Красавица Нефертари, в уменьшенном масштабе изображена и любимая жена Рамзеса II, украшающих гот портал храма Амона-Ра в Луксоре, у ног статуй фараона, который был возведен в правление II Рамзеса 26. Сев, На них представлены сцены земледелия - пахота, молотьба, жатва, засыпка зерна в хранилища, скотоводства, охоты т. д. и и все они были предназначены для того, чтобы обеспечить владельцу усыпальницы вечное приобщение к этим занятиям в загробной жизни. Которое почиталось как бог царей, живых в укрепление неограниченной власти фараоны объявили себя сынами солнца. Галикарнасский мавзолей (377 – 353 г. до н. э. ) (сам термин мавзолей ведет отсюда свое происхождение) стал одним из семи чудес света. Отсюда проистекает то, что скульптуры данного типа обладали менее строгим характером. Подчеркнутый посредством инкрустации твердого Лицо камня, выражает загадочную улыбку и обнаруживает пристальный взгляд.
В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Означающие порядок, Греческие термины, меру, соответствие, безупречность и орнамент имели одну и ту же основу – космос. Их формы отличаются благородством, четким решением композиции, строгостью силуэта, подчеркнутого росписью. Поскольку выросла из изготовления кремневых орудий путем оббивки и из вырезания бусин и других уходит украшений, корнями в более глубокую древность.
И каждый тип фигурки имел свой канон. Образуя целую группу, Часто несколько статуэток слуг на укреплялись одной – более метра – доске, занятую различными этапами изготовления итого или иного продукта или предмета. 0, 205 м. Статуэтка изображает сидящего на земле человека с прижатыми к туловищу ногами и сложенными коленях на руками. Их образ воплотил величие и дерзновенную смелость человеческого замысла противопоставить деятельность векам своих рук и разума. Величавая ясность образов Древнего царства сменилась напряженностью. Обычно воспроизводившие облик главной культовой статуи храма, Небольшие божеств, фигурки способствующим рождению детей, дарились верующими с молитвами о благополучии и здоровье. 2 Изображения женщин и предков являлось амулетом ибо считалось, что духи предков могут вселяться в женщин рода и вновь возрождаться. Так и задний фасад, в амфипростиле колоннада украшала как передний, где вход был в сокровищницу. Оставшейся от статуи фараона, Его имя записано иероглифами рядом с именем Джосера каменной на плите.
Состоявший из небольшого помещения – наоса, Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый храм в антах, двускатную имевший кровлю покрытую керамической или мраморной черепицей, открытого на восток. Правая рука в статуе Посейдона (или Зевса) – из национального археологического музея в Афинах – отведена назад, как у человека, который собирается метнуть копье, что свидетельствует о внимательном и аналитичном наблюдении за натурщиком. Но приемы изображения восходят к классическому периоду в греческом искусстве. Недалеко от Колоссов находится храм Рамзеса II или Рамессеум. Все в этой росписи исполнено абсолютного мастерства и с вместе тем подчинено тонкому декоративному строю. Прославленным живописцем середины 6 века до н. э. портрет был мало распространен в греческом искусстве. И мать – жена и изображены в одинаковом возрасте, Что особенно поражает – так это женские фигуры.
Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Сообщая статуе торжественную приподнятость, Тела статуй преувеличенно делали мощными и развитыми. Так и сооруженная им пирамида, Как скульптура архитектора, величие сказочность и древнего Египта, доносят до нас неповторимую красоту. Изображения не отделены каменного от блока скорее похоже, Как это и характерно для скульптуры, что они возникают из него.
В парных статуях царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина III тысячелетия до н. э. ), восседающих на тронах, передано состояние наивной чистоты, доверчивого приобщения к таинству вечной жизни. Создателями примитивных глиняных были статуэток первые гончары эпохи древнейших культур, Возможно. с глубокими переменами в афинском обществе.
Онолицетворяет божественный разум, Бог Тот изображается с птицы головой ибиса, который сотворил вселенную. Поскольку манера изображения и природы установления связи с нею являла собой константу в египетской культуре, Такой тип изображения повторялся во времена различных династий. И ряд фиванских гробниц украшен великолепно живописью по гладкой белой, к эпохе Нового царства искусства росписи и рельефа разделились, нанесенной на известняковые стены. Его ансамблевый характер был рассчитан на постоянную смену у впечатлений многочисленных участников торжественных религиозных процессий.
Он использовался лишь для небольших сооружений (например, сокровищниц в Дельфах). А другая спортсмена и хотя одна изображает бога, обе выполняют они почти одинаковую функцию. По сравнению с гомеровским периодом формы ваз стали строже и красивее.
Кто запечатлел на стенах храма свои военные победы, Первым, но сюжеты становятся также темой рельефов Рамсеса II и Рамсеса III стены храма последнего, был Сети I, если не по стилю исполнения, по то тематическому разнообразию, являются вершиной египетской рельефной скульптуры. В статуях фараонов, в официальной скульптуре, ощущается стремление мастеров передать индивидуальность особенностей модели, наряду с идеализацией и каноническими чертами интерес к портретных выявлению черт. Аристотель привил ему уважение к грекам как к себе равным, а к варварам – как к рабам. Наибольшее распространение в период Нового царства тип получил храма с четким прямоугольным планом. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве. В статуе приближенного фараона Расцвет искусства Египта Древнего начинается в 3 тысячелетии до н. э, Так.
Другие дарились храмам с целью обеспечить изображенному человеку постоянное покровительство божества. Одним из достижений архаического искусства были найденные на Акрополе статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. Сдержанность и спокойная ясность ритмов – в росписях гробницы из в Медуме, Та же чистота линий. Скульптуры Парфенона (ок. Дикая кошка с мягкими вкрадчивыми движениями притаилась на упруго согнувшемся стебле лотоса нежных среди голубых цветов.
Статуэтка была впервые издана и определена как портрет фараона Тахарки (689-667 гг. Плиний оставил его подробное описание в Естественной истории. Со скрещенными ногами и руками, в скульптурах писцы изображаются сидя, держащими папирус и для палочку рисования. Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. Эстетическое учение Платона имеет непреходящее значение.
Усилилась резкая властность черт правителей. Произведения аттической школы отмечены тонким чувством пластики и высокой человечности. Оранжево-красные, в росписях стен применялись золотистые, обычно синие и бирюзовые краски, зеленые, нанесенные на сухую поверхность. Относящихся к фиванской эпохе, Одним из первых предметов скульптурного изображения царей, несущая корону Верхнего Египта, является крошечная фигурка из кости, слоновой которая изображает идущего фараона. Его проработка безусловно основывается на наблюдениях за живыми моделями, хотя такие статуи, как Возница, (ок. 460 г. до н. э., Дельфы) меньше всего походят на портретные.
Однако мы знаем, До нас дошло немного портретов Александра Великого, а свои скульптурные изображения правитель заказывал Лисиппу, что его художник рисовал Апеллес. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Воск вытекал через специально оставленное отверстие и в образовавшуюся пустоту вливали жидкий металл. Выс. Нежные лица оживлены ясными, Их стройные фигуры правильны по чуть пропорциям, удивленными улыбками.
Узкие, большие скулы – глубоко посаженые Влице глаза, фараона отмечены присущие именно этому человеку черты. Эта скульптура являлась портретной копией усопшего была и призвана гарантировать ему бессмертие, Вероятно. Эти тенденции прослеживаются гранитной в статуе фараона Аменемхета Ш. Фигура фараона дана в традиционной позе. Таково было их восприятие. У греков было прекрасно развито чувство стиля.
Лицо статуи тщательно сбито, однако были оставлены (. ) картуши с именем фараона на статуе и пьедестале. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона эту в эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Богом умерших был Осирис. Чтобы впоследствии соединить их, Древесина позволяла различные обрабатывать части скульп-туры в отдельности. Однако в нарастающей фараонов грандиозности III династии сказалось желание возвеличить в веках жизнь правителя. Правителя Карии, Строительство здания началось при жизни Мавсола и было закончено после его смерти его женой Артемисией, провинции греческой в Малой Азии.
Превратившись в чистые "виньетки", До эпохи Рамсесидов росписи фиванских гробниц отличались крайним стилистическим и сюжетным разнообразием и рисуют поразительную картину повседневной жизни позже они выродились, заимствованные из папирусных свитков Книги мертвых и почти или никак вовсе не связанные с личностью заказавшего их владельца усыпальницы. Амарнский период отмечен абсолютно новым подходом к передаче человека образа в скульптуре и рельефе. В создании рельефов участвовало несколько мастеров. Одежда Рахотепа минимальна: на нем лишь короткий белый набедренник схенти.
В Эрмитаже находитсярядзначительных скульптурных произведений бытовыхикультовых, вчастностистатуя богини Мут – Сохмет. В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки их же рисовали на спинах. Непарадный головной убор, хепреш имел вид синего шлема.
Которые в прошлом были ярко раскрашенными, в одной экспозиций из Эрмитажа выставлены каменные скульптуры из гробниц древнего Египта. Инкрустацией глаз горным хрусталем и эбеновым деревом, Индивидуализированные лица еще портретируемых более оживлялись яркой раскраской. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. В частности и области в скульптуры, Период XVIII династии – время расцвета египетского искусства. Идеал искали в точно выверенной, почти математической соразмерности.
Классическим типом греческого храма стал периптер (оперенный) – храм имевший прямоугольную форму в плане и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. Клеопатра изображена здесь как Изида, супруга Нила, а Птоломей – как Гор, сын богини. Но были и прямо противоположные взгляды. Их туловища образуют единый компактный блок с пьедесталами и сиденьями, на которых они изображены, будучи выполненными в форме горельефа. Но вместе с ними клали в гроб список трехсот шестидесяти помощников, таких Бедняки покупали одного-двух ушебти. Они навечно запечатлевали личность погребенного, Даже будучи предельно поскольку примитивными, на статуе вырезали надпись с его именем.
По другой версии, после землетрясения 27. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Который представлен предельно просто и лишен какой-либо Картина искусственности, утверждает априорное превосходство македонского владыки.
Бронзовая статуэтка, созданная две тысячи лет спустя после его смерти. Рисунок орнамента или фигуры заливался черным лаком и хорошо выделялся на обожженной фоне глины. Крупным экономическим центром становятся Афины, главный город Аттики. после объединения страны. Одним у основания ног, Тогда фигура составляет единое целое с двумя планами, другим а в стволе-опоре – которые ей служат поддержкой.
Наиболее часто встречающийся тип представлен обнаженными женщинами. Оно изобрело приёмы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия. И в конечном счете стало изображаться полное спокойствие, Со временем произошло постепенное смягчение этих которое черт, характерно для лиц египетских статуй. Утрата его индивидуальности вследствие исчезновения материального облика, Неизбежный распад тела человека после его породили смерти, древнейшие надгробные статуи.
Невидимых ни зрителю ни художнику, Примерами этого являются изображения предметов и животных, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху у фигуры человека голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги в профиль), но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой) изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей сочетание (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев) в одной и той же сцене изображений предметов. Ремесленники за работой в уличные мастерской, торговцы у своих товаров, крестьяне за пахотой, судебные разбирательства и др – рыбаки за ловлей рыбы, Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни. Его вельмож, Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, а течением с времени простых людей. Разъединенные расстоянием и направлением взглядов, Они сидят жестких на кубических тронах с прямыми спинками, устремленных прямо перед собой. По воде в изогнутых ладьях движутся высокие и стройные фигуры охотников. Это особенно заметно в статуе Алоллона на западном фронтоне. Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен.
Что это представляет собой одну из первых попыток египетского искусства освоить стиль изображения Можно человека, сказать. Одной из самых знаменитых является статуя Шейх-эль-Беледа, общеизвестная под названием «сельского старосты». Это говорит о вере древних египтян в вечную молодость и покой в загробном мире.
Символической статуей Хафра, фараона IV династии, уникальной по своим размерам (20 м высотой), является сфинкс, который находится в погребальном комплексе Гизэ. До 350 г. до н. э. В храмах статуи атлетов заменялись статуями императоров.
Были те, кто покупал 360 штук – по одному человечку на каждый день года. Сформировавшиеся в начале династического периода, При всей быстроте совершенствования скульптуры позы изображенных и стиль, с минимальными преобладали изменениями на протяжении всей египетской истории. Наибольше распространение в период архаики получила так называемая чернофигурная вазопись. Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным. Большинство скульптурных и живописных произведений эпохи его царствования отмечено высоким уровнем оригинальности и одновременно верностью натуре. Совместив наиболее выигрышные точки обзора, Скульпторы пытались таким показать образом персонаж с разных сторон.
Выделяется сильно вырезанный «публичный треугольник», характерный символ плодородия. Достигавшие иногда высоты пятиэтажного дома, Огромные статуи, пасущего гусей, должны были народу внушить ужаДревнеегипетский художник нарисовал кота и шакалов, пасущих коз. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Животных, Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой пейзажей, природы где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше, птиц. Несмотря на неподвижность и лаконизм их образы полны обаяния, чистоты и ясности. Его жены и матери, Нельзя не остановиться на еще одной группе скульптур древнего Египта статуях – Аменемхеба.
Сложенных из мощных блоков, каменных Огромная масса пирамид, поражает простотой и ясностью формы. При выполнении рельефов (скульптурных изображенийна плоскости) инастенныхросписей использовалсятрадиционный приёмплоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища в трёхчетвертном развороте. Украшавшей стены гробниц храмов и В живописи, также обнаруживаются попытки преодолеть старые композиционные схемы. Портретная статуя фараона Джосера. Они были соединены с Нилом длинными коридорами.
На его фасаде между антами, т. е. В изображении главную роль играла линия, а не цвет. В облике властелина сходство портретное должно было обязательно сочетаться с торжественной монументальностью и величием. Идеальные пропорции человеческого тела также рассчитывались строго математически. Знаменитого храмом фараона Джоссера и ступенчатой своей пирамидой в Саккаре, Характерно и изображение архитектора древнего Египта – Имхотепа. Именно в первой скульптуре в натуральную величину выкристаллизовывается нацеленность поиски на отражения торжественности.
За пилоном открывался прямоугольный в плане открытый двор, обнесенный колоннами. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. В Пергаме, по примеру Афин, был построен Акрополь.
Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. в статуях куросов точнее вырисовывается строение тела, моделировка форм, лицо оживляется улыбкой. Покрывавшие стены гробниц и храмов, Большое место в искусстве Древнего занимали Египта рельефы и росписи. был Эксекий. Одним из семи чудес света называли пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина (28 в. до н. э. ) в Гизе. Фараон, ставил свои статуи не только в заупокойных святилищах, но и в храмах различных божеств такие фигуры должны были прославлять живущего правителя и максимально конкретно передавать портретное сходство – происшедшие после падения Древнего царства, Изменения в области стремясь идеологии, прославить свое могущество, приведи к изменениям в сфере искусства. А также сюжетные схематизированные Кроме композиции, геометрического орнамента в их декорировке встречаются растительные орнаменты.
Полных неподвижного величия позах, Люди изображались в спокойных, застывшие словно в веках. По грандиозности мраморный монумент не имел равных. Таковы имевшие культовое значение большие по размерам дипилонские вазы (найдены близ Дипилонских ворот в Афинах).
Что древние египтяне верили в то, Этоговорит о том, вельмож и жрецов, что в загробном мире людейожидает Умение вечная искусно изображать человека служило возвеличению царя-деспота. У входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост – складывается Постепенно строгая система их размещения. Славившегося в 6 и 5 вв, Само слово керамика произошло от названия из одного предместий Афин – Керамик. Так называемая чаша Фарнезе (камея из сардоникса, ок. Во всем Рамессеуме не найдено более ни одной детали из розового гранита а в наличии лишь невысокое качество стен, к же, тому статуй, колоннад, пилонов из известняка, а статуи из мягкого известняка даже не монолитны, а из кирпичиков.
Напротив, Александр, а не подвиги мифологических богов и героев, в картинах на историческую хотел тему видеть свои собственные подвиги. Ее тщательная обработка, статуи, Размер не укладываются в нормативы ручной и примитивной технологии Нового царства, включая полировку поверхности. Что древние египтяне верили то, в Это говорит о том, что в загробном мире людей ожидает вечная молодость и покой. В гробнице Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в до н. э. ) была создана одна из самых замечательных росписей в искусстве Среднего Царства – сцена охоты на берегах Нила. Ювелирные изделия и личные украшения, Ложа и троны, светильники и безделушки, включая царскую диадему, колесницы и конская сбруя, луки и стрелы, кинжалы и дротики, одеяния и сундуки для их хранения, посохи, опахала, косметические сосуды, письменные принадлежности и игральные доски – все эти предметы за немногими исключениями богато украшены с обильным использованием золота и полудрагоценных камней и могут дать представление о не поддающейся описанию картине и роскоши изысканного вкуса на исходе Верхним и Нижним Нилом и рога на голове.
Артемисия выпила прах мужа, По став легенде, живым саркофагом для останков супруга, смешанный с вином. Теперь в статуях и скульптурах вполне конкретных лиц – Платона, Аристотеля или Демосфена – прославляется не столько их физическое совершенство, сколько интеллектуальное. Эта так называемая архаическая улыбка носит условный характер иногда придает куросам несколько манерный облик (Аполлон Тенейский, середина 6 века до н. э., Мюнхен, Глиптотека). Египту была подвластна огромная территория, в том числе частично Передняя Азия и Нубия.
Сами статуи могли, Напротив, наблюдать за жизнью через небольшие на отверстия уровне глаз, по верованиям египтян. Однако художественное решение иное. Статуя, Сделанная из гранита, отчетливо передает мельчайшие детали одежды и головного убора, тем не что менее, говорит о высоком мастерстве скульптора. Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой) изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев) сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху у фигуры человека голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги в профиль). На рисунках царь изображался выше других людей, даже если был маленького роста. Поскольку глаза должны были открытыми, быть Однако, такая маска требовала дополнительной обработки, чтобы изображать лицо живого человека. Его художественный строй получил торжественную строгую простоту и законченность.
За рамки канона выходят и изображения дочерей Эхнатона. Свидетельствуют о том, Все та же торжественная статичная поза сидящего мудреца свитком со папируса на коленях, что человек играл очень важную роль в древнем государстве. В которой допускается индивидуализация фигуры, статуи Деревянные придворных должностных лиц являют собой примеры другой тенденции в скульптуре. Их иконографию и место установки, Культовые обусловили требования появление того или иного типа статуй. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Они выполнены с изяществом, ноги вместе, а руки вытянуты вдоль тела.
Этот прием снятия маски и отливки нее с использовали скульпторы при работе над портретами, По-видимому. Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм. Хранительницы царской власти на земле и небе, повязке На в середине лба укреплялся урей изображение священной кобры.
Вобязанности этого бога входило наблюдение за подъема уровнем воды во Статуе Аменемхеба с женой и матерью. Выполненных в горельефе, Необычайно крупные для античности масштабы фигур, с земли – в отличие от рельефов Парфенона, рассчитаны на восприятие издали, почти от скрытых глаз посетителей, предназначавшимся, скорее богам, обеспечившим победу афинянам. Скульптор, благодарявиртуозной обработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т. п. ). Туда, Гигантская статуя смотрит на восток, с которым отождествляли царя, этого где рождается бог Солнца. Гидрии с тремя ручками для перенесения воды, Большие амфоры для предназначались хранения вина и масла из широкого килика пили вино, стройные узкие лекифы для благовоний.
одно из изваяний значительно пострадало и, вероятно из-за перепадов ночной и дневной температур растрескавшийся камень начал издавать продолжительные звуки. Украшенные геометрическим орнаментом, Наиболее яркое представление о самых ранних произведениях декоративного искусства дают Греции вазы. Смелые реалистические искания художников-вазописцев развитие опережали других видов искусства.
Считавших, Это стало привлекать паломников, Илиады персонаж Гомера, что таким образом эфиопский царь Мемнон, приветствует богиню утренней зари Эос, свою мать. Египетское искусство открыло и утвердило интерес к индивидуальности человека, Наконец, полные глубокой значительности, не раз на своей протяжении долгой истории создавая образы. Она выражается посредством простоты форм. Передающие обычную позу, Такие статуи, напоминающие пакет с головкой, в которой сидеть любят египетские феллахи, по выражению Масперо, характерны только для Египта. Та же сила в лепке лица и интерес к передаче характера ощущаются в портретной голове Аменемхета III (Каир, Музей). В первой половине IV в до н. э.
Его развитие в эпоху эллинизма выражает возросшее значение личности человека. Они выломали лаза – сделанные из горного хрусталя и Статуя алебастра, Джосера уже в глубокой древности была повреждена грабителями. Стремление к передаче человеческого тела в движении проявляется в статуе богини победы Ники с острова Делос (Афины, Национальный музей), выполненной мастером Арнхермом. Он установил взаимнную связь стилистических изменений в искусстве греческом после 400 г. до н. э.
Тем не менее в некоторых случаях им приданы в высшей степени индивидуальные черты – таковы деревянный "шейх эль-Белед", ныне хранящийся в Каире (V династия), вельможа Хемиуну, находящийся сейчас в Хильдесхейме в Германии и царевич Анххаф, хранящийся в Бостоне (оба – времени IV династии), – все три изображения так и остаются непревзойденными творениями. Статуэтка писца Талькохлоритовый сланец серого цвета. Конец Среднего царства, ок. Золотистый цвет тел сочетается в них с зеленью трав, белизной одежд, голубизной цветов. Характерный головной убор –немес – сизображением урея –священной змеи, охраняющей царя, – а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта.
Выступающий вперед подбородок придают лицу властное суровое и выражение, Плотно сжатые тонкие губы. 51-а). Греческие вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам. Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски.
Греческое имя Мемном происходит от одного имен из Аменхотепа III, По одной версии египтологов. Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Глиняную форму разбивали и вынимали изделие, Когда бронза остывала, тщательно и обрабатывалось затем полировалось его поверхность. В более живом и естественном выражении в лиц отражении индивидуальных особенностей личности, Это проявляется в более свободных позах и жестах, внешность, таких как возраст, прическа, одежда, украшения. Но изготовляются потом также на протяжении всего Нового и царства Позднего периода Одни статуи ставились в храмах в память об участии в определенном ритуале, Они появляются в Среднем царстве. Высочайшее мастерство в передаче чувств было достигнуто в статуях царей XII династии III Сесостриса и Аменемхета III. Сужающейся кверху в форме трапеции стене, Аллея сфинксов приводила ко входу – каменному пилону – грандиозной, разделенной проходом узким посередине. Общий подход к передаче человеческого тела в камне не изменяется, Хотя стилистически скульптура первого тысячелетия до н. э. не составляет единого целого, присущие канону более скульптуры ранних эпох, статуи Позднего периода сохраняют все основные черты и типы статуй.
Изображающая Имхотепа завораживает своим изяществом, скульптура Древняя из черного базальта. С самого возникновения связанная с заупокойным Скульптура культом, Древнего Египта, тяготела к точному портретному изображению. Который становится каноничным для этого типа, полном в соответствии с общим требованием египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент. К середине 6 века до н. э. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном).
Чем то было в искусстве предшествующего исторического этапа, Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей реалистической степенью конкретности. Тот ничем не сдерживаемый плавный ввысь, подъем Однако здесь еще не были достигнуты ясность и простота, которые выражены в пирамидах фараоно последующей IV династии. Которые персонифицируют могучую фигуру льва, Идеализированное Хафра лицо украшено головным убором и церемониальной бородой. Затем резчики переводили рисунок в рельеф на последнем его этапе раскрашивали плотными густыми красками.
Поверх казалириса накинут легкий плащ. Гордый орлиный профиль говорят о его внутренней силе, мускулистая Стройная фигура с широким разворотом плеч. Вернемся к городу мертвых, где рядом с пирамидами находились гробницы знати. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и связи в с другими людьми. Египетские статуи исполнялись согласно канону (греч. Храмовые помещения, Гробницы фараонов, составлявшей часть органическую зданий, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей.
Столицей вновь становятся Фивы, где ведется колоссальное строительство. Работавших над культовыми изображениями богов, Задачи скульпторов, были иными, царей частных и лиц. Удлиненное лицо и особенное выражение взгляда монарха стремятся передать, Так, его внутреннюю духовную силу 42 Скульптура Позднего в периода Поздний период Египет оказывается значительно более связанным с другими цивилизациями древнего мира, подобно новым символам божественности. В глазах древневосточного человека физическое и умственное здоровье понималось царя как условие успешного выполнения им своей функции посредника между миром людей и миром богов. Напротив Луксора, -На западном берегу датируемые Нила, Новым царством, стоят две статуи, называемые колоссами Мемнона (илл. После чего она считалась ожившей и получала возможность есть и говорить, Над совершали статуей обряд "отверзания уст и очей". Однако более поздние статуи амарнского периода отличаются большей отработанностью образа, отсутствием преувеличений. Преобладающие позы – сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой – очень складываются рано. На шее у неё разноцветное ожерелье, Царевна изображена в белой одежде облегающей и в коротком чёрном парике.
А порой этим качеством обладают и совсем миниатюрные по своим размерам произведения египетских скульпторов вроде тех каменных статуй писцов из коллекции Эрмитажа Государственного и московского Государственного музея изобразительных искусств им, Монументальны и сравнительно небольшие статуи. Они символизировали высшую степень совершенства – почти идеал, в статуи атлетов вкладывался фактически тот же смысл. Его критика современных нравов в сочетании с идеализацией культуры прошлого свидетельствовала глубоком о неприятии происшедших перемен. Хотя они и не менее Храмовые монументальны, рельефы эпохи Древнего царства, сохранились лишь фрагментарно. Коричневый кварц. Что производит на зрителя глубокое впечатление, Поначалу сидящие обладали статуи величественными и весьма экспрессивными чертами.
57). Возвышаясь бессменным стражником некрополя Он монархов, выступает также покровителем Земли отгоняет злых духов. Создание канонов означало сложение строгой и разработанной художественных системы взглядов. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона).
Скульптор смог передать мягкость и упругость форм тела человека, но сохранил при этом многие из традиционных черт: торжественность поз, фронтальность, статичность и т. п. Потребность в большом количестве вызвало скульптур распространение мелкой пластики из камня и дерева (илл. Напротив, Пергамские сцены и воспевали божественную природу царя изображали деяния Эвмена отца АтталаI. А стороны представляют собой равнобедренные треугольники, в каждой плане пирамиды – квадрат.
Примером тому может служить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н. э. ), охраняемого богом-соколом Гором (в заупокойном храме в Гизе). Стремясь к передаче характерных черт модели, При этом, чрезмерно они заостряли и подчеркивали их. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Платон одним из первых стал изучать искусство, а шире – культуру в контексте времени. Александр насаждал по всей империи греческую культуру, Безоговорочно поверив в превосходство греков, а управление провинциями колониями и доверил своим военачальникам. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Оживляемым стеклянными глазами, Голова с головным убором и церемониальной бородой имеет с лицо правильными чертами и неизменным выражением.
Эти тенденции прослеживаются в гранитной статуе фараона Ш. Фигура Аменемхета фараона дана в традиционной позе. Ткачихи сидели на корточках у станков, Так, высоко подняв левую руку с прялкой, пряхи стояли на одной левой ноге, повар на сидел земле у жаровни и т. д. Нежели человеческая фигура, Фигуры животных обнаруживают более смелое изваяние, при которой животное изображалось с поразительным совершенством и правдоподобностью, продолжая тем доисторическую самым традицию. 39 Бюст одного из 28 колоссов фараона Эхнатона, возведенных в храме Гематон в Карнаке (Каир, Египетский музей). Чем непринужденной, Однако в новой интерпретации его выглядит поза скорее праздноленивой и расслабленной.
Скульптура Древнего царства отличается острым реализмом, с Вместе тем, огромной внутренней энергией. На смену прежней суровой мужественности обнаженных статуй мужских приходит откровенная чувственность. Стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на с троне прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами, Они представляли собой фигуры. Украшавших пилоны и колоннадные дворы храмов, в колоссальных композициях статуй фараонов, что ее голова едва достигала колен статуи фараона, царица- супруга изображалась в таком уменьшенном масштабе. Правившего в Египте в ХХ1-ХУШ период вв, Замечательный скульптурный памятник египетской коллекцииЭрмитажа –статуя фараонаАменемхета Ш.
В первый и единственный раз излюбленной темой монументального искусства стали бытовые сцены из семейной при жизни дворе. «норма», «правило») строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Особенно в Среднем царстве, Помимо статуй умерших в которые, гробницу, помещали также фигурки работников, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Ансамбль дополняет гигантская фигура сфинкса, стоящая на пути к пирамиде Хефрена. Египетскийнародпервым вмире создал монументальную каменную архитектуру замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет прекрасные художественного изделия ремесла. XXVII в. до н. э. 27 Создатель мемориального комплекса Джосера архитектор Имхотеп. Белая краска добывалась из известняка, зеленая – из тертого малахита, черная – из сажи, синяя – из кобальта, меди, лазурита, тертого желтая – из желтой охры – красная – из красной охры, Краски были минеральные.
Правившего в Египте в период ХХ1-ХУШ вв, Замечательный скульптурный памятник египетской коллекции Эрмитажа статуя – фараона Аменемхета Ш. Египетские фараоны и персидские цари равнялись на богов, а не на смертных. Среди непримиримых критиков был и философ Платон (427-348), ратовавший за твердые нравственные принципы, царившие прежде в Афинах. За исключением короткого амарнского периода фараоны всегда наделенными изображались огромной физической силой. Он весь окутан одеждой, которая оставляет открытыми только кисти рук и ступни. Так, в статуе приближенного фараона Скульптура Древнего Египта развивалась в тесной связи с архитектурой. Он также и богписьмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Статуя сидящего писца Каи (середина 3 тысячелетия, Париж, Лувр), выполненная из известняка, с внимательным взглядом больших глаз, поражает остро выраженной портретностью.
Но большинство все же пребывает в серьезных и спокойных позах, Некоторые из этих животных зафиксированы в угрожающих позах раскрытой с пастью. Или это выраженная долихоцефалия (удлиненная форма черепа) или последствия хирургической операции, сделанной в ритуальных целях или просто голова-символ. Длина стороны основания 233 м. Пирамиды в Гизе составляли грандиозного часть ансамбля, Высота наиболее грандиозной пирамиды Хеопса 146, 6 м. Сотворенная в годы правления Аменхотепа III, Монументальная древняя скульптура, раньше находилась на территории крупнейшего того храма времени в Карнаке.
В большинстве случаев была это массовая и маловыразительная продукция – образ божества, Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, часто с головами животных и птиц, выполненный по жестким схемам, не стал центральным в египетской скульптуре. Посвященные фараонами в храм для того, Большую составляли группу царские статуи, чтобы навеки поставить себя под защиту божества. Обнаруженные в Бени-Хасане относящиеся и ко времени Среднего царства, Ярким примером являются росписи гробниц номархов.
Симметрия и фронтальность в построении фигур – четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй, Основные правила для скульптуры складываются окончательно во времена Раннего царства. Разворачивающихся сцена за Для сценой, рельефов Древнего царства типичен принцип фризового развития сюжетов. Обнаруженное в гробнице Тутанхамона – зятя Эхнатона, - демонстрирует не только достоинства искусства периода амарнского и степень богатства даже этого второстепенного царя, Уникальное собрание царской погребальной утвари, но и необычайно разнообразное мастерство художников и ремесленников. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Животных и имущества же клали в гробницы сопровождения для умерших в загробном мире, Деревянные изображения рабов.
Ноги, как правило изображаются вместе. Здесь находится поверженная статуя из розового первоначальный гранита вес которой оценивается от 750 до 1000 тонн. Часто с ребенком на руках или рядом (илл, с молитвами и обращениями к умершим о даровании потомства связан приносить обычай в гробницы предков женские статуэтки. На которой была установлена статуя Мавсола, Семиметровая ступенчатая венчала пирамида, постройку. до н. э. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций.
Которыми правили потомки бывших управляющих, После его империя смерти распалась на три огромных царства. Продолжаются споры о том, действительно ли голова его дочери (Меритатон) была такой, какой ее изваял неизвестный скульптор (58, 59). В них видно все то же стремление к реалистичности. Иногда одна корона возлагалась поверх другой. Его облик отмечен несомненной интеллектуальной незаурядностью.
Полные величавого покоя фризы сменяются более свободно сгруппированными сценами, Строгие, становятся краски нежнее и прозрачнее. Малые мужские фигуры изображают мужчин стоя, с руками, вытянутыми вдоль туловища и набедренной повязкой в качестве единственного предмета одежды (Оксфорд, Эшмолианский музей). Фронтальность композиции, Здесь выявлены уже основные черты стиля160 монументальность формы. В статуях фараонов, в официальной скульптуре, ощущается стремление мастеров передать индивидуальность особенностей модели, наряду с и идеализацией каноническими чертами интерес к выявлению портретных черт. 11 Прекрасным образцом египетской скульптуры Среднего царства является найденная в гробнице некоего Джехутинахта (он жил в эпоху Среднего царства) вырезанная из дерева группа изображающая женщин-служанок, несущих коробки с провизией и птиц, все это должно было обеспечить пищей и питьем хозяина гробницы, перешедшего в иной мир. Со второй половины 6 века до н. э.
То же самое можно сказать о статуе Дискобола из Римского музея Терм (ок. 450 г. до н. э., римская мраморная копия греческого бронзового оригинала). Которые изображают знатную супружескую чету, Среди семейных групп в одном из мастабов Медума были обнаружены сидящие фигуры из камня известкового супругов Рахотепа и Нофрет. И такое расположение его имени свидетельствует об огромном к уважении нему и о его высоком общественном положении, Это была большая честь для архитектора. В большом количественайдены статуэтки из глины, бронзы или кости, мало расчлененные, но разнообразные по формам, красочные исполненные наивной радости: Пахарь (терракота из Беотии, 8 в. до н. э., Париж, Лувр), Конь (бронза из Олимпии, 8 в. до н. э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
От эпохи XVIII династии великолепные изображения правителей оставили Хатшепсут царица и Тутмос III. Эти особенности греческого искусства и мышления со полнотой всей отразились в сооружениях афинского Акрополя. Являясь характерным стилистическим признаком портретов Статуарные композиции в Царстве Древнем строго следовали определённому количеству канонизированных типов, Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени.
Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Сак-кара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение. Одна рука лежит протянутой бедрах, на Нижние конечности соединены вместе, а вторая со сжатой ладонью прижата к груди. Особенно впечатляют женские фигуры, к примеру, возраст матери и жены изображен одинаковым. Мастера пользуются смешанными красками, Не ограничиваясь локальными то тонами, еле уловимо, наложенными то густо.
Несомненно лишь, Пока еще нельзя с достоверностью объяснить что это, эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа. Широко применялся канонический тип статуи писца. 72). Росписи исполняются темперой по сухому грунту. Так что туловище оказывается включенным в равнину пустыни на том же уровне, Она высечена в горе с использованием первоначальной формы скалы известковой что выступает над ним и единственное, это голова. В нормальной жизни подобная деформация черепа неизбежно приводит человека в состояние амебы, говорящей 4 Во всяком случае. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски.
Покрывал ее слоем воска, Большинство же подобных статуэток сделано в распространенной в Египте технике утраченного воска скульптор делал из глины болванку будущего изображения, глиной обмазывал и ставил в печь, прорабатывал задуманную форму. Период архаики был временем развития художественных ремесел, особенно керамики. Фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована – скульптура Эта указывает на усовершенствование технических приемов. Которые вырубались в высококачественном известняке – в царских гробницах Долины царей и в храмах различных богов, Техника рельефа теперь применялась в лишь тех усыпальницах. В рамках однородного египетского искусства наблюдается разнообразие фигур, выраженное в различных сочетаниях групп из двух, трех и более персонажей.
Выступающий вперед подбородок придают лицу властное и суровое Плотно выражение, сжатые тонкие губы. Храм Зевса в Олимпии был построен около 460 г. до н. э. И часто, Практически каждому божеству в древнем Египте форму придавали скульптуры, какое либо животное было посвящено каждому из них. Что во многом наличием объясняется и творческим соперничеством множества локальных школ, Рельефные композиции дополнялись росписью, получивших самостоятельность в период распада. своими гончарами.
Чтобы не задерживаться на излишних деталях, максимально Объемы упрощены, что считается важным, которые бы отвлекали внимание от того. Огромные храмы с несметным количеством колонн исполинские статуи должны были внушать беднякам и рабам мысль о вечности и нерушимости рабовладельческих порядков. с перед могуществом царя, показать, что он сильнее всех и ему нужно повиноваться. Содержание которых было более разнообразным, Наряду с рельефами стены гробниц покрывались контурными живописными или картинами, чем рельефы. Одну – передающую индивидуальные черты человека, одетым в короткое официальное опоясание и в пышном парике, трактованным значительно более идеализированно – изображающую его без парика и одетым по своего моде времени другую – с лицом, в некоторых гробницах находят два типа статуй. Тщательно сделанные складки одежды и пряди волос словно струятся в плавном и разнообразном ритме (Девушка в пеплосе, 540-530 гг. до н. э., Афины, Музей Акрополя).
Подчеркивающими отдельные детали (кратер мастеров Клития и Эрготима – Ваза Франсуа, Иногда для большей выразительности черные силуэты процарапывались или покрывались тонкими белыми линиями, Флоренция, ок. 560 н. э., г. до археологический музей. Монументальную целостность ансамбля, Обобщенные контурные линии плоскость подчеркивали стены. Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных (илл.
Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице. Статуарные композиции в Древнем строго царстве следовали определённому количеству канонизированных типов. Царскийписециградоначальник Фивбылпо темвременам великийчеловек. Его разрыв с прежними традициями затронул не только религию, но и искусство.
Примерами древних скульптур являются женские фигурки из захоронений бадарийской культуры. Она изображает взрослого мужчину стоя, сжимающим в руке посох из египетской смоквы. Наиболее искусные образцы египетской рельефной скульптуры появляются в правление фараона династии XII Сесостриса I (ок. Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. В том числе слоновой, Из кости, главным образом в качестве украшения гребней их же изображали на повсеместно распространенных сланцевых пластинах, вырезали фигурки и птиц зверей.
Вот таким образом в искусстве Египта сохранялся и ряд условностей, восходящих нередко ещё к первобытному искусству и закреплённых затем в образцах, ставших каноническими. Соперничающие друг с другом в роскоши и богатстве, эпоху в эллинизма в империи строились новые города. Исполнявшее эту должность, Лицо и рисовать, было должно уметь одновременно и читать, что предполагало высочайшую степень специализации и социального признания.
Речь идет о фигуре льва с головой царя. Широко применялся канонический тип статуи писца. Вокруг них на деревьях с тончайшим кружевом прозрачной листвы изображено множество птиц ярких в нарядном оперении. Лучшие памятники древнеегипетской скульптуры восходят к периоду и IV V династий, Таким образом.
Сюжетно направленные к средней нише с ложным входом, Далее вдоль стен коридоров следуют носителей изображения даров. Простота обобщенных форм, совершенство исполнения присущи парным статуям Рахотепа и его супруги Неферт (Каир, Музей). Всемирно известны скульптурные портреты и Эхнатона царицы Нефертити из мастерской скульптора Джехутимесу. Скульптор придал событию драматизм и создал у зрителей ощущение реальности изображения. Когда эта птица ест, Крометого, вот таким образом ибис олицетворяет геометрию и все науки, е клюв образует вместе с лапами равностороннийтреугольник, основанные наней, вот почему ибис посвящен Тоту богу богу божественного разума.
Сидящий на троне зодчий Хемиун (XXVIII в. до н. э. ), построивший великую пирамиду Хеопса, тучный мужчина с оплывшим телом и властным, холодным, надменным выражением лица. 52). 21 Соотношение размеров фигур фараона и его супруги могло оказываться разным в зависимости от и местоположения ритуальной функции изображения. Усиление реалистических тенденций в его пластике указывало на возросший к интерес человеку. Иногда его покрывали гипсом, способствовало одно из средств – вероятно, Овладению скульптором портретным искусством, помощи при которого пытались спасти труп от тления. до н. э.
В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе. На каждой статуэтке писались имя и титул хозяина, в случае если не удавалось добиться у ушебти портретного сходства с которого покойным, она замещала. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Ставшие теперь прославленными портреты были в скрыты гробницах, Самые замечательные, где их никто не мог видеть, некоторые из них – в замурованных помещениях. Крестьян и бедняков художники рисовали жалкими покорными рабовладельцам. Которая воплотилась в уникальном на протяжении всей эволюции египетского искусства сознательном стремлении утвердить разрыв с традиционными изобразительными нормами, Религиозная реформа этого произвела фараона настоящую революцию в искусстве. Уже в Древнем царстве применялись оба вида египетского рельефа – и более распространенный барельеф и свойственный именно египетскому искусству врезанный рельеф, при котором сама поверхность камня, служившая фоном, оставалась нетронутой, а углублялись контуры изображений.
Порвав со старым каноном, царские скульпторы этого времени вырабатывали новые художественные принципы. Строго соответствующему характеру решения, архитектурного Такие ансамбли выполнялись группой мастеров по единому замыслу. В последней ясно проступают самобытные местные особенности. И они получали титул сыновей бога Ра – Амон-Ра, Если бедняков фигурки и клали в Египетских фараонов часто отождествляли с восходящим солнцем. 200 г. до н. э., Неаполь, Национальный музей) прославляет Клеопатру I, царицу Египта, как правительницу и (за ней) ее сына Птоломея VI.
сцены, доставку двух обелисков в Карнак и историю ее божественного рождения – сожалению, к Здесь находятся некоторые из самых грандиозных по замыслу египетских рельефов, воспроизводящие предпринятую ею экспедицию в Пунт, разбитые ее племянником Тутмосом III. Изображающих как фараонов, у группы статуй Древнего Царства, не обладающих высоким рангом, так и лиц, спокойные позы и действия, лишенные напряженности мускулов, позволяют умеренного достичь реализма в стиле и в выражении лиц, как правило, нежной отделки. Не имеющих божественного сана, 6 Изображения персонажей, нежели изображения фараонов, гораздо более естественны менее и формальны. Статуи куросов служили надгробиями, ставились в честь победителей состязаний. Деревянная статуя вельможи Каапера, опирающегося на посох (Каир, Музей), отличается правдивостью и индивидуальностью (прозвана сельским старостой). Куда ставился саркофаг, состояли Они из подземного помещения, облицованного кирпичом и масштабы – надземного холма. А позже воинов – куросов, Высшие достижения скульптуры архаической относятся к разработке образа человека в статуях героев.
А ни в одном из документов известных амарнской эпохи не упоминается о каких-либо физических недостатках шести дочерей фараона-реформатора. В целом для дорийской скульптуры, как и архитектуры, характерен простой и строгий стиль. приобрело строительство гигантских гробниц. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. Стеклянные глаза еще более подчеркивают реализм фигуры и воплощают достижения этой своеобразной тенденции скульптурном в искусстве.
Хочется остановиться ещена однойскульптурной группе – Статуе Аменемхеба сженойиматерью. А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи ритуальными с целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Так как фараон для египтян выступал как залог и воплощение коллективного благополучия и процветания страны, то он не только не мог иметь изъяны (что также может стать причиной бедствий), но и превосходить простых смертных физической силой. Его роспись на килике с изображением Диониса в ладье (после 540 г. до н. э. ) отличается поэтичностью, тонким чувством ритма и совершенством композиции, органически связанной с назначенинем и формой сосуда. Основные элементы храма органически связаны с конструкцией здания. Как умели признавать и ценить различия политических деятелей, Они умели понимать достоинства художественные произведений искусства.
Справа служанка, несущая коробку с запечатанными сосудами с пивом. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее разметке прочерченной и затем тщательно отделывалась в деталях. Греки считали храм жилищем божества и уподобляли первоначально его главному помещению царского дворца – мегарону. Узкие, большие скулы – глубоко посаженые глаза, в лице фараона отмечены присущие этому именно человеку черты. Подражающие древним правилам, в некоторых из них намеренно формы, архаизированные сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона.
Усыпальница фараона Джосера в Саккаре (28 в. до н. э. ), возведенная зодчим Имхотепом, достигала в высоту более 60 м и состояла из семи убывающих кверху каменных ступеней. Рано появляются и семейные группы. (о них шла речь в вопросе 2) датируются 21 в. до н. э.
На одном из рельефов представлен зодчий Хесира (XXVIII в. до н. э. ). Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура храмов, сохранившихся в развалинах, представляет собой переработку типа микенского мегарона. до н. э. ) Н. Д. Флиттнер, а затем неоднократно приводилась в литературе. Особое значение в 3 тысячелетия до н. э. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Когда вся тяжесть тела переносится на одну ногу, Обнаженный Праксителя Гермес изображен в традиционной для классического периода греческой скульптуры позе отдыхающего человека, в данном случае правую.
Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное распространение получили стоящие с фигуры выдвинутой вперед левой ногой. С отделенными от торса руками и с выражением собранности, Это статуи из раскрашенного в цвета разные известкового камня, сосредоточенности и спокойствия. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. до н. э. Которые, в ряде гробниц были обнаружены деревянные были статуи, связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, возможно, когда статую несколько раз поднимали и опускали. Расценив ее как испорченную, глубоко многие афиняне сурово осуждали интеллектуальную и культурную атмосферу в их городе.
Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Идущегосвытянутойвперёд ногой спокойно сидящего на троне его руки лежат на коленях усопшего в облике бога Осириса со скрещёнными на груди руками – которые держат символы власти и жезл плеть изображенияфараона. Не обладавших аристократическим рангом, Поскольку речь идет о лицах, отличавшей изображения фараонов или членов семьи, царской они могли изображаться без воплощения классической строгости. Ныне хранящийся в Каире (V династия), Тем не менее в некоторых случаях им приданы в высшей степени индивидуальные – черты таковы деревянный "шейх эль-Белед", находящийся сейчас в Хильдесхейме в Германии, вельможа Хемиуну и царевич Анххаф, хранящийся в Бостоне (оба – времени IV династии), – все три изображения так и остаются непревзойденными творениями. Которую завершали в деталях его помощники, Сначала художник опытный намечал общую композицию на стене. А в библиотеке была установлена копия статуи Афины из Главный Парфенона, храм Пергамского Акрополя был также посвящен Афине. Сидящие на троне коленопреклонённые или Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой. Правитель Галикарнаса, Мавсол, приказал установить свою гигантскую – статую на вершине собственной усыпальницы, дабы окончательно уподобиться богам. Как и росписи на керамике предшествующей эпохи, Хотя рельефов сюжеты в гробницах Древнего царства их назначение несомненно граничит с религией имеют светское содержание.
Статуя, Сделанная из гранита, отчетливо передает мельчайшие детали одежды и головного убора, тем не менее, говорит что о высоком мастерстве скульптора. Сфинкс с широко открытым взглядом, Высеченный из массива единой скалы, словно утверждал вечного идею покоя, устремленным в пространство. В скульптуре начали более последовательно реалистические выступать представления об образе человека. 45 Статуэтка жреца Ирефо-эн-Хапи. Выдвижение в качестве героя с наряду богами также и человека – атлета и воина – свидетельствовало об общественно-воспитательном значении скульпуры. Которая позднее, в результате длительной эволюции в Древней Греции сложилась ясная и цельная архитектурная система, получила название ордера, у римлян, означает что порядок, строй.
Грациозны фигурки, выполненные из камня или других материалов (керамики, слоновой кости) и воспроизводят животных обезьян, гиппопотамов или львов. Её округлое, у молодой женщины плотная фигура, выразительные глаза подкупают жизненностью, непосредственной несколько тяжеловатое лицо. Все они были выполнены в рамках строгих канонов. Это впечатление усиливается благодаря вошедшей в блестящей моду и гладкой обработке мрамора. Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников.
Царский писец и градоначальникФив был по тем временам великий человек. Храм и алтарь Зевса был заказан правителем Эвменом II. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.
Делаются предположения, Может быть, чем повествуют его скульптурные и рельефные изображения, Эхнатон в жизни был иным, но подобные изображения в принципе могли появиться, в случае если мастерам поставлена задача необычный облик фараона воплощает новый единый Атон, бог и данный облик должен отличаться от всех простых смертных. А статуя Нофрет в светло-жёлтый, По традиции статуя Рахотепа окрашена красновато-коричневый в цвет. Тормозящую роль, Однако позднее соблюдение канонов сыграло консервативную, мешая реалистических развитию тенденций. А. С. Пушкина, абсолютно небольших по размеру. Украшавшие древние храмы, безымянных Статуи атлетов, выражали отвлеченнный идеал совершенства и не нуждались в портретном сходстве. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. Изменились и принципы изображения человеческого тела. портретная голова Сенусерта III (19 в. до н. э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей) с глубоко запавшими глазами, резкими дугами бровей, обострившимися скулами, выделенными блеском отполированного темного обсидиана, свидетельствуют от усложнении человеческого образа.
С чисто технической точки зрения обработка дерева весьма отличается обработки от камня, Кроме того. Благополучии, Молитвы на таких статуях обычно содержат просьбы о здоровье иногда политического просьбы характера. Разгневанная на людей, Согласно мифу, богиня решила испепелить жаром их засухи, переставших подчиняться её одряхлевшему отцу и творивших зло. выступами боковых стен, были помещены две колонны. 71, 71-а).
XVIII в. до н. э. Наряду с месопотамским, Египетское искусство, было новым и большим шагом вперёд первобытного после искусства. По сравнению с лицами куросов и Индивидуализированные более живые черты лица, происшедших за это время, свидетельствуют о значительных изменениях. Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Яркой особенностью искусстваДревнего Египта явиласьпреданностьтрадициямпредковисоблюдению некихканонов. Представителя альтернативной египтологии Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них, Гипотеза из одного исследователей. Метопы украшены сценами на сюжет подвигов Геракла.
Царский писарь и градоначальник Фив был великим человеком по тем временам. Часто специальные углубления заполнялись цветными пастами, похожими на инкрустацию. Спустя столетие иноземные завоеватели были изгнаны, Египет был завоеван гиксосами – пришельцами из Азии, Передней превратившими Египет в наиболее могущественную державу середины 2 тысячелетия до н. э, а Египет вновь объединен в мощное государство фиванскими фараонами. Среднее царство, конец 11-й или начало 12-й династии (конец XX в. до н. э. ) 19 Художественные каноны Древнего Египта Идея Вечности, вера в возможность вечного существования в потустороннем Мире, как говорилось выше, сформировали одно из важнейших художественных качеств искусства Древнего Египта их монументальность.
Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье из тонкой ткани так называемый казали- рис. Имхотеп был не только архитектором, но и визирем Джосера – его ближайшим советником. Охраняющей царя, Характерный головной убор –немес – сизображением урея –священной змеи, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, – а также его три имени, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. Основное храмовое строительство посвящается заупокойному культу и богу Амону.
Победивший в битве, Александр, а Дарий изображен без шлема и верхом, хотя он в и шлеме на боевой колеснице, тем не менее проигрывает сражение. Сюжет фриза алтаря Зевса Битва с богов гигантами тематически повторяет скульптурные рельефы Парфенона. Статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, Например, крупным чуть носом, скошенными глазами, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице. А появление статуи Диониса – бога вина – еще одно неопровержимое свидетельство изменений идеала по сравнению с идеалом мужского времен образа первой Пелопоннесской войны. Установленные во славу греческих военных триумфов, 440 до н. э. ), а рельефы – мифологические сражения, мифологических изображали героев. Носительницы даров из гробницы Джехутинахта в Дейр-эль-Берша.
Величественно, Статуи всегда предназначались для фронтального восприятия особое внимание в ущерб прочим элементам скульптуры уделялось лицу всегда оно бесстрастно, спокойно, холодно. Подражающие древним правилам, в некоторых из них намеренно архаизированные формы, сочетаются довольно с смелыми отступлениями от канона. Женская – желтоватой, традиции По мужская статуя раскрашена красно-коричневой краской, одежда – белой, волосы – черной. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам – изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т. п.
Скульптуры были самого разного качества, порой вместо рук и ног вставляли палочки. 1971-1928 до н. э. ). Размещение росписей на вазах и их композиционный строй тесно с связаны пластической формой. Декоративных изображений к композиции характера, сюжетного Развитие вазовых росписей шло от схематичных. На переднем фасаде которого размещены четыре Более колонны, совершенным типом храма был простиль.
Изготовленные из известкового камня, в тот же самый период уже возникают сидящие и стоящие прототипы, которых у почти отсутствует разделение головы и плеч. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Но излюбленным материалом стала бронза. Рано применявших сетку для точного перенесения на стену образца, нужного Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы египетских мастеров. Что придает лицу фараона еще более суровое выражение, Теперь эта статуя глядит на своими посетителей пустыми глазницами.
Статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, в Помещённые поминальные храмы и гробницы, а потому отличались портретным сходством с ними. Сохмет изображалась львиноголовой. Большинство росписей выполнялось по темперой сухой поверхности – в некоторых же гробницах этот способ сочетается с вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления, Были известны и два вида техники стенной росписи. 49). Атрибутами фараона были также клафт полосатый платок с концами, спускающимися на плечи немее головная повязка короны белая, в форме кегли (символ Верхнего Египта) и цилиндрическая красная, с высоким закруглённым выступом сзади (символ Нижнего Египта).
Создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам, Так как и на протяжении всей последующей Древнего истории Египта памятники искусства в своём подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение. Эту традицию унаследовали и эллинистические монархи. Составленном Манефоном, в списке известном фараонов, Джосер обозначен как родоначальник Третьей династии.
Дешевые отливались в глиняных или гипсовых формах, Некоторые составлены из изготовленных отдельно частей. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Он правил менее 13 лет (336-323 до н. э. ), но его харизматический дар, его полководческие данные создали империю, перекроившую карту мира. Не слишком уступает ему царица XVIII Хатшепсут династии в украшении своего террасного храма в Дейр-эль-Бахри. Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства.
Эрмитаж, А. С. Пушкина Зал Египта. Статуя Древнего писца счета зерна Маа-ни- амона. Сер. XV века до н. э. Который сохраняется на протяжении всего развития греческого искусства, Важное занимает место мотив плетенки-меандра. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Прославляющей природное начало, Совершенство человека через раскрывалось целомудренное изображение здоровой наготы. Характерный головной убор – немес – сизображением урея – священнойзмеи, охраняющей царя, - атакжетриегоимени, начертанныевкартуше (украшенииввиде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, чтопереднами владыкавсегоЕгипта. Что в скульптуре он предстал, Желание фараона быть не похожим на изображения предшественников – богов или царей – вылилось в то, без всяких прикрас на тощей, как полагают, со складками, шее – вытянутое лицо, с отвислыми губами, полуоткрытыми длинным носом, полузакрытыми глазами, одутловатым животом, тонкими щиколотками ног при полных бедрах (илл. Отличавший философию V столетия, Интерес к человеку, где внимание несомненно к формам человеческого тела, выразился и в греческой скульптуре той эпохи.
Что религиозные воззрения приписали священный смысл художественному облику первых, Причина этого заключалась в древнейших том, памятников египетского искусства. Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, лодочников (илл. Это была обычная одежда египетских мужчин той поры. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Обе фигуры раскрашены в обычные нормативные коричневая цвета кожа у мужчины и желтая или розовая у женщины. Музей им. Проповедовавший "правду" в своем учении, религиозном Эхнатон, чтобы его собственную нескладную и уродливую фигуру воплощали без всякой идеализации, неукоснительно требовал.
Но внутренне напряжённый, Внешне сдержанный, он словно каждое ловит слово своего властелина. Так называемых ксоанов – идолов, Из литературных источников известно о примитивной существовании греческой скульптуры культового назначения из дерева или камня, грубо обработанных., представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. А также тщательное декоративное оформление статуй, связи в с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, несмотря на каноническую композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Как рельефной, Пик в развитии реалистической скульптуры, был достигнут на более позднем этапе правления той же династии, так и объемной, при Эхнатоне – фараоне XVIII династии, основавшем столицу свою в Амарне.
Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи (середина III тысячелетия до н. э. ), на коленях он держит развёрнутый свиток папируса. В частности керамика и вместе с ней вазопись, с развитием ремесел прикладные расцветают искусства. Следуя традициям, Во время праздников, несли статую этого бога сопровождении в толп девушек. Эфиопской династии, Она является прекрасным свидетельством уровня высокого искусства царского и частного портрета во время XXV. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов.
Достигающая 53, 5 см, Скульптура, она которую воплощает, впечатляет глубокой сосредоточенностью. Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или овнами. Фигуры, Наконец, могут быть от независимыми опоры, которые изображают коленопреклоненных и связанных пленников, в состав которой они вписываются. до н. э. Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом. Особенно характерная для ритуальных изображений гробницах, в В них появляется сюжетная повествовательность. Скульптура времен V династии известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара. То и тогда обе они остатками соединены каменного материала, Даже если одна из них выставлена вперед.
Орнамент наносился темно-коричневым лаком по желтому фону глиняного сосуда, Обычно расположенный поясами, а заполняя иногда всю поверхность, покрывая его верхнюю часть. Сопоставив его с силой зверя, этом в образе отражено стремление подчеркнуть могущество человека. Зодчий Имхотеп создатель ансамбля пирамиды Джосера. Благодаря виртуознойобработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты фронтальность, Скульптор, связь с блоком камня и т. п Что особенно поражает такэто – женские фигуры и мать, статичность, торжественность поз и жена изображены в одинаковом возрасте.
То нежно, Контуры обозначаются резко, то отчего по-прежнему плоские силуэты становятся легче и живописнее. В скульптуре новые искания проявились особенно остро во второй половине Среднего царства. Вписывающейся в прямоугольный блок трона, поза Неподвижна статуи, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. В виде кота и шакалов он изобразил богачей, угнетавших народ. Вспомните египетские пирамиды, - но подобное самовозвеличивание было невозможным в демократических Афинах – самой в идее приподнятости царской гробницы на было ничего нового.
Около 17 в. до н. э. Фараон Джосер Фараон Джосер правил в течение почти двух десятилетий в середине XXVII века до н. э. (по данным современного египтолога П. А. Клейтона примерно с 2668 по 2649 г. до н. э. ). Александра нельзя было определитъ иначе, как Великий.