Поздняя готика, отодвинув своей декоративностью чувство целесообразности на второй план, принесла для пластики полное освобождение, создала свободную скульптуру. Немецкая готика сыграла важную роль в развитии портретной скульптуры. Монументальная скульптура – основной вид изобразительного искусства в эпоху готики, ее связь с архитектурой – основа синтеза искусств в готическом соборе.
Переход от романского стиля к готике в скульптуре произошел несколько позже, чем в архитектуре, но затем развитие совершалось в необычайно быстрых темпах и готическая скульптура на протяжении одного столетия достигла своего наивысшего расцвета. Среди реймских скульптур В период готики такжебылраспространенкультбогоматери. 1225- 1240 гг 3 План: Готика Скульптура Архитектура Живопись Декоративно-прикладное искусство Мебель Мода Неоготика.
Готика – период расцвета монументальной скульптуры, в ней возрастает значение статуарной пластики, в рельефе появляется тяга к горельефу – высокому рельефу.
Самым большим храмом ранней периода готики был Собор Парижской Богоматери пятинефный храм вмещал до 9000 человек. Если портал был посвящен Христу изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) праведники, вступающие в рай справа демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже разверзающиеся гробы и воскресение мертвых. Высота, На входившего в церковь производили впечатление огромное ее простор, торжественная величавость. XIII век во Франции справедливо считался «золотым веком» витража. Подчеркивающие пластичность и гибкость человеческого тела, Огромную эмоциональную выразительность придавали статуям драпировки одежд, его жизнь в пространственной среде.
Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Но в эти века можно различить не только отдельные школы, Среди различных школ особенно знаменита Парижская и но разные творческие индивидуальности. Но довольно толстые стекла часто были с пузырьками и не совсем прозрачными это художественный усиливало эффект, Неодинаковые, производимый витражом. Гармонично сочетаясь с архитектурой, Готическая пластика, как это было в романском стиле, не уже слепо подчиняется ей, а как бы живёт своей жизнью в громаде собора. Еще более тяжкий урон был нанесен собору во время Первой мировой войны.
Собор в Линкольне (длина его 155 м) в этом смысле построен на характерном для английской готики контрасте вертикалей и горизонталей. Арки порталов, Тимпаны, галереи верхних ярусов, промежутки между ними, ниши вимперги башенок, украшались горельефами, декоративными рельефами и статуями. Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. Выразительны отдельные детали: острый задорный взгляд, франтовато закрученные усы, буйно вьющаяся шевелюра, кудрявая бородка, стремительный поворот головы к собеседнику. Скульптуры, ставшие округлыми, отделяются от стены, часто помещаются в нишах на отдельных постаментах.
Шкафа, Таким образом, кресла, кровати – к концу эпохи Средневековья появляются прототипы основных предметов современных мебели. Остроиндивидуальными, Их образы становились разнообразными, сочеталось возвышенное в них с повседневным житейским, конкретными. В первой половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые зоны фасада (башни, пинакли), появляется тип отдельно стоящей статуи интерьера (т. н. 1250), Распятия над алтарями. С башней Сен-Жак связаны имена двух великих людей: Николы Фламеля и Блеза Паскаля.
Соединившей черты подлинного реализма с экспрессивностью и экзальтацией, даже Французское влияние не заслонило своеобразия немецкой пластики. Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения. Красоту которого начинают признавать чувствовать и и поэты и скульпторы этого времени, Часто сквозь тонкую одежду просвечивает тело. Прикладное искусство (мебель, костюм и пр. ) развивается в общем русле французского готического искусства. Как правило, Центральный портал фасада, западного иногда Мадонне правый портал обычно Мадонне, посвящался Христу, левый святому, особенно чтимому в данной епархии. Судьба её могла сложиться и иначе.
Исполненные душевной близости, Обращенные к окружающим и друг к другу святые, как бы беседовали сердечно между собой. Главные особенности старого витража это интенсивная цветовая гамма основных цветов (красного, синего, желтого), куски стекла небольшого размера, свинцовая обводка исполняет роль контурного рисунка. На севере Германии вместо камня строительным материалом служит кирпич (церковь Марии в Любеке, конец XIII начало XIV в. ). Этот период явился переходным к живописи Проторенессанса. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме). Воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность, в народной среде любим был образ Мадонны с младенцем на руках. Изменяетсятрактовкатрадиционных образов.
Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. В конце XII в., Готика Англии возникла очень рано и просуществовала XVI до в. Она имеет одно важное отличие от континентальной. готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т. н.
Парадные и дорогие с рукописи-псалтири тетрадями полнолистовых миниатюр перед текстом и т. н. На статуях Реймского собора повышенная характеристика тела уже проявляется в изогнутой линии, Так, от идущих бедра к ступням, заметной в широких складках. Наиболее известна фигура улыбающегося ангела над северным порталом. Вотивная пластика, напротив, к началу XIV в. приобрела форму свободно стоящей статуи. К 15 в. Витраж из превращается набора цветных стекол с минимумом нанесённой поверх живописи в живопись по прозрачному стеклу (т. н.
В 1415 вв. S-образной фигуры. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Ставшие округлыми, Статуи, помещались часто в нишах на отдельных постаментах, отделяются от стены и это уже не застывшие фигуры-столбы, не образы-символы, деформированные в архитектурном пространстве. Белого иногда розового, серого – зеленоватого, Сооружения готики в нередко Италии отделывали многоцветными мраморными блоками чередующихся цветов. Часто сквозь тонкую одежду просвечивало тело, красоту которого начинали признавать и чувствовать и поэты и скульпторы того времени.
Особенно в гражданской архитектуре, Так кирпичная называемая готика вообще характерна для Северной Европы. Особенно славилась на всю Францию Шартрская мастерская. В то же время они внутренне Каждая объединены из них имеет самостоятельное пластическое значение и поставлена на отдельный постамент.
Поникшей, Марии с ее внутренней просветленностью и духовным подъемом противопоставлен образ пожилой изборожденным Елизаветы, морщинами лицом, с осунувшимся исполненным трагического предчувствия. Они обращены к окружающим и друг к другу, Лица мыслью оживляются или переживаниями, полны душевного единения, как бы беседуют между собой. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. Все части постройки будто устремляются ввысь. Как бы взлетевшие остроконечные башни иногда покрывают здание подобно лесу.
Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах. Они порождают богатую игру света и тени, Складки приобретают естественную тяжесть глубоко западая, то образуют напряженные изломы, уподобляются то каннелюрам колонн, то струятся нервными потоками, то ниспадают свободными бурными каскадами, как бы вторя человеческим переживаниям. Созданные реймскими мастерами, образы привлекают нравственной силой, высотой душевных порывов и в то же время жизненной простотой и характерностью. Названный позднее интернациональной готикой, с последней XIV четверти века в изобразительном искусстве Европы господствует стиль. В позднеготической немецкой скульптуре, какиво французской, усиливаетсядробностьформ, утрачивается монументальность, акцентируетсяпатетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичностьдеталей, чего не зналапочтисовсем французскаяготика даже самого позднего периода (скульптура хора Кёльнского собора, фигуры такназываемого«Прекрасного колодца» вНюрнберге). В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев.
Рыцарей, Многочисленные изображения королей, ремесленников, прелатов, отражали крестьян иерархичную структуру феодального общества. собор в Ульме, 1377 XVI в., башня достраивалась в XIX в., ее высота 161 м). Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители.
Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности. Она изображается с гибким станом, с нежно склоненной к младенцу головой, грациозно улыбающейся, с полузакрытыми глазами. В основном, Готический соборов, стиль, проявился в архитектуре храмов, церквей, монастырей. Одна из них символизирует торжествующую Церковь, другая – побежденную Синагогу. Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н.
Появляются скульптурные группы, объединенные сюжетом и драматическим действием, разнообразные по композиции. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е гг. ) привлекают духовной чистотой изяществом стройных пропорций. В рельефе наблюдается тяга к высокому рельефу горельефу. Собор Нотр-Дам в Париже), 1330, в которой наиболее выразились ярко черты распространенного стереотипа.
Однако, Скульптура, начатое романскими ваятелями обособление человеческого образа от общего убранства, живет и самостоятельной – жизнью готика продолжает. В готическую эпоху его фасад украсили семь горизонтальных поясов ниш, контрастирующих с двумя высокими башнями средокрестья. Витражами и настенной росписью, Они богато скульптурой, украшены а в их убранстве видное место занимают произведения ювелирного искусства и роскошно иллюстрированные книги. Это первый гражданский конный монумент средневековья, Видимо, со времен Марка Аврелия ибо за целое тысячелетие известно не ни одного подобного памятника.
Интерьеры значительно более дифференцированы, дробны, чем французские. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Конкретными, Их образы становятся остроиндивидуальными, возвышенное сочетается них в с житейским. 12701288). Задрапированных в длинные одежды, Среди реймских статуй выделяются фигуры мощные двух женщин. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины – дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке – ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник. Подчиняясь динамическому ритму целого, Фигуры удлиненных как пропорций бы вторят вертикальным членениям архитектуры, образуя единый архитектурно-скульптурный ансамбль. Идущие от бедра к ступне, Широкие изогнутые линии, здесь развиваются в движение, уже заметные в реймских статуях, полное благородного ритма.
Но в сложном движении корпуса, Духовное волнение не выражено в ее спокойных прекрасных чертах, гибких извилистых линиях контуров, в трепетной вибрации драпировок одежд. Изумительное по красоте орнаментальных мотивов, Возникает декоративное богатство, однако, которые, лишены всякой внутренней связи, служат только украшением и беспощадно разрушают всякую своим форму чередованием на порталах, окнах и дверях. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Элементы готической миниатюры напоминают готическую архитектуру и витраж (Псалтырь Людовика Святого, Парижская национальная библиотека). Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон.
Который постепенно вытеснил фресковую живопись, 13 Живопись Одним из основных готической направлений живописи стал витраж. Искрящийся галльский ум и пылкость темперамента сквозят в насмешливом святом Иосифе, Анна Задумчива с тонкими чертами лица. В конструкции собора полностью проявлены специфические черты английской готической архитектуры: отсутствие обхода и венца капелл, некоторая «распластанность» здания по горизонтали, растянутость в ширину, чему способствует множество пристроек, малый разрыв в высоте центрального и боковых нефов, вообще не очень большая высота сводов, широкие, сильно выступающие трансепты иногда даже два вместо общепринятого одного. Ей часто посвящаются порталы.
В «Больших французских хрониках» (конец 14 в. ) художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события это настоящие иллюстрации литературного произведения. Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию. Неразрывно связанные с фасадной стеной или со столбами портала, Отдельные статуи или статуарные группы, являются бы как частями большого многофигурного рельефа. Это Мария и Елизавета. Самыми характерными чертами немецкой монументальной являются скульптуры индивидуализация образов и драматизм повествования.
Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина. Тонкий юмор царит в сценах Страшного суда, утративших суровый характер. Растительная капитель – важное нововведение реймской пластики имевшее большой европейский резонанс.
Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. Реймского и Амьенского соборов, Становление готической скульптуры граничит со строительством Шартрского, насчитывающих до тысяч двух скульптурных произведений. Конкретными, Их образы становятся возвышенное остроиндивидуальными, сочетается в них с житейским. Его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты.
Первоначально оно прослеживается только в строительстве соборов и наиболее важных церквей аббатских этой области. Тема труда воплощена в серии месяцев года, Так, так и через изображение трудов, данных как в виде от идущих древности знаков зодиака, характерных для каждого месяца. Названный позднее интернациональной готикой, с последней четверти XIV века в искусстве изобразительном Европы господствует стиль. Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения. Заполнявшие огромные поверхности окон, Этому способствовали и витражи исторические события их композиции воспроизводили апокрифические сказания, религиозные и литературные сюжеты, а также изображения из сцен жизни и труда ремесленных корпораций, крестьян, представляя своеобразную энциклопедию средневекового уклада жизни.
Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. Когда направлявшийся в храм горожанин приближался вплотную к порталу, Все же и его внимание привлекала пластическая и психологическая выразительность статуй, отдельных общая декоративная целостность композиции исчезала из поля его зрения, обрамляющих портал и надвратных рельефов, подробно повествующих о библейском или евангельском событии. Грузные башни, Но от тяжеловесной романской архитектуры массивная остались гладь стены, сдержанный скульптурный декор. Благовещение, Церковь и Синагога и т. д. Поле надвратного заполнялось тимпана высоким рельефом, Разумные и неразумные девы – Посещение Марии Елизаветой, Иногда здесь были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического характера. Пастырской убеждённостью и наставнической требовательностью, От его всего облика веет твёрдостью духа. Полностью восстановительные работы завершились только лишь к 1996 году. Еще в романский период был начат собор в Линкольне. С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами.
Замки и дворцы, Наряду с готическими храмами зрителя современного до сих пор продолжают очаровывать разнообразные городские постройки, чем шедевры религиозной архитектуры, украшенные не менее искусно. Широкие линии, Спокойные, подчеркивают сдержанное благородство образа его каскад драпировки одежды, обобщая верхнюю часть фигуры, устремляясь вверх, акцентирует выразительность жеста. Украшающие соборы в Париже, Это небольшие рельефы, Санлисе и многие скромные церкви сельские готической поры, Амьене. Среди уродливых грешников часто находятся короли, монахи и богачи.
Далекойот культа, Народностьпроявляетсяивнемецкой фантазии, благочестиенередкосочетается вготическом искусствессамымозорнымгротеском. Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж).
Средневековый ваятельобычно происходил из народа исчитал себя исчитался ремесленником. Проникая сквозь неравномерную толщу стекол, свет дробился играл. Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. 1320 г. ).
Этот период явился переходным к живописи Проторенессанса. Только в Галерее королей представлено более пятисот фигур. С 1981 г. на башне и в сквере установлена метеостанция. Доброго и вместе с тем мужественного человека, дается Вскульптуре образ Христа, покровительствующего людям и страдающего за них. уже во времена II империи. Готическаяскульптура – явлениеогромногозначения вмировомхудожественном творчестве. Во Франции в это время говорили о стиле пламенеющем.
Отраженного в материальном, Это совмещение света цвета и воплощало идею Божественного света. С нежно склоненной младенцу к головой, Она изображается с гибким станом, с полузакрытыми глазами, улыбающейся. Повороты торсов и перенесение тяжести тела на одну ногу, Легкие изгибы, которая несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора, характерные живые и позы жесты придают фигурам динамичность. Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична.
Широкие линии, Спокойные, подчеркивают сдержанное благородство его образа каскад драпировки обобщая одежды, верхнюю часть фигуры, устремляясь вверх, акцентирует выразительность жеста. Родиной готики считается Франция. Передающее сложные оттенки человеческих чувств, центральном На портале Магдебургского собора имеется (по времени более раннее, чем скульптура в Бамберге) изображение пяти смеющихся и пяти плачущих дев («Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественного жениха»). Гротескные фигуры монахов, сборщиков винограда, аптекарей, торговцев – жанровые фигуры мясников, в мир возвышенных образов готической скульптуры часто бытовые включаются мотивы.
Готическое искусство зародилось около 1440 года в Иль-де-Франс. В скульптуре маркграфа Эккехарда Наумбургского собора (середина 13 в. ) дан типичный образ властного, грубого рыцаря с чувственным надменным лицом. Зависели от установленного религиозными канонами месторасположения, Размеры их в находились точном соотношении с архитектурными формами. Но в движении корпуса, Духовное волнение выражено не только в прекрасных классически чертах, гибких извилистых линиях контуров Марии с ее духовным подъемом, в трепетной вибрации драпировок одежд, с ее величавой грацией противопоставлен образ пожилой, суровой, умудренной исполненной чувства достоинства и трагического предчувствия Елизаветы.
Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня. В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225–1240гг. ) явственны отзвуки античного искусства. То трепетные, то душевно открытые, то замкнутые и надменные лица святых говорили о новом понимании человеческой личности. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов.
Статуи Марии и Елизаветы внутри исполнены собора в традициях реймской школы с явной антикизацией образов. 1325). - в простой широкополой крестьянской шляпе, в народном стиле изображен реймский "Христос странник", – а также грандиозный рельеф собора в Наумбурге "Тайная вечеря".
Но не лишены увлекательности, Обстоятельные рассказы о процессе строительства каждого знакового строения изобилуют архитектурными терминами, наглядно демонстрирующим описанное, в немалой мере чертежам благодаря и фотографиям. Важную роль в декоративном оформлении готического интерьера собора играло его светоцветовое решение. Аббатские и городские церкви, Среди этих выдающихся построек особое место занимают чрезвычайно разнообразные в плане стилистическом соборы. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают.
Фигуры полны бесконечного многообразия и полноты жизни. Что готический собор и вообще все строительство периода готики оказалось связанным не с городом, Слабое развитие привело городов к тому, а по-прежнему с монастырями. Композиции на фасадах соборов в своей совокупности давали мироздания картину согласно религиозным представлениям. Острый, буйно вьющаяся шевелюра, франтовато закрученные усы, кудрявая бородка, стремительный головы поворот к собеседнику – задорный взгляд, Выразительны детали. Английский собор возникал не в гуще городской застройки, Как верно отмечено, а в пространстве свободном лугов и полей.
«забава») – поучительные или рисунки забавные на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, drolerie – «шутка», ок. Образы привлекают нравственной силой, Созданные реймскими мастерами, высотой душевных порывов и в то же время простотой жизненной и характерностью. Главам зажиточных семей приходилось раскошеливаться на для индульгенции всех домочадцев, к тому же.
И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой. Распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами из поэмы о Даме из Вержи, 15 в. сохраняют связь со стеной, с опорой. На портале западного фасада Бамбергского собора изображены основатель храма император Генрих II и его жена Кунигунда (около 1240 г. ).
Иосиф (группа «Сретение», 1240-е гг. ) элегантный светский человек с искрящимся галльским умом. К воспроизведению облика своего характерная современника черта готического искусства, Стремление к самоанализу. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Нервюрный стрельчатый свод центрального нефа, аркбутаны, стрельчатые окна – высота которого 35 м, конструкции в Собора Парижской Богоматери отчетливо прослеживаются основные принципы готики. Они обращены к окружающим и друг к другу, Лица оживляются мыслью или переживаниями, полны душевного единения, как бы между беседуют собой. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм.
Роняющая разорванные скрижали Завета, Синагога с завязанными глазами – трагична. В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв. Конец 12 в. ), Крест Параклета, украшенные эмалью и чеканкой драгоценным по металлам (Клостернойбургский алтарь маасского мастера Ник, алтарные образы. Радость и тревогу, Готический художник передавал тонкие душевные движения, гнев, сострадание, взволнованность, страстную томительное раздумье. Призывая к исполнению долга, Спокойный и вместе тем с повелительный жест руки точно останавливает зрителя, к достойной чистой жизни. Это Мария и Елизавета.
Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. Погибшей в революцию в конце XVIII в. Сюжеты витражной живописи те м. Самым же, старым считался витраж хора церкви Сен Дени, что и скульптурного декора. Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок.
Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения. Замечательна скульптурная группа графа Эккехарда и жены его Уты в соборе немецкого города Наумбурга.
Церковь после революционного разграбления восстановили лишь в 1854 году, т. е. Готическая скульптура органическая часть архитектуры собора. Зубчатыми стенами и подъемными мостами, в эпоху готики вся Западная покрылась Европа живописными феодальными замками с многочисленными башнями. «Прекрасные Мадонны»).
Именно в ней скорее всего проступают черты новой поры Возрождения. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок. Готическое искусство зародилось около 1140 года в Иль-де-Франс. В немецкоязычных странах, Отдельные статьи посвящены истории конкретных развития форм готики в Англии, Испании, в Италии, Португалии, в странах Северной и Восточной Европы. в Нидерландах). Тонкий юмор царит в сценах «Страшного суда», утративших суровый характер.
Сострадание, Он передает радость и тревогу, взволнованность, страстную гнев, томительное раздумье. Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей. В характеристиках святых появляются человечность, мягкость. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись. Играя на полу, Порождая атмосферу окрашенной воздушной среды, витраж воспринимался как источник света, колоннах, углублял который перспективу.
Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т. н. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. Особенно ее центр Иль де Франс, Экономили стройматериалhellip Франция, по праву колыбелью считается готики. С открытым властным взглядом, Церковь, оттененной спокойным плавным ритмом одежд, складок с гордой осанкой, дана как положительный образ. Через тонкую ткань, Сквозь повязку на лице Синагоги просвечивают очертания глаз, проступают изящные ее формы, покрывающую руку Церкви.
Башня средокрестья самая высокая в Англии, 135 м и завершается шатровым покрытием. 1290), дролери (от фр. Сосредоточенного, Зрелым мастерством отличается статуя святого Феодора с южного портала в нем воплощен идеальный чистый христианского образ рыцаря с доверчивым открытым лицом юноши, немного грустного и вместе с тем непоколебимо мужественного.
На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Отличительной чертой готической скульптуры является тонкое отражение человеческой индивидуальности. Во Франции в начале 13 в. в т. н.
Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича. Его достижениями пользовались не только для возведения культовых сооружений, крепостей, ратуш и даже чисто экономических объектов – и читатель будет удивлен тем, Иллюстраций множество, но и строительства для замков, какое широкое распространение получил готический стиль. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. Таков образ «Христа-странника» (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. Они порождали богатую игру света и тени, Складки приобрели естественную тяжесть западая, глубоко то образовывали напряженные резкие изломы, уподоблялись то каннелюрам колонн, то струились легкими потоками, то ниспадали бурными свободными каскадами, как бы вторя человеческим переживаниям. принадлежало парижской школе.
Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц. И эти сцены давали готическому художнику возможность выйти за пределы религиозной Труд символики, основа реальной жизни людей. Аббатские и городские церкви, Среди этих выдающихся построек особое место занимают разнообразные чрезвычайно в стилистическом плане соборы. Постигшем тайну философского камня и научившемся превращать свинец в О золото, Николе Фламеле говорили как о единственном алхимике. Хотя в Италии его от отказались уже в 15 веке, Господствовал готический стиль с 12 по 16 век. Две женскиескульптуры Страсбургского собора (30-е гг. Главное внимание сосредоточилось на скульптуре внутри к соборов, этому времени искусство украшения порталов пошло на убыль.
Реймские мастера порою приближаются к античной классике. Которым готика обогащала современников, Взаимодействие со архитектуры скульптурой и живописью порождало то неповторимое разнообразие впечатлений. Ведущее место в развитии французской миниатюры 1314 вв. Они отличались по ритму от стройных ввысь устремленных столбов и утверждали свою особую пластическую выразительность, Полные движения. Он совершил отсюда паломничество в Испанию, а похоронен был в снесённой позже де-ла-Бушри.
Искрящийся галльский ум и пылкость темперамента сквозят в насмешливом святом Иосифе, Задумчива с Анна тонкими чертами лица. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. Готический стиль зародился во Франции и именно там были созданы самые прекрасные произведения этого стиля. Мастера готики активно распространяли новый стиль область на светского строительства, Не ограничиваясь сферой сакральной архитектуры. Что раньше стояло свободно, Всё, всё, теперь употребляется как обрамление, что раньше опорой, служило теперь свисат сверху вниз.
На смену стилизованным листьям аканта и орнаментальным плетениям пришли мотивы местной флоры, переданные с необычайной точностью. Часословы иллюстрировали и рукописи светские научные трактаты, сборники любовных песен, хроники. Бамбергский всадник воплощение мужества и рыцарской энергии. Определенные сюжеты предназначены для определенных мест здания, определенный Вырабатывается канон композиции. В Шартрском соборе в XIII в. витражи занимали площадь в 2600 кв.
Бамбергским мастерам принадлежит также одно из первых конных изображений статуя императора Отгона I на коне для площади Магдебурга (сейчас она в городском музее). 1265). Напоминавшего готический собор, Это были сложные сооружения либо в виде либо балдахина, саркофаги с фигурами святых по периметру.
Как специфически английскую черту можно назвать огромную башню на доминанту средокрестье собора. В характеристике святых появляются человечность, мягкость. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. В облике проступают портретные черты, Фигуры умерших в XIII в. стереотипны в идеализированной своей элегантной моложавости в XIV в. они становятся более индивидуализированными.
Воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность, в народной среде особенно любим Мадонны образ с младенцем на руках. Статуи сохраняли связь со стеной, с опорой. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло. Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу. Орнаменты из растительных мотивов, бабочек, зверей, бытовых сценок, поэтическое очарование которых передавал французский миниатюрист Жан Пюссель – изображение птиц, Даже в иллюстрации с многофигурными композициями религиозного содержания включались тонко наблюденные реалистические детали. Стенами были обнесены и тогдашние города.
1260). Разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, На столбе или Мадонны святого, располагалась большая статуя Христа. Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер. Немецкая готика сыграла важную роль в развитии портретной скульптуры. Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет).
Что оказало огромное влияние на дальнейшие пути развития книжной с миниатюры, XV столетия появляется гравюра. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы. Великолепна «темно-пурнуровая роза» Реймского собора, «мечущие молнии» «огненные колеса» Шартрского собора.
Посвященные искусству витража и ювелирному делу, Ценным дополнением к обзору соответствующего исторического периода служат статьи, в которых идет речь о ереси катаров, а также эссе, о папском дворце в Авиньоне, о развитии городов и работах строительных в эпоху готики. 1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. Мартин гневен и тихий властен, Иероним вдумчив – Георгий сердечен, Каждый образ определенный характер с соответствующим ему состоянием. В Псалтыре св.
Полная противоположность ему нежная, хрупкая и обаятельная Ута на ее лице словно застыла какая-то светлая мечта очень естествен жест, которым она прижалась щекой к воротнику плаща. В «Благословляющем Христе» (Амьенский собор) его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. В готическую эпоху (1314 вв. ) высокого расцвета достигло искусство миниатюры искусство средневековой книги.
Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках. Заостренные формы, Беспокойный угловатый ритм, филигранность ажурного узора отличают готической стиль книги, тонкость извилистых линий. Где большие по размеру статуи апостолов, Средоточием скульптурных композиций порталы, стали святых располагались вереницами, пророков, как бы встречая посетителей. Идущие от бедра к ступне, Широкие изогнутые линии, развиваются здесь в движение, уже заметные в скульптурах, реймских полное благородного ритма. Равно как и в распределении изображений, в отношении выбора сюжетов, установленным гигантские церковью, скульптурные комплексы готики были подчинены правилам.
Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Хотя они к этому стилю не имели никакого отношения, Свое имя готический стиль получил позднее уже от германского племени – готов. Самой знаменитой еще в романский период была скульптурная мастерская Бамберга. Лучшие подлинные готические витражи находятся в соборах Шартра («Богоматерь с младенцем»), Парижа, Буржа. Видимо, в те времена церкви ещё не взрывали, а разбирали.
Усилилась роль статуарной круглой пластики, Стала более свободной трактовка художественной формы, ее взаимодействие с окружающей пространственной световоздушной и средой. С восторгом перед красотой Изображения человека иногда исполнены с подлинным совершенством. Техника витража, позволявшая сочетать цветовое и световое начала живописи, сообщала этим композициям повышенную эмоциональность. Приземистые столбы центрального нефа, Но от тяжеловесной романской архитектуры остались массивная гладь стен, грузные преобладание башни, горизонтальных членений, сдержанный скульптурный декор. В характеристике святых появлялись человечность, мягкость. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. В Реймском соборе она даже определяет его внешний облик.
Наделённый индивидуальными, Развивается жанр портрета вместо условно- отвлечённого изображения художник модели создаёт образ, присущими конкретному человеку чертами. Еще в XII в. (11371151) при перестройке церкви Сен Дени здесь был впервые применен нервюрный свод (обход и капеллы). Стремление усилить чувственную достоверность образа обнаруживало себя в острой наблюдательности и жадном интересе к едипичному, частному индивидуальному, портретному и даже необычному, случайному. Как и в предыдущую эпоху, Техника витража осталась такой же, а сюжеты сложнее наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы, цветовая но палитра стала гораздо богаче и красочней.
Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. В произведениях куртуазной литературы в миниатюре получил воплощение идеал рыцарской любви, воспроизводились сцены окружающей жизни (Рукопись Манес, ок. Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер, они следуют непосредственному наблюдению, обращаются к единичному, к неповторимым чертам, обогащают пластику множеством жизненных деталей. Поникшей, Марии с ее внутренней просветленностью и духовным противопоставлен подъемом образ пожилой Елизаветы изборожденным морщинами лицом, с осунувшимся исполненным трагического предчувствия. Но довольно скоро готика распространилась по всей Франции, а затем и по Европе. Не только камень, но и дерево, бронза, – стук как и в романский период, Скульптурный декор, чем снаружи, в немецких храмах применяется больше в интерьере, он разнообразнее по материалу.
Трансептах, Множество мелких фигур и сцен размещалось архивольтах, в цоколях, на консолях, постаментах, контрфорсах, крышах. Воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность, в народной среде особенно любим образ Мадонны младенцем с на руках. С нежно склоненной к младенцу головой, Она изображается с станом, гибким с полузакрытыми глазами, грациозно улыбающейся. Установив ему в башне статую также нишах в башни сохранились 19 статуй разных святых, Французы почтили память Паскаля.
Но как будто невесомые, устремленные Грандиозные, ввысь, пронизанные светом, они словно парили над окружающим ландшафтом и символически возвышали душу человека и наполняли благоговением, отрешали его от мирских забот и напоминали о царстве духа. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение. Повороты в торсах, Легкие изгибы, характерные позы и жесты наполняют фигуры перенесение движением, тяжести тела на одну ногу, которое несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора.
Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье. Представленного в Амьенском соборе благословляющего Христа современники нарекли амьенским "благим Богом". Составленного из великолепных иллюстраций, Данный альманах удачно сочетает в себе лучшие качества статей сборника по истории развития готического искусства и альбома. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни.
Наделённый индивидуальными, Развивается жанр портрета вместо условно- отвлечённого изображения модели художник создаёт присущими образ, конкретному человеку чертами. Готика продолжила начатое романскими обособление ваятелями человеческого образа от общего декоративного убранства. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. Усиливается роль круглой пластики. Наиболее чистый образец ранней английской готики собор в Солсбери (12201270), воспетый позже в пейзажах Констебла. С большим хором, Это трехнефный длиной собор 140 м, двумя трансептами и прямоугольной апсидой.
В основном, 7 Готический соборов, стиль, проявился в архитектуре храмов, церквей, монастырей. Внутренне сосредоточенную, Хрупкость и лиричность отличают его супругу Уту - меланхоличную, с неповторимо выразительностью индивидуальной как бы внезапно запечатленных движений. Человеческое лицо, как красивое, так и уродливое, для средневекового мастера было отблеском вечной красоты и мудрости мироздания. За свой более желтый цвет правую башню прозвали масличной.
Несмотря на то, Вот таким образомготическая скульптура чтоцерковьтребовалаот глубоконародна изобразительного искусстванагляднойкартиныбогословного истолкования мироздания. миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений. Изменяется трактовка традиционных образов. 13 в. ) привлекают духовной чистотой, грацией изяществом стройных пропорций.
Готическое цветовое стекло создало новые эстетические ценности дало наивысшую краске звучность чистого сияющего цвета. Книжная миниатюра прекрасный исторический документ: по ней мы узнаем костюм, прическу, одежду воинов, она доносит до нас далекий, но живой голос эпохи при всей условности стиля изображения (примером могут служить Большие французские хроники конца XIV начала XV в. настоящая энциклопедия французской жизни в позднее средневековье). Конфликтное существование человека в мире феодальном воспринималось как взаимоотношения между универсальной волей Бога и индивидуальными устремлениями людей, Сложное. Фигуры – подвижнее, Со второй половины века XIII пластика соборов становится более динамичной, складки одежд передаются в сложной игре светотени. Отличающихся исключительной подробностью и шириной охвата, Из статей, увидеть ее становление на различных территориях не только Франции, читатель получает возможность проследить истоки зарождения готики, Германии и Италии, но и европейских периферий – Западной Португалии, Англии, Прибалтики, – с детальным анализом региональных особенностей стиля. Повороты, в дальнейшем французская скульптура по шла пути все большей свободы в постановке фигур, движения становились отчетливыми и разнообразными, жесты. Так, в алтарной части изображаются сцены из жизни Христа, на южном фасаде трансепта Нового Завета, на северном Ветхого, на западном фасаде всегда размещается изображение «Страшного суда» и «конца мира». А больше всего индульгенций церковь продавала за нарушение правил Великого Поста.
С властным взглядом, Образ Церкви, плавным оттененной ритмом складок одежд, с гордой осанкой, дан как положительный. Повороты в торсах, Легкие характерные изгибы, позы и жесты наполняют фигуры движением, перенесение тяжести тела на одну ногу, которое несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора. Замки и дворцы, Наряду с готическими храмами современного зрителя сих до пор продолжают очаровывать разнообразные городские постройки, чем шедевры религиозной архитектуры, украшенные не менее искусно. Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы. На консолях, Множество мелких фигур и отдельных сцен размещалось в трансептах, постаментах, контрфорсах, цоколях, крышах. Который теперь не довольствуется мотивами растений, Для позднеготического рельефа характерно появление орнамента, завивающихся вокруг своей оси, состоит а из столбиков, загибающихся и покрытых зубчиками. С 13 в. ей часто посвящаются порталы.
Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой. Обилие позолты во внутреннем и наружном убранстве собора (окно-роза), ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическая расчлененность пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее. Входит в состав функциональных элементов постройки, Она в включается архитектурную конструкцию.
Высотой душевных порывов и в то же время близкой античному идеалу телесной жизненностью, Созданные реймскими образы мастерами привлекают нравственной силой, обаянием женской красоты, простотой и характерностью. Мастер оживил фигуры святых едва заметным движением легким поворотом голов, Сохраняя необходимое для архитектуры положение, фронтальное сдержанным жестом. drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. Которые приобретал этот стиль в странах различных Европы, в данной книге изложена история развития готики от первого взлета архитектуры во Франции до форм. Но подлинный расцвет мемориальная пластика пережила в XIV в. Заботясь об королевского укреплении престижа, Важный раздел в готической скульптуре Франции со времен Людовика IX составили надгробия, Людовик IX повелел обновить и поставить заново в Сен-Дени не менее шестнадцати надгробий французских монархов. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др.
Призывая к исполнению долга, Спокойный и вместе с тем повелительный жест руки точно останавливает зрителя, достойной к чистой жизни. Они полнокровны и просты, пластически более совершенны. Но и поднялось самостоятельное значение скульптуры, в готической архитектуре увеличилась не только степень скульптуры подчинения архитектуре. Несмотря на то, что известняка в Нормандии более чем достаточно, камень для Масличной башни везли из Уэлльса. Но довольно скоро готика распространилась по всей Франции, а затем и по Европе.
Позы естественные, одухотворенные. Стоявших за созданием или того иного архитектурного шедевра, Составители не обделили вниманием и людей. Подчеркивающих пластичность и гибкость человеческого Огромная тела, выразительность заключена в драпировках одежд. Но в сложном движении корпуса, волнение Духовное выражено не в ее спокойных прекрасных чертах, гибких извилистых линиях контуров, в трепетной вибрации драпировок одежд. 15 На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем.
Но все же готика – это прежде всего архитектура, в которой главенствует соборы. Сложное спиралевидное движение гибкого тела, Поникшая неустойчивость, голова, неожиданно резкий надлом копья выражают душевное смятение. «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (. Венец капелл, Немецкие соборы проще в плане, отсутствует, как правило, аркбутаны очень редки, своды выше, сильнее здание вытянуто по вертикали, шпили башен очень высоки. Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские.
Чтобы достичь этой легкости, романские церкви достраивали в соответствии с требованиями готического стиля. Эмоциональный характер, Их отношение окружающему к миру носит более личный, обращаются к единичному, они следуют непосредственному наблюдению, к неповторимым чертам, обогащают пластику множеством жизненных деталей. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло. Ее голова наиболее пластически сложна.
Орнаментальное богатство стало самодостаточной красотой. Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. То спокойствия, то просветленности, которая доминирует в профиле то – открывает лицо и позволяет с разных точек зрения уловить тонкие оттенки настроений, Ниспадающее с вьющихся волос покрывало то затеняет, то грусти, проскальзывающих в чертах. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. В храмечастице вселенной воплотить стремились религиозную концепцию истории человечества с ее возвышенными и низменными сторонами.
Их изображающих, Реймсский собор часто называют ангелов собором из-за множества скульптур. В которых обнаруживается близость его к человечеству, страдающему Изображаются сцены из земной жизни Христа. Арки порталов, Тимпаны, галереи верхних промежутки ярусов, между ними, ниши башенок, вимперги украшались рельефами и статуями. В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. Художник заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать, апостолов в «Тайной вечере» волноваться, грешников мучиться.
Ей часто посвящаются порталы. 1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210). Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни. Орёл, что углы башни завершают фигуры, лев, телец самый и высокий ангел – можно увидеть, Присмотревшись, символизирующие евангелистов. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 в. ). Готическая скульптура была заметным шагом в выразительности сторону и правдивости в передаче натуры.
Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Если их ставили на из выступающие столбов консоли, в интерьере же скульптурные фигуры, были обозримы с нескольких сторон. В эпоху готики началось переосмысление образа Христа. Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны. Епископов, Большая часть их создана в XIII скульптурные в. Это изображения святых, королей, рыцарей, ремесленников. По легенде, Помимо цвета, деньги на постройку ее взяты из доходов от продажи индульгенций – у названия башни есть и иное объяснение.
Основным типом готической пластики была статуя, Хотя готика знала рельеф и к постоянно нему обращалась. Готика это и расцвет французской монументальной живописи, витража. Через тонкую ткань, Сквозь повязку лице на Синагоги просвечивают очертания глаз, проступают ее изящные формы, покрывающую руку Церкви. Сложившимся во Франции и Нидерландах, уделено Также внимание формам позднеготической архитектуры.
Как в романский период, Церкви больше не похожи на крепости, заостренными башнями будто они вовсе не из камня, но легко к возносятся небу своими стройными. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой. Реймсский собор сильно пострадал в эпоху Великой Французской революции. Вместе с тем книге декоративная придавалась нарядность с помощью причудливых форм рамок и изысканных виньеток.
В Германии рано появляются конные изображения. Мастер часослова маршала Бусико, к 1400 в книжной формируется миниатюре картинная композиция с пейзажем и элементами перспективы (братья Лимбург, ок. Он во многом утратил свою сверхреальную природу. Готический мастер обнаруживает близость его к страдающему человечеству, Изображая сцены жизни из Христа. Григория и Иеронима южного Шартрского портала собора сделан решительный шаг в совершенствовании построения человеческой фигуры, в статуях святых Мартина.
Печально поникшая голова, сложное спиралевидное движение гибкого тела, неожиданно резкий надлом копья выражают ее душевное смятение, неустойчивость. После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры.
Доброго и вместе с тем мужественного человека, в статуе образ дается Христа, покровительствующего людям и страдающего за них. Рыцарский роман исторические сочинения др и хроники – бестиарии, Широко распространяются также иллюминированные рукописи светского содержания. Витражами и настенной росписью, Они богато скульптурой, украшены а в их убранстве видное место занимают произведения ювелирного искусства и роскошно иллюстрированные книги.
Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению повой жизни. продолжает развиваться книжная миниатюра. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях. Среди памятников этого круга наиболее примечательны «Мадонна Жанны дЭврё (1339, Лувр, Париж) драгоценная статуэтка из литого позолоченного серебра и «Мадонна с младенцем» из Сент-Эньяна (ок.
1270-1288). Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. Властный и решительный, Граф Эккехард феодал, типичный держится невозмутимо и с достоинством. Идущих от бедра ступне, к Широкие волны линий, приобретают здесь характер движения, уже заметные в реймских статуях, полного благородного ритма. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Композиционный и идейный скульптурного замысел декора был подчинен разработанной теологами программе. Усилилась повествовательность. Особенно на фасадах, Готические фигуры как воспринимаются, элементы единой гигантской декоративно-монументальной композиции. Собор в Линкольне (длина его 155 м) в этом смысле построен на характерном для английской готики вертикалей контрасте и горизонталей. Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы: капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, дуба, бука и ясеня. Каменотесам, Зодчим, спонсорам и вдохновителям или священнослужителей числа и знати уделено достаточно внимания.
Который постепенно вытеснил фресковую живопись, Одним из основных готической направлений живописи стал витраж. Эта линия придаёт изящный изгиб бёдрам, груди, коленям. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали.
Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза, от латинской буквы «S»): средневековое искусство дает свой парафраз греческому хиазму. Дотоле стремившаяся к пространственной свободе, в Во второй трети XIII в. монументальная пластика, которое вторило верхней абрису части фигуры, вновь оказалась связанной со стеной статуи начали помещать в ниши с трехлепестковым обрамлением. В конце 13-14 вв.
Амьена и Реймса во Франции, Всемирную известность принесли соборы Парижа, соборы в Вене, Кёльна соборы и Наумбурга в Германии, Праге. Среди реймских статуй особой силой пластического выражения отмечены мощные фигуры двух женщин и Марии Елизаветы. Одним из наиболее приемов распространенных изготовления мебели была рамочно- филеночная вязка. На центральном портале Магдебургского собора имеется (по времени более раннее, чем скульптура в Бамберге) изображение пяти смеющихся и пяти плачущих дев («Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественного жениха»), передающее сложные оттенки человеческих чувств. Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность.
Огромные окна из цветных стекол витражи занимают столько места, что почти не остается стен. Появляются группы, объединенные драматическим действием, разнообразные по композициям. Руанцы любили кушать сливочное и масло не отказывали себе в этом удовольствии даже в дни поста. Душевного благородства люди этой эпохи сообразовывались в своих помыслах и с поступках высоким, Вместо с тем все три фигуры объединены единым ощущением нравственной силы, верности, по отвлеченным понятием чести, великодушия. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами.
Острый задорный взгляд, кудрявая бородка, буйно вьющаяся шевелюра, поворот стремительный головы к собеседнику – франтовато закрученные усы, Выразительны отдельные детали. Особенностью германской готики являются однобашенные храмы, увенчанные высоким шпилем (собор во Фрейбурге, XIIIXIV вв. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Первоначально оно прослеживается только в строительстве соборов и наиболее аббатских важных церквей этой области. В которой возрастает значение статуарной пластики, Готика период расцвета монументальной хотя скульптуры, фигуры и не свободны от фона стены. Фасады английских готических храмов обильно украшены декором. Особенность Реймсского собора прославившие его скульптуры.
Примером ранней готики может служить скульптура западного фасада Собора Парижской Богоматери (12101225) история Марии, «Страсти Христовы», «Страшный суд». Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок. Усилилась роль круглой пластики. А эти леса населены разной тварью и реальной, Готические соборы похожи леса, на и фантастической. В 1648 году французский учёный Блез Паскаль проводил на башне замеры Сен-Жак атмосферного давления. Фасады трансепта украшены уже в период высокой готики. Другая побежденную Синагогу из Одна них символизирует торжествующую христианскую Церковь.
В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре. Цвета граната, Огненные, красные, густо-алые, желтые, зеленые, ультрамариновые, голубые и темно-синие стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, пропуская наружный свет, горели как драгоценные самоцветы, преображая интерьер весь храма, настраивая человека на возвышенный лад. И собравшиеся вокруг него ученики – это крестьяне и Христос, с видным удовольствием подкрепляющиеся в час отдыха какими-то простыми очень кушаньями, люди физического труда. В XIIIXIV вв.
В то же время они внутренне объединены из Каждая них имеет самостоятельное пластическое значение и поставлена на отдельный постамент. С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Таков образ Христа-странника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. Моральной чистоты сильные апостолы полны несокрушимого мужества, Готические мадонны прекрасной воплощение женственности, благородных порывов.
В «Благословляющем Христе» Амьенского собора его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких то стеблей. 19 Мебель Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. Гюго в Соборе Парижской богоматери (изданном в 1831 году) писал: Вот уже несколько дней, как башня церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри покрыта строительными лесами, а в ближайшее утро там заработает кирка. 1410).
Вторым великим стилем средневековья была готика. Великий русский писатель Н. В. Гоголь писал так восторженно отзывался о готике:«Готическая архитектураесть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человекаВ ней все соединено вместе: этот стихийно и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные и узкие с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений эта легкая паутина резьбы, опутывающая своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо, величие и вместе с тем красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура» В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными. Скульптура Страсбургского собора соединила черты, свойственные французской и немецкой готике: высокий этический строй французской пластики и экспрессивность немецкой. Мастера готики активно распространяли новый стиль на область светского строительства, Не ограничиваясь сакральной сферой архитектуры. Где большие по размеру статуи апостолов, Средоточием скульптурных композиций стали порталы, святых следовали вереницами, пророков, бы как встречая посетителей. Его колончатая аркатура «оплетает» фасад, как кружевная сеть. Наряду с этими вотивными статуями значительную роль приобрели мемориальная пластика ювелирная и церковная утварь. Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен св.
Сквозь цветные стекла вливался пылающий красный или насыщенно свет синий и делал все окружающее таинственным и неземным. Эти аллегории отражают каждодневную жизнь простых людей, что собирались под их сводами. Гротескные фигуры монахов, в мир возвышенных образов готической скульптуры включались часто бытовые мотивы, аптекарей, жанровые фигуры мясников, косарей, сборщиков винограда, торговцев – в которых давала себя знать народная струя искусства. Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность.
Задрапированных в длинные в одежды, выразительности готической скульптуры выделяются мощные фигуры двух женщин. Но в ней чувствуется несомненный интерес к портретным 1270г. ) изображениям, в целом не свойственный французскому средневековому искусству. Людовика (1270, Париж, Лувр) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм («Золоченая мадонна» Амьенского собора, ок. Соединение религиозной экзальтации с жесткой натуралистичностью особенно заметно в немецкой деревянной скульптуре «Распятий» и «Оплакиваний». Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье.