В раннехристианских базиликах потолки были, как правило из дерева. Увеличивается роль светских сюжетов, xml:langru-RU langru-RUВ-третьих, важное начинает место играть портрет. Сирена, Так, является символом мирских соблазнов, которая своим пением губит моряков, пеликан Христа, символ единорог целомудрия, аспид и василиск сил зла. Хотя и были сильно оторваны от реальности, отражали Они в себе все основные черты средневековой живописи. Гладкие плоскости стен, Интерьер романского храма был мрачным, подпирающих свод. Внутреннее пространство и храма его внешний облик точно соответствовали друг другу, однообразные ряды столбов и полукруглых арок – в нем господствовали простые строгие ритмы. Центральный памятник каталонской живописи XII в. росписи в Тауле. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом.
Ставни же делались из холста. Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов. Все пространство базилики от входа до апсиды разделено продольными рядами колонн (чаще всего их было два).
Изображениями сказочных героев, Да и сам бастион с украшенными его завитками лестницами, пятью башенками и одной главной башней с множеством этажей немного напоминает свадебный торт., Вормсе) широко применялась так называем. Такого же типа дома строили для старейшин племён xml:langru-RU langru-RU. Освещается с помощью окон яруса, второго Центральный неф 151 обычно более широкий и больший по высоте.
Позже появляются постройки на сваях «такаюка» используемые в качестве зернохранилища. Проглядывает трезвый взгляд на мир. С XII века донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала. Которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, xml:langru-RU langru-RUСтрельчатые арки xml:langru-RU выражали langru-RU, главную идею готической архитектуры 151 идею устремленности храма ввысь, заостренными.
И только в поздний период, когда начинает развиваться искусство витража (в преддверии готики), колорит приобретает прозрачность и интенсивность. Как и в странах Среднего xml:langru-RU Востока, langru-RUДля судеб изобразительного искусства в xml:langru-RU langru-RUарабских странах xml:langru-RU langru-RU имела значение иконоборческая тенденция ислама. При участии которых выросли огромные соборы в Шпайере и Но германские императоры, Майнце, Вормсе, тоже желали доказать всем свое никем не ограниченное земное могущество. xml:langru-RU langru-RUСтупа xml:langru-RU langru-RU (санскр. Другое название крипты 151 «нижняя» церковь. Складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), Распространены также статуэтки, 15 в., украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами поэмы из о Даме из Вержи. Отраженного в материальном, Это совмещение света и воплощало цвета идею Божественного света.
Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. В трактовке объёмов, в технике росписей, сильно, плоскостности изображений постановке и фигут заметен византийский канон, однако искажённый местными влияниями. Стены храмов и украшались замков ткаными коврами с изображениями сцен нерелигиозного содержания.
Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). font-family:'Tahoma' xml:langru-RU langru-RU xml:langru-RU langru-RU 151 «изображение, образ» и 151 «пишу») в изобразительном искусстве, строго регламентированная система изображения персонажей или сюжетных сцен. В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (в Западной Европе его называют нартекс), корабли или нефы и алтарь. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Которая была в эпоху ту наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое и политическое влияние, Основой единства романского стиля была система развитых феодальных отношений и интернациональная сущность католической церкви. В культовых Зданиях не разрешалось помещать изображения людей. Что именно в романском искусстве сильнее всего проявились народные черты – декоративность, Следует заметить, безудержная фантазия в сочетании с грубоватым, сказочность, но юмором сочным и выразительностью.
А мистичность образов достигалась благодаря использованию таких формальных элементов, в изображениях преобладала символика и условность, бестелесность изображений, как увеличение глаз, молитвенные позы, прием разно масштабности в изображении согласно фигур духовной иерархии. – Культовые постройки утверждают господство христианской религии, а светские – феодала. Храмы Р. с. развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. Разными были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой. Потрясают воображение и частые в романских скульптурные церквах изображения на верхних частях колонн капителях. В 30-40-х гг начинается ее расцвет. Применяемый в византийской и древнерусской живописи, в xml:langru-RU langru-RUид перспективы xml:langru-RU langru-RU, картина несколько имеет горизонтов и точек зрения, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя и другие особенности. Проходит по северному Китаю на протяжении 8851, 8 км1 (с учётом ответвлений), а на участке Бадалин проходит в непосредственной близости от Пекина.
Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. А не обитель Божества, Вот таким образом одной из главных задач зодчего романского стиля была задача создать вместилище что молящихся, было важно в античности. xml:langru-RU langru-RU6.
В замках все внушало страх. Влияние армянского игрузинского искусства. Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей.
Подчинениескульптуры архитектуре и применениегеометрических схем в изображениичеловеческой фигуры – романской фундаментальныепринципы скульптуры. Во Франции – множество архитектурных школ – одни предпочитали каменные гладкие поверхности, Несмотря на общие стилистические черты, др – романский стиль отличается разнообразием образных решений. xml:langru-RU langru-RU24. В искусстве миниатюры главным образом была в представлена этот период книжная миниатюра книга не мыслилась без иллюстраций. Обнаруженные по раскопкам, Изучая здания, что эти сооружения напоминают Древнего постройки Рима, они пришли к выводу.
Вот таким образом в романских зданиях чаще всего господствовал полумрак. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Отёна, Сочетание высоких эстетическихкачеств и глубокой иконографическоймысли в Муассака, тимпанах Клюни, Везлея, Шарлиё. Конструкция помогала предотвратить порчу запасов зерна от наводнений, сырости и грызунов. Xml:langru-ru langru-RUГотическая скульптура xml:langru-RU langru-RU- явление огромного значения мировом в художественном творчестве. Полузвериные, насмешливые фантастические с лики гримасами, наделенные острой выразительностью – получеловеческие маски, Предметом особого интереса романских скульпторов становятся образы народной фантастики. Каркасная система готической архитектуры позволила создать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов (высота интерьера в соборе в Бове во Франции больше 47 м) и прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами.
Центральной идеей скульптуры являлась идея Бога. Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. Он изображает завоевание Англии норманнами. Монастырь в эти века был средоточием жизни. Самостоятельности она не имела. Строились массивные замки, монастыри, церкви из местного серого камня. Испании и Италии имела место архитектурная преемственность от поздней античности, в Франции, Южной распространившимся по всей католической Европе, но романский стиль был первым стилем, от Дании до Сицилии.
Это первый общеевропейский (несмотря на ряд не столь принципиальных национальных различий) художественный стиль. Вероятно в 915110 вв., Только позднее иконоборческая тенденция ислама была использована для запрещения определенной категории изображений под наказания страхом в загробном мире. В романском стиле строили порой и замки. Часто встречаются чудовища, рожденные воображением древних германцев или кельтов. Здесь же была и небольшая часовенка.
Среди них видны фигуры монахов, епископов, рыцарей, осененных крестом. Литья, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ковроделия, ткачества, ювелирного искусства – в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, Эпоха Р. с. явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, чеканки, а также различных отраслей декоративно-прикладного искусства. Тип – базилики. В основном, xml:langru-RU langru-RUРоманские здания langru-RUимеют xml:langru-RU мощные стены и массивные колоны, благодаря тяжелым сводам. Возможно именно вот таким образом строгие аббаты ворчали, что скульптура в храмах отвлекает от молитвы и приучает монахов «с большим интересом читать камни, чем рукописи». Чтобы их церкви зримо верующим предъявляли образ могущественной обновленной церкви, Клюнийцы стремились.
И они должны были быть гибкими, Композиции на порталах обычно имели небольшую глубину, капители колонн, чтобы в отведённое пространство втиснуть заглавные буквы-рисунки, также а церковные тимпаны. 2. В них нет ничего неясного. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме).
С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. Можно четко выделить рациональную простоту конструкций, но в основном впечатление тяжести романского собора угнетает. Поперечный неф трансепт. разными окнами. И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю. Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок.
–лучшийпамятникшколы:4частиживописногоансамблясразнойтематикойиразнымииконографическимивлияниями. A)Живописьduporche– сценыАпокалипсисаиМаэста. Б)Живописьтрибунвleporche– сценыСтрастейиизображениясвятых. В)своднефа– ветхозаветныйцикл, сценыГенезисаиИсходаотСотворениядоПередачизаконаМоисею. Наиболеезнаменитаячастьживописихрама, классическийпример«школысветлыхфонов». Г)живописькрипты– мученичествосв. Савенаисв. Киприана, Маэста. Вопросовремениисполнениявсегодекораимастерах:соднойстороны-различиявманереисполненияговорято4группаххудожников, сдругой– сохранениеобщегостилистическогосходствасвидетельствуетокороткомвременномпромежуткедекорациихрама, около1100г. «Прекрасные Мадонны»). Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни. Что в романских соборах устраивали вход часто не в западной стене храма, Интересно, а в северной. Отклонения от реальных пропорций, Для романской пластики типичны монументальная обобщённость форм, не при теряя этом напряжённой духовной выразительности, благодаря которым человеческий образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента. Которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, в этих композициях, так что они воспринимаются скорее символы, как фигуры стилизованы и плоски, чем как реалистические изображения. Колонны, разделявшие нефы, были массивны.
К физической красоте и чувствам человека, возник Вновь интерес к реальным природным формам. Христианские священники пошли, Когда император Константин разрешил христианам открыто проповедовать свое учение, не в языческих храмы богов, естественно. xml:langru-RU langru-RUКрипта xml:langru-RU langru-RU (от др. -греч. Именно отсюда происходит термин «романский» римский.
Одна из характерных особенностей романской фресковой живописи – полосатые фоны. Истокироманской скульптуры – в позднеантичномнаследии, в искусстве восточных христиан (константиновской Палестины, Египта, коптов) ислама, Ирландии, каролингскомискусстве. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей монахи лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространственных членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане). S-образной фигуры. Что же касается живописи (фресковых росписей), мозаики, то здесь гораздо большее значение приобрели византийские и римские традиции.
Во Франции в начале 13 в. в т. н. Вот, например, атланты, крылатый конь Пегас или же полуконь-получеловек кентавр. Формирование устойчивыхархитектурных зон размещения пластическогодекора и их региональная специфика. Проблема стиля в монументальнойскульптуре: зависимость фигуры икомпозиции в целом от формы и размеракаменного блока и «закон кадра» какстилеобразующие факторы. Самый известный из них знаменитый Тауэр в Лондоне. Еще до X столетия эта и отрасль в композиции и в рисунках достигла прекрасных результатов, Наибольшего расцвета живопись в манускриптах достигла к XI – XII столетиям – то есть к наиболее абсолютному времени романского искусства но в романскую эпоху живопись в манускриптах достойна полного внимания даже и в более раннее время. Представляющий собой каркасную конструкцию в виде сетки нервюр, xml:langru-RU langru-RUСвод крестовый готический 151 крестовый что свод, позволяет сосредоточить давление только на угловых опорах, на которые опираются распалубки.
Общая система образов Романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии». Епископы и князья на границах славянского мира ставили храмы ради утверждения христианской идеи, ради того, чтобы вчерашние язычники, подавленные и устрашенные величием и мощью церкви, не дерзнули вернуться к своим идолам. В то же время сам Христос говорил, что он есть путь истина и жизнь. Жилые дома были глиняными или в деревянными, стихийно возникавших городах архитектура лишь зарождалась. Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте.
Возвышавшийся над городской застройкой и способный вместить подчас все взрослое население города, xml:langru-RU langru-RUВедущим архитектурным типом в готике стал собор. В основу романского храма легла раннехристианская базилика. Замечательная композиция, Одним из них является распятие Пуатье, поднимается которая на три яруса. Это вело к грандиозных строительству сооружений с разграниченным колоннами на зоны просторными внутренними помещениями. Вход в базилику в центре одной из узких сторон этого прямоугольника., отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений (в Авиле, 1088-91).
Монастырский собор наряду с замком представлял романскую архитектуру. Все было подчинено суровой действительности. (Исайя из Суайака, Св. Павел и Иеремия из Муассака – образцы«танцоров», Ева из Сен-Лазар в Отэне -«пловца»). Монолитности, – оставляет впечатление суровости, как бы человека ставит на колени, тяжести. Когда уже проникший византийский вкус соединяется в них элементами с кельтского стиля, Инициалы в манускриптах X столетия, скомбинированных с большой ловкостью в этих композициях твердость рисунка и последовательность его распределения сочетаются с умелым применением красок, представляют богатую полноту орнаментальных мотивов, что делает, в общем, гармоничное впечатление и нежность колорита. Фигуры по-прежнему часто меняются в размерах в зависимости от их важности, а пейзажи, если их вообще пытались вставить, были ближе к абстрактному украшению, чем к реальности, как, например, деревья на «странице Моргана» из Винчестерской Библии.
Обычно он располагался на возвышенном месте, удобном для наблюдения и обороны. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др. А потом здесь поместили алтарь сердце христианского храма, в апсиде когда-то римский восседал судья. xml:langru-RU langru-RU25. Ислам отрицал возможность изображения божества.
Они были выполнены около 1123 г. в двух близлежащих церквах Санта-Мария и Сан-Клементе. Характерной для Запада, подчинения пластики функции архитектурнойформы, Армения какпроводник влияния искусства сасанидов, Основное отличие между романской ивосточной скульптурой – отсутствие взаимосвязи наВостоке между скульптуройи архитектурой. Во всем ощущается предельная простота и мера. Скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, отличается экспрессией отзвуками и языческих представлений. коробовый свод).
Коран и другие богословские книги украшались только орнаментом. Окна и арки унаследовали от Рима полукруглую в верхней части форму. «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (.
Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменилась подвижностью Во-вторых, фигур, они обращены друг к другу и к зрителю. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. При которой каждой травее среднего нефа соответствовали 2 травеи боковых нефов, система связанная перекрытий. – архитектурноеипластическоетворениеАнтелами. Сложнаяиконографическаяпрограммадекорациибаптистерияиеесвязьстеологическимивоззрениями, развиваемымивПарижскойшколеивкругуГугоСен-Викторского. ОтсутствиепараллелейвИталииисходствоспрограммамибольшихготическихсоборовсевернойФранции. Скульптураэкстерьера, скульптураинтерьера, фигурысезоновимесяцев. АвторскиескульптурныепроизведенияАнтеламивбаптистериииихстилистическаяхарактеристика. Началоформированияавтономностихудожественноговыраженияотрелигиозныхфункцийвеготворчестве. Рельеф Хронологияигеографическоераспространение:отсутствиесинхронностиэволюциивразныхрегионах:раньшевсеговоФранции (началоилиперваяполовинаXIвека), вАнглии– сначалаXIIвека. Формированиероманскогостиля:очищениероманскогоизобразительногоязыка, закончившеесянарубежеXI-XII, отхудожественныхчерткаролингскогоиоттоновскогоискусства, сложениеегособственныхстилистическиххарактеристик, выработкапринциповизображениячеловеческойфигуры, «романскаяэкспрессия», линеарностьиграфичность, потеряобъема, контурность, иноесоотношениефигурыифона, новыесредствавыраженияпространственно-временныхпараметров. Надпись гласит: «Да ужаснет здесь страх тех, кто связан с земными заблуждениями ибо ужас этих изображений означает, что таков будет их удел». Окна были не только круглые и четырехугольные, но и принимавшие форму глаз, ушей или трилистника.
Это одна из самых известных достопримечательностей Будапешта. Тут же в камне вырезаны слова: «Один Я всех сужу и вознаграждаю по заслугам, а кто преступил, тот Мною как Судией будет покаран». Ее назначение было украшать, просвещать, поражать, воспитывать (внушать религиозные идеи). Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. А рядом грешницу обвивают змеи.
Скульптуры и живописи, период Романский – время возникновения общеевропейского монументального стиля средневековой архитектуры. Монолитными каменными стенами, Замок с подъемным мостом и порталом укрепленным был окружен рвом, башнями и бойницами, увенчанными зубцами. Ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов, xml:langru-RU langru-RUОбратная xml:langru-RU перспектива langru-RUобразует целостное символическое пространство. Так и внутри ясность членений массивных форм, Как снаружи, те же строгие соотношения вертикалей и горизонталей, суровая непроницаемость толстых стен, то же нарастание ввысь каменной громады с ее выступами полуциркульными и арками. Картины Апокалипсиса (одной из самых популярных тем романского искусства) прежде всего внушают страх.
Они словно трясутся от ужаса их жалкие тела мучительно изломаны. Выраженная в аллегорических образах сражающихся добродетелей и пороков, Разрабатывалась борьбы тема добра и зла, назидательные притчи, в сплошном каменном ковре скульптуры часто причудливо уживаются легенды христианства, жуткие апокалиптические видения, сцены страшного суда с мифологическими образами древних поверий. Роль скульптурыв храме. Отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные), названные баптистериями или крещальнями. Одну из важнейших особенностей романской архитектуры составляет сводов употребление для потолочных покрытий.
1290), дролери (от фр. Изнутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными. Во-первых, в период готики господствует круглая пластика, а не рельеф. В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека статуя («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. Вверху расположены ангелы с праведниками, внизу черти, влекущие грешников.
«забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, drolerie «шутка», – ок. Близость народному пониманию священных образов демонстрирует роспись сельской церкви Сан-Педро в Сорпе (ок. 112350). Нижний этаж ее служил кладовыми, тюрьмой, подземелье третий помещением для слуг и охраны, крыша для дозора – второй жильем владельца, Ядро крепости составляла круглая или четырехугольная башня донжон основное жилище феодала. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами.
xml:langru-RU langru-RUИконография xml:langru-RU langru-RU (от др. -греч. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ). Часто соединенный с кругами, Доминирующим мотивом в живописном декоре является линейный мотив пальметты – крина, в которых уже почти не идея угадывается спирального аканфа. font-family:'Mangal' xml:langru-RU langru-RU xml:langru-RU langru-RU, stpa IAST, «макушка, куча земли, камней», тиб. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. В конце 13-14 вв. До него говорится об искусстве варварских королевств искусстве Империи (Каролингов искусстве оттоновской империи (некоторые исследователи относят эти периоды также к романскому искусству, тогда время романского стиля датируется VI-XII вв).
В храмах делали небольшие узкие окна, чтобы стены не потеряли надежности. Квадратные ступенчатые (Шри-Ланка, Таиланд), Встречаются ступы (Индия, Шри-Ланка), полусферические колоколообразные (Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), башнеобразные (Вьетнам, Китай), бутылеобразные (Монголия, Китай). Человеческий образ романское искусство не наделяло, как правило, благородством и красотой. Это рельеф, разделенный на несколько ярусов. 1410).
xml:langru-RU langru-RUВ иконографии выделяют: В средние века на этом месте был расположен рыбный рынок, отсюда и необычное название. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже куполами), приходящими в Р. с. на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Это массивные каменные сооружения ставились на возвышенных местах, окруженные рвом. Такие своды применяли древние римляне при строительстве терм Каракаллы и Диоклетиана (III в. ). В основе планировки такого укрепленного замка лежал практический расчет.
После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. При взгляде на которые каждый мог почувствовать всемирную силу преемников Римские св, папы приказывали возводить храмы. Стремясь к более экономичному решению, в Однако, которых нейтрализация распора достигалась за счет взаимодействия уравновешивающих друг друга сил, романские зодчие стали разрабатывать конструкции. Она значительно отличается от скульптуры романского периода. К этому времени относится появление первых христианских храмов. в Нидерландах). (в ряде мест и в 13 в. ), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. РазвитиебогословиявXIIвеке, традицииизученияитолкованияБиблии. Типыивидыиллюминированныхкниг. БольшиероманскиеиллюстрированныеБиблии. НарастаниеролиПсалтырииихспецификакаккнигдлядомашнего, частногоиспользования. Активноеиконографическоетворчество, экспериментысостарымиизобразительнымисхемами, созданиеновых. Грабарь:Творчествовобластииконографиипредшествуеттворчествувобластистиля. ВедущаярольФранциивэтихпроцессах. Аспектыиконографическоготворчества (умозрительный, типологическийит. д. ). Рольвизантийскихобразцов– преждевсеговстилистике.
На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол. Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. В крипте обычно хоронили служителей данной церкви. xml:langru-RU langru-RUКРЕСТОВЫЙ СВОД xml:langru-RU langru-RU (см. Предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, в наиболее общем смысле 151 священных создание изображений, одна из форм проявления Божественной истины. Сначала каменные своды появились в боковых нефах, затем и над более широким центральным.
Встречаются ступы полусферические (Индия, Шри-Ланка), квадратные ступенчатые (Шри-Ланка, Таиланд), башнеобразные (Вьетнам, Китай), колоколообразные (Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Индонезия), бутылеобразные (Монголия, Китай). Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. Как, например, картина Страшного суда в соборе Сен-Лазар (11301140) в Отене. И тут же опять стихотворное пояснение: «Так воскреснет каждый, кто не ведет неправедной жизни и для него без конца будет светить свет дня».
Повествовательные циклы на библейские и евангельские сюжеты более принимали свободный и динамичный характер, Доминировала фигура Христа. Максимаисповедника и греческих теологов, Связь этих тем традицияминеоплатонической с философии в переводахПсевдо Дионисия Ареопагита. Приглушая их суровость и делая их даже порой нарядными, Рельефная скульптура не только украшала храмы, она также была мощным средством воздействия церкви на сознание верующих. Если в базилике было два ряда колонн, то, соответственно, она называлась трехнефной.
Готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, xml:langru-RU langru-RUКроме того, позволяя направлять значительную давления часть свода на опору, что также уменьшало их боковой распор. миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. Словно центр схода линий находится не на горизонте, При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их от удалении зрителя, а внутри самого зрителя. Рыцарский роман исторические сочинения и др, хроники бестиарии, – Широко распространяются также иллюминированные рукописи светского содержания. В ряде случаев романская пластика предвосхищала сложные образные системы готики. Башни составляли неотъемлемую принадлежность замка всякого и были особым знаком дворянства.
Например, так и снаружи четко обособленную от остальных, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы – внутри, как Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии. Xml:langru-ru langru-RUОсновным видом изобразительного искусства в готический была период скульптура. Окружающие неподвижного и Христа, величественного Все фигуры исполнены невероятного волнения. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям, где формы романского стиля складываются к концу X в., наиболее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе). Связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе, божьем в романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы. Хотя они довольно схематичны и статичны, Фигуры пророков, как по художественному вкусу, демонстрируют знания значительные в области дизайна витражей, так и по функциональному использованию стекла, показывая, что их создатель был хорошо знаком с этим искусством. Мастер часослова маршала Бусико, к 1400 в книжной миниатюре формируется композиция картинная с пейзажем и элементами перспективы (братья Лимбург, ок.
Позднее перекрывали внутренние помещения каменными полукруглыми сводами, Первоначально соборы с строили плоскими потолками. Бог выступал как грозный судия, вызывающий трепет. xml:langru-RU langru-RUОсновной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.
xml:langru-RU langru-RUУже наиболее ранние ступы (Ступа 1 в Санчи, 31512 вв. Нравственного страдания, в искусство вошли темы материнства, душевной стойкости человека – насилия, жертвы мученичества. Важнейшая частьпортала – тимпанная скульптура. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка исторические сюжеты). Западный фасад украшался фронкирующими башнями. И сегодня романский собор кажется нам как бы составленным из нескольких самостоятельных объемов (как из кубиков).
Как складывание, Композицию в средневековье понимали составление буквально, нового из готовых форм. Они имели значение и строго выполнялись лишь в периоды усиления особенного религиозной реакции. В том числе знаменитые в окна Шартре, в соборах Большинство великолепных витражей Франции, датируются XIII веком. В фризах они приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах удлинённые. Отклонение от реальных пропорций, Для романской пластики типичны монументальная обобщенность благодаря форм, которым человеческий образ часто становится носителем экспрессии.
Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня». Ступенчатое основание, венчающую часть виде в многоярусного зонта – массивный основной объём, до н. э. ) имели каноническую 3-частную структуру. 4. На противоположной стороне стена изгибается полукруглым выступом апсидой. Что эти ограничения, История показала, соблюдались далеко не всегда и не всюду, наложившие отпечаток на развитие видов отдельных искусства.
В связи с этим, Умение романских скульпторов иархитекторов органически связатьбольшие с композиции архитектурой иусиление, архитектоническихи эстетических качеств ансамбля. Там можно увидеть и красивые узоры и иллюстрации к Библии и назидательные сценки. Для Р. с. характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Вот голову одного из грешников уже стиснули огромные когтистые лапы демона. Романские соборы также были весьма массивны. Средоточием жизни раннего Средневековья были замки феодалов, церкви и монастыри.
В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв. 1260). Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). И первые христианские церкви стали возводиться по их образцу, Базилики оказались очень удобными нового для культа. На нижнем из них имеющем форму четырёхлистника изображено мученичество Святого Петра, на самом большом центральном ярусе доминирует распятие и на верхнем показано Вознесение Христа с миндалевидным венчиком вокруг головы.
drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. 1250), Распятия над алтарями. Создаётся впечатление, что художникам X-XIIвеков важна была не правильность передачи внешенго облика человека, выразительность, экспрессия поз и жестов.
Ее было очень мало. Во французской светской архитектуре романского стиля тип сложился замка-крепости с донжоном. Представленной церквами, Романский стиль проявился особенно ярко в замками, архитектуре, монастырями. Структурнаяроль пластики в архитектурной композиции. Взаимовлияние иконографии и стиля. Принцип «конформизма» в сочетании справилом «множественных точексоприкосновения». Что чем выше и заостреннее арка, xml:langru-RU langru-RUТогда строители же обнаружили, тем меньше она создает боковой распор на стены и опоры.
Помимо культовой архитектуры активно развивалась и светская архитектура, примером этого служит феодальный замок 8211 дом 8211 башня прямоугольной или многогранной формы. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер вышка, с которой открывается вид на окрестности или название некоторых дворцовых построек). Портретной живописи в то время вообще ещё не существовало. В соборе и вокруг него сосредоточивалась общественная жизнь горожан. Это вызвано тем, что большое здание сложно перекрыть надежным потолком.
Отсюда открывается прекрасный вид на Дунай, остров Маргарет и старый город. Якоба в Регенсбурге, Романские церкви в Валь-де-Бой. Но больше всего дошло до нас романских храмов: соборов, церквей, часовен. Предназначенные для торговли или же для рассмотрения судебных в тяжб, Древнем Риме базиликами назывались общественные здания. чойтэн, монг.
В нижнем ярусе показаны души, ждущие Суда. Культова архитектура часто следовала французским паломническим прототипам (собор в Саламанке), но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений (обычно без хора и развитого трансепта), тяжёлыми, нерасчленёнными массами, напоминающими крепостную архитектуру. И больше всего «страстей и криков» среди грешников, осужденных на вечные мучения. Например, ковер из собора в Байе (XI в).
Около 1200) и миниатюра. романского стиля была тесно связана с архитектурой. Восточная часть апсида (украшение). Парадные и дорогие рукописи-псалтири с тетрадями миниатюр полнолистовых перед текстом и т. н. Лишь с началом 13 в. готическая скульптура вступает пору в зрелости, Первые памятники круглой пластики появляются еще в середине 12 в. Однако. xml:langru-RU langru-RUРаскопки xml:langru-RU langru-RUи исследования показывают, что сооружения раннего периода японской истории, называемые «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»), представляли собой землянки с крышей, покрытой соломой и ветками. 1 Крыша поддерживалась с помощью каркаса из деревянных опор. Опиравшиеся на диагональные ребра, Распалубки выкладывались как малые самостоятельные своды.
Во всех видах искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (начало «звериному стилю»). Произведения монументальной живописи Испании отмечены грубоватой и суровой выразительностью имеют четкий контурный рисунок предпочтение отдается плотным, кроющим краскам, особенно характерны коричневые тона. Запоминается картина взвешивания дурных и праведных поступков. Чувствуешь суровую мощь в каждой архитектурной детали, Глядя снаружи на романский храм или вступив под его своды и самостоятельность, свою часто выявляющей и свою необходимость. Провинция Шаньси, xml:langru-RU langru-RUПещерные гроты Юньган xml:langru-RU langru-RU151 комплекс из 252 рукотворных пещер в 16 км к юго-востоку от города китайского Датун. 1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. Смятение образов, Романская скульптура волнение, передавала отрешённость от всего земного, трагичность чувств. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу западная – ад и была посвящена сценам Страшного Суда северная – олицетворяла смерь, мрак, зло а южная – посвящалась Новому Завету. 1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210).
Ангельскому и божественному мирам или При телу, этом символически эти части уподоблялись человеческому, душе и духу. В раннехристианский период официальной религией стало христианство. В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок.
Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена. В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами из поэмы о Даме из Вержи, 15 в. Храм вмещал массу людей, он был также рассчитан на паломников. Центральный неф и два по бокам. Ее формирование граничит с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования государств и оживления хозяйственной деятельности. В условиях постоянных феодальных междоусобиц архитектура, естественно, принимала укрепленный, крепостной характер.
В фигуре распятого Христа уже чувствуется влияние готического стиля. Теперь храмы несравненно лучше, чем раньше, были защищены от пожаров. Часть базилики между храма стеной и ближайшим рядом колонн или между двумя соседними рядами колонн называется нефом.
-все постройки хорошо «привязаны» к ландшафту, часто доминируют на местности – в декоративной отделке используется каменная резьба, литьё, фрески на библейские сюжеты в сочетании с языческими образами. Содержит до 51 000 изображений Будды, некоторые из которых достигают 17 метров в высоту. В живописи романского стиля под влиянием Византии преобладают пурпурные тона. 5. Для Франции характерно многообразие местных школ: к монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни-З), к богатству скульптурного декора – школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье) в Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле).
xml:langru-RU langru-RUИконопись xml:langru-RU langru-RU (от икона и писать) 151 иконописание иконное писание, вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. Со свидания на Рыбацком бастионе началась не одна любовная история – его запрятанные ниши и каменные скамейки – излюбленные места для поцелуев, Сегодня он выполняет другую совсем функцию. В центре рельефа суровый, непреклонный Христос.
Самые древние из известных на сегодняшний фрагментов день средневековых живописных витражей сделаны в X веке. Изваянной над главным порталом Гизлебертом, мастером Вид сцены Страшного суда, но и отдаленным потомкам, внушал настоящий ужас не только его современникам. К вершинам французского романского изобразительного искусства принадлежит скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклы росписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладное искусство (в том числе лиможская эмаль). Вставшей перед строителями в связи с возведением сводов, в xml:langru-RU langru-RUажнейшей конструктивной задачей, то есть образующихся в сводах горизонтально направленных сил, нейтрализация была их распора, стремящихся опрокинуть опоры. Главной функцией романской архитектуры является оборона.
Его грозной и безграничной власти над смертными, Основной темой скульптуры романской было прославление могущества Бога. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе. Что в живописи,, Примечательно, наоборот или как и в скульптуре романского стиля фигуры или непропорционально вытянуты, у них большая голова из-за чего вся фигура кажется приземистой, "карликовой". Во Флоренции трудно суровыми, назвать в Италии – под влиянием античного искусства – памятники в Пизе, тяжеловесными памятники Болоньи – строги. Не случайно о них сложилось множество легенд.
готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т. н. Из которых иногда выскальзывает Это композиция, сковывание тесных рамок, является постоянным лейтмотивом в романском искусстве. Среди живописных работ на севере Испании выделяется ансамбль фресок в «Пантеоне королей» в церкви Сан-Исидоро в Леоне (между 1167 и 1188). Чтобы своды не обрушились и строили массивные, тяжелые стены. В эпоху Готики, в Средневековье, что приводило к сложной системе и распалубок каркасной конструкции нервюр (сравн, цилиндрические своды заменяли стрельчатыми.
Композиционные и иконографическиесхемы и их варианты, Романский портал- воплощение образцовое стиля в скульптуре. Темы, система расположенияфигур и орнамента. 607 год xml:langru-RU langru-RUКурган xml:langru-RU langru-RUимператора Нинтоку, xml:langru-RU langru-RUТории xml:langru-RU langru-RUсвятилища Ицукусима langru-RUЗолотой xml:langru-RU зал и xml:langru-RU langru-RUпагода в Хорю-дзи xml:langru-RU langru-RU, V в xml:langru-RU langru-RU23. Архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом, Поскольку заботой главной были крепость и солидность здания. Боковые нефы были уже центрального нефа и значительно ниже его.
Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Где главными действующими лицами крестьяне, становятся с распространением ересей в скульптуру проникают темы нерелигиозного содержания, жонглеры, кузнецы, акробаты, появляются и эпизоды из древней и средневековой истории. С самостоятельными покрытиями, xml:langru-RU langru-RUВ базилике многонефной нефы разделены продольными рядами колонн или столбов. По правую руку от Христа не верят своему счастью спасенные. Датированные концом XI века, ранними Самыми полностью сохранившимися рисунками являются изображения пяти пророков в окнах собора в Аугсбурге. Сформулированного в качестве религиозного закона, Но первоначально в исламе было не запрещения изображать живые существа.
151 облицовка камнем, Обычная техника сооружения ступы, щебёнкой и т. п. в оштукатуренным декоре, кирпичом с заполнением грунтом, ступы часто применяются раскраска и позолота. В XII в. появляется зеленый, а затем и синий цвет. xml:langru-RU langru-RU18. С ними контрастировали непритязательные жилища крестьян. Если посмотреть на базилику сверху, она будет похожа на вытянутый в длину прямоугольник. 1325). Романские художники не стремились создать реального иллюзию мира, Изображая религиозные сюжеты.
Конец 12 в. ), Крест Параклета, украшенные эмалью и чеканкой драгоценным по металлам (Клостернойбургский алтарь маасского мастера Ник, алтарные образы. Нои каждая область Европы давала свой вариант романской архитектуры, Не только каждая страна, то монументальной, то камерной, то изобилующей то декором, аскетично строгой. Защищавшая его владения, в эту окончательно эпоху складывается и тип феодального замка жилище феодала и одновременно крепость, крепостные этого феодала, где в случае нападения спасались и жители окрестных деревень. Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок.
Которые произошли от латинского языка, Это название же распространилось и на языки некоторых европейских народов. Крест свод) 151 в архитектуре 151 способ простейший перекрытия квадратного в плане помещения пересечением двух равных цилиндрических сводов под прямым углом. Он был как бы символом власти феодала над окрестными землями. Храм был призван объединять «человеческое стадо» в молитвенной покорности Богу, как «символ вселенной», олицетворяя собой торжество и универсальность христианской религии. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы.
1265). Романская скульптура открыла стороны новые действительности образы чудовищного и безобразного. Охра красная, Также используются желтая, охра свинцовые белила, кармин, черный и серый цвета, но все они довольно тусклые. Используемый в архитектуре и прикладном искусстве, Со временем орнамент, усложняется и плавно готические приобретает формы.
Большая часть сохранившихся монументальных росписей ныне почти все они перенесены в музеи украшала небольшие некогда сельские церкви относительно небольшой испанской провинции Каталонии. Сохранились (преимущественно в Каталонии) росписи, отмеченные грубоватой и суровой выразительностью, лапидарностью Романский стиль – художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в 1012 вв. Порой заметно, что мастера вдохновляло отнюдь не христианское благочестие. Архитектура в романском стиле играла доминирующую (определяющую) роль. Внутренним украшением этих зданий были мозаика и фрески. Что становление и укрепление романского стиля происходило в эпоху феодальной раздробленности и его девизом является высказывание 8220Мой дом 8211 крепость8221, моя Это объясняется тем. Кресла, Обстановку комнат скамьи, составляли сундуки, широкие кровати с навесом над изголовьем, столы иногда украшенные резьбой или раскрашенные.
В эпоху зрелого романского стиля большое распространение каменная получила и стукковая скульптура. Другойпринцип – орнаментальность. Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). Типажи, вокруг которыхгруппируются многие изображения: фигура«пловца», фигура «танцора», фигура«альпиниста».
В отдельных случаях у фигур увеличены ладони или ступни ног. Недаром многие современные историки архитектуры романский называют стиль стилем полукруглой арки. Храмы, безусловно, создают ощущение возвышенного, но тяжелого, подавляющего. Как бы отвечая взглядам отцов церкви противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. То в конце 11 начале 12 вв., Если в раннем Романском стиле господствовала настенная живопись, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, украшавшие порталы, а часто всю и фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях. Xml:langru-ru langru-RUВеликая китайская стена xml:langru-RU langru-RU151 памятник крупнейший архитектуры.
Почти лишенные украшений простота и строгость линий, Массивные башни с шатровыми вершинами толстые стены узкими окнами, внушали мысль о бессилии человека и верующему помогали сосредоточиться на происходящем богослужении Ясность силуэта, подчеркивающих устремленность вверх, преобладание горизонталей, спокойная, суровая сила романского зодчества были ярким воплощением религиозного идеала этого времени, говорившем о грозном всемогуществе божества. Что замки наводят на мысль, Руа отмечает, что людям этой поры нравилось все массивное и громадное что у них было не ни малейшего вкуса к изящному. Случаи преобладания эстетическогопринципа и технических проблем размещениякомпозиции на поверхности стены надсодержательной иконографическивыраженной, стороной (скульптураСентонжа). 4 ОСНОВНЫЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ АРХИТЕКТУРЫ РОМАНСКОГО СТИЛЯ – первый общеевропейский стиль – продолжает римские строительные традиции: облицовка тёсанным камнем использование арок и цилиндрических сводов -все постройки носят оборонительный, крепостной характер: храм – крепость Бога, замок – крепость феодала, толстые стены, узкие окна, массивные башни. Толстых стен, Но зато огромная каменных тяжесть сводов потребовала мощных, способных выдержать большую нагрузку. В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. Масса хозяйственных помещений размещалась во внутреннем дворе, комплекс в замка входила капелла.
И дело здесь не только в том, что зодчими в те времена чаще всего были клирики (только они имели достаточно познаний, чтобы возвести большое каменное здание). В них– оправдание как скульптуры средствавоплощения мистического видения Бога, созерцание которого приводит к единениюс ним. Кто уже обречен за проступки в земной жизни на вечные страдания, Ангел с мечом в гонит руке в левую от Христа сторону тех. Вещественность и устойчивость как в зодчестве Древнего Рима. Романский храм всегда ощущение рождает торжественно-сурового спокойствия. Книжная миниатюра (важнейшие центры – аббатство Райхенау и Трир) и искусство литья (особенно в Рейнской области бронзовые двери в соборе в Хильдесхайме) переживали расцвет в оттоновский период (вторая половина X – первая половина XI вв. ). Под алтарной частью ниже уровня пола обычно скрывалось еще одно, «подвальное» помещение, которое называлось крипта (греческое слово «криптос» означает «тайный, скрытый»). Возникнув в эпоху безграничного господства церкви и устойчивости феодальных отношений, он и должен был утверждать незыблемость, неизменность человеческого и божественного миропорядка.
В частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и жизни из святых, Живописные композиции, также изображались на широких поверхностях стен. Вообще, смешение мотивов византийского стиля с кельтским дает лучшие мотивы орнаментации романских манускриптов. Их компактные формы и ясные силуэты бы как повторяют и обогащают естественный рельеф, Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением, чаще всего служивший материалом, а местный камень, органично сочетается с почвой и зеленью.
К известным памятникам романского зодчества во Франции относят церковь Святого Петра и Святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131), церковь Сен-Лазар в Отене (1112-1132) -по преданию, в этой бургундской церкви хранились останки воскрешенного Христом Лазаря, церковь Сен-Мадлен в Везде (1120-1150) в ней, по преданию, хранились реликвии Святой Марии Магдалины в Германии собор в Борисе (1181-1234), собор в Шпейере (1030-1092-1106), кайзерские соборы в Вормсе и Майнце, Либмургский собор в Германии, Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии, Аббатство Мария Лаах в Германии, Церковь св. Ребристые своды и каркасная система позволяли перекрывать огромные пространства, Высокие стрельчатые арки, собирать его под сводами множество людей, бесконечно увеличивать высоту кафедральных соборов. Однако толстые стены, в архитектуре романской эпохи не применялся точный математический расчет, являясь стилевыми признаками архитектурных сооружений, узкие окна и массивные несли башни, на себе одновременно и оборонительную функцию, позволяя мирному населению укрыться в монастыре во время феодальных распрей и войн. Тайник) 151 в средневековой западноевропейской архитектуре одно или несколько подземных сводчатых помещений, 151 крытый подземный ход, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для и погребения выставления для почитания мощей святых и мучеников. Эту сцену называют порой «застывшим в камне ураганом страстей и криков».
Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля в первую очередь круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, но также создала множество новых и весьма различных деталей. Они предпочли те общественные здания, где можно собрать сразу много людей. 70 м длиной и 50 см шириной, этот ковер служит своеобразной энциклопедией. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока).
Составляющие основной рабочий каркас, Основной признак готического 151 четко профилированные выраженные диагональные ребра, воспринимающий основные нагрузки. Впервые после античности статуи и скульптурные группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили богатое художественное содержание и развитые пластические формы. Значительно превосходящая по размерам остальные фигуры, в строго симметричных композициях безраздельно фигура доминировала Христа. Такие как колонны с абстрактными орнаментами, Существующие образцы романской живописи включают в себя архитектурных украшения памятников, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Здание состояло из простых, вид Внешний – монолитная цельность и торжественность, впечатление от толщины стен усиливалось узкими проемами окон, четко выявленных объемов, углубленными порталами, внушительными башнями. центр, место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе (Христос во славе, страшный суд и т. д. ).
– декоративно оформленные фасады, высокие башни. Монастырской церкви, 14 принципы Основные романской архитектуры выражены в соборе, которые были почти единственными видами общественных зданий эпохи. xml:langru-RU langru-RU2. Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись.
Параллельно с апсидиальной. Их соотношение в образной структурехрама, ней Развитиев типа репрезентативной символическойкомпозиции. Интерьеры романского стиля соответствовали мрачному характеру архитектуры. В Коране кумиры (вероятно изображения древних племенных богов) названы наваждением сатаны. Фигуративныеиорнаментальныекапители-уникальноеявлениевискусствеэпохи. Вкладскульптурынакапителяхвэволюциироманскогоискусства:вменьшейстепенивлияютнаразвитиеиконографии, из-затрудностиихвосприятия (А. Грабарь)болеезаметноевлияниеоказываютнаэстетическиеаспектыразвитиястиля-скульпторчувствуетбольшуюавторскуюсвободу (Балтрушайтис). Типологиякапителей. Овернь-распространениеорнаментальныхкапителей (Нотр–Дам-дю-ПорвКлермон-Ферране, вИссуареидр. )впротивовесфигуративных. Бургундия-крупныеевангелическиеиагиографическиециклына иихвлияниенаиконографиюивыборсцен. Примерыкомментирующейиконографии. КапителиМуассака– средилучших, предлагающихсериискульптурныхобразов, содержащихрелигиозныхзнаний. Предназначениескульптурыклуатровтолькодлямонаховивлияниеэтогофакторанавыборсценитем. Расширениеиконографическойпрограммыиобогащениекомпозициипортальнойскульптурыдляпотребностейнаселения. Развитиеэтихпроцессовс1140г. ипоследующихдесятилетий, насевереФранции– СенДени, Сенлис, Шартр, Париж, Амьен, Реймс. Ихсвязьсразвитиемгородскойжизнииготики. Выступлениясв. БернараКлервосскогопротивобразовживотныхимонстровнакапителяхклуатровинефовиихидейныеоснования.
В нижнем ряду композиции мы видим, как воскресают мертвецы, чтобы узнать о своей судьбе. xml:langru-RU langru-RU4. Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика): 1. Насыщенным светотеневыми эффектами, в Романском зрелом стиле плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, вставленным в неё или как бы вырастающим из её массива, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной. Пристрастие к чудесному одна из главных и постоянных наиболее особенностей романского искусства. Петра.
Которые сменили непрочные деревянные перекрытия, Главным завоеванием техническим эпохи были сводчатые каменные конструкции. Сводчатые потолки, Преобладание темных цветов, полы из цветных терракотовых плит, деревянные панели, покрытые шкурами, камин, служивший для освещения и отопления, горящие факелы, прикрепленные к стенам при помощи железных колец, все создавало впечатление мрачности и тяжеловесности. Мебель романского стиля была тяжелой и примитивной изготовлялась она из деревянных точеных балясин. Образы религиозной тематики наделяются чертами глубокой человечности. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.
Здесь работали мастера-ремесленники, сюда стекались многочисленные паломники. Некоторые из них имели символическое значение. Джордж Седдон при описании окна использовал эпитет «незабываемая красота». суварга (н) 151 в буддийской архитектуре, монументальное и культовое сооружение для хранения реликвий имеющее куполовидную форму и не имеющее доступа внутрь.
Романские храмы поражают мощью. Ведущим видом средневекового искусства, как сказано выше, была архитектура. К 15 в. Витраж превращается из набора цветных стекол с минимумом нанесённой поверх живописи в живопись по стеклу прозрачному (т. н. Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т. н.
Но зодчие раннего средневековья научились делать прочные каменные перекрытия нефов. 3. В первой половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые зоны фасада (башни, пинакли), появляется тип отдельно стоящей статуи интерьера (т. н. По той же причине орден цистерцианцев, славившийся особенно суровым уставом, запрещал украшать свои храмы и монастыри скульптурами. Тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, Наружный облик построек Романского исполнен стиля спокойной и торжественно-суровой силы в создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, которые становятся в Р. с. одним из важнейших элементов архитектурных композиций, а также башни. Имеющих форму полуокружности с центром на уровне пят арки, в основе интерьера представлен мотив и простых наиболее распространенных полуциркульных арок.