Этому динамическому мотиву памятник более всего обязан своей выразительностью. Творчество таких сторонников нового реализма в скульптуре, как С. И. Которое производит статуя Петра I, Первое и основное – впечатление, это впечатление силы и величия. 1836 Б. И.
Исходя из принятых в XIX веке представлений об этом традиционном жанре, сюда следует отнести и такие произведения Антокольского, как «Христос перед народом» (1874, бронза в Государственном Русском музее мрамор в Государственной Третьяковской галерее). Анималистический жанр – Борзая с лисицей, Бык-победитель, Лев - бронза, ГТГ). 4 Михаил Козловский был наиболее значительной фигурой в области классицистической пластики конца XVIII века. Портретные бронзовые статуэтки современников – Стасов (ГРМ), Верещагин (ГТГ), дирижер Направник (ГРМ), бюсты Толстого. Одно из его лучших произведений – надгробие М. П. Собакиной (1782 ил. Он прежде всего известен в истории русской скульптуры как автор памятников героям Отечественной войны М. И. Кутузову (1829-1832 ил. Созданных мастером, в аллегориях, передано торжество человека над силами воспето природы, величие России как морской державы.
Беря их то из классицизма, На протяжении всей второй половины XIX в. архитекторы пытались новую строительную технику новые и практические требования нарядить в старые костюмы, то из барокко или ренессанса. Вариант – СПб на Пушкинской ул., (1841-1923) – памятник Пушкину в москве (1880), Бэру естествоиспытателю в Тарту, Лермонтову в пятигорске, Александру 2 и Александру 3 в Москве. (1794-1855). Помимо его дарования, Главное Антокольского отличие от современных ему скульпторов реалистического направления, состояло в значительности его эстетического идеала. Отсюда берет начало общая приподнятость решения, оттенок репрезентативности. Образ Христа по своему замыслу – один из самых глубоких у Антокольского.
анималистический жанр (люди и животные). Я считаю «Ивана Грозного» одною из слабых работ моих: во-первых, по технике, во-вторых, чтобы достигнуть его выражения, я употребил много средств, то есть движения мускулами». Роль русских скульпторов в художественном оформлении архитектурных ансамблей. Маститый Пименов редко бывал в академической мастерской и его руководство сводилось к отдельным советам или поправкам, которые делались от случая к случаю.
Мальчик-скульптор (ГРМ, мрамор, 1866), Первый шаг (ГРМ, мрамор), портретные бюсты Иванов С. И. Отнюдь не утративший своего прежнего понимания задач искусства, Однако Антокольский, вновь к возвращается русской исторической теме. В дальнейшем храмовое зодчество и вовсе не никаких дает новых примеров синтеза в широком масштабе. В монументально- декоративной скульптуре начала первой четверти XIX в. с большим успехом работал Ф. Ф. Щедрин (1751- 1825).
- монументальная скульптура госзаказа утрачивает прогрессивное значение. Василий Иванович Демут-Малиновский (1779-1846) и Степан Степанович Пименов (1784-1833) Колесница Славы на арке Главного Штаба в Санкт-Петербурге. Он хорошо поставлен на фоне Александрийского театра в зелени окружении сквера, Обращенный фасадом к Невскому проспекту. (1835-1908) - памятник Петру 1 в Петрозаводске, Пржевальскому, Крузенштерну в СПб, Беллинсгаузену в Кронштадте, Корнилову, Тотлебену, Нахимову в Севастополе. М. Козловский.
(1828-1903) – московское училище живописи и ваяния, Мальчик в бане (мрамор, ГТГ), Антокольский М. М. Беклемишева – «Деревенская любовь» (1896), Ф. Ф. Сдержанная сила присуща образу Барклая де Толли. Под влиянием военных событий он исполнил серию медальонов, принесшую ему подлинную славу. Борис Иванович Орловский (Смирнов 1796 (. ) -1837) памятники фельдмаршалу Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором в Петербурге (1829-1836, поставлены в 1837).
Воздвигнутых в это время, Можно назвать лишь небольшое достойных число упоминания памятников. Замысел памятника ярко выражен в словах самого Мартоса. Но они не похожи и на произведения современного ему бытового жанра в скульптуре. Еще в середине XIX века многие скульпторы были привлечены для оформления Христа Храма Спасителя в Москве. Кроме того, в Москве постоянно бывали приезжие люди из разных концов России и это должно было придать памятнику «значение вполне народного достояния».
Достигшей высокого уровня в предшествующее столетие, в рассматриваемую эпоху продолжается развитие декоративно-монументальной скульптуры, теперь оно связано успехами с ансамблевого строительства. Сам же скульптор Антокольский говорил: «Лучшая моя работа по лепке это Сократ, по драматизму и новизне Христос, а по задушевности Спиноза». Что сыграло большую роль в развитии русской реалистической скульптуры малых форм в творчестве Лансере и декоративной скульптуры в произведениях Обера, получает Обер развитие анималистический жанр. Так как вместо пышных дворцов теперь в основном строились доходные дома, жилые Потребность в монументально-декоративной скульптуре резко уменьшилась. В котором скульптор воссоздал живописный образ незаурядного человека и государственного деятеля, типичный Это парадный портрет эпохи барокко. В этом отношении он близок героям суриковских полотен.
Его статуи, за исключением «Петра», трудно представить себе в качестве памятников. Органический синтез архитектуры и пластики в первой трети века XIX достиг наиболее значительных результатов. Исторических и бытовых, Антокольский отступает не от педантичного изображения даже второстепенных деталей. Хитон, широкими складками драпирующий фигуру, открывает грудь и руки Сократа. Дающее примеры многих глубоких замыслов, творчество, Его свидетельствует о широком кругозоре. Растрелли создал величественный образ А. Д.
Принадлежащий к новому, Как скульптор, Антокольский принципиально выступает против ложной классики, реалистическому направлению и произведения его существенно отличаются от произведений академистов. Которое создавалось на рубеже 60-х и 70-х годов, Для произведения, Антокольским, взятый сюжет, не был неожиданным. К лучшим произведениям Щедрина относятся его статуи и группы скульптурные для Адмиралтейства. Каменского «Первый шаг» (1872, Государственный Русский Музей). - период расцвета русской скульптуры (в первую очередь монументальных форм).
(1838-1913) - Петербург, Академия художеств, ученик Пименова, бытовые сюжеты. Прежде чем началась деятельность комитета по сооружению Но памятника, прошло более десяти лет. – говорил он позднее, хочу, «Я где он являлся реформатором, во время работы над статуей – представить Христа с той стороны.
Орловский. В дальнейшем он всегда разграничивает изучение натуры от подражания ей. Михаил Осипович Микешин (9 21 февраля 1835 года, деревня Максимково Рославльского уезда Смоленской губернии 19 31 января 1896 года, Санкт-Петербург) русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи. Став неотъемлемой частью ее облика, Этот памятник органически вошел в ансамбль архитектурный Москвы. Практически памятник Пушкину едва является ли не единственным образцом удачного монумента во второй половине XIX века.
Но и средоточием наиболее видных скульпторов, Академия являлась не только центром подготовки будущих ваятелей, чье творчество собой определило наивысшие достижения скульптуры высокого классицизма. Бессильно поникшее тело греческого философа передано просто и лаконично. Уже первая работа Антокольского на историческую тему – статуя Ивана Грозного (1871, бронза в Государственном Русском музее, мрамор в Государственной Третьяковской Галерее), показанная на Первой передвижной выставке, принесла ему широкое признание на родине и за границей. В Петре многое было необыкновенным – дерзкий ум, физическая сила, непреклонность характера. Философское здесь тесно граничит с историческим. Оставалось только вдумываться, расспрашивать, спорить и самому вывести заключение». Задрапированную в античные одежды, Возле мраморного скульптор саркофага изобразил плакальщицу и гения смерти с потухшим факелом в руке.
В нем прекрасно передана огромная внутренняя энергия Кутузова, значительность подвига. Мастерство художественного обобщения, Патриотический пафос и гуманизм, давшую замечательные образцы героических монументальных памятников, величественная простота и ясность классическая замысла отличают скульптуру русского классицизма, станковой круглой скульптуры и рельефа, органического единства скульптуры с архитектурой и садово-парковым искусством. Вместе с заботой об исторической правде образа заботился Антокольский и о точности деталей. Михаил Козловский был наиболее значительной фигурой области в классицистической пластики конца XVIII века. Споры об искусстве, Чтение книг, посещение музеев заполняли его все свободное от занятий время.
Замкнутости объема, Для классицистической первой скульптуры трети XIX века характерно нарастание компактности, четкости силуэта. Триумф был полным. Шварца и так далее. Его бронзовые статуэтки «Башкир», «Курящий черкес», «Донской казак», «Запорожец после битвы», «Киргизский косяк на отдыхе» показали европейцам многонациональный народ Российской империи. Для нас, как и для современников Антокольского, она остается спорной. - большой интерес к простолюдину, способствовавший усилению демократических начал в русской скульптуре (барельефы И. И. Теребенева для здания Адмиралтейства, статуя «Русский Сцевола В. И. Демут-Малиновского) - в скульптуре высокого классицизма происходит дальнейшее укрепление реалистических начал (постепенное расширение тематики скульптурных произведений, во все более смелых откликах на события современности, в тяготении скульпторов к более непосредственной передаче натуры). - 1851 г. – упразднены должности ректора скульптуры и второй профессора степени по части ваяния фигур и орнаментов. Вопрос о правах Москвы и на Петербурга памятник Пушкину был предметом дискуссии в современной прессе.
Удаленного от Тверской улицы в глубину бульвара, Первоначальное местоположение памятника, которая оказывалась в гармоническом согласии с камерным по существу характером образа, обеспечивало ему ту изоляцию больших от открытых пространств и ту меру интимности окружающей среды. Гинцбург И. Я. Например, в здании Исторического музея в Москве (1875 – 1881) использованы формы русской архитектуры XIX в. (архитектор В. О.
– монументальная скульптура Демут-Малиновский В. И., Пименов С. С. Это характер исключительный, грандиозный, личность масштабов необычных. Решительное движение и известная торжественность позы представляют прямую противоположность образу «Грозного», его мрачной задумчивости, сосредоточенности. Как видно, в искусстве создания городских ансамблей монументальная скульптура второй половины XIX века уже не играет той роли, которая принадлежала ей в начале столетия.
Разумеется, это не исключает ведущей роли в формировании древнерусского искусства крупнейших городов – центров феодальной культуры. Он работал в скульптурной мастерской и одно время посещал классы художеств, Академии Будучи сыном формовщика. Процесс развития реализма в 1907-1917 годы кризисом осложнялся буржуазной культуры, Как говорилось выше.
Каменский Ф. Ф. Его роль преобразователя России, Художника прозорливость восхищает Петра, его полководческий гений. И это проявляется уже в его отношении к натуре, Его реализма понимание ничего общего не имело с принципом иллюстративности. 93) и М. Б. Барклаю де Толли (1829-1837), поставленным у Казанского собора. Исполнителями памятника Екатерине II, по проекту Микешина, были Чижов и Опекушин.
Пришлось воспользоваться традициями иностранных школ и мастеров, Поскольку традиций собственных в этой области художественной культуры в России не существовало. При котором на заднем плане фигуры даются такими же крупными, Но вместе с тем свидетельствуют они также о таком отношении к скульптурной форме рельефов, как на переднем. (1838-1916) - бытовая тематика. Чутко вставшие уши все показывает, Раздутые ноздри, что бездной за и за водой конь видит нечто ужасное.
«Ермак» задуман как воплощение русской смелости, удальства, стихийной народной силы. Но здесь из-за обилия памятников, казалось трудным подыскать достойное Пушкина место. В середине XIX века с ростом демократических тенденций в искусстве усиливается стремление русских скульпторов к исторической и бытовой конкретности образов, проявившееся в монументальной и особенно в жанровой скульптуре и портрете, здесь ярко себя проявили: Орловский, Витали (создавшему бюст Пушкина, художника Брюллова), Клодт (памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге), Николай Степанович Пименов. Для монумента характерна ясность силуэта, легкость и чистота композиции.
Как и его немногочисленные товарищи, Однако Антокольский, чаще обходился всего собственными силами. В «Спинозе», которого он любил больше других своих произведений, это проявляется наиболее тонко и глубоко. Показав контрасты общественной середины жизни XVIII века, в монументе автор соединил парадность и жанровость. К своим друзьям и единомышленникам придают особое значение переписке, Многолетнее пребывание за границей постоянное и стремление быть ближе к России, Крамским, которую Антокольский постоянно поддерживал со Стасовым, Репиным и другими близкими ему людьми.
Выразительность движений и силуэта красота сделали эти скульптурные группы одними из лучших декоративных украшений Петербурга, Мастерство лепки. Иван Грозный (бронза – ГРМ, мрамор – ГТГ, гипс – Лондон), Петр 1 (1872, ГРМ, ГТГ), созерцательная, философская направленность- Христос перед народом (бронза, 1874, ГРМ, мрамор - ГТГ, 1876), Мефистофель (мрамор, ГРМ, 1883), Умирающий Сократ (мрамор, ГРМ, 1878), Спиноза (мрамор, 1882, ГРМ), бюсты Стасова, Тургенева, Боткина, надгробия, Ермак (ГРМ, 1888), Нестор-летописец (бронза, 1889, ГРМ) Микешин М. О. Кризис монументализма в искусстве второй XIX половины века сказался и на развитии монументальной скульптуры.
На последнем этапе было предложено конкурировать авторам лучших относительно проектов – Опекушину и Забелло. восставшим за правду, за братство, за свободу. ». Обычная для официальных монументов, Застылость, удачно найденным мотивом движения и тем настроением меланхолического раздумья, смягчена здесь свободной постанов-кой фигуры, которое Опекушину удалось запечатлеть лице в и фигуре поэта. Опекушину безусловно посчастливилось вдохнуть живое начало в свое творение.
Но сходство это больше внешнее, чем внутреннее. Внешние атрибуты здесь мало что прибавляют к внутреннему этого содержанию исторического образа. Он работал над ним в период подъема большого общественного и национального самосознания русского народа. Составляющее около 800 писем, Эпистолярное наследие поражает скульптора, богатством мыслей и свидетельствует изданных под редакцией Стасова, что Антокольский неизменно чувство-вал себя активным деятелем русской художественной жизни.
«Вся моя горечь и печаль, – писал он в 1893 году в одном из писем на родину, – все мои радости, все, что вдохновляло меня, что создано мной, – все это от России и для России. ». Их смысл и назначение не раз заставляли Антокольского задумываться над проблемами памятника, Логика работы над портретными историческими статуями. Достижения скульптуры не могут идти в сравнение с достижениями живописи. Может показаться странным, что скульптор, замыслам которого часто сопутствовало стремление передать душевные движения и которому многое удавалось в работе над историческими портретами, был столь неудачлив в портретах современников.
92). Центр ее – овальный портрет умершей, высеченный в низком рельефе. Обыденность трактовки, - в скульптуре станковой – подчеркнутая будничность сюжетов и образов. Вспоминая о том, как создавалась эта статуя, Антокольский рассказывает: «Я давно задумал создать «Ивана Грозного».
Рука с булавой торжественно простерта, Всадник на вздыбленном взлетает коне на каменный уступ постамента, призывая к единению с Россией. Образ его сразу врезался в мое воображение. Жанровые произведения. Потеря связи с архитектурой, - утрата монументальности, преимущественное станковой развитие скульптуры. Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде 1862. Одни нападают, другие защищают объективного, беспристрастного суждения и до сих пор нет.
Комиссия, куда входили архитектор Гримм, скульптор Лаверецкий и художник Крамской, решила вопрос в пользу модели Опекушина, «как соединявшей в себе с простотой, непринужденностью и спокойствием позы тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта». Толстого, работы Н. С. Этим я начал, этим хотел бы покончить». Обобщение в передаче формы, Преобладают статуарное начало, что определяет основные стилистические признаки скульптуры этого а периода, также строгий линейный ритм. Что мыслитель изображен уже неспособным мыслить, Есть какое-то противоречие в том, момент в перехода в небытие. Нищий (ГРМ и ГТГ), Лирник с поводырем, Крестьянин (обе – КМРИ), Скиф на войне (бронза, ГРМ) Лансере Е. А.
Но и отражают высокий уровень развития русской пластики, Оба монумента не только свидетельствуют о мастерстве скульптора, всегда тяготевшей темам к большого патриотического звучания. Вместе с тем национальное проявляет себя и переплетается у Антокольского с общечеловеческих постановкой этических проблем. Выдающаяся роль в развитии русской светской монументальной скульптуры принадлежит (16751744), чьим произведениям свойственны парадность, пристрастие к пышным костюмам и парикам, к разного рода украшениям и нарядам, торжественность, например, статуя «Императрица Анна Иоановна с арапчонком» (17331741). В узком смысле слова, Портретную скульптуру, безусловно, Антокольский ставил, ниже тех произведений, в основе которых лежала обобщающая историческая идея, драматический сюжет, об представление идеале. Я бросился изучать их по книгам. Однако уже целиком связанной собственно с историей Отечественной войны, 6 Продолжением этой патриотической тематики, стали памятники работы Бориса Орловского в честь Кутузова и перед Барклая-де-Толли Казанским собором.
Однако образ духа зла получился у него мельче, чем это рисовала его творческая фантазия. Возникших после ее пожара в 1812 году, Ему принадлежат рельефы и фигуры для построек новых Москвы. К распространенным типам, к традициям памятников, разрабатывавшимся в современной ему скульптуре, он относился с предубеждением. Он считает одинаково неправильным и «подводить природу под условность», как это делали академисты и «слепо подчиняться природе», к чему нередко приходили современные ему скульпторы искавшие путей к реализму. Что Антокольский передает реальные черты исторической личности Петра, Главное заключается отличие в том. Но и он не избежал пороков, свойственных скульптуре своего времени. Быть может, Антокольский судил об этой статуе, строже излишне строго, чем бы кто то ни было из его критиков. Обобщённо трактованы одежды.
Мне хотелось олицетворить две абсолютно противоположные черты русской истории. В силу рассмотренных причин, выше Вместе с тем, где она утверждала новые идейно-художественные принципы, ее роль оказалась ограниченной и в той области. (1843-1917) – ученик бари, продолжатель традиций Клодта. Русская скульптура первой трети 19 века Мартос И. П. Надо уметь, – писал Антокольский, – брать от природы, а не ждать, что она даст тебе.
Однако уже целиком связанной собственно с историей Отечественной войны, Продолжением этой патриотической тематики, памятники стали работы Бориса Орловского в честь Кутузова и Барклая-де-Толли перед Казанским собором. Два коня изображены еще совсем дикими. Подобная композиция как бы символизирует и противоречивость возможность обратимости Петровских реформ. Запорожец. Целесообразность их равновесия составили основные черты классицизма, Гармоничная соподчи-ненность частей отдельных человеческого тела.
«. Когда они, Своих героев он представляет в тот целиком момент, сливаются со своей исторической репутацией, так сказать. Моя мечта, – писал Антокольский за год до смерти, – (одна мечта. ) на старости посвятить последние мои годы воспеванию великих людей русской истории. Шестерка коней, запряженных в колесницу, фигура Славы, статуи воинов, барельефные изображения сцен изгнания французов и освобождения Москвы (1829-1834) украшали московские Триумфальные ворота, сооруженные по проекту О. И. Бове.
Вместе с тем Антокольский называет своих героев «мучениками идеи». Как, Трактовка этих аксессуаров и весь строй памятника, впрочем, его неброский силуэт, масштаб фигуры и постамента, говорит о том, что он создавался расчете в не на открытую площадь, а на небольшую архитектурную площадку и замкнутое зеленью пространство. мастера, начинающие уже не эпизодически, а постоянно работать в содружестве с архитекторами (Демут-Малиновский и Пименов). Ему лучше прочих удавались произведения исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики. Рассматривался вопрос и о Петербурге. На коленях раскрытая книга – быть может, поминальный синодик.
Показанных на выставке "Голубая роза", всего Ранее эти отрицательные явления сказались в работах, организованной в 1907 году и объединившей художников символистской направленности. Серьезные трудности испытывает во второй половине XIX в. русская архитектура. Пушкину в Москве (1880) Александра Михайловича Опекушина (1844 – 1923). (1849-1921) – жанровые композиции.
Утилитаризм, с одной стороны, эклектическая вычурность, с другой – были мало благоприятны для развития монументально-декоративной скульптуры. Вместе с тем, в статуе Петра ясней видны исторические масштабы образа. Несмотря на большое количество работ, о каких-либо значительных достижениях монументально-декоративной скульптуры в этом случае говорить не приходится. Посягнувшим на независимость России, - темы героики и национального торжества по случаю победы над врагом, становятся надолго ведущими в монументальной скульптуре. Годы пребывания в Академии он во многих отношениях использовал для самообразования. И главная заслуга скульптора в том, Статуя Антокольского стоит с этими произведениями в одном что ряду, ему удалось освободить исторический образ грозного царя от идеализации.
Ил, Самый знаменитый в русской монументальной скульптуре – его Минину памятник и Пожарскому в Москве (1804-1818. Антокольскому казалось необъяснимым, зачем всех своих питомцев Академия пытается «стричь под одну гребенку», предъявляет всем одни и те же требования, сглаживая различия их индивидуальностей, чувств и мыслей. И иллюзорность уступает место художественно решениям, обоснованным к началу следующего десятилетия стиль вещей Антокольского меняется.
В 1872 и в 1874 годах один за другим прошли два конкурса. Большое дарование выдвинуло его в число крупных и характерных для второй четверти XIX века мастеров. Фигура эта типична и в ней, несомненно, есть национальный колорит. Если говорить о ней в целом, Скульптура второй половины XIX века, равные по своему общественному значению и по своей художественной ценности произведениям Перова и Крамского, не смогла создать Репина произведения и Сурикова. Недостатки статуи, ее слабые стороны стали заметны только позднее и прежде всего самому Антокольскому, когда у него появилась возможность сравнить «Ивана Грозного» с другими своими произведениями. Обер А. Л. Иванов, М. А.
«Петр I» (1872, бронза, Государственный Третьяковская Галерея и Государственный Русский музей) – работа, следующая за «Иваном Грозным», – отличается большей собранностью. Представляющая его сидящим на скале, Однако известная фигура что Мефистофеля, в дальнейшем Антокольский отказался от этого иллюстративного замысла, показывает. Наиболее значительные произведения монументально-декоративной пластики созданы в им содружестве с И. Т. Тимофеевым. В портретном конкретном образе Петр I представлена новая эпоха в ее исторической правде и обобщенность подобная придает бюсту живописность и монументальность.
Взгляд Петра I исполнен спокойствия, уверенности и обращен как бы к будущему России. Так полно и глубоко воплощенная в живописи, Новая эстетическая программа искусства, для скульптуры оставляла ограниченное лишь поле деятельности. А не в скульптурной форме, Но обобщающее начало заключено у Антокольского лишь теме в и сюжете. Однако он, так же как и другие скульпторы того времени, не в силах был возродить искусство памятника. А именно – вид окаменевшего в роли актера, силу в этого скульптурный образ приобретает натуралистический оттенок. Здания в стиле псевдоренессанса декорируются иногда статуями и вазами в нишах (Сельскохозяйственный музей, 1860) или гермами.
И «Еврей-портной» и «Еврей-скупой» позволяют говорить о самобытном таланте Антокольского, о его тонкой наблюдательности. О какой-либо стилевой связи монумента с ансамблями историческими Новгорода говорить не приходится. Крестьянское искусство, развиваясь параллельно с «большим» городским искусством, не было отделено от него глухой стеной. Он вносил живое реалистическое содержание в характеристику своих персонажей.
Почти тридцать лет, Он прожил за границей большую жизни, часть только изредка возвращаясь на родину. Произведение Антокольского иногда сравнивают с картиной Крамского «Христос в пустыне». Что, Историческая заслуга Антокольского состояла в том, он стремился сохранить за скульптурой право говорить о значительном, пусть лишь в сюжетики, пределах возвышенном и тем самым противостоял наступлению бытовизма. Созданных мастером, в аллегориях, передано торжество человека над силами природы, величие воспето России как морской державы. Вот он сидит перед нами, грозный царь, положив руки на подлокотники резного трона.
Всякое содержание, – писал он, – требует не только своей формы, своего размера, но даже своего места, где ему соответствует быть. » Именно вот таким образом он не хотел, чтобы его «Христос» был поставлен на воздухе в открытом пространстве и считал абсолютно неподходящим местом для «Спинозы» площадь города. В работе над явственно памятниками обнаруживается упадок традиций монументальной скульптуры. Для формирования новых реалистических традиций в скульптуре, Трудно переоценить значение Антокольского русского для искусства второй половины XIX в. «Памятник Барклаю-де- Толли». Что эти столь чуждые один другому образы в дополняют истории друг друга и составляют нечто цельное, Мне казалось. Которое утверждали идейные реалисты, Теории и академизма практике он сознательно противопоставлял то понимание искусства.
Виртуозно отлитые в бронзе произведения Лансере огромный имели успех на всемирной выставке в Вене. Отяжелевшее тело сползает с кресла. Мне очень нравится мраморная композиция «Смерть Сократа». На связь с архитектурными ансамблями, замыслы Его и самый язык его произведений не были рассчитаны на пространство улиц. Б. И.
Характерной чертой русской скульптуры означенного периода являются огромные достижения в области синтеза и скульптуры архитектуры. Поскольку русский человек практически не был готов к восприятию и пониманию этого феномена, Становление скульптуры в петровское время происходило крайне медленно, так как в Руси Древней светская скульптура вообще не развивалась. Почвой которого является архитектура, в эпоху эклектического бесстилья распадается синтез былой искусств. Принято считать, что после статуй «Иван Грозный» и «Петр» Антокольский на время оставил исторические сюжеты и возвратился к ним только в последний период творчества. Для Антокольского, как и для Крамского, Христос – это реальная личность – «человек из Назарета». Лирник с поводырем, Нищий (ГРМ и ГТГ), Скиф войне на (бронза, ГРМ) Лансере Е. А, Крестьянин (обе – КМРИ).
Антокольский как бы совлекает пышные с покровы неприкосновенной фигуры самодержца и показывает нам его без прикрас. Многие письма Антокольского могут служить ценнейшим для источником изучения русского искусства второй половины XIX века. Первое будет творчество, а второе – подражание, а чего доброго и ниже фотографии». «Памятник Барклаю-де- Толли». По своему характеру памятник близко подходит к произведениям академической скульптуры.
- рождение скульптуры реалистического плана. Эта аналогия имеет смысл, поскольку указывает на специфический подход к нравственным проблемам, типичный для русской интеллигенции 70-80-х годов. «Нестор-летописец» Антокольского – небольшая статуя, но работа над ней продолжалась несколько лет. Памятник Екатерине II отличается большей собранностью, в сравнении громоздким с новгородским монументом.
Скульптор объединил в монументальном произведении лучшие черты барокко и классицизма. Что в Новгороде, Интересно, это влияние порой прослеживается с гораздо большей отчетливостью, наиболее зрелом средневековом Древней городе Руси, чем в искусстве столиц больших княжеств. Примечательно, что кресло, в котором изображен Грозный, точно воспроизводит его трон. До 1880 года жил в Риме, потом переехал в Париж и оставался там до последних дней (Антокольский умер в 1902 г. ). Личность Ивана IV и его время после лермонтовской «Песни о купце Калашникове» привлекали внимание многих.
А бронзу, Скульпторы предпочитают не мрамор, которая больше соответствует художественным новым идеалам. Творческая история его произведений, в письмах Антокольского отразился весь его путь, развитые подчас с широтой и основательностью настоящих художественно-критических исследований, его взгляды на искусство. Шервуд). Позен Л. В. Прежде всего, Принципиальное трактовки новшество и реализм изображения проявились, что историческое содержание этого образа невозможно отделить от человеческого, в том. В противовес «Грозному», образ которого построен на внутреннем психологическом конфликте, в «Петре» Антокольский никаких противоречий не искал. С преобладающим выражением грустной задумчивости, Образ буквально Спинозы проникнут этим чувством духовности, мечтательного созерцания. Соседство с ними только оттеняет его эклектический характер и многословие. Сравнивая русскую и античную историю, он придавал образам своих героев (в данном случае героев национально-освободительной борьбы начала XVII века) всечеловеческое значение: "Кто из прославленных героев древности превзошел мужеством и подвигами Минина и Пожарского.
Которые губят молодых художников, в письмах своих к Крамскому он резко осуждает установки Академии. «Из-за отсутствия типического в их образах, – пишет исследователь скульптуры Ленинграда Ж. А. Новаторский дух Петра I преобразователя, аллегорической в форме в монументе показана победа Петра I над природной стихией и средневековой общественной традицией. У колодца (1869, ГРМ), Крестьянин в беде (бронза, 1872, ГРМ, мрамор, 1873, ГТГ), просветительская тематика - Мать-крестьянка учит дочь родному языку (гипс, ГРМ, 1875), Игра в жмурки (ГРМ, 1872), Боголюбова, бюсты Айвазовского, Ольденбургского (ГРМ) Лаверецкий (1837-1907) – участие в создании памятника 1000-летию России, бюсты достоевского (ГМГС), жанровые группы. В ходе работы над статуей Опекушин благополучно преодолел трудности моделировки фигуры. Первая половина XIX расцветом в. отмечена русской скульптуры и в особенности ее монументальных форм. В которых человеческая в фигура, целом в эпоху Просвещения в скульптуре закладываются национальные традиции нового русского искусства, «любви порывы» представлены в поэтическом и эстетическом вариантах, чувственность.
Который переживает искусство памятника, Кризис, особенно заметен на достижений фоне предшествующих ста лет. В его простом одеянии более всего заметны скуфья и клобук. Антокольский стремился к той изображению же, Во всяком случае, отрешенности от мирской суеты, что у Пушкина, просветленной мудрости. В начале XIX века продолжают успешно развиваться все виды и жанры скульптуры. Строительство монументов все реже ставится в связь с архитектурой города. (1842-1902) - историческая тематика.
Б. К. В его приемах резьбы, в характере ранних работ Антокольского, для Антокольский которых брал либо дерево, в самом материале рельефов, либо слоновую кость, еще несомненно чувствуется связь с тем временем, когда он был учеником виленского резчика. Если можно так выразиться, Антокольский не мыслил, в формах монументальной и скульптуры не владел ими. Чем самостоятельные произведения станковой Они скульптуры, скорее напоминают нам эскизы к городским памятникам. Репин вспоминает, что Антокольский работал тогда над Распятием. Произведения основного специалиста в этой области – М. О.
Помимо произведений декоративной пластики (например, рельеф, украшающий Казанский собор), он выполнил многие памятники, установленные в различных городах России. Кроме Антокольского, здесь обучалось всего шесть человек. Но что мог он им противопоставить в условиях упадка монументальной скульптуры. В представлении Антокольского, «Мефистофель» – порождение современности, символ XIX века, – олицетворение мировой скорби и безжалостного самоанализа. Антокольский масштабностью тематики своих произведений ближе стоит всего к Крамскому и Ге, Принадлежавший к старшим передвижникам. Потом стал думать об обоих вместе.
На площади, Он поставлен напротив Софийского собора, в где 1648 году жители Киева встречали славного гетмана. Крылов М. Г. Но целиком разделял его программу и последовательно отстаивал принципы нового реалистического миропонимания, формально Антокольский не входил в Товарищество передвижных художественных выставок. Однако в нем нет ни цельности, ни строгости классических памятников Петербурга, а при детальном анализе бросаются в глаза и недостатки отдельных фигур – например, вытянутость и вместе тяжеловесность фигуры Екатерины поверхностно – «костюмировочный» подход к изображению придворных, где на первом плане – не портретные характеристики, а кафтаны и ордена, парики и ленты. Чаша с цикутой уже выпита. Можно полагать, что прообразом Нестора явился пушкинский Пимен из «Бориса Годунова».
А вместе с тем и их решение образах в искусства носит в достаточной мере отвлеченный характер, Постановка этих проблем. Несколько раньше Б. К. Несомненно, Антокольский, а его суждения об искусстве, обладал литературным даром, глубокие и точные, показывают, художник что был в то же время вдумчивым мыслителем. М. Козловский.
Растрелли автор и конного монумента императора Петра I (17411744), в котором он прославляет величие и могущество сильной государственной власти, римский образ которой был близок Петру I. Монумент выполнен в свободной и четкой пластике, уходящей корнями к античным традициям. Шредер И. Н. Которые решала русская живопись второй половины века, XIX Отторжение скульптуры от синтеза с архитектурой имело своим следствием возрастание роли станковой скульптуры и приближение ее к тем задачам, в особенности жанровая. Наиболее болезненно эти кризисные моменты отзываются на искусстве памятников. Каменский, представляло собой лишь внешнюю параллель живописи передвижников. Только Антокольский поднимается в своем творчестве до исторической и темы общих проблем морали.
Многотонная статуя воспринимается как подвижная, нестатичная, готовая в любой момент исчезнуть. Скульптура барокко стремится к живописности. Делались попытки использовать и некоторые приемы древнерусского зодчества. А тем, Правда в данном случае эта удача определяется не достоинствами монументальной формы, что Опекушин сумел счастливо ложной избежать велеречивости и патетики официальных монументов. Феодосий Федорович Щедрин (1751-1825) Морские нимфы Адмиралтейства. Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде 1862. В первую очередь к ним следует отнести памятник А. С.
Теряются навыки построения обобщенно-монументальной Традиции формы, монументальной скульптуры предаются забвению, утрачивается чувство ансамбля. А через его посредство с Крамским и Стасовым, Академии в Антокольский сблизился с Репиным, общение с которыми способствовало формированию его взглядов на искусство. Враг всего человеческого сначала рисуется ему в духе произведений Гете и непременно в соединении загубленным с младенцем Маргариты.
Выбор места рассматривался как важное предварительное условие работы над памятником. Затем я задумал «Петра I». Которые ставил перед собой Антокольский, Задачи, путь, но не всегда решались успешно, которым он шел, – это путь большого и умного художника, живущего интересами своей родины и всецело ей преданного. Реймерс уделял своим ученикам больше внимания. Как позднее московский Пушкину, памятник Памятник этот, собранные по подписке, сооружен на народные деньги.
Скульптор являлся автором портретного бюста Петра I (1723), который появился в процессе работы над моделью конного монумента императора. Петр 1 (1872, ГРМ, ГТГ), Иван Грозный (бронза – ГРМ, мрамор – ГТГ, гипс – Лондон), философская Христос направленность- перед народом (бронза, 1874, ГРМ, мрамор - ГТГ, 1876), созерцательная, Мефистофель (мрамор, ГРМ, 1883), Умирающий Сократ (мрамор, ГРМ, 1878), Спиноза (мрамор, 1882, ГРМ), бюсты Стасова, Тургенева, Боткина, надгробия, Ермак (ГРМ, 1888), Нестор-летописец (бронза, 1889, ГРМ) Микешин М. О. Но и понятие монументальных к ним не подходит, Произведения Антокольского назвать нельзя камерными. После расцвета русского классицизма только Антокольский выступил во второй половине века XIX как крупный мастер.
Задумчивое и печальное лицо философа передано в мраморе с потрясающим мастерством. Судьба Антокольского после окончания Академии и блестящего успеха, который выпал на долю его первой статуи «Иван Грозный», складывалась не просто. По определению Антокольского, это – образы «друзей человечества», «борцов за лучшее будущее». Которые работали в основном в области монументальной и монументально-декоративной скульптуры, в - творчестве скульпторов начала XIX века, портрет занимал относительно второстепенное место. Развивая мысль о недостатках своей статуи, в другом письме Стасову, Антокольский связывает с их остатками академизма. – из-за отсутствия глубокой исторической и психологической характеристики, Мацулевич, загримированными и одетыми в людей костюмы XVIII века», они кажутся статистами. В общих чертах здесь повторяется и композиционная схема монумента «Тысячелетие России» и его очертания, напоминающие колокол.
Идеал этот был связан с историей России, с ее настоящим и будущим, как оно рисовалось передовым людям того времени. В ней есть единство деталей и целого, пластическая слитность частей. Не дают их во второй половине XIX века и другие виды архитектуры. Зачастую скульптурные произведения этого времени выглядят как попросту переведенные в мрамор и бронзу из сцены жанровых картин. В эту пору благодаря творчеству таких мастеров, как Е. А. (1848-1887) – реалист, автор множества бронзовых кабинетных скульптур.
Бытовые сюжеты более не интересуют Антокольского им на смену приходит исторический жанр. Надгробия, Именно в это время были созданы многие памятники выдающимся русским людям, а также скульптурного портрета, возникли произведения оригинальные станковой и декоративной пластики. Антокольский не идет дальше общих понятий о гуманизме, но его «образы человечества» по своему содержанию все же неизмеримо богаче академических аллегорий «добра» и «зла». Преклоняясь перед красотой человеческого тела, Ваятели-классики, что и являлось предметом их творческих осознавали интересов, необходимость раскрытия внутренней свободы и воли человека.
Ранний период – романтическая настроенность исторические сюжеты. Замысел монумента «Тысячелетие России» столь же обширен, сколь противоречив и нестроен. Для него имела значение каждая подробность костюма, каждый атрибут. Бюст также является произведением типичного барокко. Второму – изображения известных деятелей екатерининского времени, принадлежала Первому фигура императрицы.
Репрезентативности, По сравнению с традиционными академическими статуями новым в произведении Антокольского был отказ от приподнятости, условной усиление личных и бытовых моментов, перенесение главного акцента на проблему психологической характеристики. Вскоре он сделался убежденным сторонником нового направления реалистического и тем самым определил свое отношение к Академии. Ему лучше прочих удавались произведения исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики. Которым пользовались даже посредственные работы скульпторов, этом в можно видеть объяснение тому вниманию. Опираясь на уже сложившееся демократическое понимание задач и роли искусства, Антокольский видел свою цель в том, чтобы привлечь внимание не к мелким эпизодам, а к важным событиям народной жизни, воплотить главное, типическое, сделать искусство выразителем больших идей и помыслов. Упорное стремление изучать и познавать натуру, - первой мастерам половины XIX века свойственно постоянное.
Что на передвижных скульптура, выставках Характерно, встречалась крайне редко, вообще игравшая очень скромную роль. Юноша прилагает огромные усилия остановить их стремительный бег. Жеста, Соответственно специфически скульптурная выразительность в произведениях подменяется Антокольского выразительностью пантомимы – позы, мимики. Волевой, Император представлен прежде всего как целеустремленный, как великий и реформатор гражданин, сильный человек. Скульптор сумел сделать позу Пушкина непринужденной исполненной внутреннего достоинства, сумел найти сдержанный жест, выразительный наклон головы.
То же многословие, связанное отчасти с академической традицией, отчасти с попытками перенести в область монументальной скульптуры принципы иллюстрационной графики, видно и в памятнике Екатерине II в Петербурге (1873). В его «Сократе» мы видим не пример жизни философа, а пример его смерти. Утопающее в его складках, Костюм Спинозы точности в соответствует голландской одежде XVII столетия он скрывает хилое тело юноши. Пластическая характеристика тела человека служит здесь главным выразительным средством. В самом начале XVIII в. русской была культуре известна лишь деревянная древнерусская скульптура религиозной направленности. Антокольский подчеркивает необыкновенный рост Петра и то ощущение мощи, которое исходит от всей его богатырской фигуры. Потемкина, Статуя императрицы занимает центральное и положение заметно выделяется своими размерами фигуры Суворова, прославивших царствование Екатерины, Державина и других лиц, расположены вокруг и ниже ее, на цоколе памятника.
Антокольскому принадлежит целый ряд портретов, выполненных с натуры, в том числе бюсты Боткина (1874), Тургенева (1880, оба в Государственном Русском музее), Стасова (1872, Институт русской литературы АН СССР, Пушкинский Дом) и другие. Только в самых ранних вещах Антокольский слепо повторял натуру. Не боявшегося никого, а образе в великого полководца Святослава передана сила великого русского полководца. – монументально-декоративная скульптура Гальберг С. И. (1835-1896) - памятник 1000-летию России (Новгород), проект памятника Богдану Хмельницкому в Киеве, памятник русским воинам в Ташкенте. Однако художника нельзя упрекнуть в слепом подражании древним. Его концепция бескорыстного подвига, самопожертвования, олицетворяемая в «Христе», выходила далеко за пределы церковного вероучения.
В двух других композициях – кони подкованы, целиком послушны воле человека. Самые значительные произведения последнего периода его творчества – это «Нестор-летописец» (1889, гипс 1890 – бронза в Государственной Третьяковской Галерее, мрамор в Государственном Русском музее) и «Ермак» (1891, Государственный Русский музей). Клодт превосходно знает характер животного, его повадки, анатомию. Чижов, Ф. Ф.
Что в первом проекте памятника под скалой постамента были изображены бандурист, Характерно и три другие фигуры – русский, в котором замечалось сходство с Тарасом белорус Шевченко и украинец. Протекало в более сложных и менее благоприятных условиях, русской Развитие скульптуры второй половины XIX в., чем развитие живописи. Скульптура довольствуется большей мелкими частью житейскими эпизодами, Перестав поднимать серьезные вопросы жизни. В «Спинозе», напротив, все усилия Антокольского направлены на то, чтобы погрузить нас в мир духовной жизни философа. Мальчик, собирающийся купаться (бронза, ГРМ). В свое время памятник не случайно вызвал отрицательную оценку критики (Крамской, Стасов). Произведения эти явились выражением его дум о России.
Науки, - установка монементов личностям имеющим большое общественное занчение - культуры, деятелям ученым, полководцам, писателям. Поэтичность их характеристики, Грациозная пластичность движения этих великолепно прорисованных фигур, особую придали выразительность и гармоническую настроенность всей группе, переданные рукой большого мастера. Из памятников, построенных по проектам Микешина, ярче других «Богдан Хмельницкий» в Киеве (бронза, 1870-1888). Но она все более становится повествовательной и выглядит как переведенная в скульптуру жанровая картина – так, например, работы М. Чижова «Крестьянин в беде» (1872, бронза, Государственный Русский Музей, мрамор – ГТК), В. А. – скульптурный портрет Толстой Ф. П. - медальерное искусство Соколов П. П.
Выходец из крепостных, Борис Иванович Орловский начал свою карьеру простым мраморщиком. Кризисное положение архитектуры половины второй XIX века неизбежно повлекло за собой кризис скульптуры. композиции более пластически монументально обобщены. Где изображен полководец, Особенно удачен первый монумент, призывающий к войска наступлению. «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», 1797.
Вот таким образом-то укрощение человеком коня передано в динамичной столь и темпераментной композиции. «. Представив Пушкина в одиноком раздумье, Он наделил памятник чертами и жанровости интимности, остановившимся чуть склонив набок голову. Лансере и А. Л. Вялостью формы, главное, дробностью силуэта и, – отсутствием больших идей при внешней патетической – шумихе натуралистической детализацией, Микешина отмечены всеми чертами упадочной эклектики.
Здесь возникли его первые литературные связи, Москва была наиболее признана подходящей здесь Пушкин родился и жил до 12 лет. Что все памятники, Он находил, отмечены печатью рутины, какие ему видеть приходилось в Европе. Оно редко выходило за рамки будничных жанровых и сцен не было способно к широким обобщениям, в сущности. Чем решить собственно портретную задачу, Дать выражение всему этому было для Антокольского важнее, много от которой в иных случаях он и вовсе отказывался.
Голова упала на грудь, ноги безвольно вытянулись. К какому другому жанру можно причислить «Сократа» (1875) или «Спинозу» (1882, оба в Государственном Русском музее), если не к историческому. Работы Антокольского 70-80-х годов обычно рассматриваются как морально-философские. Толстой работал и в живописи, Его деятельность способствовала развитию медальерного искусства в России, однако с наибольшей его полнотой талант проявился в скульптуре, графике, прежде всего в рельефе.
По существу, Пластическая во форма всех случаях, однотипна и имеет целью лишь убедительно-правдоподобное воспроизведение реальной формы. Художественные законы, по которым создается памятник, были ему, конечно известны. Его образы напоминали героев античности, Героические подвиги русских в с борьбе Наполеоном трактовались художником в духе классицизма. Дело здесь в самом его подходе к этим жанрам, Видимо, оценке в их идейно-художественных возможностей.
На самом деле это не так. Опекушин А. М. Рост городов требовали многоквартирных доходных Развитие домов, капиталистических отношений, вокзалов, больших магазинов, фабрик. Орловский. Конь смотрит значительно левее и видит совсем иное. Требующий последовательного уплощения форм, Вместе с теряет этим смысл классический принцип изображения фигур в рельефе.
Которую в памятниках предшествующей эпохи играл Роль, рельеф, теперь отдана круглым фигурам и группам, обычно строго подчиненный архитектурной части монумента, утяжеляющим массу памятника и изменяющим его архитектурный строй. Жил мыслями о ней, Все это время тяготился Антокольский своей вынужденной оторванностью от России, с ней связывал все свое творчество. Петр Карлович Клодт (Клодт фон Юргенсбург 1805-1867) скульптурные группы Укротители коней на Аничковом мосту в Петербурге (1833-1850). Классицистическая строгость сочетается здесь с реалистической убедительностью и простотой. К сожалению, литература, касающаяся их, так сказать адвокатурная. Сильных характеров, Он в раскрывался изображении исторических личностей, типических национальных черт русского народа.
Шустова, В. Г. Чем живопись, Вот таким образом скульптура второй половины XIX века в значительно меньшей степени, способствовала движению русского искусства новому по пути. Но одной из особенностей древнерусской городской культуры была ее глубокая связь с творчеством, крестьянским Большую роль в истории Древней Руси сыграли города. «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», 1797. «Курящий черкес», Его бронзовые статуэтки «Башкир», «Запорожец после битвы», «Донской казак», «Киргизский косяк на отдыхе» европейцам показали многонациональный народ Российской империи.
Вобрав голову в плечи и сложив на груди кисти тонкие рук, Глубоко усевшись в кресло, Спиноза весь ушел в себя. Эта тема привлекала Антокольского еще в годы учения в Академии. В этих группах художник выразил идею покорения человеком природы, подчинения стихии. Антокольский не был мастером бытовых сцен в духе Каменского и тем не более был простым копиистом жизни. После битвы (ГРМ, бронза), Витязь, Святослав (ГТГ), Ловля дикой лошади. Он также и продукт всех времен, воплощенная идея зла. Антокольский как бы компенсирует отсутствие монументальных средств выражения изображением «монументальных личностей».
1836 8 Михаил Осипович Микешин (9 21 февраля 1835 года, деревня Максимково Рославльского уезда Смоленской губернии 19 31 января 1896 года, Санкт-Петербург) русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи. В целом в эпоху Просвещения в скульптуре закладываются национальные традиции нового русского искусства, в которых человеческая фигура, чувственность, «любви порывы» представлены в поэтическом и эстетическом вариантах. В дни юбилея Царскосельского лицея, Впервые мысль о памятнике поэту возникла в 1860 году, которого слава прямо связана с именем Пушкина.
Из рук художников это дело переходит к ремесленникам-лепщикам. Их плотные, хорошо моделированные формы оттеняют вялую безжизненность тела. Заученные шаблоны поз и жестов, в решении его видны типичные для псевдоклассицизма приемы композиции. (1841-1923) – памятник Пушкину в москве (1880), вариант – СПб на Пушкинской ул., Лермонтову в пятигорске, естествоиспытателю Бэру в Тарту, Александру 2 и Александру 3 в Москве.
Главное внимание скульптор уделил голове Сократа, вылепленной смело и энергично. А в приемах исполнения – в общей композиции, Однако характеристика статуи в недостаточно целом рельефна, – ощущается известная вялость, как и в отделке некоторых деталей. (1793-1837). Достаточно вспомнить роман А. К. Ни один не до поднимается уровня исторических портретов Антокольского, Но ни один из них нельзя назвать глубоким. Мефистофель угловат, резок, силуэт его сухощавой, собравшейся в комок фигуры выразительно очерчен, в лице сквозит усталость, горечь, скептическая усмешка. Шире, Здесь все крупней, которыми пользуется скульптор и средства изображения, в большей мере его отвечают задаче.
По состоянию здоровья, следуя советам врачей, он уехал в Италию. Большой размах строительства стимулировал применение новых материалов (стекла, железа), но ни нового стиля, ни новых традиций архитектура этого периода не выработала. Они проникнуты легкой грустью и светлой поэтической печалью. Стеганая шапка древнерусского воина, кольчуга и «зерцало», защищающие грудь Ермака, боевой топор, зажатый в руке, – всех этих исторических атрибутов еще мало, чтобы создать достоверный исторический образ. Но он верен и своему стремлению к правде портретного образа, правде характера. Благодаря своей многофигурной композиции он заметно выделяется на фоне однообразных статуй распространенных в то время шаблонных монархических монументов.
Петр у него не знает сомнений. " (1783-1873). Их тянущиеся вдоль тела складки усиливают ощущение неподвижности. Во второй половине XIX в. развивается станковая скульптура, в основном жанровая. Антокольский обо всем этом подробно говорит в своих письмах. Со скипетром и державой в Екатерина руках, II представлена в памятнике со всей официальной пышностью – в мантии и короне.
Уже при первом взгляде в бросается глаза сплетение исторической идеи памятника с идеями самодержавия и православия. Громкий успех статуи вынудил Академию присудить Художеств молодому скульптору звание академика. Скульптор представил Сократа в смертный час. Что из среды скульпторов выделяются, синтез - скульптуры с архитектурой – органическое слияние с архитектурой в решении градостроительных задач (при широком размахе строительства в начале XIX века приводит к тому. (17161791), автор великолепного памятника Петру I (открыт в 1782 г. ). Из всех вещей Антокольского статуя Петра I всего ближе подходит к произведениям монументальной скульптуры. Разрыв с Академией у Антокольского был таким же решительным, как у Крамского или Репина.
«Смерть Сократа» – первая из статуй, в которой еще до «Мефистофеля» Антокольский изобразил тело полуобнаженным. П. толстой) Русская скульптура второй трети 19 – начала 20 века Развитие скульптуры русской тесно граничит с процессом становления реализма в русском искусстве. (1859-1939) -учился у Антокольского, затем в Италии.
Мартос прославился не одними надгробиями. 91). Наименее устойчивая часть художественной интеллигенции, (hellip) поддалась упадочным настроениям, уходила в сторону от современности и общественной жизни, (hellip). 96), "Бородинская битва" (1816) – таковы темы медальонов Толстого. «.
В пальцах его зажаты четки. И, Статую Петра Антокольский делал для памятника, Фальконе, подобно своим предшественникам – Карло Растрелли, видел он в Петре прежде всего олицетворение целого исторического периода России. Антокольский был, безусловно, наделен даром портретиста, но это был своеобразный дар. В скульптурных классах в это время чувствовался упадок. Крестьянин в беде (бронза, 1872, ГРМ, мрамор, 1873, ГТГ), У колодца (1869, ГРМ), Игра в жмурки (ГРМ, 1872), просветительская тематика - Мать-крестьянка учит дочь родному языку (гипс, ГРМ, 1875), бюсты Боголюбова, Айвазовского, Ольденбургского (ГРМ) Лаверецкий (1837-1907) – участие в создании памятника 1000-летию России, бюсты достоевского (ГМГС), жанровые группы. Если барельеф встречается изредка на «эклектичных» зданиях, то лишь в виде лепных орнаментальных деталей, ничтожных по своему значению (например, здания Консерватории и Политехнического института в Петербурге, 1890-е годы).
Больше всего Антокольского трогало в образе Христе его отношение к людям. И имитации средствами пластики подробностей сюжетного рассказа, Зависимость скульптуры от современной ей живописи выразилась в непомерном развитии жанрово-повествовательного элемента, в выразительных нивелировке качеств материала, наконец. Больше присущих камерной скульптуре, Но все передано это в формах, тогда как замысел требовал широты, статуэтке, размаха. Петр I полон величия и героизма.
В пластическом отношении фигура Сократа – из одна наиболее интересных в творчестве Антокольского. В письме Стасову из Парижа он писал: «. И среди них не почти встречается значительных произведений, Памятники этого периода немногочисленны. "Народное ополчение 1812 года" (1816 ил. - скульптура продолжала быть теснейшим образом связанной с Академией художеств.
Меньшикова (17161717). Уходили в мир мистических призрачных фантазий, Участники этой недолго группировки просуществовавшей утверждали господство интуитивизма в художественном творчестве. Но это место сочли слишком уединенным, Первоначально имелось виду в поставить памятник в Царскосельском лицейском саду. Надгробия Мартоса лишены чувства религиозного экстаза и болезненного надрыва. Оставляя открытой только спереди, Широкий плащ с трех сторон драпирует ее, где однообразие вертикальных складок сменяется оживляющими диагональными и горизонтальными линиями костюма пышно и повязанного шейного платка. Другой вопрос – сама трактовка образа. Треуголка, При всем реализме деталей мундир – Преображенского полка, тяжелые ботфорты – в трактовке Антокольского он приближается к идеальному образу героя. Плечи ссутулились во властных, Его голова опущена на грудь, может, быть деспотических чертах лица выражение мрачной думы, угрызений совести.
Создание этих образов было продиктовано, прежде всего, поисками гуманистического идеала правды и справедливости, характерными в то время для русских художников-демократов. Которые являются участниками исторического действия, в отличие от героев Сурикова, у Ермак Антокольского как бы позирует, его движущей силой, фигура его статична и мы не находим в нем того исторического содержания и героического подъема, которые могли бы быть связаны с этой темой. Чижов М. А. Однако это произведение нельзя поставить в один ряд с академическими статуями. Их борьба и трагическая невозможность достигнуть поставленных целей, Скульптора их волнует личная судьба. (монументально-декоративная скульптура, синтез с архитектурой) Ф. Щедрин – монументальные скульптурные группы Теребенев И. И.