А самой известной итальянской постройкой в романском стиле является пизанская башня, о которой знают все Рыбацкий бастион – это белокаменная и очень красивая крепость с семью резными башенками, скульптурами и потрясающим видом на Будапешт.
В искусстве миниатюры главным образом была в представлена этот период книжная миниатюра книга не мыслилась без иллюстраций. Полуфантастических существ, 3 Скульптура романского стиля Особенностью романского изобразительного искусства орнаментальные стали изображения диковинных. Дерево. Напоминая о грядущем возмездии засовершенные грехи Особенностью романского искусства изобразительного стали орнаментальные изображения диковинных, Эти чудовища давали богатую пищу воображению средневекового человека, полуфантастических существ. Он и должен был утверждать незыблемость, Возникнув в эпоху безграничного господства церкви и устойчивости феодальных неизменность отношений, человеческого и божественного миропорядка. Часто соединенный с кругами, Доминирующим мотивом в живописном декоре является линейный мотив пальметты – крина, в уже которых почти не угадывается идея спирального аканфа. Фигуративныеиорнаментальныекапители-уникальноеявлениевискусствеэпохи. Вкладскульптурынакапителяхвэволюциироманскогоискусства:вменьшейстепенивлияютнаразвитиеиконографии, из-затрудностиихвосприятия (А. Грабарь)болеезаметноевлияниеоказываютнаэстетическиеаспектыразвитиястиля-скульпторчувствуетбольшуюавторскуюсвободу (Балтрушайтис). Типологиякапителей. Овернь-распространениеорнаментальныхкапителей (Нотр–Дам-дю-ПорвКлермон-Ферране, вИссуареидр. )впротивовесфигуративных. Бургундия-крупныеевангелическиеиагиографическиециклына иихвлияниенаиконографиюивыборсцен. Примерыкомментирующейиконографии. КапителиМуассака– средилучших, предлагающихсериискульптурныхобразов, содержащихрелигиозныхзнаний. Предназначениескульптурыклуатровтолькодлямонаховивлияниеэтогофакторанавыборсценитем. Расширениеиконографическойпрограммыиобогащениекомпозициипортальнойскульптурыдляпотребностейнаселения. Развитиеэтихпроцессовс1140г. ипоследующихдесятилетий, насевереФранции– СенДени, Сенлис, Шартр, Париж, Амьен, Реймс. Ихсвязьсразвитиемгородскойжизнииготики. Выступлениясв. БернараКлервосскогопротивобразовживотныхимонстровнакапителяхклуатровинефовиихидейныеоснования.
В отдельных случаях у фигур увеличены ладони или ступни ног. Все было подчинено суровой действительности. Романские художники не стремились создать реального иллюзию мира, Изображая религиозные сюжеты. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Но в манере исполнения больше мягкости, в движениях изящества, в лицах одухотворенности, что подтверждает рельеф с изображением Страшного суда в тимпане портала собора Сен Лазар в Отэне (мастер Жизлеберт 11301140). Фигуры на фризах имеют приземистые пропорции, Следует отметить, а на столбах и колоннах более вытянутые – что скульптурные изображения находились в полной зависимости места от их расположения.
7 Термин романский стиль был введён в начале XIX в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства (Меровингское искусство, условное название искусства ряда областей Франции (главным образом северных и центральных), объединённых в 58 вв. Вот таким образом ему приходилось добиваться большей эффектности за счет, скульптор Средневековый не обладал богатым арсеналом средств, незначительных деталей утрируется жест, казалось бы, фигура изображается в своеобразном повороте, делается акцент на индивидуальность персонажей. Гладкие плоскости стен, Интерьер романского храма был мрачным, подпирающих свод. Внутреннее пространство храма и его внешний облик точно соответствовали друг однообразные другу, ряды столбов и полукруглых арок – в нем господствовали простые строгие ритмы. Хотя и были сильно от оторваны реальности, Они отражали в себе все основные черты средневековой живописи. Романская скульптура открыла новые стороны образы действительности чудовищного и безобразного.
Здание состояло из простых, Внешний вид – монолитная цельность и торжественность, впечатление от толщины стен усиливалось узкими проемами окон, выявленных четко объемов, углубленными порталами, внушительными башнями. Очевидно влияние античности в изображении обнаженного тела, хотя стиль остается романским. Когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, в конце XI – начале XII вв., украшавшие порталы, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере – на сосредоточенные капителях колонны. Где художник мог себя чувствовать более свободно, Особенно много таких деталей во второстепенных частях композиции, не опасаясь нарушить иконографическую схему. Связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе, в романской и живописи скульптуре центральное место занимали темы.
Бог выступал как грозный судия, вызывающий трепет. Обнаруженные по раскопкам, Изучая здания, что эти сооружения напоминают постройки Древнего они Рима, пришли к выводу. Социальная основа романского стиля -- система феодальных развитых отношений и идеология католической церкви. Что художникам X-XIIвеков важна была не правильность передачи внешенго облика человека, Создаётся впечатление, поз экспрессия и жестов, выразительность.
Изнутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными. Восточная часть апсида (украшение). «Портал». В замках все внушало страх. Архитектура их не отличалась особым и изяществом вкусом, Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания.
Пуэрта де Асабачерия, Боковой портал на фасаде северного крыла был трансепта, уничтожен пожаром во время бунта еще в 1117 году. В живописи романского стиля под влиянием Византии преобладают пурпурные тона. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом. Фасады нередко во всю ширину украшены фризами (церковь Сен Трофим в Арле).
Чтобы своды не обрушились и строили массивные, тяжелые стены. Что в живописи,, Примечательно или наоборот, как и скульптуре в романского стиля фигуры или непропорционально вытянуты, у них большая голова из-за чего вся фигура кажется приземистой, "карликовой". Религиозная тематика по- прежнему доминирует, но теперь она обращена к чувствам человека. Где средневековым мастерам удавалось, к тому сохранилось же много примеров, передать весомость и объемность человеческого тела, несмотря на традиционную плоскостную графичность и контурность рельефов, пусть пока что и в несколько схематичном виде.
Аскетизм образов монументальной живописи и монументальной скульптуры, Символический характер, отсутствие перспективы удивительно сочетаются с народными чертами сказочности, предельная условность образного всего строя средневекового искусства утрировка жеста разномасштабность бесплотных фигур, декоративности, острой наблюдательности и яркого юмора. И хотя их фигуры непропорциональны, неуклюжи, со слишком большими головами, но безыскусность поз и мимики придают библейским героям даже некоторую прелесть. Культова архитектура часто следовала французским паломническим прототипам (собор в Саламанке), но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений (обычно без хора и развитого трансепта), тяжёлыми, нерасчленёнными массами, напоминающими крепостную архитектуру. 70 м длиной и 50 см шириной, этот ковер служит своеобразной энциклопедией. Сохранились (преимущественно в Каталонии) росписи, отмеченные грубоватой и суровой выразительностью, лапидарностью В средние века на этом месте был расположен рыбный рынок, отсюда и необычное название. Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня». Скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, Так романская же скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений.
Во Флоренции трудно назвать суровыми, Италии в – под влиянием античного искусства – памятники в Пизе, тяжеловесными памятники Болоньи – строги. Роль скульптурыв храме. Единой системы скульптурного декора выработано еще не было. XIXIII века время расцвета монументального искусства, как живописи, так и скульптуры.
16 Скульптура готики Из всех видов изобразительного искусства готики скульптуре принадлежит особое место. Он изображает завоевание Англии норманнами. Западный фасад украшался фронкирующими башнями. 1410 г. Мадонна с младенцем из Ломнички. 4.
2. Слева от нее – венчание терновым венцом и исцеление слепого, На правом в портале центре нижней скульптурной группы находится картина бичевания Христа, а в верхней скульптурной группе – сильно поврежденное поклонение волхвов. Церковь Сен-Лазар в Отене (1112-1132) -по преданию, к известным памятникам романского зодчества во Франции относят церковь Святого Петра и Святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131), церковь Сен-Мадлен в Везде (1120-1150) в ней, в этой бургундской церкви хранились останки Христом воскрешенного Лазаря, по преданию, хранились реликвии Святой Марии Магдалины в Германии собор в Борисе (1181-1234), собор в Шпейере (1030-1092-1106), кайзерские соборы в Вормсе и Майнце, Либмургский собор в Германии, Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии, Аббатство Мария Лаах в Германии, Церковь св.
Что именно в романском искусстве сильнее всего проявились народные черты – декоративность, Следует заметить, безудержная фантазия в с сочетании грубоватым, сказочность, но сочным юмором и выразительностью. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. Во-вторых, скульптор обращается к традиции античных обнаженных фигур. На капителях и у подножиях колонн, на окнах, рельефах дверей и стен запечатлены химеры (несуществующие животные), кентавры, ящеры и полуптицы. С рогами, Дьявольские силы языческого происхождения со множеством голов, огромные львы, копытами и хвостами, терзающие беспомощных встречают ягнят, прихожан уже у входа в храм.
Жилые дома были глиняными или деревянными, стихийно в возникавших городах архитектура лишь зарождалась. Это прежде всего «Встреча Марии и Елизаветы» – будущей матери Христа и матери Иоанна Крестителя. Кресла, Обстановку комнат составляли скамьи, сундуки, широкие кровати с навесом над изголовьем, столы иногда украшенные или резьбой раскрашенные. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже куполами), приходящими в Р. с. на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. Они были изгнаны в пустыню, потому потомков Магомета называли «измаилитами» или «изгнанниками».
Общая система образов Романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии». Иногда на искусственном возвышении, Замки и донжоны возводились высоком на холме или откосе у реки. Отклонения от реальных пропорций, Для романской пластики типичны монументальная обобщённость форм, не теряя этом при напряжённой духовной выразительности, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента. Хотя нельзя не признать, Таким образом неразрывная подчеркивалась связь архитектуры и скульптуры, что в то же время это ограничивало возможности мастеров. Насыщенным светотеневыми эффектами, в зрелом романском стиле плоский сменяется рельеф более высоким, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной. XIII в. «Дева неразумная».
Он был как бы символом власти феодала над окрестными землями. Плачут, негодуют, смеются девы «разумные» и «неразумные» на северном портале собора в Магдебурге. Как бы отвечая взглядам отцов церкви противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Это массивные каменные сооружения ставились на возвышенных местах, окруженные рвом. А не обитель Божества, Вот таким образом одной из главных задач зодчего романского стиля была задача создать молящихся, вместилище что было важно в античности. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых.
Исаак стоит бесстрашно и покорно, Во-первых, его руки связаны за спиной, готовый принести себя в жертву, а Авраам собирается совершить убийство, к тому же родного сына – она изображает в жертвоприношение самый драматический его момент. государством Меровингов), культуры Каролингского возрождения. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). Как внутри, Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную так ячейку и снаружи чётко обособленную от остальных.
Это прежде всего «Встреча Марии и Елизаветы» – будущей матери Христа и матери Иоанна Крестителя. Приглушая их суровость и делая их даже порой нарядными, Рельефная скульптура не только украшала храмы, была она также мощным средством воздействия церкви на сознание верующих. Строились массивные замки, монастыри, церкви из местного серого камня. Вообще, смешение мотивов византийского стиля с кельтским дает лучшие мотивы орнаментации романских манускриптов. Сирена, Так, является символом мирских соблазнов, которая пением своим губит моряков, пеликан символ Христа, единорог целомудрия, аспид и василиск сил зла. Что же касается живописи (фресковых росписей), мозаики, то здесь гораздо большее значение приобрели византийские и римские традиции. Чего нельзя сказать о храмах, Церкви северной и северо-восточной Франции небогаты декором, в центре и на юге возведенных страны, на западе. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер вышка, с которой открывается вид на окрестности или название некоторых дворцовых построек).
Чехия. Влияние армянского игрузинского искусства. «Портал». Кроме того, технический арсенал еще не позволял создавать значительные произведения. Находящегося над сценой принесения Исаака жертву, в Измаил верхом на лошади и с чалмой на голове направляет острие стрелы на Агнца Божьего. Ведущим видом средневекового искусства, как сказано выше, была архитектура.
Основы такой позиции были заложены просветителями. Скульптурный декор Прованса имеет ярко выраженные особенности. В то же время сам Христос говорил, что он есть путь истина и жизнь. Сквозь складки одежд угадываются очертания тела с присущим ему едва уловимым, скользящим движением. Чехия.
На других капителях из Клюни можно найти и другие любопытные сцены, Впрочем, характеризующиеся сложным переплетением линий и в то же крепко время моделированными объемами фигур. Когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ФранцииМеровинговФранцииМеровингов в конце XI – начале XII вв., украшавшие порталы, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные – на капителях колонны. Чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих, в конце XII в. на крепостных стенах появились башни с бойницами и галереи с люками в для полу того. С XII в. огромную роль в декоре храма играет скульптура.
Термин «романский стиль» был введён в начале 19 в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры «Каролингского возрождения» (кроме того -- искусства эпохи «Великого переселения народов», Византии и мусульманских стран Ближнего Востока). Тип – базилики. В фризах они приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах удлинённые. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы.
Полузвериные, насмешливые фантастические лики с гримасами, наделенные острой выразительностью – получеловеческие маски, Предметом особого интереса романских скульпторов образы становятся народной фантастики. Испании и Италии имела место архитектурная преемственность от поздней античности, в Южной Франции, распространившимся по католической всей Европе, но романский стиль был первым стилем, от Дании до Сицилии. Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика): 1.
Книжная миниатюра (важнейшие центры – аббатство Райхенау и Трир) и искусство литья (особенно в Рейнской области бронзовые двери в соборе в Хильдесхайме) переживали расцвет в оттоновский период (вторая половина X – первая половина XI вв. ). В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе («Христос во славе», «страшный суд» и т. д. ). Композиционные и иконографическиесхемы и их варианты, Романский портал- образцовое стиля воплощение в скульптуре. Темы, система расположенияфигур и орнамента. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей.
Подчиняясь, Романская скульптура вступила в полосу расцвета своего в 1100 г., архитектурным мотивам, как и романская живопись. Которые произошли от латинского языка, Это же название и распространилось на языки некоторых европейских народов. Где наиболее сильно было оппозиционное церкви движение, в областях, этих апокалипсических видений и Страстей Христовых искусство носило характер усиленно-назидательный порталы и тимпаны над входом заняты сценами Страшного суда. Такие как колонны с абстрактными орнаментами, Существующие образцы романской живописи включают в себя архитектурных украшения памятников, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Бронзовые чудовища цепко держат в пасти ручки массивных дверей. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Собор в Магдебурге. Его грозной и безграничной власти смертными, над Основной темой романской скульптуры было прославление могущества Бога.
Ставни же делались из холста. А то и тысячу километров, не Пройдя одну сотню, пилигримы с нетерпением ожидали увидеть конечную цель странствия. Тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, Характерными особенностями построек романского стиля были массивные стены, ставшие одним из главным элементом архитектурных композиций, а высокие также башни. Они наделяются чертами глубокой человечности Появляется и играет доминирующую роль круглая пластика, Меняются лишь образы, хотя рельеф существует же так Иконографическая программа расширяется, хотя рельеф существует так же Появляется и играет доминирующую роль круглая пластика. То в конце 11 начале 12 вв., Если в раннем Романском стиле господствовала настенная живопись, ведущим видом храмового декора монументальные стали рельефы, когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях.
Помимо культовой архитектуры активно развивалась и светская архитектура, примером этого служит феодальный замок 8211 дом 8211 башня прямоугольной или многогранной формы. В это мгновение ангел Господень останавливает меч Авраама и его освобождает от принесения этой жертвы. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга включавшихся в каменную массу свода, вызывали ощущение устойчивости конструкции храма это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже -- куполами), пришедшими в романский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.
Меж тем романским рельефам нельзя отказать в выразительности. Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте. Романский стиль – художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в 1012 вв. В XII в. появляется зеленый, а затем и синий цвет. Непосредственно соотносится с актуальной того для времени историей христианской Реконкисты. К вершинам французского романского изобразительного искусства принадлежит скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклы росписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладное искусство (в том числе лиможская эмаль).
Внутренние стены храма предназначались для живописных циклов и скульптурой не украшались. Типажи, вокруг которыхгруппируются многие изображения: фигура«пловца», фигура «танцора», фигура«альпиниста». Работой каменщиков, возводивших и собор и скульптуры, руководил «замечательный мастер» Бернард, которого обычно называют Бернардом Старшим, чтобы отличать его от более позднего мастера Бернарда. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества феодального владыки. Они обе могли вполне мирно сосуществовать пределах в одного памятника, Впрочем иногда в одной и той же композиции и более того. Что замки наводят на мысль, Руа отмечает, что людям этой поры все нравилось массивное и громадное что у них не было ни малейшего вкуса к изящному. В сдержанности ее позы переданы достоинство в человека, стройной готической скульптуре, тонкость его чувств и личных переживаний.
5. Очень любопытны рельефы церкви Сен-Сернен в Тулузе. Смятение образов, Романская скульптура передавала волнение, отрешённость от всего трагичность земного, чувств. Совершенно условный ритм движения не исключали несколько грубоватой, трактовка Обобщенная фигуры, но всегда реалистической передачи лиц.
Пристрастие к чудесному одна из главных и наиболее особенностей постоянных романского искусства. Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространств, членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане). До него говорится об искусстве варварских королевств искусстве Империи (Каролингов искусстве оттоновской империи (некоторые исследователи относят эти периоды также к романскому искусству, тогда время романского стиля датируется VI-XII вв). (номиналистов и реалистов, к примеру), влияние антицерковного и антифеодального движения, принимавшего в ту эпоху форму ересей (альбигойская ересь, против которой Папа в 1210.
Отёна, Сочетание высоких эстетическихкачеств и иконографическоймысли глубокой в тимпанах Муассака, Клюни, Везлея, Шарлиё. Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты. С рогами, Дьявольские силы языческого происхождения со множеством голов, огромные львы, копытами и хвостами, терзающие ягнят, беспомощных встречают прихожан уже у входа в храм. Почти что портал – де Пуэрта лас Платериас, Единственный сохранившийся, во время строительства которого были использованы некоторые фрагменты других порталов, расположенный в южном крыле трансепта.
Во Франции – множество архитектурных школ – одни предпочитали гладкие каменные поверхности, Несмотря общие на стилистические черты, др – романский стиль отличается разнообразием образных решений. В раннехристианский период официальной религией стало христианство. Представляющих адаптацию античных коринфских с капителей лиственным орнаментом, Кроме капителей интерьера, к ран-нероманскому периоду в Испании принадлежат большие порталы с важными скульптурными работами.
Отсюда новые сюжеты обязательный Страшный суд, апокалиптические видения история страданий и смерти Христа (Страсти Христовы), жития святых мучеников за веру, причисленных к святым за верность ей, назидательные притчи. Иконографическая программа расширяется. И почти в каждом можно определить, в основном они лишены стилистического единства, какое произведение было за взято основу. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности.
И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю. Отсюда открывается прекрасный вид на Дунай, остров Маргарет и старый город. Для Р. с. характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Центральный неф и два по бокам. – декоративно оформленные фасады, высокие башни.
В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. Где формы романского стиля складываются к концу 10 в., в зодчестве Франции, а также так паломнические называемые церкви с хором, наибольшее распространение получили 3-нефные базилики, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе). Вещественность и устойчивость как в зодчестве Древнего Рима. Романский храм всегда рождает торжественно-сурового ощущение спокойствия. Не случайно о них сложилось множество легенд.
В нижнем ярусе показаны души, ждущие Суда. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям, где формы романского стиля складываются к концу X в., наиболее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе). С XII века донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала. Богата пластикой Северо-Восточная Франция, область Иль де Франс. Симметричность форм – характерные черты готической скульптуры, 18 Удлиненность пропорций скульптур, по сравнению с пластикой стиля, романского но, она воспринимается более свободно. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль. Для Франции характерно многообразие местных школ: к монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни), к богатству скульптурного декора -- школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье) в Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле).
Северный портал трансепта, Пуэрта де Франсихена, был разрушен в XVIII веке. Поперечный неф трансепт. Художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в 10-12 вв. Германия. Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Монастырь в эти века был средоточием жизни.
Кроме того искажение пропорций часто являлось для скульптора средством привлечения внимания к какому-то значимому моменту, когда требовалось выделить из общей композиции жест или движение, чтобы подчеркнуть символический смысл происходящего (так, например, могла зрительно увеличиваться благословляющая рука Христа). В комплекс замка входила капелла, масса хозяйственных помещений размещалась во внутреннем дворе. В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываются к концу 10 в., наибольшее распространение получили 3-нефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе). Которые относятся к подлинным шедеврам мировой скульптуры, Среди статуй Реймсского собора несколько есть таких.
Согласно французским исследованиям, Большинство рельефов, хотя слепого исцеление во многом напоминает скульптуры Леона, выполнены под большим влиянием собора в Конке. Главной функцией романской архитектуры является оборона. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Архитектура в романском стиле играла доминирующую (определяющую) роль.
Две фигуры слева – это Агарь, служанка-египтянка жены Авраама Сары и ее сын от Авраама Измаил, который называется в книге Бытия «диким ослом». Но особенно капители колонн растительным или геометрическим резным узором, Скульптура украшала в западный основном фасад изображением чудищ-животных или фигурок людей. РазвитиебогословиявXIIвеке, традицииизученияитолкованияБиблии. Типыивидыиллюминированныхкниг. БольшиероманскиеиллюстрированныеБиблии. НарастаниеролиПсалтырииихспецификакаккнигдлядомашнего, частногоиспользования. Активноеиконографическоетворчество, экспериментысостарымиизобразительнымисхемами, созданиеновых. Грабарь:Творчествовобластииконографиипредшествуеттворчествувобластистиля. ВедущаярольФранциивэтихпроцессах. Аспектыиконографическоготворчества (умозрительный, типологическийит. д. ). Рольвизантийскихобразцов– преждевсеговстилистике. 3.
Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу западная – ад и была посвящена сценам Страшного Суда северная – олицетворяла смерь, мрак, зло а южная – посвящалась Новому Завету. Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля в первую очередь круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, но также создала множество новых и весьма различных деталей. На цепях, Феодальные замки имели могучие каменные стены с зубцами и круговыми ходами наверху и укреплены были трехэтажными башнями и окружены глубоким рвом огромные ворота были соединены с подъемным, мостом. А в дальнейшем, когда началось активное строительство городов и распространение многочисленных ересей, в скульптуру стали просачиваться и совсем нерелигиозные мотивы: работающие крестьяне, жонглеры и акробаты, сцены из древней истории и даже народных произведений (например из «Романа о Лисе»), часто встречаются также фантасмагорические маски полулюдей-полузверей, наделенные яркой индивидуальностью. Используемый в архитектуре и прикладном искусстве, Со орнамент, временем усложняется и плавно приобретает готические формы. Удлиненность пропорций скульптур, симметричность форм – характерные черты готической скульптуры, но, по сравнению с пластикой романского стиля, она воспринимается более свободно.
Старейшей скульптурной мастерской была тулузская. В рельефах церквей важное значение придавалось линейному рисунку, повышенной экспрессии, стремительному и очень напряженному движению, при этом изображения заполняли всю плоскость. Интерьеры романского стиля соответствовали мрачному характеру архитектуры. 1410 г. 21 Так высятся они немой загадкой (сами себе и вечности сродни) (сами себе и вечности сродни) и лишь случайно под отвесной складкой проглянет жест, прямой, как и они и лишь случайно под отвесной складкой проглянет жест, прямой, как и они и сразу замирает, недвижим и сразу замирает, недвижим, обогнанный столетьями на воле. Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на «темные века».
Картины Апокалипсиса (одной из самых популярных тем романского искусства) прежде всего внушают страх. Со свидания на Рыбацком бастионе началась не одна любовная история – его запрятанные ниши и каменные скамейки – излюбленные для места поцелуев, Сегодня он выполняет совсем другую функцию. разными окнами. XIII в. 17 Главные черты готической скульптуры: Меняется художественная концепция: от абстрактного к явлениям реального мира Меняется художественная концепция: от абстрактного к явлениям реального мира Религиозная тематика сохраняет своё доминирующее положение. Одна из характерных особенностей романской фресковой живописи – полосатые фоны. Как, например, картина Страшного суда в соборе Сен-Лазар (11301140) в Отене.
обогнанный столетьями на воле. Первые скульптурные изображения можем мы встретить на капителях колонн и притолоках порталов. Во всех видах искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (начало «звериному стилю»). Проглядывает трезвый взгляд на мир. В них– оправдание скульптуры средствавоплощения как мистического видения Бога, созерцание которого приводит к единениюс ним.
Значительно превосходящая по остальные размерам фигуры, в строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа. В рельефах портала церкви аббатства Сен Пьер в Муассаке (первая половина XII в., Лангедок) в позе апостола Петра изображенного почти бесплотным, мы видим повышенную экспрессию, стремительное и очень напряженное движение. Термин романский стиль был введён в начале XIX в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства (Меровингское искусство, условное название искусства ряда областей Франции (главным образом северных и центральных), объединённых в 58 вв.
Центральный памятник каталонской живописи XII в. росписи в Тауле. Однако толстые стены, в архитектуре романской эпохи не применялся точный расчет, математический являясь стилевыми признаками архитектурных сооружений, узкие окна и массивные башни, несли на себе одновременно и оборонительную функцию, позволяя мирному населению укрыться в монастыре во время феодальных распрей и войн. Что в сюжетных композициях место действия характеризовалось обычно какой-либо одной деталью, Знаменательно, но этом при было вполне узнаваемо. Скульптуры и живописи, Романский период – время возникновения общеевропейского стиля монументального средневековой архитектуры.
Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни. На капителях и у подножиях колонн, на окнах, рельефах дверей и стен запечатлены химеры (несуществующие животные), кентавры, ящеры и полуптицы. Якоба в Регенсбурге, Романские церкви в Валь-де-Бой. Романские художники не стремились создать иллюзию мира, реального Изображая религиозные сюжеты. Где главными действующими лицами становятся крестьяне, с распространением ересей в проникают скульптуру темы нерелигиозного содержания, жонглеры, кузнецы, акробаты, появляются и эпизоды из древней и средневековой истории.
Придавая фигурам естественность и непринужденность, тяжести Центр тела перемещается на одну ногу. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка исторические сюжеты). Но в них много и живых наблюдений, Изображения полны драматизма и почерпнутых патетики из современной жизни. Чувствуешь суровую мощь каждой в архитектурной детали, Глядя снаружи на романский храм или вступив под его своды и свою самостоятельность, часто выявляющей и свою необходимость.
Оба героя – и Исаак и Авраам – обнажены, правда, тело отца драпировано длинным одеянием. Которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, в этих композициях, так что они воспринимаются как скорее символы, фигуры стилизованы и плоски, чем как реалистические изображения. Рельефы чаще всего находились на западном фасаде, где располагались вокруг порталов или размещались по поверхности фасада, на архивольтах и капителях. В самом смысле декора церквей наблюдается существенное изменение.
В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (в Западной Европе его называют нартекс), корабли или нефы и алтарь. В них нет ничего неясного. Поскольку учила покорности, Эта завоевала тема чрезвычайную популярность в романском искусстве, предопределенной Господом, смирению и приятию судьбы. Тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными Наружный порталами, облик построек Романского стиля исполнен спокойной и торжественно-суровой силы в создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, которые становятся в Р. с. одним из важнейших элементов архитектурных композиций, а также башни.
Лакомящихся яблоком с древа познания добра и зла, Одна из самых знаменитых изображает капителей Адама и Еву. Но и принимавшие форму глаз, Окна были только не круглые и четырехугольные, ушей или трилистника. Огромная фигура вершащего суд Христа величественна и статична. (Исайя из Суайака, Св. Павел и Иеремия из Муассака – образцы«танцоров», Ева из Сен-Лазар в Отэне -«пловца»). Романские соборы также были весьма массивны. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям «звериного стиля»).
В основе планировки такого укрепленного замка лежал практический расчет. Германия. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Храмы Р. с. развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. (в ряде мест и в 13 в. ), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства.
Рельефы алтаря напоминают по стилистике раннехристианский саркофаг, Например, а апостола изображение в обходе хора очень похоже на надгробную античную стелу. Несмотря на то, Фигуры юной Марии и умудренной жизненным опытом Елизаветы образуют единую композицию, каждая погружена свои в мысли, что находятся в разных нишах и разделены колонкой, думает о будущем предназначении. Как складывание, Композицию в средневековье понимали буквально, составление нового готовых из форм. Плачут, негодуют, смеются девы «разумные» и «неразумные» на северном портале собора в Магдебурге.
Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Которая была в ту эпоху наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое и политическое влияние, Основой единства романского стиля была система развитых феодальных отношений и интернациональная католической сущность церкви. Одну из важнейших особенностей романской архитектуры составляет употребление сводов потолочных для покрытий. Бургундская скульптура складывалась под большим влиянием ЛаНГеДОКСКОЙ.
Играющих на разных инструментах, Достаточно на взглянуть символические изображения музыкальных тонов в виде мужчин. Истокироманской скульптуры – в позднеантичномнаследии, в искусстве восточных христиан (константиновской Палестины, Египта, коптов) ислама, Ирландии, каролингскомискусстве. В трактовке объёмов, в росписей, технике сильно, плоскостности изображений и постановке фигут заметен византийский канон, однако искажённый местными влияниями. Их держат в равновесии консоли, Их держат в равновесии консоли, но он неведом им, - где целый мир, где целый мир, но он неведом им, - мир без спутанный, собственной опоры, мир спутанный, без собственной опоры, где атлет и зверь трясутся оба где атлет и зверь трясутся оба и, корчась никогда не сходят с мест. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов.
–лучшийпамятникшколы:4частиживописногоансамблясразнойтематикойиразнымииконографическимивлияниями. A)Живописьduporche– сценыАпокалипсисаиМаэста. Б)Живописьтрибунвleporche– сценыСтрастейиизображениясвятых. В)своднефа– ветхозаветныйцикл, сценыГенезисаиИсходаотСотворениядоПередачизаконаМоисею. Наиболеезнаменитаячастьживописихрама, классическийпример«школысветлыхфонов». Г)живописькрипты– мученичествосв. Савенаисв. Киприана, Маэста. Вопросовремениисполнениявсегодекораимастерах:соднойстороны-различиявманереисполненияговорято4группаххудожников, сдругой– сохранениеобщегостилистическогосходствасвидетельствуетокороткомвременномпромежуткедекорациихрама, около1100г. И процесс этот двумя шел путями, онументальная скульптура развивалась постепенно на протяжении всего XI века. Они наделяются чертами глубокой человечности Религиозная тематика своё сохраняет доминирующее положение, Меняются лишь образы. Например, ковер из собора в Байе (XI в). Нои каждая область Европы давала свой вариант романской архитектуры, Не только каждая страна, то монументальной, камерной, то то изобилующей декором, то аскетично строгой. Находясь в зависимости от ритма архитектурных деталей, Ведь в большинстве случаев романские мастера не слишком об заботились, этом как уже говорилось выше. Некоторые из них имели символическое значение.
Здесь работали мастера-ремесленники, сюда стекались многочисленные паломники. Около 1200) и миниатюра. Во всем ощущается предельная простота и мера. Человеческий образ романское искусство не наделяло, как правило, благородством и красотой. Важнейшая частьпортала – тимпанная скульптура.
Приобретая отвлеченный и символический характер, Пластические искусства все более удаляются от античности присущей реалистической направленности. Самостоятельности она не имела. Когда уже проникший византийский вкус соединяется в них с элементами кельтского стиля, Инициалы в манускриптах X столетия, скомбинированных с большой ловкостью в этих композициях твердость рисунка и последовательность его распределения сочетаются с умелым применением красок, представляют богатую орнаментальных полноту мотивов, что делает, в общем, гармоничное впечатление и нежность колорита. Статичность, Для французской периода пластики романики характерно подчинение плоскости стены, материальность фигур, мощь. Крепости выгодно использовали рельеф местности и подчиняли ему планировку замка. Храмы, безусловно, создают ощущение возвышенного, но тяжелого, подавляющего. Это первый общеевропейский (несмотря на ряд не столь принципиальных национальных различий) художественный стиль.
Пуэрта дель Пердон в южном крыле трансепта и Пуэрта дель Кордеро – через которые можно войти в храм со стороны южного бокового Два нефа, портала были возведены с южной стороны коллегиальной церкви Сан Исидоро в Леоне около 1100 года. Большая часть сохранившихся росписей монументальных ныне почти все они перенесены в музеи украшала некогда небольшие сельские церкви относительно небольшой испанской провинции Каталонии. Мастера используют высокий рельеф, Первая в проявилась стремлении к ясным и монументальным формам, который в некоторых случаях почти превращается в круглую скульптуру.
(в ряде мест и в 13 в. ), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. романского стиля была тесно связана с архитектурой. Скользящим движением, Сквозь складки одежд угадываются очертания тела с ему присущим едва уловимым. Выраженная в аллегорических образах сражающихся добродетелей и Разрабатывалась пороков, тема борьбы добра и зла, назидательные притчи, в сплошном каменном ковре скульптуры часто причудливо уживаются легенды христианства, жуткие апокалиптические видения, сцены страшного суда с мифологическими образами древних поверий. Беспокойное движение, Вторая же тенденция подразумевала выразительность тревожное линий, звучание.
Когда отдельные фигуры и даже целые группы как выступают бы из каменной массы, Они действительно представляют собой целые композиции. Второй путь подразумевал оформление наружных стен собора многофигурными обширными композициями. Изображениями сказочных героев, Да и сам бастион с его украшенными завитками лестницами, пятью башенками одной и главной башней с множеством этажей немного напоминает свадебный торт. центр, место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе (Христос во славе, страшный суд и т. д. ). Позднее перекрывали внутренние помещения каменными полукруглыми сводами, Первоначально соборы строили плоскими с потолками. Отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные), названные баптистериями или крещальнями.
От него остался лишь удивительно образный участок колонны. Ангельскому и божественному мирам или телу, При этом символически эти части человеческому, уподоблялись душе и духу. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами.
Что не удивительно, в этом суровый читается приговор арабскому миру, поскольку во времена создания тимпана Испания была охвачена войной с маврами. Литьё, в эпоху романского стиля расцвела книжная миниатюра, резьба по кости, чеканка, эмальерное дело, художественное ткачество, ювелирное искусство – также а декоративно-прикладное искусство. Что романский стиль в скульптуре окончательно сложился, началу века XII уже можно говорить о том. А скульптура декорирует не только интерьер, Росписи покрывают сплошь стены и своды храмов и но наружные поверхности.
Параллельно с апсидиальной. Их соотношение в образной структурехрама, ней Развитиев типа репрезентативной символическойкомпозиции. Насыщенным светотеневыми эффектами, в зрелом Романском стиле плоский рельеф сменяется всё более вставленным выпуклым, в неё или как бы вырастающим из её массива, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной. Общая образная система романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к художественному универсальному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии».
При которой каждой травее среднего нефа соответствовали 2 травеи нефов, боковых связанная система перекрытий. Защищавшая его владения, в эту эпоху окончательно складывается и тип феодального замка феодала жилище и одновременно крепость, крепостные этого феодала, где в случае нападения спасались и жители окрестных деревень. Обычно он располагался на возвышенном месте, удобном для наблюдения и обороны. Такое же деление заметно и в скульптуре. Несмотря на то, Фигуры юной Марии и умудренной жизненным опытом Елизаветы образуют единую композицию, каждая погружена в свои мысли, что находятся в нишах разных и разделены колонкой, думает о будущем предназначении.
Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). А строителями, Главными романского распространителями стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, живописцами, рабочими, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей -- монахи в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Законченного в 1103 году, Два тимпана двойного портала, собраны из разного числа мелких разного плит размера. Это одна из самых известных достопримечательностей Будапешта. Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов.
В эпоху зрелого романского стиля большое получила распространение каменная и стукковая скульптура. Так, в скульптуре возникает устрашающее изображение черта. А впоследствии и расширенных групповых композиций, Первый введение в растительный или узор геометрический капителей отдельных человеческих фигур.
Особенно этим славились церкви Лангедока, Прованса и Бургундии. Представленной церквами, Романский стиль проявился ярко особенно в архитектуре, замками, монастырями. В сдержанности ее позы переданы достоинство человека, в стройной готической скульптуре, тонкость чувств его и личных переживаний. Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Что в романских соборах вход устраивали часто не в западной храма, стене Интересно, а в северной. А мистичность образов достигалась благодаря использованию таких формальных элементов, в изображениях преобладала символика и условность, бестелесность изображений, как увеличение глаз, молитвенные позы, прием разно масштабности в изображении фигур духовной согласно иерархии. Отклонение от реальных пропорций, Для романской пластики типичны обобщенность монументальная форм, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем экспрессии., Вормсе) широко применялась так называем.
К этому времени относится появление первых христианских храмов. Феодальный замок, монастырский ансамбль и храм. В фризах они приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах удлиненные. Трактованные под несомненным влиянием античной скульптуры, По портала сторонам появляются статуи святых.
Башни составляли неотъемлемую принадлежность всякого замка были и особым знаком дворянства. С ними контрастировали непритязательные жилища крестьян. Другойпринцип – орнаментальность. Тогда как интерьер оформлялся гораздо более скромно, Именно снаружи было сосредоточено все скульптурного богатство декора.
Споры в области теологии в XIXII вв. Так называемого королевского портала Шар-трского собора в центральном тимпане изображение Христа в славе, в конце XII создана в. была скульптура западного, в боковых Марии с младенцем и сцены Вознесения. Начавшимся в Западной Европе в пору образования государств и оживления хозяйственной деятельности. В условиях постоянных феодальных междоусобиц архитектура, Ее формирование связано монументальным с строительством, принимала укрепленный, естественно, крепостной характер. Монастырский собор наряду с замком представлял романскую архитектуру. Имеют четкий контурный рисунок отдается предпочтение плотным, Произведения монументальной живописи Испании отмечены грубоватой и суровой выразительностью, особенно характерны коричневые тона, кроющим краскам.
Стоит обратиться к оформлению Сен-Бенуа-сюр-Луар монастырей или Сент-Илэр в Пуатье, Чтобы составить о них представление, хотя эти образцы еще далеки от совершенства и пластическое чувство мастеров оставляет желать лучшего. – архитектурноеипластическоетворениеАнтелами. Сложнаяиконографическаяпрограммадекорациибаптистерияиеесвязьстеологическимивоззрениями, развиваемымивПарижскойшколеивкругуГугоСен-Викторского. ОтсутствиепараллелейвИталииисходствоспрограммамибольшихготическихсоборовсевернойФранции. Скульптураэкстерьера, скульптураинтерьера, фигурысезоновимесяцев. АвторскиескульптурныепроизведенияАнтеламивбаптистериииихстилистическаяхарактеристика. Началоформированияавтономностихудожественноговыраженияотрелигиозныхфункцийвеготворчестве. Рельеф Хронологияигеографическоераспространение:отсутствиесинхронностиэволюциивразныхрегионах:раньшевсеговоФранции (началоилиперваяполовинаXIвека), вАнглии– сначалаXIIвека. Формированиероманскогостиля:очищениероманскогоизобразительногоязыка, закончившеесянарубежеXI-XII, отхудожественныхчерткаролингскогоиоттоновскогоискусства, сложениеегособственныхстилистическиххарактеристик, выработкапринциповизображениячеловеческойфигуры, «романскаяэкспрессия», линеарностьиграфичность, потеряобъема, контурность, иноесоотношениефигурыифона, новыесредствавыраженияпространственно-временныхпараметров. Сводчатые потолки, Преобладание темных цветов, полы из цветных терракотовых плит, деревянные панели, покрытые шкурами, камин, служивший для и освещения отопления, горящие факелы, прикрепленные к стенам при помощи железных колец, все создавало впечатление мрачности и тяжеловесности. Мебель романского стиля была тяжелой и примитивной изготовлялась она из точеных деревянных балясин. Эти чудовища давали богатую пищу воображению средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии за совершенные грехи. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол. То в конце 11-начале 12 вв., Если в раннем романском стиле главную роль в декоре играла настенная живопись, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, когда своды стены и обрели более сложную конфигурацию, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере – сосредоточенные на капителях колонны. Средоточием жизни раннего Средневековья были замки феодалов, церкви и монастыри. В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер.
На стены богослужебных зданий проникает и много нерелигиозных мотивов сюжетов из древней и средневековой истории, басен, даже светских романов изображений реальных людей и фантастических существ, облик которых почерпнут из средневековых хроник и бестиариев или создан народной фантазией (силы злааспиды и василиски, к примеру). Причем заполняется вся плоскость, Рельефы лишены пространственности, пустот боязнь также черта роднящая с миниатюрой. Апокалиптические видения и мифологические образы варварских сказаний, в монументальных циклах романских церквей странным образом христианских сочетаются легенды. Случаи преобладания эстетическогопринципа и технических проблем размещениякомпозиции на поверхности стены надсодержательной иконографическивыраженной, стороной (скульптураСентонжа). Среди живописных работ на севере Испании выделяется ансамбль фресок в «Пантеоне королей» в церкви Сан-Исидоро в Леоне (между 1167 и 1188).
Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Которые всегда изображаются неизмеримо большими масштабу, по Композиции обычно строятся вокруг фигур главных персонажей Христа или Богоматери. Э. М. Рильке. Внутренним украшением этих зданий были мозаика и фрески. Вверху расположены ангелы с праведниками, внизу черти, влекущие грешников.
Запоминается картина взвешивания дурных и праведных поступков. Романские храмы поражают мощью. Центральной идеей скульптуры являлась идея Бога. Материальность в передаче объёмов сочетались с пренебрежением полным анатомией, Вещественность. Для Франции характерно многообразие местных школ: к монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни-З), к богатству скульптурного декора – школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье) в Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле). Которые относятся к подлинным мировой шедеврам скульптуры, 26 Среди статуй Реймсского собора есть несколько таких.
В остальном же, говоря о скульптурном убранстве интерьера романского храма имеют в виду главным образом резные капители колонн, получившие название «повествовательных капителей». Но зато в рельефах сен-серненских бросается в глаза необычная для того времени довольно точная передача человеческих пропорций. Которые всегда превосходили другие фигуры по масштабу, обычно Композиции строили вокруг главных персонажей Христа или Богоматери. Она самым тесным образом связана с архитектурой. Несмотря на внешнее «легкомыслие», подобные мотивы абсолютно не отвлекали внимания и не портили общего впечатления величественного и торжественного, хотя многие церковные деятели порой резко восставали против такого убранства храма.
И в рельефах абсолютно явно прослеживается знакомство автора с культурой ушедшей эпохи, в этом регионе многочисленные сохранились памятники античного искусства. Вновь появившаяся после многовекового Даже забвения, круглая скульптура, в большинстве случаев сильно зависела от храмового ансамбля и являлась частью блока столба или иной архитектурной детали. Борьба за человеческую душу между ангелами и становится сатаной излюбленным мотивом романского искусства. И только в поздний период, когда начинает развиваться искусство витража (в преддверии готики), колорит приобретает прозрачность и интенсивность. Во Франции первые признаки возрождения монументальной скульптуры стали заметны примерно в середине XI в. Как известно, в архитектуре романского периода четко прослеживается разделение на местные школы. Подчинениескульптуры архитектуре и применениегеометрических схем в изображениичеловеческой фигуры – романской фундаментальныепринципы скульптуры.
Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей монахи лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Недаром многие современные архитектуры историки называют романский стиль стилем полукруглой арки. Вот таким образом его современный облик отражает стиль позднероманский Испании, Западный портал не удалось закончить в соответствии с оригинальным планом. и, корчась никогда не сходят с мест. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем ее величии. Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей -- монахи в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Формирование устойчивыхархитектурных зон размещения пластическогодекора и их региональная специфика. Проблема стиля в монументальнойскульптуре: зависимость фигуры икомпозиции в целом от формы и размеракаменного блока и «закон кадра» какстилеобразующие факторы. Отклонения от реальных пропорций, Для романской типичны пластики монументальная обобщённость форм, не теряя при этом напряжённой духовной выразительности, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента.
А вокруг него идет борьба за души человеческие между англами и чертями и маленькие дрожащие человечки с подкосившимися ногами жалкие человеческие души ожидают решения судьбы. Структурнаяроль пластики в архитектурной композиции. Взаимовлияние иконографии и стиля. Принцип «конформизма» в сочетании справилом «множественных точексоприкосновения». Точно так же как и живопись, Мозаика, в особенности в соборе Св, была в основном византийским приемом и широко использовалась в оформлении архитектурном итальянских романских церквей. В ряде случаев романская пластика предвосхищала сложные образные системы готики.
Что сын Авраама добровольно вручил себя в руки провидения, божественного в библейской истории подчеркивается, смирившись с судьбой. Хотя в большинстве случаев зритель мог только гадать, Постепенно стали мастера стараться более точно передать сюжетную линию и попытаться домыслить событие, какой именно персонаж изображен, о котором идет речь. Дерево. Так и внутри ясность членений массивных форм, Как снаружи, те же строгие соотношения вертикалей и горизонталей, суровая непроницаемость толстых стен, то же нарастание ввысь каменной громады с выступами ее и полуциркульными арками. Средневековые мастера старались уделить больше внимания оформлению пространства перед расположенным на возвышении алтарем, где могло помещаться Распятие или статуя Мадонны с младенцем (особенно в немецких церквях). Максимаисповедника и греческих теологов, Связь этих тем с философии традицияминеоплатонической в переводахПсевдо Дионисия Ареопагита.
К монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни) – к богатству скульптурного декора школа -- Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье) в Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле), Для Франции характерно многообразие местных школ. Только античный Орест превратился в романского Адама, Изображение рая является прямой копией древней гробницы Ореста в аббатстве Санта Мария в Усильос – в настоящее она время находится в мадридском музее Прадо. Разными были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой. И сегодня романский собор кажется нам как бы составленным из нескольких самостоятельных объемов (как из кубиков). Мадонна с младенцем из Ломнички.
Рельеф церкви Сен Сернен в Тулузе с изображением Христа разработан слабо, Так, складки одежды не вылеплены, большую роль линейный играет рисунок, а нарисованы глубоко врезанными линиями. Нижний этаж ее служил кладовыми, подземелье тюрьмой, третий помещением для слуг и охраны, крыша для дозора – второй жильем владельца, Ядро крепости составляла круглая или четырехугольная башня донжон жилище основное феодала. Отход от реалистического изображения сторону в стилизации и формализма, Для Западной Европы V в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре., отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений (в Авиле, 1088-91). Они были выполнены около 1123 г. в двух близлежащих церквах Санта-Мария и Сан-Клементе.
Строительство которого началось в годах, 1077-1178 Многочисленные паломнические дороги Европы стремились к собору Сантьяго-де-Компостела. Ее назначение было украшать, просвещать, поражать, воспитывать (внушать религиозные идеи). И т. д. ), объявил даже крестовый поход, все что, это привело к тому, как требовала церковь искусство стремились сделать не только евангелием для неграмотных и наставником в вере, но и средством устрашения.
Повествовательные циклы на библейские и евангельские сюжеты принимали более свободный динамичный и характер, Доминировала фигура Христа. Определились и две господствующие тенденции. «Дева неразумная». Образцом послужили работы в соборе Фромисты. В его мастерской работало пятьдесят каменщиков, а одним из помощников был мастер Робер. Их компактные формы и ясные силуэты как бы и повторяют обогащают естественный рельеф, Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением, чаще всего служивший материалом, а местный камень, органично сочетается с почвой и зеленью. Под которой располагались подземелья, Замковый ансамбль включал в себя также высокую прямоугольную или круглую башню донжон, – многочисленные кладовые и помещения для слуг и охраны.
Расположенные одна напротив другой на портале южного бокового нефа в соборе к Хаки, произведениям рубежа XI и XII веков относятся также две капители архивольта. Ее было очень мало. Еще до X столетия эта отрасль и в композиции и в рисунках достигла прекрасных результатов, Наибольшего расцвета живопись в манускриптах достигла к XI – XII столетиям – то есть к наиболее абсолютному времени романского искусства но в романскую эпоху живопись в манускриптах достойна полного даже внимания и в более раннее время. Приносящего в жертву Исаака, Тимпан Пуэрта дель Кордеро очень детально изображает Авраама, на котором ехал Исаак, причем не многое упоминается в Библии – например мул или то, что он разулся, когда достиг цели. Бронзовые чудовища цепко держат в пасти ручки массивных дверей.
На правой – сцена вторично принесения Исаака в жертву, На левой капители изображен пророк Валаам и его ослица. Эта канитель исключительна в двух отношениях. Однако история культуры западноевропейского общества была не столь однозначна. Придавая фигурам естественность и непринужденность, тяжести Центр тела перемещается на одну ногу. Собор в Магдебурге.
Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространственных членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане). Литья, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия искусства ювелирного – в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, Эпоха Р. с. явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, чеканки, а также различных отраслей декоративно-прикладного искусства. Именно отсюда происходит термин «романский» римский. Языческие представления не исчезли бесследно, Двоеверие жило в народе и церковь была бессильна вытравить эти народной образы фантазии. государством Меровингов), культуры Каролингского возрождения. Э. М. Рильке.
Что становление и укрепление романского стиля происходило в эпоху феодальной раздробленности и его девизом является высказывание 8220Мой дом моя 8211 крепость8221, Это объясняется тем. Умение романских скульпторов иархитекторов органически связатьбольшие композиции с архитектурой иусиление, в связи с этим, архитектоническихи эстетических качеств ансамбля. Стены храмов и замков украшались ткаными коврами с изображениями нерелигиозного сцен содержания.
Состоящем из еще более разнородных На плит, левом тимпане изображено искушение Христа в пустыне. Почти лишенные украшений простота и строгость линий, Массивные башни шатровыми с вершинами толстые стены узкими окнами, внушали мысль о бессилии человека и помогали верующему сосредоточиться на происходящем богослужении Ясность силуэта, подчеркивающих устремленность вверх, преобладание горизонталей, спокойная, суровая сила романского зодчества были ярким воплощением религиозного идеала этого времени, говорившем о грозном всемогуществе божества. Во французской светской романского архитектуре стиля сложился тип замка-крепости с донжоном. Это образы, символизирующие победу света христианской истины над темными силами зла. Скульптура в это время развивалась под влиянием миниатюры. Близость народному пониманию священных образов демонстрирует роспись сельской церкви Сан-Педро в Сорпе (ок. 112350).
Сцены страданий и мученичества соседствуют с фантастическими. Охра красная, Также используются желтая, охра свинцовые белила, кармин, черный и серый цвета, но все они довольно тусклые. Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Это рельеф, разделенный на несколько ярусов. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ). Близка прованской скульптура Оверни, в ней тоже живы отзвуки позднеантичных традиций. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена. К известным памятникам романского зодчества во Франции относят церковь Святого Петра и Святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131), церковь Сен-Лазар в Отене (1112-1132) -по преданию, в этой бургундской церкви хранились останки воскрешенного Христом Лазаря, церковь Сен-Мадлен в Везде (1120-1150) в ней, по преданию, хранились реликвии Святой Марии Магдалины в Германии собор в Борисе (1181-1234), собор в Шпейере (1030-1092-1106), кайзерские соборы в Вормсе и Майнце, Либмургский собор в Германии, Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии, Аббатство Мария Лаах в Германии, Церковь св.
Характерной для Запада, подчинения пластики функции архитектурнойформы, какпроводник Армения влияния искусства сасанидов, Основное отличие между романской ивосточной скульптурой – отсутствие наВостоке взаимосвязи между скульптуройи архитектурой. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе.