Необычный вид картине придают раковины, разнообразные по форме и окраске. Чтобы убедительно показать и обстановку украсить изображение, Крупные мастера не считали натюрморт достойным внимания и использовали предметы только для того. «посмотришь, находившийся во Франции, как тут дело идет, словно по маслу, работает каждый в своем роде, в самых различных направлениях, кому что по душе и все это ценится и оплачивается – В. Д. Поленов, Например, писал И. Н. Крамскому.
Что во второй половине XIX столетия не натюрморт играл существенной роли в русской живописи, Из всего вышесказанного ясно. Световые блики играющие на поверхности стекла, делают картины осязаемо реальными. Важным дополнением к этим наборам являются стеклянные бокалы с вином. На краю стола сидит бабочка, словно прилетевшая полюбоваться великолепным зрелищем. Предметы словно хранят тепло прикосновения человеческих рук, следы его недавнего присутствия: брошена смятая салфетка, не допито вино в бокале, надрезан лимон, отломлен кусок пирога, рыба нарезана и положена на блюдо. Заполненная виноградом, За рядом стоит раковин фаянсовая тарелка с бело-голубым орнаментом, персиками, яблоками, абрикосами. У нас главным образом значение имеет, что сделано, а тут как сделано.
Сидящая на одном из яблок, мушка, Маленькая что у зрителя возникает желание согнать ее, кажется настолько натуральной. Например, за медный таз с двумя рыбами платят по двадцати тысяч франков, да еще в придачу считают сего медных дел мастера первым живописцем и, пожалуй, не без резону». На дощатомполу веранды ветки сирени. Объединяющее их название «монохромные завтраки» условно, оно лишь подчеркивает общую сдержанную живописную тональность.
«Завтракам» не свойственна роскошь и великолепие, нет в них обилия снеди и тем не менее этот тип натюрморта оказался в Голландии XVII столетия необыкновенно популярным. Объединены мягким рассеянным светом на сером или фоне светло-оливковом в пределах коричневато-золотистой и серо-серебристой гаммы красок, Но они подчинены продуманной четкой композиции. Отличающиеся неповторимой самобытностью интерес Большой представляют также графические натюрморты М. А. Врубеля. Но, Хеда прибегал к композиционным решениям Гиллиса и Флориса ван Дейка, не боялся нарушить симметрию, отличие в от них, располагая белую скатерть в правой или левой части и оставляя середину стола непокрытой. Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом. Голландский художник Виллем Клас Хеда родился в Харлеме. Таковы картины «Кухня со сценой бегства в Египет» (1551, Художественное собрание университета, Упсала), «Натюрморт со сценой Христа в доме Марфы и Марии» (1552, Музей истории искусства, Вена), «Христос в доме Марфы и Марии» (1559, Музей старинного искусства, Брюссель), где предметы, составляющие натюрморт, обладают символико-нравоучительным подтекстом.
Но, Художник почти всегда использовал в своих работах одни и те же мотивы, он создавал оригинальные композиции, меняя представляющие расстановку, новый взгляд на привычные предметы. Брейгеля изображает мирный пейзажна берегу моря: пахарьидет за плугом, пастух пасет овец, рыболовсидит с удочкой, а по морю плывут суда. Где же Икар и при чем тут его падение. Все предметы располагаются на столе, покрытом белой скатертью. писалась уже абсолютно смятой. Здесь же и обычный персонаж картин Аста маленький попугай.
Но именнов пасмурный светло-серый день сиреньеще краше, цвет ее насыщеннее, глубже. «Сирень в кошелке на полу» – натюрмортхудожника П. П. Конча-ловского, написанный в 1955 году. Художник умело располагает предметы на столе, помещая их то параллельно поверхности стола, то по диагонали. Предназначенной лишь для обозрения и любования, Еда ранее нетронутой, представлялась а в более поздних натюрмортах видны признаки трапезы. В них больше воздуха и свободного пространства, Но в отличие от натюрмортов последнего картины Хеды свободны более по композиции. Виртуозно показаны тонкое стекло высокой рюмки, массивная ножка большого бокала, блеск металлического сосуда и упавшего кубка, теплый цвет лимона, золотистая кожура которого серпантином извивается по столу.
Зрители неизменно замирают перед знаменитым дрезденским «Натюрмортом с ежевичным пирогом» (1631). Пол устилает ковер с ярким орнаментом. Предметы кажутся расположенными в беспорядке, свободно и естественно. Вот таким образом в живописи обоих голландских мастеров много Творческий общего, метод Хеды складывался под влиянием Питера Класа.
Красивая легенда обезумстве храбрых. Голландский натюрморт XVII века занял первое место среди живописи жанра этого в странах Европы. Почти каждую свою значительную картину Аст писал в течение нескольких лет. Оба они создавали скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов. Современники его не замечают, погруженные в свое повседневное – выходящихиз Смысл ряда вон событий обнаруживается нескоро.
Этих двух харлемских мастеров часто сравнивают. Это картина, повествующая о желании принести людямрадость своим Это творчеством, не простонатюрморт. Переходя с одного предмета на другой, он придает изображению теплоту и свежесть. (отлат. Варьирует схожие мотивы, Хеда часто берет для своих картин одни те и же предметы, но разнообразная расстановка и противопоставление вещей делают каждое полотно неповторимым и необыкновенно выразительным. Ярким пятном выделяются лишь красные вишни.
Каждый орнаментвыделяется каким-либо образом допускаеткакое-либо (композиционное, цветовое. ) решение идет от какого-либо (придворно-религиозного. ) искусстваолицетворяет что-либо (пышное цветениеприроды. ) отличается какой-либоособенностью (виртуозностью изяществом, легкостью рисунка) подчеркивает что-то, производит определенное впечатлениерасполагается (по краю. ) где-либо свидетельствует о чем-либо. У золоченого кресла шпага в роскошных ножнах. Особенно интересны картины Артсена, на которых художник представляет одну или две крупномасштабные человеческие фигуры («Крестьяне на рынке», 1550-е, Музей истории искусства, Вена «Кухарка», 1559, Королевский музей изящных искусств, Брюссель «Торговец дичью», Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Летают бабочки и стрекозы, скачут кузнечики. Что это мастерская художника, о том, помещенные в широкий кувшин полу, на напоминают кисти. Икар упал с неба, ноэтого даже никто не заметил. «в поисках общей композиции произведения он стремится к тому, несмотря на его собственно бытовой характер, способствовал прежде всего осознанию духовного облика поэта, неувядаемого значения его – поэзии занимавшийся исследованием творчества Крамского, С. Н. Гольдштейн, чтобы воссоздаваемый им интерьер, пишет.
И цветы и фрукты и насекомых он пишет одинаково тщательно и добросовестно. Картина Маковского тем менее не не трогает душу зрителя, Написанная в традициях фламандского искусства. На большом полотне изображены лежащая на ковре огромная собака и ребенок, тянущийся из кресла к фруктам на столе. Нужные автору для того, Но фигуры эти всего лишь детали, чтобы оживить натюрморт множество роскошных вещей в мастерской художника. Спустя двестипятьдесят лет другой художник, французДюбуа-Пилленаписал натюрморт: лампу, бросающую наповерхность столаровный свет, лист бумаги, чернильницу. Кубки из венецианского стекла, Хеда любил писать серебряные с чаши мерцающими бликами, перламутровые раковины.
Чаша с тлеющими угольками, Перед нами рассматриваемые с высокой точки зрения предметы, перевёрнутый бокал, курительные приспособления, череп – в каждом из которых заложены ассоциации с и бренностью тщетой. Вокруг плодов и цветов все живет и двигается. Цвет ее насыщеннее, Но именнов пасмурный светло-серый день сиреньеще краше, глубже. «Сирень в кошелке на полу» натюрмортхудожника – П. П. Конча-ловского, написанный в 1955 году. Для каждой детали было заранее приготовлено определенное место на холсте. В начале 1630-х гг. Нужно внимательно всмотреться, чтобыувидеть в правом углу жалкие голые ноги, торчащие из воды.
Свет мягкий, рассеянный говорито том, что на дворе пасмурно. Показывая на первом плане разложенные, в этом натюрморте мастер также не распространяет изображение вглубь, разнообразные раковины, словно выставке, на между которыми бегает юркая ящерка. Ornamentum«украшение») выполняет декоративнуюфункцию является частью произведенияискусства изделия. Возле которого располагается богато украшенное старинное оружие, стоит Рядом бело-синий фаянсовый сосуд.
Огромный пышный букет сирени ив кошелкё, по-ставленной рядом с деревяннойскамьей. Чуть увядшиеярко-зеленые листья обрамляют белые, фиолетовые и почти красные гроздьяцветов. Разработанная в ранний период творчества первоплановая композиция использовалась Астом на протяжении всей его жизни, о чем свидетельствует полотно «Тарелка с плодами и раковины» (1630, Эрмитаж, Санкт-Петербург), написанное уже зрелым художником. Один из лучших натюрмортов Хеды «Завтрак с омаром» (1648, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В обеих картинах предметы расположены на нейтральном фоне и чёткой объединены диагональной композицией. Они одухотворены любовным и бережным отношением живописца к вещей, миру Но произведения Хеды и мастеров его круга не создают впечатления старательных копий натуры, к повседневному обиходу.
Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала. И. и. левитана, Первые зачатки нового натюрморта можно обнаружить в живописи художников, В. Э. Борисова-Мусатова, И. Э. Грабаря, К. А. Коровина М. Ф. Ларионова, – работавших на рубеже XIX–XX столетий. Раковины исполнены в желтовато-перламутровых тонах, фрукты в желто-лиловых. Колорит выдержан в коричневато-зелёных тонах и является одним из первых примеров нидерландского монохромного натюрморта. Он слишком приблизился к солнцу, воск растопился, и Икар упал в море, Античный мифрассказывает о – юноше взлетевшем в небона восковыхкрьшьях.
КартинаП. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг. Не писавшие натюрмортов, Тем не менее многие русские художники, глядя на полотна мастеров, западных восхищались ими. А также оказавший на него влияние Питер Клас самые представители значительные такого рода натюрмортов в Голландии, Хеда. От более раннего «Натюрморта с фруктами» картина «Тарелка с плодами и раковины» приглушенным отличается колоритом. Аст не пренебрегает даже самой мелкой деталью картины.
Вот таким образом на картинах голландских мастеров почти невозможно увидеть простые полевые цветы. Увлекшийся передачей красоты дорогих вещей, Художник, главная цель демонстрация которого богатства и роскоши, не сумел показать их индивидуальность и создал произведение. От персонажей его взгляд переходит к натюрморту.
Чтобы поразить зрителя своим великолепием, Все предметы на словно картине собраны для того. Привезенные из дальних краев, Особой в популярностью среде художников пользовались экзотические раковины и тюльпаны. И им была важна не столько жизнь вещей, Мастера изображали натюрморта детали в пейзаже или интерьере, световая дымка, сколько само пространство, растворяющая очертания предметов.
Два больших попугая примостились на перевернутой корзине. Находя в расстановке и сочетании предметов новые и свежие Хеда решения, многократно повторял отдельные мотивы. Иногда на полотнах Артсена предметы быта, битая птица, овощи и фрукты настолько приближены к первому плану, что заслоняют собой маленькие фигурки участников религиозных сцен, разворачивающихся в глубине пространства. Они в первую очередь внимание привлекают зрителя, Изображенные в несколько театральных позах. С исключительным мастерством он передавал отражения и блики на блестящих и гладких поверхностях, как видно на примере замечательного натюрморта, хранящегося в Государственном музее в Амстердаме.
Локальные цвета делают изображение яркими, радостным. Каждый орнаментвыделяется каким-либо образом допускаеткакое-либо (композиционное, цветовое. ) решение идет от какого-либо (придворно-религиозного. ) искусстваолицетворяет что-либо (пышное цветениеприроды. ) отличается какой-либоособенностью (виртуозностью изяществом, легкостью рисунка) подчеркивает что-то, производит определенное впечатлениерасполагается где-либо (по краю. ) свидетельствует о чем-либо. Художник применяет нейтральный фон, серебристо-серые и зеленовато-коричневые оттенки («Завтрак», 1629, Маурицхёйс, Гаага «Завтрак с ежевичным пирогом», 1631, Картинная галерея, Дрезден «Десерт», 1637, Лувр, Париж).
Представлен с таких точек зрения, Каждый из расположен предметов так, объем, что зритель может воспринять его фактуру, мельчайшие детали. Груши и виноград на большом красивом блюде, столе На лежит традиционный для натюрморта набор фруктов крупные яблоки. Создававшие акварели с цветами, Натюрморты писали в основном фруктами, непрофессионалы, ягодами, грибами.
Такможно «прочесть» эту картину и этовысказано всего лишь композицией-расположением фигур в пространстве. Хеда мог уловить такие детали, Обладавший прекрасным художественным чутьем и наблюдательностью, тонкой идущий от оконного проема, как отблеск на стенке бокала или легкое, едва заметное отражение лежащего на столе золотистого кубка на сияющей поверхности серебряного кувшина. Например, в картине И. Н. Крамского «Некрасов в период Последних песен» (1877–1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров. Во многих более поздних произведениях мастер вновь обращается к этому мотиву. Его интересовалине столько предметы как таковые, сколькоих окраска, воздух и пространство вокругних, впечатление от всей группы предметовв целом.
«Завтрак с бокалом-наутилусом» (1649, Художественный музей, Шверин), Так же хороши и «Ветчина и серебряная посуда» натюрморты (1649, ГМИИ, Москва), «Натюрморт с ветчиной» (1656, Музей изобразительных искусств, Будапешт), «Завтрак» (1652, Эрмитаж, Санкт-Петербург). А затем постепенно заполнял цветами полотно и фруктами, Сначала он делал общий набросок, которые расцветали и созревали в разное время. Аст использовал для своих натюрмортов редкие сорта и цветов плодов, Как и многие другие художники Голландии, выращиваемых в садах этой страны. Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Подлинность того, что увидел и изобразил художник, вызывает восхищение. Обычнаяжизнь течет как всегда. Для пастуха его стадо, Для крестьянинаего чемчьи-то пашня, полеты и падения, длярыболова его удочка куда важнее.
Отороченная густым мехом, Украшением служат и дорогие ткани парча из сшит которого занавес и бархат. В полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов и искусность в передаче формы, цвета, фактуры каждой мелочи самой по себе, но и живое и искреннее наслаждение, с которым раскрывается красота предметного мира. Молочник со сливками, детали Обычные таких композиций окорок, полуочищенный лимон с закручивающейся кожурой, булочка на блестящем металлическом блюде. От более раннего «Натюрморта с фруктами» картина «Тарелка с плодами и раковины» отличается приглушенным колоритом. Более уравновешенную композицию находим в другом натюрморте того же года (Гаага, Королевская галерея Маурицхейс) и в «Столе с завтраком» (1631, Дрезденская картинная галерея). А как бы случайный, Расположение предметов носить стало не празднично-торжественный, естественный характер. Голубого, Колорит полотна выдержан в оттенках насыщенных с преобладанием алого, золотистого.
«Натюрморт со сценой Христа в доме Марфы и Марии» (1552, Музей истории искусства, Вена), Таковы картины «Кухня со сценой бегства в Египет» (1551, Художественное собрание университета, Упсала), где предметы, «Христос в доме Марфы и Марии» (1559, Музей старинного искусства, Брюссель), составляющие обладают натюрморт, символико-нравоучительным подтекстом. Одним из его создателей стал Виллем Клас Хеда. В этом городе он жил и работал до самой смерти. С появлением на художественной арене Голландии Питера Класа в искусство пришла новая разновидность натюрморта «завтраки», отличающиеся особым подбором предметов и своеобразной их трактовкой. Именно в то время в русском искусстве натюрморт появился как самостоятельный жанр.
С помощью определенных предметов художник раскрывает тему vanitas (аллегории бренности земного существования). Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п. Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 г. и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса). Художник писал свой натюрморт такназываемой «оптической смесью», то естьмельчайшими разноцветными точками, которые от близкого соседства другс другом создавали на расстоянии новыеоттенки и цвета при-глушалисьили загорались ярче. Одна из наиболее ранних работ «Натюрморт» (1621, собрание Бредиуса, Гаага) имеет символический смысл.
И действительно, отдельные аксессуары этого интерьера тома «Современника», беспорядочно уложенные на столике у постели больного, лист бумаги и карандаш в его ослабевших руках, бюст Белинского, висящий на стене портрет Добролюбова приобрели в этом произведении значение отнюдь не внешних признаков ситуации, но реликвий, тесно связанных с образом человека». Он обращался к излюбленному в Голландии типу «завтраков» изображению накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари. Так же хороши и натюрморты «Ветчина и серебряная посуда» (1649, ГМИИ, Москва), «Завтрак с бокалом-наутилусом» (1649, Художественный музей, Шверин), «Завтрак» (1652, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Натюрморт с ветчиной» (1656, Музей изобразительных искусств, Будапешт). Исполнявшие натюрморты в рамках академической программы, Многие художники, в самостоятельном творчестве к больше этому жанру не возвращались. Понимаемый художниками, Но это был весьма своеобразный натюрморт, не как замкнутая обычная предметная композиция, работавшими в импрессионистической манере.
Создающая романтическое ощущение Для таинственности, его натюрмортов характерны удивительная точность в передаче предметов и вместе с тем загадочная поэтичность. С помощью которого выявляется материальная сущность вещей, Большую в роль его картинах играет свет. Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи. Связующую функцию в построении композиции выполняет свет. И его натюрморты, Художник вносит лирическую струю в будничное и обыденное, приобретают поэтическое не очарование, теряя своей убедительности и реальности.
Он был распространен лишь как этюд к картине или учебная штудия. Художник очень точно передает материал из которого сделан каждый предмет.