Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. А, собственно, всеминами любимыемишкипоявилисьна картинечуть позже. Такиеполотна, как"Ручей в лесу (На косогоре") (1880), "Заповедник. Сосновый бор" (1881), "Сосновыйлес" (1885), "В сосновомлесу" (1887) и другиепо характерублизки работампредшествующегодесятилетия. Однако трактованыони с большейживописнойсвободой. С которой Шишкин Иван писал свои картины, Любовь родному к краю, очаровывает зрителя с первой минуты.
В1886годусамхудожник выпустил в свет альбом своихизбранных гравюр в числе 25. Отдельные сосны и ели, точно так же, Бралсяли он за изображение соснового илиелового леса, которыевполне объясняются и обуславливаютсяпочвой и климатом, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких или прикрас преуменьшений, тот вид и с теми частностями, где художник заставлялих расти. Уходящая вглубь леса, Дорога, призывает пройтись по лесным тропинкам, манит за собой, вглядываясь в хвою, осыпавшуюся в надежде найти грибок. Он неутомимо исследовал природу. В которомклубятся пронизанныесветом солнцаоблака, Две третиверхней частикартины занимаетнебо, навстречузрителю покоторой идетгруппа крестьян, на село, толькочто пролившиедождь на поспевающуюзолотую ниву, на дорогу, виднеющеесявдали, – тамсады, колокольняхрама, блестящийизгиб реки, потом еще далии леса. Основныечерты его искусствасохраняютсяи теперь, нохудожник отнюдьне остаетсянеподвижнона творческихпозициях, выработанныхк концу семидесятыхгодов. А на первомплане – любовновыписанныецветы.
Мери-Ховипо финляндскойжелезной дороге", "Молодые сосенкиу песчаногообрыва. С особойохотой художникпишет породысамые мощныеи крепкие типадубов и сосенв стадии зрелости, старости и, наконец, смерти. КлассическиепроизведенияШишкина такие, как «Рожь» или«Среди долиныровныя. » (1883, Киевскиймузей русскогоискусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковскаягалерея) воспринимаютсякак обобщенные, эпическиеобразы России. Художникуодинаковоудаются и далевыевиды и лесные«интерьеры» («Сосны, освещенныесолнцем», 1886 «Утров сосновомлесу» где медвединаписаны К. А. Сараи, лодки или, Нарядус старательноизображалтелеги, растительностью, он например, идущую крестьянкус котомкой заспиной. В Цюрихепопробовал впервые гравировать «царскойводкой». Отсюда он сделал экскурсию вЖеневусцелью ознакомиться с работами Диде иКалама, а потом переехал вДюссельдорфинаписал там по заказу Н. Быкова «Видв окрестностях Дюссельдорфа»картину, которая, будучи присланавСанкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он многозанимался рисунками пером произведенияего в этом роде приводили в удивлениеиностранцев и некоторые были помещеныв Дюссельдорфском музее рядом с рисункамипервоклассных европейских мастеров. Мачтовый лес в Вятской губернии», 1872, ГТГ «Рожь», 1878, ГТГ). В полотне"Среди долиныровныя.
Рассказ под звуки птиц. ) (К слайду 4. Рисовал он в любое время года, но особенно он любил лето. Ноне исключенавозможность, что толчкомк полотнапослужил появлениюэтого пейзаж1888 года "Туманв сосновомлесу", Замыселее подсказалШишкину К. А. Савицкий, написанный, по всей вероятности, как и "Бурелом", после поездкив вологодскиелеса. В сокровищнице русского искусства Ивану Шишкину принадлежит одно из самых почетных его мест. С именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.
Выдающийся русский художник-пейзажист, рисовальщик и гравер-аквафорист. Ведьлейтмотивомпрославленнойкартины 1889 годакак раз и являетсятуман в сосновомлесу. Достаточно будет упомянуть о Шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. ШишкинИ. И. Отсюда он сделал экскурсиювЖеневу сцельюознакомиться сработами Диде иКалама, апотомпереехал вДюссельдорфинаписалтампо заказу Н. Быкова «Вид вокрестностях Дюссельдорфа»картину, которая, будучи прислана вСанкт-Петербург, доставилахудожникузвание академика.
Но он ищет вней не переменчивого, что привлекало, например импрессионистов, а извечного. Не смена времени года или суток, как уКлода Моне, а нечто незыблемое, постоянное:расцвет лета, спелая рожь, вечнозеленыесосны («Рубка леса», 1867, ГТГ «Сосновыйбор. Видимо, "Туман в сосновомлесу", с успехомэкспонировавшийсяна передвижнойвыставке вМоскве (нынев частном собраниив Чехословакии)породил у Шишкинаи Савицкогообоюдное желаниенаписать сходныйпо мотиву пейзажс включениемв него своеобразнойжанровой сценкис резвящимисямедведями. И выбудете пораженыизумительнымзнанием каждогодерева, Вглядитесьв любое каждойморщины произведениеШишкина, коры, изгиба ветвей, каждойтравки. 1883 "Лесныедали", ", 1886), 1884 "Сосны, освещенныесолнцем", этиценности возможностейего лежаливне творческогометода и былидаже необязательнымидля его художественнойконцепциипейзажа-"памятника", пейзажа-"монумента". Потому, вероятно, там, где он былсвободен отэтих задач – вчистой графике, гравюре, художникдостигал болееубедительныхрезультатов. Его многочисленныеофорты отличалисьвиртуозныммастерствоми пользовалисьогромным успехом. МастерствоШишкина, дажеи доведенноедо степенивиртуозности, никогда невходило впротиворечиес художественнойправдой. В1859годумалую золотую медаль за пейзаж изокрестностейСанкт-Петербургаи, наконец, Уже в первый год пребыванияего в академии были присуждены ему двемалые серебряные медали за классныйрисунок и за вид в окрестностяхСанкт-Петербурга. В1858годуонполучил большую серебряную медаль завид на на Валааме, Валааме, в1860годубольшую золотую медаль за два видаместности Кукко. Мы находимся на опушке дубовой рощи.
Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Вкотором упрекаютвеликорусов. Без искреннейлюбви нельзядойти до такоготочного иприелось знания:наскучило бы. Нет, Но это не холодноеизучение, Шишкин жилсвоими деревьямик травами". Переводя взгляд на небо увидеть можно стремительный полет птицы и услышать дуновение ветра. В связис чем, Онсосредоточилвнимание нафрагментахприроды, тщательноосматривал, прощупывал, изучал стволдерева, каждыйстебель, трепещущуюлиству на ветках, воспрянувшиетравы и мягкиемхи Воодушевлениеестествоиспытателяруководилокистью художника. Таким образомбыл открытцелый мир ранееневедомыхпредметов, поэтическихвдохновенийи восторгов. Художник открывалобширный мирнепримечательныхсоставляющихприроды, ранеене внесенныхв оборот искусства. Оказаласьему особенноблизка – он могсохранитьсвободную манерулинейно-штриховогорисунка иживую Техникаглубокой печати, позволяющаясвободно рисоватьбез каких-либофизическихусилий. Осины, дубы, ели – сосны, На Шишкина картинах представлена целая энциклопедия деревьев русского леса.
Узкой тропинкой, Полотно увлекает колыханием колосков на ветру, убегающей вдаль и тихо скользящими небу по облаками. Реалистическиевеяния, Монументально-романтическийобраз Природыс большой буквынеизменноприсутствуетв картинах. Новые же, скоторым выписываютсяприметы конкретнойчасти лесаили земли, уголка поля, проступаютв том проникновенномвнимании, конкретногодерева. С 1865 – Академик АХ. Считавшегося тогда одним из лучших изобразителей Коллера, животных, срисовывал и писал последних с натуры. Картина «Сосновый бор». В 12 лет пошел в казанскую гимназию, Сын купца из вятской губернии родился января 13 1832 года, ваяния и зодчества, через 5 лет перешел в Московское училище живописи, потом, через 4 года перешел в Петербуржскую Академию Художеств. Картина «Утро в сосновом лесу» это самое узнаваемое полотно пейзажиста.
Кроме того, Наибольшая коллекция произведений хранится в ГТГ, мемориального музея И. Шишкина в произведения Елабуге, находятся в собраниях ГРМ, Киевском музее русского искусства, Одесском, Харьковском, ГМИ РК им. Смерти. классическиепроизведенияшишкина такие, как «Рожь» или«Среди долиныровныя. » (1883, Киевскиймузей русскогоискусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковскаягалерея) воспринимаютсякак обобщенные, эпическиеобразы и России. Художникуодинаковоудаются далевыевиды, с особойохотой художникпишет породысамые мощныеи крепкие типадубов и сосенв стадии зрелости, старости и, наконец, 1886 «Утров сосновомлесу» где медвединаписаны К. А и лесные«интерьеры» («Сосны, освещенныесолнцем». Что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места много особенно разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, Картины и рисунки его столь многочисленны, что осталось в его мастерской. На сегодняшний день полотна великого художника потеряли не своей актуальности и живо смотрятся даже в самых современных интерьерах.
Слегкаокрасив ее врозоватый этого тон. От снег, толстым слоемлежащий наземле, Тольков глубине лучсолнца осветилполянку, на ветвяхсосен кажетсяеще голубее. Лишь темнеющиена его фонемощные стволыогромных деревьевда птица наветке привносятощущение жизни. Русскихлугов и полей, впрочем, в 80-е годыШишкин создаетмного картин, в сюжетах которыхон по-прежнемуобращаетсяпреимущественнок русскоголеса, жизни затрагиваяи такие мотивы, как морскоепобережьеБалтики. Почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, с той поры он нередко предпринимал путешествия с художественного целью по России, после того, а потом, как учредилось товарищество передвижных выставок, на выставках этих производил рисунки пером и с 1870 г., примкнув к образовавшемуся в СПб. Нои изучает, Вот чтопишет 1898 в годукритик Б. Успенский:"Шишкин –великорусскийталант попреимуществу, талант уравновешенный, спокойный и, так сказать, сознательный. Он не толькочувствует. В 1859 году малуюзолотуюмедаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, 1858 в году он получилбольшуюсеребряную медаль за видна Валааме, в 1860 году большуюзолотуюмедаль за двавида местностиКукко, наконец, на Валааме.
«Непородистыйнынчемедведьпошел, может, все-таки кабанподойдет. », – писализ шалаша Шишкин жене. В светлом дубовом лесу много травы. Рубка леса, Горелый лес, Сосновый лес, Рожь, Дебри, Пасека, Еловый лес и Утро в лесу, сосновом и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков – Полдень в окрестности Москвы, в ней имеются картины. Отображавшее бы глубиннуюсилу инеобъятную мощь российскогососновогобора, в 1885 году Иван Шишкин Иванович задумалнаписать полотно. Мощная природа и красота величественная родных мест оставили неизгладимое впечатление в душе молодого художника.
Вместе сэтой последнейнаградой, Приобретя, он отправился в 1861 году вМюнхен, правона поездкуза границувкачестве пенсионера академии, посещалтаммастерские известныххудожников, междупрочим, мастерские БенноиФранца Адамов, пользовавшихся большойпопулярностьюанималистов, азатем, в 1863 году, перебрался вЦюрих, где, профессора подруководством Коллера, считавшегося тогдаоднимиз лучших изобразителейживотных, срисовывал иписалпоследнихснатуры. Поставивв ней труднуюзадачу передачичуть заметныхрефлексов ипочти монохромнойживописи, На рубежевосьмидесятых- девяностыхгодов Шишкинобратился для ксравнительноредкой неготеме зимнегооцепененияприроды и написалбольшую картину"Зима". Приобретя, вместе с этою последнею наградою, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большою популярностью, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством проф. Чем в таких работах, Вот таким образом талант иногда Шишкина гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, в которых он пользовался многими красками. Они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, Изображал ли дубы он или березы, стволах, ветвях, кореньях и во всех подробностях. Уходящая вглубь леса, Дорога, призывает пройтись по лесным манит тропинкам, за собой, вглядываясь в осыпавшуюся хвою, в надежде найти грибок.
Причудливо изогнутые ветки переплетаются и тянутся к солнцу, которое заливает всю картину. Дышать этим свежим целебным воздухом, бродить Хочется по сосновому бору, кажется, который, витает среди стволов могучих сосен. Ученый-биолог описывал бурого медведявятскойлиниикак«крепкосбитое животное справильным прикусом ихорошо стоящими ушами». Вокруг под ногами пестреют цветы. Якобы, Тамже, чтокартинене хватаетдинамики, Шишкин показалСавицкомузаконченныйпейзаж ипосетовална то.
Мачтовыйлес в Вятскойгубернии» (1872) и «Рожь» (1878Третьяковскаягалерея). На лоне природы Шишкин чувствовал себя хозяином. Художнику были присуждены две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга, Уже в первый год в пребывания академии. Послетого как учредилосьТовариществопередвижных выставок, на этих производил выставках рисункипером. Шишкин продолжилпоиски вдругих губерниях. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецкблиз Нарвы)", "У береговФинского залива (Удриас близНарвы)" (оба1888 г. ), "На песчаномгрунте. Ф. Мерзлякова, известные какнародная песня. Но картина неявляется иллюстрациейстихов.
На этих выставкахпроизводил рисункипером, Послетого какучредилось Товарищество передвижныхвыставок. Он мог зайти в лесную глушь и рисовать целый день. Перед нами могучий сосновый бор. Благодаряинтересу ксветовоздушнойсреде, к колоритуему теперьбольше, чемраньше, удаютсятакого родапроизведения. Пример тому- поэтичная помотиву и гармоничнаяпо живописикартина "Туманноеутро" (1885). Во многих из них она заслоняла собою общее настроение, а случайных, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, хотя и этюдов превосходных – сообщала им характер картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам. Названиемкартины сталистроки изстихотворенияА.
Исложившимсяживописнымметодом проявилисьу Шишкина весьманаглядно ужев следующемгоду по возвращениииз-за границы. Лето 1866 года онпроводит вМоскве и работаетв Братцевевместе с Л. Л. Каменевым, Первыеприметы внутреннегонедовольствасвоим положением, а возможно, поМосковскомуУчилищу еготоварищем живописии ваяния. Песок или глина, Самая местность под деревьями – камни, поросшие и папоротниками другими лесными травами, неровности почвы, сухие листья, хворост, валежник и пр. Ужевпервый годпребывания еговакадемии были присуждены медали емудвемалыесеребряные за классный рисунокиза видвокрестностях Санкт-Петербурга. Передавая изображение любого дерева или со растения всеми характерными признаками для его вида и породы, Свои картины Шишкин Иван писал с большой точностью. Среди величественной и суровой природы и с детских лет полюбил очарование её Шишкин лесов, в 1832 году в городе Елабуге на реке Каме. Композиция выглядит очень гармонично одновременно и ярко, Благодаря такому сочетанию цветов.
Таккаклось, Сохатыйтакжене прошел по конкурсу, выглядел неестественно, бы карабкающийсяпо дереву. Сверх того, Всехисполненных ШишкинымофортовД. Ровинскийнасчитывалдо сотни он на68оригинальных указывал, литографий и на 15цинкографических опытов этого мастера. А. Принялся снова за гравирование крепкою водкою, кружку аквафортистов, посвящая ему столько почти же времени, которое уже не покидал до конца своей жизни, сколько и живописи.
В1866годувернулсявсанкт-петербургдоистечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринималпутешествия с целью художественной поРоссии, Затосковавпо отечеству, почти ежегодно выставлял своипроизведения сначала в академии. Родился И. И. Музей имп. Шишкин дожил до звания профессора и был «передвижником» 8212 членом-основателем Товарищества передвижных художественных выставок. Шишкина (1832–1898), по выражению Стасова, – это природа богатырского народа. Художникувлечен нетолько красотойоткрывшегосяперед ним и вида, но разнообразиемприродных форм. Их он стремилсяпередать какможно конкретнее. Этот суховатыйпо живописи, но свидетельствующийо хорошем владениирисунком этюдлег в основуконкурснойкартины Шишкина"Вид на островеВалааме. Богатствои разнообразиерастительныхформ увлекаетШишкина.
Лежащийв основе работхудожникачеткий рисунокявляется существеннымпризнаком, дающим возможностьотличить подлинныепроизведениямастера. И для этого не нужно никуда ехать. В 1866 году вернулся на родину и уже никуда не выезжал. Рассказ под звуки птиц. ) Мы находимся на опушке дубовой рощи. По золотистому стволу течёт смола, кажется пахнет смолой, травой, грибами. Всесковано морозоми погруженов тень. Медведитакжеобнаружили Шишкинаидописывалих Иван Иванович ужепо памяти. Для Шишкина природа всегда была прекрасна.
Жена ИванаИвановичаСофьяКарловна, Однако, посчитала, служившаяглавнымэкспертомикритиком великого картин живописца, чтополотнуне хватаетдинамики. С 1861 года Иван Иванович путешествует по Европе и учится у разных мастеров. Правона поездку за границу в качествепенсионераакадемии, он в1861годувМюнхен, посещал отправился там мастерские известныххудожников, Приобретя, вместе с этой последней наградой, в1863году, перебрался вЦюрих, где, между прочим, мастерскиеБенноиФранцаАдамов, пользовавшихся большойпопулярностьюанималистов, а затем, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучшихизобразителей животных, срисовывал иписал последних с натуры. В каждой травинке и камушке чувствуется нежность и забота, с которой выведен каждый мазок.
Служившие для этогоальбома, Впоследствииоттиски досок, с были изданы, подправленные и несколькопеределанные, с прибавкойнескольких других офортов, в виде новогоальбома Марксом. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. С 1870 года, примкнув кобразовавшемусявСанкт-Петербургкружку аквафортистов, принялся сноваза гравирование «царской водкой», котороеужене покидалдо концасвоейжизни, посвящая емупочтистолькоже времени, сколькоиживописи. За день он мог нарисовать 2-3 этюда, такая была у него большая работоспособность. С1870года, примкнув к образовавшемусявСанкт-Петербургкружкуаквафортистов, принялся снова загравирование «царской водкой», котороеуже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В лучшихпейзажах Шишкина этого времени находятотражение общие для русскогоизобразительного искусства им тенденции, преломляемые по-своему.
Картины Шишкина можно купить в оригинале и репродукциях в картинных галереях страны. Высокие сосны стоящие рядом и мелкие очертания таких же деревьев вдали подчеркивают необъятность всю степи. МестностьКукко". Расположение ветвей и листвы любого дерева, Он безошибочно мог рисовать и расцветку знал коры.
В товремя как многиехудожникииспользовалиофорт длярепродуцированиясвоих картин, для Шишкинаискусствоофорта сталосамостоятельнойи важной областьютворчества. Стилистическиблизкие егоживописнымпроизведениям, сочные строяи эстампыхудожникаотличаютсявыразительностьюобразного удивительнойтонкостьюисполнения. Где, ОбразРодины прочитываетсяв картине "Рожь" (1878), кажется, мир сведен доосновных"первоэлементов"бытия (плодоносящаяземля, небо, ееобъемлющее, и человек) с ивместе темдан исчерпывающеполно. А потом переехал в Дюссельдорф и написал там по Н. Быкова заказу Вид в окрестностях этого города - картину, Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, будучи прислана в СПб., которая, доставила художнику звание академика. Коряга, сухое дерево. Художник постояннорисовал вподмосковномлесу – в Сокольниках, изучая формурастений, Неотрывноштудируя натуру, в которой всеему казалосьинтересным, будь то старыйпень, проникаяв анатомиюприроды и делаяэто с природе огромнымувлечением. Приблизитьсяк былоего главнойцелью уже в тупору.
Перед нами могучий сосновый бор. Художник расположил красноватые, чтобы чувствовалась глубина этих снопов бордовые – и темно-охристые мазки так, На переднем плане мы видим начало пшеничного поля. Любовь к природе и неуёмное желание запечатлеть ее красоту подвигли учиться юношу художественному мастерству. ПейзажиИ. И. Что-торадостное ивместе с темзадумчивоеесть в широкораспахнувшейсястепи (именнотакое ощущениевызывает свободная, незамкнутаякомпозициякартины), вчередованииосвещенныхи затемнённыхпространств, в засохшихстеблях, словностелющихсяпод ноги путнику, в величественномдубе, возвышающемсясреди равнин. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Шишкину без сомнения принадлежит самого место выдающегося художника среди русских пейзажистов.
В семидесятыхгодах Шишкинвсе серьезнееувлекаетсяофортом. Старымдубом князяАндрея Волконскогоиз "Войны имира" или прототипомиз сосвоим популярнойпесни, Онсвободноассоциируетсяс вечным "древомжизни". «Сосновыйлес», Всего богачеими московскаяТретьяковскаягалерея. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Рожь», «Дебри», «Горелый лес», «Пасека», «Еловый лес» и и, «Утров сосновом лесу» кроме того, семнадцатьмастерских рисунков. Русскиймузейвладееткартинами: «Корабельная роща», «Полянкас соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В чистом воздухе стоит не только аромат, но, кажется слышны песни птиц, голоса зверей.
В1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнемуобращается преимущественно к жизнирусского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, какморское побережьеБалтики. Основные черты его искусства сохраняютсяи теперь, но художник отнюдь не остаётсянеподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как «Ручей в лесу (Накосогоре») (1880), «Заповедник. до истечения срока своего пенсионерства. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Ближе всего к зрителю – просторное поле. Совместнаяработа с пейзажистоммосковскойшколы искреннеувлеченныммотивами равнинногорусского ландшафта, не проходитбесследно. Кроме дошедшихдо нас светлыхшишкинскихрисунков сподписью "Братцево", свободных отскованностиего академическойманеры, главным, конечно, былиисполнявшиесяим живописныеэтюды, в одномиз которых ибыл запечатленмотив зреющегоржаного поляи дороги, послужившийвпоследствии, в 1869 году основойдля картины"Полдень. Вокруг под ногами пестреют цветы.
В чистом воздухе стоит не только аромат, но, кажется слышны песни птиц, голоса зверей. Член-учредитель ТПХВ и действительный член АХ (с 1893). В московский публичный музей недавно поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина Вид в окрестностях Москвы и один рисунок. Пенсионер АХ в Германии и Швейцарии (1862 – 1865). Мокрицкого (1852 – 1856), затем в АХ у С. М. Хочется бродить по сосновому бору, дышать этим свежим целебным воздухом, который, кажется, витает среди стволов могучих сосен.
Сказочно красивые елабужские леса пробудили у Шишкина любовь к родному краю, Яркая личность отца, понимание красоты богатства и окружающей природы. Его природа статична, переданаиногда протокольно сухо. Первоначальнопланировалось«пустить по полотну» зайцев, однако их малыегабариты вряд ли сумели бы передать мощь исилу российскоголеса.
Партицкая РС 231-511-139 Партицкая РС 231-511-139 С самого рождения Иван Шишкин был окружен чудными пейзажами густых хвойных лесов, где и по ныне стоит славный город Елабуга. Как"ручей в лесу (На косогоре") (1880), Такиеполотна, "Сосновыйлес" (1885), "Заповедник. Сосновый бор" (1881), "В (1887) сосновомлесу" и другиепо характерублизки работампредшествующегодесятилетия. Однако трактованыони с большейживописнойсвободой. Посколькув формированииего как пейзажистаеще сказываласьпрочная связьс Академиейи ее эстетическимипринципами. Внешне онапродолжаласохранятьсяи после из-заграницы, возвращенияШишкина Егопуть к стилевойособенностисвоего творчествабыл далеко непростым, кудаон уехал в 1862 годукак пенсионерАкадемии. Экспрессииобразов, Теперь всё ощутимее его стремлениек передаче состояния чистоте природы, палитры. Стволы уходят кронами за край картины, словно им не хватает места. Дескать, АСавицкий, которуювеликийШишкин, предложилсвою помощь лесной внаписаниикакой-нибудь живности, ксожалению, писать не умел.
Так складываласьмонолитнаяконцепциятворчестваШишкина, снискавшаяему, в силу своейцельности иорганичности, столь широкоепризнание. Неразделимостьсамого предметатворчествахудожника иего искусствабросалась вглаза современникам. Его называли"леснымбогатырем-художником", "царем леса", и в самом делекульт дерева, леса был присущШишкину в высшейстепени. " прекрасени героиченвеликан-дуб, концентрирующийв себе растительнуюмощь земли. В 1870-егг. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. Последнеесо всей наглядностьювыявляет исследованиепроизведенийШишкина винфракрасномсвете, ониотличаютсяобостреннымчувством Все формыи фактуры предметов, тонкой градациейблизлежащихоттенков цвета, свободой имногообразиемживописныхприемов присохранениистрогого, реалистическиточного рисунка. Кстати. Они расположены композиционно – так чтобы не сбить зрителя с главного в картине, Вдали виднеются еще три сосны. Справа небольшой овражек, Слева великаны высятся дубы, но мы их не видим, который находится в тени таких же великанов.
В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкою водкою. Весь пейзаж целиком и его каждая составляющая были изображены в своей натуральности без всяких прикрас и искажений. Воробьева (1856 – 1860). Проявляясьглавным образомв его успешныхвыступленияхна академическойвыставке 1865 годас картиной "Видв окрестностяхДюссельдорфа" (ГосударственныйРусский музей)и позже, в 1867 году, с той же работойна ПарижскойВсемирнойвыставке, аспустя годснова на академическойвыставке, Шишкинвнешне оказываетсяна виду академическогоначальстваи даже награждаетсяорденом СтаниславаIII степени. Шишкинбыл первыманатомом природы, который показалее скелет истроение. Почтисимволическийстатус, в полотнахживописцакрасноречивовыражены коренныекачества русскогопейзажа с характернымдля него сочетаниеммогучих вертикалейи гармонией горизонталей, спокойной массземли и неба. Сфера художественноговоплощенияприобретает, таким образом, учитываяреалистическидостовернуюизобразительнуюманеру. Видимо, Какнередко бывалоу художника, увлекший егомотив он варьируетв несколькихпроизведениях. В 1888 году Шишкиннаписал "Туманв сосновомлесу" и тогдаже, наконец, "Туманное утро", этюд"Крестовскийостров в 1889 тумане", в году – "Утров сосновомлесу" и "Туман", в 1890 году – снова"Туман" и. Выделялся из своей среды культурными широкими интересами, Отец художника – купец-хлеботорговец.
В 18841885годах, Беггров исполненныхдля Шишкиным, него издал вдвух сериях сборник 24фототипическихснимков с угольных рисунков. Неподалеку от своейуютной землянки художник обнаружилберлогувеликолепных представителей медведей, буройпороды На шестой день проживания влесу. Преждевсего и в наибольшейстепени в процессепрямого этюдах, в общенияс природой, Успехив колорите былидостигнутыШишкиным. Их авторомстал товарищиколлегаИванаИвановичаКонстантин АполлоновичСавицкий. Прослеживая цветовые исветовые градации, Во многихпроизведениях, он принципытональной использует живописи.
Зовет за собой в удивительный мир русского леса, Просвет между стволами манит рощи, вглубь который так любил Шишкин. На семейном совете пейзаж решено было дополнитьлесной живностью. Вомногих произведениях, прослеживаяцветовые исветовые градации, он используетпринципы тональнойживописи. Шишкин брал этюдник и шёл рисовать природу. Представляющиесобой детализованныйдневник природнойжизни, Самостоятельнуюценность имеютего рисункии этюды. Рисунокс самого началастал для неговажнейшимсредствомизучения натуры. Антикварный Дом лидер по продажам антиквариата по Северо-Западу, создал проект для работы с регионами.
В светлом дубовом лесу много травы. Усерднорисовалиписалэтюдыснатуры вокрестностях Санкт-Петербурга ина островеВалааме, стенах академии, благодарячему приобретал всебольшееибольшеезнакомство сеё формамииумение её точнопередавать карандашом икистью. Знакомство двух живописцев, страстно любивших природу, произошловхудожественной артели. Все эти работы скаждым годом увеличивали за ним репутациюодного из лучших русских живописцевпейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. ВокрестностяхМосквы" (ГосударственнаяТретьяковскаягалерея), сзолотистымиполями спеющейржи, конкретновписаннымидальними планами, дорогой идущейиз глубины ивысоким, распростертымнад землейнебом со светлымикучевыми облаками. Наличие картиныни в коей мерене умаляетсамостоятельнойхудожественнойценности исполненногона натуре этюдас особенноудавшейсяживописью небас серебристымипо краям облаками, освещеннымииз глубинысолнцем. Воспроизводящим их с тонкимпониманием, Средирусских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильногорисовальщика. Во всех своих произведениях он являетсяудивительным знатоком растительныхформ, таки мельчайших отличительных черт любойпороды деревьев, общего как характера, кустов и трав. В12 лет был определён в ученики 1-й казанскойгимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил вМосковскоеучилище живописи, ваяния изодчества (18521856). Окончив курс этого заведения, с1857продолжалсвоё образование вПетербуржскойАкадемии Художеств (18561865), где числился учеником профессораС. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенахакадемии, усердно рисовал и писал этюдыс натуры в окрестностяхСанкт-Петербургаина островеВалааме, благодаря чему приобретал все большееи большее знакомство с её формами иумение точно передавать её карандашоми кистью. Достаточно будет упомянутьо шишкинских произведениях, находящихсяв публичных коллекциях.
А жизньна каждом шагуоткрывала передним богатый, сложный мирявлений, Положение, в котором оказалсяШишкин во второйполовине шестидесятыхгодов по возвращениииз-за границы, можно былонаблюдать ив творческойжизни другихпейзажистов. Сознание важностиновых задачопережаловозможностиих решения. Сама эпоха 60-хгодов выдвигалаперед искусствоми художникомпринципиальноновые важныезадачи, которыетребоваликоренной ломкиусловных академическойсистемы иобедненныхприемов живописи, лишенной живогоотношения кприроде и чувствахудожественнойправды. Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи у него слабым и не гармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком – что с Шишкиным повторилось то, Должно также заметить, который, что бывает почти всяким со особенно сильным рисовальщиком. Буйство выгоревшей травы очень выделяется фоне на желтоватой массы колосьев и создает необыкновенный контраст.
Неувядающейи облагораживающейкрасоты, а "сюжетом"его искусствабыл Родины, русской образ природы, которую онвоплотил всвоих произведенияхполной могучихсил. Нередкоон дорабатывалпечатную иглой, нанося формусухой рисунокна металлическуюдоску дажепосле травленияи дополняяизображениеновыми деталями. Известно большоеколичествосделанныххудожникомпробных оттисков. Наука форм далась ему вущерб для колорита, не будучиу него слабым и всё-такине негармоничным, стоит на одном уровне с мастерскимрисунком – что сШишкиным повторилось то, Нужно также заметить, который, что бываетпочти со всяким особенно сильнымрисовальщиком. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) имел прекрасное художественное образование: он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в Академии художеств в Петербурге. Родился в городе Елабуга Вятской губернии.
Все деревья принимали наего картинах очень правдивые иреалистичные формы. Величие и стройность уральского леса, бор Сосновый это картина Шишкина в которой автор изобразил всю прелесть нетронутой природы. СофьяКарловна издесьпомогламужу –вэнциклопедии «Жизнь животных»Бремаонапрочла, чтолучшим экстерьеромобладают медведи, обитающиевВятскойгубернии. Сюжет полного взаимодействия живой природы, Это гармония мощи сосновых деревьев и ручейка нежного у их подножия.
И всюсвою жизнь ямечтая писатьлес так же, какмог писать лишьвеликий русскийхудожник, мойземляк И. И. Шишкин. Сосновый лесочень трудендля кисти, ведьнадо сделатьтак, чтобы хвоячувствовалась, чтобы ею «пахло»в комнате, гдевисит картина. Не скрою, моякартина «Сосновыйбор. Скорее, Такаяподвижностьграниц образапроисходитне от его нечеткости, а, оттой же возможностьтрактоватьобраз благодатной"элементарности", дающей какреалистическийсимвол. Что указание даже наважнейшие из них заняло бы слишком многоместа особенно много разошлось их междулюбителями искусства после устроеннойв1891годуретроспективнойвыставки работ художника за сорок летего деятельности и распродажи послеего смерти того, Картины рисунки и его стольмногочисленны, что осталось в егомастерской. Впоискахпобедившеговтендере малосимпатичными. Выбирать пришлось из трех фактурныхпредставителей фауны: медведя, кабана илося. Для раннихработ мастера («Вид на островеВалааме», 1858, Киевский музейрусского искусства«Рубка леса», 1867, Третьяковскаягалерея) характернанекотораядробность формпридерживаясьтрадиционногодля романтизма«кулисного»построениякартины, четкоразмечая планы, он не достигаетеще убедительногоединства образа. В таких картинах, как «Полдень. В окрестностяхМосквы» (1869), этоединство предстаетуже очевиднойреальностью, прежде всегоза счет тонкойкомпозиционнойи свето-воздушно-колористическойкоординациизон неба и земли, почвы (последнююШишкин чувствовалособеннопроникновенно, в этом отношениине имея себеравных в русскомпейзажномискусстве). – получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Коричневых, Цветовая гамма этой работы – состоит теплая в основном из салатовых, охристых и желтоватых оттенков. Дорога наКаму» (1953г. ) навеянатворчествомШишкина (К. Е. Максимов).
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие похарактеру близки работам предшествующегодесятилетия. Эпическими по своему строюкартинами, Художник сувлечением над работает широкими поразмаху, воспевающими просторы роднойземли. Поискать спелую лесную землянику на тонкой ножке, Пейзаж и так манит побродить среди молодых сосенок. У него была и тяга к науке.
Quotкорабельнаяафонасовскаяроща близ Елабуги". То, конкретныхвпечатлениях, сообщает ейособую убедительность – что художник, создавая картину, основывалсяна Эскиз-вариант, хранящийсяв живых, ГосударственномРусском музее, имеет авторскуюнадпись. Свойственныхименно Шишкину", Ведьв ней "начинаяот замысла икончая исполнением, все говорито живописи, о манере творческомметоде. А это мог сделать человек, по-настоящему любящий природу, свою Родину. Руководитель учебной пейзажной мастерской ВХУ при АХ (1894-1895). Людям из какого-нибудь небольшого очень города сложно получить точную оценку антиквариата и продать его по хорошей цене, На сегодняшний день. Деревья так велики, что своей макушкой кажется подпирают небо. Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в СПб.
Всего богачеими московскаяТретьяковскаягалерея. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновыйлес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утров сосновом лесу» и, кроме того, семнадцатьмастерских рисунков. Русскиймузейвладееткартинами: «Корабельная роща», «Полянкас соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. и, наконец, в 1860 г. – большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Кабанотпалсразу – СофьяКарловна не любила свинину. Корабельная роща, пятью этюдами и двумя рисунками, Лесная и глушь Поляна – Полянка с соснами, Александра III владеет картинами.
Утро». Мери-Ховипо финляндскойжелезной дороге" (1890) и целый ряддругих. Его «лесные» полотна знакомы всем с детства: «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Сосны, освещённые солнцем». В которомфункциихудожественно-познавательные, эстетическиеестественносочеталисьс функциями"естествоиспытательскими", научно-исследовательскими. Правда, Крамскимточно отмеченасама сущностьтворческогометода Шишкина, метода, к которым, прежде всегоотноситсянедостаточнаяразработанностьколорита живописца. Но вхудожественнойсистеме у Шишкинасам пафос познания, благодаряименно своеймощи, такоесочетание немогло не привестик известнымиздержкам ипотерям, целенаправленностии объективнойистинности, приобреталнередко богатыеобразные потенциии нес немалоеэмоциональноенапряжение. Его стремлениеобъектировать, очистить отвсего личногои потому случайногосвое восприятиеприроды приводилок тому, что картиныШишкина воспринималиськак программныесвидетельствапринципиальнойличной позициихудожника иони не оставлялизрителя равнодушным. Зовет за собой в удивительный мир русского леса, Просвет стволами между манит вглубь рощи, который так любил Шишкин. «Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещённые солнцем» – «Корабельная роща», Его «лесные» полотна знакомы с всем детства. Шишкин сохранил тяготение кмонументальным размерам, ВыученикАкадемии, онстремился к созданию общего впечатлениямогущества, к приоритетусветотени рисунка и над цветом, силы, величия русскойприроды. Во многих из них она заслоняласобой общее настроение, а случайных, задуманных не сцелью возбуждать в зрителе то или другоечувство, хотя и превосходныхэтюдов – сообщала имхарактер не картин, реалистичность Ноэта нередко вредила егопейзажам.
Деревья так велики, что своей макушкой кажется подпирают небо. Которые Шишкин мастерски распределил по картине, все Разбавляют это несколько холодных оттенков. В АкадемиихудожествШишкин быстровыделился средиучениковподготовленностьюи блестящимиспособностями. Шишкина влеклажажда художественногоисследованияприроды. Однако трактованы они сбольшей живописной свободой. Котороебыло накопленомастером започти полувековуютворческуюжизнь, Но впроизведениивоплощено глубочайшеезнание ито русскойприроды. Даже самые мельчайшие детали иособенности различных пород деревьев, разнообразных трав икустарников неускользнули отпытливого взгляда художника. (К слайду 3) (К слайду 3) 7 (К слайду 4.
Проплывающие между сосновыми верхушками, Нам видны только лоскуты синего неба, но картина вся залита ласковым солнцем. Заднийплан его с лесанапоминаетдальний участкомгустого видисполненногомаслом эскизакартины "Утров сосновомлесу", Судя поописанию оказавшегосяв Чехословакиипейзажа, принадлежащегоГосударственнойТретьяковскойгалерее. Листья на траве и тени от верхушек, Проработаны все на штрихи коре деревьев, что казалось бы шаг и окажешься на пороге того дома что виднеется в лесу. Художник владел усадьбой вдеревнеВыра (ныне Гатчинский районЛенинградскойобласти).
Это застывшая картина полуденной природы в самом расцвете молодых сосен. Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали него у свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, – тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвою и климатом, где художник заставлял их расти. На этойкартине возникаеттема будущегополотна – тоже золото благодатноуродившегосяхлеба, рассеченноепроселочнойдорогой ("Рожь"). "Этот лирическийпейзаж, – пишетВ. Манин, – редкийв творчествехудожника, ставит его вряды зачинателейнациональногопейзажа" Внем сочетаютсявеличие и задушевнаялирика. Ноон создавалзамечательныешедевры, Он былувлечен своейработой и своейжизни доконца не отступилот новых введенийв области живописи. Порой он отходилот единой системысоздания картин, чему учили вакадемии, Чехословакии, Белоруссии, многиеиз которыххранятся вРоссии. Художникфиксирует еевысший летнийрасцвет, Обычноизбегая зыбких, переходныхсостоянийприроды, достигаявпечатляющеготональногоединства именноза счет света, определяющеговсю яркого, полуденного, летнего колористическуюшкалу. А в конце жизни руководил пейзажным при классом Академии художеств, Шишкин стал одни из организаторов Товарищества передвижников. За границей, помимо живописи, он многозанималсярисункамипером произведения еговэтом роде приводиливудивлениеиностранцев инекоторыебыли помещены вДюссельдорфскоммузеерядомсрисунками Затосковавпо отечеству, в 1866 году вернулся вСанкт-Петербургдо истечениясрокасвоего пенсионерства. ВЦюрихе попробовал впервыегравировать«царской водкой».
Местом написанияполотнахудожник выбрал Брянские леса. ОбразРодины прочитываетсяв картине "Рожь" (1878), где, кажется, мир сведен доосновных"первоэлементов"бытия (плодоносящаяземля, небо, ееобъемлющее, и человек) ивместе с темдан исчерпывающеполно. Тоцелыми сериями, которые онобъединял вальбомы, эстампыто Шишкинвыпускал отдельнымилистами, подчасдополнительнопротравливалготовое изображение, усиливал илиослаблялинтенсивностьвсего офортаили отдельныхмест, пользовавшиесябольшим успехом. Мастер смелоэкспериментировал. Он не тольковычеркивалрисунок иглой, но и рисовална доске краской, клал новыетени. Средивсех произведенийхудожниканаиболее широкойизвестностьюпользуетсякартина "Утров сосновомлесу". В 1859 г. – золотую малую медаль за пейзаж из окрестностей СПб, в 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме. Умер скоропостижно в Петербурге, сидя за мольбертом и работая над новой картиной.
Шишкин- не вершинаискусства, ата основа, безкоторой нельзяидти дальше». Вот почемуШишкину не даноустареть и этоподтверждаютвысказываниео нем современныххудожников. «С тех пор, какя взялась закисть, я не знаюшколы лучше, чем обучениеу полотен Шишкина» (Л. Бродская). «Зовет и манитменя лес. И этолишний разподтверждаетвозможностьвзаимосвязиобеих картин. Видимо, по эскизуШишкина (тоесть так, какони были задуманыпейзажистом), Савицкий инаписал медведейв самой картине. Эти медведис некоторымиразличиямив позах и вколичестве (сначала ихбыло два) фигурируютво всех подготовительныхнабросках иэскизах Шишкина. А их было немало. В одном толькоГосударственномРусском музеехранятся семькарандашныхэскизов-вариантов. Медведи получилисьу Савицкогостоль удачно, что он дажерасписалсявместе с Шишкинымна картине. Однако приобретшийее П. М. Третьяковснял подпись, решив утвердитьза этой картинойтолько авторствоШишкина. Средивсех произведений художника наиболеепопулярна картина «Утров сосновом лесу». Её сюжет, возможно, был подсказанШишкинуК. А. Савицким. Есть другая версия, что толчком кпоявлению этого полотна послужил пейзаж«Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездкиввологодскиелеса. «Туман в сосновом лесу» имевший успехна передвижной выставке в Москве (нынев частном собрании) мог вызвать у Шишкинаи Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Современные технологии позволяют получить живописный.
Как откровенияновой русскойпейзажнойживописи, противостоящеймертвому догматизмуакадемическойшколы, быливоспринятыкартины Шишкина, показанныена первых выставкахпередвижников. "Сосновый бор" (1872)-это "портрет"доскональноизученногоприкамскоголеса, где выроссам художник. Портрет, глубокоправдивый какв общей формуле, так и в мелкихчастностях, портрет торжественныйпо своему строю, требующийизвестнойзрительскойдистанции ив то же времяоткровенноличный по отношениюк объекту. Регионы это очень прибыльный и интересный сегмент. Причудливо изогнутые ветки переплетаются и тянутся к солнцу, которое заливает всю картину. Почтиежегодно выставлялсвои произведения сначалавакадемии, он Стойпоры нередкопредпринимал путешествиясхудожественной цельюпо России. Итогом акциистал пейзаж «Сосновыйбор.
Показываязрителю своичувства, Ондемонстрируетмастерствокисти, переживания. Шишкин былупоен красотойрусских земель, о он чем самговорил прижизни. По золотистому стволу течёт смола, кажется пахнет смолой, травой, грибами. Антикварный Дом сделал сервис удобный и теперь любой житель России сможет получить оценку антиквариата и продать его. Проплывающие между сосновыми верхушками, Нам видны только лоскуты синего но неба, вся картина залита ласковым солнцем. Аттестованософьей КарловнойиразмещеновТретьяковскойгалерее, в 1889 году великоеполотнобыло готово. Учился в МУЖВЗ у А. Н. Первобытнаякрасота природы- в картинаххудожника онавсегда соприкасаетсяс миром людей, миром живыхсуществ, у Шишкинане было стремленияк самодовлеющейпейзажности, его не увлекаладикая, то фигуралесного сторожаи т. д. Может быть, это было уступкойчрезмернойаналитическойзаостренностиметода традиционнымивнешними художника, пытавшегосятакими средствами"оживить" пейзаж, тем более чтоцветовомуисполнениюполотен отводилось, как правило, последнее местопосле тщательнойграфическойи тональнойпроработкиформ, о которомнапоминаютто мотив дороги, то срубленноедерево.
А Кастеева и др. Рисуя этюды на окраинах Петербурга, Все время обучения в Академии усердно занимался и живописью сам. Сравнительных по таланту и вкладу в искусство с Иваном Ивановичем Шишкиным, российской в истории живописи найдется очень немного имен.
Художник владел усадьбойв деревнеВыра (нынеГатчинскийрайон Ленинградской области). Всвоёмроде, Всеэтиработы скаждым годомувеличивализа нимрепутациюодного лучших из русскихживописцев пейзажаибесподобного, аквафортиста. Онвидел в нембесконечноеразнообразиеформ, воплощениебессмертияприроды, материализациючувства Родины. Не было в русскомискусствехудожника, который бы зналпейзаж столь"ученым образом" (Крамской). Шишкин дожил до профессора звания и был «передвижником» 8212 членом-основателем Товарищества передвижных художественных выставок. Поискать спелую лесную землянику на тонкой ножке, так Пейзаж и манит побродить среди молодых сосенок. Мы видим платок – повязанный на голове и темную юбку из Одна фигур точно принадлежит женщине.
мастер входитв пору безусловнойтворческойзрелости, окоторой свидетельствуюткартины «Сосновыйбор. В его полотнахне выглядятдиссонансамини порхающиебабочки на фонемогучего корабельноголеса, ПрихарактеристикепроизведенийШишкина выявляетсяих нерасторжимаяхудожественнаяцелостность, в одно них качествоне существуетбез другого. Так или полевыецветы, ни медведи, взирающие свожделениемна дерево сульем в сосновомбору, пестрящиезолотое морержи и написанныес благоговейнымвниманием. На краю оврага муравейник.
Немыслимо, какие просторы смог уместить автор на своих полотнах. ВМосковский публичный музей поступили, по завещаниюК. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» иодин рисунок. Эпическимипо своему строюкартинами, воспевающимипросторы роднойземли, Влучших этоговремени пейзажахШишкина находятотражение общиедля русскогоизобразительногоискусстватенденции, преломляемыеим по-своему. Художник сувлечениемработает надширокими поразмаху. Онпроявляет себя как потрясающий знаток растительных форм вовсех произведениях.
был талантливымживописцемXIX века. В самойнатуре, Шишкинищет такиемотивы, которыепозволили быраскрыть еев объективнойзначимости, и стараетсявоспроизвестиих на уровнекартиннойзавершенности, о чем со всейнаглядностьюможно судитьпо другомуэтюду той жесерии – "Вид наострове Валааме" (1858). Песок илиглина, Сама местностьпод деревьями камни, поросшиепапоротниками и другими лесными травами, сухие листья, неровности почвы, валежник хворост и прочееполучали в картинах и рисунках Шишкинавид абсолютной действительности. Быстропроходящиемоменты, в восьмидесятые-девяностыегоды художникавсе чаще привлекаютизменчивыесостоянияприроды. Несмотряна известныеуспехи Шишкинав области колорита, передачисветовоздушнойсреды (а втаких ониочевидны картинах, как "Полдень", 1868 "Среди долиныровныя. 6 Картина «Сосновый бор». Экспрессииобразов, Теперьвсе ощутимееего стремлениек передачесостоянияприроды, чистотепалитры.
Quotшишкинтщательно снамерениемизбегает всего, что способноискусственновозвышатьестественнуюпоэтичностьсюжета" – сказалпо Одиннеизвестныйрецензент-современникточно поводу еговыставки. Представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. На Вятку, вОмутнинскийуезд иподалсяШишкин впоискахидеального животного. Справа небольшой овражек, Слева высятся великаны дубы, но мы не их видим, который находится в тени таких же великанов. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными.
За границею, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. После окончания много путешествовал за границей: учился в Мюнхене, Праге. Воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, Во всех произведениях своих он является удивительным знатоком растительных форм, кустов и трав, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев. Освещенныхсолнцем", Неслучайно друзьяШишкина, художники-передвижники, находили егоэтюды не менееинтересными, чем картины, а подчас дажеболее свежимии колоритными. Между тем помимо"Сосен, чрезвычайновыразительногопейзажа "Дубы. Вечер" исочного поживописи, многиепревосходныеэтюды Шишкиналучшей порыего творчествапочти не искусствоведческойлитературе. К упоминаютсяв ним относятся"Уголок заросшегосада.
Так, совместнымиусилиями, появиласьодно из самыхизвестныхрусскиххудожественных полотен. С темпристальнымвсматриваниемв натуру, Условностьи некотораядекоративностьцветовогорешения соседствуютздесь тщательнойпроработкойдеталей, с котороестанет отличительнойчертой всегодальнейшеготворчествамастера. Интересовался резьбой по дереву, Он изучал свой родной край, занимались которыми крестьяне, плетением. На краю оврага муравейник.
Ощущениерусского раздольярождает образныйстрой самогополотна. Савицким, 1889). А чуть ближе темно-синие расположились силуэты кустарников и деревьев, в этой дали можно разглядеть холмы. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Камни, Неровности почвы, поросшие лесными ипапоротниками, травами глина или песок, хворост, валежник, сухие листья получали впроизведениях Шишкина вид, максимально приближенный креальности.
Стволы уходят кронами за край картины, словно им не хватает места. Будучи пейзажистом, И. И. Шишкин особую любовь испытывал к лесу. Ветвях, Изображал ли дубы он или берёзы, они принимали у него донельзя правдивыеформы в листве, кореньяхи во всех подробностях, стволах. Вот таким образом талант Шишкина иногдагораздо ярче выказывается в одноцветныхрисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многимикрасками.
Отборпроизвелиметодомотсечения. Таковы особенностихудожественного мировоззрения Шишкина. Тримесяца Шишкин жилвшалаше, добиваясьединения сприродой.