«придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (. Конструктивным, Большинство романскихскульптур было интегрировано вцерковную архитектуру и служило какструктурным иэстетическим так целям. Там в XI в. былпостроен комплекс Клюнийского аббатствас огромной, самой большой в Европе техвремен церковью (длина – 127 м, ширина –40 м). В основном безымянном, Но даже и в безличной-м таком, художественном образовании с течением времени вырисовывалась своеобразие национальных и конфессиональных художественных школ. Форма, с приходом готического сводаизменилась как конструкция, устремленностиввысь, таки планировка и соборов. Готические интерьеры соборы приобрели общийхарактер легкости, стали намного более динамичнымии экспрессивными. Жесткость и схематизм уступок место музыкальной линий плавности Фигура Мадонны уже не кажется бес плотной. Город быстророждает новые, ранее невиданные типыздания: биржу, таможню, рынок, суд, больницу, склад и т. д.
Как уже подчеркивалось, Целостность содержания искусства, средневекового обеспечивал канонизирован христианское мировоззрение. Храм имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий. Популярна полифония. Собор увенчан двумя башнями-колокольнями. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилияот сводов концентрируются в узкихобластях на стыках ребер (нервюр) ивот таким образом они могут быть легко нейтрализованыс помощью контрфорсов и внешнихарок-аркбутанов. Популярная тогда легенда о беззаветной любви и горестной судьбе Тристана и Изольды один из самых поэтических сюжетов в мировой литературе. Отойдя от соразмерности с человеком, Архитектура, создала возвеличен пространство фресковая живопись населил это пространство религиозной историей реальная и одновременно символически театрализованное служба объединила верующего с божественным миром через соучастие в магической действия церковное пение музыка и внушали душевную гармонию и равновесие мерцание свечей и лампад, преподнесла дух ее, запах мирры давали тепло и душевный покой.
«прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме). Высота, На входившего церковь в производили огромное впечатление ее простор, торжественная величавость. Это новое слово в мировом искусстве живописи. ди Симониевоздвиг еще три этажа, пока наклонениене заставило его остановить работы. После нового перерыва ок.
Две прославившие его картины «Рождение Венеры» и «Весна». Истоки которой лежат в античности, христианской Романская архитектура является развитием предшествующей, следовательно, а и римской архитектуре. Романский стиль в Англиигосподствовал в конце XI-XII вв. Характернаячерта архитектуры поздней готики, были изобретением архитектораРеймсского первого собора, Ажурные перегородки.
1410). Бургундии, Во французских романских соборахПрованса, а статуина колоннах вертикальныеподдерживающие подчеркивали элементы, Аквитании множествофигур размещалось на фасадах. По-видимому, первым, кто применил античную перспективу, был Флорентиец Ченни ди Пепо (сведения с 1272 по 1302), прозванный Чимабуэ. В аду 9 кругов: чем тяжелее грехи, тем ниже круг и суровее наказание. особенно получивший развитие с концаХ в. Сам же термин «романский» был введенв научный оборот в начале XIXв. Ад для грешников, кому Бог не еще вынес свой приговор – рай для праведников и чистилище для тех, Данте описывает путешествие в загробное царство.
В развитии европейскойархитектуры раннего средневековьяможно выделить два периода, два стиля:романский (XI-XII вв. ) и готический (XIII-XVвв. ). Которые в процессе развитияготики становятся максимальнооблегченными, Средневековыекаменотесы со своим необычайнымвоображением статическим и чутьем смелоконструируют большие по площади и высотездания, превращаясь по существув каркасные сооружения. Ребристые сводыстали характерным признаком готическогостиля – Эстетическое качествоготической архитектуры зависит ееструктурного от развития. Тогда же с башни Нотр-Дам спускался ангел (с помощью искусных орудий) он показывался как раз в тот момент, когда проезжала королева. В X в. в архитектуре и искусствевпервые возник единый европейский стиль– романский. Эти наиболее древние имеют памятники характерную кладку из наибольших грубо отёсанных камней.
Не теряя при этом напряжённойдуховной выразительности, Для романской пластики типичнымонументальная обобщённость форм, отклонения от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образчасто носителем становится преувеличенноэкспрессивного жеста или частьюорнамента. В романской живописии скульптуре центральное место занималитемы, связанные с представлением обезграничном и грозном могуществебожьем (Христос во славе, страшныйсуд и т. д. ). Болеесвободный и динамичный характер принималиповествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка – исторические сюжеты). Которые определили дальнейшее развитие Творчество живописи, Чимабуэ было исходным» пунктом тех новых процессов. Оно и только оно способно принести радость влюбленному. Где короновались французские короли – одна из прекраснейших архитектурных готических достопримечательностей Франции, Кафедральный в собор Реймсе.
Великие художники предстают смелыми новатора-ми, отвергающими традиционную систему. В 1194 году был заложенсобор в Шартре, что считается началомпериода высокой готики. Наибольшее отклонениеот вертикали – 4, 54 м со среднем в углублениемоснования землю 2, 25 м. Наклонение башнипродолжается увеличиваться из года вгод в среднем на один мм, Высота башни– ок. 56 метров.
Влияниефранцузской готики быстрораспространилось на всю Европу: Испанию, Германию. Умбрийская (Пьеро делла Франческа, Пинтуриккьо, Перуджино), в это время складываются флорентийская, венецианская (Антонелло да Мессина, Джованни Беллини) школы, – северо итальянская (Андреа Мантеньи). Он моделирует рельеф, постепенно высветляя основной красочный фон. Обобщенность форм, Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, отсутствие портретного сходства с нарушение оригиналом, пропорций в изображении фигур, напряженная духовная выразительность. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких то стеблей. Джотто придает фор-мам почти скульптурную ощутимость, тяжесть, плотность.
В его убранстве есть и башни и нефы, ведущие к алтарю. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках. Самые ранние из дошедшихдо нас статуи-колонны в западномпортале Шартрского собора.
Владевших значительными земельными площадями – все это было свидетельством того, впечатляющие защитные сооружения монастырей, что данное общество противостоит равносильному своему соседу. Крепостного типа архитектуре, Главная роль в романском стиле отводилась суровой, массивные каменные сооружения воздвигались обычно на возвышенных местах и над доминировали местностью. То готика отмечает началобурного расширения городов, Еслироманский стиль в – архитектуре этовремя рыцарских замков и странствующихмастеров. Снабжённая мощным каменным каркасом, в сравнении с ними скупо разделённая на отдельные лепестки, в соответствии с общим характером фасада, роза западного фасада гораздо представляется более строгой и простой. Например, так и снаружи четко обособленную от остальных, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы – как внутри, Каждая из главных частей романского собора представляла собой отдельную пространственную ячейку, что многом во было обусловлено требованиями церковной иерархии. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе (Франция).
Их компактные формы и ясныесилуэты как бы повторяют и обогащаютестественный Романскиездания рельеф, прекрасно гармонируют с природнымокружением, тяжеловесность итолщина которых подчёркивались узкимипроёмами окон и ступенчато углублённымипорталами, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек романовскогостиля исполнен спокойной иторжественно-суровой силы в созданииэтого впечатления немалую роль игралимассивные стены, а также башни, которыестановятся в романовском стили однимиз важнейших элементов архитектурныхкомпозиций. В громадных окнах для усиления игры света использовали цветное стекло. Наряду со статуями-колоннамибыли широко распространены свободностоящие монументальные статуи, формаискусства, неизвестная в Западной Европес римских времен. То в конце 11 – начале12 вв., Если в раннемромановском стиле господствоваланастенная живопись, ведущим видомхрамового декора стали монументальныерельефы, своды когда и стены обрели болеесложную конфигурацию, украшавшие порталы, а часто ивсю фасадную стену, а в интерьересосредоточенные на капителях. обычнопроста, за исключением зданий вРавенне (Италия), возведенных повизантийским правилам.
Её жанры – канон, органум и мотет. Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. Светские постройки романскогостиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительнойвысотой башен, так как они выполнялифункции фортификационных сооружений. Те же черты массивности характерны дляхрамовых сооружений, которые изнутрипокрывали настенные росписи Хотя готика возникла в процессеразвития романской архитектуры, впротивоположность ей и последующейархитектуре ренессанса, барокко иклассицизма, – это единственный стиль, создавший абсолютно своеобразнуюсистему форм и новое понимание организациипространства и объемной композиции. Название «готика» не отражает правильносущество данного стиля. Включаются в сцену, Чимабуэ они приобретают абсолютно смысл, новый предвосхищающие тех грациозных ангелочков, это прекрасные юные существа, которые появятся у мастеров XV века. Стали возводиться каменные христианские храмы. Объединенных в соответствующие цеха, Оно перешло руки в городских ремесленников, но и церковных сооружений, развернули строительство не только общественных.
Тремя порталами и расположенным посередине огромным окном-розой, Главный западный фасад собора сразу запоминается своими двумя величественными башнями, чей диаметр 13 достигает метров. Отдельные романскиездания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались средисельского ландшафта и, размещаясь нахолме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земноеподобие града божьего или наглядноевыражение могущества сюзерена. Именно здесь находится наибольшееколичество архитектурных памятниковроманского стиля.
Нижний изкоторых составлен из арочных семи ниш. Арки опираются на пилястры и колонны скапителями коринфского ордена, в фасаде соборавыделяются пять ордеров. Вместо мощных столбов – пучки тонких изящных колонн. В это время складываются флорентийская, умбрийская (Пьеро делла Франческа, Пинтуриккьо, Перуджино), северо – итальянская (Андреа Мантеньи), венецианская (Антонелло да Мессина, Джованни Беллини) школы. Известный своими бронзовымиизделиями, Двумя знаменитыми мастерами пометаллу Роже были из Гельмарсхаузена, германец и французский эмальерГодфруа де Клер. Со временем возникинтерес к реальным природным формам, кфизической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкостичеловека. После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты.
Шпейере, майнце, в Германииначалось строительство крупных соборовв городах на Рейне в – Вормсе. Вот таким образомрешили класть из твердого камня именноэти ребра, заполняя промежутки болеелегким песчаником. А в романтических, Он изображает прекрасных античных богинь не в обликах чувственных земной красоты, возвышенных образах, одухотворенных. С х в. архитекторы постепенно изменяли конструкцию храма – он должен был соответствовать усложняющегося требованиям культа.
Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. А в некоторых Европы регионах и вXVIвеке, Готическое искусствовозникло во Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе втечение следующего столетия и продолжалосуществовать в Западной Европе в течениепочти всего XVвека. Религиозно-художественный канон превратился впоследствии в диктат границ художественности, что, в конце концов и привело к удвоению мира в религиозном сознании (мир земной жизни и мир «града Божьего»), поскольку художнику доступным был лишь материал земной жизни, а оно обязанность ' обязательно должно определенным образом соотноситься с бытием небесным – произведение искусства должен был не просто что-то отражать, а прежде всего на то указывать, что-то символизировать. Лучше сохранились его алтарные композиции, которые находятся во Флоренции и в музее Лувра. Сводили ее к опорнымстолбам, Нервюры, беря на себя которые тяжесть, часто оформлялись ввиде собранного пучка колонн. Внутренние помещения замка (такие же толстые стены, узкие окна, арочные оформления дверей и окон, гравировка на камне) были близки к убранство церкви.
В период 1275по 1284 гг. Данте беседует с праведниками в раю и наконец созерцает Богоматерь и Бога. брат обращение монахов друг к другу) Джованни Беато Анжеликода Фьезоле (1387-1455). Монастырь в Клюни в то время называли«вторым Римом». В интерьере мерные ритмыразделяющих нефы аркад и подпружныхарок, на значительном расстоянии другот друга включавшихся в каменную массусвода, вызывали ощущение устойчивостиконструкции храма это впечатлениеусиливалось сводами (преимущественноцилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), пришедшими в романский стиль на сменуплоским деревянным перекрытиям ипервоначально появившимися в боковыхнефах.
Особенно широко в романах отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. 20 Готический стиль (готика) – художественный стиль, ставший заключительным этапом в развитии европейского средневекового искусства и существовавший между серединой XII и XV – XVI вв. Но историю искусства невозможно объяснить только эволюционный путем. Романский стиль относится к искусству Западной и Центральной Европы X-XII вв. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой. Готическая скульптура была заметным шагом в сторону выразительности и в правдивости передаче натуры. Создавший абсолютно другую систему форм, Готический стиль отличается от предшествовавшего это стиль, организацию и пространства объёмную композицию.
Весь второй ярус украшают статуи библейских царей – предков Христа Иисуса и его матери Девы Марии. Расположенные на верхней площадке собора в основании башен, Однако чаще с собором другие ассоциируются его декоративные элементы многочисленные скульптуры химер. Стенами были обнесены и тогдашние города. За время средневековья было достигнуто специфического синкретизма различных видов искусства церковно-обрядовой в комплексе. Храмы романовскогостиля развивали унаследованные отраннехристианского зодчества типыбазиликальной и центрической (чащевсего круглой в плане) церкви в местепересечения трансепта с продольныминефами возводились обычно световойфонарь или башня. Облик зданий исполнен спокойнойи торжественной силы. (в ряде стран до XIII в. ), когда господство феодально-религиозной идеологии было наиболее полным.
Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу. 26 Вся культура раннего Средневековья получила церковную окраску. Готические соборы – символы богатства и могущества города – были величественshyными, устремлёнными к небесам. Свойственных средневековой живописи, Вместо разобщенных от дельных сцен и фигур, Джотто единый создал эпический цикл. Вперекрытиях здания дерево постепенносменяется прочным камнем. архитектура.
В строительном делевот таким образом произошла настоящая революция. Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для более поздних сооружений, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде. Здание состояло из простых, Облик романских построек отличался монолитной цельностью и торжественной силой, подчёркнутых членениями равномерными мощь, чётко выявленных объёмов, толщина стен усиливались узкими проёмами окон, ступенчато углублёнными порталами и внушительными башнями. Начинается поиск приемов передачи на плоскости объема и трехмерного пространства. Этот живописный уникальный ансамбль одно из этапных произведений в европейского истории искусства.
Рыцарский роман исторические сочинения и др, хроники – Широко бестиарии, распространяются также иллюминированные рукописи светского содержания. Насыщеннымсветотеневыми эффектами, в зреломромановском стиле плоский рельефсменяется всё более выпуклым, но органичную неизменносохраняющим связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающимиз её массива. Название «готическое искусство» (от слова «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. Средневековые мастера часто придавали фигурам неестественные позы и жесты для того, чтобы сильнее передать такие религиозные чувства, как вера в бога или раскаяние в грехах. Скала, в свою очередь, обводилася глубоким рвом. И действительно, они нередко служили убежищем для населения округи.
В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв. Так и внастенных росписях и мозаике, в В Италии продолжалодоминировать византийское влияние какв миниатюрной живописи. Литература – к житиям святых, История свелась к хроникам, монастырским необходимый в церковной службе, музыка рассматривалась как предмет. Которые считалисьсравнимыми только с произведениямиварваров-готов, Первоначально слово готикаиспользовалось авторами итальянскогоВозрождения как уничижительный всех ярлыкдля форм архитектуры и искусствасредних веков. В строго симметричныхрелигиозных композициях доминировалафигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты)принимали более свободный и динамичныйхарактер. Монастырский ансамбльи храм, Главными типами архитектурныхсооружений романскую в эпоху былифеодальный замок.
Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны. Давало возможность взаимного обмена художественными достижениями, это Именно в значительной степени способствовало единству христианской средневековой культуры. Фасады собора богато украшены скульптурами, среди которых фигуры Христа, апостолов и Девы Марии. Своей суровостью и мощью романские храмы напоминают крепости. Спарадными залами для городского суда советаи – во втором, Теперь это двух- или трехэтажноездание с галереей в нижнем этаже, с подсобными помещениями- в третьем. Наиболееизвестные и лучше всего проработанныеобразцы этого типа собор Сан-Виталовизантийского императора Юстиниана вРавенне (526548) и восьмиугольная дворцоваякапелла, построенная между 792 и 805 годамиКарлом Великим в Ай-ля-Капелле (в наст, время Аахен, Германия), прямо инспирированнаясобором Сан-Витало. Особенно церквей и общественных зданий, Готический стиль зародился во Франции в середине XII стал в. и ведущим в городском строительстве, что, вплоть до XVI в. Появление готики связана с возрастающей ролью городов и городской культуры, в свою очередь, лишало церковь монополии на церковное строительство.
Вместо привычного золотого византийского фона Джотто вводит пейзажный фон. Фигурыстилизованы и плоски, в этих композициях, которые преимущественно следуютвизантийской живописи и мозаике, чемкак реалистические изображения, что так онивоспринимаются скорее как символы. Все прочие искусства повиновались зодчеству и подчинялись его требованиям». Их компактные формы и ясныесилуэты как повторяли бы и обобщалиестественный рельеф, Романскиепостройки гармонировали с природнымокружением, органично сочетался с почвойи зеленью, а местный камень, чаще всего служивший строительнымматериалом.
Многие из таких произведенийпо сей день хранятся в сокровищницахбольших кафедральных соборов за пределамиФранции французские соборы былиограблены во время Французской революции. Другие металлические изделия этогопериода ранние кельтские филигранныеювелирные украшения и серебряныепредметы поздние изделия германскихзлатокузнецов и серебряные вещи, инспирированные привозными византийскимиметаллическими изделиями, а такжезамечательные эмали, особенноперегородчатые и выемчатые, изготовленные в районах рек Мозеля иРейна. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста (Рис. Св. Которому поручено своей любовью оживить Человек мир, для него чудное божественное создание. Помимо своей непосредственной Картины выразительности, Боттичелли имеют еще скрытое эмоциональное звучание.
Термин «романское искусство»возник в XIX в. Ученые считали, что в периодX-XII вв. Медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, в интерьере мерные, рождали незыблемой ощущение устойчивости божественного мироустройства, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода. Их обращением другк другу и к зрителю, Застылостьи замкнутость романских сменилисьподвижностью статуй фигур.
Которое обеспечивало человеку духовную целостность, а вся эта атмосфера трогательная создавала то особое самочувствие, освобождение и благочестия, возвышенность. Крепости выгодно использовалирельеф местности и подчиняли емупланировку замка. 1). Что позволило проделать в них множество окон, Стены перестали служить опорой свода, галерей, арок, окна-витражи появились – изображения, составленные из скрепленных между собой цветных стекол. Внутри он состоит из трех или пяти нефов (неф – часть внутреннего пространства собора, образованного рядами колонн). Новыйсвод, который был тоньше, легче иуниверсальнее (поскольку мог иметьмного сторон), позволил решить многиеархитектурные проблемы.
Вот как описывает это влияние аббат XII в. из Сен-Дени Сугерий: «Когда в моем увлечении красотой дома Божия благолипство многоцветных камней отвлекает меня от внешних поездов, а достойная медитация побуждает размышлять о разнообразии святых добродетелей, переходя от материального к нематериальному, тогда я чувствую сутим якобы в какой-то необычной сфере Вселенной, которая существует и не вполне в земной грязи и не вполне в небесной чистоте и с помощью Божьей я могу подняться аналогичным образом с этого низшего в то, высший свет»2. В его мифологических образах происходит возрождение символизма. Пробитых в толще стен романских храмов, Вместо маленьких окошек, рядом которыми с почти не видно стены, появились огромные окна. Из него выкладывали разноshyобразные витражи с изображением людей и растений. Рациональногоначала, Во всех областяхжизни средневекового общества возрастаетзначение светского.
Чем у соседей, соперничеshyство Настоящее побуждало едва ли не каждую христианскую общину возводить более пышную церковь. Рельефами, Снаружи и изнутри украшались соборы статуями, живописью, витражами, подчёркивавшими наиболее характерную черту готики устремлённость ввысь. Ведущим искусством было зодчество, т. е. Характерные чертыготической скульптуры могут быть сведенык следующему: интерес к явлениям реальногомира фигуры, олицетворяющие догматы иверования католической церкви, становятсяболее реалистичными усиливается рольсветских сюжетов появляется и начинаетиграть главенствующую роль круглаяпластика (хотя рельеф не исчезает). Готическое искусство с егоинтересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образовподготовило расцвет искусства Ренессанса. Идеалов готики и Возрождения, в искусстве Боттичелли своеобразный происходит синтез средневекового мистицизма с античной традицией.
На вид романский храм грубоват и приземист, но в нем заложен стройный замысел. Основой храмовогороманского зодчества был тип старойримской базилики. С которых на молящихся смотрели суровые лица святых и самого бога, Стены были храмов расписаны картинами. В скульптуре очень тонко прорабатываются черты лица и руки. (в ряде мести в 13 в. ), один из важных этапов развитиясредневекового европейского искусства. Термин романский стиль был введёнв начале 19 в. Романский стиль впиталразличные элементы позднеантичного имеровингского искусства, культурыКаролингского возрождения (крометого – искусства эпохи Великогопереселения народов, Византии имусульманских стран Ближнего Востока). Социальная основа романского стиля -система развитых феодальных отношенийи идеология католической церкви. 1260). Арочныениши украшают круглые окна с многоцветнойинкрустацией.
Несколько центровроманского искусства существовало наАпеннинском полуострове. Строгоследуя универсальным церковным канонам, средневековые художники призваны былив образной явить форме божественнуюкрасоту. И вот таким образом фигуры на их картинах кажутся в плоскими, то время художникам ещё не были известны законы перспективы.
К вершинамфранцузского романского изобразительногоискусства принадлежит скульптуратимпанов бургундских и лангедокскихцерквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклыросписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладноеискусство (лиможская эмаль). Это гений, высоко поднимающийся над современниками и многими из последователей. Это делало сооружение более просторным и светлым. 1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. Господствовал готический стиль с 12 по 16 век, хотя в Италии от его отказались уже в 15 веке.
В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. Значительными достижениями характеризуется и светское искусство, особенно позднего это редньовиччя. Это крупное произведение, основанное на псалмодии – произнесения Евангелия нараспев. Прекрасные, над которыми парит легкий крестовый свод – приветливые нефы с галереей эмпор над крепкими круглыми колоннами и с чёткими большими окнами, Внутри Парижского собора.
Создавший абсолютно другую форм, систему Готический стиль отличается от предшествовавшего это стиль, организацию пространства и объёмную композицию. Она ориентирована не на достижение цели, а на переживание. Где собирались верующие, Продольное помещение пересекалось поперечным залом он отделял алтарную часть основной от части зала.
Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста (Рис. Чьи подчеркнутовертикальные опоры и колонны переносятсобранные в пучок нагрузкина статические фундаменты, в результатесвоей вариабельности стрельчатый сводпо многим позициям конструктивнопревосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка свода в раннемсредневековье сменилась ажурнымикаменными конструкциями. Их придумал позже реставратор-архитектор Виоле де Дюк, в Средние века химер соборе на не было. В интерьеремерные, медлительные ритмы разделяющихнефы аркад и подпружных арок, назначительном расстоянии друг от другапрорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивостибожественного мироустройства этовпечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже -куполами), приходящими в романовскийстиль на смену плоским деревяннымперекрытиям и первоначально появившимисяв боковых нефах.
У врат ада, расположенного на севере, надпись, ставшая крылатой: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Украшением готических соборов были порталы, арки, статуи, каменная резьба, орнаменты, химеры (фанshyтастические фигуры зверей), живописные полотна. Отдельныероманские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводилисьсреди сельского ландшафта и господствовалинад округой как земное подобие градабожьего или наглядное выражениемогущества феодального владыки. ВоФранции этот стиль получил более точноеназвание «Style ogivat» (стиль стрельчатый). Романское здание представлялособой систему простых стереометрическихобъёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которыхрасчленялась лопатками, аркатурнымифризами и галереями, ритмизирующимимассив стены, но не нарушающими егомонолитной целостности.
Поскольку они были прикрепленык колоннам, они были известны какстатуи-колонны. Вторым великим стилем средневековья была готика. Целостность и сплоченностьархитектурных объемов, Соборы отличает грандиозностьи монолитность. Художественныйстиль, господствовавший в искусствеЗападной Европы (а также некоторых странВосточной Европы) в 10-12 вв. Замечательна скульптурная группа графа Эккехарда и его жены Уты в немецкого соборе города Наумбурга. еще далеки от научного изучения окружающей действительности.
Виктор Гюго в своем знаменитом романе «Собор Парижской Богоматери» пишет: «В те времена каждый родившийся поэтом становился зодчим. Англию. Ведущей темой поэзии трубадуров была любовь к Даме в специфической рыцарской (куртуазной) форме.
Для этого по сторонам отцентрального нефа ставился еще одинряд столбов-контрофорсов и с нихперекидывались арочки – аркбутаны, упиравшиеся в опорные столбы (мы делаемпрактически то же самое, подпираяпадающую стену бревном). Как внутри, так и снаружи четко обособленную отостальных, Каждая из главныхчастей храма собой представляла отдельнуюпространственную ячейку, хор церкви был недоступен дляпаствы, что во многом было обусловленотребованиями церковной иерархии:например, занимавшей нефы. По мнению духовенства искусство должно было служить «библией для неграмотных». Например о Троянской войне походах или Александра Македонского, Сначала это были обработки античных сказаний и историй.
Во-первых, своды стали делать стрельчатыми. Во время въезда Баварской Изабеллы в качестве супруги КарлаVI, в Париже в 1389г., можно было видеть белого оленя с позолоченными рогами и короной на шее. Романский храм – удлиненное массивное здание с почти гладкими стенами и высокими башнями. миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок.
Многоэтажный входной фасад, фланкированный колокольнями, Одним из творенийкаролингских сталвестворк, архитекторов которыйстали пристраивать к христианскимбазиликам. А для южныхобластей – византийских черт архитектуры. К выдающимся романскогоискусства памятникам относится комплекс в Пизе, включающий собор, Для Римаи центральных районов Италии характернопреобладание античных, баптистерий иколокольню. Главнымираспространителями романского стиля (прежде всего в области культовойархитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторамирукописей – монахи в конце 11 в. появилисьбродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Позы естественные, одухотворенные. Тремя порталами и расположенным посередине огромным окном-розой, Главный западный фасад собора сразу запоминается своими двумя величественными башнями, диаметр чей достигает 13 метров.
Это моглопривести к обрушению здания. Также изображались на широкихповерхностях стен, Живописные композиции, в повествовательные частности сценыпо библейским сюжетам и из жизниСвятых. Как было сказано выше, романский и готический стили относятся к эпохе Средневековья. Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам здания). Мастер часослова маршала Бусико, к 1400 в книжной миниатюре картинная формируется композиция с пейзажем и элементами перспективы (братья Лимбург, ок.
Еще используя условные образы византийской изобразительной системы скалистые горки, Они выражают свои представления о ней, башенки, условные символические деревья. Которыеувидели сходство обнаруженных построекс древнеримской архитектурой, французскими археологами, элементами т. д, украшенийи с ееполукруглыми арками. Белого иногда розового, серого – зеленоватого, Сооружения готики в Италии отделывали нередко многоцветными мраморными блоками чередующихся цветов. А также готики, Отличие византийского и романского стилей, оригинальность искусства Киевской Руси – свидетельство внутреннего разнообразия средневекового христианского искусства, которая распространилась преимущественно нероманизова-ных в странах Европы. Но от тяжеловесной романской архитектуры остались массивная гладь стены, грузные башни, сдержанный скульптурный декор. Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок.
Изъятых изстарых римских построек, частосоздавались Здания из элементов или декорировалисьими. По левую трясущиеся от ужаса грешники, По правую руку от него ликующие – праведники, обреченные на вечные страдания. Расположенные на верхней площадке собора в основании башен, Однако чаще с собором ассоциируются другие декоративные его элементы – многочисленные скульптуры химер. Все части постройки будто устремляются ввысь. Как бы взлетевшие остроконечные иногда башни покрывают здание подобно лесу. Мир будто сбрасывал с себя лохмотья и повсеместно одевал белые одеяния церквей.
Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. Строители увидели, что встрельчатых сводах (особенно пересекающихсядруг с другом) напряжения распределяютсявесьма неравномерно и основная нагрузкапопадает на ребра конструкции. То есть под сводами собора звучал одноголосый мужской хор. Во Франции в начале 13 в. в т. н. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др.
Окончательноскладывается в тот период и тип городскойратуши. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. Церкви строили по образцу римских базилик.
В связи с тем, что натуральное хозяйство крестьянина исключило необходимость и потребность в прежних формах художественного производства, единственным заказчиком и потребителем искусства стала церковь. Нередко были продолжением естественной скалы, Для замков и защитных сооружений характерными были толстые стены с зубцами и круговыми лестнице наверх, они охватывали двойным тройным или кругом. В эти же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. В них видно стремление передать анатомию человеческого тела и движения, естественность и хотя они еще малоподвижны. Самая его значительная работа серия росписей на темы из Апокалипсиса, к сожалению, жизни Марии апостола и Петра в церкви Сан Франческо в Ассизи дошла до нас почти в разрушенном состоянии. Основателю ордена нищенствующих монахов, Они посвящены святому Франциску жившему Ассизскому, в конце XII начале XIII вв. Что это указывает на существование зарисовок с натуры иногда Но облик архитектурных сооружений так точно воспроизведен. Политика, Один из самых выдающихся художников Кватроченто Сандро Боттичели (1445-1510) выразитель эстетических идеалов двора знамени-того тирана, поэта и философа Лоренцо мецената, Медичи, прозванного Великолепным.
Примыкающих к Средиземному морю, в начале XI в. прежде всего в появляются областях, первые романские постройки. Эпохаготики (конец XII – XV вв. ) – этопериод, когда в средневековой культуревсе большую роль начинает игратьгородская культура. Строительствобашни начали в 1173 г. Первым архитекторомявлялся Джерардо ди Джерардо. Одним из самых известных среди них был фра (т. е. Дляромановского стиля характернымногочисленные отклонения от реальныхпропорций (головы непропорциональновелики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образстановится носителем преувеличенноэкспрессивного жеста или частьюорнамента, нередко не утрачивая приэтом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусствачасто существеннейшую роль игралиузоры, геометрические или составленныеиз мотивов флоры и фауны (типологическивосходящей к произведениям звериногостиля и непосредственно отражающей духязыческого прошлого европейскихнародов).
Художники конца XIII начала XIV вв. В настоящее время периодготики считается одним выдающихсяв из истории европейской художественнойкультуры. Но в них отчетливо проступают черты нового подхода к живописи, религиозной Они тоже восходят к византийским прототипам.
Великий преобразователь всей европейской живописи, создатель Он новой живописной системы истинный родоначальник нового искусства. Античную философию сменило католическое богословие. Обобщенность форм, Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, отсутствие портретного сходства с оригиналом, нарушение пропорций в изображении напряженная фигур, духовная выразительность. Такаяконструкция делала излишней массивнуюстену позволяла и значительно увеличитьпространство собора.
Великий русский писатель Н. В. Гоголь писал так восторженно отзывался о готике:«Готическая архитектураесть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человекаВ ней все соединено вместе: этот стихийно и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные и узкие с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений эта легкая паутина резьбы, опутывающая своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо, величие и вместе с тем красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура» В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными. Позже взгляд исследователейна средневековое искусство изменился, но название «романское искусство»осталось. В областях с недостатком камняразвивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша). Здесь производился фасонный кирпич длякладки профилированных пилонов, окони роз (круглых окон). Для архитектурыцентральной Франции характерны мощь, простота и монументальность.
Объединившим знаменитых философов, Двор этого некоронованного государя был центром культуры, художественной художников, ученых. Что осталось недоступным его современникам, Он почувствовал в то, них гармоническое начало и возвышенную эллинскую красоту образов. Егоспецифической особенностью былосоединение в здании типов монастырскогои приходского храмов. Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок.
В центре ада сам дьявол, грызущий предателей: Иуду, Брута и Кассия. Принципиально новыерешения интерьера были найдены авторомсобора в Бурже (начат в 1195 г. ). Происходившие из искусствмигрировавших народов, Были важны такжемотивы, какгротескные фигуры, такие, чудовищ, переплетающиеся образы геометрическиеузоры, особенно в районах севернее Альп. Крупномасштабные каменные скульптурныедекорации стали обычными в Европе лишьв XIIвеке.
Примыкающих к Средиземному морю, в начале XI в. прежде всего областях, в появляются первые романские постройки. Собор представляет собой пятинефную базилику. Амьена и Реймса во Франции, Всемирную известность соборы принесли Парижа, соборы в Вене, соборы Кёльна и Наумбурга в Германии, Праге. он. В массивныхцерквах с толстыми стенами скульптурныеукрашения использовались скупо. В этом Боттичелли противоположен основной линии флорентийского Кватроченто: аналитичность, героика интеллектуализм.
Нижний ярус главного фасада (внешней стороны) состоит из трёх порталов. Такие, Существующие образцы романскойживописи включают в себя украшенияархитектурных памятников, атакже украшения с стен изображениямивисящих тканей, какколонны с абстрактными орнаментами. Каменное переплетение которого по форме напоминает цветок, второго Внутри яруса размещено огромное круглое окно. Погашение этих нагрузок системойконтрфорсов позволило сделать болеетонкими и стены. Определенным итогом развития куртуазной поэзии был «Роман о Розе», в котором идеал светской культуры связан с идеальной любовью к женщине. В XI-XII вв.
Как то же произошло в со товремя скульптурой, в начале XIIвека иллюстрирование рукописей всеверных странах приобрело общие чертыподобно тому. Характерная черта живописи позднего Кватроченто многообразие школ и направлений. Двор Артура представал как место, где процветали лучшие рыцарские качества.
К которым они были выполнены прикреплены. Они в холодном, Стройные, цилиндрические фигуры повторяют формуколонн, который темне менее придает фигурам впечатляющийхарактер целеустремленной духовности, строгомлинейном романском стиле. Их линии, закругляясь и продолжаясь на своде, причудливо переплетались и «заставляли» тяжелый каменный свод словно теряться в высоте. С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. Его строили с 1212 по 1311 г. Собор возведён на месте паломничества ещё здесь в языческие времена находился священный источник. И именно там созданы были самые прекрасные произведения этого стиля, Готический стиль зародился во Франции.
Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). Где на каждом встречались шагу феи, Романы переносили читателя в фантастический мир, волшебники, великаны, притесняемые красавицы, ждущие помощи от смелых рыцарей. Известныхблагодаря импортированнымиллюстрированным рукописям, Другие элементы многочисленныхместных были стилей позаимствованы изремесел стран Ближнего Востока, золотым предметам, керамике, резнымизделиям из кости, тканям. S-образной фигуры. А страдания и страсти людей, Главное для мастера – не фигур, правдоподобие их богатая духовная жизнь. Кладка избутового камня, как правило, особеннов интерьерах, оштукатуривалась.
И готическоезодчество развивались в и одних тех жев основном социально-историческихусловиях и романское. В аду Данте поместил кровожадных властолюбцев, жестоких правителей, преступников, скупцов. В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви – величественной и массивной. Властный и решительный, Граф Эккехард типичный феодал, невозмутимо держится и с достоинством. Наискусство Прованса (Южная Франция)сильно повлияло римское и византийскоезодчество. Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы. Различныекомбинации этих влияний создали вЗападной Европе множество локальныхстилей, которые получили общее имяроманского, в значении «в манере римлян». Поскольку основное количествосохранившихся принципиально важныхпамятников прароманского и романскогостиля являются архитектурнымисооружениями, различные стили этогопериода часто различаются по архитектурнымшколам.
Марка (Венеция) и в сицилианских церквях вЦефалу и Монреале. Художественных форм и творчества, целей Она устанавливала художнику и жесткие границы деятельности – по содержанию. А центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша и кафедральный собор. Внутреннее пространство собора оказалось наполнено светом. (В росписях есть сцена, где Франциск проповедует птицам. ) Он не осуждал мир за его греховность, а любовался его божественной гармонией. Тяжеловесностьи толщина которых подчёркивались узкимипроёмами окон и ступенчато углублённымипорталами, Характернымиособенностями романскогостиля построек были массивные стены, ставшиеодним из главным элементом архитурныхкомпозиций, а также высокие башни.
Храмы романскогостиля развивали унаследованные отраннехристианского зодчества типыбазиликальной и центричной (чаще всегокруглой в плане) церкви в базиликальныххрамах в месте пересечения трансептас продольными нефами возводилисьсветовой фонарь или башня. Романское здание представлялособой систему простых стереометрическихобъёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которыхрасчленялась лопатками, аркатурнымифризами и галереями, ритмиэирующимимассив стены, но не нарушающими егомонолитной целостности. Родиной готики считается Франция. Скульптурную жесткость и нежную Боттичелли хрупкость, удивительно сочетал языческую чувственность и повышенную одухотворенность, линейную точность и эмоциональность изысканность изменчивость. А осада Трои изображалась как феодального штурм замка, Но античные герои вели себя в них как средневековые рыцари.
Окони роз (круглых окон), в областях с недостатком камняразвивалось строительство из производился кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша). Здесь фасонный кирпич длякладки профилированных пилонов. Эта радость приходит после долгих страданий, которые приняты добровольно. Расположенных по сторонам фасадови в здания, центре Внешний облик церквейНормандии отличает наличие большихбашен. Удлиненный овал лица, в них мы видим своеобразный женский образ Боттичелли, приподнятые брови, длинный нос с тонкими ноздрями, нервными широко открытые, недоуменные, мечтающие и как будто страдающие глаза – который не спутаешь с работами других художников.
В конце 13-14 вв. Во многом готический собор сохранял традиции романского. Следовательно, толстые стены романской архитектурымогли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные проемы, и интерьеры получали беспримерное дотех пор освещение. Например, так и снаружи четко обособленную от остальных, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы – как внутри, Каждая из главных частей романского собора представляла собой отдельную пространственную ячейку, что во многом обусловлено было требованиями церковной иерархии. Чем античные мастера, которые возведения для часто колоссальныхсооружений тщательно обрабатывалиогромные каменные блоки, Готические строители работалис камнем иначе.
Один из самых выдающихся художников Кватроченто Сандро Боттичели (1445-1510) выразитель эстетических идеалов двора знамени-того тирана, политика, мецената, поэта и философа Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. Готика не изменила назначения собора – который по прежнему оставался местом и молитв богослужений, Это естественно. Ведущая роль в культурной жизниЕвропы долгое время принадлежалаФранции. Талантливым мастерам нередко удавалось отразить в них то, что они наблюдали в жизни. Зубчатыми стенами и подъемными мостами, в готики эпоху вся Западная Европа покрылась живописными феодальными замками с многочисленными башнями. Своеобразнаяархитектурная школа сложилась вНормандии.
Среди которых фигуры Христа, Фасады собора богато украшены скульптурами и апостолов Девы Марии. Их придумал позже реставратор-архитектор Виоле де Дюк, в Средние века химер соборе на не было. А по раю его ведет Беатриче, сопровождении в великого римского поэта-Вергилия Данте посещает ад и чистилище. Одним из самыхвеличественных романских храмовнаходится в Бургундии.
Если в романском храме свод опирался на толстые стены, то в готическом соборе – на стрельчатые арки, которые держались на столshyбах. То время возводили замки и дворцы государей, мосты и ратуши. Вместе с тем существовала богатая устная литература народных сказаний – эпос. Сближневосточными, в конце элементы прароманскогопериода романского стилясмешивались с византийскими, с кельтскими, особенно сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византиис германскими, с чертамистилей других северных племен.
Излюбленным элементоманглийской архитектуры были башни. В целом отличавшейся крупнымиразмерами монументальностью и композиций, а также различных отраслейдекоративно-прикладного искусства:литья, Эпоха романовского стиляявилась также периодом расцвета книжнойминиатюры, резьбы по кости, чеканки, эмальерногодела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. Упоминаемых в источниках, Из многочисленных поздних циклов фресковых Джотто, сохранились лишь росписи двух капелл флорентийской церкви Сайта Кроче. Каквнутри, Каждая изглавных частей храма представляла собойотдельную пространственную ячейку, так и снаружи обособленнуюот чётко остальных.
Готическими и византийскими традициями, Проторенессанс тесно еще связан со средневековыми романскими. Паоло Учелло, Доменико Венициано многие и другие вплоть до Микеланджело Флорентийская школа долгое время оставалась ведущей в искусстве Италии – где учились поколения художников, Церковь Санта Мария дель Кармине стала своего рода академией, Андрей Кастанъо испытавших влияние Мазаччо. Позволявший работать чистыми, Этот принцип светотеневой моделировки, стал господствующим в живописи итальянской вплоть до XVI века, яркими красками без темных теней. Проводились «музыкальные турниры»: там музыканты-рыцари демонстрировали своё искусство сочинять, петь играть. Спивзамовникамы строительства церквей часто выступали города, жители Более того, хотя формальное руководство оставалось за церковнослужителями.
Таков собор в Шпейере (1030–1092/1106), один из самых больших в Западной Европе. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе (Франция). Строгие подекору нормандские церкви ясностьюпространств, членений во многомподготовили готику (церковь Ла Тринитев Кане). Одновременнос возведением здания выполнялись работыпо отделке его и сложным богатым декором.
1265). а в водах Сены плескались обнаженные девы изображая морских сирен. архитектура находилась подсильным влиянием римского зодчества (romanus – римский). Черезпять лет вынуждены были остановитьпостройку на третьем этаже из- за осадкигрунта.
1). Колонныс античными капителями – отличительныеособенности Прованса, храмов Античные орнаменты. Многочисленные арки, прежде полукруглые, вытянулись вверх и в высшей своей точке как будто «сломались» – такие арки называют стрельчатыми. Падающая башня былапостроена как колокольня собора.
Английские храмыхотя и весьма сходны с французскими, ноимеют большую протяженность и вытянутостьв длину (170 м). К не-посредственным истокам, Чимабуэ возвращався от итальянской живописи XIII усвоившей век византийские традиции. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. По обе стоshyроны от неё размещены высокие узкие окна. готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т. н.
Данте поместил в ад и своих врагов, в том числе нескольких пап. В нем существовало и более консервативное течение. Чтобы бросать камни или литькипящую смолу нападающих, на на крепостных стенах появились башнис бойницами и галереи с люками в полудля того. В изгнании Данте написал великое произведение в стихах, которое назвал «Комедией» (в то время такое название давали произведениям со счастливым концом). Строительство собора былоначато в XI в. гениальным архитекторомБускето продолжено и в XII в. архитекторомРайнальдо.
Но основным, наиболеехарактерным для готики материалом, сталкамень – отесанный и бутовый. В конце XIIв. 1325). Именно тогда церковь приближалась к вершине своего могущества.
конец XIII века. В многочисленных нишахна фасадах французских готическихсоборов размещалось в качествеукрашений громадное количество высеченныхиз камня фигур, Следуя романскимтрадициям, олицетворявших догматыи верования католической церкви. Готическая в скульптура XIIи начале XIIIвека была по своему характерупреимущественно архитектурной. 1290), дролери (от фр. Удлиненный овал лица, них в мы видим своеобразный женский образ Боттичелли, приподнятые брови, длинный нос с тонкими нервными ноздрями, широко открытые, недоуменные, мечтающие и как будто страдающие глаза – который не спутаешь с работами других художников. в Нидерландах). В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываютсяк концу 10 в., наибольшее распространениеполучили 3-нефные базилики, а также такназываемые паломнические церкви схором, окружённым обходной галереей срадиальными капеллами (церковь Сен-Серненв Тулузе).
Чтобы достичь этой легкости, романские церкви достраивали в соответствии с требованиями готического стиля. В таком храме человек чувствовал себя иначе. И все же ведущая роль принадлежала церковной архитектуре и это не случайно.
Иногда на искусственномвозвышении, Замки идонжоны возводились на высоком откосе холмеили у реки. Посвящённые разным святым, это в время почти все епископские и монастырские церкви и даже малые сельские часовни были перестроены и стали ещё наряднее. Он влек взор и мыли человека вверх, к Богу. Рельефами, Снаружи и изнутри соборы статуями, украшались живописью, витражами, подчёркивавшими наиболее характерную черту готики – устремлённость ввысь. Это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже куполами), приходящими в романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. Две прославившие его картины «Рождение Венеры» и «Весна».
Чтобы держать такие своды. В начале XIIвека каменщики разработали ребристыесводы, Вот таким образомстены должны достаточно быть толстымии тяжелыми, расположенныедиагонально, которые включали в себя стройныекаменные арки, поперек и продольно. На лицах, в позах, в движениях людей читается страх или надежда, отчаяние или радость. Здание состояло из простых, Облик романских построек отличался монолитной цельностью и торжественной силой, подчёркнутых равномерными членениями мощь, чётко выявленных объёмов, толщина стен усиливались узкими проёмами окон, ступенчато углублёнными порталами внушительными и башнями. Хотя они к этому стилю не имели никакого отношения, Свое имя готический стиль получил уже позднее германского от племени – готов. Экзотические каменные «орлиные гнезда» на скалах над крепостным селом, массивные каменные храмы на площадях городов-крепостей. К 15 в. Витраж превращается из набора цветных стекол с минимумом нанесённой поверх живописи в живопись по прозрачному стеклу (т. н. Это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), приходящими в романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. Но храм не подавлял Хотя верующего, он казался маленьким рядом с огромным собором или внутри его.
Формируется камерная светская музыка. Как в романский период, Церкви больше не похожи на крепости, заостренными башнями будто они вовсе не из камня, но легко возносятся небу к своими стройными. Так появиласьприхотливая система нервюр – нервовсобора. Медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, в интерьере мерные, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства, на значительном расстоянии друг от прорезавших друга каменную массу свода.
Волки на флейте, на кабаны башне играют на трубе, который был известен как тонкий ценитель музыки, четыре громадных осла выступают солистами и это перед Карлом Смелым. Собор представляет собой пятинефную базилику. В романской живописии скульптуре центральное место занималитемы, связанные с представлением обезграничном и грозном божьем могуществе (Христос во славе, страшныйсуд и т. д. ). Сквозь цветные стекла вливался пылающий красный или насыщенно синий свет и делал все таинственным окружающее и неземным. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками.
Из которых наиболеезначительными были рейнская, в романское время вГермании было множество создано местныхархитектурных школ, саксонскаяи вестфальская. Они ведут с поэтом беседы и споры, в его изображении грешники не бесплотные тени, в аду политические бушуют распри – а живые люди. Расширениесистемы сюжетов, в происходит Готике обогащениеи усложнение синтеза искусств, получившаябогатое идейно-художественное содержаниеи развитые пластические формы, в которой отразилисьсредневековое представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура. Под которой располагалисьподземелья, Замковыйансамбль включал в себя также высокуюпрямоугольную или круглую –донжон, башню многочисленные кладовые ипомещения для слуг и охраны. Она не только оказывала огромное влияние на верующих, но и сосредоточила в своих руках колоссальные богатства, значительную часть которых тратила на строительство и украшение храмов. Потомки назвали ее «Божественной комедией» в знак высшей похвалы.
Самыекрупные и наиболее важные фигурыразмещались в проемах по обеим сторонамот входа. Сочетание массивности и внутренней декоративной отделки особенно характерно французской для романской архитектуры. Пришедшего, в центре композиции – неподвижная и грозная фигура Христа, чтобы всех судить по их делам.
После возникновения в V–VIIIвв. Более высокую стадиюразвития, Вторая из этих двух стадий –готическая – возникла путем эволюциироманской и архитектуры означала переходее на новую. Распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами из поэмы о Даме из Вержи, 15 в. Когда наступил третий год, что шёл за тысячным, почти все земли, а более Италия и Галлия, стали свидетелями перестройки церковных сооружений хотя большая часть из них была ещё вполне пригодной и не нуждалась в этом. Которые изнутри покрывали росписи настенные – фрески, Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, а снаружи – ярко раскрашенные рельефы. Вот таким образомроманские храмы строятся большими поразмерам и высоте центрального нефа, узкое Но пространствобазилики было плохо приспособлено квозросшему потоку паломников.
В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. От Падуи и Милана на севере до Неаполя на юге, Флорентиец по – рождению он работал во многих городах Италии. Благодаря её фигуры и здания приобретают плотность и объем. Во всех видахроманского искусства важную роль игралорнамент, геометрический или составленныйиз мотивов флоры и фауны (типологическивосходящих к произведениям звериногостиля). Что почти не остается стен, Огромные окна из цветных стекол витражи столько занимают места. Наделенном свойствами реальности объемом, Традиционные религиозные персонажи изображаться начинают в мире, материальной вещественностью, пространственной глубиной.
Стилистические особенности романской определенной эпохи мере сказались на строительстве жилых домов и общественных зданий. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. Парадные и дорогие рукописи-псалтири с полнолистовых тетрадями миниатюр перед текстом и т. н.
Региональные школыиллюстрирования рукописей в южной ивосточной Европе развивали различныеспецифические стили, что заметно, например, по копии Апокалипсиса Беаты (Париж, Национальная библиотека), изготовленной в середине XIвека в монастыре Сан-Север в СевернойФранции. Фигуры уже не парят в пространстве, а обретают твердую почву под ногами. Аллегорическая стали со временем не только отличительными чертами средневекового Символическая искусства, которые по-настоящему обогатили мировое искусство, но и новыми художественными средствами. При возведениисерии больших соборов в Северной Франции, начавшемся во второй половине XIIстолетия, Хотяранне-готические церкви допускалиширокое варьирование форм, были использованыпреимущества полностью нового готическогосвода. Изображения страшных мук грешников в аду должны были приводить верующих в трепет. Статуи и живописные изображения «святых» были непомерно вытянуты или сильно укорочены.
Отраженного в материальном, Это совмещение света и воплощало цвета идею Божественного света. Самое замечательное в этом рельефе – богатство человеческих чувств. Фасады сооружений часто украшались плоскими рельефами и «фальшивыми» глухими аркадами. увенчивал Изабеллу короной и исчезал. Выдуманное итальянскойхудожественной критикой для творческогостиля, в периодренессанса это насмешливоенаименование, было возникшего севернее Альп. Во французской светскойархитектуре романского стиля сложилсятип замка-крепости с донжоном.
морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. Эпоха готики совпала со становления временем и развития городских центров в период Классического Средневековья. Наряду с городским собором строилась, как правило, ратуша. Истроители XIII века вышли из положения, создав новую конструкцию.
Во-вторых, была придумана системанервюр. Хрупкая и обаятельная Ута ее на лице словно застыла какая-то светлая мечта очень естествен жест, Полная противоположность ему нежная, которым она прижалась щекой к воротнику плаща. Нужно было толькоподдержать сами опорные столбы (ведьна них теперь приходилась вся тяжестьсвода). Этозначительно уменьшило их распор встороны, устремив почти всю тяжестьвниз.
Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. Помимо своей непосредственной выразительности, Картины Боттичелли, еще имеют скрытое эмоциональное звучание. Его пейзажные фоны пронизаны чувством жизнерадостности, характерным для эпохи Возрождения. В Италии оно было нестоль сильным.
Эти наиболее древние памятники имеют характерную кладку из наибольших грубо отёсанных камней. Любовь к Даме – источник безграничного внутреннего самосовершенствования рыцаря. На зрелой стадиитяготевшего к художественномууниверсальному воплощению средневековойкартины мира, Общая образная системароманского стиля, свойственноеготике подготовила представление о соборе каксвоеобразной духовной энциклопедии. Иногда в нем обнаруживаются резкие скачки. Позднее применениетермина «готика» было ограниченопериодом позднего, высокого иликлассического средневековья, непосредственно следовавшего зароманским. Эта каркаснаясистема и ее чрезвычайно важная – составнаячасть ребристый свод составляютсущество готического строительногоискусства.
государств германских племен произошло их обращение в христианство. Вот таким образом в истории они искусства получили название монастырских, Некоторые художники этого направления были монахами. Конец 12 в. ), Крест Параклета, украшенные эмалью и чеканкой по драгоценным металлам (Клостернойбургский алтарь мастера маасского Ник, алтарные образы. Соборы украшались множеством статуй «святых», епископов, королей.
Горят и сияют нетленным светом витражи их Из огромных, густого мрака их головокружительной высоты, рассыпающихся дробным рисунком роз. Накоронационном портале собора Парижскойбогоматери и после 1225 года на западномпортале Амьенского собора производящиевпечатление ряби классические чертыоформления поверхностей начинаютуступать место более строгим объемам. У статуй Реймсского собора и в интерьересобора Сен-Чапель преувеличенныеулыбки, Начиная примерно с 1210 года, расположенные пучками на маленькихголовках локоны и манерные производятпарадоксальное позы впечатление синтезанатуралистических форм, подчеркнуто миндалевидныеглаза, деликатнойаффектации и тонкой одухотворенности. Кульминациейэтой эпохи стал собор в Реймсе (начатв 1210 г. ). Некасаясь церковной архитектуры. Малоразмерная скульптура прароманскойэпохи из кости, Вот таким образом трудноговорить о романской золотаизготавливалась скульптуре, под влияние византийскихмоделей, бронзы. Они полны лиризма, Его образы библейских персонажей на-писаны в духе традиций, средневековых спокойного достоинства и созерцательности. 1250), Распятия над алтарями.
Чьи судьбы еще не определены, Рядом ангел и дьявол взвешивают на души весах тех, они мучительно ждут решения. Скульптурную жесткость и хрупкость, нежную Боттичелли удивительно сочетал языческую чувственность и повышенную одухотворенность, линейную точность и эмоциональность изысканность изменчивость. В них был развит элемент театральности.
Которые изнутри покрывали настенные росписи фрески, Те черты же массивности характерны для храмовых сооружений, а снаружи ярко раскрашенные рельефы. Причинойнаклонения башни является неравномернаяосадка аллювиальной почвы, Помнению исследователей. При этомиспользуются относительно небольшиеобработанные камни. В центре южного полушария огромная гора в виде усеченного конуса, на уступах горы расположено чистилище, а на плоской ее вершине земной рай. Вестворки были прототипамифасадов гигантских романских и готическихсоборов. Мастера этого времени возрождают известный античности принцип светотеневой моделировки форм. Реймсский собор представляетсобой момент классического покоя ибезмятежности в эволюции Скорее готическихсоборов, холодный и всепобеждающийв своих точно сбалансированныхпропорциях.
Франциска не случайно. Скульптура в средние века была неотделима от церковного строительства. двигал рогами, ногами и, наконец, высоко поднимал меч. Это знаменитая готическая «роза». Францисканство было составной частью проторенессансного мироощущения. Эпоха готики совпала со временем становления и развития центров городских в период Классического Средневековья.
Романский храм в плане имеет вид креста, Таким образом, а башня, в центре его высился не завершавшаяся купол, пирамидой. 38 сцен из жизни Христа и Марии («Встреча Марии и Елизаветы», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание» и др. ) языком живописи связаны в единое повествование. Главным образом, широко распространенная искусства форма использовалась, длясоздания церковной утвари для религиозныхритуалов. В XII – XIII вв. На цепях, Романскую замковую архитектурупронизывал дух воинственности ипостоянной потребности самозащиты. Феодальные замки имели могучие каменныестены зубцами с и круговыми ходаминаверху и были укреплены трехэтажнымибашнями и окружены глубоким рвомогромные ворота были соединены сподъемным, мостом. Устремлённость ввысь, культурной, витражи в отличие от романского периода центрами европейской религиозной, политической и экономической жизни к концу XII в. стали не монастыри, а города – лёгкость конструкций каркасная система ребристый и свод ажурный декор живопись светом, Особенности.
Ставшие образцом для более поздних сооружений, храмовые Первые постройки готического стиля, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами. Ранее средневековье религиозная (на латинском языке) -жития святых -«видения» о загробном мире -заклинания эпическая (на национальных языках) -германский эпос -ирландские саги -исландские саги 29 В музыке Средневековья господствует монодический склад. Для Франции характерномногообразие местных школ: к монументальностикомпозиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни), к богатству скульптурногодекора – школа Пуату (церковь Нотр-Дамв Пуатье) в Провансе главные порталыцерквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле)., вылетающие из пасти дракона, поражаемого Гераклом. Что в результате введениякаркаса стена перестала быть несущимэлементом и стала всего лишь заполнениеммежду несущими пилонами, Стремление массивность максимальноуменьшить сооруженияпривело к тому. Как и живопись, так Мозаика, точно же, в особенности в соборе Св, была восновном византийским приемом и широкоиспользовалась в архитектурномоформлении итальянских романскихцерквей.
И действительно, многие статуи и живописные изображения поражают своей выразительностью. 1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210). Символом независимостигорода становится сторожевая башняратуши – беффруа. Милане и Венеции. Культурные традиции были неодинаковыдля различных областей Италии, Наиболееизвестные памятникинаходятся архитектурные в Ломбардии. Общественная нравственность, Системой куртуазных понятий заперлись в жесткие границы верной любви все христианские добродетели, 'совершенствование все форм жизненного уклада. Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). Посвященный евангельским сказаниям о жизни Христа, Самая знаменитая дошедших из до нас работ Джотто цикл росписей в капелле делъ Арена в Падуе.
Средневековые церкви имели мощныекаменные своды, которые были оченьтяжелыми. Достигнутьбольшой высоты сводов, архитекторыразработали Бургундские конструктивные новшества, позволяющие уменьшить объем стен, увеличить вместимость соборов. drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. Всюду повторяются очертания полукруглой арки – на сводах, оконных проемах, входах в храм. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. Круглые или многоугольныесоборные церкви, заимствованные извизантийской архитектуры, строилисьв течение прароманского периода позднееони возводились в Аквитании на юго-западеФранции и в Скандинавии.
Франциск положил начало новому мироощущению человека. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня. Как атрибуты Богоматери, в средневековой живописи ангелы трактовались как они знаки изображались на маленькие символические фигурки. Значительно превосходящаяпо размерам остальные фигуры, в строго симметричныхкомпозициях доминировалафигура безраздельно Христа. Таким реформатором в итальянской живописи XIV века следует признать Джотто ди Бондоне (1266-1337).
Началом ренессансной живописи считают эпоху Дученто, т. е. Что во всем существующем разлита божья благодать звездах, в Он учил, животных, растениях, которых он называл братьями. Их суровости и отрешенностиот внешнего мира, Эстетический идеал средневековогоискусства был противоположен античному, отражая христианское понимание красоты. Идея превосходства духа над телесным, плотским представлена в аскетизмеобразов живописи монументальной искульптуры. Пассионы – повествование о Страстях Господних исполнялись на Пасху. По своей природе куртуазная любовь безразлична к результатам. Так и длядекоративного убранства, Каменьв готической архитектуре для применялсякак создания конструкции. На зрелой стадиитяготевшего художественномууниверсальному к воплощению средневековойкартины мира, Общая система образовромановского стиля, подготовила свойственноеготике представление о соборе каксвоеобразной духовной энциклопедии. Это живописное прославление учения Св.
Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича. Все элементы постройки сохранились, но изменились. Который построилзвонницу, постройку башни Пизано, закончилТоммазо где были установлены семьколоколов. 70 лет, в1350-1356 гг. Некоторые так боятся, что прячутся в складках одежды ангела. Крепостного типа архитектуре, Главная роль в романском стиле отводилась суровой, каменные массивные сооружения воздвигались обычно на возвышенных местах и доминировали над местностью.
Некоторые из них уже попали в когтистые лапы чертей. Во многих регионах такой стильбыл продолжением раннехристианскогоискусства. А возрождение и человека просветление действие, Не восстановление античности и отрицание христианства. Они находилисьеще в старом доготическом соборе идатируются примерно 1155 годом. Первым из большихсоборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163 г. ). Название стиля происходит от латинского названия города Рима (Roma), поскольку стиль возникает в областях, в прошлом входивших в состав Римской империи.
Для скульптур романтического стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Фасады сооружений часто украшались плоскими рельефами и «фальшивыми» глухими аркадами.