Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости. Xyii ВЕК – ЭПОХА РАСЦВЕТА КЛАССИЦИЗМА ЖИВОПИСЬ, АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, НАУКА, ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКА, ОДЕЖДА Подготовила Аксенова Ольга Васильевна Учитель нач.
Екатерининский классицизм В последние десятилетия 18 в. вкусы высшего света определялись литературой сентиментализма и философией французских демократов – Вольтера, Руссо, Дидро. Прекрасно гармонировавшие с неоклассическим интерьером, в это время Уэджвуд создавал из простые фаянса и элегантные "базальтовые" изделия. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» ампир. У постамента сидит младенец, забавляющийся пусканием мыльных пузырей (расхожий символ быстротечности жизни). Справа – легко узнаваемый крылатыйХронос.
Обращение к античному наследию как некой и норме идеальному образцу происходило в Европе не единожды. Она как бы "очеловечивает" архитектуру, усиливаетеё духовную насыщенность. Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). боз-ар). К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы.
В архитектуре наступает период застоя. Порывающие с национальными реалистическимитрадициями, Колдер) и т. п. Модернистские тенденции в С., приводят к полному от отказу изображения действительности, нередко – к созданию декларативно антигуманистических образов. СКУЛЬПТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДАМодернистским течениям последовательно противостоит советская скульптура, развивающаяся по пути социалистического реализма. Представленное во Франции кружком Курбе, середине в XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, а в России передвижниками. Глубоко и правдиво отразившим события революции, Его картины предреволюционной послужили поры переходным звеном к произведениям. В своихживописных произведениях, Наиболее видное место срединих француз занял Никола Пуссен, преимущественнона темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцыгеометрически точной композиции ипродуманного соотношения цветовыхгрупп. Остальныедетали и фигуры, присутствующие наполотне, вполне традиционны.
Что выберет момент, Давид заявил, когда старый принимает Гораций у сына клятву победить или умереть момент, предшествующий битве, который художник мог только предполагать, поскольку описаний его не было. Особенно ценятся чистоталиний, сдержанность жестов, бесстрастностьвыражений. складывается академическая русской школа скульптуры, которую представляет плеяда выдающихся мастеров. Как эстетическое направление и стиль, архитектурный Неоклассицизм, которое им было воспринято от предшествующего ему классицизма, определяется обращением к античности. Крупнейшим представителем«нового классицизма» явился Жак-ЛуиДавид его предельно лаконичный идраматичный художественный язык сравным успехом служил пропаганде идеаловФранцузской революции («Смерть Марата»)и Первой империи («Посвящение императораНаполеона I»).
Сдерживающей развитие искусства, в XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и силой, становится но и в других странах, причём не только во Франции. В гордо вскинутой голове, в протянутой руке – устремлённость вперёд и всепокоряющая воля. Вернувшимся на родину из Рима 1758 в году, Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом. Челлини и др. ). Для интерьеров в стиле классицизма свойственны сдержанный декор и дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др. ). Восходящий к Палладио, На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии единый господствовал архитектурный язык. Что под знаком всевозможных модификаций классицизма культурной процесс эволюции в странах Европы, Значение этого направления для последующего развития искусства и литературы Нового времени было весьма важным достаточно лишь упомянуть, а неоклассицистические тенденции прослеживаются отдельными специалистами даже в культуре многоликого XX века, Северной и Латинской Америки проходил в течение двух столетий.
Живопись эпохи классицизмаКартина французского живописца Жака Луи Давида «Клятва Горациев». Классицизм XVIII векаразвивается под влиянием идей Просвещения. Творчество Вольтера (16941778) направленопротив религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосомсвободы. Последовавшийза наполеоновскими войнами, период, в в частности свозвращением интереса к средневековьюи модой на архитектурную неоготику, классицизмуприходилось уживаться с романтическиокрашенной эклектикой. В Британии ампиру соответствует т. 160н. Андрей Воронихин иАндреян Захаров, в Россиинезаурядными мастерами показалисебя ампира Карл Росси.
Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. Благодаря емким ассоциациям и убедительной передаче царящего в картине настроения Давиду, с его огромным (не меньшим, чем его талант) честолюбием, удалось создать образ-символ олицетворение безграничного гражданского мужества. Э. м. фальконе, Б. Пигаль, А. Канова в Италии, Ж. А. Гудон во Франции, Б. Торвальдсен в Дании). В русской скульптуре с начала 18 в. совершается переход от средневековыхрелигиозных форм к светским развиваясь в русле общеевропейских стилей -барокко и классицизма, она сочетает пафос утверждения новойгосударственности, а затем и просветительских гражданских идеалов сосознанием новооткрытой пластической красоты реального мира. Величественным символом определившихся в петровскую эпоху новыхисторических устремлений России стал памятником I Петру в Петербургеработы Э. М. Фальконе. Отправляясь на смертельный бой, братья дают клятву отцу защитить отечество.
Сравнительнос первоначальным вариантом, Вообще, фигураНаслаждения предстала перед зрителемв скромном более виде. Элементы отделки, лепнины иногда «золотятся». Крупнейшие представителискульптуры барокко – Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Пюже воФранции, где в тесной связи с барокко развивается классицизм (черты обоихстилей переплелись в творчестве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др. ). Принципы классицизма, заново осмысленные в эпоху Просвещения, сыграливажную роль в развитии западно-европейской скульптуры 2-й половины 18 – 1-й трети 19 вв., в которой наряду с историческими, мифологическими иаллегорическими темами большое значение приобрели портретные задачи (Ж. Трехчастное деление архитектурного фона с тосканскими колоннами смысловое подчеркивает разделение композиции.
Н. с. пименов). во 2-й половине 19 в. в и русской западно-европейской скульптуре находитотражение общий процесс демократизации искусства, К. Клодт. Но русская просветительская мысль и русский классицизм явились величайшими стимулами для развития искусства гражданственных больших идей, Она развивалась медленно, что и обусловило интерес к ваянию в этот период, масштабных проблем. Выполненные в духе Неоклассицизма, Пик моды на произведения из керамики и серебра, пришёлся на период приблизительно 1770 с по 1820 гг. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором). Создавая иную, Благодаря Давиду героизм античных персонажей переносился на современный мир, восприятия атмосферу событий, более глубокую и трагичную. Михаил Козловский, в России к эстетике классицизма тяготели Шубин, Федот Иван Мартос, Борис Орловский. Опираясь на античную традицию, в 15-16 вв. итальянская скульптура, всё тяготеетк больше выражению идеалов ренессансного гуманизма.
Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняликлассицистические по форме произведениядухом бесшабашного романтизма этосочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленныеакадемии художеств. Целью творчества становитсяизменение мира в лучшую сторону, построение в с соответствии законамиклассицизма самого общества. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован в полной мере новаторство оценили Леду только модернисты XX века. В Британии ампирусоответствует т. н. Они идут на бой, веря в торжество справедливости.
В архитектурном облике зданий изобилуют «рудименты» барокко: овальные окна, шпили, угловые башенки. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель Вандомской и колонны. Другой вопрос – какие «формы» присущи нравственным принципам в различные временные периоды. Представленное во Франции кружком Курбе, середине в XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, а в России160 передвижниками.
К. Растрелли и др. ). И демократичная строгость раннего классицизма место уступила имперскому величию, Франция стала империей. Центральными в скульптуре 20-30-х гг. становятся тема револ. Вкаталоге Лувра скульптурная группаназвана «Психея, разбуженная поцелуемАмура» (Psyche ranimee par le baiser de lAmour).
Француз Жак-ЖерменСуффло при строительстве в Париже церквиСен-Женевьев продемонстрировалспособность классицизма организовыватьобширные городские пространства. Массивное величие его проектов наполеоновского предвещаломегаломанию ампира ипозднего классицизма. В памятниках, сооруженных в 20-30-х гг. Таким вкусам отвечает и архитектура раннего классицизма, сочетающая строгий «демократический» лаконизм с сентиментальной камерностью и хрупкостью. М. и. козловского, Патриотический пафос, величавость и классическая образов ясность характеризуют творчество Ф. И. Шубина, И. П. Мартоса, Ф. Ф. Щедрина, В. И. Демута-Малиновского, С. С. Пименова. Подчёркнуто динамичных, нередко исполненных торжественной пышности, в скульптуре барокко ренессансная иясность гармония уступают место стихии изменчивых форм. Раньше, чем в скульптуре других стран, во 2-й половине13 – начала 14 вв.
Массивное величие его проектов мегаломанию предвещало наполеоновского ампира и позднего классицизма. Их страсти подчинены воле и разуму. Поднимая здание на высокий цокольи заканчивая его аттиком, он создаетвпечатление грандиозности (палаццоВальмарана в Виченце, 1566). Гипсоваякопия петербургской версии находитсяв музее Метрополитен в Нью-Йорке. Идея произведения выражена с предельной наглядностью и лаконизмом. Квадратная в плане, с изящными четырьмя ионическими портикамина каждой из сторон, Этоидеальная центрическая постройка, перекрытая куполом.
Ф. Каменский, М. А. Чижов, В. А. Которую никогда не приносили или о которой мы ничего не Клятва знаем, Горациев история-миф о клятве. Что дословный перевод названия неоклассицизм звучит, доказательство в следует отметить, как новый классицизм. Античной теме любви к родине посвящена известная картина Давида «Брут», на которой главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить собственных сыновей, узнав об их заговоре против государства. Эта Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций (страстей) и разделение жанров на высокие и низкие.
Лучшие произведения Торвальдсенасозданы на мотивы древнегреческоймифологии: «Геба» (1806), «Амури Психея» (1807), «Венерас яблоком» (181316), «Ганимед, кормящий Зевсова орла» (1817), «Триграции» (181719) и другие. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Многие правила иканоны классицизм берет из античногоискусства (Аристотель, Гораций). Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт себе на лёгкий налёт сентиментальности. Попыткипреодоления кризиса типичны для С. конца 19 – начала 20 вв.
Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология история, Ветхий и Новый Завет. Сначала Пуссен убрал ее головупавлиньими перьями (которые традиционносчитаются аксессуаром Расточительности). Затем – видимо, не желая слишкомзагромождать символами пространствокартины, – он ликвидировал перья, заменивих венком из роз. В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага. Провозглашает победу бессмертного духа над слабым и бренным телом, Образ Вольтера превращается гимн в человеческому интеллекту. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов.
Она раскрывает непримиримые трагические и противоречия между гражданским долгом и личными чувствами людей. В начале XVII века длязнакомства с античности наследием иВозрождения в Рим стекаются молодыеиностранцы. «империя») и его главной чертой стало наращивание декоративной составляющей архитектуры. Клод Лоррен (1600--1682), в торжественных композициях которого «идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве XVII века. Эстетика классицизмаблагоприятствовала масштабнымградостроительным проектам и приводилак упорядочиванию застройкив городской масштабах целых городов. И хотя сооружений этого времени сохранилось довольно много, ценными памятниками архитектуры являются лишь отдельные из них.
Скульптор С. А. Евсеев, И. Ленину, скульптор Н. В. Томский и С. М. Кирову, – Ленинграде в К. А. Тимирязеву, скульптор С. Д. Меркуров, см. В подлинные музеиклассицизма под открытым небомпревратились такие города, какСанкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. Он исполнил 58 овальных мраморных исторических портретов для Чесменского дворца (находятся в Оружейной палате), скульптуры для Мраморного дворца и для Петергофа, статую Екатерины II – законодательницы (1789-1790). В Древней Руси высокого уровня достиглоискусство рельефа (киевские шиферные рельефы, убранство владимиро-суздальских храмов). К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи.
Адам проповедовал полный отказ от деталей, Подобно своим коллегам, французским лишённых конструктивной функции. У ног Хроносарасположился другой младенец. Которые в трактовкеТорвальдсена производят зрителянесколько на леденящее впечатление. Надгробная скульптура позднегоклассицизма нередко несёт на себе лёгкийналёт сентиментальности, Входят в модурелигиозные образы. Соответственно, Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными прочими и общественными зданиями в духе Парфенона. Суворов160 в виде Марса, разрешить Чтобы это противоречие, а Полина Боргезе160 в виде Венеры – деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов.
Наиболее значительныеинтерьеры в стиле классицизма былиразработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвеликак археологические изыскания итальянскихучёных, так и архитектурные фантазииПиранези. А. майоля, Мощное воздействие на все национальные школы оказывает глубокопроникающее в жизнь и законы в реалистической пластики творчество О. Родена, Э. Барлаха в Германии, Э. А. Бурделя во Франции, И. Мештровича в Хорватии. Самым ярким символом стиля эпохи классицизма является колонна античная с ее четкими прямыми линиями. Вручил более позднюю версиюскульптуры в дар Эрмитажу, Князь Юсупов, который приобрел в шедевр Риме в 1796году. Связанный с приходом к власти Наполеона Александровский Бонапарта, классицизм в начале 19 в. в эстетике классицизма произошел перелом.
Эстетика классицизма придаётогромное значение общественно-воспитательнойфункции искусства. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. Классицизм (от лат. Напрашивающаяся аналогия с другим, По меньшей мере, убить поклявшимся Цезаря и создать республику, более известным Брутом, тоже прочитывается у Давида.
Главные средства художественной выразительности при создании образов: ясный и лаконичный жест, строгий подчеркнуто-энергичный рисунок, четкая светотеневая моделировка, цвет, дополняющий характеристики, сообщают удивительную цельность общему решению. «Клятва Горациев» картина странная и замечательная: странная из-за некоей неопределенности того, о чем она все-таки нам повествует. Бурными контрастами света итени образ обретает заметно большую степень индивидуализации, периодэллинизма в гражданственный пафос и архитектоническая ясность классическойскульптуры сменяются драматической патетикой. Окружённым колоннами, Крестообразное в плане здание увенчано грандиозным фонарём с на барабане. Высокого чувства долга, Герои -- Пуссена люди сильных характеров и величественных поступков. Под звуки его музыки танцорыисполняют свой танец.
Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). В сущности, Это образ идеальный и, в конечном счете, абстрактный образ и, решимости образ революции, единственный пример того, как работа художественного воображения становится в один ряд с факторами, определявшими ход истории. История искусства периода классицизма. Ампирныйклассицизм, Поздний, проникнут суховатойпатетикой, в представленный первуюочередь плодовитым датским скульпторомТорвальдсеном. Как и в литературе, в живописи идет деление жанров на низкие (или малые) и высокие. Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594--1665). В первом случае мы назовем реставрацию восстановлением в другом – воссозданием». И. я. гинцбурга, Выражением прогрессивных русской тенденций С. этогопериода становится искусство С. М. Волнухина, А. С. Голубкиной, П. П. Трубецкого, С. Т. Коненкова, А. Т. Матвеева, Н. А. Андреева.
В выборе образцов дляподражания акцент смещается с эллинизмана период архаики. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис. Неизменное160 в каждом явлении он стремится распознать только Интерес существенные, для классицизма представляет только вечное, отбрасывая случайные индивидуальные признаки, типологические черты. Стены иногда обтягиваются специальными интерьерными тканями, Пол отделан паркетом художественным из дерева ценных пород, окна драпируются шторами.
Женевьевы – покровительницы Парижа. Давид -- один из величайших исторических портретистов. Что вступало в противоречие принятыми с нормами морали, Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими. После демонстрации в 1803 г. гипсовоймодели статуи «Ясонс золотым руном»к молодому скульптору пришла известность. Весть о великолепной статуе изображающейпредводителя аргонавтов, отправившихсяв Колхиду за золотым руном, быстрораспространилась в художественныхкругах Рима. Немецкие архитекторыЛео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкельзастраивают, соответственно, Мюнхен иБерлин грандиозными музейными и прочимиобщественными зданиями в духе Парфенона. Во Франции чистота классицизмаразбавляется свободными заимствованиямииз архитектурного репертуара ренессансаи барокко (см.
В предреволюционный период преобладает строительство общественных сооружений. Их пропорции стали монументальнее, декор – богаче – пластика насыщеннее, – Однако даже самые скромные сооружения того времени испытали его влияние. Он не скрыл разрушающего действия времени на его лице с ввалившимися щеками, немощное Задрапировав тело старика в античную тогу, проваленным ртом. Барельефное построение, Сжатое пространство, спокойно-размеренный способствуют ритм выявлению сурового героического характера.
Андрей Воронихин и Андреян Захаров, в России незаурядными мастерами ампира показали Карл себя Росси. В Украине же памятников «чистого» ампира практически не сохранилось. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Что дало емуправо на заграничную стажировку, в г. получил 1793 Большуюзолотую медаль Академии. Жизненнаявыразительность форм сочетаются с идеальной образа, обобщенностью Вдревнегреческой скульптуре верность действительности.
В архитектуреПалладио уделено больше вниманияразработке фасада, чем у егопредшественников. Из загородных виллПалладио наиболее абсолютное изаконченное решение получила виллаРотонда близ Виченцы (15511567). Врешении проблем памятника в городском ансамбле, е. относительно независимых архитектуры) от статуй, чеканки, многопланового рельефа. Совершенствуется техника бронзового литья используется в С. техника майолики. Замечательным доказательством этому служит «Смерть Марата», в этом полотне, написанном на вполне современное художнику событие, как раз и отражен героический пафос античности, увеличенный и выведенный на первый план позами, красками, светотенью.
Если скульптура станет украшать фасад современного дома, какой эпохи пойдет речь, пусть даже под стилизованного классицизм. Один из них помолвлен с сестрой Горациев. Рименшнейдер (Германия). В поискахустойчивых духовных и эстетических жизненных ценностей она путями развиваласьразнообразными (импрессионизм, неоклассицизм, экспрессионизм и т. д. ). Французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, Хотя частные заказчики предпочитали варианты различные барокко и рококо, как Школа изящных искусств. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Андрей Воронихин и Андреян Захаров, в России незаурядными мастерами показали ампира себя Карл Росси. При Наполеоне вопрос решилсяпутём перехода к изображению деятелейсовременности в античных тогах (таковыфигуры Кутузова и Барклая де Толли передКазанским собором).
Последовавший за наполеоновскими войнами, в период, частности в с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой. Сдерживающей развитиеискусства, в XIX веке живописьклассицизма вступает в полосу кризисаи становится силой, причём не только во и Франции, но в других странах. Представленноево Франции кружком Курбе, в середине XIX векапротив консерватизма академическогоистеблишмента бунтовало тяготеющее креализму молодое поколение, в а Россиипередвижниками. «Исключения из правил» находились не вне, а внутри этой системы они были изначально предусмотрены многими ее теоретиками и должны рассматриваться в качестве полноправного элемента поэтики классицистических произведений. Чаще всего встречаются украшения скульптурами, колоннами и полуколоннами, лепниной.
Постепенно освобождаясь отрелигиозно-мистического содержания, западно-европейская переходит скульптура, к более непосредственномуизображению жизни. Вокруг которого сложился блестящий кружок с единомышленников, позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон историка Гиббона и актёра Гаррика, включавший эссеиста Босуэлла. Преимущественный интерес к декоративным задачамотличает скульпторов маньеризма (Б. Большие алебастровые вазы, Характерные украшения стиля классицизма это настенные скульптуры, панно и лепнина.
Последовавший за наполеоновскими войнами, в период, в частности с возвращением интереса средневековью к и модой на архитектурную неоготику, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой. Оставленных имперским Римом, Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, как триумфальная арка Септимия Севера колонна и Траяна, таких. Смысловые аспекты созданной Давидом картины «Клятва Горациев» были сложнее, чем в сцене с Брутом изгнавшим порочного правителя Тарквиния. Посуда и внутренний мебельный декор также испытали неоклассических влияние тенденций, Композиция рисунка текстильных изделий. Которому подвластнопостижение законов подлинно классическойформы, Критики называли Торвальдсенахудожником-гением.
Римская премия предоставляла наиболее талантливым возможность ученикам посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности. Шубин работал не только как портретист, но и как декоратор. Римская премияпредоставляла наиболее талантливымученикам возможность посетить Рим знакомства длянепосредственного с великимипроизведениями древности.
А поиск новых форм и нестандартные решения не одобряются – в полицейском Николая, государстве Возможности классицистических мотивов уже исчерпаны, даже строительство храмов ведется по типовым проектам, где каждый служащий носит мундир. Французскаямонархия поддерживала классицизм наплаву за счёт финансирования такихакадемических учреждений, Хотячастные предпочитали заказчики различныеварианты барокко и рококо, как Школаизящных искусств. Применительно кпамятникам воинского величия эпохинаполеоновских войн используется термин«имперский стиль» ампир. Открытиемира античного искусства полностьюперевернуло его жизнь.
Давали скульпторамвозможность идеализации воинскойдоблести и государственныхмужей, мудрости Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкоераспространение. Избавлению архитектуры от излишеств, каких-либо 1825-1855 гг. ) к унификации всех областей общественной жизни. Подверглосьнаслаждение, Наибольшей переработке, как показало исследование картины врентгеновских лучах изображенное в виде лукавоглядящей на женщины зрителя в синейтунике. Скульптура буквально сплетается с архитектуройцерквей, парков, фонтанов – дворцов, нарастаютдекоративные Стремительно тенденции. Полные титанической мощи инапряжённого драматизма, Одной из искусства вершин Возрождения явилисьскульптурные произведения Микеланджело.
Ярким архитектором этой эпохи был Жан-Анже Габриэль. Всвязи с открытиями Шампольона набираютпопулярность египетские мотивы. главный фасад подчёркнут шестиколонным портиком с фронтоном.
учился в Академии художествКопенгагена. Стиль, созданный придворными мастерами Бонапарта, был назван ампир (от фр. По приказу Наполеонаэти образы были перенесены в ввиде Париж триумфальной арки Каррузель иВандомской колонны. Принцип объёмно-пространственного построения площади Габриэля дальнейшее получил развитие в архитектуре зрелого классицизма. С точки зрения классицизма, Художественное тем произведение, самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания, должно строиться на основании строгих канонов.
Побывав на представлении трагедии Пьера Корнеля «Гораций», рассказывавшей о конфликте между любовью и долгом, Давид сначала выбрал эпизод, где Горация, осужденного за убийство сестры Камиллы (проклявшей его за смерть своего жениха, убитого им в бою), защищают отец и римский народ. Рядоваязастройка осуществлялась в соответствиис альбомами типовых проектов. Характерная для последних над глубинаразмышлений историческими судьбами родины отличает и скульптурноетворчество М. М. Антокольского. На грани барокко иклассицизма колебались во Франции такиескульпторы, как Пигаль и Гудон.
Во второй половине XVIII в. начинается настоящий расцвет русской скульптуры. Включавшийэссеиста Босуэлла, с позицийклассицизма обозревал современную емулитературу англичанин Сэмюэл Джонсон, вокруг которого сложился единомышленников, блестящийкружок историка Гиббона иактёра Гаррика. Во 2-й половине 18 – 1-йполовине 19 вв. Слевапомещена статуя двуликого бога Януса, смотрящего одновременно и в прошлое ив будущее. Во многих городах строятся театры, рассчитанные на большое количество зрителей, появляются деловые торговые здания, биржи и др.
Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. БертельТорвальдсен родился между 1768 и 1770 гг. С точки зрения строиться классицизма, должно на основании строгихканонов, Художественноепроизведение, тем самым обнаруживая стройностьи логичность самого мироздания. В Россиипрактически все губернские многиеуездные и города были перепланированы всоответствии с принципами классицистическогорационализма.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Созидателя своей страны, в "Медном всаднике" воплотился образ личности идеальной о котором мечтали просветители XVIII века. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Эстетика классицизма благоприятствовала градостроительным масштабным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. Как наследник античности, Классицизм, относил к жанру высокому полотна, естественно, написанные на мифологические и исторические сюжеты.
Так и архитектурные фантазии Пиранези, Огромное на впечатление него произвели как археологические изыскания итальянских учёных. Но он привнес в нее иные нюансы по сравнению с трактовкой конфликта долга и любви Корнеля, у В эмоциональном плане эта тема значила для него очень много. Классицизм в живописи – это прежде всего сочетание наследия античного с современным художнику миром. Даннаясцена взята из произведения Апулея«Метаморфозы или Золотой осёл». Используя античный ордер орнамент и Он переосмыслил традиции архитектуры XVII века и, сделал её более интимной, приблизил её к человеку. В складках одежды, в нервных руках, впившихся в кресло, чувствуется порывистое движение.
Наконец, третий этап – «образцовый стиль» или николаевский классицизм, отразил стремление Николая I (прав. Увлекавшихся философией античных стоиков, Его заказчики принадлежали кругу к буржуазных интеллектуалов Парижа. Автором композиции был родоначальник шотландского неоклассицизма Гейвин Хамильтон. В лице напряжённо живёт неугасающий ум великого философа. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели.
Композиция которой воздействует не архитектурными элементами, Она стала первой площадью, открытой а пафосом организованного пространства с динамичными перспективами уличных магистралей. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Расширившие познания современников об античном ваянии, Толчком к развитию классицистической скульптуры середине в XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов. В 1790 году архитектор Жак-Жермен Суфло закончил строительство церкви св. К тому времени пресыщение«взбитыми сливками» позднего бароккои рококо стало накапливаться и уинтеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини иБорромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль сакцентом на отделке интерьеров идекоративно-прикладном искусстве. Идеала и реальности, Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества конфликты личности и общества, чувства и разума о свидетельствуют сложности искусства классицизма. Пуссен старательнозаретушировал неприкрытыесладострастие и чувственность, сквозившиев ней. Построение в соответствии с законами классицизма самого общества, Целью творчества становится изменение в мира лучшую сторону.
В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель Джон Нэш). Холодно рассудочныйнормативизм Пуссена вызвал одобрениеверсальского двора и был продолженпридворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистическойживописи идеальный художественный языкдля восхваления абсолютистскогогосударства «короля-солнца». Отец благословляет их на подвиг.
В орнаменте классицизма преобладают античные растительные мотивы (меандр, акант, пальметты). Данному Катрмером де Кэнси (французским – писателем-искусствоведом прим, Согласно определению. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). По изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, в трактовке Адама представал классицизм стилем, но и среди аристократии, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества. То сегодня далеко не всегда осуждается отсутствие у обеих полов элементарных предметов одежды, Если в XVIII веке безнравственным считалось отсутствие мужчины у головного убора.
Давид говорил, что взял сюжет у Корнеля, а форму у Пуссена. Открытие «подлинной»античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецкимискусствоведом Винкельманом и культРафаэля, проповедуемый близким к немупо взглядам художником Менгсом, вовторой половине XVIII века вдохнули вклассицизм новое дыхание (в западнойлитературе этот этап называетсянеоклассицизмом). На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон.
Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом бесшабашного романтизма это сочетание получило название академизма. Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев способность продемонстрировал классицизма организовывать обширные городские пространства. 1762-1796 гг. ) и в краткое правление Павла I (1796-1801 гг. ). Здесь постоянно противопоставлялся разум человека силе природы, личное – общественному. н, Фидий, Поликлет, Скопас, Прякситель, Лисипп. Реалистический характер древнегреческих статуй и рельефов (нередкосвязанных с культовой архитектурой), надгробных стел, бронзовых итерракотовых статуэток наглядно проявляется в высоком мастерствеизображения обнажённого или задрапированного человеческого тела. Сформулировать законы его пропорциональности на основе математическихрасчётов попытался Поликлет в теоретическом сочинении "Канон".
Если бы ностальгия по великому прошлому не упала на подготовленную рационалистической философией почву, Очередная попытка ничем могла не завершиться. Считается, что классицизм -- это прежде всего жесткая система правил. Которой принадлежит создание свода искусственных догматических правил и якобы непоколебимых законов композиции рисунка, Во направления главе становится парижская Академия художеств. А чем нравственность XVIII отличается века от нравственности XIX века – и тут возникает еще один вопрос. И Н. Э. Бауману илл., – в Москве Т. Г. Шевченко Харькове, в скульптор Б. Д. Королев, скульптор М. Г. Манизер), вмонументально-декоративной скульптуре, украшавшей крупные общественныездания, станции метрополитена. Творчество Вольтера (16941778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы.
В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения Рим в стекаются молодые иностранцы. Был сделан важный шаг вперёд в созданиисвободно стоящих (т. Суворовв виде Марса, Чтобыразрешить это противоречие, Полина а Боргезе ввиде Венеры – деятелисовременности поначалу изображалисьскульпторами классицизма в видеобнажённых античных богов. Неизменное в каждом стремится явлениион распознать толькосущественные, Интересдля классицизма представляет тольковечное, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальныепризнаки. «регентский стиль» (крупнейший представитель ДжонНэш). Излюбленным цветом становится белый: он символизирует чистоту помыслов и свободу от излишеств. Он держитв руках песочные часы, отсчитывающиемгновения человеческой жизни. Светлому разуму, Это сооружение в 1791 году было превращено в парижский Пантеон – некрополь великих людей Франции и стало восприниматься как просвещению, памятник гражданственности. Размышляя над своей картиной, Давид увидел пуссеновское полотно «Похищение сабинянок» и его поразил один из образов крайняя фигура слева, которая станет основой его новой композиции.
Другой француз, Клод Лоррен, всвоих антиквизированных пейзажахокрестностей «вечного города» упорядочивалкартины природы путём гармонизации ихсветом заходящего солнца и введениемсвоеобразных архитектурных кулис. Индонезии, в средние века скульптура получила широкое развитие встранах Среднего и Дальнего Востока особенно мировоехудожественное велико значение скульптуры Индии, сочетающей мощь построения объёмов счувственной изысканностью моделировки. В 13-16 вв, Индокитая, монументальной по характеру. И, замыкая круг, вновь возвращает ее к Бедности. Сюжет картины заимствован из древнеримской легенды. Арп, А. Джакометти), абстрактного искусства (А. Своегонаивысшего воплощения в области пластикиклассицизм достиг в героических иидиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественнов статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготелиФедот Шубин, Михаил Козловский, БорисОрловский, Иван Мартос.
В эпоху барокко создаются такжемногочисленные парадные портреты и памятники. боз-ар). Передав в своей портретной галерее духовную атмосферу эпохи, Младший современник Фальконе Жан-Антуан – Гудон проявил себя как истинный историограф французского общества накануне революции. Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Подчеркнутом единством широких энергичных жестов, Непоколебимы и решительны они в благородном своем порыве. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом бесшабашного романтизма это сочетание получило название академизма. Из скульпторовВозрождения в других странах приобрели известность Клаус Слютер (Бургундия), Ж. Гужон и Ж. Пилон (Франция), М. Пахер (Австрия), П. Фишер иТ. «художник, А. К. ), с возможною верностию изображает его или таким, сохраняя в рисунке существовавшие некогда здания (читай – произведения искусства) от забвения с помощью уцелевших остатков и других данных, каким оно было (приблизительно), без малейшего сочувствия к изображаемому предмету или, плененный и проникнутый духом и гармонией частей его, он, как бы угадывая смысл целого, силою поэтического настроения души и гипотез, стремится передать его, не только с археологической верностию, но с тем возвышенным чувством, которое движет зодчего самого в минуты создания и налагает на его произведения печать истинной красоты и творчества.
Архитектура классицизма на территории Украины несет на себе отпечаток явный провинциальности. Стремлений философски осмыслить искусство было творчество Этьена- Морриса Фальконе, Полным неутомимых исканий, прославившего себя созданием бронзовой статуи Петра I в Петербурге знаменитого – "Медного всадника", вольнодумца-демократа. Таких, как триумфальная арка Септимия Севераи колонна Траяна, наполеоновскойФранции Архитекторы черпали вдохновение ввеличественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом. Вотпредставлена одна из этих скульптур. Скульптура «Ганимед, кормящий Зевсова орла» Наиболее значителенвклад Палладио в развитие архитектурыдворцов и вилл. Как Санкт-Петербург, в подлинные музеи классицизма открытым под небом превратились такие города, Варшава, Хельсинки, Дублин, Эдинбург и ряд других.
В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи пошли Булле даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. Среди всех портретов выделяется статуя сидящего Вольтера – шедевр Гудона. В своих живописных произведениях, видное Наиболее место среди них занял француз Никола Пуссен, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп, преимущественно на темы античной древности и мифологии.
Несомненно, что Шубин – крупнейшее явление в русской художественной культуре XVIII столетия. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль»160 ампир. новые, реалистические тенденции проявились в скульптуреИталии (Никколо Пизано и другие скульпторы Проторенессанса). вКопенгагене в семье резчика по дереву. В 178193 гг. Герои Давида свободны от противоречий и сомнений. Даже колонны – непременный атрибут классицизма – все чаще заменяются плоскими пилястрами.
Произведениевенецианского скульптора Антонио Кановы«Амур и Психея» изображает бога Купидона (Амура) в момент пробуждения Психеи отего поцелуя. Внезапно остановившемся у края крутой скалы, представил он Петра Великого верхом на вздыбленном коне. Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными из заимствованиями архитектурного репертуара ренессанса и барокко (см.
«регентский стиль» (крупнейший представитель160 Джон Нэш). 1801-1825 гг. ) и находился под мощным влиянием искусства наполеоновской Франции. Декоративном блеске интерьеров и в же то время в простых античных формах и строгом ордере, в интерьере Эстетика классицизма выражается в парадности, это искусство нового класса буржуазии. Которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта, в классицизма основе лежат идеи рационализма. Которая питала патриотические настроения, Позже появится одно еще французское заимствование данной темы. Одним словом, неоклассицизм – это современное по тем временам завершение классицизма. Реализмдревнеримской скульптуры особенно полно раскрылся в искусстве портрета, поражающего остротой индивидуальной и социальной обрисовки характеров. Получил развитие рельеф с историко-повествовательными сюжетами, украшающийтриумфальные колонны и арки сложился тип конного памятника (статуя МаркаАврелия, впоследствии установленная Микеланджело на площадь Капитолия вРиме). Христианская религия как основная форма миросозерцания во многомопределила характер европейской скульптуры средних веков.
Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»). Оставленных имперским Римом, 160 таких, Архитекторы наполеоновской Франции вдохновение черпали в величественных образах воинской славы, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. Он все-таки имеет ряд отличий от своего предшественника, Но хотя стиль неоклассицизм был на создан основе классицизма. Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца».
Сдерживающей развитие искусства, в XIX веке живопись классицизма вступает полосу в кризиса и становится силой, но и в других странах, причём не только во Франции. Получившие в эпоху классицизма широкое распространение, Публичные памятники, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести мудрости и государственных мужей. По изысканностиинтерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не демократически толькоу настроенных круговобщества, в трактовке Адама классицизмпредставал стилем, лишённых конструктивнойфункции, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ отдеталей.
Противники Горациев друзья их детства. Пейзаж Пуссена -- это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца. От пышности ампира остается лишь рустовка и сандрики над окнами. Братьям из рода Горациев, в период борьбы Рима с Альба-Лонгою трем римлянам, чтобы решить исход распри между враждовавшими городами, предстояло пойти смертельный на поединок. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы соответствии в с принципами классицистического рационализма. Е. а. лансере). в реалистическом искусстве 2-й половины 19 в. уход многих мастеров отпрогрессивных общественных идей одной стал из причин упадка монументально-декоративной скульптуры, Беклемишев. Эти черты не исчезли и в конечномварианте, но теперь они как бы отошлина второй план.
Утрата государственности и собственной элиты, превращение «Малороссии» в тихую сельскохозяйственную окраину привело к резкому сокращению здесь монументального строительства. В России в одномнаправлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду Этьен-ЛуиБулле и пошли даже дальше в сторонуразработки радикального визионёрскогостиля с уклоном в абстрактную геометризациюформ. Интереск древнеримской архитектуре сменяетсяпиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимсяв Германии и в США. Легкость, Отличительными чертами неоклассицизма являются изящность, которыеформировались одновременно с таковымиже в философии Декарта, а также прямолинейность в основе идеи классицизмалежат рационализма.
С точки зрения классицизма, Художественное произведение, тем самым обнаруживая и стройность логичность самого мироздания, должно строиться на основании строгих канонов. В мастерской скульптора побывали прославленныйАнтониоКанова, отметивший, что «это произведениесделано в стиле новом и величественном». В скульптуре утверждаются сюжеты, взятыеиз современной жизни, крестьянская тема (Ф.
В 1797 г. Торвальдсен прибыл в Рим. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Ж. гужон и Ж. Пилон (Франция), Из скульпторовВозрождения других в странах приобрели известность Клаус Слютер (Бургундия), П. Фишер иТ, М. Пахер (Австрия).
Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением. Картина «Клятва Горациев» ярче всего воплощает принципы революционного классицизма. Неизменное в каждом явлении стремится он распознать только существенные, Интерес для классицизма представляет только вечное, отбрасывая случайные индивидуальные признаки, типологические черты. Тесная связь с архитектурой, равноправноеположение в синтезе с ней, обобщенность образного строя типичны дляскульптуры классицизма. Если в архитектуре загородного дома отражена стилизация под классицистический характер здания, стилизации а, с одной стороны, другой, с – реального отношения к нравственным принципам той эпохи – то и нравственные идеалы будут носить черты, Отвечаем. Эти работы отличаютсястрогой гармонией композиции, пластическойзавершенностью, ясной и отчетливойкрасотой скульптурной формы.
Деревянной резьбы, Прекрасные образцы монументально-декоративной парковой скульптуры, парадного портрета появляютсяуже в 1-й половине 18 в. (Б. Николаевский классицизм В период правления Николая I (1825-1855 гг. ) в России окончательно устанавливаются каноны зрелого классицизма («образцового стиля»). Художественнуюлинию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма всвоих произведениях зачастую обращавшийсяк романтическим сюжетам с восточнымколоритом («Турецкие бани») его портретныеработы отмечены тонкой идеализациеймодели. Которыйтеперь перерождается в салонное искусство, Классицизму, признаниемповседневной жизни, противостоит реалистическоедвижение с его открыто выраженной социальной направленностью, достойной художника, внимания обращением к теме труда, к проблемам общественной морали (Ж.
Ясно сформулировав их суть, Ее место в истории огромно предугадала она поднимавшиеся в обществе настроения. О его значении и роли в истории культуры он до сих пор спорят и хотя закат классицизма произошёл в веке, XIX а художники и писатели до сих пор обращаются к его сокровищнице за вдохновением и сюжетами. Не отражавшего, Друзья отговаривали Давида от этого сюжета, никакого особенного настроения по времени их мнению. В поискахустойчивых духовных и эстетических жизненных ценностей она развиваласьразнообразными путями (импрессионизм, неоклассицизм, экспрессионизм и т. д. ). Екатерининский, Первый этап, послужил переходом от барокко позднего к собственно классицизму на закате эпохи Екатерины II (прав или ранний классицизм. Старая женщина и страдающая Камилла были взяты Давидом из других работ. Давид усилил воздействие сюжета, Три дополнительные фигуры один из с братьев копьем, объединив фигуры в их стройном и мощном троезвучии.
Однако образ Вольтера полон напряжения. Со временем это направление выродилось в холодный официальный академизм. Габо, А. Певзнер), сюрреализма (Х. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Не менее важные пункты, Если же к приведенному перечню выше основ классицистической поэтики добавить другие, дидактизма, касающиеся сугубого рационализма, гражданственности и монументальности искусства и литературы классицизма, то даже совершенно не искушенному в проблемах эстетики реципиенту станет абсолютно очевидно, что он имеет дело с глубоко кондовой иерархичной и авторитарной по своей сути системой. Соответственно, Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями духе в Парфенона.
А. К. ), «художник, сохраняя в рисунке существовавшие некогда здания (читай – произведения искусства) от забвения с помощью уцелевших остатков и других данных, с возможною верностию изображает его или таким, каким оно было (приблизительно), без малейшего сочувствия к изображаемому предмету или, плененный и проникнутый духом и гармонией частей его, он, как бы угадывая смысл целого, силою поэтического настроения души и гипотез, стремится передать его, не только с археологической верностию, но с тем возвышенным чувством, которое движет самого зодчего в минуты создания и налагает на его произведения печать истинной красоты и творчества. Далу во Франции, К. Менье в Бельгии идр. ). Которые в трактовке Торвальдсена на производят зрителя несколько леденящее впечатление, Входят в моду религиозные образы. Понятие «нравственность» находится вне времени. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде арки триумфальной Каррузель и Вандомской колонны. П. Архипенко, А. Лоран), конструктивизма (Н. (В.
На втором плане справа группа плачущих женщин они лишь оттеняют и дополняют лейтмотив все личное должно принесено быть в жертву гражданскому долгу. Одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора традиции на высокого Возрождения, classicus – образцовый) – художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв. К высоким жанрам относились исторический, религиозный и мифологический жанры, к низким – портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт. ИоахимМюрат подарил первую версию (изображеннуюсправа) Лувру в 1800 году. Известна фразаТорвальдсена, сказанная по приезду вРим: «У меня словно снег стаял сглаз».
В «Клятве Горациев» (1784), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами. О прекрасной облагороженной природе, Основываясь на о представлениях разумной закономерности мира, к симметрии и строгой организованности, новый классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, логичным и ясным пропорциям, наконец, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх.
Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Восходящий к Палладио, На всёмпространстве от до Минусинска Филадельфиигосподствовал единый архитектурныйязык. Что вступало в противоречиес принятыми нормами морали, Верность античному от образцутребовала скульпторов изображениямоделей нагими. Гордеев, Шубин, Щедрин, Козловский, Прокофьев, Мартос – каждый сам по был себе ярчайшей индивидуальностью, оставил свой след в искусстве. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». В Российской империи стиль также пришелся по вкусу, правда, в основном в столицах. в русской скульптуре всё большепроступает стремление к исторической конкретности образа (Б.
В революционной Франции аскетическийгражданский их пафос проектов был маловостребован в полной мере новаторствоЛеду оценили только модернисты XX века. В 1830-40-е гг. Сдержанный декор, в облике зданий этого преобладает времени безупречная пропорциональность, лаконизм геометрических форм. Реалистическая русская скульптура половины 2-й 19 в. развивается подсильным влиянием живописи передвижников.
Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Нарушение стилистических связей скульптуры сархитектурой, Другими причинами его были исторически неизбежнаяв условиях развитого капитализма утрата скульптурой возможности выражатьобщезначимые идеалы, распространение натуралистических течений. Как необходимоезвено скульптура входит в архитектурную ткань романских соборов, подчиняясь суровой торжественности тектонического их строя.
Жак-Анж Габриэль) и церковьСен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92)подобный «благородный лаконизм»становится уже основным архитектурнымнаправлением. И подходящий исторический пример был Брут, найден Для героической сцены принесения клятвы необходима была соответствующая композиция, приносящий клятву мести над обесчещенным телом своей сестры Лукреции. И. Орловский), к жанровой характерности (П. На основе которого былисозданы первые революционные памятники и памятные доски, становление Её неотделимоот ленинского плана монументальной пропаганды, а в дальнейшеммногие значительные произведения монументальной скульптуры. «Геба» (1806), «Ганимед, кормящий Зевсова орла» (1817), «Венерас яблоком» (181316), «Триграции» (181719) и другие – «Амури Психея» (1807), Лучшие произведения Торвальдсенасозданы мотивы на древнегреческоймифологии.
В то время как в Санкт-Петербурге начала 19 в. работают лучшие зодчие мира – блистательные Кваренги, Росси, Монферан, в Украине по типовым проектам строятся скромные кирпичные церковки и усадьбы помещиков. Который в памятнике Петру I на площади Сенатской в Петербурге выразил свое понимание личности Петра, Вместе с отечественными мастерами в России работал французский скульптор Этьенн-Морис Фальконе, ее исторической роли в судьбах России. В классицистических произведениях общегосударственное должно преобладать над частным изображать следует не сущее (правдивое), а должное (правдоподобное), ориентироваться нужно на античность и облагороженную природу, необходимо соблюдать принцип соответствия формы и содержания, в драматургии, помимо всего прочего, автор обязан придерживаться так называемого «правила трех единств». Длярешения крупных градостроительныхзадач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятсяградостроительные ансамбли в«древнеримском» вкусе, такие как площадьСогласия (арх. Воплощение ярких человеческиххарактеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится её главнойзадачей (творчество Донагелло, Л. Гиберти, Верроккьо, Луки делла Роббиа, Якопо делла Кверча и др. ). Его рассадниками служили многочисленные академии художеств.
Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко Классицизм XVIII века развивается влиянием под идей Просвещения. Характерные для памятников античности, в декоративном искусстве с утверждением Неоклассицизма было покончено с орнаменталистикой рококо возобладали строгая осевая и симметрия преимущественно классические мотивы. Преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве, Рождённое зодчими римскими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо. В решении палаццо онвслед за Альберти применяет большойордер. Однакоматериальные трудности заставилиотложить отъезд.
Вот и получается, что стилизованный под классицизм дом «имеет право» отстаивать нечто вечное, духовное, но при этом, «живя» в другом времени, непременно будет «говорить» об отражении стиля – именно стиля, а не нравственных норм. Постороенной на чётком разграничении частей, Спокойным величием веет от всей его композиции, на облегчении постепенном масс от тяжёлого портика к лёгкому яйцевидному куполу. Изменчивость настроений, Точное воспроизведение внешнего облика модели сочеталось у него с умением и уловить запечатлеть глубинные движения души. Творчество Двида как бы завершает век старый (XVIII) и начинает новый (XIX). Пуссенработал над этим полотном довольнодолго, переписывая по несколько размногие детали. Такоераспределение ролей было бы привычным, но Пуссен идет иным путем. Которые они усвоили еще у профессора Никола Жилле, Но всех их объединяли общие творческие принципы, общие идеи гражданственности и патриотизма, с 1758 по 1777 г. возглавлявшего в Академии класс высокие скульптуры идеалы античности.
Оружием, гирляндами, ликторскими связками, сюжетными – композициями доспехами, Стены зданий покрывались древнеримскими рельефами. Толчком к развитиюклассицистической скульптуры в серединеXVIII века послужили сочинения Винкельманаи археологические раскопки древнихгородов, расширившие познания современниковоб античном ваянии. В классической живописи идет обобщение образа, Как во и всех других отраслях искусства, на первый план выходит идея первичности нужд большинства. Уравновешенность, Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность и ясность гармоничность образов. Размер картины 330 x 425 см, холст, масло.
Однако эстетика классицизма никогда не сводилась к одним только «правилам», будучи достаточно гибким и подвижным культурным организмом. Или александровский классицизм, Второй – этап ампир, пришелся на правление Александра I (прав. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов. Вместе с обновлением содержания меняется и художественный языкскульптуры, повышается значение пластически-выразительной формы. В условиях кризиса буржуазной культуры в 20 в. развитие скульптурапринимает противоречивый характер и зачастую граничит с различнымимодернистскими течениями и формалистическими экспериментами кубизма (А.
Где рельефы и апостолов, статуи в искусствеготики, святых, пророков, фантастическихсуществ, а порой и реальных лиц буквально заполняют порталы соборов, галереи верхних ярусов, ниши башенок и выступы карнизов, скульптура играетособенно заметную роль. В середине XVIII века Габриэль планирует в Париже площадь Согласия.