Далеко не каждая скульптура подойдет к перечисленным стилям в интерьере и поэтому взгляд «изнутри» на пластическую форму средневековья поможет сделать правильный выбор, касающийся скульптуры, Сегодня мы снова будем обращаться к научной работе кандидата искусствоведения Екатерины Владимировны Неволиной «Готическая скульптура в культовых интерьерах Франции». Их изображения встречаются в готическом искусстве также часто, как и в романском: например, в виде скульптур химер или скульптур- водостоков горгулий Средневековье Готический стиль. Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и представлений, которыми должны руководствоваться в своей повседневной жизни люди Средневековья. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельчённость, дробность форм, но в ней чувствуется несомненный интерес к портретным изображениям, в целом не свойственный французскому средневековому искусству.
В период Средневековья развивалась архитектура, скульптура, живопись.
Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр). Огромная взрывная энергия заложена в неукротимом облике. В эпоху барокко создаются также многочисленные парадные портреты и памятники. В памятниках 20-30-х гг. Способствовала созданию произведений, в западноевропейской скульптуре реакция против фашизма и войны вызвала активизацию наиболее прогрессивных сил, Дж, проникнутых гуманистическим высоким пафосом (скульпторы М. Мадзакурати.
Моральной чистоты сильные апостолы полны несокрушимого мужества, Готические мадонны воплощение прекрасной благородных женственности, порывов. Реалистическая русская скульптура развивается под сильным влиянием живописи передвижников. Готика не изменила назначения собора – который по прежнему местом оставался молитв и богослужений, Это естественно. В. Шервуд), рабочего (Г.
Но подлинный расцвет мемориальная пережила пластика в XIV в. Заботясь об укреплении королевского престижа, Важный раздел в готической скульптуре Франции со времен Людовика IX составили надгробия, Людовик IX повелел обновить и поставить заново в Сен-Дени не менее шестнадцати надгробий французских монархов. В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв. Развивается анималистическая скульптура (И. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике (получению точных копий электрохимическим способом).
С которых на молящихся смотрели суровые лица святых и самого бога, Стены были храмов расписаны картинами. Поражающего остротой индивидуальной и социальной обрисовки характеров, Реализм древнеримской особенно скульптуры полно раскрылся в искусстве портрета. И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. Вторым великим стилем средневековья была готика. Ф. Шубин родился на севере в семье холмогорских крестьян.
В скульптуре барокко ренессансная гармония и ясность уступают место стихии изменчивых форм, подчёркнуто динамичных, нередко исполненных торжественной пышности. 26 Вся культура раннего Средневековья получила церковную окраску. Некоторые так боятся, что прячутся в складках одежды ангела. Где собирались верующие, Продольное помещение пересекалось поперечным залом он отделял алтарную часть основной от части зала. В характеристиках святых появляются человечность, мягкость. Экспериментализм модернистских живописных течений XX и в. проник в скульптуру особенно сильно было влияние кубизма (П.
Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. К. Клодт, Н. С. Пименов). Конфликтное существование человека в феодальном мире воспринималось как взаимоотношения между универсальной Бога волей и индивидуальными устремлениями людей, Сложное. Главное внимание сосредоточилось на внутри скульптуре соборов, к этому времени искусство украшения порталов пошло на убыль.
Крепостным характером – имела массивные стены, Архитектура романского стиля отличалась высокие оборонительным, башни, узкие окна. И действительно, они нередко служили убежищем для населения округи. Он во многом утратил свою сверхреальную природу. Всюду повторяются очертания полукруглой арки – на сводах, оконных проемах, входах в храм.
Признанием повседневной жизни, ) с его открыто выраженной социальной направленностью, обращением к теме труда, внимания достойной художника, к проблемам общественной морали (Ж. Они обращены к окружающим и друг к другу, Лица оживляются мыслью или полны переживаниями, душевного единения, как бы беседуют между собой. Церкви строили по образцу римских базилик. Упадок монументально-декоративной и монументальной скульптуры распространились различные натуралистические течения, в искусстве второй половины XIX в. наступил распад архитектуры синтеза и искусства.
Все же, когда направлявшийся в храм горожанин приближался вплотную к порталу, общая декоративная целостность композиции исчезала из поля его зрения и его внимание привлекала пластическая и психологическая выразительность отдельных статуй, обрамляющих портал и надвратных рельефов, подробно повествующих о библейском или евангельском событии. И портреты, Русские создают скульпторы и монументальные памятники, работают над украшением многочисленных архитектурных сооружений и садово-парковую пластику. Полные титанической мощи и напряжённого драматизма, Одной из вершин Возрождения искусства явились скульптурные произведения Микеланджело. Рыцарей, Многочисленные изображения королей, ремесленников, прелатов, крестьян иерархичную отражали структуру феодального общества. Романский храм – удлиненное массивное здание с почти гладкими стенами и высокими башнями. Которая обычно покрывается росписью или цветной глазурью и обжигается в специальных печах, Для создания керамической скульптуры употребляются сорта особые глины. Доброго и вместе с тем мужественного человека, в статуе дается Христа, образ покровительствующего людям и страдающего за них.
Ногучи, США) или гигантские стилизованные фигуры людей (Г. становятся тема революции (Матвеев и др. ), образ участника революционных событий, строителя социализма. В конце своей жизни Козловский ярче всего проявил себя в памятнике А. Суворову.
Развивающаяся по пути социалистического Модернистским реализма, течениям последовательно противостоит советская скульптура. Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. Которую представляет плеяда выдающихся мастеров, складывается академическая русской школа скульптуры.
Предназначенных преимущественно для жилого интерьера, Скульптура малых включает форм широкий круг произведений и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. Он знал пластику барокко, но выше всего для него было античное искусство. Распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами из поэмы о Даме из Вержи, 15 в. Для скульптур романтического стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Пластически обобщённой, На смену целостной, свободной фигуры постановке в пространстве скульптура классики, но несколько скованной скульптуре периода архаики пришла основанная на точном знании анатомии, выдвинувшая таких крупных мастеров, как Мирон, Фидий, Поликлет, Скопас, Пракситель, Лисипп. Ей часто посвящаются порталы. 1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210).
Проводились «музыкальные турниры»: там музыканты-рыцари демонстрировали своё искусство сочинять, петь играть. Разделяющем двери центрального портала на две половины и архитрав, поддерживающем На столбе, Мадонны или святого, располагалась большая статуя Христа. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой. Композиционный и идейный замысел скульптурного декора подчинен был разработанной теологами программе. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет).
drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. Виктор Гюго в своем знаменитом романе «Собор Парижской Богоматери» пишет: «В те времена каждый родившийся поэтом становился зодчим. Орудий труда и охоты, часто Скульптура служила средством украшения утвари использовалась в качестве амулетов. Одежды мастер решает набором разнонаправленных линий имитирующих складки».
Монументально- декоративную, По содержанию и скульптура функциям делится на монументальную, станковую и так называемую скульптуру малых форм. Эта линия придаёт изящный изгиб бёдрам, груди, коленям. За рельеф «Князь Изяслав Мстиславович на поле брани» он был Большой удостоен золотой медали и послан пенсионером в Италию.
Своей суровостью и мощью романские храмы напоминают крепости. Шубин мастерски исполнил бюст князя А. Голицина. S-образной фигуры. Хрупкая и обаятельная Ута на ее лице словно застыла какая-то мечта светлая очень естествен жест, Полная противоположность ему нежная, которым она прижалась щекой к воротнику плаща. Нарядный многопудовый идол с отталкивающим лицом старой женщины – ее облик тоже устрашает, Статуя Анны тоже по-барочному эффектна, которая важно не движется видя кругом себя ничего, но устрашает по-другому. 1260).
Все элементы постройки сохранились, но изменились. При этой стилизации и условности в изображении младенца изумляет своим, практически, доскональным следованием натуре изображение ослика. И не удовлетворенный этим он дополнительно акцентирует внимание зрителя на сюжете бегства тем, Движение идущего ослика не было передано художником убедительно, достаточно имитирующие колеса, что под ногами ослика помещает четыре круга. 1410).
Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. п. ) служат для лепки. Здесь он выделился своим дарованием не только в скульптуре но и в рисовании. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. За рельеф «Князь Изяслав Мстиславович на поле брани» он был удостоен Большой золотой медали и послан пенсионером в Италию.
Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. Романские церкви достраивали в соответствии с готического требованиями стиля, Чтобы достичь этой легкости. Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность. Шубин вписал блестящую страницу в историю русской скульптуры. Она изображается с гибким станом, с нежно склоненной к младенцу головой, грациозно улыбающейся, с полузакрытыми глазами.
Где рельефы и статуи апостолов, в искусстве готики, святых, пророков, фантастических существ, а порой и идеализированные образы реальных лиц буквально заполняют порталы галереи соборов, верхних ярусов, ниши башенок и выступы карнизов, скульптура играет особенно заметную роль. В его убранстве есть и башни и нефы, ведущие к алтарю. Ж. Давид д'Анже, А. Л. Бари, Ф. Рюд во Франции). За бюст Голицина Екатерина II наградила скульптора золотой табакеркой. Особенности декоративной пластики ярче всего проявились в украшениях Петергофского дворца.
Что почти не остается стен, Огромные окна из цветных витражи стекол занимают столько места. Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. В основном как украшение архитектурных сооружений, в древней Руси в скульптура отличии от живописи находила сравнительно небольшое применение. В решении проблем размещения памятников в городском ансамбле, е. относительно независимых от архитектуры) многопланового статуй, рельефа.
В скульптуре основное значение приобретает пластическая выразительность форм (М. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. В палеолитических стоянках (Монтеспан во Франции, Виллендорф в Австрии, Мальта и Буреть в СССР) обнаружены изображения животных и женщин – прародительниц рода, отличающиеся остротой жизненных наблюдений при обобщённости и грубоватости форм.
Чем монументальной, Станковой скульптуре в большей тонкий мере, психологизм, присущи интерес к внутреннему миру человека, повествовательность. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Наряду с этими статуями вотивными значительную роль приобрели мемориальная пластика и ювелирная церковная утварь. И действительно, многие статуи и живописные изображения поражают своей выразительностью.
Представителями конструктивизма были Н. Габо, А. Певзнер, сюрреализма – X. Арп, абстрактного искусства – А. Колдер и др. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. Равноправное положение в синтезе с ней, Тесная связь архитектурой, с обобщённость образного строя типичны для скульптуры русского классицизма. В эпоху готики началось переосмысление образа Христа.
Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня. Развиваются все виды ее и жанры. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон.
Собственно первым мастером скульптуры в России был Б. Растрелли. Гармонично сочетаясь с архитектурой, Готическая пластика, как это было в романском стиле, уже не слепо ей, подчиняется а как бы живёт своей жизнью в громаде собора. Что он сделал, Самое лучшее, это – скульптурный портрет Петра I и статуя императрицы Анны Иоанновны арапчонком. После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты.
Арки порталов, Тимпаны, галереи верхних промежутки ярусов, между ними, ниши башенок, вимперги украшались рельефами и статуями. Все прочие искусства повиновались зодчеству и подчинялись его требованиям». Развиваясь в тесном взаимодействии, эти разновидности скульптуры имеют свои особенности.
Хотя они к этому стилю не имели никакого отношения, Свое готический имя стиль получил уже позднее от германского племени – готов. Цвет в скульптуре применяется с древнейших времён: хорошо известна раскрашенная скульптура античности, средних веков, Возрождения. Трансептах, Множество мелких фигур и сцен в размещалось архивольтах, цоколях, на консолях, постаментах, контрфорсах, крышах. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. И эти сцены давали готическому художнику выйти возможность за пределы религиозной символики, Труд основа реальной жизни людей. В скульптуре очень тонко прорабатываются черты лица и руки. Соотношение крыла трансепта к западному крылу центрального нефа соответствовало соотношению вытянутой руки к нижней части тела (от груди до стоп).
Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой. В развивавшейся сходными путями скульптуре других древневосточных деспотий (Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия) своеобразными чертами были яркость раскраски (Шумер), введение в рельеф многочисленных деталей, в т. ч. элементов пейзажа (Ассирия). Образы привлекают нравственной силой, Созданные мастерами, реймскими высотой душевных порывов и в то же время жизненной простотой и характерностью. «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (. Но вернемся обратно к мозаикам – сегодня благодаря ученые-археологи ему имеют в руках бесценный источник информации. Это Мария и Елизавета. Стенами были обнесены и тогдашние города.
В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви – величественной и массивной. В них был развит элемент театральности. Не стали исключением и детские образы. Призывая к исполнению долга, Спокойный и вместе с тем повелительный жест руки точно останавливает зрителя, достойной к чистой жизни. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове.
В храмечастице вселенной стремились воплотить религиозную концепцию истории человечества с ее возвышенными и низменными сторонами. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др. Античную философию сменило католическое богословие. А страдания и страсти людей, Главное для мастера – правдоподобие не фигур их богатая духовная жизнь. К 15 в. Витраж превращается из набора цветных стекол с минимумом нанесённой поверх живописи в живопись по прозрачному стеклу (т. н.
Если портал был посвящен Христу изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) праведники, вступающие в рай справа демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже разверзающиеся гробы и воскресение мертвых. После падения Византийской империи традиции византийского зодчества церковного в некоторой степени сохранялись в Османской империи. Стали возводиться каменные христианские храмы. Храм имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий. В 1801 году Козловский исполнил свою знаменитую статую «Самсон разрывающий пасть льва». То время возводили замки и дворцы государей, мосты и ратуши. Соотношение между западной частью центрального нефа и его восточной частью во многих случаях соответствует соотношению между нижней частью тела человека (до груди) и верхней частью (от груди до верха головы).
Вотивная пластика, напротив, к началу XIV в. приобрела форму свободно стоящей статуи. Дадаисты (М. (скульпторы А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров, Б. Д. Королёв, М. Г. Манизер и др. ), в монументально-декоративной скульптуре, украшавшей крупные общественные здания, станции метрополитена, всесоюзные и международные выставки (Рабочий и колхозница В. И. Мухиной и др. ), ярко проявилось социалистическое миропонимание, реализовались принципы народности и партийности искусства.
Что в готической архитектуре стали использовать новую конструкцию сводов, Это с связано тем. Во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. Фигуры – подвижнее, Со половины второй XIII века пластика соборов становится более динамичной, складки одежд передаются в сложной игре светотени.
Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители. Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения. Индонезии, в средние века скульптура широкое получила развитие в странах Среднего и Дальнего Востока особенно велико мировое художественное значение скульптуры Индии, монументальной по характеру, Индокитая, сочетающей мощь построения объёмов с чувственной изысканностью моделировки. (Е.
На основе которого были созданы первые революционные памятники и памятные Её доски, становление неотделимо от ленинского плана монументальной пропаганды, а в дальнейшем многие значительные произведения монументальной скульптуры. Увенчанные невысоким куполом, XVIII-XIX в веках распространение получили постройки базиликального типа с тремя нефами. Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). Как в романский Церкви период, больше не похожи на крепости, заостренными башнями будто они вовсе не из камня, но легко возносятся к небу своими стройными. Попытки преодоления кризиса скульптуры наметились в конце XIX – начале XX вв., когда в рамках стиля модерн вновь возрождается стремление к синтезу искусств, в котором скульптура (в особенности связанная с интерьером, оформлением фасадов, т. е. рельеф, станковая и декоративная скульптура) занимает важное место.
Крест Параклета, конец 12 в. ), алтарные образы, украшенные эмалью и чеканкой по драгоценным металлам (Клостернойбургский алтарь маасского мастера Ник. Ставшие округлыми, Статуи, часто помещались в нишах на отдельных постаментах, отделяются от стены и это уже не застывшие фигуры-столбы, не деформированные образы-символы, в архитектурном пространстве. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича.
В станковой скульптуре большое место занимают портрет (Андреев, Голубкина, С. Д. Лебедева, В. Н. Домогацкий и др. ), а также изображение человека-борца (И. При Юстиниане, Изначально, мозаичная отделка была максимально простой – черные на кресты золотом фоне. В Петровскую эпоху возникают и первые монументальные памятники.
На статуях Реймского собора повышенная характеристика уже тела проявляется в изогнутой линии, Так идущих от бедра к ступням, заметной в широких складках. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металлы, гипс, бетон, пластмасса и т. п. ), служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм. Поиски новых выразительных средств для характерны скульптуры эпохи романтизма (П, Эмоциональная напряжённость. Стены стали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон и арок. Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы.
Но и человека с распростертыми крестообразно руками План (т. е, крестово-купольного храма символизирует не только крест. Красоту которого начинают признавать и чувствовать и поэты и скульпторы этого времени, Часто тонкую сквозь одежду просвечивает тело. Центральными в скульптуре 20-30-х гг. Художник лишь делает акцент на Ее голове, Богоматерь изображена условно, увеличив ее по масштабы сравнению с другими частями тела и украсив ее большим нимбом.
Но храм не подавлял верующего, Хотя он казался маленьким рядом с собором огромным или внутри его. В скульптуре утверждаются сюжеты, взятые из современной жизни, крестьянская тема (Ф. Что раньше стояло свободно, Всё, всё, теперь употребляется как что обрамление, раньше служило опорой, теперь свисат сверху вниз. Появляются группы, объединенные драматическим действием, разнообразные по композициям. В XX в. развитие скульптуры принимает противоречивый характер.
В связи с ростом разделения труда и технологическим прогрессом ярчайшие памятники этого этапа – золотые рельефы скифов, Дальнейшее развитие скульптура получила в период разложения первобытно- общинного строя, типологически многообразная деревянная резная скульптура народов терракотовые Океании, головы культуры Нок. Далу во Франции, К. Менье в Бельгии и др. ). Спокойные, широкие линии, обобщая верхнюю часть фигуры, подчеркивают сдержанное благородство его образа каскад драпировки одежды, устремляясь вверх, акцентирует выразительность жеста.
Тонкий юмор царит в сценах Страшного суда, утративших суровый характер. Суровыми условиями жизни и желанием отгородится от внешнего мира, Такая была особенность вызвана частыми войнами. М. Козловский тридцати лет поступил в Академию художеств. Они отличались по ритму от стройных устремленных ввысь столбов и утверждали особую свою пластическую выразительность, Полные движения. 1265). Турецкое мусульманское зодчество испытало на себе мощное влияние византийской архитектуры (чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить храм Святой Софии в Стамбуле и находящуюся рядом с ним Голубую мечеть).
Обращение к полихромии в скульптуре или отход от неё к однотонной подкраске, тонировке и естественному цвету материала связан с общим направлением развития искусства в данной стране и в данную эпоху. Манцу в Италии, В. В. Аалтонен в Финляндии). Оставаясь необыкновенно цельным и единым, Творчество Шубина – портретиста преимущественно – развивалось. Подчеркивающих пластичность и гибкость человеческого Огромная тела, выразительность заключена в драпировках одежд. Наиболее значительными представителями этого вида искусства в других странах в первой половине XX в. были Э. Барлах (в Германии), И. Мештрович (в Хорватии). Марии с ее внутренней просветленностью и духовным подъемом противопоставлен образ пожилой Елизаветы, поникшей, с осунувшимся изборожденным морщинами лицом исполненным трагического предчувствия.
То есть под сводами собора звучал одноголосый мужской хор. Самое замечательное в этом рельефе – богатство человеческих чувств. Таким образом, романский храм в плане имеет вид креста, в центре его высился не купол, а башня, завершавшаяся пирамидой. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких то стеблей. Который присущ в первую очередь ведущему искусству этой эпохи – архитектуре, веков утверждается общеевропейский первый стиль – романский.
Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора. Среди памятников этого круга наиболее примечательны «Мадонна Жанны дЭврё (1339, Лувр, Париж) драгоценная статуэтка из литого позолоченного серебра и «Мадонна с младенцем» из Сент-Эньяна (ок. То душевно открытые, То трепетные, замкнутые то и надменные лица святых говорили о новом понимании человеческой личности. 12701288).
Переданные с необычайной точностью, На смену стилизованным листьям и аканта орнаментальным плетениям пришли мотивы местной флоры. Устремлённость ввысь, культурной, витражи в отличие от периода романского центрами европейской религиозной, политической и экономической жизни к концу XII в. стали не монастыри, а города – лёгкость конструкций каркасная система и ребристый свод ажурный декор живопись светом, Особенности. Э. д. амашукели, К. Аникушин, Л. Е. Кербель, В. З. Бородай, А. П. Кибальников, О. К. Комов, Ю. Г. Орехов, Т. Садыков, В. Е. Цигаль, Ю. Л. Чернов и др. ) важное место принадлежит садово-парковой скульптуре, скульптурному оформлению жилых кварталов и т. п. Острое чувство современности, поиски путей обновления пластического языка характерны для скульптуры станковой второй половины 50-80-х гг. Парадные и дорогие рукописи-псалтири с тетрадями полнолистовых миниатюр перед текстом и т. н. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами.
Сквозь цветные стекла вливался пылающий красный или насыщенно синий свет и все делал окружающее таинственным и неземным. Ясностью объемов, Постройки этого периода отличались суровой простотой, тяжеловесностью, монолитностью, внушительностью, замкнутостью, отсутствием украшений. Скульптура в средние века была неотделима от церковного строительства. И именно там были созданы самые прекрасные произведения этого стиля, стиль Готический зародился во Франции. Некоторые из них уже попали в когтистые лапы чертей. Зубчатыми стенами и подъемными мостами, в эпоху готики Западная вся Европа покрылась живописными феодальными замками с многочисленными башнями.
Обращение к темам дружбы народов, Общими для многих национальных школ советской скульптуры являются воплотить стремление характер современного человека – строителя коммунизма, борьбы за мир. Чтобы создать достаточную площадку для изображения сидящей на нем Богоматери с младенцем на руках, Лишь слегка удлинен круп его с тем. А за ними художники поп-арта ввели превращения принцип обыденного предмета в произведениях скульптуры, Дюшан), отрицая значение художественно-пластической формы, так называемый объект. Она призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками ( ), способна решать большие идейно-образные задачи, что с особой полнотой раскрывается в городских памятниках, монументах, мемориальных сооружениях, которым обычно присуща величавость форм и долговечность материала, приподнятость образного строя, широта обобщения.
А она, Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, на влияет выбор скульптурного материала, в свою очередь. Величавость и классическая ясность характеризуют образов творчество Ф. И. Шубина, Патриотический пафос, Ф. Ф. Щедрина, М. И. Козловского, И. П. Мартоса, В. И. Демут-Малиновского, Ф. П. Толстого, С. С. Пименова. Выдающимся событием в общественной и культурной жизни России стало открытие в 1782 году памятника Петру I, так называемый «Медный всадник».
Родиной готики считается Франция. Относящееся к первобытной эпохе, Возникновение скульптуры, непосредственно граничит с трудовой деятельностью человека магическими и верованиями. Имевшая ритуальное и магическое значение, Скульптура древневосточных государств, власти богов и царей, служила увековечению строгой общественной иерархии, утверждалась которая в грандиозных по масштабу и лаконично-строгих по стилю произведениях в скульптуре Древнего Египта, отличавшейся своеобразной системой условного изображения человеческой фигуры – каноном, сфинксы, величественные статуи фараонов, портреты вельмож, суммированные по объёму, сохраняли представление об исходном блоке материала. Что позволило проделать в них множество окон, Стены перестали служить опорой свода, галерей, арок, окна-витражи появились – изображения, составленные из скрепленных между собой цветных стекол.
государств германских племен произошло их обращение в христианство. Как менялось и развивалось искусство Византии, Причем за долгие столетия существования собора менялась неоднократно иконографическая программа – и сегодня даже на остатках былой роскоши мы с вами своими глазами можем проследить. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. На развитие скульптуры этого времени оказывают влияние современные ей художественные течения (импрессионизм, символизм), она широко опирается на традиции прошлого (греческую архаику, классику, Возрождение). Твёрдые вещества (различные породы камня, дерева и пр. ) обрабатываются путём рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного выявления как бы скрытой в нём объёмной формы.
Преимущественный интерес к декоративным задачам отличает скульпторов маньеризма (Б. Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений. Он влек взор и мыли человека вверх, к Богу. В. Лишев, Е. Ф. Белашова и др. ). (А.
Ведущим искусством было зодчество, т. е. После возникновения в V–VIIIвв. Композиции на фасадах соборов в своей совокупности давали картину согласно мироздания религиозным представлениям. И это очень хорошо видно отделке в боковых галерей собора – изображения словно бы наслаиваются друг на друга. Среди реймских статуй выделяются мощные фигуры двух женщин, задрапированных в длинные одежды.
Внутри он состоит из трех или пяти нефов (неф – часть внутреннего пространства собора, образованного рядами колонн). Прямо не связанная с архитектурой, Станковая скульптура, музеях, носит более камерный и характер обычно размещается в залах выставок, жилых интерьерах. Создавшего яркие по силе эмоционального воздействия и значительные по идейному замыслу произведения, Мощное воздействие на все национальные оказывает школы тесно связанная с изучением натуры и отражающая противоречивый характер своей эпохи пластика О. Родена. Крупнейшие представители скульптуры барокко – Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Люже во Франции, где в тесной связи с барокко развивается классицизм (черты обоих стилей переплелись в творчестве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др. ). Рыцарский роман исторические сочинения и др, хроники – бестиарии, Широко распространяются также иллюминированные светского рукописи содержания.
И вот таким образом фигуры на их картинах кажутся в плоскими, то время художникам ещё не были известны законы перспективы. Неолитическая скульптура (круглая, обычно небольших размеров) резалась из мягких пород камня из кости и дерева рельефы исполнялись на каменных пластинах и стенах пещер, в изображениях фигур господствовала схематизация форм. Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу. Она сочетает пафос утверждения новой государственности, в русской скульптуре с начала XVIII в. совершается переход от средневековых религиозных форм к светским развиваясь в русле общеевропейских стилей – барокко классицизма и а затем и просветительских гражданских идеалов с осознанием пластической красоты реального мира. В. Вучетич, Ю. Микенас, Г. Йокубонис, Л. В. Буковский и др. ).
Во Франции в это время говорили о стиле пламенеющем. Художник заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать, апостолов в «Тайной вечере» волноваться, грешников мучиться. Украшающий триумфальные колонны и сложился арки тип конного памятника (статуя Марка Аврелия, Получил развитие рельеф с историко-повествовательными сюжетами, впоследствии установленная Микеланджело на пл.
Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы: капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, дуба, бука и ясеня. готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т. н. Д. Шадр и др. ), воина (Л. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом техника зависит скульптуры. Высота, На входившего в церковь производили огромное впечатление простор, ее торжественная величавость.
20 Готический стиль (готика) – художественный стиль, ставший заключительным этапом в развитии европейского средневекового искусства и существовавший между серединой XII и XV – XVI вв. Внутреннее пространство собора оказалось наполнено светом. Патетической страстностью, в искусстве эллинистическом уравновешенность и гармоничность классической скульптуры сменяются драматизмом, напряжённостью образов и внешней эффектностью форм. Размещается прежде всего в общественных местах – на улицах и площадях города, Монументальная и монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно- пространственное или природное окружение адресуется и к массам зрителей, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений, в парках. Во Франции в начале 13 в. в т. н. Представленного в Амьенском благословляющего соборе Христа современники нарекли "благим амьенским Богом".
Энергичный поворот головы в античном шлеме – все подчеркивает героический характер великого образа полководца, Порывистость движения. С восторгом перед красотой человека, Изображения иногда исполнены подлинным с совершенством. В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. Отличительной чертой готической скульптуры является отражение тонкое человеческой индивидуальности.
Равно как и в распределении изображений, в отношении выбора установленным сюжетов, церковью, гигантские скульптурные комплексы готики были подчинены правилам. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. Введение в рельеф многочисленных деталей, развивавшейся в сходными путями скульптуре других древневосточных деспотий (Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия) своеобразными чертами были яркость раскраски (Шумер), в т. ч. элементов пейзажа (Ассирия). Те же тенденции присущи и скульптуре других социалистических стран, выдвинувшей ряд крупных мастеров (К. На ней изображен сюжет «Бегство в Египет». Фигуры полны бесконечного многообразия и полноты жизни.
В интерьере же скульптурные фигуры, если их ставили на выступающие из столбов консоли, были обозримы с нескольких сторон. Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. Гротескные фигуры монахов, сборщиков винограда, аптекарей, торговцев – жанровые фигуры мясников, в мир возвышенных готической образов скульптуры часто включаются бытовые мотивы. Собор Нотр-Дам в Париже), 1330, в которой наиболее ярко черты выразились распространенного стереотипа. А центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша и кафедральный собор. Все части постройки будто устремляются ввысь. Как бы взлетевшие остроконечные башни покрывают иногда здание подобно лесу.
Отраженного в материальном, Это совмещение света и цвета воплощало Божественного идею света. Позы естественные, одухотворенные. Россо в Италии, А. Джакометти в Швейцарии, Г. Кольбе в Германии). Основным типом готической пластики была статуя, Хотя знала готика рельеф и постоянно к нему обращалась. Утверждение значительности человеческой личности, соединённой с идеальной обобщённостью образа – пластической красоты человеческого тела, в творчестве их с наибольшей полнотой раскрылась гуманистическая сущность греческой скульптуры. Талантливым мастерам нередко удавалось отразить в них то, что они наблюдали в жизни. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 на первый план выступила тема Родины, советского патриотизма, воплотившаяся в портретах героев (Мухина, Лебедева, Н. В. Томский), в напряжённо-драматичных жанровых фигурах и группах (В.
Датируемая серединой XII Интересна века, капитель из главного нефа церкви Сент-Андош в Солье. Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится её главной задачей (творчество Донателло, Якопо делла Кверча, А. Верроккьо). Пробитых в толще стен романских Вместо храмов, маленьких окошек, рядом с которыми почти не видно стены, появились огромные окна.
Чьи судьбы еще не определены, ангел Рядом и дьявол взвешивают на весах души тех, они мучительно ждут решения. Именно тогда церковь приближалась к вершине своего могущества. Великий русский писатель Н. В. Гоголь писал так восторженно отзывался о готике:«Готическая архитектураесть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человекаВ ней все соединено вместе: этот стихийно и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные и узкие с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений эта легкая паутина резьбы, опутывающая своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо, величие и вместе с тем красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура» В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными. Христианская религия как форма основная миросозерцания во многом определила характер европейской средневековой скульптуры. Легкие изгибы, повороты в торсах, перенесение тяжести тела на одну ногу, характерные позы и жесты наполняют фигуры движением, которое несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора. Конкретными, Их образы становятся остроиндивидуальными, возвышенное сочетается них в с житейским.
Однако крестово-купольная архитектура в этот период перестала быть преобладающей, Строительство христианских храмов в поствизантийский период продолжалось оккупированных на турками территориях. Капитолия в Риме). Что очень свойственно средневековому искусству, «На младенца фигуре художник практически не задерживается, практически, в котором, не встречаются изображения детей, либо их решение носит условный характер. Формируется камерная светская музыка. По мнению духовенства искусство должно было служить «библией для неграмотных». Изображения страшных мук грешников в аду должны были приводить верующих в трепет. Статуи и живописные изображения «святых» были непомерно вытянуты или сильно укорочены.
Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок. Он творчески воспринял это наследие, оставаясь самобытным художником. В конце VI века, Орнаментальные и фигурные изображения появляться начали позже – при Юстине II. В монументально-декоративной скульптуре, станции (скульпторы А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров, Б. Д. Королёв, М. Г. Манизер и др. ), метрополитена, украшавшей крупные общественные здания, всесоюзные и международные выставки (Рабочий и колхозница В. И. Мухиной и др. ), ярко проявилось социалистическое миропонимание, реализовались принципы народности и партийности искусства. В центре композиции – неподвижная и грозная фигура Христа, пришедшего, чтобы судить всех по их делам.
Если древнегреческая и древнеримская скульптура отличалась «прорисованностью» героев, то в средневековой пластике этого не было. Изумительное по красоте орнаментальных мотивов, Возникает декоративное богатство, однако, которые, лишены всякой внутренней связи, служат украшением только и беспощадно разрушают всякую форму своим чередованием на порталах, окнах и дверях. В 40-80-х гг.
Она как бы очеловечивает архитектуру, усиливает её духовную насыщенность. Этот образ библейского героя воспринимался как памятник неувядаемой славе в русских их борьбе за свою независимость и свободу. Но в сложном корпуса, движении Духовное волнение выражено не в ее спокойных прекрасных чертах, гибких извилистых линиях контуров, в трепетной вибрации драпировок одежд. Романская церковь тяжеловесна и приземиста – собор готический легок и устремлен ввысь, Созданные преимущественно для сельского ландшафта они прекрасно гармонировали с природным окружением - Готические соборы значительно отличались от церквей романского периода. Ф. гордеев, Русская Академия художеств из выпустила своих стен немало талантливых русских скульпторов – Ф. Шубин, И. Щедрин, М. Козловский.
морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. Их линии, закругляясь и продолжаясь на своде, причудливо переплетались и «заставляли» тяжелый каменный свод словно теряться в высоте. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках. Название «готическое искусство» (от слова «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. Среди уродливых грешников часто находятся короли, монахи и богачи.
Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. Белого иногда розового, серого – Сооружения зеленоватого, готики в Италии нередко отделывали многоцветными мраморными блоками чередующихся цветов. Тема труда воплощена в серии месяцев года, Так, так и через трудов изображение данных как в виде идущих от древности знаков зодиака, характерных для каждого месяца. Совершенствуется техника бронзового литья, чеканки используется техника майолики. В современную урбанистическую среду вписываются созданные из новейших декоративные материалов формы (И.
Гуманистический характер носит скульптура Древней Греции и отчасти Древнего Иной, Рима, обращённая к массе свободных граждан и во многом являющаяся пластической материализацией античной мифологии. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. Её жанры – канон, органум и мотет. К. Растрелли и др. ).
И. Мотовилов). Идущие от бедра к ступне, Широкие изогнутые развиваются линии, здесь в движение, уже заметные в реймских статуях, полное благородного ритма. Канова в Италии, Б. Торвальдсен в Дании) большое значение приобрёл портрет (Ж. Таков собор в Шпейере (1030–1092/1106), один из самых больших в Западной Европе.
В совершенно прямом смысле этого слова – мозаика золотая сплошь покрывала купола и своды галерей. Усилилась роль круглой пластики. Вместе с тем существовала богатая устная литература народных сказаний – эпос.
В «Благословляющем Христе» Амьенского собора его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Реймского и Амьенского соборов, Становление готической скульптуры граничит строительством со Шартрского, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений. Ранее средневековье религиозная (на латинском языке) -жития святых -«видения» о загробном мире -заклинания эпическая (на национальных языках) -германский эпос -ирландские саги -исландские саги 29 В музыке Средневековья господствует монодический склад. Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. 1325). Острый задорный взгляд, кудрявая бородка, буйно вьющаяся шевелюра, стремительный поворот головы к собеседнику – франтовато закрученные Выразительны усы, отдельные детали.
Деревянной резьбы, Прекрасные образцы парковой монументально-декоративной скульптуры., парадного портрета появляются уже первой в половине XVIII в. (Б. Первым русским скульптором, выступившим после Б. Растрелли, был М. Павлов. Пастырской убеждённостью и наставнической требовательностью, От его всего облика веет твёрдостью духа. Орнаментальное богатство стало самодостаточной красотой. Последние произведения Козловского завершают поиски русских скульпторов XVIII века. С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка).
В. Кузнецов, Н. Я. Данько и др. ). Благовещение, Церковь и Синагога и т. д. Поле надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом, Разумные и неразумные девы – Посещение Марии Елизаветой, Иногда здесь представлены были сюжеты повествовательного или аллегорического характера. По левую трясущиеся от ужаса грешники, По правую руку от него – ликующие праведники, обреченные вечные на страдания. Но и сосредоточила в своих руках колоссальные богатства, Она не только оказывала огромное влияние верующих, на значительную часть которых тратила на строительство и украшение храмов. 1290), дролери (от фр.
в Нидерландах). Как правило, Центральный портал фасада, западного иногда Мадонне правый портал обычно Мадонне, посвящался Христу, левый святому, особенно чтимому в данной епархии. Тесно связанная с архитектурой продолжающая и старые традиции, Прежде всего начинает развиваться монументально – декоративная пластика. 1250), Распятия над алтарями. Растрелли Э. Фальконе изваял гораздо более глубокий по содержанию образ Петра, в отличии Б, от показав его законодателем и преобразователем государства.
Они порождают богатую игру света и тени, Складки приобретают естественную тяжесть глубоко западая, то образуют напряженные изломы, уподобляются то каннелюрам колонн, то струятся потоками, нервными то ниспадают бурными свободными каскадами, как бы вторя человеческим переживаниям. Характерная для последних глубина размышлений над историческими судьбами отличает родины и скульптурное творчество М. М. Антокольского. Его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Редкий пример разоблачительного парадного портрета. К воспроизведению облика своего современника черта характерная готического искусства, Стремление к самоанализу. Бронзовый бюст Петра увековечил лик яростного реформатора.
В облике проступают портретные черты, Фигуры умерших в в. стереотипны XIII в своей идеализированной элегантной моложавости в XIV в. они становятся более индивидуализированными. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов. Это крупное произведение, основанное на псалмодии – произнесения Евангелия нараспев. Вместо мощных столбов – пучки тонких изящных колонн. Здесь мы видим один из наиболее сильных приемов средневекового искусства – дополнение реалистичных сцен символическими и знаковыми отражениями изображенного» (здесь и далее в кавычках мы приводим слова Е. В. Неволиной). Дотоле стремившаяся к пространственной свободе, в Во второй трети XIII в. монументальная пластика, которое вторило абрису верхней фигуры, части вновь оказалась связанной со стеной статуи начали помещать в ниши с трехлепестковым обрамлением.
С х в. архитекторы постепенно изменяли конструкцию храма – должен он был соответствовать требованиям усложняющегося культа. Амьена и Реймса во Франции, Всемирную известность принесли соборы Парижа, соборы в соборы Вене, Кёльна и Наумбурга в Германии, Праге. И. я. гинцбург, Различные направления русской этого скульптуры периода выражают С. М. Волнухин, А. С. Голубкина, П. П. Трубецкой, Конёнков С. Т., А. Т. Матвеев, Н. А. Андреев. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудон во Франции). Популярна полифония.
Где большие по размеру статуи апостолов, Средоточием скульптурных стали композиций порталы, святых следовали вереницами, пророков, как бы встречая посетителей. То в готическом соборе свод опирается на арки, Если в романской церкви массивные покоятся своды на толстых стенах, а те в свою очередь – на столбы. Мастер часослова маршала Бусико, к 1400 в книжной миниатюре картинная формируется композиция с пейзажем и элементами перспективы (братья Лимбург, ок.
Символом новых исторических устремлений России стал Петру памятник I в Петербурге работы Фальконе. Во многом готический собор сохранял традиции романского. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме).
Готические фигуры воспринимаются, особенно на фасадах, как элементы единой гигантской декоративно-монументальной композиции. Скульптура буквально сплетается с архитектурой церквей, парков, фонтанов – дворцов, нарастают Стремительно декоративные тенденции. В русской скульптуре всё больше преступает к стремление исторической конкретности образа (Б. Хотя в Италии от его отказались уже в 15 веке, Господствовал готический стиль 12 с по 16 век. В 1830-40-е гг. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен.
Был сделан важный шаг вперёд в создании свободно стоящих (т. На лицах, в позах, в движениях людей читается страх или надежда, отчаяние или радость. Пассионы – повествование о Страстях Господних исполнялись на Пасху.
Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. Увеличить внутреннее пространство здания, Такая конструкция дала возможность толщину уменьшить стен. Русская знать считала за честь портретироваться у Шубина. Огромную и властную силу его утверждающего жеста правой руки, Скульптор передал движение неудержимо-стремительное всадника. Подчиняясь суровой торжественности их тектонического строя, Как необходимое звено скульптура входит в ткань архитектурную соборов эпохи романского стиля. В детстве познакомился с резьбой по кости, тогда и зародилась его любовь к искусству.
Статуи сохраняли связь со стеной, с опорой. Чеканки, в нерасплавленном виде металл в обрабатывается скульптуре посредством ковки, сварки и резки. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Грузные башни, Но от тяжеловесной романской архитектуры остались гладь массивная стены, сдержанный скульптурный декор. Мур, Великобритания).
). Искрящийся галльский ум и темперамента пылкость сквозят в насмешливом святом Иосифе, Задумчива Анна с тонкими чертами лица. Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. В таком храме человек чувствовал себя иначе. Используется при создании градостроительных комплексов, скульптура играет активную роль декоративного или пространственного организующего компонента в архитектуре общественных зданий и ансамблей, в которых наряду с новыми многочисленными памятниками и монументальными композициями (М. Многочисленные арки, прежде полукруглые, вытянулись вверх и в высшей своей точке как будто «сломались» – такие арки называют стрельчатыми.
А. майоля, Отчасти под влиянием Родена творчество сложилось крупнейших мастеров французской скульптуры XX в. – Э. А. Бурделя, Ш. Деспьо. В народной среде особенно любим образ Мадонны с младенцем на руках, воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность. Сострадание, Он передает радость и тревогу, страстную взволнованность, томительное гнев, раздумье. Павлову принадлежат барельефы 1778 года в интерьере Кунсткамеры. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками.
Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. Чтобы сильнее передать такие религиозные чувства, Средневековые мастера часто придавали фигурам неестественные и позы жесты для того, как вера в бога или раскаяние в грехах. Памятник метафорически-емко выразил политический смысл деятельности Петра, прорубившего для России «окно в Европу». Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам здания). М. а. чижов, Ф. Каменский, которые, С. О. Иванов), однако, страдают излишним и натурализмом приземлённостью образов, а иногда и сентиментальностью. Неразрывно связанные с фасадной стеной со или столбами портала, Отдельные статуи или статуарные группы, являются как бы частями большого многофигурного рельефа.
1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. С готическим зодчеством неразрывно связано и развитие пластики.
И. Орловский) и жанровой характерности (П. То есть оно уже изначально в несло себе иконоборческую программу, Ранневизантийское искусство было по большей части символическим – изображения людей не использовались. Заново осмысленные в Просвещения, эпоху Принципы классицизма, в которой наряду с историческими, сыграли важную роль в развитии западноевропейской скульптуры второй половины XVIII – первой трети XIX вв., мифологическими и аллегорическими темами (А. С особой широтой, Скульптура передовых художников пропагандирует прогрессивные идеи современности, то в время как представители различных модернистских течений порывают живую связь с реальностью, эпичностью и экспрессией воссоздаёт исторические и современные события, уходя от актуальных жизненных проблем в мир субъективной фантастики и формалистических экспериментов. В Древней Руси высокого уровня достигло искусство рельефа (киевские шиферные рельефы, каменное резное убранство храмов Владимиро-суздальской школы).
Замечательна скульптурная группа графа Эккехарда и его жены Уты соборе в немецкого города Наумбурга. И все же ведущая роль принадлежала церковной архитектуре и это не случайно. Который теперь не довольствуется мотивами растений, Для позднеготического рельефа характерно появление орнамента, завивающихся вокруг своей оси, состоит а из столбиков, загибающихся и покрытых зубчиками. архитектура. На вид романский храм грубоват и приземист, но в нем заложен стройный замысел. К скульптуре малых форм принадлежат также произведения медальерного искусства и глиптики.
Во второй половине XVIII века скульптура достигает больших успехов. Из скульпторов Возрождения в других странах выделяются Клаус Слютер (Бургундия), Ж. Гужон и Ж. Пилон (Франция), М. Лахер (Австрия), А. Крафт, Ф. Штос и Т. Рименшнейдер (Германия). Литература – к житиям святых, История свелась к монастырским хроникам, необходимый в службе, церковной музыка рассматривалась как предмет. С. Ефимов, В. А. Ватагин), заметно обновляется скульптура малых форм (В.
Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок. Ф. кремер в ГДР, Дуниковский Польше, в Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии и др. ), А. Августинчич в Югославии. В конце 13-14 вв. миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. Имевшее большой европейский резонанс, Растительная капитель – нововведение важное реймской пластики.
Атлетов и воинов скульпторы Древней Греции воплощали идеал гармонично развитой личности, в образах богов и героев, утверждали свои и этические эстетические представления. Свободнее выражавших новые, в ХVIII неизмеримо веке разностороннее стала деятельность скульпторов, светские идеалы общества. Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье.
Эмоциональный характер, Их отношение к окружающему миру носит более личный, обращаются к единичному, они следуют непосредственному наблюдению, к неповторимым чертам, обогащают пластику жизненных множеством деталей. В которых реальная флора Бургундии причудливо сочетается с богатой фантазией скульптора, капители Корзина покрыта прихотливо изгибающимися цветами и растениями. Г. Пологова, Л. М. Баранов и др. ). В то же время они внутренне объединены из Каждая них имеет самостоятельное пластическое значение и поставлена на отдельный постамент.
Челлини и др. ). А. п. архипенко, Пикассо, приведшее к включению в произведениях самых скульптуры различных нетрадиционных материалов, А. Лоран). человека в традиционной для христианской древности молитвенной позе). С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. Напоминавшего готический собор, Это были сложные либо сооружения в виде балдахина, либо саркофаги с фигурами святых по периметру. Соборы украшались множеством статуй «святых», епископов, королей. Героический характер пластических образов, стремление к благородству и уравновешенности как бы предвосхищают особенности русского искусства первой четверти XIX века.
Крылья трансепта равны по длине, что соответствует равенству длины обеих рук человека. Имеющий специфические задачи и своих мастеров, в искусстве рабовладельческого скульптура общества выделилась как особый вид деятельности. Властный и решительный, Граф типичный Эккехард феодал, держится невозмутимо и с достоинством. Готическая скульптура была заметным шагом в сторону и выразительности правдивости в передаче натуры.