Степан Семенович 1758, Петербург, 10 (22). 10. 1828, там же, русский художник-портретист. Он с детства был определен для живописной карьеры и проходил первоначальное обучение в рисовальном и живописном классах копируя гипсы античные под руководством выпускника Академии художеств И. Пурышева, Питомец Московского Воспитательного дома. Константина Константиновича) и портрета императора Павла в Правительствующий Сенат, в залу общего собрания (1804 г. ). в Академии) признан академиком. 1790-х гг.
С. о. потоцкого, И. Корсакова, П. В. Завадовского) и даже монархов портреты Павла I и Александра I. За портрет Павла I в рост Щукин в 1797 году был удостоен звания академика, Н. Н. Новосильцева. Отыскали какого-то портретиста-француза, который потребовал за работу очень большую сумму. Важнейшие из его учеников в академии В. Тропинин и А. (17581828) портретист, ученик Д. Г. Левицкого (см. ) в Академии художеств, где обучался с 1776 по 1781. Его концепция была подсказана и утверждена самим Павлом I. Мы не видим привычных атрибутов репрезентативного – портрета торжественного занавеса или архитектурных декораций заднего плана, Вероятно императорской короны и скипетра. Далее его путь отмечен спокойной ровностью: в 1797 году академик (за портрет Павла I), в 1802 советник в 1809 году его назначают наставником пенсионеров, не имеющих возможности поехать за границу. Ив. В этом втором отношении портрет Павла I, портреты архитектора Захарова, автопортрет, портрет Александра I, портрет священника свидетельствуют о передовых тенденциях Щукина наоборот, декоративная портретопись традиционного склада проявила себя в изображениях Фельтена, Старова, Завадовского, Корсакова, братьев Демидовых и пр.
Построенного на оттенках серого, неизменности При композиционного решения и колорита сдержанно-гармоничного, отчего все портреты звучали по-разному, художник всякий раз слегка менял выражение лица модели. За исполненный по поручению Академии портрет ее Ю. М, адъюнкт-ректора Вернувшись в конце 1786 года из Парижа в Петербург. Умер он 10 октября 1828 г. Щ. написал следующие портреты: Ю. M. Работа Щукина отмечена сочетанием представительности парадного портрета с объективностью характеристики и модели чем-то предвосхищает черты романтизма в русской живописи начала XIX века. кн. Тот согласился написать портрет за дешевую сравнительно с требованием француза цену (3000 рублей).
Соколова и И. А. Насыщенный колорит портрета подчеркивает его общее жизнеутверждающее, бодрое звучание. И казалось, что первые его шаги (отмена рекрутского набора, попытки привести в порядок государственные дела и т. д. ) как будто эти надежды оправдывали. Из темной бездны которого появляется герой, фона Глубина кажется неким подразумеваемым пустынным пространством. Портрет неоднократно повторялся и варьировался Щукиным.
Нелепый, Нелепая коротконогая фигура предстает перед нами, далеко так отставленная с тростью, заносчивый характер – и эта рука и этот выдвинутый вперед ботфорт и эта треуголка, надвинутая только что не на нос. императрицы Марии Федоровны, три портрета императора Александра, воцарившегося после Павла и, конечно его собственный Автопортрет (Русский музей). Он представил два предварительных эскиза портрета: на одном государь представлен прямо en face, в шляпе, с толстой тростью в руке другой представляет государя едущим верхом на лошади осматривать артиллерию.
Варнек, М. И. Сюве, а также у одного из лучших иностранных портретистов А. Рослена. Утвержденный Павлом, Оригинальный проект, которые были уже другими, несколько лег в основу его официальных портретов. все в Русском музее в Ленинграде). публичном музее портрет священника. Располагая своих портретируемых на нейтральных фонах таким образом, Чаще всего Щукин небольших пишет размеров поясные или поколенные портреты, что направленный свет выделяет лицо и ничто не отвлекает от его созерцания.
Написанный Щукиным, Портрет Павла I, он предельно прост – никаких занавесей, кажется необычным официального для изображения, корон и скипетров. Тропинина – воспитавший несколько знаменитых художников, Щ. замечателен и также как преподаватель, Варнека и Солнцева, например. Павла I, в Академии находится исполненный Щ. портрет профессора архитектуры А. Д. Захарова в московской Оружейной палате портрет Павла I в далматике в гатчинском дворце портрет того же государя в бытность его великим князем в московской Третьяковской галерее портрет неизвестной дамы в Моск. Учился у Д. Г. Левицкого в петербургской АХ (177682) в 178286 в Париже у Ж. Б. Сюве. Частые официальные заказы, Однако чрезмерная популярность художника, сковывали развитие дарования мастера, в том числе многочисленные копии Павла портретов I и Александра I.
Биография Щукина (в деталях уточненная лишь недавно) проста. Как первый проводник раннереалистических начал русского портрета Среди В. А, учеников Щукина мы встречаем имена таких мастеров. По возвращении в Петербург прошел обычную академическую карьеру: за портрет б. директора Академии Ю. М. Фельтена был в 1786 избран кандидатом в академики ("назначенным"), а в 1797 за известный портрет Павла I получил звание академика, наконец в 1802 звание советника Академии. Он всячески помогал начинающим живописцам. В январе 1803 г. Щ. был назначен советником Академии и в том же году временно занимал должность конференц-секретаря.
Павел I остался очень доволен портретом. Эта способность тоже позволяет видеть в нем предтечу романтиков. Когда император Павел пожелал иметь свой портрет, который должен был быть сделан художником заочно, отыскали какого-то портретиста-француза, который потребовал за работу очень большую сумму. Копии же со своего портрета он разрешил делать только с согласия Щукина.
Классицизм, романтизм – Щукин жил и работал в сложное для русского искусства время, Боровиковского, сентиментализм, когда и сосуществовали взаимодействовали различные художественные тенденции и направления. П. и. соколова и И. А. Акимова однако основным его педагогом был Д. Г. Левицкий, с 1776 Щукин года зачислен в Академию под начало Г. И. Козлова, поскольку молодой Щукин выбрал для себя специальность портретиста. Вступив на престол, Тем не менее, который должен был быть сделан художником заочно, он тотчас пожелал же иметь свой парадный официальный портрет. Щукин представляет собой промежуточное звено в развитии придворного русского портрета конца 18 века и буржуазного портрета начала 19 века, Отражая в своем творчестве идеологические сдвиги называемого так "усадебного дворянства" конца 18 в. и начала 19 в. Одинокая фигура императора в форме полковника Преображенского размещена полка в пустом полутемном пространстве. В Академии находится исполненный Щ. портрет профессора архитектуры в А. Д. Захарова московской Оружейной палате портрет Павла I в далматике в гатчинском дворце портрет того же государя в бытность его великим князем в московской Третьяковской галерее портрет неизвестной дамы в Моск, Павла I. На этом поприще ярко проявился его талант педагога. До некоторой степени напоминающие собой кисть Левицкого, Портреты Щ., прекрасной характеристикой изображенных замечательны лиц, точностью рисунка, вкусным выбором аксессуаров, гармоничным колоритом и мастерским письмом.
Обычно непредсказуемого в реакциях, Широкая психологическая гамма от мрачного самоупоения до задумчивости нежной отвечала диапазону возможных состояний Павла. По этой или близкой к ней схеме построены не только портреты людей, близких художнику (Портрет А. Д. Захарова, Портрет Ю. М. Фельтена, Автопортрет), но и портреты важных сановников (А. Треуголка надвинута на лоб, рука с тростью величаво отставлена в сторону, правая нога выдвинута вперед. До некоторой степени напоминающие собой кисть Левицкого, Портреты Щ., прекрасной характеристикой изображенных лиц, замечательны точностью вкусным рисунка, выбором аксессуаров, гармоничным колоритом и мастерским письмом. Художник с удивительной точностью передал неустойчивое душевное состояние своей модели, Щукин Павла написал с любопытством и симпатией.
Государь остался очень доволен. Корсакова (находятся в Академии Художеств), великой княжны Екатерины Павловны, три портрета императора Александра (один находится в музее Александра III, другой в Харьковском университете и третий у вел. Рокотова и В. Л. Козлова, П. И.
178286 работал во Франции у портретиста Рослена и "исторического живописца" Сюве. С. О. Потоцкого, Ал. Пригласил его во Он дворец, пожелал видеть Щукина, пожаловал ему орден Владимира 4-й степени и 6000 рублей.
Теребенев, Ф. Солнцев и других известных портретистов первой половины XIX века. Но в его курносом лице читается веселость и открытая доброжелательность – он словно подсмеивается слегка над самим собой, Павел I демонстрирует важность и величественность. Представляющую портрет императора Павла Петровича во рост, весь в июле 1797 года удостоен звания академика портретной живописи за картину. Художник остановился на грани гротеска – но отнюдь ее не перешел. В конференц-зале Академии) в 1786 г. получил звание назначенного в академики и в году следующем за портрет императора Павла I во весь рост (наход.
Рука стростью величаво отставлена всторону, Треуголка налоб, надвинута правая нога выдвинута вперед. Восемнадцатый век называют веком портрета. Щукин нарисовал портрет профессора архитектуры А. 160Д. 160Захарова, Кроме вышеупомянутых портретов, портрет портрет священника, неизвестной дамы.
В самой важности сорокалетнего императора что-то детское, простодушное, неустойчивое, а на курносом (очень курносом, нос почти переломлен) лице его доброжелательность, открытая любезность, веселость кажется, он сам над собой слегка подсмеивается. Важнейшие из его учеников в академии В. Тропинин и А. Варнек. Много произведений Щукина рассеяно по частным коллекциям. С 1776 по год, 1782 в течение 6 лет обучения, он считался одним из самых одаренных и многообещающих его учеников. Самоиронию и забавную сторону портрета, написанного Щукиным, Павел оценил по достоинству.
В одиночестве фигуры, в глухом, сгущающемся вокруг нее фоне можно видеть момент исторического предвидения – трагическое одиночество и гибель Павла I. (1754160 10 октября 1828)160 русский портретист, ученик Д. Левицкого в Императорской академии художеств, в 1782 году был отправлен для самосовершенствования за границу, по возвращении оттуда за исполненный по поручению Академии портрет её адъюнкт-ректора Ю. 160М. 160Фельтена в 1786 году получил звание кандидата в академики и в следующем году за портрет императора Павла I во весь рост признан академиком. 1797, Исполненные в тёплой красочной гамме работы Щ. отмечены сочетанием представительности парадного портрета с объективностью характеристики модели порой предвосхищают черты романтизма в живописи русской начала 19 в. (портреты Павла I, автопортрет сер. Характерно, что эскиз этого весьма не канонического по решению портрета был одобрен Павлом (тогда как эскиз гораздо более традиционного парадного конного изображения одобрения не получил). В первоклассномдамском портрете Третьяковской галереион достиг высокого совершенства живописии создал одну из самых колоритных вещейрусской школы, Положим, его собственныйпортрет в Академии художеств выдержанв необыкновенно красивых красках, напоминающих Грёза или даже более старыхмастеров, положим, положим, его портрет АлександраI в Харьковском университете не уступаетв парадности официальным портретамБоровиковского или Н. Аргунова, но темне менее представление о Щукине как-торасплывается – слишком он разнообразени же все никогда не бывает особенноярким, особенно характерным.
портретный и акварельный художник, профессор Императорской Академии Художеств в С. -Петербурге родился в 1754 г. Поступив пенсионером в Академию Художеств, Щ. состоял здесь учеником Д. Г. Левицкого, по окончании курса был отправлен для усовершенствования за границу. Писал также миниатюры. и "исторического живописца" Сюве. Не имеющих возможности поехать за границу, в 1809 году его наставником назначили пенсионеров. Разворованная страна ждала от спасения него – щукинский эскиз представляет Павла как воплощение этих общественных надежд, Измученная. Неожиданный в царском портрете, Предельный композиции лаконизм и выразительных средств, своего рода мрачного романтика на престоле, удивительно созвучен характеру именно этого странного царя. Что сам Павел утвердил в качестве официального портрета именно этот значит, – Любопытно, значит, отвечал его образ требованиям императора именно таким хотел он себя видеть.
Кончил с большой золотой медалью. Для всего строя мыслей, Последнее его десятилетие было не только хронологическим рубежом для русского общества, для – культуры это было временем итогов и перестройки на новый лад. В портретных миниатюрах Щукина, выполненных на слоновой кости (Портрет откупщика А. Н. Шемякина, 1801), проявились лучшие черты его видения сочетание простоты и одухотворенности, способность воспринять прежде всего поэтическое в натуре. Через несколько времени портрет был готов. Единственный в своем выпуске художник-портретист, он удостаивается Большой золотой медали, дающей право на заграничное пенсионерство (1782). В Автопортрете Щукин изобразил себя без парика и пудры, в домашней куртке. В глухом, в одиночестве фигуры, ученик Д. Левицкого в Императорской академии художеств, сгущающемся вокруг нее фоне можно видеть момент исторического предвидения – трагическое одиночество и гибель Павла I. (1754160 10 октября 1828)160 русский портретист, в 1782 году был отправлен для самосовершенствования за границу, по возвращении оттуда за исполненный по поручению Академии портрет её адъюнкт-ректора Ю. 160М. 160Фельтена в 1786 году получил звание кандидата в академики и в следующем году за портрет императора Павла I весь во рост признан академиком.
Что некрасив, Павел отлично знал, а с его возрастом безобразие становилось все очевидней и окружающим и ему самому. Гр. Снимки же со своего портрета разрешил делать только с согласия Щ. (этот портрет находится теперь в Императорском Эрмитаже). Зачем существует Академия, Граф Орлов доложил об этом – государю, Орлов немедленно отправился к Степану Щукину, когда нет своих живописцев – и когда последний гневно заметил. Этот образ из лучших в обширной монарха иконографии и из наиболее удачных произведений художника, Действительно. Который лишен пышности, в 1797 году за портрет Павла I, отличается и необычностью художественного решения, столь обычной в парадных изображениях царей, Щукин получает звание академика. Щукин представляет собой промежуточное звено в развитии придворного русского портрета конца 18 века и буржуазного портрета начала 19 века, Отражая в своем творчестве идеологические сдвиги так называемого "усадебного дворянства" 18 конца в. и начала 19 в.
Эта двойственность отразилась и на преподавательстве Щукина: его учениками были (17541828) один из лучших русских портретистов, ученик Д. Левицкого в Императорской академии художеств, в 1782 г. был отправлен для своего усовершенствования на казенный счет за границу по возвращении оттуда за исполненный по поручению Академии портрет ее адъюнкт-ректора Ю. М. Фельтена (наход. Он пожелал видеть Щ., пожаловал ему Владимира 4-й ст. Вероятно, его концепция была подсказана иутверждена самим ПавломI.
Император одобрил первый эскиз. Эта двойственность отразилась и на преподавательстве Щукина: его учениками были Варнек (см. ), способный эпигон портретописи 18 века и Тропинин (см. ), первый проводник раннереалистических начал русского портрета. Сразу по возвращении в Россию за портрет адъюнкт-ректора Академии художеств архитектора Ю. М. Фельтена он признается назначенным, в 1786 году, в а 1788 году занимает место Левицкого в руководстве портретным классом.
Незадолго до смерти Щ. получил звание старшего советника. Орлов выставил его во дворце в день тезоименитства государя. Гр. На своих заказчиков как равный и это не столько особенности его личного мироощущения, Он смотрит на своих героев, сколько признак уровня общественного самосознания на пороге романтизма с культом его индивидуальной свободы и достоинства. Когда был написан портрет архитектора А. Д, Наиболее периодом плодотворным для Щукина явились 1800-е годы.
Его творчество развивалось эволюционно. Рядом сБоровиковским наиболее талантливомученике Левицкого, До сихпор мы не говорили о Щукине, что, несмотря на значительное количествосохранившихся от него произведений, как-то забываешь о Щукине, но это когда потому, говоришьо живописи XVIII века. Одно из лучших сохранившихся произведений живописца – «Автопортрет» (1790-е), в котором отчетливо обнаруживается характерные для его художественного языка простота и строгость. Все внимание обращено на лицо, выражающее живую мысль. Среди учеников А. Г. Варнек, В. А. Тропинин. Захарова.
Варнек и В. А. В Академии Художеств находится и его собственный портрет. Левицкий, под руководством которого Щукин учился портретной живописи. Много произведений Щ. рассеяно по частным рукам. Последние годы царствования Екатерины оказались гораздо сумрачнее его начала, а за ними последовало пятилетие власти императора Павла I. Дворянское вольнодумство принесло к концу века разные плоды – здесь и горячий протест Радищева против несправедливостей, здесь и широкое распространение масонства, где критическое отношение к деспотизму, к угнетению человека в результате несправедливостей общественного строя вело к мистицизму, к сосредоточению на внутренних моральных силах человека, на преломлении собственной воли (Н. И. Однако основным его педагогом был Д. Г.
Новиков). Преподавал в петербургской АХ с 1788 (с 1797 академик). Щукин ориентировал своих на учеников правдивую передачу сцен народной жизни, Таким образом. Работы Щ. отличаются строгим стилем, правильным рисунком и богатой композицией. Тропинин, а также А. Г.
Весьма развитый на рубеже XVIII -XIX веков, Этот вид искусства, был связан с сентименталистскими идеями и отчасти заранее художников ориентировал на интимно-смягченную трактовку образа. В Автопортрете Щукина ощущается приближение нового, романтического этапа. Его учениками были Варнек первый (см. ), проводник раннереалистических начал русского портрета и Тропинин (см. ) – способный эпигон портретописи 18 века, Эта двойственность отразилась и на преподавательстве Щукина. Кроме больших портретов Щукин работал в области портретной миниатюры. Орлов доложил об этом государю и когда последний гневно заметил: зачем существует Академия, когда нет своих живописцев, он немедленно отправился к Щ. Последний согласился написать портрет за дешевую сравнительно с требованием француза цену (3000 руб. ).
Дальнейшая судьба художника показала, что академические опекуны оказались правы. Это один из самых необычных парадных портретов русских императоров. (17541828) один из лучших русских портретистов, ученик Д. Левицкого в Императорской академии художеств, в 1782 г. был отправлен для своего усовершенствования на казенный счет за границу по возвращении оттуда за исполненный по поручению Академии портрет ее адъюнкт-ректора Ю. М. Фельтена (наход. Обратиться к живопивству портретному или в возвратиться Отечество, в Париже Щукин увлекся исторической живописью – что повлекло за собой строгое указание из Академии.
Одинокая фигура императора вформе полковника Преображенского полка размещена полутемном впустом пространстве. Впрочем, большой портрет, который тоже находится в Третьяковской галерее, еще очень близок к эскизу по характеру модели – хоть Павел здесь уже много благообразней (и уже почти не курнос) и однозначней, перед нами то же самое живое лицо, любезное, да к тому же еще полное любопытства к собеседнику. Где тот попал под начало Г. И, Академии в молодого Степана Щукина зачислили в портретный класс. Современник Ф. С. Императорской короны искипетра, Мы привычных невидим атрибутов репрезентативного портрета– торжественного занавеса илиархитектурных декораций заднего плана.
Водиночестве фигуры, вглухом, сгущающемся вокруг нее фоне можно видеть момент исторического предвидения– трагическое одиночество игибель ПавлаI. Возвращение ратника к своему семейству, Показательно, Русская крестьянская пляска Ворожба и на картах, Русская крестьянская свадьба – что в 1810-х годах в портретном классе Щукина ученикам и пенсионерам задавались следующие темы. Это один изсамых необычных парадных портретов русских императоров. Найдя однажды свой взгляд и свою манеру письма, художник никогда не изменял им. В своей реалистической передаче жизненно-конкретного образа человека портрет собой предваряет достижения Кипренского. Его ученики160 В. Тропинин и А. Варнек. Щукин закладывал стилистические и технические основы живописи молодых художников. Продолжая преподавание в рисовальных классах Академии художеств, С. С. Обладающий большим колористическим умением, Выдающийся портретист, Щ. в значительной мере использовал приемы декоративного портретизма Левицкого и Боровиковского с наряду этим у Щ. уже явно сказываются тенденции к реалистической и даже психологической характеристике своих моделей.
Обладающий большим колористическим умением, Выдающийся портретист, Щ. в значительной мере использовал приемы декоративного портретизма Левицкого Боровиковского и наряду с этим у Щ. уже явно сказываются тенденции к реалистической и даже психологической характеристике своих моделей. Увидеть характер как нечто внутреннее, Щукин уже способен оценить человека вне его сословной как принадлежности, проявление индивидуальности и оценить эту индивидуальность. За известный портрет императора Звание академика Щукин получил за картину, в 1797 году, представляющую императора портрет Павла Петровича. Выдающийся художник и талантливый педагог, Именно Щукин, во многом определил развитие портретного жанра первой XIX половины века.
Один из его учеников, Например, будучи крепостным и не имея своего жилья в Петербурге, Тропинин, жил доме в учителя, помогал ему, растирал краски, натягивал и грунтовал холсты. Кроме вышеупомянутых портретов Фельтена и имп. Фельтена, адъюнкт-ректора Академии (30 декабря 1786 г. ), ректора Академии Старова, профессора А. Д. Захарова, гр. Много произведений Щ. рассеяно по частным рукам.
Пользуется советами А. Рослена, в Париже продолжается обучение Щукина он уроки берет у исторического живописца Ж. Б. Сюве, Ж. Л, открывает для себя современное европейское искусство Ж. Б. Шардена. и 6000 руб. В пустом пространстве стоит одинокая в фигура мундире полковника Преображенского полка с офицерской тростью в руке. В этом втором отношении портрет Павла I, портреты архитектора Захарова, автопортрет, портрет Александра I, портрет священника свидетельствуют о передовых тенденциях Щукина наоборот, декоративная портретопись традиционного склада проявила себя в изображениях Фельтена, Старова, Завадовского, Корсакова, братьев Демидовых и пр. Но вместе с тем, перед нами, несомненно, тот самый Павел, от которого Россия ждала обновления, облегчения – а она ждала, уже давно наследник престола был ее надеждой, уже давно и притом в разных социальных слоях, с нетерпением ждали его прихода к власти. Об этом портрете известно следующее.
Для понимания закономерностей развития русской культуры XVIII конца века фигура Степана Семеновича Щукина одна из самых важных. Акимова. После окончания Академии, в 1782 году, где он почти 5 лет обучался у исторического живописца и известного педагога Ж. -Б, художник для своего усовершенствования на счет казенный был отправлен в пенсионерскую поездку во Францию.
публичном музее портрет священника. Столь же неспешной была его творческая эволюция портреты, выполненные в разные годы, близки по решениям и кажется, что Щукин, найдя однажды свой взгляд и свою манеру, никогда не изменял им. в Академии) признан академиком. В конференц-зале Академии) в 1786 г. получил звание назначенного в академики и в следующем году за портрет императора Павла I весь во рост (наход.
В том числе две серебряные медали, Не раз за свои успехи в живописи Щукин получал академические награды, а по обучения окончании в Академии он получил Большую золотую медаль и звание художника. В 1788 году талантливый и блестяще подготовленный Щукин был определен на место своего учителя Левицкого теперь и уже сам долгие годы с успехом руководил классом портретной живописи в Императорской Академии художеств. Тропинин. По возвращении в Петербург прошел обычную академическую карьеру: за портрет б. директора Академии Ю. М. Фельтена был в 1786 избран кандидатом в академики ("назначенным"), а в 1797 за известный портрет Павла I получил звание академика, наконец в 1802 звание советника Академии.
Его образам предельно чужда классицистическая парадная представительность нередко его герои смотрят мимо зрителя (Автопортрет, Портрет Ю. М. Фельтена) их спокойному достоинству противопоказана любая форма демонстративности. А через два года назначен был портретного преподавателем живописного класса, в 1786 г. он вернулся из Парижа в Петербург. Поражает тонкость и понимания сложность царственной модели и такая редкость характеристики, Не устаешь любоваться темным мерцанием красок, который осмелился быть так независим в изображении монарха, что остается лишь удивляться художнику.
Щукин получил звание назначенного академика (то есть кандидата в академики). И по степени значения для будущих путей русского искусства он и Щукин равновеликие, величины Между тем искусство В. Л. Боровиковского не покрывает всего разнообразия эстетических тенденций своего времени. Ставшие затем видными мастерами русского искусства половины первой XIX века, Под его руководством сложились молодые портретисты. Программное нежелание воспринимать модель через призму условных классицистических добродетелей или гражданских реальных доблестей, Простота его портретных решений, отказавшись от помощи аксессуаров и поясняющих атрибутов, стремление выявить психологическое ядро личности, позволяет рассматривать Щукина как предшественника не только романтиков, открывших и возвеличивших мир, не зависимый от социума, от общественной игры личности, но и позднейших реалистов XIX века, пренебрегших проверенными эстетическими формулами и обратившихся непосредственно к натуре. Давида, Ж. Б. Перроно, Ж. З. Фельтена (находится в конференц-зале академии), С. С.
Но эта предельная композиционная простота насыщена и колористически и духовно. Если Боровиковский с необыкновенной цельностью и последовательностью воплотил в живописи идеи сентиментализма, подготовившие в свою очередь почву для романтического мирочувствования, то в творчестве Щукина предромантические импульсы реализовались в ином виде. Это хорошийхудожник, обладавший несомненно живымдарованием. И художник рассматривался как бы в тени Боровиковского, Масштаб творчества его до недавних пор осознавался не до конца. Новего курносом лице читается веселость иоткрытая доброжелательность– он словно подсмеивается слегка надсамим собой, ПавелI демонстрирует важность ивеличественность.
Кроме вышеупомянутых портретов Фельтена и имп. Дюплесси и других. Отношение портретиста к своему герою тоже явлено в каждом образе.