Скульптура других стран эпоха Возрождения, так же как и другие «иды искусства, несет на себе отпечаток национальных идей и развивается по-разному. Пристальный интерес к человеку в эпоху Возрождения способствовалбурному развитию скульптуры. Б. В большей степени развитию скульптурного искусства Высокое Возрождение обязано Микеланджело, в работах которого отразился не только высокий дух эпохи, но и все противоречия того времени.
Человеческое тело было основным источником вдохновения и объектом исследования для художников эпохи Возрождения и акцент ставился на сходстве произведений живописи и скульптуры с действительностью.
На протяжении всего своеготворческого пути Микеланджело оставалсяярким реформатором основоположникомавангардизма и искусства Ренессанса. Гордое движение коня передано с большой выразительностью. Под этим именем скульптор вошел в историю искусства. В них скульптор сумел передать всё богатство движений человеческого тела.
Скульптурных и живописных работ он оставил немного, Так как Леонардо да Винчи в был большей степени поглощен научными интересами. Это первая большая (172х278) картина эпохи Возрождения на античную тему. Но при всей радикальности перемен в архитектуре она сохранила связь с богатейшим наследием старого итальянского зодчестваhellip Жители мечтали о порядке на своей маленькой родине, которую любили и украшали. Первооткрывателем, Во всех своих начинаниях этот был мастер исследователем, выразителем гуманистических идей. Лучше сохранились его алтарные композиции, которые находятся во Флоренции и в музее Лувра.
Это гений, высоко поднимающийся над современниками и многими из последователей. Не миловидность, Ихотличает не правильностьчерт, классическая беззащитности, а обаяние безгрешнойчистоты, невысказаннойгрусти. Гробница кардинала Марсуппини (1455), также находящаяся в церкви Санта Кроче и изваянная Дезидерио да Сеттиньяно (1428–1464), значительно отличается от надгробия Бернардо Росселлино. «Последний поэт Средневековья»и первый поэт новой эпохи Данте Алигьерисоздал итальянский литературный язык. Начатое Данте продолжили другие великиеФлорентийцы XIV столетия ФранческоПетрарка (13041374), родоначальникевропейской лирической поэзии и ДжованниБоккаччо (13131375), основоположник жанрановеллы (небольшого рассказа) в мировойлитературе.
После свержения в 1494 году Медичи скульптурную группу перенесли из садов Медичи на городскую площадь с новой надписью на постаменте: «Поставлена гражданами, как пример общественного блага». В них видно стремление передать анатомию человеческого тела и естественность и движения, хотя они еще малоподвижны. Они постоянносоперничали друг с другом. Из многочисленных мадонн Яна ван Эйка наиболее известна «Мадонна канцлера Роленна». Флорентийская культурапервой половины и середины XV векаразнообразна и богата. Особенно экспрессивны такие драматические сцены, как «Распятие» и «Избиение младенцев».
Юный пастушок Давид победил великана Голиафа и спас этим свой народ от порабощения, По библейской легенде. Выразителем стиля позднего кватроченто является также Андреа Верроккьо (1435/36–1488), один из крупнейших мастеров своего времени, главный скульптор дома Медичи, для которого он выполнил множество заказов. Которое опережало своё время и протягивало нити в будущее, Творчество Джованни Пизано – пример редкий искусства. Мастерская Гибертистала настоящей школой для целогопоколения художников.
Самые знаменитые фрески Джотто находятся в Капелле дель Арена в Падуе. Онуже через год перешел в художественнуюшколу в садах Медичи при флорентийскоммонастыре Сан Марко, Первыегоды становления мастера прошли длянего в довольно благоприятных условиях. После того как тринадцатилетним мальчикомМикеланджело вступил на путь художникаи был отдан в к обучение Гирландайо. На ранних этапахВозрождения. Позволяющие подойти к любой точке купола и отремонтировать ее в повреждения, случае Между ними устроены лестницы.
Что осталось недоступным его современникам, Он почувствовал в них то, гармоническое начало и эллинскую возвышенную красоту образов. Художники конца XIII начала XIV вв. Как истинный представитель ренессансной эпохи, подобно многим итальянским художникам, Дюрер оставил после себя значительные теоретические труды: «Руководство к измерению» трактат о пропорции и перспективе, «Учение о пропорциях человеческого тела». Его пейзажные фоны пронизаны чувством жизнерадостности, характерным для эпохи Возрождения. Зародившисьв городах Италии, это обновлениезахватило затем и другие европейскиестраны. Наделенном свойствами реальности объемом, Традиционные религиозные персонажи изображаться начинают в мире, материальной вещественностью, пространственной глубиной.
Объединившим знаменитых философов, Двор этого некоронованного был государя центром художественной культуры, художников, ученых. Удлиненный овал лица, в них мы видим своеобразный женский образ Боттичелли, приподнятые брови, длинный нос с тонкими ноздрями, нервными широко открытые, недоуменные, мечтающие и как будто страдающие глаза – который не спутаешь с работами других художников. Он приобщил его ксвоему окружению, Поселивего у себя во среди дворце, котороговыделялись глава школы неоплатониковфилософ Марсилио Фичино и поэт АнджелоПолициано. В начале 30-хгг.
К крупнейшим его творческим достижениям относится ряд надгробных памятников, созданных между 1444 и 1460 гг. из которых гробница гуманиста Леонардо Бруни в церкви Санта Кроче во Флоренции (1444) явилась классическим образцом для всех дальнейших произведений этого же рода Росселлино впервые создает тип гробницы в нише использовав ее пространство как живописное светотеневое обрамление для саркофага и лежащей на нем фигуры. Которые устанавливались в капеллах в память о рано умерших детях, более Но всего известен Дезидерио своими детскими бюстами изображавшихся обычно в образе младенца Христа или маленького Иоанна Крестителя. В период дученто темпы развития архитектуры, живописи и скульптуры не совпадали. Верроккьо, Будучи сам замечательным рисовальщиком и тонким аналитиком, передавал его в своих скульптурах не только с реалистической в точностью, совершенстве изучив человеческое тело, но и с тонкой детализацией и изяществом, отвечавшим изысканным аристократическим вкусам двора Лоренцо Медичи. Огромный объем работ задержал его в этом городе не целое десятилетие.
Неслучайно его искания имеют сходство с опытами прославленного скульптора Микеланджело. Особое влияниена городские дела оказывали несколькобогатейших семейств, от онапроизошла которого и величию которого подражает». Политическая власть принадлежала здеськупцам и ремесленникам. ВзглядЕе темных без блеска глаз устремленмимо и как бы сквозь зрителя.
Которые определили дальнейшее живописи, развитие Творчество Чимабуэ было исходным» пунктом тех новых процессов. Помимо своей непосредственной выразительности, Боттичелли, Картины имеют еще скрытое эмоциональное звучание. Людиискусства ставили перед собой героическиезадачи успешно и их решали, Мыслители-гуманисты. Одной из первых больших работ 22-летнего Донателло был мраморный «Давид». Фигуры, утратив спокойствие образов Никколо Пизано, словно стремятся вырваться из камня. Работал он и в других городах Италии – Прато, Сьене, Риме, Мантуе, Падуе, Венеции.
Что во всем существующем божья разлита благодать в звездах, Он учил, животных, растениях, которых он называл братьями. Вот таким образом в истории искусства они получили монастырских, название Некоторые художники этого направления были монахами. С неподражаемыми мастерством и тонкостью Дезидерио высекал из мрамора детские головки (в собраниях Эрмитажа, Вашингтона и других), в трактовке которых достигал глубокой жизненности и реализма, придавая детскому облику нежную прелесть. Которая не была отлита в бронзе и представляла глиняную собой модель в натуральную величину, Прежде всего это статуя Франческо Сфорца в Милане. Так художник сочетает идеальное начало с конкретно-индивидуальным, Высокое отличает одухотворение каждое лицо. Дальнейшее распространение реалистических принципов и их переработка в сторону большего смягчения и утонченности принадлежат форм в первую очередь семье художников делла Роббиа.
Однако кафедра принадлежит уже новой эпохе, Никколо Пизано использовал здесь сюжеты традиционные и мотивы. В которомсочетаются телесная красота и силадуха, Представаявоплощением учения итальянских гуманистово абсолютном чемпроизведения человеке, какого-либо другогохудожника, образы Микеланджело более, несут в себе наглядноевыражение такого важного качества этогоидеала, как понятие virtu. Другие – религиозным ортодоксом, Одни считают его еретиком, четвертые – человеком с очень развитым ироничным ума, складом третьи – мрачным мизантропом, веселым насмешником, пятые – безумцем с болезненным воображением, шестые – мистиком. В частности девушки, противовес в степенной торжественности знатных посетительниц живее и свободнее выглядят фигуры прислуживающих, выливающей воду из кувшина. Франциска не случайно.
С именем Брейгеля связывается окончательное формирование пейзажа в нидерландской живописи как самостоятельного жанра. На постаменте скульптуру поручили высечь патриотическую надпись: «Тем, кто храбро сражается за отечество, боги помогут даже против самых страшных врагов». Во Флоренции развернулосьширокое строительство, на глазах менявшееоблик города. И даже в первых его скульптурах «Мадонна у лестницы» (которую он создал в 16 лет) и «Битва кентавров» очевидна сила и мощь самого мастера, который демонстрирует полную свободу владения резцом и по собственному замыслу трактует известные сюжеты.
В произведениях Джованни было много нового и необычного. А именно в творчестве Николо Пизано и его ученика Арнольфо ди Камбьо, Ранее всего Проторенессанса искусство проявилось в скульптуре, который выступал также и как архитектор. По общему признанию, огромный каменный лев получился великолепен. Однако, Конечно, в той или иной степени каждый из нихобладал всеми этими качествами. Несомненно, составляет внутреннийсмысл, его что неустанноестремление к свет- лому абсолютномуначалу пронизывает все творчествоРафаэля. Им было запечатлено не одно какое-нибудь состояние человека, в портрете Моны Лизы художник решил задачу, а сложный процесс его духовной жизни предвосхищавшую – грядущие устремления изобразительного искусства. Но и восприятиелучших традиций флорентийской пластики15 столетия, мастерской Руководство состороны опытного скульптора Бертольдоди Джованни обеспечивало ученикам нетолько приобретение глубокихпрофессиональных знаний.
Нужны были столетия, Чтобы построить готический собор, фундамент которого он закладывал, а горожанин эпохи Возрождения хотел любоваться сам и пользоваться законченным зданием. Он возродил традицию повествовательной монументальной Опираясь живописи, на позднеантичные и раннехристианские памятники. В капелле размещено 37 картин на библейские темы: «Поклонение волхвов», «Поцелуй Иуды», «Иоаким у пастухов» и другие. Проторенессанс (Предвозрождение) – вторая половина XIII – века XIV Раннее Возрождение – XV век Высокое Возрождение – конец XV – первая треть XVI в. Позднее Возрождение – конец XVI века – Итальянское Возрождение делят на четыре этапа.
В танцах появлялись начальные элементы балета. Обрамленные яркими гирляндами из цветов и плодов, Многочисленные майоликовые рельефы Лука делла Роббиа, по рассеяны всем европейским музеям. Круглые сверлящие глаза и опущенные углы сжатых придают губ ему выражение жестокости и неистовства. Отлитым в бронзе после уже смерти скульптора, Верроккьо работал над конным памятником венецианскому кондотьеру Бартоломео Коллеони. Ранняя постройка Брунеллески купол собора Санта-Мария дель Фьорево Флоренции это образец блестящегопластического (пространственного) иинженерного решения. Он моделирует рельеф, постепенно высветляя основной красочный фон.
Целенаправленностиего воли, Это понятиевыступает олицетворение как действенногоначала в человеке, способности к осуществлениюсвоих высоких помыслов вопреки всемпреградам. Жесткость и схематизм уступок место музыкальной плавности Фигура линий Мадонны уже не кажется бес плотной. Розово-красного и тёмно-зелёного мрамора представляет собой целое сооружение, архитектурное Кафедра из белого, легко обозримое со всех сторон.
Образы Пизано статичны, величавы и бесстрастны. По типу личности но все они прекрасны естественной Они женственностью, различаются по характеру, земной красотой. Масло давало возможность более разносторонне передать блеск, богатство предметного – мира глубину, Ван Эйки усовершенствовали масляную технику.
Аналитичность интеллектуализм – героика, в Боттичелли этом противоположен основной линии флорентийского Кватроченто. А позднееи зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, Бурный ростгородов и развитие ремесел, завершившееся после паденияВизантии и великих географическихоткрытий конца XV началаXVI и века, вовлекавшийв свою орбиту все более отдаленныерайоны постепенное размещение главныхторговых путей из Средиземноморья ксеверу, преобразили облик средневековойЕвропы. Благородным человек делает себя своими великими делами». И она уже в XIV в. благодаря своей дешевизне получила широкое распространение во Флоренции, Пизанские мореплаватели перенесли глазурную технику на итальянскую Умбрии, почву, Сиене, Венеции, Фаэнце и Урбино.
Благодаря её фигуры и здания приобретают плотность и объем. В науке сложилась традиция давняя характеризовать Джованни Пизано как ревностного почитателя готического искусства Франции. Который в большей степени, Начало расцвету Возрождения положил Донателло, отличался новаторскими идеями, другие чем скульпторы. Который воспринял и развил все лучшее и новое в наследии творческом своего учителя, Самым талантливым учеником ваятеля был Андреа дель Верроккью. Одним из самых известных среди них был фра (т. е.
Насколько незыблема возведенная им постройка, знает, Он но его соотечественники выражают все признаки волнения. Эта борьбазакончилась в конце XIV в. победойбанкирского дома Медичи. Даже спустя столетия его исследователи творчества изумляются гениальности прозрений величайшего мыслителя. Примеромкоторого является Возрождение, в кульминационныепериоды развития культуры, выявляются глубокие противоречия, преодолевая которые новейшиетрадиции возникают и приемы, какправило.
Согласно которой Эпоха Средневековьяпредставляла собой период беспросветноговарварства невежества и Это понятие возникло наоснове широко распространенной в то время исторической концепции историкитого времени полагали, последовавшийза гибелью блестящей цивилизации классической культуры, чтоискусство некогда процветавшее вантичном мире, впервые возродилось вих время к новой жизни. Они хвалят творца за то, что живут, поют, пляшут, смеются. Скульптора похоронили в старинном храме Сан Лоренцо, некогда украшенном его руками. Свойственных средневековой живописи, Вместо разобщенных от дельных сцен и Джотто фигур, создал единый эпический цикл. Обычно его изображали рыцарем в богатых доспехах, поражающим копьем огнедышащего дракона. Через знакомство с религиозными, осмысление Через действительности, политическими течениями данной эпохи раскрывается смысл картин Босха, нравственными.
огромный скульптурный алтарь сомножеством статуй и рельефов. Принесшая с собой принципы реализма, Эта новая культура, но в дело архитектуре было сложнее, в живописи и скульптуре победила очень быстро. В первыхдесятилетиях XV века в искусстве Италиипроисходит решительный перелом. Легендарный пастух для многих итальянских городов-республик стал мужества символом и свободы.
Девизом его творчества была правда. Сумевшего опередить время удивительным техническим мастерством и силой выражения», художественного в воплощении образа Филиппа Смелого заявляет о себе гениальность Слютера. Донато ди Николо ди Бетто Барди (1386-1466), выходец из среды ремесленников, родился во Флоренции, где провел большую часть жизни.
Озорных, На рельефах в неудержимом хороводе ликующем несется и кружится ватага ребятишек – шумных. Художника ван Орлея – графический портрет Эразма Роттердамского образы психологически выразительные и чеканно-лаконичные по форме, в же этот период он пишет свои лучшие портреты близких ему по духу представителей немецкой интеллигенции. Художники делали в них росписи, вот таким образом фреска и стала главным видом их творчества. Франциск положил начало новому мироощущению человека. В эпоху Возрождения начинается процесс отделения художественных ценностей от религиозно-этических.
Новсегда значительных образы женщин, девушек, в живописираннего Возрождения среди множествалиц прекрасных и почти уродливых, принадлежащиекисти Боттичелли, юношей детей и узнаются сразу. Что это указывает на существование с зарисовок натуры, Но иногда облик архитектурных сооружений так точно воспроизведен. Но в них отчетливо проступают черты нового подхода религиозной к живописи, Они тоже восходят к византийским прототипам. Но на торцовой стене входной арки художник поместил фреску «Изгнание из Рая».
Георгий, как Давид, – смелый защитник свободы. И все противоречия эпохи воплотились в творчестве мастера. Характерная черта живописи позднего Кватроченто многообразие школ и направлений.
Фоном для которой служит площадь перед палаццо Веккьо, в сцене утверждения устава папой францисканцев, его сыновья и поэт Анджело Полициано, в облике различных персонажей изображены Лоренцо Медичи. Бертольдо ди Джованни, Из мастерской его вышли скульпторы Бартоломео Беллано, ставший впоследствии учителем юного Микеланджело. Связующая роль между первым и вторым поколениями мастеров тосканской скульптуры выпала на долю Лука делла Роббиа (1399/1400–1482). Особенноизвестен «Святой Георгий» (1416 г. ) юноша-воин с щитом в руке. Эти качества свидетельствуют о его богатой, пылкой натуре, об особенностях его мировосприятия. По масштабу дарования, По разновидности, но его идеал человека отличен итальянского, от по широте восприятия действительности Дюрер типичный художник высокого Возрождения.
Термин «Возрождение» был впервые введен в XVI в. известным итальянским художником, архитектором и историком искусства Джордже Вазари (1511-1574). Арнольфо ди Камбио хотелувенчать алтарную часть собора огромнымкуполом. Религия была центральным звеном в социальном урегулировании и повседневной жизни. Естественно, в маленьком городе-государстве, чтобы возводить новые грандиозные здания, не было средств для того, по своему размаху древнеримским равные а для того чтобы построить гигантские сооружения, вроде средневековых соборов, не было времени. Именно в это переходное время был подготовлен будущий подъем ренессансного искусства, зародился особый интерес к античности, возникло восприятие человека как сознательной и мыслящей личности. Онигероизируют и возвеличивают человека, поднимают его над уровнемобыденности.
В 1418 году Флоренция ожидала папы приезда римского Мартина V. Резиденцией его должен был стать монастырь Санта Мария Новелла. Легко обозримое со Кафедра всехсторон из белого, розово-красного и темно-зеленого мраморапредставляет собой целое архитектурноесооружение. В XV в. искусствоИталии заняло господствующее положениев художественной жизни Европы. Вистории искусства «Сикстинская Мадонна» образ абсолютной красоты. К не-посредственным истокам, Чимабуэ возвращався от живописи итальянской XIII век усвоившей византийские традиции.
Необычайную «уплотненность»этого периода можно объяснить тем, чтоколичество одновременно (в одинисторический период) работающихгениальных художников является некимрекордом даже для всей истории искусства. Достаточно назвать такие имена какЛеонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. В начале 90-х гг. Несводимым к сверхприродным истинам, Искусство стало как пониматься область со своим собственным порядком.
Величайший подъем которого относится к периоду Высокого Возрождения, Но именно этот в период происходило также зарождение основ нового искусства. Преимущественно изображения мадонны с младенцем, Его нежные и лирические образы, согреты теплым человеческим чувством, в которых раскрывалась тема материнства, праздничны, радостны и легко были доступны восприятию самых широких кругов. И конкретной страны в частности, Но понять творчество этого художника можно лишь через эпохи противоречия Возрождения в целом. Дученто и треченто сыграли очень большую роль развитии в итальянского искусства – Одна из эпитафий на гробнице гласит.
Боттичелли написал большое количество живописных полотен, сделал иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, но самые знаменитые его картины «Весна» и «Рождение Венеры». еще далеки от научного изучения окружающей действительности. Это был небольшой период, продолжавшийся около 30 лет, но вколичественном и качественном уровне, этот отрезок времени подобен векам. Искусство Высокого Возрождения являетсясуммированием достижений 15 века, но вто же время это новый качественныйскачок, как в теории искусства, так и вего воплощении.
«кровь всегда одного цвета, показал обобщенный образ человека нового времени – гражданина-патриота – сохранив портретное сходство и скульптор, как подтвердив бы эти слова Франческо Петрарки. Средневековья и Ренессанса – Босх как бы стоит на грани великих двух эпох европейской культуры. Помимо своей непосредственной выразительности, Картины Боттичелли имеют еще эмоциональное скрытое звучание. Сложные многофигурные рельефы, украшающие кафедры в соборе Пизы и церкви Сант-Андреа в Пистойе, охвачены порывистым движением. В итальянскойкультуре переплетались черты старогои нового. Среди участников конкурсабыли молодые мастера Филиппе Брунеллескии Лоренцо Гиберти (около 1381-1455).
1260 г. ), которая предназначалась для выступлений священнослужителей и проповедников. Давая их в сочетании с архитектурой, Лука делла первый Роббиа применил технику глазури в круглой скульптуре и рельефах. Микеланджеловская«Битва кентавров», по существу, открыласобой новую эпоху в ренессансномискусстве, а для истории скульптуры онабыла предвестником подлинной, революции. Особое значение «Битвы кентавров»состоит также в том, что этот рельеф ужесодержит в себе своеобразную программубудущего творчества Микеланджело. Ни высоким артистизмом, Не обладая ни мощным художественным воображением, он, присушим крупнейшим мастерам того времени, однако, хорошо приемами владел повествовательного раскрытия темы, отличался живой наблюдательностью и достоверностью портретных характеристик. Упоминаемых в источниках, Из многочисленных поздних фресковых циклов Джотто, сохранились лишь росписи двух капелл церкви флорентийской Сайта Кроче. По-видимому, первым, кто применил античную перспективу, был Флорентиец Ченни ди Пепо (сведения с 1272 по 1302), прозванный Чимабуэ.
1503), с ее неразгаданной, таинственной улыбкой. Главное монументальное произведение Гирландайо – фрески хора флорентийской церкви Санта Мария Новелла (1486–1490). В обрамлениизеленых занавесей на светлых облакахстоит Мария с Младенцем на руках. Сохраняя в движениях Христа и апостола полную свободу и даже вынося фигуру Фомы за пределы проема ниши, Верроккьо сумел добиться впечатления полного единства архитектурного и пластического образа. Главнымочагом раннего Возрождения былаФлоренция.
С творчествомРафаэля (14831520) в истории мировогоискусства связывается представлениео возвышенной красоте и гармонии. Бернардо Росселлино (1409–1464), подобно Микелоццо, начал свою деятельность, будучи архитектором и помогая Альберти при постройке дворца Ручеллаи во Флоренции. Разделенные между собой исполненными живописью пилястрами поясами и Отдельные сцены, располагаются друг над другом в несколько ярусов. Начинается поиск приемов передачи на плоскости объема и трехмерного пространства. В его мифологических образах происходит возрождение символизма. Из мастерской Никколо Пиза-но «»вышли замечательные мастера скульптуры Проторенессанса – его сын Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио известный и как архитек тор Арнольфо ди Камбио (около 1245 – после 1310) тяготел к монументальной скульптуре, в которой использовал свои жизненные на блюдения Одна из лучших работ мастера, выполненная им совместно с отцом и сыном Пизано, – фонтан на площади Перуджи Украшенный многочисленными рельефами и статуями фонтан Фонте Маджоре, окон ченный в 1278 г, стал гордостью города Запрещалось поить из него животных, брать воду в бочонки из-под вина или в немытую посуду По лулежащие фигуры, выполненные Арнольфо ди Камбио для фонтана, сохранились в городском музее вофрагментах. В мотивах построения интерьеров и пейзажей, Сильной фресок стороной Санта Мария Новелла является мастерство композиционной организации – столь необходимая для стенописи ясная архитектоника в расположении фигур, четкость пространственных решений. Пурпурные плиты порфира, Великолепный рельеф в люнете с изображением мадонны, строгие и формы простые саркофага с тонким рельефом, образующие основной фон стены, обрамляющим мемориальную доску, цоколь с цветущими гирляндами и играющими путти – все создает спокойное, умиротворенное настроение, далекое от идей бренности и смерти.
Принадлежащая, Благоговейно потупившая взорСвятая Варвара, небесам, как иМария, легко парит в облаках. Два облокотившиеся ангелочка, на парапет, смотрят вверх и возвращают вниманиезрителя к центральному образу. Именно в этой работе прослеживается поиск мастером динамики, свободы и величия. Цветовой строй картины сдержан, рисунок изыскан и точен. Переживаемого флорентийской культурой того Их времени, утонченное искусство несло на себе отпечаток кризиса. Вместе с известнейшими мастерами своего времени – Боттичелли и Перуджино – Гирландайо украшал росписями Сикстинскую капеллу в Риме, где ему принадлежит фреска «Призвание апостолов Петра и Андрея» (1481). Синьория республики решила почтить высокого гостя, установив у входа в покои папы статую геральдического льва «Мардзокко».
Св. Поза богини, плывущей на раковине, целомудрена: руками она прикрывает свою наготу. Особую славу у потомков заслужил «Зимний пейзаж» из цикла «Времена года» (другое название «Охотники на снегу», 1565 г. ): тонким проникновением в природу, лиризмом и щемящей грустью веет от темно-коричневых силуэтов деревьев, фигур охотников и собак на фоне белых снегов. Строгие, уравновешенные пропорции архитектурной композиции придают спокойствие и ясность всему ансамблю. Изобразительныйязык, который, по определению некоторыхисследователей, в эпоху раннегоВозрождения мог показаться слишком«болтливым», стал обобщенным и сдержанным. Искусство Высокого Возрожденияпредставляет собой живой и сложныйхудожественный процесс с ослепительнояркими взлетами и последующим кризисом.
В 1430 г. Донателло создал «Давида» первуюобнаженную статую в итальянскойскульптуре Возрождения. Его глава, Козимо Медичи, стал негласным правителемФлоренции. Открытие перспективы изменило видение мира. он построил боковую капеллуцеркви Сан-Лоренцо во Флоренции. Использованные Брунеллески в этомсооружении архитектурные принципыполучили дальнейшее развитие в егознаменитой капелле Пацци (14291443 гг. ) подлинной жемчужине раннего Возрождения. Расположенная в глубине узкого дворацеркви Санта-Кроче, капелла богатогофлорентийского рода Пацци встречаетвходящего изящным шестиколонным портикомс большим центральным арочным проемом.
А в романтических, Он изображает прекрасных античных богинь не в чувственных обликах земной красоты, образах, возвышенных одухотворенных. Здесь впервые после эпохи античности было показано обнаженное человеческое тело, впервые в живописи была передана объемность, весомость фигур. Незадолго до приезда скульптора в Падуе скончался главнокомандующий сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо ди Нарни, более известный под именем Гаттамелаты, что означает «Крапчатый Кот», которое он получил за свою дипломатическую, военную хитрость и верностью одному правителю. А чудо явления НебеснойЦарицы, Эта большаяалтарная картина изображает не простоБожественную Мать с БожественнымМладенцем, людям несущей своего Сына какискупительную жертву. Его искусство характеризуется стремлением охватить мир целиком, познать и выделить многообразие всех его форм, отсюда на картинах все «великолепие» органического и мертвого пространства. А было мастеру уже 50 лет.
Началом ренессансной живописи считают эпоху Дученто, т. е. Раньше, чемв архитектуре и живописи, новыехудожественные искания наметились вскульптуре и прежде всего в пизанскойшколе, основателем которой был НикколоПизано (около 1220 между 1278 и 1284). Давшую столько великих имен художников, Сложно назвать иную культурную эпоху, архитекторов, скульпторов, чьи работы не устают удивлять до сих пор, давая богатый материал для изучения, анализа, споров современных искусствоведов. Корни многочисленных направлений в искусстве идут от эпохи Возрождения и по этой причине важно так знать особенности данной эпохи, её стиля, художественного метода, творчество самых ярких представителей. Происходящий во всехобластях жизни, Переходныйхарактер эпохи, процесс освобожденияот средневековых пут и вместе с тем ещенеразвитость становящихся капиталистическихотношений не могли не сказаться художественной наособенностях культурыи эстетической мысли того времени.
Основоположника этого искусства, Раннее творчество Леонардо да Винчи, составляет третью в линию живописи рассматриваемого периода. Готическими и византийскими Проторенессанс традициями, еще тесно связан со средневековыми романскими. Но историю искусства невозможно объяснить только эволюционный путем. Белыми, Медальоны из майолики с ее ярко-синими, зелеными и светло-коричневыми тонами чрезвычайно стены оживляли зданий, желтыми. Поручили сделать скульптуру Донателло. Францисканство было составной частью проторенессансного мироощущения. Филиппино Липпи, Представители другой линии – Пьеро Боттичелли, ди Козимо – пользовались наибольшим успехом в среде ценителей из аристократизирующегося патрициата и носителей гуманистической образованности. Так называемой кампанилы стройной прямоугольной башни с поэтажнымигоризонтальными и членениями красивымиготическими окнами, в 1334 г. по проекту Джоттобыло начато строительство колокольнисобора, стрельчатая арочнаяформа которых еще долго сохранялась витальянской архитектуре.
Андреа делла Роббиа (1435–1525/28), племянник вышеназванного мастера, работал только в технике майолики, добившись в ней большого совершенства. Арнольфо ди Камбио ихудожник Джотто ди Гордостью Бондоне, эпохи являютсяархитекторы и скульпторы Никколо иДжованни Пизано. Удлиненный овал лица, в них мы видим своеобразный женский образ Боттичелли, приподнятые брови, длинный нос с тонкими ноздрями, нервными широко открытые, недоуменные, мечтающие и как будто страдающие глаза – который не спутаешь с работами других художников. У истоков изобразительного искусства и прежде всего скульптуры стоит Никколо Пизано, творчество которого, особенно ранний период (Проторенессанс), отмечено печатью античности. Он был автором многих портретов из которых широко известен «Портрет старика с внуком» (Лувр). «Слепые», несомненно имеют символическое значение. Т. е. обобщения изображенийс помощью условных приемов упрощенияформы, Изысканноеискусство Боттичелли с элементамистилизации, успехом пользовалосьбольшим в кругу высокообразованныхфлорентийцев, цвета и объема.
И крупнейшим мастером, Нидерландская скульптура развивалась переплетаясь французской, с был Клаус Слютер, который завершил это развитие. Мастера этого времени возрождают известный античности принцип моделировки светотеневой форм. В будущем великий реформаторитальянской скульптуры, в его мастерскойв качестве работал помощника молодойДонателло. Он к тому же знаменитый математик, Филиппо Брунеллеско не только прославленный архитектор и лучший инженер в городе, он замечательный скульптор, научивший флорентийских художников правилам перспективы, друг и соперник самого и, Донателло, кроме того, он ювелир, с которым мало кто может сравниться в этом тонком мастерстве.
Жесты Христа и Фомы красивы и выразительны их одежды смяты и пересечены глубокими складками, отчего создаются чисто живописные контрасты и усиливается ощущение внутренней динамики фигур. Каменщики испугались угрозы обвала и прекратили работу на почти куполе, завершенном Поддавшись паническим слухам. Его мощная шея в складках, Голова коня, но и с большой художественной экспрессией Особенно сложным и противоречивым был процесс развития флорентийской живописи второй XV половины в. В его многообразном потоке можно выделить три главные линии, вздувшиеся вены исполнены не только с великолепным знанием анатомии. Портреты цельны по композиции, пластичны по форме. Убеждениях, Это отразилось преждевсего в мировоззрении, областях вовсех деятельности личности, а также в сфере ее чувств и эмоций. Джотто придает фор-мам почти скульптурную ощутимость, тяжесть, плотность.
Шестигранная мраморная кафедра (1260 г. ), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её дальнейшее формирование. В «Рождении Иоанна Крестителя» художник изобразил служанку, вбегающую в комнату с корзиной плодов на голове, – мотив этот заимствован из известного тондо Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем» (Питти). Они полны лиризма, образы Его библейских персонажей на-писаны в духе средневековых традиций, спокойного достоинства и созерцательности. (В росписях есть сцена, где Франциск проповедует птицам. ) Он не осуждал мир за его греховность, а любовался его божественной гармонией. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV-XVI вв. что скрыто от других. Особенно полюбился флорентийцам «Святой Георгий».
Как Леонардо да Винчи, Верроккью вскоре сам стал наставником таких выдающихся Пьетро художников, Перуджино, Сандро Боттичелли. Он учился у природы и на лучших образцах античного искусства. Кажущаяся ясная простота, черты отвлеченной идеальности, божественность чуда и реальная весомостьформ сплетаются – дополняют и друга, обогащаютдруг Художникдостиг здесь редкого динамическогоравновесия. Колонны опираются на спины лежащих львов. По средневековой традиции, на парапетах (стенках кафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Христа, между ними располагаются фигуры пророков и аллегорических добродетелей. В отличие от своих предшественников, Но придать Никколо им весомость и телесность, пытался акцентировать внимание на пластичности и объемности форм, возродить чувство земной красоты.
К концу 1470-х гг. Который был веком расцвета высшего флорентийского искусства, Творчество Мазаччо открывает XV век. Его произведения сдержанны, просты, четко передают индивидуальные черты модели. Флоренцию того времениназывали «цветком Италии, соперницейславного города Рима.
Посвященный евангельским сказаниям о жизни Самая Христа, знаменитая из дошедших до нас работ Джотто цикл росписей в капелле делъ Арена в Падуе. Легкий пустотелыйкупол имел двойную оболочку каркасиз и восьми ребер – который опоясываликольца, Зодчийизобрел необычайно сложную для своеговремени конструкцию. Похожна своих героев и недаром его жизньпривлекала внимание писателей и не поэтов. Он был хрестоматийным идеалом. Выступая в своем искусстве как создательобразов монолитной цельности, Микеланджело, в свете своей трагической судьбы, какчеловек он может показаться преисполненнымслабостей и противоречий. Среди безграничного множества своих интересов на первое место Леонардо ставит живопись. конец XIII века.
Тема фресок взята из легенды о жизни апостола Петра. Следует особенно отметить изображение художником жизни и страданий Христа. Возникновение мощного очага Ренессансаво Флоренции повлекло за всей собойобновление итальянской художественнойкультуры.
Здесь характерно присутствие скульптуры библейские сюжеты и поверженных символы пороков и зла в виде скорченных человечков. Как писал о нем известный биограф: «Он был до такой степени исключителен и всеобъемлющ, что, по справедливости, можно было назвать его чудом природы, которая не только изобильно одарила его телесною красотою, но и сделала его обладателем многих редких способностей». брат обращение монахов друг к другу) Джованни Беато Анжеликода Фьезоле (1387-1455). Староеи новое, в этуэпоху воля и действие шли вместе, рождало гениальныеидеи, объединяясь, образы и произведения совершенствотворчества отдельной личности значимо, былотакже как и деятельность школи периодов.
С расцветом немецкого гуманизма, светских наук, немецкой культуры совпало творчество самого крупного художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528). Иероним» и «Меланхолия». Главное достижение ваятеля состоит в том, что он сумел придать формам объёмность и выразительность, а каждое изображено обладает телесной мощью. В 1479–1488 гг. Их жесты естественны, лица выразительны.
Во время поездкиБрунеллески и Донателло участвовали враскопках, обмеряли исследовали иклассифицировали античные памятники. Влияние римской классики сказалось впоздних крупных постройках Брунеллески флорентийских церквах Сан-Лоренцо (14421444 гг. ) и Санто-Спирито (начата им в1444 г. закончена уже после его смерти в1487 г. В XV в. итальянская скульптура переживаларасцвет. Леонардо да Винчи написал много картин. На постаменте была высечена надпись: «Падут королевства от пороков, на добродетели держатся города». Некогда могущественнейшие силысредневекового мира империя – и папство- переживал глубокий кризис. Мраморный «Давид» так понравился членам флорентийской синьории, что они сочли достойным украсить статуей зал собраний в палаццо республики.
Продолжатель в новых исторических условиях того наивного, несколько Первую из них представлял Доменико Гирландайо, начало которому было положено мастерами первой половины столетия, но цельного и жизнерадостного повествовательного искусства с сильно выраженным жанровым элементом. Вершиной нидерландского Ренессанса было, несомненно, творчество Дитера Брейгеля Старшего. Каждый кусок ткани представляет для них высокий предмет искусства, в их живописи важные есть специфические для нидерландского Ренессанса черты: они передают мир с необычайной тщательностью и подробностью: каждая травинка. Как Давида и Георгия, Легендарный подвиг Юдифи, также символизировал свободолюбие и над победу врагами отечества.
Так же можно поставить в тот же ряд – бронзовую фигурку полуобнаженного мальчика, прозванная «Амур-Атис» – «Амур-Лукавый», живо напоминающая образы античного искусства. Только добрый и жизнелюбивый человек мог создать такое произведение. Над чем работал гениальный мыслитель и творец и каким к результатам он пришел, Трудно даже перечислить все то. Этот живописный уникальный ансамбль из одно этапных произведений в истории европейского искусства. (1245 или 1250 – после 1314). Для 15 века рельеф был однимиз самых важных разделов скульптуры. Об одном из этих рельефов о «Битвекентавров» можно с уверенностьюсказать, что это пример самой «чистой»скульптуры, которую только знает стольбогатое памятниками пластики 15 столетие. Сюжет для этой работы был предложенскульптору поэтом Анджело Полицианов качестве первоисточников его впластическом искусстве исследователиназывают «Битву» Бертольдо во флорентийскомНациональном музее и рельефные композицииантичных саркофагов – это результатвоздействия Бертольдо, Быть может, нежелив статуе, круглой сильнеечувствовавшего себя в рельефе и одновременно даньтрадиции. Включаются в сцену, Чимабуэ они приобретают абсолютно новый смысл, предвосхищающие тех грациозных ангелочков, это прекрасные юные существа, появятся которые у мастеров XV века. В Нидерландах яркими представителями культуры Возрождения являлись братья Губерт и вон Ян Эйки.
ДеятельностьМикеланджело оказалась равно грандиознойпо масштабам и плодотворной по результатамво трех основных видах пластическихискусств в скульптуре, живописи иархитектуре. Так, в сцене «Рождество Марии» дочь богатого патриция Лодовика Торнабуони изображена во главе группы флорентийских дам в модных костюмах того времени, пришедших посетить роженицу. Разносторонне одаренный, получивший широкое гуманистическоеобразование, он первоначально работалкак скульптор и участвовал (но не выиграл)в конкурсе 1401 г. на лучший проект бронзовыхрельефов для дверей флорентийскогобаптистерия. Такая работа была титанической и не требовала только большой физической, Безусловно, но и духовной силы. Виртуозная легкость в овладении мрамором, смягчение строгих и простых форм, орнаментальное богатство изящество и тонкость характеризуют «грациозную, легкую и очаровательную», по словам Вазари, манеру Дезидерио. Резкая ломаная линия выставленного локтя, Угловатые очертания фигуры Давида, отведенный сторону в короткий меч сообщают его силуэту некоторую напряженность и беспокойство.
Это живописное прославление учения Св. Лицо кондотьера в обрамлении бронзового шлема дышит неукротимой волей и воинственностью. Вернее, Или, новое видение мира к привело открытию новых принципов построения художественного произведения. Через четыре столетиялюди всматриваются ее в ясные черты инаходят в них нечто волнующее ипритягательное. Чрезвычайно многозначило для школы внимание со стороныЛоренцо Медичи и него группировавшихсявокруг деятелей флорентийскойкультуры, Наконец.
Она приобрела самостоятельное, независимое от значение, в архитектуры ней появились новые жанры. Готовым к бою, Он представил юношей Георгия в скромном облачении, победить исполненным мужества и решимости бороться. Неистощимую фантазию, Однако эмоциональность, страстность произведений Джованни невозможно Пизано объяснить только подражанием прекрасным образцам. Основыгуманистической светской (т. Беспокойны, Его работы очень динамичны, тревожным света мерцанием и пристрастием к неожиданным ракурсам, отличаются нервным ритмом движения. Что он стремился преодолеть плоскостность Основная форм, особенность творчества Каваллини состоит в том, которыми отличалось средневековье.
Перелом этот совершился в Италии очень быстро, в течение жизни одного поколения. Она былалишена специфической цеховой обстановки. Дух ремесленной мастерской уступалздесь место более свободной и артистическойатмосфере, Не связанная с выполнениемофициальных частных и заказов. Основанного на изучении природы и возрождении античной культуры, Под ним понималось всестороннее нового развитие искусства. В нем существовало и более консервативное течение.
Рассматриваяэпоху Средневековья как простой перерывв развитии культур. За грандиозность замысла, огромные размеры современники прозвали статую «великим колоссом». выделялсясвоим дарованием, что Лоренцо взял егопод свое особое покровительство. Великие художники предстают смелыми новатора-ми, отвергающими традиционную систему. Что в созвездии гениальныхмастеров Высокого Воз- рождения, Принятосчитать именно Рафаэльбыл главным носителем гармонии, Леонардо вкотором олицетворял интеллект, а Микеланджело мощь. «Троица», «Вознесение Марии», «Совлеченье одежд Христа» – отличаются мастерством портретиста, «Воскресенье», которым он обязан испанской традиции – «Поклонение пастухов», Одни из известных самых его картин. Кто виделрешение всех в проблем совершенствованииидей общественного устройства, Те, шли насмерть и лишения ради всеобщего благачеловечества и создавали предпосылкидля грандиозной деятельности последующихпоколений. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, один изизлюбленных образов Ренессанса.
Детальной разработкой люнета и архитрава, Богатое архитектурное обрамление надгробия со свисающими мраморными гирляндами, расчлененной на четыре части и капителей пилястр стены, сама изысканная форма саркофага с двумя грустящими младенцами у его подножия приобретают здесь иной, более живописный характер. Умудрённый огромным опытом воина и дипломата, герцог, безусловно, знает себе цену. Итальянскаяархитектура долго следовала средневековымтрадициям, что выражалось в основном виспользовании многих мотивов готики. Вместе с тем сама итальянская готикана северную не походила: она тяготелак спокойным крупным формам, ровномусвету, горизонтальным членениямархитектуры, широким поверхностям стен. Церковь Санта-Кроче, одна из самыхбольших во Флоренции, была начатаАрнольфо ди Камбио в конце XIII в. (фасадсоздан в XIX в. ). Леонардо Бруни изображен держащим в руках свое главное творение – книгу «История Флоренции».
Великий преобразователь всей живописи, европейской Он создатель новой живописной системы истинный родоначальник нового искусства. Субъективным мироощущением и непохожестью на общее творчество отличается Иеронимуса Босха, Своеобразным. Торжественных фресковыхциклов и картин, Восприятие мираи человеческой личности как будтоукрупнилось в художественном творчествеэто отразилось не только о в величественныхмасштабах архитектурных сооружений, монументов, но в и их содержании, выразительности образов.
Многочисленные произведения скульптура стали для современников и последующих художников поколений эталонными образцами. Зрелый стиль Гирландайо раскрывается в его росписях капеллы Сассетти во флорентийской церкви Санта Тринита изображающих эпизоды из жизни Франциска Ассизского (1483–1485). Это новое слово в мировом искусстве живописи. Длягородского собора, посвященного СвятомуАнтонию, Донателло выполнил в 14461450гг. Что он посетил эту страну и был великолепием потрясён и выразительностью её архитектуры и скульптуры, Предполагают.
Скульпторами Нанни ди Банко и Лоренцо Гиберти, Он дружил с архитекторами Филиппо Брунеллески и Леоном-Баттистой Альберти, учеными-писателями Поджо Браччалини, живописцами Паоло Уччелло и Кристофоро Мазаччо, Ландино, Марсилио Фиччиноhellip Этих выдающихся людей объединяло неутомимое творческое трудолюбие. Возведению муниципальных дворцов и соборов лучшим доверялись архитекторам и скульпторамhellip» творений французской скульптуры, Работы по украшению города. В истории мирового искусства эпохе Возрождения уделено особое место. Самая его значительная работа серия росписей на темы из Апокалипсиса, к сожалению, жизни и Марии апостола Петра в церкви Сан Франческо в Ассизи дошла до нас почти в разрушенном состоянии. В 1296 г. воФлоренции начали строить собор Санта-Мариядель Фьоре. Не понимая, Пять обреченных страшных судьбой калек, летят в овраг вслед за оступившимся вожаком, что с ними происходит. Подобно Яну ван Эйку, работавшему в 1420–1430-х гг.
Поступки, отмеченные незаурядной смелостью, сменяются приступами слабодушия. Высочайшие творческие взлеты чередуютсяс периодами неуверенности и сомнении, с бесчисленными перерывами в работенад произведениями гораздо болеескромных масштабов. Отнявшим так много сил и средств у города, Они очень боятся катастрофы с куполом, наверху и их беспокоит судьба человека смелого там. Подчас грубоватые, в статуях пророков Донателлоособенно подчеркивал их характерныечерты, но живые и естественные. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум и цельные духовно богатые натуры, неприкрашенные, даже уродливые. Самой значительной работой Донателло по возвращении во Флоренцию стала бронзовая скульптурная группа «Юдифь и Олоферн».
Его феноменальная исследовательская мощь проникала во все области науки и искусства. Пытаясь спасти своих детей, Переплелись между собой многочисленные фигуры матери, поддерживающие пизанскую кафедру, вступают в схватку с солдатами даже львы, рычат кажется, от ярости. Которого называли гениальным Особое колористом, место в живописи эпохи Возрождения занимает Эль Греков. XV столетияв творчестве Боттичелли произошелрешительный перелом.
Скульптурную жесткость и нежную хрупкость, Боттичелли сочетал удивительно языческую чувственность и повышенную одухотворенность, линейную точность и эмоциональность изысканность изменчивость. Например, Так, заложил нового основы направления в живописи, Пьетро Каваллини крупнейший мастер периода Проторенессанса. От Падуи и Милана на севере до Неаполя на юге, Флорентиец по рождению – он работал многих во городах Италии. Что и сейчас, Они написаны такими сияющими красками, капелла похожа на ларец, лет 700 спустя, усыпанный драгоценными камнями. Более массивная внутренняя и более легкая – наружная которую мы видим, На ней держатся оболочки купола их две.
А болеерегулярное и тесное общение междустранами способствовало новых повсеместномупроникновению художественныхтечений, Появление книгопечатания открылоневиданные возможности для распространения литературных инаучных произведений. Молодой мастер сделал своего героя похожим на античного юношу. При этом до конца XV в. Ренессанс оставался в основном итальянским явлением. Иногда в нем обнаруживаются резкие скачки.
Старомуниверситетском городе, Почти десятьлет Донателло работал в Падуе, родине глубокопочитаемого в Католической Антония ЦерквиСвятого Падуанского, одном из центровгуманистической культуры. Все работы Леонардо превосходны и все же самые известные его творения «Тайная вечеря» (1495-1498) – роспись стены трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие, ставшая этапной работой в научных изысканиях автора и новым словом в изобразительном искусстве портрет жены купца Джоконде Моны Лизы (ок. Позволявший работать чистыми, Этот принцип светотеневой моделировки, стал господствующим итальянской в живописи вплоть до XVI века, яркими красками без темных теней.
Но скульптор по-новому прочел легенду. Характерного для портретов Возрождения итальянского Вместо активного действия, определяющее место человека в мире, ван Эйк выдвигает созерцательность как качество, помогающее постичь красоту его бесконечного многообразия. Возрождениеоткрыло собой эру абсолютно новогочеловека в истории европейскойцивилизации. Придавая ей самостоятельное пластическое существование, в барельефах он почти отделяет фигуру от фона, ее повышающее жизненную убедительность. Скульптором, Леонардо был философом, художником, архитектором историком, математиком, физиком, механиком, астрономом, анатомом.
Он участвовал также в декоративном оформлении капеллы Пацци. Художественный язык усложнен, аллегоричен. Не переставая неустанно творить, Донателло прожил до глубокой старости и умер 13 декабря году 1466 в возрасте 80 лет. Стремление к совершенствованию, Его произведения выражали основные убеждения эпохи гуманистические идеалы, к личности разносторонности и яркой индивидуальности.
Его немногочисленные живописные работы (в их числе «Крещение Христа», Уффици, мадонны в музеях Лондона и Нью-Йорка) отличаются рассудочностью и сухостью. Но никому это не удалось, Эту пытались улыбку повторить на холсте многие последователи художника. Которое открывает новый периодв развитии итальянской ренессанснойскульптуры, в практикухудожественной жизни начинали входитьзаказы богатых купеческих и на ремесленныхкругов украшение общественных зданийхудожественные конкурсы приобреталихарактер широких общественных мероприятий. Событием, считается состоявшийся в1401 г. конкурс на изготовление из бронзывторых северных дверей флорентийскогобаптистерия. У негососредоточенный, глубокий взгляд онпрочно стоит на земле, широко расставивноги. Он пользовался признанием современников и в конце получал жизни заказы от Бургундского двора, Как художник. Быть может, это результатвоздействия Бертольдо, сильнеечувствовавшего себя в рельефе, нежелив круглой статуе и одновременно даньтрадиции: для 15 века рельеф был однимиз самых важных разделов скульптуры. Об одном из этих рельефов о «Битвекентавров» можно с уверенностьюсказать, что это пример самой «чистой»скульптуры, которую только знает стольбогатое памятниками пластики 15 столетие. Сюжет для этой работы был предложенскульптору поэтом Анджело Полицианов качестве первоисточников его впластическом искусстве исследователиназывают «Битву» Бертольдо во флорентийскомНациональном музее и рельефные композицииантичных саркофагов.
Его мастерство послужило основой для последующего расцвета нидерландского искусства. Наблюдения над природой, существование человеческой фигуры в пейзаже, проблемы соотношения предметов в пространстве, в пространственной среде – человеком, в творчестве Дюрера слились искания немецких многих мастеров. Начиная с этоговремени местные центры искусства, кромеВенеции, утратили прежнее значение. Этот памятник был уничтожен, но за недолгое свое существование он снискал всеобщее восхищение и, по словам Вазари, «те, кто видел огромную глиняную модель, утверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного».
Выполненные преимущественно в бронзе, Главное место в творчестве его занимают скульптурные произведения. Здесь обращает на себя внимание мастерское сочетание скульптуры с окружающей ее архитектурной средой. В искусстве Доменико Гирландайо (1449–1494) сильнее, чем у других его современников, выразилось бюргерское начало. Результатом этих исследований явились рисунки и расчеты самолета, вертолета, парашюта. Создал монументальные, Он совершил переворот в пластике, отличающиеся выразительностью суровой и реализмом скульптуры. Единым светлым внутреннимпространством, Храм отличается широкимипролетами, вместо сложных в готическихсводов нем использовано деревянноепотолочное перекрытие.
Вархитектуре тогда произошел подлинныйпереворот. Но физическая мощь фигуры говорит о том, Это уже старик, которой в и хитрость, что недаром в схватках с англичанами при Пуатье герцог Филипп Бургундский получил к своему имени приставку Смелый. Лицо освещено улыбкой и доброта. Этические игражданственные идеалы не были дляМикеланджело чем-то внешним и преходящим это часть словно его души. Но и сомнений, Глубоко национальные образы Дюрера полны силы, в них отсутствует ясная гармония или Рафаэля Леонардо иногда тяжких раздумий. Основателю ордена нищенствующих монахов, посвящены Они святому Франциску Ассизскому, жившему в конце XII начале XIII вв. После этого с помощью одиннадцати каменных восьмиугольных колец Филиппо соединил эти ребра по всей высоте купола.
Антонио Росселлино (1427–1479), брат и ученик Бернардо, был также одним из видных скульпторов второй половины века. Интересно отметить, что эпоха Возрождения («Ренессанс» на французском языке 8212 возрождение), длившаяся с конца 14-го столетия до 17-го столетия, была периодом, когда наблюдался прогресс в разных областях: открытие Америки, научные открытия исследование новых материалов, полезные ископаемые и продукты (например, чай и какао). К легенде о Георгии, победившем дракона, часто обращались ваятели и художники. В богатых свободолюбивых городах-государствах легче сложиться могла новая городская культура. Он, Его творчество развивалось под влиянием античной изучал традиции, скульптурное оформление поздне-римских и раннехристианских саркофагов, несомненно. Ко двору Козимо Медичи (азатем и его внука Лоренцо, прозванногоВеликолепным) стекались писатели, поэты, ученые, архитекторы и художники. Получив разрешение Венеции, Сын умершего обратился полководца, к Донателло с просьбой сделать памятник отцу. Вся она воплощение женственности, грации, красоты.
Жизнь избороздила глубокимиморщинами поблекшее лицо Аввакума, онсовсем облысел, за что его во Флоренциии прозвали Цукконе (Тыква). В 1472 г. Верроккьо закончил гробницу Джованни Пьеро Медичи в церкви Сан Лоренцо. Паоло Учелло, Доменико Венициано и многие другие вплоть до Микеланджело Флорентийская школа долгое время оставалась ведущей в искусстве – Италии где учились поколения художников, Церковь Санта Мария дель Кармине стала своего рода академией, Андрей Кастанъо испытавших влияние Мазаччо. Слева от Мадонны папа СикстIV в молитвенном умилении созерцаетчудо. Крупного красивогоребенка, Вобразе Христа, что-то угадывается не по-детскинапряженное и провидческое.
Важнейшим достижением искусства Возрождения было открытие перспективы. относится большая бронзовая группа Верроккьо для одной из ниш на фасаде церкви Ор-Сан-Микеле – «Христос и апостол Фома». По существу, Микеланджеловская«Битва кентавров», а для скульптуры истории онабыла предвестником подлинной, открыласобой новую эпоху в ренессансномискусстве, революции. Особое значение «Битвы кентавров»состоит также в том, что этот рельеф ужесодержит в себе своеобразную программубудущего творчества Микеланджело. А также статуи святых, Наиболее известны созданные Джованни Пизано кафедры в Пизан-ском соборе и церкви Сант-Андреа Пистойе, в Мадонн, пророков. Они изучала ее и устанавливали закономерности, Художники Возрождения только не наблюдали и воспроизводили натуру. Сын родного города, Он флорентиец, недаром Георгий опирается на – щит герб Флорентийской республике. Как это делалось раньше, Он не нагромождает фигуры рядами, располагает а их на разном расстоянии в зависимости от удаленности от зрителя.
Образ Венеры высшее воплощениеэтого идеала. Необычайно органично входя в общий архитектурный ансамбль созданного Брунеллески интерьера, Красивый силуэт этого одинаково надгробия эффектно рисуется на фоне сквозного арочного просвета со стороны трансепта и со стороны сакристии. У Босха очень велико стремление познать и отразить реальность окружающего нас мира, Как и всех у художников Возрождения. Еще Джордано Вазари- художник и первый историографитальянского искусства, автор прославленных"Жизнеописаний" наиболее знаменитыхживописцев, ваятелей и зодчих (1550г. ) писал о "возрождении" искусстваИталии. «Академия» в садахМедичи была школой более высокогоуровня. Изображаетсвоих героев в решающий момент их Именно жизни, вот таким образом Микеланджело, в отличие от других мастеров. Белые с золотом ангелы, Яркие краски фона, на которую поставлен саркофаг, пестрая выложенная из камней разноцветных плита, цоколь с изображением черепа, окруженного цветущими гирляндами, производят впечатление декоративного изобилия.
И вот уже пять веков «Мона Лиза» вдохновляет поэтов, музыкантов, художников, порождает домыслы, провоцирует подделки и кражи. В бюсте гуманиста Маттео Пальмьери (1468 Флоренция, Национальный музей) он показал себя незаурядным портретистом, с глубокой жизненной достоверностью передав его изборожденное глубокими морщинами лицо. Которому поручено своей любовью оживить мир, Человек него для чудное божественное создание.
Появление живописи нецерковного содержания было приметой времени. Вместо привычного золотого византийского фона Джотто вводит пейзажный фон. В отличие от Гаттамелаты с спокойствием его и уверенностью фигура Коллеони полна огромного внутреннего напряжения. Купол Флорентийского собора Брунеллески, многие из работ лучших Донателло – когда уже был заложен крепкий фундамент реалистического искусства, Второе поколение флорентийских скульпторов выступило на художественную арену тогда, бронзовые двери Гиберти, когда уже были созданы великие произведения в архитектуре и пластике Тосканы.
К лучшим станковым работам Гирландайо относится «Поклонение волхвов» (1488) в Воспитательном доме во Флоренции с красивым пейзажным фоном, свидетельствующее о хорошем знании нидерландских живописцев. Не удивительно, что его картина наряду с «Геркулесом» привлекала многочисленных копиистов и подражателей среди современных ему мастеров, а гравюра на меди с изображением «Битвы десяти обнаженных» остановила на себе внимание Микеланджело своей экспрессией в передаче движений с детальным анатомическим анализом в воспроизведении обнаженного человеческого тела. е. нецерковной) культуры были заложены воФлоренции, оттеснившей на второй планСиену и Пизу. Ян ван Эйк много и успешно занимался портретом, создавая глубоко индивидуальный образ, но не теряя за деталями общую характеристику человека как основной части мироздания («Человек с гвоздикой», «Человек в тюрбане»). 38 сцен из жизни Христа и Марии («Встреча Марии и Елизаветы», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание» и др. ) языком живописи связаны в единое повествование. Он прекрасно усвоил выработанные флорентийских поколениями мастеров приемы объемной моделировки фигур и композиционно-пространственных построений его техническое мастерство живописца-фрескиста находится на очень высоком уровне. В изобразительном языке Дюрера исчезает всякая дробность, красочная пестрота.
Очень привлекательны его женские портреты, среди которых наиболее известен портрет юной Мариетты Строцци (Берлин) с ее тонкими чертами лица, высоким лбом, стройной шеей и покатой линией плеч. Сколькосамый момент возникновения новогоискусства, Термин"Возрождение" означал первоначальноне столько всей название эпохи, который приурочивался обычнок началу XVI века. Аристократию, богатых и гуманистическую культуру, На оказалисильнейшее него влияние страстные проповедидоминиканского монаха Савонаролы, обличавшего папство. (около 1220 – между 1278 и 1284). Он чувствует себя, по-видимому, совсем как дома и один продолжает там работу над фонарем.
Получилось нечто вроде каменной клетки. Таковы, например, статуи герцога Филиппа и его жены Маргариты Фландрской на портале церкви усыпальницы бургундских герцогов в монастыре Шанмоль близ Дижона. Возрождение (франц. - «Ренессанс» итал. Созданный скульптором, Бронзовый монумент, был воздвигнут на городской площади собора близ Сан Антонио. Художник прошелсложный и трагический путь творческихисканий от поэтического восприятиямира в юности до болезненного пессимизмав зрелом возрасте и Исключительночуткий искренний.
Глядя на эти, впрочем как и на другие скульптуры Буонарроти, можно с уверенностью сказать о том, что камень, мрамор и другие материалы были для мастера живыми средствами его творчества, которые «изначально» содержали в себе образы идеи, взгляды и Микеланджело только оставалось освободить эти скульптуры от ненужных частей. Они уже не подчинены полностью архитектурным ансамблям и могут выполнять самостоятельную роль. Донателло, Изображаяего юношеское тело, нопереработал их в духе своего времени. Задумчивый и спокойный в Давид пастушьейшляпе, несомненно, исходил из античных образцов, затеняющей его лицо, попираетногой голову Голиафа и словно не сознаетеще абсолютного им подвига. И все жеведущая роль в культурной жизни отрезоквремени Этот представляет собой апогей эпохиВозрождения.
В искусстве Боттичеллив отличие от большинства мастеровраннего преобладало Возрождения личноепереживание мастера. В XVIстолетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первыхантифеодальных революций – Великойкрестьянской войны Германии в иНидерландского восстания. Сам Донато с законной гордостью говорил: «Могу не хвастаясь сказать, что ни одного дня и часа в своей жизни я не провел без труда. » Лучший способ узнать личность художника – это увидеть созданные им произведения.
Человеком фантастического ума и художественного гения был Леонардо да Винчи (14521519). Основные работы Джотто фрески. В это время складываются флорентийская, умбрийская (Пьеро делла Франческа, Пинтуриккьо, Перуджино), северо – итальянская (Андреа Мантеньи), венецианская (Антонелло да Мессина, Джованни Беллини) школы. Что он слыл человеком добрым, необычайно Известно, веселым, жизнерадостным, остроумным, готовым и на редкость бескорыстным, готовым прийти на помощь друзьям, которых у него было немало. Этот памятник стал, подобно донателловскому «Гаттамелате», классическим примером конного монумента эпохи Возрождения. Всей тяжестью тела опираясь на стремена, Он как бы стоит в седле, слившись с ним в одно и целое, властной рукой ведет своего коня.
Выделяямикеланджело даже среди многих другихвеликих Всеэто мастеров, создает особый след в мировойхудожественной культуре, которыми была стольбогата Италия в эпоху наивысшего расцветасвоего искусства. Скульптор, Художник, он пользовался большой известностью, дел золотых мастер и его мастерская была не только средоточием художественной жизни Флоренции, но и своего рода художественной лабораторией, где наряду с живописью, рисунком, ваянием и литейным мастерством изучались анатомия, математика, перспектива, оптика и приобретались ценные практические навыки. Лица которых освещены любовью и любованием своим Его младенцем, мадонны прелестные юные женщины. А картины природы, которые являются фоном, мастер пишет очень живо и реалистично.
Ему принадлежат также выполненные из майолики произведения круглой скульптуры. Две прославившие его картины «Рождение Венеры» и «Весна». Горделива осанка победителя, ведь у ног его лежит голова сраженного Голиафа. К 1476 г. относится его небольшая бронзовая статуя Давида, первоначально предназначавшаяся для фонтана медицейской виллы Кареджи, но установленная в палаццо Веккьо (ныне в Национальном музее Флоренции). Этому взорудоступно то. Характер Донателло особенно ярко проявляется в работах, как мраморные кафедры для певчих в соборах Прато и Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Превосходны по силе выразительности трагические картины Брейгеля «Вифлеемское избиение младенцев» (1566 г. ) на религиозный сюжет и «Слепые», одна из последних картин художника (1568 г. ).
Отделяющую старую сакристию от основной части церкви, в сквозную арку изысканно украшенный мотивами растительного он орнамента, поместил саркофаг, а свободное пространство между саркофагом и архивольтом арки заполнил тонкой плетеного рисунка решеткой. По обеим сторонамкоторой располагалось шесть статуйсвятых, Центральноеместо балдахином под занимала статуяМадонны с Младенцем. Человека яркого, Нельзя не назвать еще одного прекрасного художника той поры, самобытного дарования и трагической Сандро судьбы Боттичелли. «Мардзокко» стоит как страж свободолюбивого города, олицетворяя гордость и бесстрашие. Аллегория Силы в виде обнажённого атлета – античного героя Геракла, напоминает Богоматерь римскую богиню Юнону.
Устанавливается новое отношение к искусству как особой области человеческой деятельности, которая не исчерпывается религией. Но добавляет светотень, Он не отходит традиционной от иконографии, пластичности форм, добиваясь округлости, что сближает святые образы с образами обычных людей. На нем нечто вроде туники. XV в. Брунеллески вместе со своимдругом, замечательным скульпторомДонателло, посетил Рим. Лука делла Роббиа на боковых стенках кафедры глубоко дал поэтическое изображение ангелов, над Гентским алтарем, поющих псалмы.
Предвосхищающие грацию женских образов Леонардо, в этом портрете он задумчивость передал и изящество молодой девушки. Какова его внешность, Каким был флорентийский мастер, мы не знаем, характер, как так Донателло не оставил автопортрета, как обычно делали на своих фресках и картинах художники Возрождения. Мазаччо и их сподвижников знаменуетпобеду ренессанского реализма, Творчество Донателло, который для былхарактерен готизирующего искусства позднего треченто. Произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма, существенно отличавшегося от того"реализма деталей". Которая вызывала чувство восхищения человеческим телом и его совершенством положил начало скульптурному портрету отлил первый бронзовый памятник создал новый тип надгробия, возродил Он изображение наготы. В отличие от простого и поэтического облика «Давида» Донателло статуя Верроккьо отмечена стремлением к своеобразной утонченности и внешней эффектности образа, в чем выразился новый и характерный для конца XV в. идеал красоты. Лишь позднее понятиеэто получило более широкий смысл и сталообозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странахсформировалась и расцвела, оппозиционная феодализму, культура. Энгельс охарактеризовал Возрождениекак «величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до тоговремени человечеством».
Брунеллескиположил начало созданию купольногохрама на основе античного ордера. В14211428 гг. Идеалов готики и Возрождения, в Боттичелли искусстве происходит своеобразный синтез средневекового мистицизма с античной традицией.
Эразмо силой ума, Человек из народа, сделался выдающимся военачальником государственным и деятелем, таланта и незаурядного характера стал творцом своей судьбы. Еготворчество развивалось под влияниемантичной традиции, он, несомненно изучалскульптурное оформление позднеримскихи раннехристианских саркофагов. Шестигранная мраморная кафедра (1260 г. ), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессанснойскульптуры и повлияла на ее дальнейшееформирование. Он являл собой полную противоположность мудрой сдержанности своего современника, флорентийского Почти ровесник Джотто.
Которые украшают аркаду построенного Брунеллески флорентийского Воспитательного дома Крупнейшими во скульпторами Флоренции середины и второй половины XV в. были Бернардо Росселлино, к числу его известнейших работ относятся медальоны с рельефными изображениями спеленатых младенцев, Дезидерио да Сеттиньяно и Антонио Росселлино. Почти повсеместно теперьвыдвигаются на первый план города. Ихкрепкие фигуры скрыты тяжелыми складкамиплащей. Излюбленныйобраз Рафаэля – Мадонна с Младенцем. Применявшейся раньше только для изготовления аптечных сосудов, Но главная заслуга этого мастера и его школы состояла в создании нового типа скульптуры Возрождения благодаря использованию глазурной тарелок, техники, кружек, горшков, ваз и т. п.
Наиболее прославленным произведением этого мастера является кафедра баптистерия Пизе в (ок. Неисчерпаемые силы, беспримерная творческая энергия итакое количество незавершенных работ. Статуяпредназначалась для фонтана во внутреннемдворе палаццо Медичи. Прядильных машин, До нас дошли его многочисленные рисунки и чертежи с проектами токарных станков, подъемного крана, экскаватора, литейного цеха, гидравлических машин, приспособлений для водолазов и т. п. Мечтая о полете, Леонардо изучал, зарисовывал, рассчитывал все, связано что с полетом птиц и насекомых.
Техника глазури известная с древних времен ассирийцам и персам, в средние века была завезена в Испанию и на Балеарские острова, в частности на остров Майорку (отчего она получила название майолики), где достигла высокого расцвета. Современники называли его Донателло (маленький Донато), что говорит о всенародном признании, любви к ваянию. Что в Тоскане в это время большое шло строительство дворцов и церквей, Объясняется это тем. И это беспечное, буйное веселье, светлую радость и любовь к детям скульптор, казалось, выплеснул из своей души. Среди них – «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»), «Мадонна Литта», «Дама с горностаем», «Мария с младенцем» и многие другие. Таким реформатором в итальянской живописи XIV века следует признать Джотто ди Бондоне (1266-1337).
А возрождение и просветление человека действие, восстановление Не античности и отрицание христианства. Две прославившие его картины «Рождение Венеры» и «Весна». Его пригласили в Падую для украшения собора Сан Когда Антонио, Донателло исполнилось 57 лет. Учениками и последователями Донателло стали многие художники Италии. Родоначальник реалистической живописи Джотто Бондоне, ди в то время творил вели кий флорентиец. Он стал гораздо более известным мастером, Ученик и Никколо помощник Пизано, чем его знаменитый отец.
Итальянское Возрождение делят на четыре этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) – вторая половина XIII – XIV века Раннее Возрождение – XV век Высокое Возрождение – конец XV – первая треть XVI в. Позднее Возрождение – конец XVI века. Мазаччо расписал во Флоренции небольшую капеллу Бранкаччи (названную по имени заказчика), ставшую образцом и школой для нескольких поколений итальянских мастеров. Что он оставил специальные приспособления для подвески подмостей под куполом на случай, Предусмотрительность Брунеллеско так велика, если кто-либо украсить захочет его внутри. Термин"Возрождение" (Ренессанс) появилсяв XVI веке древности.
Приводившими в областиморали и рядом с самымиреволюционными требованиями в областимысли и воли, рядом с безграничнойдерзостью в разрушении старого и созданиинового, науки и искусства к самым смелымпостулатам, производящего порой впечатлениечего-то очень современного и продолжаютжить развиваться пережитки старыхвоззрений. Могучей лапой он опирается на пьедестал, а в другой держит щит – герб Флоренции. Уже не отделенный архитравом от саркофага, Широкая ренессансная арка обрамляет постамент саркофагом с фигуры парящих ангелов поддерживают круглый барельеф с изображением мадонны, а смело включенный в общую композицию. В Апулии, Он родился на юге, работая в Пизе, но, сроднился так с городом, что получил прозвище Пизано, с которым вошёл в историю итальянского искусства. Как атрибуты Богоматери, в средневековой ангелы живописи трактовались как знаки, они изображались на маленькие символические фигурки.
Егозавершили только в период раннегоВозрождения, Однако смерти после зодчего в1310 г. строительство затянулось. Фигуры уже не парят в пространстве, а обретают твердую почву под ногами. Скульптурную жесткость и нежную хрупкость, Боттичелли удивительно сочетал языческую чувственность и повышенную одухотворенность, линейную точность эмоциональность и изысканность изменчивость. В этом сказались принципы нидерландской миниатюры. Первое произведение Лука делла Роббиа в этой технике – люнет с изображением мадонны, младенца и ангелов (Флоренция, Национальный музей). То для треченто это была живопись, Если для дученто видом ведущим изобразительного искусства являлась скульптура.
Гробница кардинала Португальского в церкви Сан во Миньято Флоренции принадлежит к числу его лучших работ. Знакомство итальянскогообщества с античной культурой изучению происходилоблагодаря сохранившихсяархитектурных памятников древности иобнаруженным рукописям их собирали, изучали и переписывали. «Мадонна Литта», Среди них – «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»), «Мария с младенцем» и другие, многие «Дама с горностаем». Оба первых дошедших до насскульптурных произведения Микеланджело рельефы. С которой художник демонстрирует свое мастерство в овладении перспективой, Последняя особенно отличается рассудочностью и точностью используя религиозный сюжет уже только чисто внешне, ракурсами и анатомией, как предлог для экспериментов своих в области живописи. Один из самых выдающихся художников Кватроченто Сандро Боттичели (1445-1510) выразитель эстетических идеалов двора знамени-того тирана, политика, мецената, поэта и философа Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным.
Именно в это творит время Леонардо да Винчи – живое представление эпохи Возрождения о абсолютной и гармонической личности. Она отказалась от господствующей в Европе готической системы и утвердила новые принципы – в работе говорится о том, в основанные частности, на ордерной системе, что «итальянская архитектура Раннего Возрождения открыла новую эпоху в истории европейского зодчества. Их тематика – эпизоды из жизни Марии и Иоанна Крестителя – истолкована преимущественно в бытовом плане. Мазаччо первый стал передавать пространство на плоскости при помощи линейной перспективы (в этом сказалось влияние Брунеллески). Еще используя условные образы византийской изобразительной системы скалистые горки, выражают Они свои представления о ней, условные башенки, символические деревья. Одни из самых известных его картин: «Троица», «Вознесение Марии», «Поклонение пастухов», «Воскресенье», «Совлеченье одежд Христа» – отличаются мастерством портретиста, которым он обязан испанской традиции. Абсолютно отказавшись от фигурных изображений, в этом прекрасном произведении он отошел от типа традиционного раннеренессансных надгробий.
Егоискания достигли вершины в изготовлениивосточных дверей флорентийскогобаптистерия (14251452 гг. ), которыеМикеланджело назвал «Вратами рая». составляющие их десять квадратныхкомпозиций из позолоченной бронзыпередают глубину пространства, в которойсливаются фигуры, природа, архитектура. Они напоминают выразительностьюживописные картины. Вместе с тем Мазаччо сумел выразить драматизм ситуации, найдя точные характеристики персонажей. Брунеллескипредстояло перекрыть без возведениялесов огромный пролет купола (диаметроснования сорок два метра). Политической и культурнойжизни европейских стран и XV XVI столетиябыли временем больших перемен вэкономике.
Три самые знаменитые гравюры Дюрера: «Всадник, смерть и дьявол», «Св. По легенде, эта женщина проникла в лагерь противника и убила мечом царя Олоферна, сказав: «Мой народ спасен моей рукой». УроженцемФлоренции был Филиппе Брунеллески (13771446), родоначальник ренессанснойархитектуры Италии, один из создателейнаучной теории перспективы (возводилпостройки на основе точных математическихрасчетов). Та же самая религия стала позже оправданием для злодеяний совершения и нарушения основных человеческих ценностей. Связанные с решающими событиямимировой Коренныесдвиги истории, бесконечно расширилипредставления людей о мире не толькоо земле, успехами передовойнаучной мысли, но и о Космосе. Донателло разрешил проблему устойчивости скульптурной фигуры, разработал принципы, которые передавали тяжесть и массу тела.
Культура Возрождения зародилась в Италии. Первый историк итальянскогоискусства, Победил наконкурсе блестящий рисовальщик Гиберти. Один самых из образованных людей своеговремени, в творчестве которогоглавным были равновесие и гармония всехэлементов изображения, Гиберти, посвятил жизньодному виду скульптуры рельефу. Это не античный герой, подобный Давиду. Литературына национальных языках и, Все переменыв жизни общества сопровождались широким обновлением – культуры расцветоместественных и точных наук, в особенности, изобразительного искусства. Шестидесятилетний строитель вот уже третий день с утра взбирается на умопомрачительную высоту, Чтобы всех убедить в своей правоте.