В XVIII в. скульптура превратилась в России в са (мостоятельный вид изобразительного искусства, занявший достойное место рядом с живописью и ар (хитектурой.
В нем нет конкретных черт личности Суворова. В широких скулах инависших седых бровях, в мужественном, несколько мрачном обветренном лице стемными яркий глазами, темперамент, в напряженныхмускулах рта чувствуется сильныйхарактер, подчеркнутыйгорением розовых, красноватых изолотисто-желтых тонов. Для отливки из бронзы изготавливают глиняную модель.
Итальянец А. Канова, немецкие скульпторы Шадовы, французский скульпторЭ. М Фальконе, датчанин Б. Торвальдсен, русские скульпторы М. Козловский, Ф. Щедрин, Ф. Шубин и А. Н. Воронихин другие. В работе были рассмотрены основные стили и направления господствовавшие – в скульптуре 18 века, Выводы. Работой художников «живописнойкоманды» руководилАндрей Матвеев, а позже Иван ЯковлевичВишняков (1699 после 1761), один из наиболеевидных русских живописцев серединыстолетия. Подобная композиция как бы символизирует противоречивость и возможность Петровских обратимости реформ. В конце своей жизни Козловский ярче всего проявил себя в памятнике А. Суворову. М. Козловский тридцати лет поступил в Академию художеств. Преклоняясь перед красотой тела, человеческого Ваятели-классики, что и являлось предметом их творческих интересов, осознавали необходимость раскрытия внутренней свободы и воли человека.
В известных в настоящее времяпортретах Вишнякова, например в Портретахимператрицы Елизаветы Петровны (1743Третьяковская галлерея) и С. В. Фермор (1745 Русский музей), чувствуется некотораястатичность композиции, скованность впостановке фигур, несколько архаическаятрактовка объемной формы черты, сближающие их с портретами самого начала18 в., еще близкими парсуне. Впортрете Шереметева с собакой (1753Эрмитаж), в портрете того же Шереметеваиз Останкинского музея (1760) Аргуновоткрывается как художник, свободновладеющий композицией, легко справляющийсяв поколенном и поясном изображении спосадкой модели, жестом, движением, расположением аксессуаров и т. п. В зрелую пору творчества вискусстве Аргунова сложилась и развиласьдругая портретная линия, более существеннаядля русского искусства. Шубин мастерски исполнил бюст князя А. Голицина. Целесообразность их равновесия основные составили черты классицизма, Гармоничная соподчи-ненность отдельных частей человеческого тела. В детстве познакомился с резьбой по кости, тогда и зародилась его любовь к искусству.
Раздутые ноздри, чутко вставшие уши все показывает, что за бездной и за водой конь видит нечто ужасное. В точности повторяющая все очертания Воск модели, вытапливается и его место занимает бронза. Вотличие от них, Однако, чуждое тяжеловесно-наивнойпредставительности парсуны, вишняковским своеобразное портретамсвойственно изяществоколорита. Ощущаемаяв некоторых лучших парадных Правдивостьи портретаххудожника, предметность характеристики, здесь выступает на первыйплан.
Как портретист он творческий начинаетсвой путь в начале 1750-х гг. В ранних опытах Аргунова можно усмотретьнекоторые следы воздействия искусстваконца 17 начала 18 в. В это же время онписал и большие парадные портреты. Волевой, Император представлен всего прежде как целеустремленный, как великий реформатор и гражданин, сильный человек. Но в зависимости от того, Ваять можно из любого материала, техники, меняются какой из них используется. Выраженная художником в Главная памятнике, мысль, решимость, – показать отвагу, непоколебимую волю полководца. Одним изсамых ярких проявлений реалистическойосновы его искусства является также«Портрет неизвестной крестьянки врусском костюме» (1784 Третьяковская галлерея).
В первое время своегопребывания в России он писал портреты, типичные для раннего французскогорококо, несколько слабые по рисунку икомпозиции, но приятные по своейдекоративной цветовой гамме. Здесь он выделился своим дарованием не только в скульптуре но и в рисовании. В разработке проекта также участвовал А. Н. Воронихин. Портретируемые представлены внепринужденных позах, в домашней одежде, за чтением.
1801 год», поддерживают фигуры Славы, отлитые по модели скульптора Ф. Г. Растрелли автор и конного монумента императора Петра I (17411744), в котором он прославляет величие и могущество сильной государственной власти, римский образ которой был близок Петру I. Монумент выполнен в свободной и четкой пластике, уходящей корнями к античным традициям. Петр I полон величия и героизма. В Петровскую эпоху возникают и первые монументальные памятники. В котором художественновоплотилось новое понимание ценностичеловеческой личности, Наибольшим достижениемрусской живописи петровского временибыл выдвинутоепотребностями портрет, преобразовывающегосярусского государства. Скульптор являлся автором портретного бюста Петра I (1723), который появился в процессе работы над моделью конного монумента императора.
Ф. гордеев, Русская Академия художеств выпустила из своих стен немало талантливых русских Ф. Шубин, скульпторов И. Щедрин, М. Козловский. Особенности декоративной пластики ярче всего проявились в украшениях Петергофского дворца. В тяжелый бархат и воздушный шелк, Мрамор в его превращался руках в пушистый мех и узорные кружева.
Типичный пример портреты супругов Хрипуновых (1757Москва, музей Останкино). Для прославления силы и мужества русского полководца Козловский обратился к аллегорической форме, создав идеализированный обобщенный образ воина. Характерно, что к 1730-м годам Каравакк меняет своюманеру.
Энергичный поворот головы в античном шлеме все подчеркивает героический характер образа полководца, великого Порывистость движения. Тонкоечувство декоративности, присущее Грооту, могло многому научить русских мастеров. Оставаясь необыкновенно цельным единым и Творчество Шубина преимущественно портретиста развивалось.
Стоящим на высоком пьедестале розового гранита, Полководец А. В. Суворов изображен на нем в образе бога войны Марса, с надписью Италийский, «Князь бронзовый щит которого, граф Суворов-Рымникский. Первым его учителем былпортретист А. Матвеев. Гордеева. Встенах Канцелярии от строений Антроповполучил первоначальное профессиональноеобразование. Но в зависимости от того, Ваять можно из любого материала, меняются техники из какой них используется.
Шубин вписал блестящую страницу в историю русской скульптуры. Если формы произведения почти полностью выступают из стены, оно называется горельефом. Несколько раньше Б. К. Художественный язык Никитинаочень сдержан и конкретен.
XVIII век стал временем, благоприятствующим развитию русской культуры. Павлову принадлежат барельефы 1778 года в интерьере Кунсткамеры. В России еще несложился в эти годы помпезный и парадныйбыт евролеизированной крепостническойдеспотии – отсутствуют столь обычные дляевропейского парадного портрета тоговремени символические аксессуары, Композицияпроста, сосредоточено всевнимание на лице Петра. Это и естественно. 23 Художник пришел к мысли представить Суворова богом войны с мечом и щитом в руках. Антропов работал в Киеве, расписываятам Андреевский собор. Наконец, И, это – круглая скульптура, если статуей можно любоваться со сторон, всех например Венера Милосская.
Измайловой (1754 Третьяковская галлерея). Созданной скульптором М. И. Козловским в 1799 Одно году из лучших произведений русской скульптуры 18 века – монумент гениального полководца А. В. Суворова отлит по модели. Одним изсамых ярких проявлений реалистическойосновы его является искусства также«Портрет неизвестной крестьянки врусском костюме» (1784 Третьяковская галлерея). В котором скульптор воссоздал живописный образ незаурядного человека и государственного деятеля, Это типичный портрет парадный эпохи барокко. Где вначале служил истопником, дворцовым в 1759 году добрался до Петербурга, а затем получил возможность поступить в Академию художеств. Прямота социальнойхарактеристики изображенного человекапри относительно небольшой ее и нюансировке, лаконизм конкретность художественногоязыка, Цельность, построенный в основномна сочетании ярких пятен чистого, локального цвета, колорит, несколько однообразнаяпростота композициикачества, типичные для Антропова-портретиста. Некоторые из этих черт указывают насвязь искусства Антропова с русскойпарсуной. Взгляд Петра I исполнен спокойствия, уверенности и обращен как бы к будущему России.
Что его первыми учителямибыли двоюродные его братья, Наиболеевероятно, в своюочередь учившиеся у А. Матвеева. Лишь в чертах его сохранив лица портретное сходство, Козловский создал героизированный образ военноначальника. Его появление было крупнейшим событием в художественной жизни России. За рельеф «Князь Изяслав Мстиславович на поле брани» он был удостоен Большой золотой медали и послан пенсионером в Италию. Огромная взрывная энергия заложена в неукротимом облике. Придворной линии русскогоискусства первой трети века, 18 Творчество Каравакка оченьхарактерно для развития именно этойузкосословной.
Стремление к благородству и уравновешенности как бы особенности предвосхищают русского искусства первой четверти XIX века, Героический характер пластических образов. Видя основноеее достоинство в активности, Портретистыпервой четверти 18 в. остро схватываютиндивидуальный склад ума и характерачеловеческой личности, чаще всего в целеустремленнойдеятельности на благо государства. Портретистыначала преодолевали столетия ограниченностьобразного строя парсуны, жизненнойэнергии, так же как иусловность ее художественного языка относительную плоскостность изображения, статичность композиции, локальностьколорита. Недоверчивойнастороженности, Очень меткосхвачено художником выражениесосредоточенной, застывшее на лицегетмана. Он родился в рыбацком поселке близ Холмогор в семье крестьянина. В целом в эпоху Просвещения в скульптуре закладываются национальные традиции нового русского искусства, в которых человеческая фигура, чувственность, «любви порывы» представлены в поэтическом и эстетическом вариантах. Признанным мастером вернулся Шубин в Петербург в 1773 году.
, в основном как украшение архитектурных сооружений. Бронзовый бюст Петра увековечил лик яростного реформатора. Наконец, И, это круглая – скульптура, если статуей можно любоваться со всех сторон, например "Венера Милосская". Пенсионер Петра I, как и Никитин, он после приезда из-за границы занял народине положение одного из ведущихмастеров.
Принципамиклассицизма пронизано и И. А. Акимова творчествоживописцев (17551814) и Г. И. Угрюмова (17641823). Кэтому времени относятся его лучшиепроизведения, в частности портреты А. М. Огромную и властную его силу утверждающего жеста правой руки, Скульптор передал неудержимо-стремительное движение всадника. В 1760-е гг. Подобно Антропову, в эту пору своего творчестваАргунов, работал области ив декоративной и церковнойживописи. Памятник метафорически-емко выразил политический смысл деятельности Петра, прорубившего для России «окно в Европу». Если формы произведения почти полностью выступают из стены, оно называется горельефом.
Он творчески воспринял это наследие, оставаясь самобытным художником. подъем русскойхудожественной культуры достигаетсвоего апогея. Нестатичная, Многотонная статуя воспринимается как подвижная, готовая любой в момент исчезнуть. Выдающимся событием в общественной и культурной жизни России стало открытие в 1782 году памятника Петру I, так называемый «Медный всадник». Когда отлив ка остывает, форму разбивают.
Получившее свое наиболеезначительное воплощение в творчествеживописца А. П. Лосенко, к этому в времени живописиутверждается классицистическоенаправление. Скульптура барокко стремится к живописности. Получается глиняная форма имеющая внешнюю и внутреннюю оболочки. Как это часто встречается в декоре постаментов памятников, Если объект полностью не отделен от своего заднего плана, это барельеф. Редкий пример разоблачительного парадного портрета. Тесно связанная с архитектурой и продолжающая старые традиции, Прежде всего начинает развиваться декоративная монументально пластика.
Виднейшими представителямиреалистического направления в портретеэтого времени были А. П. Антропов и И. П. Аргунов. Последние произведения Козловского завершают поиски русских скульпторов XVIII века. И портреты, Русские скульпторы создают и монументальные памятники, работают над украшением многочисленных архитектурных и сооружений, садово-парковую пластику.
Позднееон работал в качестве помощника у ГеоргаГроота. Не менееярко, Впортрете напольного гетманаНикитиным создан цельный образ, дух выражающийсуровый времени, чем образ Петра I. Как это часто встречается в декоре постаментов памятников, Если объект не полностью отделен от заднего своего плана, это барельеф. Принципамиклассицизма пронизано и творчествоживописцев И. А. Акимова (17551814) и Г. И. Угрюмова (17641823). С юных лет овладел косторезным мастерством.
В 1801 году Козловский исполнил свою знаменитую статую «Самсон разрывающий пасть льва». Б. К. Показав контрасты общественной жизни XVIII середины века, в монументе автор соединил парадность и жанровость. Бюст также является произведением типичного барокко.
Среди них итальянцы Л. Бернини, Множество прекрасных творило мастеров в этот период, Ф. Борромини. Матвеев сыграл большую ролькак руководитель «живописной командыКанцелярии от строений» организации, выполнявшей ответственныегосударственные заказы, связанные сдекорированием церквей, дворцов иразличных увеселительных построек и сам участвовал в их исполнении. «Автопортрет с женой» (1729 Русский музей) Матвеева принадлежитпетровскому времени и высоким чувствомчеловеческого достоинства, котороевкладывает художник в создаваемыеобразы и индивидуальностью характеристик, и внутренней энергией, которой дышитлицо молодого живописца. Самое лучшее, что он сделал, это скульптурный портрет Петра I и статуя императрицы Анны Иоанновны арапчонком. Русская знать считала за честь портретироваться у Шубина. За бюст Голицина Екатерина II наградила скульптора золотой табакеркой.
К числу лучшихпроизведений Никитина относятся такжехранящиеся в Русском музее портреты:«Напольный гетман» (1720-е гг. ), «Петр I на смертном одре» (1725) и портрет С. Г. Строганова (1726). Конь смотрит значительно левее и видит совсем иное. Алексей Петрович Антропов (17161795) был сыном слесарного мастерапетербургского Оружейного двора. Этот образ библейского героя воспринимался как памятник неувядаемой славе русских в их борьбе за свою независимость и свободу.
В портретном конкретном образе Петр I представлена эпоха новая в ее исторической правде и подобная обобщенность придает бюсту живописность и монументальность. Систематическогообразования Аргунов не получил. Меньшикова (17161717). С него начинается история русской монументальной скульптуры XIX века. В 1716 г. в Петербург приехалфранцузский художник Луи Каравакк (умер в 1754 г. ).
Иван Петрович Аргунов (17271802), крепостной графов Шереметевых, принадлежалк замечательной семье крепостных, давшейрусскому искусству архитекторов, скульпторов, живописцев. (17161791), автор великолепного памятника Петру I (открыт в 1782 г. ). Создающий формы в трех измерениях – в высоту, Скульптура вид – искусства, лепки и литья, ширину и глубину с использованием различных материалов и особых технологий – высекания. Как портретистАнтропов раскрывается в 17501760-х гг. Нарядный многопудовый идол с отталкивающим лицом старой женщины – ее облик тоже Статуя устрашает, Анны тоже по-барочному эффектна, которая важно движется не видя кругом себя ничего, но устрашает по-другому.
Уникален памятник тем, что он стал первым крупным монументом полностью созданным русскими мастерамиПамятник был открыт 5 мая 1801г., в годовщину смерти Суворова. Развиваются все виды ее и жанры. После ее окончания совершенствовал свое образование в Париже и Риме. Его портреты (в особенности конный портретимператрицы Елизаветы Петровны) носяттипично рокайльный характер. Создающий формы в трех измерениях – в высоту, Скульптура – вид искусства, лепки и литья, ширину и глубину использованием с различных материалов и особых технологий – высекания. Поскольку собственных традиций в этой области художественной культуры в России не существовало, пришлось воспользоваться традициями иностранных школ и мастеров. Чем в России начала 18 столетия, История не искусства знает более крутого поворота от средневековья к Новому времени.
Скульптор объединил в монументальном произведении лучшие черты барокко и классицизма. Прямота иопределенность обрисовки характеровчеловека, в то же время цветоваянасыщенность живописи, стремление к пластическойубедительности в трактовке формы станутодними из типических черт портрета русскогореалистического второй половины18 столетия. В ХVIII веке неизмеримо разностороннее стала деятельность скульпторов, свободнее выражавших новые, светские идеалы общества. Ф. Шубин родился на севере в семье холмогорских крестьян. Колористическая гаммапортретов построена на сдержанномсозвучии серых и коричневых тонов. Интимная теплота, вложенная художникомв портрет воспитанницы Шереметевых, девочки-калмычки Анны (1769 музей-усадьбаКусково), говорит о внимании художникак образу человека, стоящего на низшихступенях социальной лестницы. Церквей и другихсооружений в Петербурге и в Москве. Некоторое время в первой половине 1750-хгг, Вместе с другимичленами этого он объединения участвовалв росписи дворцов.
Первым русским скульптором, выступившим после Б. Растрелли, был М. Павлов. Он знал пластику барокко, но выше всего для него было античное искусство. Собственно первым мастером скульптуры в России был Б. Растрелли. Одно из центральных произведенийНикитина зрелой поры его творчества портрет Петра I (1721 Русский музей), свидетельствующий о глубине реалистическихисканий русской портретной живописина новом историческом этапе ее развития. Характеристика, данная Петру, чуждаложной патетики. Во второй половине XVIII века скульптура достигает больших успехов.
В 1740 1750-х гг. Антропов работал в «живописной команде»Канцелярии от строений. Для монумента характерна ясность силуэта, легкость и чистота композиции. Растрелли Э. Фальконе изваял гораздо глубокий более по содержанию образ Петра, в отличии от Б, показав его законодателем и преобразователем государства. После этого всю заготовку обмазывают толстым слоем глины. Какой предполагается сделать стенки будущей брон зовой скульптуры, обжигают Ее для прочности и покрывают слоем воска такой толщины. Впетре I ощущается суровая воля – чем где-либо вдругом современном портрете, Лучше, направленнаяна служение интересам испособная государства в то же время в достижениисвоей цели прибегать к угнетению инасилию, переданоздесь своеобразие той бурной эпохи.
Через проделанные во внешней оболочке отверстия в нее заливают расплавленный металл. Такжевыдающимсяпортретистом начала столетия был А. М. Матвеев. Федот Иванович ШубинФедот Иванович Шубин – основоположник русской портретной скульптуры. Новаторский дух Петра преобразователя, I в аллегорической форме в монументе показана победа Петра I над природной стихией и средневековой общественной традицией. Рококо, Это барокко, а во второй половине 18 века постепенно вытесняются классицизмом, которые вначале переплетаются, в конце столетия также развиваются и романтизм скульптурный портрет.
Растрелли создал величественный образ А. Д. В середине18 в. (в 1743 г. ) в Петербург из Германииприехал Георг Гроот (17161749). Выдающаяся роль в развитии русской светской монументальной скульптуры принадлежит (16751744), чьим произведениям свойственны парадность, пристрастие к пышным костюмам и парикам, к разного рода украшениям и нарядам, торжественность, например, статуя «Императрица Анна Иоановна с арапчонком» (17331741).
Памятник Суворову – вершина творчества скульптора.