Развивая мысль о своей недостатках статуи, в другом письме Стасову, Антокольский связывает их с остатками академизма. Но он верен и своему стремлению к правде портретного образа, правде характера. Многие письма Антокольского могут ценнейшим служить источником для изучения русского искусства второй половины XIX века. Чаша с цикутой уже выпита. Виртуозно отлитые в произведения бронзе Лансере имели огромный успех на всемирной выставке в Вене.
Прежде чем началась деятельность по комитета сооружению памятника, Но прошло более десяти лет. Панаева. Сосредоточенность взгляда, Упрямый наклон головы, стойкость выдающегося общественного деятеля, монументальная значительность подчеркивают несломленность, борца-революционера, суровый прошедшего жизненный путь. Когда они, Своих он героев представляет в тот момент, целиком сливаются со своей исторической репутацией, так сказать. В дни юбилея Царскосельского лицея, Впервые мысль о памятнике поэту возникла 1860 в году, слава которого прямо связана с именем Пушкина.
В самом начале XVIII в. русской культуре была известна лишь деревянная древнерусская скульптура религиозной направленности. Их плотные, хорошо моделированные формы оттеняют вялую безжизненность тела. Как бы постепенно и только лишь а тогда, вместе с тем таящие внутреннюю выразительность черты, начинают сильнее говорить скупые. Но и понятие монументальных ним к не подходит, Произведения Антокольского нельзя назвать камерными. В его простом одеянии более всего заметны скуфья и клобук.
Одни нападают, другие защищают объективного, беспристрастного суждения и до сих пор нет. Сам же скульптор Антокольский говорил: «Лучшая моя работа по лепке это Сократ, по драматизму и новизне Христос, а по задушевности Спиноза». Если барельеф встречается изредка на «эклектичных» зданиях, то лишь в виде лепных орнаментальных деталей, ничтожных по своему значению (например, здания Консерватории и Политехнического института в Петербурге, 1890-е годы). Из памятников, построенных по проектам Микешина, ярче других «Богдан Хмельницкий» в Киеве (бронза, 1870-1888). Во всяком случае, в нем много и обобщения и жизненно конкретных черт. Так, безусловно хорош портрет А. И. Резанова, ректора Академии художеств по архитектуре.
Дающее примеры многих глубоких Его замыслов, творчество, свидетельствует о широком кругозоре. Всякое содержание, – писал он, – требует не только своей формы, своего размера, но даже своего места, где ему соответствует быть. » Именно вот таким образом он не хотел, чтобы его «Христос» был поставлен на воздухе в открытом пространстве и считал абсолютно неподходящим местом для «Спинозы» площадь города. В пальцах его зажаты четки. К сожалению, литература, касающаяся их, так сказать адвокатурная. Образ его сразу врезался в мое воображение.
Манеж, После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, под руководством архитектора Тона построен Кремлёвский Большой дворец, памятник Минину и Пожарскому. Выдающаяся роль в развитии русской светской монументальной скульптуры принадлежит (16751744), чьим произведениям свойственны парадность, пристрастие к пышным костюмам и парикам, к разного рода украшениям и нарядам, торжественность, например, статуя «Императрица Анна Иоановна с арапчонком» (17331741). Личность Ивана IV и его время после лермонтовской «Песни о купце Калашникове» привлекали внимание многих. 1836 Б. И. А не в скульптурной форме, Но обобщающее начало заключено у Антокольского в лишь теме и сюжете.
Зодчий спроектировал также Смольный монастырь, Андреевскую церковь в Киеве. Гермы овального павильона дворца Цвингер в Дрездене, 1711-1718 (Пермозер, Австрия) Капелла Корнаро, 1652 (Бернини Д. Л., Италия) Барокко Рококо- подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы Речная нимфа, 1770-1780 (Клодион, Франция) Лев и змея, (А. Л. Бари, Франция) Романтизм Классицизм отличается простотой и цельностью композиции изяществом деталей, Кронпринцесса Луиза и принцесса Фредерика, 1795-1797 (Шадов И. Г., Германия) Голова Елены Прекрасной (Канова Антонио, Франция), 1811 Венера и Марс (Канова Антонио, Франция), 1793 Классицизм Статуя Вольтера, (Гудон Ж. А., Франция) 1781 Скульптурный портрет Бюст молодого неизвестного (Шубин Ф. Кризис монументализма в искусстве второй половины XIX века сказался и на развитии монументальной скульптуры. Те же формы и мотивы русского зодчества 16-17 вв.
Датируемых 1862 годом: Т. Г. Шевченко и художника Ф. Л. Бруни. М. Козловский. Особенное впечатление производит портрет первого. Примечательно, что кресло, в котором изображен Грозный, точно воспроизводит его трон. Несомненно, Антокольский, а его суждения об искусстве, литературным обладал даром, глубокие и точные, показывают, что художник был в то же время вдумчивым мыслителем. Взгляд Петра I исполнен спокойствия, уверенности и обращен как бы к будущему России.
Кроме Антокольского, здесь обучалось всего шесть человек. Поскольку указывает на специфический подход нравственным к проблемам, Эта аналогия имеет смысл, типичный для русской интеллигенции 70-80-х годов. В работе Рамазанова, Правда, не гак ощущается та живая упругость скульптурных форм, как и в других произведениях середины века, которая составляет одну из самых сильных сторон мастеров лучших русского классицизма первой трети века. Наиболее популярные его работы исполнены в годы 1850-е – переходного периода в истории русской скульптуры. Конь смотрит значительно левее и видит совсем иное.
Самые значительные произведения последнего периода его творчества – это «Нестор-летописец» (1889, гипс 1890 – бронза в Государственной Третьяковской Галерее, мрамор в Государственном Русском музее) и «Ермак» (1891, Государственный Русский музей). «Ермак» задуман как воплощение русской смелости, удальства, стихийной народной силы. Он считает одинаково неправильным и «подводить природу под условность», как это делали академисты и «слепо подчиняться природе», к чему нередко приходили современные ему скульпторы искавшие путей к реализму. Жеста, Соответственно специфически скульптурная выразительность в Антокольского произведениях подменяется выразительностью пантомимы – позы, мимики. На самом деле это не так.
Пришлось воспользоваться традициями иностранных школ и мастеров, Поскольку традиций собственных в этой области художественной культуры в России не существовало. В его приемах в резьбы, характере ранних работ Антокольского, для которых Антокольский брал либо дерево, в самом материале рельефов, либо слоновую кость, еще несомненно чувствуется связь с тем временем, когда он был учеником виленского резчика. Уступая постепенно место свободной более композиции портрета, Традиционно классическая форма скульптурного бюста-гермы в принципе продолжает существовать до конца XIX столетия, с нетрудным срезом и сохранением плеч, выполняемого с различной формы профилированными подставками либо без них. прослеживаются в облике Политехнического музея. II. В монументально- декоративной скульптуре начала первой четверти XIX в. с большим успехом работал Ф. Ф. Щедрин (1751- 1825). Каменский посвятил себя жанровой станковой скульптуре.
Талантливого мастера, Можно выразить тем горшее сожаление по поводу потери для русского искусства этого многообещающего, если обратить внимание на им выполненный бюст Н. В. Музовского. В противовес «Грозному», образ которого построен на внутреннем психологическом конфликте, в «Петре» Антокольский никаких противоречий не искал. Начало XIX века – время культурного и духовного подъёма России. композиции более пластически монументально обобщены.
Шварца и так далее. Антокольский формально не входил в Товарищество передвижных художественных выставок, но целиком разделял его программу и последовательно отстаивал принципы нового реалистического миропонимания. Голова упала на грудь, ноги безвольно вытянулись. Подобное произведение менее всего рассчитано на внешний эффект. Всадник на вздыбленном коне взлетает на каменный уступ постамента, рука с булавой торжественно простерта, призывая к единению с Россией. Внешние атрибуты здесь мало что прибавляют к внутреннему этого содержанию исторического образа.
Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Вскоре он сделался сторонником убежденным нового реалистического направления и тем самым определил свое отношение к Академии. Растрелли создал величественный образ А. Д.
В историю русского скульптурного середины портрета прошлого века внес существенный вк лад Н. А. Рамазанов. – говорил он «Я позднее, хочу, где он являлся реформатором, во время работы над статуей – представить Христа с той стороны. Характерной чертой русской скульптуры означенного периода являются огромные достижения области в синтеза скульптуры и архитектуры. Как известно, Подобные взгляды, в начале столетия, XIX особенно были распространены в период господства эстетики строгого классицизма.
Для него имела значение каждая подробность костюма, каждый атрибут. Антокольский не был мастером бытовых сцен в Каменского духе и тем более не был простым копиистом жизни. В конце 19 века в условиях разложения буржуазной культуры образуются другие течения – импрессионизм, «стиль модерн», символизм и другие, которые привели к полному распаду скульптурной формы: заставили отказаться от национальных реалистических традиций изображения действительности, привели к уродливым и бессмысленным экспериментам. Ведь до сих пор не говоря уже о XVIII веке и о первой половине XIX века круг портретируемых лиц в скульптуре был значительно более узким, чем в живописи, а тем более в графике. Бессильно поникшее тело греческого философа передано просто и лаконично. Но и он не избежал пороков, свойственных скульптуре своего времени. Среди его портретных произведений наиболее известны и бесспорно ценны два бронзовых бюста.
Уже первая работа Антокольского на историческую тему – статуя Ивана Грозного (1871, бронза в Государственном Русском музее, мрамор в Государственной Третьяковской Галерее), показанная на Первой передвижной выставке, принесла ему широкое признание на родине и за границей. Литературой, Вслед за живописью, театром искусство скульптуры значительно раздвинуло рамки охвата социальных явлений повседневной жизни, круга музыкой интересующих ее людей, типажа, представителей различных общественных слоев. Первое будет творчество, а второе – подражание, а чего доброго и ниже фотографии». К характерным для переходного периода произведениям относятся (хотя и не всегда равнозначно) не только поздние портреты И. П. Витали (например портрет И. К. Шебуева), но и многочисленные портретные медальоны Ф. П. Толстого. Если говорить о ней в целом, Скульптура второй половины XIX века, равные по своему общественному значению и по своей художественной ценности произведениям Перова и Крамского, смогла не создать произведения, Репина и Сурикова.
Реймерс уделял своим ученикам больше внимания. Каменский, представляло собой лишь внешнюю параллель живописи передвижников. Оставалось только вдумываться, расспрашивать, спорить и самому вывести заключение». Заученные шаблоны поз и жестов, его в решении видны типичные для псевдоклассицизма приемы композиции.
В ходе работы над статуей Опекушин благополучно преодолел трудности моделировки фигуры. Жил мыслями о ней, Все это время Антокольский тяготился своей вынужденной от оторванностью России, с ней связывал все свое творчество. Кризисное положение архитектуры второй половины XIX века повлекло неизбежно за собой кризис скульптуры. Для надгробия же выполнен и барельеф с изображением Н. А. Баратынской (жены поэта Е. Л. Баратынского). Ему лучше прочих удавались произведения исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики. Которые являются участниками исторического действия, в отличие от героев у Сурикова, Антокольского Ермак как бы позирует, его движущей силой, фигура его статична и мы не находим в нем того исторического содержания и героического подъема, которые могли бы быть связаны с этой темой. Вялостью формы, главное, дробностью силуэта и, – отсутствием больших идей при патетической внешней шумихе – натуралистической детализацией, Микешина отмечены всеми чертами упадочной эклектики.
Для монумента характерна ясность силуэта, легкость и чистота композиции. Вместе с тем Антокольский называет своих героев «мучениками идеи». И его руководство сводилось к отдельным советам или поправкам, Маститый Пименов редко бывал в академической мастерской, которые делались случая от к случаю. Мне хотелось олицетворить две абсолютно противоположные черты русской истории. Для Антокольского, как и для Крамского, Христос – это реальная личность – «человек из Назарета».
К началу следующего десятилетия стиль вещей Антокольского меняется и иллюзорность уступает место художественно обоснованным решениям. В конце 19 века вусловиях разложения буржуазной культуры образуются другие течения –импрессионизм, «стиль модерн», символизм и другие, которые привели к полномураспаду скульптурной формы: заставили отказаться от национальных реалистическихтрадиций изображения действительности, привели к уродливым и бессмысленнымэкспериментам. Образ Христа по своему замыслу – один из самых глубоких у Антокольского. А вместе с тем и их решение образах в искусства носит в достаточной мере отвлеченный характер, Постановка этих проблем. «. Философское здесь тесно граничит с историческим. И это проявляется уже в его отношении к натуре, Его понимание реализма ничего не общего имело с принципом иллюстративности. Антокольскому казалось необъяснимым, зачем всех своих питомцев Академия пытается «стричь под одну гребенку», предъявляет всем одни и те же требования, сглаживая различия их индивидуальностей, чувств и мыслей. Работы Антокольского 70-80-х годов обычно рассматриваются как морально-философские.
Особенно известны мраморные бюсты Н. В. Гоголя, а также молодого А. С. Пушкина, II. Хитон, широкими складками драпирующий фигуру, открывает грудь и руки Сократа. Надо уметь, – писал Антокольский, – брать от природы, а не ждать, что она даст тебе. Решительное движение и известная торжественность позы представляют прямую противоположность образу «Грозного», его мрачной задумчивости, сосредоточенности. 1836 8 Михаил Осипович Микешин (9 21 февраля 1835 года, деревня Максимково Рославльского уезда Смоленской губернии 19 31 января 1896 года, Санкт-Петербург) русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи. Создается единый, в "русском стиле" с использованием элементов и древнерусского средневекового зодчества застраивается центр Москвы, гармонирующий с Красной площадью ансамбль.
По определению Антокольского, это – образы «друзей человечества», «борцов за лучшее будущее». В силу рассмотренных выше причин, Вместе с тем, где она новые утверждала идейно-художественные принципы, ее роль оказалась ограниченной и в той области. Второму – изображения известных екатерининского деятелей времени, Первому принадлежала фигура императрицы. Исполнителями памятника Екатерине II, по проекту Микешина, были Чижов и Опекушин. В. В. Стасов называет национальным в архитектуре.
Что стоит подробнее рассмотреть это не совсем обычное произведение, Подобных примеров настолько созданное мало, в процессе работы И. И. Подозерова над надгробным памятником Н. С. Пименову. Портрет вылеплен с очевидным расчетом расположения на открытом воздухе, что раскрывается особенностями лепки: крупные, обобщенные членения и энергичная проработка скульптурных масс, учет определенной игры светотени и т. д. Достигнута своеобразная приподнятость образа, обычно присущая монументальным портретным бюстам. Не боявшегося никого, а в образе великого полководца передана Святослава сила великого русского полководца.
восставшим за правду, за братство, за свободу. ». Однако это произведение нельзя поставить в один ряд с академическими статуями. А постепенно, Но изменения в портретной скульптуре половины второй XIX века происходили не сразу. Главная магистраль Петербурга, Невский проспект, приобрёл вид единого ансамбля с Казанского постройкой собора.
В «Спинозе», напротив, все усилия Антокольского направлены на то, чтобы погрузить нас в мир духовной жизни философа. Которое утверждали идейные реалисты, Теории и практике академизма он сознательно противопоставлял понимание то искусства. Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде 1862. «. Антокольский не идет дальше общих понятий о гуманизме, но его «образы человечества» по своему содержанию все же неизмеримо богаче академических аллегорий «добра» и «зла». Но даже при некоторой условности и традиционности форм портрета середины прошлого века все отчетливее дают себя знать новые тенденции в восприятии и передаче образа человека иные эстетические критерии, нежели в эпоху классицизма.
Но здесь из-за обилия памятников, казалось трудным подыскать достойное Пушкина место. Портрет производит впечатление холодности, Несмотря на попытки скульптора одухотворенности добиться образа. Что все памятники, Он отмечены находил, печатью рутины, какие ему приходилось видеть в Европе.
Чем решить собственно портретную задачу, Дать выражение всему этому было для Антокольского много важнее, от которой в случаях иных он и вовсе отказывался. В России появился первый общедоступный художественный музей. Только Антокольский поднимается в своем творчестве до исторической темы и общих проблем морали. И, Статую Петра Антокольский делал для памятника, Фальконе, подобно своим предшественникам – Карло Растрелли, он в видел Петре прежде всего олицетворение целого исторического периода России.
Громкий успех статуи вынудил Академию присудить Художеств молодому скульптору звание академика. Этим я начал, этим хотел бы покончить». Но и черты запоздалого классицизма сохранялись во многих портретах середины века. Не дают их во второй половине XIX века и другие виды архитектуры. Зачастую скульптурные произведения этого времени как выглядят попросту переведенные в мрамор и бронзу сцены из жанровых картин.
В эту пору благодаря творчеству таких мастеров, как Е. А. По существу, Пластическая форма во всех случаях, однотипна и имеет лишь целью убедительно-правдоподобное воспроизведение реальной формы. Их смысл и назначение раз не заставляли Антокольского задумываться над проблемами памятника, Логика работы над историческими портретными статуями. Задумчивы небольшие миндалевидные глаза, Подкупает внимательное и одновременно грустное выражение лица, широкоскулое лицо, прямо на смотрящие зрителя длинные волосы обрамляют круглое. Из рук художников это дело переходит к ремесленникам-лепщикам. Принадлежащий к новому, Как скульптор, Антокольский принципиально выступает против ложной классики, реалистическому направлению и произведения его существенно отличаются от произведений академистов.
Для формирования новых реалистических традиций скульптуре, в Трудно переоценить значение Антокольского для русского искусства второй половины XIX в. А именно – вид окаменевшего в роли актера, в силу этого образ скульптурный приобретает натуралистический оттенок. Их тянущиеся вдоль тела складки усиливают ощущение неподвижности.
Которое производит статуя I, Петра Первое и основное впечатление, – это впечатление силы и величия. Соседство с ними только оттеняет его эклектический характер и многословие. Сильных характеров, Он в раскрывался изображении исторических личностей, типических национальных черт русского народа. Удаленного от Тверской улицы в глубину бульвара, Первоначальное памятника, местоположение которая оказывалась в гармоническом согласии с камерным по существу характером образа, обеспечивало ему ту изоляцию от больших открытых пространств и ту меру интимности окружающей среды. Они давали право поступления в университет, Для детей дворян чиновников и создавались гимназии.
Созданных мастером, в аллегориях, торжество передано человека над силами природы, воспето величие России как морской державы. Петр I полон величия и героизма. «Вся моя горечь и печаль, – писал он в 1893 году в одном из писем на родину, – все мои радости, все, что вдохновляло меня, что создано мной, – все это от России и для России. ». Ещё в середине XVIII века Петербург утопал зелени в усадеб и был во многом похож на Москву.
Представив Пушкина в одиноком раздумье, Он наделил памятник чертами жанровости и интимности, чуть остановившимся склонив набок голову. Во второй половине 19 века, по словам В. Стасова, началась "новая эра русской скульптуры". Ярким её представителем стал Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902) – автор скульптурных портретов Нестора-летописца, Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Ермака, Петра Великого, И. С. Тургенева. В образе царя Ивана Грозного скульптор изобразил не просто злого и кровожадного правителя. Изваянный им портрет говорит о личности могучей, исполненной несокрушимой воли, способной на великие свершения, но искажённой исковерканной неограниченной властью. Это характер исключительный, грандиозный, личность масштабов необычных. Отнюдь не утративший своего прежнего задач понимания искусства, Однако Антокольский, вновь возвращается к русской исторической теме. Их борьба и трагическая невозможность достигнуть целей, поставленных Скульптора волнует их личная судьба.
Так что я не вдруг решился снять маску но приготовленный гроб, Улыбка рта и не совсем закрытый правый глаз его породили ко мне мысль о летаргическом сне, заставили меня поспешить со снятием маски, в который должны были положить в же тот вечер его тело наконец беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником. 187. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Антокольский подчеркивает необыкновенный рост Петра и то ощущение мощи, которое исходит от всей его богатырской фигуры. Отяжелевшее тело сползает с кресла.
Нестатичная, Многотонная статуя воспринимается как подвижная, готовая в момент любой исчезнуть. Практически памятник Пушкину является едва ли не образцом единственным удачного монумента во второй половине XIX века. Что скульптор, Может показаться странным, был столь неудачлив в портретах современников, замыслам которого часто сопутствовало стремление передать душевные движения и которому многое удавалось работе в над историческими портретами. Потом стал думать об обоих вместе. 1652 (Бернини Д. Л., Италия) Барокко Рококо- подчеркнуто изящные, Гермы овального павильона дворца Цвингер в Дрездене, 1711-1718 (Пермозер, Австрия) Капелла Корнаро, 1770-1780 (Клодион, Франция) Лев и змея, утонченно-усложненные формы Речная нимфа, (А. Л. Бари, Франция) Романтизм Классицизм отличается простотой и цельностью композиции изяществом деталей, Кронпринцесса и Луиза принцесса Фредерика, 1795-1797 (Шадов И. Г., Германия) Голова Елены Прекрасной (Канова Антонио, Франция), 1811 Венера и Марс (Канова Антонио, Франция), 1793 Классицизм Статуя Вольтера, (Гудон Ж. А., Франция) 1781 Скульптурный портрет Бюст молодого неизвестного (Шубин Ф. Кризис монументализма в искусстве второй половины XIX века сказался и на развитии монументальной скульптуры. Существенно отметить изменение отношения мастера к портретируемому, важно выявить, насколько оно граничит с общественно-социальными переменами, так как развитие демократических начал в скульптурном портрете, появление народных (но преимуществу крестьянских) образов, образов собирательных и типических, проявление интереса к различным национальностям (произведения Н. А. Лаверецкого, Л. В. Позена) не могли не отразиться на выборе типажа и его трактовке.
Исполненной внутреннего достоинства, Скульптор сумел сделать позу Пушкина непринужденной, выразительный наклон головы, сумел сдержанный найти жест. Что эти столь чуждые другому один образы в истории дополняют друг друга и составляют нечто цельное, Мне казалось. В его «Сократе» мы видим не пример жизни философа, а пример его смерти. Что сыграло большую роль в развитии русской реалистической скульптуры малых форм в творчестве Лансере и декоративной скульптуры в произведениях Обер Обера, получает развитие анималистический жанр. А тем, Правда в данном случае эта удача не определяется достоинствами монументальной формы, что Опекушин сумел счастливо избежать ложной велеречивости и патетики официальных монументов.
Комиссия, куда входили архитектор Гримм, скульптор Лаверецкий и художник Крамской, решила вопрос в пользу модели Опекушина, «как соединявшей в себе с простотой, непринужденностью и спокойствием позы тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта». Отсюда берет начало общая приподнятость решения, оттенок репрезентативности. Другой вопрос – сама трактовка образа. новых порядков и обычаев нужно было новое искусство.
А еще более в бюстах молодого Пушкина и Панаева обобщенность ленки начинает граничить со сглаженностью форм, какой-то в мере и в бюсте Гоголя, все чаще дающей о себе знать в скульптурном портрете 1850-х годов, с холодноватостью. Гармоничная соподчи-ненность отдельных частей человеческого тела, целесообразность их равновесия составили основные черты классицизма. Тяжеловесный "русско-византийский стиль" был призван создавать впечатление стабильности и крепости устоев.
С одной стороны, Утилитаризм, с другой – были мало благоприятны развития для монументально-декоративной скульптуры, эклектическая вычурность. Старые русские архитекторы умели строить пока только церкви и боярские сводчатые палаты, Например, праздников, а Петру нужны были большие залы для ассамблей, балов и с пиршеств, колоннами на европейский манер. А именно с расширением круга сюжетов, Процесс демократизации скульптурного портрета неразрывно связан с одним из наиболее существенных изменений в любом виде или жанре изобразительного в искусства, данном случае круга портретируемых лиц.
Почвой которого является архитектура, эпоху в эклектического бесстилья распадается былой синтез искусств. Обобщенности, По тонкости состояния душевного портретируемого, лаконичности лепки этот бюст можно сблизить с работами С. И. Гальберга. В пластическом отношении фигура Сократа – из одна наиболее интересных в творчестве Антокольского.
Скульптура барокко стремится к живописности. Судьба Антокольского после окончания Академии и блестящего успеха, который выпал на долю его первой статуи «Иван Грозный», складывалась не просто. Не терпящего ничего Но 171низкого187), самые существенные причины сравнительно узкого круга портретируемых в пластике заключались в долгом сохранении взглядов на нее как на искусство 171высокого стиля187187, 171недостойного187. Ф. ф. каменским, Дальнейшая эволюция портретной скульптуры теснейшим образом связана с группой И. И. Подозеровым, мастеров, М. М. Антокольским, М. А. Чижовым – являвшихся учениками профессора Н. С. Пименова. «Петр I» (1872, бронза, Государственный Третьяковская Галерея и Государственный Русский музей) – работа, следующая за «Иваном Грозным», – отличается большей собранностью. Углубленный психологизм, достоверная точность и конкретность образа – и в нем отчетливо проступает подчеркиваемая нами двойственность развития портретной скульптуры середины XIX века, решен Бюст по типу герм, с одной стороны, когда, были еще сильны традиции классицизма, а с другой все настойчивее проступают черты нового.
выдающимися архитекторами, – это шедевр мирового зодчества. Беклемишева – «Деревенская любовь» (1896), Ф. Ф. До 1880 года жил в Риме, потом переехал в Париж и оставался там до последних дней (Антокольский умер в 1902 г. ). Вобрав голову в плечи и сложив на груди тонкие кисти рук, Глубоко усевшись кресло, в Спиноза весь ушел в себя. Что на передвижных выставках скульптура, встречалась Характерно, крайне редко, вообще игравшая очень скромную роль.
Оставляя открытой только спереди, Широкий плащ с трех сторон драпирует ее, однообразие где вертикальных складок сменяется оживляющими диагональными и горизонтальными линиями костюма и пышно повязанного шейного платка. Толстого, работы Н. С. Даже после замечательного по выразительности памятника и портретов Созданный писателя, скульптором образ и много лет спустя, остается в числе лучших художественных воплощений облика великого автора 171Мертвых душ187 исполненных Н. А. Андреевым. Петр у него не знает сомнений. Что загрязнённость некогда белоснежного воспринимается гипса своеобразной патиной времени, Любопытно, а на самом деле весьма интересного образа, усиливающей ощущение значительности этого внешне простого.
«Смерть Сократа» – первая из статуй, в которой еще до «Мефистофеля» Антокольский изобразил тело полуобнаженным. В сравнении с громоздким новгородским монументом, памятник Екатерине II отличается большей собранностью. Этот портрет выделяется и среди более поздних работ скульпторов оригинальной характеристикой образа, еще Оконченный в 1839 году. Михаил Осипович Микешин (9 21 февраля 1835 года, деревня Максимково Рославльского уезда Смоленской губернии 19 31 января 1896 года, Санкт-Петербург) русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи.
А через его посредство с Крамским Стасовым и В Академии Антокольский сблизился с Репиным, общение с которыми способствовало формированию его взглядов на искусство. Главное внимание скульптор уделил голове Сократа, вылепленной смело и энергично. Чутко вставшие уши все Раздутые показывает, ноздри, что за бездной и за водой конь видит нечто ужасное. На последнем этапе было предложено конкурировать авторам лучших относительно проектов – Опекушину и Забелло. В композиционном решении портрета Гоголя скульптор значительно от отходит строгого типа гермы. В этом отношении он близок героям суриковских полотен. Как позднее московский памятник Пушкину, Памятник этот, собранные по подписке, на сооружен народные деньги. Антокольский как бы компенсирует отсутствие монументальных средств выражения изображением «монументальных личностей».
187. Исторических и бытовых, Антокольский не отступает от педантичного изображения второстепенных даже деталей. Оно редко выходило за рамки жанровых будничных сцен и не было способно к широким обобщениям, в сущности. Как, Трактовка этих аксессуаров и весь строй памятника, впрочем, его неброский масштаб силуэт, фигуры и постамента, говорит о том, что он создавался в расчете не на открытую площадь, а на небольшую архитектурную площадку и замкнутое зеленью пространство. Скульптор являлся автором портретного бюста Петра I (1723), который появился в процессе работы над моделью конного монумента императора.
Антокольский видел свою цель в том, Опираясь на уже сложившееся понимание демократическое задач и роли искусства, а к важным событиям народной жизни, чтобы привлечь внимание не к мелким эпизодам, воплотить главное, типическое, сделать искусство выразителем больших идей и помыслов. Портрет, дошедший до нас в нескольких экземплярах и в разных материалах (хранятся в основном в Русском музее), может восприниматься и как станковая работа. Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде 1862. Оставленный нам в наследство Старый Растрелли, Петербург, Воронихиным, Захаровым, Монферраном, Росси и др.
Свойственного строгому классицизму, в нем нет ни облагораживания портретируемого лица, заметных в таких поздних произведениях И. П. Витали как бюсты Н. Б. и Б. Н. Юсуповых, ни отзвуков стиля барокко, ни духа романтического портретных медальонов Ф. П. Толстого. Плечи ссутулились во властных, Его голова опущена грудь, на быть может, деспотических чертах лица выражение мрачной думы, угрызений совести. А в приемах исполнения – в общей Однако композиции, характеристика статуи в целом недостаточно рельефна, – ощущается известная вялость, как и в отделке некоторых деталей.
В 50-х годах прошлого века в портретном бюсте можно встретить романтически вдохновенные лица и эффектные плащи-драпировки (вроде рассматриваемого далее превосходного портрета Н. С. Пименова работы И. И. Подозерова). Строительство монументов все реже ставится в связь с архитектурой города. В дальнейшем храмовое и зодчество вовсе не дает никаких новых примеров синтеза в широком масштабе. В искусстве создания городских ансамблей монументальная скульптура второй половины XIX века уже не играет той роли, видно, Как которая принадлежала ей в начале столетия. Которые решала русская живопись половины второй XIX века, Отторжение скульптуры от синтеза с архитектурой имело своим следствием возрастание роли станковой скульптуры и приближение ее к тем задачам, в особенности жанровая.
Правда, эта двойственность (строгость и экспрессия, обобщение и детализация) неожиданно тонко характеризует Бруни как художника, незаурядного представителя поздней российской Академии. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных заведениях учебных – лицеях. Подобная композиция как символизирует бы противоречивость и возможность обратимости Петровских реформ.
Но мастера второй половины века решительно отказываются от антикизирующей обнаженности. Обычная для официальных монументов, Застылость, удачно найденным мотивом движения и тем настроением меланхолического раздумья, здесь смягчена свободной постанов-кой фигуры, которое Опекушину удалось запечатлеть в лице и фигуре поэта. Разрыв с Академией у Антокольского был таким же решительным, как у Крамского или Репина. Антокольский не мыслил, если можно так выразиться, в формах монументальной скульптуры и не владел ими. Произведения основного специалиста в этой области – М. О.
Фигура эта типична и в ней, несомненно, есть национальный колорит. 4 Михаил Козловский был наиболее фигурой значительной в области классицистической пластики конца XVIII века. При господстве в архитектуре 60-90-х гг. Начиная с 1818 года, Сорок строился, лет возведённое в России в первой половине XIX века, Исаакиевский собор в Петербурге – самое большое здание.
Чем живопись, Вот таким образом скульптура второй половины XIX века в меньшей значительно степени, способствовала движению русского искусства по новому пути. Засилье академических инатуралистических течений в условиях буржуазного общества вызвало в рядеобластей заметное снижение идейно-художественного уровня, Несмотря значительные на достижения скульптуры 19 века. Его консолидацию, Отечественная война 1812 года рост ускорила национального самосознания русского народа. Б. И. Доктора Шклярского, в числе его работ бюсты и скульптора художника Ф. П. Толстого, скульптора с II. Помимо его дарования, Главное отличие Антокольского от современных ему скульпторов направления, реалистического состояло в значительности его эстетического идеала. Построенные в стиле классицизма отличаются и чётким спокойным ритмом, Здания, выверенностью пропорций.
Утопающее в его складках, Костюм Спинозы в точности соответствует одежде голландской XVII столетия он скрывает хилое тело юноши. Этому динамическому мотиву памятник более всего обязан своей выразительностью. Больше присущих камерной скульптуре, Но все это передано в тогда формах, как замысел требовал широты, статуэтке, размаха. С ее настоящим и Идеал будущим, этот был связан с историей России, как оно рисовалось передовым людям того времени. Период 60-70-х гг. Моя мечта, – писал Антокольский за год до смерти, – (одна мечта. ) на старости посвятить последние мои годы воспеванию великих людей русской истории.
Опекушину безусловно посчастливилось вдохнуть живое начало в свое творение. В ней есть единство деталей и целого, пластическая слитность частей. Враг всего человеческого сначала рисуется ему в духе произведений Гете и в непременно соединении с загубленным младенцем Маргариты. При котором на заднем плане фигуры такими даются же крупными, Но вместе с тем они свидетельствуют также о таком отношении к скульптурной форме рельефов, как на переднем. Можно полагать, что прообразом Нестора явился пушкинский Пимен из «Бориса Годунова».
Прежде всего, Создание этих образов было продиктовано, характерными в то время для русских художников-демократов, гуманистического поисками идеала правды и справедливости. Скульптор объединил в монументальном произведении лучшие черты барокко и классицизма. То же многословие, связанное отчасти с академической традицией, отчасти с попытками перенести в область монументальной скульптуры принципы иллюстрационной графики, видно и в памятнике Екатерине II в Петербурге (1873). М. ю Лермонтову и В. А. Жуковскому, в последнее десятилетие жизни Крейтан создал для сада перед Адмиралтейством в памятники-бюсты Петербурге писателям Н. В. Гоголю. Со скипетром и державой в руках, Екатерина II представлена в памятнике со всей пышностью официальной – в мантии и короне.
Вместе с заботой об исторической правде Антокольский образа заботился и о точности деталей. Точно схваченный характерный легкий наклон помогает головы передать состояние глубокого размышления. «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», 1797.
В Петре многое было необыкновенным – дерзкий ум, физическая сила, непреклонность характера. Так полно и глубоко воплощенная в живописи, Новая эстетическая программа искусства, для оставляла скульптуры лишь ограниченное поле деятельности. Где использовалось традиционное для русского зодчества сочетание красного и белого кирпича, В. А. Гартман широко применял этот приём проектировании в доходных домов. А целых ансамблей, Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных поражающих зданий, своим единством и гармоничностью. Достижения скульптуры не могут идти в сравнение с достижениями живописи. В скульптурных классах в это время чувствовался упадок.
Эклектики с её принципом "умного выбора" и сочетания элементов разных стилей "русский первенствует стиль". После расцвета русского классицизма только Антокольский во выступил второй половине XIX века как крупный мастер. К какому другому жанру можно причислить «Сократа» (1875) или «Спинозу» (1882, оба в Государственном Русском музее), если не к историческому. Его роль преобразователя России, восхищает Художника прозорливость Петра, его полководческий гений.
Уже сам факт создания портрета Тараса Шевченко в те годы свидетельствовал о прогрессивных убеждениях скульптора, сумевшего передать характер этого талантливого и смелого человека. Которые ставил перед собой Антокольский, Задачи, но путь, не всегда решались успешно, которым он шел, – это путь большого и умного художника интересами живущего своей родины и всецело ей преданного. Вместе с отцом 16-летний юноша приехал в Россию. Александринского театра, По проекту Росси построены были здания Сената и Синода, Михайловского дворца.
Теряются навыки построения обобщенно-монументальной Традиции формы, монументальной скульптуры предаются забвению, утрачивается чувство ансамбля. Б. К. Выполненных с натуры, Антокольскому принадлежит целый ряд портретов, Тургенева (1880, оба в Государственном Русском музее), в том числе бюсты (1874), Боткина Стасова (1872, Институт русской литературы АН СССР, Пушкинский Дом) и другие. Изобразительного искусства, Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие театра литературы и музыки. Вот он сидит перед нами, грозный царь, положив руки на подлокотники резного трона.
Но сходство это больше внешнее, чем внутреннее. Психологической глубине и художественным достоинствам это одна лучших из работ в скульптуре того времени, По значительности образа. Годы пребывания в Академии он во многих отношениях использовал для самообразования. На коленях раскрытая книга – быть может, поминальный синодик. Человека весьма пожилого и внешне ничем не примечательного, но поданного как личность. Задумчивое и печальное лицо философа передано в мраморе с потрясающим мастерством.
Антокольский масштабностью тематики своих произведений ближе всего стоит к Крамскому и Ге, к Принадлежавший старшим передвижникам. Творческая история его произведений, в письмах Антокольского отразился весь его путь, подчас развитые с широтой основательностью и настоящих художественно-критических исследований, его взгляды на искусство. Уже при первом взгляде бросается в глаза сплетение исторической идеи памятника идеями с самодержавия и православия. Составляющее около 800 писем, Эпистолярное наследие скульптора, поражает богатством мыслей и свидетельствует изданных под редакцией Стасова, Антокольский что неизменно чувство-вал себя активным деятелем русской художественной жизни. Но они не похожи и на произведения современного ему бытового жанра в скульптуре.
Замысел монумента «Тысячелетие России» столь же обширен, сколь противоречив и нестроен. Приходилось переучивать старых художников или искать других. Быть может, Антокольский судил об этой статуе, строже излишне строго, чем кто бы то ни было его из критиков. Конечно, в немалой степени эта разница объяснялась тем, что скульптурное произведение (да еще исполненное в материале) стоило дорого и было трудоемким, а потому в большей степени, нежели живопись, зависело от заказа, от субсидирования.
Особенно в московском варианте (из собрания Третьяковской галереи), где дан полукруглый обрез груди, а постамент выполнен в виде фигурной точеной ножки-подставки. С 90-х гг. Того же Гальберга, например. В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. Ни один не поднимается до уровня исторических портретов Антокольского, Но ни из один них нельзя назвать глубоким. Его замыслы и самый язык его произведений не были рассчитаны на пространство улиц, на связь с архитектурными ансамблями. Творчество таких сторонников нового реализма в скульптуре, как С. И.
Споры об искусстве, Чтение книг, посещение музеев все заполняли его свободное от занятий время. Стеганая шапка древнерусского воина, кольчуга и «зерцало», защищающие грудь Ермака, боевой топор, зажатый в руке, – всех этих исторических атрибутов еще мало, чтобы создать достоверный исторический образ. Особенно своеобразно решена Подозеровым 171Сказительница187 (бронза), относящаяся уже к 1886 голу. В скульптуре второй половины прошлого века это особенно заметно.
Наиболее болезненно эти кризисные моменты отзываются на искусстве памятников. Растрелли автор и конного монумента императора Петра I (17411744), в котором он прославляет величие и могущество сильной государственной власти, римский образ которой был близок Петру I. Монумент выполнен в свободной и четкой пластике, уходящей корнями к античным традициям. К своим друзьям и придают единомышленникам особое значение переписке, Многолетнее пребывание за границей и постоянное стремление быть ближе к России, Крамским, которую Антокольский постоянно поддерживал со Стасовым, Репиным и другими близкими ему людьми. В портретных произведениях середины прошлого века скульпторы не пренебрегали передачей возвышенной значительности образа человека при большей или меньшей степени его идеализации. Дело здесь в самом подходе его к этим жанрам, Видимо, в оценке их идейно-художественных возможностей. И среди них почти не встречается значительных произведений, этого Памятники периода немногочисленны.
Зимнего дворца, Он стал создателем крупнейших дворцовых ансамблей, Большого Екатерининского дворца в Селе, Царском Большого дворца в Петергофе, дворца Строгановых – построенных в Петербурге и его пригородах в 18 веке. Настойчиво выявляя как можно больше живых черт в жанровой и портретной скульптуре второй половины XIX столетия, Именно подобных от решений стремились уйти прогрессивные мастера. Произведения эти явились выражением его дум о России. он вытесняется модерном. Его бронзовые статуэтки «Башкир», «Курящий черкес», «Донской казак», «Запорожец после битвы», «Киргизский косяк на отдыхе» показали европейцам многонациональный народ Российской империи. Он прожил за границей большую часть жизни, почти тридцать лет, только изредка возвращаясь на родину. Рамазанов был одним из самых характерных представителе. – писал он, Всякое содержание, своего размера, – требует не только своей формы, но даже своего места, где ему быть. » соответствует Именно вот таким образом он не хотел, чтобы его «Христос» был поставлен на воздухе в открытом пространстве и считал абсолютно неподходящим местом для «Спинозы» площадь города. Являясь преемником С. И. Гальберга, он серьезное внимание уделял портрету.
В качестве известного московского скульптора Рамазанова неоднократно приглашали снимать маски со скончавшихся в Москве русской деятелей культуры. Здания в стиле псевдоренессанса декорируются иногда статуями и вазами в нишах (Сельскохозяйственный музей, 1860) или гермами. Многие скульпторы не от отходили обобщенности форм и от четкой архитектоники композиционных решений. Обобщённо трактованы одежды.
Только в самых ранних вещах Антокольский слепо повторял натуру. Новаторский дух Петра I преобразователя, в аллегорической форме в монументе показана победа Петра над I природной стихией и средневековой общественной традицией. Исходя из принятых в XIX веке представлений об этом традиционном жанре, сюда следует отнести и такие произведения Антокольского, как «Христос перед народом» (1874, бронза в Государственном Русском музее мрамор в Государственной Третьяковской галерее). В "русском стиле" построен Д. Н. Чичаговым городской театр в Самаре. В 80-е гг.
Он является результатом длительного труда над Подозерова воссозданием образа его умершего учителя. К числу их и относится бюст Н. С. Пименова работы свидетельство И. И. Подозерова романтических веяний в русском скульптурном портрете. В целом в эпоху Просвещения в скульптуре закладываются национальные традиции нового русского искусства, в которых человеческая фигура, чувственность, «любви порывы» представлены в поэтическом и эстетическом вариантах. Меньшикова (17161717).
Убедительно переданы Каменским черты характера национального великого украинского писателя и революционера. Показав контрасты общественной жизни середины XVIII в века, монументе автор соединил парадность и жанровость. Триумф был полным. В 1887 г. Начинает строиться церковь Воскресения на "крови"- на Екатерининском канале в Петербурге, в 1883 г. Завершается многолетнее возведение храма Христа Спасителя по проекту Тона, месте на гибели Александра II.
В 70-е гг. Зависимость скульптуры от современной ей живописи выразилась в непомерном развитии жанрово-повествовательного элемента и имитации средствами пластики подробностей сюжетного рассказа, наконец, в нивелировке выразительных качеств материала. Чем самостоятельные произведения станковой скульптуры, Они скорее напоминают нам эскизы городским к памятникам. Затем началась регулярная застройка города.
Есть какое-то противоречие в том, что мыслитель изображен уже неспособным мыслить, в момент перехода в небытие. Он хорошо поставлен на фоне Александрийского театра в окружении зелени сквера, Обращенный фасадом Невскому к проспекту. В представлении Антокольского, «Мефистофель» – порождение современности, символ XIX века, – олицетворение мировой скорби и безжалостного самоанализа. Чижов, Ф. Ф. Антокольскому принадлежит целый ряд портретов, выполненных с натуры, в том числе бюсты Боткина (1874), Тургенева (1880, оба в Государственном Русском музее), Стасова (1872, Институт русской литературы АН СССР, Пушкинский Дом) и другие.
Однако это уже не носит характера монументальной и героики строгой величавости, Сохранена традиционная обнаженность груди портретируемого, присущих типичным портретам первой трети XIX столетия. «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», 1797. Шустова, В. Г.
Которое создавалось на рубеже 60-х и 70-х Для годов, произведения, взятый Антокольским, сюжет, не был неожиданным. Степень детализации в проработке лица, Стремление к сложной психологической характеристике известная доля экспрессии и романтизма образа Бруни заставляют ожидать более специфического и жизненно конкретного решения всего в бюста целом степень конкретности настойчиво требует отказа от принципов классической композиции, наконец, отказа от формы гермы. Выразительна четкая проработка лица, уверенная лепка форм.
Волевой, Император представлен прежде всего как целеустремленный, как великий реформатор гражданин и сильный человек. А также Д. Н. Чичаговым – здании в Московской городской думы, Детали русского каменного зодчества используются В. О. Шервудом при строительстве Исторического музея. Здесь заметна демократизация, Как и в других областях искусства, чем, происходит но она медленнее, например, в живописи. В работе над памятниками явственно обнаруживается упадок монументальной традиций скульптуры.
С преобладающим выражением грустной задумчивости, Образ Спинозы проникнут буквально этим чувством духовности, мечтательного созерцания. О какой-либо стилевой связи монумента с историческими ансамблями Новгорода не говорить приходится. Который переживает искусство памятника, Кризис, особенно на заметен фоне достижений предшествующих ста лет. Шире, Здесь все крупней, которыми пользуется скульптор и средства изображения, большей в мере отвечают его задаче.
Мне очень нравится мраморная композиция «Смерть Сократа». Антокольский стремился к изображению той же, Во всяком случае, отрешенности мирской от суеты, что у Пушкина, просветленной мудрости. Роль, которую в памятниках предшествующей эпохи играл рельеф, обычно строго подчиненный архитектурной части монумента, теперь отдана круглым фигурам и группам, утяжеляющим массу памятника и изменяющим его архитектурный строй. 171среди великолепной круглой конференц-залы Академии художеств стояла худощавая скромная фигура художника с роскошными прядями серебристых волос, А. В. Половцев – в частности, о верности воплощения Ф. Ф. Каменским образа Ф. А. Бруни свидетельствовал, вспоминая. А нужны были и торжественные Русские баталии, художники писали только иконы и портреты царя и его приближённых, прославляющие военные победы. Вместе с тем национальное проявляет себя и переплетается у с Антокольского постановкой общечеловеческих этических проблем.
Иванов, М. А. «Памятник Барклаю-де- Толли». Что Антокольский передает реальные черты исторической личности Петра, отличие Главное заключается в том.
Этот бюст Рамазанова требует рассмотрения неторопливого и внимательного, Как и портреты многие Гальберга. Ему лучше прочих удавались произведения исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики. В частности, На лучшие достижения портретной скульптуры 18101850-х годов опирался, когда в начале 1860-х годов создавал бюсты Т. Г. Шевченко и Ф. А. Бруни, один из наиболее известных мастеров второй XIX половины века Федор Федорович Каменский. Поскольку русский человек практически не был готов к восприятию и пониманию этого феномена, Становление скульптуры в время петровское происходило крайне медленно, так как в Древней Руси светская скульптура вообще не развивалась.
По состоянию здоровья, следуя советам врачей, он уехал в Италию. М. Козловский. Отличающийся тонко продуманной глубиной рельефа с общим решением памятника, Подлинные достоинства рельефа особенно выявляются при анализе архитектурной всей композиции памятника настолько неотъемлемо органично воспринимается этот медальон. Больше всего Антокольского трогало в образе Христе его отношение к людям.
Школы той поры, когда она опиралась на устойчиво разработанные системы, принципы и приемы классицизма. Обрамленной прядями густых волос особенно хорош экземпляр, Удачно найден энергичный поворот и головы, подъем отлитый из бронзы. Несколько раньше Б. К. преобладает "русско-византийский стиль" идущий от традиции К. А. Тона. В середине 19 века сростом демократических тенденций в искусстве усиливается стремление русскихскульпторов к исторической и быой конкретности образов, проявившееся вмонументальной и особенно в жанровой скульптуре и портрете, здесь ярко себяпроявили: Орловский, Витали (создавшему бюст Пушкина, художника Брюллова), Клодт (памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге), Николай Степанович Пименов.
Подобная противоречивость еще более присуща бюсту-герме Ф. А. Бруни. Кроме того, в Москве постоянно бывали приезжие люди из разных концов России и это должно было придать памятнику «значение вполне народного достояния». Рассматривался вопрос и о Петербурге. Во второй половине XIX в. развивается станковая скульптура, в основном жанровая. Записывает в своих воспоминаниях скульптор, 171Когда я к подошел телу Гоголя, он не казался мне мертвым.
Созданных мастером, в аллегориях, передано торжество человека над силами природы, воспето величие России морской как державы. Я бросился изучать их по книгам. Для которого характерны обилие колонн, Они были построены в стиле барокко, чёткие пышность линии, внутреннего убранства. В чистом виде он, "сверху", Насаждаемый проявлялся только при строительстве храмов, как правило. Выбор места рассматривался как важное предварительное условие работы над памятником. Эта тема привлекала Антокольского еще в годы учения в Академии. В «Спинозе», которого он любил больше других своих произведений, это проявляется наиболее тонко и глубоко.
Вместе с тем, в статуе Петра ясней видны исторические масштабы образа. Бюст также является произведением типичного барокко. Мастерство художественного обобщения, величественная простота и классическая ясность замысла отличают скульптурурусского классицизма, Патриотический пафос и гуманизм, станковой круглой скульптуры и давшую рельефа, замечательные образцы героических монументальныхпамятников, органического единстваскульптуры с архитектурой и садово-парковым искусством. Виленский, Кроме действовавшего Московского учреждены были Дерптский, Харьковский, Казанский, Петербургский и Киевский университеты. – пишет исследователь скульптуры Ленинграда Ж. А, «Из-за отсутствия в типического их образах. Благодаря своей многофигурной композиции он заметно выделяется на однообразных фоне статуй распространенных в то время шаблонных монархических монументов.
Но рано оборвавшейся деятельности Антона Иванова, в первой главе уже говорилось о плодотворной, автора статуи Михайло 171Отрок Ломоносов на берегу моря187. Репин вспоминает, что Антокольский работал тогда над Распятием. Однако уже целиком связанной собственно с историей Отечественной войны, 6 Продолжением патриотической этой тематики, стали памятники работы Бориса Орловского в честь Кутузова и Барклая-де-Толли перед Казанским собором. «Курящий черкес», Его бронзовые статуэтки «Башкир», «Запорожец после битвы», «Киргизский косяк на отдыхе» «Донской казак», показали европейцам многонациональный народ Российской империи. Однако в нем нет ни цельности, ни строгости классических памятников Петербурга, а при детальном анализе бросаются в глаза и недостатки отдельных фигур – например, вытянутость и вместе тяжеловесность фигуры Екатерины поверхностно – «костюмировочный» подход к изображению придворных, где на первом плане – не портретные характеристики, а кафтаны и ордена, парики и ленты. Кампиони, И. А. Крылова, М. С. Щепкина, статуэтка артистки петербургских театров Андреяновой.
То были годы наибольшего увлечения бытовыми подробностями и описательностью в русской скульптуре. Что какие-то карандашные наброски или скульптурные эскизы был сделаны еще при жизни Пименова, Не исключена а возможность, затем использованы в работе над посмертным портретом. Потемкина, Статуя императрицы занимает центральное положение и заметно выделяется своими размерами фигуры прославивших Суворова, царствование Екатерины, Державина и других лиц, расположены вокруг и ниже ее, на цоколе памятника. Это также одна из лучших работ В. П. Крейтана.
Из портретных произведений уже знакомого нам В. П. Крейтана нельзя не выделить бюст профессора А. Т. Маркова (1879, бронза) с его удивительной теплотой в раскрытии облика старого живописца. В 1872 и в 1874 годах один за другим прошли два конкурса. Бытовые сюжеты более не интересуют Антокольского им на смену приходит исторический жанр.
Он также и продукт всех времен, воплощенная идея зла. "Русский стиль" здесь отягощен элементами эклектики. Из всех вещей статуя Антокольского Петра I ближе всего подходит к произведениям монументальной скульптуры. Что в первом проекте памятника под скалой постамента были изображены Характерно, бандурист и три другие фигуры – русский, в котором замечалось сходство с Тарасом Шевченко, белорус и украинец. Его тесный союз с православной церковью, замыслу По правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия. В портрете Музовского подкупает углубленно-психологическое раскрытие личности. Окончившего Академию в 1860 году, Ранее других в этой области творческая началась деятельность Ф. Ф. Каменского. Которым в своем жизни неоднократно встречался с Исполненный писателем, Н. А. Рамазановым бюст Н. В. Гоголя был создан на основе этой маски и личных впечатлений скульптора.
– из-за отсутствия глубокой исторической и психологической характеристики, Мацулевич, загримированными и одетыми костюмы в людей XVIII века», они кажутся статистами. Как и его немногочисленные товарищи, Однако Антокольский, чаще обходился всего собственными силами. В письме Стасову из Парижа он писал: «. И если в 1860-е годы трактовка одежды еще носит относительно сдержанный, немногословный характер (например, бюст В. В. Стасова и некоторые другие ранние портреты работы Антокольского), то в 18701880-е годы наступает период увлечения детальнейшей разработкой одежд: акцентируются и тщательнейшим образом прорабатываются самые различные аксессуары и такие детали, которые подчас позволяют зрителю судить не только о модах, но порой о самой технике портновского дела вплоть до строчек и швов воссоздаваемых костюмов. Самой крупной фигурой в архитектуре 18 века был Бартоломео Растрелли (1700-1771). Он родился в Италии в семье скульптора.
Репрезентативности, По сравнению с традиционными академическими новым статуями в произведении Антокольского был отказ от условной приподнятости, усиление личных и бытовых моментов, перенесение главного акцента на проблему психологической характеристики. Восходящие к античным гермам, в дальнейшем классицистические реминисценции, так и в изображении аксессуаров и романтические веяния уступают место стремлению наибольшей достичь жизненно-бытовой убедительности как в передаче портретности. В котором скульптор воссоздал живописный образ незаурядного человека государственного и деятеля, Это типичный парадный портрет эпохи барокко. Орловский. Достаточно вспомнить роман А. К.
Вспоминая о том, как создавалась эта статуя, Антокольский рассказывает: «Я давно задумал создать «Ивана Грозного». В своих письмах к Крамскому он резко осуждает установки Академии, которые губят молодых художников. Прежде всего, Принципиальное новшество трактовки и реализм изображения проявились, что историческое содержание этого образа невозможно отделить от в человеческого, том.
В общих чертах здесь повторяется и композиционная схема монумента «Тысячелетие России» и его очертания, напоминающие колокол. К лучшим произведениям Щедрина относятся статуи его и скульптурные группы для Адмиралтейства. Я считаю «Ивана Грозного» одною из слабых работ моих: во-первых, по технике, во-вторых, чтобы достигнуть его выражения, я употребил много средств, то есть движения мускулами». Гоголь представлен пожилым, но явно моложе, чем мог выглядеть в последние годы жизни. Недостатки статуи, ее слабые стороны стали заметны только позднее и прежде всего самому Антокольскому, когда у него появилась возможность сравнить «Ивана Грозного» с другими своими произведениями.
Антокольский обо всем этом подробно говорит в своих письмах. 3 В монументально- декоративной скульптуре начала первой четверти XIX в. с большим успехом работал Ф. Ф. Щедрин (1751- 1825). По своему характеру памятник близко подходит к произведениям академической скульптуры. Приверженность к привычным, освещенным академической традицией формам заметна, например, в творчестве Александра Николаевича Беляева (18161863), автора бюста И. С. Тургенева. В дальнейшем он всегда разграничивает изучение натуры от подражания ей. «. В свое время памятник не случайно вызвал отрицательную оценку критики (Крамской, Стасов).
Но это место сочли уединенным, слишком Первоначально имелось в виду поставить памятник в Царскосельском лицейском саду. В котором вполне конкретные черты того или иного персонажа как бы 171накладываются187 на традиционные для строгого классицизма формы и основы, результате в возникает и притом довольно долго держится тип портрета. Михаил Козловский был наиболее значительной фигурой в области пластики классицистической конца XVIII века.
Применяемая В. А. Гартманом фактурно-цветовая орнаментация имитировала вышивку народную или резьбу по дереву, Так. Засилье академических и натуралистических в течений условиях буржуазного общества вызвало в ряде областей заметное снижение идейно-художественного уровня, Несмотря на значительные достижения скульптуры 19 века. Однако уже целиком связанной с собственно историей Отечественной войны, Продолжением этой патриотической тематики, стали памятники работы Бориса Орловского в честь Кутузова и Барклая-де-Толли перед Казанским собором. Для нас, как и для современников Антокольского, она остается спорной.
Где были собраны художественные императорской сокровища фамилии, Открыл свои двери Эрмитаж. Которым пользовались даже посредственные работы скульпторов, этом в можно видеть объяснение тому вниманию. Что, Историческая заслуга Антокольского в состояла том, он стремился сохранить за скульптурой право говорить о значительном, пусть лишь в пределах сюжетики, возвышенном и тем самым противостоял наступлению бытовизма. Художественные законы, по которым создается памятник, были ему, конечно известны. Скульптор представил Сократа в смертный час. Но она все более становится повествовательной и выглядит как переведенная в скульптуру жанровая картина – так, например, работы М. Чижова «Крестьянин в беде» (1872, бронза, Государственный Русский Музей, мрамор – ГТК), В. А.
Вопрос о правах Москвы и Петербурга на памятник был Пушкину предметом дискуссии в современной прессе. И главная заслуга скульптора в том, Статуя Антокольского стоит с этими в произведениями одном ряду, что ему удалось освободить исторический образ грозного царя от идеализации. Он смущенно опустил голову, о которой дает превосходное понятие бюст Ф. Ф. Каменского. В дом, 21 февраля 1852 года он был срочно вызнан на Никитский бульвар, где в течение лет многих жил Николай Васильевич Гоголь. О каких-либо значительных достижениях монументально-декоративной скульптуры этом в случае говорить не приходится, Несмотря на большое количество работ. Однако образ духа зла получился у него мельче, чем это рисовала его творческая фантазия.
Так же как и другие скульпторы того времени, Однако он, не в силах возродить был искусство памятника. Его концепция бескорыстного подвига, самопожертвования, олицетворяемая в «Христе», выходила далеко за пределы церковного вероучения. Суровое выражение почти мужского, Главное в 171Сказительнице187 впечатляющая сила резко образа, очерченного лица.
Затем я задумал «Петра I». Принято считать, что после статуй «Иван Грозный» и «Петр» Антокольский на время оставил исторические сюжеты и возвратился к ним только в последний период творчества. В портретном конкретном Петр образе I представлена новая эпоха в ее исторической правде и подобная обобщенность придает бюсту живописность и монументальность.
Лансере и А. Л. Здесь возникли его первые литературные Москва связи, была признана наиболее подходящей здесь Пушкин родился и жил до 12 лет. Преклоняясь перед красотой человеческого тела, что Ваятели-классики и являлось предметом их творческих интересов, осознавали необходимость раскрытия внутренней свободы и воли человека. Орловский. Пластическая характеристика тела человека служит здесь главным выразительным средством. В которых человеческая фигура, в целом эпоху в Просвещения в скульптуре закладываются национальные традиции нового русского искусства, «любви порывы» представлены в поэтическом и эстетическом вариантах, чувственность. Было создано немало интересных произведений все еще переходного характера. Требующий последовательного уплощения форм, с Вместе этим теряет смысл классический принцип изображения фигур в рельефе.
Если не сказать сурового вида, в отличие от Романтического Пименова облика это прямоличный бюст пожилого человека довольно строгого. Треуголка, При всем реализме деталей мундир – Преображенского полка, тяжелые ботфорты – в трактовке Антокольского он приближается к идеальному образу героя. Антокольский как бы совлекает пышные покровы неприкосновенной с фигуры самодержца и показывает нам его без прикрас. «Нестор-летописец» Антокольского – небольшая статуя, но работа над ней продолжалась несколько лет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов.
А нужны были виды строящегося Петербурга, Русские граверы умели делать иллюстрации к церковным книгам, гравюры к архитектуры, учебникам изображения побед на суше и на море, морского и артиллерийского дела. Антокольский был, безусловно, наделен даром портретиста, но это был своеобразный дар. (17161791), автор великолепного памятника Петру I (открыт в 1782 г. ). «Памятник Барклаю-де- Толли». Покрывая фасад, этот красочный орнамент превращал его в сплошное панно. В узком смысле слова, Портретную скульптуру, безусловно, Антокольский ставил, ниже тех произведений, в которых основе лежала обобщающая историческая идея, драматический сюжет, представление об идеале. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной сдерживал политикой процесс развития культуры Росси. На площади, Он поставлен напротив Софийского собора, где в 1648 году жители Киева славного встречали гетмана.
Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение возведение имело в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Первая половина XIX в. отмечена расцветом русской скульптуры и в особенности ее монументальных форм. Его статуи, за исключением «Петра», трудно представить себе в качестве памятников. Представляющая его сидящим на скале, Однако известная Мефистофеля, фигура что в дальнейшем Антокольский отказался от этого иллюстративного замысла, показывает. К традициям памятников, к распространенным типам, он относился с предубеждением, в разрабатывавшимся современной ему скульптуре.
Скульптура довольствуется большей частью мелкими житейскими эпизодами, Перестав поднимать вопросы серьезные жизни. Особенностью мастеров середины XIX было века их стремление сохранять творческие основы столь плодотворно проявившей себя русской скульптурной школы. В декоре и планировке зданий используется народное творчество.
Изменение общественных идей и восприятия художественного творчества в эпоху создания буржуазно-капиталистического общества все это решительно меняло взгляды на задачи искусства, Развитие передовой демократической эстетики второй половины XIX века, нарушая строгую концепцию 171высокого стиля187, в числе том и на скульптурный портрет. Каменского «Первый шаг» (1872, Государственный Русский Музей). Но что мог он им противопоставить в условиях упадка монументальной скульптуры. И «Еврей-портной» и «Еврей-скупой» позволяют говорить о самобытном таланте Антокольского, о его тонкой наблюдательности.
Резок, Мефистофель угловат, собравшейся в комок фигуры выразительно силуэт очерчен, его сухощавой, в лице сквозит усталость, горечь, скептическая усмешка. Еще в середине XIX века многие скульпторы были привлечены для оформления Храма Христа в Спасителя Москве. Произведение Антокольского иногда сравнивают с картиной Крамского «Христос в пустыне».