Скульптура России второй половины 19 века.
Пластическая форма во всех случаях, по существу, однотипна и имеет целью лишь убедительно-правдоподобное воспроизведение реальной формы. Во второй половине XIX в. развивается станковая скульптура, в основном жанровая. Чем самостоятельные произведения станковой Они скульптуры, скорее напоминают нам эскизы к городским памятникам. К традициям памятников, к распространенным типам, относился он с предубеждением, разрабатывавшимся в современной ему скульптуре. Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде 1862. Требующий последовательного уплощения форм, Вместе с этим теряет классический смысл принцип изображения фигур в рельефе. Чаша с цикутой уже выпита.
Недостатки статуи, ее слабые стороны стали заметны только позднее и прежде всего самому Антокольскому, когда у него появилась возможность сравнить «Ивана Грозного» с другими своими произведениями. Больше всего Антокольского трогало в образе Христе его отношение к людям. Но он верен и своему стремлению к правде портретного образа, правде характера. Которую в памятниках предшествующей эпохи играл рельеф, Роль, теперь отдана круглым фигурам и группам, обычно строго архитектурной подчиненный части монумента, утяжеляющим массу памятника и изменяющим его архитектурный строй.
Ему лучше прочих удавались произведения исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики. Репрезентативности, По сравнению с традиционными академическими статуями новым в произведении Антокольского был отказ условной от приподнятости, усиление личных и бытовых моментов, перенесение главного акцента на проблему психологической характеристики. Каменский, представляло собой лишь внешнюю параллель живописи передвижников. Для монумента характерна ясность силуэта, легкость и чистота композиции. Кроме Антокольского, здесь обучалось всего шесть человек.
Которое исходит от всей его богатырской фигуры, Антокольский подчеркивает необыкновенный рост Петра и ощущение то мощи. Образ его сразу врезался в мое воображение. Взгляд Петра I исполнен спокойствия, уверенности и обращен как бы к будущему России. Личность Ивана IV и его время после лермонтовской «Песни о купце Калашникове» привлекали внимание многих.
Кризисное положение архитектуры второй половины XIX века неизбежно за повлекло собой кризис скульптуры. И, Статую Петра Антокольский делал для памятника, Фальконе, подобно своим предшественникам – Карло Растрелли, он видел в Петре всего прежде олицетворение целого исторического периода России. Что мыслитель изображен уже неспособным мыслить, Есть какое-то противоречие в том, в перехода момент в небытие.
Скульптор объединил в монументальном произведении лучшие черты барокко и классицизма. Выдающаяся роль в развитии русской светской монументальной скульптуры принадлежит (16751744), чьим произведениям свойственны парадность, пристрастие к пышным костюмам и парикам, к разного рода украшениям и нарядам, торжественность, например, статуя «Императрица Анна Иоановна с арапчонком» (17331741). Для нас, как и для современников Антокольского, она остается спорной. Кроме того, в Москве постоянно бывали приезжие люди из разных концов России и это должно было придать памятнику «значение вполне народного достояния». В монументально- декоративной скульптуре начала первой четверти XIX в. с большим успехом работал Ф. Ф. Щедрин (1751- 1825).
Показав контрасты общественной жизни середины XVIII века, в монументе автор соединил и парадность жанровость. Достаточно вспомнить роман А. К. Плечи ссутулились во властных, Его голова опущена на грудь, быть может, деспотических чертах лица выражение думы, мрачной угрызений совести.
1836 8 Михаил Осипович Микешин (9 21 февраля 1835 года, деревня Максимково Рославльского уезда Смоленской губернии 19 31 января 1896 года, Санкт-Петербург) русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи. (17161791), автор великолепного памятника Петру I (открыт в 1782 г. ). С преобладающим выражением грустной задумчивости, Образ Спинозы буквально проникнут чувством этим духовности, мечтательного созерцания. Иванов, М. А.
Выполненных с натуры, Антокольскому принадлежит целый ряд портретов, Тургенева (1880, оба в Государственном Русском музее), в том числе бюсты (1874), Боткина Стасова (1872, Институт русской литературы АН СССР, Пушкинский Дом) и другие. Чем живопись, Вот таким образом скульптура второй XIX половины века в значительно меньшей степени, способствовала движению русского искусства по новому пути. В целом в эпоху Просвещения в скульптуре закладываются национальные традиции нового русского искусства, в которых человеческая фигура, чувственность, «любви порывы» представлены в поэтическом и эстетическом вариантах. В самом начале XVIII в. русской культуре была известна лишь деревянная скульптура древнерусская религиозной направленности. Потом стал думать об обоих вместе.
Дать выражение всему этому было для Антокольского много важнее, чем решить собственно портретную задачу, от которой в иных случаях он и вовсе отказывался. В его приемах резьбы, в характере ранних работ Антокольского, для которых Антокольский брал либо дерево, в самом материале рельефов, либо слоновую кость, несомненно еще чувствуется связь с тем временем, когда он был учеником виленского резчика. Характерной чертой русской означенного скульптуры периода являются огромные достижения в области синтеза скульптуры и архитектуры. Что скульптор, Может показаться странным, столь был неудачлив в портретах современников, замыслам которого часто сопутствовало стремление передать душевные движения и которому многое удавалось в работе над историческими портретами. Михаил Осипович Микешин (9 21 февраля 1835 года, деревня Максимково Рославльского уезда Смоленской губернии 19 31 января 1896 года, Санкт-Петербург) русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи.
Надо уметь, – писал Антокольский, – брать от природы, а не ждать, что она даст тебе. В общих чертах здесь повторяется и композиционная схема монумента «Тысячелетие России» и его очертания, напоминающие колокол. Только Антокольский поднимается в своем творчестве до исторической и темы общих проблем морали. Но здесь из-за обилия памятников, казалось трудным подыскать достойное Пушкина место. Однако это произведение нельзя поставить в один ряд с академическими статуями. Резок, Мефистофель угловат, собравшейся в комок фигуры очерчен, выразительно силуэт его сухощавой, в лице сквозит усталость, горечь, скептическая усмешка. «Петр I» (1872, бронза, Государственный Третьяковская Галерея и Государственный Русский музей) – работа, следующая за «Иваном Грозным», – отличается большей собранностью.
По состоянию здоровья, следуя советам врачей, он уехал в Италию. «Ермак» задуман как воплощение русской смелости, удальства, стихийной народной силы. К своим друзьям и единомышленникам придают особое значение переписке, Многолетнее пребывание за границей и постоянное стремление быть ближе к России, Крамским, которую Антокольский постоянно поддерживал со Стасовым, Репиным и другими ему близкими людьми. М. Козловский. В конце 19 века в условиях разложения буржуазной культуры образуются другие течения – импрессионизм, «стиль модерн», символизм и другие, которые привели к полному распаду скульптурной формы: заставили отказаться от национальных реалистических традиций изображения действительности, привели к уродливым и бессмысленным эксриментам. Бюст также является произведением типичного барокко. Жеста, Соответственно специфически скульптурная выразительность произведениях в Антокольского подменяется выразительностью пантомимы – позы, мимики.
В пальцах его зажаты четки. Заученные шаблоны поз и жестов, его в решении видны типичные для псевдоклассицизма приемы композиции. Антокольский как бы совлекает пышные покровы с неприкосновенной фигуры самодержца показывает и нам его без прикрас. Антокольский не идет дальше общих понятий о гуманизме, но его «образы человечества» по своему содержанию все же неизмеримо богаче академических аллегорий «добра» и «зла». Годы пребывания в Академии он во многих отношениях использовал для самообразования. Ни один не поднимается до уровня исторических Антокольского, портретов Но ни один из них нельзя назвать глубоким. Антокольскому принадлежит целый ряд портретов, выполненных с натуры, в том числе бюсты Боткина (1874), Тургенева (1880, оба в Государственном Русском музее), Стасова (1872, Институт русской литературы АН СССР, Пушкинский Дом) и другие. По своему характеру памятник близко подходит к произведениям академической скульптуры.
«. Многие письма Антокольского могут служить ценнейшим источником для изучения искусства русского второй половины XIX века. Враг всего человеческого сначала рисуется ему в духе произведений Гете непременно и в соединении с загубленным младенцем Маргариты.
В этом отношении он близок героям суриковских полотен. Однако в нем нет ни цельности, ни строгости классических памятников Петербурга, а при детальном анализе бросаются в глаза и недостатки отдельных фигур – например, вытянутость и вместе тяжеловесность фигуры Екатерины поверхностно – «костюмировочный» подход к изображению придворных, где на первом плане – не портретные характеристики, а кафтаны и ордена, парики и ленты. Которое утверждали идейные реалисты, Теории и практике академизма он сознательно противопоставлял понимание то искусства. В котором скульптор воссоздал живописный образ незаурядного человека и государственного деятеля, Это типичный портрет парадный эпохи барокко. Вспоминая о том, как создавалась эта статуя, Антокольский рассказывает: «Я давно задумал создать «Ивана Грозного». Философское здесь тесно граничит с историческим.
Памятник Екатерине II отличается собранностью, большей в сравнении с громоздким новгородским монументом. Для Антокольского, как и для Крамского, Христос – это реальная личность – «человек из Назарета». Прежде всего, Создание этих образов было продиктовано, характерными в то время для русских художников-демократов, поисками гуманистического идеала и правды справедливости. О какой-либо стилевой связи монумента с историческими ансамблями Новгорода говорить не приходится.
Как, Трактовка этих аксессуаров и весь строй памятника, впрочем, его неброский силуэт, масштаб фигуры и постамента, говорит о том, что он создавался в расчете не открытую на площадь, а на небольшую архитектурную площадку и замкнутое зеленью пространство. «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», 1797. К сожалению, литература, касающаяся их, так сказать адвокатурная. «Нестор-летописец» Антокольского – небольшая статуя, но работа над ней продолжалась несколько лет. В работе над памятниками явственно упадок обнаруживается традиций монументальной скульптуры. Но и он не избежал пороков, свойственных скульптуре своего времени. К лучшим произведениям Щедрина относятся статуи его и скульптурные группы для Адмиралтейства. Если говорить о ней в целом, Скульптура второй половины XIX века, равные по своему общественному значению и по своей художественной ценности произведениям Перова и Крамского, не смогла произведения, создать Репина и Сурикова.
Поскольку русский человек практически не был готов к и восприятию пониманию этого феномена, Становление скульптуры в петровское время происходило крайне медленно, так как в Древней Руси светская скульптура вообще не развивалась. «. Не боявшегося никого, а в образе великого полководца Святослава сила передана великого русского полководца. Б. К. Примечательно, что кресло, в котором изображен Грозный, точно воспроизводит его трон.
Только в самых ранних вещах Антокольский слепо повторял натуру. В его простом одеянии более всего заметны скуфья и клобук. Он хорошо поставлен на фоне Александрийского театра в окружении зелени сквера, фасадом Обращенный к Невскому проспекту. Волевой, Император представлен прежде всего как как целеустремленный, великий реформатор и гражданин, сильный человек. Антокольский обо всем этом подробно говорит в своих письмах.
Вопрос о правах Москвы и Петербурга на памятник Пушкину предметом был дискуссии в современной прессе. Образ Христа по своему замыслу – один из самых глубоких у Антокольского. Что в первом проекте памятника под скалой постамента были изображены бандурист, Характерно и три другие фигуры – русский, в котором замечалось сходство Тарасом с Шевченко, белорус и украинец. Здания в стиле псевдоренессанса декорируются иногда статуями и вазами в нишах (Сельскохозяйственный музей, 1860) или гермами. Все это время Антокольский тяготился своей вынужденной оторванностью от России, жил мыслями о ней, с ней связывал все свое творчество. «Памятник Барклаю-де- Толли». Б. И. Сильных характеров, Он раскрывался в изображении исторических личностей, типических национальных русского черт народа.
О каких-либо значительных достижениях монументально-декоративной скульптуры в случае этом говорить не приходится, Несмотря на большое количество работ. В силу этого скульптурный образ приобретает натуралистический оттенок, а именно – вид окаменевшего в роли актера. К лучшим произведениям Щедрина относятся его статуи и группы скульптурные для Адмиралтейства. «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», 1797. Разрыв с Академией у Антокольского был таким же решительным, как у Крамского или Репина. Вот он сидит перед нами, грозный царь, положив руки на подлокотники резного трона. Созданных мастером, в аллегориях, передано торжество человека над силами природы, воспето России величие как морской державы.
Но и понятие к монументальных ним не подходит, Произведения Антокольского нельзя назвать камерными. «Памятник Барклаю-де- Толли». По определению Антокольского, это – образы «друзей человечества», «борцов за лучшее будущее». Отнюдь не утративший своего прежнего понимания задач искусства, Однако Антокольский, вновь возвращается русской к исторической теме. Исполненной внутреннего достоинства, Скульптор сумел позу сделать Пушкина непринужденной, выразительный наклон головы, сумел найти сдержанный жест. В ходе работы над статуей Опекушин благополучно преодолел трудности моделировки фигуры.
Несомненно, Антокольский, а его суждения об искусстве, обладал литературным даром, глубокие и точные, показывают, художник что был в то же время вдумчивым мыслителем. Скульптор представил Сократа в смертный час. Затем я задумал «Петра I».
Эта тема привлекала Антокольского еще в годы учения в Академии. Вместе с тем Антокольский называет своих героев «мучениками идеи». Можно полагать, что прообразом Нестора явился пушкинский Пимен из «Бориса Годунова». Прежде всего, Принципиальное новшество трактовки и реализм изображения проявились, что историческое содержание этого образа невозможно от отделить человеческого, в том. Почти тридцать лет, Он прожил за границей большую часть жизни, только возвращаясь изредка на родину. В дни юбилея Царскосельского лицея, Впервые мысль о памятнике поэту возникла в 1860 слава году, которого прямо связана с именем Пушкина.
Растрелли создал величественный образ А. Д. Однако уже целиком связанной собственно с историей Отечественной войны, 6 Продолжением этой патриотической тематики, стали памятники работы Бориса Орловского в честь Кутузова и перед Барклая-де-Толли Казанским собором. Наиболее болезненно эти кризисные моменты отзываются на искусстве памятников.
Выбор места рассматривался как важное предварительное условие работы над памятником. В ней есть единство деталей и целого, пластическая слитность частей. Меньшикова (17161717). Пришлось воспользоваться традициями иностранных школ и мастеров, Поскольку собственных в традиций этой области художественной культуры в России не существовало. В пластическом отношении Сократа фигура – одна из наиболее интересных в творчестве Антокольского.
Одни нападают, другие защищают объективного, беспристрастного суждения и до сих пор нет. Однако Антокольский, как и его немногочисленные товарищи, чаще всего обходился собственными силами. Больше присущих камерной скульптуре, Но это все передано в формах, тогда как замысел требовал широты, статуэтке, размаха. Шире, Здесь все крупней, пользуется которыми скульптор и средства изображения, в большей мере отвечают его задаче. Громкий успех статуи вынудил Художеств Академию присудить молодому скульптору звание академика. Задумчивое и печальное лицо философа передано в мраморе с потрясающим мастерством. Отяжелевшее тело сползает с кресла. Произведения эти явились выражением его дум о России.
Хитон, широкими складками драпирующий фигуру, открывает грудь и руки Сократа. Пластическая характеристика тела человека служит здесь главным выразительным средством. В «Спинозе», напротив, все усилия Антокольского направлены на то, чтобы погрузить нас в мир духовной жизни философа. Из памятников, построенных по проектам Микешина, ярче других «Богдан Хмельницкий» в Киеве (бронза, 1870-1888). Видимо, дело здесь в самом его подходе к этим жанрам, в оценке их идейно-художественных возможностей.
Творческая история его произведений, в письмах Антокольского отразился весь его путь, подчас развитые с широтой и основательностью настоящих художественно-критических исследований, взгляды его на искусство. Для него имела значение каждая подробность костюма, каждый атрибут. Триумф был полным. Их борьба и трагическая невозможность поставленных достигнуть целей, Скульптора волнует их личная судьба. Зачастую скульптурные произведения этого времени выглядят как попросту в переведенные мрамор и бронзу сцены из жанровых картин.
Первая половина XIX в. отмечена расцветом русской скульптуры и в особенности монументальных ее форм. Вместе с заботой об исторической правде образа Антокольский заботился и точности о деталей. Из всех вещей Антокольского статуя Петра I ближе подходит всего к произведениям монументальной скульптуры. Но что мог он им противопоставить в условиях упадка монументальной скульптуры.
Скульптура барокко стремится к живописности. 1836 Б. И. Благодаря своей многофигурной композиции заметно он выделяется на фоне однообразных статуй распространенных в то время шаблонных монархических монументов. Рассматривался вопрос и о Петербурге.
В дальнейшем храмовое зодчество и не вовсе дает никаких новых примеров синтеза в широком масштабе. Внешние атрибуты здесь мало прибавляют что к внутреннему содержанию этого исторического образа. Вскоре он сделался убежденным сторонником нового реалистического направления и тем самым определил свое отношение к Академии. Первое будет творчество, а второе – подражание, а чего доброго и ниже фотографии». 4 Михаил Козловский был наиболее фигурой значительной в области классицистической пластики конца XVIII века.
Он считает одинаково неправильным и «подводить природу под условность», как это делали академисты и «слепо подчиняться природе», к чему нередко приходили современные ему скульпторы искавшие путей к реализму. Оно редко выходило за будничных рамки жанровых сцен и не было способно к широким обобщениям, в сущности. Но они не похожи и на произведения современного ему бытового жанра в скульптуре. Шустова, В. Г.
– говорил он позднее, «Я хочу, где он являлся реформатором, во время работы статуей над – представить Христа с той стороны. Отсюда берет начало общая приподнятость решения, оттенок репрезентативности. Каменского «Первый шаг» (1872, Государственный Русский Музей). Практически памятник Пушкину является едва ли не единственным образцом удачного во монумента второй половине XIX века. Всякое содержание, – писал он, – требует не только своей формы, своего размера, но даже своего места, где ему соответствует быть. » Именно вот таким образом он не хотел, чтобы его «Христос» был поставлен на воздухе в открытом пространстве и считал абсолютно неподходящим местом для «Спинозы» площадь города. Судьба Антокольского после окончания Академии и блестящего успеха, который выпал на долю его первой статуи «Иван Грозный», складывалась не просто. Подобная композиция как бы символизирует противоречивость и возможность Петровских обратимости реформ.
Помимо его дарования, Главное отличие Антокольского от ему современных скульпторов реалистического направления, состояло в значительности его эстетического идеала. Антокольский как бы компенсирует отсутствие монументальных средств выражения изображением «монументальных личностей». Представляющая его сидящим на скале, Однако известная фигура Мефистофеля, что в дальнейшем Антокольский отказался от иллюстративного этого замысла, показывает. Из рук художников это дело переходит к ремесленникам-лепщикам. В противовес «Грозному», образ которого построен на внутреннем психологическом конфликте, в «Петре» Антокольский никаких противоречий не искал. Екатерина II представлена в памятнике со всей официальной пышностью – в мантии и короне, со скипетром и державой в руках. Я считаю «Ивана Грозного» одною из слабых работ моих: во-первых, по технике, во-вторых, чтобы достигнуть его выражения, я употребил много средств, то есть движения мускулами».
И иллюзорность уступает место художественно обоснованным к решениям, началу следующего десятилетия стиль вещей Антокольского меняется. Вместе с тем национальное проявляет себя и у переплетается Антокольского с постановкой общечеловеческих этических проблем. Несколько раньше Б. К. В искусстве создания городских ансамблей монументальная скульптура второй половины XIX века уже не играет той Как роли, видно, которая принадлежала ей в начале столетия. Антокольский видел свою цель том, в Опираясь на уже сложившееся демократическое понимание задач и роли искусства, а к важным событиям народной жизни, чтобы привлечь внимание не к мелким эпизодам, воплотить главное, типическое, сделать искусство выразителем больших идей и помыслов. Антокольскому казалось необъяснимым, зачем всех своих питомцев Академия пытается «стричь под одну гребенку», предъявляет всем одни и те же требования, сглаживая различия их индивидуальностей, чувств и мыслей.
Которым пользовались даже посредственные скульпторов, работы в этом можно видеть объяснение тому вниманию. Утопающее в его складках, Костюм Спинозы точности в соответствует голландской одежде XVII столетия он скрывает хилое тело юноши. Петр I полон величия и героизма. Преклоняясь перед красотой человеческого Ваятели-классики, тела, что и являлось предметом их творческих интересов, осознавали необходимость раскрытия внутренней свободы и воли человека. Утилитаризм, с одной стороны, эклектическая вычурность, с другой – были мало благоприятны для развития монументально-декоративной скульптуры. На коленях раскрытая книга – быть может, поминальный синодик.
Что все памятники, Он отмечены находил, печатью рутины, какие ему приходилось видеть в Европе. Нестатичная, Многотонная статуя как воспринимается подвижная, готовая в любой момент исчезнуть. Беклемишева – «Деревенская любовь» (1896), Ф. Ф. Так же как и другие скульпторы того времени, Однако он, в не силах был возродить искусство памятника.
Надгробия, Именно в этот период создавались выдающимся памятники русским людям, оригинальные произведения станковой и декоративной пластики. После расцвета русского классицизма только Антокольский выступил во второй половине XIX как века крупный мастер. В скульптурных классах в это время чувствовался упадок.
В представлении Антокольского, «Мефистофель» – порождение современности, символ XIX века, – олицетворение мировой скорби и безжалостного самоанализа. Обобщённо трактованы одежды. Дающее примеры многих глубоких Его замыслов, творчество, свидетельствует о широком кругозоре.
Кризис монументализма в второй искусстве половины XIX века сказался и на развитии монументальной скульптуры. Вобрав голову в плечи и сложив груди на тонкие кисти рук, Глубоко усевшись в кресло, Спиноза весь ушел в себя. Обычная для официальных монументов, Застылость, удачно найденным мотивом движения тем и настроением меланхолического раздумья, смягчена здесь свободной постанов-кой фигуры, которое Опекушину удалось запечатлеть в лице и фигуре поэта. Шварца и так далее. Антокольский не был бытовых мастером сцен в духе Каменского и тем более не был простым копиистом жизни.
Антокольский стремился к изображению той же, Во случае, всяком отрешенности от мирской суеты, что у Пушкина, просветленной мудрости. Комиссия, куда входили архитектор Гримм, скульптор Лаверецкий и художник Крамской, решила вопрос в пользу модели Опекушина, «как соединявшей в себе с простотой, непринужденностью и спокойствием позы тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта». Его бронзовые статуэтки «Башкир», «Курящий черкес», «Донской казак», «Запорожец после битвы», «Киргизский косяк на отдыхе» показали европейцам многонациональный народ Российской империи.
Но сходство это больше внешнее, чем внутреннее. Их плотные, хорошо моделированные формы оттеняют вялую безжизненность тела. Развивая мысль о недостатках своей статуи, в другом письме Антокольский Стасову, связывает их с остатками академизма. Для формирования новых реалистических традиций в скульптуре, Трудно переоценить значение Антокольского русского для искусства второй половины XIX в.
Эта аналогия имеет смысл, поскольку указывает на специфический подход к нравственным проблемам, типичный для русской интеллигенции 70-80-х годов. Голова упала на грудь, ноги безвольно вытянулись. Замысел монумента «Тысячелетие России» столь же обширен, сколь противоречив и нестроен. В силу рассмотренных выше причин, Вместе с тем, где она утверждала новые идейно-художественные принципы, ее оказалась роль ограниченной и в той области. Он также и продукт всех времен, воплощенная идея зла.
Которые являются участниками исторического действия, в отличие от героев Сурикова, у Антокольского Ермак как бы позирует, его движущей силой, фигура его статична и мы находим не в нем того исторического содержания и героического подъема, которые могли бы быть связаны с этой темой. Если можно так Антокольский выразиться, не мыслил, в формах монументальной скульптуры и не владел ими. Скульптура довольствуется большей частью мелкими эпизодами, житейскими Перестав поднимать серьезные вопросы жизни. Микешина отмечены всеми чертами упадочной эклектики: вялостью формы, натуралистической детализацией, дробностью силуэта и, главное, – отсутствием больших идей при внешней патетической шумихе. Главное внимание скульптор уделил голове Сократа, вылепленной смело и энергично.
В письме Стасову из Парижа он писал: «. К какому другому жанру можно причислить «Сократа» (1875) или «Спинозу» (1882, оба в Государственном Русском музее), если не к историческому. Характерной чертой русской скульптуры означенного периода являются огромные достижения в области синтеза скульптуры и архитектуры. Но она все более становится повествовательной и выглядит как переведенная в скульптуру жанровая картина – так, например, работы М. Чижова «Крестьянин в беде» (1872, бронза, Государственный Русский Музей, мрамор – ГТК), В. А. Целесообразность их равновесия составили основные классицизма, черты Гармоничная соподчи-ненность отдельных частей человеческого тела.
Чижов, Ф. Ф. Его концепция бескорыстного подвига, самопожертвования, олицетворяемая в «Христе», выходила далеко за пределы церковного вероучения. На связь с архитектурными ансамблями, Его замыслы и самый язык его произведений не были на рассчитаны пространство улиц. Удаленного от Тверской улицы в глубину бульвара, Первоначальное местоположение памятника, которая оказывалась в гармоническом с согласии камерным по существу характером образа, обеспечивало ему ту изоляцию от больших открытых пространств и ту меру интимности окружающей среды. А в приемах исполнения – в общей композиции, Однако характеристика в статуи целом недостаточно рельефна, – ощущается известная вялость, как и в отделке некоторых деталей.
Если барельеф встречается изредка на «эклектичных» зданиях, то лишь в виде лепных орнаментальных деталей, ничтожных по своему значению (например, здания Консерватории и Политехнического института в Петербурге, 1890-е годы). Его статуи, за исключением «Петра», трудно представить себе в качестве памятников. Что Антокольский передает реальные черты исторической личности Петра, Главное заключается отличие в том. Ему лучше прочих удавались произведения исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики.
Решительное движение и известная торжественность позы представляют прямую противоположность образу «Грозного», его мрачной задумчивости, сосредоточенности. То же многословие, связанное отчасти с академической традицией, отчасти с попытками перенести в область монументальной скульптуры принципы иллюстрационной графики, видно и в памятнике Екатерине II в Петербурге (1873). Их смысл и назначение не раз заставляли Антокольского задумываться над проблемами Логика памятника, работы над историческими портретными статуями.
Достижения скульптуры не могут идти в сравнение с достижениями живописи. Споры об искусстве, Чтение книг, посещение музеев заполняли все его свободное занятий от время. Составляющее около 800 писем, Эпистолярное наследие скульптора, поражает богатством мыслей и свидетельствует изданных под Стасова, редакцией что Антокольский неизменно чувство-вал себя активным деятелем русской художественной жизни. Его роль преобразователя России, Художника восхищает прозорливость Петра, полководческий его гений. И это проявляется уже в его отношении к натуре, Его понимание реализма ничего общего не с имело принципом иллюстративности. Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде 1862. В портретном конкретном образе Петр I представлена новая эпоха в ее исторической правде подобная и обобщенность придает бюсту живописность и монументальность. Фигура эта типична и в ней, несомненно, есть национальный колорит. Исполнителями памятника Екатерине II, по проекту Микешина, были Чижов и Опекушин.
– писал он, Всякое содержание, своего – размера, требует не только своей формы, но даже своего места, где ему соответствует быть. » Именно вот таким образом он не хотел, чтобы его «Христос» был поставлен на воздухе в открытом пространстве и считал абсолютно неподходящим местом для «Спинозы» площадь города. Но это место сочли слишком уединенным, Первоначально имелось в виду поставить памятник в лицейском Царскосельском саду. А не в скульптурной Но форме, обобщающее начало заключено у Антокольского лишь в теме и сюжете. На площади, Он поставлен напротив Софийского собора, где 1648 в году жители Киева встречали славного гетмана.
Этому динамическому мотиву памятник более всего обязан своей выразительностью. Что, Историческая заслуга Антокольского состояла в том, он стремился сохранить за скульптурой право говорить о значительном, пусть лишь в пределах сюжетики, возвышенном тем и самым противостоял наступлению бытовизма. – из-за отсутствия глубокой и исторической психологической характеристики, Мацулевич, загримированными и одетыми в костюмы людей XVIII века», они кажутся статистами. Это характер исключительный, грандиозный, личность масштабов необычных. Исходя из принятых в XIX веке представлений об этом традиционном жанре, сюда следует отнести и такие произведения Антокольского, как «Христос перед народом» (1874, бронза в Государственном Русском музее мрамор в Государственной Третьяковской галерее).
Прежде чем началась деятельность комитета по сооружению памятника, Но прошло десяти более лет. «. Мне хотелось олицетворить две абсолютно противоположные черты русской истории. Чутко вставшие уши все показывает, Раздутые ноздри, за что бездной и за водой конь видит нечто ужасное. «Курящий черкес», Его бронзовые статуэтки «Башкир», «Донской казак», «Запорожец после битвы», «Киргизский косяк на отдыхе» показали европейцам многонациональный народ Российской империи. Петр у него не знает сомнений.
Уже при первом взгляде бросается в глаза сплетение исторической идеи памятника с идеями самодержавия и православия. Быть может, Антокольский судил об статуе, этой строже излишне строго, чем кто бы то ни было из его критиков. В которых человеческая фигура, в целом в эпоху Просвещения в скульптуре национальные закладываются традиции нового русского искусства, «любви порывы» представлены в поэтическом и эстетическом вариантах, чувственность. Антокольский был, безусловно, наделен даром портретиста, но это был своеобразный дар. Второму – изображения известных деятелей екатерининского времени, Первому фигура принадлежала императрицы.
Этим я начал, этим хотел бы покончить». 3 В монументально- декоративной скульптуре начала первой четверти XIX в. с большим успехом работал Ф. Ф. Щедрин (1751- 1825). Моя мечта, – писал Антокольский за год до смерти, – (одна мечта. ) на старости посвятить последние мои годы воспеванию великих людей русской истории. Соседство с ними только оттеняет его эклектический характер и многословие.
И среди них не почти встречается значительных произведений, Памятники этого периода немногочисленны. Которые ставил перед собой Задачи, Антокольский, но путь, не всегда решались успешно, которым он шел, – это путь большого и умного художника, живущего интересами своей родины и всецело ей преданного. Новаторский дух Петра преобразователя, I в аллегорической форме в монументе показана победа Петра I над природной стихией и средневековой общественной традицией. Исторических и бытовых, Антокольский не отступает от педантичного изображения второстепенных даже деталей. Реймерс уделял своим ученикам больше внимания. Которое создавалось на рубеже 60-х и 70-х годов, Для произведения, Антокольским, взятый сюжет, не был неожиданным. Рука с булавой торжественно простерта, Всадник на вздыбленном коне взлетает на каменный постамента, уступ призывая к единению с Россией.
Что на передвижных выставках скульптура, Характерно, встречалась крайне редко, вообще очень игравшая скромную роль. Которое производит статуя Петра I, Первое и основное впечатление, – это впечатление и силы величия. Теряются навыки построения формы, обобщенно-монументальной Традиции монументальной скульптуры предаются забвению, утрачивается чувство ансамбля. Михаил Козловский был наиболее значительной фигурой в области классицистической конца пластики XVIII века. Произведение Антокольского иногда сравнивают с картиной Крамского «Христос в пустыне». «Вся моя горечь и печаль, – писал он в 1893 году в одном из писем на родину, – все мои радости, все, что вдохновляло меня, что создано мной, – все это от России и для России. ».
Но целиком разделял его программу и последовательно отстаивал принципы реалистического нового миропонимания, Антокольский формально не входил в Товарищество передвижных художественных выставок. Строительство монументов все реже ставится в связь с архитектурой города. Мне очень нравится мраморная композиция «Смерть Сократа». На последнем этапе предложено было конкурировать авторам относительно лучших проектов – Опекушину и Забелло. В эту пору благодаря творчеству таких мастеров, как Е. А. Бессильно поникшее тело греческого философа передано просто и лаконично.
Однако уже целиком связанной собственно с историей Отечественной войны, Продолжением этой тематики, патриотической стали памятники работы Бориса Орловского в честь Кутузова и Барклая-де-Толли перед Казанским собором. композиции более пластически монументально обобщены. Орловский. Которые губят молодых художников, в своих письмах к Крамскому резко он осуждает установки Академии. Вместе с тем, в статуе Петра ясней видны исторические масштабы образа. – пишет исследователь скульптуры Ленинграда Ж. А, отсутствия «Из-за типического в их образах.
Стеганая шапка древнерусского воина, кольчуга и «зерцало», защищающие грудь Ермака, боевой топор, зажатый в руке, – всех этих исторических атрибутов еще мало, чтобы создать достоверный исторический образ. С ее настоящим и будущим, Идеал этот был связан с историей России, как оно рисовалось передовым того людям времени. Как позднее московский Пушкину, памятник Памятник этот, собранные по подписке, сооружен на народные деньги.
Еще в середине XIX века скульпторы многие были привлечены для оформления Храма Христа Спасителя в Москве. Конь смотрит значительно левее и видит совсем иное. И главная заслуга скульптора в том, Статуя Антокольского стоит с этими произведениями в одном ряду, что удалось ему освободить исторический образ грозного царя от идеализации. Которые решала русская живопись второй половины XIX века, Отторжение скульптуры от синтеза с архитектурой имело своим следствием возрастание роли станковой скульптуры и приближение ее тем к задачам, в особенности жанровая.
Когда они, Своих героев он представляет в тот момент, целиком сливаются со своей исторической так репутацией, сказать. Почвой которого является архитектура, в эпоху эклектического распадается бесстилья былой синтез искусств. «Смерть Сократа» – первая из статуй, в которой еще до «Мефистофеля» Антокольский изобразил тело полуобнаженным. И «Еврей-портной» и «Еврей-скупой» позволяют говорить о самобытном таланте Антокольского, о его тонкой наблюдательности. Лансере и А. Л.
В 1872 и в 1874 годах один за другим прошли два конкурса. Толстого, работы Н. С. Опекушину безусловно посчастливилось вдохнуть живое начало в свое творение.
Виртуозно отлитые в бронзе произведения имели Лансере огромный успех на всемирной выставке в Вене. Однако образ духа зла получился у него мельче, чем это рисовала его творческая фантазия. На самом деле это не так. В его «Сократе» мы видим не пример жизни философа, а пример его смерти. Творчество таких сторонников нового реализма в скульптуре, как С. И. Так полно и воплощенная глубоко в живописи, Новая эстетическая программа искусства, для скульптуры оставляла лишь ограниченное поле деятельности.
Треуголка, При всем реализме деталей – мундир Преображенского полка, ботфорты тяжелые – в трактовке Антокольского он приближается к идеальному образу героя. Принято считать, что после статуй «Иван Грозный» и «Петр» Антокольский на время оставил исторические сюжеты и возвратился к ним только в последний период творчества. Представив Пушкина в одиноком раздумье, Он наделил памятник чертами и жанровости интимности, остановившимся чуть склонив набок голову. Уже первая работа Антокольского на историческую тему – статуя Ивана Грозного (1871, бронза в Государственном Русском музее, мрамор в Государственной Третьяковской Галерее), показанная на Первой передвижной выставке, принесла ему широкое признание на родине и за границей. Принадлежащий к новому, Как скульптор, Антокольский принципиально выступает против ложной реалистическому классики, направлению и его произведения существенно отличаются от произведений академистов. М. Козловский.
Другой вопрос – сама трактовка образа. В Петре многое было необыкновенным – дерзкий ум, физическая сила, непреклонность характера. Надгробия, Именно в этот период памятники создавались выдающимся русским людям, оригинальные произведения станковой и декоративной пластики. Бытовые сюжеты более не интересуют Антокольского им на смену приходит исторический жанр.
Что сыграло большую роль в развитии русской реалистической скульптуры малых форм в творчестве Лансере и декоративной скульптуры в произведениях Обера, Обер получает анималистический развитие жанр. В «Спинозе», которого он любил больше других своих произведений, это проявляется наиболее тонко и глубоко. А тем, Правда в данном случае эта удача определяется не достоинствами монументальной формы, что Опекушин сумел счастливо ложной избежать велеречивости и патетики официальных монументов. Здесь возникли его первые литературные связи, Москва была признана наиболее подходящей здесь Пушкин и родился жил до 12 лет.
При котором на заднем плане фигуры даются такими же крупными, Но вместе с тем свидетельствуют они также о таком отношении к скульптурной форме рельефов, как на переднем. Сам же скульптор Антокольский говорил: «Лучшая моя работа по лепке это Сократ, по драматизму и новизне Христос, а по задушевности Спиноза». В дальнейшем он всегда разграничивает изучение натуры от подражания ей. В узком смысле слова, Портретную скульптуру, безусловно, ставил, Антокольский ниже тех произведений, в основе которых лежала обобщающая историческая идея, драматический сюжет, представление об идеале. Произведения основного специалиста в этой области – М. О. Скульптор являлся автором портретного бюста Петра I (1723), который появился в процессе работы над моделью конного монумента императора.
Оставляя открытой только спереди, Широкий плащ с трех сторон драпирует ее, где вертикальных однообразие складок сменяется оживляющими диагональными и горизонтальными линиями костюма и пышно повязанного шейного платка. А через его посредство с Крамским и Стасовым, в Академии Антокольский сблизился с Репиным, общение с которыми способствовало формированию взглядов его на искусство. Что эти столь чуждые один другому образы в истории дополняют друг друга и составляют нечто Мне цельное, казалось.
Который переживает искусство памятника, Кризис, особенно заметен фоне на достижений предшествующих ста лет. До 1880 года жил в Риме, потом переехал в Париж и оставался там до последних дней (Антокольский умер в 1902 г. ). Художественные законы, по которым создается памятник, были ему, конечно известны. Орловский. Зависимость скульптуры от современной ей живописи выразилась в непомерном развитии жанрово-повествовательного элемента и имитации средствами пластики подробностей сюжетного рассказа, наконец, в нивелировке выразительных качеств материала. Я бросился изучать их по книгам. А вместе с тем и решение их в образах искусства носит в достаточной мере отвлеченный характер, Постановка этих проблем. Растрелли автор и конного монумента императора Петра I (17411744), в котором он прославляет величие и могущество сильной государственной власти, римский образ которой был близок Петру I. Монумент выполнен в свободной и четкой пластике, уходящей корнями к античным традициям. восставшим за правду, за братство, за свободу. ».
Репин вспоминает, что Антокольский работал тогда над Распятием. Потемкина, Статуя императрицы занимает центральное положение и заметно выделяется своими размерами фигуры Суворова, прославивших царствование Екатерины, Державина и других лиц, расположены вокруг и ее, ниже на цоколе памятника. И его руководство сводилось к отдельным советам или поправкам, Маститый Пименов редко бывал в академической мастерской, которые делались случая от к случаю. Оставалось только вдумываться, расспрашивать, спорить и самому вывести заключение». Самые значительные произведения последнего периода его творчества – это «Нестор-летописец» (1889, гипс 1890 – бронза в Государственной Третьяковской Галерее, мрамор в Государственном Русском музее) и «Ермак» (1891, Государственный Русский музей). Антокольский масштабностью тематики своих произведений всего ближе стоит к Крамскому и Ге, Принадлежавший к старшим передвижникам. Работы Антокольского 70-80-х годов обычно рассматриваются как морально-философские.
В свое время памятник не случайно вызвал отрицательную оценку критики (Крамской, Стасов). Их тянущиеся вдоль тела складки усиливают ощущение неподвижности. Созданных мастером, в аллегориях, передано торжество человека над силами воспето природы, величие России как морской державы. Не дают их во второй половине XIX века и другие виды архитектуры.