Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. в Нидерландах). В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. Чем монументальной, Станковой в скульптуре большей мере, тонкий психологизм, присущи интерес к внутреннему миру человека, повествовательность. С. Ефимов, В. А. Ватагин), заметно обновляется скульптура малых форм (В.
Эта линия придаёт изящный изгиб бёдрам, груди, коленям. Они обращены к окружающим и друг к Лица другу, оживляются мыслью или переживаниями, полны душевного единения, как бы беседуют между собой. Внутри он состоит из трех или пяти нефов (неф – часть внутреннего пространства собора, образованного рядами колонн). На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские.
Мощное воздействие на все национальные школы оказывает тесно связанная с изучением натуры и отражающая противоречивый характер своей эпохи пластика О. Родена, создавшего яркие по силе эмоционального воздействия и значительные по идейному замыслу произведения. Д. Шадр и др. ), воина (Л. После возникновения в V–VIIIвв.
Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр). Скульптура древневосточных государств имевшая ритуальное и магическое значение, служила увековечению строгой общественной иерархии, власти богов и царей, которая утверждалась в грандиозных по масштабу и лаконично-строгих по стилю произведениях В скульптуре Древнего Египта, отличавшейся своеобразной системой условного изображения человеческой фигуры – каноном, сфинксы, величественные статуи фараонов, портреты вельмож, суммированные по объёму, сохраняли представление об исходном блоке материала. Это Мария и Елизавета. Все прочие искусства повиновались зодчеству и подчинялись его требованиям». Если портал был посвящен Христу изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) праведники, вступающие в рай справа демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже разверзающиеся гробы и воскресение мертвых. Стали возводиться каменные христианские храмы.
Фигуры полны бесконечного многообразия и полноты жизни. В 1830-40-е гг. Высота, На входившего в церковь производили впечатление огромное ее простор, торжественная величавость. Капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, бука и ясеня дуба, – Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы. Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам здания). Сострадание, Он передает радость и тревогу, взволнованность, страстную гнев, томительное раздумье.
В развивавшейся сходными путями скульптуре других древневосточных деспотий (Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия) своеобразными чертами были яркость раскраски (Шумер), введение в рельеф многочисленных деталей, в т. ч. элементов пейзажа (Ассирия). В 40-80-х гг. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. человека в традиционной для христианской древности молитвенной позе). Б. Пигаль, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудон во Франции).
Вторым великим стилем средневековья была готика. Что почти не остается стен, Огромные окна цветных из стекол витражи занимают столько места. И. я. гинцбург, Различные направления русской скульптуры этого выражают периода С. М. Волнухин, А. С. Голубкина, П. П. Трубецкой, Конёнков С. Т., А. Т. Матвеев, Н. А. Андреев. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 на первый план выступила тема Родины, советского патриотизма, воплотившаяся в портретах героев (Мухина, Лебедева, Н. В. Томский), в напряжённо-драматичных жанровых фигурах и группах (В.
Самое замечательное в этом рельефе – богатство человеческих чувств. Пластически обобщённой, На смену целостной, свободной постановке фигуры в пространстве скульптура но классики, несколько скованной скульптуре периода архаики пришла основанная на точном знании анатомии, выдвинувшая таких крупных мастеров, как Мирон, Фидий, Поликлет, Скопас, Пракситель, Лисипп. Турецкое мусульманское зодчество испытало на себе мощное влияние византийской архитектуры (чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить храм Святой Софии в Стамбуле и находящуюся рядом с ним Голубую мечеть). Они отличались по ритму от стройных устремленных ввысь столбов и утверждали свою пластическую особую выразительность, Полные движения. В ХVIII веке неизмеримо разностороннее стала деятельность скульпторов, свободнее выражавших новые, светские идеалы общества. В современную урбанистическую среду вписываются созданные из материалов новейших декоративные формы (И.
1250), Распятия над алтарями. готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т. н. На ней изображен сюжет «Бегство в Египет». Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове.
Вместе с тем существовала богатая устная литература народных сказаний – эпос. В. Кузнецов, Н. Я. Данько и др. ). Хрупкая и обаятельная Ута на ее лице словно застыла какая-то светлая мечта очень естествен Полная жест, противоположность ему нежная, которым она прижалась щекой к воротнику плаща. И. Орловский) и жанровой характерности (П.
Мастер часослова маршала Бусико, к 1400 в книжной миниатюре формируется картинная с композиция пейзажем и элементами перспективы (братья Лимбург, ок. В. Вучетич, Ю. Микенас, Г. Йокубонис, Л. В. Буковский и др. ). 26 Вся культура раннего Средневековья получила церковную окраску. Стенами были обнесены и тогдашние города.
Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение и поставлена на отдельный постамент, в то же время они внутренне объединены. В мир возвышенных образов готической скульптуры часто включаются бытовые мотивы: гротескные фигуры монахов, жанровые фигуры мясников, аптекарей, сборщиков винограда, торговцев. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм.
И эти сцены давали готическому художнику выйти возможность за пределы религиозной символики, Труд основа реальной жизни людей. Признанием повседневной жизни, ) с его открыто выраженной социальной направленностью, обращением к труда, теме достойной внимания художника, к проблемам общественной морали (Ж. В 1801 году Козловский исполнил свою знаменитую статую «Самсон разрывающий пасть льва». Её жанры – канон, органум и мотет. В западноевропейской скульптуре реакция против фашизма и войны вызвала активизацию наиболее прогрессивных сил, способствовала созданию произведений, проникнутых высоким гуманистическим пафосом (скульпторы М. Мадзакурати, Дж.
Капитолия в Риме). Средоточием скульптурных композиций стали порталы, где большие по размеру статуи апостолов, пророков, святых следовали вереницами, как бы встречая посетителей. (скульпторы А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров, Б. Д. Королёв, М. Г. Манизер и др. ), в монументально-декоративной скульптуре, украшавшей крупные общественные здания, станции метрополитена, всесоюзные и международные выставки (Рабочий и колхозница В. И. Мухиной и др. ), ярко проявилось социалистическое миропонимание, реализовались принципы народности и партийности искусства.
Белого иногда розового, серого – зеленоватого, Сооружения в готики Италии нередко отделывали многоцветными мраморными блоками чередующихся цветов. Он творчески воспринял это наследие, оставаясь самобытным художником. То в готическом соборе свод опирается на арки, Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, а те в свою – очередь на столбы. Крупнейшие представители скульптуры барокко – Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Люже во Франции, где в тесной связи с барокко развивается классицизм (черты обоих стилей переплелись в творчестве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др. ). Воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность, в среде народной особенно любим образ Мадонны с младенцем на руках.
Здесь мы видим один из наиболее сильных приемов средневекового искусства – дополнение реалистичных сцен символическими и знаковыми отражениями изображенного» (здесь и далее в кавычках мы приводим слова Е. В. Неволиной). Чтобы создать достаточную площадку для изображения сидящей на нем Богоматери с младенцем на руках, слегка Лишь удлинен его круп с тем. На лицах, в позах, в движениях людей читается страх или надежда, отчаяние или радость. То есть оно уже изначально несло в себе иконоборческую программу, Ранневизантийское искусство было по большей части символическим – изображения не людей использовались. Во многом готический собор сохранял традиции романского. В русской скульптуре всё больше стремление преступает к исторической конкретности образа (Б.
С которых на молящихся смотрели суровые святых лица и самого бога, Стены храмов были расписаны картинами. Выдвинувшей ряд крупных мастеров Те (К, же тенденции присущи и скульптуре других социалистических стран. Некоторые из них уже попали в когтистые лапы чертей. Канова в Италии, Б. Торвальдсен в Дании) большое значение приобрёл портрет (Ж. С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Композиции на фасадах соборов в своей совокупности картину давали мироздания согласно религиозным представлениям. drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. В эпоху барокко создаются также многочисленные парадные портреты и памятники.
В XVIII-XIX веках распространение получили постройки базиликального типа с тремя нефами, увенчанные невысоким куполом. В конце 13-14 вв. Выдающимся событием в общественной и культурной жизни России стало открытие в 1782 году памятника Петру I, так называемый «Медный всадник». Равноправное положение в синтезе с ней, Тесная связь с обобщённость архитектурой, образного строя типичны для скульптуры русского классицизма. Что позволило проделать в них множество окон, Стены перестали служить опорой свода, галерей, арок, появились – окна-витражи изображения, составленные из скрепленных между собой цветных стекол. Особенности декоративной пластики ярче всего проявились в украшениях Петергофского дворца.
В облике проступают черты, портретные Фигуры умерших в XIII в. стереотипны в своей идеализированной элегантной моложавости в XIV в. они становятся более индивидуализированными. Если их ставили на выступающие из консоли, столбов в интерьере же скульптурные фигуры, были обозримы с нескольких сторон. В Древней Руси высокого уровня достигло искусство рельефа (киевские шиферные рельефы, каменное резное убранство храмов Владимиро-суздальской школы). Наряду с этими статуями вотивными значительную роль приобрели мемориальная пластика и ювелирная церковная утварь. Строительство христианских храмов в поствизантийский период продолжалось на оккупированных турками территориях, однако крестово-купольная архитектура в этот период перестала быть преобладающей.
Ж. гужон и Ж. Пилон (Франция), Из скульпторов Возрождения в других странах выделяются Клаус Слютер А. Крафт, (Бургундия), М. Лахер (Австрия), Ф. Штос и Т. Рименшнейдер (Германия). Своей суровостью и мощью романские храмы напоминают крепости. С восторгом перед человека, красотой Изображения иногда исполнены с подлинным совершенством. Крылья трансепта равны по длине, что соответствует равенству длины обеих рук человека. Упадок монументально-декоративной и монументальной скульптуры распространились различные натуралистические течения, в искусстве второй половины XIX в. наступил распад архитектуры синтеза и искусства. Распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами из поэмы о Даме из Вержи, 15 в. Для скульптур романтического стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела.
Оставаясь необыкновенно цельным и единым, Творчество Шубина – портретиста преимущественно – развивалось. В центре композиции – неподвижная и грозная фигура Христа, пришедшего, чтобы судить всех по их делам. Дуниковский в Польше, Ф. Кремер в ГДР, А. Августинчич в Югославии, Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии и др. ). Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. п. ) служат для лепки.
На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Крепостным характером – имела массивные стены, Архитектура романского отличалась стиля оборонительным, высокие башни, узкие окна. Основным типом готической пластики была статуя, Хотя готика рельеф знала и постоянно к нему обращалась.
Датируемая серединой XII века, Интересна капитель из нефа главного церкви Сент-Андош в Солье. И действительно, многие статуи и живописные изображения поражают своей выразительностью. Все элементы постройки сохранились, но изменились. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов.
Чтобы сильнее передать такие религиозные чувства, Средневековые мастера часто придавали фигурам неестественные и позы жесты для того, как вера в бога или раскаяние в грехах. Преимущественный интерес к декоративным задачам отличает скульпторов маньеризма (Б. Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. Именно тогда церковь приближалась к вершине своего могущества. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон. Стены стали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон и арок. 1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210).
В его убранстве есть и башни и нефы, ведущие к алтарю. Изумительное по красоте орнаментальных Возникает мотивов, декоративное богатство, однако, которые, лишены всякой внутренней связи, служат только украшением и беспощадно разрушают всякую форму своим чередованием на порталах, окнах и дверях. Доброго и вместе с тем мужественного человека, в дается статуе образ Христа, покровительствующего людям и страдающего за них. Равно как и распределении в изображений, в отношении выбора сюжетов, установленным церковью, гигантские скульптурные комплексы готики были подчинены правилам. К воспроизведению облика своего современника характерная черта готического искусства, к Стремление самоанализу. миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы.
Ясностью объемов, Постройки этого отличались периода суровой простотой, тяжеловесностью, внушительностью, монолитностью, замкнутостью, отсутствием украшений. Первым русским скульптором, выступившим после Б. Растрелли, был М. Павлов. Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). Сквозь цветные стекла вливался пылающий красный или насыщенно синий свет и все делал окружающее таинственным и неземным.
В Петровскую эпоху возникают и первые монументальные памятники. Центральный портал западного фасада, как правило, посвящался Христу иногда Мадонне правый портал обычно Мадонне, левый святому, особенно чтимому в данной епархии. Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. Ставшие округлыми, Статуи, часто помещались нишах в на отдельных постаментах, отделяются от стены и это уже не застывшие фигуры-столбы, не образы-символы, деформированные в архитектурном пространстве.
Позы естественные, одухотворенные. Утверждение значительности человеческой соединённой личности, с идеальной обобщённостью образа – пластической красоты человеческого тела, в их творчестве с наибольшей полнотой раскрылась гуманистическая сущность греческой скульптуры. Великий русский писатель Н. В. Гоголь писал так восторженно отзывался о готике:«Готическая архитектураесть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человекаВ ней все соединено вместе: этот стихийно и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные и узкие с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений эта легкая паутина резьбы, опутывающая своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо, величие и вместе с тем красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура» В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными.
Русская знать считала за честь портретироваться у Шубина. Всюду повторяются очертания полукруглой арки – на сводах, оконных проемах, входах в храм. В палеолитических стоянках (Монтеспан во Франции, Виллендорф в Австрии, Мальта и Буреть в СССР) обнаружены изображения животных и женщин – прародительниц рода, отличающиеся остротой жизненных наблюдений при обобщённости и грубоватости форм. Художник лишь делает акцент Ее на голове, Богоматерь изображена условно, увеличив ее масштабы по сравнению с другими частями тела и украсив ее большим нимбом. государств германских племен произошло их обращение в христианство.
Таков собор в Шпейере (1030–1092/1106), один из самых больших в Западной Европе. Размещается прежде всего в общественных – местах на улицах и площадях города, Монументальная и монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно- пространственное или природное окружение и адресуется к массам зрителей, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений, в парках. Художник заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать, апостолов в «Тайной вечере» волноваться, грешников мучиться. Украшающий триумфальные колонны и арки сложился тип конного памятника (статуя Марка Аврелия, развитие Получил рельеф с историко-повествовательными сюжетами, впоследствии установленная Микеланджело на пл.
Ей часто посвящаются порталы. складывается академическая школа русской скульптуры, которую представляет плеяда выдающихся мастеров. Что в готической стали архитектуре использовать новую конструкцию сводов, Это граничит с тем.
Важный раздел в готической скульптуре Франции со времен Людовика IX составили надгробия, но подлинный расцвет мемориальная пластика пережила в XIV в. Заботясь об укреплении королевского престижа, Людовик IX повелел обновить и поставить заново в Сен-Дени не менее шестнадцати надгробий французских монархов. На развитие скульптуры этого времени оказывают влияние современные ей художественные течения (импрессионизм, символизм), она широко опирается на традиции прошлого (греческую архаику, классику, Возрождение). Во Франции в начале 13 в. в т. н. Конец 12 в. ), Крест Параклета, украшенные эмалью и чеканкой по драгоценным металлам (Клостернойбургский алтарь маасского Ник, мастера алтарные образы.
Пастырской убеждённостью и требовательностью, наставнической От всего его облика веет твёрдостью духа. Она как бы очеловечивает архитектуру, усиливает её духовную насыщенность. Отличительной чертой готической является скульптуры тонкое отражение человеческой индивидуальности. Пассионы – повествование о Страстях Господних исполнялись на Пасху.
Задрапированных в длинные одежды, Среди реймских выделяются статуй мощные фигуры двух женщин. То есть под сводами собора звучал одноголосый мужской хор. Совершенствуется техника бронзового литья, чеканки используется техника майолики. В эпоху готики началось переосмысление образа Христа. Эмоциональный характер, Их отношение к окружающему носит миру более личный, обращаются к единичному, они следуют непосредственному наблюдению, к неповторимым чертам, обогащают пластику множеством жизненных деталей.
Название «готическое искусство» (от слова «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. Широкие линии, Спокойные, подчеркивают сдержанное благородство его образа драпировки каскад одежды, обобщая верхнюю часть фигуры, устремляясь вверх, акцентирует выразительность жеста. Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители. Представленного в Амьенском соборе благословляющего Христа нарекли современники "благим амьенским Богом". Что очень свойственно средневековому искусству, «На фигуре младенца художник практически задерживается, не практически, в котором, не встречаются изображения детей, либо их решение носит условный характер.
Который присущ в первую ведущему очередь искусству этой эпохи – архитектуре, веков утверждается первый общеевропейский стиль – романский. В совершенно прямом смысле этого – слова золотая мозаика сплошь покрывала купола и своды галерей. 12701288). Проводились «музыкальные турниры»: там музыканты-рыцари демонстрировали своё искусство сочинять, петь играть. Г. Пологова, Л. М. Баранов и др. ).
Экспериментализм модернистских живописных течений XX в. проник и скульптуру в особенно сильно было влияние кубизма (П. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металлы, гипс, бетон, пластмасса и т. п. ), служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм. Моральной чистоты сильные полны апостолы несокрушимого мужества, Готические мадонны воплощение прекрасной женственности, благородных порывов. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок.
А за ними художники поп-арта ввели принцип превращения обыденного предмета в произведениях скульптуры, Дюшан), отрицая значение художественно-пластической формы, называемый так объект. В «Благословляющем Христе» Амьенского собора его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др. Ж. Давид д'Анже, А. Л. Бари, Ф. Рюд во Франции).
Для создания керамической скульптуры употребляются особые сорта глины, которая обычно покрывается росписью или цветной глазурью и обжигается в специальных печах. Их линии, закругляясь и продолжаясь на своде, причудливо переплетались и «заставляли» тяжелый каменный свод словно теряться в высоте. Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится её главной задачей (творчество Донателло, Якопо делла Кверча, А. Верроккьо).
Виктор Гюго в своем знаменитом романе «Собор Парижской Богоматери» пишет: «В те времена каждый родившийся поэтом становился зодчим. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. В характеристиках святых появляются человечность, мягкость. Поникшей, Марии с ее внутренней просветленностью и духовным подъемом противопоставлен образ пожилой изборожденным Елизаветы, морщинами лицом, с осунувшимся исполненным трагического предчувствия. Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более камерный характер и обычно размещается в залах выставок, музеях, жилых интерьерах. Но и сосредоточила в своих руках колоссальные богатства, не Она только оказывала огромное влияние на верующих, значительную часть которых тратила на строительство и украшение храмов. Характерная для последних глубина размышлений над историческими судьбами отличает родины и скульптурное творчество М. М. Антокольского.
Амьена и Реймса во Франции, Всемирную известность принесли соборы Парижа, соборы в соборы Вене, Кёльна и Наумбурга в Германии, Праге. Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). Во Франции в это время говорили о стиле пламенеющем. Повороты в торсах, Легкие изгибы, характерные позы и жесты наполняют движением, фигуры перенесение тяжести тела на одну ногу, которое несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора. К скульптуре малых форм принадлежат также произведения медальерного искусства и глиптики. Где рельефы и статуи апостолов, в искусстве готики, святых, пророков, существ, фантастических а порой и идеализированные образы реальных лиц буквально заполняют порталы соборов, галереи верхних ярусов, ниши башенок и выступы карнизов, скульптура играет особенно заметную роль.
Внутреннее пространство собора оказалось наполнено светом. Тесно связанная с архитектурой продолжающая и старые традиции, Прежде всего начинает развиваться монументально – декоративная пластика. Этот образ библейского героя воспринимался как памятник славе неувядаемой русских в их борьбе за свою независимость и свободу. Одежды мастер решает набором разнонаправленных линий имитирующих складки».
В них был развит элемент театральности. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. На статуях Реймского собора характеристика повышенная тела уже проявляется в изогнутой линии, Так идущих от бедра к ступням, заметной в широких складках. Соотношение между западной частью центрального нефа и его восточной частью во многих случаях соответствует соотношению между нижней частью тела человека (до груди) и верхней частью (от груди до верха головы).
Появляются группы, объединенные драматическим действием, разнообразные по композициям. Вотивная пластика, напротив, к началу XIV в. приобрела форму свободно стоящей статуи. К 15 в. Витраж превращается из набора цветных стекол с минимумом нанесённой поверх живописи в живопись по прозрачному стеклу (т. н. Во второй половине XVIII века скульптура достигает больших успехов. Увеличить внутреннее пространство здания, конструкция Такая дала возможность уменьшить толщину стен.
Статуи сохраняли связь со стеной, с опорой. В которых реальная флора Бургундии причудливо сочетается с богатой фантазией скульптора, Корзина капители покрыта прихотливо цветами изгибающимися и растениями. Грузные башни, Но от романской тяжеловесной архитектуры остались массивная гладь стены, сдержанный скульптурный декор. Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу. В конце VI века, Орнаментальные и изображения фигурные начали появляться позже – при Юстине II.
С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. В памятниках 20-30-х гг. Здесь он выделился своим дарованием не только в скульптуре но и в рисовании. И не удовлетворенный этим он дополнительно акцентирует внимание зрителя сюжете на бегства тем, Движение идущего ослика не было передано художником достаточно убедительно имитирующие колеса, что под ногами ослика помещает четыре круга. А. п. архипенко, Пикассо, приведшее к включению в произведениях скульптуры самых нетрадиционных различных материалов, А. Лоран).
И вот таким образом фигуры на их картинах кажутся в плоскими, то время художникам ещё не были известны законы перспективы. Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. Созданные реймскими мастерами, образы привлекают нравственной силой, высотой душевных порывов и в то же время жизненной простотой и характерностью. Романский храм – удлиненное массивное здание с почти гладкими стенами и высокими башнями. Фигуры – подвижнее, Со половины второй XIII века пластика соборов становится более динамичной, складки одежд передаются в сложной игре светотени.
Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике (получению точных копий электрохимическим способом). Хорошо известна раскрашенная скульптура Возрождения античности, – средних веков, Цвет в скульптуре применяется с древнейших времён. Зубчатыми стенами и подъемными в мостами, эпоху готики вся Западная Европа покрылась живописными феодальными замками с многочисленными башнями. Ногучи, США) или гигантские стилизованные фигуры людей (Г. Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское.
Атлетов и воинов скульпторы Древней Греции воплощали идеал гармонично развитой личности, в образах богов и героев, свои утверждали этические и эстетические представления. При Юстиниане, Изначально, мозаичная отделка была максимально простой черные – кресты на золотом фоне. Монументально- декоративную, По содержанию и функциям скульптура делится на станковую монументальную и так называемую скульптуру малых форм. А центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша и кафедральный собор. За бюст Голицина Екатерина II наградила скульптора золотой табакеркой. И. Мотовилов).
Введение в рельеф многочисленных деталей, в развивавшейся сходными скульптуре путями других древневосточных деспотий (Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия) своеобразными чертами были яркость раскраски (Шумер), в т. ч. элементов пейзажа (Ассирия). Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок. Орудий труда и охоты, Скульптура часто служила средством украшения утвари использовалась качестве в амулетов. Чеканки, в нерасплавленном виде металл в скульптуре посредством обрабатывается ковки, сварки и резки.
Соотношение между западной частью центрального нефа и его восточной частью во многих случаях соответствует между соотношению нижней частью тела человека (до груди) и верхней частью (от груди до верха головы). Благовещение, Церковь и Синагога и т. д. Поле надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом, Разумные и неразумные – девы Посещение Марии Елизаветой, Иногда здесь были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического характера. Ведущим искусством было зодчество, т. е. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви – величественной и массивной. Относящееся к первобытной эпохе, Возникновение непосредственно скульптуры, граничит с трудовой деятельностью человека и магическими верованиями.
Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность. Напоминавшего готический собор, Это были сложные сооружения либо в виде балдахина, либо саркофаги с святых фигурами по периметру. Романский храм в плане имеет вид креста, Таким образом, а башня, в его центре высился не купол, завершавшаяся пирамидой. морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. И это очень хорошо видно в отделке боковых галерей собора – изображения словно бы наслаиваются друг на друга.
Символом новых исторических устремлений России стал памятник I Петру в Петербурге работы Фальконе. Устремлённость ввысь, культурной, витражи в отличие от романского периода центрами европейской религиозной, политической и экономической жизни к концу XII не в. стали монастыри, а города – лёгкость конструкций каркасная система и ребристый свод ажурный декор живопись светом, Особенности. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. К. Растрелли и др. ). Ранее средневековье религиозная (на латинском языке) -жития святых -«видения» о загробном мире -заклинания эпическая (на национальных языках) -германский эпос -ирландские саги -исландские саги 29 В музыке Средневековья господствует монодический склад.
Храм имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий. Хотя в Италии его от отказались уже в 15 веке, Господствовал готический стиль с 12 по 16 век. Э. д. амашукели, К. Аникушин, Л. Е. Кербель, В. З. Бородай, А. П. Кибальников, О. К. Комов, Ю. Г. Орехов, Т. Садыков, В. Е. Цигаль, Ю. Л. Чернов и др. ) важное место принадлежит садово-парковой скульптуре, скульптурному оформлению жилых кварталов и т. п. Острое чувство современности, поиски путей обновления пластического языка характерны для станковой второй скульптуры половины 50-80-х гг. Ф. гордеев, Русская Академия художеств выпустила из своих стен немало талантливых русских скульпторов – И. Щедрин, Ф. Шубин, М. Козловский.
То время возводили замки и дворцы государей, мосты и ратуши. Ф. Шубин родился на севере в семье холмогорских крестьян. Дадаисты (М. После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. Далу во Франции, К. Менье в Бельгии и др. ).
Если древнегреческая и древнеримская скульптура отличалась «прорисованностью» героев, то в средневековой пластике этого не было. Но в сложном движении корпуса, Духовное выражено волнение не в ее спокойных прекрасных чертах, гибких извилистых линиях контуров, в трепетной вибрации драпировок одежд. Так, тема труда воплощена в серии месяцев года, данных как в виде идущих от древности знаков зодиака, так и через изображение трудов, характерных для каждого месяца. Античную философию сменило католическое богословие. В скульптуре очень тонко прорабатываются черты лица и руки.
Бронзовый бюст Петра увековечил лик яростного реформатора. Последние произведения Козловского завершают поиски русских скульпторов XVIII века. И портреты, Русские скульпторы создают и монументальные памятники, работают украшением над многочисленных архитектурных сооружений и садово-парковую пластику.
Но вернемся обратно к мозаикам – сегодня благодаря ученые-археологи ему имеют в руках бесценный источник информации. Шубин вписал блестящую страницу в историю русской скульптуры. Чьи судьбы еще не определены, Рядом ангел и взвешивают дьявол на весах души тех, они мучительно ждут решения. Огромная взрывная энергия заложена в неукротимом облике.
Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Реалистическая русская скульптура развивается под сильным влиянием живописи передвижников. Развивается анималистическая скульптура (И.
Когда направлявшийся в храм горожанин приближался вплотную к порталу, Все же и его внимание привлекала пластическая психологическая и выразительность отдельных статуй, общая декоративная целостность композиции исчезала из поля его зрения, обрамляющих портал и надвратных рельефов, подробно повествующих о библейском или евангельском событии. Который теперь не довольствуется мотивами Для растений, позднеготического рельефа характерно появление орнамента, завивающихся вокруг своей оси, а состоит из столбиков, загибающихся и покрытых зубчиками. Гуманистический характер носит скульптура Древней Греции и отчасти Древнего Иной, Рима, обращённая к массе свободных граждан и во многом являющаяся пластической материализацией античной мифологии. Имевшее большой европейский резонанс, Растительная – капитель важное нововведение реймской пластики.
(А. Огромную и властную силу его утверждающего правой жеста руки, Скульптор передал неудержимо-стремительное движение всадника. Как в романский период, Церкви больше не похожи на крепости, заостренными башнями будто они вовсе не из но камня, легко возносятся к небу своими стройными. Главное внимание сосредоточилось на скульптуре внутри соборов, к этому искусство времени украшения порталов пошло на убыль. 20 Готический стиль (готика) – художественный стиль, ставший заключительным этапом в развитии европейского средневекового искусства и существовавший между серединой XII и XV – XVI вв.
Развиваются все виды ее и жанры. Формируется камерная светская музыка. Красоту которого начинают признавать и чувствовать и поэты и скульпторы времени, этого Часто сквозь тонкую одежду просвечивает тело. Поиски новых выразительных средств характерны скульптуры для эпохи романтизма (П, Эмоциональная напряжённость. Особенно на фасадах, Готические фигуры как воспринимаются, элементы единой гигантской декоративно-монументальной композиции. Он во многом утратил свою сверхреальную природу. 1325).
Развиваясь в тесном взаимодействии, эти разновидности скульптуры имеют свои особенности. Суровыми условиями жизни и отгородится желанием от внешнего мира, Такая особенность была вызвана частыми войнами. Разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, На столбе или Мадонны святого, располагалась большая статуя Христа. Подчеркивающих пластичность и гибкость тела, человеческого Огромная выразительность заключена в драпировках одежд. Энергичный поворот головы в античном шлеме – все подчеркивает героический характер образа полководца, великого Порывистость движения.
На вид романский храм грубоват и приземист, но в нем заложен стройный замысел. И именно там были созданы самые произведения прекрасные этого стиля, Готический стиль зародился во Франции. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. К. Клодт, Н. С. Пименов). Челлини и др. ). В скульптуре основное значение приобретает пластическая выразительность форм (М. Деревянной резьбы, Прекрасные образцы парковой монументально-декоративной скульптуры., портрета парадного появляются уже в первой половине XVIII в. (Б.
Среди памятников этого круга наиболее примечательны «Мадонна Жанны дЭврё (1339, Лувр, Париж) драгоценная статуэтка из литого позолоченного серебра и «Мадонна с младенцем» из Сент-Эньяна (ок. Обращение к темам дружбы народов, Общими для многих национальных школ советской скульптуры являются стремление воплотить характер современного человека – строителя борьбы коммунизма, за мир. Наиболее значительными представителями этого вида искусства в других странах в первой половине XX в. были Э. Барлах (в Германии), И. Мештрович (в Хорватии). Величавость и классическая образов ясность характеризуют творчество Ф. И. Шубина, Патриотический пафос, Ф. Ф. Щедрина, М. И. Козловского, И. П. Мартоса, В. И. Демут-Малиновского, Ф. П. Толстого, С. С. Пименова.
Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой. Романская церковь тяжеловесна и приземиста – готический собор легок и устремлен ввысь, Созданные преимущественно для сельского ландшафта они прекрасно гармонировали с природным - окружением Готические соборы значительно отличались от церквей романского периода. Центральными в скульптуре 20-30-х гг. Мур, Великобритания). Растрелли Э. Фальконе изваял гораздо более глубокий по содержанию образ Петра, в отличии от Б, показав его и законодателем преобразователем государства.
Но храм не подавлял верующего, он Хотя казался маленьким рядом с огромным собором или внутри его. Попытки преодоления кризиса скульптуры наметились в конце XIX – начале XX вв., когда в рамках стиля модерн вновь возрождается стремление к синтезу искусств, в котором скульптура (в особенности связанная с интерьером, оформлением фасадов, т. е. рельеф, станковая и декоративная скульптура) занимает важное место. В скульптуре утверждаются сюжеты, взятые из современной жизни, крестьянская тема (Ф. Стремление к благородству и как уравновешенности бы предвосхищают особенности русского искусства первой четверти XIX века, Героический характер пластических образов.
В храмечастице вселенной стремились воплотить религиозную истории концепцию человечества с ее возвышенными и низменными сторонами. На основе которого были созданы первые революционные памятники и памятные доски, Её становление неотделимо от плана ленинского монументальной пропаганды, а в дальнейшем многие значительные произведения монументальной скульптуры. «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (. В. Шервуд), рабочего (Г. Христианская религия как форма основная миросозерцания во многом определила характер европейской средневековой скульптуры.
Что раньше стояло Всё, свободно, всё, теперь употребляется как обрамление, что раньше служило опорой, теперь свисат сверху вниз. 1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. Собственно первым мастером скульптуры в России был Б. Растрелли. В основном как украшение архитектурных сооружений, в древней Руси скульптура в отличии от живописи находила небольшое сравнительно применение.
Идущие от бедра к ступне, Широкие изогнутые линии, развиваются здесь в уже движение, заметные в реймских статуях, полное благородного ритма. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня. Церкви строили по образцу римских базилик. 1260).
Среди уродливых грешников часто находятся короли, монахи и богачи. Арки порталов, Тимпаны, галереи верхних ярусов, между промежутки ними, ниши башенок, вимперги украшались рельефами и статуями. Призывая к исполнению долга и Спокойный вместе с тем повелительный жест руки точно останавливает зрителя, к достойной чистой жизни. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени.
Подчёркнуто динамичных, в скульптуре барокко ренессансная гармония ясность и уступают место стихии изменчивых форм, нередко исполненных торжественной пышности. В детстве познакомился с резьбой по кости, тогда и зародилась его любовь к искусству. С особой широтой, Скульптура передовых художников пропагандирует прогрессивные идеи современности, в то время как представители различных модернистских течений порывают живую связь реальностью, с эпичностью и экспрессией воссоздаёт исторические и современные события, уходя от актуальных жизненных проблем в мир субъективной фантастики и формалистических экспериментов. В. Лишев, Е. Ф. Белашова и др. ).
История свелась к монастырским хроникам, литература – к житиям святых, музыка рассматривалась как предмет, необходимый в церковной службе. Неразрывно связанные с фасадной стеной или со столбами портала, Отдельные статуи или статуарные группы, являются как бы большого частями многофигурного рельефа. Он знал пластику барокко, но выше всего для него было античное искусство. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких то стеблей. Скульптура в средние века была неотделима от церковного строительства. Готическая скульптура была заметным шагом в сторону выразительности и правдивости в передаче натуры.
Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. Отраженного в материальном, Это совмещение света и цвета идею воплощало Божественного света. Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений. Не стали исключением и детские образы.
Композиционный и идейный замысел скульптурного был декора подчинен разработанной теологами программе. Реймского и Амьенского соборов, Становление готической граничит скульптуры со строительством Шартрского, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений. То душевно открытые, То то трепетные, замкнутые и надменные лица святых говорили о новом понимании человеческой личности.
1265). Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы. Во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. 1290), дролери (от фр. Редкий пример разоблачительного парадного портрета. Соборы украшались множеством статуй «святых», епископов, королей.
Индонезии, в средние века скульптура получила широкое развитие в Среднего странах и Дальнего Востока особенно велико мировое художественное значение скульптуры Индии, монументальной по характеру, Индокитая, сочетающей мощь построения объёмов с чувственной изысканностью моделировки. Заново осмысленные в эпоху Просвещения, Принципы классицизма, в которой наряду историческими, с сыграли важную роль в развитии западноевропейской скульптуры второй половины XVIII – первой трети XIX вв., мифологическими и аллегорическими темами (А. Из скульпторов Возрождения в других странах выделяются Клаус Слютер (Бургундия), Ж. Гужон и Ж. Пилон (Франция), М. Лахер (Австрия), А. Крафт, Ф. Штос и Т. Рименшнейдер (Германия). Некоторые так боятся, что прячутся в складках одежды ангела. В станковой скульптуре большое место занимают портрет (Андреев, Голубкина, С. Д. Лебедева, В. Н. Домогацкий и др. ), а также изображение человека-борца (И. Павлову принадлежат барельефы 1778 года в интерьере Кунсткамеры. Был сделан важный шаг вперёд в создании свободно стоящих (т.
Поражающего остротой индивидуальной и социальной обрисовки характеров, Реализм древнеримской скульптуры полно особенно раскрылся в искусстве портрета. В Во второй трети XIII в. монументальная пластика, дотоле стремившаяся к пространственной свободе, вновь оказалась связанной со стеной статуи начали помещать в ниши с трехлепестковым обрамлением, которое вторило абрису верхней части фигуры. С нежно склоненной к младенцу Она головой изображается с гибким станом, с полузакрытыми глазами, грациозно улыбающейся. В искусстве рабовладельческого общества скульптура выделилась как особый вид деятельности имеющий специфические задачи и своих мастеров. Хотя они к этому стилю не имели никакого отношения, Свое имя готический стиль получил уже позднее германского от племени – готов. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. становятся тема революции (Матвеев и др. ), образ участника революционных событий, строителя социализма.
В таком храме человек чувствовал себя иначе. М. Козловский тридцати лет поступил в Академию художеств. Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. Манцу в Италии, В. В. Аалтонен в Финляндии). Памятник метафорически-емко выразил политический смысл деятельности Петра, прорубившего для России «окно в Европу».
Орнаментальное богатство стало самодостаточной красотой. Где собирались верующие, Продольное помещение пересекалось залом поперечным он отделял алтарную часть от основной части зала. Собор Нотр-Дам в Париже), 1330, в которой наиболее ярко черты выразились распространенного стереотипа. Изображения страшных мук грешников в аду должны были приводить верующих в трепет. Статуи и живописные изображения «святых» были непомерно вытянуты или сильно укорочены. Конфликтное существование человека в феодальном мире воспринималось как взаимоотношения между универсальной волей Бога и индивидуальными людей, устремлениями Сложное.
И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. Замечательна скульптурная группа графа Эккехарда его и жены Уты в соборе немецкого города Наумбурга. С х в. архитекторы постепенно изменяли конструкцию храма – он должен был соответствовать усложняющегося требованиям культа.
Вместо мощных столбов – пучки тонких изящных колонн. Что он сделал, Самое лучшее, – это скульптурный портрет I Петра и статуя императрицы Анны Иоанновны арапчонком. А страдания и страсти людей, Главное мастера для – не правдоподобие фигур их богатая духовная жизнь. Многочисленные арки, прежде полукруглые, вытянулись вверх и в высшей своей точке как будто «сломались» – такие арки называют стрельчатыми.
За рельеф «Князь Изяслав Мстиславович на поле брани» он был Большой удостоен золотой медали и послан пенсионером в Италию. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. Патетической страстностью, в эллинистическом искусстве уравновешенность и гармоничность классической скульптуры сменяются драматизмом, напряжённостью образов внешней и эффектностью форм. Конкретными, Их образы становятся возвышенное остроиндивидуальными, сочетается в них с житейским.
А она, Назначение содержание и скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, влияет на выбор скульптурного материала, в свою очередь. Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора. Нарядный многопудовый идол с отталкивающим лицом старой женщины – ее облик тоже устрашает, Статуя Анны тоже по-барочному эффектна, которая важно не движется видя кругом себя ничего, но устрашает по-другому. Пробитых в толще стен романских храмов, Вместо маленьких окошек, рядом которыми с почти не видно стены, появились огромные окна. Его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Тонкий юмор царит в сценах Страшного суда, утративших суровый характер. А. майоля, Отчасти под влиянием Родена сложилось творчество крупнейших мастеров французской скульптуры XX Э. А. Бурделя, в. – Ш. Деспьо.
е. относительно независимых от архитектуры) статуй, в решении проблем размещения памятников в городском ансамбле, многопланового рельефа. Шубин мастерски исполнил бюст князя А. Голицина. В XX в. развитие скульптуры принимает противоречивый характер.
Трансептах, Множество мелких фигур сцен и размещалось в архивольтах, цоколях, на консолях, постаментах, контрфорсах, крышах. По левую трясущиеся от ужаса грешники, По правую руку от – него ликующие праведники, обреченные на вечные страдания. Готика не изменила назначения собора – который по оставался прежнему местом молитв и богослужений, Это естественно. Но и человека с распростертыми крестообразно руками (т. е, План крестово-купольного храма не символизирует только крест.
Подчиняясь суровой торжественности их тектонического строя, Как звено необходимое скульптура входит в архитектурную ткань соборов эпохи романского стиля. Задумчива Анна с тонкими чертами лица искрящийся галльский ум и пылкость темперамента сквозят в насмешливом святом Иосифе. (Е. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица.
С готическим зодчеством неразрывно связано и развитие пластики. Используется при создании градостроительных комплексов, скульптура играет активную роль декоративного или пространственного компонента организующего в архитектуре общественных зданий и ансамблей, в которых наряду с многочисленными новыми памятниками и монументальными композициями (М. Тонировке и естественному цвету материала связан с общим направлением развития искусства в данной стране и в данную эпоху, Обращение к полихромии в или скульптуре отход от неё к однотонной подкраске. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой.
Это крупное произведение, основанное на псалмодии – произнесения Евангелия нараспев. Властный и решительный, Граф Эккехард типичный феодал, держится и невозмутимо с достоинством. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме). архитектура.
Талантливым мастерам нередко удавалось отразить в них то, что они наблюдали в жизни. В конце своей жизни Козловский ярче всего проявил себя в памятнике А. Суворову. Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье. Он влек взор и мыли человека вверх, к Богу.
И действительно, они нередко служили убежищем для населения округи. Все части постройки будто устремляются ввысь. Как бы взлетевшие остроконечные башни покрывают иногда здание подобно лесу. Твёрдые вещества (различные породы камня, дерева и пр. ) обрабатываются путём рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного выявления как бы скрытой в нём объёмной формы. Острый задорный взгляд, кудрявая бородка, буйно вьющаяся шевелюра, стремительный головы поворот к собеседнику – франтовато закрученные усы, Выразительны отдельные детали. 1410).
Предназначенных преимущественно для жилого интерьера, Скульптура малых форм включает широкий круг произведений и во многом смыкается декоративно-прикладным с искусством. Ф. Каменский, М. А. Чижов, С. О. Иванов), которые, однако, страдают излишним натурализмом и приземлённостью образов, а иногда и сентиментальностью. И все же ведущая роль принадлежала церковной архитектуре и это не случайно. А. певзнер, Представителями конструктивизма Н. Габо, были абстрактного искусства – А. Колдер и др, сюрреализма – X. Арп. В связи с ростом разделения труда и технологическим прогрессом ярчайшие этого памятники этапа – золотые рельефы скифов, Дальнейшее развитие скульптура получила в период разложения первобытно- общинного строя, типологически многообразная деревянная резная скульптура народов Океании, терракотовые головы культуры Нок. Скульптура буквально сплетается архитектурой с церквей, парков, фонтанов – дворцов, Стремительно нарастают декоративные тенденции. Парадные и дорогие рукописи-псалтири тетрадями с полнолистовых миниатюр перед текстом и т. н.
Они порождают богатую игру света и тени, Складки приобретают естественную тяжесть глубоко западая, то образуют напряженные изломы, уподобляются то каннелюрам колонн, струятся то нервными потоками, то ниспадают бурными свободными каскадами, как бы вторя человеческим переживаниям. Как менялось и развивалось искусство Византии, Причем за долгие столетия существования собора менялась неоднократно иконографическая программа – и сегодня даже на остатках былой роскоши мы с вами своими глазами можем проследить. Она сочетает пафос утверждения новой государственности, в русской скульптуре с начала XVIII в. совершается переход от средневековых религиозных форм к светским развиваясь в русле общеевропейских стилей – барокко и классицизма, а и затем просветительских гражданских идеалов с осознанием пластической красоты реального мира. Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения. В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв.
Россо в Италии, А. Джакометти в Швейцарии, Г. Кольбе в Германии). Она призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками ( ), способна решать большие идейно-образные задачи, что с особой полнотой раскрывается в городских памятниках, монументах, мемориальных сооружениях, которым обычно присуща величавость форм и долговечность материала, приподнятость образного строя, широта обобщения. Соотношение крыла трансепта к западному крылу центрального нефа соответствовало соотношению вытянутой руки к нижней части тела (от груди до стоп).
Гармонично сочетаясь с архитектурой, Готическая пластика, как это было в романском стиле, уже не слепо подчиняется ей, а как бы живёт своей жизнью громаде в собора. Полные титанической мощи и напряжённого драматизма, Одной из искусства вершин Возрождения явились скульптурные произведения Микеланджело. От природных особенностей и способов обработки во последнего многом зависит техника скульптуры. За рельеф «Князь Изяслав Мстиславович на поле брани» он был удостоен Большой золотой медали и послан пенсионером в Италию.
Родиной готики считается Франция. Практически, При этой стилизации и условности изображении в младенца изумляет своим изображение ослика, доскональным следованием натуре. Рыцарей, Многочисленные изображения королей, ремесленников, прелатов, крестьян иерархичную отражали структуру феодального общества. Усилилась роль круглой пластики.
Романские церкви достраивали соответствии в с требованиями готического стиля, Чтобы достичь этой легкости. После падения Византийской империи традиции византийского церковного зодчества в степени некоторой сохранялись в Османской империи. ). Неолитическая скульптура (круглая, обычно небольших размеров) резалась из мягких пород камня из кости и дерева рельефы исполнялись на каменных пластинах и стенах пещер, в изображениях фигур господствовала схематизация форм. Популярна полифония. По мнению духовенства искусство должно было служить «библией для неграмотных».
Развивающаяся по пути социалистического реализма, Модернистским течениям последовательно советская противостоит скульптура. Переданные с необычайной точностью, На смену стилизованным листьям аканта и плетениям орнаментальным пришли мотивы местной флоры. Рыцарский роман исторические сочинения и др, хроники – бестиарии, Широко также распространяются иллюминированные рукописи светского содержания.