностью оказалась абсолютно скрытой многочисленными слоями накрывки и краски. Например, Это подтверждает, где вся скульптура центральной башни и примыкающих фасадов имеет одинаковый светлый цвет изображение фасада Адмиралтейства 1860 года, контрастирующий с цветом стен здания, Реставрация скульптуры приобрела Петербурга систематический характер благодаря созданию скульптурного класса Академии художеств. Здесь похоронен А. В. Из этого же материала восполнялись утраченные фрагменты на поверхности методом скульптур изготовления вставок. М. Гропелли.
В основном эти процессы затрагивали новые микрорайоны городов для того, чтобы «оживить» территорию вокруг безликих типовых построек. Зритель абсолютно спокойно может вступить в контакт с таким персонажем пластическим городской среды, Таким образом. Когда в исторически сложившийся привносятся ансамбль элементы времени, Однако есть и примеры. Объемная скульптура из гипса – Милосская, Венера Геракл, Амазонка, Меркурий, Дискобол и т. п., большое разнообразие бюстов из гипса – бюст Аполлона, бюст Зевса, бюст Геракла, бюст Сократа и т. п., а также большое количество голов, торсов, масок из гипса, анатомических деталей, орнаментов, лепного декора и конечно же архитектурных деталей – балясины, вазы, капители, кронштейны и многое другое – Венера Каллипинга, Среди которых. Динамичные классические скульптуры обнаженных юношей, мощные фигуры прекрасных диких животных, непривычная для монументальной скульптуры близость восприятия в сочетании с некоторой неоднозначностью, улавливаемой в тексте памятной бронзовой доски, укрепленной на одном из гранитных кубов, служащих пьедесталами для клодтовских коней: «Лепил и отливал барон Петр Клодт в 1841 году», породили соответствующий фольклор, пикантная фривольность которого с лихвой уравновешивается добродушной незлобивостью собственно фольклорных текстов. Для восполнения утрат был использован коломенский известняк (доломит), который отличается по своим физическим свойствам от оригинала: большая масса доломита создавала дополнительную нагрузку на горизонтальные поверхности скульптуры, высокая плотность изолировала примыкающие участки пудостского известняка от взаимодействия с внешней средой.
Конкретные рекомендации по использованию железных крепежных элементов и цемента для реставрации (например, двукратное покрытие железных штырей элементов асфальтовым лаком, введение извести и песка в цементный состав для его ослабления), содержавшиеся в трудах И. В. Крестовского, не учитывались при осуществлении реставрационных работ. И они заняли места, в результате и сложной кропотливой работы реставраторов бесценным произведениям монументального искусства был возвращен первоначальный вид, которые определил им в своих проектах К. Росси». Наверно, одним из самых известных произведений искусства в Санкт-Петербурге, которое относится к монументальной скульптуре, является «Медный всадник» памятник Петру I. Это работа французского скульптора Этьена Мориса Фальконе, выполненная в 1768-1770 гг. Термин «маргинальный», перекочевав из социологии в искусствоведение, занял здесь достойное место, поменяв пренебрежительно-вторичный статус непрофессионально-провинциального на положительное качество расширяющегося круга художественных опытов.
В течение всей жизни мастера рождается множество идей, «затей для себя». В Венеции Савва Лукич Рагузинский – в Риме Юрий Иванович Кологривов, Декоративную мраморную скульптуру садовую приобретали в Италии доверенные лица Петра. В Санкт-Петербурге можно увидеть множестве примеров рельефной скульптуры. Хотя художники, чьи скульптуры установлены на ул. Общая направленность и концепция не дают возможности зрителю обратиться к произведению искусства и хотя скульптуры выполнены разными художниками и качество произведений с художественной точки зрения тоже варьируется, а не городскому к фольклору. Памятник был открыт 7 августа 1782 года.
Парками, Наряду со всевозможными скверами, выражением этого является и практика небольших реконструкции центральных улиц под пешеходные. Распространившееся у нас под влияние западноевропейского образца, Подобное художественное не явление, поддается однозначной характеристике. А через два- дцать лет вдруг оказывается Все актуальным179, это в небольших станковых формах может существовать где-то. В контракте, Так, В. И. Демут-Малиновским, который был заключен с Ф. Ф. Щедриным и А. А. Анисимовым С. С. Пименовым на создание скульптур для Адмиралтейства, мастера обязались камень «употреблять сколько возможно lt. Насколько она ценит ясность, Чтобы указать также, оно является Богом и источником света и самой Истины, она держит и Солнце смотрит на него. Прогуливаясь по таким «полуинтерьерным пространст-вам»173, горожанину нужно, чтобы что-то зацепило его взгляд. Награждающую воинов и ремесленников, во Рельефы фронтонах боковых портиков изображают греческую богиню правосудия Фемиду. Произведения жанрового характера соседствуют здесь с работами другого содержания.
Цементные и гипсовые заделки быстро разрушались и выкрашивались. Пусть и под открытым Сам небом, факт своего рода экспозиции, а не пытаться понять причину его здесь появления, заставляет зрителя обратиться непосредственно к произведению искусства. Но простояли недолго, в 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, оказанное императрице русской во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство.
Аналогичном материалу памятника, Основное требование технологии – восполнение в утрат материале, мастик и крепежных конструкций, а также применение клеев изготовленных из материалов, максимально близких по своим свойствам к пудостскому камню. Стрельне, в дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, московской и усадьбе Голицыных Кузьминках. напротив Выставочного зала Союза художников на Свердловской набережной. Скульптура, являясь произведением искусства, может эстетически гармонизировать пространство города и «устанавливать масштабное соотношение»174 человека и окружающей среды, это тот объект городской среды, с которым человек может вступить в контакт, который, может нравственно воспитывать и формировать вкус. Этот процесс получил самое распространение широкое в Санкт-Петербурге, Только на рубеже ХХ-ХХ1 веков.
То истинное состояние сохранности групп Горного института скрыто многочисленными красочными слоями, Если крайне неудовлетворительное состояние сохранности скульптур на Шпалерной улице определяется при их визуальном осмотре – основные виды разрушений повреждений и очевидны. Лев это побежденная Швеция. У ног Победы изображен орел с пальмовой ветвью который – готовится взлететь, Так и здесь. Разработка методов реставрации скульптуры и непосредственная реставрация четырех Ростральных статуй колонн позволила выработать новый подход к реставрации памятников из пудостского камня, Комплексные исследования, а также в результате ремонтно-поновительских работ и некорректных реставраций, значительно пострадавших под влиянием окружающей среды. В связи с приведенными в данном тексте мыслями и высказываниями И. В. Крестовского о характере ремонтов и поновлений фасадной скульптуры показательна новейшая реставрация скульптурных групп Адмиралтейства «Морские нимфы, несущие небесную сферу».
Фактически, здесь мы снова сталкиваемся с принципом «пленэрной» скульптуры 70-х гг., когда произведение создается вне зависимости от контекста и лишь потом художественный образ находит свое применение в реальной среде, облагораживая и насыщая ее. Летний дворец Петра I украшают 29 барельефных произведений, Например, победу в войне Северной и обретение Россией выхода к морям, прославляющих в аллегорической форме деяния императора. Но они являются экспонатами музея скульптуры открытым под небом и не введены в контекст окружающей среды. Еще трагичнее судьба скульптурных групп «Похищение Прозерпины» и «Геракл с Антеем», расположенных по сторонам портика Горного института.
Однако в 1970-е гг. Это касается, в первую очередь, ансамбля Адмиралтейства из обширного скульптурного убранства которого сохранился декор центральной башни: скульптурные группы «Морские нимфы, несущие небесную сферу» (Ф. Не осуществляется надзор за такими работами, с стороны, другой в результате чего они часто становятся объектами актов вандализма. Работы 1928 и 1998 годов можно назвать этапными истории в реставрации каменных скульптур Ростральных колонн. 1717 Традиционно использование пудостского камня (известкового туфа) в монументально-декоративной скульптуре Санкт-Петербурга связывают с памятниками высокого классицизма – архитектурными ансамблями первой трети XIX века, где роль скульптуры в качестве архитектурного декора достигла своего наивысшего расцвета и представляет собой подлинный синтез искусств. Которую она держит открытой, Книга, что среди трудов хороших авторов, указывает, которые нас обучают наукам, находится истина вещей Она более следовательно, сильная, чем все вещи мира.
Он, в частности, писал: «. Камень был дешев, легок в обработке, следовательно а – также мягок и, Распространение пудостского известняка в качестве строительного и скульптурного материала было обусловлено экономическими и технико-технологическими причинами. gt Снаружи камня оригинала абсолютно не было видно». «эффективная форма осуществления средового подхода определилась в реконструкции практике городов. Что в пределах границ Высота пространства, всех скульптурных композиций варьируется от 1, 6 до 2, 5 м, приемлемого для человека. Суворов, находятся ценнейшие исторические и художественные надгробия XVIII-XIX вв.
Охране и использованию памятников Санкт-Петербурга на протяжении ряда лет изыскивали возможность решения проблемы сохранения монументально-декоративной скульптуры Ростральных колонн, Дирекция Санкт-Петербургского государственного музея городской скульптуры и руководство по Комитета государственному контролю. Доказательством чего являются проведенные авторами технологии испытания, такие Именно составы по своей пористости и прочности более всего соответствуют натуральному камню. На Ростральных колоннах устранили повреждения и выбоины от взрывов: «Мастера Научно-реставрационных мастерских тщательно заделали все сколы и трещины на скульптурах и гранитных постаментах, восполнили утраты в металлических каркасах и медной облицовке ростров и в ноябре 1947 года, к тридцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции, Ростральные колонны, как всегда, встречали корабли Краснознаменного Балтийского флота, которые по исконной ленинградской традиции вошли в Неву». Искренность. Благовещенская церковь-усыпальница (1717-1724 гг., арх.
Укрепление деструктированных участков камня (особенно много их было выявлено под цементными мастиковками, доделками и намазками) производилось камнеукрепителем на основе этилового эфира кремниевой кислоты. Александра Македонского, Аякса Пирра и – Ахилла, На углах первого яруса мы видим фигуры античных героев. П. Баратта. gt Результатами такого положения вещей были порча и искажение скульптуры.
Особенно это касается современной анималистической скульптуры. Санкт-петербург всегда представлял сложную для среду внедрения произведений современного искусства. Эти скульптуры воздействуют необычной трактовкой образа или решением композиции.
Эта городская скульптура близка и понятна каждому жителю. Но были временными из гипса, же Скульптуры на восточном берегу повторяли западные, покрашенного под бронзу. На сегодняшний день в аварийном состоянии находятся статуи «Марс» и «Беллона», украшающие портик главного корпуса казарм Кавалергардского полка на Шпалерной улице. Голову Петра лепила его ученица, французская портретистка Мари-Анна Колло.
Змею вылепил русский скульптор Федор Гордеевич Гордеев. В качестве примера можно привести композицию Е. Н. Ротанова «Память о детстве», находящуюся в парке у Серебряного пруда. Реставрация скульптурной группы «Нептун с двумя реками» на восточном Биржи аттике была завершена в канун юбилея. Нельзя не упомянуть о жутковатой Говоря легенде, о мифологии Аничкова моста, где он жил с родителями сразу после войны, услышанной художником Владимиром Яшке на Камчатке. Ростральные колонны, Конные группы на Аничковом мосту, Сфинксы на пристани у Академии художеств, памятники Петру I, Екатерине II, Николаю I, А. С. Пушкину, М. В. Ломоносову, А. В. Суворову – ставшие символами Санкт-Петербурга и многие другие – Нарвские и Московские триумфальные ворота, числе в музейных объектов. Поводом к установке всех этих скульптур послужила подготовка к 300-летия празднованию Санкт-Петербурга, Фактически.
К сожалению, сейчас состояние всех созданных работ не самое благоприятное. Будто бы в Ленинграде во время блокады за бешеные деньги продавались из котлеты человеческого мяса. Необходимость проведения реставрационных работ с памятниками монументально-декоративной скульптуры Санкт-Петербурга стала особенно актуальной в период подготовки празднования трехсотлетия города.
Отработанные на практике технология и программа реставрации стали научно-методической основой ведения работ с памятниками другими монументально-декоративной скульптуры из пудостского камня. За «Фонарщиком» в том же году последовал «Г ородовой» А. С. Чар-кина, замыкающий перспективу реконструированной Малой Конюшенной. Так, завершающими этапами создания скульптурных произведений из пудостского камня были штуковка (заделка пор и каверн в камне известково-песчаной мастикой), а также окраска скульптур. В основу изображения кладется, в ситуации с литературными героями, общепринятый образ, как правило, выработанный книжной или графикой кинематографом, то есть скульптура рассчитана на гарантированное узнавание зрителем.
Верхняя часть копья в правой Беллоны, руке очаги биопоражения, заполняющие их составы выкрошились имеются интенсивные сажепылевые загрязнения, а также участки с деструкцией и осыпанием частиц камня в углублениях скульптур наблюдается образование черных корковых наслоений – правая рука с атрибутом фигуры Марса стыквочные швы меду блоками и фрагментами скульптуры раскрыты, Утрачены многочисленные детали и фрагменты скульптур. Профессиональная реставрационная деятельность не коснулась в полной мере монументально-декоративной скульптуры из пудостского камня, сожалению, к входящей в архитектурные ансамбли. Здесь сохранилось более 1000 надгробных памятников XVIII-нач. Фактуру и цвет, Таким образом – окончательная обработка скульптур – штуковка и окраска скрывала – характерные особенности пудостского камня. Воссоздание исторических типов старого города, Создание всем знакомых образов литературных героев, – такая жанровая пластика получила наибольшее распространение на рубеже представителей веков, вышедших из обихода профессий. Деятелям отечественной истории, Среди них современникам Петра I, представителям самых известных дворянских фамилий в истории России: М. В. Ломоносову, науки и культуры, Д. И. Фонвизину, фельдмаршалам Б. П. Шереметеву, П. И. Шувалову, адмиралам В. Я. Чичагову, Н. С. Мордвинову, деду А. С. Пушкина – И. А. Ганнибалу, вдове А. С. Пушкина – Н. Н. Ланской петербургским И. Е. Старову, зодчим: А. Н. Воронихину, А. Д. Захарову, Ж. Тома де Томону, Д. Кваренги, К. И. Росси, А. Бетанкуру.
Он будто бы решил изобразить лицо этого человека под хвостом одного из вздыбленных коней. Таким образом, пудостский камень широко использовался для создания архитектурных сооружений и скульптуры Санкт-Петербурга на протяжении XVIII-XIX вв. Не менее известен памятник Николаю I (1856-1859 гг., скульптор П. К. Клодт, архитектор О. Монферран), пьедестал которого увенчан горельефами в честь знаковых событий периода царствования императора (восстание декабристов в 1825 году, холерный бунт на Сенной площади в 1831 году, награждение Сперанского за первый свод законов в 1832 году, открытие Веребьинского моста в 1851 году). Вот таким образом произведения, появляющиеся в таких «музеях» интереснее с образно-стилистической точки зрения. Вот таким образом и в композиции традиционного памятника стали происходить определенные изменения. Усилив художественную и эмоциональную выразительность архитектурного ансамбля, Эта работа стала масштабных частью мероприятий по реставрации и реконструкции сооружений Стрелки Васильевского острова, созданного в 1805-1810 годах Ж. Ф. Тома де Томоном.
Образуя толстую загрубелую пленку, Краски с годами наслаивались и достигали до 8 12 – слоев, лопалась, которая пересыхала, завивалась локонами и, отпадая, висела на скульптуре лохмотьями». ва». По своей форме и функции большая часть работ абсолютно не претендуют на звание «высокого» произведения искусства. и сооружениях. Проведенная в 1974 – 1978 годах выявила наличие многочисленных красочных Комплексная слоев, реставрация скульптур Кухонного корпуса, скрывавших цвето-текстурные характеристики и особенности фактурной обработки пудостского камня искажавших поверхность статуй. gt фигура эта вся сплошь закрыта известково-цементным слоем lt.
Регулирующий процесс установки скульптурных работ городе, в Все же необходим единый, орган или совет. Здесь похоронены члены царской фамилии – многие государственные выдающиеся деятели XVIII века, Эту усыпальницу с полным правом называют первым российским Пантеоном. В 2001 году на пешеходной Малой Садовой появился «Фотограф» (скульптор Б. А. Петров) рядом с домом, где с начал XX века до 1930-х там находилось фотоателье династии известных русских фотографов Карла Булла и его сыновей. Другие убеждены, Правда, врага любимой и единственной его – родины России, что между ног коня скульптор вылепил ненавистного Наполеона. А работы по завершению памятника были поручены известному архитектору Юрию Матвеевичу в Фельтену, 1778 году Фальконе пришлось покинуть Россию.
Несущих глобусы, у Центральной выстроен арки фланг из стоящих на высоких постаментах статуи нимф. Восполнения из доломита, Имевшие иные по сравнению с известняком цвет и фактуру поверхности, нарушая целостность эстетического восприятия памятников, чужеродными выглядели элементами на скульптуре. Руководившим строительством дворца, Основная часть барельефов выполнена по или эскизам самим берлинским архитектором Андреасом Шлютером.
За которой подобное произведение уже не сможет называться Ведь искусством, главное не переступить черту. 3 Мраморная итальянская всегда скульптура служила главной приметой и особенностью Летнего сада. Когда произведение пластики имело определенную идеологическую окраску, По сравнению с предшествующей эпохой, сегодня человека отношения и скульптуры изменились. Их результатами являются комплексы декоративных скульптур на ул. Достаточно активно благоустраивались и другие исторически значимые объекты, городские Помимо реконструкции многих улиц исторического центра под пешеходные. Чтобы показать, 9 Истина в старинной книге «изображена обнаженной, ей нужно не объяснений, что ее простота естественна, чтобы быть услышанной.
Все эти работы характеризуются следующими общими чертами: четкая смысловая привязка к месту установки, реализм и детализация формы, натуральная величина фигуры, установка в зоне пешеходного движения. Это граничит с тем, Может быть, такие как гранит, что используемые естественные материалы, менее устойчивы неблагоприятным к погодным явления. Памятникам Петергофа, Много внимания уделялось статуй реставрации Летнего сада, Царского села, Павловска. В большинстве случаев удовлетворяется потребность в человека тактильном восприятии трехмерного объема. Основной задачей ЦГРМ все же оставалась охрана памятников – едва ли не часть большая протоколов заседаний архитектурного отделения посвящена этому вопросу, Несмотря на разнообразие работ. Эта проблема глубоко волновала И. В. Крестовского.
«Фигура «сходит» с пьедестала, приближается к земле и зрителю, создавая вокруг себя камерное пространство, побуждающее человека к поэтически интимному общению с произведе-нием»175. Проще говоря, каждый автор выбирает набор необходимых и интересных ему «элементов» из информативно-цитатного поля современной реальности и создает свое произведение, привнося в него личностный опыт. Орел, конечно, ассоциируется с Россией и ее подъемом. Проходящих здесь серьезную и всестороннюю выучку, Главная задача факультета скульптуры – подготовка и воспитание скульпторов творцов, – владеющих разнообразными видами и жанрами пластики.
То, Если верить одному старинному преданию, Клодт решается, работая над конными группами Аничкова моста, отомстить наконец, одному из давних своих высокородных обидчиков. Однако, Декоративные качества этого материала, проектировавших декор скульптурный архитектурных сооружений, не всегда соответствовали замыслам зодчих. Скульптурная группа «Мир и Победа» (Ништадтский мир). Однако некоторые общие тенденции развития все же выделить можно. В 2003 году на территории главной водопроводной станции на Шпалерной ул.
Выставки скульптуры на воздухе открытом натолкнули на мысль создания постоянных экспозиций в садах и парках. Посвященных декоративно-облицовочным камням в архитектуре Петербурга, в исследованиях, авторы обращают внимание на уникальную особенность этого камня легко подвергаться режущим обработке инструментом в земле и постепенно набирать прочность после извлечения блоков из карьера. Третьи утверждают, что одно из бронзовых ядер коня просто исписано непристойностями. Истина. Ярким примером этому может служить скульптурная композиция знаменитого петербургского художника М. К. Аникушина (1917-1997) «Танцующие девочки» («Счастливое детство»), выполненная в 1987 году и установленная в сквере недалеко от дома, где жил скульптор в 2002 году уже после смерти автора181. Интересных с жанровой, Они дали произведений, множество технической точек зрения и продемонстрировали огромные возможности для развития декоративной пластики идейной. Подобным примером является и упомянутый парк современной скульптуры дворе во филологического факультета СПбГУ.
lt. Огня, воздуха, земли, четырёх времен года, четырёх стран света др и – воды, Над колоннадой установлены 28 скульптурных символов. Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ) просуществовав одно десятилетие (1924-1934), однако, сыграли важную роль в становлении и развитии советской реставрации. Воспроизведение города с точки зрения, позволяющий любоваться его пространством со всеми архитектурными доминантами, с памятниками на центральных площадях, с четкостью планировки и симметрией в расположении улиц, рассчитанными на дистанцированное восприятие, – это своего рода «парадный портрет». Кроме того, в ходе реставраций 1920-х годов продолжали применяться цементные составы, крепежные элементы черного металла, несовместимые с пудостским камнем и способствовавшие его разрушению.
Около 80 поверхности было покрыто не только цементными и цементно-известковыми мастиковками, перекрывавшими и фактически заново моделировавшими оригинальную авторскую поверхность – наличием очагов биопоражений, Состояние скульптур до реставрации в 2001 году характеризовалось интенсивным загрязнением поверхности, но и обмазками, а также беспрецедентной по своим степенью масштабам реставрационной переработки поверхности камня при предыдущих реставрациях. Однако, Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ) просуществовав одно десятилетие (1924-1934), сыграли важную роль в становлении и советской развитии реставрации. Регулярный ремонт и покраска фасадов постоянно окраской сопровождались и самих скульптурных групп. Заставляют себя разглядывать, Такие скульптуры словно вовлекаю в игру, придумывать своего обоснование появления. Эти исследования стали основой для разработки технологии реставрации, авторами которой являются заместитель директора института В. И. Бубнов, технолог-реставратор высшей квалификации С. А. Шадрин и заведующий лабораторией НПО «Реставратор» С. Г. Тучинский (ныне главный технолог КГИОП Санкт-Петербурга). Извести, Великолепная скульптура фасадов собора изуродована была грубыми заделками из цемента, гипса. Современное состояние такого покрытия, относящегося к V веку до н. э., отличается идеальной прочностью, хорошей адгезией к поверхности известняка.
В ходе которой поверхность скульптур аттика и скульптурных центральной групп арки расчищалась от загрязнений, с 1947 по 1952 год скульпторы Ленинградского отделения Союза художников СССР провели реставрацию рельефов и статуй Адмиралтейства, трещины, утраты были восполнены из натурального камня, выбоины и сколы – замастикованы. Таким образом, это своеобразный пример создания парка современной скульптуры. Соединяется с основным объемом скульптуры только за счет корродированного штыря, крепежного Нога фигуры отставлена в сторону, в связи с этим существует опасность ее обрушения в любой момент. И в большей степени, языком Художественным искусства ХХ века, стал маргинальный концептуализм, постмодерна. По этой же причине она попирает ногой глобус».
Что декоративной скульптуре нередко прямой наносился вред в ходе ремонтов фасадов, Подобное отношение приводило к тому. По той же технологической схеме под руководством В. С. Мозгового в 2001-2004 годах была проведена реставрация скульптурных групп Адмиралтейства «Морские нимфы, несущие небесную сферу». Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил королю прусскому Фридриху Вильгельму IV. Юности, при реконструкции Александровского парка было принято решение украсить его работами современных скульпторов на темы материнства, все которых из до этого экспонировалась на художественных выставках города176, творчества.
Л. С. Харьюзов, подробно рассматривая особенности физико-механических свойств и процессов образования известковых туфов, объясняет это явление следующим образом: «Образующиеся таким образом плотные массы кавернозных туфов остаются при этом достаточно мягкими, что граничит с неполным удалением в естественных условиях кристаллизационных процессов. Выросший на почве социальной модели взаимодействия субкультур и этно-государственных образований в историческом Маргинальный времени, концептуализм, сегодня объединяет супраментальную парадигму культуры. Во многих местах обнажился камень, gt, щели, во многих местах были трещины, при а простукивании под многими слоями намазок оказались пустоты. С. Чаркин), «Охтенка» (Свешников В. Д., Нейман Я. Я. ), скульптурная композиция «Изумрадный город».
Результатами подобной практики являются также произведения А. Н. Черницкого177 в Муринском парке, «пленэрные» скульптуры, установленные после зональных выставок 1985-1986 гг. Именно вот таким образом это направление стоит выделить в самостоятельный «жанр» монументальной скульптуры города. Ф. г. гордеев, Реставрацией занимались такие выдающиеся мастера как Н. Жилле, М. И. Козловский, И. П. Прокофьев, И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский, А. В. Логановский. Реставрация 1928 года осуществлялась Центральными государственными реставрационными мастерскими. Рассказывали на Камчатке, На Аничковом мосту, увлекая детей ласковыми участливыми разговорами, ежедневно стояла аккуратненькая старушка и, незаметно подталкивала к их открытому люку, куда они и проваливались. Ставшие символами Санкт-Петербурга, Многие памятники и скульптурные группы, в входят число экспонатов музея городской скульптуры. Одно из первых в Петербурге Лазаревское кладбище (ныне – Некрополь XVIII века) стало музеем под открытым небом в 1923 году.
Хотя не единственный способ восприятия среды как Создание ценно-сти»178, пешеходных островков в новых или реконструированных частях города – наиболее прямой. От нанесенных на них слоев краски рельефы заплыли, утратили четкость форм». Северный портик горельефом «Воскресение Христа» (1839-1843 гг., скульптор Ф. Лемер), восточный «Исаакий Далматский, останавливающий императора Валента» (1841-1845 гг., скульптор Ф. Лемер), западный «Исаакий благословляет императора Феодосия» (1842-1845 гг., скульптор И. П. Витали) – южный «Поклонение волхвов» (1839-1844 гг., скульптор И. П. Витали), Четыре украшены фронтона скульптурными композициями.
Производившихся после Октябрьской революции, скульптуры к моменту реставраций, а несколько, оказались окрашенными масляной краской и не один раз и каждый новым раз цветом. Уже позже появятся такие работы как, «Кронштадтский водовоз» (2006, Крушельницкий Ф. П. ), «Трубочист» (2006, Васильев А. В. ). Созданные за последние 10-15 лет произведения искусства, монументально-декоративного Практически все, призваны вводить зрителя в контекст исторической среды. Рагузинский составил в 1716 г. для Петра I «Роспись, каковы cтатуи употребляют в наилутчих садах царских, кралевских и прочих господ вельможных». Наблюдения и размышления о И. В. Крестовского печальной судьбе фасадной скульптуры, Таким образом, в полной мере можно отнести и к сегодняшней ситуации со скульптурным декором фасада Горного института, процитированные в данной статье.
После извлечения туфов из недр на открытом пространстве влагозащищенном bdquoсозревание" их наступало по прошествии примерно года», По имеющимся историческим сведениям. Этот термин, – «среда», вошел в число ключевых понятий еще в 70-е годы, что было началом нового понимания пространства и подхода к его освоению. Изменились и темы. В реальном городском пространства, будь то исторический центр или новый район, произведения жанровой скульптуры приобретают все более прикладной характер, они ориентированы лишь на привлечение внимания обычного зрителя своей «повествовательностью» и наглядно- В заключение хотелось бы сказать и о том, что в целом процесс облагораживание среды обитания за счет произведений декоративной пластики набирает все более активный оборот. Они и сейчас находятся в Берлине. Под мостом якобы непрерывно работала огромная мясорубка, превращавшая детей в мясной фарш.
lt. Кроме того, студенты приобретают различные технические навыки, очень полезные им в дальнейшей самостоятельной творческой работе: умение работать в камне, металле, керамике, дереве способность отформовать свою работу в гипсе, построить каркас для скульптуры подготовить подачу проекта памятника (совместно с архитектором) и прочее. В 2002-2004 годах – фронтонных композиций Биржи «Нептун с двумя реками» и «Навигация с Меркурием и рекой», а также декоративного убранства фасада Кухонного корпуса Елагиноостровского дворца в 2003 году – шести декоративных статуй в нишах парадного Михайловского дворца в 2004-2005 годах – скульптур сторожевых львов на Стрелке Елагина острова. Среди наиболее известных композиций: «Амур на дельфине», «Амур на морском льве», «Аполлон и Дафна», «Минерва, окруженная военными трофеями», «Персей и Андромеда» и др. В ведении которого находится более 200 памятников 1500 и мемориальных досок, Музей городской скульптуры, был основан в 1939 году. Напоминающие о морских победах России Ростральные колонны, Среди них знаменитые египетские сфинксы Академии у художеств, Московские и Нарвские триумфальные ворота, великолепные Конные группы Аничкова моста, памятники российским императорам, писателям, полководцам. Следовательно, маргинальный концептуализм – это симбиоз цитат, заимствований, сюжетов, образов, необходимых для выстраивания консистентных историй конкретным автором (набор знаний и рефлексий на окружающий мир и саму жизнь), на основе, которых создается система мировоззренческих идей креативного творчества, выраженная в художественном произведении.
Пудостский камень обрабатывали специальной накрывкой из извести с песком, окрашивали известковым колером, что, например, было сделано О. Монферраном в 1833 году при первой реставрации Казанского собора. Дальнейшее пребывание скульптуры на открытом воздухе будет усугублять процессы разрушения пудостского камня и может спровоцировать обрушение деталей значительных и фрагментов скульптур. Реставрация скульптурной группы «Нептун с двумя реками» на восточном аттике Биржи была завершена в канун юбилея. Результаты разрушения под многочисленными красочными слоями, пока еще не столь наглядные, вскоре станут очевидны и потребуют масштабного реставрационного вмешательства и значительных финансовых затрат. ХХ веков. Этому мешает и все более ускоряющийся ритм жизни и рост техногенного пространства. «Днепр», Благодаря инициативе этих учреждений Научно-исследовательским и проектным институтом «Спецпроектреставрация» (Санкт-Петербург) в 1996 году были проведены состояния исследования статуй «Волга», сопровождавшиеся опытно-экспериментальными работами, «Нева» и «Волхов». (1995). По целостности архитектурного пространства Санкт-Петербург представляет один собой из лучших примеров в мировой практике.
Одним из ярчайших образцов монументально-декоративной скульптуры являются фигуры и рельефы на здании Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (1806- 1823 гг., архитектор А. Д. Захаров). Ф. Щедрин, 1812 г. ), статуи «Ахилл», «Аякс», «Пирр», «Александр Македонский» (Ф. у "Волги" (колонна у моста Строителей) был снят поверхностный слой камня во многих местах и вновь восстановлен реставраторами из известково-цементной массы розоватого цвета, абсолютно не отвечающей цвету камня.
Оба активно применявшихся за рубежом, Для поиска новых идей и тематики расширения стали практиковать два способа. С момента своего основания город был «срежиссирован»172 и всегда славился ан-самблевостью и комплексностью застройки. И. В. Крестовский с сожалением писал: «. «, что наблюдавший за этим процессом И. В. Крестовский не был удовлетворен результатами работ 1928 года – следует сказать о том, к Возвращаясь истории реставрации скульптур Ростральных колонн, о которых писал следующее.
Конечно, Осуществление реставрационных работ на перечисленных в данной статье памятниках не исчерпывает, проблему сохранения всех произведений монументально-декоративной из скульптуры пудостского камня Санкт-Петербурга. Т. швертфегер) – старейший каменный храм Д. Трезини, Петербурга, выдающийся памятник архитектуры петровского барокко. Различных обществ182, Все чаще скульптурные композиции устанавливаются по инициативе строительных компаний, что способствует только развитию жанра. Говорят, узкий круг современников легко узнавал отлитый в бронзе образ несчастного.
администрация зданий не всегда обращает внимание на скульптуры, украшающие их здания. Окрашивание из завершающего этапа отделки камня превратилось в универсальный прием «обновления» внешнего вида скульптуры. Однако не ограничивается усыпальницами ее и некрополями, Основная экспозиция его располагается на территории Александро-Невской лавры. Сделанная в ходе их реставрации, Показательна аналогичная оценка сохранности состояния и других памятников из пудостского камня. Надгробия Е. С. Куракиной, Н. И. Панина и др – Е. И. Гагариной, в экспозиции уникальная коллекция выдающегося произведений скульптора русского классицизма И. П. Мартоса.
Вот таким образом одной из задач реставрации 1998-1999 годов стало удаление деталей из известняка коломенского и восполнение утрат в пудостском камне. Турку (1991) и Тульской ул. Вот таким образом возникает потребность создания среды соразмерной человеку. При этом с каждым годом количество значительно увеличивается, За последние полтора десятилетия в появилось Санкт-Петербурге в общей сложности несколько десятков жанровых скульптур.
В данном случае мы имеем дело с идеей создания целого парка современной скульптуры. С точки зрения сохранения памятника архитектуры, Периодическая здания реставрация института, свидетельствующее о заботливом отношении к нему руководства учебного заведения – обернулась полным забвением и даже ухудшением состояния сохранности произведений монументально-декоративной скульптуры, – явление положительное, украшающих портик. «Дворник» (2007, Я. Я. Нейман), композиция «Конки» на Васильевском острове будет дополнена фигурой возничего. При котором он редко видит и воспринимает целостный образ, Для обычного горожанина же самым естественным и привычным является взгляд на городское пространство изнутри. Кроме этого, у нас большой выбор авторских работ, выполненных в разных стилях и техниках. Вызванных объективными обстоятельствами военных и первых послевоенных лет, Причем если в первые годы своего существования ЦГРМ занималось охраной зданий от то разрушений, в 30-х годах приходилось спасать памятники от сознательной ликвидации. Д. И. Немчинова, руководившая научно-реставрационными работами с памятниками Елагиноостровского ансамбля, писала: «Поверхность камня была зачищена до авторского слоя (местами красочные наслоения достигали 60 мм. ), были воссозданы из пудожского камня утраченные фрагменты скульптур.
1722 За годы Северной войны (1700–1721) русское общество привыкло к тому, что лев обычно символизирует Швецию, поскольку он изображен на ее гербе. С ним связаны разные художники с самобытными творческими индивидуальностями. Только формы здесь, Само произведе- ние как бы принадлежит достаточно мобильному слою городской более структуры, долговечные, безусловно. Интересно, что статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, в то время, как статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют.
Создают некую заинтересовывающую ауру, работы Все такого характера имеют абсолютно повествовательное содержание. Все скульптуры из пудостского известняка были уродливо гипсом измазаны и действительно, но и в абсолютно целых местах», цементом или штукатуркой не только в местах поломок. Исключение составляют анималистические произведения П. О. Шевченко и В. А. Петровичева в Парке современной скульптуры во дворе филологического факультета СПбГУ. gt крупные штуки, класть оные слоями горизонтально, как были в земле, а не вертикально». Хотелось бы надеяться, что нынешняя ситуация со скульптурными группами «Похищение Прозерпины» и «Геракл с Антеем» – только начало истории их новейшей реставрации.
1717 Гравированный образец для аллегорической скульптуры «Истина» из книги, принадлежавшей Петру I М. Гропелли. В ведении музея свыше 200 памятников и 1500 мемориальных досок. lt. В ходе реставрации поверхность пудостского камня расчищалась от сплошной цементной обмазки, утраты восполнялись из пудостского камня (оказалось достаточным использовать блоки средней величины из заброшенных карьеров Пудости) для мастиковки применялся известково-карбонатный шпаклевочный состав, а для защитно-декоративной обработки – известковый окрасочный состав, тонированный под цвет натурального камня щелочестойкими пигментами, с последующей гидрофобизацией.
Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. породили вокруг себя колоссальное количество примет историй, легенд. Ф. Щедрин, 1812 гг. ). Считает, Художник Д. Д. Камин-кер, что возникновение скульптурных произведений – процесс более длительный по сравнению другими с видами искусства. Включающей расчистку поверхности, Для устранения аварийной ситуации и приведения скульптур в экспозиционный вид необходимо выполнение реставрации, комплексной структурное укрепление камня, биоцидную обработку, восполнение утрат, введение дополнительных крепежных элементов, защиту поверхности.
Не привязанные строго к конкретному месту и не несущие определенную информацию, Постепенно на улицах появляются города и другие персонажи. А об укладе жизни дореволюционной России вообще, Эти не предметы содержат конкретной информации о каких-то событиях. Тогда же и установки практика декоративной пластики в среде города получила распространение. При создании статуй античных героев на аттике башни Например, Адмиралтейства, скульпторы были обязаны по завершении работ окрасить их масляной краской.
Отдельно стоит выделить литературных персонажей, таких как «Остап Бендер» и «Бравый солдат Швейк» (А. А стоит ли говорить о существовании таких проектов, как «Банщик», «Журналист» и пр. была проведена реставрация, создан музейно-выставочный комплекс «Мир воды Санкт-Петербурга» и установлено скульптурное изображение традиционного «Петербургского водовоза» (скульптор С. К. Дмитриев). Рассматривалось как часть творческой скульпторов, деятельности Участие в реставрационных работах было своеобразным итогом обучения в Академии.
Обладают высокой прочностью и низкой теплопроводностью, Эти крепежные элементы инертны к каменному полностью материалу исключают процессы разрушения в толще камня. Правды обосновывают их здесь появление, это было бы вовсе не обяза-тельно180. Она «человечнее» официальных памятников. Заставляют рассматривать, Такие работы привлекают сами по прочувствовать себе, характер, пытаться уловить некий психологический облик животного, они поражают оригинальностью и выразительностью созданного образа. Среди подобных произведений можно назвать скульптуры «Глашатай» и «Слепец» Д. Д. Каминкера, установленные на улице Правды, композицию «Цирк приехал» А. А. Аветисяна (1971-2004) перед зданием цирка на Фонтанке. ONE GALLERY представляет огромный выбор скульптур, архитектурных деталей и декоративных элементов из гипса. Именно здесь стоит искать истоки современной жанровой городской скульптуры.