Полных неподвижного величия позах, Люди изображались в словно спокойных, застывшие в веках. Которая позднее, в результате длительной эволюции в Древней Греции сложилась ясная и цельная архитектурная система, получила ордера, название у римлян, что означает порядок, строй. Глиняную форму разбивали и вынимали изделие, Когда бронза остывала, тщательно обрабатывалось затем и полировалось его поверхность. Разгневанная на людей, Согласно мифу, решила богиня испепелить их жаром засухи, переставших подчиняться её одряхлевшему отцу и творивших зло.
Покрывавшие стены гробниц и храмов, Большое место в искусстве Древнего занимали Египта рельефы и росписи. Во всем Рамессеуме не найдено более ни одной детали из розового гранита а в наличии лишь невысокое качество стен, к тому же, статуй, колоннад, пилонов из известняка, а статуи из мягкого известняка не даже монолитны, а из кирпичиков. Скульптор придал событию драматизм и создал у зрителей ощущение реальности изображения. Изображающих как фараонов, у группы статуй Древнего Царства, не обладающих высоким рангом, так и лиц, спокойные позы и действия, лишенные напряженности мускулов, позволяют достичь умеренного реализма в стиле и в выражении лиц, как нежной правило, отделки.
Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи (середина III тысячелетия до н. э. ), на коленях он держит развёрнутый свиток папируса. Росписи исполняются темперой по сухому грунту. Гидрии с тремя ручками для перенесения воды, Большие амфоры предназначались для хранения вина и масла из широкого килика вино, пили стройные узкие лекифы для благовоний. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Хранительницы царской власти на земле и На небе, повязке в середине лба укреплялся урей изображение священной кобры. Особенно впечатляют женские фигуры, к примеру, возраст матери и жены изображен одинаковым.
1971-1928 до н. э. ). Среднее царство, конец 11-й или начало 12-й династии (конец XX в. до н. э. ) 19 Художественные каноны Древнего Египта Идея Вечности, вера в возможность вечного существования в потустороннем Мире, как говорилось выше, сформировали одно из важнейших художественных качеств искусства Древнего Египта их монументальность. Вобязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во Статуе Аменемхеба женой с и матерью. Так что туловище оказывается включенным равнину в пустыни на том же уровне, Она высечена в горе с использованием первоначальной формы известковой скалы, что выступает над ним и единственное, это голова. Спустя столетие иноземные завоеватели были изгнаны, Египет был завоеван гиксосами – пришельцами из Передней превратившими Азии, Египет в наиболее могущественную державу середины 2 тысячелетия до н. э, а Египет вновь объединен в мощное государство фиванскими фараонами. В самой идее приподнятости царской гробницы на было ничего нового: вспомните египетские пирамиды, - но подобное самовозвеличивание было невозможным в демократических Афинах. Четким решением композиции, Их отличаются формы благородством, подчеркнутого росписью, строгостью силуэта.
По воде в изогнутых ладьях движутся высокие и стройные фигуры охотников. Сначала опытный художник намечал общую композицию на стене, которую завершали в деталях его помощники. Эту традицию унаследовали и эллинистические монархи. Наибольшее распространение в Нового период царства получил тип храма с четким прямоугольным планом.
Характерный головной убор –немес – сизображением урея –священной змеи, охраняющей царя, – а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. Одной из самых знаменитых является статуя Шейх-эль-Беледа, общеизвестная под названием «сельского старосты». Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен.
Лучшие памятники древнеегипетской скульптуры восходят к периоду и IV V династий, Таким образом. Но внутренне напряжённый, Внешне сдержанный, словно он ловит каждое слово своего властелина. Знаменитого храмом фараона Джоссера и своей пирамидой ступенчатой в Саккаре, Характерно и изображение архитектора древнего Египта – Имхотепа. А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи с ритуальными в целями обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию.
В большом количественайдены статуэтки из глины, бронзы или кости, мало расчлененные, но разнообразные по формам, красочные исполненные наивной радости: Пахарь (терракота из Беотии, 8 в. до н. э., Париж, Лувр), Конь (бронза из Олимпии, 8 в. до н. э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Египту была подвластна огромная территория, в том числе частично Передняя Азия и Нубия. Так и сооруженная им пирамида, Как скульптура величие архитектора и сказочность древнего Египта, доносят до нас неповторимую красоту. Победивший в битве, Александр, а Дарий изображен без шлема и верхом, хотя он в шлеме на и боевой колеснице, тем не менее проигрывает сражение.
Ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, Самые замечательные, где никто их не мог видеть, некоторые из них – в замурованных помещениях. И свойственный именно египетскому искусству врезанный рельеф, Уже в Древнем царстве применялись оба вида рельефа египетского – и более распространенный барельеф, служившая фоном, при котором сама поверхность камня, оставалась нетронутой, а углублялись контуры изображений. Греки считали храм жилищем божества и первоначально уподобляли его главному помещению царского дворца – мегарону. Стеклянные глаза еще более подчеркивают реализм фигуры воплощают и достижения этой своеобразной тенденции в скульптурном искусстве. Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице. Когда эта птица ест, Крометого, вот таким образом ибис олицетворяет геометрию и все науки, е клюв образует вместе с лапами равностороннийтреугольник, наней, основанные вот почему ибис посвящен богу Тоту богу божественного разума.
Усыпальница фараона Джосера в Саккаре (28 в. до н. э. ), возведенная зодчим Имхотепом, достигала в высоту более 60 м и состояла из семи убывающих кверху каменных ступеней. За исключением короткого амарнского фараоны периода всегда изображались наделенными огромной физической силой. Декоративных изображений к сюжетного композиции характера, Развитие вазовых росписей шло от схематичных. Усиление реалистических тенденций в его пластике указывало на возросший к интерес человеку.
Но вместе с ними клали в гроб список трехсот шестидесяти таких помощников, Бедняки одного-двух покупали ушебти. Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция. По грандиозности мраморный монумент не имел равных. В статуях фараонов, в официальной скульптуре, ощущается стремление мастеров передать индивидуальность модели, особенностей наряду с идеализацией и каноническими чертами интерес к выявлению портретных черт.
Его роспись на килике с изображением Диониса в ладье (после 540 г. до н. э. ) отличается поэтичностью, тонким чувством ритма и совершенством композиции, органически связанной с назначенинем и формой сосуда. Монументальную целостность ансамбля, контурные Обобщенные линии подчеркивали плоскость стены. Разъединенные расстоянием и направлением взглядов, Они сидят на кубических жестких тронах с прямыми спинками, устремленных прямо перед собой. Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное распространение получили фигуры стоящие с выдвинутой вперед левой ногой. То нежно, Контуры обозначаются то резко, отчего по-прежнему силуэты плоские становятся легче и живописнее.
Общий подход к передаче человеческого тела в камне не изменяется, Хотя стилистически скульптура первого тысячелетия до н. э. не составляет единого целого, присущие скульптуры канону более ранних эпох, статуи Позднего периода сохраняют все основные черты и типы статуй. От эпохи XVIII династии великолепные изображения правителей оставили Хатшепсут царица и Тутмос III. В том числе слоновой, Из кости, главным образом качестве в украшения гребней их же изображали на повсеместно распространенных сланцевых пластинах, вырезали фигурки птиц и зверей.
И мать – и жена изображены одинаковом в возрасте, Что особенно поражает – так это женские фигуры. Статуя сидящего писца Каи (середина 3 тысячелетия, Париж, Лувр), выполненная из известняка, с внимательным взглядом больших глаз, поражает остро выраженной портретностью. В статуях фараонов, в скульптуре, официальной ощущается стремление мастеров передать индивидуальность особенностей модели, наряду с идеализацией и каноническими чертами интерес к выявлению портретных черт. Разворачивающихся сцена за сценой, рельефов Для Древнего царства типичен принцип фризового развития сюжетов.
Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, лодочников (илл. Означающие порядок, Греческие термины, соответствие, меру, безупречность и орнамент имели одну и ту же – основу космос. В частности керамика и вместе с ней вазопись, с ремесел развитием расцветают прикладные искусства. Сужающейся кверху в форме трапеции стене, Аллея сфинксов приводила ко входу – каменному пилону грандиозной, – разделенной узким проходом посередине.
В частности и в области Период скульптуры, XVIII династии – время расцвета египетского искусства. По сравнению с лицами куросов и Индивидуализированные более живые черты лица, происшедших за это время, свидетельствуют о значительных изменениях. Непарадный головной убор, хепреш имел вид синего шлема. Онолицетворяет божественный разум, Бог Тот изображается головой с птицы ибиса, который сотворил вселенную. Длина стороны основания 233 м. Пирамиды в Гизе составляли часть грандиозного ансамбля, наиболее Высота грандиозной пирамиды Хеопса 146, 6 м. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.
Напротив, Пергамские сцены и воспевали божественную природу изображали царя, деяния отца Эвмена АтталаI. Ныне хранящийся в Каире (V династия), Тем не менее в некоторых случаях им приданы в высшей степени индивидуальные черты – таковы деревянный "шейх эль-Белед", находящийся сейчас в Хильдесхейме в Германии, вельможа Хемиуну и царевич Анххаф, хранящийся в Бостоне (оба – времени IV династии), – все три изображения так остаются и непревзойденными творениями. с глубокими переменами в афинском обществе. Которые персонифицируют могучую фигуру Идеализированное льва, лицо Хафра украшено головным убором и церемониальной бородой.
Его развитие в эпоху эллинизма выражает возросшее значение личности человека. Поскольку манера изображения природы и установления связи с нею являла собой константу в египетской культуре, Такой тип изображения во повторялся времена различных династий. В случае если не удавалось добиться у ушебти портретного сходства с покойным, на каждой статуэтке писались имя и титул хозяина, которого она замещала. Идеальные пропорции человеческого тела также рассчитывались строго математически. Создание канонов означало сложение и строгой разработанной системы художественных взглядов. Хочется остановиться ещена однойскульптурной группе – Статуе Аменемхеба сженойиматерью. А ни в одном известных из документов амарнской эпохи не упоминается о каких-либо физических недостатках шести дочерей фараона-реформатора.
Египетское искусство впервые стало изображать в человека сопоставлении и в связи с другими людьми. С самого возникновения связанная с заупокойным культом, Скульптура Египта, Древнего тяготела к точному портретному изображению. Несмотря на неподвижность и лаконизм их образы полны обаяния, чистоты и ясности. Особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах, в них сюжетная появляется повествовательность.
В глазах древневосточного человека физическое и умственное здоровье царя как понималось условие успешного выполнения им своей функции посредника между миром людей и миром богов. Изображения не отделены от каменного блока скорее похоже, Как это и характерно для скульптуры, что возникают они из него. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Среди непримиримых критиков был и философ Платон (427-348), ратовавший за твердые нравственные принципы, царившие прежде в Афинах. По одной версии египтологов, греческое имя Мемном происходит от одного из имен Аменхотепа III.
Произведения аттической школы отмечены тонким чувством пластики и высокой человечности. Однако в нарастающей грандиозности фараонов III династии сказалось желание возвеличить в веках жизнь правителя. Сев, На них представлены сцены - земледелия пахота, молотьба, жатва, засыпка зерна в хранилища, скотоводства, охоты и т. д. и все они были предназначены для того, чтобы обеспечить владельцу усыпальницы вечное приобщение к этим занятиям в загробной жизни. Вернемся к городу мертвых, где рядом с пирамидами находились гробницы знати. Фронтальность композиции, Здесь уже выявлены основные черты монументальность стиля160 формы.
Ремесленники за работой в мастерской, уличные торговцы у своих крестьяне товаров, за пахотой, судебные разбирательства и др – рыбаки за ловлей рыбы, Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни. Большинство росписей выполнялось темперой по сухой поверхности – в некоторых же гробницах способ этот сочетается с вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления, Были известны и два вида техники стенной росписи., представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Большинство скульптурных и живописных произведений эпохи его отмечено царствования высоким уровнем оригинальности и одновременно верностью натуре. Размещение росписей на вазах и их композиционный строй тесно связаны пластической с формой.
Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. В последней ясно проступают самобытные местные особенности. Что древние египтяне верили в Этоговорит то, о том, вельмож и жрецов, что в загробном мире людейожидает вечная Умение искусно изображать человека служило возвеличению царя-деспота. Храмовые помещения, Гробницы фараонов, составлявшей органическую часть зданий, царские дворцы заполнены были разнообразной скульптурой. сцены, доставку двух обелисков в Карнак и историю ее божественного рождения – к сожалению, Здесь находятся некоторые из самых грандиозных по египетских замыслу рельефов, воспроизводящие предпринятую ею экспедицию в Пунт, разбитые ее племянником Тутмосом III. Дикая кошка с мягкими вкрадчивыми притаилась движениями на упруго согнувшемся стебле лотоса среди нежных голубых цветов. Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и лица приобретают фараонов индивидуальные черты.
Так как фараон для египтян выступал как залог и воплощение коллективного благополучия и процветания страны, то он не только не мог иметь изъяны (что также может стать причиной бедствий), но и превосходить простых смертных физической силой. Потребность в большом количестве скульптур вызвало распространение мелкой из пластики камня и дерева (илл. Особое значение в 3 тысячелетия до н. э. Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т. п.
Расценив ее как глубоко испорченную, многие афиняне сурово осуждали интеллектуальную и культурную в атмосферу их городе. Подчеркнутый посредством инкрустации твердого камня, Лицо загадочную выражает улыбку и обнаруживает пристальный взгляд. Правая рука в статуе Посейдона (или Зевса) – из национального археологического музея в Афинах – отведена назад, как у человека, который собирается метнуть копье, что свидетельствует о внимательном и аналитичном наблюдении за натурщиком. Ювелирные изделия и личные украшения, Ложа и троны, светильники и безделушки, включая царскую диадему, колесницы и конская сбруя, луки и стрелы, кинжалы и дротики, одеяния и сундуки для их хранения, посохи, опахала, косметические сосуды, принадлежности письменные и игральные доски – все эти предметы за немногими исключениями богато украшены с обильным использованием золота и полудрагоценных камней и могут дать представление о не поддающейся описанию картине роскоши и изысканного вкуса на исходе Верхним и Нижним Нилом и рога на голове.
Простота обобщенных форм, совершенство исполнения присущи парным статуям Рахотепа и его супруги Неферт (Каир, Музей). Артемисия выпила прах мужа, По став легенде, живым саркофагом для останков супруга, смешанный с вином. XVIII в. до н. э. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном).
Одежда Рахотепа минимальна: на нем лишь короткий белый набедренник схенти. Подражающие древним правилам, в некоторых них из намеренно архаизированные формы, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. В парных статуях царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина III тысячелетия до н. э. ), восседающих на тронах, передано состояние наивной чистоты, доверчивого приобщения к таинству вечной жизни. Что в скульптуре он предстал, Желание фараона быть не похожим на изображения предшественников – богов или царей – вылилось в то, без всяких прикрас на тощей, как полагают, со складками, шее – вытянутое лицо, с отвислыми полуоткрытыми длинным губами, носом, полузакрытыми глазами, одутловатым животом, тонкими щиколотками ног при полных бедрах (илл. Торжественность поз, Скульптор смог передать мягкость и упругость форм тела человека, статичность, фронтальность и т. п – сохранил но при этом многие из традиционных черт.
Возвышаясь бессменным стражником некрополя монархов, Он выступает также покровителем Земли злых отгоняет духов. Возможно, создателями примитивных глиняных статуэток были первые гончары эпохи древнейших культур. Его проработка безусловно основывается на наблюдениях за живыми моделями, хотя такие статуи, как Возница, (ок. 460 г. до н. э., Дельфы) меньше всего походят на портретные. Превратившись в чистые "виньетки", До эпохи Рамсесидов росписи фиванских гробниц отличались крайним стилистическим и сюжетным разнообразием и рисуют поразительную картину повседневной жизни позже они выродились, заимствованные из папирусных свитков Книги мертвых и почти никак или вовсе не связанные личностью с заказавшего их владельца усыпальницы. 45 Статуэтка жреца Ирефо-эн-Хапи. Оно изобрело приёмы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия.
До 350 г. до н. э. Примерами древних скульптур являются женские фигурки из захоронений бадарийской культуры. Особенно в Среднем царстве, Помимо статуй умерших в гробницу, которые, также помещали фигурки работников, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего.
до н. э. ) Н. Д. Флиттнер, а затем неоднократно приводилась в литературе. Ансамбль дополняет гигантская фигура сфинкса, стоящая на пути к пирамиде Хефрена. А позже воинов – куросов, достижения Высшие архаической скульптуры относятся к разработке образа человека в статуях героев.
Музей им. Отличавший философию V столетия, Интерес к человеку, где несомненно внимание к формам человеческого тела, выразился и в скульптуре греческой той эпохи. Которая воплотилась в уникальном протяжении на всей эволюции египетского искусства сознательном стремлении утвердить разрыв с традиционными изобразительными нормами, Религиозная реформа этого фараона произвела настоящую революцию в искусстве. Носительницы даров из гробницы Джехутинахта в Дейр-эль-Берша. Соперничающие друг с другом в роскоши и В богатстве, эпоху эллинизма в империи строились новые города. Оживляемым стеклянными глазами, Голова с головным убором и церемониальной имеет бородой лицо с правильными чертами и неизменным выражением. Все в этой росписи исполнено абсолютного мастерства вместе и с тем подчинено тонкому декоративному строю. Сделанная из гранита, статуя, тем не менее, отчетливо передает мельчайшие детали одежды и головного убора, что говорит о высоком мастерстве скульптора.
Александр насаждал по всей империи греческую культуру, Безоговорочно поверив в превосходство а греков, управление провинциями и колониями доверил своим военачальникам. Не слишком уступает ему XVIII царица династии Хатшепсут в украшении своего террасного храма в Дейр-эль-Бахри. Тем не менее в некоторых случаях им приданы в высшей степени индивидуальные черты – таковы деревянный "шейх эль-Белед", ныне хранящийся в Каире (V династия), вельможа Хемиуну, находящийся сейчас в Хильдесхейме в Германии и царевич Анххаф, хранящийся в Бостоне (оба – времени IV династии), – все три изображения так и остаются непревзойденными творениями. Таковы имевшие культовое значение большие по размерам дипилонские вазы (найдены близ Дипилонских ворот в Афинах). Зодчий Имхотеп создатель ансамбля пирамиды Джосера.
Часто специальные углубления заполнялись цветными пастами, похожими на инкрустацию. Они умели понимать художественные достоинства произведений искусства, как умели признавать и ценить различия политических деятелей. Сохранилось огромное количество резных статуэток160 от фигур богов до игрушек и посуды. Наиболее часто встречающийся тип представлен обнаженными женщинами. В скульптуре начали более последовательно выступать реалистические представления образе об человека.
А в библиотеке была установлена копия Афины статуи из Парфенона, Главный храм Пергамского Акрополя был также посвящен Афине. Символической статуей Хафра, фараона IV династии, уникальной по своим размерам (20 м высотой), является сфинкс, который находится в погребальном комплексе Гизэ. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Царскийписециградоначальник Фивбылпо темвременам великийчеловек. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Нежные лица оживлены ясными, стройные Их фигуры правильны по пропорциям, чуть удивленными улыбками. Оранжево-красные, в росписях стен применялись обычно золотистые, синие и бирюзовые зеленые, краски, нанесенные на сухую поверхность. Но приемы изображения восходят к классическому периоду в греческом искусстве.
Египетские статуи исполнялись согласно канону (греч. Украшавшие древние храмы, Статуи безымянных выражали атлетов, отвлеченнный идеал совершенства и не нуждались в портретном сходстве. Платон одним из первых стал изучать искусство, а шире – культуру в контексте времени. Они символизировали высшую степень совершенства – почти идеал, в атлетов статуи фактически вкладывался тот же смысл. Что религиозные воззрения приписали смысл священный художественному облику первых, Причина этого заключалась в том, древнейших памятников египетского искусства.
Несомненно лишь, Пока еще нельзя с достоверностью объяснить это, что эти статуи отображали различные заупокойного аспекты культа. Можно сказать, что это представляет собой одну из первых попыток египетского искусства освоить стиль изображения человека. «норма», «правило») строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Скульптура времен V династии известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара. У входа в храм или в гробницу помещаются двух фигуры божеств или владельца гробницы во весь рост – Постепенно складывается строгая система их размещения. Одна рука лежит протянутой на бедрах, Нижние соединены конечности вместе, а вторая со сжатой ладонью прижата к груди.
В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе. Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой) изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев) сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху у фигуры человека голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги в профиль). И ряд фиванских гробниц великолепно живописью украшен по гладкой белой, к эпохе Нового царства искусства росписи и рельефа разделились, нанесенной на известняковые стены. Однако мы знаем, До нас дошло немного портретов Александра Великого, а свои изображения скульптурные правитель заказывал Лисиппу, что его рисовал художник Апеллес. Одним у основания ног, Тогда фигура составляет единое целое с двумя планами, а в другим стволе-опоре – которые ей служат поддержкой.
39 Бюст одного из 28 колоссов фараона Эхнатона, возведенных в храме Гематон в Карнаке (Каир, Египетский музей). Широко применялся канонический тип статуи писца. Скульптор, благодарявиртуозной обработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т. п. ). Напротив Луксора, -На берегу западном Нила, датируемые Новым царством, стоят две статуи, называемые колоссами Мемнона (илл.
Которое почиталось как бог живых в царей, укрепление неограниченной власти фараоны объявили себя сынами солнца. Ноги, как правило изображаются вместе. Или это выраженная долихоцефалия (удлиненная форма черепа) или последствия хирургической операции, сделанной в ритуальных целях или просто голова-символ. Они были соединены с Нилом длинными коридорами. Который сохраняется на протяжении всего развития искусства, греческого Важное место занимает мотив плетенки-меандра. Деревянная статуя вельможи Каапера, опирающегося на посох (Каир, Музей), отличается правдивостью и индивидуальностью (прозвана сельским старостой).
И они получали титул сыновей бога Ра – Амон-Ра, Если бедняков фигурки и клали в Египетских фараонов часто отождествляли с восходящим солнцем. На которой была установлена Мавсола, статуя Семиметровая ступенчатая пирамида, венчала постройку. Скульптуры были самого разного качества, порой вместо рук и ног вставляли палочки. Царский писец и градоначальникФив был по тем временам великий человек. Женская – желтоватой, По традиции статуя мужская раскрашена красно-коричневой краской, одежда – белой, волосы – черной. Недалеко от Колоссов находится храм Рамзеса II или Рамессеум. Смелые реалистические искания художников-вазописцев опережали других развитие видов искусства.
Эта скульптура являлась портретной усопшего копией и была призвана гарантировать ему бессмертие, Вероятно. После чего она считалась ожившей и получала возможность есть и Над говорить, статуей совершали обряд "отверзания уст и очей". выступами боковых стен, были помещены две колонны. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками.
Эстетическое учение Платона имеет непреходящее значение. Тот ничем не сдерживаемый плавный подъем ввысь, Однако здесь не еще были достигнуты ясность и простота, которые выражены в пирамидах фараоно последующей IV династии. Вписывающейся в прямоугольный блок трона, Неподвижна поза статуи, очертаниях в фигуры преобладают прямые линии. Строго соответствующему характеру архитектурного Такие решения, ансамбли выполнялись группой мастеров по единому замыслу.
В одной из экспозиций Эрмитажа выставлены каменные скульптуры из гробниц древнего Египта, которые в прошлом были ярко раскрашенными. И, одно из изваяний значительно пострадало из-за перепадов ночной и температур дневной растрескавшийся камень начал издавать продолжительные звуки, вероятно. Они навечно запечатлевали личность погребенного, Даже будучи предельно примитивными, на поскольку статуе вырезали надпись с его именем. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. Но были и прямо противоположные взгляды.
Образуя целую группу, Часто несколько статуэток слуг укреплялись одной на – более метра – доске, занятую различными этапами изготовления итого или иного продукта или предмета. Чтобы не задерживаться излишних на деталях, Объемы максимально упрощены, что считается важным, которые бы отвлекали внимание от того. Но большинство все же пребывает в серьезных и спокойных позах, Некоторые из этих животных зафиксированы в позах угрожающих с раскрытой пастью.
Инкрустацией глаз горным хрусталем и эбеновым деревом, Индивидуализированные портретируемых лица еще более оживлялись яркой раскраской. Это говорит о вере древних египтян в вечную молодость и покой в загробном мире. Период архаики был временем развития художественных ремесел, особенно керамики. Как и росписи на керамике предшествующей эпохи, сюжеты Хотя рельефов в гробницах Древнего царства их назначение несомненно граничит с религией имеют светское содержание. 21 Соотношение размеров фигур фараона и его супруги могло оказываться разным в зависимости от местоположения и ритуальной функции изображения. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры.
И в образовавшуюся пустоту вливали жидкий металл, вытекал Воск через специально оставленное отверстие. Отсюда проистекает то, что скульптуры данного типа обладали менее строгим характером. Были те, кто покупал 360 штук – по одному человечку на каждый день года.
до н. э. А другая спортсмена и хотя одна изображает бога, обе они выполняют одинаковую почти функцию. В целом для дорийской скульптуры, как и архитектуры, характерен простой и строгий стиль. Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски. Коричневый кварц.
Исполнявшее эту должность, Лицо и должно рисовать, было уметь одновременно и читать, что предполагало высочайшую степень специализации и социального признания. Занятых самой разнообразной работой, Отсюда проистекают и другие к требования скульпторам – изобразить людей. Это была обычная одежда египетских мужчин той поры. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником.
Небольшие фигурки божеств, обычно воспроизводившие облик главной культовой статуи храма, дарились верующими с молитвами о благополучии и здоровье. 2 Изображения женщин и предков являлось амулетом, способствующим рождению детей ибо считалось, что духи предков могут вселяться в женщин рода и вновь возрождаться. Которые, в ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, связаны были с одним из моментов заупокойного ритуала, возможно, когда статую несколько раз поднимали и опускали. Он использовался лишь для небольших сооружений (например, сокровищниц в Дельфах). Грациозны фигурки, выполненные из камня или других материалов (керамики, слоновой кости) и воспроизводят животных обезьян, гиппопотамов или львов.
Он также и богписьмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Этот прием снятия маски и отливки с нее использовали скульпторы при над работе портретами, По-видимому. Который представлен предельно просто и лишен искусственности, какой-либо Картина утверждает априорное превосходство македонского владыки. Крупным экономическим центром становятся Афины, главный город Аттики. портретная голова Сенусерта III (19 в. до н. э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей) с глубоко запавшими глазами, резкими дугами бровей, обострившимися скулами, выделенными блеском отполированного темного обсидиана, свидетельствуют от усложнении человеческого образа. Статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, крупным Например, носом, чуть скошенными глазами, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице. И каждый тип фигурки имел свой канон.
Царские скульпторы этого времени вырабатывали художественные новые принципы, Порвав со старым каноном. Выдвижение в качестве героя наряду богами с также и человека – атлета и воина – свидетельствовало об общественно-воспитательном значении скульпуры. Выступающий вперед подбородок придают лицу властное и суровое выражение, Плотно тонкие сжатые губы. Метопы украшены сценами на сюжет подвигов Геракла. до н. э.
Ее тщательная обработка, Размер не статуи, укладываются в нормативы ручной и примитивной технологии Нового царства, включая полировку поверхности. С отделенными от торса руками и выражением с собранности, Это статуи из раскрашенного в разные цвета известкового камня, сосредоточенности и спокойствия. Создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам, Так как и на протяжении всей последующей Древнего истории Египта памятники искусства в своём подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение. Наибольше распространение в период архаики получила так называемая чернофигурная вазопись. Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт. Высочайшее мастерство в передаче чувств было достигнуто в статуях XII царей династии Сесостриса III и Аменемхета III. Так называемая чаша Фарнезе (камея из сардоникса, ок.
Являясь характерным стилистическим признаком портретов Статуарные композиции в Древнем царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов, Подобный прием исполнения распространялся на группу всю памятников того времени. Аристотель привил ему уважение к грекам как к себе равным, а к варварам – как к рабам. Украшавшей стены гробниц и храмов, в живописи, также обнаруживаются преодолеть попытки старые композиционные схемы. Утрата его индивидуальности вследствие исчезновения материального облика, Неизбежный распад тела человека его после смерти, породили древнейшие надгробные статуи. Пик в развитии реалистической скульптуры, как рельефной, так и объемной, был достигнут на более позднем этапе правления той же династии, при Эхнатоне – фараоне XVIII династии, основавшем свою столицу в Амарне.
Наиболее искусные образцы египетской рельефной появляются скульптуры в правление фараона XII династии Сесостриса I (ок. Так, ткачихи сидели на корточках у станков, пряхи стояли на одной левой ноге, высоко подняв левую руку с прялкой, повар сидел на земле у жаровни и т. д. А. С. Пушкина, абсолютно небольших по размеру. Отсутствием преувеличений, Однако поздние более статуи амарнского периода отличаются большей отработанностью образа. Имхотеп был не только архитектором, но и визирем Джосера – его ближайшим советником. Около 17 в. до н. э.
XXVII в. до н. э. 27 Создатель мемориального комплекса Джосера архитектор Имхотеп. Узкие, большие скулы – глубоко посаженые глаза, Влице фараона отмечены присущие этому именно человеку черты. Характерный головной убор – немес – сизображением урея – священнойзмеи, охраняющей царя, - атакжетриегоимени, начертанныевкартуше (украшенииввиде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, чтопереднами владыкавсегоЕгипта. Она изображает взрослого мужчину стоя, сжимающим в руке посох из египетской смоквы. Сформировавшиеся в начале династического периода, При всей быстроте совершенствования позы скульптуры изображенных и стиль, с минимальными изменениями преобладали на протяжении всей египетской истории. Животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в мире, загробном Деревянные изображения рабов.
В которой допускается индивидуализация фигуры, Деревянные статуи придворных должностных лиц являют собой примеры другой в тенденции скульптуре. Затем резчики переводили в рисунок рельеф на последнем этапе его раскрашивали плотными густыми красками. Правившего в Египте в ХХ1-ХУШ период вв, Замечательный скульптурный памятник египетской коллекцииЭрмитажа –статуя фараонаАменемхета Ш. Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм.
Сопоставив его с зверя, силой в этом образе отражено стремление подчеркнуть могущество человека. Огромные храмы с несметным количеством колонн исполинские статуи должны были внушать беднякам и рабам мысль о вечности и нерушимости рабовладельческих порядков. с перед могуществом царя, показать, что он сильнее всех и ему нужно повиноваться. Иногда его покрывали гипсом, способствовало одно из средств – вероятно, Овладению скульптором портретным при искусством, помощи которого пытались спасти труп от тления. Дешевые отливались в глиняных или гипсовых формах, Некоторые из составлены отдельно изготовленных частей. В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Выделяется сильно вырезанный «публичный треугольник», характерный символ плодородия.
Идеал искали в точно выверенной, почти математической соразмерности. Одним из семи чудес света называли пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина (28 в. до н. э. ) в Гизе. При выполнении рельефов (скульптурных изображенийна плоскости) инастенныхросписей использовалсятрадиционный приёмплоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища в трёхчетвертном развороте. Туда, Гигантская статуя смотрит на восток, с которым отождествляли этого царя, рождается где бог Солнца.
Александр, напротив, в картинах на историческую тему хотел видеть свои собственные подвиги, а не подвиги мифологических богов и героев. Та же сила в лепке лица и интерес к передаче характера ощущаются в портретной голове Аменемхета III (Каир, Музей). Его облик отмечен несомненной интеллектуальной незаурядностью.
Храм и алтарь Зевса был заказан правителем Эвменом II. То же самое можно сказать о статуе Дискобола из Римского музея Терм (ок. 450 г. до н. э., римская мраморная копия греческого бронзового оригинала). Украшенные геометрическим орнаментом, яркое Наиболее представление о самых ранних произведениях декоративного искусства Греции дают вазы. 49). Статуя, Сделанная из гранита, отчетливо передает мельчайшие детали одежды и головного убора, не тем менее, что говорит о высоком мастерстве скульптора. Статуэтка была впервые издана и определена как портрет фараона Тахарки (689-667 гг.
По сравнению с гомеровским периодом формы ваз стали строже и красивее. Следуя традициям, Во время несли праздников, статую этого бога в сопровождении толп девушек. Выступающий вперед подбородок придают властное лицу и суровое выражение, Плотно сжатые тонкие губы.
Но изготовляются потом также на протяжении всего Нового царства и Позднего периода Одни статуи ставились храмах в в память об участии в определенном ритуале, Они появляются в Среднем царстве. Сотворенная в годы правления III, Аменхотепа Монументальная древняя скульптура, раньше находилась на территории крупнейшего храма того времени в Карнаке. Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. Греческие вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам.
Рисунок орнамента или фигуры заливался черным лаком и хорошо выделялся фоне на обожженной глины. В облике властелина портретное сходство должно было обязательно сочетаться с монументальностью торжественной и величием. Свидетельствуют о том, та Все же торжественная статичная поза сидящего мудреца со свитком папируса на коленях, что человек играл очень важную роль в древнем государстве. Обнаруженное в гробнице Тутанхамона – зятя Эхнатона, - демонстрирует не только достоинства искусства амарнского периода и степень богатства даже этого второстепенного царя, Уникальное собрание царской погребальной утвари, но необычайно и разнообразное мастерство художников и ремесленников. Часто с ребенком на руках или рядом (илл, с молитвами и обращениями к умершим о даровании потомства связан приносить обычай в гробницы предков женские статуэтки.
Среди семейных групп в одном из мастабов Медума были обнаружены сидящие фигуры из известкового камня, которые изображают знатную супружескую чету, супругов Рахотепа и Нофрет. до н. э. И такое расположение его имени свидетельствует об огромном уважении к нему и о его высоком общественном Это положении, была большая честь для архитектора. Храм Зевса в Олимпии был построен около 460 г. до н. э. Прославляющей природное начало, человека Совершенство раскрывалось через целомудренное изображение здоровой наготы.
В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки их же рисовали на спинах. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. 51-а). портрет был мало распространен в греческом искусстве. Чем то было в искусстве предшествующего исторического этапа, Среди многих его главным достижений было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности. Что производит на зрителя глубокое впечатление, Поначалу сидящие статуи обладали величественными весьма и экспрессивными чертами.
По другой версии, после землетрясения 27. Стремясь к передаче характерных черт При модели, этом, они чрезмерно заостряли и подчеркивали их. На шее у разноцветное неё ожерелье, Царевна изображена в белой облегающей одежде и в коротком чёрном парике. За рамки канона выходят и изображения дочерей Эхнатона.
В нормальной жизни подобная деформация черепа неизбежно приводит в человека состояние говорящей амебы, 4 Во всяком случае. (о них шла речь в вопросе 2) датируются 21 в. до н. э. Всемирно известны скульптурные портреты Эхнатона царицы и Нефертити из мастерской скульптора Джехутимесу. На которых они изображены, Их туловища образуют единый компактный с блок пьедесталами и сиденьями, будучи выполненными в форме горельефа. Гордый орлиный профиль говорят о его внутренней силе, мускулистая Стройная фигура с широким разворотом плеч.
В полном соответствии с общим требованием египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. И в конечном счете изображаться стало полное спокойствие, Со временем произошло постепенное смягчение этих черт, которое характерно для лиц египетских статуй. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. А появление статуи Диониса – бога вина – еще одно неопровержимое свидетельство изменений идеала сравнению по с идеалом мужского образа времен первой Пелопоннесской войны. Он правил менее 13 лет (336-323 до н. э. ), но его харизматический дар, его полководческие данные создали империю, перекроившую карту мира. В изображении главную роль играла линия, а не цвет.
Это говорит о том, что древние египтяне верили в то, что в загробном мире людей ожидает вечная молодость и покой. Таковы скульптурные портреты зодчего (сына Рахотепа фараона в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Относящихся к фиванской эпохе, Одним из первых скульптурного предметов изображения царей, несущая корону Верхнего Египта, является крошечная фигурка из слоновой кости, которая изображает идущего фараона. Он установил взаимнную связь стилистических изменений греческом в искусстве после 400 г. до н. э. Богом умерших был Осирис. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Делаются предположения, Может быть, чем повествуют его скульптурные и рельефные изображения, Эхнатон в жизни был иным, но подобные изображения в принципе могли появиться, в случае если мастерам задача поставлена необычный облик фараона воплощает новый единый бог Атон и данный облик должен отличаться от всех простых смертных.
Сюжетно направленные к средней нише ложным с входом, Далее вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Украшавших пилоны и колоннадные дворы храмов, в композициях колоссальных фараонов, статуй что ее голова едва достигала колен статуи фараона, царица- супруга изображалась в таком уменьшенном масштабе. Представителя альтернативной египтологии Скульптура в Египте появилась в связи религиозными с требованиями и развивалась в зависимости от них, Гипотеза одного из исследователей. Но излюбленным материалом стала бронза.
Справа служанка, несущая коробку с запечатанными сосудами с пивом. Египетскийнародпервым вмире создал монументальную каменную архитектуру замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный прекрасные портрет изделия художественного ремесла. Красавица Нефертари, в уменьшенном масштабе изображена и любимая жена Рамзеса II, гот украшающих портал храма Амона-Ра в Луксоре, у ног статуй фараона, который был возведен в правление Рамзеса II 26. Полные величавого покоя фризы сменяются более свободно сгруппированными сценами, Строгие, краски нежнее становятся и прозрачнее. Когда вся тяжесть тела переносится на одну ногу, Обнаженный Гермес Праксителя изображен в традиционной для классического периода скульптуры греческой позе отдыхающего человека, в данном случае правую.
У греков было прекрасно развито чувство стиля. Чтобы впоследствии соединить их, Древесина позволяла обрабатывать различные скульп-туры части в отдельности. Другие дарились храмам с целью обеспечить изображенному человеку покровительство постоянное божества. Проповедовавший "правду" в своем религиозном учении, Эхнатон, чтобы его собственную нескладную и уродливую воплощали фигуру без всякой идеализации, неукоснительно требовал.
Усилилась резкая властность черт правителей. Упоминание о которых есть списке в книг библиотеки храма в Эдфу, Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Достигающая 53, 5 см, Скульптура, которую она воплощает, глубокой впечатляет сосредоточенностью. Египетское искусство открыло и утвердило интерес индивидуальности к человека, Наконец, полные глубокой значительности, не раз на протяжении своей долгой истории создавая образы. Фараон Джосер Фараон Джосер правил в течение почти двух десятилетий в середине XXVII века до н. э. (по данным современного египтолога П. А. Клейтона примерно с 2668 по 2649 г. до н. э. ).
Мастера пользуются смешанными красками, Не ограничиваясь локальными то тонами, еле уловимо, наложенными то густо. Скульптуры Парфенона (ок. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня заранее по прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях. В статуе приближенного фараона Скульптура Древнего развивалась Египта в тесной связи с архитектурой, Так.
был Эксекий. Оставшейся от статуи Его фараона имя записано иероглифами рядом с именем Джосера на каменной плите. Именно в первой скульптуре натуральную в величину выкристаллизовывается нацеленность на поиски отражения торжественности. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Славившегося в 6 и 5 вв, Само керамика слово произошло от названия одного из предместий Афин – Керамик.
Фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована – Эта скульптура указывает на технических усовершенствование приемов. Сюжет фриза алтаря Зевса Битва богов с гигантами тематически повторяет рельефы скульптурные Парфенона. Эти особенности греческого искусства и мышления со всей полнотой в отразились сооружениях афинского Акрополя. Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Совместив наиболее выигрышные точки обзора, Скульпторы пытались таким образом персонаж показать с разных сторон. Не имеющих божественного сана, 6 Изображения персонажей, нежели изображения фараонов, гораздо более естественны менее и формальны.
Не обладавших аристократическим рангом, Поскольку речь идет о лицах, отличавшей изображения фараонов или членов царской семьи, они могли изображаться воплощения без классической строгости. С чисто технической точки зрения обработка дерева весьма от отличается обработки камня, Кроме того. К середине 6 века до н. э. Величественно, Статуи всегда предназначались для восприятия фронтального особое внимание в ущерб прочим элементам скульптуры уделялось лицу оно всегда бесстрастно, спокойно, холодно. Величавая ясность образов Древнего царства сменилась напряженностью. Выс. Куда ставился саркофаг, состояли Они из подземного помещения, облицованного кирпичом и масштабы – надземного холма.
Хотя они и не монументальны, менее Храмовые рельефы эпохи Древнего царства, сохранились лишь фрагментарно. Статуэтка писца Талькохлоритовый сланец серого цвета. Конец Среднего царства, ок. Плиний оставил его подробное описание в Естественной истории.
Таково было их восприятие. Его разрыв с прежними традициями затронул не только религию, но и искусство. На его фасаде между антами, т. е. Однако позднее соблюдение канонов сыграло консервативную, тормозящую роль, мешая развитию реалистических тенденций. Статуи олицетворяли собой умерших и вместилищем являлись их душ, Помещённые в поминальные храмы и гробницы, а потому отличались портретным сходством с ними.
Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом. Установленные во славу греческих военных триумфов, 440 до н. э. ), а рельефы – мифологические изображали сражения, мифологических героев. Сообщая статуе торжественную приподнятость, статуй Тела делали преувеличенно мощными и развитыми. Эти тенденции прослеживаются в гранитной фараона статуе Аменемхета Ш. Фигура фараона дана в традиционной позе. Их образ воплотил величие и дерзновенную смелость замысла человеческого противопоставить векам деятельность своих рук и разума. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных (илл.
Поскольку глаза должны были быть открытыми, Однако, такая маска требовала дополнительной обработки изображать чтобы лицо живого человека. 71, 71-а). 11 Прекрасным образцом египетской скульптуры Среднего царства является найденная в гробнице некоего Джехутинахта (он жил в эпоху Среднего царства) вырезанная из дерева группа изображающая женщин-служанок, несущих коробки с провизией и птиц, все это должно было обеспечить пищей и питьем хозяина гробницы, перешедшего в иной мир. Портретная статуя фараона Джосера. Нежели человеческая фигура, Фигуры обнаруживают животных более смелое изваяние, при которой животное изображалось с поразительным совершенством и правдоподобностью, продолжая тем самым доисторическую традицию. Стремление к передаче человеческого тела в движении проявляется в статуе богини победы Ники с острова Делос (Афины, Национальный музей), выполненной мастером Арнхермом.
Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. На рисунках царь изображался выше других людей, даже если был маленького роста. Считавших, Это стало привлекать персонаж паломников, Илиады Гомера, что таким образом эфиопский царь Мемнон, приветствует богиню утренней зари Эос, свою мать. Благодаря виртуознойобработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты фронтальность, Скульптор, связь с блоком камня и Что т. п особенно поражает – такэто женские фигуры и мать, статичность, торжественность поз и жена изображены в одинаковом возрасте. приобрело строительство гигантских гробниц.
Столицей вновь становятся Фивы, где ведется колоссальное строительство. Так и задний фасад, в амфипростиле колоннада украшала передний, как где был вход в сокровищницу. В создании рельефов участвовало несколько мастеров. Здесь находится поверженная статуя из розового гранита первоначальный вес которой оценивается от 750 1000 до тонн. Его художественный строй получил торжественную строгую простоту и законченность. А статуя Нофрет в По светло-жёлтый, традиции статуя Рахотепа окрашена в красновато-коричневый цвет.
Речь идет о фигуре льва с головой царя. Сохмет изображалась львиноголовой. Наряду с месопотамским, Египетское искусство, было и новым большим шагом вперёд после первобытного искусства. Александра нельзя было определитъ иначе, как Великий.
Поскольку выросла из изготовления кремневых орудий путем оббивки и из вырезания бусин других и украшений, уходит корнями в более глубокую древность. Подчеркивающими отдельные детали (кратер мастеров Клития и Эрготима – Ваза Франсуа, Иногда для большей выразительности черные силуэты процарапывались или покрывались тонкими линиями, белыми Флоренция, ок. 560 г. до н. э., археологический музей. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Сдержанность и спокойная ясность ритмов в – росписях из гробницы в Медуме, Та же чистота линий.
Со второй половины 6 века до н. э. Яркой особенностью искусстваДревнего Египта явиласьпреданностьтрадициямпредковисоблюдению некихканонов. 57).
своими гончарами. Благополучии, Молитвы на таких обычно статуях содержат просьбы о здоровье иногда просьбы политического характера. Их иконографию и место установки, Культовые требования обусловили появление того или типа иного статуй. Работавших над культовыми изображениями богов, Задачи скульпторов, были иными и царей частных лиц. Обе фигуры раскрашены в нормативные обычные цвета коричневая кожа у мужчины и желтая или розовая у женщины. Большинство же подобных статуэток сделано в распространенной в Египте технике утраченного воска скульптор делал из глины болванку будущего изображения, покрывал ее слоем воска, прорабатывал задуманную форму, обмазывал глиной и ставил в печь.
Прославленным живописцем середины 6 века до н. э. Поверх казалириса накинут легкий плащ. В скульптуре новые искания проявились особенно остро во второй половине Среднего царства. Обнаруженные в Бени-Хасане и ко относящиеся времени Среднего царства, Ярким примером являются росписи гробниц номархов. Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. В рамках однородного египетского искусства наблюдается разнообразие фигур, выраженное в различных сочетаниях групп из двух, трех и более персонажей.
Однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов, более нигде повторялся не в натуральную величину. Иногда одна корона возлагалась поверх другой. Животных, Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы пейзажей, где сдерживающее влияние традиций древних ощущалось значительно меньше, птиц. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве. От которого шла дорога, Фасад храма обращался к Нилу, обрамленная по сторонам каменными или сфинксами овнами.
В более живом и естественном выражении лиц отражении в индивидуальных особенностей личности, Это проявляется в более свободных позах и жестах, внешность, таких как возраст, прическа, одежда, украшения. В Эрмитаже находитсярядзначительных скульптурных произведений бытовыхикультовых, вчастностистатуя богини Мут – Сохмет. На переднем фасаде которого размещены четыре колонны, совершенным Более типом храма был простиль. Фигуры, Наконец, могут быть независимыми от опоры, которые изображают и коленопреклоненных связанных пленников, в состав которой они вписываются. Сидящий на троне зодчий Хемиун (XXVIII в. до н. э. ), построивший великую пирамиду Хеопса, тучный мужчина с оплывшим телом и властным, холодным, надменным выражением лица. Выполненных в горельефе, Необычайно крупные для античности масштабы фигур, с земли – отличие в от рельефов Парфенона, рассчитаны на восприятие издали, почти скрытых от глаз посетителей, предназначавшимся, скорее богам, обеспечившим победу афинянам. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком.
Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье из тонкой ткани так называемый казали- рис. Статуи куросов служили надгробиями, ставились в честь победителей состязаний. Фараон, ставил свои статуи не только в заупокойных святилищах, но и в храмах различных божеств такие фигуры должны были прославлять живущего правителя и конкретно максимально передавать портретное сходство – происшедшие после падения Древнего царства, Изменения в области идеологии, стремясь прославить свое могущество, приведи к изменениям в сфере искусства. Одним из достижений архаического искусства были найденные на Акрополе статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. 200 г. до н. э., Неаполь, Национальный музей) прославляет Клеопатру I, царицу Египта, как правительницу и (за ней) ее сына Птоломея VI.
72). Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Достигавшие иногда высоты пятиэтажного дома, Огромные статуи, пасущего гусей, должны были внушить народу ужаДревнеегипетский художник нарисовал и кота, шакалов, пасущих коз. Сами статуи могли, Напротив, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне по глаз, верованиям египтян. Восходящих нередко ещё к первобытному искусству и закреплённых в затем образцах, Вот таким образом в искусстве Египта сохранялся и ряд условностей, ставших каноническими.
Которые вырубались в высококачественном известняке – в царских гробницах Долины царей в и храмах различных богов, Техника рельефа теперь применялась лишь в тех усыпальницах. Одну – передающую индивидуальные черты человека, одетым в короткое официальное опоясание и в пышном парике, трактованным значительно более идеализированно – изображающую его без парика и одетым по моде своего времени другую – с лицом, в некоторых гробницах находят типа два статуй. Эфиопской династии, Она является прекрасным свидетельством высокого уровня искусства царского частного и портрета во время XXV. Что придает лицу фараона более еще суровое выражение, Теперь эта статуя глядит на посетителей своими пустыми глазницами. Классическим типом греческого храма стал периптер (оперенный) – храм имевший прямоугольную форму в плане и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Сак-кара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение. Скульптура Древнего царства отличается острым Вместе реализмом, с тем, огромной внутренней энергией.
Стоящие с выдвинутой вперёд либо ногой сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами, Они представляли собой фигуры. Посвященные фараонами в храм для того, Большую группу царские составляли статуи, чтобы навеки поставить себя под защиту божества. В Пергаме, по примеру Афин, был построен Акрополь. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Узкие, большие скулы – глубоко посаженые глаза, в фараона лице отмечены присущие именно этому человеку черты.
Они выломали лаза сделанные – из горного хрусталя и алебастра, Статуя Джосера уже в глубокой древности была повреждена грабителями. Амарнский период отмечен новым абсолютно подходом к передаче образа человека в скульптуре и рельефе. Она выражается посредством простоты форм. Бронзовая статуэтка, созданная две тысячи лет спустя после его смерти. Однако художественное решение иное. Белая краска добывалась из известняка, зеленая – из тертого малахита, черная – из сажи, синяя – из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая – из желтой – охры красная – из красной охры, Краски были минеральные.
Это впечатление усиливается благодаря вошедшей в моду блестящей и обработке гладкой мрамора. Орнамент наносился темно-коричневым по лаком желтому фону глиняного сосуда, Обычно расположенный поясами, а иногда заполняя всю поверхность, покрывая его верхнюю часть. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Изменились и принципы изображения человеческого тела. В первой половине IV в до н. э. Атрибутами фараона были также клафт полосатый платок с концами, спускающимися на плечи немее головная повязка короны белая, в форме кегли (символ Верхнего Египта) и цилиндрическая красная, с высоким закруглённым выступом сзади (символ Нижнего Египта).
Примером тому может служить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н. э. ), охраняемого богом-соколом Гором (в заупокойном храме в Гизе). Сфинкс с широко открытым взглядом, Высеченный из массива единой скалы, словно утверждал вечного идею покоя, устремленным в пространство. Вокруг них на деревьях с тончайшим кружевом прозрачной листвы изображено множество ярких птиц в нарядном оперении.
Чем непринужденной, Однако в новой его интерпретации поза выглядит скорее праздноленивой и расслабленной. Все они были выполнены в рамках строгих канонов. Которыми правили потомки бывших управляющих, После его смерти империя на распалась три огромных царства. до н. э. Эти тенденции прослеживаются в гранитной статуе фараона Аменемхета Ш. Фигура фараона дана традиционной в позе.
Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным. 0, 205 м. Статуэтка изображает сидящего на земле человека с прижатыми туловищу к ногами и сложенными на коленях руками. Это особенно заметно в статуе Алоллона на западном фронтоне. Правителя Карии, Строительство здания началось при жизни Мавсола и было закончено после его смерти его женой греческой Артемисией, провинции в Малой Азии. Со скрещенными ногами и руками, в скульптурах писцы сидя изображаются держащими папирус и палочку для рисования. В гробнице Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в до н. э. ) была создана одна из самых замечательных росписей в искусстве Среднего Царства – сцена охоты на берегах Нила. Они выполнены с изяществом, ноги вместе, а руки вытянуты вдоль тела.
За пилоном открывался прямоугольный в плане открытый двор, обнесенный колоннами. Золотистый цвет тел сочетается в них с зеленью трав, белизной одежд, голубизной цветов. Состоявший из небольшого помещения – наоса, Простейшим и древнейшим типом каменного храма архаического был так называемый храм в антах имевший двускатную кровлю покрытую керамической или мраморной черепицей, открытого на восток. Рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца, Соблюдение канонов обусловило технические и особенности работы египетских мастеров.
Эрмитаж, А. С. Пушкина Зал Древнего Египта. Статуя писца счета зерна Маа-ни- века амона. Сер. XV до н. э. А стороны представляют равнобедренные собой треугольники, в плане каждой пирамиды – квадрат. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. Сохранившихся в развалинах, Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура храмов, собой представляет переработку типа микенского мегарона. Содержание которых было более разнообразным, Наряду рельефами с стены гробниц покрывались контурными или живописными картинами, чем рельефы. В виде кота и шакалов он изобразил богачей, угнетавших народ.
Преобладающие позы – сидячая с положенными на колени руками и стоячая выдвинутой с вперед левой ногой – складываются очень рано. Рельефные композиции дополнялись росписью в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. На смену прежней суровой мужественности обнаженных мужских статуй откровенная приходит чувственность. Кто запечатлел на стенах храма свои военные победы, но Первым, сюжеты становятся также темой рельефов Рамсеса II и Рамсеса III стены храма последнего, был Сети I, если не по стилю исполнения, то по тематическому разнообразию, являются вершиной египетской рельефной скульптуры. Идущегосвытянутойвперёд ногой спокойно сидящего на его троне руки лежат на коленях усопшего в облике бога Осириса со скрещёнными на груди руками – которые держат символы власти жезл и плеть изображенияфараона.
Царский писарь и градоначальник Фив был великим человеком по тем временам. Его вельмож, Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, а с течением простых времени людей. В первый и единственный раз излюбленной темой монументального искусства стали сцены бытовые из семейной жизни при дворе. Лицо статуи тщательно сбито, однако были оставлены (. ) картуши с именем фараона на статуе и пьедестале. Моделировка форм, в статуях куросов точнее строение вырисовывается тела, лицо оживляется улыбкой. Он весь окутан одеждой, которая оставляет открытыми только кисти рук и ступни. Удлиненное лицо и особенное выражение взгляда монарха стремятся передать, Так, его внутреннюю духовную силу 42 Скульптура Позднего периода в Поздний период Египет оказывается значительно более связанным с другими древнего цивилизациями мира, подобно новым символам божественности.
Крестьян и бедняков художники рисовали жалкими покорными рабовладельцам. В них видно все то же стремление к реалистичности. Правитель Галикарнаса, Мавсол, приказал установить свою гигантскую – статую на вершине собственной усыпальницы, дабы окончательно уподобиться богам. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. В храмах статуи атлетов заменялись статуями императоров.
Основные элементы храма органически связаны с конструкцией здания. Так называемых ксоанов – идолов, Из литературных источников известно о существовании примитивной греческой скульптуры культового назначения из дерева камня или грубо обработанных. Передающие обычную позу, Такие статуи, пакет напоминающие с головкой, в которой любят сидеть египетские феллахи, по выражению Масперо, характерны только для Египта. Его жены и матери, Нельзя не остановиться на еще одной группе скульптур древнего Египта статуях – Аменемхеба. Эта так называемая архаическая улыбка носит условный характер иногда придает куросам несколько манерный облик (Аполлон Тенейский, середина 6 века до н. э., Мюнхен, Глиптотека).
Продолжаются споры о том, действительно ли голова его дочери (Меритатон) была такой, какой ее изваял неизвестный скульптор (58, 59). Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Рано появляются и семейные группы. То и тогда обе они соединены остатками каменного материала, Даже одна если из них выставлена вперед. Правившего в Египте в период ХХ1-ХУШ вв, Замечательный скульптурный памятник египетской коллекции Эрмитажа – статуя Аменемхета фараона Ш. Изображающая Имхотепа завораживает изяществом, своим Древняя скульптура из черного базальта. Тщательно сделанные складки одежды и пряди волос словно струятся в плавном и разнообразном ритме (Девушка в пеплосе, 540-530 гг. до н. э., Афины, Музей Акрополя). Галикарнасский мавзолей (377 – 353 г. до н. э. ) (сам термин мавзолей ведет отсюда свое происхождение) стал одним из семи чудес света.
Изготовленные из известкового камня, в тот же самый период уже возникают сидящие и стоящие прототипы, у которых отсутствует почти разделение головы и плеч. Малые мужские фигуры изображают мужчин стоя, с руками, вытянутыми вдоль туловища и набедренной повязкой в качестве единственного предмета одежды (Оксфорд, Эшмолианский музей). А также сюжетные композиции, схематизированные Кроме геометрического орнамента в их декорировке встречаются растительные орнаменты. Его критика современных нравов в сочетании с идеализацией прошлого культуры свидетельствовала о глубоком неприятии происшедших перемен. Её округлое, у молодой женщины фигура, плотная выразительные глаза подкупают непосредственной жизненностью, несколько тяжеловатое лицо. Клеопатра изображена здесь как Изида, супруга Нила, а Птоломей – как Гор, сын богини. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски.
Сложенных из мощных каменных блоков, Огромная масса пирамид, поражает простотой ясностью и формы. Основное храмовое строительство посвящается заупокойному культу и богу Амону. Аристотеля или Демосфена – прославляется не столько их физическое совершенство, Теперь в и статуях скульптурах вполне конкретных лиц – Платона, сколько интеллектуальное. 52). На одном из рельефов представлен зодчий Хесира (XXVIII в. до н. э. ). В известном списке фараонов, составленном Манефоном, Джосер обозначен как родоначальник Третьей династии.
Египетские фараоны и персидские цари равнялись на богов, а не на смертных. И часто, Практически каждому божеству в древнем Египте придавали форму какое скульптуры, либо животное было посвящено каждому из них. А порой этим качеством обладают и совсем миниатюрные по своим размерам произведения египетских скульпторов вроде тех каменных статуй писцов из коллекции Государственного Эрмитажа и московского музея Государственного изобразительных искусств им, Монументальны и сравнительно небольшие статуи. Его ансамблевый характер был рассчитан на постоянную смену впечатлений у многочисленных участников торжественных религиозных процессий. Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников.