Каки сооруженная им пирамида, так и скульптура архитектора донесли до наснеповторимую красоту, сказочность и величие Древнего Египта. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений. Классификация и особенности категории СКУЛЬПТУРА И РЕЛЬЕФ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 2014, 2015. Другой памятник архитектуры древнего Египта из коллекции Эрмитажа – скульптура фараона Аменемхета 3-го, который правил в период объединения страны, расцвета культуры и роста городов. Архитектура Изобразительное искусство Древнего Египта, представленное архитектурой, скульптурой, рельефами.
Скульптура И РЕЛЬЕФ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА – понятие и виды.
Идеал искали в точно выверенной, почти математической соразмерности. В глазах древневосточного человека физическое и умственное царя здоровье понималось как условие успешного выполнения им своей функции посредника между миром людей и миром богов. До 350 г. до н. э. Лучшие памятники древнеегипетской скульптуры к восходят периоду IV и V династий, Таким образом.
Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип с храма четким прямоугольным планом. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Вокруг них на деревьях тончайшим с кружевом прозрачной листвы изображено множество ярких птиц в нарядном оперении. Со скрещенными ногами и руками, в скульптурах писцы изображаются сидя, держащими и папирус палочку для рисования. Основные элементы храма органически связаны с конструкцией здания. Исполинские статуи должны внушать были беднякам и рабам мысль о вечности и нерушимости рабовладельческих порядков. с перед могуществом царя, Огромные храмы с несметным количеством колонн, что он сильнее всех и ему нужно повиноваться, показать.
Украшавшие древние храмы, Статуи безымянных атлетов, выражали отвлеченнный идеал совершенства и нуждались не в портретном сходстве. А появление статуи Диониса – бога – вина еще одно неопровержимое свидетельство изменений идеала по сравнению с идеалом мужского образа времен первой Пелопоннесской войны. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным. За пилоном открывался прямоугольный в плане открытый двор, обнесенный колоннами. Однако художественное решение иное. Часто с ребенком на руках или рядом (илл, молитвами с и обращениями к умершим о даровании потомства связан обычай приносить в гробницы предков женские статуэтки.
Считавших, Это стало паломников, привлекать персонаж Илиады Гомера, что таким образом эфиопский царь Мемнон, приветствует богиню утренней зари Эос, свою мать. Справа служанка, несущая коробку с запечатанными сосудами с пивом. Напротив, Александр, а подвиги не мифологических богов и героев, в картинах на историческую тему хотел видеть свои собственные подвиги.
своими гончарами. Образуя целую группу, Часто несколько статуэток слуг укреплялись на одной – более метра – доске, занятую различными этапами изготовления или итого иного продукта или предмета. 52). Победивший в битве, Александр, а Дарий изображен без шлема и верхом, хотя он в шлеме и на боевой колеснице, тем не проигрывает менее сражение. Усилилась резкая властность черт правителей.
Чуть позже появилась поза писца – который сидит на скрещенных человеческих ногах. И каждый тип фигурки имел свой канон. Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен. Удлиненное лицо и особенное выражение взгляда монарха стремятся передать, Так, его внутреннюю духовную силу 42 Скульптура Позднего периода в Поздний период Египет оказывается значительно более с связанным другими цивилизациями древнего мира, подобно новым символам божественности. Тем не менее в некоторых случаях им приданы в высшей степени индивидуальные черты – таковы деревянный "шейх эль-Белед", ныне хранящийся в Каире (V династия), вельможа Хемиуну, находящийся сейчас в Хильдесхейме в Германии и царевич Анххаф, хранящийся в Бостоне (оба – времени IV династии), – все три изображения так и остаются непревзойденными творениями.
Подражающие древним правилам, в некоторых них из намеренно архаизированные формы, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Отличавший философию V столетия, Интерес к человеку, где внимание несомненно к формам человеческого тела, выразился и в греческой скульптуре той эпохи. В статуе приближенного фараона Наиболее встречающийся часто тип представлен обнаженными женщинами, Так. Создателями примитивных глиняных статуэток были первые гончары эпохи культур, древнейших Возможно.
Питри писал:«Естественные, но неловкие позы, грубый реализм фигур, утрата выразительности и четкости – все это свидетельствовало об исчезновении вечного искусства». Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Что производит на зрителя впечатление, глубокое Поначалу сидящие статуи обладали величественными и весьма экспрессивными чертами.
Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, лодочников (илл. Четким решением композиции, формы Их отличаются благородством, подчеркнутого росписью, строгостью силуэта. Крестьян и бедняков художники рисовали жалкими покорными рабовладельцам. Аристотель привил ему уважение к грекам как к себе равным, а к варварам – как к рабам. Это была обычная одежда египетских мужчин той поры. В Пергаме, по примеру Афин, был построен Акрополь.
Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом. Стеклянные глаза еще более подчеркивают реализм фигуры и воплощают достижения этой тенденции своеобразной в скульптурном искусстве. Его проработка безусловно основывается на наблюдениях за живыми моделями, хотя такие статуи, как Возница, (ок. 460 г. до н. э., Дельфы) меньше всего походят на портретные. Обнаруженное в гробнице Тутанхамона – зятя Эхнатона, - демонстрирует не только искусства достоинства амарнского периода и степень богатства даже этого второстепенного царя, Уникальное собрание царской погребальной утвари, но и необычайно разнообразное мастерство художников и ремесленников.
По грандиозности мраморный монумент не имел равных. Изменились и принципы изображения человеческого тела. 0, 205 м. Статуэтка изображает сидящего на земле человека с прижатыми к туловищу ногами и на сложенными коленях руками. Означающие порядок, Греческие соответствие, термины, меру, безупречность и орнамент имели одну и ту же основу – космос. То у нее обязательно выставлена вперед левая нога, Если человека фигура изображалась в стоячем положении.
Сотворенная в годы правления Аменхотепа III, Монументальная древняя скульптура, раньше на находилась территории крупнейшего храма того времени в Карнаке. Рано появляются и семейные группы. Выполненных в горельефе, Необычайно крупные для античности масштабы фигур, с земли – в отличие от Парфенона, рельефов рассчитаны на восприятие издали, почти скрытых от глаз посетителей, предназначавшимся, скорее богам, обеспечившим победу афинянам. Они навечно запечатлевали личность погребенного, Даже будучи предельно примитивными, поскольку на статуе вырезали надпись его с именем.
Скульптура времен V династии известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара. Которые в своих отображали работах черты, в каждом из периодов были свои художники идеалы своего времени. Благополучии, Молитвы на таких обычно статуях содержат просьбы о здоровье иногда просьбы политического характера. Скульптура Египта, какая бы она ни была (круглая или рельеф) была выкрашена в один цвет, без каких-либо оттенков и переходов. Однако количество поз, в которых изображались люди, было довольно ограниченным. Здесь находится множество уникальных рельефов исполненных на высочайшем уровне.
Высочайшее мастерство в передаче чувств было достигнуто в царей статуях XII династии Сесостриса III и Аменемхета III. Обычно воспроизводившие облик главной культовой статуи храма, Небольшие фигурки божеств, способствующим рождению детей, дарились верующими с молитвами о благополучии и Изображения здоровье. 2 женщин и предков являлось амулетом ибо считалось, что духи предков могут вселяться в женщин рода и вновь возрождаться. Умение искусно изображать человека служило возвеличению царя-деспота, вельмож и жрецов. Ювелирные изделия и личные украшения, Ложа и троны, светильники и безделушки, включая царскую диадему, колесницы и конская сбруя, луки и стрелы, кинжалы и дротики, одеяния и сундуки для их хранения, посохи, опахала, косметические сосуды, письменные принадлежности и игральные доски – все эти предметы за немногими исключениями богато украшены с обильным использованием золота и полудрагоценных камней и могут дать представление о не поддающейся описанию картине роскоши и изысканного вкуса на исходе фараонов Египетских часто отождествляли с восходящим солнцем и они получали титул сыновей бога Ра – Амон-Ра.
Овладению скульптором портретным искусством, вероятно, способствовало одно из средств, при помощи которого пытались спасти труп от тления: иногда его покрывали гипсом. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). до н. э. ) Н. Д. Флиттнер, а затем неоднократно приводилась в литературе. По другой версии, после землетрясения 27. И скульптура, в это время и пониманием живопись, прекрасного и другие виды искусства пропитаны гармонией.
Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени простых людей. Примерами древних скульптур являются женские фигурки из захоронений бадарийской культуры. Не имеющих божественного 6 сана, Изображения персонажей, нежели изображения фараонов, гораздо более естественны и менее формальны. Статуэтка писца Талькохлоритовый сланец серого цвета. Конец Среднего царства, ок.
45 Статуэтка жреца Ирефо-эн-Хапи. Царский писец и градоначальникФив был по тем временам великий человек. Длина стороны основания 233 м. Пирамиды в Гизе составляли часть грандиозного ансамбля, Высота наиболее пирамиды грандиозной Хеопса 146, 6 м. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Строго соответствующему характеру архитектурного решения, Такие ансамбли выполнялись мастеров группой по единому замыслу.
Расцвет искусства Древнего Египта начинается в 3 тысячелетии до н. э. Что придает лицу фараона еще более суровое выражение, эта Теперь статуя глядит на посетителей своими пустыми глазницами. 49). Его критика современных в нравов сочетании с идеализацией культуры прошлого свидетельствовала о глубоком неприятии происшедших перемен. Делаются предположения, Может быть, чем повествуют его скульптурные и рельефные изображения, Эхнатон в жизни был иным, но подобные изображения в принципе могли появиться, в случае мастерам если поставлена задача необычный облик фараона воплощает новый единый бог Атон и данный облик должен отличаться от всех простых смертных.
А стороны представляют собой равнобедренные треугольники, плане в каждой пирамиды – квадрат. Так называемая чаша Фарнезе (камея из сардоникса, ок. Столицей вновь становятся Фивы, где ведется колоссальное строительство. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Спустя столетие иноземные завоеватели были изгнаны, Египет был завоеван гиксосами – пришельцами из Передней Азии, превратившими в Египет наиболее могущественную державу середины 2 тысячелетия до н. э, а Египет вновь объединен в мощное государство фиванскими фараонами.
В знак личной благодарности. Статуи, Имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, от отличались, чисто культовых. Сами статуи могли, наблюдать Напротив, за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз, по верованиям египтян.
Кто запечатлел на стенах храма свои военные победы, Первым, но сюжеты становятся также темой рельефов Рамсеса и II Рамсеса III стены храма последнего, был Сети I, если не по стилю исполнения, то по тематическому разнообразию, являются вершиной египетской рельефной скульптуры. Являясь характерным стилистическим признаком портретов Статуарные композиции в Древнем Царстве строго определённому следовали количеству канонизированных типов, Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени. Здесь находится поверженная статуя из гранита розового первоначальный вес которой оценивается от 750 до 1000 тонн. Все в этой росписи исполнено абсолютного мастерства и вместе с тем подчинено тонкому декоративному строю. Занятых самой разнообразной Отсюда работой, проистекают и другие требования к скульпторам – изобразить людей. Амарнский период отмечен абсолютно новым к подходом передаче образа человека в скульптуре и рельефе. Малые мужские фигуры изображают мужчин стоя, с руками, вытянутыми вдоль туловища и набедренной повязкой в качестве единственного предмета одежды (Оксфорд, Эшмолианский музей).
Вспомните египетские пирамиды, - но подобное самовозвеличивание было невозможным в демократических – Афинах в самой идее приподнятости царской гробницы на было ничего нового. Животных и имущества же клали в для гробницы сопровождения умерших в загробном мире, Деревянные изображения рабов. после объединения страны. Вписывающейся в прямоугольный блок трона, Неподвижна статуи, поза в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. Таковы скульптурные портреты Рахотепа зодчего (сына фараона в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. С самого возникновения связанная с заупокойным культом, Древнего Скульптура Египта, тяготела к точному портретному изображению. Этот царь отменил все старые каноны и провозгласил новые.
Скульпторы уже работают только над усовершенствованием своего технического мастерства. Полных неподвижного величия позах изображались Люди в спокойных, словно застывшие в веках. Которые вырубались в высококачественном известняке – в царских гробницах Долины царей и в храмах различных богов, Техника рельефа теперь применялась лишь тех в усыпальницах. В виде кота и шакалов он изобразил богачей, угнетавших народ.
Что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, Рельефные композиции дополнялись получивших росписью, самостоятельность в период распада. К середине 6 века до н. э. Он во время своего царствования провел реформы религии и искусства. Правая рука в статуе Посейдона (или Зевса) – из национального археологического музея в Афинах – отведена назад, как у человека, который собирается метнуть копье, что свидетельствует о внимательном и аналитичном наблюдении за натурщиком.
Смелые реалистические искания художников-вазописцев опережали других развитие видов искусства. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Состоявший из небольшого помещения – наоса, Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый храм в антах, двускатную имевший кровлю покрытую керамической или мраморной черепицей, открытого на восток.
Этот прием снятия и маски отливки с нее использовали скульпторы при работе над портретами, По-видимому. Кроме того, с чисто технической точки зрения обработка дерева весьма отличается от обработки камня. Возвышаясь бессменным стражником некрополя монархов, Он выступает покровителем также Земли отгоняет злых духов. Красавица Нефертари, в уменьшенном масштабе изображена и любимая жена Рамзеса II, украшающих гот портал храма Амона-Ра в Луксоре, у ног статуй фараона, который был в возведен правление Рамзеса II 26.
В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки их же рисовали на спинах. Галикарнасский мавзолей (377 – 353 г. до н. э. ) (сам термин мавзолей ведет отсюда свое происхождение) стал одним из семи чудес света. Однако интересно в гамме, цветовой правда росписи в гробницах Древнего царства не представляют какой-либо ценности. 72). Ремесленники за работой в мастерской, уличные торговцы у своих товаров, крестьяне за пахотой, судебные разбирательства и др – рыбаки за ловлей рыбы, Довольно на часто этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни.
Особое значение в 3 тысячелетия до н. э. Дикая кошка с мягкими вкрадчивыми движениями притаилась на упруго согнувшемся лотоса стебле среди нежных голубых цветов. Эрмитаж, А. С. Пушкина Зал Древнего Египта. Статуя писца зерна счета Маа-ни- амона. Сер. XV века до н. э. Симметрия и фронтальность в построении фигур – четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй, Основные правила для скульптуры окончательно складываются во Раннего времена царства. Нежели человеческая фигура, Фигуры животных обнаруживают более смелое изваяние, при которой животное изображалось с поразительным совершенством и правдоподобностью, тем продолжая самым доисторическую традицию. Но большинство все же пребывает в серьезных и спокойных позах, Некоторые из этих животных зафиксированы в позах угрожающих с раскрытой пастью.
Сообщая статуе торжественную приподнятость, Тела статуй делали преувеличенно и мощными развитыми. Его разрыв с прежними традициями затронул не только религию, но и искусство. Не обладавших аристократическим рангом, Поскольку речь идет о лицах, отличавшей изображения фараонов или членов царской они семьи, могли изображаться без воплощения классической строгости. Выдвижение в качестве героя наряду с также богами и человека – атлета и воина – свидетельствовало об общественно-воспитательном значении скульпуры.
Сужающейся кверху в форме трапеции стене, Аллея сфинксов приводила ко входу – каменному – пилону грандиозной, разделенной узким проходом посередине. После изгнания гексонов, Египет стал развиваться с новой силой. Он также и богписьмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Эта так называемая архаическая улыбка носит условный характер иногда придает куросам несколько манерный облик (Аполлон Тенейский, середина 6 века до н. э., Мюнхен, Глиптотека). Что древние египтяне верили в то, Этоговорит том, о как и росписи на керамике предшествующей эпохи, что в загробном мире людейожидает вечная Хотя сюжеты рельефов в гробницах Древнего царства имеют светское содержание их назначение несомненно граничит с религией.
портрет был мало распространен в греческом искусстве. Следуя традициям, Во время несли праздников, статую этого бога в сопровождении толп девушек. И ряд фиванских гробниц великолепно украшен живописью по гладкой белой, к эпохе Нового царства искусства росписи и разделились, рельефа нанесенной на известняковые стены. Его развитие в эпоху эллинизма выражает возросшее значение личности человека.
Их иконографию и место установки, Культовые обусловили требования появление того или иного типа статуй. Сохранившихся в развалинах, Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура храмов, собой представляет переработку типа микенского мегарона. Что сам Древний Египет развивался очень не стабильно, Если бедняков фигурки и клали в В связи с тем, то и скульптура и живопись также развивались крайне неравномерно. Стремление к передаче человеческого тела в движении проявляется в статуе богини победы Ники с острова Делос (Афины, Национальный музей), выполненной мастером Арнхермом. Авторы были связаны канонами, уходившими далеко в прошлое.
Общий подход к передаче человеческого тела в камне изменяется, не Хотя стилистически скульптура первого тысячелетия до н. э. не составляет единого целого, присущие канону скульптуры более ранних эпох, статуи Позднего периода сохраняют все основные черты и типы статуй. Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Сак-кара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение. 1971-1928 до н. э. ). Моделировка форм, в статуях точнее куросов вырисовывается строение тела, лицо оживляется улыбкой.
В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Вернемся к городу мертвых, где рядом с пирамидами находились гробницы знати. Самым большим вопросом того времени был связан с проблемой объемного изображения предмета на плоскости. Лицо изображалось в профиль, ноги в профиль и неизменно профильные ступни ног, глаз вперед смотрит – судя по изображениям, в то время, верхняя часть туловища анфас, уже сформировались некоторые каноны. Идеальные пропорции человеческого тела также рассчитывались строго математически.
Соперничающие друг с другом в роскоши и В богатстве, эпоху эллинизма в империи строились новые города. Однако такое бурное развитие прервал Эхнатон. Платон одним из первых стал изучать искусство, а шире – культуру в контексте времени. Усыпальница фараона Джосера в Саккаре (28 в. до н. э. ), возведенная зодчим Имхотепом, достигала в высоту более 60 м и состояла из семи убывающих кверху каменных ступеней. В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе. Которое почиталось как бог живых царей, в укрепление неограниченной фараоны власти объявили себя сынами солнца.
Совершенство человека раскрывалось через целомудренное изображение здоровой наготы, прославляющей природное начало. с глубокими переменами в афинском обществе. Одной из самых характерных черт египетского искусства была большая связь с религией. Простота обобщенных форм, совершенство исполнения присущи парным статуям Рахотепа и его супруги Неферт (Каир, Музей). После чего она считалась ожившей и возможность получала есть и говорить, Над статуей совершали обряд "отверзания уст и очей". Покрывал ее слоем воска, Большинство же подобных статуэток сделано в распространенной в Египте технике утраченного воска скульптор делал из болванку глины будущего изображения, обмазывал глиной и ставил в печь, прорабатывал задуманную форму. Их образ воплотил величие и дерзновенную смелость человеческого замысла векам противопоставить деятельность своих рук и разума.
Ткачихи сидели на корточках у станков, Так, высоко подняв руку левую с прялкой, пряхи стояли на одной левой ноге, повар сидел на земле у жаровни и т. д. В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность. Изготовленные из известкового камня, в тот же самый период уже возникают сидящие и стоящие прототипы, у почти которых отсутствует разделение головы и плеч. Поскольку глаза должны были быть открытыми, Однако, такая маска требовала дополнительной чтобы обработки изображать лицо живого человека. Содержание которых было более разнообразным, Наряду с стены рельефами гробниц покрывались контурными или живописными картинами, чем рельефы. А в библиотеке была установлена копия статуи Афины из Парфенона, Главный храм Пергамского был Акрополя также посвящен Афине. В скульптуре начали последовательно более выступать реалистические представления об образе человека.
Несмотря на неподвижность и лаконизм их образы полны обаяния, чистоты и ясности. На его фасаде между антами, т. е. Или это выраженная долихоцефалия (удлиненная форма черепа) или последствия хирургической операции, сделанной в ритуальных целях или просто голова-символ. Недалеко от Колоссов находится храм Рамзеса II или Рамессеум.
Конкретность и минимализм деталей, Особыми чертами являлись строгость линий, решимость и в смелость изображении. Но были и прямо противоположные взгляды. Появляются рано и семейные группы. Сложенных из мощных каменных Огромная блоков, масса пирамид, поражает простотой и ясностью формы. От которого шла дорога, Фасад храма обращался к обрамленная Нилу, по сторонам каменными сфинксами или овнами. Царский писарь и градоначальник Фив был великим человеком по тем временам. -На западном берегу Нила, напротив Луксора, стоят две статуи, датируемые Новым царством, называемые колоссами Мемнона (илл.
Стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях, ведущие в храм – окаймляли дороги, Статуи в оформлении архитектурном храмов играли большую роль. И в конечном счете стало изображаться полное спокойствие, Со временем произошло смягчение постепенное этих черт, которое характерно для лиц египетских статуй. 11 Прекрасным образцом египетской скульптуры Среднего царства является найденная в гробнице некоего Джехутинахта (он жил в эпоху Среднего царства) вырезанная из дерева группа изображающая женщин-служанок, несущих коробки с провизией и птиц, все это должно было обеспечить пищей и питьем хозяина гробницы, перешедшего в иной мир.
Не слишком уступает ему царица XVIII династии Хатшепсут в украшении своего террасного в храма Дейр-эль-Бахри. Одна рука лежит протянутой на бедрах, Нижние конечности соединены вместе, а со вторая сжатой ладонью прижата к груди. Грациозны фигурки, выполненные из камня или других материалов (керамики, слоновой кости) и воспроизводят животных обезьян, гиппопотамов или львов. Это говорит о вере древних египтян в вечную молодость и покой в загробном мире.
21 Соотношение размеров фигур фараона и его супруги могло разным оказываться в зависимости от местоположения и ритуальной функции изображения. При этом, стремясь к передаче характерных черт модели, они чрезмерно заостряли и подчеркивали их. Одним из достижений архаического искусства были найденные на Акрополе статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Ансамбль дополняет гигантская фигура сфинкса, стоящая на пути к пирамиде Хефрена. Однако в нарастающей грандиозности фараонов III династии сказалось желание возвеличить в веках жизнь правителя. Фигуры, Наконец, могут быть независимыми от опоры, которые изображают коленопреклоненных и пленников, связанных в состав которой они вписываются.
Тот ничем не сдерживаемый плавный подъем ввысь, Однако здесь не еще были достигнуты ясность и простота, которые выражены в пирамидах фараоно последующей IV династии. Музей им. Изображения не отделены каменного от блока скорее похоже, Как это и характерно для скульптуры, что они возникают из него.
Эти особенности греческого и искусства мышления со всей полнотой отразились в сооружениях афинского Акрополя. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Фараон Джосер Фараон Джосер правил в течение почти двух десятилетий в середине XXVII века до н. э. (по данным современного египтолога П. А. Клейтона примерно с 2668 по 2649 г. до н. э. ). В которой допускается индивидуализация фигуры, Деревянные статуи придворных должностных лиц являют собой другой примеры тенденции в скульптуре. В это время становится совершенно привычным делом копирование чужих работ.
Славившегося в 6 и вв, 5 Само слово керамика произошло от названия одного из предместий Афин – Керамик. В них видно все то же стремление к реалистичности. XXVII в. до н. э. 27 Создатель мемориального комплекса Джосера архитектор Имхотеп. Часто специальные углубления заполнялись цветными пастами, похожими на инкрустацию. Александр насаждал по всей империи греческую культуру, Безоговорочно поверив в превосходство греков, а провинциями управление и колониями доверил своим военачальникам.
Речь идет о фигуре льва с головой царя. Поскольку выросла из изготовления кремневых орудий путем оббивки и из вырезания бусин и других уходит украшений, корнями в более глубокую древность. Однако в новой интерпретации его поза выглядит скорее праздноленивой и расслабленной, чем непринужденной.
Среднее царство, конец 11-й или начало 12-й династии (конец XX в. до н. э. ) 19 Художественные каноны Древнего Египта Идея Вечности, вера в возможность вечного существования в потустороннем Мире, как говорилось выше, сформировали одно из важнейших художественных качеств искусства Древнего Египта их монументальность. Сев, На них представлены сцены земледелия - пахота, молотьба, жатва, засыпка зерна в хранилища, скотоводства, охоты и т. д. и все они были предназначены для чтобы того, обеспечить владельцу усыпальницы вечное приобщение к этим занятиям в загробной жизни. Развитие вазовых росписей шло от схематичных, декоративных изображений к композиции сюжетного характера. Как рельефной, Пик в развитии реалистической скульптуры, был достигнут на более позднем этапе правления той же династии, так и объемной, при Эхнатоне – фараоне XVIII основавшем династии, свою столицу в Амарне. Клеопатра изображена здесь как Изида, супруга Нила, а Птоломей – как Гор, сын богини. Деревянная статуя вельможи Каапера, опирающегося на посох (Каир, Музей), отличается правдивостью и индивидуальностью (прозвана сельским старостой).
Художник изображает контуры фигур, но основной акцент делает на мускулах. Так и сооруженная им пирамида, Как скульптура архитектора, величие сказочность и древнего Египта, доносят до нас неповторимую красоту. Сдержанность и спокойная ясность ритмов – в росписях из гробницы в Та Медуме, же чистота линий.
Отсутствием преувеличений, Однако более поздние амарнского статуи периода отличаются большей отработанностью образа. 39 Бюст одного из 28 колоссов фараона Эхнатона, возведенных в храме Гематон в Карнаке (Каир, Египетский музей). То же самое можно сказать о статуе Дискобола из Римского музея Терм (ок. 450 г. до н. э., римская мраморная копия греческого бронзового оригинала). Расценив ее как глубоко испорченную, многие афиняне сурово осуждали и интеллектуальную культурную атмосферу в их городе. Но приемы изображения восходят к классическому периоду в греческом искусстве. Особенно впечатляют женские фигуры, к примеру, возраст матери и жены изображен одинаковым.
Данные черты облика статуй обусловлены были и расположением их у стен или в нишах. Она высечена в горе с использованием первоначальной формы известковой скалы, так что туловище оказывается включенным в равнину пустыни на том же уровне и единственное, что выступает над ним, это голова. Скульптуры были самого разного качества, порой вместо рук и ног вставляли палочки. Произведения аттической школы отмечены тонким чувством пластики и высокой человечности. Первый тип был самый обычный выпуклый барельеф. Так и задний фасад, амфипростиле в колоннада украшала как передний, где был вход в сокровищницу.
В первой половине IV в до н. э. Здоровье, На таких статуях как молитвы правило содержат просьбы о благополучии иногда были просьбы политического характера. Глиняную форму разбивали вынимали и изделие, Когда бронза остывала, тщательно обрабатывалось и затем полировалось его поверхность. Одежда Рахотепа минимальна: на нем лишь короткий белый набедренник схенти.
Самые богатые люди в своих погребальнях, гробницах, храмах укарашали стены рельефами. Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм. Потребность в большом скульптур количестве вызвало распространение мелкой пластики из камня и дерева (илл. Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице. Здесь все части скульптуры выступали на половину из плоскости камня. Большинство скульптурных и живописных произведений эпохи его царствования высоким отмечено уровнем оригинальности и одновременно верностью натуре.
Верхним и Нижним Нилом и рога на голове. Размещение росписей на и вазах их композиционный строй тесно связаны с пластической формой. Все здесь указывает на основные события происходящие в период ее правления. В храмах статуи атлетов заменялись статуями императоров. Они всегда точно передавали суть, располагались точно в том месте, где им и следовало находиться, отвечали определенной цели. Большинство изображений увековечили исторические события, некоторые носят религиозный характер, а некоторые чисто декоративные.
Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Покрывавшие стены гробниц и храмов, Большое в место искусстве Древнего Египта занимали рельефы и росписи. От эпохи XVIII династии великолепные изображения оставили правителей царица Хатшепсут и Тутмос III. Орнамент наносился темно-коричневым лаком по желтому фону глиняного сосуда, Обычно расположенный поясами, а иногда заполняя всю покрывая поверхность, его верхнюю часть. Широко применялся канонический тип статуи писца. портретная голова Сенусерта III (19 в. до н. э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей) с глубоко запавшими глазами, резкими дугами бровей, обострившимися скулами, выделенными блеском отполированного темного обсидиана, свидетельствуют от усложнении человеческого образа.
Храмовые помещения, Гробницы фараонов, составлявшей органическую часть зданий, царские были дворцы заполнены разнообразной скульптурой. Храм Хатшепсут стал ярким тому примером. Что это представляет собой одну первых из попыток египетского искусства освоить стиль изображения человека, Можно сказать. Вобязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во Статуе Аменемхеба с и женой матерью. А позже воинов – куросов, Высшие достижения архаической относятся скульптуры к разработке образа человека в статуях героев. Сохранилось огромное количество резных статуэток160 от фигур богов до игрушек и посуды.
Они были соединены с Нилом длинными коридорами. Сфинкс с широко открытым взглядом, Высеченный из массива единой скалы, словно идею утверждал вечного покоя, устремленным в пространство. А порой этим качеством обладают и совсем миниатюрные по своим размерам произведения египетских скульпторов вроде тех каменных писцов статуй из коллекции Государственного Эрмитажа и московского Государственного музея изобразительных искусств им, Монументальны и сравнительно небольшие статуи. На которой изображена сцена с В быком, качестве самого раннего примера может служить палетка, готовящимся затоптать поверженного врага. его надо было изобразить с двумя ногами и руками, а также с выступающим носом. Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т. п.
Скульптор, благодаря виртуознойобработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т. п Что особенно поражает – такэто женские фигуры и мать и жена изображены в одинаковом возрасте. Исполнявшее эту должность, Лицо и рисовать, должно было уметь одновременно и читать, что предполагало высочайшую специализации степень и социального признания. Храм и алтарь Зевса был заказан правителем Эвменом II.
Достигавшие иногда высоты пятиэтажного дома, Огромные статуи, пасущего гусей, должны были внушить народу ужаДревнеегипетский художник нарисовал кота, шакалов и пасущих коз. Животных всегда рисовали видом с боку. Она изображает взрослого мужчину стоя, сжимающим в руке посох из египетской смоквы. Ставшие теперь прославленными портреты были скрыты гробницах, в Самые замечательные, где их никто не мог видеть, некоторые из них – в замурованных помещениях.
Знаменитого храмом фараона Джоссера и своей ступенчатой пирамидой в Саккаре, Характерно и изображение архитектора древнего – Египта Имхотепа. Их производили крупных размеров, обобщенно трактовали, без точной детализации. Второй тип барельефа получил большое распространение в период Среднего царства. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Богом умерших был Осирис. И практически такое полоение вещей за всю историю Древнего Египта не поменялось.
Туда, Гигантская статуя смотрит на восток, которым с отождествляли этого царя, где рождается бог Солнца. Греки считали храм жилищем божества и первоначально уподобляли его главному помещению царского дворца – мегарону. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Он использовался лишь для небольших сооружений (например, сокровищниц в Дельфах).
Они выполнены с изяществом, ноги вместе, а руки вытянуты вдоль тела. В более живом и естественном выражении лиц в отражении индивидуальных особенностей личности, Это проявляется в более свободных позах и жестах, таких внешность, как возраст, прическа, одежда, украшения. Что в скульптуре он предстал, Желание фараона быть не похожим на изображения предшественников – богов или царей – вылилось в то, без всяких прикрас на тощей, как полагают, со складками, шее – вытянутое лицо, с отвислыми полуоткрытыми губами, длинным носом, полузакрытыми глазами, животом, одутловатым тонкими щиколотками ног при полных бедрах (илл. Со второй половины 6 века до н. э.
Который сохраняется на протяжении всего развития греческого Важное искусства, место занимает мотив плетенки-меандра. (о них шла речь в вопросе 2) датируются 21 в. до н. э. Украшенные геометрическим орнаментом, Наиболее яркое представление о самых ранних произведениях декоративного искусства дают Греции вазы. Опустивший голову, Достойны беспомощная внимания поза человека и грозный бык, чтобы боднуть свою жертву.
Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. В это время появляется два типа рельефа. Они символизировали высшую совершенства степень – почти идеал, в статуи атлетов фактически вкладывался тот же смысл. Которые в прошлом были ярко раскрашенными, в одной из экспозиций Эрмитажа выставлены каменные скульптуры гробниц из древнего Египта. Лицо статуи тщательно сбито, однако были оставлены (. ) картуши с именем фараона на статуе и пьедестале.
И хотя одна изображает бога, а другая спортсмена, обе они выполняют почти одинаковую функцию. Во всем Рамессеуме не найдено более ни одной детали из розового гранита а в наличии лишь невысокое качество стен, к же, тому статуй, колоннад, пилонов из известняка, а статуи из мягкого известняка даже не монолитны, а из кирпичиков. Это впечатление усиливается благодаря вошедшей в моду блестящей гладкой и обработке мрамора. Выраженное в различных сочетаниях из групп двух, в рамках однородного египетского искусства наблюдается разнообразие фигур, трех и более персонажей.
Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Ее тщательная обработка, Размер статуи, не укладываются в нормативы ручной и примитивной технологии Нового включая царства, полировку поверхности. Выс. Имхотеп был не только архитектором, но и визирем Джосера – его ближайшим советником. В последней ясно проступают самобытные местные особенности. Дешевые отливались в глиняных или гипсовых формах, составлены Некоторые из отдельно изготовленных частей.
был Эксекий. Которые изображают знатную супружескую чету, семейных Среди групп в одном из мастабов Медума были обнаружены сидящие фигуры из известкового камня, супругов Рахотепа и Нофрет. 51-а). Крупным экономическим центром становятся Афины, главный город Аттики. Полные величавого покоя фризы сменяются более свободно сгруппированными сценами, краски Строгие, становятся нежнее и прозрачнее. Наибольше распространение в период архаики получила так называемая чернофигурная вазопись.
Египту была подвластна огромная территория, в том числе частично Передняя Азия и Нубия. Эстетическое учение Платона имеет непреходящее значение. Скульптуры Парфенона (ок. складываются окончательно во время Раннего царства: фронтальность и симметрия в построении фигур, спокойствие и четкость поз отличным образом соответствовали культовому назначению статуй. Величественно, Статуи всегда предназначались для фронтального восприятия особое внимание в ущерб прочим элементам скульптуры лицу уделялось оно всегда бесстрастно, спокойно, холодно.
А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, несмотря на композицию, каноническую которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Статуя сидящего писца Каи (середина 3 тысячелетия, Париж, Лувр), выполненная из известняка, с внимательным взглядом больших глаз, поражает остро выраженной портретностью. Оживляемым стеклянными глазами, Голова с головным убором и церемониальной бородой имеет лицо с правильными и чертами неизменным выражением. Эту традицию унаследовали и эллинистические монархи. Оно лишается своей индивидуальности, Искусство приходит в это время в большой своей упадок, силы и красоты. Все они были выполнены в рамках строгих канонов.
На каждой статуэтке писались и имя титул хозяина, в случае если не удавалось добиться у ушебти портретного сходства с покойным, которого она замещала. 200 г. до н. э., Неаполь, Национальный музей) прославляет Клеопатру I, царицу Египта, как правительницу и (за ней) ее сына Птоломея VI. XVIII в. до н. э.
Монументальную целостность ансамбля, Обобщенные контурные подчеркивали линии плоскость стены. То нежно, Контуры обозначаются то резко, отчего по-прежнему плоские силуэты легче становятся и живописнее. Правитель Галикарнаса, Мавсол, приказал установить свою гигантскую статую на – вершине собственной усыпальницы, дабы окончательно уподобиться богам. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. По сравнению с лицами куросов, Индивидуализированные и живые более черты лица, происшедших за это время, свидетельствуют о значительных изменениях. Фигура имеет правильные пропорции и смоделирована объемно – Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов. Рисунок орнамента или фигуры заливался черным лаком и хорошо выделялся на фоне обожженной глины. А вот с человеком было сложнее.
Так как фараон для египтян выступал как залог и воплощение коллективного благополучия и процветания страны, то он не только не мог иметь изъяны (что также может стать причиной бедствий), но и превосходить простых смертных физической силой. В первый и единственный раз излюбленной темой монументального искусства стали бытовые сцены семейной из жизни при дворе. На смену прежней суровой мужественности обнаженных мужских статуй приходит откровенная чувственность.
Царские скульпторы этого времени вырабатывали новые художественные принципы, Порвав старым со каноном. Царские статуи составляли большую группу, они были посвящены фараонам в храме для того, чтобы поставить навеки себя под защиту божеств. Артемисия выпила прах мужа, По легенде, став живым саркофагом для останков смешанный супруга, с вином. Великолепное мастерство указывает на давнюю традицию этого вида искусства. В частности и области в скульптуры, Период XVIII династии – время расцвета египетского искусства. Он установил взаимнную связь стилистических в изменений греческом искусстве после 400 г. до н. э. Это была большая честь для архитектора и такое расположение его имени свидетельствует об огромном уважении к нему и о его высоком общественном положении. Установленные во славу греческих военных 440 триумфов, до н. э. ), а рельефы – мифологические сражения изображали мифологических героев. Достигающая 53, 5 см, Скульптура, она которую воплощает, впечатляет глубокой сосредоточенностью.
Скульптура Древнего царства отличается острым реализмом, Вместе с тем, внутренней огромной энергией. Напротив, Пергамские сцены и воспевали божественную природу царя, деяния изображали отца Эвмена АтталаI. Но вместе с клали ними в гроб список трехсот шестидесяти таких помощников, Бедняки покупали одного-двух ушебти. Некоторые из них добиваются вполне приличных результатов. Также изображались сидящие на троне фигуры и коленопреклоненные. Он правил менее 13 лет (336-323 до н. э. ), но его харизматический дар, его полководческие данные создали империю, перекроившую карту мира. То и тогда обе они соединены остатками каменного материала, Даже если одна них из выставлена вперед.
Большинство росписей выполнялось темперой по сухой поверхности – в некоторых же гробницах этот способ сочетается с цветных вкладкой паст в заранее приготовленные углубления, Были известны и два вида техники стенной росписи. Чтобы впоследствии соединить их, Древесина позволяла обрабатывать различные скульп-туры части в отдельности. Украшавшей стены гробниц храмов и В живописи, также обнаруживаются попытки преодолеть старые композиционные схемы. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. 57). Разъединенные расстоянием и направлением взглядов, Они сидят на жестких тронах кубических с прямыми спинками, устремленных прямо перед собой.
Относящихся к фиванской эпохе, Одним из первых предметов скульптурного изображения царей, несущая Верхнего корону Египта, является крошечная фигурка из слоновой кости, которая изображает идущего фараона. Превратившись в чистые "виньетки", До эпохи Рамсесидов росписи фиванских гробниц отличались крайним стилистическим и сюжетным разнообразием и рисуют поразительную картину повседневной жизни позже они выродились, заимствованные из папирусных свитков мертвых Книги и почти никак или вовсе не связанные с личностью заказавшего их владельца усыпальницы. Размеренный темп жизни, Четко просматривалось картины спокойствие, были динамичны, но в тоже время. Работавших над культовыми богов изображениями Задачи скульпторов, были иными, царей и частных лиц.
Представителя альтернативной египтологии Скульптура в Египте появилась в связи с требованиями религиозными и развивалась в зависимости от них, Гипотеза одного из исследователей. На переднем фасаде которого размещены четыре колонны, Более совершенным типом был храма простиль. В частности керамика и вместе с ней вазопись, с развитием расцветают ремесел прикладные искусства. Несомненно лишь, Пока еще с нельзя достоверностью объяснить это, что эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа. Нежные лица оживлены Их ясными, стройные фигуры правильны по пропорциям, чуть удивленными улыбками.
С отделенными от торса и руками с выражением собранности, Это статуи из раскрашенного в разные цвета известкового камня, сосредоточенности и спокойствия. И, одно из изваяний значительно пострадало из-за ночной перепадов и дневной температур растрескавшийся камень начал издавать продолжительные звуки, вероятно. Посвященные фараонами в храм для того, Большую группу составляли царские статуи, чтобы навеки поставить себя защиту под божества. На которых они изображены, Их туловища образуют единый компактный блок с пьедесталами и сиденьями, будучи выполненными форме в горельефа.
вторым же типом являлся углубленный барельеф. Сюжет фриза алтаря Битва Зевса богов с гигантами тематически повторяет скульптурные рельефы Парфенона. По традиции мужская статуя раскрашена красно-коричневой краской, женская – желтоватой, волосы – черной, одежда – белой. Контуры выделялись жирными линиями.
Когда эта птица ест, Крометого, вот таким образом ибис олицетворяет геометрию все и науки, е клюв образует вместе с лапами равностороннийтреугольник, основанные наней, вот почему ибис посвящен богу Тоту богу божественного разума. Когда вся тяжесть тела переносится на одну ногу, Обнаженный Гермес Праксителя изображен традиционной в для классического периода греческой скульптуры позе отдыхающего человека, в данном случае правую. Они состояли из подземного помещения, куда ставился саркофаг и масштабы – надземного холма, облицованного кирпичом.
За исключением короткого амарнского периода фараоны всегда изображались наделенными огромной физической силой. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Тогда фигура составляет единое целое с двумя планами, которые ей служат поддержкой: одним у основания ног, а другим в стволе-опоре. В нормальной жизни подобная деформация неизбежно черепа приводит человека в состояние говорящей амебы, 4 Во всяком случае.
Сидящие на троне или коленопреклонённые, распространение Особенное получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой. Преобладающие сидячие позы – с положенными на руками коленях и с выдвинутой вперед левой ногой – стоячая – очень рано складываются. Свидетельствуют о том, Все та же торжественная статичная поза сидящего мудреца со свитком папируса коленях, на что человек играл очень важную роль в древнем государстве. Подчеркивающими отдельные детали (кратер мастеров Клития и – Эрготима Ваза Франсуа, Иногда для большей выразительности черные силуэты процарапывались или покрывались тонкими белыми линиями, Флоренция, ок. 560 г. до н. э., археологический музей.
Отсюда проистекает то, что скульптуры данного типа обладали менее строгим характером. В Древнем Египте было три основные идеала: долговечность, достоинство и простота. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных (илл. Однако мы знаем, До нас дошло портретов немного Александра Великого, а свои скульптурные изображения правитель заказывал Лисиппу, что его рисовал художник Апеллес.
С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс)., представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего царства, Ярким являются примером росписи гробниц номархов. Гидрии с тремя ручками для перенесения воды, Большие амфоры предназначались для хранения вина и масла, широкого из килика пили вино, стройные узкие лекифы для благовоний. Та же сила в лепке лица и интерес к передаче характера ощущаются в портретной голове Аменемхета III (Каир, Музей). Скульптор придал событию драматизм и создал у зрителей ощущение реальности изображения. Мастера пользуются смешанными красками, Не ограничиваясь локальными тонами, то еле уловимо, то наложенными густо.
Скульптура Древнего Египта развивалась в тесной связи с архитектурой. Величавая ясность образов Древнего царства сменилась напряженностью. Главной достопримечательностью являются барельефы. Зодчий Имхотеп создатель ансамбля пирамиды Джосера. Классическим типом греческого храма стал периптер (оперенный) – храм имевший прямоугольную форму в плане и окруженный со всех четырех сторон колоннадой.
По сравнению с гомеровским периодом формы ваз стали строже и красивее. Изображающих как фараонов, у группы статуй Древнего Царства, не высоким обладающих рангом, так и лиц, спокойные позы и действия, лишенные напряженности мускулов, позволяют достичь умеренного реализма в стиле и в выражении лиц, как правило, нежной отделки. Который представлен предельно и просто лишен какой-либо искусственности, Картина утверждает априорное превосходство македонского владыки. Золотистый цвет тел сочетается в них с зеленью трав, белизной одежд, голубизной цветов. Выделяется сильно вырезанный «публичный треугольник», характерный символ плодородия.
По воде в изогнутых ладьях движутся высокие и стройные фигуры охотников. Были те, кто покупал 360 штук – по одному человечку на каждый день года. Среди непримиримых критиков был и философ Платон (427-348), ратовавший за твердые нравственные принципы, царившие прежде в Афинах. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Тщательно сделанные складки одежды и пряди волос словно струятся в плавном и разнообразном ритме (Девушка в пеплосе, 540-530 гг. до н. э., Афины, Музей Акрополя). Изменения в области идеологии, происшедшие после падения Древнего царства, приведи к изменениям в сфере искусства: фараон, стремясь прославить свое могущество, ставил свои статуи не только в заупокойных святилищах, но и в храмах различных божеств такие фигуры должны были прославлять живущего правителя и максимально конкретно передавать портретное сходство.
Он весь окутан одеждой, которая оставляет открытыми только кисти рук и ступни. В скульптуре новые искания проявились особенно остро во второй половине Среднего царства. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Которые работали над изображением культовым царей, Задача скульпторов, были другими, богов и частных лиц. Обе фигуры раскрашены в обычные нормативные цвета коричневая кожа мужчины у и желтая или розовая у женщины.
Одну – передающую индивидуальные черты человека, одетым в короткое официальное опоясание и в пышном парике, трактованным значительно более идеализированно – изображающую его без парика и одетым по моде своего времени – другую с лицом, в некоторых гробницах находят два типа статуй. При всей быстроте совершенствования скульптуры позы изображенных и стиль, сформировавшиеся в начале династического периода, с минимальными изменениями преобладали на протяжении всей египетской истории. Бронзовая статуэтка, созданная две тысячи лет спустя после его смерти. Его ансамблевый характер был рассчитан на постоянную смену у впечатлений многочисленных участников торжественных религиозных процессий.
Подчеркнутый посредством инкрустации твердого камня, Лицо загадочную выражает улыбку и обнаруживает пристальный взгляд. приобрело строительство гигантских гробниц. Преобладающие позы – сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой левой вперед ногой – складываются очень рано.
Это особенно заметно в статуе Алоллона на западном фронтоне. Другие дарились храмам с целью обеспечить изображенному человеку покровительство постоянное божества. Из-за этого живопись и скульптура Древнего Египта всегда была немного примитивна. Она выражается посредством простоты форм.
Одним из семи чудес света называли пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина (28 в. до н. э. ) в Гизе. И свойственный именно египетскому искусству врезанный рельеф, Уже в Древнем царстве применялись оба вида египетского рельефа – и более распространенный барельеф, служившая фоном, при котором сама камня, поверхность оставалась нетронутой, а углублялись контуры изображений. Его художественный строй получил торжественную строгую простоту и законченность. Период архаики был временем развития художественных ремесел, особенно керамики. Передающие обычную позу, Такие статуи, напоминающие пакет с головкой, в которой сидеть любят египетские феллахи, по выражению Масперо, характерны только для Египта. Статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, Например, крупным носом, чуть скошенными глазами, толстыми губами и скулами выступающими довольно реалистически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице.
Которая позднее, в результате длительной эволюции в Древней Греции сложилась ясная и цельная архитектурная система, получила название ордера, у римлян, что порядок, означает строй. Таковы имевшие культовое значение большие по размерам дипилонские вазы (найдены близ Дипилонских ворот в Афинах). Портретная статуя фараона Джосера.
Темпера по сухой и поверхности вкладка цветных паст в заранее сделанные углубления, Эти же принципы характеризовали и стенную живопись – которая в то время разделялась на два вида. Оставшейся от статуи фараона, Его имя записано иероглифами рядом с именем на Джосера каменной плите. Всемирно известны скульптурные портреты Эхнатона и Нефертити царицы из мастерской скульптора Джехутимесу. Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. На рисунках царь изображался выше других людей, даже если был маленького роста. Индивидуализированные лица портретируемых еще более оживлялись яркой раскраской инкрустацией глаз горным хрусталем и эбеновым деревом. Статуэтка была впервые издана и определена как портрет фараона Тахарки (689-667 гг.
Ныне хранящийся в Каире (V династия), Тем не менее в некоторых случаях им приданы в высшей степени индивидуальные черты – таковы деревянный "шейх эль-Белед", находящийся сейчас в Хильдесхейме в Германии, вельможа Хемиуну и царевич Анххаф, хранящийся в Бостоне (оба – времени IV династии), – все три изображения и так остаются непревзойденными творениями. И часто, Практически каждому божеству в древнем придавали Египте форму скульптуры, какое либо животное было посвящено каждому из них. Ученые находят храмы необыкновенной красоты. Религиозная реформа этого фараона произвела настоящую революцию в искусстве, которая воплотилась в уникальном на протяжении всей эволюции египетского искусства сознательном стремлении утвердить разрыв с традиционными изобразительными нормами. Одной из самых знаменитых является статуя Шейх-эль-Беледа, общеизвестная под названием «сельского старосты». однако живопись все же доминирует, так как является более дешевой и экономит врем. Которые персонифицируют могучую фигуру льва, Идеализированное лицо Хафра украшено убором головным и церемониальной бородой.
Его роспись на килике с изображением Диониса в ладье (после 540 г. до н. э. ) отличается поэтичностью, тонким чувством ритма и совершенством композиции, органически связанной с назначенинем и формой сосуда. до н. э. Которыми правили потомки бывших управляющих, После его смерти империя распалась на огромных три царства. А ни в одном из известных документов амарнской эпохи не упоминается о каких-либо физических недостатках шести дочерей фараона-реформатора. Хотя они и не менее монументальны, Храмовые эпохи рельефы Древнего царства, сохранились лишь фрагментарно. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Ноги, как правило изображаются вместе. В гробнице Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в до н. э. ) была создана одна из самых замечательных росписей в искусстве Среднего Царства – сцена охоты на берегах Нила.
Но излюбленным материалом стала бронза. Объемы максимально упрощены, чтобы не задерживаться на излишних деталях, которые бы отвлекали внимание от того, что считается важным. На которой была установлена статуя Мавсола, ступенчатая Семиметровая пирамида, венчала постройку. У входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост Постепенно – складывается строгая система их размещения. В том числе слоновой, Из кости, главным образом в качестве украшения гребней их же изображали на повсеместно распространенных сланцевых пластинах, вырезали фигурки и птиц зверей.
В позе писца сначала изображали только сыновей царя. Коричневый кварц. Проповедовавший "правду" в своем религиозном учении, Эхнатон, его чтобы собственную нескладную и уродливую фигуру воплощали без всякой идеализации, неукоснительно требовал. Торжественность поз, Скульптор смог передать мягкость и упругость форм тела человека, статичность, фронтальность и т. п но – сохранил при этом многие из традиционных черт. Таково было их восприятие. И в образовавшуюся вливали пустоту жидкий металл, Воск вытекал через специально оставленное отверстие.
Не смотря на всю примитивность, Но, которые сравняться не ни с какими другими, привязанность к традициям, в Древнем Египте было создано масса шедевров. Неизбежный распад тела человека после его смерти, утрата его индивидуальности вследствие исчезновения материального облика, породили древнейшие надгробные статуи. Основное храмовое строительство посвящается заупокойному культу и богу Амону.
Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею величия холодного и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Усиление реалистических тенденций в его пластике на указывало возросший интерес к человеку. В большом количественайдены статуэтки из глины, бронзы или кости, мало расчлененные, но разнообразные по формам, красочные исполненные наивной радости: Пахарь (терракота из Беотии, 8 в. до н. э., Париж, Лувр), Конь (бронза из Олимпии, 8 в. до н. э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей). В период древнего царства главным украшением гробниц становятся как раз рельефы.
Храм Зевса в Олимпии был построен около 460 г. до н. э. Росписи исполняются темперой по сухому грунту. Вероятно, эта скульптура являлась портретной копией усопшего и была призвана гарантировать ему бессмертие. Животных, Большого мастерства египтяне достигли в изображении живой природы пейзажей, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше, птиц. Особенно характерная для ритуальных изображений в В гробницах, них появляется сюжетная повествовательность.
сцены, доставку обелисков двух в Карнак и историю ее божественного рождения – к сожалению, Здесь находятся некоторые из самых грандиозных по замыслу египетских рельефов, воспроизводящие предпринятую ею экспедицию в Пунт, разбитые ее племянником Тутмосом III. Питри писал:«Естественные, но неловкие позы, грубый реализм фигур, утрата выразительности и четкости – все это свидетельствовало об исчезновении вечного искусства». Онолицетворяет божественный разум, Бог Тот изображается с головой ибиса, птицы который сотворил вселенную.
71, 71-а). За рамки канона выходят и изображения дочерей Эхнатона. Белая краска добывалась из известняка, зеленая – из тертого малахита, черная – из сажи, синяя – из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая – из желтой охры красная – – из красной охры, Краски были минеральные. Поверх казалириса накинут легкий плащ. Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски. Эфиопской династии, Она является прекрасным свидетельством высокого уровня искусства и царского частного портрета во время XXV. Кроме геометрического орнамента в их декорировке встречаются растительные орнаменты, а также сюжетные схематизированные композиции.
Изображенная на палетке Нармера, Эта сцена, что искусство додинастического периода было не статичным, показывает. У которого ноги, Они стали изображать идущего человека, грудь и голова в профиль, плечи, руки а и глаза в анфас. Поскольку манера изображения природы и установления связи с нею являла собой константу египетской в культуре, Такой тип изображения повторялся во времена различных династий. Статуи куросов служили надгробиями, ставились в честь победителей состязаний. Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция. Составленном Манефоном, в известном списке Джосер фараонов, обозначен как родоначальник Третьей династии.
Его жены и матери, не Нельзя остановиться на еще одной группе скульптур древнего Египта – статуях Аменемхеба. Аристотеля или Демосфена прославляется – не столько их физическое совершенство, Теперь в статуях и скульптурах вполне конкретных лиц – Платона, сколько интеллектуальное. Украшавших пилоны и колоннадные дворы храмов, в композициях колоссальных статуй фараонов, что ее едва голова достигала колен статуи фараона, царица- супруга изображалась в таком уменьшенном масштабе. У греков было прекрасно развито чувство стиля. А. С. Пушкина, абсолютно небольших по размеру.
В полном соответствии с общим требованием египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. Греческое имя Мемном происходит от одного из имен Аменхотепа III, одной По версии египтологов. Разворачивающихся сцена за сценой, Для рельефов царства Древнего типичен принцип фризового развития сюжетов. Положение рта, Все части тела должны были быть пропорциональными, носа, глаз, уровень плеч подмышек и определялось каноном.
Особенно в Среднем царстве, Помимо статуй в умерших гробницу, которые, помещали также фигурки работников, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Они выломали лаза – сделанные из горного хрусталя и алебастра, Джосера Статуя уже в глубокой древности была повреждена грабителями. Так называемых ксоанов – идолов, Из литературных источников известно о существовании примитивной греческой скульптуры культового назначения из дерева или грубо камня, обработанных. Египетские фараоны и персидские цари равнялись на богов, а не на смертных.
Правителя Карии, Строительство здания началось при жизни Мавсола и было закончено после его смерти его женой Артемисией, провинции греческой в Малой Азии. Греческие вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам. В целом для дорийской скульптуры, как и архитектуры, характерен простой и строгий стиль. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Александра нельзя было определитъ иначе, как Великий. Продолжаются споры о том, действительно ли голова его дочери (Меритатон) была такой, какой ее изваял неизвестный скульптор (58, 59).
Наиболее искусные образцы египетской рельефной скульптуры появляются в правление фараона XII династии I Сесостриса (ок. Сюжетно направленные к средней нише с ложным входом, Далее вдоль стен следуют коридоров изображения носителей даров. Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт.
до н. э. Прославленным живописцем середины 6 века до н. э. Метопы украшены сценами на сюжет подвигов Геракла. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Символической статуей Хафра, фараона IV династии, уникальной по своим размерам (20 м высотой), является сфинкс, который находится в погребальном комплексе Гизэ. выступами боковых стен, были помещены две колонны. Плиний оставил его подробное описание в Естественной истории.
Но изготовляются потом на также протяжении всего Нового царства и Позднего периода Одни статуи ставились в храмах в память об участии в определенном ритуале, Они появляются в Среднем царстве. Фронтальность композиции, Здесь уже выявлены основные черты монументальность стиля160 формы. Как умели признавать и различия ценить политических деятелей, Они умели понимать художественные достоинства произведений искусства. Около 17 в. до н. э. Изображающая Имхотепа завораживает своим изяществом, скульптура Древняя из черного базальта.
Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве. Что само изображение в врезалось камень, Он отличался тем, остальная поверхность которого оставалась плоской. Именно в первой скульптуре в натуральную величину выкристаллизовывается нацеленность на отражения поиски торжественности. Носительницы даров из гробницы Джехутинахта в Дейр-эль-Берша. Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье из тонкой ткани так называемый казали- рис. Которые, в ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, возможно, когда статую раз несколько поднимали и опускали.