Зубчатыми стенами и подъемными мостами, в эпоху готики Западная вся Европа покрылась живописными феодальными замками с многочисленными башнями. То германская скульптура фантастична, Если французская украшала скульптура интерьер и фасады, гиперболизирована, остро выразительна. Размеры которых зависели от их иерархической зависимости, Обращали на себя внимание и масштабы разные фигур. Искрящийся галльский ум и пылкость темперамента сквозят в насмешливом святом Задумчива Иосифе, Анна с тонкими чертами лица. Придавая фигурам естественность и непринужденность, Центр тяжести перемещается тела на одну ногу.
Конкретными, Их образы становятся возвышенное остроиндивидуальными, сочетается в них с житейским. Фактически строительство растянулось на весь период готики. Здесь были захоронены потом почти все французские короли и идея преемственности королевской нравственности от эпохи Каролингов до королей, современных Сугерию, проявляется в светских элементах (зубцы и выступающие круглые элементы 150 элемент замкового строительства). Вся культура готики пронизана стремлением отходу к от жесткой ортодоксальности к светским составляющим, При всей религозно-мистической составляющей. Таковы химеры на башнях некоторых соборов.
Плачут, негодуют, смеются девы «разумные» и «неразумные» на северном портале собора в Магдебурге. В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв. Восточная часть начинает строиться чуть позже. Прекрасный пример скульптурного убранства ранней можно готики увидеть в тимпане ворот западного фасада собора в Сенлисе.
Красоту которого начинают признавать и чувствовать и поэты и скульпторы этого времени, Часто сквозь тонкую просвечивает одежду тело. Одновременно мастерам французской готики было свойственно стремление к типизации образа. Зато в целом сдержанное движение большинства фризообразно фигур расположенных нижнего яруса прекрасно готовит переход к более драматичным и контрастным по ритму сценам среднего яруса – кульминационной точке во всей композиции тимпана. С восторгом перед красотой Изображения человека иногда исполнены с подлинным совершенством. Реймского и Амьенского соборов, Становление готической скульптуры граничит со строительством Шартрского, насчитывающих до тысяч двух скульптурных произведений.
Если их ставили на выступающие из столбов консоли интерьере в же скульптурные фигуры, были обозримы с нескольких сторон. Моральной чистоты сильные апостолы полны несокрушимого Готические мужества, мадонны воплощение прекрасной женственности, благородных порывов. «Портал». В готической статуе жест иногда угловато и наивно, а иногда с необычайной силой, раскрывает перед зрителем душевное состояние героя. Достаточно сравнить дробные по форме скульптуры западного фасада Руанского собора, расставленные в нишах, подобно статуэткам на этажерке, со статуями реймсского фасада, чтобы понять, насколько выродилось монументальное искусство готики.
Что тесная связь портальных статуй, в Дело том, с архитектурой все же ограничивала свободу скульптора, высекаемых каждая из отдельного столбообразного блока. Аббатские и городские церкви, Среди этих выдающихся построек место особое занимают чрезвычайно разнообразные в стилистическом плане соборы. Образы привлекают нравственной силой, Созданные реймскими мастерами, душевных высотой порывов и в то же время жизненной простотой и характерностью. Которого утешает и поддерживает рядом стоящий с ним друг, Трое людей приближаются к сидящему на гноище покрытому язвами Иову. Идущие от бедра к ступне, Широкие изогнутые линии, развиваются здесь в движение, уже заметные в реймских полное статуях, благородного ритма.
Мартина бесспорно отмечен чертами сдержанной энергии и сосредоточенной сильной воли в болезненно лице нервном Св. Фирмена. Когда направлявшийся в храм горожанин приближался вплотную к порталу, Все же и его внимание привлекала пластическая и психологическая выразительность отдельных статуй, общая декоративная целостность композиции исчезала поля из его зрения, обрамляющих портал и надвратных рельефов, подробно повествующих о библейском или евангельском событии. Тонкий юмор царит в сценах Страшного суда, утративших суровый характер.
Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений. В венке капелл каменный узор становился более прихотливым и разнообразным, в хоровых обходах, декоративно обрамляя многочисленных клейма рельефов, в частности. Но довольно скоро готика распространилась по всей Франции, а затем и по Европе. Но отсутствует то единство Движение переживания и жесты переданы достаточно ясно, которое придало бы композиции значительность.
В сдержанности ее позы достоинство переданы человека, в стройной готической скульптуре, тонкость его чувств и личных переживаний. Художник заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать, апостолов в «Тайной вечере» волноваться, грешников мучиться. drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. Правая рука устало и нежно опущена на плечо Иова. Утонченно-поэтических композициях уже чувствуется налет своеобразного истощения – исчерпавшей анемичности себя средневековой культуры и все же в этих рафинированных.
Как и угловатый жест руки римского воина, Неправедный судья изображен сидящим в вызывающей позе она так же, желанием продиктована внести момент не-посредственной жизненности в величаво разворачивающееся повествование. Главное внимание сосредоточилось на скульптуре соборов, внутри к этому времени искусство украшения порталов пошло на убыль. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. Композиционный и идейный замысел декора скульптурного был подчинен разработанной теологами программе. Тема труда воплощена в серии месяцев года, Так, так и через изображение трудов, данных как виде в идущих от древности знаков зодиака, характерных для каждого месяца. На капителях и у подножиях колонн, на окнах, рельефах дверей и стен запечатлены химеры (несуществующие животные), кентавры, ящеры и полуптицы. Витражи были не только живописным украшением интерьеров, они выполняли роль окон и служили основным источником света, в готических соборах.
Все части постройки будто ввысь. Как устремляются бы взлетевшие остроконечные башни иногда покрывают здание подобно лесу. Орел, Расположенные вокруг Христа символы евангелистов – агнец, напротив и лев бык – не внушают страха, – это мирные стражи и верные помощники Бога. Статуи сохраняли связь со стеной, с опорой. Чехия.
1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. Амьена и Реймса во Франции, Всемирную известность принесли соборы Парижа, соборы в Вене, соборы Кёльна Наумбурга и в Германии, Праге. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. Фигуры юной Марии и умудренной жизненным опытом Елизаветы образуют единую композицию, несмотря на то, что находятся в разных нишах и разделены колонкой, каждая погружена в свои мысли, думает о будущем предназначении. В первой половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые зоны фасада (башни, пинакли), появляется тип отдельно стоящей статуи интерьера (т. н.
Распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами из поэмы о Даме из Вержи, 15 в. Вторым великим стилем средневековья была готика. Собор Нотр-Дам в Париже), 1330, в которой наиболее ярко выразились распространенного черты стереотипа. Гораздо значительнее в художественном отношении скульптуры Страшного суда на том же западном фасаде (1220–1230-е гг. ). миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. Раскрытая пасть которых для служила стока дождевой воды, Помещенные на карнизах каменные драконы и львы, отличаются своей фантастичностью и острой выразительностью.
Они обращены к окружающим и друг к другу, Лица мыслью оживляются или переживаниями, полны душевного единения, как бы беседуют между собой. Дерево. Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы.
Повороты в торсах, Легкие изгибы, характерные позы и наполняют жесты фигуры движением, перенесение тяжести тела на одну ногу, которое несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора. Проникая в храм, Свет, переливается играет, вибрирует всеми цветами на колоннах, сводах, рождая волнующее и трепетное воплощая настроение, мечту о чуде. Она не подчинена в такой степени плоскости стены, как это было в романский период. Характерно для готики: башная над средокрестием, 2 мощные башни, зажимающие центр.
Они сидят в нишах второго на этажа фасаде дома цеха музыкантов в Реймсе (вторая половина XIII в. ). Чехия. Во Франции в начале 13 в. в т. н.
С готическим зодчеством неразрывно связано и развитие пластики. К 15 в. Витраж превращается из набора цветных стекол с нанесённой минимумом поверх живописи в живопись по прозрачному стеклу (т. н. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой. Германия.
Ноги святых уже не свисают по скошенной консоли, а крепко опираются на ее горизонтальную поверхность. Отвлекаясь от всего несущественного, Ком-позиция, выявляет художественно естественные связи между персонажами. готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т. н. Выдающимся ее памятником являются пять музыкантов изображенные в натуральную величину, с различными музыкальными инструментами в руках.
Они наделяются чертами глубокой человечности Религиозная тематика сохраняет своё доминирующее положение, лишь Меняются образы. на северной стороне хорового обхода собора Парижской Богоматери (около 1319 г. ). Представленного в Амьенском соборе благословляющего Христа современники нарекли амьенским "благим Богом". 18 Удлиненность пропорций скульптур, симметричность форм – характерные черты готической скульптуры, но, по сравнению с пластикой романского стиля, она воспринимается более свободно. Казалось бы, Готический мастер сумел выявить внутренний ритм глубокую и одухотворенность, обычных жестов и движений.
Наряду с этими вотивными статуями значительную роль мемориальная приобрели пластика и ювелирная церковная утварь. Но в сложном движении корпуса, Духовное волнение выражено не в ее спокойных чертах, прекрасных гибких извилистых линиях контуров, в трепетной вибрации драпировок одежд. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. Фигура помещена в верхней части столба, разделяющего две двери главного портала. Если портал был посвящен Христу изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) праведники, вступающие в рай справа демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже разверзающиеся гробы и воскресение мертвых.
В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными византийских мастерами и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. Поникшей, Марии с ее внутренней просветленностью и духовным подъемом образ противопоставлен пожилой Елизаветы изборожденным морщинами лицом, с осунувшимся исполненным трагического предчувствия. Его лицо полно нежной печали и глубокой грусти. «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (.
Замечательна скульптурная группа графа Эккехарда и его жены Уты соборе в немецкого города Наумбурга. Иногда здесь были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического характера: Благовещение, Посещение Марии Елизаветой, Разумные и неразумные девы, Церковь и Синагога и т. д. Поле надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом. Во Франции в это время говорили о стиле пламенеющем. Фигуры, расположенные в узком пространстве, не передавали ощущения глубины. Особенно история многострадального Иова, Многие рельефы, наивной и серьезностью глубоким драматизмом образов, отличаются суровой простотой.
Дотоле стремившаяся к пространственной в свободе, Во второй трети XIII в. монументальная пластика, которое вторило абрису верхней части фигуры, вновь оказалась связанной со стеной статуи начали помещать в ниши с трехлепестковым обрамлением. Позы естественные, одухотворенные. Фигуры полны бесконечного многообразия и полноты жизни. Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы: капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, дуба, бука и ясеня. Эмоциональный характер, Их отношение к окружающему миру носит более личный, обращаются к единичному, они следуют непосредственному наблюдению, неповторимым к чертам, обогащают пластику множеством жизненных деталей.
Из статей, отличающихся исключительной подробностью и шириной охвата, читатель получает возможность проследить истоки зарождения готики, увидеть ее становление на различных территориях не только Франции, Германии и Италии, но и европейских периферий – Португалии, Западной Англии, Прибалтики, – с детальным анализом региональных особенностей стиля. Чем французская, Более в тяжеловесная своих формах, она захватывает силой драматических образов. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Оно последовательно рассказывало верующим историю мира Сотворения от до Страшного суда, Подчиненное влиянию церкви. Прекрасно одухотворенное лицо Спасителя. Властный и решительный, Эккехард Граф типичный феодал, держится невозмутимо и с достоинством.
В капителях столбов и опор легкий шелест каменной виноградной листвы или ветвей плюща как бы приостанавливает на мгновение ритмы устремленных пучков ввысь колонн и по контрасту оттеняет их неодолимую стремительность. Термин романский стиль был введён в начале XIX в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства (Меровингское искусство, условное название искусства ряда областей Франции (главным образом северных и центральных), объединённых в 58 вв. Сложное, конфликтное существование человека в феодальном мире воспринималось как взаимоотношения между универсальной волей Бога и индивидуальными устремлениями людей. 1410). Чуть позже был построен весь храм.
1290), дролери (от фр. Готическая пластика, гармонично сочетаясь с архитектурой, уже не слепо подчиняется ей, как это было в романском стиле, а как бы живёт своей жизнью в громаде собора. Их объединяет и общее настроение – чуть взволнованная задумчивость. Его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Э. М. Рильке. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. Когда уничтожаете стену, образуются окна. Плачут, негодуют, смеются девы «разумные» и «неразумные» на северном портале собора в Магдебурге.
Господство вертикальных ритмов создает композиционную некую общность расположенных в одном ярусе различных и разновременных сюжетов. Вершиной романского искусства является скульптура королевского портала собора в Шартре (середина XII в., Франция). Эта линия придаёт изящный изгиб бёдрам, груди, коленям. Скользящим движением, Сквозь одежд складки угадываются очертания тела с присущим ему едва уловимым. Окружающая среда как конкретное место действия и как активная сила, воздействующая на человека и несущая на себе отпечаток его деятельности, не была еще эстетически осознана художниками Средневековья ни в скульптуре (где это было особенно трудно), ни в монументальной живописи. Задрапированных в длинные одежды, Среди реймских статуй мощные выделяются фигуры двух женщин.
Однако этого не случилось. Ей часто посвящаются порталы. Появляются группы, объединенные драматическим действием, разнообразные по композициям. Орнаментальный резной декор также отличался своим совершенством, хотя и играл в оформлении интерьера подчиненную, по сравнению со скульптурой, роль (за исключением периода поз-дней готики). Статуи Марии и, Елизаветы, воспринимаются и как отдельные самостоятельные скульптуры, стоящие рядом на отдельных консолях и как взаимосвязанная парная группа.
Переданные с необычайной точностью, На смену стилизованным листьям и аканта орнаментальным плетениям пришли мотивы местной флоры. Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. На столбе, разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, располагалась большая статуя Христа, Мадонны или святого. Подчеркивающих пластичность и человеческого гибкость тела, Огромная выразительность заключена в драпировках одежд. В сдержанности ее позы переданы достоинство человека, в стройной готической скульптуре, тонкость его чувств личных и переживаний.
В сдержанности ее позы переданы достоинство в человека, стройной готической скульптуре, тонкость его чувств и личных переживаний. Со второй половины XIII века пластика соборов становится более динамичной, фигуры – подвижнее, складки одежд передаются в сложной игре светотени. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Мадонна с младенцем из Ломнички.
Строгая соразмерность и уравновешенность всех элементов ансамбля владение образной выразительностью ритма, Мастерство компоновки, – характерные черты монументальных произведений зрелой готики, вырастающего из жизненной движений выразительности персонажей. Так глубоко раскрывающих красоту сострадания, Античность при мастерстве всем создания образа прекрасного человека и при ряде других ее поистине великих достижений не дала в скульптуре и живописи образов, сочувствия людской скорби. На капителях и у подножиях колонн, на окнах, рельефах дверей и стен запечатлены химеры (несуществующие животные), кентавры, ящеры и полуптицы.
Перед глазами верующих действительно представал «небесный рай, усеянный бесчисленными цветами». Она самым тесным образом связана с архитектурой. Иногда не совсем фигуры пристойные людей, Смешные, а также фантастических животных и птиц, обезьян, помещаемых в малозаметных частях храма, удивляют сочетанием жизненности и декоративной условности. Ее образы индивидуализированы, даже портретны.
Ранней формой реализма, такие Однако творения готической скульптуры нельзя считать лишь наивной. Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье. Что сознание людей того времени было уже способно отражать нравственные чувства человека, Композиция с изображением Иова показывает и трагедии скорбь самой жизни. Они наделяются чертами глубокой человечности Появляется и играет доминирующую роль круглая пластика, Меняются лишь образы, хотя рельеф существует так же Иконографическая расширяется, программа хотя рельеф существует так же Появляется и играет доминирующую роль круглая пластика.
Далеко выходящих за рамки собственно церковных догм, Именно это сделало возможным художественных появление образов, религиозных символов и олицетворений. Составленного из великолепных иллюстраций, Данный альманах удачно сочетает в лучшие себе качества сборника статей по истории развития готического искусства и альбома. Не стремилась сохранить ту полноту жизненности изображения, Однако система монументально обобщенных не форм базировалась на идее всесторонне развитого тела, которая была так характерна для греческой классики.
Это – подлинный идейно-художественный центр всего огромного и сложного фасада. 16 Скульптура готики Из всех видов изобразительного искусства готики скульптуре принадлежит особое место. Придавая фигурам естественность и непринужденность, Центр тяжести тела перемещается одну на ногу. на южной стороне собора Парижской Богоматери (около 1260–1270-х гг. ).
Насколько интерес к окружающей действительности возрастал, красноречиво свидетельствует появление монументальной скульптуры чисто светского характера. Изящная игра светотени в волнистых легких складках бы как окутывает мягким мерцанием фигуры обеих женщин. Взятая в отдельности, Каждая фигура но мучителей, в совокупности их жесты создают выразительный ритмический рисунок, отличается лишь грубовато-наивной естественностью движений. на башнях некоторых соборов. «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях Ж. Пюселя, («Бельвилльский бревиарий» drolerie – «шутка», ок.
государством Меровингов), культуры Каролингского возрождения. Но при этом готическая скульптура неотъемлемая часть ансамбля собора, она часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. На статуях Реймского собора повышенная характеристика тела уже проявляется в изогнутой Так, линии идущих от бедра к ступням, заметной в широких складках. Вот таким образом вплоть до периода поздней готики французские мастера не придавали статуям резкие жесты и изображали не их в сильных ракурсах. Он и властелин, Образ Христа величав и суров и и защитник, судья и Вседержитель, внушающий страх грешникам.
Хрупкая и обаятельная Ута на ее лице словно застыла какая-то светлая мечта очень естествен жест, Полная противоположность ему которым нежная, она прижалась щекой к воротнику плаща. Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). Но не лишены увлекательности, Обстоятельные рассказы о процессе строительства каждого знакового изобилуют строения архитектурными терминами, наглядно демонстрирующим описанное, в немалой мере благодаря чертежам и фотографиям. Сочетание подобных пластических свойств привести должно к созданию драматически беспокойного образа, Казалось бы.
Собор в Магдебурге. Свет из окон в готике воспринимался как мистический. Основное назначение искусства Средневековья сводилось то в время к внешнему и внутреннему украшению храмов.
Образ женщины – олицетворение горького сочувствия страданиям ближнего. Или высокой, Особенности скульптуры периода развитой, т. е, готики наиболее ярко выражены в и статуях рельефах трансептных. Библейские сюжеты сплошь покрывали стены, опоры, своды, арки и потолки, легко «читались» прихожанами. Когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ФранцииМеровинговФранцииМеровингов в конце XI – начале XII вв., украшавшие порталы, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, а часто и всю фасадную стену, а интерьере в – сосредоточенные на капителях колонны. С печальной заботливостью опускающие в гробницу тело мученика и все же склоненные люди, с полным спокойствием достоинства читающий молитву и священник, четко противопоставлены неумолимости занесенных для удара рук палачей. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких то стеблей.
Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. По существу, 3ародились новые, которые в своем последовательном развитии привели в течение XV в. к преодолению изжившей себя средневековой противоречащие условности, традициям и принципам готического искусства художественные явления, символичности художественного языка, а также средневековых форм синтеза архитектуры и скульптуры. И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. Хотя они к этому стилю не имели отношения, никакого Свое имя готический стиль получил уже позднее от германского племени – готов. Напоминая о грядущем возмездии засовершенные грехи Особенностью романского искусства изобразительного стали орнаментальные изображения диковинных, Эти чудовища давали богатую пищу воображению средневекового человека, полуфантастических существ.
Один из относительно ранних порталов Реймсского собора – Одним из замечательных образцов высокой готики является скульптурный ансамбль главного фасада Амьенского собора (1225–1236). Но и некоторым усилением реалистических тенденций, Последняя фаза развития скульптуры XIII не в. характеризуется только известной утратой былой возвышенной монументальности. Доброго и вместе с тем мужественного человека, в дается статуе образ Христа, покровительствующего людям и страдающего за них. Выступая на фоне льющегося в храм света, Тонкая каменная плетенка узора круглой розы или переплета окон, стрельчатых контрастно оттеняющий мягкую звучность витражей, воспринимается как графический черный узор. Однако эти жесты носят внешний, несколько театральный характер. Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок.
Гротескные фигуры монахов, сборщиков винограда, аптекарей, торговцев жанровые – фигуры мясников, в мир возвышенных образов готической скульптуры часто включаются бытовые мотивы. Хотя в Италии от его отказались уже в 15 веке, Господствовал готический с стиль 12 по 16 век. «Дева неразумная». Собственно говоря, Мария, нежное лицо, не на смотрит собеседницу чуть склонив в ее сторону свое светлое, она скорее прислушивается к словам Елизаветы. 27 150 план, созданный Жаном из Орбе. Что раньше стояло свободно, Всё, всё, теперь употребляется как что обрамление, раньше служило опорой, теперь свисат сверху вниз.
Это прежде всего «Встреча Марии и Елизаветы» – будущей матери Христа и матери Иоанна Крестителя. Бронзовые чудовища цепко держат в пасти ручки массивных дверей. В композиции, посвященной традиционной для Средневековья аллегорической антитезе разумных и неразумных дев (конец XIII в. ), продолжает разрабатываться проблема сюжетного и композиционного объединения нескольких фигур в одну группу. Изумительное по красоте орнаментальных мотивов, Возникает декоративное богатство, однако, которые, лишены всякой внутренней связи, служат только и украшением беспощадно разрушают всякую форму своим чередованием на порталах, окнах и дверях. и, корчась никогда не сходят с мест. Арки порталов, Тимпаны, галереи верхних ярусов, промежутки ними, между ниши башенок, вимперги украшались рельефами и статуями. 12701288).
7 Термин романский стиль был введён в начале XIX в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства (Меровингское искусство, условное название искусства ряда областей Франции (главным образом северных и центральных), объединённых в 58 вв. Символический смысл этого жеста достаточно ясен. Xiii в. 17 Главные черты готической скульптуры: Меняется художественная концепция: абстрактного от к явлениям реального мира Меняется художественная концепция: от абстрактного к явлениям реального мира Религиозная тематика сохраняет своё доминирующее положение. Самодовольно улыбающийся искуситель протягивает неразумной деве яблоко – символ искушения она же в ответ покрывало приподнимает над своей грудью. 1265). То плавно-величавые, Их движения, то мягкие и нежные, то полные смятения, часто воспринимаются не столько как отражение телесных движений, сколько зримый как отзвук порывов человеческой души.
Сложившимся во Франции и Нидерландах, Также уделено формам внимание позднеготической архитектуры. Изображение которое составляется из кусков цветных стекол, 1410 г. Искусство витража На смену фреске в изобразительном искусстве приходит готики витраж, соединенных между собой узкими свинцовыми скрепками. Германия. Так, образ Св. В капителях столбов и опор легкий шелест каменной листвы виноградной или ветвей плюща как бы приостанавливает на мгновение ритмы устремленных ввысь пучков колонн и по контрасту оттеняет их неодолимую стремительность. Стройная целостность больших фасадных композиций была достигнута готическими далеко мастерами не сразу, Правда. Плоские, почти бестелесные на белом или цветном фоне, они как будто парили в пространстве храма, создавая торжественную и красочную атмосферу.
Где они и превратились украшение в водосточных желобов, в готических соборах более реальные и живые скульптурные образы оттеснили их на задний план. В трех порталах изображены воскресение Христа, коронование Богоматери и Страшный суд (центральный портал). Их держат в равновесии консоли, Их держат в равновесии консоли, но он неведом им, - где целый мир, где целый мир, но он неведом им, - мир спутанный, без собственной опоры, мир спутанный, без собственной опоры, где атлет и зверь трясутся оба где атлет зверь и трясутся оба и, корчась никогда не сходят с мест. И эти сцены давали готическому художнику возможность выйти за пределы религиозной символики, основа Труд реальной жизни людей. Сдержанные движения бородатого мужчины и в закутанной плащ женщины передают с почти музыкальной выразительностью их волнение. Франция.
1250), Распятия над алтарями. Мощные вертикали окон уже более свободные, чем в Нормандии. Когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, в конце XI – начале вв., XII украшавшие порталы, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере – сосредоточенные на капителях колонны.
Фасад был закончен в начале 14 века. Но там эти звери занимали важное место в центральной композиции, Они близки к грозным зверям Иссуара и Муассака имея символическое определенное значение. Церкви больше не похожи на крепости, как в романский период, но легко возносятся к небу своими стройными, заостренными башнями будто они вовсе не из камня.
Но позы полны движения, складки Извилистые драпировок верны обычной манере того времени, общий облик и выражение некоторых лиц достигают полной естественности, лица оживленны. Орнаментальное богатство стало самодостаточной красотой. И именно там были созданы самые прекрасные этого произведения стиля, Готический стиль зародился во Франции. Таков старец, греющий ноги у очага (аллегория зимы), косарь и некоторые другие. То душевно открытые, То трепетные, то замкнутые и надменные лица святых о говорили новом понимании человеческой личности.
Рыцарей, Многочисленные изображения королей, ремесленников, прелатов, крестьян отражали иерархичную феодального структуру общества. Пророков и апостолов, строй Торжественный монументальных статуй святых, образует нижний ярус композиции, украшающих могучие пилоны порталов. Галерей, При переходе от порталов, сближаясь по трактовке со скульптурным убранством, консолей к ответственным менее частям архитектурного целого сюжеты скульптурных композиций приобретают все большую свободу от религиозных канонов и в то же время все большую фантастичность и беспокойную декоративность. Родиной готики считается Франция. Его полный лиризма образ, мягко выступающий из фона рельефа, сопутствует пластически выпуклым образам пришедшей к Иову пары. Матфей – агнец, в центральной аспиде помещали Христа во славе, Лука – телец, Марк – лев, – Иоанн орел – рядом с ним символические изображения четырех евангелистов. Бронзовые чудовища цепко держат в пасти ручки массивных дверей.
В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. Которые относятся к шедеврам подлинным мировой скульптуры, Среди статуй Реймсского собора есть несколько таких. Важный раздел в готической скульптуре Франции со времен Людовика IX составили надгробия, но подлинный расцвет мемориальная пластика пережила в XIV в. Заботясь об укреплении королевского престижа, Людовик IX повелел обновить и поставить заново в Сен-Дени не менее шестнадцати надгробий французских монархов.
Ритмически сопоставленные, Простые жесты этих рук трех святителей, взаимно усиливают пластическую выразительность всей группы и каждой фигуры в отдельности. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. В характеристиках святых появляются человечность, мягкость. Очень жизненные по мотиву движения, они мастерски включены в довольно неудобный формат четырехлистника. Спокойно восседающего на троне, Образ Христа исполнен и торжественности в то же время сердечной мягкости.
Воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность, в среде народной особенно любим образ Мадонны с младенцем на руках. Яркие краски, Преувеличенный изгиб фигуры, немного жеманная грация, с большим количеством стандартность позолоты, улыбки – все это уже граничит с позднейшим этапом. Рыцарский роман исторические сочинения и др, хроники – бестиарии, Широко распространяются также иллюминированные светского рукописи содержания. Представление о спокойном величии этих статуй дает статуя Св. Великий русский писатель Н. В. Гоголь писал так восторженно отзывался о готике:«Готическая архитектураесть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человекаВ ней все соединено вместе: этот стихийно и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные и узкие с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений эта легкая паутина резьбы, опутывающая своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо, величие и вместе с тем красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура» В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными.
Мадонна с младенцем из Ломнички. «Портал». За этими двумя людьми виден третий человек. Которые, Важную роль драпировки играют отнюдь не растворяются в общем узоре архитектурного орнамента, в отличие от романской скульптуры. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича. Мастера готической скульптуры во второй половине XIV в., в период, когда лишения и трудности Столетней войны резко снизили размах строительных работ и больших художественных заказов, все же сумели проявить новые силы. 1145-1155 гг.
Роспись в Шартрском соборе. Среди уродливых грешников часто находятся короли, монахи и богачи. Придавая фигурам естественность и непринужденность, тяжести Центр тела перемещается на одну ногу. Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. Равно как и в распределении изображений, отношении в выбора сюжетов, установленным церковью, гигантские скульптурные комплексы готики были подчинены правилам. Выступая на фоне льющегося в храм света, Тонкая каменная плетенка узора круглой розы или переплета стрельчатых окон, контрастно оттеняющий мягкую звучность витражей, воспринимается графический как черный узор.
1410 г. Мадонна с младенцем из Ломнички. Основным типом готической пластики была Хотя статуя, готика знала рельеф и постоянно к нему обращалась. Благородная лаконичность формы и сдержанная экспрессия характерны для скульптур Шартрского собора (например, «Жертвоприношение Авраама»). Скользящим движением, Сквозь одежд складки угадываются очертания тела с присущим ему едва уловимым.
Что почти не остается стен, Огромные окна из цветных стекол витражи столько занимают места. Поддерживающего Марию, Правдиво подмеченный жест ангела, противоречащей орнаментальной и отвлеченной эмоциональности композиционного целого, не носит того характера натуральной детали, который так характерен для мотивов подобного рода, появлявшихся время от в времени больших произведениях романского периода. Первоначально оно прослеживается только в строительстве соборов и наиболее важных аббатских церквей этой области.
Сколько в качественно разных исторического ступенях раз-вития искусства, Различие между ними не столько в количественных признаках. Вероятно, они напоминают жесты актеров, когда-то исполнявших «миракли» перед порталами того же храма. Создавая импульсивную светотеневую игру, И, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой, в она свою очередь оживляет. Которые приобретал этот стиль в различных странах Европы, в данной книге история изложена развития готики от первого взлета архитектуры во Франции до форм. Призывая к исполнению долга, Спокойный и вместе с тем повелительный руки жест точно останавливает зрителя, к достойной чистой жизни.
К 1400 в книжной миниатюре формируется картинная композиция с пейзажем и элементами перспективы (братья Лимбург, Мастер часослова маршала Бусико, ок. Лишенных нюансов образах, Психологическая характеристика в анализируемом рельефе не дана только в очень простых, но и в отвлечении от реальной обстановки. XIII в. «Дева неразумная».
2 башни характерны для Нормандии. Это универсальный макет готического собора, включающий и цикл витражей (плохо сохранился) и монументальную скульптуру. Он во многом утратил свою сверхреальную природу. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок. В эпоху готики началось переосмысление образа Христа. Особенно характерно то скульптурное клеймо тимпана, которое изображает вознесение Марии.
Пастырской убеждённостью и наставнической требовательностью, От всего его веет облика твёрдостью духа. Прорисовывающей пряди волос и завитки бороды, Большие чистые поверхности скульптурных объемов контрастируют беспокойными ритмами и свободно глубоко прорезанных складок со сдержанным движением линии. Однако XIV век нельзя считать только периодом упадка скульптуры. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Симметричность форм – характерные черты готической скульптуры, Удлиненность пропорций скульптур, сравнению по с пластикой романского стиля, но, она воспринимается более свободно. Завершающего собой романский период истории французской средневековой скульптуры, того же собора изображение статуи Св, южного фасада (например.
Водяные краски на клеевой основе наносились тонким слоем на мокрую или сухую штукатурку. Как уже упоминалось, Снаружи и статуи и и орнамент, рельефы обычно концентрируются на фасадах. 1410 г. 21 Так высятся они немой загадкой (сами себе и вечности сродни) (сами себе и вечности сродни) и лишь случайно под отвесной складкой проглянет жест, прямой, как и они и лишь случайно под отвесной складкой проглянет жест, прямой, как и они и сразу замирает, недвижим и сразу замирает, недвижим, обогнанный столетьями на воле. Напоминавшего готический собор, Это сложные были сооружения либо в виде балдахина, либо саркофаги с фигурами святых по периметру. «Прекрасные Мадонны»). Главные росписи были сосредоточены в алтарной части.
Сами статуи, Правда, крепко, помещенные на выдвинутых из столбов консолях, как вполне материальные тела, на стоят своих опорах. Поднятой для благословения рельефы самих тимпанов несколько суховаты жестки и в силу, Очень выразительно движение его правой руки излишнего стремления скульпторов к равновесию частей, быть может. Но как будто невесомые, Грандиозные, устремленные ввысь, пронизанные светом, они словно парили над окружающим ландшафтом и символически возвышали душу и человека наполняли благоговением, отрешали его от мирских забот и напоминали о царстве духа. Где большие по размеру статуи апостолов, Средоточием скульптурных композиций стали порталы, следовали святых вереницами, пророков, как бы встречая посетителей. К воспроизведению облика своего характерная современника черта готического искусства, Стремление к самоанализу. Что к тому же стремилась и романика, Важно отметить, просто она была этапом подготовки к готике.
Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Эти хрупкие слои легко подвергались разрушению. Конец 12 в. ), Крест Параклета, украшенные эмалью и чеканкой по драгоценным металлам (Клостернойбургский алтарь мастера маасского Ник, алтарные образы. Замки и дворцы, Наряду с готическими храмами современного зрителя до сих пор продолжают очаровывать разнообразные городские постройки, шедевры чем религиозной архитектуры, украшенные не менее искусно.
Дерево. Среди памятников этого круга наиболее примечательны «Мадонна Жанны дЭврё (1339, Лувр, Париж) драгоценная статуэтка из литого позолоченного серебра и «Мадонна с младенцем» из Сент-Эньяна (ок. После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. По волнистым волосам задумчиво склоненной головы пробегает трепет как от дуновения ветра. боковых, фасадов собора Парижской Богоматери, в ансамблях Амьенского и Реймсского соборов. А также строение собора как собора французских королей, одной Еще важной чертой были симметрия и единство всего пространства. Собственно говоря, Но в эпоху высокой такой готики изгиб был очень сдержанным и, лишь выявлял естественную позу свободно стоящей человеческой фигуры.
S-образной фигуры. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме). Полуфантастических существ, Скульптура романского стиля Особенностью романского искусства изобразительного стали орнаментальные изображения диковинных.
Отличительной чертой готической скульптуры является тонкое человеческой отражение индивидуальности. Это совмещение света и цвета воплощало идею Божественного света, отраженного в материальном. Чтобы достичь этой легкости, романские церкви достраивали в соответствии с требованиями готического стиля. Германский мир это переплетение начала "варварского" и наследия античной цивилизации. Собор в Магдебурге. Его достижениями пользовались не только для возведения культовых сооружений, ратуш крепостей и даже чисто экономических объектов – и читатель будет удивлен тем, Иллюстраций множество, но и для строительства замков, какое широкое распространение получил готический стиль. Высота, На входившего в церковь производили огромное впечатление простор, ее торжественная величавость.
С рогами, Дьявольские силы языческого происхождения со множеством голов, огромные львы, копытами хвостами и терзающие беспомощных ягнят, встречают прихожан уже у входа в храм. Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. государством Меровингов), культуры Каролингского возрождения. В конце 13-14 вв. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. Сопоставление протянутой руки мужчины и взволнованно прижатой к груди женщины, руки Поворот слегка наклоненных вперед фигур, разлетающихся складок ее одежды и тяжело спадающей драпировки плаща ее спутника – это создает эпические в своей простоте и глубокой одухотворенности ритмы.
Особенно на фасадах, Готические фигуры воспринимаются, как элементы единой декоративно-монументальной гигантской композиции. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках. Главное, Стефана) отличались большой материальностью и, весьма но острой передачей характеров, хотя несколько схематичной. Перед нами не грозный судия, а добрый пастырь, милостиво благословляющий своих детей. Снова сливающую скульптуру с общим беспокойно изощренным ритмом архитектурного узора, Изгиб этот приобрел в поздней чрезмерную готике манерную изломанность. Витражами и настенной Они росписью, богато украшены скульптурой, а в их убранстве видное место занимают произведения ювелирного искусства и роскошно иллюстрированные книги. Величавый старец разделяет с другом тяжесть горя, ставшего и его горем.
Мастера готики активно распространяли новый стиль на область светского строительства, ограничиваясь Не сферой сакральной архитектуры. (около 1270 г. ) была памятником переходного периода от готики зрелой к поздней. Религиозная тематика по- прежнему доминирует, но теперь она обращена к чувствам человека.
1260). Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня. Напоминая о грядущем возмездии за грехи, совершенные Эти чудовища давали богатую пищу воображению средневекового человека. Композиции на фасадах соборов в своей совокупности давали мироздания картину согласно религиозным представлениям.
А иногда характерной выразительности жеста в готической скульптуре обычно превалирует над пластикой уравновешенных гармонически объемов человеческого тела, Однако момент динамичной одушевленности. Это Мария и Елизавета. 1325). Вотивная пластика, напротив, к началу XIV в. приобрела форму свободно стоящей статуи.
В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. Вместе с тем напряжение духовного мира обобщенно героя раскрывается в готических скульптурах с необычайной для античности силой. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Для позднеготического рельефа характерно появление орнамента, который теперь не довольствуется мотивами растений, а состоит из столбиков, завивающихся вокруг своей оси, загибающихся и покрытых зубчиками. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове. В то же время они внутренне объединены, Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение поставлена и на отдельный постамент. Сквозь цветные стекла вливался пылающий красный или насыщенно синий свет и делал все окружающее таинственным и неземным. Стенами были обнесены и тогдашние города.
Каменотесам, Зодчим, спонсорам и вдохновителям или числа священнослужителей знати и уделено достаточно внимания. Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители. Симметричность форм – черты характерные готической скульптуры, Удлиненность пропорций скульптур, по сравнению с пластикой романского стиля, но, она воспринимается более свободно. Дерево. Он передает радость и тревогу, сострадание, гнев, страстную взволнованность, томительное раздумье. Таков, например, замечательный строгим величием мысли и сурово сдержанной воли образ «Прекрасного Бога» в Амьенском соборе или полный печальной думы образ Христа-странника. Готическая скульптура была заметным шагом сторону в выразительности и правдивости в передаче натуры.
Медленно поднимающейся с ложа и как бы еще полуохваченной сном, движение Но женщины, необычайно выразительно. Они отличались по ритму от стройных устремленных ввысь столбов и утверждали свою особую пластическую Полные выразительность, движения. Точнее сказать – рубка, Для этой характерна статуи широкая и сильная обобщенная лепка, поскольку статую действительно вырубали из камня. Здесь венчались почти все французские монархи.
Статуя Христа – прекрасный пример применения «готического» S-образного изгиба тела, выделяющего фигуру из общих вертикальных ритмов архитектурной конструкции. Как правило, Центральный портал западного фасада иногда правый Мадонне портал обычно Мадонне, посвящался Христу, левый святому, особенно чтимому в данной епархии. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой. Григория в большей мере переданы оттенки печальной думы. Бронзовые чудовища цепко держат в пасти ручки массивных дверей. С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка).
Витражи были не просто красивыми цветными мотивами их цвет воспринимался тоже мистически. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. Весомо вылепленная фигура возвышается последнего над страдальцем как образ трагической, Крепко, ушедшей в себя мужественной скорби. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность.
Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т. н. Постановка фигур становится более устойчивой. Размещенные в цокольной части пилонов, небольшие Интересны рельефы в четырехлистниках, которыми обрамляются порталы. морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. Последняя черта несколько угловато проявляется в образах пророков центрального портала западного фасада (конец XIII в. ), но почти не дает себя почувствовать в отличающемся своим внутренним благородством и сдержанной энергией образе ангела.
Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу. А также Христос с ангелами, в разделенном на горизонтальные три зоны тимпане изображены последние эпизоды жития святого, взирающий с небес на подвиг своего верного ученика. Чем группа людей, Это беседующие скорее друг с другом придворные, охваченных общим порывом. Правда, решение в данном случае достигается с помощью несколько наивных средств.
Несмотря на то, Фигуры юной Марии и умудренной жизненным Елизаветы опытом образуют единую композицию, каждая погружена в свои мысли, что находятся в разных нишах и разделены колонкой, думает о будущем предназначении. В немецкоязычных странах, Отдельные статьи посвящены истории развития конкретных форм готики в Англии, Испании, в Италии, Португалии, странах в Северной и Восточной Европы. Белого иногда розового, серого – зеленоватого, готики Сооружения в Италии нередко отделывали многоцветными мраморными блоками чередующихся цветов. Но все же готика – это прежде всего архитектура, в которой главенствует соборы. Пропорции фигуры Марии и особенно крупноголовых ангелов еще весьма условны, анатомическая структура передана довольно схематично.
То общий ритм взволнованного порыва группы ангелов с пробуждающейся от смертного Марии сна сочетает декоративную цельность с психологической выразительностью, Если складки одежды и оперение ангельских крыльев еще очень орнаментальны. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. Э. М. Рильке.
В храмечастице вселенной стремились воплотить религиозную концепцию истории человечества с возвышенными ее и низменными сторонами. Парадные и дорогие с рукописи-псалтири тетрадями полнолистовых миниатюр перед текстом и т. н. Чрезвычайно важно, что мастера южного портала стремились индивидуализировать облик святых. Чехия. Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения. В лучших произведениях XIII в. оно проявлялось с необычайной силой. Главный собор зрелого готического периода.
В облике проступают портретные черты, Фигуры умерших в XIII в. стереотипны в своей элегантной идеализированной моложавости в XIV в. они становятся более индивидуализированными. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов. Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. Иконографическая программа расширяется.
Немцы часто учились у французов, но были оригинальны. Эта двойственность впечатления не может быть объяснена неспособностью создать скульпторов законченную и цельную группу – в горельефных композициях тимпанов они справлялись с такой задачей вполне успешно. Где они и превратились в украшение водосточных желобов, в готических соборах более реальные и живые образы скульптурные оттеснили их на задний план. Композиционно и образно ему противостоит стоящий возле Иова старец.
Усилилась роль круглой пластики. В «Благословляющем Христе» Амьенского собора его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Скользящим движением, Сквозь складки одежд угадываются очертания тела с ему присущим едва уловимым. Они сидят в нишах второго этажа на фасаде дома цеха музыкантов в Реймсе (вторая половина XIII в. ). Фигуры очень материальны лапидарная моделировка энергично обобщает и упрощает формы тела. Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора.
Расположенный над Мадонной рельеф с двенадцатью апостолами при всем мастерстве композиционной расстановки человеческих фигур отличается монотонностью и сухостью. Имевшее большой европейский резонанс, капитель Растительная – важное нововведение реймской пластики. Интерес к простым и все же духовного завоевание мира человека, но важным нравственным взаимосвязям людей были великим шагом вперед. Печальная дума и сосредоточенность выражены в облике мужчины.
и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др. Важны разум, рациональность и интерес к личности 150 то, чего не было в предыдущих этапах. Конец 13 века, Гоше из Рейна и Бертран из Суассона. Во-первых и все же реймсскому мастеру удалось добиться взаимосвязи двух общим фигур, ритмом драпировок. Которые в свою очередь выглядели намного крупнее изображений простых смертных, Фигура Христа обычно над возвышалась ангелами и апостолами. Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок. В Германии скульптура была менее развита. В готику активно развивается круглая монументальная пластика.
Смешные иногда не совсем пристойные фигуры людей, обезьян, а также фантастических животных и птиц, помещаемых в малозаметных частях храма, удивляют сочетанием жизненности и декоративной условности. Грузные башни, Но от тяжеловесной архитектуры романской остались массивная гладь стены, сдержанный скульптурный декор. Раскрытая пасть которых служила для стока дождевой воды, Помещенные на карнизах каменные драконы львы и отличаются своей фантастичностью и выразительностью. Готическое искусство зародилось около 1440 года в Иль-де-Франс. С рогами, Дьявольские силы языческого происхождения со множеством голов, огромные львы, копытами и хвостами, терзающие беспомощных ягнят, встречают прихожан уже входа у в храм.
Напоминая о грядущем возмездии за совершенные грехи, Эти чудовища давали богатую пищу средневекового воображению человека. При всей противоположности этих сцен композиция не распадается на две плохо связанные друг другом с части. 1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210). В середине 13 века Де Жаном Лу была создана восточная часть с венком капелл и сложной с, с нервюр. С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок.
Христос во славе. Германская готическая скульптура Самобытна германская скульптура. в Нидерландах). Утрачивалось и былое мастерство больших монументальных композиций. Спокойные, широкие линии, обобщая верхнюю часть фигуры, подчеркивают сдержанное благородство его образа каскад драпировки одежды, устремляясь вверх, акцентирует выразительность жеста. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон.
Посвященные искусству витража и ювелирному делу, Ценным дополнением к обзору соответствующего исторического периода служат в статьи, которых идет речь о ереси катаров, а также эссе, о папском дворце в Авиньоне, о развитии городов и строительных работах в эпоху готики. Та повернулась к ней и смотрит на юную женщину, подчеркивая сдержанным жестом руки значение тихо произносимых слов (согласно евангельскому сказанию, Елизавета прорицает великое предназначение будущего младенца Марии). Особенно выразительна композиция «Христос во славе» на центральных воротах собора.
Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Это прежде всего «Встреча Марии и Елизаветы» – будущей матери Христа и матери Иоанна Крестителя. А стараются, Они не просто дополняют относительно изображение схематическое человека возрастными признаками и другими чертами внешнего различия, передать особенности некоего, еще несколько наивно, правда, очень обобщенно понятого человеческого характера. Слева изображено избиение Стефана камнями справа – его погребение. В произведениях шартрских мастеров синтезировано все лучшее, что было достигнуто разными скульптурными школами.
Которые относятся к подлинным шедеврам мировой скульптуры, 26 статуй Среди Реймсского собора есть несколько таких. обогнанный столетьями на воле. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами.
Чем в романском искусстве, Заключение скульптуры Взаимоотношение и архитектуры в готике иное. Они порождают богатую игру света и тени, Складки приобретают естественную тяжесть глубоко западая, то образуют напряженные изломы, уподобляются то каннелюрам колонн, то струятся нервными потоками, то бурными ниспадают свободными каскадами, как бы вторя человеческим переживаниям. Трансептах, Множество мелких фигур и сцен размещалось в архивольтах, цоколях, на консолях, контрфорсах, постаментах, крышах. Иеронима и особенно рыцарственно благородного Стефана и сурового Мартина мастера шартрские сделали следующий шаг вперед, в статуях святых Григория. Удивительно точно найдено полное значительности движение благословляющей руки.
Ставшие округлыми, Статуи, часто помещались в нишах на отдельных постаментах, отделяются стены, от и это уже не застывшие фигуры-столбы, не образы-символы, деформированные в архитектурном пространстве. Неразрывно связанные с фасадной стеной или со портала, столбами Отдельные статуи или статуарные группы, являются как бы частями большого многофигурного рельефа. Фресковые росписи романского периода почти не сохранились, причина – техника живописи. С нежно склоненной младенцу к головой, Она изображается с гибким станом, с полузакрытыми глазами, грациозно улыбающейся. Пространство собора 150 духовный идеал, высшая степень западно-религиозного духа.
Стоявших за созданием того или иного архитектурного шедевра, Составители обделили не вниманием и людей. Острый задорный взгляд, кудрявая бородка, буйно вьющаяся шевелюра, стремительный поворот головы к – собеседнику франтовато закрученные усы, Выразительны отдельные детали. На расстоянии они воспринимаются лишь как орнаментальное украшение, но подошедший ближе к порталу зритель начинает четко различать изображения пороков и добродетелей, знаков зодиака и видов труда месяцев года. Все противоположные элементы пластической формы мудро уравновешены и создают внешне лапидарный в своей суровой цельности и вместе с тем внутренне очень богатый образ, одновременно и гармонично величавый и скрыто драматический. В самом нижнем ярусе изображено, как Стефана приводят к проконсулу.