Замысел этой картины был подсказан Шишкину его приятелем, художникомпередвижником К. А. 1872 (картина получила первую премию на конкурсе Общества поощрения художников Шишкин выходил на прогулки с красками или графическими материалами (карандашами, углем) и писал округу Петербурга. Картина русского художника Ивана Шишкина Зима стоит в программе средней школы.
Шишкин не увлекается миловидными, так сказать, жанровыми мотивами природы, где суровость пейзажа смягчается присутствием домашних животных или человека, он не увлекается также случайностью световых эффектов, на что пошел бы человек, знающий лес лишь с налету, нет, он, как истый сын дебрей русского севера, влюблен в эту непроходную суровую глушь, в эти сосны и ели, тянущиеся до небес, в глухие дикие залежи исполинских дерев, поверженных страшными стихийными бурями он влюблен во все своеобразие каждого дерева, каждого куста, каждой травки и как любящий сын, дорожащий каждою морщиною на лице матери, он с сыновнею преданностью, со всею суровостью глубокой искренней любви передает в этой дорогой ему стихии лесов все, все до последней мелочи, с уменьем истинно классическим». Бывало, Публика, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, ахала за его спиной, рисунок а точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней". Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть.
Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки – убежденный сторонник просветительской,, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь идейно-художественной программы передвижников, он в году 1896 с гордостью писал. Они расположены композиционно так – чтобы не сбить зрителя с главного в картине, виднеются Вдали еще три сосны. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Хвойные деревья на картине застыли, скованные морозом. Мачтовый лес в Вятской губернии". Савинов.
Эпическими по своему картинами, строю Художник с увлечением работает над широкими по размаху, воспевающими просторы родной земли. А именно утро в лесу с его ещё не рассеявшимся туманом, Это не просто глухой сосновый лес, холодными тенями в с чащах, легко порозовевшими вершинами громадных сосен. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Великий русский художник Иван Шишкин Иванович был автором множества великолепных пейзажей русской природы. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры.
Благодать. Эта картина – очень светлая и яркая. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Желтовато-коричневые отблески лежат шершавых на стволах и снежном покрове, Зимнее солнце на картине известного русского художника И. И. Шишкина скупо освещает участок леса. Пышно укрытые снегом лежащие стволы мертвых деревьев и маленькие елочки над ними символизируют непрерывность продолжения жизни.
Известны несколько зимних пейзажей Ивана Шишкина – Зима (1890), Зима в лесу (1877), На севере диком (1890), Лес зимой (1884) и Еловый лес зимой (1884). Уравновешенность композиции в целом, в первой из них ритм стройных красота стволов, живописного тона делают картину одним из высоких достижений художника. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Созданной почти монохромными средствами, в картине зимнего пейзажа русского Шишкина, художника почти с фотографической точностью показаны скованные морозом стволы деревьев и заиндевевшие веточки, благодаря контрасту светотеней и детализированному изображению предметов, покрытая пушистым снежком полянка и виднеющаяся вдали просека. «с ее смертью начинается темная полоса в жизни Ивана Ивановича он начинает пить не в компании, постоянно, а дома и его некому было удержать в своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку – этому как раньше, Комарова. В этом этюде отчетливо видно характерное для Шишкина стремление воспринимать содержательно природу. Сочной травой, Излюбленный художником предметный план с папоротниками, корневищами, разорванной сырой землей, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, - все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. Что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия, Картины и его рисунки столь многочисленны.
Хочу запомнить и свет и цвет и линии. » Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу. спросила она. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Однако тогдашняя гимназия, с ее узкой формалистикой, до такой степени не соответствовала стремлениям и наклонностям молодого Шишкина, казалась ему так нестерпима, что, возвратясь на лето 1848 года в Елабугу, он объявил родным, что в гимназию больше не вернется, чтобы не сделаться чиновником, чего он боялся всю жизнь. Созданных к конце 70-х и в 80-е годы ощущается начало, монументально-эпическое в лучших картинах Шишкина И. И. Первоначально на картине стояло подписи две Шишкина и Савицкого, Более того, купивший эту работу, но П. Третьяков, снял подпись Савицкого, считая ее оригинальным произведением Шишкина. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А.
За свою жизнь выдающийся пейзажист создал сотни блестящих и рисунков несколько серий офортов. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Стоя по много часов перед мольбертом рисуя и тонкими беличьими кисточками, Он ведь всегда писал с натуры. «Туман в сосновом лесу», Видимо, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву с пейзаж включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Он был прекрасным мастером рисунка и офорта. Во многих из них она заслоняла общее собой настроение, а случайных, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, хотя и превосходных этюдов – сообщала им характер не картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам.
Наследие Шишкина не ограничивается живописными произведениями. Раздолье, простор, угодье. Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник их заставлял расти.
Его характер портился, Он начал нравственно, опускаться как водка, так как ничто не влияло на него так ужасно. И темный лес. Цветовая гамма этой работы – теплая состоит в основном из салатовых, коричневых, охристых и желтоватых оттенков. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. Не окончив гимназию, Вот таким образом, ваяния и зодчества, Шишкин поступает в училище Московское живописи. И годы ее жизни с Иваном Ивановичем прошли в тихой и мирной работе, Евгения Александровна была простая хорошая и женщина.
Искусствовед А. В. Пробиваются слабые солнечные лучи да яркое голубое небо просвечивает сквозь верхушки сосен, громадных Только местами на картине Зима. Обилие деталей наряду с выявлением типического, Неторопливый подробный рассказ, цельность запечатленного образа, характерного, простота и доступность художественного языка – таковы отличительные черты этой как картины и последующих работ художника, неизменно привлекавших внимание зрителей на выставках Товарищества передвижников.
К тому же многочисленные наброски и этюды, сделанные к картине, свидетельствует о второстепенной роли «соавтора» медведей он писал по эскизам, предложенным Шиш-киным. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. В семидесятых годах художник очень много работает над изучением природы. Как вспоминает А. Т.
Что же перед нами иллюстрация – романтического образа или же его интерпретация – Возникает вопрос. Но работа чиновника не привлекала его, Начал обучение систематическое Шишкин в гимназии в Казани. Что такая работа способствует постижению форм природы, Шишкин помогает находил, совершенствованию рисунка. Среди русских пейзажистов Шишкину принадлежит бесспорно место самого сильного рисовальщика. Покрывающий растительность и снег землю рельефно прорисовывает все неровности стволов и почвы. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Для него, казалось, не было трудностей, – отмечает А. Н. «Иван Иванович.
Образцовым совершенством, Он первый отнесся к лесу с такой искренней и глубокой любовью и первый сумел воспроизвести русский лес с таким блестящим, по крайней со мере стороны рисунка. Но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь и вот из этих робких, которым смело гордиться, можно путь. Рожь. Что только длительное напряженное изучение натуры может со открыть временем путь пейзажисту для самостоятельного творчества, Он считал. Окрестности Москвы, Сосны) или в утренней дымке (Утро в лесу).
Организация, Идея, цель и стремления Товарищества создали ему почетное место, смысл, если не только главное, в среде русского искусства. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. «90е годы Шишкин встретил полный сил. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Преломляемые им по-своему, в лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского искусства изобразительного тенденции.
Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. Оно была представлена в 1878 году на Шестой передвижной выставке. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты.
Большую часть картины занимают серые облака. Гроза застала меня дома. Рассказывал о нем впоследствии: "Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина: как могучий зеленый лес, Посещавший знаменитые "четверги" Санкт-Петербургской Артели художников И. Е. Репин, хорошим аппетитом и правдивой русской речью, он поражал всех своим здоровьем. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта.
Который не нарушают ни медведи у дерева с ульем, Глядя на создается картину впечатление глубокого покоя, ни летящая высоко в небе птица. Есть смысл напомнить читателю лермонтовский поэтический шедевр. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Что бездарный будет ее копировать рабски в то время как "человек с чутьем возьмет то, Кроме того Шишкин отмечал, что ему нужно". Он же написал медведей.
– Он мог создать подряд несколько выдающихся произведений – картины лесу "В графини Мордвиновой. Освещенный скупым солнечным светом, Этот шедевр русского художника Ивана Ивановича Шишкина представляет заснеженный лес и при внимательном рассмотрении пейзажа у вас появляется материальное ощущение холодного ясного дня и вашего одиночества в этом мрачноватом снежном безмолвии. В. В. Вы тоже попали под дождь. » «Нет, я вышел под дождь.
На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Шишкин удачно преодолел в ней трудность глубины изображения леса в сумеречном вечернем освещении. Художник расположил красноватые, чтобы чувствовалась глубина этих снопов – бордовые и темно-охристые мазки так, На переднем плане мы начало видим пшеничного поля. А вот снежную зиму пейзажист почти не изображал. взволнованно ответил художник. Глубоко народной, "Лесная глушь" и в особенности "Сосновый с бор" парою медведей под сосной останутся навсегда славным памятником этой деятельности, серьезной и суровой, здоровой, как сама северная природа. Расположившегося на краю этого оврага, Присутствие медвежьего семейства, у порождает зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.
«настоящая краса всероссийского пейзажа, позднее завоевывают себе место почетное в русском искусстве, почти девственные леса, благодаря классической деятельности И. И – исполинские, Прахов писал. А чуть ближе расположились темно-синие силуэты кустарников и деревьев, в этой дали разглядеть можно холмы. «его отец считался в своем городе ученым человеком и хотел, Комарова, почему сначала, его чтоб сын получил по возможности хорошее образование, кроме уездного училища, посылал его к разным учителям, а в 1844 году отвез в Казанскую гимназию – дочь сестры художника. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Хотя с постоянно увеличивающимся семейством Иван Иванович не мог позволять себе ничего лишнего, Средства позволяли уже иметь скромный комфорт. Васильева.
Достойным завершением цельного и самобытного Шишкина творчества явилась картина 1898 года "Корабельная роща". Порхающая с ветки на ветку в поисках корма, Пустынность и безлюдие в картине лишь нарушает одинокая птаха. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Он встретил там нескольких товарищей, Поступив в гимназию, как, которыми с мог не только устраивать себе развлечения в бурсацком вкусе, например, выходить на кулачные бои, но и рисовать и рассуждать об искусстве. Который он уже себе обеспечил, Шишкина спас только разве его успех, которыми отличался его организм», восприимчивость и сила. Буйство выгоревшей травы очень выделяется на фоне массы желтоватой колосьев и создает необыкновенный контраст.
Русское богатство". Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Каждая имеет "свой характер" и "свое лицо", полного неиссякаемых жизненных сил – но в – целом впечатление единого мира природы, Обратите внимание как прекрасно написаны стволы старых сосен.
Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Когда приходилось работать в помещении, Зимой, заставлял начинающих художников делать с перерисовки фотографий. Как зеленый могучий Шишкина, лес, он заражал всех своим здоровым весельемhellip и правдивой русской речью.
Вот он: «На севере диком стоит одиноко/ На го-лой вершине сосна/ И дремлет, качаясь и снегом сыпучим/ Одета как ризой она. / И снится ей все, что в пустыне далекой, / В том крае, где солнца восход, / Одна и грустна на утесе горючем/ Прекрасная пальма растет». Как видим, у Лермонтова философский, вообще говоря, образ рождается из столкновения двух «смыслов». В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
У Шишкина этого нет. Разрезаются по диагонали ручьем, Композиционное построение картины лишено статичности – вертикали леса пересекаются, поваленными елями и растущими наклоненными и осинами березами. Он всю жизнь писал природу, запечатлевая ее в летний знойный полдень (Полдень. Введённый в картину, Ведь лейтмотивом прославленной картины Занимательный жанровый мотив, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы, многом во способствовал её популярности.
Что копирование с фотографий отдельных Однако деталей, он не учитывал, а отдаляет от глубокого познания ее, взятых вне их естественной среды не приближает, которого он добивался от своих учеников. У них часто собирались товарищи и между делом устраивались игры, Знакомых у них было много и Иван был Иванович самым радушным хозяином и душой общества. На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами. Какая необычайная картина. Великолепными лиственными столбами, в двух местах изза поднимаются, ржи словно колонны портала», громадные сосны.
Иным произведением является вторая картина. Чувствуется глубина оврага, глушь. В нем раскрыты те черты жизни природы, Современники всторгались достоинствами картины, отвечают эстетическому его идеалу и запечатлены в народной песне, которые дороги и близки любому русскому человеку – замечая существенную особенность этого произведения. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня.
В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен». Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель. Репин: «Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Песок или глина, Сама местность под деревьями камни, поросшие папоротниками и другими лесными травами, неровности почвы, сухие листья, хворост, валежник и прочее получали в и картинах рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Которое можно считать по классическим полноте художественного образа, ", монументальности звучания, завершенности. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Экспрессии образов, Теперь ощутимее все его стремление к передаче состояния природы, чистоте палитры. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
Шишкина. Предполагается, что «сюжет» картины подсказал автору передвижник К. Савицкий. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Малопомалу он отдалялся от общества Крамского, который один имел на него влияние и опять сошелся ближе с друзьями своей юности, которые все страдали той же болезнью и в это время совсем уже опустились как художники. Чем в таких работах, Вот таким образом талант Ш. иногда ярче гораздо выказывается в одноцветных рисунках и офортах, в которых он пользовался многими красками.
И справедливо вся она суть прекрасное выражение шишкинского творческого метода. Воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных кустов форм и трав, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев. «наши пейзажисты представили на передвижную выставку несколько прекрасных вещейhellip Первое место занимает "Рожь" г. Шишкина – мотив им, еще никогда не пробованный и мастерски нынче выполненный кажется, – Стасов писал. Такая она тучная, рожь Эта кажется самвосемьдесят, чтобы пропустить вьющуюся тропинку с бредущими по ней крестьянками, роскошная она наполняет золотистыми отливами всю картину и только в середине разгибается в обе стороны. И всю бумагу, Сверх любви к чтению Иванович Иван с ранних лет обнаружил страсть к рисованию, покрывал рисунками и изображениями того, которая ему попадалась под руку, что видел дома и в училище.
Но не исключена возможность, Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, написанный, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 «Туман в сосновом лесу», года по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Чувствуется глубина оврага, глушь. Связывающего представление о счастье, Жизнеутверждающие произведения Шишкина созвучны мироощущением с народа, довольстве человеческой жизни с могуществом и богатством природы. Однако трактованы они с большей живописной свободой. И "Ваничка" был водворен в верхнем этаже родительского Отец дома», не стал настаивать.
Яркую оценку Шишкину как рисовальщику дал в своей книге «Далекоеблизкое» И. Е. Введенный в картину, Занимательный жанровый мотив, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы, во способствовал многом ее популярности. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне.
Композиция выглядит очень гармонично и ярко, одновременно Благодаря такому сочетанию цветов. В которых проявилась самобытность художника, Основные работы этого периода – пейзажные наброски, заключающаяся в умении и точно ярко изобразить природу. Зима в лесу (1877), Известны несколько зимних пейзажей Ивана Шишкина – Зима (1890), Лес зимой (1884) Еловый и лес зимой (1884), На севере диком (1890).
Работая в должности профессора Шишкин требовал от кропотливой учеников предварительной работы на натуре. Вспоминает А. Т. Одна из фигур точно принадлежит женщине: мы видим платок, повязанный на голове и темную юбку. Ему недоставало запахов и звуков, Конечно, однако и в изображении зимы проявилось мастерство изумительное художника, веяния ветра и морозной свежести, который с присущей ему скрупулезностью писал зимний лес. Оставив двоих детей, в апреле 1874 года умирает жена, который тоже вскоре дочь умирает и сына. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. И лишь в старости мастер кистиобратился к теме зимнего пейзажа, Заболевание легких не позволяло ему работать зимой, в глядя окно и используя свое удивительное внутреннее зрение, когда мог рисовать. Quotдождь в дубовом лесу", Петергоф", столь несхожие между собой, "На севере дикомhellip", были написаны за месяцев несколько 1891 года. Которые Шишкин мастерски распределил по картине, Разбавляют это все несколько холодных оттенков.
Созданных в эти годы, в Шишкина, полотнах сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд на природу, очевидны черты романтизма. Как однажды, Одна его знакомая вспоминала, с удивлением обнаружила Шишкина, пробегая в грозовой ливень мимо его стоявшего дачи, босиком и в абсолютно промокшей одежде посре-ди лужи. Пелена дождя скрывает в ней детали на легком серебристом фоне яснее выступают деревья первого плана и несколько человеческих фигур (их в вписал картину тоже К. А. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса.
Он активно пишет на природе – изучая окрестности Санкт-Петербурга и острова Валаам, Но в и это время художник не ограничивается студийными занятиями. Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком – что с Ш. повторилось Нужно то, также заметить, который, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком. Савицкий), картина кажется прозрачной и легкой. Ближе всего к зрителю – просторное поле. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков.
Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. Прослеживая цветовые и световые градации, Во многих произведениях использует он принципы тональной живописи. Бывало, Публика, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми, ахала за его спиной, мозолистыми работы от пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким, от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней».