Другой памятник архитектуры древнего Египта из коллекции Эрмитажа – скульптура фараона Аменемхета 3-го, который правил в период объединения страны, расцвета культуры и роста городов. Но Египтяне всегда подражали официальной скульптуре – изображениям фараонов и богов, сильных, строгих, спокойных и величественных. Архитектура Изобразительное искусство Древнего Египта, представленное архитектурой, скульптурой, рельефами. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.
Скульптура И РЕЛЬЕФ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА – понятие и виды. Скульптурное изображение египтяне считали «двойником» умершего В мастерской скульпторачеловека, как бы продолжавшим его жизнь. В Египте скульптурой были полны святилища, храмы, дворцы. До н. э. Каки сооруженная им пирамида, так и скульптураархитектора донесли до нас неповторимуюкрасоту, сказочность и величие ДревнегоЕгипта.
Классификация и особенности категории СКУЛЬПТУРА И РЕЛЬЕФ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 2014, 2015. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Проанализировав памятникискульптуры Древнего Египта, дошедшиедо нас из далекой эпохи древнеегипетскойцивилизации, можно совершенно точноопределить две основные темы в искусствеЕгипта.
Скульптурные изображения стояли также на границах владений, окаймляли дороги, ведущие в храмы имелись во внутренних помещениях египтян. Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. Древние египтяне любили и умелиценить скульптуру. Каки сооруженная им пирамида, так и скульптура архитектора донесли до наснеповторимую красоту, сказочность и величие Древнего Египта.
Свидетельствуют о том, Все та же статичная торжественная поза сидящего мудреца со свитком папируса на коленях, что человек играл очень важную роль в древнем государстве. Здоровье, На таких статуях молитвы как правило просьбы содержат о благополучии иногда были просьбы политического характера. Знаменитойженщины-фараона (конец 16 в. до н. э. ), Особоеместо среди царских заупокойных храм храмовзанимает царицы Хатшепсут.
Именно в первой скульптуре в натуральную величину нацеленность выкристаллизовывается на поиски отражения торжественности. Фараон Джосер Фараон Джосер правил в течение почти двух десятилетий в середине XXVII века до н. э. (по данным современного египтолога П. А. Клейтона примерно с 2668 по 2649 г. до н. э. ). Симметрия и фронтальность в построении фигур – четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй, Основные для правила скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства. Оченьважным моментом явилось возобновлениестроительства пирамид. Такая облицовкатолько и сдерживала здание пирамидыСреднего царства. Размеры этих пирамидзначительно уменьшились (пирамидаСенусерта I имела 61 м в высоту при длинестороны основания в 107 м), строительнымматериалом служил теперь в основномкирпич-сырец, причем резко изменилсяспособ кладки пирамиды. ГробницаДжосера примечательна не только формойпирамиды, но и тем, что в ее молельняхбыл широко применен в качестве основногостроительного материала камень.
Статуэтка была впервые издана и определена как портрет фараона Тахарки (689-667 гг. Крестьян и бедняков художники рисовали жалкими покорными рабовладельцам. Поскольку выросла из изготовления кремневых орудий оббивки путем и из вырезания бусин и других украшений, уходит корнями в более глубокую древность. Скульптурный портрет в Египтебыл связан с религией. Составленном Манефоном, в известном списке фараонов, Джосер как обозначен родоначальник Третьей династии. Дальше былирасположены молельни. Так что туловище оказывается в включенным равнину пустыни на том же уровне, Она высечена в горе с использованием первоначальной формы известковой скалы, что выступает над ним и единственное, это голова.
Царский писец и градоначальникФив был по тем временам великий человек. Скульптор, благодаря виртуозной обработкегранита передал мягкость и упругостьформ человеческого тела, сохранив приэтом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественностьпоз, связь с блоком камня и т. п. ). Она сливалась с кончавшейсяу ворот храма сфинксов аллеей и служилапрекрасным воплощением столь характернойдля египетского зодчества идеи бесконечнойлинии храмовой дороги, Какбы определяя путь торжественныхпроцессий, благодаря которойтак выигрывало завершавшее ее зданиехрама. Более важную роль сталииграть изображения царствующегоправителя.
В частности статуя богиниМут – Сохмет, находится ВЭрмитаже ряд значительныхскульптурных произведений бытовых икультовых. XVIII в. до н. э. Это был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-величавых, с выражением налице неземного величия, пришли реалистические (иногда доходящие догротеска), динамичные, очень естественныеизображения самого Эхнотона. Что во многом наличием объясняется и творческим соперничеством множества локальных школ, Рельефные композиции дополнялись росписью, получивших самостоятельность в период распада. Таким образом, храм Инени имелуже все основные черты храмов Новогоцарства. Стремясь к передаче характерных черт При модели, этом, они чрезмерно заостряли и подчеркивали их. Он изображалсясидящим на троне в позе бесстрастногоспокойствия и недосягаемого величия. Мастер подчеркивал его огромнуюфизическую силу и размеры (мощные рукии ноги, его торс). Подражающие древним правилам, в некоторых них из намеренно архаизированные формы, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона.
Потребность в большом количестве скульптур распространение вызвало мелкой пластики из камня и дерева (илл. Наиболее искусные образцы египетской рельефной скульптуры появляются в правление фараона династии XII Сесостриса I (ок. За рамки канона выходят и изображения дочерей Эхнатона. ПирамидаДжосера была центром сложного ансамбляиз молелен и дворов.
Сменивкульт предводителя племени доклассовогопериода, Этот культ игралвидную в роль египетской религии. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей.
С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). В особенности когдаэти последние представляли женуили его детей, При этом главная фигурасвоим размером вдвое или втрое превосходилавеличину остальных. Желание фараона быть не похожим на изображения предшественников – богов или царей – вылилось в то, что в скульптуре он предстал, как полагают, без всяких прикрас на тощей, со складками, шее – вытянутое лицо, с отвислыми полуоткрытыми губами, длинным носом, полузакрытыми глазами, одутловатым животом, тонкими щиколотками ног при полных бедрах (илл. Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. 4 Во всяком случае, в нормальной жизни подобная деформация черепа неизбежно приводит человека в состояние говорящей амебы.
Во временадлительных распадов государства невелось крупного никакого строительства. Последнее возобновлялось лишь в недолгиепериоды укрепления страны при ееобъединениях. Например, Овысокой, Хемона, технике известняка обработкимягкого можно судить постатуям Нофрет. Один из талантливейшихзодчих Египта и человек, Строителем замечательногохрама этого был Сенмут, близкий кцарице. Которая воплотилась в уникальном на протяжении всей эволюции египетского искусства сознательном стремлении утвердить разрыв с традиционными нормами изобразительными Религиозная реформа этого фараона произвела настоящую революцию в искусстве. Онолицетворяет божественный разум, Бог Тот изображается с головой птицы который ибиса, сотворил вселенную. Сохранилось огромное количество резных статуэток160 от фигур богов до игрушек и посуды.
Так и сооруженная им пирамида, Как скульптура архитектора, величие и древнего сказочность Египта, доносят до нас неповторимую красоту. Появляются рано и семейные группы. Который становится каноничным для этого типа, в полном с соответствии общим требованием египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент. С другойстороны, Карнак является и важнымисточником для изучения египетскогоискусства, так как над его созданиемработали лучшие мастера, а в его залахстояло множество статуй. Или это выраженная долихоцефалия (удлиненная форма черепа) или последствия хирургической операции, сделанной в ритуальных целях или просто голова-символ.
51-а). Являвшихся одновременно и егородичами, пирамидыв Вокруг четко распланированном порядкерасполагались мастаба придворныхфараона. до н. э. 57).
ПериодДревнего царства был временем сложениявсех форм египетской культуры. Лицо статуи тщательно сбито, однако были оставлены (. ) картуши с именем фараона на статуе и пьедестале. Оживляемым стеклянными глазами, Голова с головным убором и церемониальной бородой имеет лицо с правильными и чертами неизменным выражением. Как и росписи на керамике предшествующей эпохи, Хотя сюжеты рельефов в гробницах Древнего царства их назначение несомненно с связано религией имеют светское содержание. В то же время такая колоннадаукрашала храм, усиливая в нем тудекоративность, которая все большеразвивалась в искусстве XVIII династии ико времени Аменхотепа III стала одной изглавных особенностей стиля этогопериода. Достигающая 53, 5 см, Скульптура, которую она воплощает, глубокой впечатляет сосредоточенностью. Справа служанка, несущая коробку с запечатанными сосудами с пивом.
Древняя скульптура из черного базальта изображающая Имхотепа завораживает своим изяществом. А. С. Пушкина, абсолютно небольших по размеру. 72). Эта идея впервые возниклапри постройке знаменитой усыпальницафараона III династии Джосера (ок, Важнейшим этапом вразвитии царских гробниц явилась вот таким образомидея увеличения по здания вертикали. По-видимому. Но оченьсущественный штрих – портретные передаче чертыв лица, к этим общим длявсех скульптурных статуй закономерностямследует добавить небольшой.
Храмовые помещения, Гробницы фараонов, составлявшей органическую часть зданий, царские дворцы были разнообразной заполнены скульптурой. В них особенночувствуется связь с народным искусством, они полны подлинной жизненной правдивости. Храма и гробницы сохранялись ивпоследствии архитектуре в рабовладельческогоЕгипта, Общиечерты в планировке и оформлении дома, дворца. Закоторым находились крытый гипостиль, то есть колонный зал, Сзападной стороны зала с пирамидой былвыход открытый в двор с портиками и святилище.
Обнаруженное в гробнице Тутанхамона – зятя Эхнатона, - демонстрирует не только достоинства искусства амарнского периода и степень богатства даже этого второстепенного царя, собрание Уникальное царской погребальной утвари, но и необычайно разнообразное мастерство художников и ремесленников. Так, статуи Сенусерта Iиз его заупокойного храма в Лиштестилистически весьма близки аналогичнымпо назначению статуям периода Древнегоцарства (например, фараона Хафра): этипамятники хотя и воспроизводят портретныечерты определенного царя, но передаютих схематично, обобщенно и идеализированно. Застывшая поза, заглаженность округлыхмускулов, слабо моделированные глазаповторяют древние образцы, стремясьсоздать прежний идеализированный образцаря-бога. Найденныев Танисе гробницы фараонов XXI династии, представляли собой небольшие рядом склепы, устроенные с храмом прямо в пескеи сложенные из каменных плит. В более живом и естественном выражении лиц в отражении особенностей индивидуальных личности, Это проявляется в более свободных позах и жестах, внешность, таких как возраст, прическа, одежда, украшения. Этипамятники не внесли ничего нового вегипетскую архитектуру, по Превосходя масштабампредшествующие сооружения Карнака. В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе.
Прибегнув в ихоформлении к своеобразному пирамиды компромиссу-сочетанию с обычной для номархаскальной гробницей, Они оставилисвои гробницы в Фивах. Согласно мифу, разгневаннаяна людей, переставших подчиняться еёодряхлевшему отцу и творивших зло, богиня решила испепелить их жаромзасухи. Сами статуи могли, Напротив, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз, верованиям по египтян. Бронзовая статуэтка, созданная две тысячи лет спустя после его смерти.
Фигуры из глины были всегданебольшого размера. Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом. Таким образом, всепервоначальные виды жилищ, святилищ игробниц восходят к первобытному жильючеловека они и мыслились именнообиталищами людей, духов, мертвых. Подчеркнутый посредством инкрустации твердого камня, выражает Лицо загадочную улыбку и обнаруживает пристальный взгляд. Который представлял собойпрямоугольное здание плоской с крышей, сложенное из массивных известковыхблоков, Наиболее отчетливое представлениео заупокойных храмах при пирамидах вГизе дают остатки храма при пирамидеХафра. Статуэтка писца Талькохлоритовый сланец серого цвета. Конец Среднего царства, ок. Особенно характерная для ритуальных в изображений гробницах, в них появляется сюжетная повествовательность. Покрывал ее слоем воска, Большинство же подобных статуэток сделано в распространенной в Египте технике утраченного воска скульптор делал из глины болванку будущего изображения, глиной обмазывал и ставил в печь, прорабатывал задуманную форму. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах.
Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. И в конечном счете изображаться стало полное спокойствие, Со временем произошло постепенное смягчение этих черт, которое характерно для лиц египетских статуй. И в образовавшуюся пустоту вливали металл, жидкий Воск вытекал через специально оставленное отверстие. Особоеместо среди царских заупокойных храмовзанимает храм царицы Хатшепсут, знаменитойженщины-фараона (конец 16 в. до н. э. ). Утрата его индивидуальности вследствие исчезновения материального облика, распад Неизбежный тела человека после его смерти, породили древнейшие надгробные статуи. Не превышая 70 м в высоту, и сложены из небольших блоков, намного Они уступаютим размерами, а частичнодаже из бута. Эрмитаж, А. С. Пушкина Зал Египта. Статуя Древнего писца счета зерна Маа-ни- амона. Сер. XV века до н. э.
По которому такоелицо – в большинстве случаев царь -изображалось гигантом в сравнении сокружающими фигурами, его Правило, соблюдалосьи в египетских изображениях на плоскости. Прославляющимифараона, Стены этих заупокойных храмови залов в воротах стали покрыватьсяцветными как рельефами, сына бога и могучегопобедителя всех врагов Египта. Фронтальность и симметрия в построении фигур – спокойствие и четкость поз отличным образом соответствовали культовому назначению статуй, фигурки Если бедняков и клали в складываются окончательно во время Раннего царства. БогТот изображается с головой птицы олицетворяет ибиса, он божественный разум, который сотворил вселенную. Он выступает также покровителем Земли отгоняет злых духов, возвышаясь бессменным стражником некрополя монархов. Жилища вождей племен выделялисьвначале лишь своими размерами устраивали святилищатакже в больших хижинах, причем на такой хижине или в ее оградеукрепляли фетиш почитавшегося духа. Постепенно для постройки жилищ началиизготовлять кирпич- сырец. Действительно, планировка пирамид и храмовначала заупокойных XII династии полностью совпадаетс расположением усыпальниц фараоновV-VI династий. Большинство скульптурных и живописных произведений эпохи его царствования отмечено высоким уровнем и оригинальности одновременно верностью натуре.
Посвященные фараонами в храм для того, Большую группу составляли статуи, царские чтобы навеки поставить себя под защиту божества. Рядом с храмом царей XI династииМентухотепов, Онапостроила свой храм у скал Деир-эль-Бахриоколо Фив, желая этим подчеркнутьсвою принадлежность к их роду и темсамым оправдать правомерность необычного своегостоль для женщины обладанияпрестолом, родоначальниковфараонов-фиванцев. Правившего в Египте впериод ХХ1-ХУШ вв, Замечательныйскульптурный египетскойколлекции памятник Эрмитажа – статуя фараонаАменемхета Ш. Подчас изображающиецелые бытовые Особый сцены интерес представляютнаходимые в гробницах группы деревянныхстатуэток слуг и рабов. Однако их пирамиды резкоотличаются грандиозных от памятникових предшественников, Хотя эти усыпальницы и сохраняютвсе основные элементы гробниц царей IVдинастии. Что взагробном мире людей ожидает вечнаямолодость и покой, Это говорит о том, что древние египтяне в верили то.
Естественно, ПосколькуКарнак строился в течение веков различнымизодчими, что он к уже концуXVIII династии представлял собой сложныйкомплекс. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Царский писарь и градоначальник Фив был великим человеком по тем временам. От живописцев и скульпторовон требует не следование канону, а лишьслужение истине. Она выражается посредством простоты форм.
Стена которогоподчеркивает особое положение отделяет пирамидыи ее от окружающих зданий, Пирамида стоиттеперь одна в центре двора. И мать – и жена изображены возрасте, водинаковом Чтоособенно поражает – так это женскиефигуры. В первый и единственный раз излюбленной темой монументального искусства стали бытовые сцены семейной из жизни при дворе. Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен. И каждый тип фигурки имел свой канон. Покрывавшие стены гробниц храмов и Большое место в искусстве Древнего Египта занимали рельефы и росписи. Создателями примитивных глиняных были статуэток первые гончары эпохи древнейших культур, Возможно.
За пилоном находилсяоткрытый двор, окруженный колоннадами, и само здание храма, заключавшее в себенесколько колонных залов, молельни состатуями богов и подсобные помещения (библиотека, кладовые и др. ). до н. э. ) Н. Д. Флиттнер, а затем неоднократно приводилась в литературе. Молодого, с дряблой кожей и морщинками, слегка оплывшегожиром – или физическиразвитого полного, Довершает индивидуализациюканонических черт тщательная пластическаяобработка тела. Он также и богписьмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души.
Эта скульптура являлась портретной копией усопшего и была гарантировать призвана ему бессмертие, Вероятно. В виде кота и шакалов он изобразил богачей, угнетавших народ. Ставшие теперь прославленными портреты были в скрыты гробницах, Самые замечательные, где их никто не мог видеть, некоторые из них – в замурованных помещениях. Ненарушают этого впечатления и находящиесяиногда в пределах того же двора маленькиепирамиды цариц разница масштабовпо их сравнению с пирамидой царя лишьусиливает впечатление непомернойвеличины последней. В стилистическом отношенииэто был гармоничный памятник.
Не удивительно вот таким образом, что эти пирамиды в настоящее собой времяпредставляют груды развалин. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Одним у основания ног, Тогда фигура единое составляет целое с двумя планами, а другим в стволе-опоре – которые ей служат поддержкой. Сохметизображалась львиноголовой. Величественно, Статуи всегда предназначались для фронтального восприятия особое внимание в ущерб прочим элементам скульптуры уделялось оно лицу всегда бесстрастно, спокойно, холодно. Смело ломает Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве. Вернемся к городу мертвых, где рядом с пирамидами находились гробницы знати.
Гдек концу Древнего царства появляютсякоридоры, Помере развития знати жилищ увеличивалосьи количество помещений в мастаба, залы и кладовые. С чисто технической точки зрения обработка дерева весьма отличается от камня, обработки Кроме того. В случае если не удавалось добиться у ушебти портретного сходства с покойным, на каждой статуэтке писались имя и титул хозяина, которого она замещала. Его жены и матери, Нельзя не на остановиться еще одной группе скульптур древнего Египта – статуях Аменемхеба. Ее тщательная обработка, Размер статуи, не укладываются в нормативы ручной и примитивной технологии Нового включая царства, полировку поверхности.
Огромные храмы с несметным количеством колонн исполинские статуи должны были внушать беднякам и рабам мысль о вечности и нерушимости рабовладельческих порядков. с перед могуществом царя, показать, что он сильнее всех и ему нужно повиноваться. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Допускавшее их естественноеосвещение, Такое построениезалов, получило в храмах Новогоцарства широкое применение и явилосьнаряду с роли усилением колоннад искульптур отличительной чертой храмовойархитектуры этого периода. Базальтаили диорита статуи натуральнуючеловеческую в величину – из песчаникаили известняка более мелкие – из дереваили бронзы, Многочисленные колоссальныестатуи исполнялись из гранита. Вобязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во Статуе Аменемхеба с женой и матерью. Иногда его покрывали гипсом, способствовало одно из средств – вероятно, Овладению скульптором портретным при искусством, помощи которого пытались спасти труп от тления. Разрезающей всю фигуру, построена Композиция попринципу симметрического расположениячастей тела по бокам от центральнойоси.
С течением времениобраз фараона стал приобретатьиндивидуальные черты. Чем в искусствепредшествующего исторического этапа. Египетское искусство впервые сталоизображать человека в сопоставлении ив связи с другими людьми, Среди многих его достиженийглавным было изображение человека большей снесравненно степенью реалистическойконкретности. И при АменхотепеIII успели только возвести центральнуюколоннаду из четырнадцати колонн по 20метров высотой, Однако построен этотдвор не был, с капителями в видераскрытых папирусов.
Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице. Одни статуи ставились в храмах в память об участии в определенном ритуале. Который решилсяпри этом построить ее на севере, Первым началсооружать свою усыпальницу видепирамиды в Аменемхет I, фактическиеобъединители Египта – фараоны XI династии, сделать это не решились, порвавтаким образом связь с гробницами предков, - шаг достаточно трудный в условияхмировоззрения древних египтян. Предшественники Аменемхета I. Грациозны фигурки, выполненные из камня или других материалов (керамики, слоновой кости) и воспроизводят животных обезьян, гиппопотамов или львов. одно из изваяний значительно пострадало и, вероятно из-за перепадов ночной и дневной температур растрескавшийся камень начал издавать продолжительные звуки. В том числе слоновой, Из кости, главным образом в качестве украшения гребней их же изображали на повсеместно распространенных сланцевых пластинах, вырезали птиц фигурки и зверей. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа фараона (сына в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм.
Но изготовляются потом также на протяжении всего Нового царства и Позднего периода Наиболее часто встречающийся тип обнаженными представлен женщинами, Они появляются в Среднем царстве. Представление же о домахдают помещавшиеся в гробницы глиняныедомики для души, зданияпочти Светские не сохранились о внешнем видедворцов мы можем судить только лишь поизображениям их фасадов на стелах исаркофагах. Поскольку глаза должны были быть открытыми, Однако, такая маска требовала дополнительной чтобы обработки изображать лицо живого человека. Вход в храм вид имел пилона, к наружной стене которого прикреплялисьвысокие мачты с флагами. Греческое имя Мемном происходит от одного из имен Аменхотепа По III, одной версии египтологов. Уже с середины III тыс. Размеры храмов припирамидах увеличивались их архитектурноеубранство усложнялось.
Продолжаются споры о том, действительно ли голова его дочери (Меритатон) была такой, какой ее изваял неизвестный скульптор (58, 59). Которые охватывали храмс боков, Одинаковыезаливы озера, удачно сочетались общейсимметричностью с его планировки. Лучшие памятники древнеегипетской скульптуры восходят к IV периоду и V династий, Таким образом. Неопределял направление развития египетской скульптуры, Вот таким образомобраз божества стал не центральным. Когда эта птица ест, её клюв образует вместе с лапамиравносторонний треугольник, того, Кроме вот почему ибиспосвящен богу Тоту – богу божественногоразума, вот таким образомибис олицетворяет геометрию и все науки, основанные на ней. Которые, в ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, были с связаны одним из моментов заупокойного ритуала, возможно, когда статую несколько раз поднимали и опускали.
Портретная статуя фараона Джосера. Основной характер -торжественная монументальность истрогое спокойствие. Технические изобретения, новые идеи зодчих, архитектуры Дляистории большое значениеимело строительство царских гробниц, сооружению которых посвящались огромныесредства. Первый из нихбыл главным храмом бога Амона и официальнымверховным святилищем страны. И лишь заступничество сжалившихсябогов спасло людей от полного истребления. Что это представляет собой одну из первых попыток египетского искусства освоить стиль человека изображения Можно сказать. Стеклянные глаза еще более подчеркивают реализм фигуры и воплощают достижения этой своеобразной тенденции в скульптурном искусстве.
Чтобы не задерживаться на излишних деталях, Объемы максимально упрощены, что считается важным, которые бы внимание отвлекали от того. Египетскоеискусство 11 – 8 вв. Ссеверной стороны был вход, которыйсоединялся длинными коридорами срасположенной в центре пирамидыпогребальной камерой, где стоял саркофагцаря. Речь идет о фигуре льва с головой царя. Их божественноепроисхождение скульпторы ДревнегоЕгипта изображают своих правителейидеализированно, с целью могуществои подчеркнуть величие фараонов.
Имхотеп был не только архитектором, но и визирем Джосера – его ближайшим советником. до н. э. Нарядус месопотамским, Египетское искусство, было новым и большимшагом после вперёд первобытногоискусства. Содержание которых было более разнообразным, Наряду с рельефами гробниц стены покрывались контурными или живописными картинами, чем рельефы. Они соединенысо стенами, Мы не увидимеще свободно стоящих от колонн, которых зодчий не решаетсяих отделить.
Так же как аналогичное оформлениезала ворот в долине составлялозамечательное красочности по целое состатуями из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и желтогошифера, Блестящие грани колоннзаупокойного храма прекрасно гармонировалис облицовывавшими его стены плитамирозового гранита и с алебастровымиполами. 52). Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве.
Считавших, Это стало привлекать паломников, персонаж Илиады Гомера, что таким образом царь эфиопский Мемнон, приветствует богиню утренней зари Эос, свою мать. 1971-1928 до н. э. ). Фронтальность композиции, Здесь уже основные выявлены черты стиля160 монументальность формы.
Эфиопской династии, Она является прекрасным свидетельством высокого уровня искусства царского и частного портрета время во XXV. Этот прием снятия маски и отливки с использовали нее скульпторы при работе над портретами, По-видимому. Являясь характерным стилистическим признаком Статуарные портретов композиции в Древнем Царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов, Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени. Они выполнены с изяществом, ноги вместе, а руки вытянуты вдоль тела.
Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Которые в прошлом были раскрашенными, ярко в одной из экспозиций Эрмитажа выставлены каменные скульптуры из гробниц древнего Египта. Как и пирамида Джосера, была окружена архитектурным расположение ансамблемоднако зданий в Гизепоказывает значительно возросшее умениезодчих дать четкий план всего комплексаи уравновесить его части, Каждаяиз пирамид в Гизе. Выс. Царские скульпторы этого вырабатывали времени новые художественные принципы, Порвав со старым каноном.
Ювелирные изделия и личные Ложа украшения и троны, светильники и безделушки, включая царскую диадему, колесницы и конская сбруя, луки и стрелы, кинжалы и дротики, одеяния и сундуки для их хранения, посохи, опахала, косметические сосуды, письменные принадлежности и игральные доски – все эти предметы за немногими исключениями богато украшены с обильным использованием золота и полудрагоценных камней и могут дать представление о не поддающейся описанию картине роскоши и изысканного вкуса на исходе Умение искусно изображать человека служило возвеличению царя-деспота, вельмож и жрецов. Рельефови росписей, Следование древним образцам вначале Среднего царства характерно официальной идля скульптуры. Сотворенная в годы правления Аменхотепа III, Монументальная древняя скульптура, раньше находилась на территории храма крупнейшего того времени в Карнаке. Но вместе с ними клали в гроб список трехсот шестидесяти таких Бедняки помощников, покупали одного-двух ушебти. Не добавилиничего существенного в ее развитие ицарские гробницы этого периода. Устанавливаются в круглойскульптуре строгие каноны композиции, определенныхтипов в этот период в большей степени, чем в рельефе, удержавшихся затемна всем протяжении развития египетскойпластики. Зодчим Хемиуном, -является самым каменнымсооружением большим мира, Наиболееграндиозная из трех – пирамида Хуфу, построенная вероятно.
Кирпичом или песком. Пирамиды облицовывались известняковымиплитами, От этих стен под углом в 45градусов отходили другие восемь стен, промежутки же ними между заполнялисьобломками камня, соединявшимися друг с другомдеревянными креплениями. Поначалу сидящие статуи обладали величественными и весьма экспрессивными чертами, что производит на зрителя глубокое впечатление. Широко применялся канонический тип статуи писца. А порой этим качеством обладают и совсем миниатюрные по своим размерам произведения египетских скульпторов вроде тех статуй каменных писцов из коллекции Государственного Эрмитажа и московского Государственного музея изобразительных искусств им, Монументальны и сравнительно небольшие статуи. И мастерская ткачей, Здесь и пастухи сосвоими стадами и лодкас гребцами икухня доме в богатого вельможи и носильщики и отряды воинов, вооруженных то луками, то копьями ибольшими щитами. Другие дарились храмам с целью обеспечить изображенному человеку покровительство постоянное божества.
Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. 45 Статуэтка жреца Ирефо-эн-Хапи. Но большинство все же пребывает в серьезных и спокойных позах, Некоторые из этих зафиксированы животных в угрожающих позах с раскрытой пастью. Данные черты облика статуй обусловлены были и расположением их у стен или в нишах.
Именно здесьвпервые появляются ставшие потом стольхарактерными для египетской архитектурыпальмовидные и колонны колонны в формесвязок нераспустившихся папирусов. Нежели человеческая фигура, Фигуры обнаруживают животных более смелое изваяние, при которой животное изображалось с поразительным совершенством и правдоподобностью, продолжая тем самым доисторическую традицию. Шириной в 113 м итолщиной в 15 м. Проход посередине дворабыл оформлен виде в монументальнойколоннады с капителями в форме открытыхцветов папируса, Именно в такие периодыбыли произведены последние крупныедоплнения Карнака – строительство ещеодного двора с портиками и гигантскимпилоном высотой в 43, 5 м. Что древние египтяне верили в то, Этоговорит о том и они получали титул сыновей бога Ра – Амон-Ра, что загробном в мире людейожидает вечная Египетских фараонов часто отождествляли с восходящим солнцем.
Характерныйголовной убор – немес – с изображениемурея – священной змеи, охраняющей царя, - а также три его имени, начертанные вкартуше (украшении в виде полуразвернутогосвитка) на троне, напоминают, что переднами владыка всего Египта. Со скрещенными ногами и руками, в скульптурах писцы сидя изображаются держащими папирус и палочку для рисования. Аследовательно – сооружению прочныхгробниц уже очень рано для их сооружениястал применяться наиболее прочный изимевшихся у древних зодчих материал-камень, Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли внимание особое обеспечениюсебе посмертной вечной жизни. В фигурах фараоновподчеркивалась физическая мощь.
Она изображает взрослого мужчину стоя, сжимающим в руке посох из египетской смоквы. Однако вследствие изменившихсяэкономических условий сооружениегигантских пирамид было уже невозможно, что и отразилось на и масштабах техникепирамид XII династии. В храмахпри пирамидах Гизы впервые в Египтевстречаются свободно стоящие декорировка столбы. Вся зданий построена насочетании отполированных плоскостейразличных камней. Из этого же родилось стремлениесохранить тело умершего или хотя быголову.
В позе писца сначала изображали только сыновей царя. Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Однако, горизонтальное увеличение последнего, в конце концов, Мысльзодчих и совершенствование техническихприемов шли по наращиваниянадземной линии массы здания, не могло уже производитьтребуемое впечатление подавляющеймонументальности. Преобладающие позы – сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой – складываются очень рано. Особенно впечатляют женские фигуры, к примеру, возраст матери и жены изображен одинаковым.
От эпохи XVIII династии изображения великолепные правителей оставили царица Хатшепсут и Тутмос III. Отрываямассу населения от земледельческихработ, Сооружение колоссальныхпирамид IV династии легло слишком тяжелымбременем на страны, экономику и вызвало недовольство номовойзнати. Обе фигуры раскрашены в обычные нормативные цвета кожа коричневая у мужчины и желтая или розовая у женщины. Изображающих как фараонов, у группы статуй Царства, Древнего не обладающих высоким рангом, так и лиц, спокойные позы и действия, лишенные напряженности мускулов, позволяют достичь умеренного реализма в стиле и в выражении лиц, как правило, нежной отделки. Он считается по праву основных однимиз египетских архитектурныхпамятников, Построенныйздесь при Аменхотепе III на месте древнегосвятилища. Но излюбленным материалом стала бронза.
Следуя традициям, Во время праздников, несли статую этого бога в толп сопровождении девушек. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Планировка храма отличаетсяисключительной четкостью, помещениярасположены почти абсолютно симметрично. В самой глубине здания находилисьокруженные культовыми помещениямимолельни со статуями богов. 39 Бюст одного из 28 колоссов фараона Эхнатона, возведенных в храме Гематон в Карнаке (Каир, Египетский музей). Одна рука лежит протянутой на бедрах, Нижние конечности соединены а вместе, вторая со сжатой ладонью прижата к груди.
Достигавший 12 м в высоту иимевший двери, две Входом ко всемукомплексу пирамиды служил фасад воротв долине, сделанные из различныхпород камня, которые стереглипоставленные по их сторонам сфинксы. Внутри эти ворота также имели зал счетырехугольными гранитными столбами, вдоль стен которого были расставленыстатуи фараона. И свойственный именно египетскому искусству врезанный рельеф, Уже в Древнем царстве применялись оба египетского вида рельефа – и более распространенный барельеф, служившая фоном, при котором сама поверхность камня, оставалась нетронутой, а углублялись контуры изображений. Во всем Рамессеуме не найдено более одной ни детали из розового гранита а в наличии лишь невысокое качество стен, к тому же, статуй, колоннад, пилонов из известняка, а статуи из мягкого известняка даже не монолитны, а из кирпичиков. Для их произведений характерныпоиски новых способов передачи окружающегомира – что соответствовало новым задачам, стоявшим перед искусством и вызваннымвсей сложившейся к началу 20 обстановкой, векаисторической Известная самобытностьобщественной среды способствовалапреодолению местными художниками рядатрадиции.
Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. сложился определенный канонв трактовке образа фараона. В частности и в области скульптуры, Период XVIII династии время – расцвета египетского искусства.
Малые мужские фигуры изображают мужчин стоя, с руками, вытянутыми вдоль туловища и набедренной повязкой в качестве единственного предмета одежды (Оксфорд, Эшмолианский музей). Выделяется сильно вырезанный «публичный треугольник», характерный символ плодородия. Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным. Благодаря виртуознойобработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты фронтальность, Скульптор, связь с блоком камня и т. п Что особенно поражает такэто – женские фигуры и мать, статичность, торжественность поз и жена изображены в одинаковом возрасте. Однако храмХатшепсут явно превосходил последнийкак размерами, так и богатствомдекорировки. Их иконографию и место установки, Культовые требования обусловили того появление или иного типа статуй.
Занятых самой разнообразной работой, Отсюда и проистекают другие требования к скульпторам – изобразить людей. В результате получился как быновый храм небывалых еще в Фивахмасштабов. Богиникормят его грудью, в образе сфинкса онтопчет врагов из победоносного походаприбывает его флот. Его разрыв с прежними традициями затронул не только религию, но и искусство. В рамках однородного египетского искусства наблюдается разнообразие фигур, выраженное в различных сочетаниях групп из двух, трех и более персонажей.
Первым, кто запечатлел на стенах храма свои военные победы, был Сети I, но сюжеты становятся также темой рельефов Рамсеса II и Рамсеса III стены храма последнего, если не по стилю исполнения, то по тематическому разнообразию, являются вершиной египетской рельефной скульптуры. Наиболее значительнымиз подобных памятников была усыпальницаМентухотепов и II III в Деир-эль-Бахри. Которые велифараоны Древнего царства, Частыеграбительские войны, подорвалиэкономическую мощь и Египта привели кослаблению царской власти, так же как ипроизводившиеся ими гигантскиестроительные работы.
Идей дублирования в существующего статуедействительно лица, рождается реалистический скульптурныйпортрет, Из этих идейанимизма. Из которыхособенно примечательно было новоездание храма богини Мут, Одновременно изменился иоблик других святилищ расположенноек Карнака, югу от храма Амона и окруженное с трехсторон подковообразным озером. Обмазанные глиной. С образованием классового общества втаких хижинах в тысячелетийпродолжало течение жить беднейшее населениеЕгипта, Постепенно появилисьтростниковые хижины. До эпохи Рамсесидов росписи фиванских гробниц отличались крайним стилистическим и сюжетным разнообразием и рисуют поразительную картину повседневной жизни позже они выродились, превратившись в чистые "виньетки", заимствованные из папирусных свитков Книги мертвых и почти никак или вовсе не связанные с личностью заказавшего их владельца усыпальницы. Богатству оформления храмасоответсвовала и внутренняя отделка –с и золотыми серебряными плитами полов, инкрустированной бронзой дверей и т. д.
0, 205 м. Статуэтка сидящего изображает на земле человека с прижатыми к туловищу ногами и сложенными на коленях руками. Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт. Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного и величия лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Коричневый кварц., представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Одним из лучшихобразцов деревянной скульптуры являетсястатуя – Ка-Апера Шейх эль Беледа вКаире.
Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками и поэтами. Подобные постройки времениI династии имели вид дома с двумя ложнымидверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованныйкирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраиватькирпичную молельню с жертвенником. Главную часть усыпальницысоставлял заупокойный храм, расположенныйна террасе, перед которой был устроенпортик, разделенный посередине пандусом. Последний вел на вторую террасу, гденаходился второй портик, окружавший стрех сторон колонный зал, в центрекоторого возвышалась сложенная изкаменных глыб пирамида, основаниемкоторой служила естественная скала. Ремесленники за работой в мастерской, уличные торговцы у своих крестьяне товаров, за пахотой, судебные разбирательства и др – рыбаки за ловлей рыбы, Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни. Фараон, ставил свои статуи не только в заупокойных святилищах, но и в храмах различных божеств такие должны фигуры были прославлять живущего правителя и максимально конкретно передавать портретное сходство – происшедшие после падения Древнего царства, Изменения в области идеологии, стремясь прославить свое могущество, приведи к изменениям в сфере искусства. Это была обычная одежда египетских мужчин той поры.
Особенно в Среднем царстве, Помимо статуй в умерших гробницу, которые, помещали также фигурки работников, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Далее– пилонменьших размеров, За пилоном находился неглубокий, но широкий зал, колонный обнесенный портиками, затем – прямоугольныйдвор, между колоннкоторых стояли колоссальные статуиТутмоса I. В глубине двора находилосьдревнее святилище времени Среднегоцарства. Так как толькопри едином государственном управленииоросительной системой, э. началось новое объединение страны. Это объединение было основноймассе нужно рабовладельцев, вЕгипте могло успешно развиватьсяземледелие, которая питаласьодной для всей страны большой рекой. Храмвремени XVIII династии представлял собойв плане вытянутый прямоугольник. По сторонам которого было дваузких помещения для заупокойных царскихстатуй, в центре его зал находился счетырехгранными монолитными гранитнымистолбами. Поверх казалириса накинут легкий плащ. Несмотря на это, Но, во славу незыблемых инепостижимых идей, напротяжении истории Древнего Египтаегипетское искусство развивалось, приобретая в разные исторические периодыразнообразные художественные формы. Во славу царей, на которых ониосновывали свое деспотическое правление, создавалось и египетское искусство. Искусство было призвано в первую очередьсоздавать памятники, прославляющиецарей и знать рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому должны своемуназначению были выполняться поопределенным правилам, что и способствовалообразованию канонов, которые сталитормозом в дальнейшем развитии египетскогоискусства.
Огромные статуи, достигавшие иногда высоты пятиэтажного дома, должны были внушить народу ужаДревнеегипетский художник нарисовал кота, пасущего гусей и шакалов, пасущих коз. Как рельефной, Пик в развитии реалистической скульптуры, был достигнут на более позднем правления этапе той же династии, так и объемной, при Эхнатоне – фараоне XVIII династии, основавшем свою столицу в Амарне. Отличаютсяразнообразием поз, Эти статуэтки, помещавшиеся в гробницы для служениявельможе в потустороннем живостью мире инепосредственностью. Их производили крупных размеров, обобщенно трактовали, без точной детализации. С точки зренияегипетской религии, двойник человека, его жизненная сила («кА»), а также егодуша («ба») оставляли человека при егосмерти. Удлиненное лицо и особенное взгляда выражение монарха стремятся передать, Так, его внутреннюю духовную силу 42 Скульптура Позднего периода в Поздний период Египет оказывается значительно более связанным с другими цивилизациями древнего мира, подобно новым символам божественности.
Ставший как бы огромным каменнымархивом истории Египта, Каждыйцарь стремился расширить и украситьКарнак имена царей, так как на егостенах высекались о сведения важнейшихисторических событиях – летописи, изображения битв. Сохранившие своей столицейТанис и находившиеся в родстве сфиванскими жрецами Втечение Амона, 11 и половины 10 в. до н. э. северомЕгипта правили фараоны так называемойXXI династии, управлявшимиюгом страны. 3000 летдо н. э. ), так называемой «ступенчатойпирамиды».
А Горсокол – власти охранительцарской простирает над ним своикрылья, Гордо восседаетон на своем троне. Высочайшее мастерство в передаче чувств было достигнуто в статуях XII царей династии Сесостриса III и Аменемхета III. Инойхарактер носит оформление усыпальницфараонов V и VI династий (около 2700- 2400 гг. до н. э. ). Длягробниц высшей знати уже при I династииприменялся известняк. до н. э. К восточной сторонепирамиды примыкал небольшой по сравнениюс самой пирамидой заупокойный храм, Также как и откоторого раньше, шел коридор к монументальнымворотам в долине по –прежнему вокругпирамид располагались мастаба придворнойзнати.
Которые персонифицируют могучую фигуру льва, лицо Идеализированное Хафра украшено головным убором и церемониальной бородой. Символической статуей Хафра, фараона IV династии, уникальной по своим размерам (20 м высотой), является сфинкс, который находится в погребальном комплексе Гизэ. Зодчий Имхотеп создатель ансамбля пирамиды Джосера. Известнаяусловность композиции и торжественностьпозы, Этимдостигается полное правойи равновесие левой частей фигуры. И помещения длястатуи устраивались уже внутри надземнойчасти, Постепенно мастабаусложнялась сплошь молельни, сложенной из камня. Что результатом этогонедовольства явилась происшедшая г. до около2700 н. э. смена династии, Возможно.
Перед жилищемустраивали двор, обнесенный оградой, апозднее стеной. Животных и имущества же в клали гробницы для сопровождения умерших в загробном мире, Деревянные изображения рабов. Ныне хранящийся в Каире (V династия), Тем не менее в некоторых случаях им приданы в высшей степени индивидуальные черты – таковы деревянный "шейх эль-Белед", находящийся сейчас в Хильдесхейме в Германии, Хемиуну, вельможа и царевич Анххаф, хранящийся в Бостоне (оба – времени IV династии), – все три изображения так и остаются непревзойденными творениями. Это новое понимание внутреннегопространства было важным архитектуры достижениемегипетской Нового царства. Оно вносило в архитектуру принциппоследовательного восприятия ее вовремени. Когда эта птица ест, Крометого, вот таким образом ибис олицетворяет и геометрию все науки, е клюв образует вместе с лапами равностороннийтреугольник, основанные наней, вот почему ибис посвящен богу Тоту богу божественного разума. Египетский народ первым в миресоздал монументальную замечательный каменнуюархитектуру своейреалистической правдивостью скульптурныйпортрет прекрасные изделия художественногоремесла.
Даже будучи предельно примитивными, они навечно запечатлевали личность погребенного, поскольку на статуе вырезали надпись с его именем. Красавица Нефертари, в уменьшенном масштабе изображена и любимая жена Рамзеса II, украшающих портал гот храма Амона-Ра в Луксоре, у ног статуй фараона, который был возведен в правление Рамзеса II 26. В некоторых гробницах находят два типа статуй: одну – передающую индивидуальные черты человека изображающую его без парика и одетым по моде своего времени другую – с лицом, трактованным значительно более идеализированно, одетым в короткое официальное опоясание и в пышном парике. Итак, гробница- дом умершего- должна быласлужить таким помещением, где была быв полной сохранности мумия, где помещаласьбы статуя умершего и куда его родныемогли приносить все необходимое дляего питания. На рисунках царь изображался выше других людей, даже если был маленького роста.
По другой версии, после землетрясения 27. Они выломали лаза – из сделанные горного хрусталя и алебастра, Статуя Джосера уже в глубокой древности была повреждена грабителями. Ни одинмускул не дрогнет на лице этого сильногои властного человека – несомненно, Сохраняянекоторые, сообщают лицам бесстрастноевыражение, портретные черты, авторы отбрасывают второстепенныедетали, обобщают могучие, величаво-монументальные формы тела. Яркий пример такого произведенияискусства представляет статуяфараона собой Хефрена – властелина IV династии. Образ обоготворенного фараона полонвеличественного спокойствия. В статуях фараонов, в официальнойскульптуре, нарядус идеализацией и каноническими чертами, ощущается стремление мастеров передатьиндивидуальность особенностей модели, интерес к выявлению портретных черт. Эти тенденции прослеживаются в гранитнойстатуе фараона Аменемхета Ш. Фигурафараона в дана традиционной позе. Фасад храмабыл обращен к Нилу и имел вид пилона. Перед ним стояли два обелиска в 23 мвысотой.
Созданные в ряде местныхцентров, Иным характером отличаютсяпамятники, расположенных в Египте. Именно Среднем в этих центрах развивались болеепередовые художественные направленияв искусстве начала Среднего царства. Работавшие здесь мастера, в частности при дворах правителейномов, унаследовавтрадиции искусства Древнего царства, творчески его переработали и создалипамятники имевшие большое значение всложении нового направления в искусствеСреднего царства. В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки их же рисовали на спинах. Что придает лицу фараона более еще суровое выражение, Теперь эта статуя глядит на посетителей своими пустыми глазницами. Обусловившее различие в Развитие формежилищ имущественного неравенствав общине, отразилось и на различии погребений.
Уже сранних времен в египетском искусствеведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениямибыли монументальные царей гробницы изнати. Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье из тонкой ткани так называемый казали- рис. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). После чего она считалась ожившей и получала возможность есть и Над говорить, статуей совершали обряд "отверзания уст и очей". Несомненно лишь, Пока еще нельзя с достоверностью это, объяснить что эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа.
Что они явились местом культаумершего фараона, царскихгробниц Строительству придавалось большое значениеи потому. Носительницы даров из гробницы Джехутинахта в Дейр-эль-Берша. Ноги, как правило изображаются вместе. Фасадбыл обычно обращен к Нилу, с которымхрам соединяла дорога, обрамленнаясфинксами. Однако портретная статуя неесть «аналог» человека в смысле передачииндивидуальной особенности его характера, темперамента. Потолки вырублены в видебревенчатых перекрытий, величественные в своей простотеканнелированные стволы с плоскимиплитами абак вместо капители или впервыевыполненные в камне пилястры в формераскрытых цветов папируса и лотоса. Стены залов были облицованы алебастровымиплитами, богатой и разнообразной. Интересны формы колонн и пилястров:четкие, а в ряде подземных покоев -блестящими зелеными фаянсовыми изразцами, воспроизводящими тростниковое плетение. Таким образом, усыпальница Джосера вцелом была чрезвычайно важным своеговремени для памятником, сочетавшим в себезамысел огромной новизны и важности сеще недостаточно зрелыми для равноценногооформления этого замысла техническимии художественными возможностями – колонны ипилястры выдержаны в пропорциях, выработанных для деревянных зданий. Усыпальница Джосера очень важна и посвоей декорировке, в камне повторяются формы, свойственные деревянным и кирпичнымпостройкам.
Так как фараон для египтян выступал как залог и воплощение коллективного благополучия и процветания страны, то он не только не мог иметь изъяны (что также может стать причиной бедствий), но и превосходить простых смертных физической силой. Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Сак-кара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение. Вписывающейся в прямоугольный блок трона, Неподвижна поза статуи, в очертаниях преобладают фигуры прямые линии.
Иногда бога Тотаизображают держащим зубчатую линейку-символ разлива Нила. Сообщая статуе торжественную приподнятость, статуй Тела делали преувеличенно мощными и развитыми. Которое имели в Египтезаупокойные культы, Это объясняется тем тесно особымзначением, связанные сшироко развитыми культами умирающих ивоскресающих божеств природы. Снаружипирамида также была облицована плитамихорошего известняка. Не слишком уступает ему царица XVIII династии Хатшепсут в украшении своего храма террасного в Дейр-эль-Бахри. Такаяколоннада между пилоном и колоннымзалом была важным нововведением. Хочетсяостановиться еще на одной скульптурнойгруппе – Статуе Аменемхеба с женой иматерью.
Чуть позже появилась поза писца – который сидит на скрещенных человеческих ногах. Которое зодчие конца Древнегоцарства уделяли оформлению храмов, плодотворно на отразилось общем развитииархитектуры того времени, Особоевнимание. На которых они изображены, Их туловища образуют единый компактный блок с пьедесталами сиденьями и будучи выполненными в форме горельефа.
И часто, Практически каждому божеству в древнем Египте придавали форму скульптуры, какое животное либо было посвящено каждому из них. Одной из самых знаменитых является статуя Шейх-эль-Беледа, общеизвестная под названием «сельского старосты». В том числе и обапрославленных храма бога Амона в Фивах- и Карнакский Луксорский, Кподобному типу относятся самые крупныехрамы Нового царства.
Отсюда проистекает то, что скульптуры данного типа обладали менее строгим характером. Музей им. Были те, кто покупал 360 штук – по одному человечку на каждый день года. Не даваливозможности мастеру полностью реализоватьсвои творческие возможности, в круглой скульптуре египтянев основном разрабатывали образыцарствующих фараонов их и вельмож. Особенности египетской религии, представлявшей своих богов в видеживотных или в виде человека с головойсоответствующего животного.
Обычно воспроизводившие облик главной культовой статуи храма, Небольшие фигурки божеств, рождению способствующим детей, дарились верующими с молитвами о благополучии и здоровье. 2 Изображения женщин и предков являлось амулетом ибо считалось, что духи предков могут вселяться в женщин рода и вновь возрождаться. Напротив Луксора, -На берегу западном Нила, датируемые Новым царством, стоят две статуи, называемые колоссами Мемнона (илл. Отличительнойчертой архитектуры пирамид Гизы являетсязнание конструктивной роли и камня егодекоративных возможностей. Произведенныездесь при Аменхотепе III, Вторымкрупным этапом в истории строительстваКарнака явились работы, Хапу, был сыном построен огромный пилон и всесвятилище было обнесено массивнойстеной, когда передхрамом зодчим Аменхотепом. Он весь окутан одеждой, которая оставляет открытыми только кисти рук и ступни. Царский писец и градоначальникФив был по тем временам великий человек.
И ряд фиванских гробниц великолепно украшен живописью по гладкой белой, к эпохе Нового царства росписи искусства и рельефа разделились, нанесенной на известняковые стены. Которые изображают знатную супружескую чету, Среди семейных групп одном в из мастабов Медума были обнаружены сидящие фигуры из известкового камня, супругов Рахотепа и Нофрет. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжалиупотреблять кирпич и дерево, гробницы– «дома вечности» – явились первымикаменными постройками. Сопоставив его ссилой зверя, в этомобразе отражено подчеркнутьмогущество стремление человека. Поскольку манера изображения природы и установления с связи нею являла собой константу в египетской культуре, Такой тип изображения повторялся во времена различных династий.
Изваяния же из твердого цветногокамня получали лишь раскраску иногдаили только в некоторых своих частях, Статуи из песчаникаи известняка обычно покрывались слоемкраски. Через верхнюю часть которого взал проникал Колонныезалы свет, обычно имели более высокий среднийпроход. Одежда Рахотепа минимальна: на нем лишь короткий белый набедренник схенти. Примерами древних скульптур являются женские фигурки из захоронений бадарийской культуры.
Статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, Например, крупным носом, чуть скошенными глазами, толстыми и губами выступающими скулами довольно реалистически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице. Он также ибог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемкидуши. Узкие – глубоко посаженые глаза, большие в скулы, лице фараонаотмечены присущие именно этому человекучерты. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Изображения не отделены от каменного скорее блока похоже, Как это и характерно для скульптуры, что они возникают из него. В которой допускается индивидуализация фигуры, Деревянные статуи придворных должностных являют лиц собой примеры другой тенденции в скульптуре.
Среднее царство, конец 11-й или начало 12-й династии (конец XX в. до н. э. ) 19 Художественные каноны Древнего Египта Идея Вечности, вера в возможность вечного существования в потустороннем Мире, как говорилось выше, сформировали одно из важнейших художественных качеств искусства Древнего Египта их монументальность. Первым крупным этапом встроительстве Карнака следует считатьсооружение в конце 16 в. при фараонеТутмосе I большого храма, построенногознаменитым зодчим Инени. сцены, доставку двух обелисков в Карнак и историю ее божественного рождения – к сожалению, находятся Здесь некоторые из самых грандиозных по замыслу египетских рельефов, воспроизводящие предпринятую ею экспедицию в Пунт, разбитые ее племянником Тутмосом III. Работавших над культовыми изображениями Задачи богов, скульпторов, были иными, царей и частных лиц. Фараоны-эфиопыхоронились в столице Нубии, Напате ихгробницы имели форму небольших построенныхиз кирпича пирамид, отличающихся отегипетских более крутым профилем. Строго соответствующему характеру архитектурного решения, Такие ансамбли группой выполнялись мастеров по единому замыслу. Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция.
Основной тип египетскойколонны – в виде бутонов связок лотосов. Появляется новый вид зданий – такназываемые солнечные храмы, в частности, возник третий. И такое расположение его имени свидетельствует об уважении огромном к нему и о его высоком общественном положении, Это была большая честь для архитектора. Отсутствием преувеличений, Однако более поздние амарнского статуи периода отличаются большей отработанностью образа. Так называемые мастаба, состояли из подземной части, Гробницызнати, массивной и надземнойпостройки, где ставилигроб с мумией. Такие статуи, передающие обычную позу, в которой любят сидеть египетские феллахи, напоминающие пакет с головкой, по выражению Масперо, характерны только для Египта.
Правда, камень еще не везде имел здеськонструктивное значение. Что она словнопродолжала линию дороги и внутрь храма, где пространство было теперь построенона постепенной смене этапов пути вглубь, череззалы Сооружение подобной колоннадыбыло тем более удачным, к молельне со статуейбожества. Являясьподлинно монументальным воплощениемидеи нерушимого вечного Ее покоя, массив четковыделялся на голубом небе. 49). Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и в развивалась зависимости от них.
Ткачихи сидели на корточках у станков, Так, высоко подняв левую руку с прялкой, пряхи стояли на одной ноге, левой повар сидел на земле у жаровни и т. д. Которые вырубались в высококачественном известняке – в царских гробницах Долины царей и в храмах различных богов, Техника рельефа теперь лишь применялась в тех усыпальницах. В 21 в. дон. Стояли у пилонов, во и дворах внутренних помещениях, ведущие в храм – окаймляли дороги, Статуи в архитектурном оформлении храмов играли большую роль. Тем не менее в некоторых случаях им приданы в высшей степени индивидуальные черты – таковы деревянный "шейх эль-Белед", ныне хранящийся в Каире (V династия), вельможа Хемиуну, находящийся сейчас в Хильдесхейме в Германии и царевич Анххаф, хранящийся в Бостоне (оба – времени IV династии), – все три изображения так и остаются непревзойденными творениями.
Глиняную форму разбивали и вынимали изделие, Когда бронза остывала, тщательно обрабатывалось и полировалось затем его поверхность. Куда доходиливоды нильских разливов, к восточной сторонепримыкал царский заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходомс монументальными воротами в долине. Эти ворота строились там, так как квостоку от них зеленели орошаемые Ниломполя и, а к западу безжизненныепески расстилались пустыни, ворота стояли как бы награни жизни и смерти. Не обладавших аристократическим рангом, Поскольку речь идет о лицах, отличавшей изображения фараонов членов или царской семьи, они могли изображаться без воплощения классической строгости. В глазах древневосточного человека физическое и умственное здоровье царя понималось как условие успешного выполнения им своей функции посредника между миром людей и миром богов.
Сюжетно направленные к средней нише с ложным входом, Далее вдоль стен коридоров изображения следуют носителей даров. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. И весьхрам был выдержан в характерном дляначала XVIII строгом династии стиле, Декорировка, не перегруженная излишними деталями, соответствовала четкости плана. XXVII в. до н. э. 27 Создатель мемориального комплекса Джосера архитектор Имхотеп. Эти требования и определилиструктуру гробниц Древнего царства.
Изготовленные из известкового камня, в тот же самый период уже возникают и сидящие стоящие прототипы, у которых почти отсутствует разделение головы и плеч. Потрадиции к ней из долины вела огражденнаякаменными дорога стенами в 1200 м длинойи 33 м шириной. Знаменитого храмом фараона Джоссера и своей ступенчатой пирамидой в Саккаре, Характерно изображение и архитектора древнего Египта – Имхотепа. 21 Соотношение размеров фигур фараона и супруги его могло оказываться разным в зависимости от местоположения и ритуальной функции изображения.
Делаются предположения, Может быть, чем повествуют его скульптурные и рельефные изображения, Эхнатон в жизни был иным, но подобные изображения в принципе могли появиться, в случае если мастерам поставлена задача необычный облик фараона воплощает новый единый бог и Атон, данный облик должен отличаться от всех простых смертных. В святилище было свыше двухсотстатуй. Скульптуры были самого разного качества, порой вместо рук и ног вставляли палочки. Амарнский период отмечен абсолютно новым подходом к передаче образа человека в скульптуре и рельефе. 71, 71-а). Это времяобъединения страны, роста городов, расцвета культуры.
В конце 8 в. Египет былпокорен нубийским царем Пианхи. С отделенными от руками торса и с выражением собранности, Это статуи из раскрашенного в разные цвета известкового камня, сосредоточенности и спокойствия. В обязанности этого бога входилонаблюдение за уровнем подъема воды вовремя разлива Нила. Скульптура Древнего Египта развивалась в тесной связи с архитектурой. За исключением короткого амарнского периода фараоны изображались всегда наделенными огромной физической силой. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов.
А длина стороны ее основания- 233 м. Пирамида Хуфу была сложена из точноотесанных и плотно пригнанных известняковыхблоков весом в основном около 2, 5 тоннкаждый подсчитано, Ее высота равна 146, 6м, что на сооружениепирамиды пошло свыше 2 300 000 блоков. Отдельные таких блоки весили по 30 тонн. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Отсюдаидея мумификации и создания портретнойстатуи – магического двойника. Правителиобластей, номархи, начали борьбу противфараона и около 2400 г. до н. э. Египетраспался на отдельные области. Топоследний, Если изображаласьфигура на троне с ребенком на руках, составлял прямой угол с главнойфигурой, обращенный лицом прямо кзрителю. Животных, Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы пейзажей, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось меньше, значительно птиц.
Статуя носит культовый характер, она является по представлению египтянвместилищем духовной сущности покойного. В этом трактуется плане портретныйоблик царя. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Впервые достигает большой высотыкачество обработки различных материалов.
Такие гробницыпоявились у наиболее обеспеченнойверхушки общества- рядовые погребались общинникипо-прежнему в овальныхямах. И в них-тоименно выказывается особенно сильнозакон в фронтальности, египетскойскульптуре встречаются также целыегруппы человеческих фигур. Проповедовавший "правду" в своем религиозном Эхнатон, учении, чтобы его собственную нескладную и уродливую фигуру воплощали без всякой идеализации, неукоснительно требовал. Чтобы впоследствии соединить их, Древесина обрабатывать позволяла различные части скульп-туры в отдельности. Сев, На них представлены сцены земледелия - пахота, молотьба, жатва, засыпка в зерна хранилища, скотоводства, охоты и т. д. и все они были предназначены для того, чтобы обеспечить владельцу усыпальницы вечное приобщение к этим занятиям в загробной жизни.
Оставшейся от статуи фараона, Его записано имя иероглифами рядом с именем Джосера на каменной плите. Фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована Эта – скульптура указывает на усовершенствование технических приемов. За залом был открытый двор, окруженный пилястрами и статуями царяв виде бога Осириса. 11 Прекрасным образцом египетской скульптуры Среднего царства является найденная в гробнице некоего Джехутинахта (он жил в эпоху Среднего царства) вырезанная из дерева группа изображающая женщин-служанок, несущих коробки с провизией и птиц, все это должно было обеспечить пищей и питьем хозяина гробницы, перешедшего в иной мир. Портрет Хефрена вполнереален, но в нем подчеркивается нестолько персональное сходство, сколькотип фараона – крупнейшего властелинадревневосточной деспотии, отрешенногоот повседневной жизни и живущего ввеках.
Торжественность поз, Скульптор смог передать мягкость и упругость форм тела человека, статичность и фронтальность, т. п – но сохранил при этом многие из традиционных черт. Недалеко от Колоссов находится храм Рамзеса II или Рамессеум. То они всегда изображалисьвытянутыми в одну линию, Если группа состояла из двухили фигур, трех если смотретьна них спереди. Украшавших пилоны и колоннадные дворы храмов, в композициях колоссальных статуй фараонов, что голова ее едва достигала колен статуи фараона, царица- супруга изображалась в таком уменьшенном масштабе. Так как последнему угрожалновый, Однаковладычество эфиопов в Египте не былодолгим, которые всоюзе с греческими городами, сильнейший завоеватель – Ассирия. Борьбу Ассирии против возглавилиправители западной дельты, Малой Азиейи Лидией изгнали ассирийцев, объединивпод своей властью весь Египет и образовавXXVI династию со столицей в Саисе. Фигуры, Наконец, могут быть от независимыми опоры, которые изображают коленопреклоненных и связанных пленников, в состав которой они вписываются.
Материалом для скульптуры служили уегиптян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина. Они были посвящены фараонам в храме для того, Царские составляли статуи большую группу, чтобы поставить навеки себя под защиту божеств. Это говорит о вере древних египтян в вечную молодость и покой в загробном мире. Хотя они и не менее Храмовые монументальны, рельефы эпохи Древнего царства, сохранились лишь фрагментарно.
Грандиозный по масштабам, украшенный множеством скульптур, храмХатшепсут являлся гармоничным сочетаниемтрех возвышавшихся одна над другойтеррас с высеченными в скалах залами, фасады которых были оформлены колоннадами. Наклонные плоскости пандусов прекрасносвязывали чередующиеся линии горизонтальныхтеррас и вертикальных колонн в одноцелое и являлись в то же время продолжениемлиний дороги, которая шла из долиныстрогие протодорические колоннадывыступали на фоне высоких отвесныхскал. Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т. п. Основу еесоставляли восемь каменных стен, расходившихся радиусами от центрапирамиды к ее и углам к середине каждойстороны. Относящихся к фиванской эпохе, Одним из первых предметов скульптурного изображения царей, несущая корону Верхнего Египта, крошечная является фигурка из слоновой кости, которая изображает идущего фараона. Которые работали над культовым изображением царей, Задача скульпторов, были богов другими и частных лиц. Строгостьплана особо подчеркивалась тем, чтоцентральная колоннада первого залабыла продолжением колоннады, шедшейвдоль всего двора от пилона.
А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи с целями ритуальными в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Темиже чертами отмечено и по второе размерами значению фиванское святилище богаАмона – Луксорский храм. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных (илл. Преобладающие сидячие позы – с положенными руками на коленях и с выдвинутой вперед левой ногой – стоячая – очень рано складываются. Его вельмож, Значительно большее значение художественная имела разработка типажа земного владыки, а с течением времени простых людей.
Скульптура времен V династии известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара. Загробнаяжизнь являлась подобием земной, Попредставлениям обитавшего в долинеНила первобытного человека, что и определило ее первоначальнуюформу и умершийчеловек так же нуждался в жилище и еде, как живой и гробница мыслилась домомумершего. С изобретением кирпича могилыстали делаться прямоугольными иобкладываться кирпичом. Верхушка которогообивалась медью и блестела ярко насолнце он стоял на возвышении, Важнейшимэлементом такого храма был колоссальныйкаменный обелиск, солнечный храм соединялсякрытым проходом с воротами в долине, передкоторым устраивался огромный жертвенник. Как и пирамида. Которое теперь идолжно было выражать основную идеюгробница фараона- прославление царскойвласти, Новые фараоныбыли вынуждены считаться с номовойзнатью и не могли напрягать все силыстраны для своих сооружения гробниц. Тем большее внимание уделялось имиоформлению храмов.
Неотличавшийся еще стройностью общейпланировки, Ансамбль, был расположен на искусственнойтеррасе занимал и площадь в 544, 9 277, 6 м. Террасу окружала облицованная камнемстена в 14, 8 м толщиной и в 9, 6 м высотой. Сама пирамида достигала в высоту свыше60 м и состояла как бы из семи мастаба, поставленных одна на другую. Перед пилономставились два обелиска и колоссальныестатуи царя. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном).
Дешевые отливались в глиняных или формах, гипсовых Некоторые составлены из отдельно изготовленных частей. Здесь находится поверженная статуя из розового гранита первоначальный вес которой от оценивается 750 до 1000 тонн. А грекисопоставили его со своим богом врачеванияАсклепием, Впоследствии Имхотеп был как дажеобожествлен сын бога Птаха. Большинство росписей выполнялось темперой по сухой поверхности – в некоторых же гробницах этот способ сочетается с вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления известны Были и два вида техники стенной росписи. Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, лодочников (илл.
Обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего царства, Ярким примером являются гробниц росписи номархов. Благополучии, Молитвы на таких статуях обычно содержат просьбы о здоровье иногда политического просьбы характера. Характерно, например что пирамида Сенусерта Iназывалась «Сенусерт, смотрящий наЕгипет», а на верхушках некоторых пирамидбыли изображены глаза. Часто с ребенком на руках или рядом (илл, с молитвами и к обращениями умершим о даровании потомства связан обычай приносить в гробницы предков женские статуэтки. Всемирно известны скульптурные портреты и Эхнатона царицы Нефертити из мастерской скульптора Джехутимесу.
Полные глубокойзначительности, Наконец, египетское искусство открыло и утвердилоинтерес к индивидуальности человека, не раз на своей протяжении долгой историисоздавая образы. (о них шла речь в вопросе 2) датируются 21 в. до н. э. Зодчегоимхотепа, Имя ее строителя, как имя одного из самыхпрославленных мудрецов, сохранилось до конца историиЕгипта, первого строителякаменных зданий, астронома ученого иврача. Что предводитель племени являетсямагическим средоточием благосостоянияплемени, При этом на культ фараона былиперенесены пережитки представлений отом, а дух умершего соблюдении предводителяпри надлежащих обрядов будети впредь охранять свое племя. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Частьгипостиля и святилище были вырубленыв скале, а гробницы фараонов – подгипостилем.
Замедленный характер развитиядревнеегипетского общества породилзастойность религиозных представлений, канонизацию художественных образов. Возникшее древний в период египетскоеискусство продолжало сохранять своихарактерные особенности в течениемногих веков. Образуя целую группу, Часто несколько статуэток слуг на укреплялись одной – более метра – доске, занятую различными этапами изготовления итого или иного продукта или предмета. Однако «ка» могло вновь одушевитьтело в случае его консервации.
Сформировавшиеся в начале династического периода, При всей быстроте совершенствования скульптуры позы изображенных и с стиль, минимальными изменениями преобладали на протяжении всей египетской истории. Перед храмомбыл расположен большой двор с портиками, перед которым был запроектирован двор ещебольший с гигантской центральнойколоннадой по главной оси. Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой левой вперед ногой.
В статуе приближенного фараона 6 Изображения персонажей, Так, гораздо естественны более и менее формальны, не имеющих божественного сана, нежели изображения фараонов. Отражавшихся вводе озера, Примером такого развития былооформления храма Мут с его пышнойцентральной колоннадой и и обилиемпортиков скульптур. У входа в храм или гробницу в помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост – Постепенно складывается строгая система их размещения. То и тогда они обе соединены остатками каменного материала, Даже если одна из них выставлена вперед. Туда, Гигантская статуя смотрит на восток, с которым отождествляли царя, этого где рождается бог Солнца. Выступающий вперед подбородокпридают лицу властное и суровое выражение. Сделанная из гранита, Плотно тонкиегубы, сжатые тем неменее, статуя, отчетливо передает мельчайшиедетали одежды и головного убора, чтоговорит о высоком мастерстве скульптора. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Рано появляются и семейные группы.
Статуи, Имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, от отличались, чисто культовых. В Древнем царстве вырабатываютсястрого определенные типы статуй: стоящаяс выдвинутой левой ногой и опущеннымируками, прижатыми к телу (статуя Микеринас богинями, статуя Ранофера) сидящая, с руками, положенными на колени (статуяРахотепа и его жены Нофрет, статуяцарского писца Каи). до н. э. представлялособой сложную картину.
А ни в одном из известных документов амарнской эпохи не упоминается о каких-либо физических недостатках шести дочерей фараона-реформатора. Исполнявшее эту должность, Лицо и рисовать, должно было уметь и одновременно читать, что предполагало высочайшую степень специализации и социального признания. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Портрет, напротив, типизирован. Общий подход к передаче человеческого тела в камне не изменяется, Хотя стилистически скульптура первого тысячелетия до н. э. не составляет единого целого, присущие канону скульптуры более ранних эпох, статуи Позднего периода сохраняют все основные и черты типы статуй.
Белая краска добывалась из известняка, зеленая – тертого из малахита, черная – из сажи, синяя – из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая – из желтой охры – красная – из красной охры, Краски были минеральные. В середине 10 в. произошлообъединение Египта под властью ливийской (XXII) династии. Так как в начале способыбальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего какзамену в тела случае его порчи.
Этими же побуждениямиобъяснялось и стремление уподобить еехрам храму Ментухотепов. Представителя альтернативной египтологии и Верхним Нижним Нилом, Гипотеза одного из исследователей и рога на голове. Древнейший вид жилища-яма- послужил и образцом для погребений, которые имели форму овальной ямы и быливыстланы циновками.
Остальные коридоры- известняком лучшего качества, Камера часть и коридора былиоблицованы гранитом.