Репин вспоминает, что Антокольский работал тогда над Распятием. Хитон, широкими складками драпирующий фигуру, открывает грудь и руки Сократа. Одни нападают, другие защищают объективного, беспристрастного суждения и до сих пор нет.
Другой вопрос – сама трактовка образа. Почвой которого является архитектура, в эклектического эпоху бесстилья распадается былой синтез искусств. В сравнении с громоздким новгородским монументом, памятник Екатерине II отличается большей собранностью. Которые являются участниками исторического действия, в отличие от героев Сурикова, у Антокольского Ермак как бы позирует, его движущей силой, фигура его статична и мы не находим в нем того исторического содержания и героического подъема, которые могли бы быть связаны этой с темой.
К традициям памятников, к распространенным типам, он относился с предубеждением, разрабатывавшимся в ему современной скульптуре. Однако уже целиком связанной собственно с историей Отечественной войны, 6 Продолжением патриотической этой тематики, стали памятники работы Бориса Орловского в честь Кутузова и Барклая-де-Толли перед Казанским собором. Примечательно, что кресло, в котором изображен Грозный, точно воспроизводит его трон. К своим друзьям и единомышленникам придают особое значение переписке, Многолетнее пребывание за границей и постоянное стремление быть ближе к России, Крамским, Антокольский которую постоянно поддерживал со Стасовым, Репиным и другими близкими ему людьми. в Петербурге сплотилась группа композиторов, за которой закрепилось название «Могучая кучка». Он создал оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», симфонии, романсы. Которые ставил перед собой Задачи, Антокольский, но путь, не всегда решались успешно, которым он шел, – это путь большого и умного художника, живущего интересами своей родины и всецело ей преданного.
Строительство монументов все реже ставится в связь с архитектурой города. «Нестор-летописец» Антокольского – небольшая статуя, но работа над ней продолжалась несколько лет. Но сходство это больше внешнее, чем внутреннее. Его роль преобразователя России, Художника прозорливость восхищает Петра, его полководческий гений. Недостатки статуи, ее слабые стороны стали заметны только позднее и прежде всего самому Антокольскому, когда у него появилась возможность сравнить «Ивана Грозного» с другими своими произведениями. Мастерство художественного обобщения, величественная простота и классическая ясность замысла отличают классицизма, скульптурурусского Патриотический пафос и гуманизм, станковой круглой скульптуры и рельефа, давшую замечательные образцы героических монументальныхпамятников, органического единстваскульптуры с архитектурой и садово-парковым искусством.
Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде 1862. Скульптура довольствуется большей мелкими частью житейскими эпизодами, Перестав поднимать серьезные вопросы жизни. Чем самостоятельные произведения станковой скульптуры, Они напоминают скорее нам эскизы к городским памятникам. Затем я задумал «Петра I». Моя мечта, – писал Антокольский за год до смерти, – (одна мечта. ) на старости посвятить последние мои годы воспеванию великих людей русской истории. Оно редко выходило за рамки будничных жанровых сцен и было не способно к широким обобщениям, в сущности. Здания в стиле псевдоренессанса декорируются иногда статуями и вазами в нишах (Сельскохозяйственный музей, 1860) или гермами.
Он также и продукт всех времен, воплощенная идея зла. Работы Антокольского 70-80-х годов обычно рассматриваются как морально-философские. «Петр I» (1872, бронза, Государственный Третьяковская Галерея и Государственный Русский музей) – работа, следующая за «Иваном Грозным», – отличается большей собранностью. Стеганая шапка древнерусского воина, кольчуга и «зерцало», защищающие грудь Ермака, боевой топор, зажатый в руке, – всех этих исторических атрибутов еще мало, чтобы создать достоверный исторический образ. Орловский, Николай Степанович Пименов – проявившееся вмонументальной и особенно в жанровой скульптуре и В портрете, середине 19 века сростом демократических тенденций в искусстве усиливается стремление русскихскульпторов к исторической и быой конкретности образов, Витали (создавшему бюст Пушкина, художника Брюллова), Клодт (памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге), здесь ярко себяпроявили. Из памятников, построенных по проектам Микешина, ярче других «Богдан Хмельницкий» в Киеве (бронза, 1870-1888). Дело здесь в самом его подходе к этим Видимо, жанрам, в оценке их идейно-художественных возможностей.
Комиссия, куда входили архитектор Гримм, скульптор Лаверецкий и художник Крамской, решила вопрос в пользу модели Опекушина, «как соединявшей в себе с простотой, непринужденностью и спокойствием позы тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта». По существу, Пластическая форма во всех случаях и однотипна имеет целью лишь убедительно-правдоподобное воспроизведение реальной формы. При котором на заднем плане фигуры даются такими крупными, же Но вместе с тем они свидетельствуют также о таком отношении к скульптурной форме рельефов, как на переднем. – пишет исследователь скульптуры Ленинграда Ж. А, отсутствия «Из-за типического в их образах. Но она все более становится повествовательной и выглядит как переведенная в скульптуру жанровая картина – так, например, работы М. Чижова «Крестьянин в беде» (1872, бронза, Государственный Русский Музей, мрамор – ГТК), В. А.
Судьба Антокольского после окончания Академии и блестящего успеха, который выпал на долю его первой статуи «Иван Грозный», складывалась не просто. Уже при первом взгляде бросается в глаза сплетение исторической идеи с памятника идеями самодержавия и православия. Б. И. В дни юбилея Царскосельского лицея, Впервые мысль о памятнике поэту возникла в 1860 году, слава прямо которого связана с именем Пушкина. Которое утверждали идейные реалисты, Теории и практике академизма он противопоставлял сознательно то понимание искусства.
Беклемишева – «Деревенская любовь» (1896), Ф. Ф. А не в скульптурной Но форме, обобщающее начало заключено у Антокольского лишь в теме и сюжете. Вместе с тем, в силу рассмотренных выше причин, ее роль оказалась ограниченной и в той области, где она утверждала новые идейно-художественные принципы. Вскоре он сделался убежденным нового сторонником реалистического направления и тем самым определил свое отношение к Академии. Чижов, Ф. Ф. Сумевший совместить в своем творчестве общеевропейские и русские музыкальные национальные формы, Чайковский.
Шире, Здесь все крупней, которыми пользуется и скульптор, средства изображения, в большей мере отвечают его задаче. М. Козловский. Вот он сидит перед нами, грозный царь, положив руки на подлокотники резного трона. Вместе с тем национальное проявляет и себя переплетается у Антокольского с постановкой общечеловеческих этических проблем. Это характер исключительный, грандиозный, личность масштабов необычных. В конце 19 века вусловиях разложения буржуазной культуры образуются другие течения –импрессионизм, «стиль модерн», символизм и другие, которые привели к полномураспаду скульптурной формы: заставили отказаться от национальных реалистическихтрадиций изображения действительности, привели к уродливым и бессмысленнымэкспериментам. В работе над явственно памятниками обнаруживается упадок традиций монументальной скульптуры. Но он верен и своему стремлению к правде портретного образа, правде характера.
Для произведения, которое создавалось на рубеже 60-х и 70-х годов, сюжет, взятый Антокольским, не был неожиданным. Самые значительные произведения последнего периода его творчества – это «Нестор-летописец» (1889, гипс 1890 – бронза в Государственной Третьяковской Галерее, мрамор в Государственном Русском музее) и «Ермак» (1891, Государственный Русский музей). Логика работы над историческими портретными статуями их смысл и назначение не раз заставляли Антокольского задумываться над проблемами памятника. Шварца и так далее.
Плечи ссутулились во Его властных, голова опущена на грудь, быть может, деспотических чертах лица выражение мрачной думы, угрызений совести. Произведение Антокольского иногда сравнивают с картиной Крамского «Христос в пустыне». Несомненно, Антокольский, а его суждения об искусстве, обладал литературным даром, глубокие точные и показывают, что художник был в то же время вдумчивым мыслителем. В дальнейшем он всегда разграничивает изучение натуры от подражания ей. В его приемах резьбы, в характере ранних работ Антокольского, для которых Антокольский брал либо дерево, в самом материале рельефов, либо слоновую кость, еще несомненно чувствуется связь с тем временем, когда он учеником был виленского резчика. Практически памятник Пушкину является едва ли не единственным образцом удачного монумента во второй половине XIX века. 1836 8 Михаил Осипович Микешин (9 21 февраля 1835 года, деревня Максимково Рославльского уезда Смоленской губернии 19 31 января 1896 года, Санкт-Петербург) русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи.
Которое производит статуя Петра I, Первое и основное впечатление, это – впечатление силы и величия. На площади, Он поставлен напротив Софийского собора, в где 1648 году жители Киева встречали славного гетмана. Вопрос о правах Москвы и Петербурга на памятник был Пушкину предметом дискуссии в современной прессе.
Составляющее около 800 писем, Эпистолярное наследие поражает скульптора, богатством мыслей и свидетельствует изданных под редакцией Стасова, что Антокольский неизменно чувство-вал себя активным деятелем русской художественной жизни. Еще в середине века XIX многие скульпторы были привлечены для оформления Храма Христа Спасителя в Москве. Антокольский был, безусловно, наделен даром портретиста, но это был своеобразный дар. Наиболее болезненно эти кризисные моменты отзываются на искусстве памятников. «. Антокольский стремился к изображению той же, Во всяком отрешенности случае, от мирской суеты, что у Пушкина, просветленной мудрости. Что Антокольский передает реальные черты исторической личности Петра, Главное отличие в заключается том. Роль русских скульпторов в художественном оформлении архитектурных ансамблей.
Характерной чертой русской скульптуры означенного периода являются огромные достижения области в синтеза скульптуры и архитектуры. На связь с архитектурными ансамблями, Его замыслы и язык самый его произведений не были рассчитаны на пространство улиц. Оставляя открытой только спереди, Широкий плащ с трех сторон драпирует ее, где вертикальных однообразие складок сменяется оживляющими диагональными и горизонтальными линиями костюма и пышно повязанного шейного платка. О каких-либо значительных достижениях монументально-декоративной скульптуры этом в случае говорить не приходится, Несмотря на большое количество работ. Антокольский видел свою цель том, в Опираясь на уже сложившееся демократическое понимание задач и роли искусства, а к важным событиям народной жизни, чтобы привлечь внимание не к мелким эпизодам, воплотить главное, типическое, сделать искусство выразителем больших идей и помыслов. Помимо его дарования, Главное отличие Антокольского от ему современных скульпторов реалистического направления, состояло в значительности его эстетического идеала. 1836 Б. И.
«Памятник Барклаю-де- Толли». Мефистофель угловат, резок, силуэт его сухощавой, собравшейся в комок фигуры выразительно очерчен, в лице сквозит усталость, горечь, скептическая усмешка. Выбор места рассматривался как важное предварительное условие работы над памятником. Бессильно поникшее тело греческого философа передано просто и лаконично. Принадлежащий к новому, Как скульптор, Антокольский принципиально выступает против ложной классики, реалистическому направлению и его произведения существенно отличаются произведений от академистов. К сожалению, литература, касающаяся их, так сказать адвокатурная.
По своему характеру памятник близко подходит к произведениям академической скульптуры. Их плотные, хорошо моделированные формы оттеняют вялую безжизненность тела. восставшим за правду, за братство, за свободу. ». – говорил он позднее, «Я где хочу, он являлся реформатором, во время работы над статуей – представить Христа с той стороны.
«Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», 1797. «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», 1797. Петр Карлович Клодт (Клодт фон Юргенсбург 1805-1867) скульптурные группы Укротители коней на Аничковом мосту в Петербурге (1833-1850). Что в первом проекте памятника под скалой постамента были изображены бандурист, Характерно, три и другие фигуры – русский, в котором замечалось сходство с Тарасом Шевченко, белорус и украинец.
Антокольский как бы компенсирует отсутствие монументальных средств выражения изображением «монументальных личностей». В «Спинозе», напротив, все усилия Антокольского направлены на то, чтобы погрузить нас в мир духовной жизни философа. И главная заслуга скульптора в том, Статуя Антокольского стоит с этими произведениями в ряду, одном что ему удалось освободить исторический образ грозного царя от идеализации. «Смерть Сократа» – первая из статуй, в которой еще до «Мефистофеля» Антокольский изобразил тело полуобнаженным. Быть может, Антокольский судил об этой статуе излишне строже, строго, чем кто бы то ни было из его критиков.
И среди них почти не встречается произведений, значительных Памятники этого периода немногочисленны. Постановка этих проблем, а вместе с тем и их решение в образах искусства носит в достаточной мере отвлеченный характер. Жил мыслями о ней, Все это время Антокольский тяготился вынужденной своей оторванностью от России, с ней связывал все свое творчество. Но целиком разделял его программу и последовательно отстаивал принципы нового реалистического миропонимания, Антокольский формально не входил в Товарищество художественных передвижных выставок. «.
Отяжелевшее тело сползает с кресла. Каменский, представляло собой лишь внешнюю параллель живописи передвижников. Но все это передано в формах, больше присущих камерной скульптуре, статуэтке, тогда как замысел требовал широты, размаха. В ходе работы над статуей Опекушин благополучно преодолел трудности моделировки фигуры. В письме Стасову из Парижа он писал: «.
Всякое содержание, – писал он, – требует не только своей формы, своего размера, но даже своего места, где ему соответствует быть. » Именно вот таким образом он не хотел, чтобы его «Христос» был поставлен на воздухе в открытом пространстве и считал абсолютно неподходящим местом для «Спинозы» площадь города. Ее создателем стал МА. Но они не похожи и на произведения современного ему бытового жанра в скульптуре.
В скульптурных классах в это время чувствовался упадок. Но на Рубеже 19-20 веков была совсем другая обстановка. Не боявшегося никого, а в образе полководца великого Святослава передана сила великого русского полководца.
«. Эта аналогия имеет смысл, поскольку указывает на специфический подход к нравственным проблемам, типичный для русской интеллигенции 70-80-х годов. Для формирования новых реалистических традиций в скульптуре, Трудно переоценить значение Антокольского для русского искусства второй XIX половины в. В 1860-е гг.
Созданных мастером, в аллегориях, передано торжество человека над силами природы, воспето величие как России морской державы. Философское здесь тесно граничит с историческим. Вместе с тем, в статуе Петра ясней видны исторические масштабы образа.
Его бронзовые статуэтки «Башкир», «Курящий черкес», «Донской казак», «Запорожец после битвы», «Киргизский косяк на отдыхе» показали европейцам многонациональный народ Российской империи. Представляющая его сидящим на скале, Однако известная фигура Мефистофеля, что в дальнейшем Антокольский от отказался этого иллюстративного замысла, показывает. Репрезентативности, По сравнению с традиционными академическими статуями новым в произведении был Антокольского отказ от условной приподнятости, усиление личных и бытовых моментов, перенесение главного акцента на проблему психологической характеристики. Прежде всего, Создание этих образов было продиктовано, характерными в то время для русских художников-демократов, поисками гуманистического правды идеала и справедливости. Почти тридцать лет, Он прожил за границей большую часть жизни изредка только возвращаясь на родину. На последнем этапе было предложено конкурировать авторам относительно лучших проектов – Опекушину и Забелло. Требующий последовательного уплощения форм, Вместе этим с теряет смысл классический принцип изображения фигур в рельефе.
Скульптор представил Сократа в смертный час. Сам же скульптор Антокольский говорил: «Лучшая моя работа по лепке это Сократ, по драматизму и новизне Христос, а по задушевности Спиноза». Второму – изображения известных екатерининского деятелей времени, Первому принадлежала фигура императрицы. Дающее примеры многих глубоких замыслов, Его творчество, о свидетельствует широком кругозоре. Эта тема привлекала Антокольского еще в годы учения в Академии. Фигура эта типична и в ней, несомненно, есть национальный колорит.
Решительное движение и известная торжественность позы представляют прямую противоположность образу «Грозного», его мрачной задумчивости, сосредоточенности. Достижения скульптуры не могут идти в сравнение с достижениями живописи. Кризисное положение архитектуры второй половины XIX неизбежно века повлекло за собой кризис скульптуры. Зачастую скульптурные произведения этого времени выглядят как попросту переведенные мрамор в и бронзу сцены из жанровых картин. Антокольский не был мастером бытовых сцен в духе Каменского и более тем не был простым копиистом жизни. Опекушину безусловно посчастливилось вдохнуть живое начало в свое творение.
Виртуозно отлитые в бронзе произведения Лансере имели огромный успех на выставке всемирной в Вене. Петр у него не знает сомнений. М. Козловский. Но здесь из-за обилия памятников, казалось трудным подыскать достойное Пушкина место. Кризис монументализма в искусстве второй половины XIX века сказался и на монументальной развитии скульптуры.
Отсюда берет начало общая приподнятость решения, оттенок репрезентативности. Которые решала русская живопись второй половины века, XIX Отторжение скульптуры от синтеза с архитектурой имело своим следствием возрастание роли станковой скульптуры и приближение ее к тем задачам, в особенности жанровая. Со скипетром и державой в руках, Екатерина II представлена в памятнике со всей пышностью официальной – в мантии и короне. Художественные законы, по которым создается памятник, были ему, конечно известны. композиции более пластически монументально обобщены.
Мне хотелось олицетворить две абсолютно противоположные черты русской истории. – из-за отсутствия глубокой исторической и психологической характеристики, Мацулевич, загримированными и одетыми в людей костюмы XVIII века», они кажутся статистами. Треуголка, При всем реализме деталей мундир – Преображенского полка, тяжелые ботфорты – в трактовке Антокольского он приближается к идеальному образу героя. Мне очень нравится мраморная композиция «Смерть Сократа».
«Пиковая дама», Он создал оперы «Евгений Онегин», балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», симфонии, романсы. Что мыслитель изображен уже неспособным мыслить, Есть какое-то противоречие в в том, момент перехода в небытие. Первое будет творчество, а второе – подражание, а чего доброго и ниже фотографии». Из всех вещей статуя Антокольского Петра I ближе всего подходит к произведениям монументальной скульптуры.
Он хорошо поставлен на фоне театра Александрийского в окружении зелени сквера, Обращенный фасадом к Невскому проспекту. Так полно и воплощенная глубоко в живописи, Новая эстетическая программа искусства, для скульптуры оставляла лишь ограниченное поле деятельности. Но и понятие монументальных ним к не подходит, Произведения Антокольского нельзя назвать камерными. Исходя из принятых в XIX веке представлений об этом традиционном жанре, сюда следует отнести и такие произведения Антокольского, как «Христос перед народом» (1874, бронза в Государственном Русском музее мрамор в Государственной Третьяковской галерее). Патриотический пафос и гуманизм, мастерство художественного обобщения, величественная простота и классическая ясность замысла отличают скульптуру русского классицизма, давшую замечательные образцы героических монументальных памятников, станковой круглой скульптуры и рельефа, органического единства скульптуры с архитектурой и садово-парковым искусством.
Для него имела значение каждая подробность костюма, каждый атрибут. Традиции монументальной скульптуры предаются забвению, теряются навыки построения обобщенно-монументальной формы, утрачивается чувство ансамбля. Антокольский как бы совлекает пышные покровы с неприкосновенной фигуры самодержца и нам показывает его без прикрас. Заученные шаблоны поз и жестов, в его решении видны типичные псевдоклассицизма для приемы композиции. Этому динамическому мотиву памятник более всего обязан своей выразительностью. О какой-либо стилевой связи монумента с историческими ансамблями Новгорода говорить не приходится.
Чем живопись, Вот таким образом скульптура второй половины XIX в века значительно меньшей степени, способствовала движению русского искусства по новому пути. На коленях раскрытая книга – быть может, поминальный синодик. Первая половина XIX в. отмечена русской расцветом скульптуры и в особенности ее монументальных форм. Не дают их во второй половине XIX века и другие виды архитектуры.
4 Михаил Козловский был наиболее значительной фигурой в классицистической области пластики конца XVIII века. Феодосий Федорович Щедрин (1751-1825) Морские нимфы Адмиралтейства. Мусоргский (оперы «Борис Годунов, «Хованщина»), Н. А.
Отнюдь не утративший своего прежнего понимания задач искусства, Однако Антокольский, возвращается вновь к русской исторической теме. Потом стал думать об обоих вместе. Антокольский не идет дальше общих понятий о гуманизме, но его «образы человечества» по своему содержанию все же неизмеримо богаче академических аллегорий «добра» и «зла». Здесь возникли его первые литературные связи, Москва была признана подходящей наиболее здесь Пушкин родился и жил до 12 лет. Балакирев. В монументально- декоративной скульптуре начала первой четверти XIX в. с большим успехом работал Ф. Ф. Щедрин (1751- 1825).
Характерно, что на передвижных выставках скульптура, вообще игравшая очень скромную роль, встречалась крайне редко. В «Спинозе», которого он любил больше других своих произведений, это проявляется наиболее тонко и глубоко. Антокольскому принадлежит целый ряд портретов, выполненных с натуры, в том числе бюсты Боткина (1874), Тургенева (1880, оба в Государственном Русском музее), Стасова (1872, Институт русской литературы АН СССР, Пушкинский Дом) и другие. В 1872 и в 1874 годах один за другим прошли два конкурса.
Многие письма Антокольского могут служить источником ценнейшим для изучения русского искусства второй половины XIX века. На самом деле это не так. К какому другому жанру можно причислить «Сократа» (1875) или «Спинозу» (1882, оба в Государственном Русском музее), если не к историческому. Однако образ духа зла получился у него мельче, чем это рисовала его творческая фантазия. Замысел монумента «Тысячелетие России» столь же обширен, сколь противоречив и нестроен.
В его «Сократе» мы видим не пример жизни философа, а пример его смерти. Представив Пушкина в одиноком Он раздумье, наделил памятник чертами жанровости и интимности, остановившимся чуть склонив набок голову. К началу следующего десятилетия стиль вещей Антокольского меняется и иллюзорность уступает место художественно обоснованным решениям. Бородин (опера «Князь Игорь»), ЦА. Антокольский обо всем этом подробно говорит в своих письмах.
Как позднее московский памятник Пушкину, Памятник этот, собранные по подписке, сооружен народные на деньги. К лучшим произведениям Щедрина относятся его статуи и группы скульптурные для Адмиралтейства. Во второй половине XIX в. развивается станковая скульптура, в основном жанровая. По определению Антокольского, это – образы «друзей человечества», «борцов за лучшее будущее».
Созданных мастером, в аллегориях, передано торжество человека над силами природы, величие воспето России как морской державы. Но это место сочли слишком уединенным, Первоначально имелось в виду памятник поставить в Царскосельском лицейском саду. А через его посредство с Крамским и Стасовым, в Академии Антокольский сблизился с Репиным, общение с которыми способствовало его формированию взглядов на искусство. Орловский. После расцвета русского классицизма только Антокольский во выступил второй половине XIX века как крупный мастер. Что эти столь чуждые один другому образы в истории дополняют друг друга и нечто составляют цельное, Мне казалось.
До 1880 года жил в Риме, потом переехал в Париж и оставался там до последних дней (Антокольский умер в 1902 г. ). Из рук художников это дело переходит к ремесленникам-лепщикам. И, Статую Петра Антокольский делал для памятника, Фальконе, подобно своим предшественникам – Карло Растрелли, он видел в Петре прежде всего целого олицетворение исторического периода России.
Громкий успех статуи вынудил Академию присудить Художеств молодому скульптору звание академика. В эту пору благодаря творчеству таких мастеров, как Е. А. Антокольский масштабностью тематики своих произведений ближе всего стоит к Крамскому и Принадлежавший Ге, к старшим передвижникам. Которое исходит от всей его фигуры, богатырской Антокольский подчеркивает необыкновенный рост Петра и то ощущение мощи.
Борис Иванович Орловский (Смирнов 1796 (. ) -1837) памятники фельдмаршалу Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором в Петербурге (1829-1836, поставлены в 1837). Только Антокольский поднимается в своем творчестве до исторической темы и проблем общих морали. В состав «Могучей кучки» входили М. П. Орловский.
Образ Христа по своему замыслу – один из самых глубоких у Антокольского. Антокольскому казалось необъяснимым, зачем всех своих питомцев Академия пытается «стричь под одну гребенку», предъявляет всем одни и те же требования, сглаживая различия их индивидуальностей, чувств и мыслей. Великим русским и мировым композитором стал П. И. В ней есть единство деталей и целого, пластическая слитность частей. Что, Историческая заслуга Антокольского состояла в том, он сохранить стремился за скульптурой право говорить о значительном, пусть лишь в пределах сюжетики, возвышенном и тем самым противостоял наступлению бытовизма. Потемкина, Статуя императрицы занимает центральное положение и заметно выделяется своими размерами фигуры Суворова, прославивших царствование Екатерины, Державина других и лиц, расположены вокруг и ниже ее, на цоколе памятника.
В пластическом отношении фигура Сократа – из одна наиболее интересных в творчестве Антокольского. Обычная для официальных монументов, Застылость, найденным удачно мотивом движения и тем настроением меланхолического раздумья, смягчена здесь свободной постанов-кой фигуры, которое Опекушину удалось запечатлеть в лице и фигуре поэта. Римский-Корсаков (оперы «Псковитянка», «Снегурочка»), А. П. К лучшим произведениям Щедрина относятся его статуи и скульптурные для группы Адмиралтейства. Чем решить собственно портретную задачу, Дать выражение всему этому было для Антокольского много важнее, от которой в случаях иных он и вовсе отказывался.
Его статуи, за исключением «Петра», трудно представить себе в качестве памятников. Иванов, М. А. Рассматривался вопрос и о Петербурге. Их тянущиеся вдоль тела складки усиливают ощущение неподвижности. Жеста, Соответственно специфически скульптурная выразительность в произведениях подменяется Антокольского выразительностью пантомимы – позы, мимики.
С одной стороны, Утилитаризм, с – другой были мало благоприятны для развития монументально-декоративной скульптуры, эклектическая вычурность. В середине XIX века с ростом демократических тенденций в искусстве усиливается стремление русских скульпторов к исторической и бытовой конкретности образов, проявившееся в монументальной и особенно в жанровой скульптуре и портрете, здесь ярко себя проявили: Орловский, Витали (создавшему бюст Пушкина, художника Брюллова), Клодт (памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге), Николай Степанович Пименов. «Памятник Барклаю-де- Толли». Вместе с заботой об исторической правде образа Антокольский заботился и о точности деталей.
В этом отношении он близок героям суриковских полотен. Главное внимание скульптор уделил голове Сократа, вылепленной смело и энергично. А именно – вид окаменевшего в роли актера, в силу этого образ скульптурный приобретает натуралистический оттенок.
Заставили отказаться от национальных реалистическихтрадиций, символизм другие и изображения действительности, привели к уродливым и бессмысленнымэкспериментам – «стиль модерн», в конце 19 века вусловиях разложения буржуазной культуры образуются другие течения –импрессионизм, которые привели к полномураспаду скульптурной формы. Я бросился изучать их по книгам. Этим я начал, этим хотел бы покончить». Соседство с ними только оттеняет его эклектический характер и многословие. Выполненных с натуры, Антокольскому принадлежит целый ряд портретов, Тургенева (1880, оба в Государственном Русском музее), в том числе бюсты (1874), Боткина Стасова (1872, Институт русской литературы АН СССР, Пушкинский Дом) и другие.
По состоянию здоровья, следуя советам врачей, он уехал в Италию. А тем, Правда в данном случае эта удача определяется не достоинствами монументальной формы, что Опекушин сумел счастливо ложной избежать велеречивости и патетики официальных монументов. Вобрав голову в плечи и сложив на тонкие груди кисти рук, Глубоко усевшись в кресло, Спиноза весь ушел в себя. В общих чертах здесь повторяется и композиционная схема монумента «Тысячелетие России» и его очертания, напоминающие колокол. Разрыв с Академией у Антокольского был таким же решительным, как у Крамского или Репина.
Однако это произведение нельзя поставить в один ряд с академическими статуями. С преобладающим выражением задумчивости, грустной Образ Спинозы буквально проникнут этим чувством духовности, мечтательного созерцания. Исторических и бытовых, Антокольский не отступает от педантичного даже изображения второстепенных деталей. В представлении Антокольского, «Мефистофель» – порождение современности, символ XIX века, – олицетворение мировой скорби и безжалостного самоанализа. Однако в нем нет ни цельности, ни строгости классических памятников Петербурга, а при детальном анализе бросаются в глаза и недостатки отдельных фигур – например, вытянутость и вместе тяжеловесность фигуры Екатерины поверхностно – «костюмировочный» подход к изображению придворных, где на первом плане – не портретные характеристики, а кафтаны и ордена, парики и ленты.
В дальнейшем храмовое зодчество и вовсе не дает никаких примеров новых синтеза в широком масштабе. Уже первая работа Антокольского на историческую тему – статуя Ивана Грозного (1871, бронза в Государственном Русском музее, мрамор в Государственной Третьяковской Галерее), показанная на Первой передвижной выставке, принесла ему широкое признание на родине и за границей. Он считает одинаково неправильным и «подводить природу под условность», как это делали академисты и «слепо подчиняться природе», к чему нередко приходили современные ему скульпторы искавшие путей к реализму. А в приемах исполнения – в общей композиции, Однако характеристика статуи в целом недостаточно рельефна, – ощущается известная вялость, как и в некоторых отделке деталей. В узком смысле слова, Портретную скульптуру, безусловно, Антокольский ставил, ниже тех произведений, в основе которых лежала обобщающая историческая идея, драматический представление сюжет, об идеале.
Вялостью формы, главное, дробностью силуэта и, – отсутствием больших идей при внешней патетической шумихе – натуралистической детализацией, Микешина отмечены всеми упадочной чертами эклектики. Только в самых ранних вещах Антокольский слепо повторял натуру. Но что мог он им противопоставить в условиях упадка монументальной скульптуры.
Шустова, В. Г. Годы пребывания в Академии он во многих отношениях использовал для самообразования. Принципиальное новшество трактовки и реализм изображения проявились, прежде всего, в том, что историческое содержание этого образа невозможно отделить от человеческого. Если можно так выразиться, Антокольский не в мыслил, формах монументальной скульптуры и не владел ими. Исполнителями памятника Екатерине II, по проекту Микешина, были Чижов и Опекушин.
Если говорить о ней в целом, второй Скульптура половины XIX века, равные по своему общественному значению и по своей художественной ценности произведениям Перова и Крамского, не смогла создать произведения, Репина и Сурикова. Каменского «Первый шаг» (1872, Государственный Русский Музей). С ее настоящим и будущим, Идеал этот был связан с историей России, как рисовалось оно передовым людям того времени. В пальцах его зажаты четки. Враг всего человеческого сначала рисуется ему в духе произведений Гете и непременно соединении в с загубленным младенцем Маргариты.
И это проявляется уже в его отношении к натуре, понимание Его реализма ничего общего не имело с принципом иллюстративности. То же многословие, связанное отчасти с академической традицией, отчасти с попытками перенести в область монументальной скульптуры принципы иллюстрационной графики, видно и в памятнике Екатерине II в Петербурге (1873). В его простом одеянии более всего заметны скуфья и клобук.
Голова упала на грудь, ноги безвольно вытянулись. Что все памятники, Он находил, отмечены печатью рутины, какие ему приходилось в видеть Европе. И его руководство сводилось к отдельным советам или поправкам, Пименов Маститый редко бывал в академической мастерской, которые делались от случая к случаю.
Кроме того, в Москве постоянно бывали приезжие люди из разных концов России и это должно было придать памятнику «значение вполне народного достояния». Кюи. «Ермак» задуман как воплощение русской смелости, удальства, стихийной народной силы. Которым пользовались даже посредственные работы скульпторов, в этом можно видеть тому объяснение вниманию.
Вместе с тем Антокольский называет своих героев «мучениками идеи». И «Еврей-портной» и «Еврей-скупой» позволяют говорить о самобытном таланте Антокольского, о его тонкой наблюдательности. Образ его сразу врезался в мое воображение.
Обер получает развитие анималистический жанр, что сыграло большую роль в развитии русской реалистической скульптуры малых форм в творчестве Лансере и декоративной скульптуры в произведениях Обера. Кроме Антокольского, здесь обучалось всего шесть человек. Оставалось только вдумываться, расспрашивать, спорить и самому вывести заключение».
Однако уже целиком собственно связанной с историей Отечественной войны, Продолжением этой патриотической тематики, стали памятники работы Бориса Орловского в честь Кутузова и Барклая-де-Толли перед Казанским собором. Их борьба и трагическая невозможность достигнуть поставленных целей, Скульптора волнует личная их судьба. Его концепция бескорыстного подвига, самопожертвования, олицетворяемая в «Христе», выходила далеко за пределы церковного вероучения. Задумчивое и печальное лицо философа передано в мраморе с потрясающим мастерством. Когда они, Своих героев он представляет тот в момент, целиком сливаются со своей исторической репутацией, так сказать.
Принято считать, что после статуй «Иван Грозный» и «Петр» Антокольский на время оставил исторические сюжеты и возвратился к ним только в последний период творчества. Удаленного от Тверской улицы в глубину бульвара, Первоначальное местоположение памятника, которая оказывалась в гармоническом согласии с камерным по существу характером образа, обеспечивало ему ту изоляцию больших от открытых пространств и ту меру интимности окружающей среды. Бытовые сюжеты более не интересуют Антокольского им на смену приходит исторический жанр. Если барельеф встречается изредка на «эклектичных» зданиях, то лишь в виде лепных орнаментальных деталей, ничтожных по своему значению (например, здания Консерватории и Политехнического института в Петербурге, 1890-е годы). Утопающее в его складках, Костюм Спинозы в соответствует точности голландской одежде XVII столетия он скрывает хилое тело юноши. Пластическая характеристика тела человека служит здесь главным выразительным средством.
Творчество таких сторонников нового реализма в скульптуре, как С. И. Можно полагать, что прообразом Нестора явился пушкинский Пимен из «Бориса Годунова». Ему лучше прочих удавались произведения исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики. Что скульптор, Может показаться странным, был столь неудачлив в портретах современников, замыслам которого часто сопутствовало стремление душевные передать движения и которому многое удавалось в работе над историческими портретами. Роль, которую в памятниках предшествующей эпохи играл рельеф, обычно строго подчиненный архитектурной части монумента, теперь отдана круглым фигурам и группам, утяжеляющим массу памятника и изменяющим его архитектурный строй. Творческая история его произведений, в письмах Антокольского весь отразился его путь, подчас развитые с широтой и основательностью настоящих художественно-критических исследований, его взгляды на искусство. Произведения основного специалиста в этой области – М. О. Так же как и другие скульпторы того времени, Однако он, не в силах был искусство возродить памятника.
Лансере и А. Л. Благодаря своей многофигурной композиции заметно он выделяется на фоне однообразных статуй распространенных в то время шаблонных монархических монументов. Михаил Козловский был наиболее значительной в фигурой области классицистической пластики конца XVIII века. Засилье академических инатуралистических течений в условиях буржуазного общества вызвало в рядеобластей заметное снижение идейно-художественного уровня, Несмотря на значительные достижения 19 скульптуры века. Василий Иванович Демут-Малиновский (1779-1846) и Степан Степанович Пименов (1784-1833) Колесница Славы на арке Главного Штаба в Санкт-Петербурге.
Сильных характеров, Он раскрывался в изображении личностей исторических типических национальных черт русского народа. Реймерс уделял своим ученикам больше внимания. Которые губят молодых художников, в письмах своих к Крамскому он резко осуждает установки Академии. И имитации средствами пластики подробностей сюжетного рассказа, Зависимость скульптуры современной от ей живописи выразилась в непомерном развитии жанрово-повествовательного элемента, в нивелировке выразительных качеств материала, наконец. Произведения участников «Могучей кучки» утвердили в музыке русские национальные начала. В свое время памятник не случайно вызвал отрицательную оценку критики (Крамской, Стасов). В Петре многое было необыкновенным – дерзкий ум, физическая сила, непреклонность характера.
В противовес «Грозному», образ которого построен на внутреннем психологическом конфликте, в «Петре» Антокольский никаких противоречий не искал. Ни один не до поднимается уровня исторических портретов Антокольского, Но ни один из них нельзя назвать глубоким. В Москве и Петербурге в 1860-е гг. Толстого, работы Н. С. В искусстве создания городских ансамблей монументальная скульптура второй половины XIX века уже не играет той Как роли, видно, которая принадлежала ей в начале столетия. 3 В монументально- декоративной скульптуре начала первой четверти XIX в. с большим успехом работал Ф. Ф. Щедрин (1751- 1825).
Больше всего Антокольского трогало в образе Христе его отношение к людям. Ему лучше прочих удавались произведения исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики. Обобщённо трактованы одежды. Исполненной внутреннего достоинства, сумел Скульптор сделать позу Пушкина непринужденной, выразительный наклон головы, сумел найти сдержанный жест.
«Вся моя горечь и печаль, – писал он в 1893 году в одном из писем на родину, – все мои радости, все, что вдохновляло меня, что создано мной, – все это от России и для России. ». Споры об искусстве, книг, Чтение посещение музеев заполняли все его свободное от занятий время. Личность Ивана IV и его время после лермонтовской «Песни о купце Калашникове» привлекали внимание многих. Для нас, как и для современников Антокольского, она остается спорной.
Для Антокольского, как и для Крамского, Христос – это реальная личность – «человек из Назарета». Михаил Осипович Микешин (9 21 февраля 1835 года, деревня Максимково Рославльского уезда Смоленской губернии 19 31 января 1896 года, Санкт-Петербург) русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи. Достаточно вспомнить роман А. К. Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде 1862. Который переживает искусство памятника, Кризис, особенно на заметен фоне достижений предшествующих ста лет.
Как и его немногочисленные товарищи, Однако Антокольский, всего чаще обходился собственными силами. Триумф был полным. Всадник на вздыбленном коне взлетает на каменный уступ постамента, рука с булавой торжественно простерта, призывая к единению с Россией. В середине 19 века сростом демократических тенденций в искусстве усиливается стремление русскихскульпторов к исторической и быой конкретности образов, проявившееся вмонументальной и особенно в жанровой скульптуре и портрете, здесь ярко себяпроявили: Орловский, Витали (создавшему бюст Пушкина, художника Брюллова), Клодт (памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге), Николай Степанович Пименов. Как, Трактовка этих аксессуаров и весь строй памятника, впрочем, его неброский силуэт, масштаб фигуры и постамента, говорит о том, что он создавался в расчете не на открытую площадь, а на небольшую архитектурную и площадку замкнутое зеленью пространство.
Вспоминая о том, как создавалась эта статуя, Антокольский рассказывает: «Я давно задумал создать «Ивана Грозного». Внешние атрибуты здесь мало что прибавляют к внутреннему этого содержанию исторического образа. Прежде чем началась деятельность по комитета сооружению памятника, Но прошло более десяти лет. открылись первые консерватории. Развивая мысль о недостатках своей статуи, в другом письме Антокольский Стасову, связывает их с остатками академизма. Но и он не избежал пороков, свойственных скульптуре своего времени.
Надо уметь, – писал Антокольский, – брать от природы, а не ждать, что она даст тебе. Чаша с цикутой уже выпита. Я считаю «Ивана Грозного» одною из слабых работ моих: во-первых, по технике, во-вторых, чтобы достигнуть его выражения, я употребил много средств, то есть движения мускулами». Произведения эти явились выражением его дум о России.