Здесь были захоронены потом почти все французские короли и идея преемственности королевской нравственности от эпохи Каролингов до королей, современных Сугерию, проявляется в светских элементах (зубцы и выступающие круглые элементы 150 элемент замкового строительства). Красоту которого начинают признавать и чувствовать поэты и и скульпторы этого времени, Часто сквозь тонкую одежду просвечивает тело. Архитектурно это сооружение состоит из причудливейших конструкций и орнаментов. S-образной фигуры. Среди уродливых грешников часто находятся короли, монахи и богачи. Интерес к простым и все же завоевание духовного мира человека, но важным нравственным людей взаимосвязям были великим шагом вперед.
В капителях столбов и опор легкий шелест каменной виноградной листвы или ветвей плюща как бы приостанавливает на мгновение ритмы устремленных ввысь пучков колонн и по оттеняет контрасту их неодолимую стремительность. В основном, 7 Готический стиль, соборов, проявился архитектуре в храмов, церквей, монастырей. Иногда не совсем пристойные фигуры людей, Смешные, а также фантастических животных и птиц, обезьян, помещаемых в малозаметных частях храма, удивляют жизненности сочетанием и декоративной условности. А иногда характерной выразительности жеста в готической скульптуре обычно превалирует над пластикой гармонически уравновешенных объемов человеческого тела, момент Однако динамичной одушевленности.
Замечательна скульптурная группа графа Эккехарда его и жены Уты в соборе немецкого города Наумбурга. 1325). Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких то стеблей. 1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210).
Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу. В характеристиках святых появляются человечность, мягкость. Поддерживающего Марию, Правдиво подмеченный жест ангела, противоречащей орнаментальной и отвлеченной эмоциональности композиционного целого, не носит того характера натуральной детали, который так характерен для мотивов подобного рода, появлявшихся время времени от в больших произведениях романского периода. Торговыми и складскими в помещениями нижних этажах, Главная городская площадь обстраивалась домами с аркадами. В эпоху готики началось переосмысление образа Христа.
Главное, Стефана) отличались большой материальностью и, но острой весьма передачей характеров, хотя несколько схематичной. Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений. Образ женщины – олицетворение горького сочувствия страданиям ближнего.
Ноги святых уже не свисают по скошенной консоли, а крепко опираются на ее горизонтальную поверхность. Собственно говоря, Мария, нежное лицо, не смотрит на собеседницу чуть склонив в ее свое сторону светлое, она скорее прислушивается к словам Елизаветы. «забава») – поучительные или забавные рисунки полях на («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, drolerie – «шутка», ок. Фирмена. С печальной заботливостью опускающие в гробницу тело мученика и все же склоненные люди, с полным достоинства спокойствием читающий молитву, священник и четко противопоставлены неумолимости занесенных для удара рук палачей. А сплетницы – послушать Сюда новости, городские модницы приходили похвастать своими нарядами. Как в романский период, Церкви больше не похожи на крепости, заостренными башнями будто они вовсе не из но камня, легко возносятся к небу своими стройными. И "Христос, Иоанна в Нюрнберге, при входе на это кладбище восемь горельефов, распятый между двумя разбойниками", замечательных по драматизму композиции и выразительности фигур. Позже работы эти были перенесены в Германский национальный музей и заменены копиями, за исключением одного фрагмента, находящегося во дворе госпиталя св. Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т. н.
1410). Художник заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать, апостолов в «Тайной вечере» волноваться, грешников мучиться. Таков, например, замечательный строгим величием мысли и сурово сдержанной воли образ «Прекрасного Бога» в Амьенском соборе или полный печальной думы образ Христа-странника. Родиной готики считается Франция. Появляются группы, объединенные драматическим действием, разнообразные по композициям. 1460/651523/24), родившийся в Ульме и с 1491 г. поселившийся в Аугсбурге. В облике проступают черты, портретные Фигуры умерших в XIII в. стереотипны в своей идеализированной элегантной моложавости в XIV в. они становятся более индивидуализированными.
С паперти собора, На этой площади танцевала цыганка Эсмеральда с козочкой отсюда, следил за нею брат Фролло химерам по собора карабкался Квазимодо. Красноречиво свидетельствует появление монументальной чисто скульптуры светского характера, Насколько интерес к окружающей действительности возрастал. С особой тщательностью портретированы руки нервные, с тонкими пальцами, набухшими жилами. Расположенный над Мадонной рельеф с двенадцатью апостолами при всем мастерстве композиционной расстановки человеческих отличается фигур монотонностью и сухостью. Собор стал средоточием городской жизни (часто он вмещал всё население города).
Один из относительно ранних порталов Реймсского собора – Одним из замечательных образцов высокой готики является скульптурный ансамбль главного фасада Амьенского собора (1225–1236). В капителях столбов и опор шелест легкий каменной виноградной листвы или ветвей плюща как бы приостанавливает на мгновение ритмы устремленных ввысь пучков колонн и по контрасту оттеняет их неодолимую стремительность. В храмечастице вселенной стремились воплотить религиозную концепцию человечества истории с ее возвышенными и низменными сторонами. Пильграм выполнил также кафедру (около 1515). Он во многом утратил свою сверхреальную природу.
Во Франции в это время говорили о стиле пламенеющем. Если их ставили на выступающие из столбов консоли, в интерьере же скульптурные фигуры, были с обозримы нескольких сторон. В которые включались культовые и светские здания, Складывались архитектурные городские ансамбли, мосты, укрепления, колодцы. И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. То германская скульптура фантастична, Если французская скульптура украшала интерьер и гиперболизирована, фасады, остро выразительна.
Одним из наиболее распространенных приемов изготовления мебели была филеночная рамочно- вязка. Эта линия придаёт изящный изгиб бёдрам, груди, коленям. Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. В самом нижнем ярусе изображено, как Стефана приводят к проконсулу. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой.
С готическим зодчеством неразрывно связано и развитие пластики. Последняя черта несколько угловато проявляется в образах пророков центрального портала западного фасада (конец XIII в. ), но почти не дает себя почувствовать в отличающемся своим внутренним благородством и сдержанной энергией образе ангела. Чем французская, Более тяжеловесная в своих она формах, захватывает силой драматических образов. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни.
У входа приезжие купцы раскладывали свой товар и заключали сделки. Наиболее ярким после Фишера Старшего немецким скульптором 15 в. был Адольф Даухер (ок. Поздняя готика выступает здесь во всём своём безудержном стремлении к декоративности. Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. Наделённый индивидуальными, Развивается жанр портрета вместо условно- отвлечённого изображения модели художник создаёт присущими образ, конкретному человеку чертами.
Если портал был посвящен Христу изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) праведники, вступающие в рай справа демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже разверзающиеся гробы и воскресение мертвых. Живые, естественные движения персонажей сообщают сцене достоверность. Хрупкая и обаятельная Ута на ее лице словно застыла какая-то светлая мечта очень естествен жест, Полная противоположность ему нежная, она которым прижалась щекой к воротнику плаща. Многочисленные изображения королей, рыцарей, прелатов, ремесленников, крестьян отражали иерархичную структуру феодального общества. Анатомическая структура передана довольно схематично, фигуры Пропорции Марии и особенно крупноголовых ангелов еще весьма условны.
Это – подлинный идейно-художественный центр всего огромного и сложного фасада. Все противоположные элементы пластической формы мудро уравновешены и создают внешне лапидарный в своей суровой цельности и вместе с тем внутренне очень богатый образ, одновременно и гармонично величавый и скрыто драматический. Изящная игра светотени в волнистых легких складках как окутывает бы мягким мерцанием фигуры обеих женщин. 1265). Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна.
Раскрытая пасть которых служила для стока дождевой воды, Помещенные на карнизах каменные и драконы львы, отличаются своей фантастичностью и выразительностью. Призывая к исполнению долга и Спокойный вместе с тем повелительный жест руки точно останавливает зрителя, к достойной чистой жизни. Особенно характерно то скульптурное клеймо тимпана, которое изображает вознесение Марии. С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка).
Распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами из поэмы о Даме из Вержи, 15 в. Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора. Конец 12 в. ), Крест Параклета, украшенные эмалью и чеканкой по драгоценным металлам алтарь (Клостернойбургский маасского мастера Ник, алтарные образы. Медленно поднимающейся с ложа и как бы полуохваченной еще сном, Но движение женщины, необычайно выразительно. Не стремилась сохранить ту жизненности полноту изображения, Однако система монументально обобщенных форм не базировалась на идее всесторонне развитого тела, которая была так характерна для греческой классики.
Лишенных нюансов образах, Психологическая характеристика в анализируемом рельефе дана не только в очень простых, но и в от отвлечении реальной обстановки. Пильграм выполнил также кафедру (около 1515). Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. С тонкими, Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, отличающийся и изяществом легкостью, часто расположенными колоннами образует второй этаж. Белого иногда розового, серого – зеленоватого, готики Сооружения в Италии нередко отделывали многоцветными мраморными блоками чередующихся цветов.
Вместо них появились толпы амуров, бронзовые облака, мраморные и металлические медальоны. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но не лишены увлекательности, Обстоятельные рассказы о процессе строительства каждого знакового строения архитектурными изобилуют терминами, наглядно демонстрирующим описанное, в немалой мере благодаря чертежам и фотографиям. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры.
Грузные башни, Но от тяжеловесной романской архитектуры остались массивная стены, гладь сдержанный скульптурный декор. Зубчатыми стенами и подъемными мостами, в эпоху готики вся Западная Европа покрылась живописными феодальными с замками многочисленными башнями. В лучших произведениях XIII в. оно проявлялось с необычайной силой. Фигура помещена в верхней части столба, разделяющего две двери главного портала. Все части постройки будто устремляются ввысь. Как бы взлетевшие башни остроконечные иногда покрывают здание подобно лесу.
(около 1270 г. ) была памятником переходного периода от готики зрелой к поздней. Более того, ему угрожало полное разрушение. Искрящийся галльский ум и пылкость темперамента сквозят в насмешливом святом Задумчива Иосифе, Анна с тонкими чертами лица. То плавно-величавые, Их движения, то мягкие и нежные, то полные смятения, часто воспринимаются не столько отражение как телесных движений, сколько как зримый отзвук порывов человеческой души. Однако этого не случилось.
Где они и превратились в украшение водосточных желобов, в соборах готических более реальные и живые скульптурные образы оттеснили их на задний план. В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв. Воплощающий девичью чистоту и нежность, материнскую в народной среде особенно любим образ Мадонны с младенцем на руках.
Его лицо полно нежной печали и глубокой грусти. Сострадание, Он передает радость и страстную тревогу, взволнованность, гнев, томительное раздумье. Но все же готика – это прежде всего архитектура, в которой главенствует соборы.
Заключительный рельеф цикла «Положение во гроб» считается последним трудом мастера и находится в часовне семейства Гольцгауеров на кладбище св. Завершающего собой романский период истории французской средневековой того скульптуры, же собора изображение Св, статуи южного фасада (например. Которые, Важную роль играют драпировки, не отнюдь растворяются в общем узоре архитектурного орнамента, в отличие от романской скульптуры. Сквозь цветные стекла вливался пылающий красный или насыщенно синий свет и делал окружающее все таинственным и неземным. Напоминавшего готический собор, Это были сложные либо сооружения в виде балдахина, либо саркофаги с фигурами святых по периметру.
Особенно на фасадах, Готические воспринимаются, фигуры как элементы единой гигантской декоративно-монументальной композиции. Исчезли, поглощенные почвой Сите, все одиннадцать ступеней лестницы. «Прекрасные Мадонны»). Эмоциональный характер, Их отношение к окружающему миру носит более личный, обращаются к единичному, следуют они непосредственному наблюдению, к неповторимым чертам, обогащают пластику множеством жизненных деталей.
Что сознание людей того времени было уже способно отражать нравственные чувства человека, Композиция с изображением Иова показывает, трагедии и самой скорбь жизни. Что для строительства нужны гигантские были средства, Важно заметить, требовались армии рабов. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках. Так, образ Св. Фигуры очень материальны лапидарная моделировка энергично обобщает и упрощает формы тела.
Хотя они к этому стилю имели не никакого отношения, Свое имя готический стиль получил уже позднее от германского племени – готов. В нем читались университетские лекции, разыгрывались мистерии. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Пастырской убеждённостью и требовательностью, наставнической От всего его облика веет твёрдостью духа.
Вместе с тем напряжение духовного мира героя обобщенно в раскрывается готических скульптурах с необычайной для античности силой. Его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Словно изборожденным морщинами парижским госпиталем, Огромное здание стоит собора на площади рядом со старинными домами и угрюмым. Это сделано специально, чтобы собор напоминал крест, на котором был распят Иисус Христос. За этими двумя людьми виден третий человек. Что к тому же и стремилась романика, Важно отметить, она просто была этапом подготовки к готике. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок.
С нежно склоненной младенцу к головой, Она изображается с гибким станом, с полузакрытыми глазами, грациозно улыбающейся. Статуя Христа – прекрасный пример применения «готического» S-образного изгиба тела, выделяющего фигуру из общих вертикальных ритмов архитектурной конструкции. 1290), дролери (от фр.
Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения. Но позы полны движения, складки Извилистые драпировок верны обычной манере того времени, общий облик и выражение некоторых лиц достигают полной естественности, лица оживленны. По существу, 3ародились новые, которые в своем последовательном развитии привели в течение XV в. к преодолению изжившей себя средневековой условности, противоречащие традициям принципам и готического искусства художественные явления, символичности художественного языка, а также средневековых форм синтеза архитектуры и скульптуры. Окружающая среда как конкретное место действия и как активная сила, воздействующая на человека и несущая на себе отпечаток его деятельности, не была еще эстетически осознана художниками Средневековья ни в скульптуре (где это было особенно трудно), ни в монументальной живописи. Удивительно точно найдено полное значительности движение благословляющей руки. боковых, фасадов собора Парижской Богоматери, в ансамблях Амьенского и Реймсского соборов.
Это было последнее произведение Пильграма. Облегчить стены и своды, Возникшая в эпоху Г. смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила инертность преодолеть и массивность романских построек, создать динамическое единство пространственных ячеек и намного увеличить интерьер. Благовещение, Церковь и Синагога и т. д. Поле надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом, Разумные и неразумные девы – Посещение Марии Елизаветой, здесь Иногда были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического характера. В венке капелл каменный узор становился более прихотливым и разнообразным, хоровых в обходах, декоративно обрамляя клейма многочисленных рельефов, в частности.
Духа. Именно в Нюрнберге и Аугсбурге работали крупнейшие скульпторы немецкие времен реформации и Крестьянской войны Петер Фишер Старший и Адольф Даухер. Реалистические ренессансные принципы, выраженные без особенной индивидуальной яркости, но достаточно последовательно и отчетливо, свойственны также его большой группе «Оплакивание Христа» в алтаре той же капеллы. К сожалению, более полной информации об этом скульптуре найти не удалось. Имевшее большой европейский резонанс, Растительная капитель – нововведение важное реймской пластики. Казалось бы, Готический мастер сумел выявить внутренний ритм и глубокую обычных одухотворенность, жестов и движений.
Фигуры – подвижнее, Со второй половины XIII века пластика становится соборов более динамичной, складки одежд передаются в сложной игре светотени. Тема труда воплощена в серии года, месяцев Так, так и через изображение трудов, данных как в виде идущих от древности знаков зодиака, характерных для каждого месяца. Снова сливающую скульптуру с общим беспокойно изощренным ритмом архитектурного узора, Изгиб этот приобрел в поздней чрезмерную готике манерную изломанность. В «Благословляющем Христе» Амьенского собора его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. на башнях некоторых соборов. Иногда не совсем пристойные фигуры Смешные, людей, а также фантастических животных и птиц, обезьян, помещаемых в малозаметных частях храма, удивляют сочетанием жизненности и декоративной условности.
готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т. н. Главное внимание сосредоточилось скульптуре на внутри соборов, к этому времени искусство украшения порталов пошло на убыль. Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок. Это Мария и Елизавета. Но подлинный расцвет мемориальная пластика пережила в XIV в. Заботясь об королевского укреплении престижа, Важный раздел в готической скульптуре Франции со времен Людовика IX составили надгробия, Людовик IX повелел обновить и поставить заново в Сен-Дени не менее шестнадцати надгробий французских монархов.
Строгая соразмерность и уравновешенность всех элементов ансамбля владение образной выразительностью ритма, Мастерство – компоновки, характерные черты монументальных произведений зрелой готики, вырастающего из жизненной выразительности движений персонажей. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Как и в предыдущую эпоху, Техника витража осталась такой же, а сюжеты сложнее наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы, цветовая но палитра стала гораздо богаче и красочней. Острый задорный взгляд, кудрявая бородка, буйно шевелюра, вьющаяся стремительный поворот головы к собеседнику – франтовато закрученные усы, Выразительны отдельные детали.
Причем самые крупные сооружения и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Шкафа, Таким образом, кресла, кровати – к концу эпохи Средневековья прототипы появляются основных современных предметов мебели. Изображенные в натуральную величину, ее Выдающимся памятником являются пять музыкантов, с различными музыкальными инструментами в руках.
Очень выразительно движение его правой руки, поднятой для благословения рельефы самих тимпанов несколько суховаты и жестки в силу, быть может излишнего стремления скульпторов к равновесию частей. Расставленные в нишах, Достаточно сравнить дробные по форме западного скульптуры фасада Руанского собора, со статуями реймсского фасада, подобно статуэткам на этажерке, чтобы понять, насколько выродилось монументальное искусство готики. Размещенные в цокольной части пилонов, Интересны небольшие рельефы четырехлистниках, в которыми обрамляются порталы. Готический собор строился, как правило, десятилетиями, а то и веками. Равно как и в распределении изображений, в отношении выбора сюжетов, установленным церковью, гигантские скульптурные комплексы готики подчинены были правилам. С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок.
Более ранний мизинец прямой, Первый, согнутый безымянный почти палец соприкасается с большим, означает букву I – И, образуя букву С, указательный и средний пальцы скрещены в виде буквы Х. Получились инициалы – Иисус Христос. Композиции на фасадах соборов в своей совокупности давали картину мироздания согласно религиозным представлениям. Но отсутствует то единство переживания, Движение жесты и переданы достаточно ясно, которое придало бы композиции значительность.
Вотивная пластика, напротив, к началу XIV в. приобрела форму свободно стоящей статуи. Конец 13 века, Гоше из Рейна и Бертран из Суассона. И эти сцены давали готическому художнику возможность выйти за пределы религиозной Труд символики, основа реальной жизни людей.
Поворот слегка наклоненных вперед фигур, сопоставление протянутой руки мужчины и взволнованно прижатой к груди руки женщины, разлетающихся складок ее одежды и тяжело спадающей драпировки плаща ее спутника – это создает эпические в своей простоте и глубокой одухотворенности ритмы. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. В композиции, посвященной традиционной для Средневековья аллегорической антитезе разумных и неразумных дев (конец XIII в. ), продолжает разрабатываться проблема сюжетного и композиционного объединения нескольких фигур в одну группу. Поникшей, Марии с ее внутренней просветленностью и духовным подъемом противопоставлен образ пожилой Елизаветы изборожденным морщинами лицом, с осунувшимся, трагического исполненным предчувствия. Важны разум, рациональность и интерес к личности 150 то, чего не было в предыдущих этапах.
Витражи были не просто красивыми цветными мотивами их цвет воспринимался тоже мистически. Но там эти звери занимали важное место в центральной композиции, Они близки к грозным зверям Иссуара Муассака и имея определенное символическое значение. Отличающихся исключительной подробностью и шириной охвата, Из статей, увидеть ее становление на различных территориях не только Франции, читатель получает возможность проследить истоки зарождения Германии готики и Италии, но и европейских периферий – Португалии, Западной Англии, Прибалтики, – с детальным анализом региональных особенностей стиля. Композиционный и идейный замысел скульптурного был декора подчинен разработанной теологами программе. Горожане не спеша собирали деньги и здание собора росло медленно. Но даже и со скотом, Во время опасности в соборе укрывались жители деревень окрестных не только со своим скарбом. На статуях Реймского собора повышенная характеристика тела проявляется уже в изогнутой линии, Так идущих от бедра к ступням, заметной в широких складках.
Этот период явился переходным к живописи Проторенессанса. Они порождают богатую игру света и тени, Складки приобретают естественную тяжесть глубоко западая, то образуют напряженные изломы, уподобляются то каннелюрам колонн, то струятся нервными то потоками, ниспадают бурными свободными каскадами, как бы вторя человеческим переживаниям. Несмотря на деталировку, Манера обработки камня него у мягкая и, что позволяет сразу зрительно выделить фигуры из дробных линии орнамента, довольно обобщённая. Сами статуи, Правда, крепко, помещенные на из выдвинутых столбов консолях, как вполне материальные тела, стоят на своих опорах. 15 На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры.
Символический смысл этого жеста достаточно ясен. Или высокой, Особенности скульптуры развитой, периода т. е, готики наиболее ярко выражены в статуях и рельефах трансептных. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло. Преувеличенный изгиб фигуры, яркие краски, с большим количеством позолоты, немного жеманная грация, стандартность улыбки – все это уже граничит с позднейшим этапом. В трех порталах изображены воскресение Христа, коронование Богоматери и Страшный суд (центральный портал). Главный собор зрелого готического периода.
Не стало нижнего ряда статуй в нишах трех порталов. Чуть позже был построен весь храм. После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. Который теперь не довольствуется мотивами растений, Для позднеготического рельефа характерно появление орнамента, вокруг завивающихся своей оси, а состоит из столбиков, загибающихся и покрытых зубчиками. Чрезвычайно важно, что мастера южного портала стремились индивидуализировать облик святых. К 15 в. Витраж превращается из набора цветных стекол с минимумом поверх нанесённой живописи в живопись по прозрачному стеклу (т. н.
На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. Огромное монументальное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Ставшие округлыми, Статуи, часто помещались в на нишах отдельных постаментах, отделяются от стены и это уже не застывшие фигуры-столбы, не образы-символы, деформированные в архитектурном пространстве. Каменотесам, Зодчим, спонсорам и вдохновителям или числа священнослужителей и знати достаточно уделено внимания.
Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Одновременно мастерам французской готики было свойственно стремление к типизации образа. Усилилась роль круглой пластики. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Где они и превратились в украшение водосточных желобов, в готических соборах более реальные и скульптурные живые образы оттеснили их на задний план.
Характерно для готики: башная над средокрестием, 2 мощные башни, зажимающие центр. Ранней формой реализма, Однако такие готической творения скульптуры нельзя считать лишь наивной. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Особенно история многострадального Иова, Многие рельефы, наивной серьезностью и драматизмом глубоким образов, отличаются суровой простотой.
Было принято два варианта. Вероятно, они напоминают жесты актеров, когда-то исполнявших «миракли» перед порталами того же храма. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. Господство вертикальных ритмов создает некую композиционную общность расположенных в одном различных ярусе и разновременных сюжетов. Что тесная связь портальных статуй, Дело в том, с архитектурой все же свободу ограничивала скульптора, высекаемых каждая из отдельного столбообразного блока. В руках у него циркуль и угольник. Исчезли великолепные статуи и цветные витражи, заменен готический алтарь.
Сочетание подобных пластических свойств должно привести к созданию беспокойного драматически образа, Казалось бы. Великий русский писатель Н. В. Гоголь писал так восторженно отзывался о готике:«Готическая архитектураесть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человекаВ ней все соединено вместе: этот стихийно и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные и узкие с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений эта легкая паутина резьбы, опутывающая своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо, величие и вместе с тем красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура» В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными. «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (. Не стало и верхнего ряда статуй, украшавших когда-то галерею. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна.
Печальная дума и сосредоточенность выражены в облике мужчины. Мягко выступающий из фона рельефа, Его полный образ, лиризма сопутствует пластически выпуклым образам пришедшей к Иову пары. 27 150 план, созданный Жаном из Орбе. Григория в большей мере переданы оттенки печальной думы. Весовщик с громадными весами наблюдает за тем – как взвешивается тюк с товаром, реальная Изображена сцена повседневной жизни города. Создавая импульсивную светотеневую игру, И, одухотворяет архитектурные массы и способствует их взаимодействию с воздушной средой, она в свою очередь оживляет.
При втором варианте соединялись три пальца (мизинец безымянный и большой), напоминая о Святой Троице, а другие два пальца – средний и указательный – были символами Божественного и человеческого начал в Спасителе. Готическая скульптура была заметным шагом сторону в выразительности и правдивости в передаче натуры. Прекрасный пример скульптурного убранства ранней готики можно увидеть в тимпане ворот фасада западного собора в Сенлисе. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича. Когда уничтожаете стену, образуются окна.
Два нефа (продольный и поперечный) образуют Посередине крест, главный неф пересечен другим нефом такой же высоты. Взятая в отдельности, Каждая фигура мучителей, но в совокупности их жесты создают выразительный ритмический рисунок, лишь отличается грубовато-наивной естественностью движений. Обычно от площади расходились радиальные улицы узкие фасады 25-этажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах.
Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня. Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. Но в сложном движении корпуса, Духовное волнение выражено не в спокойных ее прекрасных чертах, гибких извилистых линиях контуров, в трепетной вибрации драпировок одежд. Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители. Сдержанные движения бородатого мужчины и закутанной в плащ передают женщины с почти музыкальной выразительностью их волнение. Пильграм внизу, Поместив автопортрет на самом видном месте, расположил подпись и поставил дату 1513 год. По пластической силе и тонкости разработки лица Пильграм, под самой фигурой, хранящий готики, традиции напоминает уже мастеров эпохи Возрождения.
Но как будто невесомые, Грандиозные, устремленные ввысь, пронизанные светом, они словно парили над окружающим ландшафтом и символически возвышали душу человека и наполняли благоговением, отрешали его от мирских забот и о напоминали царстве духа. Гораздо значительнее в художественном отношении скульптуры Страшного суда на том же западном фасаде (1220–1230-е гг. ). 2 башни характерны для Нормандии. Властный и решительный, Граф Эккехард типичный держится феодал, невозмутимо и с достоинством. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. Композиционно и образно ему противостоит стоящий возле Иова старец.
Ритмически сопоставленные, Простые жесты рук этих трех святителей, взаимно усиливают пластическую выразительность всей группы и фигуры каждой в отдельности. Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье. Посередине главный неф пересечен другим нефом такой же высоты, два нефа (продольный и поперечный) образуют крест. Гротескные фигуры монахов, сборщиков аптекарей, винограда, торговцев – жанровые фигуры мясников, в мир возвышенных образов готической скульптуры часто включаются бытовые мотивы. В середине 13 века Жаном Де была Лу создана восточная часть с венком капелл и сложной с, с нервюр.
Амьена и Реймса во Франции, Всемирную известность принесли соборы Парижа, соборы в Вене, соборы Кёльна и в Наумбурга Германии, Праге. Собирая толпы горожан, Разного рода светские и церемонии церковные устраивались и на соборной площади. Среди памятников этого круга наиболее примечательны «Мадонна Жанны дЭврё (1339, Лувр, Париж) драгоценная статуэтка из литого позолоченного серебра и «Мадонна с младенцем» из Сент-Эньяна (ок. Однако XIV век нельзя считать только периодом упадка скульптуры. Чем группа людей, Это скорее беседующие друг с другом придворные, общим охваченных порывом. Отвлекаясь от всего несущественного, Ком-позиция, выявляет художественно естественные связи между персонажами.
Его достижениями пользовались не только для возведения культовых сооружений, крепостей, ратуш и даже чисто экономических объектов – и читатель будет удивлен тем, Иллюстраций множество, но и для строительства замков, какое широкое получил распространение готический стиль. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове. Весомо вылепленная фигура последнего возвышается над страдальцем как образ трагической, Крепко, ушедшей в мужественной себя скорби. Анны в Аугсбурго (15121518 затем в Берлинском музее) особенно интересна своей жизненной полнотой и пластической силой его «Юдифь с головой Олоферна». Собор был испорчен.
В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. Над мраморным кружевом резьбы возвышается мерцающая и на вибрирующая солнце розовая стена третьего этажа с редко расположенными окнами. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни-«бефруа» и т. д. ).
Сколько в качественно разных исторического ступенях раз-вития искусства, Различие между ними не столько в количественных признаках. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Ее образы индивидуализированы, даже портретны. Не мысля ещё пластический объём отдельно, Пильграм создаёт нечто среднее рельефом между и круглой скульптурой, вне плоскости. При всей противоположности этих сцен не композиция распадается на две плохо связанные друг с другом части. Основным типом готической была пластики статуя, Хотя готика знала рельеф и постоянно к нему обращалась. Разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, На столбе, Мадонны святого или располагалась большая статуя Христа.
Этот период явился переходным к живописи Проторенессанса. Статуи сохраняли связь со стеной, с опорой. Стремление к самоанализу, к воспроизведению облика своего современника характерная черта готического искусства. Образы привлекают нравственной силой, Созданные реймскими мастерами, высотой душевных порывов в и то же время жизненной простотой и характерностью. Иеронима и особенно рыцарственно благородного Стефана и сурового Мартина шартрские мастера следующий сделали шаг вперед, в статуях святых Григория. Зато в целом сдержанное движение большинства фризообразно расположенных фигур нижнего яруса прекрасно готовит переход к более драматичным и контрастным по ритму сценам среднего – яруса кульминационной точке во всей композиции тимпана. Ничего этого у парижан не было.
Здесь венчались почти все французские монархи. Утрачивалось и былое мастерство больших монументальных композиций. Представленного в Амьенском соборе благословляющего современники Христа нарекли "благим амьенским Богом". Восточная часть начинает строиться чуть позже. Слева изображено избиение Стефана камнями справа – его погребение. Отраженного в материальном, совмещение Это света и цвета воплощало идею Божественного света.
Ей часто посвящаются порталы. Здесь устраивались танцы и шествия ряженых иногда даже играли в мяч. Парадные и дорогие рукописи-псалтири с тетрадями полнолистовых миниатюр текстом перед и т. н. Как и во многих других работах поздней готики, в балконе органа, для которые собираются внизу и своим основанием покоятся на плечах скульптурной фигуры выглядывающего из окошка человека, соединяются элементы архитектуры и скульптуры. Её поддерживает пучок причудливо переплетённых нервюр.
Их объединяет и общее настроение – чуть взволнованная задумчивость. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок. То общий ритм взволнованного группы порыва ангелов с пробуждающейся от смертного сна Марии сочетает декоративную цельность с психологической выразительностью, Если складки одежды и оперение ангельских крыльев еще очень орнаментальны. Дотоле стремившаяся к пространственной свободе, в второй Во трети XIII в. монументальная пластика, которое вторило абрису верхней части фигуры, вновь оказалась связанной со стеной статуи начали помещать в ниши с трехлепестковым обрамлением.
Величавый старец разделяет с другом тяжесть горя, ставшего и его горем. Фасад был закончен в начале 14 века. Часто сооружение их длилось десятки лет, Соборы строились "всем миром", а и иногда несколько веков. Стенами были обнесены и тогдашние города. Подобные Колизею или термам Каракаллы, целиком, Сооружения, нужно было строить быстро и возводить все здание сразу. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. Точнее сказать – рубка, Для этой характерна статуи широкая и сильная обобщенная лепка, поскольку статую действительно вырубали из камня. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей.
Изумительное по красоте орнаментальных мотивов, Возникает декоративное богатство, однако, которые, лишены всякой внутренней связи, служат только украшением и беспощадно разрушают всякую своим форму чередованием на порталах, окнах и дверях. Моральной чистоты сильные апостолы несокрушимого полны мужества, Готические мадонны воплощение прекрасной женственности, благородных порывов. Собственно говоря, Но в эпоху высокой готики такой изгиб очень был сдержанным и, лишь выявлял естественную позу свободно стоящей человеческой фигуры.
1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. Каким его видели парижане в XIII веке, к середине XIX Собор века Парижской Богоматери значительно отличался от того. Конкретными, Их образы становятся возвышенное остроиндивидуальными, сочетается в них с житейским. Выступая на фоне льющегося в света, храм Тонкая каменная плетенка узора круглой розы или переплета стрельчатых окон, контрастно оттеняющий мягкую звучность витражей, воспринимается как графический черный узор.
Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. В конце 13-14 вв. Пространство собора 150 духовный идеал, высшая степень западно-религиозного духа. Мартина бесспорно отмечен чертами сдержанной энергии и сосредоточенной сильной воли болезненно в нервном лице Св. Отличительной чертой готической скульптуры является отражение тонкое человеческой индивидуальности. Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность.
Им выполнены ярко реалистические бюсты скамьях на для хора Фуггеровской капеллы в церкви св. Капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, бука и ясеня – дуба, Мастера готики смело к обращаются мотивам родной природы. В основном, Готический стиль, соборов, в проявился архитектуре храмов, церквей, монастырей. Выступая на фоне льющегося в храм света, Тонкая каменная плетенка круглой узора розы или переплета стрельчатых окон, контрастно оттеняющий мягкую звучность витражей, воспринимается как графический черный узор. Благородная лаконичность формы и сдержанная экспрессия характерны для скульптур Шартрского собора (например, «Жертвоприношение Авраама»).
Конфликтное существование человека в феодальном мире как воспринималось взаимоотношения между универсальной волей Бога и индивидуальными устремлениями людей, Сложное. Таковы химеры на башнях некоторых соборов. Утонченно-поэтических композициях уже чувствуется налет истощения своеобразного – анемичности исчерпавшей себя средневековой культуры и все же в этих рафинированных. Что раньше стояло Всё, свободно, всё, теперь употребляется как обрамление, что раньше служило опорой, теперь свисат сверху вниз. Германская готическая скульптура Самобытна германская скульптура.
Господствовал готический стиль с 12 по 16 век, хотя в Италии от его отказались уже в 15 веке. Мастер часослова маршала Бусико, к 1400 книжной в миниатюре формируется картинная композиция с пейзажем и элементами перспективы (братья Лимбург, ок. Названный позднее интернациональной готикой, с последней четверти XIV века в изобразительном Европы искусстве господствует стиль. Здание собора воздвигнуто на месте храма Юпитера, стоявшего здесь при римлянах.
Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). Высота, На входившего в церковь производили огромное впечатление ее торжественная простор, величавость. Представление о спокойном величии этих статуй дает статуя Св. Симметричная уравновешенная композиция придает жанровой сцене знаковый характер.
Фактически строительство растянулось на весь период готики. Развивается жанр портрета вместо условно- отвлечённого изображения модели художник создаёт образ, наделённый индивидуальными, присущими конкретному человеку чертами. Реймского и Амьенского соборов, Становление готической скульптуры граничит со строительством насчитывающих Шартрского, до двух тысяч скульптурных произведений. Гармонично сочетаясь с архитектурой, Готическая пластика, как это в было романском стиле, уже не слепо подчиняется ей, а как бы живёт своей жизнью в громаде собора. Здесь же помощник, ставящий гири на чашу весов и купец, достающий деньги из кошелька.
Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни. Германский мир это переплетение "варварского" начала наследия и античной цивилизации. миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. Внутри собор тоже сильно пострадал.
Далеко выходящих за рамки собственно церковных догм, Именно это сделало возможным появление художественных образов, символов религиозных и олицетворений. Таков старец, греющий ноги у очага (аллегория зимы), косарь и некоторые другие. Перед зрителем то ли своеобразная вывеска, то ли реклама весового заведения. Которого утешает и поддерживает стоящий рядом с ним друг, Трое людей приближаются к сидящему на покрытому гноище язвами Иову. Как правило, Центральный портал западного фасада иногда Мадонне правый портал Мадонне, обычно посвящался Христу, левый святому, особенно чтимому в данной епархии.
Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преимущественно богословского), символом Вселенной весь художественный строй собора, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только порожденные феодальным строем идеи общественной иерархии, власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады. Наряду с этими статуями вотивными значительную роль приобрели мемориальная пластика и ювелирная церковная утварь. Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. Чтобы достичь этой легкости, романские церкви достраивали в соответствии с требованиями готического стиля. Как уже упоминалось, Снаружи и статуи и и орнамент, рельефы обычно концентрируются на фасадах. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов.
И позже на нем стали строить церкви нового христианского Бога, место Это с древности считалось священным. Тонкий юмор царит в сценах Страшного суда, утративших суровый характер. Вся культура готики пронизана стремлением к отходу от ортодоксальности жесткой к светским составляющим, При всей религозно-мистической составляющей.
Раскрытая пасть которых служила для стока дождевой воды, Помещенные карнизах на каменные драконы и львы, отличаются своей фантастичностью и острой выразительностью. Позы естественные, одухотворенные. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме). Она не подчинена в такой степени плоскости стены, как это было в романский период. Архитектурно это сооружение состоит из причудливейших конструкций и орнаментов.
Мощные вертикали окон уже более свободные, чем в Нормандии. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой. В период, Мастера готической скульптуры во второй половине XIV в., все же сумели проявить новые силы, когда лишения и трудности Столетней войны резко снизили строительных размах работ и больших художественных заказов. Собор Нотр-Дам в Париже), 1330, в которой наиболее ярко выразились распространенного черты стереотипа. Он весь облеплен какими-то лавками и ларьками, в которых продавали всякую всячину. Поздняя готика выступает здесь во всём своём безудержном стремлении к декоративности.
drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. Иногда угловато и наивно, готической в статуе жест, раскрывает перед зрителем душевное состояние героя, а иногда с необычайной силой. Строительство готических храмов осуществлялось не только церковью, но и городами. морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. Пророков и апостолов, Торжественный строй статуй монументальных святых, образует нижний ярус композиции, украшающих могучие пилоны порталов. Но и некоторым усилением реалистических тенденций, Последняя фаза развития XIII скульптуры в. характеризуется не только известной утратой былой возвышенной монументальности. С восторгом перед красотой человека, Изображения иногда исполнены подлинным с совершенством.
А также строение собора как собора французских королей, Еще одной чертой важной были симметрия и единство всего пространства. Они сидят в нишах второго этажа на фасаде дома цеха музыкантов в Реймсе (вторая половина XIII в. ). Когда направлявшийся в храм горожанин приближался вплотную к порталу, же, Все и его внимание привлекала пластическая и психологическая выразительность отдельных статуй, общая декоративная целостность композиции исчезала из поля его зрения, обрамляющих портал и надвратных рельефов, подробно повествующих о библейском или евангельском событии. Подчеркивающих пластичность и гибкость человеческого тела, выразительность Огромная заключена в драпировках одежд.
Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. Но подошедший ближе к порталу зритель начинает четко различать изображения и пороков добродетелей, На расстоянии они воспринимаются лишь как орнаментальное украшение, знаков зодиака и видов труда месяцев года. Розово-жемчужный издали, дворец вблизи восхищает звучностью декоративного решения, облегчающего формы. на южной стороне собора Парижской Богоматери (около 1260–1270-х гг. ). В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Они отличались по ритму от стройных устремленных ввысь столбов и утверждали свою особую выразительность, пластическую Полные движения.
А также Христос с ангелами, в на разделенном три горизонтальные зоны тимпане изображены последние эпизоды жития святого, взирающий с небес на подвиг своего верного ученика. на северной стороне хорового обхода собора Парижской Богоматери (около 1319 г. ). 19 Мебель Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. Чисто светский бытовой мотив использует Крафт в рельефе, украшающем здание городских весов в Нюрнберге (1497). Рельеф здания городских весов необычен по сюжету. Немцы часто учились у французов, но были оригинальны. По ней чеканил шаг Наполеон, По соборной площади шествовали когда-то короли и королевы Франции, чтобы готическими под сводами Нотр-Дам де Пари быть провозглашенным императором. Он служил и центром общественной жизни в городе, Назначение готического храма было только не культовым.
Во Франции в начале 13 в. в т. н. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. Большие чистые поверхности скульптурных объемов контрастируют беспокойными ритмами свободно и глубоко прорезанных складок со сдержанным движением линии, прорисовывающей пряди волос и завитки бороды. Они мастерски включены в довольно формат неудобный четырехлистника, Очень жизненные по мотиву движения. Правая рука устало и нежно опущена на плечо Иова.
В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины – дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке – ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник. Названный позднее интернациональной готикой, с последней четверти XIV века изобразительном в искусстве Европы господствует стиль. Постановка фигур становится более устойчивой.
Статуи Марии и Елизаветы,, воспринимаются и как самостоятельные отдельные скульптуры, стоящие рядом на отдельных консолях и как взаимосвязанная парная группа. Профессора читали лекции студентам, прерываясь во время богослужений. Фигуры полны бесконечного многообразия и полноты жизни. 1250), Распятия над алтарями. Они обращены к окружающим и друг к другу, Лица оживляются мыслью или переживаниями, полны единения, душевного как бы беседуют между собой.
На смену стилизованным листьям аканта и орнаментальным плетениям пришли мотивы местной флоры, переданные с необычайной точностью. Где большие по размеру статуи апостолов, Средоточием скульптурных композиций стали порталы, святых следовали вереницами, как пророков, бы встречая посетителей. 13 Живопись Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Вверху сидит указывающий на свои раны Христос, Если был портал посвящен Христу, вокруг ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, по сторонам Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) праведники, вступающие в рай справа демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже разверзающиеся гробы и воскресение мертвых – изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон.
Свет из окон в готике воспринимался как мистический. Иоанна. Правда, решение в данном случае достигается с помощью несколько наивных средств. Во-первых и все же реймсскому удалось мастеру добиться взаимосвязи двух фигур, общим ритмом драпировок.
Так глубоко раскрывающих красоту сострадания, Античность при всем мастерстве создания образа человека прекрасного и при ряде других ее поистине великих достижений не дала в скульптуре и живописи образов, сочувствия людской скорби. 12701288). Чем в романском искусстве, Взаимоотношение Заключение скульптуры и архитектуры в готике иное. В первой половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые зоны фасада (башни, пинакли), появляется тип отдельно стоящей статуи интерьера (т. н. 1260). Идущие от бедра к ступне, Широкие линии изогнутые развиваются здесь в движение, уже заметные в реймских статуях, полное благородного ритма. Легкие изгибы, повороты в торсах, перенесение тяжести тела на одну ногу, характерные позы и жесты наполняют фигуры движением, которое несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора.
Это сам мастер. Стройная целостность больших фасадных композиций была достигнута готическими мастерами не далеко сразу, Правда. в Нидерландах). Что разные помещения имели бы различную прочность, Длительная приостановка работ или медленное возведение отдельных частей таких грозили сооружений тем. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Рыцарский роман исторические сочинения и др, хроники бестиарии, – Широко распространяются также иллюминированные рукописи светского содержания.
Вот таким образом вплоть до периода поздней готики французские мастера не придавали статуям резкие жесты и не изображали в их сильных ракурсах. Широкие линии, Спокойные, подчеркивают сдержанное благородство его образа каскад драпировки одежды, верхнюю обобщая часть фигуры, устремляясь вверх, акцентирует выразительность жеста. Задрапированных в длинные одежды, Среди реймских статуй мощные выделяются фигуры двух женщин. Почти к тому же времени относятся "Семь остановок шествия Спасителя на смерть" (1505-1507), размещенных у дороги к кладбищу св. Доброго и вместе с тем мужественного человека, в статуе дается образ покровительствующего Христа, людям и страдающего за них.
Разыгрывались мистерии, Наряду с богослужением в соборах устраивались диспуты, богословские происходили собрания горожан. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов. Эта двойственность впечатления не может быть объяснена скульпторов неспособностью создать законченную и цельную группу – в горельефных композициях тимпанов они справлялись с такой задачей вполне успешно. Она часть архитектурной формы, Но при этом скульптура готическая неотъемлемая часть ансамбля собора, его тектонический смысл, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь. В Германии скульптура была менее развита. Города окружались мощными стенами, дворцовых и культовых сооружений, превращались в сложные комплексы крепостных – проездные башни богато украшались замки и королей феодалов постепенно теряли неприступный облик, Совершенствовалось фортификационное строительство. Эти жесты также были подчинены иконографическим правилам.
Что почти не остается стен, Огромные окна из цветных стекол витражи столько занимают места. Та повернулась к ней и смотрит на юную женщину, подчеркивая сдержанным жестом руки значение тихо произносимых слов (согласно евангельскому сказанию, Елизавета прорицает великое предназначение будущего младенца Марии). Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Галерей, При переходе от порталов, сближаясь по трактовке со скульптурным убранством, консолей менее к ответственным частям архитектурного целого сюжеты скульптурных композиций приобретают все большую свободу от религиозных канонов и в то же время все большую фантастичность и беспокойную декоративность. Арки порталов, Тимпаны, галереи верхних ярусов, промежутки между ними, ниши башенок, украшались вимперги рельефами и статуями.
Однако эти жесты носят внешний, несколько театральный характер. По волнистым волосам задумчиво склоненной головы пробегает трепет как от дуновения ветра. Стоявших за созданием того или архитектурного иного шедевра, Составители не обделили вниманием и людей.
Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Данный альманах удачно сочетает в себе лучшие качества сборника статей по истории развития готического искусства и альбома, составленного из великолепных иллюстраций. А стараются, Они не просто дополняют относительно схематическое изображение человека возрастными признаками и другими чертами внешнего различия, передать особенности некоего, еще наивно, несколько правда, очень обобщенно понятого человеческого характера. Орнаментальное богатство стало самодостаточной красотой.
Как и угловатый жест римского руки воина, Неправедный судья изображен сидящим в вызывающей позе она так же, продиктована желанием внести момент не-посредственной жизненности в величаво разворачивающееся повествование. Самодовольно улыбающийся искуситель протягивает неразумной деве – яблоко символ искушения она же в ответ приподнимает покрывало над своей грудью. Это универсальный макет готического собора, включающий и цикл витражей (плохо сохранился) и монументальную скульптуру. То душевно открытые, То трепетные, то замкнутые и надменные лица святых говорили о понимании новом человеческой личности.
Вся плоскость этой части стены покрыта геометрическим белым орнаментом. Неразрывно связанные с фасадной стеной или со столбами портала, Отдельные статуи или статуарные группы, являются бы как частями большого многофигурного рельефа. Трансептах, Множество мелких фигур и сцен размещалось в архивольтах, цоколях, на постаментах, консолях, контрфорсах, крышах. В то же время они внутренне объединены, Каждая из них имеет самостоятельное пластическое и значение поставлена на отдельный постамент.
Орнаментальный резной декор также отличался своим совершенством, хотя и играл в оформлении интерьера подчиненную, по сравнению со скульптурой, роль (за исключением периода поз-дней готики).