Данным полотном Шишкин открывает новый этап своего творчества, можно сказать, что это – один из первых его шедевров. Гтг) одна из самых популярных, неизменно8230 Лермонтовская энциклопедия Шишкин (Иван Иванович) один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер аквафортист, сын купца, родился в Елабуге (Вятской губернии) 13 января 1831 г., двенадцати лети от роду был определен в ученики 1 й казанской8230 Биографический словарь 13 (25). 1. Шишкин, Иван.
А. беггров, в 18841885160годах издал в двух сериях сборник 24160фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. За границей Шишкин занимается также рисунками пером. Шишкина «Корабельная роща». Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Шишкин, Иван.
Шишкина привлекают обширные лесные массивы. Очень необычно для Шишкина в этой работе написано небо. Шишкин, Иван. Примером этого может служить работа В это время Шишкин находится в зените славы, но впереди его ждали новые замечательные свершения. Петергоф» относится к числу лучших творений Шишкина.
Шишкин, Иван. Шишкин, Иван. Шишкин как бы срезает сосны, тем самым подчеркивая их громадность.
Ссср, Шишкин И. Н. Крамской. Шишкин мастерски пишет затихающий ливень. Портрет художника Ивана Шишкина. За полотно «Лесная глушь», написанное в 1872 году, Шишкин наконец получает звание профессора Академии художеств.
До конца своей жизни Шишкин оставался одним из самых активных и верных членов Товарищества. Шишкин, Иван. Удостоившись золотой медали, Шишкин получил право на поездку за границу в качестве пенсионера. Полотно И. И. Шишкина «Лесные дали» относится к периоду жизни художника, когда его талант раскрылся со всей своей глубиной и мощью.
Шишкин, Иван. Она в очередной раз доказывает, что в изображении русской природы, русского леса у Шишкина нет соперников. Назвав эту картину оборванной первой строчкой из известного стихотворения Лермонтова, Шишкин недвусмысленно указал на ее источник.
Творчество Ивана Ивановича Шишкина явилось ступенью на пути познания и отражения окружающего мира, по меткому выражению Крамского, было живой школой работы с натурой. В последние годы творчества И. И. Шишкин огромное значение уделял колориту своих полотен. Так же широко известно полотно В 1895 году у Шишкина выходит четвертый альбом офортов.
Молодые сосенки, зеленая трава на поляне, песчаная почва – все это демонстрирует разнообразие шишкинского мазка, обусловленного задачей максимального выявления формы и фактуры деталей пейзажа. Шишкин, будучи тихим, застенчивым, оказался в классе профессора портретной живописи А. Н. Мачтовый лес в Вятской губернии» – одно из самых светлых произведений Шишкина, хотя по мастерству исполнения полотно все-таки еще уступает самым зрелым полотнам художника. В 60-е Шишкин окончательно преодолевает свойственную академической школе отвлеченность пейзажа. Этот метод стал для Шишкина самостоятельной и важной областью творчества.
Определив большие способности Шишкина, Мокрицкий сумел направить его по верному пути, поощрял в нем интерес к натуре, увлечение пейзажем. «туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Достоинство этой светлой по колориту, наполненой радостно-умиротворенным настроением картины не только в мастерстве передачи пространства, но прежде всего в том, что созданный Шишкиным пейзаж подлинно русский по своему характеру.
(1886 г. ) – новая страница в творчестве Шишкина. Шишкин, Иван. С 1852 года Шишкин стал учеником Московского училища живописи и ваяния. Шишкин, Иван.
Это самая крупная в творчестве Шишкина картина является последним, завершающим образом в созданной им галерее, символизирующей великолепие русской природы. Некрасов, чье творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы: Все рожь кругом, как степь, живая, Ни замков, ни морей, ни гор. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев.
Об этой работе много говорили именно за нее Шишкин в том же году получил звание профессора это было неложным знаком общего признания, почти славы. В 1894-95 годах Шишкин возглавлял пейзажную мастерскую Высшего художественного училища при Академии художеств. : «Наши пейзажисты представили на передвижную выставку несколько прекрасных вещей Первое место занимает Рожь г. Шишкина – мотив им, кажется, ещё никогда не пробованный и мастерски нынче выполненный». Шишкин, Иван. Шишкин, Иван.
В 1861 году Шишкин получает право отправиться за границу и уезжает в Мюнхен. Шишкин, Иван. Достойным завершением богатого творческого пути Шишкина стало произведение «Корабельная роща», написанное в 1898 году.
Шишкин, Иван. Солнечный просвет на заднем плане, соотносясь с затененным передним планом, позволяет выстроить композицию картины пространственно, вводя в нее «нечувствительно», как сказали бы во времена Шишкина, зрителя. Шишкин, Иван. В 1870 году Шишкин вступил в учредители крупнейшего объединения мастеров реалистического направления – Товарищества передвижных художественных выставок.
Этот пейзаж рассказывает нам об окрестностях Петергофа и Ораниенбаума, где И. И. Шишкин проживал в 1891 году. Летом 1869 года Шишкин готовится к выставке в Академии художеств. Главной формой выражения волновавших Шишкина замыслов всегда оставалась картина, с наибольшей полнотой он раскрывал в ней воодушевлявшие его идеи. Шишкин, Иван.
Могучая сосна символ всего шишкинского творчества. В начале 1872 года на конкурсе, организованном Обществом поощрения художеств в Петербурге, Шишкин представил произведение «Мачтовый лес в Вятской губернии». Шишкин выбирает для картины насыщенные по колориту краски, передавая тревожную, напряженную атмосферу. Шишкин, Иван.
Шишкин, Иван. Мачтовый лес в Вятской губернии» была написана И. И. Шишкиным в период наступления творческой зрелости. Шишкин, Иван.
Портрет художника И. И. Шишкина. Привычное шишкинское небо безмятежно, покойно и светло на этот же раз оно полно тревоги и движения. С любовью, мастерством и не без доли тонкого юмора рисует Шишкин небольшие фигуры бурых мишек, вероятно, заинтересовавшихся дуплом с дикими пчелами.
Украшая стены и замысловатыми двери фигурами, Маленький Иван с раннего детства не расставался с углём и мелом, как и отец, вырезал, по дереву. Чтобы поступить в Академию художеств, Но он стремился дальнейшему к совершенствованию и в январе 1856 года отправился в Петербург. В сюжетах которых обращается теме к русской природы, в 1880-е годы художник создает много пейзажей. Что Шишкин рисует такие виды, Комарова рассказывала: Мало-помалу вся школа узнала, лес, какие ещё никто до него не рисовал: поле, просто река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы.
Местность Кукко» (1858) демонстрировалась на академической выставке 1860 года. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж. Тем не менее, работы, выполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Поленовым возглавил передвижническую школу пейзажа. Он всё-таки неизмеримо выше присущую всех, в те годы творчеству Шишкина, взятых вместе, до сих пор – отмечая некоторую ограниченность, в том же 1872 году в письме к Васильеву Крамской, определил значение этого художника для русского искусства.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Которого опекал и живописи, обучал На Валаам Шишкин поехал вместе с семнадцатилетним Фёдором Васильевым. В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен». Могучего и хрупкого, в – картине знакомое соединение большого и малого, который знал, которое видел художник в природе родного края, любил и искренне воспевал своей кистью. Восьмидесятые годы ознаменовались подлинным расцветом таланта Шишкина. Чтобы получить благословение отца на венчание с Евгенией Васильевой, Александровной Шишкин уехал в Елабугу, сестрой художника. Лето 1871 года И. И.
– Во-первых, Шишкин всё молодеет, т. е. И как настоящий лес, этот пейзаж открывается зрителю не сразу. Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Позволяющая рисовать без каких-либо физических усилий, Техника глубокой печати, ему оказалась особенно близка – он мог сохранить свободную и живую манеру линейно-штрихового рисунка. Увлёкший его мотив варьирует он в нескольких произведениях, Как нередко бывало у художника. Третьяковым. Племянница художника, А. Т. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника.
Рядом с Шишкиным экспонирует на пяти передвижных свои выставках восемь знаменитых картин А. И. Однако на этот раз работа помогла Ивану ему, Шишкину вновь пришлось пережить тяжёлое время. С 1868 года И. И. Рожь. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878). В училище живописи и ваяния, Но к систематическим занятиям живописью он приступил в лишь 20-летнем возрасте. Перовым, Г. Г.
Что мы тут делаем, Лучше вам я взамен рассуждений расскажу, – пишет он Васильеву 20 августа. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Это поучение прочно вошло в творчество Шишкина. Каждое из них вызывало интерес зрителей. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Маковским, занявшими позднее видное место в русском реалистическом искусстве. Его привлекала природа, он мог подолгу гулять по лесу изучая его особенности.
В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение многих лет (особенно в 1870-х годах) проходила на глазах Крамского. Быстро проходящие моменты, в 1880-е-1890-е годы художника всё чаще изменчивые привлекают состояния природы.
Наряду с Куинджи в конце 1870-х годов выступает В. Д. К тому же многочисленные наброски и этюды, сделанные к картине, свидетельствует о второстепенной роли «соавтора» медведей он писал по эскизам, предложенным Шиш-киным. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Вот он: «На севере диком стоит одиноко/ На го-лой вершине сосна/ И дремлет, качаясь и снегом сыпучим/ Одета как ризой она. / И снится ей все, что в пустыне далекой, / В том крае, где солнца восход, / Одна и грустна на утесе горючем/ Прекрасная пальма растет».
Но в этой фиксации содержалась своя поэзия своеобразия жизни дерева. Он встретил там нескольких товарищей, Поступив в гимназию, как, с которыми мог не только устраивать себе развлечения в вкусе, бурсацком например, выходить на кулачные бои, но и рисовать и раздумывать об искусстве. Затосковав по Родине, И. И.
Смерть его была мгновенной, как он сам себе и желал. Сочной травой, Излюбленный художником предметный план с папоротниками, разорванной корневищами, сырой землей, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным лесом, – это всё внушает чувство упоения красотой природы, энергией леса. Это было напрасно: он не проронил ни слова и тихо отошёл в вечность. В 1860-е годы Шишкин окончательно преодолевает академической свойственную школе отвлечённость пейзажа. Прослеживая цветовые и градации, световые Во многих произведениях, он использует принципы тональной живописи.
Ему уже сопутствовала известность, а картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864, ГРМ), написанная в Германии по заказу Н. Быкова и присланная в Петербург, принесла художнику в сентябре 1865 года звание академика. Их творческие методы, Создаваемые Шишкиным и Куинджи художественные образы, отличались, резко приёмы, что не умаляло достоинство каждого из них. В окрестностях Москвы, но она не была приобретена. растёт. Шишкин вернулся в Петербург в июне 1866 года, ещё до истечения срока своего пенсионерства.
Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Здесь Шишкин сближается с В. Г. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах. и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Он активно пишет на – природе изучая окрестности Санкт-Петербурга и острова Валаам, Но и в это время художник не ограничивается студийными занятиями. Извещая Третьякова об отправке картин, Крамской в письме от 10 апреля 1872 года, называет картину Шишкина замечательнейшим русской произведением школы. Перовым, И. М. Видя неуклонный творческий рост пейзажиста, Крамской, подчёркивая, особенно радовался его успехам области в колорита, что эта победа была им завоевана прежде всего в области этюда, то есть в непосредственном общении с природой.
Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. В 90-е гг. Виртуозно испоненные мельчайшими, Рисунки пером, с отделкой филигранной деталей, бисерными штрихами, поражали зрителей.
Но счастье было очень кратковременным – в 1881 году Ольга умерла Антоновна на 32-м году жизни, Вскоре родилась дочь Ксения. Картина одновременно становится и на заявкой будущее творчество художника, Завершая собой 1860-е годы и путь перестройки. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. В 1872 году в письмах к Васильеву из усадьбы Шишкина в деревне Выра под Лугой (где Крамской и Шишкин жили вместе) Крамской часто писал о занятиях этюдами. Саврасов, а М. К.
Разработана и осуществлена местного система водопровода, Им была написана книга История города Елабуги. Шишкин познакомился с молодой красавицей, художницей Ольгой Антоновной Лагодой. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, 160 тот вид и с частностями, теми которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Наиболее широкой известностью пользуется картина И. И. Фигура отца будущего живописца, Ивана Васильевича (1792-1872), была очень значимой для Ивана Шишкина. Как видим, у Лермонтова философский, вообще говоря, образ рождается из столкновения двух «смыслов».
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). В 1862-1865 годах он жил в Германии (в Мюнхене и Дюссельдорфе) и Швейцарии (в Цюрихе и Женеве), посещал мастерские известных художников, в том числе немецких анималистов Бенно и Франца Адамов, швейцарского пейзажиста Р. Коллера. До конца своей жизни он оставался одним из самых активных членов Товарищества. Разработана и осуществлена система местного водопровода, Им была написана книга города История Елабуги.
Он тем не менее отправляется в родную Елабугу, Получив право на трёхлетнюю поездку за границу в качестве пенсионера Академии, от которой только может быть существенная польза для пейзажиста, где много пишет на природе и в лишь апреле 1862 года вместе с В. И. В новом десятилетии, когда прекратили выставляться А. И. Шишкин с благодарностью согласился отдать её в коллекцию за 300 рублей – сумму, предложенную Третьяковым.
Г. Гуркин бросился на помощь к своему учителю, но увы. Божия Благодать. Расположившегося на краю этого оврага, Присутствие медвежьего семейства, порождает у зрителя ощущение отдаленности и дикого глухости леса. Саврасовым, Н. Н. Поленов – автор замечательных жанрово-пейзажных картин Московский дворик и Бабушкин сад. организованы две выставки работ художника. Организованном Обществом поощрения художеств в Петербурге, в начале 1872 года на конкурсе, Шишкин выступил с Мачтовый картиной лес в Вятской губернии. Эскиз-вариант, хранящийся в Государственном Русском музее имеет авторскую надпись: Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги.
На которой экспонировались такие выдающиеся полотна, Здесь в то время разместилась 6-я выставка как передвижников, Протодьякон И. Е. Однако тогдашняя гимназия, с её формалистикой, не соответствовала стремлениям и наклонностям молодого Шишкина, казалась ему так нестерпима, что, возвратясь на лето 1848 года в Елабугу, он объявил родным, что в гимназию больше не вернётся, чтобы не сделаться чиновником, чего он боялся всю жизнь. Иван Шишкин всегда был окружён вниманием товарищей. Выполненные в течении последнего лета, другой На выставке в 1893 г. демонстрировались произведения. После свадьбы дом Шишкиных приобрёл репутацию самого гостеприимного.
В одиннадцатом часу Иван Шишкин вместе своим со учеником углем чертил на новом полотне новый этюд. Шишкина, созданные в конце 1860-х годов, знаменуют новый этап в его творчестве. Готовясь к академической выставке, 1869 Летом года Шишкин работал над несколькими картинами.
Свободных от скованности его академической манеры, Кроме дошедших до нас шишкинских рисунков с подписью Братцево, в одном которых из был запечатлён мотив зреющего ржаного поля и дороги, главным были исполнявшиеся им живописные этюды, послуживший в 1869 году основой для картины Полдень. Полный детали, он рассчитан на длинное рассматривание: вдруг замечаешь лису и утку. Немедленно прибывший врач мог только констатировать смерть от разрыва сердца.
Ему уже сопутствовала известность. Шишкина Утро в сосновом лесу (1889, ГТГ). У Шишкина этого нет. Что же перед нами иллюстрация – романтического образа или же его интерпретация – Возникает вопрос. Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки – убежденный сторонник просветительской,, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь идейно-художественной передвижников, программы он в 1896 году с гордостью писал. Почти ежегодно выставлял свои произведения в С Академии, той поры он много путешествовал с художественной целью по России.
Что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине, получились Медведи у Савицкого столь удачно. Он же написал медведей. Но и рисовал на доске краской, Он не только вычёркивал рисунок иглой, подчас дополнительно готовое протравливал изображение, клал новые тени, усиливал или ослаблял интенсивность всего офорта или отдельных мест. Свои познания он прививал сыну, развивал у него интерес к природе и искусству.
В сюжетах которых по-прежнему обращается к жизни русского леса, в 1880-е годы он создаёт много картин, впрочем, русских лугов и полей, затрагивая и мотивы, такие как морское побережье Балтики. В сентябре-октябре 1869 года он передал для участия в выставке картину Полдень. Привлёк внимание профессоров своими рисунками, в Академии Шишкин художеств быстро выделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями. И темный лес.
Наука форм далась ему в ущерб колорита, для не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком – что с Шишкиным повторилось то, Нужно также заметить, который, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Лагорио и морских картин И. К.
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Лето И. И. Первое место занимает Шишкина Рожь. Замысел её подсказал К. А. Мясоедовым, А. К.
Но не исключено, Савицкий, написанный, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 Туман года в сосновом лесу, по всей вероятности, как и Бурелом, после поездки в вологодские леса. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается ещё более восторженно.
Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Характерный для северных областей России, Для определения пейзажа лица Шишкин предпочёл хвойный лес. Шишкин принимал участие в выставках Товарищества передвижников начиная с первой передвижной выставки, Став одним из учредителей передвижных Товарищества художественных выставок, прошедшей в 1873 году и в течение последующих 25 лет. Шишкин прожил в Елабуге. Но Шишкин по-прежнему обращается за советами к Мокрицкому, Туда его принимают особых без хлопот, успехах и трудностях, пишет ему о своих занятиях.
У них часто собирались гости, Знакомых у было них много и Иван Иванович был радушным хозяином и душой общества. Однако картина мастера, при всей их детализации, всегда даёт целостный образ. Который занял в конце 1870-х годов одно из видных самых мест и всё же наибольший успех выпал на долю Шишкина, среди русских пейзажистов, если не главное. В этом этюде отчетливо видно характерное для Шишкина содержательно стремление воспринимать природу.
Шишкин достигает высокого обобщения поэтического при сохранении всё той же тщательности в передаче деталей., В. Г. Во многих из них она заслоняла собой общее настроение, а случайных, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, хотя и превосходных этюдов – сообщала им характер не картин, Но реалистичность эта нередко вредила его пейзажам. Крамской сразу же почувствовал сильные творчества стороны Шишкина и его огромные возможности. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. И всю бумагу, любви Сверх к чтению Иван с ранних лет обнаружил страсть к рисованию, покрывал рисунками и изображениями того, которая ему попадалась под руку, что видел дома и в училище.
Что может быть лучше природы. Он умер, сидя за мольбертом, работая над новой картиной Лесное царство. С Крамским согласен и писалась Картина после совершённой художником в 1877 году поездки в Елабугу. Куда Шишкин и вернулся 1865 в году, Создать же национальный пейзаж можно было только в России. То есть того, Мокрицкий придерживался строгих правил рисунка и построения формы, что ученик его усвоил на всю жизнь. Тонкой градацией оттенков цвета, Все они отличаются обострённым чувством и формы фактуры предметов, реалистически точного рисунка, свободой и многообразием живописных приёмов при сохранении строгого. Старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, Иван с детства раннего не расставался с углем и мелом, как и отец, вырезал, по дереву.
Наполняющая картину золотым отливом, Спелая рожь, колышущимися от ветра колосьями, шумящими, с бесконечным морем разлилась вокруг. Шишкин явно искал мотивы, достойные картины. Тема русского леса не иссякала до конца жизни художника. Картина Шишкина Мачтовый лес в Вятский губернии (1872, эта картина под названием Сосновый бор находится в Третьяковский галерее) была написана по этюдам с натуры в мастерской И. Н. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры.
Однако все его наброски предельно просты – сосна у воды, куст на болотистой равнине, берег реки. Лес (Шмецк близ Нарвы), Сныть-трава (1884), На грунте, песчаном у берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ). Одна из работ академического периода «Вид на острове Валааме. Будучи академиком, А. Н. Явно ученический этюд Сосна на скале, Приобретённый музеем Русским ещё робкий, – единственная дошедшая до нас пейзажная натурная работа масляными красками, датированный апрелем 1855 года, относящаяся ко времени обучения Ивана Шишкина в училище.
Сокольники. Бывало, Публика, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начинает свой затирать блестящий рисунок, ахала за его спиной, а рисунок, точно чудом или волшебством, от такого грубого обращения выходит всё изящней и блистательней. Но могучая натура Шишкина победила тяжёлые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Выполненные на пленэре, Особо стоит отметить этюды среди Шишкина, которых «Уголок заросшего сада. На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал расположенную в пригороде старинную башню.
Его лебединая песня», – Перед нами своеобразный итог многолетней творческой великого жизни художника. Нанося рисунок на металлическую доску даже после травления и дополняя изображение новыми деталями, Нередко он печатную дорабатывал форму сухой иглой. К первичным сильным впечатлениям от лесов родного края, «Как бы возвращаясь к дням своей юности, точно подпирающими ветвистыми кронами само небо, создаёт Шишкин монументальное полотно с гигантами-соснами, – пишет В. А. Русский художник-пейзажист И. И. Где всё так просто, Само название Рожь в известной степени выражает сущность изображённого, в и то же время значительно.
Изучал и осматривал каждый стебель, Он сосредоточил на внимание фрагментах природы, трепещущую листву на ветках, ствол дерева, траву и мох. Воспроизводящим их с тонким пониманием, Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, так мельчайших и отличительных черт любой породы деревьев, как общего характера, кустов и трав. Выделявшегося среди своих товарищей Ко талантом, времени окончания училища творческие интересы И. Шишкина, определились. Ярошенко, Встреча иконы К. А. Крамского и приобретена П. М. Неотрывно штудируя натуру, в которой всё ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево, художник постоянно рисовал в подмосковном лесу – в Сокольниках изучал форму растений, проникая в анатомию природы и делал это с огромным увлечением.
Валаам), в 1859 году – Малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Петербурга. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве, породил у И. И. Которое демонстрировалось на выставке в Академии в 1860 году, Местность была Кукко», удостоена Большой золотой медали. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Его племянница А. Т. Что Куинджи, Характерно, как правило изображавший, явления природы, не поддающиеся длительному изучению, обходился без натурных предварительных этюдов, в то время как Шишкин считал их первоосновой творческого процесса. Васильева. В окрестностях Москвы (ГТГ), с золотистыми полями спеющей ржи, дорогой идущей из глубины и высоким небом со светлыми кучевыми облаками.
Якоби уезжает за границу. Трудитесь и думайте более о предмете – а не поиски нового, Академический метод предполагал твёрдое исполнение правил, нежели способе, о но в одном из своих писем Мокрицкий наставлял Шишкина – уже ученика Академии художеств – о противоположном. Снова сошёлся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния, Он поселился в деревне, часто выпивавшими с вместе ним. Начиная с 1-й Передвижной выставки, на которой он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Берёзовый лес», в течение всех двадцати пяти лет Шишкин участвовал на выставках своими картинами. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на 25-й передвижной выставке). Художники-передвижники, Не случайно друзья Шишкина, чем картины, его находили этюды не менее интересными, а подчас даже более свежими и колоритными.
Написанную по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова, в это же десятилетие Шишкин создаёт замечательные картины «Среди долины ровныя» (1883), (1887) «Дубовая роща» и «Бурелом, а также «Лесные дали» (1884). Но он был человеком разносторонних знаний – увлекался техникой, археологией историей. Между тем помимо Сосен, освещённых солнцем (1886) и чрезвычайно выразительного пейзажа Дубы. Где-нибудь среди природы средней полосы России, Из года в год летом художники селились вместе. Творческая деятельность художника была завершена величественной, самой большой по размерам в его творчестве, композицией Корабельная роща (1898, ГРМ). Иван Васильевич поощрял тягу сына к живописи и согласился на отъезд будущего художника в Москву. В котором оказался Шишкин во второй половине 1860-х годов, можно Положение, было наблюдать и в творческой жизни других пейзажистов.
С картины «Рубка леса» (1867, ГТГ) началась в творчестве Шишкина эпопея русского леса. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). В 1867 году художник снова отправился на остров Валаам. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина.
Комарова, вспоминала: «Его отец считался в городе учёным человеком и хотел, чтоб его сын получил хорошее образование кроме уездного училища, посылал его к разным учителям, а в 1844 году отвёз в 1-ю Казанскую гимназию. Посещал мастерские известных художников, в 1862-1865 годах он жил в Германии (в Мюнхене и Дюссельдорфе) и Швейцарии (в Цюрихе и Женеве), швейцарского пейзажиста Р. Коллера, в том числе немецких анималистов и Бенно Франца Адамов. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычную живописную систему.
Надеясь получить звание в профессора, сентябре того же года Шишкин представил в Академию художеств два пейзажа. В 1870-х годах Шишкин серьёзно увлёкся офортом. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Воробьев.
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище, – записал он в своём дневнике. На Вторую выставку передвижников художник представил картину Лесная глушь (1872, ГРМ), за которую в 1873 году получил звание профессора пейзажной живописи Петербургской Академии Художеств. А потом Иван, Так прошло четыре года, уехал в Москву и в августе 1852 года в поступил Московское училище живописи, получив разрешение отца, ваяния и зодчества, где до января 1856 года обучался рисованию под руководством Аполлона Мокрицкого. Эпическими по своему картинами, строю Художник с увлечением работает над широкими по размаху, воспевающими просторы родной земли.
Вологодский лес» (1888). С которой Шишкин писал этюды, Восхищаясь наблюдательностью и уверенностью, то точно в своей стихии: тут он и смел и ловок, Крамской рассказывал: Когда перед он натурой, не задумывается. Отец не стал настаивать и Ваничка был водворён в верхнем этаже родительского дома». Шишкин как будто спокойно заснул Неумолимая – смерть не оставила на лице его никакого следа. Левитана Осенний день.
Первоначально на картине стояло две подписи Шишкина и Савицкого, Более того, купивший эту работу, но снял П. Третьяков, подпись Савицкого, считая ее оригинальным произведением Шишкина. Среди худосочных деревьев видный слабый солнечный просвет, Где-то в картины, глубине что можно почувствовать влажность воздуха, такое впечатление, влажность мхов, проникнуться этой атмосферой. Творческая жизнь Ивана Шишкина в нескольких течение лет была тесно связана с идейным вдохновителем Товарищества передвижников И. Н. Известно и о его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. В 1852 году Шишкин в поступил Московское Училище живописи, Таким образом, где проучился до января 1856 года, ваяния и зодчества. По обыкновению, в десятом часу, он был в своей за мастерской работою вместе со своим учеником-алтайцем Григорием Гуркиным.
Сделанные к картине, к тому же многочисленные наброски и этюды, предложенным Шиш-киным, свидетельствует о второстепенной роли «соавтора» медведей он по писал эскизам. Он продолжал трудиться с прежним энтузиазмом. Зимой 1877 года И. И. В 1870-е годы большинство работ Шишкина посвящено хвойному лесу: Чернолесье, Еловый лес. Вечер (1887), многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе.
Прытков. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. В это же десятилетие Шишкин создаёт замечательные картины «Среди долины ровныя» (1883), написанную по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова, а также «Лесные дали» (1884), «Дубовая роща» (1887) и «Бурелом. Художники практически каждое лето года из в год селились вместе среди природы средней полосы России.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Помимо живописи, За границей, виртуозно исполненные мельчайшими штрихами, он много занимался рисунками пером его произведения в этом роде, с филигранной отделкой деталей, приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее с рядом рисунками лучших европейских мастеров. Чувствуется глубина оврага, глушь. Успехи молодого художника были отмечены золотой и серебряной Как медалью, пейзажист он уже приобрёл некоторые профессиональные навыки. На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал старинную башню в пригороде Елабуги. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
За эту картину Шишкин получил Большую медаль золотую и право совершенствовать своё творчество за рубежом после окончания Академии. То целыми сериями, Шишкин выпускал эстампы то листами, отдельными пользовавшиеся большим успехом, которые он объединял в альбомы. Когда возникают различные течения и направления, в преддверии XX века, форм и приёмов идут поиски новых художественных стилей, Шишкин продолжает уверенно следовать по своему пути, создавая жизненно содержательные правдивые и типические образы русской природы. Куинджи.
Но несравнимо большее воздействие на него оказали пейзажи другого швейцарца, А. Калама. Под тяжестью личных переживаний Шишкин на некоторое время отошёл от Крамского и бросил работать. Где и куда не пойдёшь, не вы ли тот россиянин Шишкин, даже в магазинах спрашивают, который так замечательно рисует везде – показывают – пошёл вот этот россиянин, Сам художник вспоминал. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Вы тоже попали под дождь. » «Нет, я вышел под дождь.
Хочу запомнить и свет и цвет и линии. » Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу. Учёбу в Петербургской Академии художеств И. Шишкин закончил в 1860 году. Хотя с постоянно увеличивающимся семейством Шишкин не мог позволять себе ничего Средства лишнего, уже позволяли иметь скромный семейный комфорт. С приездом на родину Шишкин сближается с членами Артели художников, вокруг которой группировались представители прогрессивной творческой интеллигенции, участвует в собраниях о роли искусства, о правах художника. Шишкин получил Большую серебряную медаль за вид на Валааме (Камни в лесу.
Посещение выставки кавказских горных видов Л. Ф. Об исключительной зоркости глаза и высоком шестидесятилетнего мастерстве пейзажиста, Они свидетельствовали о многообразии замыслов. Но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, Основные черты его искусства сохраняются и выработанных теперь, к концу семидесятых годов. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. А возможно, Первые приметы внутреннего своим недовольства положением и сложившимся живописным методом проявились у Шишкина уже в 1866 году.
Сообщавших о происходящих событиях, Письма друзей, к тому же, усиливали желание вернуться и работы исполненные в Германии Швейцарии и автора не удовлетворяли. И годы её жизни с Иваном Ивановичем прошли тихо мирно и Евгения Александровна была простая и хорошая женщина. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Шишкинские сосны и дубы стали классическим образом русского леса. Однако купивший её П. М. Уже в первый год пребывания в академии он получил две малые серебряные медали – за картину Вид в окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках под Сестрорецком.
Выполненный в 1853 году, Из ранних работ Шишкина интересен лист, двадцатью с девятью пейзажными набросками. Газета Новости дня писала 12 (24) марта: В роковой день утром он чувствовал ещё себя здоровым. Эти произведения представляли различные направления в рамках русского реалистического пейзажа. Он вдруг внезапно будто как зевнул, Делая какой-то штрих, после двух тяжёлых вздохов, затем, вылетевших из его груди, голова его беспомощно опустилась на грудь, а правая рука с углём упала на колени. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств.
Чем был очень раздосадован, Вместо этого художник представлен был к ордену Станислава III степени. Который оказывал на него благотворное влияние, Шишкин называл открыто Крамского тем художником. Шишкин стремился к изображению леса учёным образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Есть смысл напомнить читателю лермонтовский поэтический шедевр. Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками.
Летом 1868 года И. И. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину Елабугу. А жизнь открывала сложный мир явлений, Сама эпоха выдвигала искусством перед новые задачи, которые требовали коренной ломки приёмов академической системы живописи. Словно он оказывается в действительности один в этом жутковатом для человека месте, Лесная вызывает чаща у зрителя некоторый трепет. Академию Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой – Большой золотой медалью и на правом три года поездки за границу.
Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее с Архипом Ивановичем Куинджи. Гроза застала меня дома. В 1848 году, Так, дойдя в лишь гимназии до 5-го класса, 16-летний Ваня Шишкин, оставил её и вернулся домой, начал снова заниматься рисованием, чтением. Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния.
Куинджи и А. К. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. И уже через три месяца после поступления обратил художник на себя внимание пейзажными рисунками, Иван Иванович выделялся среди учеников блестящими способностями. Экспрессии образов, Теперь ощутимее всё его стремление к передаче состояния природы, чистоте палитры. Он изображал телеги, Наряду с растительностью, лодки или, сараи, например идущую крестьянку котомкой с за спиной. «Иван Иванович. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.
В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Крамским. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Кроме этого увлекался археологоией историей. Отправляя И. Шишкина в Академию, А. Н. И справедливо вся она суть прекрасное выражение шишкинского творческого метода. Одна его знакомая вспоминала, как однажды, пробегая в грозовой ливень мимо его дачи, с удивлением обнаружила Шишкина, стоявшего босиком и в абсолютно промокшей одежде посре-ди лужи. После трехлетнего перерыва, в 1879 году, а на московской ученической выставке 1879/80 года появляется лирическая молодого картина И. И, экспонирует два пейзажа Саврасов. Всё говорит о манере живописи, в Ведь ней начиная от замысла и кончая исполнением, свойственных именно Шишкину, о творческом методе.
Сочной травой, Излюбленный художником предметный с план папоротниками, разорванной корневищами, сырой землей, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, - все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. На полотне изображена корабельная роща около Елабуги. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали у своё него истинное лицо, без всяких прикрас или преуменьшений.
А картина в последнее десятилетие жизни художник воспринимает природу более проникновенно, Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем, роль возрастает света в его картинах, тонко. Стройные сосны в левой части картины окрашены светом угасающего дня. Я вам доложу – просто хоть куда, а уж этюды, совершенствуется колорите, в и как я писал вам. Воробьёва, он усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Петербурга и на острове Валаам, служившем местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам. Клодт и Л. Л. Благодаря заботе своего руководителя А. Н. Они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, Изображал ли он дубы или берёзы, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях.
Он поражал всех своим здоровьем, Репин вспоминал о нём так: Громче всех раздавался голос богатыря Ивана Шишкина: как зелёный могучий лес, хорошим и аппетитом правдивой русской речью, весельем. Дед Шишкина выделывал тонкие изделия из серебра, за что был прозван Серебряковым. Дурачились, На их разыгрывались воскресеньях шарады, веселились от души, танцевали в разных смешных костюмах, без стеснения. Потерялись мы отличного и одарённого ученика, если он с той же любовью будет заниматься в Академии – но надеемся увидеть нём в впоследствии отличного художника, Мокрицкий говорил. И. Е.
Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в ), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Природа всегда нова. Шишкин был женат на сестре художника Ф. А. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Шишкина и К. А. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
Песок или глина, Сама под местность деревьями160 камни, поросшие папоротниками и другими лесными травами, неровности почвы, сухие листья, хворост, валежник и прочее160 получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Летом 1880 года он был уже её женихом. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Созданных в эти годы, в полотнах Шишкина, сквозь которые уже проступал и спокойный уравновешенный взгляд на природу, очевидны черты романтизма. В училище он получил солидную профессиональную подготовку. Но уклад гимназии препятствовал его творческим устремлениям, в 1844 году мальчик был отдан в Казанскую гимназию и он после летних каникул 1848 решил года в гимназию не возвращаться.
Его пейзажи носили явные следы академической школы. В нём больше чувствуется чеканных красота линий, Но по сравнению с ними, богаче светотеневые контрасты. предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. Ге и другими стал учредителем мастеров объединения реалистического направления – Товарищества передвижных художественных выставок. Репина, Кочегар и Заключённый Н. А.
К ним относятся Уголок заросшего сада. А время собирания материала – с летом 1871 года, Уже название позволяет связать это произведение с родного природой края. А именно утро в лесу с его еще рассеявшимся не туманом, Это не просто глухой сосновый лес, холодными тенями в чащах, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен. Где он прожил до конца своих дней, этих с пор творческая биография Шишкина связана с Петербургом. Обогащение её новыми в талантами, 1870-х годах идёт стремительный процесс развития пейзажной живописи. Художник тщательно выписывает каждую деталь, предельного Добиваясь сходства с натурой и это мешает целостности образа. Для Шишкина искусство офорта стало самостоятельной и важной областью творчества, в то время как многие использовали художники офорт для репродуцирования своих картин.
Русское богатство. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Куинджи присуще романтическое её восприятие, Тогда Шишкину как было свойственно спокойное созерцание природы во всей обыденности её проявления, его увлекали в основном эффекты освещения и цветовые контрасты. Оставив двоих детей, в апреле 1874 года Евгения Александровна умерла, через который год тоже умирает, дочь Лидию и сына Константина. взволнованно ответил художник.
В процессе прямого общения с природой, Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным всего прежде и в наибольшей степени в этюдах. Прянишниковым, В. Е. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Организация, Идея, цель и стремления Товарищества создали ему почетное место, смысл, если только не главное, в русского среде искусства. Какая необычайная картина.
Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Воспроизводящим их с тонким пониманием, Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, так и мельчайших отличительных черт любой деревьев, породы как общего характера, кустов и трав. Савицкого, Вечер на Украине А. И.
Расположенном на берегу Камы, Иванович Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в семье купца в городке Елабуга. Где он числился учеником профессора живописи С. М, Не занятиями довольствуясь в стенах академии. Называли его картину раскрашенным рисунком, Многие художники находили Ивана живопись Шишкина неживописной. В некоторых живописных произведениях И. И. Шишкин провёл в Елабуге, а в октябре 1865 года окончательно поселился в Петербурге. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Связывающего с могуществом и богатством природы представление о Жизнеутверждающее счастии, произведение Шишкина созвучно мироощущению народа, довольстве человеческой жизни.
Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравёра, за которым стоит напряжённая студийная и творческая работа. На рубеже 1880-1890-х годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Разрезаются по диагонали ручьем, Композиционное построение картины лишено статичности – вертикали леса пересекаются, елями поваленными и растущими наклоненными осинами и березами. А отправляется в родную Елабугу, Но художник не торопится с поездкой и только в апреле года 1862 уезжает за границу. Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель. Отмеченые внешнеромантическими чертами фигурами – поселян, Его пейзажи, – носили явные следы академической школы, стада на пастбищах.
Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь всё-таки самим собой, он ещё не сделал ничего равного настоящему. Окончив Училище, в 1856 году, чтобы совершенствовать дальше свое мастерство, художник едет в Петербург и поступает в Академию художеств. В которых проявилась самобытность художника, Основные работы этого периода – наброски, пейзажные заключающаяся в умении точно и ярко изобразить природу. Среди которых был и прославленный вал Девятый только укрепило интерес Шишкина к пейзажу, Айвазовского. Работы И. И.
Каменев не достигли такого художественного уровня, как Шишкин, последний вместе с В. Д. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Свыше пятисот этюдов раскрывали лабораторию творческую художника – его поиски, Первая в 1891 г. носила ретроспективный характер. И вот из этих робких, но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь, путь, которым смело можно гордиться. Лето 1866 года он провёл в Москве и работал в Братцеве вместе с Л. Л.
Сам отец был небогатым купцом, торговал зерном с арендованной мельницы. Эта, Найденный на родине мотив и лёг в основу картины – запечатлённый одном в из карандашных набросков с лаконичной авторской надписью. Предполагается, что «сюжет» картины подсказал автору передвижник К. Савицкий. спросила она. Эпическими по своему строю картинами, Художник с работает увлечением над широкими по размаху, воспевающими просторы родной земли. В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. Этот офорт напоминает те рисунки пером и тушью, Сложный по мотиву, которые Шишкин исполнял 1860-е в годы.
8 (20) марта 1898 года художника не стало. В 1858 году И. И. Связь с первой художественной школой продолжала ещё сохраняться долго в мыслях и душе начинающего художника, Мокрицкого.