На сорок втором году жизни Этьенн Морис Фальконе становится директором отделения скульптуры фарфоровой мануфактуры в Севре. 8 Фальконе Э. М. Рассуждения о скульптуре, читанные в Королевской Академии живописи и скульптуры 7 июня 1760 года // Мастера искусства об искусстве. В 1757-66 Фальконе руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры (см.
Так же, как и другие скульптуры Фальконе.
Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Кажущаяся простота и та лёгкость, с которой решается композиционная задача, говорят о абсолютном владении формой. Усмиряющего коня, в статуе царя, повелительный жест руки, великолепно передано единство и движения покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Большую роль в развитии искусства русской скульптуры сыграли поездки людей за границу.
Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры. Действительно, будучи уже зрелым мастером, Фальконе в 1760 г. называет его имя первым среди «новых» художников, заслуживающих, чтобы их произведения считались отныне образцами: «Было бы неблагодарностью, признавая возвышенность греческих скульптур, не признавать достоинства, которое оказывается более высоким в произведениях французского мастера» 8. Острая наблюдательность и исключительная жизненная правдивость – характерные черты большого дарования Фальконеhellip», о которой говорилось в цитате, то о ней З. В. Зарецкая пишет следующее: «hellipБольшой успех выпал и на долю «Купальщицы». Неожиданная популярность художника во Франции была связана с не менее неожиданной сменой манеры и новым кругом образцов: от Пюже к Челлини, от мощной энергичной пластики марсельского мастера к изысканной и небрежной грациозности художников ранней «школы Фонтенбло». Почти всю жизнь Фальконе провел в Париже, городе, который был для него школой художественного мастерства.
Однако вряд ли суждение жюри было намеренно пристрастно: академики руководствовались собственным художественным опытом экспрессии в духе Лебрена 10. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Фальконе сначала выполнял модели по его Сотрудничая рисункам, с Буше, а в дальнейшем начал работать самостоятельно. Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, по-видимому, внес свои коррективы в образ, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы. И этому он научился почти самоучкой.
В 1766 г. в жизни Фальконе произошло важное событие. С лицом, Рослая и «более мужским, чем женским», тучная, как говорили современники, Анна Иоанновна производит сильное, почти пугающее впечатление. Опираясь о высокий пень, Она стоит, жестом изящным слегка придерживая лёгкую ткань у бедра и пробуя воду кончиками пальцев ноги, естественным. Так продолжалось по несколько часов в день. Однако все они основываются на общих принципах, творческих Хотя русские мастера по-своему каждый индивидуален. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию.
Екатерина по рекомендации Вольтера и Дидро пригласила его в СПб. Он становится одним из тончайших ценителей ее и знатоков, Лишь понаслышке знавший о существовании античной культуры. На огромный камень- скалу стремительно могучий взлетает конь и застывает с высоко поднятыми передними ногами. Следовало бы ожидать, что он возмутится решением жюри (это было вполне в его характере), но единственное, что его возмущало в процессе выполнения morceau de rception, -безвозмездная передача готового мрамора в дар Парижской академии.
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. В «размышлениях о скульптуре» он писал: «Натуру живую, одушевленную, страстную – вот что должен изображать скульптор в мраморе, бронзе, камне». И эта работа непременно должна была быть выполнена в мраморе. Дж. Что все скульпторы окончили Петербургскую Академию художеств и учились у выдающегося педагога француза Никола Жилле, это Объясняется тем. Он быстро совершил то добро, Силой упорства гения своего он преодолевает их, которого никто не хотел.
Имп. В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Девы в парижской церкви св. Лемуана, рано распознавшего способности своего ученика.
Скульптор сумел выявить особые художественные свойства французского фарфора, которые он блестяще использовал. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе. У него блестящая память. Грозящий или предостерегающий, у Фальконе Амур – шаловливый ребенок, выпустить готовится очередную стрелу. Во 2-й половине 18-го века произошел замечательный подъем русской скульптуры. Который играючи ранил любовными стрелами сердца людей, Многие скульпторы Франции к обращались образу маленького бога любви. Фальконе специально изучал технику литья бронзы монументальных произведений.
Как бы утверждая свою Петр волю, повелительно простирает вперед руку, преобразованную им Россию, утверждая новую. Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Воспитанника академической школы, Фальконе, Для воспроизведение образцов являлось незыблемым принципом 7. Роха. Натуру живую, бронзе, страстную – вот что должен изображать скульптор мраморе, в камне – одушевленную, в размышлениях о скульптуре он писал. Связанные с античной мифологией, Широко распространились историческими сюжеты, событиями, библейскими преданиями.
Молодой скульптор получил разрешение перевести «Милона» в мрамор и представил в академию завершенную версию. Что Фальконе удается что-то сделать стоящее только тогда, в конце письма Дидро говорит, когда он копирует великие произведения. Что, Под руководством этого наставника Этьен развился столь быстро, за группу Милон будучи Кротонский, всего 28 лет от роду, убивающий льва (наход. Левитин с еще большей убеж-денностью утверждает, что «взгляда на знаменитого Милона Пюже достаточно, чтобы увериться, что, несмотря на критику академического жюри, героически массивная, стоящая статуя не могла быть среди источников Фальконе» 6.
Заказанная маркизой Помпадур и завершенная уже в России 1771 в году, Тогда же им была начата статуя Зима. В 1750-е годы и особенно после получения звания академика в 1754 году (оно давало право на выполнение королевских заказов) он много работал. Фигура императора очень величава. Укрепившийся в «киноориентированном» людей сознании XX столетия, Опыт восприятия последовательностей моментов и их различения, определил и современную оценку «Милона» как выразительной и профессионально самостоятельной композиции.
В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил на её дыбы. Я ограничусь только статуей героя, как ни победителя – которого не рассматриваю ни как полководца, Он объяснял свой замысел. Он задумал его в виде гранитной скалы. Которые прежде отрицательно относились и к Пюже и к любому произведению, к 1755 г. из составажюри многие вышли скульпторы старшего поколения, выполненному в его манере. В которой принимали участие немецкие и русские мастера, Отливка, верхняя часть статуи пострадала, прошла не совсем удачно, голову и Петра, над которой трудилась ученица и помощница Фальконе Мари Анн Колло, первая во Франции женщина-скульптор, пришлось отливать отдельно.
Статуя Амура была исполнена для парижского особняка маркизы Помпадур. Показательно, что прообразом «Милона» он считает уже не статую Пюже, а более авторитетную для второй половины XVIII столетия скульп-турную группу «Лаокоон». Поверх которой наброшен плащ, На нем свободная падающий одежда, крупными красивыми складками на круп коня. В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров – Гром камень. Позднее получившая образное развитие в Отец Этьена Мориса Фальконе был подмастерьем столяра, Победа нового над старым как выглядит великая драма, а мать дочерью сапожника. Роха.
Императрица Анна Иоанновна предстоит в великолепном коронационном уборе, в сопровождении арапчонка, подносящего ей державу. Несколько недель длилась Был перевозка, разработан смелый инженерный план его доставки к месту установки памятника, за которой наблюдала вся Россия и о которой поступали известия в Европу. Мраморщика по профессии, Учился у своего дяди, одновременно изучая в версальском парке работы французских известных мастеров, затем работал под руководством придворного скульптора-портретиста Жана Батиста Лемуана. Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России. В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как побежденную зависть. Скульптура рассчитана на круговое обозрение. трактованной наподобие высокого рельефа.
Сходство с одноименной скульптурой Пюже сохранилось, но, видимо, сглаженность фактуры оказалась достаточным формальным критерием для того, чтобы «Милон» был принят без возражений, а его автор получил академическое звание. Усмиряющего коня, в статуе царя, повелительный жест руки, великолепно передано единство движения и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, поворот вскинутой головы в венке, лавровом олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. В отличие от многих своиз современников Фальконе не посетил Италию.
В 1753-66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и св. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Который предполагал глубокое изучение памятников античности, роль Огромную сыграл и классицизм.
(1716-1791) родился в Париже в 1716 году, в семье столяра. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Это были последние годы перед отъездом Фальконе в Петербург для выполнения конного монумента Великому Петру по заказу Екатерины II. С грехом пополам умел читать и писать, Ничего удивительного в том – в что восемнадцать лет он не пошел дальше начальной школьной премудрости.
А. С. Пушкина. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Под копытами коня Фальконе поместил змею.
Вероятно, ремесло скульптора он начал осваивать у своего дяди Ж. -Б. Ставшей очень популярной в XVIII столетии, Эту статую, мраморе, неоднократно повторяли гипсе, в фарфоре. Она находится ныне в собрании петербургского Эрмитажа.
В мраморном варианте он слегка изменил обработку фактур и поверхностей, сделав их более однородными и композиция приобрела более «античный» вид. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Хитроватый взгляд, Мягкий наклон головы, пальчик, лукавая приложенный улыбка, к губам, – всё это тонко подмечено в жизни. Как и в других ряде работ, в этом раннем произведении, одновременно тяготея к классицистической ясности формы, Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность. Выставленная в Салоне 1745 года, Первая крупная самостоятельная работа Фальконе – Кротонский, Милон но принесла ему известность, была сдержанно принята Академией. Считая, Однако парадоксальным образом свое суждение он основывает на старом академическом понимании выразительности, ясно обозначенном моменте – высшей в фазе своего напряжения, что героический пафос должен быть передан в единственном.
Скульптуры Музыка для украшения замка Роха, Бельвю, гипсовый барельеф Охота на уток для замка св, Садовница для замка Кресси. Разработанной Винкельманом, в и этом многих других высказываниях Фальконе выступает противником эстетической доктрины классицизма. Работа над будущим всадником Медным велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Что познакомиться с шедеврами древности можно и по гипсовым копиям, Но он считал, тщательно которые штудировал. В своей научной работе «100 великих скульпторов» Сергей Анатольевич Мусский приводит слова Дидро, который сказал о Фальконе следующее: «Вот человек одарённый, обладающий всевозможными качествами, совместимыми и несовместимыми с гениальностьюhellip У него вдоволь тонкости, вкуса, ума, деликатности, благородства и изящества он груб и вежлив, приветлив и угрюм, нежен и жесток он обрабатывает глину и мрамор, читает и размышляет он нежен и колок, серьёзен и шутлив он философ, который ничему не верит и хорошо знает, почему». для сооружения памятника Петру Великому, доныне красующегося на Сенатской площади.
Как и в ряде других работ, в этом раннем произведении, одновременно тяготея к ясности классицистической формы, Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность. Памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга, Возвышаясь на постаменте из камня цельного в виде волны. Но для окончательного приема в Академию ему необходимо преодолеть еще одно испытание.
Человека, Он увидел в царе прежде всего мудрого политика и самодержавного деспота, совершающего великие преобразования, обладающего огромной волей законодателя, косность преодолевающего и невежество в стране и направляющего ее к прогрессу. Фальконе отверг традиционную трактовку образа правителя как восседающего на коне римского цезаря. Подписав контракт с князем А. Д. Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 в Петербург вместе со своей ученицей М. А. Колло. Огромный талант Фальконе позволил ему одновременно 1757 с года работать на Севрской мануфактуре. В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью Дерзновению подобно.
Губерта. Скульптор необыкновенно убедительно передает в мраморе естественную и грацию нежность тела ребенка. Мраморщика по профессии, 3 Учился у своего дяди, одновременно изучая в версальском парке работы известных французских мастеров, затем работал под придворного руководством скульптора- портретиста Жана Батиста Лемуана. В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. Который заставлял его изготовлять болваны для париков, Не получил детстве в почти никакого образования и был определен в ученье к резчику из дерева. Что парижский скульптор Лемуан взял его к себе в ученики, Заниматься лепкою рисованием и он начал самоучкою и вскоре достиг таких успехов.
Скульпторы воспевают героическую, Под влиянием античности, чаще мужского, мужественную красоту обнаженного тела, человеческого реже женского. С этой точки зрения он осуждает академию, говоря, что: «. жюри, которое ему услужливо приписало подделку, полагая дискредитировать художника, опозорилось само собой» 5. В котором главное – неукротимая, Это образ, героический всесокрушающая энергия и целеустремленность воли. Своего близкого друга, Однажды в доме Дидро, поднятого на дыбы на краю обрывистой скалы властной рукой всадника – Петра же I. Тогда в Париже скульптор выполнил эскизпамятника из воска, он сделал набросок скачущего галопом коня. Тот, кто своим трудом обогащал королевство, народ Франции был бесправен, унижен, замучен поборами. Дидро подробно разбирает все части композиции, которые находит отличающимися от «возвышенного Лаокоона» и, по его мнению, эти отличия свидетельствуют о ничтожности композиции, о ее плебейской идее и отсутствии идеалов у самого ее создателя.
В следующее десятилетие, до середины 1760-х гг., его имя становится необычайно популярным и Дидро в «Салонах» называет его одним из «славнейших скульпторов Франции». Перед тем и в эту пору он старался пополнить свое скудное образование изучением классических языков истории и литературы. Существенной части этого монумента, Отливка конной статуи преобразователя причиною России, чему были многие его враги и полемика, была окончена в 1775 г. К этому времени Екатерина II охладела к Фальконе, которую он завел со сторонниками входивших тогда в силу художественных теорий Р. Менгса и Винкельмана. Итак, эта отеческая рука, эта скачка по крутой скале – вот сюжет, данный мне Петром Великим. Недовольный русским двором и считая себя вознагражденным императрицею ниже своих заслуг, Этьен Морис в 1778 г. уехал из России, не дождавшись открытия Петровского монумента и возвратился в Париж, где был сделан в 1783 г. адъюнкт-ректором Академии и умер в 1791 г. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Знал бы ремесло, был бы честен и не забывал бы по воскресеньям дорогу в церковь. «Милоне» усмотрели попытку воспроизводить не просто образец, а еще и считавшийся на тот момент довольно сомнительным. В 1777-1778 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника.
Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны. В отличие от других искусства видов скульптура не имела в России столь длительных и сильных традиций. В 1770 году работа над большой гипсовой моделью была завершена и Фальконе за принялся разработку постамента. Для этого понадобились знания анатомии лошади и он долго изучал с натуры движение остановленного всадником на краю обрыва коня. Среди наиболее известных произведений этих лет декоративные скульптуры в алтаре церкви св. Наполненную дыханием жизни, Силою своего дарования Фальконе превратил холодный мрамор в пластическую живую форму. В этом и многих других высказываниях Фальконе выступает противником эстетической доктрины классицизма, разработанной Винкельманом.
Он неоднократно излагал свои на взгляды мастерство скульптора, Будучи человеком начитанным и широко эрудированным. Они знакомились с античной скульптурой и даже привозили с собой в Россию. Он неоднократно излагал свои взгляды на мастерство скульптора, человеком Будучи начитанным и широко эрудированным.
Лемуан способствовал расцвету его и таланта всю жизнь оставался одним из немногих преданных друзей Фальконе. Опыт восприятия последовательностей моментов и их различения, укрепившийся в «киноориентированном» сознании людей XX столетия, определил и современную оценку «Милона» как выразительной и профессионально самостоятельной композиции. Реже белый камень и В мрамор, основном в те времена использовалось восковое и бронзовое литье. Широкое распространение получила лепнина из алебастра, резьба по дереву. Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.
Нищее детство, Все, необходимость рано зарабатывать на хлеб – насущный как у миллионов других выходцев из третьего сословия. Ф. гордеев, Блестящие мастера этого Ф. Шубин, периода Ф. Щедрин, И. Прокофьев, И. Мартос ничем не уступают зарубежным скульпторам своего времени, а кое в чем и превосходят их. Скульптор не выразил недовольства, когда его первую работу признали выполненной «в духе Пюже», поскольку для него это был отзыв весьма комплиментарного свойства. В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Что красиво подчёркивает гибкую линию шеи, Голова купальщицы чуть наклонена, лицо с несколько удлинённым овалом детскую сохраняет округлость – самые простые мотивы под резцом Фальконе становятся убедительными и поэтически выразительными». Перед нами не статуя, а целая группа, где каждая фигура имеет отдельный постамент.
В 1744 принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. Плавны и текучи линии стройной фигуры девушки, движения её полны грации. В своей оценке «Милона» они исходили из того, что экспрессия синтезирует все моменты сюжета и, следовательно, не может быть нескольких равно выразительных. И на нем была сделана надпись на русском и латинском языках первому Петру Екатерина вторая лета 1782, Монолит обработали до нужных размеров. Но это не эффект обличения, а заостренное возведение в ранг великолепия, величественности. в Луврском музее) был признан сопричисленным к Парижской академии художеств. Его естественная грация, Выразительными пластическими средствами передана тела, нежность пёрышки которых кажутся трепещущими, крылья, всё доведено до совершенства, во всём ощущается большое мастерство. В чертах лица Петра подчеркнута несокрушимая энергия, внутренний огонь.
Что разработка концепции серийности, Следует заметить, принадлежит художникам поколения Фальконе или 11, момен-тальности. Возникает произведение, от которого никому не прибавляется радости. Дидро ставит в вину скульптору его самостоятельность, Другими словами, а следование не образцам. В частности, Использование в скульптуры декоративных целях началось уже с петровских времен, фасады Летнего дворца и т. п, барельефами украшались триумфальные сооружения. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать.
Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Императрица сначала очень ценила талант французского скульптора и относилась нему к очень милостиво. Художник заключает свою апологию Пюже, высказываясь в пользу подражания его произведениям, поскольку Пюже для него – олицетворение «современной манеры» в скульптуре. Служащей ему пьедесталом, Он поднимается на скалы, верх это эмблема побежденных им трудностей. Памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга, на Возвышаясь постаменте из цельного камня в виде волны. Но впоследствии, Голову он статуи поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, внес свои коррективы в образ, по-видимому, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.
Судя по сохранившимся свидетельствам современников, Фальконе также копировал и свободолюбивое поведение марсельского скульптора история непослушания (и последующего самоизгна-ния) которого была достаточно известна в академии. Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей им постаментом. Считать соискателя выполнившим условие первое испытания – Но секретарь на сей раз выносит вполне приемлемое решение. Мой царь не держит никакого жезла он простирает свою десницу над объезжаемой страной. Рослая и тучная, с лицом, как говорили современники, «более мужским, чем женским», Анна Иоанновна производит сильное, почти пугающее впечатление.
Образ пленяет и очаровывает изяществом трактовки темы. Родные считали, что не так уж много знаний необходимо мастеровому парню. В 1744 принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. Фальконе обратился к тщательному изучению исторического материала, Прибыв в Россию, внимательно проанализировал его прижизненные портреты и гипсовую посмертную маску, связанного с жизнью деятельностью и Петра I.
История России при Петре Великом. На этом вопрос был исчерпан, Казалось бы и Фальконе продемонстрировал убедительные своего преимущества художественного подхода к выбору образцов. Ученик Лемуана, сын очень бедных людей родился в Веве, на Женевском озере. Из-за упорного нежелания признать самостоятельный характер «Милона» Фальконе исследователи и биографы приписывают академии предвзятое отношение к молодому талантливому скульптору. Но он считал, что познакомиться с шедеврами древности можно и по гипсовым копиям, которые тщательно штудировал. Лукавая улыбка, Мягкий наклон головы, плутовский пальчик, взгляд, приложенный к губам, – все это словно подмечено в жизни.
Становится важным следовать высоким идеям гражданственности и патриотизма. Он не был в Италии, куда обычно так стремились художники всех стран. Красиво обрамленная кольцами волос голова увенчана лаврами.
И трудолюбие и способности и стремление понять суть вещей и неистощимый интерес к знаниям, в разобраться них глубоко. Работа в церкви продолжалась в течение десяти лет – почти до самого скульптора отъезда в Россию. Возвышает мысль и выполняет одновременно конструктивную роль, Она является аллегорией, придает статуе устойчивость. Еще недавно с ошибками писавшему по-французски и Ему, греческий, подвластными становятся и латынь.
держание письма имеет целью убедить адресата в творческой несостоятельности скульптора. Для того чтобы стать полноправным членом Академии, По существовавшим правилам художник, должен был вторую исполнить работу. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей 17 в., сохранилась лишь одна (Моление о чаше), остальные погибли в годы Французской революции.
На сей раз выбор темы предоставляется скульптору. Она была готова к 1778 году, Подготовка гипсовой модели в памятника натуральную величину заняла целых двенадцать лет. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Памятник Петру должен состоять из главным образом конной статуи размера колоссального – определяли.
Он собирается совершить очередную шалость – пустить стрелу в намеченную жертву, Улыбаясь и бы как грозя или предостерегая. Когда Левек пишет его биографию, к тому моменту, понятие о возможности выбора нескольких моментов кратких одной истории уже не подлежит сомнению. С произведениями античных мастеров он познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». В целом он оценивает композицию Фальконе как всецело отличную от «грандиозного шедевра его предшественника» и значительно более прогрессивную.
Здесь он создал главный свой шедевр – памятник Петру I на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). Очень большая Анна Иоанновна и маленький арапчонок, Растрелли выполнил скульптуру в стиле барокко, величественная императрица живой и очень статичная, подвижный мальчик, контраст сияющей глади лица, плеч, рук и матово мерцающей испещренной драгоценными камнями и шитьем поверхности платья императрицы – вот таким образом здесь присутствует принцип противопоставления. Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. Изобразив императора, который, – как писал Фальконе в письме Д. Дидро (1777), – простер «свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной», художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур. И при Людовике XV жили лишь лица в привилегированные, достатке во Франции и во времена Людовика XIV.
В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. Выставленные в Салоне 1757 года, Особенный успех принесли работы, ему – две мраморные статуи Грозящий Амур и Купальщица. Монументальную статую, Скульптура с первых шагов объединяет портрет, декоративный барельеф медальерное и дело. Скакуны Бриллиант и Каприз – для Кони работы над памятником были взяты из императорских конюшен. В его адрес более не последует упреков в профес -сиональной несамостоятельности – за исключением единственного случая, поводом для которого снова послужил «Милон Кротонский».