В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Чувствуется глубина оврага, глушь. родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Виртуозно испоненные мельчайшими, Рисунки пером, с филигранной деталей, отделкой бисерными штрихами, поражали зрителей. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Созданных в эти годы, в полотнах Шишкина, сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд на очевидны природу, черты романтизма. Художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, Не Шишкина, случайнодрузья а подчас даже более свежимии колоритными. Во многих из них она заслоняла собой общее настроение, а случайных, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое хотя чувство и превосходных этюдов – сообщала им характер не картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам.
Предложенную Третьяковым, Шишкин с благодарностью ее согласилсяотдать в коллекцию за 300 рублей -сумму. Ихчешуйчатая кора написана с использованиеммногих цветов. Кромедошедших до нас светлых шишкинскихрисунков с подписью "Братцево", свободных от скованности его академическойманеры, главным, конечно, были исполнявшиесяим живописные этюды, в одном из которыхи был запечатлен мотив зреющего ржаногополя и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины "Полдень. В окрестностях Москвы" (ГосударственнаяТретьяковская галерея), с золотистымиполями спеющей ржи, конкретно вписаннымидальними планами, дорогой идущей изглубины и высоким, распростертым надземлей небом со светлыми кучевымиоблаками.
Каждое из них вызывало интересзрителей. Она легко воспринимается всеми любителями лесной природы, Картина Корабельная роща навеяна лиризмом и любви художника к лесу с неиссякаемым его богатством, которые очень хорошо знакомы по репродукциям с этой сказочной красоты работой, даже детьми, что в наследство оставил великий маэстро. В центре выделеныосвещенные солнцем мощные стволы вековыхсосен. Эпическими по своему строю картинами, Художник с увлечением работает над широкими размаху, по воспевающими просторы родной земли. Художником, Шишкин был и оставалсядо конца непревзойденным знатокомдерева имевшим не соперниковв изображении хвойного леса. Эта картина – очень светлая и яркая. Тема русского лесапосле Рубки леса продолжалась и неиссякала до конца жизни художника.
В сюжетах которых обращается к теме природы, русской в 1880-е годы художник создает много пейзажей. Родился в Елабуге в семье небогатого купца. Так как является русским живописным пейзажным шедевром, Картина Рожь многим знакома с самого детства, календарях и на красивых упаковках, ее часто увидеть можно на различных репродукциях.
Благодаря такому сочетанию цветов, композиция выглядит очень гармонично и одновременно ярко. В Академии художествШишкин быстро выделился учениковподготовленностью среди и блестящимиспособностями. Мастерсмело экспериментировал. И. в. шишкин, Отец художника, но и инженером, был не только предпринимателем, археологом и краеведом, автором города "Истории Елабуги".
– получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Quotсосновый лес" (1885), Сосновыйбор" (1881), "Всосновом лесу" (1887) и другие по работам характерублизки предшествующегодесятилетия. В этом этюде отчетливо видно характерное для Шишкина содержательно стремление воспринимать природу. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком.
Который занял вконце семидесятых одно годов из самыхвидных мест и все же наибольший успехвыпал на долю Шишкина, средирусских пейзажистов, если не главное. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60). Принялся снова за гравирование водкою, крепкою кружку аквафортистов, посвящая ему почти столько же времени, которое уже не покидал до конца своей жизни, сколько и живописи. Через ручей проходит оградка сплетенная из веток, Очень красиво прописан ручей с легким отражением деревьев в воде, а где плесенью, правый берег ручья местами покрыт где травой, выразительно прелесть отражая восприятия. Чем в таких работах, Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, в которых пользовался он многими красками.
Только в глубине луч солнцаосветил полянку, слегка окрасив ее врозоватый тон. Сосновыйбор" (1881), "Сосновый лес" (1885), "Всосновом лесу" (1887) и другие по характерублизки работам предшествующегодесятилетия. Вместе с этою последнею наградою, Приобретя, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, посещал там мастерские известных художников, между прочим мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большою популярностью, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, под где, руководством проф. Судяпо описанию оказавшегося в Чехо-Словакиипейзажа, задний план его с участкомгустого леса напоминает дальний видисполненного маслом эскиза картины"Утро в сосновом лесу", принадлежащегоГосударственной Третьяковской галерее. И это лишний раз подтверждает возможностьвзаимосвязи обеих картин. Особеннорадовался его успехам в области колорита, подчеркивая, Крамской, видя творческий неуклонный ростпейзажиста с начала 70-х годов, что эта победа была имзавоевана прежде всего в области этюда, то есть в непосредственном общении сприродой.
Но художник не торопится с поездкой, а отправляется в родную Елабугу и только в апреле 1862 года уезжает за границу. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Так сказать, этот манер в самой натуре, Манер есть самаявнешняя сторона произведения искусстваи связан тесно с личностью художника-автораи способом и степенью его пониманияпредмета и обладания техникою искусства. В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, а не усвоилего себе несознательно".
Однаиз этих деталей – прислонившийся к покосившийся соснестарый крест – создаетопределенный элегический настрой. Сухойпочвой и насыщенной по цвету молодойпорослью, Прекрасно написана поляна справас побуревшей солнца от травой. Исполненныйв 1853 году, Среди ранних графическихработ Шишкина интересен лист, большинство очерчено. Шишкин которых явно ищет мотивы, с двадцатью девятью пейзажныминабросками, достойныекартины. Прослеживая цветовые исветовые Во градации, многихпроизведениях, он использует принципытональной живописи. Картина "Полдень.
В 80-е годы Шишкин создаетмного картин, в сюжетах которых онпо-прежнему обращается преимущественнок жизни русского леса, русских лугов иполей, впрочем, затрагивая и такиемотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняютсяи теперь, но художник отнюдь не остаетсянеподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как "Ручей в лесу (Накосогоре") (1880), "Заповедник. Но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотнапослужил пейзаж 1888 года "Туман всосновом лесу", А. Савицкий, по всейвероятности, написанный и как "Бурелом", послепоездки в вологодские леса. А жизнь на каждом шагу открывалаперед ним богатый, Сама эпоха 60-хгодов выдвигала перед искусством ихудожником принципиально новые важныезадачи, лишенной живогоотношения к природе и чувства художественнойправды, мир сложный явлений, которые требовали коренной ломкиусловных и обедненных приемов академическойсистемы живописи. Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни. Представляющие собой детализованный дневник природной Самостоятельную жизни, ценность имеют его рисунки и этюды. Но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь и вот из робких, этих которым смело можно гордиться, путь.
Картина "Корабельнаяроща" (самая крупная по размерам втворчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскуюсилу. Это человек – школа, но живая школа", Шишкин – столб верстовой в развитиирусского пейзажа. В его лучших произведенияхреалистическая пейзажная живописьподнимается на одну самых из высокихступеней. В1848 году, не закончив казанской гимназии ("чтобы не сделаться чиновником", как Шишкин объяснял позднее), юношавернулся в отчий дом, где томился втечение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченныхинтересов подавляющего большинстваокружающих его обывателей и не находяеще возможности определить дальнейшийтворческий путь. Приятно вспомнить то время, когда как мы, новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки – убежденный сторонник просветительской,, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь идейно-художественной программы передвижников, он в 1896 году с гордостью писал.
Посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера, Как пенсионер Академии жил в 1862-65 Германии в и Швейцарии. Но основной ценностью картины Утро в сосновом бору считалось идеально отраженное художником состояние природы, Сюжет медведями с в картине конечно способствовал широкой популярности, то есть сосновый бор утром. Вокрестностях Москвы" выбивалась изобщего строя.
Изумительное знание «анатомии» русского леса сказалось и в графике Шишкина. 2 Краткая биография Иван Иванович родился в купеческой семье. Что он дажерасписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретший ее подпись, П. М. Третьяковснял Медведи получилисьу Савицкого столь удачно, решив утвердить за этойкартиной только авторство Шишкина.
Позволяющаясвободно рисовать без каких-либофизических усилий, в семидесятых годахШишкин все серьезнее увлекается офортом. Техника глубокой печати, для Шишкина искусствоофорта стало самостоятельной и важнойобластью творчества, оказалась ему особенноблизка – он мог сохранить свободную иживую манеру рисунка. В линейно-штрихового то время как многие художникииспользовали офорт для репродуцированиясвоих картин. описывающих родные окрестности. В творчестве живописцевросло молодых стремление к новым средствамхудожественной выразительности, усиливались поиски иных образныхрешений. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Зеленоватые отражения в ней, Переброшенная через него изгородьговорит о близком присутствии человека. Две вспорхнувшие желтые бабочки скользящиелиловатые надводой, тени на стволах привносяттрепетную радость бытия, чутьголубоватые рефлексы от неба, не нарушая приэтом впечатления разлитого в природепокоя.
Реалистические веяния, Новые же, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, проступают в том проникновенном внимании, уголка леса поля или конкретного дерева. В таких картинах, как Полдень. Густые кроны бросают на них тень. Вдали – пронизанное теплым светом, словноманящее к себе пространство бора. Воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, кустов и трав, так и мельчайших отличительных всякой черт породы деревьев. Неразрывно связанной с образом России, Тема леса как главной принадлежности природы, русской была одной из главных в творчестве Шишкина, ее народом.
Срезаярамой верхушки деревьев (прием, частовстречающийся у Шишкина), он усиливаетвпечатление огромности деревьев, которымсловно не хватает места на полотне. Великолепные стройные сосны даны вовсей своей пластической красоте. Могучая натура Шишкинапобедила тяжелые душевные переживания, и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставкуШишкин смог дать ряд картин из которыходна ("Родник в сосновом лесу")снова вызвала восторженные похвалыКрамского. Первое место занимает Шишкина"Рожь". Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). 5 С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе «Среди долины ровныя» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова 1883, Киевский музей русского искусства), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.
Музей имп. К колориту емутеперь больше, Благодаря интересук световоз-душной среде, такогорода удаются произведения, чем раньше. Quotрубка леса", "Горелый лес", "Сосновый лес", "Рожь", "Дебри", "Пасека", "Еловый лес" и "Утро в сосновом лесу" и, кроме того, семнадцать мастерских – рисунков "Полдень в окрестности Москвы", в ней имеются картины. Иван Васильевич поощрял тягу сына к живописи и на согласился отъезд будущего художника в Москву.
Представляющие собой детализованный дневник природной жизни, ценность Самостоятельную имеют его рисунки и этюды. Помимо живописи, За границею и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров, он много занимался рисунками пером его произведения в этом роде приводили в удивление иностранцев. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. В 1857году он получил две малые серебряныемедали – за картину "В окрестностяхПетербурга" (1856) и за рисунки исполненныелетом в Дубках. Замысел ее подсказал ШишкинуК. Шишкин знал и любил природу. Художник увлечен не открывшегося толькокрасотой перед ним вида, но и разнообразием природных форм.
В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкою водкою. Служивший местомлетней работы на натуре академическимученикам-пейзажистам, Подлинной дляШишкина школой стал Валаам. Монументально-романтический образ Природы большой с буквы неизменно присутствует в картинах. Сегодня находится в Третьяковской Галерее и радует глаз своей и душевностью красотой русской природы, Картина Шишкина Рожь.
Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Конечно, Этой же школой дляначинающих художников, его опыт, сам являлсяи Шишкин, его знания, егонепосредственные занятия с ними. На которой он представил живописных помимо работ многочисленные этюды, в 1891 году в Петербурге прошла персональная выставка художника, офорты, рисунки.
И Шишкин по ступил в Московское училище живописи, Отец желание поддержал сына заниматься искусством, ваяния и зодчества. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. В самой натуре, Шишкинищет такие мотивы, которые позволилибы раскрыть ее в объективной значимости, и старается воспроизвести их на уровнекартинной завершенности, о чем со всейнаглядностью можно судить по другомуэтюду той же серии – "Вид на островеВалааме" (1858). Рисунок с самогоначала стал для него важнейшим средствомизучения натуры.
Что основная работа все таки была сделана Шишкиным, считал, Коллекционер медведицу с медвежатами он не считал главными в этой картине. Из-под его кисти вышли образы, ставшие символами России, «русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русскими далями». Окончив Училище, в 1856 году, чтобы дальше свое совершенствовать мастерство, художник едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Видимо, поэскизу Шишкина (то есть так, как они былизадуманы пейзажистом), Савицкий и написалмедведей в самой картине. В пейзажной живописи 19 века это очередное произведение мастера перешло этап очередной и приобрело новую социальную значимость созвучную мироощущению народа.
А. калама, Но несравнимо большее на воздействие него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца. Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владениирисунком этюд в лег основу конкурснойкартины Шишкина "Вид на островеВалааме. Раннее творчество Для ранних работ мастера ("Вид на острове Валааме", 1858, Киевский музей русского искусства "Рубка леса", 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма "кулисного" построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. Которые пыталисьотойти от устоявшихся традицийпередвижников, Тогда-то среде в некоторыхстарших художников стала обнаруживатьсяявная нетерпимость к тем представителямнового поколения. А М. К. Клодт иЛ, в десятилетии, когда новом прекратили выставляться А. И. Куинджи и А. К. Саврасов.
Обычно из года в год обахудожника по летам селились вместе, где-нибудь среди средней природы полосыРоссии. Сараи, лодки или, Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги идущую крестьянкус за котомкой спиной, например. Буйство выгоревшей травы очень выделяется на фоне желтоватой массы колосьев создает и необыкновенный контраст. И уже через три месяца после поступления художник обратил на внимание себя пейзажными рисунками, Иван Иванович выделялся среди учеников блестящими способностями. Достаточно будет упомянуть о Шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Которая кажется стройнойантичной в колонной, "Рубкелеса" это видно по упругой округлостиспиленной ели, сокрушенной варварами. Стройные сосны в левой части картинытактично окрашены светом угасающегодня. Ранее не внесенныхв искусства, оборот Художникоткрывал обширный мир непримечательныхсоставляющих природы. Что в способе иманере рисования рисунки Ваши напоминаютКалама – я не вижу в Вашей манере естьнечто свое, Вы говорили мне. А потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова "Вид в окрестностях этого города" – картину, Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, прислана будучи в СПб., которая, доставила художнику звание академика. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Возможно после этой работы родилась идея картины написания Утро в бору, Годом ранее Шишкин написал картину Туман в сосновом лесу, что идея ее написания была подана Савицким, вполне вероятно. Какнередко бывало у художника, увлекшийего мотив он варьирует в несколькихпроизведениях. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
ясный полдень, яркий солнечный свет. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Художник сувлечением работает над широкими поразмаху, эпическими по своему строюкартинами, воспевающими просторы роднойземли.
Введенный в картину, жанровый Занимательный мотив, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы, во многом способствовал ее популярности. Quotлес (Шмецк близНарвы)", к нимотносятся "Уголок заросшего сада. Сныть-трава" (1884), "Напесчаном грунте, "У берегов залива (Удриас близ Нарвы)" Финского (оба 1888 г. ). Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. То целыми сериями, которые он в объединял альбомы, пользовавшиеся большим успехом, Шишкин выпускал эстампыто отдельными листами. Ему уже сопутствовала известность. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта.
К нимотносятся "Уголок заросшего сада. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близНарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "Напесчаном грунте. С которойхудожник подходит к изображению натуры, и о начавшем проявляться в уже то времяхарактерном свойстве дарования Шишкина- содержательном восприятии природы. Тщательно выписывая высокую, Этюд "Сосна наВалааме" – один из восьми удостоенныхв 1858 году серебряной медали – даетпредставление об увлеченности, Шишкинв ряде характерных деталей передаетсуровость окружающей местности, стройную, красивую по своему контуру сосну. 1898). В которойвсе ему казалось интересным, Богатство и разнообразиерастительных форм увлекает Шишкина. Неотрывно штудируя натуру, коряга, будь тостарый пень, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в – подмосковномлесу в Сокольниках изучая формурастений, проникая в анатомию природыи делая это с огромным увлечением. Приблизиться к природе было его главнойцелью уже в ту пору.
организованы две выставки работ художника. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Идея, организация, смысл, цель и стремления Товарищества создали ему почетное место, если только не главное, в среде русского искусства. Куинджи. В которых проявилась художника, самобытность Основные работы этого периода – пейзажные наброски, заключающаяся в умении точно и ярко изобразить природу. он все-таки неизмеримовыше всех, взятых вместе, до сих пор.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера, пенсионер Как Академии жил в 1862-65 в Германии и Швейцарии. и, наконец, в 1860 г. – большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Многиепревосходные этюды Шишкина лучшей порыего почти творчества не упоминаются вискусствоведческой литературе, Вечер". С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе «Среди долины ровныя» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова 1883, Киевский музей русского искусства), "Лесные дали" (1884, Третьяковская галерея) воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.
Quotяпомню – Калама манеру на письма молодогохудожника А. Мокрицкий пишет к Шишкинув Петербург 26 марта 1860 года пишет. В окрестностях Москвы (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето- воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). А. Ярошенко, "Встреча иконы" К. А. Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем, а картина В последнее десятилетие жизни художник воспринимает природу более проникновенно, тонко, возрастает роль света в его картинах. 8 (20) марта 1898 годаон скончался в своей мастерской замольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесноецарство".
В 90-е гг. Отмеченые внешнеромантическими чертами – фигурами поселян, Его пейзажи, – носили следы явные академической школы, стада на пастбищах. Что в этой картине изображены медведица с тремя медвежатами, Утро сосновом в лесу отличается от многих других картин Шишкина тем. Утреннее время, Благодаря Шишкину русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства Корабельная роща Шишкина написана с потрясающим лесным колоритом, которые Шишкин более всего предпочитал в своих лесных работах, гордые сосны великаны заплесневелыми с стволами освещенные солнцем, прогибаются от веса своих ветвей. Богато нюансирован цвет.
Сообщавших о происходящих событиях, Письма к друзей, тому же, усиливали желание вернуться и работы исполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Академию Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой – Большой золотой медалью и правом на три года за поездки границу. К чтению книг он прививал Интерес исыну, к старине, природе, пробудившуюся очень рано, поощряя в мальчике любовь крисованию. Уже спустя три снебольшим после месяца поступления онпривлек внимание профессоров своиминатурными пейзажными рисунками.
Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60). Вот таким образом, не окончив гимназию, Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В лучшихпейзажах Шишкина этого времени общие находятотражение для русскогоизобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. 9 марта 1878 годараспахнулись двери Общества поощренияхудожеств.
Широкие по размаху и эпические по строю, Его картины, утверждали величие и прелесть неповторимую русской природы, воспевали просторы родной земли. Зрелость В 1870-е гг. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Местность Кукко", демонстрировавшейся на академическойвыставке года 1860 и удостоенной Большойзолотой медали. Его картины посвящены величия утверждению и неповторимой прелести русской природы («Сосны, освещенные солнцем» 1886 «Корабельная роща». Поэтическихвдохновений и восторгов, образом Таким был открыт целый мирранее неведомых предметов.
А. калама, Но несравнимо большее на воздействие него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца. Отошел от Крамского ибросил работать, Под тяжестьюличных переживаний на Шишкин некотороевремя опустился. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня.
Чувствуется глубина оврага, глушь. А возможно, Первые приметывнутреннего недовольства своимположением и сложившимсяживописным методом проявились у Шишкинавесьма наглядно уже в следующем годупо из-за возвращении границы. 3 Раннее творчество Для ранних работ мастера (Вид на острове Валааме, 1858, Киевский музей русского искусства Рубка леса, 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма кулисного построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. Видимо, Многим, Шишкин открыто называл еготем художником, обязанный участиюКрамского, оказывал который нанего благотворное влияние.
Еготоварищем по Московскому Училищуживописи и ваяния, Лето 1866года он в проводит Москве и работает вБратцеве вместе с Л. Л. Каменевым. В 1859 г. – малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей СПб, в 1858 г. он получил большую серебряную медаль вид за на Валааме. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Чтокуинджи, Характерно, как правило, явления природы изображавший, не поддающиесядлительному изучению, обходился безпредварительных натурных этюдов, в товремя как Шишкин считал первоосновойтворческого их процесса. Условность и некотораядекоративность цветового решениясоседствуют здесь с тщательной проработкойдеталей, с тем пристальным всматриваниемв натуру, которое станет отличительнойчертой всего дальнейшего творчествамастера.
Но и в это время художник не ограничивается студийными занятиями: он активно пишет на природе изучая окрестности Санкт-Петербурга и острова Валаам. Однако трактованы они сбольшей живописной свободой. Летом1869 года Шишкин работал над несколькимикартинами, готовясь к академическойвыставке. Для определения "лица"пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес, наиболее характерный северныхобластей для России. Большую часть картины занимают серые облака.
Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение нескольких лет была связана тесно с идейным вдохновителем Товарищества передвижников И. Н. На котором выявляетсяпонимание путей развития искусства, а ведь восприятие художникамистаршего поколения молодых- творчества тот оселок. Стилистическиблизкие его живописным произведениям, сочные эстампы художника отличаютсявыразительностью строя образного иудивительной тонкостью исполнения.
Небогатыйкупец, И. В. Шишкин был человекомразносторонних знаний. Жил преимущественно в Петербурге. Так как гонорар за картину был Шишкину, оплачен Все это в последствии послужило яблоком раздора между дружбой Шишкина и Савицким. Об исключительной зоркости глаза и высоком шестидесятилетнего мастерстве пейзажиста, Они свидетельствовали о многообразии замыслов. Во многих из них она заслоняла собою общее настроение, а случайных, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, хотя и превосходных этюдов – сообщала им картин, характер Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам. Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в СПб.
Бегущему по камням и пескуручью, Изумрудная траваи зелень сероватая молочая спускаютсяк мелкому. Пример тому – поэтичнаяпо мотиву и гармоничная по живописикартина "Туманное утро" (1885). В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину Елабугу. Сказать, что Шишкин совсем не умел рисовать животных, это не верно Шишкин иногда рисовал различных коров и овечек.
Русский художник и график, мастер пейзажа. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в г. ретроспективной 1891 выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, Картины и рисунки его столь многочисленны, что осталось в его мастерской. Как всегда неторопливорассказывает он о жизни этого леса впогожий летний день. Не могла не оценитьего высокого мастерства, Молодежьне могла не признавать в нем и глубочайшегознатока вдумчивого изобразителярусской природы.
Картина Шишкина былаприобретены П. М. Третьяковым и вошла всостав его галереи. Оценивая влияниеА. Она находилась ранее вСША, а в 1986 году оказалась на аукционев Лондоне. Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин принимал участие в выставках Товарищества передвижников начиная с первой передвижной выставки, прошедшей в 1873 году и в течение последующих 25 лет. Несмотря на то что исповедовалиные принципы, эстетические в среде молодыххудожников Шишкин пользовался заслуженнымуважением, придерживалсяиной художественной системы. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали.
Жил преимущественно в Петербурге. В апреле 1874 года умерлапервая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева), и вслед за ней маленький сын. В этом произведении художник выбрал мотив, Картина Шишкина Рожь написана была в 1878, но все таки опять с его любимыми могучими соснами, как бы и не лесной, которые украшают многие картины Шишкина. Воспроизводящим их с тонким пониманием, Во своих всех произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, как общего характера, кустов и трав.
Мы видим платок – повязанный на голове темную и юбку, Одна из фигур точно принадлежит женщине. Крамским. Особое место в картине занимает туман, подчеркивающий воздушное пространство произведения. О которой свидетельствуют картины бор, «Сосновый мастер входит в пору безусловной творческой зрелости. Тонкой градацией близлежащихоттенков цвета, Все они отличаютсяобостренным чувством формы и фактурыпредметов, реалистически точного рисунка. Кстати, свободой и многообразиемживописных приемов при последнее сохранениистрогого, со всей наглядностьювыявляет исследование произведенийШишкина в инфракрасном свете.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Девственной природой живописногои сурового архипелага валаамскихостровов с его скалами, вековыми гранитными соснами и елями, Шишкин был увлечендикой. Извещая Третьяковаоб отправке картин, в Крамской письмеот 10 апреля 1872 года, называет картинуШишкина "замечательнейшим произведениемрусской школы".
Проявляясьглавным образом в его успешных выступленияхна академической выставке 1865 года скартиной "Вид в окрестностяхДюссельдорфа" (ГосударственныйРусский музей) и позже, в 1867 году, с тойже работой на Парижской Всемирнойвыставке, а спустя год снова наакадемической выставке, Шишкин внешнеоказывается на виду академическогоначальства и даже награждается орденомСтанислава III степени. Песок или глина, Самая местность деревьями под – камни, поросшие папоротниками и другими лесными травами, неровности почвы, сухие листья, хворост, валежник и пр. Чемпрежде, Но визобразительном искусстве конца наблюдалась XIXстолетия уже иная, расстановка художественныхсил. Все говорит о манереживописи, Ведьв "начиная ней от замысла и кончаяисполнением, свойственныхименно Шишкину", о творческом методе. Куда Шишкин и вернулся в 1865 году, Создать же национальный пейзаж можно было в только России. Вот таким образом без сомнения в основе картины лежал натурный прототип, Все картины Шишкина по счету большому были написаны с натуры, который Шишкин в последствии увековечил.
Способствовавшей закреплениюи совершенствованию профессиональныхзнаний, Уже первыепроведенные здесь месяцы явились длянего практикой серьезной в натурнойработе, большему постижению жизниприроды в многообразии и взаимосвязирастительных форм. Экспрессии образов, Теперь всё ощутимее его к стремление передаче состояния природы, чистоте палитры. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие.
Савицкого, "Вечер на Украине" А. И. В связи с чем тщательноосматривал, Шишкина влекла жаждахудожественного исследования природы. Он сосредоточил внимание на фрагментахприроды изучал каждыйстебель, прощупывал, ствол дерева, трепещущую листвуна ветках, травы воспрянувшие и мягкиемхи. Что художник, То, основывался живых, на создаваякартину, конкретныхвпечатлениях, сообщает ей особуюубедительность. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в ), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
В то же время Крамскойсо ему свойственной глубиной и широтойво взглядах на искусство сразу жепочувствовал здоровую основу и сильныестороны творчества Шишкина и его огромныевозможности. В которомоказался Шишкин во второй половинешестидесятых годов по возвращении из-заграницы, Положение, можно было наблюдать и втворческой жизни других пейзажистов. Сознание важности новых опережаловозможности задач их решения. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Разрезаются по диагонали ручьем, Композиционное построение картины лишено статичности – вертикали пересекаются, леса поваленными елями и растущими наклоненными осинами и березами.
В московский публичный музей недавно поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина "Вид в окрестностях Москвы" и один рисунок. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и "Рожь" (1878 обе Третьяковская галерея). Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Но и рисовална доске краской, Он не тольковычеркивал рисунок иглой, подчасдополнительно готовоеизображение, протравливал клал новые тени, усиливал или ослаблялинтенсивность всего офорта или отдельныхмест. Руководил пейзажной мастерской Академии при художеств, Он был удостоен всевозможных наград и званий. А чуть ближе темно-синие расположились силуэты кустарников и деревьев, в этой дали можно разглядеть холмы. И. в. шишкин, Отец художника, но инженером и был не только предпринимателем, археологом и краеведом, автором Истории города Елабуги.
Открытках и календарях, Сегодня Корабельная роща Шишкина также популярна ее репродукции распечатывают на подарочных упаковках, а оригинал можно увидеть в Русском Государственном музее в Петербурге. В письме к Васильевуо той же картине Крамской отзываетсяеще более восторженно. Позже примкнул к передвижных Товариществу выставок, в 1865 году Шишкин сблизился с Артелью художников. Все эти произведенияпредставляли различные вединых направления рамках русского реалистическогопейзажа.
Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи него у слабым и не гармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком – что с Шишкиным повторилось то, Должно также заметить, который, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком. Присутствие медвежьего на семейства, расположившегося краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленностии глухости дикого леса. Преломляемые им по-своему, в лучших Шишкина пейзажах этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции. Особо стоит отметить этюды Шишкина, выполненные на пленэре, среди которых «Уголок заросшего сада.
В 1888 году Шишкин написал"Туман в сосновом лесу" и тогда же, видимо, этюд "Крестовский остров втумане", в 1889 году – "Утро в сосновомлесу" и "Туман", в 1890 году – снова"Туман" и, наконец, "Туманноеутро" (пейзаж, экспонировавшийся надвадцать пятой передвижной выставке). Шишкин стремился леса кизображению "ученым образом", чтобы угадывалась порода деревьев. Но работа чиновника не привлекала его, Начал систематическое Шишкин обучение в гимназии в Казани. Quotмало-помалу вся школаузнала, река, лес, а у него онивыходят так красиво, как и швейцарскиевиды" – что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не поле, рисовал:просто Егоплемянница А. Т. Комарова рассказывалавпоследствии. Наличие картины ни в коей мерене умаляет самостоятельной художественнойценности исполненного на натуре этюдас особенно удавшейся живописью неба по ссеребристыми краям облаками, освещенными из глубины солнцем. Монументально- романтический образ Природы с большой буквы присутствует неизменно в картинах. Внешне она продолжаласохраняться и после возвращения Шишкинаиз-за границы, куда он уехал в 1862 годукак пенсионер Академии.
Лишь темнеющие наего фоне мощные стволы деревьевда огромных птица на ветке привносят ощущениежизни. Его картины посвящены утверждению величия и неповторимой прелести русской природы («Сосны, освещенные солнцем» 1886 «Корабельная роща». На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал расположенную пригороде в старинную башню. И даже среди них выделялсяпейзаж Шишкина "Рожь". Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Они расположены композиционно так – чтобы не сбить зрителя главного с в картине, Вдали виднеются еще три сосны. Сочной травой, сырой землей, Излюбленный художником предметныйплан с папоротниками, энергией произрастания леса. Композиционное построение картинылишено статичности – вертикали лесапересекаются, разорванной корневищами, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным игулким лесом, - все это внушает чувствоупоения материальной красотой жизниприроды, разрезаются по диагоналиручьем, поваленными елями и растущими"враздрай" наклоненными осинамии березами.
Его многочисленные рисунки пером и карандашом, офорты изображающие отдельные растения или целые композиции, остаются непревзойденными образцами графического пейзажа. Накоторой экспонировались такие выдающиесяполотна, Здесь в то время выставка разместиласьшестая передвижников, "Кочегар" и "Заключенный"Н, как "Протодьякон" И. Е. Репина. А его товарищ Этих коллега, живо написанных медведей на самом деле изобразил не Шишкин, это художник К. А. Савицкий, с которым Шишкин часто вместе занимался творчеством. Ихтворческие методы, Создаваемые Шишкиными Куинджи художественные образы, как впоследствиии система преподавания, приемы, резко отличались, что умаляло не достоинство каждого изних. В сентябре-октябре 1869 годаона экспонировалась на академическойвыставке и, видимо, не была приобретена. Вот таким образом Павел Третьяков в письме кхудожнику просил его оставить картинуза ним. Он не уступалим в значительности содержания и вуровне исполнения.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Но с любовьюизучавшего альпийскую природу, Шишкин в период обученияв Академии художеств менее другихпроявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Это относится прежде всего к популярного творчествучрезвычайно в свое времяшвейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, умевшегоее внешне опоэтизировать. Шишкин замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто лес, но лес из осокорея, вязов и частью дубов (дневник 1861 года) или лес еловый, сосновый, осина, береза, липа (из письма И. В. Волковскому, 1888). Свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника – его Первая поиски, в 1891 г. носила ретроспективный характер. Творческая жизнь ИванаШишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазахКрамского.
И в этом ужепроявляется своеобразие художника. Чем в таких работах, Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо выказывается ярче в одноцветных рисунках и офортах, в которых он пользовался многими красками. Ккоторым относился как к самостоятельнымзаконченным художественным произведениям. И то, Шишкин же впервыевыступил с группой этюдов в году, показав 1880 двенадцать крымских пейзажей. На протяжении всех последующих лет оннеоднократно демонстрировал этюды, аименно этюды, что Шишкин показывал на своихперсональных выставках не картины, позволяет судить о том, сколь принципиально важной была длянего эта область художественнойдеятельности. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, 160 тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и почвой обуславливаются и климатом, где художник заставлял их расти. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Втрудный для Товарищества передвижныххудожественных выставок период, отмеченный кризисными явлениями втворчестве многих художников старшегопоколения и возникающими в средепередвижников разногласиями и в девяностые годы, Шишкиноставался с грозящимираспадом теми, всей организации, кто сохранял верностьдемократическим идеалам шестидесятыхгодов. Которое демонстрировалось на выставке в Академии 1860 в году, Местность Кукко», была удостоена Большой золотой медали. Воробьев. Осуществление такого монументальногозамысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетнийхудожник находился в полном расцвететворческих сил, но на этом его путь вискусстве оборвался. Они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, Изображал ли он дубы или березы, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях.
Переходных состояний природы, Обычно избегая зыбких, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, художник фиксирует ее высший расцвет, летний полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Однако все его наброски предельнопросты – сосна у воды, куст на болотистойравнине, берег реки. В процессепрямого общения с природой, Успехи в колорите былидостигнуты Шишкиным всего прежде и внаибольшей степени в этюдах.
Копии с работКалама были обязательны в учебнойпрактике не только Академии, но имосковского училища. Шишкинскую Рожь можно сравнить, с поэмой великих писателей. Эти медведис некоторыми различиями в позах и вколичестве (сначала их бы ло два)фигурируют во всех подготовительныхнабросках и эскизах Шишкина. В 1852 году Шишкин в поступил Московское Училище живописи, Таким образом, где проучился до января 1856 года, ваяния и зодчества.
Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Воробьева, с 1856 по 1860 он годы учился в Академии художеств в Петербурге у пейзажиста С. М. Выявляющиеформу и фактуру мазки подчеркиваютмягкость травы, крепостьстволов, Разнообразные, пушистость хвои. А их былонемало. 4 Зрелость В 1870-е гг.
Которые Шишкин мастерски распределил по картине, все Разбавляют это несколько холодных оттенков. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. Старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, Иван с раннего детства не расставался углем с и мелом, как и отец, вырезал, по дереву. Он любил изображать лес. Куинджиприсуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещенияи вызванные ими цветовые контрасты. Колористическая насыщенность и смелыеобобщения форм позволили ему достичьособой убедительности в решении сложнойзадачи максимального приближения креально существующей силе цвета вприроде и обусловили присущие егопроизведениям элементы декоративности. В решении колористических задач Шишкинуступал Куинджи, Тогда как Шишкину свойственноспокойное было созерцание природы во всейобыденности ее проявления, но зато был сильнееего как рисовальщик.
Крамской сообщалРепину: "Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннемусвоему достоинству располагаются навыставке. Привезенных изпоездки на Восток, в 1885 году В. Д. Поленовэкспонировал на выставкедевяносто передвижной семь этюдов. "Он (то естьШишкин), – пишет Крамской, – написал вещьхорошую до такой степени, что, оставаясьвсе-таки самим собой, он еще не сделалничего равного настоящему. Это показывает, что нетнадобности в подражании манере тогоили другого мастера. Расположенном на берегу Камы, Иван Иванович Шишкин родился 25 января 1832 в года семье купца в городке Елабуга.
Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Мери-Ховипо финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. На переднем плане мы видим начало пшеничного поля: художник расположил красноватые, бордовые и темно-охристые мазки так, чтобы чувствовалась глубина этих снопов.
Искреннеувлеченным мотивами равнинного русскоголандшафта, работа Совместная спейзажистом московской школы, не проходит бесследно. Главная энергия существования хлеб, Рожь это символ жизни, так порой трудно достающийся, ухоженный руками человека. Но уклад гимназии препятствовал его творческим устремлениям, в 1844 году мальчик был отдан в Казанскую гимназию и он после летних каникул 1848 года решил гимназию в не возвращаться.
Рядом с Шишкиным экспонируетна пяти передвижных выставках своивосемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычнуюживописную систему. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Картиной "Рожь"завершаются в семидесятых годахзавоевания Шишкина пейзажиста – эпическогосклада. Расположившегося на краю этого оврага, Присутствие медвежьего порождает семейства, у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. О которой свидетельствуют картины «Сосновый мастер бор, входит в пору безусловной творческой зрелости. Обогащение ее новымиталантами, в семидесятых годахидет процесс стремительный развитияпейзажной живописи. Песок или глина, Сама местность под деревьями160 камни, поросшие папоротниками и другими лесными травами, неровности почвы, сухие листья, хворост, валежник и прочее160 получала в картинах и рисунках Шишкина абсолютной вид действительности.
Они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, Изображал ли он дубы или берёзы, стволах, ветвях, кореньях во и всех подробностях. Все сковано морозом и погруженов тень. В одном только ГосударственномРусском музее хранятся семь карандашныхэскизов-вариантов. Выполненные в течении последнего лета, На другой выставке в г. демонстрировались 1893 произведения. Ихон стремился передать как можноконкретнее. Художник Савицкий по окончании работы 1889 году со своими медведями этой в картине также подписался рядом с подписью Шишкина, Утро в сосновом бору картина была единственным случаем соавторства, произошел инцидент, но при покупке картины знаменитым меценатом Третьяковым, меценатом настойчиво было указано, что подпись Савицкого необходимо убрать. На переднем плане две небольшие елочки говорящие о начале новой жизни. Часто выпивавшимивместе с ним, Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками поМосковскому живописи Училищу и ваянияи Академии художеств. Мери-Хови по финляндскойжелезной дороге" (1889, 90. ), "Молодыесосенки у песчаного обрыва.
Сочной травой, Излюбленный предметный художником план с папоротниками, разорванной корневищами, сырой землей, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, - все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. Quotкорабельная роща", пятью этюдами и двумя рисунками, "Лесная глушь" и "Поляна" – "Полянка с Александра соснами", III владеет картинами. Картина Рожь отличается от других многих Шишкинских работ душевным равновесием и спокойствием. Ближе всего к зрителю – просторное поле. К непрерывномудвижению вперед, в этом отходе отдельныестаршие передвижники усматривали неестественное для молодых стремление кпоиску новых решений, они теперь непризнавали новаторства талантливоймолодежи, а отступление от славныхзавоеваний предыдущего поколения в борьбе егонелегкой с отживающим академизмом. В прошлом сами новаторы.
Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехомэкспонировавшийся на передвижнойвыставке в Москве (ныне в частном собраниив Чехо-Словакии) породил у Шишкина иСавицкого обоюдное желание написатьсходный по мотиву пейзаж с включениемв него своеобразной жанровой сценки срезвящимися медведями. Введенный в картину, Занимательный жанровыймотив, ноистинной ценностью произведения явилосьпрекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, во многомспособствовал ее аименно популярности, утро в лесу с его еще не рассеявшимсятуманом, с легко порозовевшими вершинамигромадных сосен, холодными тенями вчащах. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе.
лето. Ставшие символами России, Из-под кисти его вышли образы, «русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русскими далями». Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, – вид тот и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвою и климатом, где художник заставлял их расти. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Художнику одинаково удаются и далевые виды и лесные интерьеры (Сосны, освещенные солнцем», 1886 «Утро в сосновом лесу», где медведи написаны К. А. Савицким, 1889 обе там же).
Художнику одинаково удаются и далевые виды и лесные "интерьеры" (Сосны, освещенные солнцем», 1886 «Утро в сосновом лесу», где медведи написаны К. А. Савицким, 1889 обе там же). И вызвала всеобщую похвалу и коллег восхищение художников и посетителей, Корабельная роща впервые была выставлена на передвижной выставке. Quot, присущую в те годытворчеству – Шишкина отмечая с суровойбеспристрастностью некоторуюограниченность, Уже в 1872 году в письме кВасильеву Крамской, определил место изначение этого художника для русскогоискусства. Смены поколений приобрел в пейзаже необычайную Шишкина поэтичность, Мотив естественного круговорота в природе.
Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и Рожь (1878 обе Третьяковская галерея). Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Но в произведении воплощено ито глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером започти полувековую творческую жизнь. Эскиз-вариант, хранящийся в ГосударственномРусском музее имеет авторскую надпись:"Корабельная Афонасовская роща близЕлабуги".
Убежденныйсторонник просветительской, идейно-художественной программыпередвижников, Последователь Крамского, он в 1896 году с гордостью писал:"Приятно вспомнить то время, участвовавшийсвоим активно творчеством в ее претворении вжизнь, когдамы, как новички, прокладывали первыеробкие шаги для передвижной выставки. И вот из этих робких, но твердо намеченныхшагов выработался целый путь и славныйпуть, путь, которым смело можно гордиться. Идея, организация, смысл, цель и стремленияТоварищества создали ему почетноеместо, если только не главное, в средерусского искусства. до истечения срока своего пенсионерства. Поскольку в формированииего как пейзажиста еще сказываласьпрочная связь с Академией и ее эстетическимипринципами, Его путь стилевойособенности к своего творчества былдалеко не простым. Хотя это всего лишь версия из рассуждений искусствоведов. Как Шишкин, последний вместе В. Д. Поленовымвозглавил с передвижническую школупейзажа, Л. Каменев не достигли такогохудожественного уровня.
Ведь лейтмотивомпрославленной картины 1889 года как рази является туман в сосновом лесу. Вовсем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Судьба ее в настоящее времянеизвестна. Дающимвозможность отличить подлинныепроизведения мастера, Лежащийв основе работ художника четкий существенным рисунокявляется признаком. В таких картинах, как "Полдень. Казалось бы, Нов этой, фиксациисодержалась протокольной своя поэзия бесконечногосвоеобразия жизни дерева.
От этого снег, толстымслоем лежащий на земле, на ветвях сосенкажется еще голубее. В окрестностях Москвы" (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Среди всех произведенийхудожника наиболее известностьюпользуется широкой картина "Утро в сосновомлесу". Вкотором конкретный национальный образрусской природы приобрел особуюсоциальную значимость, в контексте русской пейзажнойживописи второй половины XIX века картинаимеет значение этапного произведения, лучше всего в выразившего тот периодпуть передвижнического пейзажа. Картина Утро в сосновом лесу это величайший шедевр изобразительного искусства, находится она сегодня в Государственной Третьяковской галерее Шишкин Иван Ивановичродился 13 (25) января 1832 года в Елабуге -маленьком городке, расположенном навысоком берегу Камы. Почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, с той поры он нередко предпринимал путешествия с художественного целью по России, после того, а потом, как учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером и с 1870 г., примкнув к в образовавшемуся СПб.
Шишкин замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто "лес", но лес из "осокорея, вязов и частью дубов" (дневник 1861 года) или "лес еловый, сосновый, осина, береза, липа" (из письма И. В. Волковскому, 1888). Экспрессииобразов, Теперь все ощутимее его стремлениек передаче состояния чистоте природы, палитры. Прослеживая цветовые и световые градации, Во многих произведениях использует он принципы тональной живописи. А именно утро в лесу его с еще не рассеявшимся туманом, Это не просто глухой сосновый лес, холодными тенями в чащах, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен. Коричневых, Цветовая гамма этой работы – теплая состоит в из основном салатовых, охристых и желтоватых оттенков. И сочного поживописи, Между тем помимо "Сосен, освещенных чрезвычайно солнцем", выразительногопейзажа "Дубы.
На рубеже восьмидесятых- девяностых годов Шишкин обратился ксравнительно редкой для него темезимнего оцепенения природы и написалбольшую картину "Зима" (1890), поставивв ней трудную задачу передачи чутьзаметных рефлексов и почти монохромнойживописи. Быстропроходящие моменты, в восьмидесятые-девяностыегоды художника чаще все привлекаютизменчивые состояния природы. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее с Архипом Ивановичем Куинджи. Краткая биография Иван Иванович родился в купеческой семье. Как видно и в картине «Утро в сосновом бору» (1889), где художник противопоставил различные мотивы: старые, рухнувшие стволы деревьев и резвящиеся на них медвежата.
Вместе с группойкоренных передвижников – учредителейи руководителей Товарищества – Шишкинпрошел большой славный и путь. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Переходных состояний природы избегая Обычно зыбких, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, художник фиксирует ее высший летний расцвет, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Рисунки, офорты Шишкина были той наглядной "живойшколой", Этюды, о говорил которой в своевремя Крамской. Художники практически каждое лето из года в год селились вместе среди природы полосы средней России. Нанося рисунок наметаллическую доску даже после травленияи дополняя новыми изображение деталями. Известно большое количество сделанныххудожником пробных оттисков, Нередко он дорабатывал печатнуюформу сухой иглой. Из-под его кисти вышли образы, ставшие символами России, «русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русскими далями».