Скульптура 19 века у многих ассоциируется с мрамором, но мне почему-то ближе чугунное художественное литье Касли. Скульптура «Девушка с собакой» сделана в 19 веке из бронзы. Вот эта скульптура тоже была создана в 19 веке. А это фотография еще одной скульптуры, созданной в 19 веке.
Подумать ( А это фотография еще одной скульптуры, созданной в 19 веке. ( Скульптура 19 века имеет ряд отличий от скульптур, созданных в другие века. ( Скульптура 19 века у многих ассоциируется с мрамором, но мне почему-то ближе чугунное художественное литье Касли. В начале 19 века русская скульптура, отразившаяподъём национального самосознания, развивавшаяся под влиянием освободительныхпатриотических идей русских просветителей, приобретает мировое значение.
Подумать только, самое начало 19 века, а как профессионально выполнена эта скульптура. Скульптура 19 века имеет ряд отличий от скульптур, созданных в другие века. Во второй половине 19 века крупнейшим представителем демократического реализмав скульптуре, автором насыщенных глубоким психологическим содержанием статуйрусских исторических деятелей был Марк Матвеевич Антокольский, создавшийкомпозиции: Иван Грозный, Пётр I, Нестор-Летописец, Смерть Сократа.
Это также одна из лучших работ В. П. Крейтана. «Памятник Барклаю-де- Толли». (1848-1887) – реалист, автор множества бронзовых кабинетных скульптур. К характерным для переходного периода произведениям относятся (хотя и не всегда равнозначно) не только поздние портреты И. П. Витали (например портрет И. К. Шебуева), но и многочисленные портретные медальоны Ф. П. Толстого. Но и он не избежал пороков, свойственных скульптуре своего времени. В эту пору благодаря творчеству таких мастеров, как Е. А. Кроме Антокольского, здесь обучалось всего шесть человек. Что из среды скульпторов выделяются, - синтез скульптуры с архитектурой – органическое слияние с архитектурой в решении задач градостроительных (при широком размахе строительства в начале XIX века приводит к тому.
– монументальная скульптура Демут-Малиновский В. И., Пименов С. С. Борис Иванович Орловский (Смирнов 1796 (. ) -1837) памятники фельдмаршалу Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором в Петербурге (1829-1836, поставлены в 1837). Пржевальскому, (1835-1908) - памятник 1 Петру в Петрозаводске, Беллинсгаузену в Кронштадте, Крузенштерну в СПб, Корнилову, Тотлебену, Нахимову в Севастополе. Вместе с тем, в силу рассмотренных выше причин, ее роль оказалась ограниченной и в той области, где она утверждала новые идейно-художественные принципы. Но сходство это больше внешнее, чем внутреннее.
Мне хотелось олицетворить две абсолютно противоположные черты русской истории. Отсюда берет начало общая приподнятость решения, оттенок репрезентативности. В портретных произведениях середины прошлого века скульпторы не пренебрегали передачей возвышенной значительности образа при человека большей или меньшей степени его идеализации. Которая шла между консерваторами и прогрессивно мыслящими людьми, Эти отражают журналы ту борьбу. 187. Из портретных произведений уже знакомого нам В. П. Крейтана нельзя не выделить бюст профессора А. Т. Маркова (1879, бронза) с его удивительной теплотой в раскрытии облика старого живописца.
Степень детализации в проработке лица, Стремление к сложной психологической характеристике известная доля экспрессии и романтизма образа Бруни заставляют ожидать более специфического и жизненно конкретного решения всего бюста в целом степень конкретности настойчиво требует отказа от принципов классической композиции, отказа наконец, от формы гермы. Исходя из принятых в XIX веке представлений об этом традиционном жанре, сюда следует отнести и такие произведения Антокольского, как «Христос перед народом» (1874, бронза в Государственном Русском музее мрамор в Государственной Третьяковской галерее). На последнем этапе было предложено конкурировать относительно авторам лучших проектов – Опекушину и Забелло. Свойственного строгому классицизму, в нем нет ни облагораживания портретируемого лица, заметных в таких поздних И. П. Витали произведениях как бюсты Н. Б. и Б. Н. Юсуповых, ни отзвуков стиля барокко, ни романтического духа портретных медальонов Ф. П. Толстого. «Нестор-летописец» Антокольского – небольшая статуя, но работа над ней продолжалась несколько лет. Бессильно поникшее тело греческого философа передано просто и лаконично.
Репин вспоминает, что Антокольский работал тогда над Распятием. Но он верен и своему стремлению к правде портретного образа, правде характера. М. ю Лермонтову и В. А. Жуковскому, в последнее десятилетие Крейтан жизни создал для сада перед Адмиралтейством в Петербурге памятники-бюсты писателям Н. В. Гоголю. Обер А. Л. И «Еврей-портной» и «Еврей-скупой» позволяют говорить о самобытном таланте Антокольского, о его тонкой наблюдательности.
Из скульптуры только два памятника того времени и оказались художественно ценны и удовлетворяли гражданскому чувству современников. Которое утверждали идейные реалисты, Теории и академизма практике он сознательно противопоставлял то понимание искусства. Дело здесь в самом подходе его к этим жанрам, Видимо, в оценке их идейно-художественных возможностей. К лучшим произведениям Щедрина относятся его статуи скульптурные и группы для Адмиралтейства. Позен Л. В. Пластическая форма во всех случаях, по существу, однотипна и имеет целью лишь убедительно-правдоподобное воспроизведение реальной формы.
– пишет исследователь Ленинграда скульптуры Ж. А, «Из-за отсутствия типического в их образах. Прежде всего, Создание этих образов было продиктовано, характерными в то время русских для художников-демократов, поисками гуманистического идеала правды и справедливости. К числу их и относится бюст Н. С. Пименова работы И. И. Подозерова свидетельство романтических веяний русском в скульптурном портрете. Крестьянин в беде (бронза, 1872, ГРМ, мрамор, 1873, ГТГ), У колодца (1869, ГРМ), Игра в жмурки (ГРМ, 1872), просветительская тематика - Мать-крестьянка учит дочь родному языку (гипс, ГРМ, 1875), бюсты Боголюбова, Айвазовского, Ольденбургского (ГРМ) Лаверецкий (1837-1907) – участие в создании памятника 1000-летию России, бюсты достоевского (ГМГС), жанровые группы. - 1851 г. – упразднены должности ректора и скульптуры профессора второй степени по части ваяния фигур и орнаментов. Вялостью формы, главное, дробностью силуэта и, – отсутствием больших идей внешней при патетической шумихе – натуралистической детализацией, Микешина отмечены всеми чертами упадочной эклектики. Которые ставил перед собой Антокольский, Задачи, но путь, не всегда решались успешно, которым он шел, – это путь большого и умного художника, живущего интересами своей и родины всецело ей преданного. Но и в других городах и в усадьбах богатых Театры помещиков, были не только в Петербурге и Москве.
К сожалению, литература, касающаяся их, так сказать адвокатурная. То были годы увлечения наибольшего бытовыми подробностями и описательностью в русской скульптуре. Характерной чертой русской скульптуры означенного периода являются огромные достижения в области скульптуры синтеза и архитектуры. В 1872 и в 1874 годах один за другим прошли два конкурса.
Процесс демократизации скульптурного портрета неразрывно связан с одним из наиболее существенных изменений в любом виде или жанре изобразительного искусства, а именно с расширением круга сюжетов, в данном случае круга портретируемых лиц. Самые значительные произведения последнего периода его творчества – это «Нестор-летописец» (1889, гипс 1890 – бронза в Государственной Третьяковской Галерее, мрамор в Государственном Русском музее) и «Ермак» (1891, Государственный Русский музей). Многие письма Антокольского могут ценнейшим служить источником для изучения русского искусства второй половины XIX века. Примечательно, что кресло, в котором изображен Грозный, точно воспроизводит его трон. Чижов, Ф. Ф. Характерно, что на передвижных выставках скульптура, вообще игравшая очень скромную роль, встречалась крайне редко. Только Антокольский поднимается в своем творчестве до исторической темы и общих проблем морали. Каменский Ф. Ф.
Больше всего Антокольского трогало в образе Христе его отношение к людям. (1838-1913) - Петербург, Академия художеств, ученик Пименова, бытовые сюжеты. На площади, Он поставлен напротив Софийского собора, где в году 1648 жители Киева встречали славного гетмана.
Литературой, Вслед за живописью, театром искусство скульптуры значительно раздвинуло рамки социальных охвата явлений повседневной жизни, музыкой, круга интересующих ее людей, типажа, представителей различных общественных слоев. Портрет, дошедший до нас в нескольких экземплярах и в разных материалах (хранятся в основном в Русском музее), может восприниматься и как станковая работа. Зачастую скульптурные произведения этого времени выглядят как попросту переведенные мрамор в и бронзу сцены из жанровых картин.
Памятник Екатерине II отличается большей собранностью, сравнении в с громоздким новгородским монументом. Громкий успех статуи вынудил Художеств Академию присудить молодому скульптору звание академика. Антокольский обо всем этом подробно говорит в своих письмах. Можно полагать, что прообразом Нестора явился пушкинский Пимен из «Бориса Годунова».
Моя мечта, – писал Антокольский за год до смерти, – (одна мечта. ) на старости посвятить последние мои годы воспеванию великих людей русской истории. Суровое выражение почти мужского, Главное 171Сказительнице187 в впечатляющая сила образа, резко очерченного лица. Крупные, Портрет вылеплен с очевидным расчетом расположения на открытом воздухе, учет игры определенной светотени и т. д. Достигнута своеобразная приподнятость образа, обобщенные членения и энергичная проработка скульптурных масс, обычно присущая монументальным портретным бюстам – что раскрывается особенностями лепки. В письме Стасову из Парижа он писал: «. – скульптурный портрет Толстой Ф. П. - медальерное искусство Соколов П. П.
Каменский посвятил себя жанровой станковой скульптуре. Наиболее болезненно эти кризисные моменты отзываются на искусстве памятников. Отличающийся тонко продуманной глубиной рельефа с общим решением памятника, Подлинные достоинства рельефа особенно выявляются анализе при всей архитектурной композиции памятника настолько неотъемлемо органично воспринимается этот медальон. Стеганая шапка древнерусского воина, кольчуга и «зерцало», защищающие грудь Ермака, боевой топор, зажатый в руке, – всех этих исторических атрибутов еще мало, чтобы создать достоверный исторический образ. В пальцах его зажаты четки. Опекушину безусловно посчастливилось вдохнуть живое начало в свое творение.
Всякое содержание, – писал он, – требует не только своей формы, своего размера, но даже своего места, где ему соответствует быть. » Именно вот таким образом он не хотел, чтобы его «Христос» был поставлен на воздухе в открытом пространстве и считал абсолютно неподходящим местом для «Спинозы» площадь города. Скульптор представил Сократа в смертный час. Второму – изображения известных деятелей екатерининского Первому времени, принадлежала фигура императрицы. Играли на сценах частных театров крепостные артисты. Как и многие портреты Гальберга, этот бюст Рамазанова требует рассмотрения неторопливого и внимательного. Благодаря своей многофигурной композиции он заметно выделяется на фоне однообразных статуй распространенных в время то шаблонных монархических монументов.
Большое оживление замечается в области литературы. Так же как и другие скульпторы того времени, Однако он, не силах в был возродить искусство памятника. А в приемах исполнения – в композиции, общей Однако характеристика статуи в целом недостаточно рельефна, – ощущается известная вялость, как и в отделке некоторых деталей.
Датируемых 1862 годом: Т. Г. Шевченко и художника Ф. Л. Бруни. Кроме того, в Москве постоянно бывали приезжие люди из разных концов России и это должно было придать памятнику «значение вполне народного достояния». восставшим за правду, за братство, за свободу. ». В дальнейшем храмовое зодчество и вовсе не дает никаких примеров новых синтеза в широком масштабе. (1835-1908) - памятник Петру 1 в Петрозаводске, Пржевальскому, Крузенштерну в СПб, Беллинсгаузену в Кронштадте, Корнилову, Тотлебену, Нахимову в Севастополе.
Заученные шаблоны поз и жестов, в его решении видны типичные псевдоклассицизма для приемы композиции. Образ Христа по своему замыслу – один из самых глубоких у Антокольского. Мастерство художественного обобщения, Патриотический пафос и гуманизм, давшую замечательные образцы героических монументальных памятников, величественная простота и классическая ясность замысла отличают скульптуру русского станковой классицизма, круглой скульптуры и рельефа, органического единства скульптуры с архитектурой и садово-парковым искусством. Многие скульпторы не отходили от обобщенности форм и четкой от архитектоники композиционных решений. На самом деле это не так. Я считаю «Ивана Грозного» одною из слабых работ моих: во-первых, по технике, во-вторых, чтобы достигнуть его выражения, я употребил много средств, то есть движения мускулами». И иллюзорность уступает место обоснованным художественно решениям, к началу следующего десятилетия стиль вещей Антокольского меняется. Крылов М. Г.
Антокольский стремился к изображению той Во же, всяком случае, отрешенности от мирской суеты, что у Пушкина, просветленной мудрости. В историю русского скульптурного портрета середины прошлого века внес вк существенный лад Н. А. Рамазанов. Антокольский видел свою цель в том, Опираясь на уже сложившееся демократическое понимание задач и роли искусства, к а важным событиям народной жизни, чтобы привлечь внимание не к мелким эпизодам, воплотить главное, типическое, сделать искусство выразителем больших идей и помыслов. Сильных характеров, Он в раскрывался изображении исторических личностей, типических национальных черт русского народа. Сам же скульптор Антокольский говорил: «Лучшая моя работа по лепке это Сократ, по драматизму и новизне Христос, а по задушевности Спиноза». Особенно известны мраморные бюсты Н. В. Гоголя, а также молодого А. С. Пушкина, II.
Плечи ссутулились во властных, Его голова опущена на грудь, быть может, деспотических чертах лица выражение мрачной угрызений думы, совести. Для нас, как и для современников Антокольского, она остается спорной. Оно редко выходило за рамки будничных жанровых сцен и было не способно к широким обобщениям, в сущности. В свое время памятник не случайно вызвал отрицательную оценку критики (Крамской, Стасов). Если не сказать сурового вида, в отличие от Романтического облика Пименова это бюст прямоличный пожилого человека довольно строгого.
Чижов М. А. Потемкина, Статуя императрицы занимает центральное положение и заметно выделяется своими размерами фигуры Суворова, прославивших царствование Екатерины, Державина и других лиц, расположены вокруг и ниже на ее, цоколе памятника. Произведение Антокольского иногда сравнивают с картиной Крамского «Христос в пустыне».
Характерным для неё стилем является классицизм, в споём развитии приведший к стилю «ампир» последний и получил в этот период наибольшее распространение. Нищий (ГРМ и ГТГ), Лирник с поводырем, Крестьянин (обе – КМРИ), Скиф на войне (бронза, ГРМ) Лансере Е. А. Построивший Казанский собор в Выдающимися Петербурге, архитекторами этого времени были Воронихин, автор проекта здания Адмиралтейства и Захаров. Антокольский как бы компенсирует отсутствие монументальных средств выражения изображением «монументальных личностей». Главное отличие Антокольского от современных ему скульпторов реалистического направления, помимо его дарования, состояло в значительности его эстетического идеала.
На связь с архитектурными ансамблями, Его замыслы и самый язык его произведений не были рассчитаны пространство на улиц. П. толстой) Русская скульптура второй трети 19 – начала 20 века Развитие скульптуры русской тесно граничит с процессом становления реализма в русском искусстве. Шустова, В. Г. Особенностью мастеров середины XIX века их было стремление сохранять творческие основы столь плодотворно проявившей себя русской скульптурной школы. В середине 19 века сростом демократических тенденций в искусстве усиливается стремление русскихскульпторов к исторической и быой конкретности образов, проявившееся вмонументальной и особенно в жанровой скульптуре и портрете, здесь ярко себяпроявили: Орловский, Витали (создавшему бюст Пушкина, художника Брюллова), Клодт (памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге), Николай Степанович Пименов.
Эта тема привлекала Антокольского еще в годы учения в Академии. Подобная противоречивость еще более присуща бюсту-герме Ф. А. Бруни. Что сыграло большую роль в развитии русской реалистической скульптуры малых форм в творчестве Лансере и декоративной скульптуры в произведениях Обера, Обер получает анималистический развитие жанр. Именно от подобных решений стремились уйти прогрессивные мастера, настойчиво выявляя как можно больше живых черт в жанровой и портретной скульптуре второй половины XIX столетия. Однако образ духа зла получился у него мельче, чем это рисовала его творческая фантазия. Запечатлев в мраморе многих крупных деятелей времени, своего Шубин создал обширную портретную галерею. В работе Рамазанова, Правда, не гак ощущается та живая упругость скульптурных форм, как и в других произведениях середины века, которая одну составляет из самых сильных сторон лучших мастеров русского классицизма первой трети века.
В скульптурных классах в это время чувствовался упадок. Петр у него не знает сомнений. По состоянию здоровья, следуя советам врачей, он уехал в Италию. Что какие-то карандашные наброски или скульптурные был эскизы сделаны еще при жизни Пименова, Не исключена возможность, а затем использованы в работе над посмертным портретом. Которые губят молодых в художников, своих письмах к Крамскому он резко осуждает установки Академии. Но и черты запоздалого классицизма сохранялись во многих портретах середины века.
Под Москвой и в провинции много зданий было построено в классицизма стиле и ампира крепостными архитекторами, в Москве. 2 Первая XIX половина в. отмечена расцветом русской скульптуры и в особенности ее монументальных форм. Уступая постепенно место более свободной композиции портрета, Традиционно классическая форма скульптурного бюста-гермы в принципе продолжает существовать до конца XIX с столетия, нетрудным срезом и сохранением плеч, выполняемого с различной формы профилированными подставками либо без них. По своему характеру памятник близко подходит к произведениям академической скульптуры. Чаша с цикутой уже выпита. Запорожец.
Голова упала на грудь, ноги безвольно вытянулись. Его роль преобразователя России, Художника восхищает прозорливость Петра, полководческий его гений. Вместе с тем национальное проявляет себя переплетается и у Антокольского с постановкой общечеловеческих этических проблем. Антокольский как бы совлекает пышные с покровы неприкосновенной фигуры самодержца и показывает нам его без прикрас. Споры об искусстве, Чтение посещение книг, музеев заполняли все его свободное от занятий время. О каких-либо значительных достижениях скульптуры монументально-декоративной в этом случае говорить не приходится, Несмотря на большое количество работ.
Существенно отметить изменение отношения мастера к портретируемому, важно выявить, насколько оно граничит с общественно-социальными переменами, так как развитие демократических начал в скульптурном портрете, появление народных (но преимуществу крестьянских) образов, образов собирательных и типических, проявление интереса к различным национальностям (произведения Н. А. Лаверецкого, Л. В. Позена) не могли не отразиться на выборе типажа и его трактовке. (1859-1939) -учился у Антокольского, затем в Италии. 1836 Б. И. Углубленный психологизм, достоверная точность и конкретность образа – и в нем отчетливо проступает подчеркиваемая нами двойственность развития портретной скульптуры середины XIX века, Бюст решен по типу герм, с одной стороны, когда, еще были сильны традиции классицизма, а с другой все настойчивее проступают черты нового.
Представив Пушкина в одиноком раздумье, Он наделил памятник чертами жанровости и остановившимся интимности, чуть склонив набок голову. Отторжение скульптуры от синтеза с архитектурой имело своим следствием возрастание роли станковой скульптуры и приближение ее к тем задачам, которые решала русская живопись второй половины XIX века, в особенности жанровая. Для Антокольского, как и для Крамского, Христос – это реальная личность – «человек из Назарета». Восходящие к античным гермам, в дальнейшем классицистические реминисценции, так и в аксессуаров изображении и романтические веяния уступают место стремлению достичь наибольшей жизненно-бытовой убедительности как в передаче портретности. Каменского «Первый шаг» (1872, Государственный Русский Музей).
Среди актёров, крепостных людей, было немало выдающихся мастеров сценического искусства. Требующий последовательного уплощения форм, Вместе с теряет этим смысл классический принцип изображения фигур в рельефе. (1843-1917) – ученик бари, продолжатель традиций Клодта. При них возникают литературные общества издаются журналы. В представлении Антокольского, «Мефистофель» – порождение современности, символ XIX века, – олицетворение мировой скорби и безжалостного самоанализа.
В дальнейшем он всегда разграничивает изучение натуры от подражания ей. Их тянущиеся вдоль тела складки усиливают ощущение неподвижности. Характерной чертой русской скульптуры означенного периода являются огромные достижения в области синтеза и скульптуры архитектуры.
«Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», 1797. Романса, Плодотворно было влияние Пушкина на развитие музыки, а и затем оперы, песни – связанной со словом. Что Антокольский передает реальные черты исторической личности Петра, Главное отличие в заключается том.
И главная заслуга скульптора в том, Статуя Антокольского стоит с этими произведениями в одном ряду, что ему освободить удалось исторический образ грозного царя от идеализации. После битвы (ГРМ, бронза), Витязь, Святослав (ГТГ), Ловля дикой лошади. Обыденность трактовки, - в станковой – скульптуре подчеркнутая будничность сюжетов и образов. Толстого, работы Н. С. В дни юбилея лицея, Царскосельского Впервые мысль о памятнике поэту возникла в 1860 году, слава которого прямо связана с именем Пушкина. Точно схваченный характерный легкий наклон головы помогает передать состояние глубокого размышления.
В конце 19 века вусловиях разложения буржуазной культуры образуются другие течения –импрессионизм, «стиль модерн», символизм и другие, которые привели к полномураспаду скульптурной формы: заставили отказаться от национальных реалистическихтрадиций изображения действительности, привели к уродливым и бессмысленнымэкспериментам. Иван Грозный, Нестор-Летописец, Смерть Сократа – автором насыщенных глубоким психологическим содержанием статуй русских исторических деятелей Марк был Матвеевич Антокольский, Во второй половине 19 века крупнейшим представителем демократического реализма в скульптуре, Пётр I, создавший композиции. Отразившая подъём национального самосознания, Скульптура XIX века в России в начале века 19 русская скульптура, приобретает мировое значение, развивавшаяся под влиянием освободительных патриотических идей русских просветителей. Б. И. Ранний период – романтическая настроенность исторические сюжеты.
Потом стал думать об обоих вместе. Антокольскому казалось необъяснимым, зачем всех своих питомцев Академия пытается «стричь под одну гребенку», предъявляет всем одни и те же требования, сглаживая различия их индивидуальностей, чувств и мыслей. Рамазанов был одним из самых характерных представителе. В искусстве создания городских ансамблей скульптура монументальная второй половины XIX века уже не играет той роли, Как видно, которая принадлежала ей в начале столетия.
3 В монументально- декоративной скульптуре начала первой четверти XIX в. с большим успехом работал Ф. Ф. Щедрин (1751- 1825). Утопающее в его складках, Костюм Спинозы в точности соответствует голландской одежде XVII столетия он хилое скрывает тело юноши. Являясь преемником С. И. Гальберга, он серьезное внимание уделял портрету. Антокольский не идет дальше общих понятий о гуманизме, но его «образы человечества» по своему содержанию все же неизмеримо богаче академических аллегорий «добра» и «зла». В частности, На лучшие достижения портретной скульптуры 18101850-х годов когда опирался, в начале 1860-х годов создавал бюсты Т. Г. Шевченко и Ф. А. Бруни, один из наиболее известных мастеров второй половины XIX века Федор Федорович Каменский.
Психологической глубине и художественным достоинствам это одна из лучших работ в скульптуре того времени, значительности По образа. - рождение скульптуры реалистического плана. Бытовые сюжеты более не интересуют Антокольского им на смену приходит исторический жанр. Первая половина XIX в. отмечена расцветом русской и скульптуры в особенности ее монументальных форм. Исполнителями памятника Екатерине II, по проекту Микешина, были Чижов и Опекушин. В конце 19 века в условиях разложения буржуазной культуры образуются другие течения – импрессионизм, «стиль модерн», символизм и другие, которые привели к полному распаду скульптурной формы: заставили отказаться от национальных реалистических традиций изображения действительности, привели к уродливым и бессмысленным экспериментам.
Образ его сразу врезался в мое воображение. Затем я задумал «Петра I». Представляющая его сидящим на скале, Однако известная фигура Мефистофеля, что в дальнейшем Антокольский от отказался этого иллюстративного замысла, показывает. Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде 1862.
Но это место сочли слишком уединенным, Первоначально имелось виду в поставить памятник в Царскосельском лицейском саду. Их борьба и трагическая невозможность достигнуть поставленных целей, волнует Скульптора их личная судьба. Наиболее популярные его исполнены работы в 1850-е годы – переходного периода в истории русской скульптуры. Этим я начал, этим хотел бы покончить». Большое значение приобрела станковая жанровая скульптура, обращавшая к темам крестьянской жизни (Чижов, Беклемишев, Лансере).
Каменский, представляло собой лишь внешнюю параллель живописи передвижников. Вместе с тем Антокольский называет своих героев «мучениками идеи». Мне очень нравится мраморная композиция «Смерть Сократа». Он смущенно опустил голову, о которой дает превосходное понятие бюст Ф. Ф. Каменского.
Из рук художников это дело переходит к ремесленникам-лепщикам. (1841-1923) – памятник Пушкину в москве (1880), вариант – СПб на Пушкинской ул., Лермонтову в пятигорске, естествоиспытателю Бэру в Тарту, Александру 2 и Александру 3 в Москве. «Петр I» (1872, бронза, Государственный Третьяковская Галерея и Государственный Русский музей) – работа, следующая за «Иваном Грозным», – отличается большей собранностью. В «Спинозе», напротив, все усилия Антокольского направлены на то, чтобы погрузить нас в мир духовной жизни философа.
Принято считать, что после статуй «Иван Грозный» и «Петр» Антокольский на время оставил исторические сюжеты и возвратился к ним только в последний период творчества. В его приемах резьбы, в характере ранних работ Антокольского, для которых Антокольский брал либо дерево, самом в материале рельефов, либо слоновую кость, еще несомненно чувствуется связь с тем временем, когда он был учеником виленского резчика. И, Статую Петра Антокольский делал для памятника, Фальконе, подобно своим предшественникам – Карло Растрелли, он в видел Петре прежде всего олицетворение целого исторического периода России. В середине 19 века с ростом демократических тенденций в искусстве усиливается стремление русских скульпторов к исторической и бытовой конкретности образов, проявившееся в монументальной и особенно в жанровой скульптуре и портрете, здесь ярко себя проявили: Орловский, Витали (создавшему бюст Пушкина, художника Брюллова), Клодт (памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге), Николай Степанович Пименов. Сосредоточенность взгляда, Упрямый наклон головы, стойкость выдающегося общественного деятеля, монументальная значительность подчеркивают борца-революционера, несломленность, прошедшего суровый жизненный путь.
С одной стороны, Утилитаризм, с другой – были мало благоприятны развития для монументально-декоративной скульптуры, эклектическая вычурность. Здания в стиле псевдоренессанса декорируются иногда статуями и вазами в нишах (Сельскохозяйственный музей, 1860) или гермами. Произведения основного специалиста в этой области – М. О. В этом отношении он близок героям суриковских полотен. Которые работали в основном в области монументальной и монументально-декоративной скульптуры, - творчестве в скульпторов начала XIX века, портрет занимал относительно второстепенное место. Ему лучше прочих удавались произведения исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики. Особенное впечатление производит портрет первого.
Которые являются участниками исторического действия, в отличие от героев Сурикова, у Антокольского Ермак как бы позирует, его движущей силой, фигура его статична и мы не в находим нем того исторического содержания и героического подъема, которые могли бы быть связаны с этой темой. (монументально-декоративная скульптура, синтез с архитектурой) Ф. Щедрин – монументальные скульптурные группы Теребенев И. И. Зарождается большой интерес к музыке не только в среде дворянства, но и среди купечества, служилой интеллигенции, чиновничества, мещан. Однако в нем нет ни цельности, ни строгости классических памятников Петербурга, а при детальном анализе бросаются в глаза и недостатки отдельных фигур – например, вытянутость и вместе тяжеловесность фигуры Екатерины поверхностно – «костюмировочный» подход к изображению придворных, где на первом плане – не портретные характеристики, а кафтаны и ордена, парики и ленты. Мацулевич, – из-за отсутствия глубокой исторической и психологической характеристики, они кажутся статистами, загримированными и одетыми в костюмы людей XVIII века». Во всяком случае, в нем много и обобщения и жизненно конкретных черт. Исторических и бытовых, Антокольский не отступает от изображения педантичного даже второстепенных деталей. Обрамленной прядями густых волос особенно экземпляр, хорош Удачно найден энергичный поворот и подъем головы, отлитый из бронзы.
- монументальная скульптура госзаказа утрачивает прогрессивное значение. Идёт борьба литературных направлений, Происходят оживлённые споры по вопросам и литературы языка. Так, безусловно хорош портрет А. И. Резанова, ректора Академии художеств по архитектуре.
Которую в памятниках предшествующей эпохи играл рельеф, теперь Роль, отдана круглым фигурам и группам, обычно строго подчиненный архитектурной части монумента, утяжеляющим массу памятника и изменяющим его архитектурный строй. С ее настоящим и будущим, этот Идеал был связан с историей России, как оно рисовалось передовым людям того времени. К высшим достижением русской и мировой скульптуры этого времени принадлежат глубоко правдивые портретные бюсты Шубина. II.
Что загрязнённость некогда белоснежного гипса воспринимается своеобразной патиной времени, Любопытно, а на самом деле весьма интересного образа, усиливающей ощущение значительности внешне этого простого. Творческая история его произведений, письмах в Антокольского отразился весь его путь, подчас развитые с широтой и основательностью настоящих художественно-критических исследований, его взгляды на искусство. Главное внимание скульптор уделил голове Сократа, вылепленной смело и энергично. В узком смысле слова, Портретную скульптуру, безусловно, Антокольский ставил, ниже тех произведений, в основе которых обобщающая лежала историческая идея, драматический сюжет, представление об идеале. Антокольский не был мастером бытовых сцен в духе и Каменского тем более не был простым копиистом жизни.
Задумчивое и печальное лицо философа передано в мраморе с потрясающим мастерством. В середине XIX века с ростом демократических тенденций в искусстве усиливается стремление русских скульпторов к исторической и бытовой конкретности образов, проявившееся в монументальной и особенно в жанровой скульптуре и портрете, здесь ярко себя проявили: Орловский, Витали (создавшему бюст Пушкина, художника Брюллова), Клодт (памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге), Николай Степанович Пименов. В скульптуре второй половины прошлого века это особенно заметно. Если можно так выразиться, не Антокольский мыслил, в формах монументальной скульптуры и не владел ими. Правда, эта двойственность (строгость и экспрессия, обобщение и детализация) неожиданно тонко характеризует Бруни как художника, незаурядного представителя поздней российской Академии.
Произведения эти явились выражением его дум о России. Верещагин (ГТГ), Портретные бронзовые статуэтки современников – Стасов (ГРМ), бюсты дирижер Толстого, Направник (ГРМ). Может показаться странным, что скульптор, замыслам которого часто сопутствовало стремление передать душевные движения и которому многое удавалось в работе над историческими портретами, был столь неудачлив в портретах современников. Хитон, широкими складками драпирующий фигуру, открывает грудь и руки Сократа. Шубину принадлежат известные портреты: Ломоносова, Павла I, Екатерины II.
Это памятник Суворову (1801) в Петербурге и Минину и Пожарскому (1826) в Москве, оба в классицистическом стиле. Для него имела значение каждая подробность костюма, каждый атрибут. В дом, 21 1852 февраля года он был срочно вызнан на Никитский бульвар, где в течение многих лет жил Николай Васильевич Гоголь. Михаил Козловский был наиболее значительной фигурой области в классицистической пластики конца XVIII века. Мальчик-скульптор (ГРМ, мрамор, 1866), Первый шаг (ГРМ, мрамор), портретные бюсты Иванов С. И. Засилье академических инатуралистических течений в условиях буржуазного общества вызвало в рядеобластей заметное снижение идейно-художественного уровня, Несмотря на значительные скульптуры достижения 19 века. Которое исходит от всей его фигуры, богатырской Антокольский подчеркивает необыкновенный рост Петра и то ощущение мощи.
«Смерть Сократа» – первая из статуй, в которой еще до «Мефистофеля» Антокольский изобразил тело полуобнаженным. – говорил он позднее, «Я где хочу, он являлся реформатором, во время работы над статуей – представить Христа с той стороны. Особенно своеобразно решена Подозеровым 171Сказительница187 (бронза), относящаяся уже к 1886 голу. Ампир – стиль величественных построек с колоннадами. Вскоре он сделался убежденным сторонником нового реалистического направления и тем определил самым свое отношение к Академии.
Панаева. Талантливого мастера, Можно выразить тем горшее сожаление по поводу потери для русского искусства этого многообещающего, если внимание обратить на выполненный им бюст Н. В. Музовского. (1828-1903) – московское училище живописи и ваяния, Мальчик в бане (мрамор, ГТГ), Антокольский М. М. Однако уже целиком связанной собственно с историей войны, Отечественной 6 Продолжением этой патриотической тематики, стали памятники работы Бориса Орловского в честь Кутузова и Барклая-де-Толли перед Казанским собором. Сумевшего передать характер этого талантливого и смелого человека, Уже сам факт создания портрета Шевченко Тараса в те годы свидетельствовал о прогрессивных убеждениях скульптора. Выделяются жизненной полнотой, многогранностью и человечностью образов, произведения представителей русского классицизма: Ивана Петровича Мартоса, в его произведениях можно увидеть глубокие человеческие переживания, его работы всегда волнуют глубиной выраженного в них чувства (памятник Минину и Пожарскому в Москве, надгробие Кожуховой), а так же : Гордеева, Щедрина, Степан Степановича Пименова, Демут-Малиновского.
Как и его немногочисленные товарищи, Однако Антокольский, чаще обходился всего собственными силами. После расцвета русского классицизма только Антокольский во выступил второй половине XIX века как крупный мастер. Русская скульптура первой трети 19 века Мартос И. П. Для надгробия же выполнен и барельеф с изображением Н. А. Баратынской (жены поэта Е. Л. Баратынского). А постепенно, Но изменения в скульптуре портретной второй половины XIX века происходили не сразу.
Он также и продукт всех времен, воплощенная идея зла. Дающее примеры многих глубоких замыслов, Его творчество, о свидетельствует широком кругозоре. А еще более в бюстах молодого Пушкина и Панаева обобщенность ленки начинает граничить сглаженностью со форм, в какой-то мере и в бюсте Гоголя, все чаще дающей о себе знать в скульптурном портрете 1850-х годов, с холодноватостью. Отяжелевшее тело сползает с кресла. Многолетнее пребывание за границей и постоянное стремление быть ближе к России, к своим друзьям и единомышленникам придают особое значение переписке, которую Антокольский постоянно поддерживал со Стасовым, Крамским, Репиным и другими близкими ему людьми. Основанная на народных мелодиях, расцвета Большого достигает в первую четверть XIX века романс и песня. Выразительна четкая проработка лица, уверенная лепка форм.
Несомненно, Антокольский, а его суждения об искусстве, обладал литературным даром, глубокие и точные, показывают, что художник был то в же время вдумчивым мыслителем. Отдельные реалистические памятники создали Опекушин, Микешин, Волнухин. Рассматривался вопрос и о Петербурге. Философское здесь тесно граничит с историческим. Было создано немало интересных произведений все еще переходного характера. Что мыслитель изображен уже неспособным мыслить, Есть какое-то противоречие в том, в момент в перехода небытие.
Комиссия, куда входили архитектор Гримм, скульптор Лаверецкий и художник Крамской, решила вопрос в пользу модели Опекушина, «как соединявшей в себе с простотой, непринужденностью и спокойствием позы тип, наиболее подходящий к характеру наружности поэта». Иван Грозный (бронза – ГРМ, мрамор – ГТГ, гипс – Лондон), Петр 1 (1872, ГРМ, ГТГ), созерцательная, философская направленность- Христос перед народом (бронза, 1874, ГРМ, мрамор - ГТГ, 1876), Мефистофель (мрамор, ГРМ, 1883), Умирающий Сократ (мрамор, ГРМ, 1878), Спиноза (мрамор, 1882, ГРМ), бюсты Стасова, Тургенева, Боткина, надгробия, Ермак (ГРМ, 1888), Нестор-летописец (бронза, 1889, ГРМ) Микешин М. О. То же многословие, связанное отчасти с академической традицией, отчасти с попытками перенести в область монументальной скульптуры принципы иллюстрационной графики, видно и в памятнике Екатерине II в Петербурге (1873). Вобрав голову в плечи и сложив на груди тонкие кисти рук, Глубоко в усевшись кресло, Спиноза весь ушел в себя. «Вся моя горечь и печаль, – писал он в 1893 году в одном из писем на родину, – все мои радости, все, что вдохновляло меня, что создано мной, – все это от России и для России. ».
До 1880 года жил в Риме, потом переехал в Париж и оставался там до последних дней (Антокольский умер в 1902 г. ). Который переживает искусство памятника, Кризис, особенно заметен на достижений фоне предшествующих ста лет. Выбор места рассматривался как важное предварительное условие работы над памятником. Но рано оборвавшейся деятельности Антона Иванова, в первой главе уже о говорилось плодотворной, автора статуи 171Отрок Михайло Ломоносов на берегу моря187. Василий Иванович Демут-Малиновский (1779-1846) и Степан Степанович Пименов (1784-1833) Колесница Славы на арке Главного Штаба в Санкт-Петербурге. В ней есть единство деталей и целого, пластическая слитность частей.
М. Козловский. Однако это произведение нельзя поставить в один ряд с академическими статуями. Больше присущих камерной скульптуре, Но все это в передано формах, тогда как замысел требовал широты, статуэтке, размаха. Когда они, Своих героев он представляет в тот момент, целиком со сливаются своей исторической репутацией, так сказать.
Шварца и так далее. А тем, Правда данном в случае эта удача определяется не достоинствами монументальной формы, что Опекушин сумел счастливо избежать ложной велеречивости и патетики официальных монументов. Михаил Осипович Микешин (9 21 февраля 1835 года, деревня Максимково Рославльского уезда Смоленской губернии 19 31 января 1896 года, Санкт-Петербург) русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи. Убедительно переданы Каменским черты национального характера великого писателя украинского и революционера. Чем в живописи, Ведь до сих пор не говоря уже о XVIII веке и о первой половине XIX века круг портретируемых лиц в был скульптуре значительно более узким, а тем более в графике.
Со скипетром и державой в Екатерина руках, II представлена в памятнике со всей официальной пышностью – в мантии и короне. Художественные законы, по которым создается памятник, были ему, конечно известны. Отнюдь не утративший своего прежнего задач понимания искусства, Однако Антокольский, вновь возвращается к русской исторической теме. Лансере и А. Л. Его понимание реализма ничего общего не имело с принципом иллюстративности и это проявляется уже в его отношении к натуре. И его руководство сводилось к отдельным советам или поправкам, Маститый Пименов редко бывал в академической мастерской, которые делались случая от к случаю. В общих чертах здесь повторяется и композиционная схема монумента «Тысячелетие России» и его очертания, напоминающие колокол.
И не только в Петербурге и в Москве, Выходит много журналов, в Казани и других городах и но в Харькове. Его концепция бескорыстного подвига, самопожертвования, олицетворяемая в «Христе», выходила далеко за пределы церковного вероучения. Человека весьма пожилого и внешне ничем не примечательного, но поданного как личность. Патриотический пафос и гуманизм, мастерство художественного обобщения, величественная простота и классическая ясность замысла отличают скульптуру русского классицизма, давшую замечательные образцы героических монументальных памятников, станковой круглой скульптуры и рельефа, органического единства скульптуры с архитектурой и садово-парковым искусством. В его «Сократе» мы видим не пример жизни философа, а пример его смерти. Оставляя открытой только спереди, Широкий плащ с трех сторон драпирует ее, где однообразие вертикальных складок сменяется оживляющими диагональными и горизонтальными линиями костюма пышно и повязанного шейного платка. Реймерс уделял своим ученикам больше внимания.
Ему лучше прочих удавались произведения исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики. Роль русских скульпторов в художественном оформлении архитектурных ансамблей. Этому динамическому мотиву памятник более всего обязан своей выразительностью.
Гинцбург И. Я. Много и других талантливых актёров выдвинуло в это время крепостное крестьянство. Соответственно специфически скульптурная выразительность в произведениях Антокольского подменяется выразительностью пантомимы – позы, жеста, мимики. Одни нападают, другие защищают объективного, беспристрастного суждения и до сих пор нет.
Потеря связи с - архитектурой, утрата монументальности, преимущественное развитие станковой скульптуры. В его простом одеянии более всего заметны скуфья и клобук. Он является результатом длительного труда Подозерова воссозданием над образа его умершего учителя. Созданных мастером, в аллегориях, передано торжество человека над природы, силами воспето величие России как морской державы.
Замысел монумента «Тысячелетие России» столь же обширен, сколь противоречив и нестроен. Портрет производит впечатление холодности, Несмотря попытки на скульптора добиться одухотворенности образа. К какому другому жанру можно причислить «Сократа» (1875) или «Спинозу» (1882, оба в Государственном Русском музее), если не к историческому. В композиционном решении портрета Гоголя скульптор отходит значительно от строгого типа гермы. На коленях раскрытая книга – быть может, поминальный синодик. Подобное произведение менее всего рассчитано на внешний эффект.
Того же Гальберга, например. Которое создавалось на рубеже 60-х 70-х и годов, Для произведения, взятый Антокольским, сюжет, не был неожиданным. О какой-либо стилевой монумента связи с историческими ансамблями Новгорода говорить не приходится.
В пластическом отношении фигура Сократа – одна из интересных наиболее в творчестве Антокольского. Феодосий Федорович Щедрин (1751-1825) Морские нимфы Адмиралтейства. Поскольку указывает на специфический подход к нравственным проблемам, Эта аналогия имеет смысл, типичный русской для интеллигенции 70-80-х годов.
«Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», 1797. Но они не похожи и на произведения современного ему бытового жанра в скульптуре. В противовес «Грозному», образ которого построен на внутреннем психологическом конфликте, в «Петре» Антокольский никаких противоречий не искал. Как известно, Подобные в взгляды, начале XIX столетия, особенно были распространены в период господства эстетики строгого классицизма.
Обычная для официальных монументов, Застылость, удачно найденным мотивом движения и тем настроением меланхолического раздумья, смягчена свободной здесь постанов-кой фигуры, которое Опекушину удалось запечатлеть в лице и фигуре поэта. В области оперного творчества работал А. Н. Верстовский. Которым пользовались даже посредственные работы скульпторов, в этом видеть можно объяснение тому вниманию. Мастерство художественного обобщения, величественная простота и классическая ясность замысла отличают скульптурурусского классицизма, Патриотический пафос и гуманизм, станковой круглой скульптуры и рельефа, давшую замечательные образцы героических органического монументальныхпамятников, единстваскульптуры с архитектурой и садово-парковым искусством. Вот он сидит перед нами, грозный царь, положив руки на подлокотники резного трона. Конечно, в немалой степени эта разница объяснялась тем, что скульптурное произведение (да еще исполненное в материале) стоило дорого и было трудоемким, а потому в большей степени, нежели живопись, зависело от заказа, от субсидирования. Но прошло более десяти лет, прежде чем началась деятельность комитета по сооружению памятника. Судьба Антокольского после окончания Академии и блестящего успеха, который выпал на долю его первой статуи «Иван Грозный», складывалась не просто.
Но целиком разделял его программу и последовательно отстаивал принципы нового реалистического миропонимания, формально Антокольский не входил в Товарищество передвижных художественных выставок. Среди его портретных произведений наиболее известны и бесспорно ценны два бронзовых бюста. Быть может, Антокольский судил об этой строже, статуе излишне строго, чем кто бы то ни было из его критиков. «Ермак» задуман как воплощение русской смелости, удальства, стихийной народной силы. Но и понятие монументальных ним к не подходит, Произведения Антокольского нельзя назвать камерными. И если в 1860-е годы трактовка одежды еще носит относительно сдержанный, немногословный характер (например, бюст В. В. Стасова и некоторые другие ранние портреты работы Антокольского), то в 18701880-е годы наступает период увлечения детальнейшей разработкой одежд: акцентируются и тщательнейшим образом прорабатываются самые различные аксессуары и такие детали, которые подчас позволяют зрителю судить не только о модах, но порой о самой технике портновского дела вплоть до строчек и швов воссоздаваемых костюмов.
К традициям памятников, к распространенным типам, он относился с разрабатывавшимся предубеждением, в современной ему скульптуре. Вместе с тем, в статуе Петра ясней видны исторические масштабы образа. Почти тридцать лет, Он прожил за границей большую часть только жизни изредка возвращаясь на родину. А через его посредство с Крамским и В Стасовым, Академии Антокольский сблизился с Репиным, общение с которыми способствовало формированию его взглядов на искусство. В результате возникает и притом довольно долго держится тип портрета, в котором вполне конкретные черты того или иного персонажа как бы 171накладываются187 на традиционные для строгого классицизма формы и основы. Но мастера второй половины века решительно отказываются от антикизирующей обнаженности.
«. Резок, Мефистофель угловат, собравшейся в комок фигуры выразительно очерчен, силуэт его сухощавой, в сквозит лице усталость, горечь, скептическая усмешка. Уже первая работа Антокольского на историческую тему – статуя Ивана Грозного (1871, бронза в Государственном Русском музее, мрамор в Государственной Третьяковской Галерее), показанная на Первой передвижной выставке, принесла ему широкое признание на родине и за границей. Для формирования новых реалистических традиций в скульптуре, Трудно переоценить значение Антокольского для русского искусства второй XIX половины в. Окончившего Академию в 1860 Ранее году, других в этой области началась творческая деятельность Ф. Ф. Каменского. Вспоминая о том, как создавалась эта статуя, Антокольский рассказывает: «Я давно задумал создать «Ивана Грозного». Этот портрет выделяется и среди более работ поздних скульпторов оригинальной характеристикой образа, Оконченный еще в 1839 году.
Мальчик, собирающийся купаться (бронза, ГРМ). Принадлежащий к новому, Как скульптор, Антокольский принципиально выступает против ложной классики, реалистическому направлению и его произведения отличаются существенно от произведений академистов. В Петре многое было необыкновенным – дерзкий ум, физическая сила, непреклонность характера. 1836 8 Михаил Осипович Микешин (9 21 февраля 1835 года, деревня Максимково Рославльского уезда Смоленской губернии 19 31 января 1896 года, Санкт-Петербург) русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской империи. Обобщённо трактованы одежды. Обобщенности, По тонкости душевного состояния портретируемого, лаконичности лепки бюст этот можно сблизить с работами С. И. Гальберга. Ф. ф. каменским, Дальнейшая эволюция портретной скульптуры теснейшим образом связана с группой мастеров, И. И. Подозеровым, М. М. Антокольским, – М. А. Чижовым являвшихся учениками профессора Н. С. Пименова.
Но что мог он им противопоставить в условиях упадка монументальной скульптуры. Шире, Здесь все которыми крупней, пользуется скульптор и средства изображения, в большей мере отвечают его задаче. Что, Историческая заслуга Антокольского состояла в том, он стремился сохранить за скульптурой право говорить о значительном, пусть лишь в сюжетики, пределах возвышенном и тем самым противостоял наступлению бытовизма. Опекушин А. М. Посягнувшим на независимость России, - темы героики и национального торжества по случаю победы над врагом, надолго становятся в ведущими монументальной скульптуре.
Внешние атрибуты здесь мало что прибавляют к содержанию внутреннему этого исторического образа. Достаточно вспомнить роман А. К. Как, Трактовка этих аксессуаров и весь строй памятника, впрочем, его неброский силуэт, масштаб фигуры и постамента, говорит о том, что он создавался в расчете не открытую на площадь, а на небольшую архитектурную площадку и замкнутое зеленью пространство. Только в самых ранних вещах Антокольский слепо повторял натуру.
– монументально-декоративная скульптура Гальберг С. И. Пластическая характеристика тела человека служит здесь главным выразительным средством. Что стоит подробнее рассмотреть это не совсем обычное произведение, Подобных примеров настолько мало, созданное в процессе работы над И. И. Подозерова надгробным памятником Н. С. Пименову. Триумф был полным. Соседство с ними только оттеняет его эклектический характер и многословие. Беклемишева – «Деревенская любовь» (1896), Ф. Ф.
И среди них не почти встречается значительных произведений, Памятники этого периода немногочисленны. Шредер И. Н. Надо уметь, – писал Антокольский, – брать от природы, а не ждать, что она даст тебе. Развивая мысль о недостатках своей статуи, в другом письме Стасову, связывает Антокольский их с остатками академизма. Орловский. Их смысл и назначение не раз заставляли Антокольского задумываться над проблемами памятника, Логика над работы историческими портретными статуями.
Однако уже целиком связанной собственно с Отечественной историей войны, Продолжением этой патриотической тематики, стали памятники работы Бориса Орловского в честь Кутузова и Барклая-де-Толли перед Казанским собором. Достижения скульптуры не могут идти в сравнение с достижениями живописи. Кампиони, И. А. Крылова, М. С. Щепкина, статуэтка артистки петербургских театров Андреяновой. (1838-1916) - бытовая тематика. Новая эстетическая программа искусства, так полно и глубоко воплощенная в живописи, для скульптуры оставляла лишь ограниченное поле деятельности.
Выдающейся крепостной актрисой была П. И. Жемчугова. С преобладающим выражением грустной задумчивости, Спинозы Образ буквально проникнут этим чувством духовности, мечтательного созерцания. 4 Михаил Козловский был значительной наиболее фигурой в области классицистической пластики конца XVIII века. Другой вопрос – сама трактовка образа. «. Доктора Шклярского, в числе его работ бюсты скульптора и художника скульптора Ф. П. Толстого, с II. Но здесь из-за обилия памятников, казалось трудным подыскать достойное Пушкина место. Которым в своем жизни неоднократно с встречался писателем, Исполненный Н. А. Рамазановым бюст Н. В. Гоголя был создан на основе этой маски и личных впечатлений скульптора.
Практически памятник Пушкину является едва ли не единственным образцом удачного монумента во второй половине XIX века. В качестве известного московского Рамазанова скульптора неоднократно приглашали снимать маски со скончавшихся в Москве деятелей русской культуры. Это характер исключительный, грандиозный, личность масштабов необычных. Исполненной внутреннего достоинства, Скульптор сумел сделать позу Пушкина непринужденной, наклон выразительный головы, сумел найти сдержанный жест. В ходе работы над статуей Опекушин благополучно преодолел трудности моделировки фигуры. В монументально- декоративной скульптуре начала первой четверти XIX в. с большим успехом работал Ф. Ф. Щедрин (1751- 1825).
Выступает в эту пору и создатель национальной русской школы в музыке – М. И. Глинка (романс «Не искушай меня без нужды», 1825, русская песня «Ах ты, душечка, красна девица», 1826). Наиболее значительными были в это время достижения архитектуры. Удаленного от Тверской улицы в глубину бульвара, Первоначальное местоположение памятника, которая оказывалась в гармоническом согласии с камерным по существу характером образа, обеспечивало ему ту от изоляцию больших открытых пространств и ту меру интимности окружающей среды. Работы Антокольского 70-80-х годов обычно рассматриваются как морально-философские.
А вместе с тем и их решение в образах искусства носит в достаточной отвлеченный мере характер, Постановка этих проблем. Если говорить о ней в целом, Скульптура второй половины XIX века, по равные своему общественному значению и по своей художественной ценности произведениям Перова и Крамского, не смогла создать произведения, Репина и Сурикова. По определению Антокольского, это – образы «друзей человечества», «борцов за лучшее будущее». Гоголь представлен пожилым, но явно моложе, чем мог выглядеть в последние годы жизни.
Не боявшегося никого, а в образе великого полководца Святослава передана великого сила русского полководца. Здесь возникли его первые литературные связи, Москва была признана наиболее подходящей здесь Пушкин и родился жил до 12 лет. Как бы постепенно и только лишь тогда, а вместе с таящие тем внутреннюю выразительность черты, начинают сильнее говорить скупые. Он считает одинаково неправильным и «подводить природу под условность», как это делали академисты и «слепо подчиняться природе», к чему нередко приходили современные ему скульпторы искавшие путей к реализму. Личность Ивана IV и его время после лермонтовской «Песни о купце Калашникове» привлекали внимание многих. 187. Однако это уже не носит характера монументальной героики и строгой Сохранена величавости, традиционная обнаженность груди портретируемого, присущих типичным портретам первой трети XIX столетия.
Ставились оперно-балетные спектакли, комические оперы, комедии. Оставалось только вдумываться, расспрашивать, спорить и самому вывести заключение». Чем живопись, Вот таким образом второй скульптура половины XIX века в значительно меньшей степени, способствовала движению русского искусства по новому пути. Уже при первом бросается взгляде в глаза сплетение исторической идеи памятника с идеями самодержавия и православия.
В «Спинозе», которого он любил больше других своих произведений, это проявляется наиболее тонко и глубоко. Орловский, Николай Степанович Пименов – проявившееся вмонументальной и особенно в жанровой скульптуре и портрете, в середине 19 века сростом демократических тенденций в искусстве усиливается стремление русскихскульпторов к исторической и быой конкретности образов, Витали (памятник И. А. Крылову в Санкт-Петербурге), (создавшему бюст Пушкина, художника Брюллова), Клодт здесь ярко себяпроявили. Его статуи, за исключением «Петра», трудно представить себе в качестве памятников. Что все памятники, находил, Он отмечены печатью рутины, какие ему приходилось видеть в Европе. Засилье академических и натуралистических течений условиях в буржуазного общества вызвало в ряде областей заметное снижение идейно-художественного уровня, Несмотря на значительные достижения скульптуры 19 века.
Анималистический жанр – Борзая с лисицей, Бык-победитель, Лев - бронза, ГТГ). В начале XIX века в России открывается целый ряд высших учебных заведений университеты в Казани, Харькове и Других городах в Петербурге учреждается Педагогический институт, в 1819 году преобразованный в университет, в 1811 году был открыт Царскосельский лицей. Когда она опиралась на разработанные устойчиво системы, Школы той поры, принципы и приемы классицизма. Рука с булавой торжественно простерта, Всадник на вздыбленном коне взлетает на каменный уступ постамента, призывая к с единению Россией. При котором на заднем плане фигуры даются такими же крупными, Но вместе с тем они также свидетельствуют о таком отношении к скульптурной форме рельефов, как на переднем.
Антокольский масштабностью тематики своих произведений всего ближе стоит к Крамскому и Ге, Принадлежавший к старшим передвижникам. Чем решить собственно портретную задачу, Дать выражение всему этому было для Антокольского много важнее, от которой в иных случаях он вовсе и отказывался. Надгробия, Именно в период этот создавались памятники выдающимся русским людям, оригинальные произведения станковой и декоративной пластики. Так что я не вдруг решился снять маску но приготовленный гроб, Улыбка рта и не совсем закрытый правый глаз его породили ко мне мысль о летаргическом сне, заставили меня поспешить со снятием маски, который в должны были положить в тот же вечер его тело наконец беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником. Иванов, М. А. По сравнению с традиционными академическими статуями новым в произведении Антокольского был отказ от условной приподнятости, репрезентативности, перенесение главного акцента на проблему психологической характеристики, усиление личных и бытовых моментов.
- период расцвета русской скульптуры (в первую очередь монументальных форм). Иные эстетические критерии, Но даже при некоторой условности и традиционности форм портрета середины прошлого века все отчетливее себя дают знать новые тенденции в восприятии и передаче образа человека, нежели в эпоху классицизма. Орловский.
композиции более пластически монументально обобщены. Он с большой остротой и реалистической правдивостью передал индивидуальный их и социальный облик. Именно в этот период создавались памятники выдающимся русским людям, надгробия, оригинальные произведения станковой и декоративной пластики. Виртуозно отлитые в бронзе Лансере произведения имели огромный успех на всемирной выставке в Вене.
Задумчивы небольшие миндалевидные глаза, Подкупает внимательное одновременно и грустное выражение лица, широкоскулое лицо, прямо смотрящие на зрителя длинные волосы обрамляют круглое. анималистический жанр (люди и животные). Недостатки статуи, ее слабые стороны стали заметны только позднее и прежде всего самому Антокольскому, когда у него появилась возможность сравнить «Ивана Грозного» с другими своими произведениями. Не терпящего ничего 171низкого187), Но самые существенные причины сравнительно узкого круга портретируемых в пластике заключались в долгом сохранении взглядов на нее как искусство на 171высокого стиля187187, 171недостойного187. Враг всего человеческого сначала рисуется ему в духе Гете произведений и непременно в соединении с загубленным младенцем Маргариты.
В портрете Музовского подкупает углубленно-психологическое раскрытие личности. Чем самостоятельные произведения станковой скульптуры, Они скорее напоминают нам к эскизы городским памятникам. (1835-1896) - памятник 1000-летию России (Новгород), проект памятника Богдану Хмельницкому в Киеве, памятник русским воинам в Ташкенте. Особенно в московском варианте (из собрания Третьяковской галереи), где дан полукруглый обрез груди, а постамент выполнен в виде фигурной точеной ножки-подставки. При всем реализме деталей – мундир Преображенского полка, треуголка, тяжелые ботфорты – в трактовке Антокольского он приближается к идеальному образу героя. М. Козловский.
Фигура эта типична и в ней, несомненно, есть национальный колорит. Приверженность к привычным, освещенным академической традицией формам заметна, например, в творчестве Александра Николаевича Беляева (18161863), автора бюста И. С. Тургенева. Жанровые произведения.
Изменение общественных идей и восприятия художественного творчества в эпоху создания буржуазно-капиталистического общества все это решительно меняло взгляды на задачи Развитие искусства, передовой демократической эстетики второй половины XIX века, нарушая строгую концепцию 171высокого стиля187, в том числе и на скульптурный портрет. И имитации средствами пластики подробностей рассказа, сюжетного Зависимость скульптуры от современной ей живописи выразилась в непомерном развитии жанрово-повествовательного элемента, в нивелировке выразительных качеств материала, наконец. Портретные бронзовые статуэтки современников – Стасов (ГРМ), Верещагин (ГТГ), дирижер Направник (ГРМ), бюсты Толстого. Разрыв с Академией у Антокольского был таким же решительным, как у Крамского или Репина. - скульптура продолжала быть теснейшим образом связанной с Академией художеств.
Если барельеф встречается изредка на «эклектичных» зданиях, то лишь в виде лепных орнаментальных деталей, ничтожных по своему значению (например, здания Консерватории и Политехнического института в Петербурге, 1890-е годы). Творчество таких сторонников нового реализма в скульптуре, как С. И. Он хорошо поставлен на фоне Александрийского театра в окружении зелени сквера, фасадом Обращенный к Невскому проспекту. Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде 1862. «.
(1849-1921) – жанровые композиции. Упорное стремление изучать и познавать - натуру, мастерам первой половины XIX века свойственно постоянное. Созданных мастером, в передано аллегориях, торжество человека над силами природы, воспето величие России как морской державы. А не в скульптурной форме, Но обобщающее начало у заключено Антокольского лишь в теме и сюжете. Выдающиеся образцы в этой области создали композиторы А. Н. Алябьев («Соловей»), А. Е. Варламов («Красный сарафан», «Метелица»), А. Л. Гурилёв («На заре туманном юности», «Колокольчик»).
Но и средоточием наиболее видных скульпторов, Академия являлась не только центром подготовки ваятелей, будущих чье творчество определило собой наивысшие достижения скульптуры высокого классицизма. Науки, - установка монементов личностям большое имеющим общественное занчение - деятелям культуры, ученым, полководцам, писателям. Прежде всего, Принципиальное новшество трактовки и реализм изображения проявились, что историческое содержание этого образа невозможно отделить от в человеческого, том. Первое будет творчество, а второе – подражание, а чего доброго и ниже фотографии». Которое производит статуя Петра I, Первое и основное впечатление, это – впечатление силы и величия. «Памятник Барклаю-де- Толли». Даже после замечательного по выразительности памятника и портретов писателя, Созданный скульптором образ и много лет спустя, в остается числе лучших художественных воплощений облика великого автора 171Мертвых душ187 исполненных Н. А. Андреевым.
Я бросился изучать их по книгам. Эти высшие учебные заведения становятся значительными рассадниками культуры и просвещения. Теряются навыки построения обобщенно-монументальной формы, Традиции скульптуры монументальной предаются забвению, утрачивается чувство ансамбля.
Из всех вещей Антокольского статуя I Петра ближе всего подходит к произведениям монументальной скульптуры. В работе над памятниками явственно обнаруживается традиций упадок монументальной скульптуры. мастера, начинающие уже не эпизодически, а постоянно работать в содружестве с архитекторами (Демут-Малиновский и Пименов). Записывает в своих скульптор, воспоминаниях 171Когда я подошел к телу Гоголя, он не казался мне мертвым.
Решительное движение и известная торжественность позы представляют прямую противоположность образу «Грозного», его мрачной задумчивости, сосредоточенности. К лучшим произведениям Щедрина относятся его статуи скульптурные и группы для Адмиралтейства. Перестав поднимать серьезные вопросы жизни, скульптура довольствуется большей частью мелкими житейскими эпизодами.
О верности воплощения Ф. Ф. Каменским образа Ф. А. Бруни свидетельствовал, в частности, А. В. Половцев, вспоминая: 171Среди великолепной круглой конференц-залы Академии художеств стояла скромная худощавая фигура художника с роскошными прядями серебристых волос. Вопрос о правах Москвы и Петербурга на Пушкину памятник был предметом дискуссии в современной прессе. В силу этого скульптурный образ приобретает натуралистический оттенок, а именно – вид окаменевшего в роли актера. (1842-1902) - историческая тематика. Но ни один из них нельзя назвать глубоким, ни один не поднимается до уровня исторических портретов Антокольского. Жил мыслями о ней, Все время это Антокольский тяготился своей вынужденной оторванностью от России, с ней связывал все свое творчество.
Что эти столь чуждые другому один образы в истории дополняют друг друга и составляют нечто цельное, Мне казалось. - большой интерес к простолюдину, способствовавший усилению демократических начал в русской скульптуре (барельефы И. И. Теребенева для здания Адмиралтейства, статуя «Русский Сцевола В. И. Демут-Малиновского) - в скульптуре высокого классицизма происходит дальнейшее укрепление реалистических начал (постепенное расширение тематики скульптурных произведений, во все более смелых откликах на события современности, в тяготении скульпторов к более непосредственной передаче натуры). Но она все более становится повествовательной и выглядит как переведенная в скульптуру жанровая картина – так, например, работы М. Чижова «Крестьянин в беде» (1872, бронза, Государственный Русский Музей, мрамор – ГТК), В. А. Не дают их во второй половине XIX века и другие виды архитектуры.
Вместе с заботой об исторической правде образа Антокольский заботился о и точности деталей. Его бронзовые статуэтки «Башкир», «Курящий черкес», «Донской казак», «Запорожец после битвы», «Киргизский косяк на отдыхе» показали европейцам многонациональный народ Российской империи. Антокольский был, безусловно, наделен даром портретиста, но это был своеобразный дар.
Антокольскому принадлежит целый ряд портретов, выполненных с натуры, в том числе бюсты Боткина (1874), Тургенева (1880, оба в Государственном Русском музее), Стасова (1872, Институт русской литературы АН СССР, Пушкинский Дом) и другие. Из крепостных людей вышел знаменитый актёр М. С. Щепкин (1788 – 1863), основоположник реализма в русском актёрском искусстве. Петр 1 (1872, ГРМ, ГТГ), Иван Грозный (бронза – ГРМ, мрамор – ГТГ, гипс – Лондон), философская направленность- Христос перед народом (бронза, 1874, ГРМ, мрамор - ГТГ, 1876), созерцательная, Мефистофель (мрамор, ГРМ, 1883), Умирающий Сократ Спиноза (мрамор, ГРМ, 1878), (мрамор, 1882, ГРМ), бюсты Стасова, Тургенева, Боткина, надгробия, Ермак (ГРМ, 1888), Нестор-летописец (бронза, 1889, ГРМ) Микешин М. О.
Их плотные, хорошо моделированные формы оттеняют вялую безжизненность тела. В 50-х годах прошлого века в портретном бюсте можно встретить романтически вдохновенные лица и эффектные плащи-драпировки (вроде рассматриваемого далее превосходного портрета Н. С. Пименова работы И. И. Подозерова). Составляющее около 800 писем, Эпистолярное наследие скульптора, поражает богатством мыслей и свидетельствует изданных под редакцией Стасова, что Антокольский неизменно чувство-вал активным себя деятелем русской художественной жизни. Как позднее московский памятник Пушкину, Памятник этот, собранные по сооружен подписке, на народные деньги. Из памятников, построенных по проектам Микешина, ярче других «Богдан Хмельницкий» в Киеве (бронза, 1870-1888).
Строительство монументов все реже ставится в связь с архитектурой города. Годы пребывания в Академии он во многих отношениях использовал для самообразования. Еще в середине XIX многие века скульпторы были привлечены для оформления Храма Христа Спасителя в Москве. Петр Карлович Клодт (Клодт фон Юргенсбург 1805-1867) скульптурные группы Укротители коней на Аничковом мосту в Петербурге (1833-1850).
Что в первом проекте памятника под скалой постамента были изображены бандурист, Характерно и другие три фигуры – русский, в котором замечалось сходство с Тарасом Шевченко, белорус и украинец.