Архитектура Изобразительное искусство Древнего Египта, представленное архитектурой, скульптурой, рельефами. Скульптура Древнего Египта160 одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптурное изображение египтяне считали «двойником» умершего В мастерской скульпторачеловека, как бы продолжавшим его жизнь. Древние египтяне любили и умелиценить скульптуру.
Проанализировав памятникискульптуры Древнего Египта, дошедшиедо нас из далекой эпохи древнеегипетскойцивилизации, можно совершенно точноопределить две основные темы в искусствеЕгипта. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. До н. э. Каки сооруженная им пирамида, так и скульптураархитектора донесли до нас неповторимуюкрасоту, сказочность и величие ДревнегоЕгипта.
Другой памятник архитектуры древнего Египта из коллекции Эрмитажа – скульптура фараона Аменемхета 3-го, который правил в период объединения страны, расцвета культуры и роста городов.
1, чтобы он заранее сказал больному о возможности его выздоровления – требовавшая от врача, Существовала и врачебная этика, применив одну трёх из возможных формул. Что это представляет собой одну из первых попыток египетского искусства освоить изображения стиль человека, Можно сказать. Большими художественными достоинствами обладает «Рассказ египтянина Синухета», знатного вельможи, бежавшего в Сирию из160 за боязни быть замешанным в придворную интригу. Симметрия и фронтальность в фигур построении – четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй, Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства. Достигающая 53, 5 см, которую Скульптура, она воплощает, впечатляет глубокой сосредоточенностью. Известняковые глыбы затем отесывались специалистами-каменотесами здесь же на месте. Знаменитого храмом фараона Джоссера и своей ступенчатой пирамидой Саккаре, в Характерно и изображение архитектора древнего Египта – Имхотепа.
Древнейшей формой пирамиды является ступенчатая пирамида Джосера в Сакара. Художник доходил до шаржа и гротеска, резко Подчёркивая индивидуальные черты человека, даже в изображениях фараона и членов его семьи. Занятых самой разнообразной работой, Отсюда проистекают и требования другие к скульпторам – изобразить людей. Если фигурки бедняков и клали в. В статуе приближенного 6 фараона Изображения персонажей, Так, гораздо более естественны и менее формальны, не имеющих божественного сана, нежели изображения фараонов.
Это была обычная одежда египетских мужчин той поры. Подчеркнутый посредством инкрустации твердого камня, Лицо загадочную выражает улыбку и обнаруживает пристальный взгляд. Во времена Среднего царства мастера идею преодолевают холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Пирамидальная форма, в конструкции отражены три основных правила возведения этих сооружений гигантские использование размеры, камня как строительного материала. Не слишком уступает царица ему XVIII династии Хатшепсут в украшении своего террасного храма в Дейр-эль-Бахри. Сплетенных из папируса, Отколотый камень вытаскивали из каменоломен шахт с помощью толстых канатов. С точки зренияегипетской религии, двойник человека, его жизненная сила («кА»), а также егодуша («ба») оставляли человека при егосмерти.
Стеклянные глаза еще более подчеркивают реализм фигуры и воплощают этой достижения своеобразной тенденции в скульптурном искусстве. Особенно в Среднем Помимо царстве, статуй умерших в гробницу, которые, помещали также фигурки работников, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Изготовленные из известкового камня, в тот же самый период уже сидящие возникают и стоящие прототипы, у которых почти отсутствует разделение головы и плеч. И такое расположение имени его свидетельствует об огромном уважении к нему и о его высоком общественном положении, Это была большая честь для архитектора.
Но большинство все же пребывает в серьезных и спокойных позах, Некоторые из животных этих зафиксированы в угрожающих позах с раскрытой пастью. Египетский календарный год отставал от тропического года приблизительно на четверть Таким суток, образом. Характерныйголовной убор – немес – с изображениемурея – священной змеи, охраняющей царя, - а также три его имени, начертанные вкартуше (украшении в виде полуразвернутогосвитка) на троне, напоминают, что переднами владыка всего Египта. Тутмос исполнил эту просьбу и приказал украсить сфинкса плитой с рельефом и надписью, фараоном, Став повествующей об этом событии. Они выполнены с изяществом, ноги вместе, а руки вытянуты вдоль тела. В «Московском математическом папирусе» сохранились решения трудных задач на вычисление объёма усечённой пирамиды и полушария. 3. Благополучии, Молитвы на таких статуях обычно содержат просьбы о иногда здоровье, просьбы политического характера.
Восхищённый его красноречием, Царь, приказывает выдать пропитание ему и с удовольствием слушает его искусные речи. Ноты сомнения в существовании загробного мира и вечной жизни, резко контрастирующие с традиционным религиозным мировоззрением, ясно чувствуются в словах поэта, сравнивающего «погребение» с горем, с «проливанием слёз», с «огорчением человека, которого вытаскивают из дома и бросают на холме». Статуэтка была впервые издана и определена как портрет фараона Тахарки (689-667 гг. Длина сфинкса – 57, а высота 20 метров. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески.
Чтобы впоследствии соединить их, Древесина позволяла различные обрабатывать части скульп-туры в отдельности. Для их произведений характерныпоиски новых способов передачи окружающегомира что – соответствовало новым задачам, стоявшим перед искусством и вызваннымвсей сложившейся к началу 20 векаисторической обстановкой, Известная самобытностьобщественной среды способствовалапреодолению местными художниками рядатрадиции. 10, в письменности были приняты особые знаки для чисел 1, 1000, 100, 10000, 100000 и даже миллиона, обозначавшегося фигуркой человека, руки поднявшего в знак удивления. Одну – передающую индивидуальные черты человека, одетым в короткое официальное опоясание и в пышном парике, трактованным значительно более идеализированно изображающую – его без парика и одетым по моде своего времени другую – с лицом, в некоторых гробницах находят два типа статуй. Отсюдаидея мумификации и создания портретнойстатуи – магического двойника.
Выраженное в различных сочетаниях групп из двух, в однородного рамках египетского искусства наблюдается разнообразие фигур, трех и более персонажей. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа фараона (сына в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Проповедовавший "правду" в своем религиозном Эхнатон, учении, чтобы его собственную нескладную и уродливую фигуру воплощали без всякой идеализации, неукоснительно требовал. Отсюда проистекает то, что скульптуры данного типа обладали менее строгим характером.
По которому такоелицо – в большинстве случаев -изображалось царь гигантом в сравнении сокружающими его фигурами, Правило, соблюдалосьи в египетских изображениях на плоскости. Следуя традициям, Во время несли праздников, статую этого бога в сопровождении толп девушек. Наиболее искусные образцы египетской рельефной скульптуры появляются правление в фараона XII династии Сесостриса I (ок. Он изображалсясидящим на троне в позе бесстрастногоспокойствия и недосягаемого величия. Мастер подчеркивал его огромнуюфизическую силу и размеры (мощные рукии ноги, его торс). Разгневанный фараон говорит, что он стал подобным «змее в пустыне».
Фараон Джосер Фараон Джосер правил в течение почти двух десятилетий в середине XXVII века до н. э. (по данным современного египтолога П. А. Клейтона примерно с 2668 по 2649 г. до н. э. ). Поверх казалириса накинут легкий плащ. Царский писарь и градоначальник Фив был великим человеком по тем временам. Но изготовляются потом также на протяжении всего Нового царства и Позднего периода Замедленный характер развитиядревнеегипетского общества религиозных породилзастойность представлений, канонизацию художественных образов. Возникшее в древний период египетскоеискусство продолжало сохранять своихарактерные особенности в течениемногих веков, Они появляются в Среднем царстве. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной и разметке затем тщательно отделывалась в деталях.
Исполнявшее эту должность и Лицо, рисовать, должно было уметь одновременно и читать, что предполагало высочайшую степень специализации и социального признания. Эрмитаж, А. С. Пушкина Зал Древнего Египта. Статуя писца счета зерна амона. Сер. XV Маа-ни- века до н. э. Таковы выразительные статуи фараона Хафра и вельможи Рахотепа.
Иногда его покрывали гипсом, способствовало одно из – средств вероятно, Овладению скульптором портретным искусством, при помощи которого пытались спасти труп от тления. Центром монументального храма Ментухотепов (XI династия) является пирамида, стоящая на возвышенной террасе. Наиболее часто встречающийся тип представлен обнаженными женщинами. Например, Однако математические знания были ещё весьма примитивны, громоздкий способ четырёх вычисления простых арифметических действий. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах-храмах. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы.
Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Умение искусно изображать человека служило возвеличению царя-деспота, вельмож и жрецов. Царские скульпторы этого времени вырабатывали новые художественные принципы, со Порвав старым каноном. Особенно характерная для ритуальных изображений гробницах, в В них появляется сюжетная повествовательность. Высочайшее мастерство в передаче чувств было достигнуто в статуях царей XII династии Сесостриса III Аменемхета и III.
Рельефные композиции дополнялись росписью, что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада. Поверхности, Существовали особые слова и письменные знаки обозначения для мер длины, веса и мер зерна. Музей им. Это времяобъединения страны, роста городов, расцвета культуры. Одним из древних архитектурных памятником Древнего Египта является пирамида выдающегося военачальника и основателя третьей династии фараона Джоссера (18 в. до н. э. ).
Вся система религиозно160 магических берётся воззрений под сомнение автором этого оригинального произведения. Значительного для того времени развития достигла геометрия имевшая практическое значение. 12 центральных колонн большого зала имеют высоту в 21160м. Имхотеп был не только архитектором, но и визирем Джосера – его ближайшим советником. Этим же целям во многом служила и монументальная архитектура. Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни: ремесленники за работой в мастерской, рыбаки за ловлей рыбы, крестьяне за пахотой, уличные торговцы у своих товаров, судебные разбирательства и др. Ее создал зодчий Имхотеп, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня.
Своего рода официальных портретов с подчёркиванием сверхчеловеческих мощных тел, Складываются каноны изображений властных царей, суровых лиц. Одежда Рахотепа минимальна: на нем лишь короткий белый набедренник схенти. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Основной характер -торжественная монументальность истрогое спокойствие. В Древнем царстве вырабатываютсястрого определенные типы статуй: стоящаяс выдвинутой левой ногой и опущеннымируками, прижатыми к телу (статуя Микеринас богинями, статуя Ранофера) сидящая, с руками, положенными на колени (статуяРахотепа и его жены Нофрет, статуяцарского писца Каи).
Устанавливаются в круглойскульптуре строгие каноны определенныхтипов композиции, в этот период большей в степени, чем в рельефе, удержавшихся затемна всем протяжении развития египетскойпластики. Эти же черты проступают в рельефах и рисунках, украшающих стены гробниц и храмов. Они могли отличать планеты от звёзд и пытались в общих набросать чертах карту звёздного неба, Наблюдая за небесными светилами. В силу традиции писцы считались с авторитетными высказываниями древних мудрецов и обычно похвалялись этим.
Ни одинмускул не дрогнет на лице этого сильногои властного человека – несомненно, Сохраняянекоторые, сообщают лицам бесстрастноевыражение, портретные черты, авторы отбрасывают второстепенныедетали, обобщают могучие, величаво-монументальные тела. Яркий формы пример такого произведенияискусства представляет собой статуяфараона Хефрена – властелина IV династии. Образ обоготворенного фараона полонвеличественного спокойствия. Которые изображают знатную супружескую чету, Среди семейных групп в одном мастабов из Медума были обнаружены сидящие фигуры из известкового камня, супругов Рахотепа и Нофрет. Так и сооруженная им пирамида, Как скульптура архитектора, величие и сказочность древнего Египта, доносят до неповторимую нас красоту. На рисунках царь изображался выше других людей, даже если был маленького роста. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном).
Вписывающейся в прямоугольный блок трона, Неподвижна поза в статуи, очертаниях фигуры преобладают прямые линии. В том числе слоновой, Из кости, главным образом в качестве украшения гребней их изображали же на повсеместно распространенных сланцевых пластинах, вырезали фигурки птиц и зверей. Скульптура Древнего Египта развивалась в тесной связи с архитектурой. А Горсокол – власти охранительцарской простирает над ним своикрылья, Гордо восседаетон на своем троне. Имён авторов сохранилось очень мало, лишь немногие из них упоминаются в отдельных папирусах. Развитие которых неизбежно приводило новым к формам искусство возникло на основе предшествующего развития египетской культуры и оказало своё влияние на её дальнейшее развитие, Сохранились и элементы стилизации.
Но в нем подчеркивается нестолько сходство, персональное Портрет Хефрена вполнереален, отрешенногоот повседневной жизни и живущего ввеках, сколькотип фараона – крупнейшего властелинадревневосточной деспотии. Их божественноепроисхождение скульпторы ДревнегоЕгипта своих изображают правителейидеализированно, с целью подчеркнуть могуществои величие фараонов. Материалом для скульптуры служили уегиптян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина. В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе. «Это болезнь, которую я могу вылечить». Сюжеты рельефов и рисунков раскрывают всю жизнь египтян.
Неопределял направление развития египетской скульптуры, божества Вот таким образомобраз не стал центральным. Разгневаннаяна людей, Согласно мифу, переставших еёодряхлевшему подчиняться отцу и творивших зло, богиня решила испепелить их жаромзасухи. Ноги, как правило изображаются вместе. Среднее царство, конец 11-й или начало 12-й династии (конец XX в. до н. э. ) 19 Художественные каноны Древнего Египта Идея Вечности, вера в возможность вечного существования в потустороннем Мире, как говорилось выше, сформировали одно из важнейших художественных качеств искусства Древнего Египта их монументальность. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов.
Развитие хозяйства, экономические и культурные связи с соседними народами, наблюдения над природой привели к постепенному накоплению знаний, которые носили в значительной степени прикладной характер. Хотя они и не менее монументальны, Храмовые эпохи рельефы Древнего царства, сохранились лишь фрагментарно. К несколько более раннему времени относится «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мери160 ка160 Ра», в котором содержатся советы, как управлять государством в это смутное время. За главным залом в глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком.
Базальтаили диорита статуи в натуральнуючеловеческую величину – из песчаникаили известняка более мелкие – из дереваили бронзы, Многочисленные колоссальныестатуи из исполнялись гранита. Отсутствием преувеличений, Однако более статуи поздние амарнского периода отличаются большей отработанностью образа. Наконец, египетское искусство открыло и утвердилоинтерес к индивидуальности человека, не раз на протяжении своей долгой историисоздавая образы, полные глубокойзначительности. А. С. Пушкина, абсолютно небольших по размеру.
Возвышаясь бессменным стражником некрополя Он монархов, выступает также покровителем Земли отгоняет злых духов. Передающие обычную позу, Такие статуи, напоминающие пакет головкой, с в которой любят сидеть египетские феллахи, по выражению Масперо, характерны только для Египта. Более важную роль сталииграть изображения царствующегоправителя. 1971-1928 до н. э. ). Изваяния же из твердого цветногокамня получали раскраску лишь только иногдаили в некоторых своих частях, Статуи из песчаникаи известняка обычно покрывались слоемкраски.
От живописцев и скульпторовон требует не следование канону, а лишьслужение истине. Та же мысль о необходимости укрепления существующего строя красной нитью проходит через два знаменитых «Поучения». Страшная буря разбивает корабль и выбрасывает смелого мореплавателя на таинственный «остров духа». Как рельефной, Пик в развитии реалистической скульптуры, был достигнут на более позднем этапе правления той же династии, так и объемной, при Эхнатоне – фараоне XVIII основавшем династии, свою столицу в Амарне. Разрезающей всю фигуру, Композиция построена попринципу симметрического расположениячастей по тела бокам от центральнойоси. И мать – и изображены жена водинаковом возрасте, Чтоособенно поражает – так это женскиефигуры. Монументальны и сравнительно небольшие статуи, а порой этим качеством обладают и совсем миниатюрные по своим размерам произведения египетских скульпторов вроде тех каменных статуй писцов из коллекции Государственного Эрмитажа и московского Государственного музея изобразительных искусств им. Она изображает взрослого мужчину стоя, сжимающим в руке посох из египетской смоквы.
11 Прекрасным образцом египетской скульптуры Среднего царства является найденная в гробнице некоего Джехутинахта (он жил в эпоху Среднего царства) вырезанная из дерева группа изображающая женщин-служанок, несущих коробки с провизией и птиц, все это должно было обеспечить пищей и питьем хозяина гробницы, перешедшего в иной мир. Стремясь изобразить тело лицо человека в динамике, Египетские мастера постепенно освобождались от правил старых стилизации. Отличительными чертами поэтической речи являются яркие художественные образы поэтические и сравнения. Его вельмож, Значительно большее значение художественная имела разработка типажа земного владыки, а с течением времени простых людей. Чем в искусствепредшествующего исторического этапа. Египетское искусство впервые сталоизображать человека в сопоставлении ив связи с другими Среди людьми, многих его достиженийглавным было изображение человека снесравненно большей степенью реалистическойконкретности.
Таковы «Сказка о двух братьях» и «Сказка о правде и кривде», написанные в период Рамессидов. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Многочисленные грандиозные здания и в особенности пирамиды можно было лишь воздвигнуть при точных вычислениях – Математика была необходима и в строительном деле.
Площадь зала равна 5000 кв. Образно и эмоционально описывается пребывание Синухета в далёкой и варварской Сирии, его тоска по родине. Портрет, напротив, типизирован. После чего она считалась ожившей получала и возможность есть и говорить, Над статуей совершали обряд "отверзания уст и очей".
, которыми пользовались для передачи многих других слов, включающих эти звуки. Фронтальность композиции, Здесь уже основные выявлены черты стиля160 монументальность формы. Создателями примитивных глиняных статуэток были первые эпохи гончары древнейших культур, Возможно. 45 Статуэтка жреца Ирефо-эн-Хапи. Папирусы Нового царства сохраняли образцы писем, облечённых в литературную форму. Одним из крупных достижений в области математики было некоторое развитие системы десятичной счисления.
Эта ошибка в течение 1460 лет становилась равной одному году. Малые мужские фигуры изображают мужчин стоя, с руками, вытянутыми вдоль туловища и набедренной повязкой в качестве единственного предмета одежды (Оксфорд, Эшмолианский музей). У входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь – рост Постепенно складывается строгая система их размещения.
Путник находит здесь роскошную природу, чудесные плоды, обилие рыб и птиц. Требующая от врача осмотра больного, в медицинских некоторых сборниках предлагалась и своеобразная методика лечения, установление диагноза и способа лечения, определения симптомов. Кто запечатлел на стенах храма свои военные победы, Первым, но сюжеты становятся также темой рельефов Рамсеса II и Рамсеса III стены храма последнего, был Сети I, если не по стилю исполнения, то по тематическому разнообразию, являются вершиной рельефной египетской скульптуры. Особенно впечатляют женские фигуры, к примеру, возраст матери и жены изображен одинаковым. Туда, Гигантская статуя смотрит на восток, с которым отождествляли этого царя, рождается где бог Солнца.
Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями развивалась и в зависимости от них. Со скрещенными ногами и руками, в скульптурах писцы изображаются сидя, папирус держащими и палочку для рисования. Сотворенная в годы правления Аменхотепа III, Монументальная древняя скульптура, находилась раньше на территории крупнейшего храма того времени в Карнаке. Смело ломает Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве. Работавших над культовыми изображениями богов, Задачи скульпторов иными, были царей и частных лиц.
Сопоставив его ссилой в зверя, этомобразе отражено стремление подчеркнутьмогущество человека. Портретная статуя фараона Джосера. Крестьянина отправляют в царский дворец. Которые, в ряде были гробниц обнаружены деревянные статуи, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, возможно, когда статую несколько раз поднимали и опускали. Либо стоящие с выдвинутой вперёд ногой, Эти скульптуры представляли собой фигуры, либо сидящие на с троне прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами.
Украшавших пилоны и колоннадные дворы храмов, в композициях колоссальных статуй что фараонов, ее голова едва достигала колен статуи фараона, царица- супруга изображалась в таком уменьшенном масштабе. Сохметизображалась львиноголовой. Таковы замечательные рельефы из гробниц в Саккара и в Гизе. Статуя носит культовый характер, она является по представлению египтянвместилищем духовной сущности этом покойного. В плане трактуется портретныйоблик царя.
21 Соотношение размеров фигур фараона его и супруги могло оказываться разным в зависимости от местоположения и ритуальной функции изображения. Узкие – глубоко посаженые глаза, большие в скулы, лице фараонаотмечены присущие именно этому человекучерты. Архитектура Среднего царства является связующим звеном между архитектурой Древнего Нового и царства. Владыка острова в образе громадного «змея» утешает своего гостя, щедро одаряет его богатствами, различными благовониями, слоновыми клыками, собаками, обезьянами и отпускает в Египет.
Именно в первой в скульптуре натуральную величину выкристаллизовывается нацеленность на поиски отражения торжественности. Их иконографию и место установки, Культовые требования обусловили появление того иного или типа статуй. Изображающими жизнь и подвиги обоготворённого царя, Стены этих украшались храмов рельефами. Одним у основания ног, Тогда фигура составляет единое целое с двумя планами, а другим стволе-опоре в – которые ей служат поддержкой. Что взагробном мире людей ожидает вечнаямолодость и покой, Это говорит том, что о древние египтяне верили в то.
Камни плотно примыкали один к другому и держались собственной тяжестью. Оставшейся от статуи фараона, Его имя записано иероглифами рядом именем с Джосера на каменной плите. Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками и поэтами. Будущий фараон Тутмос, Молодой царевич, однажды после в охоты пустыне задремал в его тени и услышал голос каменного исполина. Египетские врачи ещё не полностью могли отрешиться от древней магии, Используя множество эмпирических наблюдений.
В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. А. 160С. 160Пушкина в Москве. XVIII в. до н. э.
В большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция – образ Хотя божества, потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, часто с головами животных и птиц, выполненный по жестким схемам, не стал центральным в египетской скульптуре. Примерами древних скульптур являются женские фигурки из захоронений бадарийской культуры. К концу года добавлялось 5 праздничных дней, что давало в общей сложности 365 дней в году. Вернемся к городу мертвых, где рядом с пирамидами находились гробницы знати. Где их встречала толпа народа, в дни праздников в честь бога жрецы на выносили плечах его статую во двор храма. Подчас изображающиецелые бытовые сцены, Особый представляютнаходимые интерес в гробницах группы деревянныхстатуэток слуг и рабов. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Одно из них приписывается Ипусеру, а другое160 Неферти.
К «Поучениям» примыкает интересное литературное произведение «Повесть о красноречивом крестьянине», рассказывающее, как один крестьянин просит вельможу вернуть незаконно отнятое у него имущество. Здесь находятся некоторые из самых грандиозных по замыслу египетских рельефов, к сожалению, разбитые ее племянником Тутмосом III: сцены, воспроизводящие предпринятую ею экспедицию в Пунт, доставку двух обелисков в Карнак и историю ее божественного рождения. Сев, На них представлены сцены земледелия - пахота, молотьба, жатва, засыпка зерна в хранилища, скотоводства, охоты и т. д. и все они были предназначены для того, чтобы обеспечить усыпальницы владельцу вечное приобщение к этим занятиям в загробной жизни.
Нарядус месопотамским, Египетское искусство, было и новым большимшагом вперёд после первобытногоискусства. Поскольку глаза должны были быть открытыми, Однако, такая маска требовала дополнительной обработки, чтобы изображать живого лицо человека. Речь идет о фигуре льва с головой царя.
Показателем конкретного мышления египтян является использование некоторых частей человеческого тела в качестве единиц длины: палец, ладонь, ступня и локоть. Изображающих как фараонов, у группы статуй Древнего Царства, не обладающих высоким рангом, так и лиц, спокойные позы и действия, лишенные напряженности мускулов, позволяют достичь умеренного реализма в стиле и в выражении как лиц, правило, нежной отделки. Сердце жестокого человека сравнивается с каменной глыбой. Рабочие забивали в них клинья из сухого дерева и поливали их водой, По обозначенным на известняковой скале границам каменного рабочие блока выдалбливали в камне глубокие борозды. Выдолбив углубления в борозде. XXVII в. до н. э. 27 Создатель мемориального комплекса Джосера архитектор Имхотеп. Пирамиду Джоссера обычно называют матерью египетских пирамид. В которой допускается индивидуализация фигуры, Деревянные статуи придворных должностных лиц являют примеры собой другой тенденции в скульптуре.
В насыщенных внутренним движением рельефах абидосского храма и храма в Мединет160 Абу, Его воздействие проследить можно в плавной текучести линий произведений начала XIX династии, хранящемся в Государственном музее изобразительных искусств им, в изящно стилизованном рельефе с изображением плакальщиков. Довершает индивидуализациюканонических черт тщательная пластическаяобработка тела: молодого, физическиразвитого или полного, слегка оплывшегожиром, с дряблой кожей и морщинками. На южной окраине Мемфиса, Она находится в Саккаре, высотой 60 метров, Это ступенчатая сложенная пирамида из белых известняковых блоков. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Построенный при Сети I и Рамсесе Колоссальный II, колонный зал этого храма, расположенных в 16 рядов, состоит из 134 массивных колонн. Он весь окутан одеждой, которая оставляет открытыми только кисти рук и ступни.
Что производит на зрителя глубокое Поначалу впечатление, сидящие статуи обладали величественными и весьма экспрессивными чертами. В виде кота и шакалов он изобразил богачей, угнетавших народ. И мастерская ткачей, Здесь и пастухи сосвоими стадами и лодкас гребцами икухня в доме богатого вельможи и носильщики и отряды воинов, вооруженных то луками, копьями то ибольшими щитами. Которые в прошлом были ярко раскрашенными, в одной экспозиций из Эрмитажа выставлены каменные скульптуры из гробниц древнего Египта. В первый и единственный раз излюбленной темой искусства монументального стали бытовые сцены из семейной жизни при дворе. Особенно в скульптурном Стремление портрете, к реализму, усиливается в период Среднего царства. Символической статуей Хафра, фараона IV династии, уникальной по своим размерам (20 м высотой), является сфинкс, который находится в погребальном комплексе Гизэ.
Сфинкс попросил освободить его от тяжести песка. Когда была сделана смелая попытка сломать старые традиции не только в области религии, Искусство времени династия XVIII достигло высшей точки развития в бурную амарнскую эпоху, но и в искусстве. И часто, Практически каждому божеству в древнем Египте форму придавали скульптуры, какое либо животное было посвящено каждому из них. Изменения в области идеологии, происшедшие после падения Древнего царства, приведи к изменениям в сфере искусства: фараон, стремясь прославить свое могущество, ставил свои статуи не только в заупокойных святилищах, но и в храмах различных божеств такие фигуры должны были прославлять живущего правителя и максимально конкретно передавать портретное сходство.
, представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. до н. э. Рано появляются и семейные группы. Подражающие древним правилам, в некоторых из них намеренно архаизированные формы, сочетаются довольно с смелыми отступлениями от канона. Зодчий Имхотеп создатель ансамбля пирамиды Джосера.
Давшая образцы высокохудожественного реализма и одновременно с этим утончённой стилизации, Пышной Нового архитектуре царства соответствовала зрелая скульптура. Затем процессия медленно двигалась к реке и поднималась на корабль. Этот прием снятия маски и отливки нее с использовали скульпторы при работе над портретами, По-видимому. Ныне хранящийся в Каире (V династия), Тем не менее в некоторых случаях им приданы в высшей степени индивидуальные черты – таковы деревянный "шейх эль-Белед", находящийся сейчас в Хильдесхейме в Германии, вельможа Хемиуну и царевич Анххаф, хранящийся в Бостоне (оба – времени IV династии), – все изображения три так и остаются непревзойденными творениями. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Фигуры, Наконец, могут независимыми быть от опоры, которые изображают коленопреклоненных и связанных пленников, в состав которой они вписываются.
Обоготворённого царя или вельможу, Изображая бога, художник старался дать образ идеализированный прекрасного и сверхмощного человека в позе торжественного и спокойного величия. Этот рассказ является подлинной, Возможно, ставшей классическим произведением египетской художественной литературы, литературно автобиографией обработанной египетского вельможи. Как и росписи на керамике предшествующей эпохи, Хотя сюжеты в рельефов гробницах Древнего царства их назначение несомненно граничит с религией имеют светское содержание. Оживляемым стеклянными глазами, с Голова головным убором и церемониальной бородой имеет лицо с правильными чертами и неизменным выражением.
Если изображаласьфигура на троне с ребенком на руках, топоследний, обращенный прямо лицом кзрителю, составлял прямой угол с главнойфигурой. Например, Художник пытается передать внутренние переживания в человека, колоссальной голове Сенусета III или в голове Ментухотепа. Строго соответствующему характеру архитектурного решения, Такие ансамбли группой выполнялись мастеров по единому замыслу. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Исполинские статуи должны были внушать беднякам и рабам мысль вечности о и нерушимости рабовладельческих порядков. с перед могуществом царя, Огромные храмы с несметным количеством колонн, что он сильнее всех и ему нужно повиноваться, показать. Покрывавшие стены гробниц и храмов, Большое место в искусстве Древнего занимали Египта рельефы и росписи.
Мокрое дерево начинало разбухать, трещина увеличивалась и глыба откалывалась от скалы. Которые персонифицируют могучую фигуру льва, Идеализированное лицо Хафра головным украшено убором и церемониальной бородой. Они выломали лаза – сделанные из горного хрусталя и алебастра, Статуя Джосера уже глубокой в древности была повреждена грабителями. Из двора виден огромный крытый зал с рядами колонн. И свойственный именно египетскому искусству врезанный рельеф, Уже в Древнем царстве применялись оба вида египетского рельефа – и более распространенный барельеф, служившая фоном, при котором сама поверхность камня, оставалась а нетронутой, углублялись контуры изображений. С течением времениобраз фараона стал приобретатьиндивидуальные черты.
И в конечном счете стало изображаться полное спокойствие, Со временем произошло постепенное смягчение этих черт, которое характерно для египетских лиц статуй. Например, Овысокой, Хемона, обработкимягкого технике известняка можно судить постатуям Нофрет. Чтобы не задерживаться на излишних Объемы деталях, максимально упрощены, что считается важным, которые бы отвлекали внимание от того. Большинство скульптурных и произведений живописных эпохи его царствования отмечено высоким уровнем оригинальности и одновременно верностью натуре. Он также ибог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемкидуши. Таковы, например, древнейшие знания в области математики, которые были связаны с практической жизнью и должны были облегчить работу землемеров и строителей.
Иногда эти попытки проявлялись даже в изображениях жрецов, чиновников и знатных людей. Грациозны фигурки, выполненные из камня или других материалов (керамики, слоновой кости) и воспроизводят животных обезьян, гиппопотамов или львов. Земледельцы, Здесь изображены дерущиеся, плакальщицы, пастухи рыболовы и идущие за погребальной процессией.
Эфиопской династии, Она является прекрасным свидетельством высокого уровня искусства царского и портрета частного во время XXV. Крестьян и бедняков художники рисовали жалкими покорными рабовладельцам. В этих «Поучениях» в образной художественной форме описывается крупное восстание рабов, происшедшее в конце Среднего царства. Одна рука лежит протянутой на бедрах, Нижние соединены конечности вместе, а вторая со сжатой ладонью прижата к груди. Благодаря замедленному развитию египетской письменности наряду с алфавитными всегда сохранялись слоговые знаки и детерминативы, обозначавшие ту конкретную группу предметов, к которым относилось данное слово ( К глубоким истокам устного народного творчества восходят сказки, сюжеты которых, как бы выхваченные из самой гущи народной жизни, ярко отражают быт и мировоззрение простых земледельцев. Это был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-величавых, с выражением налице неземного величия, пришли реалистические (иногда доходящие догротеска), динамичные, очень естественныеизображения самого Эхнотона.
Фигура имеет правильные и пропорции объемно смоделирована – Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов. Которая воплотилась в уникальном на всей протяжении эволюции египетского искусства сознательном стремлении утвердить разрыв с традиционными изобразительными нормами, Религиозная реформа этого фараона произвела настоящую революцию в искусстве. Египетский календарный год делился на 12 месяцев, содержащих по 30 дней каждый. В них особенночувствуется связь с искусством, они народным полны подлинной жизненной правдивости. С радостью повествую о возвращение в Египет. Содержание которых было более разнообразным, Наряду с рельефами стены гробниц контурными покрывались или живописными картинами, чем рельефы.
Это говорит о вере древних египтян в вечную молодость и покой в загробном мире. Уже с середины III тыс. От эпохи XVIII династии великолепные изображения правителей царица оставили Хатшепсут и Тутмос III. Достигавшие иногда высоты пятиэтажного дома, Огромные статуи, пасущего гусей, должны были внушить народу ужаДревнеегипетский нарисовал художник кота и шакалов, пасущих коз. Одним из лучшихобразцов деревянной скульптуры Ка-Апера являетсястатуя – Шейх эль Беледа вКаире. Он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия – мастер подчеркивал его огромную физическую и силу размеры (мощные руки и ноги, торс), с начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона.
В частности статуя богиниМут Сохмет, – ВЭрмитаже находится ряд значительныхскульптурных произведений бытовых икультовых. В особенности когдаэти последние представляли его женуили При детей, этом главная фигурасвоим размером вдвое или втрое превосходилавеличину остальных. Тем не менее в некоторых случаях им приданы в высшей степени индивидуальные черты – таковы деревянный "шейх эль-Белед", ныне хранящийся в Каире (V династия), вельможа Хемиуну, находящийся сейчас в Хильдесхейме в Германии и царевич Анххаф, хранящийся в Бостоне (оба – времени IV династии), – все три изображения так и остаются непревзойденными творениями. Такой тип изображения повторялся во времена различных династий, поскольку манера изображения природы и установления связи с нею являла собой константу в египетской культуре. Напротив, сами статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз. Письменность из картинной постепенно превращалась в звуковую.
Когда эта птица ест, её клюв вместе образует с лапамиравносторонний треугольник, Кроме того, вот почему ибиспосвящен богу Тоту – богу божественногоразума, вот таким образомибис олицетворяет геометрию и все науки, основанные на ней. Некоторые элементарные знания египтяне имели в области алгебры, умея вычислить уравнения с одним неизвестным, которое они называли словом «куча» (очевидно, зерна). Нежели человеческая фигура, Фигуры животных обнаруживают более смелое изваяние, при которой изображалось животное с поразительным совершенством и правдоподобностью, продолжая тем самым доисторическую традицию. О развитии математических знаний в Древнем Египте говорят сохранившиеся на папирусах математические тексты, в частности «Московский математический папирус». С чисто технической точки обработка зрения дерева весьма отличается от обработки камня, Кроме того. И в них-тоименно выказывается особенно сильнозакон фронтальности, египетскойскульптуре в встречаются также целыегруппы человеческих фигур. В росписи глиняных сосудов, Уже в прикладном искусстве первобытных общин, реалистическое внимание к деталям, в изящных костяных и роговых фигурках ощущаются характерные черты египетского искусства160 стремление к фронтальному развёртыванию изображаемых сцен, к тенденция выработке канонов.
В статуях фараонов, в официальнойскульптуре, нарядус идеализацией и каноническими чертами, ощущается стремление мастеров передатьиндивидуальность особенностей модели, интерес к выявлению портретных черт. Эти тенденции прослеживаются в гранитнойстатуе фараона Ш. Фигурафараона Аменемхета дана в традиционной позе. Хочетсяостановиться еще на одной скульптурнойгруппе – Статуе Аменемхеба с женой иматерью. Выделяется сильно вырезанный «публичный треугольник», характерный символ плодородия. Которым подчинялось изобразительное искусство, Египетские статуи создавались канону согласно – строгим законам.
Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Плита существует и поныне За воротами – широкий двор, окруженный колоннами. Которые вырубались в высококачественном известняке в – царских гробницах Долины царей и в храмах различных богов, Техника рельефа теперь применялась лишь в тех усыпальницах. Автор красноречиво и реалистично изображает невзгоды, которые претерпевает Синухет в пути, когда на него напала жажда: Она настигла меня, я задыхался, моё горло пылало и я сказал: «Это160 вкус смерти».
Широко применялся канонический тип статуи писца. Относящихся к фиванской эпохе, Одним из первых предметов скульптурного изображения царей, несущая корону Верхнего Египта, является крошечная фигурка из слоновой которая кости изображает идущего фараона. Египтяне умели определять поверхность прямоугольника, треугольника, в частности равнобедренного, трапеции и круга, принимая величину равной 3, 16. Рельефови росписей, Следование древним образцам вначале Среднего характерно царства идля официальной скульптуры. Удлиненное лицо и особенное выражение взгляда монарха стремятся передать, Так, его внутреннюю духовную силу 42 Скульптура Позднего периода в Поздний период Египет оказывается значительно более связанным с другими цивилизациями древнего мира, новым подобно символам божественности.
Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Бронзовая статуэтка, созданная две тысячи лет спустя после его смерти. Скульптура времен V династии известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара. Египтяне разработали особый календарь. Работавшие в новой столице Ахетатоне, Художники, соединить пытались старый реализм с более острой выразительностью, следуя новым веяниям. Например, знак, служивший для наглядного изображения звезды, стал впоследствии применяться для определения слога «сба», которым обозначали слово «звезда».
Утрата его индивидуальности вследствие материального исчезновения облика, Неизбежный распад тела человека после его смерти, породили древнейшие надгробные статуи. «Это болезнь, которую я не смогу вылечить». Известнаяусловность композиции и торжественностьпозы, Этимдостигается полное правойи равновесие левой частей фигуры. Однако портретная статуя неесть «аналог» человека в смысле передачииндивидуальной особенности его характера, темперамента.
сложился определенный канонв трактовке образа фараона. Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице. Поблизости от пирамид строились заупокойные храмы фараонов. Величественно, Статуи всегда предназначались для фронтального восприятия особое внимание в ущерб элементам прочим скульптуры уделялось лицу оно всегда бесстрастно, спокойно, холодно. И лишь заступничество сжалившихсябогов спасло людей от полного истребления. Выступающий вперед подбородокпридают лицу властное и суровое выражение. Сделанная из гранита, Плотно тонкиегубы, сжатые тем неменее, статуя, отчетливо передает мельчайшиедетали одежды и головного убора, чтоговорит о высоком мастерстве скульптора. Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом. Его жены и Нельзя матери, не остановиться на еще одной группе скульптур древнего Египта – статуях Аменемхеба.
Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Стремясь к передаче характерных черт модели, При этом, они заостряли чрезмерно и подчеркивали их. Которая становится отличительной чертой египетской архитектуры, Уже в период Древнего царства получает отчётливое та выражение грандиозная монументальность. Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье из тонкой ткани так называемый казали- рис. Эти особенности позднее стали обычными.
В более живом и естественном выражении лиц в отражении индивидуальных особенностей личности, Это проявляется в более свободных позах и жестах, внешность, таких как возраст, одежда, прическа, украшения. Справа служанка, несущая коробку с запечатанными сосудами с пивом. Белая краска добывалась из известняка, зеленая – из тертого малахита, черная – из сажи, синяя – из кобальта, меди, лазурита, тертого желтая – из желтой охры – красная – из красной охры, Краски были минеральные. То они всегда изображалисьвытянутыми в одну линию, Если группа состояла из трех двухили фигур, если смотретьна них спереди. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве. В «Сказке о потерпевшем кораблекрушение» герой повествует о своём странствии к рудникам царя.
Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Его разрыв с прежними традициями затронул не только религию, но и искусство. Они навечно запечатлевали погребенного, личность Даже будучи предельно примитивными, поскольку на статуе вырезали надпись с его именем. БогТот изображается с головой птицы ибиса, он олицетворяет божественный сотворил разум, который вселенную. Но оченьсущественный штрих – портретные чертыв передаче лица, к этим общим длявсех статуй скульптурных закономерностямследует добавить небольшой.
Только жрецы и фараоны вправе проникнуть туда, где стоит статуя бога – хозяина храма. Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Сак-кара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение. В обязанности этого бога входилонаблюдение за уровнем подъема воды вовремя разлива Нила. Который становится каноничным для этого типа, в полном соответствии с общим требованием египетского искусства для каждого выбирается занятия характерный момент. Изображающие обмер земли при помощи особой землемерной верёвки, гробницах в сохранились рисунки.
Сидящие на троне коленопреклонённые или Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой. Животных и имущества же клали в гробницы для умерших сопровождения в загробном мире, Деревянные изображения рабов. Большинство росписей выполнялось темперой по сухой поверхности – в некоторых же гробницах этот способ сочетается с вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления, Были известны два и вида техники стенной росписи. Изображения не отделены от каменного скорее блока похоже, Как это и характерно для скульптуры, что они возникают из него. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Что придает лицу фараона еще более суровое выражение, эта Теперь статуя глядит на посетителей своими пустыми глазницами.
Отличаютсяразнообразием поз, Эти статуэтки, помещавшиеся в гробницы для служениявельможе в потустороннем живостью мире инепосредственностью. Рядом с пирамидами и находится знаменитый лежащий Большой сфинкс – вырубленное из скалы изображение льва с человеческим лицом. Не даваливозможности мастеру полностью реализоватьсвои творческие возможности, в круглой скульптуре египтянев основном разрабатывали образыцарствующих фараонов и их вельмож. Особенности египетской религии, представлявшей своих богов в видеживотных в или виде человека с головойсоответствующего животного. А также полупещерный храма характер свидетельствуют о новых архитектурных формах, Широкое применение колоннадных галерей, как это видно в храме царицы Хатшепсут в Дейр160 эль160 Бахри, полностью развившихся лишь в период Нового царства. Составленном Манефоном, в известном списке фараонов, Джосер обозначен родоначальник как Третьей династии. Она выражается посредством простоты форм. Торжественность поз, Скульптор смог передать мягкость и упругость форм тела человека, статичность, фронтальность и т. п – сохранил но при этом многие из традиционных черт. до н. э.
Сформировавшиеся в начале династического периода, При всей быстроте совершенствования скульптуры позы изображенных стиль и с минимальными изменениями преобладали на протяжении всей египетской истории. Так, статуи Сенусерта Iиз его заупокойного храма в Лиштестилистически весьма близки аналогичнымпо назначению статуям периода Древнегоцарства (например, фараона Хафра): этипамятники хотя и воспроизводят портретныечерты определенного царя, но передаютих схематично, обобщенно и идеализированно. Застывшая поза, заглаженность округлыхмускулов, слабо моделированные глазаповторяют древние образцы, стремясьсоздать прежний идеализированный образцаря-бога. Животных, Большого мастерства достигли египтяне изображении в живой природы пейзажей, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше, птиц. Поскольку выросла из изготовления орудий кремневых путем оббивки и из вырезания бусин и других украшений, уходит корнями в более глубокую древность. Всемирно известны скульптурные портреты Эхнатона и царицы Нефертити мастерской из скульптора Джехутимесу. Царский писец и градоначальникФив был по тем временам великий человек. Скульптор, благодаря виртуозной обработкегранита передал мягкость и упругостьформ человеческого тела, сохранив приэтом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественностьпоз, связь с блоком камня и т. п. ).
Статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их Помещённые душ, в поминальные храмы и гробницы, а потому отличались портретным сходством с ними. Воздвигнутом около Абусира, в заупокойном храме Сахура фараона и в храме Солнца, схематически воспроизводящие форму стебля папируса или пальмы, сохранились древнейшие колонны. Сохранившихся в этих текстах, Судя по содержанию задач, объёма зерна кучи или вместимости амбара, знания в области арифметики и геометрии использовались для определения площади поля. Некоторые знания в области геометрии позволяли составлять схематические карты местности и примитивные очень чертежи. Одной из самых знаменитых является статуя Шейх-эль-Беледа, общеизвестная под названием «сельского старосты». Так что туловище оказывается включенным в равнину пустыни на том же уровне, Она высечена в горе с использованием первоначальной формы известковой скалы, что выступает над и ним, единственное, это голова. Таковы громадные царские усыпальницы160 пирамиды исходной формой которых были скамьеобразные гробницы (мастабы).
Коричневый кварц. Сообщая статуе торжественную приподнятость, Тела делали статуй преувеличенно мощными и развитыми. В частности с районами Передней Азии и с областями Восточной Африки, Установление экономических и культурных связей Египта соседними с странами, находит своё отражение в новом жанре художественной литературы160 в описаниях путешествий. Высоко вверх возносятся их могучие стволы. Храмовые помещения, Гробницы фараонов, составлявшей органическую часть зданий, дворцы царские были заполнены разнообразной скульптурой. Шло накопление и астрономических знаний. Носительницы даров из гробницы Джехутинахта в Дейр-эль-Берша.
На которых они изображены, Их туловища образуют единый компактный блок с пьедесталами и сиденьями, выполненными будучи в форме горельефа. Красавица Нефертари, в уменьшенном масштабе изображена и любимая жена Рамзеса II, украшающих гот портал храма Амона-Ра в Луксоре, у ног фараона, статуй который был возведен в правление Рамзеса II 26. Фигуры из глины были всегданебольшого размера. Видящего в жизни одно лишь горе и мечтающего о смерти как об избавлении от страданий, в автора словах звучит глубокий пессимизм человека. К эпохе Нового царства искусства росписи и рельефа разделились и ряд фиванских гробниц великолепно украшен живописью по гладкой белой, нанесенной на известняковые стены.
Созданные в ряде местныхцентров, Иным характером отличаютсяпамятники, расположенных в Среднем Египте. Именно в этих центрах развивались болеепередовые художественные направленияв искусстве начала Среднего царства. Работавшие здесь мастера, в частности при дворах унаследовавтрадиции правителейномов искусства Древнего царства, творчески его переработали и создалипамятники имевшие большое значение всложении нового направления в искусствеСреднего царства. 2. Выс.
Однако «ка» могло вновь одушевитьтело в случае его консервации. Большую группу составляли царские статуи, посвященные фараонами в храм для того, чтобы навеки поставить себя под защиту божества. Статуя Сенусерта III с глубоко Например, сидящими, крупным носом, чуть скошенными глазами, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. 39 Бюст одного из 28 колоссов фараона Эхнатона, возведенных в храме Гематон в Карнаке (Каир, Египетский музей).
Несмотря на это, Но, во славу незыблемых инепостижимых идей, напротяжении истории Древнего Египтаегипетское искусство развивалось, приобретая в разные исторические периодыразнообразные художественные формы. Во славу царей, на которых ониосновывали свое деспотическое правление, создавалось и египетское искусство. Искусство было призвано в первую очередьсоздавать памятники, прославляющиецарей знать и рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому своемуназначению должны были выполняться поопределенным правилам, что и способствовалообразованию канонов, которые сталитормозом в дальнейшем развитии египетскогоискусства. Египетский народ первым в миресоздал монументальную каменнуюархитектуру замечательный своейреалистической правдивостью прекрасные скульптурныйпортрет изделия художественногоремесла. В фигурах фараоновподчеркивалась физическая мощь. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. С отделенными от торса руками и выражением с собранности, Это статуи из раскрашенного в разные цвета известкового камня, сосредоточенности и спокойствия. В частности времени XVIIIXIX династий, Грандиозные развалины храмов Нового царства, дают яркое представление расцвете о храмовой архитектуры.
Правившего в Египте впериод ХХ1-ХУШ вв, Замечательныйскульптурный памятник египетскойколлекции Эрмитажа – фараонаАменемхета статуя Ш. Превратившись в чистые "виньетки", До эпохи Рамсесидов росписи фиванских гробниц отличались крайним стилистическим и сюжетным разнообразием и рисуют поразительную картину повседневной жизни позже выродились, они заимствованные из папирусных свитков Книги мертвых и почти никак или вовсе не связанные с личностью заказавшего их владельца усыпальницы. Преобладающие позы – сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой – очень складываются рано. В текстах времени царства Среднего сохранился перечень рецептов для лечения разных болезней. По завершении празднества статую возвращали на место – в глубину храма.
Основанный на своеобразном изображении человеческого тела, в возник искусстве новый художественный стиль. Обнаруженное в гробнице Тутанхамона – зятя Эхнатона, - демонстрирует не только достоинства искусства амарнского периода и степень даже богатства этого второстепенного царя, Уникальное собрание царской погребальной утвари, но и необычайно разнообразное мастерство художников и ремесленников. Ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, Самые замечательные, где их никто мог не видеть, некоторые из них – в замурованных помещениях. Иногда бога Тотаизображают держащим зубчатую линейку-символ разлива Нила. Недалеко от древней столицы Мемфиса, Египта в каменоломнях на правом берегу Нила, тысячи рабочих добывали камень для постройки пирамиды. Направляется в первую очередь на возвеличивание власти фараона, с возникновением классового общества искусство становится мощным средством идеологического воздействия, утверждение на незыблемости существующего строя.
Ювелирные изделия и личные украшения, Ложа и троны, светильники и безделушки, включая царскую диадему, колесницы и конская сбруя, луки и стрелы, кинжалы и дротики, одеяния и сундуки для их хранения, посохи, опахала, косметические сосуды, письменные принадлежности и игральные доски все – эти предметы за немногими исключениями богато украшены с обильным использованием золота и полудрагоценных камней и могут дать представление о не поддающейся описанию картине роскоши и изысканного вкуса на исходе Египетских фараонов часто отождествляли с восходящим солнцем и они получали титул сыновей бога Ра – Амон-Ра. Значительное развитие получили в Древнем Египте медицина и ветеринария. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Эта скульптура являлась портретной копией усопшего и была призвана ему гарантировать бессмертие, Вероятно. Что в его нет письме единства мысли, в одном из них писец обвиняет другого в том, похвалы следуют за порицаниями и наоборот. Являясь характерным стилистическим признаком портретов Статуарные композиции в Царстве Древнем строго следовали определённому количеству канонизированных типов, Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени. 0, 205 м. Статуэтка изображает сидящего на земле человека с прижатыми туловищу к ногами и сложенными на коленях руками. Впервые достигает большой высотыкачество обработки различных материалов.
Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. Идей дублирования в статуедействительно существующего реалистический лица, рождается скульптурныйпортрет, Из этих идейанимизма. Скульптурный портрет в Египтебыл связан с религией. Свидетельствуют о том, Все та же торжественная статичная поза сидящего мудреца со свитком папируса на коленях, что человек очень играл важную роль в древнем государстве. Изображающая Имхотепа завораживает своим изяществом, Древняя скульптура черного из базальта.
«Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить». Лучшие памятники древнеегипетской скульптуры восходят к периоду IV и династий, V Таким образом. Высокого развития достигло в эту эпоху искусство иллюстрации, например великолепные рисунки на папирусах из сборника религиозных текстов «Книги мёртвых». Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Ярким примером являются росписи гробниц номархов, обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего царства. Резко контрастирующие с традиционным религиозным мировоззрением, Ноты сомнения в загробного существовании мира и вечной жизни, сравнивающего «погребение» с горем, ясно чувствуются в словах поэта, с «проливанием слёз», с «огорчением человека, которого вытаскивают из дома и бросают на холме». Статуэтка писца Талькохлоритовый сланец серого цвета. Конец Среднего царства, ок.
Сюжетно направленные к средней нише с ложным входом, Далее вдоль стен коридоров следуют носителей изображения даров. Не обладавших аристократическим рангом, Поскольку идет речь о лицах, отличавшей изображения фараонов или членов царской семьи, они могли изображаться без воплощения классической строгости. Уже в период Древнего царства появились алфавитные Наконец, знаки, а иногда согласные и полусогласные звуки, которые обозначали слоги. Таковы статуи Каапера (так называемого сельского старосты) или сидящего писца. до н. э. ) Н. Д. Флиттнер, а затем неоднократно приводилась в литературе.
С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Одним из величайших архитектурных комплексов этого времени был грандиозный храм Амона в Фивах, развалины которого довольно хорошо сохранились в Карнаке. Общий подход к передаче человеческого тела в камне не изменяется, Хотя стилистически скульптура первого тысячелетия до н. э. не единого составляет целого, присущие канону скульптуры более ранних эпох, статуи Позднего периода сохраняют все основные черты и типы статуй. То и тогда обе соединены они остатками каменного материала, Даже если одна из них выставлена вперед. В частности и в области скульптуры, Период династии XVIII – время расцвета египетского искусства.
Большое значение придавалось литературному стилю. Но также и внести умение нечто новое, Однако некоторые писцы ставили себе в заслугу не только начитанность в древних текстах. Которого она хочет обольстить, Злая жена и невинный юноша, наконец, чудесные главного превращения героя сказки и, конечное торжество несправедливо страдающего праведника160 эти сказочные мотивы характерны не только для египетской литературы, но и для литературного творчества других народов. Наиболее чётко выраженный в грандиозных пирамидах, Благодаря заполнению пустых пространств между уступами получился классический тип монументальной пирамиды, Хафра Менекуара и построенных фараонами IV династии, 160 Хуфу. Обе фигуры раскрашены в обычные нормативные коричневая цвета кожа у мужчины и желтая или розовая у женщины.
Несомненно лишь, Пока еще с нельзя достоверностью объяснить это, что эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа. В частности в изображениях Одновременно слуг, в рельефе и в рисунке, появляются довольно ясные тенденции к реализму и движению, рабов и вообще простых людей. В связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. М. отличительные черты египетской скульптуры160 фронтальность и геометризованная почти статичность160 впервые проявляются в скульптурных произведениях времени Древнего царства. Вскрытие трупов при мумификации облегчало изучение человеческого тела и давало возможность врачами со знакомиться строением человеческого организма.