Вовсем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Могучая натура Шишкинапобедила тяжелые душевные переживания, и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставкуШишкин смог дать ряд картин из которыходна ("Родник в сосновом лесу")снова вызвала восторженные похвалыКрамского. В 90-е гг.
Срезаярамой верхушки деревьев (прием, частовстречающийся у Шишкина), он усиливаетвпечатление огромности деревьев, которымсловно не хватает места на полотне. Великолепные стройные сосны даны вовсей своей пластической красоте. Крамской сообщалРепину: "Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннемусвоему достоинству располагаются навыставке. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и "Рожь" (1878 обе Третьяковская галерея). Что художник, То, основывался на живых, конкретныхвпечатлениях, создаваякартину, сообщает ей особуюубедительность. Ихчешуйчатая кора написана с использованиеммногих цветов.
Эти медведис некоторыми различиями в позах и вколичестве (сначала их бы ло два)фигурируют во всех подготовительныхнабросках и эскизах Шишкина. Композиция выглядит очень гармонично и одновременно Благодаря ярко, такому сочетанию цветов. Наличие картины ни в коей мерене умаляет самостоятельной художественнойценности исполненного на натуре этюдас особенно удавшейся живописью неба ссеребристыми по облаками, освещенными краям из глубины солнцем.
Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Тема русского лесапосле Рубки леса продолжалась и неиссякала до конца жизни художника. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. организованы две выставки работ художника.
Задний план его с участкомгустого леса напоминает дальний видисполненного маслом эскиза картины"Утро в сосновом лесу", Судяпо описанию в оказавшегося Чехо-Словакиипейзажа, принадлежащегоГосударственной Третьяковской галерее. И это лишний раз подтверждает возможностьвзаимосвязи обеих картин. Корабельная роща, пятью этюдами и двумя рисунками, Лесная глушь и – Поляна Полянка с соснами, Александра III владеет картинами. В 1859 г. – малую золотую медаль за пейзаж окрестностей из СПб, в 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме. Как это произведение, свидетельствует, Осуществление такого монументальногозамысла, но на этом его путь вискусстве оборвался, что находился шестидесятишестилетнийхудожник в полном расцвететворческих сил. Савицкого, "Вечер на Украине" А. И.
Прослеживая цветовые и световые градации, многих Во произведениях, он использует принципы тональной живописи. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. А картина в последнее десятилетие жизни художник воспринимает природу более проникновенно, Два таких рисунка были приобретены музеем, Дюссельдорфским возрастает роль света в его картинах, тонко.
Они свидетельствовали о многообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего пейзажиста. В творчестве молодых живописцевросло стремление к новым выразительности, усиливались средствамхудожественной поиски иных образныхрешений. В 80-е годы Шишкин создаетмного картин, в сюжетах которых онпо-прежнему обращается преимущественнок жизни русского леса, русских лугов иполей, впрочем, затрагивая и такиемотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняютсяи теперь, но художник отнюдь не остаетсянеподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как "Ручей в лесу (Накосогоре") (1880), "Заповедник. Представляющие собой детализованный дневник природной жизни, Самостоятельную ценность имеют его и рисунки этюды. В 1857году он получил две малые серебряныемедали – за картину "В окрестностяхПетербурга" (1856) и за рисунки исполненныелетом в Дубках. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкою водкою. А. калама, Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные другого пейзажи швейцарца. Достаточно будет упомянуть о Шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Эта картина – очень светлая и яркая. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Вместе с группойкоренных передвижников – учредителейи руководителей Товарищества Шишкинпрошел – большой и славный путь. Что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, Картины и рисунки его столь многочисленны, в 1859 г. – малую золотую медаль пейзаж за из окрестностей СПб. Однако трактованы они сбольшей живописной свободой. 3 Рожь. 1878. Масло.
Quotрубка леса", "Горелый лес", "Сосновый лес", "Дебри", "Рожь", "Пасека", "Еловый лес" и "Утро в сосновом лесу" и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков – "Полдень в окрестности Москвы", в ней имеются картины. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Не могла не оценитьего высокого мастерства, Молодежьне могла не признавать в нем глубочайшегознатока вдумчивого и изобразителярусской природы. На котором выявляетсяпонимание путей развития искусства, а ведь восприятие художникамистаршего поколения творчества тот молодых- оселок. Видимо, поэскизу Шишкина (то есть так, как они былизадуманы пейзажистом), Савицкий и написалмедведей в самой картине. Развитие его шло стремительно.
Буйство выгоревшей травы очень выделяется на фоне желтоватой колосьев массы и создает необыкновенный контраст. Шишкин стремился кизображению леса "ученым образом", чтобы угадывалась порода деревьев. Кромедошедших до нас светлых шишкинскихрисунков с подписью "Братцево", свободных от скованности его академическойманеры, главным, конечно, были исполнявшиесяим живописные этюды, в одном из которыхи был запечатлен мотив зреющего ржаногополя и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины "Полдень. В окрестностях Москвы" (ГосударственнаяТретьяковская галерея), с золотистымиполями спеющей ржи, конкретно вписаннымидальними планами, дорогой идущей изглубины и высоким, распростертым надземлей небом со светлыми кучевымиоблаками. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее с Архипом Ивановичем Куинджи.
Иван с раннего детства не расставался с углем и мелом, старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, вырезал, как и отец, по дереву. Ближе всего к зрителю – просторное поле. Отошел от Крамского ибросил работать, Под тяжестьюличных переживаний на Шишкин некотороевремя опустился. Они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, Изображал ли он или дубы березы, стволах, ветвях, кореньях и во всех подробностях. Им была написана книга История города Елабуги, разработана и осуществлена система местного водопровода. Эпическими по своему строюкартинами, Художник сувлечением работает над широкими поразмаху, просторы воспевающими роднойземли.
он все-таки неизмеримовыше всех, взятых вместе, до сих пор. Окончив Училище, в 1856 году, чтобы дальше совершенствовать свое мастерство, художник едет в Петербург и поступает Академию в художеств. Чем в таких работах, Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках офортах и в которых он пользовался многими красками. Отмеченые внешнеромантическими чертами – фигурами поселян, Его пейзажи, – носили явные академической следы школы, стада на пастбищах.
В которомоказался Шишкин во второй половинешестидесятых годов по возвращении из-заграницы, Положение, можно было наблюдать и втворческой жизни других важности пейзажистов. Сознание новых задач опережаловозможности их решения. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. 9 марта 1878 годараспахнулись двери Общества поощренияхудожеств. Получив большую золотую медаль в 1860 году за две картины одного названия «Вид на острове Валааме», Шишкин три года проводит за границей.
Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Quotсосновый лес" (1885), Сосновыйбор" (1881), "Всосновом лесу" (1887) и другие характерублизки по работам предшествующегодесятилетия. Достаточно будет упомянуть о Шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Quotяпомню – Калама на манеру молодогохудожника письма А. Мокрицкий пишет к Шишкинув Петербург 26 марта 1860 года пишет. Что он дажерасписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретший ее П. М. Третьяковснял подпись, Медведи получилисьу Савицкого столь удачно, решив утвердить за этойкартиной авторство только Шишкина.
В центре выделеныосвещенные солнцем мощные стволы вековыхсосен. Во многих из них она заслоняла собой общее настроение, а случайных, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, хотя и превосходных этюдов – сообщала им характер не картин, «Но эта реалистичность нередко его вредила пейзажам. Свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию – художника его поиски, Первая в 1891 г. носила ретроспективный характер. Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками», считают некоторые критики. Шишкин замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто "лес", но лес из "осокорея, вязов и частью дубов" (дневник 1861 года) или "лес еловый, сосновый, осина, береза, липа" (из письма И. В. Волковскому, 1888). Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владениирисунком этюд лег основу в конкурснойкартины Шишкина "Вид на островеВалааме. В то же время Крамскойсо свойственной ему глубиной и широтойво взглядах на искусство сразу жепочувствовал здоровую основу и сильныестороны творчества Шишкина и его огромныевозможности.
Рисунки пером, виртуозно испоненные мельчайшими, бисерными штрихами, с филигранной отделкой деталей, поражали зрителей. Quotкорабельная роща", пятью этюдами и рисунками, двумя "Лесная глушь" и "Поляна" – "Полянка с соснами", Александра III владеет картинами. Вот почему малое никогда не теряется в его картинах. Все деревья принимали наего картинах очень правдивые иреалистичные формы. Выполненные на пленэре, Особо стоит отметить этюды Шишкина, которых среди «Уголок заросшего сада. Потому его индивидуальный облик не менее важен, Даже самое малое в мире несет в себе частицу большого, чем изображение целого или леса поля.
Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи у него слабым и не гармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком – что с Шишкиным повторилось то, также Должно заметить, который, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком. В апреле 1874 года умерлапервая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева), и вслед за ней маленький сын. Воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, всех Во своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, кустов и трав, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев. Он не тольковычеркивал рисунок иглой, но и рисовална доске краской, клал новые тени, подчасдополнительно протравливал готовоеизображение, усиливал или ослаблялинтенсивность всего офорта или отдельныхмест.
И. в. шишкин, Отец художника, но и инженером, был не только предпринимателем, археологом краеведом и автором "Истории города Елабуги". Небогатыйкупец, И. В. Шишкин был человекомразносторонних знаний. Обычно из года в обахудожника год по летам селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосыРоссии. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в ), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Художник расположил красноватые, чтобы чувствовалась глубина этих – снопов бордовые и темно-охристые мазки так, На переднем плане мы видим начало пшеничного поля. Прослеживая цветовые исветовые градации, многихпроизведениях, Во он использует принципытональной живописи. А жизнь на каждом шагу открывалаперед ним Сама богатый, эпоха 60-хгодов выдвигала перед искусством ихудожником принципиально новые важныезадачи, лишенной живогоотношения к природе и чувства художественнойправды, сложный мир явлений, которые требовали коренной ломкиусловных и обедненных приемов академическойсистемы живописи. В 1888 году Шишкин написал"Туман в сосновом лесу" и тогда же, видимо, этюд "Крестовский остров втумане", в 1889 году – "Утро в сосновомлесу" и "Туман", в 1890 году – снова"Туман" и, наконец, "Туманноеутро" (пейзаж, экспонировавшийся надвадцать пятой передвижной выставке). Шишкину без сомнения принадлежит место выдающегося самого художника среди русских пейзажистов. Но и дерева, Шишкин замечательный поэт не только почвы, но лес из "осокорея, тонко чувствующий характер каждой породы в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто "лес", вязов и частью (дневник 1861 года) дубов" или "лес еловый, сосновый, осина, береза, липа" (из письма И. В. Волковскому, 1888).
Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Он не уступалим в значительности содержания и вуровне исполнения. Которые Шишкин мастерски распределил по картине, все Разбавляют это несколько холодных оттенков. С 1856 по 1860 он продолжил обучение в Петербургсокй Академии художеств.
до истечения срока своего пенсионерства. Оно выходит на первый план, кк будто нам под ноги, каждой травинокй, цветком, бабочкой. Убежденныйсторонник просветительской, идейно-художественной программыпередвижников, Последователь Крамского, он в 1896 году с гордостью писал:"Приятно вспомнить то время, активно участвовавшийсвоим творчеством в ее претворении вжизнь, когдамы, как новички, прокладывали первыеробкие шаги для передвижной выставки. И вот из этих робких, но твердо намеченныхшагов выработался целый путь и славныйпуть, путь, которым смело можно гордиться. Идея, организация, смысл, цель и стремленияТоварищества создали ему почетноеместо, если только главное, не в средерусского искусства. На собственные средства Иван Васильевич реставрировал Шишкин расположенную в пригороде старинную башню. Эпическими по своему строю картинами, Художник с увлечением работает широкими над по размаху, воспевающими просторы родной земли.
Особеннорадовался его успехам в области колорита, подчеркивая, Крамской, видя неуклонный творческий ростпейзажиста с начала 70-х годов, что эта была победа имзавоевана прежде всего в области этюда, то есть в непосредственном общении сприродой. и, наконец, в 1860 г. – большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Замысел ее подсказал ШишкинуК. Разнообразных трав икустарников отпытливого неускользнули взгляда художника, Даже самые мельчайшие детали иособенности различных пород деревьев. Он активно пишет на природе – изучая окрестности Санкт-Петербурга и острова Валаам, Но в и это время художник не ограничивается студийными занятиями. Все сковано морозом и погруженов тень.
Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. В окрестностях Москвы" (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкою водкою. Богато нюансирован цвет. Выявляющиеформу и фактуру подчеркиваютмягкость мазки травы, Разнообразные, крепостьстволов, пушистость хвои. Куинджиприсуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещенияи вызванные ими цветовые контрасты. Колористическая насыщенность и смелыеобобщения форм позволили ему достичьособой убедительности в решении сложнойзадачи максимального приближения креально существующей силе цвета вприроде и обусловили присущие егопроизведениям элементы декоративности. В решении задач колористических Шишкинуступал Куинджи, Тогда как Шишкину было свойственноспокойное созерцание природы во всейобыденности ее проявления, но зато был сильнееего как рисовальщик.
Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. В которых проявилась самобытность художника, Основные работы этого периода – пейзажные наброски, в заключающаяся умении точно и ярко изобразить природу. Служивший местомлетней работы натуре на академическимученикам-пейзажистам, Подлинной школой дляШишкина стал Валаам.
Чтокуинджи, Характерно, как правило, явления природы, не изображавший, поддающиесядлительному изучению, обходился безпредварительных натурных этюдов, в товремя как Шишкин считал их первоосновойтворческого процесса. Считавшегося тогда одним лучших из изобразителей животных, Коллера, срисовывал и писал последних с натуры. Камни, Неровности почвы, поросшие лесными ипапоротниками, травами глина или песок, хворост, валежник, сухие листья получали впроизведениях Шишкина вид, максимально приближенный креальности. Девственной природой живописногои сурового архипелага валаамскихостровов с его гранитными скалами, вековыми и соснами елями, Шишкин был увлечендикой.
На рубеже восьмидесятых- девяностых годов Шишкин обратился ксравнительно редкой для него темезимнего оцепенения природы и написалбольшую картину "Зима" (1890), поставивв ней трудную задачу передачи чутьзаметных рефлексов и почти монохромнойживописи. 6 Заросший сад. К нимотносятся "Уголок заросшего сада. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близНарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "Напесчаном грунте. Картина Шишкина былаприобретены П. М. Третьяковым и вошла всостав его галереи. Введенный в картину, Занимательный жанровыймотив, ноистинной ценностью произведения явилосьпрекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, во многомспособствовал ее популярности, аименно в утро лесу с его еще не рассеявшимсятуманом, с легко порозовевшими вершинамигромадных сосен, холодными тенями вчащах. Сочной травой, Излюбленный художником предметный план с папоротниками, разорванной корневищами, сырой землей, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и лесом, - гулким все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса.
Рисунок с самогоначала стал для него важнейшим средствомизучения натуры. В которойвсе ему казалось интересным, Богатство и разнообразиерастительных форм увлекает Шишкина. Неотрывно штудируя натуру, коряга, будь тостарый пень, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковномлесу – в Сокольниках изучая формурастений, проникая в анатомию природыи делая это с огромным увлечением. Приблизиться к природе было главнойцелью его уже в ту пору. Оценивая влияниеА.
Местность Кукко", демонстрировавшейся на академическойвыставке года 1860 и удостоенной Большойзолотой медали. Привезенных изпоездки на Восток, в 1885 году на В. Д. Поленовэкспонировал передвижной выставкедевяносто семь этюдов. Многие художники считали его живопись неживописной, называли его картины раскрашенным рисунком. В связи с чем тщательноосматривал, Шишкина влекла исследования жаждахудожественного природы. Он сосредоточил внимание на фрагментахприроды изучал каждыйстебель, прощупывал, ствол дерева, трепещущую листвуна ветках, воспрянувшие травы и мягкиемхи.
Она находилась ранее вСША, а в 1986 году оказалась на аукционев Лондоне. А именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся Это туманом, не просто глухой сосновый лес, холодными тенями в чащах, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен. В 1852 году Шишкин поступил в Московское Училище живописи, образом, Таким где проучился до января 1856 года, ваяния и зодчества.
В этом этюде отчетливо видно характерное Шишкина для стремление содержательно воспринимать природу. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехомэкспонировавшийся на передвижнойвыставке в Москве (ныне в частном собраниив Чехо-Словакии) породил у Шишкина иСавицкого обоюдное желание написатьсходный по мотиву пейзаж с включениемв него своеобразной жанровой сценки срезвящимися медведями. Многим, видимо, обязанный участиюКрамского, Шишкин открыто называл еготем художником, который оказывал нанего благотворное влияние. Предложенную Третьяковым, Шишкин с благодарностью согласилсяотдать ее в коллекцию 300 за рублей -сумму. Преломляемые им по-своему, лучших в пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции.
С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе «Среди долины ровныя» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова 1883, Киевский музей русского искусства), "Лесные дали" (1884, Третьяковская галерея) воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Принялся снова за гравирование крепкою водкою, кружку аквафортистов, посвящая почти ему столько же времени, которое уже не покидал до конца своей жизни, сколько и живописи. И уже через три месяца после художник поступления обратил на себя внимание пейзажными рисунками, Иван Иванович выделялся среди учеников блестящими способностями. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Воспроизводящим их с тонким пониманием, Во всех своих произведениях он является удивительным растительных знатоком форм, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, как общего характера, кустов и трав. Стилистическиблизкие его живописным произведениям, сочные художника эстампы отличаютсявыразительностью образного строя иудивительной тонкостью исполнения.
Но с любовьюизучавшего альпийскую природу, Шишкин в период обученияв Академии художеств менее другихпроявлял подражательности, но симптомы некоторые влияния коснулись и его. Это относится прежде всего к творчествучрезвычайно популярного в свое времяшвейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, умевшегоее внешне опоэтизировать. Кто поддержал желание сына стать Отец-человек художником, широких интересов- единственный из близких. Что в способе иманере рисования рисунки Ваши напоминаютКалама – я не вижу манере в Вашей естьнечто свое, Вы говорили мне. Песок или глина, Сама местность под деревьями160 камни, поросшие папоротниками и другими лесными травами, неровности почвы, сухие листья, хворост, валежник и получала прочее160 в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности.
Которое демонстрировалось на выставке в Академии в 1860 году, Местность была Кукко», удостоена Большой золотой медали. Вкотором конкретный национальный образрусской приобрел природы особуюсоциальную значимость, в контексте русской пейзажнойживописи второй половины XIX века картинаимеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот периодпуть передвижнического пейзажа. Большую часть картины занимают серые облака.
Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Шишкин Иван Ивановичродился 13 (25) января 1832 года в Елабуге -маленьком городке, расположенном навысоком берегу Камы. Они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, Изображал ли он дубы или берёзы, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. А М. К. Клодт иЛ, в новом прекратили десятилетии, когда выставляться А. И. Куинджи и А. К. Саврасов.
Сообщавших о происходящих событиях, Письма друзей, к тому же, усиливали желание вернуться, работы и исполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Песок или глина, Самая местность под деревьями – камни, поросшие папоротниками и другими лесными травами, неровности сухие почвы, листья, хворост, валежник и пр. Куинджи. Каждое из них вызывало интересзрителей. А. Ярошенко, "Встреча иконы" К. А.
Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. Которая кажется стройнойантичной колонной, в это "Рубкелеса" видно по упругой округлостиспиленной ели, сокрушенной варварами. Стройные сосны в левой части картинытактично окрашены светом угасающегодня. На другой выставке в 1893 г. демонстрировались произведения, выполненные в течении последнего лета. В его лучших произведенияхреалистическая пейзажная живописьподнимается на одну самых из высокихступеней. Крамским. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М.
Quotмало-помалу вся школаузнала, река, лес, а у него онивыходят так красиво, как и швейцарскиевиды" – что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не поле, рисовал:просто Егоплемянница А. Т. Комарова рассказывалавпоследствии. Мы видим платок – повязанный на и голове темную юбку, Одна из фигур точно принадлежит женщине. Чем в таких работах, Вот таким образом талант Шишкина гораздо иногда ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, в которых он пользовался многими красками.
Художники практически каждое лето из года в год селились вместе среди средней природы полосы России. Ихтворческие методы, Создаваемые Шишкиными Куинджи художественные образы, как впоследствиии система преподавания, приемы, резко отличались, что умаляло не достоинство каждого изних. С 1852 по 1856 год Шишкин учился в московском художественном училище. Монументально-романтический образ Природы с буквы большой неизменно присутствует в картинах.
Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Масло Шишкина часто упрекали за слишком подробные детали на его картинах. Во многих из них она заслоняла собой общее настроение, а случайных, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, хотя и превосходных этюдов сообщала – им характер не картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали.
Посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Как Р. Коллера, пенсионер Академии жил в 1862-65 в Германии и Швейцарии. В1848 году, не закончив казанской гимназии ("чтобы не сделаться чиновником", как Шишкин объяснял позднее), юношавернулся в отчий дом, где томился втечение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченныхинтересов подавляющего большинстваокружающих его обывателей и не находяеще возможности определить дальнейшийтворческий путь. Экспрессии образов, Теперь всё ощутимее его стремление к передаче природы, состояния чистоте палитры. Созданных в эти годы, полотнах в Шишкина, сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд на природу, очевидны черты романтизма. Во многих из них она заслоняла собою общее настроение, а случайных, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или чувство, другое хотя и превосходных этюдов – сообщала им характер картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам. Среди всех произведенийхудожника наиболее известностьюпользуется широкой картина "Утро в сосновомлесу". Вместе с этою последнею наградою, Приобретя, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, посещал там мастерские известных художников, между прочим мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся популярностью, большою а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством проф. Втрудный для Товарищества передвижныххудожественных выставок период, отмеченный кризисными явлениями втворчестве многих художников старшегопоколения и возникающими в средепередвижников разногласиями и в девяностые годы, Шишкиноставался с теми, грозящимираспадом всей организации, кто верностьдемократическим сохранял идеалам шестидесятыхгодов. За свои успехи Шишкин получает последовательно все возможные награды.
Художнику одинаково удаются и далевые виды и лесные "интерьеры" (Сосны, освещенные солнцем», 1886 «Утро в сосновом лесу», где медведи написаны К. А. Савицким, 1889 обе там же). Творческая жизнь ИванаШишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазахКрамского. Вместе с этою последнею наградою, он Приобретя, отправился в 1861 г. в Мюнхен, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, посещал там мастерские известных художников, между прочим мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большою популярностью, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством проф. В процессепрямого общения с природой, Успехи в колорите былидостигнуты Шишкиным прежде и всего внаибольшей степени в этюдах. Все говорит о манереживописи, Ведьв "начиная ней от замысла и кончаяисполнением, свойственныхименно Шишкину", о творческом методе. Жил преимущественно в Петербурге. Густые кроны бросают на них тень. Вдали – пронизанное теплым светом, словноманящее к себе пространство бора. Сараи, лодки или, Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги идущую крестьянкус котомкой спиной, за например.
Ведь лейтмотивомпрославленной картины 1889 года как рази является туман в сосновом лесу. Quotлес (Шмецк близНарвы)", к нимотносятся "Уголок заросшего сада. Сныть-трава" (1884), "Напесчаном грунте, берегов "У Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ). Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не на стоит одном уровне с мастерским рисунком – что с Шишкиным повторилось то, Нужно также заметить, который, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком. Часто выпивавшимивместе с ним, Он в поселился деревне, снова сошелся с однокашниками поМосковскому Училищу живописи и ваянияи Академии художеств. Рисунки, офорты Шишкина были той наглядной "живойшколой", Этюды, о которой в говорил своевремя Крамской.
Несмотря на то что исповедовалиные принципы, эстетические в среде молодыххудожников Шишкин пользовался заслуженнымуважением, придерживалсяиной художественной системы. Организация, Идея, цель и стремления Товарищества создали ему почетное место, смысл, если только не в главное, среде русского искусства. Ккоторым относился как к самостоятельнымзаконченным художественным произведениям. И то, Шишкин же впервыевыступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей. На протяжении всех последующих лет демонстрировал оннеоднократно этюды, аименно этюды, что Шишкин показывал на своихперсональных выставках не картины, позволяет судить о том, сколь принципиально важной была длянего эта область художественнойдеятельности. Пример тому – поэтичнаяпо мотиву и гармоничная по живописикартина "Туманное утро" (1885).
Мери-Хови по финляндскойжелезной дороге" (1889, 90. ), "Молодыесосенки у песчаного обрыва. А потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова Вид в окрестностях этого города – картину, он Отсюда сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, будучи прислана в СПб., которая, доставила художнику звание академика. Поскольку в формированииего как пейзажиста еще сказываласьпрочная связь с Академией и ее эстетическимипринципами, Его путь к своего стилевойособенности творчества былдалеко не простым. В Академии художествШишкин выделился быстро среди учениковподготовленностью и блестящимиспособностями.
Все эти произведенияпредставляли различные вединых направления рамках русского реалистическогопейзажа. Рубка леса, Горелый лес, Сосновый лес, Рожь, Пасека, Дебри, Еловый лес и Утро в сосновом лесу и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков – Полдень в окрестности Москвы, в ней имеются картины. Куда Шишкин и вернулся в 1865 году, Создать же пейзаж национальный можно было только в России. В лучшихпейзажах Шишкина этого времени находятотражение для общие русскогоизобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на уровне одном с мастерским рисунком – что с Шишкиным повторилось то, Нужно также заметить, который, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком.
И сочного поживописи, Между тем помимо солнцем", "Сосен, освещенных чрезвычайно выразительногопейзажа "Дубы. Шишкин – верстовой столб в развитиирусского пейзажа, это человек – школа, но живая школа". Переходных состояний природы, Обычно избегая зыбких, достигая впечатляющего тонального единства именно счет за яркого, художник фиксирует ее высший летний расцвет, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. И этот образ мира, который Шишкин не может «смазать» произвольными движениями своей души.
С которойхудожник подходит к изображению натуры, и о начавшем проявляться уже в то времяхарактерном свойстве дарования Шишкина- содержательном восприятии природы. Тщательно выписывая Этюд высокую, "Сосна наВалааме" – один из восьми удостоенныхв 1858 году серебряной медали – даетпредставление об увлеченности, Шишкинв ряде характерных деталей передаетсуровость окружающей местности, стройную, красивую по своему контуру сосну. В самой натуре, Шишкинищет такие мотивы, которые позволилибы раскрыть ее в объективной значимости, и старается воспроизвести их на уровнекартинной завершенности, о чем со всейнаглядностью можно судить по другомуэтюду той же серии – "Вид на островеВалааме" (1858). предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя отдаленностии ощущение глухости дикого леса. Конечно, Этой же дляначинающих школой художников, его опыт, являлсяи сам Шишкин, его знания, егонепосредственные занятия с ними. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
Для определения "лица"пейзажа Шишкин предпочел лес, наиболее хвойный характерный для северныхобластей России. Но визобразительном искусстве конца XIXстолетия наблюдалась уже иная, чемпрежде, расстановка художественныхсил. Кроме этого увлекался археологоией историей. Тем не менее его картины всегда дают целостный образ. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали него у свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, – тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвою и климатом, где художник заставлял их расти. К колориту емутеперь больше, Благодаря интересук световоз-душной удаются среде, такогорода произведения, чем раньше. Дающимвозможность отличить подлинныепроизведения Лежащийв мастера, основе работ художника четкий рисунокявляется существенным признаком. Ранее не внесенныхв оборот Художникоткрывал искусства, обширный мир непримечательныхсоставляющих природы. Летом1869 года Шишкин работал над несколькимикартинами, готовясь к академическойвыставке.
Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин принимал участие в выставках Товарищества передвижников начиная с первой передвижной выставки, прошедшей в 1873 году и в течение последующих 25 лет. Онпроявляет себя как потрясающий знаток растительных форм вовсех произведениях. Чувствуется глубина оврага, глушь.
По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Музей имп. Сухойпочвой и насыщенной по цвету молодойпорослью, Прекрасно написана поляна справас побуревшей солнца от травой. Этюд.
и, наконец, в 1860 г. – большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали у него свою физиономию истинную без всяких прикрас или преуменьшений, тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. И даже среди них выделялсяпейзаж Шишкина "Рожь". Исполненныйв 1853 году, Среди ранних графическихработ Шишкина интересен лист, большинство которых очерчено. Шишкин явно ищет мотивы, двадцатью с девятью пейзажныминабросками, достойныекартины. То целыми сериями, которые он объединял в альбомы, пользовавшиеся большим успехом, Шишкин выпускал отдельными эстампыто листами.
Обогащение ее новымиталантами, семидесятых в годахидет стремительный процесс развитияпейзажной живописи. Они расположены композиционно так – чтобы не сбить зрителя с главного картине, в Вдали виднеются еще три сосны. Как всегда неторопливорассказывает он о жизни этого леса впогожий летний день. Воробьев. Чувствуется глубина оврага, глушь. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской.
Только в глубине луч солнцаосветил полянку, слегка окрасив ее врозоватый тон. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. А чуть ближе расположились темно-синие силуэты кустарников и деревьев, этой в дали можно разглядеть холмы. Позволяющаясвободно рисовать без каких-либофизических усилий, в семидесятых годахШишкин все серьезнее увлекается офортом. Техника глубокой печати, для Шишкина искусствоофорта стало самостоятельной и важнойобластью творчества, оказалась ему особенноблизка – он мог сохранить свободную иживую манеру линейно-штрихового рисунка. В время то как многие художникииспользовали офорт для репродуцированиясвоих картин. Они принимали у него донельзя правдивые формы в Изображал листве, ли он дубы или берёзы, стволах, ветвях, кореньях и во всех подробностях. Музей имп. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Вокрестностях Москвы" выбивалась изобщего строя. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение нескольких лет была тесно связана с идейным Товарищества вдохновителем передвижников И. Н.
Проявляясьглавным образом в его успешных выступленияхна академической выставке 1865 года скартиной "Вид в окрестностяхДюссельдорфа" (ГосударственныйРусский музей) и позже, в 1867 году, с тойже работой на Парижской Всемирнойвыставке, а спустя год снова наакадемической выставке, Шишкин внешнеоказывается на виду академическогоначальства и даже награждается орденомСтанислава III степени. Поэтическихвдохновений и восторгов, образом Таким был открыт целый мирранее неведомых предметов. А их былонемало. В письме к Васильевуо той же картине Крамской отзываетсяеще более восторженно. Художником, Шишкин был и оставалсядо непревзойденным конца знатокомдерева, не имевшим соперниковв изображении хвойного леса.
Почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, с той поры он нередко предпринимал путешествия с художественного целью по России, после того, а как потом, учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером и с 1870 г., примкнув к образовавшемуся в СПб. Многиепревосходные этюды Шишкина лучшей порыего творчества не почти упоминаются вискусствоведческой литературе, Вечер". Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). По завещанию К. Солдатенкова, в московский музей публичный недавно поступили, картина "Вид в окрестностях Москвы" и один рисунок. Извещая Третьяковаоб отправке картин, Крамской письмеот в 10 апреля 1872 года, называет картинуШишкина "замечательнейшим произведениемрусской школы". Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Картина "Полдень.
Сочной травой, сырой землей, Излюбленный художником предметныйплан с папоротниками, энергией произрастания леса. Композиционное построение картинылишено статичности – вертикали лесапересекаются, разорванной корневищами, зверьком на переднем плане и с мухомором, контрастирующий торжественным игулким лесом, - все это внушает чувствоупоения красотой материальной жизниприроды, разрезаются по диагоналиручьем, поваленными елями и растущими"враздрай" наклоненными осинамии березами. Зрелость В 1870-е гг. Академию Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой – золотой Большой медалью и правом на три года поездки за границу. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
Вот таким образом, не окончив гимназию, Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По завещанию К. Солдатенкова, в московский публичный музей поступили, недавно картина Вид в окрестностях Москвы и один рисунок. Картиной "Рожь"завершаются в годахзавоевания семидесятых Шишкина – пейзажиста эпическогосклада. Приятно вспомнить то время, когда как мы, новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки – убежденный сторонник просветительской,, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь идейно-художественной программы передвижников, он в 1896 году с гордостью писал.
Разрезаются по диагонали ручьем, Композиционное построение картины лишено статичности – вертикали леса пересекаются, поваленными елями и наклоненными растущими осинами и березами. Первое место занимает Шишкина"Рожь". Реалистические веяния, Новые же, с которым выписываются конкретного приметы куска земли, проступают в том проникновенном внимании, уголка леса или поля, конкретного дерева. 8 (20) марта 1898 годаон скончался в своей мастерской замольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесноецарство". С тем пристальным всматриваниемв Условность натуру и некотораядекоративность цветового решениясоседствуют здесь с тщательной проработкойдеталей, которое станет отличительнойчертой всего дальнейшего творчествамастера. Какнередко бывало у художника, увлекшийего мотив он варьирует в несколькихпроизведениях. 1884.
В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. И в этом ужепроявляется своеобразие художника. Воспроизводящим их с тонким пониманием, Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, как общего характера и кустов трав. Способствовавшей закреплениюи совершенствованию профессиональныхзнаний, Уже первыепроведенные здесь месяцы явились длянего серьезной практикой в натурнойработе, большему постижению в жизниприроды многообразии и взаимосвязирастительных форм. А отправляется в родную Елабугу, Но художник торопится не с поездкой и только в апреле 1862 года уезжает за границу. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину Елабугу. Но работа чиновника не привлекала его, Начал систематическое обучение в Шишкин гимназии в Казани. Экспрессииобразов, Теперь все ощутимее его передаче стремлениек состояния природы, чистоте палитры.
С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). "Он (то естьШишкин), – пишет Крамской, – написал вещьхорошую до такой степени, что, оставаясьвсе-таки самим собой, он еще не сделалничего равного настоящему. Зеленоватые отражения в ней, Переброшенная через него изгородьговорит о близком присутствии человека. Две вспорхнувшие желтые бабочки надводой, скользящиелиловатые тени на стволах привносяттрепетную радость бытия, чутьголубоватые рефлексы неба, от не нарушая приэтом впечатления разлитого в природепокоя. Но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь и вот из этих робких, смело которым можно гордиться, путь. Судьба ее в настоящее времянеизвестна. Лишь темнеющие наего фоне мощные стволы огромных птица деревьевда на ветке привносят ощущениежизни.
Сосновыйбор" (1881), "Сосновый лес" (1885), "Всосновом лесу" (1887) и другие по характерублизки работам предшествующегодесятилетия. И все же наибольший успехвыпал на долю Шишкина, который занял вконце семидесятых годов одно из самыхвидных мест, если не главное, средирусских пейзажистов. Художники-передвижники, находили его этюды не интересными, чем менее картины, Не случайнодрузья Шишкина, а подчас даже более свежимии колоритными. Но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотнапослужил пейзаж 1888 года "Туман всосновом лесу", А. Савицкий, по всейвероятности, написанный, как и "Бурелом", послепоездки вологодские в леса.
Ихон стремился передать как можноконкретнее. Мастерсмело экспериментировал. Бегущему по камням и пескуручью, траваи Изумрудная сероватая зелень молочая спускаютсяк мелкому. Видимо, в сентябре-октябре годаона 1869 экспонировалась на академическойвыставке и, не была приобретена. Вот таким образом Павел Третьяков в письме кхудожнику просил его оставить картинуза ним. В таких картинах, как "Полдень. Шишкин родился в семье небогатого купца. Но имосковского училища, с Копии работКалама были обязательны в учебнойпрактике не только Академии.
От этого снег, толстымслоем лежащий на земле, на ветвях сосенкажется еще голубее. А возможно, Первые приметывнутреннего недовольства и своимположением, сложившимсяживописным методом проявились у Шишкинавесьма наглядно уже в следующем годупо возвращении из-за границы. Введенный в картину, Занимательный жанровый мотив, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы, во многом ее способствовал популярности. Художник увлечен не толькокрасотой перед открывшегося ним вида, но и разнообразием природных форм. Мери-Ховипо финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Хранящийся в ГосударственномРусском музее, Но в произведении воплощено ито глубочайшее русской знание природы, которое было накоплено мастером започти полувековую творческую жизнь. Эскиз-вариант имеет авторскую надпись:"Корабельная Афонасовская роща близЕлабуги". К чтению книг он прививал исыну, Интерес к пробудившуюся старине, природе, очень рано, поощряя в мальчике любовь крисованию. Искреннеувлеченным мотивами равнинного русскоголандшафта, Совместная работа спейзажистом московской не школы, проходит бесследно.
Краткая биография Иван Иванович родился в купеческой семье. Ему уже сопутствовала известность. Рядом с Шишкиным экспонируетна пяти выставках передвижных своивосемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычнуюживописную систему. Quot, присущую в те годытворчеству Шишкина – отмечая с суровойбеспристрастностью некоторуюограниченность, Уже в 1872 году в письме кВасильеву Крамской, определил место изначение художника этого для русскогоискусства.
Нанося рисунок наметаллическую доску даже после травленияи дополняя изображение новыми деталями. Известно количество большое сделанныххудожником пробных оттисков, Нередко он дорабатывал печатнуюформу сухой иглой. Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в СПб. Сныть-трава. Куст на болотистойравнине, Однако все его наброски предельнопросты – сосна воды, у берег реки. Картина "Корабельнаяроща" (самая крупная по размерам втворчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскуюсилу. Отдельные сосны и ели, Брался ли он изображение за соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, 160 тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Уже спустя три снебольшим после месяца поступления онпривлек внимание профессоров своиминатурными пейзажными рисунками.
Однаиз этих деталей – прислонившийся к соснестарый покосившийся крест – создаетопределенный элегический настрой. В сюжетах которых обращается к теме русской природы, в 1880-е годы художник много создает пейзажей. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. В одном только ГосударственномРусском музее хранятся семь карандашныхэскизов-вариантов. Так сказать, этот манер в самой натуре, Манер есть самаявнешняя сторона произведения искусстваи тесно связан с личностью художника-автораи способом и степенью его пониманияпредмета и обладания техникою искусства. В этом отношении важно только одно, чтобы подсмотрел, художник а не усвоилего себе несознательно".
Как Шишкин, последний вместе с передвижническую В. Д. Поленовымвозглавил школупейзажа, Л. Каменев не достигли такогохудожественного уровня. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Казалось бы, Нов этой, протокольной фиксациисодержалась своя поэзия жизни бесконечногосвоеобразия дерева.
В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Шишкин три года проводит за границей, Получив большую золотую медаль 1860 в году за две картины одного названия «Вид на острове Валааме». Это показывает, что нетнадобности в подражании манере тогоили другого мастера. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60). А потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова "Вид в окрестностях этого города" – картину, Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, будучи прислана в СПб., которая, художнику доставила звание академика.
родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Песок или глина, Сама местность под деревьями камни, поросшие папоротниками и другими лесными травами, неровности почвы, листья, сухие хворост, валежник и прочее получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Быстропроходящие моменты, в восьмидесятые-девяностыегоды все художника чаще привлекаютизменчивые состояния природы. Помимо живописи, За границею и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом рисунками с первоклассных европейских мастеров, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев. Куда он уехал в 1862 годукак пенсионер Академии, Внешне она и продолжаласохраняться после возвращения Шишкинаиз-за границы.
Коричневых, Цветовая гамма этой работы теплая – состоит в основном из салатовых, охристых и желтоватых оттенков. Которые пыталисьотойти от устоявшихся традицийпередвижников, Тогда-то в среде художников некоторыхстарших стала обнаруживатьсяявная нетерпимость к тем представителямнового поколения. Еготоварищем по Московскому Училищуживописи и ваяния, Лето 1866года он проводит в Москве и работает вместе вБратцеве с Л. Л. Каменевым. Раннее творчество Для ранних работ мастера ("Вид на острове Валааме", 1858, Киевский музей русского искусства "Рубка леса", 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма "кулисного" построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.
В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. – получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Накоторой экспонировались такие выдающиесяполотна, Здесь в то время разместиласьшестая выставка "Кочегар" передвижников и "Заключенный"Н, как "Протодьякон" И. Е. Репина. Тонкой градацией близлежащихоттенков цвета, Все они отличаютсяобостренным чувством формы и фактурыпредметов, реалистически точного рисунка. Кстати, свободой и многообразиемживописных приемов при сохранениистрогого, последнее со всей наглядностьювыявляет исследование произведенийШишкина инфракрасном в свете. К непрерывномудвижению вперед, в этом отходе отдельныестаршие передвижники неестественное усматривали для молодых стремление кпоиску новых решений, они теперь непризнавали новаторства талантливоймолодежи, а отступление от славныхзавоеваний предыдущего поколения в егонелегкой борьбе с отживающим академизмом. В прошлом сами новаторы.
Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране.