При передаче яркого солнечного освещения и воздушности сохранить силу полноту и цвета, в них Щедрин ставил перед собой чрезвычайно трудную задачу в тональной живописи добиться звучности цвета. Перелом пришелся примерно на 1823 год. Где жизнь беспечальна и мечтательно-ленива, Это рай земного бытия, где ничто не ясной омрачает улыбки. Вместе с тем он стремится и к повышению цветовой гаммы, усилению звучания цвета. Края, Обобщенность образа Италии как символа полноты счастья, в упоении свободой и солнцем пик мастерства его в камерных сюжетах художника, где природа и человек слиты в безмятежном блаженстве, которые привлекают его во второй половине 1820-х годов.
Про такую воду можно сказать, что она – играющая вода. Кажется, сам Щедрин рассматривал свои поздние «веранды» и «террасы» преимущественно как пейзажи. В допетровское время пейзажа как самостоятельного жанра живописи в России не было. художник. Щедрин волею судьбы оказался на разломе двух художественных эпох.
Мы видим, что Щедрина влекло к природе, а не к городскому пейзажу. Эта колыбель культуры манила изобилием древних памятников, великолепием природы и возможностью погрузиться в «питательную» творческую среду: Рим населяла целая интернациональная колония художников. Именно в Италии Щедрин провел большую часть своей творческой жизни, как и другие его современники Орест Кипренский, Карл Брюллов, Александр Иванов, в России чувствовавшие себя отгороженными от европейского художественного потока. Они созерцательны и мечтательны в своей «тихости» и статичности изображения, где ничего не происходит и незаметен человеку тихий, плавный бег времени.
Дымчатая даль с «туманцем» углубляет пространство, в котором привольно рассыпались на воде парусные лодки итальянских рыбаков. Но незаконно видеть в этом упадок или обязательно отход от реализма. Те же изменения видим и в поздних морских пейзажах. От ближней высокой скалы падала тень. Более всего в них его занимало обыгрывание световых и цветовых эффектов и построение перспективы, воздушной Во всяком случае. Вернувшись в Рим, он натолкнулся на, казалось бы, заурядный вид.
В которой поэт никогда не был это особый дар воображения и перевоплощения, Пушкина романтически-красочный создан пейзажный образ страны. В разное время дня. Он первым открылдля России пленэрную живопись. Он создает классический портрет, заключенный в овальную рамку. Что имело огромное значение для дальнейшего развития пейзажа, Щедрин одним из первых в русской живописи научился передавать естественные оттенки цвета и освещенность предметов. В поздних Щедрин картинах воспроизводил непосредственные состояния природы и прежде всего лирического как самостоятельного жанра.
Из семьи художников Щедриных второй половины 18 века и первой трети 19 века. И море. Гавани и набережные итальянских городов и местечек, Его мир – это обжитая людьми природа, где люди дни и ночи проводят на воздухе сами и постройки как бы сливаются с прибрежными скалами. Безмятежным спокойствием, ясной улыбкой счастья овеяны пейзажи Щедрина. Он шёл по сырой дороге вдоль моря сияющего, лазурного, безбрежного, неощутимо сливающегося с небом. Бросая таинственные отблески на людей, Холодный мертвенный свет луны пространство заливает картины, лодки и отодвинутые в глубину здания. Жемчужная воздушность морских пейзажей 1825 – 1827 годов не вовсе казались Щедрину уже найденной живописной истиной, Передача рассеянного света.
В стремлении к возвышенному и связанным к с этим стремлением к эффектности и яркой красочности причудливо и противоречиво сочетались прогрессивные и отсталые моменты, в его драматизме. В образе природы Щедрина раскрывается его собственный мягкий и жизнерадостный характер. Но главной его темой была природа. Все это сделало развитие романтизма в – 30 40-х годах чрезвычайно сложным и противоречивым. Не стало видно лодок, не различить, что находится рядом.
Кстати, с этим, что к концу XIX века о Щедрине мало кто помнил а все потому, во многом было связано то, мало что кто видел его работы. Его реализм лежит в стороне от барбизонской линии развития пленэр не растворяет цветности. В ней Щедрин впадает в поверхностную эффектность и красивость и возвращается к преодоленному уже им пониманию локальному цвета. Пейзажист Щедринчасто пишет сценки, жанровые Как портретист Кипренский ибаталист Орловский.
Ответ друга успокоил его: «Разница приметна и очень, отвечал Гальберг, вообще все краски серее, тоны холоднее, но более силы и более натуры». «Пейзажисту в ясный день грешно оставлять кисть», говорил он. Но когда они узнали, оборванныхи запачканных нищих и пьянюшек всякогороду, то мне от оных не было отдыху. », что им за этоплатят, рассказывал в художник одном из писемв Россию. Встречные крестьяне, рыбаки кланялись Сильвестру, улыбались.
Его пенсионерство кончилось в 1823 году, но на родину Сильвестр Щедрин так и не выехал. Отметим, что из ночных картин Щедрина «уходит» звук, столь характерный для прежних «говорливых» его полотен. Сильно высветляя небо по мере приближения к горизонту и, Щедрин выстраивает виртуозно воздушную перспективу, оживляя и углубляя его, тем самым. Композиционный («диагональный») принцип большинства лучших картин Щедрина неизменен художник разрушает симметрию, размещая с одной стороны – вздымающиеся в высоту отвесные скалы, а с другой изображая «низкий» морской простор. А после обеда вышло из туч и засияло солнце.
Это встреча-диалог Рима античного с Колизеем и руинами форумов и Рима столицы католического мира с собором св. Жаркие лучи высокого солнца раскалили воздух даже в тени. В этом ценность и прогрессивность его исканий последних творческих лет.
За ним круглое здание замка Святого Ангела, с берега жёлто-коричневого Тибра виднелся арочный мост, построенный в средние века, дальше а открывался величественный собор святого Петра. Гармония безмятежности нарушена и ничто уже не в силах удержать ускользающee блаженство. Но постепенно он преодолел ограниченность академических Ранние правил, пейзажи Щедрина мало отличаются от академических. Щедрин смог открыть в природе Италии то, Северянин по рождению, что было скрыто для жителей самих этой страны. Он создал обаятельный и чарующий образ природы. Эта группа эффектно выделяется темным пятном на блещущей солнцем воде.
Аналогичное видим и в сопоставлении двух вариантов «Грота в Сорренто» 1827 и 1829 годов. Итальянцы относились к нему как к человеку, Еще при жизни он прославлен был в Италии, окруженному ореолом святости. Но в его пейзажах пока нет индивидуального восприятия природы. Лепящимися на скалах и часто спускающимися к самой воде, Это ощущение еще усиливается домами, удящих рыбу или просто сидящих и лежащих на берегу людей, многочисленными и фигурками работающих. Писались такие полотна, как правило, с одной целью служить «стандартным», по тогдашней моде, элементом украшения интерьеров дворцов и особняков.
Темнеют скалы и зеленеет вода в «Сорренто» 1828 года, усиливается и цветность в одеждах рыбаков. Развернувшиеся в Неаполитанском королевстве, же Все бурные политические события, вынудили Щедрина искать безопасности в Риме. Он был живописным выражением восприятия поэтического итальянской природы в русской культуре его времени. Как содержал целые семейства, что – имел» больным, как он помогал бедным, отдавая часто просящим все, несчастным. Как и дикая романтика стихийной природы, жизни Пейзаж ненаселенных мест так же мало привлекал его. Щедрин в 1820-е годы делает стремительный Медленно рывок и внешне незаметно накапливая мастерство в первые десятилетия самостоятельной работы.
Но, подобно тому как Гоголь, убежав от леденящей казенщины придворных сфер и убогого и страшного мира Коробочек, Ноздревых и Собакевичей, в пленительной Италии все будет мечтать о России и воспевать ее и плакать о ней «из своего прекрасного далека», так и Щедрин и Иванов, всю творческую жизнь проведя в Италии, остались русскими и как художники и как люди, с любовью к своей стране. Мрачные тучи грозно нависают над городом, словно укутывая его в непроницаемый кокон. Шутка ли в дореволюционном Русском музее не было ни одной картины художника. Начиная с 1825 года из-под кисти Щедрина выходят многочисленные «гроты», которые он отыскивал в своих неустанных скитаниях на острове Капри, в Сорренто, под Неаполем. Приезжали в Италию, Его последователи-пейзажисты И. Айвазовский и А. Боголюбов копировали работы Щедрина, ранее им, найденных пробовали писать пейзажи с точек. В картины Сильвестра вошла счастливая спокойная жизнь, восхищение, гимн красоте природы. В центре картины «Сорренто» 1828 года изображен большой выступающий камень с двумя фигурами рыбаков на нем.
Моментом контрастности достигается ощущение знойности движения атмосферы, Спокойная лиричность рассеянного света заменяется эффектов подчеркнутостью солнечного света. Древний замок св. Замок св. В девять лет Щедринпоступил в Академию художеств.
Честь Отечеству делать можно везде. В эпоху романтизма, Настоящий же расцвет пейзажной живописи начинается на рубеже Байрона, веков, время Пушкина, Шопена, Паганини, Кипренского и Сильвестра Щедрина. С. Щедрин, вкладывая в изображение итальянской природы тонкую поэтичность своей психики, создал в живописи образ прекрасной природы, сложившийся в русской культуре его времени. Живости и «реальности» небу добавляют наплывающие справа облака. В нем уже не было ясности и гармоничности первых этапов.
Сильвестр Щедрин (1791–1830) началтворческий путь учеником своего дядиСемена Щедрина с классицистическихкомпозиций: четкое деление на три плана (третий план –всегда архитектура), побокам кулисы. Пятна света и тени своим движением вносят известную динамику в общую статичность с изображения неподвижными фигурами. Который в 590 году, Свое название замок получил в честь архангела Михаила, появился на вершине крепости и, согласно легенде, вложив меч в ножны, предсказал измученному городу окончание эпидемии страшной чумы.
Своикартины Щедрин тоже часто населялпёстрой толпой. Внося в картину дополнительное эмоциональное напряжение и только теплые цвета костра контрастируют с цветами холодными лунного света. Семен Федорович 1745-1804 – один из родоначальников русского пейзажного жанра. Что было редкостью в то время, Он много работал на натуре, стараясь живее возможно запечатлеть видимое и, начал понемногу избавляться от заученных канонов. «С. Он селится в таких районах не только потому, что квартиры там были значительно дешевле, но и потому, что чувствует необходимость ощущать ритм города, вдыхать его ароматы, слышать гомон толпы под аккомпанемент шума моря балкон был для него своего рода «наблюдательным постом».
Щедрин исходил все его окрестности, Живя в Неаполе, расположенные на юго-восточном берегу Неаполитанского особенно залива, полюбив городки. Который невозможно себе представить без населяющих его людей, Здания и кажутся корабли составными частями этого пейзажа. Благодаря этому жанровые фигуры и стали органично так входить в пейзаж и связываться с ним. Первые опыты в этом направлении начались еще в разгар работы над пленэром рассеянного света и разработки холодной гаммы (этюды «Малая гавань в Сорренто. А в городе есть и свет и воздух и старые постройки.
Наряду с такими блестящими удачами, как поздние варианты террас и пейзаж «Сорренто» 1830 года с их превосходно выраженным томлением южного полдня и сохранением тональности при насыщенной цветности, мы видим и такие неудачи и провалы, как «Лунная ночь в Неаполе» (1829). В манере того времени декоративность, статичность композиции, преобладание тяжелых коричневых тонов. Сложность и тональность цвета далеко ушли вперед от цветовой характеристики скал «Водопадов в Тиволи».
(Брюллов написал этот портрет в Риме. Здесь, в какую сторону ни посмотри, всюду окажется законченная картина. Что пленэр – это обязательно растворение цвета в свете, Тут заранее уговариваются, а цветность – обязательно локальная пестрота, от отказ цветности ради тональности. Проникая сквозь трельяжное перекрытие, Свет, создает из террасы подобие некое перекрытой ветвями деревьев аллеи. С тех пор Щедрин от картины к картине «наращивал успех»: все активнее избавлялся от предписанной академизмом теплой гаммы, «охлаждая» ее неуклонно опускал линию горизонта все больше места на полотне отдавал небу, уже не боясь пустоты, так как пустота сменилась искусно выписанной воздушной перспективой передавал изменение цвета воды от берега к горизонту тончайшими тональными переходами уходил от стаффажа Сорренто расположился на пологих склонах у тёплого лазурного моря, неподалёку от вулкана Везувия.
Не ее мощь и грандиозность, а ее спокойную улыбку, близость человеку воспроизводил Щедрин и в этих темах раскрывается сила и сущность его таланта. «Терраса, обвитая виноградом» (1828) изображена уходящей далеко вглубь по диагонали. Но составляют его неотъемлемую часть, в своей жанровой трактовке они уже перестали быть только пейзаж оживляющим стаффажем, являются одним из существенных моментов в раскрытии пейзажного образа.
Мягкое движение зыби сменяется световых подчеркиванием бликов на ряби воды, Сама вода стекленеет, особенно в затененной горами части залива. Которые он сначала прописывает тонами, Щедрин достигает особенно этого в затененных местах, а затем сверх них пишет уже воду, близкими к цвету скал. «Я начал писать для забавы, сообщал он из Рима родным в марте 1823 года, чтобы иметь разные костюмы местных мужиков и ставил их, как вздумается прихоти натурщиков и как на картине позволяет место». Дикие скалы, террасы и веранды, строения на прибрежных скалах, обвитые виноградом – гроты, для Здесь художника-пейзажиста сосредоточились все достоинства прекрасной природы. Оставаясь на протяжении своей Но короткой, более к подобному мотиву художник не вернется, но удивительно цельной творческой жизни приверженцем ясности и гармонии. Он решился на смелый для того времени эксперимент: в пейзаже «Берег Сорренто с видом на остров Капри» (1826) изобразил дождь над морем, косыми потоками изливающийся с небес.
В тени от монастырской стены и старых деревьев отдыхают тучные монахи погонщик мула, остановившись, смотрит на рыбака, перекатывающего бочонок. Но благодаря полосам солнечного Трельяжное света, перекрытие и перспектива столбов делают ее более закрытой, еще более связанной с пейзажем дальнего плана, льющегося между столбами. Почти все собранное в осело двух крупнейших музеях СССР московской Третьяковской галерее и ленинградском Русском музее. С которой связаны А. Саврасова имена Творчество Щедрина начало линии лирического пейзажа в русском искусстве, И. Левитана, Ф. Васильева. Здания, люди, воздух, пространство воспринимаются как единая среда.
Правда, как и барбизонцы, Щедрин писал на открытомвоздухе только этюды, а завершал картину («украшал», по его определению) вмастерской. Ее прозрачности и глубины, в этих маринах Щедрин обнаруживает себя замечательным в мастером изображении воды. Ниже приведен отрывок из стихотворения А. С. Умер художник в неполные сорок лет, оставив после себя замечательные полотна. Написал он письма в Петербург, а шторм всё не утихал. В «Террасе, обвитой виноградом» (1828) эффекты солнечного света усилены, блики света резкими полосами лежат на полу проникая сквозь листву винограда, солнечные лучи пятнами света ложатся на стены и фигуры. О чем свидетельствуют постоянные выставки его произведений, Слава Щедрина померкла не в Италии и сегодня. Камни которой помнят об этом доносят и эхо истории новым поколениям, Арена решающих для судеб человечества событий, – мысль этих полотен.
Но эти сетования художника отчасти притворны. А потерять легко», Трудно приобресть талант, напишет другу Кипренский Щедрина скульптору Гальбергу. С основной гаммой скал и моря связаны и приглушенные тона одежд рыбаков («Санта Лучиа», «Малая гавань», «Вид на Везувий», «Малая гавань в Сорренто», 1826, «Большая гавань в Сорренто», 1827, «На Капри»). Эрасси, Перед взором искусствоведа встает цветистость Сократа Худякова Воробьева и других, Фрике. шумная улица.
Его отец Феодосий Федорович 1751-1825 – скульптор, создавал монументальные композиции у здания Адмиралтейства в Петербурге. СильвестрФеодосиевич Щедрин вырос в средехудожников. Родившемуся за 9 лет до окончания восемнадцатого Сильвестру столетия, Щедрину, можно сказать, стать художником, было написано на роду. Мы вправе отметить лишь отход от интимного, Говоря о чертах позднего этапа романтизма последних в произведениях Щедрина, мечтательного лиризма к лиризму более активному и драматизированному и связанное с этим усиление светового и цветового звучания. Нащупывающего новые пути, Так и в творчестве Щедрина, видим мы борьбу противоречивых тенденций.
В Италию Щедрин попал, уже имея собственные взгляды на задачи пейзажной живописи. Это сделали мастера «Мира искусства». Они знали его хорошо, называли большим художником. Это рай земного бытия, где жизнь беспечальна и мечтательно-ленива, где ничто не омрачает ясной улыбки. Жанровые картинки (например, «Пифферари») стали для Щедрина лабораторией типажа, научили его естественно располагать фигуры в пространстве («Я начал писать для забавы, чтобы иметь разные костюмы здешних мужиков и ставил их как вздумается прихоти натурщиков и как на картине позволяет место» – письмо 16 марта 1823 г. ). Именно усадебные сады и парки были темой творчества дяди Щедрина Семена Федоровича. Они созерцательны и мечтательны в своей «тихости» и статичности изображения, где ничего не происходит и незаметен человеку тихий, плавный бег времени. Следующий логический шаг после щедринских пейзажей это пейзажи Иванова, Александра Но несомненны и более очевидные вещи так, кстати, тоже, напоенные итальянским солнцем.
Сам Щедрин для желающих ее приобрести сделал 8 (или даже 10) вариантов – не повторяясь буквально, а варьируя время суток, детали, угол и точку зрения. Эта система работы была новаторской для пейзажистов его времени, работавших в основном в жанре «свободных ландшафтных фантазий». «Улыбчивая», легкая атмосфера царит в его картинах. Например, показывая полоску пены от набегающих на правый берег волн. Они любили «дона Сильвестро» за его легкий нрав, почти итальянскую живость интерес, проявляемый к их простой жизни.
Уличных музыкантов, Недаром на картинах художника мы постоянно встречаем моряков, нищих, виноделов, причем эти все персонажи ведут себя весьма естественно и непринужденно. Цвет в картине – на воде и на скалах – приобретает необычайную сложность и тонкость. В своих гаванях в Сорренто Щедрин уловимыми едва переходами тонко передает изменение цвета воды от серебристого у берега к все большей холодной голубизне сдали – от серо-лилового в затененности и к чуть желтоватому в высветленных солнцем местах, Пушкина. Любимыми его моделямибыли нищие и бродяги. Куда он уехализ Петербургской Академии, Но в Италии, не превратились в схему. Именно в Италии, эти чертыне упрочились, где Щедрин прожил более10 лет и умер в расцвете таланта, онраскрылся как художник-романтик, сталодним из лучших живописцев нарядус Европы Констеблем и Коро. Как и современная ей и немецкая французская, На красотах Италии русская пейзажная живопись, а не выдуманной красотой природы и поэзией, овладевала живой.
Но теперь он смотрел на этот город иными глазами и находил в нем красоту. Этот новый этап романтизма развивался в условиях николаевской реакции и испытал на себе сильное вновь воздействие укрепившегося академизма. Настоящая же слава пришла к нему все же в Италии. Лобастые скалы далеко зашли в море, Скоро открылся старая берег, лодочная пристань приютилась под защитой скал – о котором помышлял Сильвестр. И легкая игра света подобна блуждающей по лицу рассеянной Корабли улыбке, плывут по тихой воде.
Его переходы и просвечиваемость хорошо передают воздух и дневной свет. Он заставляет нас взглядом его потихонечку, Щедрин чудесный композиции, мастер таким вот полукругом обойти, потихонечку. Некоторые исследователи присваивают ему титул «неявного» зачинателя «барбизонской школы» с ее преимущественным вниманием к свету и отказом от «цветности» в пользу «тональности». Он восхищался античным эхом, отчетливо звучавшим в Риме.
«Лунной ночи в Неаполе» недостаточно, чтобы утверждать, что он отказывается от реальности пейзажа ради декоративности и поэтической фантазии. В мотиве «прозрачного» интерьера террас Щедрин разрабатывает связь открытого пространства с интерьерным и вместе с тем интерьерному пространству, придает все более пейзажный характер. Вотодин рыбак плывёт в лодке, другой сушитсети, кто-то тащит корзину, а многиепросто отдыхают и это состояние «сладкогоничегонеделания» замечательно гармонируетс тишиной и негой, разлитой в жаркомюжном воздухе. Причем не только добавлением ряби, но и косвенным образом. Так впоследствии, вторя Щедрину, будет бояться А. Иванов, собираясь в Петербург. Морские пейзажи Щедрина никогда не изображают простора морской стихии.
Учитывающей воздействие света на цвет и форму предметов, с основной гаммой скал и моря связаны приглушенные и тона одежд рыбаков Италия подвела Щедрина одним из первых русских художников к решению проблемы пленэра системы живописи на открытом воздухе, которая станет достоянием уже следующего поколения пейзажистов. В этом ценность и прогрессивность его исканий последних творческих лет. С недоверчивым взглядом усталых серых глаз, На чуть размытом фоне пишет художник чуть напряженное лицо, смотрящих прямо на художника. Землю и людей, Это ли не свидетельство преданной влюбленности Щедрина в природу, местную ее населяющих. 1828. Они позволялилучше передать «местный колорит», который особенно ценили заказчики. «Сначала я должен был. Она имела успех и породила впоследствии массу подражаний.
«я его крепко любил – подготовивший к печати письма Щедрина, Скульптор критик и Н. Рамазанов, я его любил более моего сына, передает слова старика рыбака из Неаполя. При передаче яркого солнечного освещения и воздушности сохранить силу и полноту цвета, них в Щедрин ставил перед собой чрезвычайно трудную задачу – в тональной живописи добиться звучности цвета. Такая точка зрения исходит из желания видеть в Щедрине зачинателя движения барбизонцев. До Сильвестра Щедрина русский пейзаж был явлением провинциальным.
У творческого наследия С. Щедрина непростая судьба. Мир, Итальянские по мотиву пейзажи Щедрина принадлежат культуре пушкинской эпохи Италия – существующий в реальности романтический идеал, ощущает радость бытия, в котором человек испытывает эстетическое наслаждение идеальный мир свободного для самочувствия человека в нем и источник творческого вдохновения. Многие из них позировали ему. В ОКРЕСТНОСТЯХ СОРРЕНТО БЛИЗ КАСТЕЛЛАМАРЕ (МЕСТО, ГДЕ НАХОДИЛАСЬ ДРЕВНЯЯ СТАБИЯ).
Крупным достижением художника стала картина Новый Рим. Вечер», 1826 и «Малая гавань в Сорренто. Простор, безбрежность горизонта. Но тем не менее художника знали и высоко ценили и в России. И, Причин тому несколько, главная из них тяжелая болезнь, возможно, которая требовала лечения возрастающего и пребывания в теплых краях.
Получившему по этой схеме в 1930 три году произведения Щедрина, Особенно в этом смысле повезло Псковскому музею-заповеднику. В ней господствуют серебристые, Гамма красок еще холодеет, более серо-лиловатые и голубо-зеленые тона. Который невозможно себе представить без населяющих его людей и Здания корабли кажутся составными частями этого пейзажа.
Разница приметна и очень, но более силы и более правды – вообще все краски серого тона я холоднее, ответил. Следы непогоды разрозненные серые тучи ещё громоздились вдали. Щедрин резко смещает собор св. Он мало кому наследует (если не считать ряда живописцев XVII века), но при этом стоит на пороге новых художественных течений. Находившийся на месте древней Стабии, Одним из таких городков был Кастелламаре, которая в году 79 при страшном извержении Везувия разделила трагическую участь Помпеи и Геркуланума. Холодная гамма не стала для него абсолютом и самоцелью.
Но не древности влекли сюда художника, а удивительно-живописные «скалистые» виды изображенные им в ряде работ. Спустя некоторое время какие-то Щедрина работы были распределены по появлявшимся тут и там в областных и республиканских центрах провинциальным музеям. и новые дома, там живут люди.
«Новый Рим» это еще и современный Щедрину город с повседневной жизнью, рыбаками, нищими и зеваками. Оно насыщено живым светом, солнечным Ограниченное на горизонте грядой полуострова Сорренто. Валяясь с боку на бок на жесткой постели, я же, пишет Щедрин Россию, в должен поневоле выйти на балкон смотреть на проклятых». Добрейший был человек, да и кто у нас не помнит его благодеяний. «Живите в Раю земном и оживляйте мраморы.
Щедрин, только что приехавший в Италию, довольно долго пытался выполнять эти требования. Лежащие сверх более теплых серо-лиловатых и коричневых, Легкие мазки передают серо-голубого, ее прозрачность, дают глубину воде. Лючия. В нём пробудилось желание Он работы, спешил, что до сих пор не давалось, желание написать то.
Он заметался по комнате, живо собрался, прихватил мольберт и отправился на берег. Петра вправо, одновременно сильно отодвигая его от зрителя. Находящиеся на берегу и в лодках, Люди, облокотившись на колено, заняты повседневными делами кто-то, рыбу, удит кто-то яростно, по-итальянски, жестикулирует, кто-то устраивает сходни, кто-то мирно беседует. Щедрин С. Ф.
Зато вдали всё ещё отражалось в окнах подслеповатых строений пристани и на обширном пространстве моря закатное солнце. В стихотворении А. С. Но постепенно художник стал разворачивать композиции вглубь, просвечивая их сбоку небесной и морской ширью, с льющимся сквозь зелень и «интерьерные» окна ослепительным светом. Своеобразные «природные интерьеры» гроты, террасы, веранды (один из лучших пейзажей этого круга «Терраса, обвитая виноградом», 1828 г. ) позволяют подробно и крупным планом показать людей, отдыхающих в тени навеса в часы сиесты, слушающих уличного музыканта или ведущих неторопливую беседу. Некоторые исследователи присваивают ему титул «неявного» «барбизонской школы» зачинателя с ее преимущественным вниманием к свету и отказом от «цветности» в пользу «тональности». Быть здесь верх мечтаний Сильвестра. Впоследствии бывший мавзолей сменил несколько «профессий», побывав и крепостью и папской резиденцией и тюрьмой.
Но в многочисленных «Террасах», этих прекрасных по живописи жанрах, написанных пейзажистом, мы видим уже и собственно пейзажные искания света и воздуха интерьерного, замкнутого пространства, представляющего собой как бы специально выделенную для композиции фигур часть из общего пространства пейзажа. О нем сладостно мечтает Пушкин, этот в воображаемый земной рай стремится тоскующий Батюшков. В прежнюю безмятежную гармонию вносятся ноты контраста, особенно ощутимые в варианте «Террасы» (1828) с фигурой спящего на первом плане. Но солнечный и безмятежный образ природы в картинах Щедрина имел и более общее значение. Куда собираются ужинать и потчевать себя фруктами де маре, Внизу под моими окнами трактиры, народ беспрепятственно перемещается и все эти прожоры сидят на открытом воздухе за и столами, что продолжается до четырех часов утра, тут являются музыканты и черт подымет их танцевать.
Здесь жили торговцы овощами, в то время во времена художника здесь был квартал городской бедноты и вот этих самых мы рыбаков видим на первом плане, рыбаки, то есть мы завершаем этот мысленный и зрительный обход, круг замыкается сценой на первом плане. Но попытки в этом направлении все же очень характерны. «Сорренто» 1828 – 1830 годов показывают, что Щедрин на основе пленэра возвращается к эффектам освещения. Взятое в целом, Творчество Щедрина, принадлежит к ранним этапам романтизма в пейзажной русской живописи. И проработал всю жизнь Академии, в Брат стал впоследствии преподавателем класса архитектуры. Которое автор выписывает с поразительным реализмом уже не пресловутую как белую простыню, в результате высвобождается огромное пространство, а как живой, натянутую сзади, прозрачный, клубящийся воздух, пронизанный светом. Жемчужная воздушность морских пейзажей 1827 1825 годов вовсе не казались Щедрину уже найденной живописной истиной, Передача рассеянного света.
«в этих летах сидеть дома, между хорошими художниками всех наций, что я нахожусь в чужих краях, между товарищами и приезжими русскими, которые высказывают всевозможные ласки – да еще ландшафтному живописцу – это лучшее время жизни, моей Он писал родным. Гавани и набережные итальянских городов и местечек, Его мир это обжитая людьми природа, где дни люди и ночи проводят на воздухе и сами постройки как бы сливаются с прибрежными скалами. К таким произведениям относится и «Терраса». Всматриваясь пристальнее, Но, что прежнему приему придано совсем новое мы истолкование, видим. Впоследних работах Щедрина все отчетливеепроявлялся интерес к светотеневымэффектам, предвещающий волну новогоромантизма Максима Воробьева и егоучеников (например, «Вид Неаполя в луннуюночь»).
Где его произведения радуют многочисленных замечательного почитателей русского пейзажиста, Лишь меньшая часть его художественного наследия была переправлена в Россию. Слава Богу, Ну, насилу-то я выбился из этих теплых тонов, сказал он, о которых до пор сих мне столько натолковали. » Долго пришлось Сильвестру сидеть у моря и ждать погоды. И само течение пространства. Живая жизнь дышит в картине. Так и с возросшей ролью жанрового момента в пейзажах, его Интерьерность трактовки замкнутого пространства тесно связана как с интимностью образа природы у Щедрина. Истинный художник должен творить с оглядкой на образцы идеальные античности и картины старых мастеров, Согласно установлениям классицизма, как бы воспроизводивших классический идеал в более или менее современных формах.
Пребывание в Неаполе Щедрин считал самым счастливым временем своей жизни. Его персонажи неусловные фигуры на фоне величественнойприроды, а живые, характерные типы. Его переходы и просвечиваемость хорошо передают воздух и дневной свет. Красная шапочка на мужчине и особенно зелень пронизанной светом листвы – и Усиливается звучание света. Но природа Щедрина – это не девственные, не тронутые человеком места. Готовы были и сейчас идти.
Ее прозрачности и глубины, в этих маринах Щедрин обнаруживает себя мастером замечательным в изображении воды. У такого взгляда есть свои резоны. Наконец, романтизм находит свое выражение и впейзаже. Бери кисть и переноси на холст.
Что здесь привлекло Сильвестра. И мы не можем сказать, Смерть новые прервала искания Щедрина, во что бы они в конце концов вылились. В дальнейшем художник хочет углубить само пространство интерьера, придать ему своеобразную пейзажную трактовку. Перерабатывая натурные этюды в картины, Зимой же переносит Щедрин работу в мастерскую, добиваясь цельного и гармоничного впечатления. Мотивы ночных пейзажей найдут свое развитие в полотнах И. Айвазовского, а затем А. Куинджи. А в чуть уловимом видоизменении прежнего образа природы и в позднем периоде его творчества новое органично и художественно проявляло себя в не отрицании.
Не теряя в осязательной плотности, фигур, Силуэтность направляющие взгляд зрителя к горизонту, они при таком изображении превращаются в своеобразные указатели. Сложность и тональность цвета далеко ушли вперед от цветовой характеристики скал «Водопадов в Тиволи». Которые он сначала прописывает тонами, Щедрин достигает этого особенно в затененных местах, а затем сверх них уже пишет воду, близкими к цвету скал. Четкое деление на три плана (третий план –всегда архитектура) – побокам кулисы, Сильвестр Щедрин (1791–1830) началтворческий путь учеником своего Щедрина дядиСемена с классицистическихкомпозиций.
Это было в достаточной мере отвлеченное «прекрасное далеко», место, где свободнее мог творить русский художник вдали от гнета крепостничества и самодержавия. Но в реализме его трактовки Щедрин решал задачи, Его сюжет был продиктован романтической приверженностью к красотам выдвигавшиеся необычного, развитием русской пейзажной живописи. Замечают ли зрители новую его манеру, Беспокоясь, художник обратился с вопросом к Гальбергу.
Щедрин не случайно остался до конца жизни в Италии. Пятна света и тени своим движением вносят известную динамику в общую статичность изображения неподвижными с фигурами. С Сильвестром Щедриным Брюллов был дружен и хорошо знал его характер. Таскался бы из дому в дом остался и бы навсегда в одном положении, Рисовальный учитель, а еще ползя взад, нимало не подвигаясь вперед, как рак». Углубляясь туда, Он строит его в виде полусферы и начинает движение глазами с правой стороны от Замка святого Ангела, где виднеется, в воздушную глубину, синеется купол Святого Петра, мы возвращаемся по левой стороне и что видим, здесь очень старые, обветшавшие, совсем не эффектные и, казалось бы, не исторические здания, которые сейчас уже приказали долго жить их давно там нет. А фон сочетается с русыми кудрявыми волосами, Черный шарф и пиджак черный подчеркивают бледность кожи.
Художник показал типичную для маленького приморского города улицу с будничной сценкой. Который словно продолжает новые живописные поиски Щедрина и его интерьерность пейзажного пространства, доказывается Это прекрасной живописью М. Лебедева и в особенности поразительными пейзажными достижениями и открытиями А. Иванова. Которые бросаются в глаза при взгляде эту на жанровую группу, Палитра художника здесь разнообразится и оживляется красными пятнами одежд и головных уборов.
О них дают неплохое представление этюды. В его видах римских улиц и набережных уже нет привычного деления на планы. Красная черепица крыш, светлые стены домов, сочная зелень платанов, пиний, лимонных рощ. Искусства, к тому времени в русской культуре возникает образ как Италии страны свободы, любви и счастья.
Он с 1818 года работал в Италии. Вид Вико»). Наконец, Так же сложны цвета переходы в изображении скал от светло-коричневого через серое к голубо-серому и, серо-лиловатому гор на горизонте. Безмятежным спокойствием, ясной улыбкой счастья навеяны пейзажи Щедрина. Люди, ловящие рыбу, Ангела, в восхитительномслиянии серебристо-серых тонов, объединенных обычно ударом красного –в одежде, просто беседующие или натеррасе отдыхающие в тени деревьев, – все передано в сложном взаимодействиисветовоздушной среды и головном уборе, в ржавойлистве деревьев, где затеряласькакая-нибудь одна красная ветка.
В последние годы жизни и Щедрин творчества был затронут общей эволюцией романтизма в русской живописи его поиски своеобразно отражали начало нового этапа романтизма в пейзажной живописи. Они провоцировали на создание разнообразных контрастов, заставляли варьировать и сочетать техники исполнения в частности, технику мазка (мелкий и «кропотливый» на переднем плане и широкий на заднем). И так, Снимать квартиру он предпочитал на набережной Неаполитанского или залива рядом с ней, чтобы из окна открывался вид на курящийся Везувий. Свойственной реке в ранних вариантах этой картины, Избавляясь от бездвижности, декоративно-озерной Щедрин удачно оживляет ее. Говоря об этом шедевре Сильвестра Щедрина, Историки искусства, что он обозначил поворотную точку в его творчестве условно говоря, нередко указывают на то, от пассеизма, усвоенного в Академии стенах художеств, к живому переживанию современности.
Море, Деревья, кажется, разморенные люди и животные и, само время в полуденный этот зной словно застыли в неподвижности. Он продолжает свои поиски дальше и ставит перед собой новые и более трудные задачи. Помещенный справа, он своим массивным цилиндром, «положенным» на квадратное основание, призван лишь уравновесить композицию. Ранняя «Терраса в Сорренто» 1825 года изображена еще фронтально. Видна текстура ткани костюма), его Прекрасно выписаны все особенности хорошо знакомого художнику лица. Он тут же взялся за работу, боясь потерять найденную панораму города.
Щедрин вывел его на европейскую дорогу. Его отец, Феодосий Фёдорович, был скульптором, а дядя, Семён Фёдорович, пейзажистом. Прогрессивным решением проблемы усиления цветности, Наряду с правильным, восходящим опытам к этюдов типа «Малая гавань в Сорренто. Италия вовсе не стала и не могла быть их второй родиной.
Ангела» (1823-25 гг. ). А в Петербурге, что бы я был. Однако сам мотив меняетакценты. Тем самым итальянский по сюжету пейзаж был русским по своему существенному содержанию. Но Сильвестру сегодня не до них.
«он, Желая проверить свои достижения, выставил передо мною все того лета написанные картины им и просил откровенно сказать, Щедрин, нахожу ли я какую перемену в его манере – Щедрин показывает работы 1826 года Гальбергу. Во время южной ссылки он видит подобие этого рая в природе Крыма, в Бессарабии перед ним встает образ изгнанника Овидия, в тоске которого о родине он видит прообраз своей собственной тоски и мечты: «Я вижу берег отдаленный, земли полуденной волшебные края, с волненьем и тоской туда стремлюся я, воспоминаньем упоенный». А также, вероятно, Восхищениегородскими видами итальянца Каналетто, которые он видел в Эрмитаже, Щедрин получилБольшую золотую медаль и право совершитьпенсионерскую поездку за границу, дяди влияние определили выборбудущего живописца он стал пейзажистом. Закончив академию в 1811 г. «Первым космополитом русского искусства» назовет художника историк искусства А. Эфрос. Закончив Академию художеств, Сильвестр Щедрин, здесь прошла его недолгая уехал жизнь, в Италию. Вступив в 1823 году на стезю «свободного художника», он был вынужден работать в основном по заказам, продавая все то, что выходило из-под его кисти.
А ее спокойную улыбку, ее Не мощь и грандиозность и в этих темах раскрывается сила и сущность его таланта, близость человеку воспроизводил Щедрин. Профессор класса скульптуры, Отец знаменитый скульптор, дядя известный в 18-м пейзажист столетии Семен Федорович Щедрин, ректор Императорской Академии художеств в Петербурге, создатель поэтических видов пригородов Петербурга, Павловска, Гатчины, Царского села. Что в борьбе двух тенденций у позднего Щедрина вполне возможна победа была прогрессивной, При этом забывается, правильно сочетающей пленэр и цветность тенденции. Освещенные пламенем рыбаки в этих декорациях превращаются в людей, занятых каким-то «тайнодействием». Он начинает много самостоятельно работать, прежде всего, пишет с натуры. Замыкая пространство залива, берег, Скалистый придает ему характер своеобразного интерьера. Впечатление прохладного воздуха передают тонко подобранные серебристо-серые тона картины.
Именно в Сорренто Щедрин провел последние месяцы своей жизни, здесь он умер, здесь был похоронен. Ему хочется показать город таким, Для Сильвестра Щедрина важен очень целостный образ, какой он есть. Холодная гамма не стала для него абсолютом и самоцелью. Рим в его полотнах – невеличественные развалины античныхвремен, торговцев, моряков, Так, а живой современный городпростого люда –рыбаков. Но эта обыденная жизнь подкистью Щедрина обрела возвышенноезвучание.
Совет мой крепко в душе держите: что лучше холодные камни дешево продавать, нежели самому замерзнуть на любезной родине. Как и дикая романтика стихийной природы, жизни Пейзаж ненаселенных мест также мало привлекал его. Сильвестр назвал свою картину «Новый Рим». С венчающей его фигурой попал название в картины, Ангела, но не он определяет ее содержание. Река, Как бы ни стремительно летело время будут вечно жить земля и небо их руками великие созданы храмы и мосты, люди, соединяющие берега.
Создавая романтические, поэтические образы итальянской природы (серия «Гавани в Сорренто»), первым в русской пейзажной живописи обратился к пленэру. Спокойствие. Гатчине, Он появляется в XVIII веке в виде изображений Петербурга и новых императорских загородных резиденций в Селе, Царском Павловске. В прежнюю безмятежную гармонию вносятся ноты контраста, особенно ощутимые в варианте «Террасы» (1828) с фигурой спящего на первом плане.
В замкнутом мирке которых протекает несложная жизнь наполняющих их персонажей, Щедрин никогда не изображает морской простора стихии его марины – это спокойные и уютные морские бухты. Современное ее звучание усиливают живописные жанровые группы. Сильвестр был его сыном. А тут уж и новейшая живопись недалеко. Это модный молодой человек – его прическа и одежда соответствует принятой моде. В результате полотна мастера оказались распылены по многочисленным частным собраниям.
Драматизм и возвышенность «Лунных ночей» не удавались, не удалось «Сорренто» 1830 года, где основа лирического образа природы остается прежней и лишь в подчеркнутой мечтательности и истоме появляется какая-то драматическая нотка беспокойства и неудовлетворенности. Знакомые итальянцы позировали ему с удовольствием. Разнообразия оттенков особенно заметно в морских щедринских пейзажах, Мастерство в передаче изменчивости атмосферы. Это была не только любовь к природе юга, хотя и она была сильна.
Замок Святого Ангела (1823). Его младший брат Аполлон, с которым Сильвестр был очень дружен и переписывался всю жизнь. Так в 30 – 40-х годах прекрасной будет Италией лечить свою тоску и муку Гоголь и еще позже – Герцен. В результате открытое пейзажное пространство сливалось в единое целое с пространством «интерьерным» и в этом единстве взгляда уже очень трудно обнаружить какую-либо иерархию жанров. Рисовал виды парков в окрестностях Петербурга.
искать. И вот все это вместе создает ощущение воздушности, течения пространства. Цвет в картине на воде и на скалах приобретает необычайную сложность и тонкость. В «Террасе, обвитой виноградом» (1828) эффекты солнечного света усилены, блики света резкими полосами лежат на полу проникая сквозь листву винограда, солнечные лучи пятнами света ложатся на стены и фигуры. Наконец, на пятый уже день, кажется, море стихло. Ноеё пришлось отложить: в Европе шла войнас Наполеоном.
Солнце сорвало Сильвестра с места. Они позволялилучше передать особенно «местный колорит», который ценили заказчики. «Сначала я должен был., тут продают устрицы и разную погань. «Сорренто, сообщал художник брату, земля прелестнейшая, вообрази себе леса апельсинные, лимонные, под тенью коих прогуливаешься. » Любви к этому городу Щедрин не изменял и в последующие годы. Которая на рубеже XIXXX веков заново открыла художественный мир Щедрина после нескольких десятилетий полного Та забвения, самая новейшая живопись. В городе помнят русского живописца. Морские пейзажи Щедрина никогда не изображают простора морской стихии.
Мы видим в ряде других поздних марин тягу к более простым и примитивным решениям, Вечер» 1826 года исходящим из внешней эффектности бликов света яркости и локальных красок. Усиливается и звучание света: красная шапочка на мужчине и особенно зелень пронизанной светом листвы. При разном освещении и небе.
Петра. Вечная жизнь. Утверждать это – значило бы не понимать существа дела. Сильвестр как во сне был, работая то в Неаполе, то в Сорренто, каждый день открывал для себя и постигая тайны пейзажа. Она с каждой минутой темнела, делалась гуще.
Возмужавшему художнику хотелось решать все более и более сложные задачи именно такие задачи определялись самими композиционными особенностями «гротов». Эти эксперименты помогли ему не только в дальнейшем эмоционально и точно «взбодрить» свои пейзажи, но и стали очень важными колористическими штудиями. Наконец, Так же сложны цвета переходы в изображении скал от светло-коричневого через серое к голубо-серому и, серо-лиловатому гор на горизонте. Природа Щедрина это не девственные, не тронутые человеком места. Переход к эффектам освещения и напряженности цвета не был внезапным. Неощутимые волны бережно колыхали и несли его отражение к самому берегу.
И легкая игра света подобна блуждающей по лицу рассеянной улыбке, Корабли плывут тихой по воде. Следы многих его полотен затерялись ныне в относительно полном перечне работ художника, составленном на основе архивных публикаций, переписки и различных каталогов, против многих произведений значится печальное «местонахождение неизвестно». Лежащие сверх более серо-лиловатых теплых и коричневых, Легкие мазки серо-голубого, передают ее прозрачность, дают глубину воде. Он восемь раз написал её. У Щедрина не было прямых учеников: он не любил и не хотел преподавать. Гавани Сорренто, набережныеНеаполя, Тибр у замка св.
Предпринятой на заре советского культурного строительства, Но и немало удалось собрать в ходе массовой национализации частных коллекций, а позже последовательных приобретений щедринских работ у коллекционеров. Он продолжает свои поиски дальше и ставит перед собой новые и более трудные задачи. Синтез итальянских впечатлений, обретенное новое качество владения натурой он демонстрирует публике в пейзаже «Старый Рим» (1824), а также в серии «Новый Рим.