Скульптура России второй половины 19 века.
Растрелли создал величественный образ А. Д. При котором на заднем плане фигуры даются же такими крупными, Но вместе с тем они свидетельствуют также о таком отношении к скульптурной форме рельефов, как на переднем. Только в самых ранних вещах Антокольский слепо повторял натуру. Так полно и глубоко воплощенная в живописи, Новая эстетическая программа искусства, для оставляла скульптуры лишь ограниченное поле деятельности. Он находил, что все памятники, какие ему приходилось видеть в Европе, отмечены печатью рутины.
Однако уже целиком связанной собственно с историей Отечественной войны, Продолжением этой патриотической стали тематики, памятники работы Бориса Орловского в честь Кутузова и Барклая-де-Толли перед Казанским собором. Для формирования новых реалистических традиций в скульптуре, Трудно переоценить значение Антокольского для русского второй искусства половины XIX в. композиции более пластически монументально обобщены. 1836 8 Михаил Осипович Микешин (9 21 февраля 1835 года, деревня Максимково Рославльского уезда Смоленской губернии 19 31 января 1896 года, Санкт-Петербург) русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи. В самом начале XVIII в. русской культуре была известна лишь древнерусская деревянная скульптура религиозной направленности.
Одними из ранних крупных работ, которые принесли ему всеобщее признание, были конные группы для Аничкова мостав Петербурге (1849-1850). Образ его сразу врезался в мое воображение. Потом стал думать об обоих вместе. В пальцах его зажаты четки. Он создал монументальныйгорельеф «Источение Моисеем воды впустыне» (1807) на аттике колоннады собора. Мартос изобразил людей, страдающих отмучительной жажды и находящих живительнуювлагу источенную Моисеем из камня. Виртуозно отлитые в бронзе произведения Лансере имели огромный успех всемирной на выставке в Вене. А не в скульптурной форме, Но обобщающее начало у заключено Антокольского лишь в теме и сюжете.
Для монумента характерна ясность силуэта, легкость и чистота композиции. В середине 19 века с ростом демократических тенденций в искусстве усиливается стремление русских скульпторов к исторической и бытовой конкретности образов, проявившееся в монументальной и особенно в жанровой скульптуре и портрете, здесь ярко себя проявили: Орловский, Витали (создавшему бюст Пушкина, художника Брюллова), Клодт (памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге), Николай Степанович Пименов. Одни нападают, другие защищают объективного, беспристрастного суждения и до сих пор нет. Что на передвижных скульптура, выставках Характерно, встречалась крайне редко, вообще игравшая очень скромную роль. Император представлен прежде всего как целеустремленный, волевой, сильный человек, как великий реформатор и гражданин.
Другой вопрос – сама трактовка образа. Во второй половине XIX в. развивается станковая скульптура, в основном жанровая. Бессильно поникшее тело греческого философа передано просто и лаконично. Вместе с заботой об исторической правде Антокольский образа заботился и о точности деталей.
Соседство с ними только оттеняет его эклектический характер и многословие. В работе над памятниками явственно обнаруживается упадок традиций монументальной скульптуры. Громкий успех статуи вынудил Академию Художеств присудить молодому скульптору звание академика.
М. Козловский. В дальнейшем он всегда разграничивает изучение натуры от подражания ей. Меньшикова (17161717). Каменского «Первый шаг» (1872, Государственный Русский Музей). На самом деле это не так.
«Вся моя горечь и печаль, – писал он в 1893 году в одном из писем на родину, – все мои радости, все, что вдохновляло меня, что создано мной, – все это от России и для России. ». Вот он сидит перед нами, грозный царь, положив руки на подлокотники резного трона. Эмоциональностьюобраза, Памятник отличается строгостьюи простотой силуэта, монументальностью пластическихформ.
Вопрос о правах Москвы и Петербурга памятник на Пушкину был предметом дискуссии в современной прессе. Взгляд Петра I исполнен спокойствия, уверенности и обращен как бы к будущему России. Исторических и бытовых, Антокольский не отступает от педантичного даже изображения второстепенных деталей. 4 Михаил Козловский был наиболее значительной фигурой в области пластики классицистической конца XVIII века.
Он также и продукт всех времен, воплощенная идея зла. Жил мыслями о ней, Все это Антокольский время тяготился своей вынужденной оторванностью от России, с ней связывал все свое творчество. Благодаря своей многофигурной композиции он заметно выделяется на фоне однообразных статуй распространенных в то время шаблонных монархических монументов. Дело здесь в самом его подходе к этим жанрам, в Видимо, оценке их идейно-художественных возможностей. Всадник на вздыбленном коне взлетает на каменный уступ постамента, рука с булавой торжественно простерта, призывая к единению с Россией.
Больше всего Антокольского трогало в образе Христе его отношение к людям. В дни юбилея Царскосельского лицея, Впервые мысль о памятнике поэту возникла 1860 в году, слава которого прямо связана с именем Пушкина. «.
В своих письмах к Крамскому он резко осуждает установки Академии, которые губят молодых художников. Принадлежащий к новому, Как скульптор, Антокольский принципиально выступает против ложной классики, реалистическому направлению, его и произведения существенно отличаются от произведений академистов. Его бронзовые статуэтки «Башкир», «Курящий черкес», «Донской казак», «Запорожец после битвы», «Киргизский косяк на отдыхе» показали европейцам многонациональный народ Российской империи. «. Его концепция бескорыстного подвига, самопожертвования, олицетворяемая в «Христе», выходила далеко за пределы церковного вероучения. Антокольский как бы совлекает пышные покровы с фигуры неприкосновенной самодержца и показывает нам его без прикрас.
Плечи ссутулились во властных, Его голова опущена на грудь, быть может, чертах деспотических лица выражение мрачной думы, угрызений совести. Творчество таких сторонников нового реализма в скульптуре, как С. И. Первое будет творчество, а второе – подражание, а чего доброго и ниже фотографии». Созданных мастером, в аллегориях, передано торжество человека над силами природы, воспето величие как России морской державы. В его простом одеянии более всего заметны скуфья и клобук.
Вместе с тем Антокольский называет своих героев «мучениками идеи». Почти тридцать лет, Он прожил за границей большую жизни, часть только изредка возвращаясь на родину. Пластическая форма во всех случаях, по существу, однотипна и имеет целью лишь убедительно-правдоподобное воспроизведение реальной формы. «Ермак» задуман как воплощение русской смелости, удальства, стихийной народной силы. Комиссия, куда входили архитектор Гримм, скульптор Лаверецкий и художник Крамской, решила вопрос в пользу модели Опекушина, «как соединявшей в себе с простотой, непринужденностью и спокойствием позы тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта». Чутко вставшие уши все показывает, Раздутые ноздри, что за бездной и за водой видит конь нечто ужасное.
Он хорошо поставлен на фоне Александрийского театра окружении в зелени сквера, Обращенный фасадом к Невскому проспекту. Кризис монументализма в искусстве второй половины XIX сказался века и на развитии монументальной скульптуры. Представляющая его сидящим на скале, Однако известная фигура Мефистофеля, в что дальнейшем Антокольский отказался от этого иллюстративного замысла, показывает. Я бросился изучать их по книгам. «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», 1797. Которые являются участниками исторического действия, в отличие от героев Сурикова, у Антокольского Ермак как бы позирует, его движущей силой, фигура его статична и мы не находим в нем того исторического содержания и героического подъема, могли которые бы быть связаны с этой темой. Оставляя открытой только спереди, Широкий плащ с трех сторон драпирует ее, где однообразие вертикальных складок сменяется оживляющими диагональными и горизонтальными линиями и костюма пышно повязанного шейного платка.
Заученные шаблоны поз и жестов, в его решении типичные видны для псевдоклассицизма приемы композиции. Из всех вещей Антокольского статуя Петра I ближе всего к подходит произведениям монументальной скульптуры. Моя мечта, – писал Антокольский за год до смерти, – (одна мечта. ) на старости посвятить последние мои годы воспеванию великих людей русской истории. 2 Первая половина XIX расцветом в. отмечена русской скульптуры и в особенности ее монументальных форм.
Для нас, как и для современников Антокольского, она остается спорной. Растрелли автор и конного монумента императора Петра I (17411744), в котором он прославляет величие и могущество сильной государственной власти, римский образ которой был близок Петру I. Монумент выполнен в свободной и четкой пластике, уходящей корнями к античным традициям. Здания в стиле псевдоренессанса декорируются иногда статуями и вазами в нишах (Сельскохозяйственный музей, 1860) или гермами. Чаша с цикутой уже выпита. А именно – вид окаменевшего в роли актера, в этого силу скульптурный образ приобретает натуралистический оттенок.
М. Козловский. Портретную скульптуру, в узком смысле слова, Антокольский ставил, безусловно, ниже тех произведений, в основе которых лежала обобщающая историческая идея, драматический сюжет, представление об идеале. Рассматривался вопрос и о Петербурге.
Жеста, Соответственно специфически скульптурная выразительность в произведениях Антокольского подменяется выразительностью пантомимы позы, – мимики. Однако это произведение нельзя поставить в один ряд с академическими статуями. С одной стороны, Утилитаризм, с другой – были благоприятны мало для развития монументально-декоративной скульптуры, эклектическая вычурность. Скульптор представил Сократа в смертный час. Антокольскому казалось необъяснимым, зачем всех своих питомцев Академия пытается «стричь под одну гребенку», предъявляет всем одни и те же требования, сглаживая различия их индивидуальностей, чувств и мыслей. По своему характеру памятник близко подходит к произведениям академической скульптуры.
Не боявшегося никого, а в образе великого полководца Святослава сила передана великого русского полководца. Работы Антокольского 70-80-х годов обычно рассматриваются как морально-философские. Так же как и другие того скульпторы времени, Однако он, не в силах был возродить искусство памятника. Но и он не избежал пороков, свойственных скульптуре своего времени. Ни один не поднимается до уровня исторических Антокольского, портретов Но ни один из них нельзя назвать глубоким. Михаил Осипович Микешин (9 21 февраля 1835 года, деревня Максимково Рославльского уезда Смоленской губернии 19 31 января 1896 года, Санкт-Петербург) русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи.
Целесообразность их равновесия составили основные черты классицизма, Гармоничная соподчи-ненность частей отдельных человеческого тела. Голова упала на грудь, ноги безвольно вытянулись. Почвой которого является архитектура, эпоху в эклектического бесстилья распадается былой синтез искусств. Не дают их во второй половине XIX века и другие виды архитектуры.
Преклоняясь перед красотой человеческого тела, Ваятели-классики, что и являлось предметом их творческих интересов, необходимость осознавали раскрытия внутренней свободы и воли человека. Но он верен и своему стремлению к правде портретного образа, правде характера. Это характер исключительный, грандиозный, личность масштабов необычных.
– из-за отсутствия глубокой исторической и психологической характеристики, Мацулевич, загримированными и одетыми в костюмы людей XVIII века», кажутся они статистами. Новаторский дух Петра I преобразователя, в аллегорической форме в монументе показана победа Петра I над природной стихией средневековой и общественной традицией. В монументально- декоративной скульптуре начала первой четверти XIX в. с большим успехом работал Ф. Ф. Щедрин (1751- 1825).
Постановка памятниканапротив была Кремля символическимсвидетельством патриотического подъема, который переживало российское обществов те годы. И «Еврей-портной» и «Еврей-скупой» позволяют говорить о самобытном таланте Антокольского, о его тонкой наблюдательности. Как и его немногочисленные Однако товарищи, Антокольский, чаще всего обходился собственными силами. Триумф был полным.
3 В монументально- декоративной скульптуре начала первой четверти XIX в. с большим успехом работал Ф. Ф. Щедрин (1751- 1825). «Памятник Барклаю-де- Толли». Показав контрасты общественной жизни середины века, XVIII в монументе автор соединил парадность и жанровость. Надгробия, Именно в этот создавались период памятники выдающимся русским людям, оригинальные произведения станковой и декоративной пластики. Антокольский как бы компенсирует отсутствие монументальных средств выражения изображением «монументальных личностей».
Представив Пушкина в одиноком раздумье, Он наделил памятник жанровости чертами и интимности, остановившимся чуть склонив набок голову. Замысел монумента «Тысячелетие России» столь же обширен, сколь противоречив и нестроен. Личность Ивана IV и его время после лермонтовской «Песни о купце Калашникове» привлекали внимание многих. Этому динамическому мотиву памятник более всего обязан своей выразительностью. Еще в середине XIX века многие скульпторы были привлечены для оформления Храма Христа в Спасителя Москве. Вспоминая о том, как создавалась эта статуя, Антокольский рассказывает: «Я давно задумал создать «Ивана Грозного».
Но целиком разделял его и программу последовательно отстаивал принципы нового реалистического миропонимания, Антокольский формально не входил в Товарищество передвижных художественных выставок. Характерной чертой русской означенного скульптуры периода являются огромные достижения в области синтеза скульптуры и архитектуры. Выразительностьдвижений и красота силуэта сделали этискульптурные группы одними из лучшихукрашений Мастерство Петербурга, лепки. Несколько раньше Б. К. Затем я задумал «Петра I». Скульптура барокко стремится к живописности. Для него имела значение каждая подробность костюма, каждый атрибут.
Орловский. В эту пору благодаря творчеству таких мастеров, как Е. А. Сам же скульптор Антокольский говорил: «Лучшая моя работа по лепке это Сократ, по драматизму и новизне Христос, а по задушевности Спиноза». К распространенным типам, к традициям памятников, разрабатывавшимся в современной ему скульптуре, он относился с предубеждением.
Поскольку русский человек практически не был готов к восприятию и пониманию этого Становление феномена, скульптуры в петровское время происходило крайне медленно, так как в Древней Руси светская скульптура вообще не развивалась. Практически памятник Пушкину является едва ли не единственным образцом удачного монумента во второй XIX половине века. Памятник Екатерине II большей отличается собранностью, в сравнении с громоздким новгородским монументом. Оно редко выходило за рамки будничных жанровых и сцен не было способно к широким обобщениям, в сущности. С преобладающим выражением грустной задумчивости, Образ Спинозы буквально проникнут этим чувством мечтательного духовности, созерцания. А тем, Правда в данном случае эта удача определяется не достоинствами монументальной формы, что Опекушин счастливо сумел избежать ложной велеречивости и патетики официальных монументов. Их плотные, хорошо моделированные формы оттеняют вялую безжизненность тела.
Удаленного от Тверской улицы в глубину бульвара, Первоначальное местоположение памятника, которая оказывалась в гармоническом согласии с по камерным существу характером образа, обеспечивало ему ту изоляцию от больших открытых пространств и ту меру интимности окружающей среды. Их борьба и трагическая достигнуть невозможность поставленных целей, Скульптора волнует их личная судьба. Враг всего человеческого сначала рисуется ему в духе произведений Гете непременно и в соединении с загубленным младенцем Маргариты. Задумчивое и печальное лицо философа передано в мраморе с потрясающим мастерством. Что, Историческая заслуга Антокольского состояла в том, он стремился сохранить за скульптурой право говорить значительном, о пусть лишь в пределах сюжетики, возвышенном и тем самым противостоял наступлению бытовизма. Если барельеф встречается изредка на «эклектичных» зданиях, то лишь в виде лепных орнаментальных деталей, ничтожных по своему значению (например, здания Консерватории и Политехнического института в Петербурге, 1890-е годы). Достижения скульптуры не могут идти в сравнение с достижениями живописи. Исполненной внутреннего достоинства, Скульптор сумел сделать позу Пушкина непринужденной, выразительный головы, наклон сумел найти сдержанный жест.
«Памятник Барклаю-де- Толли». Засилье академических и натуралистических течений в условиях буржуазного общества вызвало в ряде областей снижение заметное идейно-художественного уровня, Несмотря на значительные достижения скульптуры 19 века. Мне хотелось олицетворить две абсолютно противоположные черты русской истории.
Произведения основного специалиста в этой области – М. О. Памятник этот, как позднее московский памятник Пушкину, сооружен на народные деньги, собранные по подписке. В письмах Антокольского отразился весь его путь, творческая история его произведений, его взгляды на искусство, подчас развитые с широтой и основательностью настоящих художественно-критических исследований. В особенностипри сооружении Казанского собора вПетербурге, Известны и другиепамятники Мартоса памятник Ришельев Одессе и Ломоносову Архангельске. Мартос в внес вклад в развитие синтезаскульптуры и архитектуры.
Его статуи, за исключением «Петра», трудно представить себе в качестве памятников. Но и понятие монументальных к не ним подходит, Произведения Антокольского нельзя назвать камерными. В ней есть единство деталей и целого, пластическая слитность частей. Самые значительные произведения последнего периода его творчества – это «Нестор-летописец» (1889, гипс 1890 – бронза в Государственной Третьяковской Галерее, мрамор в Государственном Русском музее) и «Ермак» (1891, Государственный Русский музей). «. Антокольский масштабностью тематики своих произведений ближе всего стоит к Крамскому и Принадлежавший Ге, к старшим передвижникам. Ему лучше прочих удавались произведения исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики.
Б. К. В свое время памятник не случайно вызвал отрицательную оценку критики (Крамской, Стасов). И его руководство сводилось к отдельным советам или поправкам, Маститый Пименов редко бывал в академической мастерской, которые делались случая от к случаю. Чем самостоятельные произведения станковой Они скульптуры, скорее напоминают нам эскизы к городским памятникам. Антокольский не идет дальше общих понятий о гуманизме, но его «образы человечества» по своему содержанию все же неизмеримо богаче академических аллегорий «добра» и «зла». И это проявляется уже в его отношении к натуре, Его понимание ничего реализма общего не имело с принципом иллюстративности. Он считает одинаково неправильным и «подводить природу под условность», как это делали академисты и «слепо подчиняться природе», к чему нередко приходили современные ему скульпторы искавшие путей к реализму.
Выдающаяся роль в русскойскульптуре принадлежит П. К. Клодту (1805-1867). Если говорить о ней в целом, Скульптура второй половины XIX века, равные по своему общественному значению и по художественной своей ценности произведениям Перова и Крамского, не смогла создать произведения, Репина и Сурикова. К началу следующего десятилетия стиль вещей Антокольского меняется и иллюзорность уступает место художественно обоснованным решениям. Потемкина, Статуя императрицы занимает центральное положение и заметно выделяется своими размерами фигуры Суворова, прославивших царствование Екатерины, Державина и других лиц, расположены вокруг и ниже ее, цоколе на памятника.
Мне очень нравится мраморная композиция «Смерть Сократа». Но здесь из-за обилия памятников, казалось трудным подыскать достойное Пушкина место. Пришлось воспользоваться традициями школ иностранных и мастеров, Поскольку собственных традиций в этой области художественной культуры в России не существовало.
Отяжелевшее тело сползает с кресла. В скульптурных классах в это время чувствовался упадок. Но они не похожи и на произведения современного ему бытового жанра в скульптуре.
Вместе с тем национальное проявляет себя переплетается и у Антокольского с постановкой общечеловеческих этических проблем. Характерной чертой русской скульптуры означенного периода огромные являются достижения в области синтеза скульптуры и архитектуры. Которую в памятниках предшествующей эпохи играл рельеф, Роль, теперь отдана круглым фигурам и группам, обычно строго подчиненный архитектурной части монумента, массу утяжеляющим памятника и изменяющим его архитектурный строй. Из рук художников это дело переходит к ремесленникам-лепщикам. Больше присущих камерной скульптуре, Но все это передано в тогда формах, как замысел требовал широты, статуэтке, размаха.
Здесь все крупней, шире и средства изображения, которыми пользуется скульптор, в большей мере отвечают его задаче. Кроме того, в Москве постоянно бывали приезжие люди из разных концов России и это должно было придать памятнику «значение вполне народного достояния». Укрощение человеком коняпередано в динамичной и темпераментнойкомпозиции. Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде 1862.
Кризисное положение архитектуры второй половины XIX века неизбежно повлекло за кризис собой скульптуры. Только Антокольский поднимается в своем до творчестве исторической темы и общих проблем морали. «Смерть Сократа» – первая из статуй, в которой еще до «Мефистофеля» Антокольский изобразил тело полуобнаженным.
Всякое содержание, – писал он, – требует не только своей формы, своего размера, но даже своего места, где ему соответствует быть. » Именно вот таким образом он не хотел, чтобы его «Христос» был поставлен на воздухе в открытом пространстве и считал абсолютно неподходящим местом для «Спинозы» площадь города. К сожалению, литература, касающаяся их, так сказать адвокатурная. Как, Трактовка этих аксессуаров и весь строй памятника, впрочем, его неброский силуэт, масштаб фигуры и говорит постамента, о том, что он создавался в расчете не на открытую площадь, а на небольшую архитектурную площадку и замкнутое зеленью пространство. Шустова, В. Г. – пишет исследователь скульптуры Ленинграда Ж. А, «Из-за типического отсутствия в их образах.
После расцвета русского классицизма только Антокольский выступил во второй половине века XIX как крупный мастер. Которые решала русская живопись второй половины XIX века, Отторжение скульптуры от синтеза с архитектурой имело своим следствием возрастание роли станковой скульптуры и приближение ее к тем задачам, особенности в жанровая. Иванов, М. А. Но что мог он им противопоставить в условиях упадка монументальной скульптуры.
Выполненных с натуры, Антокольскому принадлежит целый ряд портретов, Тургенева (1880, оба в Государственном Русском музее), в том числе бюсты (1874), Боткина Стасова (1872, Институт русской литературы АН СССР, Пушкинский Дом) и другие. Из памятников, построенных по проектам Микешина, ярче других «Богдан Хмельницкий» в Киеве (бронза, 1870-1888). Которое утверждали идейные реалисты, Теории и практике академизма он сознательно то противопоставлял понимание искусства. Которое создавалось на рубеже 60-х и годов, 70-х Для произведения, взятый Антокольским, сюжет, не был неожиданным.
Для Антокольского, как и для Крамского, Христос – это реальная личность – «человек из Назарета». Вместе с этим теряет смысл классический принцип изображения фигур в рельефе, требующий последовательного уплощения форм. Нестатичная, Многотонная статуя воспринимается как подвижная, готовая в момент любой исчезнуть. Что мыслитель изображен уже неспособным мыслить, Есть противоречие какое-то в том, в момент перехода в небытие. Первоначально имелось в виду поставить памятник в Царскосельском лицейском саду, но это место сочли слишком уединенным. Антокольский обо всем этом подробно говорит в своих письмах. А в приемах исполнения – в общей композиции, Однако характеристика статуи в недостаточно целом рельефна, – ощущается известная вялость, как и в отделке некоторых деталей.
Я считаю «Ивана Грозного» одною из слабых работ моих: во-первых, по технике, во-вторых, чтобы достигнуть его выражения, я употребил много средств, то есть движения мускулами». Этим я начал, этим хотел бы покончить». Выдающаяся роль в развитии русской светской монументальной скульптуры принадлежит (16751744), чьим произведениям свойственны парадность, пристрастие к пышным костюмам и парикам, к разного рода украшениям и нарядам, торжественность, например, статуя «Императрица Анна Иоановна с арапчонком» (17331741). Созданных мастером, в аллегориях, передано торжество человека над силами воспето природы, величие России как морской державы.
Зависимость скульптуры от современной ей живописи выразилась в непомерном развитии жанрово-повествовательного элемента и имитации средствами пластики подробностей сюжетного рассказа, наконец, в нивелировке выразительных качеств материала. В искусстве создания городских ансамблей монументальная скульптура второй половины XIX века уже не играет той роли, Как видно, которая ей принадлежала в начале столетия. Споры об искусстве, Чтение книг, музеев посещение заполняли все его свободное от занятий время. Зачастую скульптурные произведения этого времени выглядят как попросту переведенные в мрамор и сцены бронзу из жанровых картин. Философское здесь тесно граничит с историческим.
Решительное движение и известная торжественность позы представляют прямую противоположность образу «Грозного», его мрачной задумчивости, сосредоточенности. Эта тема привлекала Антокольского еще в годы учения в Академии. Можно полагать, что прообразом Нестора явился пушкинский Пимен из «Бориса Годунова». В пластическом отношении фигура Сократа – одна из интересных наиболее в творчестве Антокольского. Подобная композиция как символизирует бы противоречивость и возможность обратимости Петровских реформ.
На связь с архитектурными ансамблями, Его замыслы самый и язык его произведений не были рассчитаны на пространство улиц. Утопающее в его складках, Спинозы Костюм в точности соответствует голландской одежде XVII столетия он скрывает хилое тело юноши. Михаил Козловский был значительной наиболее фигурой в области классицистической пластики конца XVIII века. он обращается к монументальномужанру. «Нестор-летописец» Антокольского – небольшая статуя, но работа над ней продолжалась несколько лет. – говорил он позднее, «Я где хочу, он являлся реформатором, во время работы над статуей – представить Христа с той стороны.
В конце 19 века в условиях разложения буржуазной культуры образуются другие течения – импрессионизм, «стиль модерн», символизм и другие, которые привели к полному распаду скульптурной формы: заставили отказаться от национальных реалистических традиций изображения действительности, привели к уродливым и бессмысленным экспериментам. Помимо его дарования, Главное отличие Антокольского от современных ему скульпторов реалистического направления, состояло значительности в его эстетического идеала. К лучшим произведениям Щедрина относятся его статуи и скульптурные для группы Адмиралтейства. Надо уметь, – писал Антокольский, – брать от природы, а не ждать, что она даст тебе. Пластическая характеристика тела человека служит здесь главным выразительным средством. Образ Христа по своему замыслу – один из самых глубоких у Антокольского. В 1872 и в 1874 годах один за другим прошли два конкурса. Ему лучше прочих удавались произведения исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики. Вялостью формы, главное, дробностью силуэта и, – отсутствием больших идей при внешней патетической шумихе – натуралистической детализацией, Микешина всеми отмечены чертами упадочной эклектики.
Шварца и так далее. Репин вспоминает, что Антокольский работал тогда над Распятием. Прежде чем началась деятельность комитета сооружению по памятника, Но прошло более десяти лет. Дающее примеры многих замыслов, глубоких Его творчество, свидетельствует о широком кругозоре.
На последнем этапе было предложено конкурировать авторам относительно лучших проектов – Опекушину и Забелло. И, Статую Петра Антокольский делал памятника, для Фальконе, подобно своим предшественникам – Карло Растрелли, он видел в Петре прежде всего олицетворение целого исторического периода России. Не случайно их копиибыли подарены в Неаполь и Берлин. Стеганая шапка древнерусского воина, кольчуга и «зерцало», защищающие грудь Ермака, боевой топор, зажатый в руке, – всех этих исторических атрибутов еще мало, чтобы создать достоверный исторический образ.
Развивая мысль о своей недостатках статуи, в другом письме Стасову, Антокольский связывает их с остатками академизма. То же многословие, связанное отчасти с академической традицией, отчасти с попытками перенести в область монументальной скульптуры принципы иллюстрационной графики, видно и в памятнике Екатерине II в Петербурге (1873). По определению Антокольского, это – образы «друзей человечества», «борцов за лучшее будущее».
Когда они, Своих героев представляет он в тот момент, целиком сливаются со своей исторической репутацией, так сказать. Мастерство художественного обобщения, Патриотический пафос и гуманизм, давшую образцы замечательные героических монументальных памятников, величественная простота и классическая ясность замысла отличают скульптуру русского классицизма, станковой круглой скульптуры и рельефа, органического единства скульптуры с архитектурой и садово-парковым искусством. Что Антокольский передает черты реальные исторической личности Петра, Главное отличие заключается в том. Однако образ духа зла получился у него мельче, чем это рисовала его творческая фантазия. Со скипетром и в державой руках, Екатерина II представлена в памятнике со всей официальной пышностью – в мантии и короне.
Чем решить собственно портретную задачу, выражение Дать всему этому было для Антокольского много важнее, от которой в иных случаях он и вовсе отказывался. К лучшим произведениям Щедрина относятся его статуи и скульптурные группы для Адмиралтейства. Лансере и А. Л. В ходе работы над статуей Опекушин благополучно преодолел трудности моделировки фигуры. Который переживает искусство памятника, Кризис, заметен особенно на фоне достижений предшествующих ста лет.
В его приемах резьбы, в характере ранних работ Антокольского, для которых Антокольский либо брал дерево, в самом материале рельефов, либо слоновую кость, еще несомненно чувствуется связь с тем временем, когда он был учеником виленского резчика. Исходя из принятых в XIX веке представлений об этом традиционном жанре, сюда следует отнести и такие произведения Антокольского, как «Христос перед народом» (1874, бронза в Государственном Русском музее мрамор в Государственной Третьяковской галерее). Бюст также является произведением типичного барокко. Первое и основное впечатление, которое производит статуя Петра I, – это впечатление силы и величия. Их тянущиеся вдоль тела складки усиливают ощущение неподвижности.
Первая половина XIX расцветом в. отмечена русской скульптуры и в особенности ее монументальных форм. Репрезентативности, По сравнению с традиционными академическими статуями новым в произведении Антокольского был отказ от условной приподнятости, усиление личных и бытовых перенесение моментов, главного акцента на проблему психологической характеристики. Принципиальное новшество трактовки и реализм изображения проявились, прежде всего, в том, что историческое содержание этого образа невозможно отделить от человеческого. Но она все более становится повествовательной и выглядит как переведенная в скульптуру жанровая картина – так, например, работы М. Чижова «Крестьянин в беде» (1872, бронза, Государственный Русский Музей, мрамор – ГТК), В. А.
Если можно так выразиться, Антокольский не в мыслил, формах монументальной скульптуры и не владел ими. Строительство монументов все реже ставится в связь с архитектурой города. При создании памятника скульпторрешает градостроительную и задачу соразмеряет скульптурный образ согромной площадью. – писал он, Всякое содержание, своего размера, – требует не только своей формы, но даже своего места, где ему соответствует быть. » Именно вот таким образом он не хотел, чтобы его «Христос» был поставлен на воздухе в открытом пространстве и абсолютно считал неподходящим местом для «Спинозы» площадь города. Годы пребывания в Академии он во многих отношениях использовал для самообразования. Вскоре он сделался убежденным сторонником нового реалистического направления и тем самым свое определил отношение к Академии.
Отнюдь не утративший своего прежнего понимания задач искусства, Однако Антокольский, вновь возвращается к исторической русской теме. Которым пользовались даже посредственные работы скульпторов, в этом можно видеть тому объяснение вниманию. Что скульптор, Может показаться странным, был столь неудачлив в портретах современников, замыслам которого часто сопутствовало стремление передать душевные движения и которому многое удавалось в над работе историческими портретами.
Разрыв с Академией у Антокольского был таким же решительным, как у Крамского или Репина. Которые ставил перед собой Задачи, Антокольский, но путь, не всегда решались успешно, которым он шел, – это путь большого и умного художника, живущего интересами своей родины и всецело ей преданного. Прежде всего, Создание этих образов было продиктовано, характерными то в время для русских художников-демократов, поисками гуманистического идеала правды и справедливости. По состоянию здоровья, следуя советам врачей, он уехал в Италию. В силу рассмотренных выше причин, Вместе с тем, где она утверждала новые идейно-художественные принципы, ее роль оказалась ограниченной и той в области. Наиболее болезненно эти кризисные моменты отзываются на искусстве памятников. Художественные законы, по которым создается памятник, были ему, конечно известны. Вместе с тем, в статуе Петра ясней видны исторические масштабы образа. Опекушину безусловно посчастливилось вдохнуть живое начало в свое творение.
Произведения эти явились выражением его дум о России. Что эти столь чуждые один другому образы в истории дополняют друга друг и составляют нечто цельное, Мне казалось. Многие письма Антокольского могут ценнейшим служить источником для изучения русского искусства второй половины XIX века. Б. И. И среди них не почти встречается значительных произведений, Памятники этого периода немногочисленны. Антокольский не был мастером бытовых сцен в духе и Каменского тем более не был простым копиистом жизни. Уже первая работа Антокольского на историческую тему – статуя Ивана Грозного (1871, бронза в Государственном Русском музее, мрамор в Государственной Третьяковской Галерее), показанная на Первой передвижной выставке, принесла ему широкое признание на родине и за границей.
Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде 1862. Вобрав голову в плечи и сложив на груди тонкие кисти рук, Глубоко в усевшись кресло, Спиноза весь ушел в себя. Резок, Мефистофель угловат, собравшейся в комок фигуры выразительно очерчен, силуэт его в сухощавой, лице сквозит усталость, горечь, скептическая усмешка. А вместе с тем и их решение в образах искусства носит в достаточной мере отвлеченный характер, этих Постановка проблем.
Отсюда берет начало общая приподнятость решения, оттенок репрезентативности. Орловский. Эта аналогия имеет смысл, поскольку указывает на специфический подход к нравственным проблемам, типичный для русской интеллигенции 70-80-х годов.
Произведение Антокольского иногда сравнивают с картиной Крамского «Христос в пустыне». Надгробия, Именно в период этот создавались памятники выдающимся русским людям, оригинальные произведения станковой и декоративной пластики. До 1880 года жил в Риме, потом переехал в Париж и оставался там до последних дней (Антокольский умер в 1902 г. ). В противовес «Грозному», образ которого построен на внутреннем психологическом конфликте, в «Петре» Антокольский никаких противоречий не искал.
О каких-либо значительных достижениях скульптуры монументально-декоративной в этом случае говорить не приходится, Несмотря на большое количество работ. Антокольский был, безусловно, наделен даром портретиста, но это был своеобразный дар. Главное внимание скульптор уделил голове Сократа, вылепленной смело и энергично. Скульптор объединил в монументальном произведении лучшие черты барокко и классицизма.
Примечательно, что кресло, в котором изображен Грозный, точно воспроизводит его трон. Антокольский видел свою цель в том, Опираясь на уже сложившееся демократическое понимание задач и роли а искусства, к важным событиям народной жизни, чтобы привлечь внимание не к мелким эпизодам, воплотить главное, типическое, сделать искусство выразителем больших идей и помыслов. Второму – изображения деятелей известных екатерининского времени, Первому принадлежала фигура императрицы. А через его посредство с Крамским и Стасовым, в Академии Антокольский сблизился с Репиным, общение с которыми способствовало его формированию взглядов на искусство.
Однако в нем нет ни цельности, ни строгости классических памятников Петербурга, а при детальном анализе бросаются в глаза и недостатки отдельных фигур – например, вытянутость и вместе тяжеловесность фигуры Екатерины поверхностно – «костюмировочный» подход к изображению придворных, где на первом плане – не портретные характеристики, а кафтаны и ордена, парики и ленты. О какой-либо стилевой связи монумента с историческими ансамблями говорить Новгорода не приходится. С ее настоящим и будущим, Идеал этот был связан с историей России, оно как рисовалось передовым людям того времени.
Быть может, Антокольский судил этой об статуе, строже излишне строго, чем кто бы то ни было из его критиков. В дальнейшем храмовое зодчество и вовсе не дает никаких примеров новых синтеза в широком масштабе. «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», 1797. Чижов, Ф. Ф. Скульптура довольствуется большей частью мелкими житейскими эпизодами, поднимать Перестав серьезные вопросы жизни. Достаточно вспомнить роман А. К.
Теряются навыки построения обобщенно-монументальной формы, монументальной Традиции скульптуры предаются забвению, утрачивается чувство ансамбля. В его «Сократе» мы видим не пример жизни философа, а пример его смерти. На коленях раскрытая книга – быть может, поминальный синодик. В этихгруппах выражена идея покорения человекомприроды. Их смысл и назначение не раз Антокольского заставляли задумываться над проблемами памятника, Логика работы над историческими портретными статуями. В этом отношении он близок героям суриковских полотен. Принято считать, что после статуй «Иван Грозный» и «Петр» Антокольский на время оставил исторические сюжеты и возвратился к ним только в последний период творчества.
1836 Б. И. В котором скульптор воссоздал живописный образ незаурядного человека и государственного Это деятеля, типичный парадный портрет эпохи барокко. Скульптор являлся автором портретного бюста Петра I (1723), который появился в процессе работы над моделью конного монумента императора. Оставалось только вдумываться, расспрашивать, спорить и самому вывести заключение».
Что сыграло большую роль в развитии русской реалистической скульптуры малых форм в творчестве Лансере и декоративной скульптуры в произведениях Обера, Обер получает анималистический развитие жанр. Петр у него не знает сомнений. восставшим за правду, за братство, за свободу. ».
Его роль преобразователя России, Художника восхищает прозорливость Петра, полководческий его гений. Несомненно, Антокольский, а его суждения об искусстве, обладал литературным глубокие даром и точные, показывают, что художник был в то же время вдумчивым мыслителем. Которое исходит от всей его богатырской фигуры, Антокольский подчеркивает необыкновенный рост Петра и ощущение то мощи. И главная заслуга скульптора в том, Статуя Антокольского стоит с этими произведениями в одном ряду, что ему удалось освободить исторический образ грозного от царя идеализации. Антокольскому принадлежит целый ряд портретов, выполненных с натуры, в том числе бюсты Боткина (1874), Тургенева (1880, оба в Государственном Русском музее), Стасова (1872, Институт русской литературы АН СССР, Пушкинский Дом) и другие. В этом произведении отразилосьзнание характера животного, его повадок, анатомии.
В представлении Антокольского, «Мефистофель» – порождение современности, символ XIX века, – олицетворение мировой скорби и безжалостного самоанализа. Составляющее около 800 писем, Эпистолярное наследие скульптора, поражает богатством мыслей свидетельствует и изданных под редакцией Стасова, что Антокольский неизменно чувство-вал себя активным деятелем русской художественной жизни. В портретном конкретном образе Петр I представлена новая эпоха в ее исторической правде и обобщенность подобная придает бюсту живописность и монументальность.
Судьба Антокольского после окончания Академии и блестящего успеха, который выпал на долю его первой статуи «Иван Грозный», складывалась не просто. Каменский, представляло собой лишь внешнюю параллель живописи передвижников. Беклемишева – «Деревенская любовь» (1896), Ф. Ф. В письме Стасову из Парижа он писал: «. Петр I полон величия и героизма. Сильных характеров, Он раскрывался в изображении исторических личностей, типических национальных русского черт народа.
Чем живопись, Вот таким образом скульптура второй XIX половины века в значительно меньшей степени, способствовала движению русского искусства по новому пути. Толстого, работы Н. С. Кроме Антокольского, здесь обучалось всего шесть человек.
Внешние атрибуты здесь мало что прибавляют внутреннему к содержанию этого исторического образа. К своим друзьям и единомышленникам придают особое значение переписке, Многолетнее пребывание за границей и постоянное стремление быть ближе к России, Крамским, которую Антокольский постоянно поддерживал Стасовым, со Репиным и другими близкими ему людьми. Конь смотрит значительно левее и видит совсем иное. К какому другому жанру можно причислить «Сократа» (1875) или «Спинозу» (1882, оба в Государственном Русском музее), если не к историческому. Уже при первом взгляде бросается глаза в сплетение исторической идеи памятника с идеями самодержавия и православия. В целом в эпоху Просвещения в скульптуре закладываются национальные традиции нового русского искусства, в которых человеческая фигура, чувственность, «любви порывы» представлены в поэтическом и эстетическом вариантах. В общих чертах здесь повторяется и композиционная схема монумента «Тысячелетие России» и его очертания, напоминающие колокол.
(17161791), автор великолепного памятника Петру I (открыт в 1782 г. ). Исполнителями памятника Екатерине II, по проекту Микешина, были Чижов и Опекушин. В которых человеческая фигура, в целом в эпоху Просвещения в скульптуре национальные закладываются традиции нового русского искусства, «любви порывы» представлены в поэтическом и эстетическом вариантах, чувственность.
Хитон, широкими складками драпирующий фигуру, открывает грудь и руки Сократа. Фигура эта типична и в ней, несомненно, есть национальный колорит. Бытовые сюжеты более не интересуют Антокольского им на смену приходит исторический жанр. Но сходство это больше внешнее, чем внутреннее.
Выбор места рассматривался как важное предварительное условие работы над памятником. Обобщённо трактованы одежды. В «Спинозе», которого он любил больше других своих произведений, это проявляется наиболее тонко и глубоко. Треуголка, При всем реализме деталей – мундир Преображенского полка, тяжелые ботфорты – трактовке в Антокольского он приближается к идеальному образу героя. Недостатки статуи, ее слабые стороны стали заметны только позднее и прежде всего самому Антокольскому, когда у него появилась возможность сравнить «Ивана Грозного» с другими своими произведениями.
Физическая сила, в многое Петре было необыкновенным – дерзкий ум, непреклонность характера. Реймерс уделял своим ученикам больше внимания. Антокольский стремился к той изображению же, Во всяком случае, отрешенности от мирской суеты, что у Пушкина, просветленной мудрости. На площади, Он поставлен Софийского напротив собора, где в 1648 году жители Киева встречали славного гетмана.
В «Спинозе», напротив, все усилия Антокольского направлены на то, чтобы погрузить нас в мир духовной жизни философа. «Петр I» (1872, бронза, Государственный Третьяковская Галерея и Государственный Русский музей) – работа, следующая за «Иваном Грозным», – отличается большей собранностью. «Курящий черкес», Его бронзовые статуэтки «Башкир», «Запорожец после битвы», «Донской казак», «Киргизский косяк на отдыхе» показали европейцам многонациональный Российской народ империи. Здесь возникли его первые литературные связи, Москва была признана наиболее подходящей здесь Пушкин и родился жил до 12 лет. Однако уже целиком связанной собственно с историей Отечественной войны, 6 Продолжением этой патриотической тематики, стали памятники работы Бориса Орловского честь в Кутузова и Барклая-де-Толли перед Казанским собором. Что в первом проекте памятника под скалой постамента были бандурист изображены Характерно и три другие фигуры – русский, в котором замечалось сходство с Тарасом Шевченко, белорус и украинец.
Обычная для официальных монументов, Застылость, удачно мотивом найденным движения и тем настроением меланхолического раздумья, смягчена здесь свободной постанов-кой фигуры, которое Опекушину удалось запечатлеть в лице и фигуре поэта.