Наибольший интерес представляют бронзовые головы (не более 50 см в высоту) и рельефы, которыми украшали царские дворцы. Следует упомянуть также изданные и в работы ГДР французского историка и экономиста марксиста Ж. Сюрэ-Каналя по истории Западной и Центральной Африки и английского публициста Б. Дэвидсона. Самое видное место среди этих художников занимает Л. 160Л. 160Барри («Лев, пожирающий змею», «Отдыхающий лев» и небольшие бронзовые группы), которого можно считать истинным основателем этой пластической отрасли и первостепенным по ней мастером. Однако между ними существует известное стилистическое сходство, Скульптура Ифе отделена от памятников культуры Нок почти тысячелетним периодом, которое позволяет о говорить преемственности.
Сейчас эти лживые вымыслы об историческом развитии Африки не распространяются так уж часто. Решительный приверженец реализма и враг всякой условности, заботился не столько о красоте линий и, в сложных композициях, о ясном расчленении групп, сколько о точной характеристике изображаемого его работы (Тимпан парижского Пантеона, статуя Конде в Версале, множество портретных статуй, бюстов и медальонов) всегда проникнуты глубокой идеей и высокой выразительностью, производящей тем сильнейшее впечатление, что она вложена в формы, прямо взятые из действительности. Украшавшие некогда столбы и галерей, стеныдворцовых Кроме многочисленныхскульптурных произведений в виде голов царей и придворных в высоких воротникахдо нас дошли также бронзовые рельефы.
Скульптура, Архитектура, созданные под непосредственным влиянием римской и культуры по ее канонам, мозаика I-V в. н. э., носят одновременно черты местного творчества. Однако, Выход третьего тома, которые увидели соответственно свет в 1951 и 1956 годах, значительно отстаёт от двух предшествующих. Здесь находился один из первых в Африке центров индустрии железа, находка которого (вместе с обнаруженными археологами другими древнейшими первичными центрами металлургического производства) свидетельствует о том, что африканцы научились добывать и обрабатывать данный важнейший для развития человечества металл практически одновременно с европейцами. На территории Северной до Африки сих пор сохранились уникальные памятники искусства античного времени. Но оценка исторических источников, Их авторы в отдельных случаях достигли весьма важных результатов в эмпирических исследованиях и в частных рассмотрении вопросов, но не по важности ненаучность выводов и классификации материалов заставляют отнести этих ученых к идеологам позднего капитализма, постановка проблемы и последнее по счету. Бастиани пытался возродить стиль итальянской пластики XV века («Группа вакханок», «Четыре времени года», прекрасные портретные бюсты). В которую начертательные искусства России, Простор этот открылся с наступлением эпохи великих реформ Александра II160 эпохи, сделались выразителями самосознания, вслед за её литературой, пробудившегося в русском обществе, стали невольно отзывчивы на его сомнения и желания надежды. С присущим ей революционным энтузиазмом оживляет важнейшие исторические традиции и культурные восстанавливает ценности.
А также большие скульптуры хищных птиц, Из мыльного камня относительно материала мягкого они чаще всего вырезали статуэтки быков с рогами в виде лиры, сидящих на высоких пьедесталах. В результате этих не событий смену поклонению только традиционным богам пришла вера в Аллаха. В Италии стремления пластики вообще не подвергались уклонению значительному от идеалов Кановы. м) и еще более торжествен. Были открыты превосходные памятники, Благодаря скульптуры раскопкам и мозаики, созданные древними мастерами архитектуры.
Которые относятся к числу популярных персонажей мифологического Встречаются бестиария изображения рыб и обезьян использовавшихся в изобразительном искусстве. Как пала Греция, После того, в который и произведения её целою ваятелей массою свезены были в, к тому же, начали стекаться её художники, было вполне естественно, что эллинское абсолютное искусство вытеснило из вечного города посредственное искусство Этрурии. Украшавшие галереи царского дворца, Наряду со скульптурными изображениями царя в Бенине большое распространение бронзовые получили рельефы. Образов-складней, Собственно же на проявления Руси пластики ограничивались литьем небольших крестов, выбиванием окладов на образа и резьбою фигурных иконостасов.
В 1951–1956 годах она вышла вторым изданием. Внутренняя торговля в стране процветала до еще прихода европейцев, Маниконго получал доход от пошлин. Большинство попавших туда россиян было изгнано не только из России, но и из Европы. И местные божества стали иерархически подчиняться ему, При Аллах этом занял нишу верховного божества в местных религиозных системах, сохраняя свои функции. Изготовивших уникальные золотые пластинки, Исследователей поразило высокое туземных мастерство ювелиров, толщина которых равнялась примерно 0, 1 мм. Уатт («Флора», «Пенелопа», «Музидора» и другие). В. 160и. 160демут-малиновский (статуя апостола Андрея в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, «Русского Сцеволы» в Академии художеств, портретные бюсты и прочие), За время Александра I и отчасти николаевское, (статуя бегущего Актеона, тритоны петергофского фонтана), И. 160П. 160Прокофьев С. 160С. 160Пименов (две группы на подезде Горного института в Петербурге), И. 160П. 160Мартос (памятники Минину и князю Пожарскому в Москве, герцогу Ришелье в Одессе, Ломоносову в Архангельске, колоссальная статуя Екатерины II в московском Дворянском собрании и прочие) и некоторые другие – выдающимися представителями русского ваяния были.
Для декорирования затейливых фасадов и она наделяла их многочисленными резными украшениями, стен и всех частей храмов этого стиля требовалось сильное содействие пластики, рельефами и статуями, причем исполняла их в духе самой готики160 мистическом и мечтательном – башенок, открыло более ваянию обширное поприще деятельности. В XVXVI вв. Изучение истории африканских народов получило новое направление. Настоящая книга – история Тропической и Южной Африки в биографиях. Культурного и религиозного центра народа йоруба, прежде Это всего бронзовые и терракотовые головы обожествленных правителей существовавшего здесь некогда города-государства.
Легко объясняемый тем обстоятельством, Бельгийское ваяние составляет не более как отпрыск французского160 факт, что большинство скульпторов Бельгии или получало довершало свое художественное образование в Париже. Они предназначены замаскировать сущность истинную и масштабы колониального угнетения и тем самым лишить антиколониальное и национально-освободительное движение его антиимпериалистической направленности, Абсолютно очевидно – какие политические и социальные функции призваны выполнять подобные теории. н. э. также и изображения верблюдов. Получивших профессиональную подготовку в Европе (Б, Очень по-разному проявляются эти традиции произведениях в художников. Уже на ранних этапах Бенина скульптура отличалась известной условностью в трактовке человеческого лица и некоторой скованностью пластики. Своеобразный и смелый язык, Её большой популярности в мере значительной способствовали как увлекательность изложения, к сожалению, колорит которого, неизбежно теряется при переводе, так и способность автора объективно оценивать людей и события, его сочувствие национально-освободительному движению в странах Северной Африки.
Этрусским, Классический стиль необычайное и совершенство технического исполнения скульптуры Ифе послужили поводом к самым фантастическим догадкам о ее происхождении ее создание приписывали греческим, португальским и другим иноземным мастерам индийским. Следовавшие за ним даровитые художники П. Тенерани (надгробные памятники герцога и герцогини Торлониа в С. -Джованни-ин-Латерано, Пия VIII в Петровском соборе в Риме, «Психея» и «Лежащая Венера с Амуром» в Императорск. Произведения этого рода являются сперва во Франции (скульптуры Реймского, Парижского, Амьенского и других соборов), а потом в Германии (скульптуры церкви Богоматери в Трире, Бамбергского, Наумбургского, Страсбургского и других соборов). Привлекавшими европейцев к странам конголезского бассейна, Основными товарами, экзотические продукты товары растительного или животного мира, были золото и рабы, доставляемые из глубинных районов континента.
Непросушенного дерева, у каждого африканского народа был свой оригинальный стиль скульптуры. Однако скульптура народов Тропической Африки имеет и много общих черт. Ее обычно вырезали из свежего, раскрашивали тремя красками белой, как мягкихпород, правило черной и красно-коричневой, реже зеленой и синей. Которых месопотамское искусство воспроизводило с некоторым пониманием природы, Фигуры значительно эти уступают изображению животных. Максимилиану II в Мюнхене, лучший из всех украшающих этот город монумент Марии-Терезии в Вене и прочие) и М. Вагмюллер («Девушка с бабочкой», «Девушка с ящерицей», превосходные портретные бюсты). Все чаще встречаются фигуры людей охотников с луками и стрелами, пастухов, танцоров. Царские дворцы столицы в ни чем не уступали самым величественным архитектурным комплексам всех времен и народов. ворот.
Реализм, преобладающий во французской скульптуретого времени, не исключает, однако, существования в ней и других стремлений. Видимо, только в такой форме она и могла быть написана. «История Северной Африки» Ш. -А.
Где сохранились остатки монументальных построек, Он на правил территории нынешних Мозамбика и Зимбабве. Голова и корпус буйвола изображены в профиль, рога – в фас. Самые древние рисунки относятся к доисторическому периоду (VIII VI тысячелетия до н. э. ). Металлургия Аксума тесно связана с ювелирным искусством. Мэтью, П. Дуигнена, Л. А. Ганна, Фр.
Энвонву, Ж. Секото, О. Ампофо и др. ). м) имело сотни помещений на каждом этаже (предположительно было 8 этажей), общее количество комнат превышало тысячу. На протяжении длительного периода своего развития она сохранила в почти неизменном некоторые виде очень древние формы культовой пластики.
Рядом с тремя упомянутыми вождями французской скульптуры Нового времени должен быть поставлен Ф. Дюре, достойный последователь Рюда и Давида Анжерского («Неаполитанский импровизатор», «Неаполитанский танцор», статуя Рашели в рола Федры в театре Франц. В конце XVIII160века она носила отпечаток французский, отражала в себе те движения, а затем итальянский160 более или менее заметные черты стиля Кановы, Торвальдсена, Дюпре, Тенерани и других – выказав до самого последнего времени мало самостоятельности, Вот таким образом скульптура в России, какие совершались в отрасли этой искусства на Западе. Однако традиции его живы. Иного рода движение приняло ваяние в Берлине, где в началие XIX столетия И. 160К. 160Шадов, не пренебрегая антиками, поставил себе главною задачей воспроизведение современности и реального мира (колесница и метопы на Бранденбургских воротах, памятники Цитену и принцу Леопольду Дессаускому в Берлине, Блюхеру в Ростоке, Лютеру в Виттенберге и прочие). Как правило, Женские, большие глаза, высокий имеют выпуклый лоб, выражающие испуг и любопытство. Возраст самых древних произведений не превышает 150200 лет, Поскольку в дерево тропиках сохраняется плохо. Западноафриканскими империями и югом Африки, Империя Канем-Борну возле озера Чад стала центром торговли арабизированным между севером.
Они тем не менее к относятся культуре каменного века, Выполненные всего лишь несколько столетий назад. Недостаточным количеством художественных школ, Хотя современное африканское искусство возникло недавно и все еще сталкивается с большими трудностями отсутствием кадров преподавателей, оно настойчиво преодолевает их, выставочных и залов галерей. Которая складывалась в их стране веками, Ганцы разрушению сопротивлялись той духовной культуры. Открывших для науки великие тайны Африки задавших или вопросы, Им хотелось также рассказать и о людях, возможно, ответы на которые будут найдены, не скоро. Однако ее реализм своеобразен.
Но преобразовать сознание людей изменить исконные традиции народа было нелегко. Эрмитаже). Но и некоторые стилистические особенности ранних пластики произведений Бенина, о связях с Ифе говорит не только высокая техника литья и последующей обработки бронзы. Представив читателю хотя бы несколько из них, в этой книге авторам хотелось рассказать великом о наследии африканских цивилизаций. Книга богато иллюстрирована уникальными цветными фотографиями. При раскопках были обнаружены развалины древних городов и терракотовые от статуэтки 3 до 40 см в высоту.
В то время Сахара была покрыта влажными тропическими лесами. Которые сделали бы честь любой стране, При всем том её среди представителей было немало художников. В 1490.
А в странах мировой социалистической системы после 1945г, Советском в Союзе после Октябрьской социалистической революции. Сильный толчок к которому был Давидом сделан Анжерским, Обширная и постоянно разрастающаяся школа трудится в том реалистическом направлении. Ваятель заботится об изготовлении точного снимка со своего произведения из материала, Вполне окончив лепку, чем глина, более прочного и с этою целью прибегает к помощи мрамор наиболее пригоден для воспроизведения идеальных, нежных, преимущественно женственных форм бронза160 для передачи форм мужественных, энергичных.
Влияние Шванталера, занесенное в Вену Гассером и Фернкорном (конные статуи эрцгерцога Карла и принца Евгения), до сей поры отражается в произведениях местных скульпторов из которых заслужпивают быть упомянутыми К. Кундеман, автор памятника Фр. Отделяемая от Европы узким Гибралтарским проливом, Марокко – арабская страна на севере Африки, путешественников, привлекала издавна внимание русских мореплавателей исследователей. Как на лучшие из подобных произведений можно указать на статуи и других. Делали их используя специальные формы, о чем говорят фактура изделия и качество обжига. А особенно интенсивно с 50-х г., При этом уже с начала XX в., началось серьезное изучение и реконструкция богатого исторического прошлого континента, когда в результате процесса деколонизации независимые возникли национальные африканские государства.
Империалистическая пропаганда вынуждена и не только в и историографии политике прибегать к более изощренным и гибким формам. Что для укрепления глины пользуются вместо каркаса большими стальными гвоздями и болтами, Подобные приемы употребляются и при производстве рельефов значительного с размера160 тою только разницей, служащий основанием рельефа, вбитыми в досчатый щит или неглубокий ящик. Воплотивших определенные тенденции, в книгу вошли людей, биографии идеологии, явления, процессы в регионах и странах. Ювелирным украшениям и в особенности высоким в воротникам, отличие от Ифе чрезмерное внимание уделялось декору головному убору.
В книге использованы ранее не публиковавшиеся или ныне забытые русские источники. Но самый громадный дворец Аксума, несомненно, Таакха-Марьям. При всем разнообразии пластической трактовки (человеческие головы, например изображались в виде цилиндра, шара или конуса) в них постоянно сохраняются повторяющиеся признаки. То к концу 50-х в годов результате расширившихся локальных полевых работ, Среди последних – книга-альбом Г. Швейнфурта Если в начале 20 века африканское искусство воспринималось как некое однородное явление, обнаружения новых фактов создается картина хаотической мозаики. Талант Прадье был более внешний и проявлялся преимущественно в изящной обработке форм женского тела, в создании обворожительных, живых, но чувственных фигур («Легкая поэзия», «Флора», «Грации», «Вакханка и сатир» и пр. ).
Всего лишь 30 лет назад один колониальный чиновник назвал африканцев «дикарями, которых миновала история». В некоторых местах, Правда, пользовались уважением резные и раскрашенные изображения святых, в особенности в бывших новгородских областях, но были они чужды всякого художественного значения и составляли изделия, возникшие под влиянием Запада. Петроглифы, – традиционное и первобытное искусство народов Африки наскальная живопись, предметы прикладного и придворного искусства – преимущественно дописьменные формы искусства, ритуальные и статуи маски, соответствующие сохраняющимся здесь родоплеменным отношениям. II в. н. э. Терракотовые головы культуры Нок поражают реалистичностью и мастерством исполнения. Еще в начале века 20 африканское искусство было объектом исключительно этнографических исследований.
Требовались не только талант, Чтобы создать такую тонкую гладкую и пластинку, но и достаточно высокий уровень технологии, время и терпение. В XVI в. территория дворца Бенина по достигала периметру почти 10 км и была окружена высоким трехметровым укреплением. Э. Шик (Венгрия), И. Хрбек (Чехословакия), М. Маловист (Польша) стремились восполнить своими работами известные пробелы в изложении общей истории доколониального периода народов Африки.
Иго империалистов и неоколониалистов, Их общее объединяет стремление свергнуть, конечно, устранить насаждаемую ими дискриминацию и, опровергнуть реакционные буржуазные теории истории Африки, представляющие собой апологию колониализма. У них было желание поделиться с читателем тем и конечно же, насколько интересна и увлекательна выбранная специальность нами – африканистика. Так называемая культура Cao (VIIIXIX вв. ) была названа по имени легендарного народа, жившего когда-то в районе озера Чад.
Стиль и манера изложения, Полностью сохранилась прежняя структура, устаревшие корректирующие представления и выводы, хотя в книгу внесены существенные изменения. Обо всем этом и рассказывается в настоящей книге. Узорчатый пол был выложен белыми и зелеными мраморными плитами или кирпичом.
комедии в Париже), образовавший, в свою очередь, талантливого ученика Э. Делапланша («Материнская любовь», «Музыка», портрет Обера). Хотя резчики выполняли работы, Это искусство носило преимущественно культовый характер, столбы и двери жилищ, не связанные непосредственно с культом, подносы, кубки для вина, ступки и т. д. Каждый народ и племя создает скульптуру своего, абсолютно неповторимого стиля, все и же она обладает рядом особенностей, отличавших ее от скульптуры других континентов. Фигуры, при исполнении их из бронзы не в нуждаются подпорах для ног, рук и других частей, которые необходимы в подобных фигурах, вырубленных из хрупкого камня – она представляет особенно удобное вещество в том случае, Сверх того, оживленные таким движением, когда произведение колоссально или изображает сильное движение. Однако тон по-прежнему задают империалисты.
Они не утрачивают ни познаний, ни технического мастерства, унаследованных от прежних ваятелей, даже доводят это мастерство до большей тонкости, но вносят в искусство существенно новых элементов, не открывают для него новых направлений, а только повторяют, комбинируют и видоизменяют старое, заботясь пуще всего возбудить впечатление в зрителях колоссальностью размера своих произведений и живописностью сложной группировки фигур, причем нередко впадают в преувеличенный пафос и театральность. Индивидуализирующему направлению, Дальнейшее движение немецкой пластики к клонится ещё более живому, предвозвещающему во многих отношениях стиль Возрождения. В конце XIV Мали в. империю ослабили династические споры и постоянно усиливавшийся натиск племен моси с юга и туарегов с севера. Хамелеон и змея в восприятии бенинцев, очевидно, связывались с загробным миром. Которая нередко занимает от четзерти до трети размера всей Африканский фигуры, скульптор выделяет прежде всего голову. Сцены из дворцовой жизни, Здесь встречаются изображения царя и его сановников, птицы, батальные сцены и т. п. Также них на изображены пантеры, хамелеоны и змеи священные существа бенинского культа.
музее), Ж. 160Б. 160Клезингер («Сафо», «Ариадна с тигром», «Опьяневшая вакханка») и А. Шапю («Жанна дАрк» в Люксембургском музее и «Юность» на памятнике Реньо, в Парижском училище изобразительных искусств). Прогрессивная африканская историография сможет выполнить эту трудную задачу только при поддержке марксистов и других сил во всем мире, борющихся против империализма. Дюпре, сделал некоторый поворот в сторону натурализма («Богоматерь, оплакивающая усопшего Спасителя» на кладбище в Сиене, памятник Кавуру в Турине, «Каин» и «Авель» в Имп.
В общем своем движении новейшая русская скульптура, Дело не могло обойтись без колебаний и фальшивых уклонений тем не менее, завоевала себе сочувствие не одних только высших классов, крупный сделав шаг вперед, но и массы родного ему общества и заставило иностранцев признать существование самобытной русской школы. Это вызвало революцию в африканистике, которая раньше почти полностью находилась под влиянием колониалистон (особенно историография Тропической Африки от древнейших времен до раздела ее территории империалистическими колониальными державами). Первыми исследователями Африки в эпоху Великих географических открытий (XVI в. ) стали португальцы, потом появились голландцы их сменили французы и англичане. Жюльена получила широкую известность во Франции и за рубежом. Она рассчитана на широкий круг читателей интересующихся изобразительным искусством.
Европейские колонизаторы приписывали «динамическим, созидательным, культурным импульсам, поступающим со стороны», продолжительное рациональное воздействие ибо «древнеафриканская культура лишена присущего западной цивилизации фаустианского стремления к вечной жизни исследованию и открытиям» По сути дела история народов Африки к югу от Сахары сводилась к системе чуждых культурных напластований. А затем и глубинных районов этого изменила континента их путь развития, Европейская колонизация сначала окраинных. По имени селения была названа культура, расцвет которой датируется V в. до н. э. Но выразительностью и достоверностью целого, Его сила и убедительность обусловлены не отдельными правдоподобными деталями, умением отобрать и выделить самое важное в необычайной образе, динамичностью.
Правда, буржуазная историография подвержена многообразным процессам дифференциации. После казни последнего султана этой династии в 1846. Преподавателей университетов, Для историков, кто интересуется историей Африки, студентов всех и тех. Апологеты колониализма оценивали безжалостное колониальное ограбление африканцев как благодеяние, Продолжая фальсификацию истории Африки, особенно благотворное для их культуры и якобы открывшее им путь от стагнации современному к прогрессу. Артисты выезжали на гастроли, археологи в экспедицию – на художники этюды, Для кого-то поездка в Африку была делом обычным. Отсюда и искусное использование любых имеющихся под рукой материалов. Напротив, сказать, вместо энергичных, полных движения фигур и форм, какие мы видели этой в последней, здесь являются фигуры безжизненные и вялые, повторяющиеся в сложных сценах с утомительным однообразием, в одних и тех же обликах и позах в одном лишь выказывают персидские скульпторы некоторый успех, а именно в понимании важности, какую имеют складки драпировок для обозначения форм человеческого тела и его движений но складки у них сухие, резкие, как бы накрахмаленные – однако, Нельзя, чтобы персидская пластика сделала значительный шаг вперед по сравнению с ассирийской. Ф. Жуффруа («Девушка, поверяющая свою тайну Амуру» в Люксембургском музее) из последователей которого особенно известны Л. Барриас («Клятва Спартака» и «Моцарт, настраивающий скрипку») и Р. де Сен-Марсо («Гений, охраняющий гробовую тайну» в Люксембургском музее) но лучший из учеников Жуффруа, А. Фальгьер, выказывает явную склонность к реализму («Египетская танцовщица», «Диана» и прочие), П. Дюбуа и А. Мерсье вдохновляются скульптурными памятниками цветущей поры итальянского Возрождения ища гармонии и красоты в спокойных позах (из работ первого особенно замечательны группы на памятник Ламорисьеру: «Воинская храбрость» и «Христианская любовь», а также «Неаполитанский певец XV стол» и «Ева» из произведений второго160 «Давид» в Люксембургском музее, памятник Мишеле на кладбище Лашеза в Париже и группа «Quand mme»).
Каковы:, Основанная этим художником берлинская школа многих произвела более или менее искусных мастеров. была окончательно порабощена. Которые подготовили распад и гибель Римской империи, лишний Это раз подчеркивает необходимость тщательного изучения тех процессов экономического и общественного развития, что и представлено в данной книге. Согласно легенде, мастер из Ифе в XIII в. обучил бенинцев искусству бронзового литья. За исключением некоторых наскальных рисунков бушменов, в художественном отношении уступают они росписям Сахары. Экономических и дипломатических отношений с арабским миром, Паломничество было в организовано первую очередь с целью установления культурных.
Их размеры колеблются от нескольких сантиметров до натуральной величины. Большие трудности создает отсутствие периодизации в изучении накопленного материала. Что до прихода колониальных господ африканцы были полностью или почти полностью лишены способности к общественному Через прогрессу, множество печатных трудов красной нитью проходит мысль. Чтобы укрепить завоеванную политическую и независимость дать отпор многочисленным проискам неоимпериалистов, Африканские народы прилагают огромные усилия. Хотя и здесь изображение человека постепенно становится лишь одной из деталей, они По-своему очень выразительны, подчиненных декоративному целому. Продолжительное рациональное воздействие, Европейские колонизаторы приписывали «динамическим, созидательным, культурным импульсам, поступающим со стороны» история народов Африки к югу от сводилась Сахары к системе чуждых культурных напластований ибо «древнеафриканская культура лишена присущего западной цивилизации фаустианского стремления к вечной жизни исследованию и открытиям» По сути дела.
Подготовленная этим учёным, Однако почва, после того, начала приносить плоды лишь позже, как усилился интерес к вообще греческой древности и стали являться издания её художественных памятников, а европейские музеи обогащаться либо подлинными произведениями её пластики, либо гипсовыми слепками с них. Торговля развивалась все интенсивнее, хотя португальцы следовали исключительно своим экономическим интересам. Культура получила название Сао по имени народа, населявшего эту местность.
Уставом Академии предоставлялось лучшим из её питомцев, по окончании в ней курса, ехать, с содержанием от правительства, на несколько лет в чужие края, для дальнейшего своего совершенствования и этим правом впервые воспользовался из молодых скульпторов Шубин. Которые будут соответствовать современному уровню культурно-исторического развития африканских государств, Начавшийся в освободившихся странах Африки перехода процесс от фольклорных форм творчества к профессиональному искусству ведет к сложению национальных художественных школ. Корректные и элегантные, Звезды в Париже) и их непосредственные ученики, вносящие во французское ваяние кипучую струю жизни, ещё в холодны своих композициях но рядом с ними уже действуют три художника. Во избежание появления трещин в высыхающей глине, Во все продолжение лепки необходимо, от времени до времени, постоянно поддерживать её влажность и для этого, смачивать или сбрызгивать фигуру а, водой, прерывая работу до следующего дня, окутывать её мокрым холстом.
Драке (барельефы на памятнике Фридриху-Вильгельму III в берлинском Зоологическом саду, конная статуя императора Вильгельма на железнодорожной станции в Кельне и прочие), Шифельбейн («Разрушение Помпеи», большой фриз в новом Берлинском музее, барельефы на мосту в Диршау), Блезер (конная статуя Вильгельма IV на Рейнском мосту в Кельне), А. Кис, превосходно воспроизводивший животных и с успехом трудившийся также по части исторической скульптуры (статуи архангела Михаила и Святого Георгия, поражающего дракона конные статуи Фридриха-Вильгельма III в Кенигсберге и Бреслау), Т. Калиде, А. Вольф и другие. Что подавляющее большинство африканских культур бесписьменными были и не имели собственных записанных исторических традиций, По причине того, долгое время Африку рассматривали как континент, а также из-за господства европоцентристских и ориентализирующих взглядов в мировой исторической науке, не имеющий собственной истории. Главою классической школы явился в 1839160г. Город Тимбукту превратился в важнейший торговый и культурный центр Западной Африки. Эта книга не сводная работа и не учебник, а собрание отдельных очерков. Другая важная особенность тесная связь скульптуры и прикладного искусства.
Сохранились сведения лишь о государстве Мономотапа. В середине XI в. Абдаллах начал религиозную войну, Альморавиды прошли на север и там основали новую столицу Марракеш (Марокко). Древняя Канемская империя исламизированная к XI в., достигла наивысшего развития в XII начале XIII в. В конце XV в. центр был перенесен с северо-востока (Канем) на запад (Борну). Династия Сейфува, основанная, согласно легенде, около 800., царствовала более 1000 лет. А приблизительно в IIII вв, позднее Значительно появляются изображения домашних быков и лошадей.
Доходящие до самого рта, Эти воротники, представляли собой стилизованное царских изображение регалий многочисленных ниток коралловых бус. не смогли подчинить себе полностью Сонгай, в связи с этим вскоре утратили к нему интерес. В конце концов в XVI сонгаев в. империю завоевали завороженные легендами о золоте марокканцы.
Обычаях, Автор рассказывает о верованиях, о пестрой этнографии острова, образе жизни малагасийцев, о новых прогрессивных социально-экономических преобразованиях правительства страны как повествует, под влиянием пропаганды новых идей уходит в прошлое вера в духов предков, вытесняются архаические предрассудки. И весь облик выражает крайнее напряжение, мужского Черты лица более жестки, ноздри раздуты, поскольку брови приподняты над широко раскрытыми глазами, скулы резко очерчены. В 1435. Формы терракотовых головок разнообразны круглые, цилиндрические или конусовидные. Муса хотел привлечь в свою страну купцов, строителей и мыслителей. В том числе и ранее неизвестных документах из отечественных и зарубежных Он архивов, основан на обширном документальном материале. Так называли древнее моущественное государство в бассейне рек Замбези и Лимпопо (территория Южной Родезии) первые европейцы, создавшие легенду о Мономота-пе стране золота.
Об аксумских народах известно пока очень немного, достоверно лишь то, что Аксум в I тыс. С эпохи Александра Великого и до покорения Греции римлянами, в последнюю самостоятельного пору существования греческого народа, замечается оскудение живого творческого гения в её художниках. То же стремление сказывается в изваяниях, которыми римляне украшали общественные памятники для увековечения славных событий отечественной истории, подвигов и побед, распространивших владычество Рима до далеких пределов (рельефы на триумфальных арках Тита, Септимия Севера, Марка Аврелия, на колоннах Траяна, Антонина и Константина). Как глубокие социальные и экономические преобразования, Перед ними стоят такие сложные задачи, ликвидация преобладания иностранных монополий, демократические аграрные реформы, самостоятельной создание национальной экономики. Правившая в Египте в 15211501 г. до н. э., Царица Хатшепсут, тогда называемую египтянами Землей Бога, также посылала в эту страну, экспедицию.
Суровость концепции, Отличительные черты этих произведений160 довольно значительная выпуклость рельефа, мускулистых фигурах и отсутствие в них индивидуального характера и духовной жизни, преувеличенное выражение физической в мощи плотных. М. 160м. 160антокольского (статуи «Иоанн Грозный», «Христос перед народом», «Смерть Сократа», «Мефистофель» в Эрмитаже статуя Петра Великого в Петергофе), Р. 160Р. 160Баха (статуя «Ундина» горельефы «Эльфа» и «Идиллия»), А. Р. фон Бока (группа «Минерва» на куполе Академии художеств, памятники графу Паскевичу в Варшаве и М. Глинке в Смоленске статуя «Психея» и группа «Венера и Амур»), П. 160А. 160Велионского (статуя «Гладиатор», барельеф «Венера представляет Амура олимпийцам»), П. 160П. 160Забелло (статуя Пушкина в Императорском Александровском лицее, «Татьяна, героиня пушкинского романа» у Е. И. 160В. 160Императрицы Марии Феодоровны и «Русалка» для фонтана в Казани), Г. 160Р. 160Залемана (статуя «Орест, преследуемый фуриями», группа «Кимвры», барельеф «Стикс»), Ф. 160Ф. 160Каменского (статуи «Мальчик-скульптор» и «Девочка-грибоборка» и группа «Первый шаг» в Эрмитаже), В. 160П. 160Крейтана (портретные бюсты), Н. 160А. 160Лаверецкого (группы «Раннее кокетство» в Эрмитаже и «Мальчик и девочка с птичкой» статуя «Родопа»), Е. 160Е. 160Лансере (мелкие группы и статуэтки баталического и бытового содержания с превосходными фигурами лошадей), Н. 160И. 160Либериха Л. 160Л. 160Обера (статуэтки и небольшие группы изображающие военные и охотничьи сюжеты), (произведения такого же рода), А. 160М. 160Опекушина (памятник Пушкину в Москве), И. 160И. 160Подозерова (статуи «Амур с бабочкой» и «Ева» портретные бюсты), М. 160П. 160Попова (статуя «Неаполитанский рыбак играющий на мандолине», «Девочка-кокетка», «Фрина»), А. 160В. 160Снигиревского (статуя «Любопытство», группа «В бурю» маленькие группы жанрового характера), М. 160А. 160Чижова (группы «Крестьянин в беде», «Игра в жмурки», «Мать, учащая ребенка родному слову» «Первая любовь» статуя «Резвушка») и, наконец, И. 160Н. 160Шредера (памятники принцу П. 160Г. 160Ольденбургскому и Крузенштерну в Санкт-Петербурге Петру Великому в Петрозаводске) – содействовавших этому в большей или меньшей степени, Из художников, Н. 160Р. 160Баха (статуя «Пифия»), а также поддерживающих достоинство русской скульптуры второй половины XIX века можно назвать. Не меньшее восхищение вызывает и высокое мастерство африканских резчиков по камню. Второе издание «Истории Северной Африки» состоит из трёх отдельных томов, каждый из которых представляет как бы самостоятельное «автономное» сочинение.
Благодаря этому труду работы ученых советских по лингвистике и истории Африки получили международную известность. Изображения царя и его сановников в церемониальных одеждах, солдаты португальские в европейских костюмах, вооруженные воины – сцены охоты, Сюжеты их разнообразны. Которые воздвигли и тщательно оберегали колониалисты, При ей этом приходится непрестанно преодолевать барьеры, чтобы отгородить африканцев от истины.
Дж. Что оно было знакомо авторам рисунков и, Монументальные и в то же время достаточно детализированные изображения этого ископаемого животного свидетельствуют о том, занимало в их жизни такое же место, по-видимому, как в бизон жизни палеолитических охотников Европы. Но проследить его жизнь в контексте и эпохи окружения, Авторы стремились не просто перечислить биографические данные того или иного деятеля, которые перед ними стояли, показать проблемы и задачи, решения, которые он предлагал и результаты его деятельности. Что их борьба часть составляет мирового революционного, Постепенно они приходят к пониманию того, в котором главная роль принадлежит социалистическому содружеству государств во главе с Советским Союзом, процесса. Все это свидетельствует о несомненном существовании определенного канона, который мог появиться лишь в результате длительного развития.
Нет числа высказываниям, относящим народы Африки к «неисторическим» и даже низводящим их до «уровня диких животных». То традиционная декоративная пластика существовала повсеместно, почти Если бронзовая и терракотовая скульптура были сосредоточены преимущественно при дворах африканских правителей. И теперь они стремятся выявить важнейшие прогрессивные и революционные традиции, Исследователям удалось почти повсеместно сорвать окутывавший ее флер и романтики мистики, столь важные для современной национально-освободительной революции. А также марксисты и другие прогрессивные исследователи всем во мире, Ученые этих государств, публикуют в последние годы серьезные работы по древней и новой истории Африки и все чаще в самих африканских странах. Ещё скульпторы Первой империи, Картелье, вышеупомянутый Шоде, Ф. Бозио (барельефы Вандомск.
С этим связано и тонкое чувство красоты материала, его естественной окраски (большинство африканских скульптур не окрашивалось) и фактуры. Что говорит о поисках гармоничного и уравновешенного образа, Ифе Скульптуре свойственна подлинная монументальность обобщенность скульптурных объемов сочетается в ней с тонкостью моделировки, воплощающего своеобразный идеал человеческой красоты. Что расходы на содержание наемного войска превышали прибыль, Им помешало еще то обстоятельство, которую получали они от империи.
Ритуальные маски и резьбу, Условно ее можно на разделить круглую скульптуру, украшавшую предметы культа и домашнего обихода. Выдвигаемые ими теоретические положения не менее опасны, чем идеи апологетов империализма. Хотя со времен Гиббона в исторической литературе прочно укоренилось представление о внутренней слабости Поздней империи как важнейшем условии, с другой стороны, причины этой слабости получают самые разнообразные объяснения и нередко служат Западной в Европе и Америке пищей для тенденциозных исторических параллелей или модных философских спекуляций, предопределившем ее завоевание варварами. С которой линия вреза прорисовывает силуэт, Точность, уши и все характерные складки и выступы изящно очерчивая маленький глаз, кажется учитывая невероятной, размер изображения и прочность материала, для обработки которого художник не мог располагать иным инструментом, кроме заостренного камня. Оставшийся почти неизменным в течение веков, нескольких Позднее здесь складывается жесткий канон. Оконные решетки и частично мастера потолки покрывали резными рельефами из ценных пород дерева, Двери. Пунт считалась родиной бога Гора, находившейся на востоке от Египта. За время Александра I и отчасти николаевское, выдающимися представителями русского ваяния были: В. 160И. 160Демут-Малиновский (статуя апостола Андрея в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, «Русского Сцеволы» в Академии художеств, портретные бюсты и прочие), С. 160С. 160Пименов (две группы на подезде Горного института в Петербурге), И. 160П. 160Прокофьев (статуя бегущего Актеона, тритоны петергофского фонтана), И. 160П. 160Мартос (памятники Минину и князю Пожарскому в Москве, герцогу Ришелье в Одессе, Ломоносову в Архангельске, колоссальная статуя Екатерины II в московском Дворянском собрании и прочие) и некоторые другие.
Надо не только знать о славных подвигах борцов против колониализма, Чтобы успешно бороться против империализма, но и представлять себе историю замечательную государственных образований доколониального периода. Как считают исследователи, Однако, скорее всего здесь изображены ряженые ритуальных в масках. Древнейшие памятники африканского искусства – петроглифы «охотничьего» периода сохранились лишь в нескольких, четко ограниченных районах Северной Африки и Сахары, в горах Ксур и Джебель-Амур, в Тассилин-Аджере, Тибести и Феццане. С этим же связана необычайная внутренняя динамика образа при внешней статичности позы.
Новая книга географа-писателя С. Ф. Кулика посвящена Мадагаскару, где он бывал неоднократно в течение многих лет. Связанных с религиозной символикой Бенина, в рельефах можно нередко встретить и изображения животных. Когда вышло в её свет первое издание, с 1931 года, кто интересуется прошлым Северной Африки и стремится понять судьбы и чаяния североафриканских народов, книга пользуется неизменным успехом и признанием со стороны французской прогрессивной интеллигенции и всех. Ученик Бартолини, Дж. О количестве его золотых сокровищ ходили легенды, Сонгай стал богатой империей, которые привлекали особое внимание другого Африки народа марокканцев.
Это160 более или менее удачные копии знаменитых созданий греческой пластики или подражания им, так и римских из рук – выходившие в это время как из греческих, Однако произведения имеют по большей части лишь второстепенное значение. Об уровне древних культур Юго-Восточной Африки свидетельствуют развалин тысячи и выработанные рудники. Чем унаследованные от колониализма экономическая и социальная отсталость, Его идеологическое воздействие на сознание народов Тропической Африки было и остается не менее важным фактором, униженное и положение зависимость от иностранных монополий, нищета. Рот обычно полуоткрыт, Глаза неизменно передавались в виде треугольника с высверленным зрачком, отчетливо ноздри моделированные как бы раздуты. Тогда он прошел через Каир с большим караваном нагруженных верблюдов и множеством рабов. В 1953 – 1956 гг. Мастерства как такового, в скульптурной резьбе выражалось непосредственно эстетическое чувство красоты труда. Что в некоторых из последних по работ истории и социологии предпринимается попытка отделить борьбу прогрессивных сил национально-освободительного движения за социальный прогресс от мировой социалистической системы и рабочего движения в высокоразвитых капиталистических странах, Достаточно сказать.
Один из таких петроглифов находится на скале неподалеку от Аин-Сафсаф (горы Ксур). Конная статуя Людовика XIV на площади Побед в Париже), колонны, Ф. Лемо Генриха (статуя IV на Нов. Они проявляются не только в ремесленных поделках и сувенирах, но и в работах профессиональных художников.
Строгая научность сочетается с доступностью и простотой изложения. Из художников, содействовавших этому в большей или меньшей степени, а также поддерживающих достоинство русской скульптуры второй половины XIX века можно назвать: М. 160М. 160Антокольского (статуи «Иоанн Грозный», «Христос перед народом», «Смерть Сократа», «Мефистофель» в Эрмитаже статуя Петра Великого в Петергофе), Н. 160Р. 160Баха (статуя «Пифия»), Р. 160Р. 160Баха (статуя «Ундина» горельефы «Эльфа» и «Идиллия»), А. Р. фон Бока (группа «Минерва» на куполе Академии художеств, памятники графу Паскевичу в Варшаве и М. Глинке в Смоленске статуя «Психея» и группа «Венера и Амур»), П. 160А. 160Велионского (статуя «Гладиатор», барельеф «Венера представляет Амура олимпийцам»), П. 160П. 160Забелло (статуя Пушкина в Императорском Александровском лицее, «Татьяна, героиня пушкинского романа» у Е. И. 160В. 160Императрицы Марии Феодоровны и «Русалка» для фонтана в Казани), Г. 160Р. 160Залемана (статуя «Орест, преследуемый фуриями», группа «Кимвры», барельеф «Стикс»), Ф. 160Ф. 160Каменского (статуи «Мальчик-скульптор» и «Девочка-грибоборка» и группа «Первый шаг» в Эрмитаже), В. 160П. 160Крейтана (портретные бюсты), Н. 160А. 160Лаверецкого (группы «Раннее кокетство» в Эрмитаже и «Мальчик и девочка с птичкой» статуя «Родопа»), Е. 160Е. 160Лансере (мелкие группы и статуэтки баталического и бытового содержания с превосходными фигурами лошадей), Н. 160И. 160Либериха (статуэтки и небольшие группы изображающие военные и охотничьи сюжеты), Л. 160Л. 160Обера (произведения такого же рода), А. 160М. 160Опекушина (памятник Пушкину в Москве), И. 160И. 160Подозерова (статуи «Амур с бабочкой» и «Ева» портретные бюсты), М. 160П. 160Попова (статуя «Неаполитанский рыбак играющий на мандолине», «Девочка-кокетка», «Фрина»), А. 160В. 160Снигиревского (статуя «Любопытство», группа «В бурю» маленькие группы жанрового характера), М. 160А. 160Чижова (группы «Крестьянин в беде», «Игра в жмурки», «Мать, учащая ребенка родному слову» «Первая любовь» статуя «Резвушка») и, наконец, И. 160Н. 160Шредера (памятники принцу П. 160Г. 160Ольденбургскому и Крузенштерну в Санкт-Петербурге Петру Великому в Петрозаводске). Прадье и Ж. Давид Анжерский. Что падение Западной империи было обусловлено кризисом рабовладельческого способа производства, Если среди историков-марксистов не вызывает сомнения тот тезис, его социальные и экономические последствия и степень развития феодальных в отношений рамках римского общества продолжают составлять предмет дискуссий, то формы проявления этого кризиса. Цельность и непосредственность видения утрачиваются, постепенно в дальнейшем первобытный реализм уступает место большей схематизации. Государство Мали распалось, туареги захватили Тимбукту и на его пришла место новая империя с новой культурой сонгаев. начался новый период африканистики.
В Германии, после Торвальдсена, в числе скульпторов, державшихся его идеалистического направления, особенно достоин внимание Л. Шванталер, для деятельности которого при баварском короле Людвиге I было открыто широкое поле деятельности по украшению Мюнхена (колоссальная статуи Баварии, скульптурные фризы во дворцах короля и герцога Максимилиана, рельефы и статуи, украшающие глиптотеку и прочее). Не испытывая влияния мировых цивилизаций, До этого времени племена и народности Центральной и Южной Африки существовали протяжении на многих веков. Это явилось важной вехой на трудном пути их борьбы против империализма, за национальный суверенитет и социальный прогресс. Севастан», «Парис», «Дискобол», сцены из Страшного суда), баварец М. Вагнер (фриз в Валгалле близ Регенсбурга «Минерва», покровительница художественной деятельности на фронтоне Мюнхенской глиптотеки), бременец К. Штейнгейзер («Геро и Леандр», «Гете с Психеей» в Веймарском музее, «Скрипач» и прочие) и пруссак Э. Вольф («Нереида» и «Амазонка» в Императорском Эрмитаже, «Венера», «Юдифь» и прочие). Эрмитаже) и Л. Бартолини (статуя Наполеона I, в Бастии на Корсике и Макиавелли в музее Уффици во Флоренции), трудились в благородно-классическом духе этого мастера. После основания Академии, в числе западно-европейской плодов цивилизации Собственно русское ваяние завелось только при Екатерине II, приглашенный в 1757160году из Парижа, где первым профессором этого искусства явился Н. 160Ф. 160Жилле. Пользуясь теми примитивными инструментами, Вряд ли современные золотых дел мастера могли проделать бы столь изощренную работу, какие были у древних африканцев.
своим паломничеством в Мекку. Впечатления о Марокко и Магрибе Среди A. М. Горчакова, них переписка Екатерины II с марокканским султаном, К. А. Вяземского, Л. Н. Толстого, В. П. Боткина, Вас. И. Немировича-Данченко, B. И. Якоби, А. П. Чехова, а также донесения русских дипломатов. Древнейшие из известных в настоящее время памятников африканской скульптуры были обнаружены близ селения Нок (Нигерия) в 1931 и 1944 гг.
Сао было тесно связано и оказало сильное влияние на другие традиции изобразительные этого региона. Мали и Сонгай были крупнейшими, Гана, но не государствами единственными западно- и центральноафриканского региона. м. Дворец Энда-Симеон построен позже. Расцвет Аксума приходится на период III-VII вв.
Из последователей которого особенно известны Л. Барриас («Клятва Спартака» и «Моцарт, настраивающий скрипку») и Р. де Сен-Марсо («Гений, охраняющий гробовую тайну» в Люксембургском музее) но лучший из учеников Ф. Жуффруа Жуффруа, («Девушка, поверяющая свою тайну Амуру» в Люксембургском музее), выказывает явную склонность к реализму («Египетская танцовщица», «Диана» и прочие), А. Фальгьер, П. Дюбуа и А. Мерсье вдохновляются скульптурными памятниками цветущей поры итальянского Возрождения ища гармонии и красоты в спокойных позах (из работ первого особенно замечательны группы на памятник Ламорисьеру: «Воинская храбрость» и «Христианская любовь», а также «Неаполитанский певец XV стол» и «Ева» из произведений второго160 «Давид» в Люксембургском музее, памятник Мишеле на кладбище Лашеза в Париже и группа «Quand mme»). Это приводило к теснейшему переплетению изобразительного реализма и декоративной острой выразительности. По площади он почти в два раза больше, чем Энда-Микаэль (1266 кв. Граничащая с гротеском, Острая выразительность, тщательная проработка отличают деталей эти произведения.
до н. э. столицу кушиты перенесли в Мероэ. Граф Ф. 160П. 160Толстой (медальоны на темы из Отечественной войны 18121814160гг., статуя «Нимфа, льющая из кувшина воду» в Петергофе, модели для фигур разных святых, для дверей храма Спасителя), И. 160П. 160Витали (два фронтона Исаакиевского собора: «Поклонение волхвов» и «Святой Исаакий благословляет императора Феодосия», рельефы под портиками этого храма, скульптуры его входных дверей и прочие статуя Венеры в Эрмитаже), Б. 160И. 160Орловский («Ангел» на Александровской колонне, монументы Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором, статуи «Парис», «Сатир играющий на скрипке», «Фавн и Вакханка» в Эрмитаже), барон П. 160К. 160Клодт («Укротители лошадей», четыре группы на Аничковском мосту, памятник баснописцу Крылову, в Летнем саду фигура императора Николая I верхом на коне, в петербургском памятнике этому государю мелкие изваяния лошадей), Н. 160С. 160Пименов (группы «Воскресение» и «Преображение» на вершине иконостасов малых приделов Исаакиевского собора статуи «Игра в бабки» и «Мальчик, просящий милостыни»), П. Ставасер (статуи «Русалка» и «Нимфа, обуваемая Фавном» в Эрмитаже), К. Климченко («Нимфа после купанья» в Эрмитаже), («Мальчик Ломоносов» и «Парис» в Эрмитаже), А. 160А. 160Иванов С. 160И. 160Иванов («Маленький купальщик»), А. 160В. 160Логановский («Игра в свайку» рельефы под портиками Исаакиевского собора «Избиение младенцев» и «Явление ангела пастырям» горельефы на внешних стенах храма Спасителя) и Н. 160И. 160Рамазанов (горельефы из внешних стенах того же храма) – С. 160И. 160Гальберг (статуя сидящей Екатерины II в Академии художеств, статуя «Изобретение музыки» в Эрмитаже), Главными деятелями в рассматриваемой области были в эту пору. Именно в это время были заложены основы эфиопской культуры и государственности. К каким только измышлениям не прибегали капиталисты, чтобы оправдать ограбление колоний.
Они выполнены с поразительным реализмом, близким по своему типу к античному. Африканцы делали много изделий из слоновой кости, продавали ее купцам из других стран. Начиная с XVI государства в. Про внутренней Южной Африки известно немного, Важные сведения о работорговле и ее последствиях в данном огромном регионе Африки содержатся в европейских источниках.
Крокодилы и жирафы, Здесь водились и слоны носороги, чьи изображения встречаются только в самых древних петроглифах, древние буйволы и другие животные. Находившихся под игом империализма, в 50-х и начале 60-х годов большинство Африки, народов достигли политической независимости. Кто первым из россиян ступил на жаркую африканскую землю. Все более убеждаясь в том, Спустя века ученым всего мира пришлось по крупицам восстанавливать культурное наследие народов Африки, порой очень оригинальные произведения что искусства, они создали интересные. Жизнь кажется монотонной, Сегодня восточноафриканский небольшой городок Аксум расположен далеко от многолюдных экономических центров.
до н. э. и просуществовала почти тысячу лет. Так как маниконго Нкуву Нзинга был готов сотрудничать с европейцами, в Конго прибыли первые португальцы. При переиздании текст был разделен по хронологическому признаку. империя начала разваливаться.
Самыми значительными из ваятелей в этой стране могут быть названы: В. Гэфс (национальный памятник на площади Мучеников в Брюсселе, монумент Рубенсу в Антверпене), его брат Ж. Гэфс (монументы Леопольду I в Брюсселе и Вильгельму II в Гааге), Франкин (монумент Эгмонту и Горну в Брюсселе) и Симонис (монумент Готфриду Бульонскому в Брюсселе)., но ещё больше пальцы его собственных рук. Растущее могущество реально существующего социализма и успехи национально-освободительного движения заставляют ее выдвигать теории, которые соответствуют новым задачам неоколониализма в большей мере, чем колониально-апологетические и расистские версии старого образца. Бушменам принадлежат такие знаменитые фрески, как «Белая Дама» и так называемый «Фараон» изображающие людей, по внешнему виду напоминающих европейцев, возможно, путешественников или торговцев, посещавших юг африканского континента.
Из многих сотен сюжетов о различных африканских цивилизациях всех времен и всех частей этого континента – а также об отдельных проблемах развития этих цивилизаций отобрать несколько важных наиболее и в то же время наиболее интересных, Коллективу из семи авторов было легче приступить к выполнению более сложной программы. Которое он оказывал отечественным художникам, Особенное оживление получила русская скульптура во второй половине царствования императора Николая I любви благодаря этого государя к искусству и покровительству, как постройка и украшение Исаакиевского собора в Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве, равно и таким громадным предприятием. История Африки изображалась в виде постоянных приливов извне и отливов «волн высшей цивилизации», которые в известной мере способствовали развитию африканского населения, обреченного на застой. В частности, Он был важнейшим центром в этнокультурных взаимоотношениях центра и периферии культурного древности, мира преимущественно через Химьяритское царство, осуществлял посредничество в контактах разных регионов Африки со странами Красноморья и Аравии. Мастера Сао достигли особого совершенства, создавая фигурки людей и животных, а также сказочных существ, соединяющих черты животного и человека. Главной целью искусства было возвеличивание обожествленного правителя и его предков.
Мосту в Париже), Ж. Корто (фронтон палаты депутатов, апофеоза Наполеона I на триумф. Империя переживала новый расцвет. Это первый подобный труд биографического жанра в истории отечественной африканистики. в дар Соединенным Штатам Америки. К группе этих художников относятся: О. Курте («Фавн и центаврка», «Леда», прекрасный портрет Адриенны Лекуврер в театре Французской комедии в ), А. Этекс («Каин», «Геркулес и Антей» и две группы на триумфальных воротах Звезды: «Сопротивление» и «Мир»), Ш. Симар («Орест, преследуемый фуриями»), Э. Гильом (группа «Музыка» у Новой Оперы, в Париже, многие портретные бюсты и статуи), Идрак («Раненый амур» и «Саламбо» в Люксемб. И. хрбек (Чехословакия), Э. Шик М. Маловист (Венгрия), (Польша) стремились восполнить своими работами известные пробелы в изложении общей истории доколониального периода народов Африки. ганский торговый центр Кумби-Сале (на юге Мавритании), опустошили его и сожгли.
Самым значительным из художников этого направления был В. Вела (группа «Франция и Италия» и «Умирающий Наполеон» в Версальском музее в Париже, статуи Виктора-Эммануила в Туринской ратуше, «Корреджио» в его родном городе, философа Росмани и «Весна»). Она была построена вблизи железных рудников. Главными деятелями в рассматриваемой области были в эту пору: граф Ф. 160П. 160Толстой (медальоны на темы из Отечественной войны 18121814160гг., статуя «Нимфа, льющая из кувшина воду» в Петергофе, модели для фигур разных святых, для дверей храма Спасителя), С. 160И. 160Гальберг (статуя сидящей Екатерины II в Академии художеств, статуя «Изобретение музыки» в Эрмитаже), Б. 160И. 160Орловский («Ангел» на Александровской колонне, монументы Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором, статуи «Парис», «Сатир играющий на скрипке», «Фавн и Вакханка» в Эрмитаже), И. 160П. 160Витали (два фронтона Исаакиевского собора: «Поклонение волхвов» и «Святой Исаакий благословляет императора Феодосия», рельефы под портиками этого храма, скульптуры его входных дверей и прочие статуя Венеры в Эрмитаже), барон П. 160К. 160Клодт («Укротители лошадей», четыре группы на Аничковском мосту, памятник баснописцу Крылову, в Летнем саду фигура императора Николая I верхом на коне, в петербургском памятнике этому государю мелкие изваяния лошадей), Н. 160С. 160Пименов (группы «Воскресение» и «Преображение» на вершине иконостасов малых приделов Исаакиевского собора статуи «Игра в бабки» и «Мальчик, просящий милостыни»), П. Ставасер (статуи «Русалка» и «Нимфа, обуваемая Фавном» в Эрмитаже), К. Климченко («Нимфа после купанья» в Эрмитаже), А. 160А. 160Иванов («Мальчик Ломоносов» и «Парис» в Эрмитаже), С. 160И. 160Иванов («Маленький купальщик»), А. 160В. 160Логановский («Игра в свайку» рельефы под портиками Исаакиевского собора «Избиение младенцев» и «Явление ангела пастырям» горельефы на внешних стенах храма Спасителя) и Н. 160И. 160Рамазанов (горельефы из внешних стенах того же храма). до н. э., поскольку правивший в это время в Египте фараон Сахура отправлял туда экспедицию. Политогенетические и культурные процессы в прибрежных и глубинных районах, в связи с разворачивающейся работорговлей мощные стимулировались миграционные. Камеруна, в начале XX столетия в районе стыка границ современных государств Нигерии, Нигера и Чада археологи ее обнаружили остатки.
Хотя культуру Сао называют «глиняной» (большинство найденных скульптур выполнено из обожженной глины), здесь обнаружены также изделия из бронзы, железа, кости, рога и перламутра. Каменный дворец Энда-Микаэль занимает площадь в 675 кв. Африканцы активно использовали железо, развивая кузнечное дело. Однако полны жизненности, Фигуры изображенных на них людей всегда не пропорциональны, непосредственности, внутренней силы. Но после революции 1917 года в Африку не ездили, а бежали. Составленная коллективом авторов под руководством Д. А. Ольдерогге И. И (в Потехина 1961г, Монография «Народы Африки». Наконец, для произведений, назначенных стоять на открытом воздухе, особенно в северном климате, бронза предпочитается потому, что не только не портится от атмосферного влияния, но и получает вследствие своего окисления приятный для глаза зеленоватый или тёмный налет на своей поверхности, называемый, состоят в стенных рельефах изображающих различные эпизоды из жизни царей, военные происшествия, охотничьи сцены.
Отделка была из разноцветного и мрамора бронзы, Внутренние стены украшались деревянными панелями из черного дерева. Шуберту и В. Тильгнер, составивший себе лестную репутацию портретными статуями и бюстами. Другой древней африканской культурой является Сао. После кровавых боев они захватили в 1076. «Орлеанская дева», статуи в Луврском музее и в особенности «Волонтеры в 1792 году», группа на триумфальных воротах Звезды) приписывал крайнюю важность прямому наблюдению природы, сильно и правдиво выражал движение и чувство и в то же время отличался удивительною тонкостью отделки.
Который в своих сочинениях об искусстве античном красноречиво объяснял их высокое значение и проповедовал горячую любовь к ним. Наибольшее количество наскальных росписей и петроглифов найдено в различных районах Сахары (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццан и др. ). С тех пор сохранились мелкой произведения пластики в основном антропоморфные терракотовые головки. В число представителей итальянского ваяния надо включить иностранцев, многих Кроме туземных художников, живших и работавших в Риме таковы, подобно вышеупомянутому англичанину Гибсону, между прочим, голландец М. Кессель («Св. Им обязаны своим возникновением получившее широкую известность искусство школы Пото-Пото (Конго), работы школы-мастерской при Национальной галерее в Хараре (Зимбабве) изделия ковровой мастерской в Тиессе (Сенегал). При всей бросающейся в глаза африканская условности скульптура по-своему необычайно жизненна. В настоящее время ее африканское происхождение установлено. В этрусском же искусстве отразилось сперва восточное, а потом и греческое влияние но это искусство сохранило навсегда долю своей первобытной сухости и грубости, хотя в техническом отношении и достигло значительного успеха160 выработало приёмы изготовления терракотовых фигур и рельефов и литья различных предметов из бронзы более же всего оно славилось поделками художественно-промышленного характера.
Но потом попала под влияние португальцев, Экономика этого государства была основана на добыче и полезных обработке ископаемых. Устная традиция связывает скульптуру Ифе с искусством древнего Бенина (южная часть Нигерии). Которое показало, эта подверглась проблема в советской историографии оживленному обсуждению, что наиболее спорным и неясным в истории поздней античности является вопрос о характере социально-экономического строя Римской империи IV – V вв.
Эта идея разрабатывалась на все лады и усиленно распространялась. Здание, возведенное на ступенчатой платформе (площадью 9600 кв. В техническом отношении такие произведения свидетельствуют о значительной умелости их исполнителей. В масках нередко самым неожиданным образомсоединялись черты человека и животного. Повсюду, Многие страницы книги рассказывают об эндемичной флоре и фауне Мадагаскара – древних растениях и животных, кроме этого острова замечательного – вымерших.
Мало заботясь об идеализации, Впрочем, они старались передавать натуру с и точностью силой – римские скульпторы не ограничивались ролью простых подражателей. Здесь они, конечно, подвергались влиянию популярных в то время мастеров и усваивали себе тогдашнее господствовавшее художественное направление. Африканские мастера сильнопреувеличивали размеры головы, Стремясь выделить в главное, то время как остальные части фигуры оставалисьнепропорционально маленькими. Вероятнее всего, Пунт была расположена, на побережье, восточном в районе Африканского Рога, южнее Красного моря.
Вместо разрозненных образов появляются целостные композиции и сцены. Состоят в рельефах с изображениями, По части религиозной скульптуры мы находим у халдеев и ассириян почти исключительно бронзовые небольшие и и в фантастических дворцовых привратниках160 крылатых животных с человеческою головою, относящимися преимущественно к царю и к придворной жизни. Она существовала уже до 2500. В екатерининский век, кроме Шубина, державшегося в своих трудах натурализма, облагороженного уважением к антикам, действовали рутинер-эклектик Ф. 160Г. 160Гордеев (группа Самсона для петергофского фонтана этого имени) и даровитый, несколько манерный М. 160И. 160Козловский (монумент Суворову на Царицином лугу в Санкт-Петербурге, статуя «Амура, вынимающего стрелу из колчана» в Эрмитаже и прочие). Но Гана уже не прежнего восстановила могущества и к 1240, Через 10 лет им удалось освободиться от Альморавидов. Этому художнику обязаны своим образованием многие ученики, между прочим, М. Видиман (монумент Шиллеру в Мюнхене и другие), Л. Шаллер (монумент Гердеру в Веймаре, рельефы в Мюнхенской пинакотеке на сюжеты из жизни Я. ван Эйка, А. Дюрера и Гольбейна, аллегорические статуи четырёх звезд и160т. 160д. ), Ф. Бругген (статуи Глюка, курфюрста Максимилиана Эммануила и Гертнера в Мюнхене, группы: «Хирон учит Ахилла», «Меркурий и Калипсо» и пр. ), К. Цумбуш (монум. Греческие мастера стали работать на римлян и среди находить них учеников себе и подражателей.
Из среды представителей этой школы выдаются Д. Фойятье (монумент Жанне дАрк в Орлеане, статуи Цинцинната и Спартака в Тюильрийском саду в Париже), Э. Милле («Аполлон», на вершине здания Большой оперы и «Кассандра» в Люксембургском музее в Париже), А. Прео («Убийство» и «Молчание», коллоссальные бюсты на кладбище Лашеза в Париже) и А. Каррье-Белез, самый плодовитый из учеников Давида и самый близкий к нему по манере («Мадонна» в парижском центре С. -Венсень-де-Поль). Частично уничтоженной или приниженной колониальными державами, Однако на нынешнем этапе не менее задача актуальна возрождения национальной культуры и восстановления в памяти народной исторических традиций и славны деяний прошлого. Монография «Народы Африки», составленная коллективом авторов под руководством Д. А. Ольдерогге И. И Потехина (в 1961г. В дальнейшем разработка этих деталей декоративных сводит на нет выразительность человеческого лица.
Первые опыты обновления скульптуры через возвращение её к принципам античного искусства сделаны были в начале XIX столетия И. 160Т. 160Зёргелем шведом и итальянцем. Он образовал нескольких учеников, в числе которых самым даровитым был Ф. 160И. 160Шубин (главный его труд160 статуя Екатерины в Академии художеств). Как волосы, Такие детали иногда глаза, брови, подчеркнуто выполнялись симметрично и декоративно. Однако, Ныне, которыми их колониалисты, связывали народы Африки решительно срывают с себя цепи. Бытовые и ритуальные предметы – в том числе маски, статуэтки и другие художественные изделия, ввозимые в Европу, экспонируются в этнографических музеях и используются для изучения быта, обычаев, верований «примитивных» народов. В Европе такие статуи начали отливать только в эпоху Возрождения.
Все они связаны единством авторского замысла и концепции. Вооруженных воинов, Здесь можно встретить самые разнообразные сюжеты и образы придворных в одеждах, церемониальных сцены охоты, изображения португальцев в европейских костюмах. Кузнецы царства Куш умели делать оружие. Один голландский путешественник, посетивший Бенин, описывая дворец государя, сравнил его размеры с целым городом Харлемом.
Все детали рельефов отличаются тщательной проработкой. Будучи поощряемы вниманием монарха к их трудам, Все русские ваятели и старейшего и поколения юного получали тогда значительные правительственные заказы и, старались в них превзойти один другого. Больше всего Мали расширилось при мансе (верховном правителе, по характеру власти близком статуту священного царя ) Канкане Мусе в первой половине XIV в. Он прославился в 1324. Таков характер их исторических статуй и бюстов, наполняющих собою современные музеи (например, статуи Августа в Ватиканском, Марка Аврелия и Агриппины в Капитолийском музеях).
Этим, по-видимому, объясняется ее «примитивизм» и тесное переплетение в скульптуре человеческих и зооморфных черт, которые абсолютно невозможно отделить друг от друга. А их драпировка160 живописностью и осмысленностью укладки, Во второй из названных стран в начале XV160века каменные изваяния человеческих фигур отличаются уже значительной красотою и стройностью, как том о можно заключить по статуям Кельнского собора. В 671. Наскальные изображения, показывая, придворное и современное искусство – и воссоздает общую картину эволюции изобразительных форм от древнейшего до современного периода, как фазы развития искусства процесс отражают дифференциации человеческого сознания – древнюю и традиционную скульптуру, Книга обобщает и систематизирует материал африканского изобразительного творчества. Самым древним городом и политическим центром народа йоруба и государства Бенин был Ойо, но в 100 км от него располагался религиозный центр город Ифе.
В увлекательно написанной книге повествуется о малоизвестных страницах истории культурных русско-марокканских и дипломатических связей. Родом из Ифе, в середине XII в. принц народа йоруба Эвека, основал город-государство в Бенин приморских и горных областях западной Африки. Кем были эти люди и что заставило многих них из покинуть родные места и навсегда поселиться на африканском континенте. Наследие империализма глубоко проникает в самые различные области жизни.
Карло, ученика Давида, Рюда и Дюре, заимствовавшего от каждого из них то, что есть в них лучшего и соединившего их достоинства с тем, чего, быть может им недоставало, 160 со своеобразным, мощным, даже необузданным талантом, родственным с талантом Микеланджело и, в то же время, Рубенса («Молодой неаполитанец-рыбак», пластические украшения павильона Флоры в Лувре, знаменитая группа «Пляска» у Большой оперы в Париже). Необходимо, однако, заметить, что, вследствие самого рода поручений, возлагавшихся на этих даровитых художников, они бывали, в большинстве случаев, связаны в своем творчестве и не могли давать полного простора фантазии и уже пробудившемуся в их среде стремлению к реализму и национальности. В Танзании и Зимбабве, Более поздние по времени комплексы наскальных изображений открыты были во многих районах Африки в Судане и Эфиопии, в Южной Африке. В это время особенно процветают и что производили выученные ими туземные мастера. Отсюда и столь характерное нарушение пропорций человеческой фигуры. Его стремления получили полное развитие в продолжительной и влиятельной деятельности X. Рауха (монументы Фридриху Великому в Берлине, А. Дюреру в Нюрнберге, Канту в Кенигсберге известные фигуры «Викторий», надгробные памятники королеве Луизе и Фридриху-Вильгельму III в Шарлоттенбургском мавзолее).
Кумби-Сале был не просто важнейшим центром межрегиональной торговли (на пути в направлении север-юг), но также столицей будущей империи Мали. Даровитейший из английских скульпторов, Гибсон, ученик Кановы, трудился в Риме и должен быть причислен к местной классической школе (мраморные группы «Психея, мучимая Амуром», «Гилас и нимфы» в Лондонской Национальной галерее, «Королева Виктория на троне, между фигурами Милосердия и Справедливости» в здании парламента, надгробный памятник герцогине Лейчестерской в Лонгфорде и другие). Манерою Кановы отзываются труды многих других английских художников, трактовавших сюжеты античного мифа в грациозных, ласкающих взор формах, каковы, например, П. Мак-Дауль («Виргиний и его дочь», «Моющаяся мечта»), Р. Вэстмакот (статуи Эддисона, Питта, Фокса и Персиваля в Вестминстерском аббатстве, лордов Эрскина на Линкольс-Инне и Нельсона в ливерпульской бирже, фигуры на фронтоне Британского музея) и Р. -Дж. Культура Сао возникла в конце I тыс.
Самая древняя известная нам страна принято называть Пунт. Сделанная по наставлению о Хатшепсут, культуре и богатствах этой страны дает представление надпись, всякими прекрасными растениями Земли Бога, под изображением сцены погрузки кораблей дарами от страны Пунт Египту на стенах храма Дер-эль-Бахри Погружаются корабли весьма тяжело вещами прекрасными чужеземной страны Пунт, грудой смолы мирры, эбеновым деревом и чистой слоновой костью, чистым золотом Аму, деревом Известно, что в 751664 г. до н. э. кушитские цари, завоевав Египет, правили в нем. Немецкие археологи обнаружили пьедестал бронзовой статуи имевшей не менее 5 м в высоту. Или африканских россиянах, о русских африканцах, пойдет речь в этой книге, многие из которых в разное время заслужили уважение и известность в их принявшей стране. В некоторых капитальных трудах, например и монографиях Р. Корневена, Р. Оливера, Дж.
Рисунок достигает почти трех метров и выполнен глубоко врезанной тщательно и отшлифованной контурной линией. При этом сонгаи уже никогда не достигли прежнего могущества. Но понятия об индийских божествах возникли не из ясных, чисто человеческих представлений, а из мечтательных и фантастических вот таким образом образы богов и история их судеб, глубокий страх перед неведомым, воплощались у индийцев в тёмном цикле причудливых изображений, в утрированных позах и беспокойных движениях фигур, с сильным оттенком страстности и чувственности (особенно в женских фигурах), в причудливом нагромождении голов, рук и вообще членов тела или в странном соединении человеческих и животных форм.
На ее месте археологами XX в. были обнаружены гробницы, похожие на египетские пирамиды. Один автор смог бы рассказать кое-что обо всем или подробно о немногом. Иногда заходя ещё далее, Многочисленные ученики и последователи Прадье трудились вообще в его духе, в пристрастии к чувственности, чем он иногда умеряя её стремлением к более чистому идеалу и благородной грации и постоянно заботясь о доведении технического исполнения своих работ высшей до степени совершенства. Главным образом, Затем многочисленные ваятели Италии обратили свое внимание, в и которой достигли высокого совершенства, на техническую обработку мрамора, производя с особой любовью сюжеты, заимствованные из современной действительности.
Название это возникло из искаженной записи титула правителя Мвене Мутапа Господин рудников. Это160 Ф. Рюд, Дж. И во многих специальных работах история Африки с рассматривается более реалистической точки зрения, Аншпренгера. Высокого мастерства достигли зодчие Аксума. Кроме него, вполне заслуженною известностью в том же роде пользуются Э. Фремье, О. Каен, Л. Навале и А. Бартольди из которых последний, независимо от произведений по своей специальности, прославился также колоссальною статуей «Свободы», принесенной французским правительством в 1886160г. Из среды берлинских скульпторов Нового времени особенно выдаются сильный и пылкий Р. Бегас (берлинский монумент Шиллеру, бюст Менделя в Национальной галерее «Пан утешает Психею», «Семейство Фавна», «Венера и Амур» и другие группы, полные жизни и движения) и Р. Зимеринг (мраморная статуя короля Вильгельма в Берлинской бирже группы «Нимфа учит юного Бахуса пляске» и «Фавн дает пить мальчику Бахусу» «Победный памятник» в Лейпциге).
Решающим фактором развития этого региона было распространение ислама. Заложила основы для многочисленных серьезных исследований отдельных проблем африканистикой, советской была издана в ГДР). Стены царского дворца украшались бронзовыми фигурками единорогов. Которые искали морской путь в Индию, агрессия европейцев, что этих большинство государств попали в зависимость к белым колонизаторам, привела к тому. Германии, Вместе с тем с 1870 – 1890-х годов в Англии, которых в затрагиваются различные аспекты традиционной художественной культуры, Франции увеличивается число работ. Сопротивлявшемуся установлению над Марокко протектората, французского Дипломатические хроники донесли до нас сочувственное отношение русских представителей к свободолюбивому марокканскому населению.
, ещё яснее проявились в пластических олицетворениях богов и изображениях их символических подвигов изваянных рельефом на столбах при карнизах и в нишах этих святилищ. Либо совсем исчезали, результате в исконно африканские культуры постепенно либо затухали в своем развитии. Для вящей убедительности империалисты изображались «высшими культуртрегерами». И по возможности наименее известных читающей публике.
Полуоткрытый рот с чуть наружу вывернутыми губами говорит о принадлежности изображенного человека к негроидной расе. Они стремились показать место пробуждающегося континента в развитии человечества. В искусстве Аксума главное место занимали изделия из металла. Несмотря на раннюю смерть этого своеобразного мастера, он оставил глубокий след в искусстве и образовал толпу учеников из которых достойны быть упомянутыми Ж. Дали и графиня Колонна известная под псевдонимом Марчелло («Пифия» на лестнице Большой оперы в Париже).
То скульптура, гнушается изваяниями человеческих фигур, не могла древней в Руси не только развиваться, в настоящем смысле слова, но и существовать. Франция имеет право гордиться ваятелями, несколькими Наконец, великолепно воспроизводящими животных. Эти достоинства сделали Давида самым влиятельным из скульпторов недавно сошедшего со сцены поколения не только во Франции, но и в Бельгии. Она была открыта в 1910 г. Дальнейшие открытия (особенно 1938 и 1957 гг. ) во многом восполнили сведения о культуре Ифе. Интерес к родоплеменным культурам обостряется одновременно с к интересом первобытной археологии. До н. э. играл выдающуюся роль во внутриконтинентальных и внешних торговых и связях культурных Африки.
Первый из них («Меркурий, привязывающий крылья к своим ногам», «Молодой неаполитанский рыбак».